автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему: Эволюция ценностей в сфере российского школьного образования
Текст диссертации на тему "Эволюция ценностей в сфере российского школьного образования"
/ч
/
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ __ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА_
Институт государственного управления и социальных исследований Кафедра социологии управления
Диссертационный Совет Д 053.05.93
Филиппов Дмитрий Михайлович
Эволюция ценностей в сфере российского школьного образования
Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук
Специальность 22.00.04 Социальная структура, социальные институты и процессы
Научный руководитель: кандидат философских наук,
доцент Подольская Т.Я.
Москва 1999
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ_3
РАЗДЕЛ I. Проблема интерпретации ценностей_17
§ 1. Природа и понятие ценностей_17
§ 2. Типология ценностей_28
§ 3. Ценностные процессы в современном российском обществе_33
РАЗДЕЛ II. Ценностные . ориентации участников
образовательно-воспитательного процесса_54
§ 1. Ценностные понятия_54
§ 2. Ценностные качества_73
§ 3. Факторы, влияющие на ценностные ориентации_84
РАЗДЕЛ III ' Формирование ценностных ориентаций основных участников учебно-
воспитательного процесса_88
§ 1. Управление образовательными учреждениями_88
§ 2. Ценностные аспекты "модели выпускника"
образовательного учреждения_96
§ 3. Влияние школьной среды на процесс формирования
ценностных ориентаций_112
§ 4. Возможные пути оптимизации управленческой деятельности_ ._140
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_147
Литература_153
Приложения_160
Введение
В зарубежной социологии проблема ценностных изменений, трансформации и модернизации ценностей разрабатывается достаточно давно в рамках теории модернизации и современных исследований, диагностирующих и интерпретирующих ценности западного общества.
В отечественной социологии до недавнего времени данная проблематика была представлена отдельными и немногочисленными исследованиями преимущественно описательного характера.
И только с появлением целого ряда фундаментальных работ современных российских социологов проблема трансформации ценностей в процессе социокультурной эволюции российского общества была исследована и интерпретирована как целостная теоретическая проблема в рамках существующей историко-социологической научной традиции, с применением новейших методов исследования и обработки данных.
Актуальность темы исследования
В современной научной и популярной литератур^ все чаще встречается понимание ценностей как синонима духовности и позитивной направленности в будущее современного российского общества.
И это не случайно. В контексте современной социокультурной эволюции российского общества именно ценности являются эталоном в жизнедеятельности индивида и общества в целом и, с другой стороны, удерживают общество в позитивной области развития.
Рост интереса к проблеме ценностей на современном этапе развития российского общества объясняется, с одной стороны, ее переводом в подлинно научную плоскость в результате применения современных методов эмпирических исследований, обработки и интерпретации полученных данных (корреляционного, факторного, кластерного анализа и т.д.), позволивших на эмпирическом уровне верифицировать теоретические положения, общие и частные гипотезы, представленные ранее на теоретическом уровне и, с другой стороны, объективно усиливающейся ролью ценностей в социокультурной эволюции современного российского общества.
Несмотря на общероссийский масштаб и высокий уровень теоретических обобщений, выводов и прогнозных оценок работ российских исследователей, сама природа рассматриваемой проблемы объективно требует постоянного обновления данных, фиксации и прогнозирования определенных тенденций ценностной эволюции российского общества.
Одним из возможных для отслеживания происходящих изменений в ценностной системе российского общества представляется теоретико-эмпирический подход, основанный на анализе процесса взаимодействия традиционных и современных ценностей в ценностном сознании россиян, позволяющий зафиксировать определенные направления социокультурной эволюции российского общества.
В свете ценностной трансформации, переживаемой современным российским обществом, представляется актуальным анализ ценностного сознания индивидов с точки зрения выраженности двух типов ценностных ориентаций: традиционно-позитивного и материально-прагматического.
Под традиционно-позитивным типом ценностных ориентаций в настоящей диссертационной работе понимается общая направленность личности на традиционно-позитивные ценности и установки (образование, интересная работа, семья, забота о близких, здоровье, отдых, дружба, любовь и т.д.).
Под материально-прагматической направленностью личности понимается ее направленность на личную выгоду, доминирующая ориентация личности на жизненный успех, понимаемый ею как достижение максимально высокого уровня материального и социального положения (главными индикаторами прагматической направленности личности является приоритетное положение денег, власти, карьеры, престижа и т.д. в системе ценностных ориентаций личности).
В данной диссертационной работе взаимодействие традиционных и современных ценностей в ценностном сознании индивидов рассматривается с позиции:
•функционирования ценностных систем как относительно самостоятельных, латентных объектов;
•взаимодействия ценностей с определенными параметрами современного российского общества, такими как низкая степень адаптации абсолютного большинства россиян к происходящим изменениям, высокий
уровень личной тревоги индивидов, негативная оценка будущего (ностальгия по прошлому), относительно высокий уровень субъективного контроля, обусловленный утратой патерналистских ожиданий и жизнью по принципу «спасение утопающих - дело рук самих утопающих» и другими характеристиками личности (пол, возраст, уровень дохода и т.д.).
Применение этого подхода позволяет не только зафиксировать динамику взаимодействия современных и традиционных ценностей в ценностном сознании россиян, но и установить факторы, влияющие на ценностные ориентации личности.
Цели и задачи исследования
Основными целями данной диссертационной работы являются:
• исследование ценностного сознания россиян на примере школьного образования с точки зрения выраженности двух типов ценностных ориентаций - традиционно-позитивного и материально-прагматического в процессе их взаимодействия с определенными параметрами реформируемого российского общества (низкой степенью адаптации, высоким уровнем личной тревоги, негативной оценкой будущего и т.д.);
• создание оптимальной и эффективной модели управления процессом формирования ценностных ориентаций основных участников образовательно-воспитательного процесса.
Реализация указанной цели предполагает решение общих и специальных задач: анализ процесса становления модернистских ценностей в ценностной структуре основных участников образовательно-воспитательного процесса, содержания и специфики управленческой деятельности по формированию их ценностных ориентаций, фиксация факторов, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентаций личности, выработка практических рекомендаций по повышению эффективности и качества управления образовательными учреждениями.
Объектами исследования являются:
-ценностная структура субъектов образовательно-воспитательного процесса;
-существующие модели управления образовательными учреждениями.
В качестве предмета исследования выступают:
-содержание, специфика и основные тенденции процессов трансформации ценностной структуры участников учебно-воспитательной деятельности в условиях реформируемого российского общества;
-учебно-воспитательная среда образовательного учреждения.
Теоретико-методологической базой данной диссертационной работы являются основные принципы и положения социологии ценностей, представленные в:
•рамках общей историко-социологической традиции [Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки (1918). Американская социологическая мысль. М., 1994., Э.Дюркгейм. Ценностные и «реальные» суждения. Социологические исследования. № 2., 1991., Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. Культурология, 20 век. М., 1995., Г.Риккерт. Два пути познания. «Новые идеи в философии», № 7, СПб., 1913., Р.К.Мертон. Социальная структура и аномия //Социологические исследования. № 3, 1992., История социологии в Западной Европе и США. М.: 1993., «История буржуазной социологии XIX - начала XX в.», «История буржуазной социологии первой половины XX в.», «Критика современной буржуазной теоретической социологии», «Современная буржуазная эмпирическая социология»] [81, 25, 69, 70, 61, 36, 37, 38, 47, 77]
•работах современных отечественных авторов [Лапин Н.И., Беляева Л.А. Кризисный социум: наше общество в трех измерениях. М., 1994 и Лапин Н.И., Беляева Л.А., Здравомыслов А.Г., Наумова Н.Ф. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996, Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979, Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986, Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988, Андреенкова A.B. Материалистические / постматериальные ценности в России II Социологические исследования. 1994. № 11, Докторов Б.З. Россия в европейском социокультурном пространстве // Социологический журнал. 1994. № 3, Клямкин И.М. Советское и западное: возможен ли синтез? // Политические исследования. 1994. № 4, № 5, Матвеева С.Я. Модернизация в России и конфликт ценностей. М., 1994 и других];
•зарубежных исследованиях ценностей на индивидуальном, групповом и социетальном уровнях [Roceach М. The nature of human values. N.-Y., London.
The free press, 1973], [Ingelhart R. Cultural shift in advanced industrial societies. Princeton university press, 1990] [49, 50, 88, 32, 65, 2, 24, 41, 59, 103, 99].
Ценностные ориентации основных участников образовательно-воспитательного процесса были изучены в результате проведенного в рамках настоящей диссертационной работы исследования.
С целью получения необходимых данных для исследуемой совокупности были разработаны специальные опросники личности.
Диагностика выраженности того или иного типа ценностных ориентации анализируемых групп в опроснике осуществлялась одновременно на терминальном и инструментальном уровнях.
Список ценностей, являющихся в опроснике индикаторами той или иной направленности личности был сформирован на основании стимульного материала опросника "Ценностные ориентации" М.Рокича. Однако, если методика Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей респондентами, то в использованном в исследовании опроснике предусмотрена иная процедура ранжирования: введена ограничительная квота при выборе респондентами значимых ценностных понятий (не более пяти из 15-ти представленных). Подобная ситуация выбора, по мнению автора, существенным образом усиливает его значимость. В свою очередь, при обработке полученных данных ценностные понятия были проранжированы в зависимости от удельного веса респондентов в группе (в %-ном выражении), остановивших на них свой выбор.
Вывод о выраженности того или иного типа ценностной ориентации личности основывался на совокупности выборов респондентами тех или иных ценностных понятий, сгруппированных по критерию содержательных признаков той или иной направленности личности.
В исследовании приняло участие более тысячи респондентов: учащиеся выпускных классов общеобразовательных школ г. Рязани, их учителя и родители.
С целью изучения динамики наблюдаемых в исследовании ценностных процессов на базе исследуемой совокупности по аналогичной методике был проведен второй дополнительный опрос.
Обработка данных осуществлялась методами многомерного статистического анализа. Погрешность полученных результатов равна 0,25 при доверительной вероятности 0,95.
Специальная методика позволила проанализировать существенность наблюдавшихся корреляций рангов. Существенность полученных коэффициентов корреляции была проверена при 5%-ном уровне вероятности.
Степень разработанности проблемы
Исследование ценностей на уровне отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом - достаточно традиционная, давно разрабатываемая область в мировой науке.
В рамках существующей историко-социологической научной традиции можно выделить несколько различных парадигм, определяющих постановку проблемы ценностей (системы ценностей) по различным основаниям.
Так, Дюркгейм впервые поставил и интерпретировал проблему ценностей как социологическую проблему. Под обществом он понимал моральное (ценностное) единство индивидов. У Дюркгейма моральные связи и отношения конституируют общество в единое целое. Именно мораль у Дюркгейма детерминирует стабильность общественной структуры.
В основе современного Дюркгейму общественного кризиса, по его мнению, лежит изменение характера и содержания общего знания. Изменение норм и ценностей (не успевающее за слишком быстрыми темпами социальных изменений) влечет за собой утрату былой дисциплины и порядка в обществе. Новая мораль (индивидуализма) еще не упрочилась в качестве главной общественной ценности и содержания общего сознания. Органическая солидарность современного Дюркгейму общества, по его мнению, не исключает тем не менее дефицита правил поведения, что ведет к состоянию аномии, морального вакуума, отсутствию норм. Современное общество ввергнуто в моральный беспорядок, переживает социальную смуту. Выход из кризиса, по мнению Дюркгейма, лежит в усилении моральной регуляции.
Вслед за Дюркгеймом Р.К.Мертон признает нормативно-ценностный характер социальной регуляции, детерминирующей поведение и деятельность индивидов: «Именно вследствие всеобщей ориентации поведения на основные культурные ценности мы можем говорить о массе людей как обществе».
[Р.К.Мертон. Социальная структура и аномия //Социологические исследования. №3, 1992. С. 104] [61].
Анализируя типы приспособления индивидов в современном ему обществе, Мертон описывает нестабильное «недостаточно устойчивое» состояние общественной системы, вызванное, по его мнению, рассогласованием декларируемых целей (ценностей) и средств их достижения. Декларируемые в обществе достижительные ценности успеха, престижа и богатства вызывают у индивидов, действующих в условиях жесткой конкуренции, фрустрирующие состояния и реакции вследствие невозможности их реализации узаконенными в обществе институциональными средствами: «...несовершенная координация целей и средств в социальной структуре ведет к аномии. Поскольку одна из наиболее общих функций социальной структуры состоит в обеспечении предсказуемости и регулируемости общественного поведения, то по мере разобщения целей и средств эффективность данной функции снижается.
Равновесие установленных культурой целей и средств становится весьма нестабильным по мере увеличения акцентирования достижения престижных целей любыми средствами. В предельном случае общество становится почти непредсказуемым, и возникает явление, которое, собственно, и может быть названо «аномией» или культурным хаосом». [Там же, с. 108].
Аномия в понимании обоих авторов - это состояние ценностно-нормативного вакуума, характерное для переходных и кризисных обществ, когда старые социальные нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились.
Иная социологическая традиция в разработке концепции ценностей исходит от Риккерта. Понятие ценности становится центральным в его теории и играет роль основного термина в изложении всей его системы. Так, Риккерт рассматривал историю человечества как процесс осознания и воплощения ценностей, философию - как учение об общезначимых ценностях (ценности есть своеобразные объекты и составляют собственный предмет философии. Именно благодаря ценностям философия становится мировоззрением, «учением об идеалах человечества» (Виндельбанд), которое помогает понять «смысл жизни и значение нашего «Я» в мире» (Риккерт)), а культуру - как
общую сферу опыта, где единичные явления соотносятся с ценностями (всю культуру Риккерт определяет как совокупность благ, соотнесенных с ценностями в отличие от индифферентной к ценности природы), при этом именно ценности и определяют величину индивидуальных различий индивида в оценках и суждениях. Использование этого методологического подхода в новейших исследованиях позволяет проследить зависимость социального поведения от объективных процессов, происходящих в кризисном обществе.
Изучение ведущих объективных параметров как структуры, так и динамики социокультурных факторов, складывающихся в российском обществе, является одним из главных направлений исследования современного общества в рамках социокультурного подхода. Рассматривая ценностное содержан