автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Эволюция творчества и формирование художественной индивидуальности ингушского поэта Али Хашагульгова

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Хадзиева, Айна Ахметовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Магас
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Эволюция творчества и формирование художественной индивидуальности ингушского поэта Али Хашагульгова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эволюция творчества и формирование художественной индивидуальности ингушского поэта Али Хашагульгова"



На правах рукописи

Хадзиева Айна Ахметовна

ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСТВА И ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ИНГУШСКОГО ПОЭТА АЛИ ХАШАГУЛЬГОВА

Специальность 10.01.02. - Литература народов Российской Федерации (Литература народов Северного Кавказа)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

НАЛЬЧИК 2005

Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы Ингушского государственного университета.

Научный руководитель: кандидат филологических наук, профессор

Мартазапов Арсамак Магомедович

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Эфендиева Тамара Емельяновна

кандидат филологических наук Пазова Марьят Сергеевна

Ведущая организация: Адыгейский республиканский институт

гуманитарных исследований

Защита состоится " 20 " декабря 2005 года в 10.00 часов на заседании Диссертационного Совета Д.212.076.04 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова (360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кабардино- 1

Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173).

«

Автореферат разослан " -/у^ ноября 2005 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

А.Р. Борова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном литературоведении проблемы творческого самоопределения, формирования художественной индивидуальности и этапов эволюции творчества отдельных художников слова остаются постоянным объектом научных изысканий. В тесной связи с данными проблемами находятся и вопросы взаимосвязи фольклора и национальной литературы, типологии, жанровой специфики, поэтики.

Проблема творческой индивидуальности в литературоведении не нова. Каждая новая эпоха вносит свой вклад в ее понимание и решение, она конкретизируется, прежде всего, особенностями реальных исторических условий. В национальной литературе расцвет поэзии определяется развитием творческих исканий в конкретные исторические периоды: общие черты духовной жизни эпохи, народа, социальной среды по-разному проявляются во внутреннем мире отдельных личностей - у одних в меньшей степени, у других в значительной степени яркости, глубины и индивидуальности. Именно они оказываются характерными носителями социального сознания своего народа, своей среды, своего времени. Одним из таких ярких художников, несущих в своем творчестве социальное сознания народа и эпохи, является ингушский поэт Али Хашагульгов.

Яркая творческая индивидуальность, художественно воплощающая в поэзии проблемы своего времени, способствует ускоренному развитию национальной литературы. Значение творческой индивидуальности трудно переоценить для формирования и развития молодой литературы: она совмещает в своем творчестве и национальную историю, и эстетические достижения времени, вносит значительный вклад в культурное богатство своего народа.

Зо 35

Процесс формирования творческой индивидуальности - это непрерывный контакт, взаимовлияние различных творческих направлений, личностей, это взаимообогащение и поиск собственного художественного "я". Философская, интеллектуальная поэзия А. Хашагульгова формировалась не одно десятилетие, пользовалась широкой популярностью, провоцировала исследовательский интерес. Тем не менее, многогранное творчество А. Хашагульгова в силу объективных причин еще не стало предметом серьезного научного анализа, хотя отдельные аспекты творчества поэта изучались в том или ином ракурсе. До настоящего времени литературоведческая работа по творчеству поэта была затруднена отсутствием архивных материалов. Это актуализирует научно-исследовательский поиск по обозначенной проблеме.

Данная диссертационная работа - первая попытка монографического исследования проблем эволюции и формирования художественной индивидуальности ингушского поэта Али Хашагульгова в контексте русской и северокавказской литератур.

Дели и задачи исследования

Целью настоящей диссертационной работы является сравнительно-исторический и структурно-теоретический анализ творчества ингушского поэта Али Хашагульгова, чья поэзия впервые подвергается монографическому исследованию. В соответствии с поставленной целью требуется решение следующих задач:

- изучить этапы эволюции творчества Али Хашагульгова;

- исследовать творчество поэта во взаимосвязи аналогий мирового опыта и индивидуальных национальных творческих открытий поэта;

- выявить круг проблем его творчества, а также своеобразие воплощения основных поэтических тем;

- провести анализ индивидуальной поэтической манеры Али Хашагульгова, определить новаторство его поэзии;

- определить роль и место Али Хашагульгова в ингушской, а также в северокавказской литературе.

Опираясь на общетеоретические положения, а также на труды ведущих ученых по данной проблематике, мы в нашей работе рассматриваем вопросы эволюции творчества поэта, основные темы и мотивы его лирики, отдельно анализируем тему детства в творчестве писателя, а также исследуем поэзию А. Хашагульгова в контексте русской и национальных литератур XX века.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые анализируется проблема эволюции творчества ингушского поэта Али Хашагульгова и вопросы формирования его художественной индивидуальности.

В данной диссертационной работе предпринята попытка детального, комплексного изучения творчества крупного национального поэта, прозаика, лингвиста, переводчика с учетом достижений современной литературоведческой науки. Нами анализируется не только содержательный уровень его произведений, но также выявляются особенности рифмы, ритмики, поэтического языка.

Материалом для исследования послужили произведения поэта, написанные в период 1960-1980-х годов: стихи о родине, о народе, о поэте и поэзии, о детстве, о родной природе, о женщине. Нами анализируются произведения, написанные как на ингушском, так и на русском языках.

Методологической основой диссертационного исследования являются основные положения и принципы современного литературоведения, разработанные в трудах Л. Абрамовича, А. Богданова, Ю. Борева, Г. Гачева, Л. Гинзбург, Ю. Лотмана, Ю. Тынянова, а также X. Бакова, М. Сокурова, 3. Толгурова, Т. Толгурова, Ю. Тхага-зитова, А. Хакуашева, Р. Хашхожевой, Т. Эфендиевой и др.

Теоретическую основу диссертационной работы составили труды исследователей, непосредственно занимавшихся изучением творчества А. Хашагульгова: Р. Гайсановой, X. Точиевой, X. Хаз-биевой, М. Яндиевой и др.

Степень научной разработанности темы. Лирика Али Ха-шагульгова не подвергалось монографическому исследованию, хотя в некоторых статьях и главах монографий, посвященных ингушской поэзии, анализировались отдельные аспекты его творчества. Среди таких работ необходимо отметить статьи Р. Гайсановой "Поэт, художник, человек высокой чести" (1999); X. Точиевой "Национальный поэт" (1999); X. Хазбиевой "Удивительная сила" (1998); М. Яндиевой "Духовное мужество" (1998) и "Поэзия как альтернатива спасения" (2003) и др. В этих работах анализируются художественные особенности поэзии А. Хашагульгова, которые в совокупности дают определенное представление о самобытности поэта, его ярко выраженном индивидуальном стиле. Однако в существующих работах исследуется, как правило, какой-то отдельный период творчества или тематический цикл произведений автора. Так что при всем многообразии мнений относительно поэзии А. Хашагульгова специального монографического исследования, посвященного вопросам эволюции творчества поэта и формирования его художественной индивидуальности, нет.

В анализе теоретических аспектов проблемы творческой индивидуальности мы опирались на труды В.Г. Белинского, Д. Благого, В. Виноградова, М. Горького, H.A. Добролюбова, В. Кулешова, Ю. Лотмана, Ю. Манна, Д.Н. Писарева.

Значительную роль в формировании нашей научной концепции сыграли также труды исследователей, изучающих поэтические жанры в литературах Северного Кавказа: Р.Ахмедовой "Кумыкская поэма" (1990); X. Бакова "Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии" (1994); 3. Налоева "Послевоенная кабардинская поэзия" (1970); 3. Толгурова "Движение балкарской поэзии" (1984); Ф. Узденовой "Поэма в литературах народов Северного Кавказа" (2001); Ч. Юсуповой "Дагестанская поэма" (1989) и др.

В исследование проблем формирования и развития ингушской литературы значительный вклад внесли И. Дахкильгов, Б. Зя-зиков, В. Корзун, А. Костоев, А.У. Мальсагов, Д. Мальсагов, А. Танкиев, Р. Ужахова, М. Яндиева. В трудах этих авторов исследуются вопросы истории ингушской литературы и фольклора, проблемы их взаимовлияния, особенности формирования и развития национальной прозы, поэзии и т.д. Особое место в трудах занимает проблема творческого становления отдельных ингушских писателей и поэтов.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что она обогащает представление об этапах эволюции творчества А. Хашагульгова, о жанровой и художественно-стилистической специфике его поэзии, о роли и месте поэта в истории ингушской и северокавказских литератур. Материалы исследования могут быть использованы при изучении истории ингушской литературы XX века, при чтении специального курса по творчеству А. Хашагульгова, а также при составлении учебников, учебных пособий и программ по истории ингушской литературы для филологического факультета Ингушского государственного университета.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Диссертационная работа была обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры русской и зарубежной литературы Ингушского государственного университета (июнь 2005), а также на заседании научного семинара кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета "Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа" (сентябрь 2005 г.). Основные положения диссертационного проекта заслушаны и обсуждены на пленарном и секционном заседаниях научной конференции в честь десятилетия Ингушского государственного университета, а также отражены в ряде статей.

Структура работы. Структура диссертационного исследования определена его материалом, основными целями и задачами. Работа состоит их введения, трех глав, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении определяются цели и задачи исследования, научная новизна, обосновывается его актуальность, теоретическая и практическая значимость, дается изложение методологических принципов работы.

В первой главе "Творческая судьба поэта" исследуются этапы эволюции творчества Али Хашагульгова, определяется его роль и место в истории ингушской и северокавказских литератур.

Творческая судьба поэта была определена трагической судьбой ингушского народа, что нашло непосредственное отражение в произведениях А. Хашагульгова. Как поэт он сложился в период 1960-х годов, был действительно истинным "шестидесятником" -народным, талантливым, свободолюбивым и демократичным. Его творчество представляет интерес не только как поэтическое, он также был прозаиком, переводчиком, лингвистом, художником. Исследователи отмечают неординарность личности поэта, необычность его судьбы, своеобразие таланта. И именно в творчестве А. Хашагульгова ингушская национальная культура проявила то, что должно было стать почвой для дальнейшего развития литературы, для реализации национального самосознания.

Творчество А. Хашагульгова в ингушской литературе явилось свидетельством того, что национальная культура этого народа будет жить, развиваться и совершенствоваться. Однако многогранное творчество поэта в силу объективных причин пока не стало предметом серьезного научного исследования, хотя отдельные публикации - рецензии, статьи, очерки о нем и его творчестве - имеются. Это

связано, прежде всего, с отсутствием архивных материалов, а также недоступностью тех, что имеются в наличии. Все это до настоящего времени затрудняло серьезную исследовательскую работу по вопросам творчества поэта.

Мотивы лирики А. Хашагульгова сложно конкретизировать, отделить друг от друга, они взаимосвязаны и взаимодейственны:" стихи о родной земле, о природе наполнены глубокими философскими размышлениями о месте человека на земле, о его назначении, о жизни и смерти. Философская же поэзия соотнесена с природой Ингушетии, с ее горами, небом, солнцем, башнями. Тем не менее, мы попытаемся очертить основные мотивы лирики поэта.

Прежде всего, необходимо сказать о философской лирике, которую составляют стихи разных периодов творчества поэта: это стихи о народе, о родной природе, о прошлом, настоящем и будущем ингушей, об их культуре, языке, стихи о любви, "лагерная" поэзия с ее пронзительным чувством одиночества и тоски и другие. Не менее важное место в творчестве А. Хашагульгова занимают стихи о женщине. Написанные мужчиной-горцем, они наполнены глубоким уважением и нежной любовью, чутким, бережным отношением к ней: "Я пил тебя с ладоней как родниковую воду...". В одном из последних сборников стихов "Хьо" - "Ты" (1998) поэт обращается к любимой, воспевает ее, восхищается ею. Эти стихи посвящены первым людям - Адаму и Еве. Но шире этот сборник посвящен человеку вообще, женщине, в частности. Это гимн женщине-прародительнице и женщине-любимой, ее величию и красоте.

А. Хашагульгов - поэт и художник - мыслит масштабно, обладает планетарным сознанием. Его влекут к себе небо, земля, звезды, луна, горы. Он не завидует людям, их богатству, власти, он завидует горам, небу, звездам, их чистоте и вечности. А. Хашагульгов в своей поэзии приветствует горы, ведет беседы с башнями. Но наряду с высокими образами, параллельно с небесными

звуками звучат строки земные, страстные порой грешные, и в них иногда чувствуется гораздо больше силы, глубины, напряжения.

Одной из особенностей поэтической образности А. Хаша-гульгова является ее открытая социальная окрашенность, связанная с характером видения реальной действительности. В своих произведениях поэт открыто эмоционален, лирический герой его трагичен, он находится в остром конфликте с обществом, системой. В то же время характер героя твердый, открытый и честный.

А. Хашагульгов вошел в национальную литературу, когда в ней преобладала традиционная школа социалистического реализма, но молодой автор упорно искал свой путь, свои образы и символику, сумел вывести ингушскую поэзию на новую дорогу, освободив ее от шаблонов и нормативной заданности. Заслуги А. Ха-шагульгова в развитии и обогащении поэтических форм ингушской литературы велики. Он придал ингушской поэзии не только новое звучание, но впервые ввел ряд форм, обогатив национальную поэзию новыми рифмами и ритмами, новыми синтаксическими единицами и оборотами, фактически провел реформу стихосложения.

Во второй главе "Художественно-философское осмысление человека и истории в творчестве Али Хашагульгова" исследуются вопросы формирования художественной индивидуальности поэта. Мы подчеркиваем, что при наличии общих для многих кавказских поэтов тем, творчество А. Хашагульгова имело много специфических, индивидуальных особенностей. Основное внимание в главе уделяется исследованию следующих аспектов творчества поэта:

- образ родины и народа;

- проблема поэта и поэзии;

- тема детства и ее художественное решение;

- философское осмысление жизни и смерти.

Период 1960-1980-х годов, когда формировалось новое отношение к литературе и искусству, когда поднимались жизненно важные проблемы современности, в том числе и проблема национального своеобразия, стал периодом формирования творческой индивидуальности поэта. В главе анализируются поэтические произведения периода 1960-80-х годов, раскрывающие различные стороны национального характера, развивающие традиции русской и северокавказских литератур. Сосредотачивая свое внимание на особенностях формирования творческой индивидуальности поэта, мы вместе с тем исследуем и этапы эволюции его творчества.

Своеобразие поэтической индивидуальности А. Хашагульгова проявляется на разных художественных уровнях - содержательном, тематическом, на уровне поэтики. Особенности мировидения автора отражаются в специфическом хронотопе его поэзии, в индивидуальном художественном восприятии природы. В стихотворениях поэта практически отсутствуют чисто пейзажные зарисовки. Чаще он пытается установить взаимосвязь природы и человека. Это родство, это соединение с природой помогают А. Хашагульгову полнее ощутить красоту мира и придают особый оттенок его лирическому голосу. Каждую строчку своего стихотворения поэт пропускает сквозь сердце. Он не торопится распутать событийную нить сразу, а подступает к ней издалека, задерживаясь на разных природно-бытовых и психологических деталях.

Поэт ведет беседу с любимой, глядя в ее глаза, видит отголоски прошлого, пытается объяснить происхождение своего народа: "Такие облики говорят, /Были у амазонок/ "Золотым родником" показались, / падая, твои волосы". Поэт называет свою любимую по имени "Хани" ("Богиня времени",."вечноживущая"). Он возвеличивает ее до небес, ставит на один уровень с языческими богами. От нее зависит жизнь на земле, время, смерть. Женщина - мать, символ красоты, чистоты, добра, справедливости. Поэт относится к

ней уважительно и необыкновенно бережно. Если нет женщины, все теряет смысл: "Восходящая Венера, /Когда наступает утро, /Говорят, она свет дает,/ нет, ты моя богиня времени!"

Поэзия А. Хашагульгова, помимо эстетической, нравственно-этической функций выполняет еще одну, не менее важную - просветительскую. А. Хашагульгов - великолепный знаток национального языка. Названия птиц, деревьев, имена богов, понятия частей света, космоса постоянно присутствуют в его стихах. Поэт терпеливо учит читателя, повышает уровень знания национального языка. Поэзия А. Хашагульгова выражает особенности национального мышления, уходит своими корнями к национальным языковым истокам. Образ у поэта - это художественная мысль, которая является своеобразной формой познания мира. Поэзия А. Хашагульгова - это образное осмысление мира в стихах. Автор выражает здесь конкретные национальные черты ингушского народа. Чувства, мысли, образы подняты в этой поэзии на высокий лирический философский уровень. Своими корнями Ингушетия уходит в глубокую древность, у ее народа своя неповторимая история, святыни, боги, о чем должны знать и помнить последующие поколения. Эти знания несет в себе поэзия А. Хашагульгова.

Для стихов поэта характерно единство национального и интернационального. Через любовь к родному народу, его добрым национальным обычаям, его языку, истории поэт приобщается интернациональному чувству братства и дружбы народов, что подчеркивается и типичной кавказской иерархией отношений: гости, соседи превыше всего. Лирический герой поэзии А. Хашагульгова расширяет эту традиционную формулу, возводит ее в превосходную степень всеобщего интернационального братства.

Хашагульговские стихи не имеют аналогий в ингушской поэзии. Их лексика, тропы, синтаксические конструкции говорят о новаторском характере этой поэзии.

Третья глава "Мотивы любви и одиночества в поэзии А. Хашагульгова" посвящена анализу сборника стихотворений "Ты" (1998), куда вошло сорок произведений, каждое из которых содержит законченную философскую мысль о жизни, о любви, о месте человека на земле. Лирическое повествование ведется от лица первого человека, Адама, о человечестве, о сотворении мира, о начале жизни на земле, о потерянном рае, об одиночестве, о первой женщине Еве, о любви, о земных радостях.

Особенности трактовки темы любви и одиночества в сборнике стихов "Ты" подтверждают высокую степень лиризма и психо» логизма поэзии А. Хашагульгова. Любовная лирика А. Хашагульгова имеет множество оттенков, поражает богатством поэтических форм, образов, сравнений. "Ты" - это светлое начало вселенной, музыкальная основа жизни. Этим светом и музыкой пронизан весь сборник стихов. В основном это небольшие по объему лирические стихотворения, предельно простые, пожалуй, значительно проще большинства других стихов поэта. Но в них автор обращается к "вечным" темам, непосредственно связанным с проблемами бытия, с его тайнами. Поэт пытается "оправдать" первого Человека, женщину же считает причиной всех благ и бед, радости и горя, счастья и несчастья, жизни и смерти. Эти и подобные размышления * становятся содержанием сорока философских стихотворений сборника.

Стихотворения их цикла "Ты" представляют определенную 4 сложность в жанровом отношении. Во-первых, они близки соне-

там, пронумерованы как сонеты Шекспира, хотя в них не всегда сохраняется четырнадцатистрочная сонетная форма. Но остается бесспорным их изящество и глубокое философское содержание. Истинно народный ингушский язык со всем своим богатством -архаизмами, неологизмами, многозначностью и глубиной - вошел в этот цикл. Любовь и доброта являются основными его мотивами:

"Без тебя я влачил/ жалкие дни - /Дни без солнца!/ Без тебя мои ночи/ были темны/ Без сияния луны".

Во-вторых, среди жанровых особенностей поэзии А. Хаша-гульгова выделяется его частая ориентация на хокку - японское лирическое стихотворение, которое отличается краткостью и своеобразной поэтикой: это сжатые поэтические формулы, где нет ни одного лишнего слова. Колорит поэтичности в японских трехстишиях, как правило, создается особым кругом природных предметов и явлений, наделенных лирико-романтическим значением (звезды, солнце, луна, ночь). Из народной поэзии они переходят в литературную, продолжают развиваться в ней и дают начало новым поэтическим формам. Некоторые элементы поэтики хокку можно найти и в поэзии А. Хашагульгова, в частности, в цикле стихов "Ты".

Лирический герой А. Хашагульгова - это и юноша, и зрелый муж, и мудрый старец, постигший все радости и горести жизни. Его любимая - не только Ева, это женщина вообще, несущая и дарящая жизнь, прекрасная, добрая, многоликая. Лирический герой - первый человек, перед нами первые чувства, первые шаги человека (Адама) по земле и начало жизни людей во Вселенной. Различные мифы и образы оживают в стихотворениях А. Хашагульгова, которые становятся своего рода храмом, пространством, где поклоняются первому человеку. Все структурные и стилевые элементы цикла подчинены общей цели - восславить Адама и жизнь на земле. Время в цикле "Ты" —это Вечность, не каждодневный быт, а Бытие.

Художественный мир любовной лирики А. Хашагульгова не традиционен, ярко индивидуален, спектр его чувств широк. Писать о любви нелегко, особенно если учесть, что история человечества создала немало поэтических шедевров об этом величайшем чувстве. Подойти к знакомому явлению с неожиданной и неизвестной стороны, открыть в знакомом неувиденное - одна из

поэтических задач автора. Как зарождается чувство в душе поэта, что движет его поэтическим словом и поступком, остается тайной, провоцируя тем самым живой отклик в сердце читателя.

В цикле стихотворений "Ты" отражен идеал прекрасного, воплощенный в первозданном мире. Поэт ищет безукоризненные формы в устных легендах, сказках о жизни, которые создавались ингушским народом. Изначально цель мифа - объяснить человеку его место в мире, его связь с высшими силами, показать священный характер мироздания. В поэтической системе А. Хашагульгова мир народной фантазии становится источником поэтических тем, идей, сюжетов.

Автор обращается к мифу о первых людях - Адаме и Еве. С Адамом связана одна из ключевых тем сборника - тема одиночества. Он наделен сильной волей, аналитическим умом, способностью тонко чувствовать и воспринимать природу, окружающий мир, нежно любить женщину, но в то же время он глубоко одинок.

Образ Евы в сборнике "Ты" - это философский образ первой женщины, гимн, посвященный ей. Ева - языческая дева, пришедшая в поэзию А. Хашагульгова из старых религиозных поверий. Ева - красота на земле, радость жизни, надежда будущего. Это не только гимн прошлому - это гимн сегодняшней Еве, ее вечной жизни.

А. Хашагульгов блестяще использует традиционные для поэзии противопоставления: небо и земля, человек и создатель, начало жизни и ее конец. Лирический герой, обращаясь к любимой, заявляет, что она начало всех начал на земле: она любовь, красота, удивление поэта, его очарование и волшебство, связь между небом и землей, между человеком и создателем. Он хочет назвать свою возлюбленную "Солнце", "Луна", "Звезда", в итоге же называет "Жизнью".

Лирика А. Хашагульгова сложилась на почве ингушского народного быта и народной песенной поэзии. Богатство заключенного в мифе содержания послужило источником емких авторских образов, разнообразных мотивов, определивших оригинальное направление поэзии А. Хашагульгова в 1960-80-е годы. В результате тесного взаимодействия хашагульговской поэзии и мифологии сформировалась особая разновидность условно-художественного обобщения. Миф, привлечение тех или иных черт "языческой" образности в стихах А. Хашагульгова стали самобытным способом поэтического иносказания.

Традиционная тема любви обретает у А. Хашагульгова новое звучание, раскрывает чувственное переживание: словесная палитра поэта обретает неведомое богатство, многозначность и живость, изысканную восточную метафоризацшо. "Скрытая" метафора в стихах А.Хашагульгова естественно соотносится с символом и аллегорией. Аллегоричны образы, чьи действия не выходят за пределы одного текста: женщина ("Луна"), что "выходит замуж за мужчину" ("Солнце"); Мужчина ("День") и сменяющая его женщина ("Ночь"). Но те же образы, вариативно повторяясь в различных произведениях цикла, обретают устойчивые символические очертания. В этом случае солнце воспринимается как выражение радости, жизни и гармонии, а луна служит воплощением любви, зыбкой женской грусти: "Божья земля большая,/ объяснила Ты мне". У А. Хашагульгова любовь ясна и чиста, что подчеркнуто поэтическими определениями "солнечная", "лучистая".

Лирика А. Хашагульгова исполнена радости, любви, света и жизни. По ней можно учиться "чувству поэзии", восприятию и постижению прекрасного, разлитого во всем: и в природе, и в душе человека.

В заключении подводятся итоги и обобщаются результаты проведенного исследования:

1. Али Хашагульгов является одним из самых сложных ингушских поэтов XX века, что обуславливает непреходящий интерес к его творчеству. Непосредственные, откровенные, окрашенные субъективной страстью стихи составляют содержание его лирики. Страстно и сильно пробиваясь сквозь оболочку иносказаний, звучит живой голос поэта, полный надежд, насыщенный раздумьями о жизни, о любви, повествующий о горестях и радостях, выпадающих на долю человека. Поэзия А. Хашагульгова передает тончайшие оттенки любого переживания, воспроизводит извечные споры между сердцем и разумом.

2. Лирический герой А. Хашагульгова - живой человек, индивидуально неповторимая, внутренне самостоятельная личность, человек во власти сильного чувства. Лирика ингушского поэта провозглашает право земного человека на счастье, на наслаждение, на любовь. Она отстаивает абсолютную ценность и неповторимость земной жизни, а не райской, жизни нынешней, грешной, зовет радоваться каждому мгновению собственного бытия, любому проявлению красоты мира (сборник стихов "Ты").

3. По А. Хашагульгову, душа человека является полем битвы добра и зла, бога и дьявола. Философская мысль поэта определила новаторство его художественного мышления, принципы создания вымышленного мира. Как художник он интересен тем, что изображал не столько устоявшиеся формы жизни, сколько эволюцию складывающихся форм и отношений, пытаясь предсказать их развитие. Любовь для А. Хашагульгова - великая сила, помогающая человеку понять сущность природы. Раскрывая внутренние переживания человека, разнообразные состояния его духовной жизни, творчество ингушского поэта отображает его стремление к любви, мудрости, справедливости.

4. А. Хашагульгов был мыслителем синтетического склада, объединявшим воедино вопросы эстетические, общественные и вечные. Примером такого синтеза в искусстве является сборник стихов "Ты". Этот сборник явился своеобразным завершением длительных раздумий поэта, связанных с решением проблемы любви, стал результатом творческой эволюции Хашагульгова-поэта и человека, ибо любовь - великая тайна, и из процесса ее постижения во многом складывается судьба поэта и художника.

5. Одна из важных категорий поэзии А. Хашагульгова - память. Она Память выступает у него как категория индивидуальная, но и в тоже время всеобще-универсальная. Это память народа. Свою личную судьбу поэт рассматривает в единстве с судьбой народа, его историей. Его стихи организованны, прежде всего, духом воспоминания. Автору важно, что скажут о нем потомки. Творчество Али Хашагульгова - это целый мир, который еще предстоит оценить по достоинству.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

\. Хадзиева A.A. Разносторонняя деятельность Али Хашагульгова // Сборник научных трудов: Вузовское образование и наука. -Магас, 2005. - 0,2 п.л.

2. Хадзиева A.A. Тема детства в творчестве Али Хашагульгова // Вестник ИнгГУ- Магас, 2005. - № 4. - 0,3 п.л.

3. Хадзиева A.A. "...Не останавливайся, не уставай. На вершину горы поднимайся" // Сборник материалов региональной научно-практической конференции: Духовная щедрость народа. Ч. 2. - Назрань, 2005. - 0,3 п.л.

4. Хадзиева A.A. Философские размышления в лирике Али Хашагульгова. // Межрегиональная конференция: Традиции и инновации в культуре народов Северного Кавказа. - М., 2005. - 0,3 п.л.

5. Хадзиева A.A. Тема любви в поэзии Али Хашагульгова. // Литературная Кабардино-Балкария - Нальчик, 2005. -№ б. - 0,5 п.л.

печать 14.11.2005. Тираж 100 экз. Заказ № 4625.

Типография КБГУ 360004, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173

û

РНБ Русский фонд

2007-4 9093

rrirSiutoÄ^3]

\ ' ' ^.П'.ОТГ^

з ¿:

Получено 2 8 ФЕВ 2006

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Хадзиева, Айна Ахметовна

Введение.

Глава I. Творческая судьба поэта.

Глава И^Художественно-философское осмысление человека и истории в творчестве Али Хашагульгова.

2.1. Образ родины и народа в поэзии А.Хашагульгова.

2.2. Проблема поэта и поэзии.

2.3. Художественное решение темы детства в творчестве А.Хашагульгова.

2.4. Философское осмысление жизни и смерти.

Глава III. Мотивы любви и одиночества в поэзии

Али Хашагульгова.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по филологии, Хадзиева, Айна Ахметовна

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном литературоведении проблемы творческого самоопределения, формирования художественной индивидуальности и этапов эволюции творчества отдельных художников слова остаются постоянным объектом научных изысканий. В тесной связи с данными проблемами находятся и вопросы взаимосвязи фольклора и национальной литературы, типологии, жанровой специфики, поэтики.

Проблема творческой индивидуальности в литературоведении не нова. Каждая новая эпоха вносит свой вклад в ее понимание и решение, она конкретизируется, прежде всего, особенностями реальных исторических условий. В национальной литературе расцвет поэзии определяется развитием творческих исканий в конкретные исторические периоды: общие черты духовной жизни эпохи, народа, социальной среды по-разному проявляются во внутреннем мире отдельных личностей — у одних в меньшей степени, у других - в значительной степени яркости, глубины и индивидуальности. Именно они оказываются характерными носителями социального сознания своего народа, своей среды, своего времени. Одним из таких ярких художников, несущих в своем творчестве социальное сознания народа и эпохи, является ингушский поэт Али Хашагульгов.

Яркая творческая индивидуальность, художественно воплощающая в поэзии проблемы своего времени, способствует ускоренному развитию национальной литературы. Значение творческой индивидуальности трудно переоценить для формирования и развития молодой литературы: она совмещает в своем творчестве и национальную историю, и эстетические достижения времени, вносит значительный вклад в культурное богатство своего народа.

Процесс формирования творческой индивидуальности — это непрерывный контакт, взаимовлияние различных творческих направлений, личностей, это взаимообогащение и поиск собственного художественного «я». Философская, интеллектуальная поэзия А.Хашагульгова формировалась не одно десятилетие, пользовалась широкой популярностью, провоцировала исследовательский интерес. Тем не менее, многогранное творчество А.Хашагульгова в силу объективных причин еще не стало предметом серьезного научного анализа, хотя отдельные аспекты творчества поэта изучались в том или ином ракурсе. До настоящего времени литературоведческая работа по творчеству поэта была затруднена отсутствием архивных материалов. Это актуализирует научно-исследовательский поиск по обозначенной проблеме.

Данная диссертационная работа — первая попытка монографического исследования проблем эволюции и формирования художественной индивидуальности ингушского поэта Али Хашагульгова в контексте русской и северокавказской литератур.

Цели и задачи исследования. Целью настоящей диссертационной работы является сравнительно-исторический и структурно-теоретический анализ творчества ингушского поэта Али Хашагульгова, чья поэзия впервые подвергается монографическому исследованию. В соответствии с поставленной целью требуется решение следующих задач:

- изучить этапы эволюции творчества Али Хашагульгова;

- исследовать творчество поэта во взаимосвязи аналогий мирового опыта и индивидуальных национальных творческих открытий поэта;

- выявить круг проблем его творчества, а также своеобразие воплощения основных поэтических тем;

- провести анализ индивидуальной поэтической манеры Али Хашагульгова, определить новаторство его поэзии;

- определить роль и место Али Хашагульгова в ингушской, а также в северокавказской литературе.

Опираясь на общетеоретические положения, а также на труды ведущих ученых по данной проблематике, мы в нашей работе рассматриваем вопросы эволюции творчества поэта, основные темы и мотивы его лирики, отдельно анализируем тему детства в творчестве писателя, а также исследуем поэзию А.Хашагульгова в контексте русской и национальных литератур XX века.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые анализируется проблема эволюции творчества ингушского поэта Али Хашагульгова и вопросы формирования его художественной индивидуальности.

В данной диссертационной работе предпринята попытка детального, комплексного изучения творчества крупного национального поэта, прозаика, лингвиста, переводчика с учетом достижений современной литературоведческой науки. Нами анализируется не только содержательный уровень его произведений, но также выявляются особенности рифмы, ритмики, поэтического языка.

Материалом для исследования послужили произведения поэта, написанные в период 1960-1980-х годов: стихи о родине, о народе, о поэте и поэзии, о детстве, о родной природе, о женщине. Нами анализируются произведения, написанные как на ингушском, так и на русском языках.

Методологической основой диссертационного исследования являются основные положения и принципы современного литературоведения, разработанные в трудах Л.Абрамовича, А.Богданова, Ю.Борева, Г.Гачева, Л.Гинзбург, Ю.Лотмана, Ю.Тынянова, а также

Х.Бакова, М.Сокурова, З.Толгурова, Т.Толгурова, Ю.Тхагазитова, А.Хакуашева, Р.Хашхожевой, Т.Эфендиевой и др.

Теоретическую основу диссертационной работы составили труды исследователей, непосредственно занимавшихся изучением творчества

A.Хашагульгова: Р.Гайсановой, Х.Точиевой, Х.Хазбиевой, МЛндиевой и др.

Степень научной разработанности темы. Лирика Али Хашагульгова не подвергалось монографическому исследованию, хотя в некоторых статьях и главах монографий, посвященных ингушской поэзии, анализировались отдельные аспекты его творчества. Среди таких работ необходимо отметить статьи Р.Гайсановой «Поэт, художник, человек высокой чести» (1999); Х.Точиевой «Национальный поэт» (1999); Х.Хазбиевой «Удивительная сила» (1998); М.Яндиевой «Духовное мужество» (1998) и «Поэзия как альтернатива спасения» (2003) и др. В этих работах анализируются художественные особенности поэзии Али Хашагульгова, которые в совокупности дают определенное представление о самобытности поэта, его ярко выраженном индивидуальном стиле. Однако в существующих работах исследуется, как правило, какой-то отдельный период творчества или тематический цикл произведений автора. Так что при всем многообразии мнений относительно поэзии Али Хашагульгова специального монографического исследования, посвященного вопросам эволюции творчества поэта и формирования его художественной индивидуальности, нет.

В анализе теоретических аспектов проблемы творческой индивидуальности мы опирались на труды В.Г.Белинского, Д.Благого,

B.Виноградова, М.Горького, Н.А.Добролюбова, В.Кулешова, Ю.Лотмана, Ю.Манна, Д.И.Писарева.

Значительную роль в формировании нашей научной концепции сыграли также труды исследователей, изучающих поэтические жанры в литературах Северного Кавказа: Р.Ахмедовой «Кумыкская поэма» (1990); Х.Бакова «Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии» (1994); З.Налоева «Послевоенная кабардинская поэзия» (1970); З.Толгурова «Движение балкарской поэзии» (1984); Ф.Узденовой «Поэма в литературах народов Северного Кавказа» (2001); Ч.Юсуповой «Дагестанская поэма» (1989) и др.

В исследование проблем формирования и развития ингушской литературы значительный вклад внесли И.Дахкильгов, Б.Зязиков, В.Корзун, А.Костоев, А.У.Мальсагов, Д.Мальсагов, А.Танкиев, Р.Ужахова, М.Яндиева. В трудах этих авторов исследуются вопросы истории ингушской литературы и фольклора, проблемы их взаимовлияния, особенности формирования и развития национальной прозы, поэзии и т.д. Особое место в трудах занимает проблема творческого становления отдельных ингушских писателей и поэтов.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что она обогащает представление об этапах эволюции творчества Али Хашагульгова, о жанровой и художественно-стилистической специфике его поэзии, о роли и месте поэта в истории ингушской и северокавказских литератур. Материалы исследования могут быть использованы при изучении истории ингушской литературы XX века, при чтении специального курса по творчеству Али Хашагульгова, а также при составлении учебников, учебных пособий и программ по истории ингушской литературы для филологического факультета Ингушского государственного университета.

Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертационная работа была обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры русской и зарубежной литературы Ингушского государственного университета (июнь 2005), а также на заседании научного семинара кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» (сентябрь 2005 г.). Основные положения диссертационного проекта заслушаны и обсуждены на пленарном и секционном заседаниях научной конференции в честь десятилетия Ингушского государственного университета, а также отражены в ряде статей.

Структура работы. Структура диссертационного исследования определена его материалом, основными целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эволюция творчества и формирование художественной индивидуальности ингушского поэта Али Хашагульгова"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Али Хашагульгов является одним из самых сложных ингушских поэтов XX века, что обусловливает, на наш взгляд, непреходящий интерес к его творчеству.

Непосредственные, откровенные, окрашенные субъективной страстью стихи составляют содержание его лирики. Страстно и сильно пробиваясь сквозь оболочку иносказаний, звучит живой голос поэта, полный надежд, насыщенный раздумьями о жизни, о любви, повествующий обо всех горестях и радостях, выпадающих на долю человека. Его поэзия передает тончайшие оттенки любого переживания, воспроизводит извечные споры между сердцем и разумом. Лирический герой А.Хашагульгова - живой человек, индивидуально неповторимая, внутренне самостоятельная личность, человек во власти сильного чувства.

Лирика ингушского поэта провозглашает право земного человека на счастье, на наслаждение, на любовь. Она отстаивает абсолютную ценность и неповторимость земной жизни, а не райской; жизни нынешней, грешной, зовет радоваться каждому мгновению собственного бытия, любому проявлению красоты мира (сборник стихов «Ты»).

А.Хашагульгов пел о своей родине, ее образ возникает перед нами в самых разных картинах. Родина поэта - это горы, небо, земля. Для А.Хашагульгова характерна полная отдача своему делу, он является выразителем своего времени, другом своего народа, передающим в своих произведениях сложность эпохи, в которой жил и творил.

По А.Хашагульгову, душа человека является полем битвы добра и зла, бога и дьявола. Философская мысль поэта определяла новаторство его художественного мышления, принципы создания вымышленного мира. Как художник он интересен тем, что изображал не столько устоявшиеся формы жизни, сколько эволюцию складывающихся форм и отношений, пытаясь предсказать их развитие (сборник стихов «Ты»). Любовь для А.Хашагульгова - великая сила, помогающая человеку понять сущность природы. Раскрывая внутренние переживания человека, разнообразные состояния его духовной жизни, поэзия ингушского поэта по-своему отображает его стремление к любви, мудрости, справедливости.

Особенность мышления данного поэта в том, что он шел от факта к идее; причем идея у него не отвлеченная, а в факте реализованная, одетая в плоть и кровь. Речь идет о взаимоотношениях искусства и действительности.

Какое отношение все сказанное имеет к процессу формирования творческой индивидуальности? Думается, самое прямое. А.Хашагульгов сформировал свое основное эстетическое кредо - искусству нельзя придумывать целей, его целью является, прежде всего, удовлетворение духовных потребностей человека в красоте и идеале. Он видел в поэзии великие возможности влияния на человеческое сознание, говорил о высоком предназначении поэта и его миссии на земле.

А.Хашагульгов всегда был чуток и внимателен к тому, что происходит в жизни, будь это общество или душа человека. Он видит все, потому в его поэзии выражена, прежде всего, любовь к прекрасному, светлому, вечному.

А.Хашагульгов был мыслителем синтетического склада, объединявший воедино вопросы эстетические, общественные и вечные. Примером такого синтеза в искусстве является сборник стихов «Ты». Этот сборник явился своеобразным завершением длительных раздумий поэта, связанных с решением проблемы любви, явился не только результатом творческой эволюции поэта, но и завершением длительного процесса внутренней эволюции, ибо любовь - великая тайна, и из процесса ее постижения во многом складывается судьба поэта и художника.

Справедливо заметим и тот момент, что, изучая творчество А.Хашагульгова, исследователь, как нам представляется, должен заранее отказаться от претензии выдавать и, тем более, утверждать свою точку зрения за стопроцентную истину. Произведение поэзии всегда многозначно, оно живет и развивается по-новому в сознании каждого поколения. Каждый читатель может увидеть свое, но это не исключает задачи объективного исследования, чему мы следовали в процессе написания диссертации.

Глубина философских проблем и острота нравственных вопросов эпохи определили масштабность его творчества. Споры о философской сущности произведений А.Хашагульгова никогда не будут исчерпаны. Нам известно, что у поэта есть немного стихотворений, которые, на наш взгляд, необходимо отнести к философской лирике. Это стихи о молодости и старости, о чести, о языке.

А.Хашагульгов оказался той личностью, которую востребовало время. Обладал огромным жизненным опытом; пройдя через лишения и страдания, через тюрьмы, он стал тонким психологом и человековедом, поэтому всегда стремился влиять на подрастающее поколение, воспитывать нравственное сознание общества. Не это ли высокое предназначение поэта? За ним признавалось право быть учителем своего народа, обращаться к обществу со словами судьи и гражданина. В главе «Проблема поэта и поэзии» мы показали эту особенность поэта-пророка, поэта-гражданина. А.Хашагульгов стал собеседником для людей, обменивающихся с ним своими мыслями, переживаниями, опытом освоения жизни. Он учил своих современников искать истину в сложной действительности, учил людей быть нравственными и духовными.

Предсказания поэта, связанные с представлениями о будущем, свидетельствуют, прежде всего, о высокой и чистой любви к человеку, его вере в него, торжестве гармонии на земле.

Еще одна особенность его творчества в том, что он довел до совершенства жанр хокку, обогатил стихи щедрой звукописью. Но главное, что он в этом жанре писал о природе, о жизни, о любви - не мистической, а человеческой, чувственно-яркой, насыщенной, противостоящей всему дурному в мире. Бескорыстие, искренность душевных порывов - черты лирического героя А.Хашагульгова. Он возвел на уровень важнейших событий переживаемые им чувства и невыносимость разлуки. Это важный, на наш взгляд, шаг на пути постижения человеческого сердца. Человеческая любовь выступает у поэта как величайшая ценность бытия. Имя А.Хашагульгова известно, он творец богатой лирической поэзии - любовной, философской, пейзажной, детской. В ней запечатлелись черты многовековой культуры ингушей -непрерывные полеты нравственного совершенства, вера в человеческие возможности, в неодолимость любви и, самое главное, осознание нерасторжимой связи каждого отдельного человека со всей вселенной.

А.Хашагульгов, писавший на ингушском и русском языках, оставил прекрасное творческое наследие. Он ощущал неизбежность хороших перемен у себя на родине и в стране в целом, приветствовал любые лучшие начинания. Его лирический герой глубоко осознает свою непосредственную причастность ко всему, что совершается в мире.

Еще одна особенность таланта А.Хашагульгова в том, что он значительно обогатил ингушский литературный язык. Его тропы и фигуры речи (эпитеты, сравнения, метафоры, параллелизмы и др.) связаны, прежде всего, с природой родного края, горами и башнями, реками и озерами. Его лирику прошивают фольклорные приемы. Он часто использует гиперболу и литоту, параллелизмы, обращение к человеку, монологи и диалоги, приводящие к определенным выводам. Поэт своим творчеством демонстрирует неограниченные возможности ингушского национального языка. Однако в наших собственных переводах стихотворных произведений А.Хашагульгова это трудно было показать, так как, на наш взгляд, перевести поэтическую суть творений поэта с ингушского на русский невозможно.

Еще одна важнейшая характеристика творчества и личности А.Хашагульгова - его нравственная чистота и порядочность, честь и достоинство, благородство и доброта.

Все испытания, через которые ему пришлось пройти, очистили и одухотворили его. И поэтому он терпеливо и мужественно перенес все страдания, выпавшие на его долю. Поэзия для него стала своеобразным разговором с современниками о высоких ценностях. Объектом и предметом его стихотворений был духовный мир человека и его связь с окружающим миром.

Место А.Хашагульгова во времени, на наш взгляд, одинокое. Символом свободы, проводником из мира вещей является в его поэзии образ птицы. Память выступает у него как категория индивидуальная, но и в тоже время всеобще-универсальная. Эта память народа. За своей личной судьбой он видит и судьбу народа, его историю. Его стихи организованы, прежде всего, духом воспоминания. И ему важно, что скажут о нем потомки. Это своеобразный знак пробы нравственного качества человека. Таким образом, творчество Али Хашагульгова - это целый мир, который необходимо как следует изучить и по достоинству оценить.

 

Список научной литературыХадзиева, Айна Ахметовна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абрамович Г. Словарь литературоведческих терминов. — М.: Наука, 1979.-382 с.

2. Агрба В. Абхазская поэзия и устное народное творчество. - Тбилиси: Мецниереба, 1971. — 157 с.

3. Азадовский М. Литератрура и фольклор: Очерки и этюды. - Л.: Художественная литература, 1938. — 293с.

4. Античная ноэтика. Риторическая теория и литературная практика. -М. : Наука, 1991.-337 с.

5. Антокольский Л. У очага поэзии. - М.: Современник, 1972. - 312с.

6. Арутюнов Л. Национальный художественный опыт и мировой литературный процесс. - М.: Наука, 1972. - 126 с.

7. Арутюнов М. Нсихология литературного творчества. — М.: Современник, 1970. - 652 с.

8. Баков X. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. — Майкоп, 1994. — 257 с.

9. Барабаш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. - М.: Современник, 1978.-384 с.

10. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. - М.: Нскусство, 1979.-444 с.

11. Бекизова Л. От богатырского эпоса к роману. - Черкесск, 1974. -288 с.

12. Белинский В.Г. Нолное собрание сочинений, т. 10. М.: Изд. АН СССР, 1959.- 560 150

13. Веселовский А. Историческая поэтика. - М.: Высшая школа, 1989.-406 с.

14. Виноградов В. Избранные труды. - М.: Иаука, 1976. - 511 с.

15. Виноградов В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. -М. : Наука, 1963.-480 с.

16. Волков И. Литература как вид художественного творчества. - М.: Художественная литература, 1985. - 311с.

17. Выгодский Л. Психология искусства. - М.: Паука, 1968. - 370с.

18. Выходцев П. Александр Твардовский. - М.: Советский писатель, 1958. — 270 с.

19. Выходцев П. Русская советская поэзия и народное творчество. - М.-Л.: Паука, 1963. - 290 с.

20. Гамзатов Г. Дагестанский феномен возрождения - Махачкала, 2000. - 270 с.

21. Гаспаров М. Записи и выписки. - М., 2000. - 283 с.

22. Гегель. Эстетика. В 4-х т. Т. 3. - М., 1971.

23. Гинсбург П. Пути советской поэзии. — М.: Художественная литература, 1968. - 384 с.

24. Гринберг П. Пути советской поэзии - М.: Художественная литература, 1968. - 384 с.

25. Гумилев П. Письма о русской поэзии. - М., 1990. - 370 с.

26. Гусейнов Ч. Этот живой феномен. - М.: Советский писатель, 1988.-429 с.

27. Гутов А. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса. - Пальчик: Эльбрус, 1999.- 198 с.

28. Далгат У. Литература и фольклор: Теоретические аспекты. — М.: Паука, 1981.-303 с.

29. Дахкильгов И. Ингушская литература. - Грозный, 1975. — 187с. 151

30. Дахкильгов И. Мифы и легенды вайнахов. - Грозный, 1991. - 334 с.

31. Добролюбов Н.А. Избранные сочинения. Т.1. — М.: Госполитиздат, 1945.

32. Евтушенко Е. Талант есть чудо неслучайное - М.: Советский писатель, 1980. - 349 с.

33. Живое единство. О взаимовлиянии литератур народов СССР. — М.: Наука, 1974.- 390 с.

34. Жирмунский В. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. - Л.: Наука, 1979. - 545 с.

35. Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. — Л.: Наука, 1977.-450 с.

36. Ингушский фольклор. - Грозный, 1991. - 340 с.^ - *

37. История папиональных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Вып. 1. - М.: Наука, 1995. - 240 с.

38. История русской советской литературы. - М.: Наука, 1974. — 810 с.

39. Комановский Б. Самые молодые литературы. - М.: Художественная литература, 1973. - 144 с.

40. Корзун В. Литература горских народов Северного Кавказа. — Грозный, 1966.- 131 с.

41. Краткая литературная энциклопедия. Т.4. - М., 1967.

42. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. — М.-Л., 1975.

43. Лихачев Д. Литература - реальность - литература. - Л.: Наука, 1984.-209 с.

44. Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. - Л.: Наука, 1971.-370 с.152

45. Ломидзе Г. Единство и многообразие. - М.: Советский нисатель, 1957. - 280 с.

46. Лосев А. Диалектика мифа. - М.: Искусство, 1971. - 470 с.

47. Лотман Ю. Анализ поэтического текста. — М.: Нросвещение, 1988.-349 с.

48. Маймин Е., Слинина Э. Теория и практика литературного анализа. - М.: Советский писатель, 1984. - 270 с.

49. Мальсагов А., Туркаев X. Нисатели советской Чечено- Ингушетии. - Грозный, 1969. - 148 с.

50. Мелетинский Е. Нроисхождение героического эпоса. — М.: Наука, 1963.- 462 с.

51. Мещеряков В. Основы литературоведения. — М., 2000. - 390 с.

52. Музаев Н. Взаимосвязи литератур Северного Кавказа в процессе становления жанров. - Грозный , 1974. — 236 с.

53. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология. - Нальчик: Эльбрус, 1993. - 192 с.

54. Налоев 3. Нослевоенная кабардинская ноэзия (1945 - 1956). - Нальчик: Эльбрус, 1970. - 230 с.

55. Национальное и интернациональное в советской литературе. - М.: Наука, 1971.-517 с.

56. Неунокоева И. Некоторые вопросы изучения взаимосвязей и взаимодействия национальной литературы. - М.: Наука, 1961. - 210с.

57. Овсянико-Куликовский. Нсихология национальности. — СНб.: Время, 1922.

58. От мифа к литературе. Сб. ст. - М.: Наука, 1993. - 352 с.

59. Очерки истории Чечено-Ингушской литературы. — Грозный, 1963.-240 с.153

60. Поспелов Г. Лирика: среди литературных родов. - М.: Издательство Московского университета, 1976. - 351 с.

61. Поспелов Г. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 1978. - 350 с.

62. Приходько В. Постижение лирики. - М., 1988. - 250 с.

63. Пропп В. Фольклор и действительность. - М.: Паука, 1976. - 325 с.

64. Пятигорский А. Мифологические размышления. Лекции по феноменологии мифа. - М.: Наука, 1987.

65. Седельников В. Писатель и народная поэзия. - М., 1980. - 230с.

66. Словарь литературных терминов. В 2 т. — М., 1977.

67. Смирнов И. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. - Л.: Паука, 1977. - 276 с.

68. Соколов Ю. Русский фольклор. - М.: Паука, 1971. - 370 с.

69. Соловьев В. Литературная критика. - М., Паука, 1990. - 210 с.

70. Стенник Ю. Система жанров в историко-литературном процессе. -Л. : Высшая школа, 1974. - 247 с.

71. Султанов К. Пациональное самосознание и ценностные ориентации литературы. - М.: Паука, 2001. - 196 с.

72. Суровцев Ю. О поэтах и поэзии. - Тбилиси, 1962. - 230с.

73. Тимофеев Л. Очерки теории и истории русского стиха. — М., 1958.-415 с.

74. Толгуров 3. Движение балкарской поэзии. - Пальчик: Эльбрус, 1984.-250 с.

75. Туркаев X. В семье братских литератур. - Грозный, 1983. - 280с.154

76. Туркаев X. Исторические судьбы чеченцев и ингушей. — Грозный, 1988.-348 с.

77. Тхагазитов Ю. Духовно-культурные основы кабардинской литературы. - Нальчик: Эльбрус, 1994. - 248 с.

78. Тхагазитов Ю. Художественный мир Али Шогенцукова. — Нальчик: Эльбрус, 1994. - 130 с.

79. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1977. — 273 с.

80. Тынянов Ю. Проблемы стихотворной речи. - М.: Наука, 1982. -227с.

81. Тюнькин К. Литературные роды и виды. - М., 1984. - 270 с.

82. Фризман Л. Жизнь лирического жанра: Русская элегия от Сумарокова до Некрасова. - М.: Наука, 1973. - 217с.

83. Хакуашев А. Адыгские просветители. — Нальчик: Эльбрус, 1978.-258 с.

84. Хакуашев А. Али Шогенцуков. Книга о жизни и творчестве ноэта. - Нальчик: Эльбрус, 2000. — 352 с.

85. Хализев В. Введение в литературоведение. - М.: «Высшая школа», 1999.-370 с.

86. Хансироков X. Пути развития адыгских литератур. - Черкесск, 1968.-268 с.

87. Хашхожева Р. Адыгские просветители второй половины XIX - начала XX веков. - Нальчик, Эльбрус, 1983. - 244 с.

88. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - М.: Наука, 1981. - 429 с.

89. Чамоков Т. В зашиту человека. - Майкоп, 1992. - 132 с.

90. Чернец Л.В. Литературные жанры: проблемы мифологии и поэтики. - М.: Наука, 1982. - 314 с.155

91. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. Т.З, - М., 1947.

92. Шаззо К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгской литературе. Тбилиси, 1978. - 238 с.

93. Шаховский Лирика Павла Тычины. - М., 1978. - 210 с.

94. Шашин В. Проблемы взаимодействия советских национальных литератур. - Л.: Наука, 1989. - 247 с.

95. Шашин В. Поэт и мир. Творческая индивидуальность в советской иоэзии. - М.: Паука, 1966. - 310 с.

96. Шопенгауэр А. Пзбранные произведения. - М., 1992.

97. Эйхенбаум Б. О поэзии. - Л.: Паука, 1969. - 234 с.

98. Эккерман П.П. Разговор с Гёте в последние годы его жизни. — М., 1981.

99. Эфендиева Т.Е. Поэзия жизни. - Пальчик: Эльбрус, 1977. - 255с.

100. Эфендиева Т.Е. Страницы жизни и творчества Керима Отарова. - Пальчик: Эльбрус, 1997. - 120 с.II

101. Баранова-Гонченко Л. О поэзии Л. Кошеля // Литературная учёба. 1983, № 3 .

102. Бурсов Б. О национальном своеобразии и мировом значении русской классической литературы // Русская литература. 1958, № 3.

103. Гутнер М. О путях лирики // Литературный современник, 1936, № 3 .

104. Жгенти Б. О взаимосвязях и взаимоотношениях советских литератур//Литературная Грузия. 1965, № 6.

105. Лосев А. О поэтическом образе // День поэзии. - М., 1981. 156

106. Мерзляков А. Статьи // Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. Т.1.- М., 1974.

107. Мукаржавский Я. Лирика // Структурная поэтика. - М., 1985.

108. Новалис. Фрагменты // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. - М., 1980.

109. Петросян А. Глазами истории // Вопросы литнратуры. 1972, №2.

110. На чем мы спотыкаемся // Звезда. 1960, № 5.

111. Роднянская М. Художественный образ // Философская энциклопедия. Т. 5. - М., 1981.

112. Савитский Д. Время стрелять из лука // Литературная учеба. 1984, .№3.

113. Себина Е. Пейзаж // Введение в литературоведение. - М., 1999.

114. Симонов П. Что такое эмоция // Паука и жизнь. 1965, N2 3.

115. Точиева X. Национальный поэт // Сердало. 1999.

116. Хазбиева X. Удивительная сила. // Сердало. 1998.

117. Чахкиева 3. Поэт, художник слова и кисти. // Ингушская поэзия. 2003, №3.

118. Яндиева М. Поэзия как альтернатива спасения// Сердало. 2003. III

119. Блок А. Сочинения. Т. 5. - М.-Л., 1960.

120. Гамзатов Р. По-зимнему беспокоясь... - Махачкала, 1987.

121. Кешоков А. Избранное. - Пальчик, 1985.

122. Клюев П. Братские песни. - М., 1987.

123. Кулиев К. Собрание сочинений. В 3 т. — Пальчик, 1991.

124. Мустай Карим. Притча о трех братьях. - М., 1998.

125. Хашагульгов А. Доверие. - Пазрань, 1998. 157

126. Хашагульгов А. Отцовы башни, отцовы сёла. - Назрань, 1998.

127. Хашагульгов А. Первый цветок. - Назрань, 1987.

128. Хашагульгов А. Страна гор. - Назрань, 1998.

129. Хашагульгов А. Ты. - Назрань, 1998.