автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Проблемы традиций и жанровые разновидности в чеченском романе 80-90-х гг. XX века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы традиций и жанровые разновидности в чеченском романе 80-90-х гг. XX века"
1111111
ООЗ162106
Исмаилова Макка Вахаевна
Проблемы традиций и жанровые разновидности в чеченском романе 80- 90-х гг. XX века
10.01.02 - Литература народов РФ
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
2 5 ОКТ 2007
Майкоп - 2007
Работа выполнена на кафедре литературы Чеченского государственного педагогического института
Научный руководитель: доктор филологических наук,
профессор Х.В. Туркаев
Официальные оппоненты: доктор филологических наук,
профессор У.М. Панеш
кандидат филологических наук М.И. Алиева
Ведущая организация: Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований им Т Керашева
на заседании Диссертационного совета г , г к
государственном университете по адресу 385000, г.Майкоп, ул Университетская, 208
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Адыгейского государственного университета
Защита диссертации состоится
Автореферат разослан
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор филологических наук, профессор
Л И Демина
Общая характеристика работы
Чеченская литература является важной составной частью не только литературного процесса России, но и мировой художественной культуры в целом Творчество чеченских писателей отражает духовный опыт многострадального, жизнелюбивого, чрезвычайно стойкого и гордого народа, находящего в себе силы сохранять и развивать древнейший язык, традиции и самобытную культуру Если душа народа, его поэтический гений воплощается в коллективном творчестве, в фольклоре, обрядово-ритуальной стороне жизни чеченцев, то личностное начало выражается в художественной рефлексии писателей и поэтов, стремящихся передать в литературных образах боль, надежды и собственное переживание истории Художественное мышление писателей Чечни преодолевает пределы локальной культуры горцев и выводит трагический опыт народа на глобальный, общечеловеческий уровень Изучение чеченской литературы позволяет не только лучше понимать специфическую уникальность этнической культуры и мировоззрения, но и в определенной мере дополняет картину духовного опыта других культур
Кроме того, изучение жанрового своеобразия такого уникального явления художественной культуры, как чеченский роман 80-х и 90-х гг XX в, представляется чрезвычайно актуальным и по целому ряду причин междисциплинарного характера. Во-первых, именно в этот период наступает рассвет литературного творчества, относимого к жанрам эпической прозы Во-вторых, романы писателей, указанного времени, не только синтезировали опыт предшественников, но и заложили основы нового, в художественном отношении совершенного направления в искусстве чеченской художественной культуры В-третьих, рассматриваемый период развития чеченской литературы важен еще и потому, что в своих романах писатели подвергают художественному анализу социокультурную реальность, в которой оказываются их герои, носители традиционного мировоззрения часто преломленного сквозь призму современных проблем Персонажи,
населяющие художественный мир большой прозы чеченской литературы, переживают экзистенциальное состояние времени, которое движется, ставя перед ними проблемы многовековой давности Настоящее как бесконечное повторение ощущений прошлого, как переживание морального обязательства перед памятью предков Наконец, в-четвертых, актуальность диссертационного исследования во многом обусловлена еще и важнейшим социокультурным значением тех кризисных явлений и проблем, которые подвергаются осмыслению средствами образного языка романов 80 - 90-х гг XX в
Хотя литература Чечни прежде всего является событием эстетического плана, она выполняет, помимо художественных, социальные и даже социально-политические функции В романах, созданных в данный период времени, подвергается художественному осмыслению и критическому анализу средствами поэтической выразительности закономерности социальной истории и политики Писатели вместе со своими героями переживают трагедию народа, пытаются вскрыть ее причины и предупреждают в относительно спокойный период времени 80-х гг о возможности новых потрясений Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется еще и тем, что изучение жанровой специфики романов, выявление поэтических связей с традиционной культурой чеченцев, позволяет глубже понимать корни социального кризиса, проявившегося в конце 80-х начале 90-х гг
Следует отметить, что чеченские писатели прошли суровые испытания вместе с народом, разделили его судьбу и нашли в себе силы отстаивать свой взгляд, свою точку зрения на события прошлого и настоящего
На современном этапе развития литературного процесса перед отечественным литературоведением встает целый ряд качественно новых проблем Обращение к жанру романа обусловлено тем, что роман, по мнению исследователей, относится к «большим» жанрам, к наиболее зрелым литературным формам, что позволяет рассматривать роман как отражающий
наиболее значимые литературные тенденции, прошедшие «проверку временем»
Раскрывая степень изученности такого явления, как литературный процесс 80-90-х гг. XX в чеченской художественной культуры, необходимо отметить, что своеобразие литературы этого периода совершенно не раскрыто в чеченском литературоведении Одной из наиболее исследованных областей истории чечено-ингушской литературы является область историко-культурных связей художественного творчества с мифо-фольклорным наследием и традиционной культурой вайнахов
Отметим, что литература Чечни развивалась, творчески перерабатывая художественные особенности мировой культуры, но вместе с тем сохраняя ценностный потенциал наследия предков Исторические корни чеченской литературы проанализированы в работах Ю А Айдаева, Р А Чахкиевой, Д Мальсагова, X Ошаева, X В Туркаева и многих других исследователей
Некоторые особенности чеченского романа 50-70-х гг исследованы Р К Ужаховой, Л. Бекизовой, Н Д Музаевым, X М Мусаевым, X В Туркаевым, Р А Чахкиевой, М Д Чентиевой, Г И Яблоковой, и другими авторами
Чеченский и ингушский роман 20-х - 70-х гт XX в были предметом диссертационного исследования РК Ужаховой (1984) В этой работе выявлены поэтические особенности большой прозы от момента ее становления до 70-х гг. прошлого века Общему анализу развития чеченской прозы, и в частности, чеченского романа, посвящено диссертационное исследование X Р Абдуллаевой «Чеченская проза историко-культурный аспект» (1998)
Развитие чеченской литературы происходило в тесном взаимодействии с русской классической и всей советской литературой, что проявилось в общности основных тенденций Анализ глубоких идейно-художественных связей чеченской литературы с древним эпическим наследием дан в работах X В Туркаева (1971, 1973, 1978, 1984, 1991) Исследователь подчеркивает, что без анализа исторического духовного наследия чеченской культуры
невозможно понимание и современного культурного процесса, и современной литературы «Такие исследования, обращенные в глубь истории, обобщающие опыт культурно-исторического развития ранее бесписьменных народов, призван в итоге способствовать обогащению наших представлений об исторической закономерности возникновения национальных литератур»1
В литературоведческом изучении чеченской литературы сделано достаточно много «Полнее стали наши знания законов рождения новых идейно-тематических и художественных систем за годы советской власти < > Исследованы жанры, сделано многое для выявления общих закономерностей поступательного движения самих литератур»2 Было заложено прочное теоретическое основание, та опора, которая позволяет продолжать исследования чеченской литературы Труды перечисленных и многих других авторов определяет возможности дальнейшего продуктивного изучения литературного процесса при творческом развитии уже сделанного
Однако при значительных успехах в изучении литературного творчества народов Кавказа, многие вопросы и многие проблемы еще не нашли достаточно полного освещения «Несмотря на определенные достижения исследовательской мысли, необходимо отметить, что сложные пути становления молодых литератур довольно часто рассматриваются упрощенно, а многие проблемы еще ждут своего решения».3 Особенно мало внимания уделялось исследованию чеченской литературы 80- 90-х гг XX в. Кроме того, «не решены вопросы периодизации чеченского историко-культурного процесса, проблемы становления идейно-эстетических предпосылок зарождения чеченской литературы в ее связях и тесном взаимодействии с русской литературой и передовой демократической мыслью народов Северного Кавказа»4
1 Туркаев X В Зарождение реализма в чеченской и ингушской литературах / Автореферат дис кавд фил наук.- Тбилиси - С 4
2 Туркаев X В На переломе - Грозный, 1991 -С 4
3 Там же С 6
4 Туркаев XВ На переломе - Грозный, 1991 -С 7
В свете названной проблемы представляется важным, чтобы духовное богатство и художественные достоинства чеченской литературы 80-х - 90-х гт XX в получили полного и глубокого освещения в литературоведении И сегодня необходимо проделать сложную и тщательную работу, целью которой должно стать новое прочтение хорошо известных произведений, в которых мы можем найти ответы как на вечные вопросы, так и на запросы современности
Притом, что существуют серьезные научные исследования, посвященные творчеству чеченских писателей, следует признать, что в силу социально-исторических условий литературный процесс 80-90-х гг совершенно не исследован Большая часть современных литературных произведений еще не стала предметом литературоведческого анализа В этой связи обращение к романам, написанным менее десятилетия назад, представляется новым и актуальным
Конец двадцатого века в Чечне и в России в целом сопряжен с ярко выраженным кризисом как в духовной, так и в социально-политической сферах В связи с этим обращение к чеченским романам дает возможность понять причины кризиса, выделить те основные духовные и нравственные вопросы, которые на протяжении многих лет представляли собой «болевые точки»
Таким образом, научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что жанровое своеобразие чеченской литературы советского периода, в особенности литература его последних десятилетий, комплексно рассматривается с точки зрения связей романной поэтики с фольклорным и эпическим наследием Впервые исследуется жанровая разновидность романов Абузара Айдамирова, Мусы Ахмадова, Шайхи Арсанукаева в связи с наследием традиционной культурой вайнахов. Очевидно, что закономерности литературного развития чеченского романа не могут быть до конца понятыми без обращения к мифо-фольклорным и эпическим мотивам
Объектом диссертационного исследования являются романы чеченских писателей, написанные и изданные в период с 1980 до 2000 года Предметом изучения является жанровая разновидность романов Абузара Айдамирова («Долгие ночи», «Молния в горах», «Буря»), Шайхи Арсанукаева («Линии судьбы), Мусы Ахмадова («На заре, когда звезды гаснут», «Деревья в сумерках»)
В качестве гипотезы научного исследования выдвигается идея глубинной связи произведений современных писателей с духовными традициями чеченской культуры, которые проявляются на всех уровнях романной поэтики Эта укорененность современных эпических форм чеченской литературы в духовной почве этнических традиций и является одной из наиболее значимых черт жанровой специфики исследуемых произведений
Основной целью диссертационного исследования является выявление, описание и характеристика жанровых разновидностей и жанрового своеобразия чеченских романов рассматриваемого периода, новаторство чеченских романистов последних десятилетий 20 в Для достижения поставленной цели необходимо качественно решить следующие задачи
- провести литературоведческий анализ понятия «жанр» и выделить наиболее значимые основания для его использования при анализе романов,
- выявить на конкретном материале исследования существенные характеристики романа как жанра,
- провести анализ романов, написанных в период 80-90-х гг XX в с точки зрения их жанровой принадлежности и их связи с эпическим наследием, выявление новаторства романистов
- описать проблемно-тематический круг связей литературных и эпических образов,
- определить функциональное значение обращения писателей к культурному наследию предков,
установить связь поэтики исследуемых романов с морально-этическим комплексом традиционной культуры вайнахов
Положения, выносимые на защиту
1 Чеченские романы 80-90-х годов XX века представлены широким спектром жанров и жанровых разновидностей исторический роман, роман-хроника, роман в стихах, социально-бытовой роман, роман-воспитания и роман-фантасмагория
2 Развитие жанра романа в чеченской литературе в 80-90-х гг происходило по двум взаимосвязанным направлениям по пути повышенного внимания к истории народа и развитию личности в конкретных исторических обстоятельствах
3 Для чеченских романов 80-90-х годов XX века характерно слияние в рамках одного произведения нескольких жанровых разновидностей, образующих синтетическое единство художественного пространства
4 Для чеченского романа рассматриваемого периода характерна высокая степень связи с эпическим наследием Интеграция традиционных элементов мифо-фольклорной поэтики с элементами поэтики современной литературы
5 Жанр исторического романа, развивая традиции, заложенные в многонациональных литературах России, осваивал идейно-эстетические требования романа-хроники Динамика развития исторического романа строится в направлении к большему вниманию к конкретным и философским вопросам, отходу от стереотипов
6 Развитие жанра включает в себя активное освоение приемов и методов мировой литературы Жанровой особенностью чеченского романа рассматриваемого периода является художественный прием «поток сознания»
7 Пространственно-временная организация романов во многом воспроизводит мифо-фольклорную систему пространства и времени эпических произведений
8 Эволюция внутреннего мира героев исследуемых произведений определяется непрекращающимся диалогом с духовным наследием предков
Практическая значимость исследования. Полученные результаты диссертационного исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении истории чеченской литературы, создании учебного курса «Современный чеченский роман», а также при изучении литератур народов Северного Кавказа
Методологической основой диссертации послужили труды известных отечественных ученых В. Агеносова, М Бахтина, Д Лихачева, Е Мелетинского, а также работы северокавказских исследователей Ю Айдаева, Л Бекизовой, Н Музаева, X Мусаева, У Панеша, X Туркаева, Р Ужаховой, Р Чахтиевой, М Чентиевой, К Шаззо В качестве основного метода историко-литературного анализа использовался сравнительный метод, позволяющий выявить типологические основы идейно-образной системы романов
Апробация работы. Материалы диссертации были положены в основу докладов, прочитанных на конференциях Основные положения работы отражены в публикациях
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка цитируемой литературы
Основное содержание работы
Во введении обосновываются актуальность, предмет и объект исследования, определяются его основные цели и задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту Первая глава диссертации «Роман как жанр литературы» содержит анализ литературы по проблеме определения жанрового своеобразия романа В ней раскрывается характеристика понятия «жанр» и место этого понятия в современном литературоведении Как показывает анализ, проблема жанра, типологии жанров, критериев выделения отдельных жанров и жанрового своеобразия произведений относится к числу наиболее изученных в отечественной и зарубежной науке о литературе В отечественном литературоведении проблема жанров была предметом исследования
С С Аверинцева, Д С Лихачева, М М Бахтина, Б В Томашевского, Б В Шкловского, В Кожинова, В В Агеносова, В Е Хализева, В Вахрушева и др В работе мы опирались на определение В Кожинова, согласно которому жанром является «исторически складывающийся тип литературного произведения (роман, поэма, баллада и т д), в теоретическом понятии о жанре обобщаются черты, свойственные более или менее обширной группе произведений какой-либо эпохи, данной нации, или мировой литературы вообще»1 Анализ понятия «жанр литературы» показывает, что жанр, понимаемый как тип произведения, — это исторически обусловленное и достаточно устойчивое образование, которое, однако, может в значительной степени изменяться под воздействием конкретных социально-культурных факторов В постромантическую эпоху отмечается сдвиг в сторону потери определенности жанров Отмечается постепенное снижение значимости жанровых канонов и усиление роли автора Однако и сегодня понятие жанра не утратило актуальности при анализе литературных произведений
Обращение к понятию жанра представляется особенно актуальным, когда речь идет об анализе развития молодых литератур, к которым относится и литература Чеченской республики Исследование жанровых особенностей позволяет проследить динамику, выделить соотношение общих тенденций, свойственных литературным произведениям определенного периода в соотношение с индивидуально-стилевыми особенностями творчества отдельных авторов Особую значимость в данном контексте имеет жанр романа «Роман — единственный становящийся жанр Он позволяет заглянуть в лабораторию творчества, но не индивидуального, поверхностно сознательного и технического, но в большую лабораторию жанрового творчества (которое осмысливает и управляет индивидуальным творчеством, не доходя до их отвлеченного и поверхностно практического
' Кожинов В Жанр / Литературный энциклопедический словарь - М , 1987 - С 106
сознания)».1 Отмеченная В Е Хализевым закономерность, согласно которой по мере развития литературы в литературном произведении усиливается роль автора, и снижается доля канонов жанра, справедлива и для литературы Чечни, особенно для романов последней четверти XX века Выход жанра романа на первый план объясняют внелитературными причинами, среди которых на первое место ставят бурную эмансипацию человека, появление авторской позиции как личностного отношения к миру и постепенным снижением роли традиционной культуры в регламентации жизни индивида
Как отмечают исследователи, жесткого определения жанра романа быть не может именно в силу особенностей этого жанра. Он не только постоянно изменяется, но интегрирует элементы других жанров и жанровых разновидностей Особенностью жанра романа является внимание к судьбе отдельной личности, показанной в ее развитии, в изменениях Существует множество классификаций романов и различных подходов к выделению романных форм, которые строятся по разным основаниям Однако, как признают практически все исследователи, эти классификации носят условный, приблизительный характер Тем не менее, в дальнейшем мы будем опираться на общепринятые определения жанра романа, которые разрабатывались Бахтиным, Шкловским, Тыняновым и др
Во второй главе диссертации предметом анализа выступает жанровое своеобразие трилогии А Айдамирова, которую составляют романы «Долгие ночи» (1972), «Молния в горах» (издан в 1989) и «Буря» (1999). Романы вышедшие в разные годы, представляют собой целостное произведение, и в диссертации рассматривается трилогия целиком, несмотря на то, что первый роман вышел ранее 80-го года
Особенности содержания произведения дают возможность с полным правом отнести его к жанру исторического романа Жанр книги определяется как «роман-эпос», «историческая эпопея», «народно-эпический роман» Его с полным правом можно назвать и романом-хроникой как по обилию
1 Бахтин М К стилистике словесного творчества Собр соч Т 1 - М , 1996 - С 139
документальных материалов, используемых в романе, так и по точности воспроизведения исторических деталей В тексте в точности сохранены имена главных героев и даже некоторые вымышленные персонажи имеют прототипов в реальных исторических фигурах, как, например, образ корреспондента Я С Абросимова
Проблема жанрового своеобразия исторического романа рассматривалась в работах таких авторов, как М М Бахтин, Д Козлов, С М Петров, Б Г Реизов, Н М Литвиненко, Г М Ленобль, С А Орлов, Н Д Тамарченко, И П Щеблыкин, Р Ф Хасанова и мн др
Согласно М М Бахтину, можно выделить следующие основные черты исторического романа
1 Соединение истории и частной жизни,
2 Преодоление замкнутости прошлого и достижение полноты времени (то есть в настоящем живет прошлое как таковое, а не воспоминание о нем),
3 Совмещение различных типов времени - греческого авантюрного, народно-исторического, исторического и т д,
4 Использование, и в то же время — трансформация предшествующей литературной традиции
Трилогия Айдамирова сочетает в себе все перечисленные признаки, что позволяет с полным правом отнести ее к образцам жанра
А Айдамиров использует свое блестящее знание истории для того, чтобы осветить все детали происходящих событий, показать исторические истоки, социально-политические и экономические источник описанных трагических событий Для автора важно не только изложить, хоть и в художественной форме, точный ход событий, но, прежде всего, выразить личное отношение к истории, изложить собственную точку зрения на судьбы чеченского народа
Развитие жанра исторического романа в диссертации прослеживается на примере сопоставления двух произведений, рассказывающих о судьбе
Зелимхана — романа «Зелимхан» М Мамакаева и романа «Буря» А Айдамирова, в котором образ Зелимхана занимает одно из центральных мест
В романе Мамакаева упор делается не столько на документальную основу, которая воспроизводится автором вполне верно, но на создание образа революционной романтики в рассказе об абреке Подвиги Зелимхана показаны как подвиги благородного разбойника, горского Робин Гуда, отбирающего деньги у богатых и помогающего бедным Он показан как одиночка, абрек, но его действия поддерживаются горцами и вокруг него собираются обиженные царской властью, жадными и хитрыми старостами, склонными к мошенничеству чиновниками Зелимхана воспринимают как защитника, способного постоять не только за свою семью, но и за своих односельчан, за всех, кто нуждается в поддержке Для народа он герой, и таким остается и после своей смерти
В романе Айдамирова образ Зелимхан более реалистичен и в меньшей степени идеализирован Зелимхан показан, прежде всего, как заложник обстоятельств, как человек, который с определенного момента не может ничего изменить Образ Зелимхана в трилогии намного сложнее и его мотивы не столь однозначны, как мотивы Зелимхана из романа Мамакаева
Первый роман трилогии «Долгие ночи» начинается с подробного и богатого конкретными подробностями воссоздания исторической ситуации, предшествующей переселению чеченцев в Турцию в середине XIX века Айдамиров глубоко, практически на научном историко-культурном уровне, анализирует социально-экономические и политические причины борьбы чеченского народа с царскими колонизаторами Но одновременно мы видим и то, как на этом фоне проявляются личностные особенности отдельных людей, и тех, кто принимает решения - генерал-лейтенант Лорис-Меликов, генерал-майор Кундухов, и тех, кого эти решения коснутся напрямую - как бедного крестьянина Али
Второй роман «Молния в горах» посвящен описанию восстания 1877 — 1878 годов, во главе которого стоял имам Алибек Его издание было
задержано на 12 лет, и читатели смогли с ним познакомиться лишь в 1989 году
Третий роман «Буря» рассказывает о судьбах вернувшихся из ссылки героев, знакомых по первой и второй книгам и о судьбе абрека Зелимхана
Образы отдельных героев романа даны в развитии, неразрывно связанном с характером исторических изменений, что позволяет выделить в трилогии элементы романа воспитания
Во всех трех книгах описывается борьба чеченцев за свободу Восстание под руководством Шамиля длилось десятилетия, и охватило всю Чечню, восстание под руководством Алибек-Хаджи поддержали лишь отдельные районы Чечни, а в третьей книге речь идет о герое-одиночке, который правда в отдельные моменты и собирает под свое руководство большие отряды, но в финале остается один На протяжении всех трех романов мы видим борьбу двух духовных тенденций (двух стремлений) -стремления к борьбе, которую может остановить только смерть, и стремления сохранить жизнь, прежде всего жизнь народа, пусть даже смирившись с намного превосходящим по силе противником К третьему роману стремление к жизни усиливается, а борьба становится уделом абреков, одиночек
Противостоянию этих двух тенденций раскрывается на страницах всех трех романов как на примере судеб отдельных людей, так на материале анализа исторических и политических процесс, происходящих в Чечне, на Кавказе, в России и в мире в целом Масштаб поднятых писателем проблем и глубина анализа позволяет говорить о философском характере произведения
Трилогия А Айдамирова тесно связана с эпическим наследием, которое присутствует как в виде элементов эпической поэтической системы, органично включенных в текст романов, так и в виде прямых обращений героев к древним песням. Такие обращения не выглядят искусственными вставками, они воспринимаются читателем как естественные жизненные эпизоды
От романа к роману увеличивается внимание Айдамирова к роли религии в нравственной жизни человека Наиболее ясно и открыто авторская позиция излагается устами поистине праведных мулл и имамов С особым почтением Айдамиров показывает глубоко верующих людей, истинных мусульман Религиозные ценности для героев трилогии выступают тем стержнем, который остается неизменным и помогает человеку выстоять в самых сложных обстоятельствах В заключительной части романа «Буря» Соип-мулла говорит о том, что приближаются времена безверия и описывает черты близкого конца света И современный читатель без труда может узнать многое, характерное для сегодняшней жизни
Вместе с тем через все романы проходит и идея необходимости просвещения Образование дает не только силу, но и позволяет защищаться от случайных влияний, выбирать из предложенных путей единственно верный Однако, отдавая должное необходимости европейского светского образования, Айдамиров не мыслит формирование настоящего человека в отрыве от его национального наследия
Жанр романов А. Айдамирова, входящих в рассматриваемую трилогию, определен как роман-хроника Однако общечеловеческий характер вопросов, которые поднимает автор, и глубина их анализа позволяют говорить о наличие философского начала в трилогии В трилогии Айдамирова важнейшей философской проблемой, которая поднимается во всех романах трилогии, является проблема цены, которую платит человек (и все человечество в целом) за свободу и возможность жить по собственным законам Возможность свободы соотносится с объективными историческими, политическими, географическими, экономическими и многими другими факторами Герои романа отвечают на вопрос о том, что лучше9 Погибнуть, но не смириться с несправедливостью, вместе с тем, навлечь на близких, на свой народ еще большие беды, или покориться силе9
В трилогии Айдамирова нет окончательных ответов на поставленные вопросы Вероятно, ответов на эти вопросы не может быть ни у кого. Но это
тот случай, когда важнее не дать однозначного ответа на вопрос, а поместить рядом разные точки зрения, показав их как равнозначные
Айдамиров проверяет свою философию на конкретных, вполне реалистических сюжетах трилогии Он показывает, что этот сложный нравственный выбор проходит через сердца и души людей И что во многих ситуациях война ставит человека в условия, когда просто не может быть одного правильного решения, в условия, когда любой выбор будет плох и причинит страдания другим людям
Проведенный анализ позволяет утверждать, что жанровое своеобразие трилогии А Айдамирова определяется синтезом исторического и философского романа Важнейшие нравственно-философские мысли в романе даны не в виде стабильных, монологических догм, а в виде полифонического становящегося диалогического взаимодействия разных позиций, разных голосов Идеи автора представлены не в монологической, застывшей и «окончательной» форме, а преподносятся в форме полифонического звучания различных голосов, выражающих различные позиции
В третьей главе диссертации рассматривается поэтика романа в стихах Шайхи Арсанукаева «Линии судьбы» «Линии судьбы» - первый чеченский роман в стихах Роман издан на чеченском языке и еще не переведен на русский, что делает необходимым подробное изложение сюжета романа в тексте диссертации
Для чеченского культурного наследия характерно пристальное внимание к теме войны и военного подвига героя. Великая отечественная война так же нашла отражения в народном творчестве, была представлены и в творчестве профессиональных поэтов О войне говорят рассказы и повести 3 Муталибова, очерки X Ошаева о Героях Советского Союза X. Нурадилове, А Идрисове, его книги «Стойкость», «Брест - орешек огненный», «Слово о полку Чечено-Ингушском», драма А Хамидова «Бессмертные» о X Нурадилове, очерк Б Чалаева «Горный орел», написанные в 50-х - 70-х годах В начале
80-х годов появился ряд произведений писателей нового поколения - это рассказы Мусы Бексултанова («Черный Глаз», «Бухта «Крест»), М Ахмадова («Сказка о трех братьях»), С. Яшуркаева «Красный майор» Однако, как отмечают практически все исследователи, тема Великой Отечественной войны в чеченской литературе разработана явно недостаточно, что объясняется многими социально-историческими причинами Тем ценнее обращение чеченских авторов к столь значимой для всего народа теме
Тема войны в романе Арсанукаева продолжает художественные традиции, заложенные в чеченской литературе и, что особенно заметно, в чеченском эпосе Герои чеченских исторических песен илли - это, прежде всего, воины, смелые и мужественные Они защищают свою землю, свой аул В образе главного героя — Ризвана присутствуют как элементы традиционной эпической поэтики, так и элементы, свойственные поэтики романа Автор рисует процесс внутреннего роста героя, его изменений, который происходят в активном взаимодействии со средой Любовная линия романа представлена в сочетании нескольких линий, различающихся степенью сходства с фольклорными мотивами, что составляет художественное своеобразие произведения
Одним из ведущих мотивов илли является мотив боевого братства Влияние илли в романе Арсанукаева проявляется, прежде всего, в идеализированном рассказе о друзьях, вместе учившихся и вместе воевавших и в особой романтической героике, к которой обращается в некоторых лирических отступлениях, посвященных войне На примере учебного, а затем и боевого братства автор раскрывает тему глубокой межнациональной дружбы
Произведение Арсанукаева в значительной степени опирается на традиции фольклора, особенно на традиции илли, что особенно выражено в эпизодах, посвященных описанию военных действий и подвигов героев Однако, в лирических отступлениях, в которых слышен голос автора, Арсанукаев говорит не только о героизме, но и о бытовых тяготах войны, об общей трагичности убийства, даже если это убийство врага
В четвертой главе диссертации подробно рассматривается жанровое своеобразие романов Мусы Ахмадова
В романе М Ахмадова «На заре, когда звезды гаснут» (1980) проявляются на идейно-художественном уровне черты жанра романа воспитания Прежде всего, эта жанровая специфика хорошо видна в особой дидактической тональности, которую применяет автор, когда описывает жизнь своих героев Все в их жизни зависит от того, насколько они в силах поддерживать духовную связь с традициями родной культуры Человек, который решился пойти на компромисс со своей совестью, всю жизнь вынужден страдать из-за своей слабости Нужно строго следовать за вековыми устоями предков, тогда и внутреннее самоощущение будет целостным, не расколотым Кроме того, Ахмадов показывает, что любой, пусть даже малейший, сбой в древнейшем этическом механизме чеченцев, запускает цепную реакцию зла, которое настигает даже ни в чем не виновных детей оступившихся Расплачиваться за грехи старших приходится младшим. Следование высоким путем чести, верности и долга делает светлой жизнь всех членов семьи Противостояние соблазну, под каким бы он обличием не выступал, такое важное дело, как и защита чести женщины, помощь близким и поддержка слабым. В романе представлены назидательные картины тех бед, которые случаются с людьми, поддавшимся соблазну Жажда власти, корыстолюбие, потакание своим желаниям - всему этому противостоит в романе сила традиций родной земли
Проблема той роли, которую занимают традиции в современной чеченской культуре, является основной для романа М Ахмадова Она раскрывается, прежде всего, на материале судьбы Зары и ее близких Эта проблема имеет множество составляющих, ключевыми из которых являются кровная месть, связь человека с его семьей, долг, честь, историческая память
В соответствии с традиционной чеченской культурой личность человека неотделима от личности членов его семьи, его тейпа Образ каждого
из героев раскрывается, прежде всего, через историю его семьи, через характеры и судьбы предков Такой ракурс позволяет читателю понять, что личность и характер жизни каждого человека — это звено в цепи жизней рода Такое понимание личности отдельного человека соответствует эпической традиции, оно сохранилось в народных обычаях, согласно которым каждый чеченец должен знать как минимум семь своих отцов, а каждая чеченка - как минимум восемь И это позволяет увидеть характер героя не как случайный, единичный, а как проявление общего начала, как представителя своей семьи, своего тейпа, неотделимого от кровных родственных связей
И это не просто художественный прием, это отражение нравственной позиции автора Никто не может быть понят вне связи со своим народом, судьба каждого неотделима от судьбы его родных и близких и только через эти связи возможная связь с судьбой его народа и его Родины Особый акцент ставится на том, что в 80-е годы XX века такая позиция не была характерна для произведений, написанных в рамках социалистического реализма, но она была совершенно органичной для чеченской культуры Именно так рассматривалась жизнь и судьба героев в древней эпической традиции
Жанровое своеобразие романа М Ахмадова «На заре, когда звезды гаснут» определяется единством социально-бытового романа с романом воспитания Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что роман можно отнести к четвертому из выделенных М М Бахтиным типов, типу дидактико-педагогического романа
Проблема взаимосвязи традиций с современностью раскрывается в единстве тем кровной мести, связи человека с его семьей и темой долга, как определяющего жизненный путь настоящего человека Следование в русле традиционной культуры гарантирует человеку покой, уверенность в себе и признание окружающих Любое отступление от обычаев предков приводит к разрушительным последствиям
Второй роман М Ахмадова «Деревья в сумерках» (1988) посвящен обличению разлагающего влияния городской цивилизации, «социалистического образа жизни» и «социалистических идеалов»
Характерной чертой этого произведения является сочетание поэтики народного творчества с особенностями метода «потока сознания» и элементами гротеска Смена ритмов повествования подчеркивается автором введением приема «поток сознания», которое используется при смене движения героя по внешней траектории к движению во внутреннем мире — в прошлом и будущем, к внутреннему преобразованию личности обретению новых смыслов Характер использования гротеска в романе позволяет говорить о специфике функции гротескного реализма, заключающейся не столько в принятии ценностей официальной культуры через снижение, сколько в разоблачении этой официальной культуры и вскрытии ее подлинного низменного содержания
Анализ связи романа с народной культурой позволяет характеризовать произведение как интернациональное по форме и глубоко национальное по содержанию Автор демонстрирует высокий уровень владения приемами и методами мировой литературы для изложения идей, соответствующих системе ценностей и нравственно-этических идеалов традиционной чеченской культуры
В Заключении подводятся итоги, подтверждающие основные положения, выносимые на защиту
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1.Исмаилова М В Нравственно-философские аспекты в трилогии А Айдамирова // Научная мысль Кавказа Выпуск 15 - Ростов- на -Дону, 2006 - С 284-290
2. Исмаилова М В Жанровое своеобразие романа М Ахмадова «Деревья в сумерках»//Вайнах Выпуск 11 - Грозный, 2006 -С 59-61
3 Исмаилова М В Мотивы чеченского фольклора в романе М Ахмадова «На заре, когда звезды гаснут» // Научная мысль Кавказа Выпуск 15 - Ростов- на -Дону, 2006 - С 156-160
4 Исмаилова М В Проблема народных традиций в романе Ш Арсанукаева «Линии судьбы» // Вайнах Выпуск 2 - Грозный, 2007 - С 52-54
5 Исмаилова М В Национальное и общечеловеческое в романе А Айдамирова «Долгие ночи» / Материалы межвузовской научно-практической конференция «Национальное и общечеловеческое в чеченской литературе» - Грозный, 2005 - С 78-80
6 Исмаилова М В Художественные традиции илли в романе М Мамакаева «Зелимхан» / Материалы межвузовской научно-практической конференции - Грозный, 2005 - С 65-67
Исмаилова Макка Вахаевна
Проблемы традиций и жанровые разновидности в чеченском романе 80- 90-х гг. XX века
АВТОРЕФЕРАТ
Сдано в набор 09 10 07 Подписано в печать 10 10 07 Бумага типографская №1 Формат бумаги 60x84 Гарнитура Times New Roman Печл 1,0 Тираж 100 экз Заказ 120
Отпечатано на участке оперативной полиграфии Адыгейского государственного университета 385000, г Майкоп, ул Университетская 208
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Исмаилова, Макка Вахаевна
Введение.
Глава первая. Роман как жанр литературы.
1.1. Характеристика понятия «жанр» в литературоведении.
1.2. Типологические классификации жанра романа.
1.3. Развитие жанра романа в чеченской литературе.
Глава вторая. Жанровое своеобразие трилогии А.Айдамирова («Долгие ночи», «Молния в горах», «Буря»).
2.1. Эпические традиции и поэтика произведений.
2.2. Философское осмысление национальных и общечеловеческих проблем.
2.3. Формирование нового типа героя и проблема «отцов» и «детей».
Глава третья. Поэтика романа в стихах Ш.Арсанукаева «Линии судьбы».
3.1. Фольклорные мотивы в развитии темы войны в романе.
3.2. Традиции народной поэзии в любовной линии произведения.
Глава четвертая. Жанровое своеобразие романов М.Ахмадова.
4.1 Роман М.Ахмадова «На заре, когда звезды гаснут» как роман воспитания.
4.2 Проблема соотношения традиций и современности в романе.
4.3 Поэтика романа М.Ахмадова «На заре, когда звезды гаснут».
4.4 Особенности жанра романа М.Ахмадова «Деревья в сумерках».
Введение диссертации2007 год, автореферат по филологии, Исмаилова, Макка Вахаевна
Чеченская литература является важной составной частью не только литературного процесса России, но и мировой художественной культуры в целом. Творчество чеченских писателей отражает духовный опыт многострадального, жизнелюбивого, чрезвычайно стойкого и гордого народа, находящего в себе силы сохранять и развивать древнейший язык, традиции и самобытную культуру. Если душа народа, его поэтический гений воплощается в коллективном творчестве, в фольклоре, обрядово-ритуальной стороне жизни чеченцев, то личностное начало выражается в художественной рефлексии писателей и поэтов, стремящихся передать в литературных образах боль, надежды и собственное переживание истории. Художественное мышление писателей Чечни преодолевает пределы локальной культуры горцев и выводит трагический опыт народа на глобальный, общечеловеческий уровень. Изучение чеченской литературы позволяет не только лучше понимать специфическую уникальность этнической культуры и мировоззрения, но и в определенной мере дополняет картину духовного опыта других культур.
Кроме того, изучение жанрового своеобразия такого явления художественной литературы, как чеченский роман 80-х и 90-х гг. XX в., представляется актуальным и по ряду определенных причин. Во-первых, именно в этот период наступает рассвет литературного творчества, относимого к жанрам эпической прозы. Во-вторых, романы писателей указанного времени не только синтезировали опыт предшественников, но и заложили основы нового, в художественном отношении совершенного направления в искусстве чеченской художественной культуры. В-третьих, рассматриваемый период развития чеченской литературы важен еще и потому, что в своих романах писатели подвергают художественному анализу социокультурную реальность, в которой оказываются их герои, носители традиционного мировоззрения часто преломленного сквозь призму современных проблем. Персонажи, населяющие художественный мир большой прозы чеченской литературы, переживают экзистенциальное состояние времени, которое движется, ставя перед ними проблемы многовековой давности. Настоящее как бесконечное повторение ощущений прошлого, как переживание морального обязательства перед памятью предков. Наконец, в-четвертых, актуальность диссертационного исследования во многом обусловлена еще и важнейшим социокультурным значением тех кризисных явлений и проблем, которые подвергаются осмыслению средствами образного языка романов 80-х - 90-х гг. XX в.
Хотя литература Чечни прежде всего является событием эстетического плана, она выполняет, помимо художественных, социальные и даже социально-политические функции. В романах, созданных в данный период времени, подвергается художественному осмыслению и критическому анализу средствами поэтической выразительности закономерности социальной истории и политики. Писатели вместе со своими героями переживают трагедию народа, пытаются вскрыть ее причины и предупреждают в относительно спокойный период времени 80-х гг. о возможности новых потрясений. Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется еще и тем, что изучение жанровой специфики романов, выявление поэтических связей с традиционной культурой чеченцев позволяет глубже понимать корни социального кризиса, проявившегося в конце 80-х начале 90-х гг.
Следует отметить, что чеченские писатели прошли суровые испытания вместе с народом, разделили его судьбу и нашли в себе силы отстаивать свой взгляд, свою точку зрения на события прошлого и настоящего.
На современном этапе развития литературного процесса перед отечественным литературоведением встает целый ряд качественно новых проблем. Обращение к жанру романа обусловлено тем, что роман, по мнению исследователей, относится к «большим» жанрам, к наиболее зрелым литературным формам, что позволяет рассматривать роман как отражающий наиболее значимые литературные тенденции, прошедшие «проверку временем».
Раскрывая степень изученности такого явления, как литературный процесс 80-х - 90-х гг. чеченской художественной культуры, необходимо отметить, что своеобразие литературы этого периода совершенно не раскрыто в чеченском литературоведении. Одной из наиболее исследованных областей истории чечено-ингушской литературы является область историко-культурных связей художественного творчества с мифо-фолышорным наследием и традиционной культурой вайнахов.
Отметим, что литература Чечни развивалась, творчески перерабатывая художественные особенности мировой культуры, но вместе с тем сохраняя ценностный потенциал наследия предков. Исторические корни чеченской литературы проанализированы в работах Ю. Айдаева, М. Мальсагова, X. .Туркаева, X. Ошаева, Р. Чахкиевой и других исследователей.
Некоторые особенности чеченского романа (50-70-х гг.) были исследованы JI. Бекизовой, Н. Музаевым, X. Мусаевым, X. Туркаевым, Р. Ужаховой, Р. Чахкиевой, М. Чентиевой, Г. Яблоковой и другими авторами.
Чеченский и ингушский роман 20-х - 70-х гг. XX в. были предметом диссертационного исследования Р. Ужаховой (1984). В этой работе выявлены поэтические особенности большой прозы от момента ее становления до 70-х гг. прошлого века. Общему анализу развития чеченской прозы, и в частности, чеченского романа, посвящено диссертационное исследование X. Абдуллае-вой «Чеченская проза: историко-культурный аспект» (1998).
Развитие чеченской литературы происходило в тесном взаимодействии с русской классической и советской литературой, что проявилось в общности основных тенденций. «Идейно-тематические и жанровые искания чеченских и ингушских романистов вполне укладываются в общее русло развития всей многонациональной советской литературы. Успешное овладение ими различными формами романа, безусловно, является следствием всестороннего и глубокого изучения вершинных достижений русской классики, которая дала немало блестящих образцов этого жанра, вошедших в золотой фонд мировой литературы» [39; 79].
Анализ глубоких идейно-художественных связей чеченской литературы с древним эпическим наследием дан в работах Х.В. Туркаева [147, 144, 150, 148, 151]. Исследователь подчеркивает, что без анализа исторического духовного наследия чеченской культуры невозможно понимание и современного культурного процесса, и современной литературы. «Такие исследования, обращенные в глубь истории, обобщающие опыт культурно-исторического развития ранее бесписьменных народов, призван в итоге способствовать обогащению наших представлений об исторической закономерности возникновения национальных литератур» [148; 4].
В литературоведческом изучении чеченской литературы сделано достаточно много. «Полнее стали наши знания законов рождения новых идейно-тематических и художественных систем за годы советской власти <.> Исследованы жанры, сделано многое для выявления общих закономерностей поступательного движения самих литератур» [151; 4]. Было заложено прочное теоретическое основание, та опора, которая позволяет продолжать исследования чеченской литературы. Труды перечисленных и многих других авторов определяет возможности дальнейшего продуктивного изучения литературного процесса при творческом развитии уже сделанного.
Однако при значительных успехах в изучении литературного творчества народов Кавказа, многие вопросы и многие проблемы еще не нашли достаточно полного освещения. «Несмотря на определенные достижения исследовательской мысли, необходимо отметить, что сложные пути становления молодых литератур довольно часто рассматриваются упрощенно, а многие проблемы еще ждут своего решения» [151; 6]. Особенно мало внимания уделялось исследованию чеченской литературы 80-х - 90-х гг. XX в. Кроме того, «не решены вопросы периодизации чеченского историко-культурного процесса, проблемы становления идейно-эстетических предпосылок зарождения чеченской литературы в ее связях и тесном взаимодействии с русской литературой и передовой демократической мыслью народов Северного Кавказа» [151; 7].
В свете названной проблемы представляется важным, чтобы духовное богатство и художественные достоинства чеченской литературы 80-х - 90-х гг. XX в. получили достаточно полное и глубокое освещение в литературоведении. И сегодня необходимо проделать сложную и тщательную работу, целью которой должно стать новое прочтение хорошо известных произведений, в которых мы можем найти ответы как на вечные вопросы, так и на запросы современности.
При том, что существуют серьезные научные исследования, посвященные творчеству чеченских писателей, следует признать, что в силу социально-исторических условий литературный процесс 80-х - 90-х гг. совершенно не исследован. Большая часть современных литературных произведений еще не стала предметом литературоведческого анализа. В этой связи обращение к романам, написанным менее десятилетия назад, представляется новым и актуальным.
Конец двадцатого века в Чечне и в России в целом сопряжен с ярко выраженным кризисом как в духовной, так и в социально-политической сферах. В связи с этим обращение к исследованию жанра романа в чеченской литературе дает возможность понять причины кризиса, выделить те основные духовные и нравственные вопросы, которые на протяжении многих лет представляли собой «болевые точки».
Таким образом, научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что жанровое своеобразие чеченской литературы советского периода, в особенности литература его последних десятилетий, комплексно рассматривается с точки зрения связей романной поэтики с фольклорным и эпическим наследием. Впервые исследуется жанровая разновидность романов Абузара Айдамирова, Мусы Ахмадова, Шайхи Арсанукаева в связи с наследием традиционной культурой вайнахов. Очевидно, что закономерности литературного развития чеченского романа не могут быть до конца понятыми без обращения к мифо-фольклорным и эпическим мотивам.
Объектом диссертационного исследования являются романы чеченских писателей, написанные и изданные в период с 1980 до 2000 года. Предметом изучения является жанровая разновидность романов Абузара Айда-мирова («Долгие ночи», «Молния в горах», «Буря»), Шайхи Арсанукаева («Линии судьбы), Мусы Ахмадова («На заре, когда звезды гаснут», «Деревья в сумерках»). В качестве гипотезы научного исследования выдвигается идея глубинной связи произведений современных писателей с духовными традициями чеченской культуры, которые проявляются на всех уровнях романной поэтики. Эта укорененность современных эпических форм чеченской литературы в духовной почве этнических традиций и является одной из наиболее значимых черт жанровой специфики исследуемых произведений.
Основной целью диссертационного исследования является выявление, описание и характеристика жанровых разновидностей и жанрового своеобразия чеченских романов рассматриваемого периода, новаторство чеченских романистов последних десятилетий XX века. Для достижения поставленной цели необходимо качественно решить следующие задачи:
- провести литературоведческий анализ понятия «жанр» и выделить наиболее значимые основания для его использования при анализе романов;
- выявить на конкретном материале исследования существенные характеристики романа как жанра;
- провести анализ романов, написанных в период 80-х - 90-х гг. XX в. с точки зрения их жанровой принадлежности и их связи с эпическим наследием, выявление новаторства романистов;
- описать проблемно-тематический круг связей литературных и эпических образов;
- определить функциональное значение обращения писателей к культурному наследию предков;
- установить связь поэтики исследуемых романов с морально-этическим комплексом традиционной культуры вайнахов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Чеченские романы 80-х - 90-х годов XX века представлены широким спектром жанров и жанровых разновидностей: исторический роман, роман-хроника, роман в стихах, социально-бытовой роман, роман - воспитания и роман - фантасмагория.
2. Развитие жанра романа в чеченской литературе в 80-х - 90-х гг. происходило по двум взаимосвязанным направлениям: по пути повышенного внимания к истории народа и развитию личности в конкретных исторических обстоятельствах.
3. Для чеченских романов 80-х - 90-х годов XX века характерно слияние в рамках одного произведения нескольких жанровых разновидностей, образующих синтетическое единство художественного пространства.
4. Для чеченского романа рассматриваемого периода характерна высокая степень связи с эпическим наследием. Интеграция традиционных элементов мифо-фольклорной поэтики с элементами поэтики современной литературы.
5. Жанр исторического романа, развивая традиции, заложенные во многонациональных литературах России, осваивал идейно-эстетические требования романа-хроники. Динамика развития исторического романа строится в направлении к большему вниманию к конкретным и философским вопросам, отходу от стереотипов.
6. Развитие романа включает в себя активное освоение приемов и методов мировой литературы. Жанровой особенностью чеченского романа рассматриваемого периода является художественный прием «поток сознания».
7. Пространственно-временная организация романов во многом воспроизводит мифо-фольклорную систему пространства и времени эпических произведений.
8. Эволюция внутреннего мира героев исследуемых произведений определяется непрекращающимся диалогом с духовным наследием предков.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты диссертационного исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении истории чеченской литературы, создании учебного курса «Современный чеченский роман», а также при изучении литератур народов Северного Кавказа.
Методологической основой диссертации послужили труды известных отечественных ученых В. Агеносова, М. Бахтина, Д. Лихачева, Е. Мелетин-ского, а также работы северокавказских исследователей Ю. Айдаева, JI. Бе-кизовой, Н. Музаева, X. Мусаева, У. Панеша, X. Туркаева, Р. Ужаховой, Р. Чахкиевой, М. Чентиевой, К. Шаззо и др.
В качестве основного метода историко-литературного анализа использовался сравнительный метод, позволяющий выявить типологические основы идейно-образной системы романов.
Апробация работы. Материалы диссертации были положены в основу докладов, прочитанных на конференциях. Основные положения работы отражены в публикациях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблемы традиций и жанровые разновидности в чеченском романе 80-90-х гг. XX века"
Заключение
В результате проделанной работы можно сделать вывод относительно высокой степени продуктивности жанрового подхода к исследованию большой прозы. Он позволяет рассматривать литературный процесс в единстве преемственности традиций и динамики. В настоящее время жанровая типология представляет собой не дискретную, а континуальную систему.
Анализ романов чеченских писателей показывает, что понятие жанра и сегодня не утратило своего значения. Определение жанрового своеобразия литературного произведения необходимо для более полного понимания характера высказывания автора.
Роман, согласно мнению исследователей, представляет собой синтетический жанр, интегрирующий элементы разных жанров и интенсивно изменяющийся с течением времени. Особенностью жанра романа является внимание к судьбе отдельной личности, показанной в ее развитии, в изменениях. Существует множество классификаций романов и различных подходов к выделению романных форм, которые строятся по разным основаниям. Однако, как признают практически все исследователи, эти классификации носят условный, приблизительный характер.
Жанровое своеобразие трилогии А. Айдамирова определяется синтезом исторического и философского романа. Важнейшие нравственно-философские мысли в романах даны не в виде стабильных, монологических догм, а в виде полифонического становящегося диалогического взаимодействия разных позиций, разных голосов.
По характеру содержания произведения Айдамирова представляют собой исторический роман. По уровню присутствия документального материала и точности воспроизведения исторических событий и описаний исторических лиц их можно отнести к жанру романа-хроники. Особенно это относится к роману «Долгие ночи». Хотя и для романов «Молния в горах» и «Буря» так же присуща едва ли ни документальная подача материала в хроникальном порядке описания событий бурной истории Чечни.
Однако по глубине проработке поднимаемых вопросов романы Айдамирова могу быть определены как философские романы. Идеи автора представлены не в монологической, застывшей и «окончательной» форме, а преподносятся в форме полифонического звучания различных голосов, выражающих различные позиции.
Образы отдельных героев романа даны в развитии, неразрывно связанном с характером исторических изменений. Обращение к морально-нравственным основам традиционной культуры определяет позитивный характер перемен в умах и сердцах героев Айдамирова. Обычаи народа, этикет горцев составляют жизненную основу каждого чеченца. Такое обращение к базовым ценностям как жизненному ориентиру, позволяет выделить в трилогии элементы романа воспитания.
Роман в стихах Ш. Арсанукаева «Линия судьбы» - это первый опыт в чеченской литературе создания произведения в столь сложном жанре. Военная тема, которой посвящен роман, получила недостаточное развитие в чеченской литературе, и представлена в большей степени в стихах и поэмах.
Произведение Арсанукаева в значительной степени опирается на традиции фольклора, особенно на традиции илли, что особенно выражено в эпизодах, посвященных описанию военных действий и подвигов героев. Однако, в лирических отступлениях, в которых слышен голос автора, Арсанукаев говорит не только о героизме, но и о бытовых тяготах войны, об общей трагичности убийства, даже если это убийство врага.
В образе главного героя - Ризвана присутствуют как элементы традиционной эпической поэтики, так и элементы, свойственные поэтики романа. Автор рисует процесс внутреннего роста героя, его изменений, которые происходят в активном взаимодействии со средой. Любовная линия романа представлена как сочетание нескольких линий, различающихся степенью сходства с фольклорными мотивами. Сюжетные направления романа так или иначе воспроизводят мотивы произведений устного народного творчества.
Жанровое своеобразие романа М. Ахмадова «На заре, когда звезды гаснут» определяется единством социально-бытового романа с романом воспитания. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что роман можно отнести к четвертому из выделенных Бахтиным типов, типу дидакти-ко-педагогического романа. Связь героини со временем показана как борьба с преодолением разрушительного воздействия актуального времени на пути становления личности. Героиня изменяется «вопреки» актуальному времени. Проблема взаимосвязи традиций с современностью раскрывается в единстве тем кровной мести, связи человека с его семьей и темой долга, как определяющего жизненный путь настоящего человека.
Для романа «Деревья в сумерках» характерной чертой является сочетание поэтики народного творчества с особенностями метода «потока сознания» и элементами гротеска.
Смена ритмов повествования подчеркивается автором введением приема «поток сознания», которое используется при смене движения героя по внешней траектории к движению во внутреннем мире - в прошлом и будущем, к внутреннему преобразованию личности обретению новых смыслов.
Характер использования гротеска в романе позволяет говорить о специфике функции гротескного реализма, заключающейся не столько в принятии ценностей официальной культуры, по Бахтину, через снижение, сколько в разоблачении этой официальной культуры и вскрытии ее подлинного низменного содержания.
Анализ связи романа с народной культурой позволяет характеризовать произведение как интернациональное по форме и глубоко национальное по содержанию. Автор демонстрируем высокий уровень владения приемами и методами мировой литературы для изложения идей, соответствующих традиционной чеченской системе ценностей.
Эпическое наследие в чеченских романах 80-х - 90-х годов XX века присутствует как в виде элементов эпической поэтической системы, органично включенных в текст романов, так и в виде прямых обращений героев к древним песням вайнахов. Такие обращения не выглядят искусственными вставками, они воспринимаются читателем как естественные жизненные эпизоды.
Диссертационное исследование показало, что изучение чеченской литературы данного периода имеет научные перспективы. Особенно это касается сравнительного анализа поэтики романов чеченских писателей с произведениями художников, принадлежащих другим культурам. Дальнейшее изучение большой прозы в компаративном ключе представляется перспективным не только с позиций литературоведения, но и культурологии, социологии, фольклористики.
Список научной литературыИсмаилова, Макка Вахаевна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Абаев В.И. Нартовский эпос.ИСОНИИ Т 10. Вып. 1,-Орджоникидзе, 1945
2. Абаев В.И. Проблемы нартского эпоса /Нартский эпос.- Орджоникидзе, 1957
3. Абдуллаева X. Р. Чеченская проза: историко-культурный аспект / Ав-тореф. дис.канд фил. наук. М., 1998
4. Аверинцев С.С. Бахтин и русское отношение к смеху / От мифа к литературе.-М., 1993
5. Агеносов В.В. Генезис философского романа. М.: МГПИ, 1986
6. Агеносов В.В. Советский философский роман. М.: Прометей, 1989
7. Айдаев Ю.А. Зеркало жизни. Грозный, 1987
8. Айдаев Ю.А. От эпической песни до эпопеи. Грозный, 1975
9. Айдаев Ю.А. Грани жизни. Грозный, 1976
10. Айдаев Ю.А. Жизнь и слово. Грозный, 1992
11. Айдамиров А. Долгие ночи. М., 1996
12. Айдамиров А. Молния в горах. Грозный, 1989
13. Айдамиров А. Буря. Грозный, 2004
14. Акбиев М.И. Из истории дагестано-чеченских фольклорных и литературных связей /Вопросы литературных связей. Том 8. Грозный, 1979
15. Александров Л.П. Советский исторический роман и вопросы историзма.- Киев, 1971
16. Алиева А.И. Фольклорные традиции в младописьменном романе / Современный роман: Новаторство. Поэтика. Типология. М., 1978
17. Алироев И.Ю. История и культура чеченцев и ингушей. Грозный, 1994
18. Арсанукаев Ш. Кхолламан сизаш (Линии судьбы). Грозный, 1987
19. Ахмадов М. На заре, когда звезды гаснут. Грозный, 1989
20. Ахмадов М. Деревья в сумерках. Грозный, 1993
21. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975
22. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986
23. Бахтин М.М. Проблемы поэтика Достоевского. М., 1979
24. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1976
25. Бахтин. М.М. К стилистике романа. Собр.соч. Т. 5. М., 1996
26. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. М., 1990
27. Бекизова Л. Ответственность слова. Черкесск, 1981
28. Бекизова Л. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1974
29. Бекизова Л. По законам взаимодействия и художественной самобытности / Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. М.,1978
30. Богданов В.А. Роман // Литературный энциклопедический словарь. -М., 1987
31. Вахрушев В. О теории жанра и об истории его изучения //Весы. Альманах гуманитарных кафедр Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Балашов, 2003.- № 25
32. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940
33. Вельдяйкина Е. И. Своеобразие жанра романа в стихах как специфической формы поэтического эпоса мордовской литературы. Дис. канд. филол. наук. Саранск, 2006
34. Верольский Ю. Муса Ахмадов и его романы: рецензия для скрипки с оркестром // М. Ахмадов. На заре, когда звезды гаснут.- Грозный, 1992
35. Вопросы чечено-ингушской литературы. Т.6. Вып. 3. Грозный, 1972
36. Вулис А.З. Сатира / Литературный энциклопедический словарь. М., 1978
37. Гайтукаев К.Б. В пламени слова. Грозный, 1989
38. Гайтукаев К.Б. Писатель и его герои.- Грозный: Джохар, 1997
39. Традиции русской литературы в современном чеченском и ингушском романе (К постановке проблемы) /Чеченский и ингушский роман. Грозный, 1986
40. Гацак В. Роман и фольклор / Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. М., 1975
41. Гениева Н.Ю. Поток сознания / Литературный энциклопедический словарь.-М., 1987
42. Гериханов X. Корни народа в его истории / Долгие ночи. А. Айдамиров. М., 1996
43. Гиреев В.Ю. К вопросу о клишировании в жанре илли // Поэтика чеченских героических песен. Грозный, 1983
44. Глоова Ж. Становление и развитие историко-революционного романа в литературах Северного Кавказа /Автореферат дис.канд. фил наук. Орджоникидзе, 1981
45. Головинский П. Заметки о Чечне и чеченцах. ССТО, Вып. 1, Грозный, 1978
46. Губанукаева М. Фольклорное и художественное мировидение С.-Б. Арсанова в контексте формирования и развития чеченской прозы / Автореф. дис. канд. фил. наук. Майкоп, 2006
47. Губанукаева М. Творчество С.Б. Арсанова в контексте развития чеченской прозы.- Майкоп, 2007
48. Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. М, 1972
49. Далгат У.Б. Типовые черты нартского эпоса / Типология народного эпоса. М., 1975
50. Далгат У.Б. Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. М., 1975
51. Далгат У.Б. Этнопоэтика в русской прозе 20 90-х гг. XX века. - М., 2004
52. Дахкильгов И.А. Исторический фольклор чеченцев и ингушей. Грозный, 1978
53. Дахкильгов И., Туркаев X. Эпос о судьбе народной / Илли. Героико-эпические песни чеченцев и ингушей. Грозный, 1979
54. Дахкильгов И.А. Ингушская литература (период развития до 40-х годов) Грозный, 1957
55. Дахкильгов И.А. Мифы и легенды вайнахов. Грозный, 1991
56. Джамбеков О.Д. О художественном времени в устно-поэтическом наследии чеченцев /Культура Чечни: история и современные проблемы. -М., 2002
57. Джусойты Н. От сказителя к писателю путь далекий // Вопросы литературы. - 1971. - № 9
58. Дибелиус В. Морфология романа // Проблемы литературной формы. -Л., 1928
59. Днепров В. Проблемы реализма. М., 1960
60. Дрягин Н.М. Анализ нескольких карачаевских сказаний о борьбе Нар-тов с еммечь в свете яфетической теории //Яфетический сборник. Вып. 4. -Л., 1930
61. Ершов Л.Ф. Философский роман / Ершов Л.Ф. Русский философский роман. Л., 1967. С. 173-243
62. Ершов Л.Ф. Социально-философский роман 1970-1980-х годов // Литература в школе. 1987. - №5. - С.5-15
63. Завриев М.А.-А. В поисках художественного метода. Грозный, 1988
64. Илли. Героико-эпические песни чеченцев и ингушей. Грозный, 1979
65. Калоев Б.А., Мижаев М.И., Салакая Ш.Х. Нарты / Мифы народов мира. Т.2.-М., 1987
66. Камбачкова Р.Х. Становление и развитие исторического романа в адыгской прозе. Дисс. . канд. фил. наук. Нальчик, 199869. 67.Карамзин Н. Сказка о женском ханстве //Древняя и новая Россия. -СПб., 1875
67. Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе. Т.1. М., 1890
68. Кожинов В. Жанр // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987
69. Кожинов В. Происхождение романа. Л., 1963
70. Козлов Д. Исторический жанр /Словарь литературоведческих терминов. М., 1974
71. Компаньон А. Демон теории. М., 2001
72. Корзун В.Б. Литература горских народов Северного Кавказа. Грозный: Чечено-ингушское кн. изд-во, 1996
73. Косвен М.О. Амазонки. История легенды. // Советская этнография. -1947.-№2,3
74. Кроче Б. Эстетика. М., 2000
75. Крупное Е.И. Изучение нартского эпоса и археология // Известия ЧИНИИИЯЛ. Т. 7. Вып. 1. Грозный, 1969
76. Кубалов А. 3. К вопросу о происхождении нартских песен ИСОНИИ, Вып. 1,1925
77. Кусаев А. Писатели Чечни. Грозный, 2005
78. Лейдерман Н.Л. Закономерности формирования и развития прозаических жанров в советском историко-литературном процессе (50-60 годы). -Свердловск, 1972
79. Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Введение в литературоведение. Екатеринбург, 1991
80. Лексина А.В. Историческая проза В. С. Соловьева (генезис и поэтика) / Автореф. дисканд. фил. наук. Коломна, 1999
81. Ленобль Г.М. История и литература: Сборник статей. М., 1960
82. Линьков В.Д. Типы русского исторического романа 20 30-х годов XIX века. Автореф. дис. .канд. фил. наук. - Горно-Алтайск, 2001
83. Литвиненко Н.М. «Потенциал восприятия» и исторический роман (К постановке проблемы) // Чеченский и ингушский роман. Проблемы жанра. -Грозный, 1986
84. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979
85. Лотман М.Ю. Анализ поэтического текста. Л., 1972
86. Лукач Г. Роман / Литературная энциклопедия. Т. 9. М., 1935
87. Малкина В.Я. Поэтика исторического романа. Проблема инварианта и типологии жанра: на материале русской литературы 19 начала 20 века / Ав-тореф. дис. .канд. фил. наук. - М., 2001
88. Мальсагов А. О. Нарт-орстхойский эпос вайнахов. Грозный, 1970
89. Мальсагов Д., Ошаев X. Устное поэтическое творчество чечено-ингушского народа / Очерк истории чечено-ингушской литературы. Грозный, 1963
90. Мамакаев М. Зелимхан. Грозный, 1990
91. Мамакаев М. Мюрид Революции. М., 1968
92. Маркевич Г. Основные проблемы науки о литературе. М., 1980
93. Межидов Д.Д., Алироев И.Ю. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Социально-философский аспект. Грозный, 1992
94. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. -М., 1986
95. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995
96. Мелетинский Е.М. Примерный указатель сюжетов нартского эпоса / Нартский эпос. Орджоникидзе, 1957. С. 75 - 81
97. Мелетинский Е.М., Неклюдов С.Ю., Новик С.Е. Статус слова и понятие жанра в фольклоре / Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994
98. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность). М., 1999
99. Музаев Н.Д. Взаимосвязи литератур северного Кавказа в процессе становления жанров. Грозный, 1974
100. Музаев Н.Д. Чеченская литература на путях социалистического реализма. Грозный, 1963
101. Мунаев И.Б. Поэтика чечено-ингушских героико-исторических песен илли (Проблемы формирования жанра и его системные связи) / Автореф. дис. .канд. фил. наук. М., 1981
102. Мунаев И.Б. Поэтическая система эпитетов в героико-исторических илли / Вопросы поэтики и жанровой классификации чеченских героико-исторических песен илли. Грозный, 1984
103. Мунаев И.Б. Поэтические стереотипы и вопросы жанровых разновидностей илли / Поэтика Чеченских героических песен. Грозный, 1983
104. Мунаев И.Б. Трансформация древнеэпического мотива богатырского рождения в героико-исторических илли / Интернационализм и атеизм в литературе и фольклоре чеченцев и ингушей. Грозный, 1979
105. Мунаев И.Б. Чечено-ингушские исторические илли как поздний эпос. / Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа. Грозный, 1988
106. Мунаев И.Б. Чеченский героико-исторические илли как поздний эпос» // Вайнах - 2004. -№ 9
107. Мусаев Х.М. Творчество М.А. Мамакаева и проблемы социалистического реализма в чеченской советской литературе. / Автореф. дис. .канд. фил. наук. Грозный, 1985
108. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман. Нальчик, 1980
109. Октябрьская О.С. Русский исторический роман 70-х 80-х годов XX века (проблема жанра) / Автореф. дис. .канд. фил. наук. - М., 1993
110. Орлов С. А. Исторический роман Вальтера Скотта. Горький, 1960
111. Осмаев М.К. Проблема возрождения и развития национальной культуры в Чечне. / Культура Чечни. История и современные проблемы. М., 2002
112. Оскоцкий В. Роман и история. Традиции и новаторство советского исторического романа. М., 1980
113. Оскоцкий В.Д. Многонациональное богатство романа. М., 1968
114. Ошаев Х.Д. К истории возникновения чеченских героико-исторических песен // Известия Чечено-Ингушского НИИЯЛ. Т. 2. Вып. 1. Грозный, 1960
115. Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. Майкоп, 1990
116. Панеш У. М. Литература изменяющегося мира. Майкоп, 2007
117. Писатели Чечни. Грозный, 2003
118. Паранук К.Н. Мифопоэтика и художественный образ мира в современном адыгском романе. Майкоп,2006
119. Переверзин. В.М. Жанр романа-эпопеи. Якутск, 1981
120. Петров С. М. Русский исторический роман XIX века. М., 1984
121. Петров С.М. Советский исторический роман. М.,1958
122. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978
123. Потанин И. Ставр Годинович и Гесер. М., 1891
124. Пропп В.Я. Поэтика фольклора. М., 1998
125. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л., 1958
126. Рклицкий М.В. К вопросу о нартах и нартских сказаниях. ИСОНИИ. Вып. 2,- Орджоникидзе, 1927
127. Семенов Л.П. Ингушская и чеченская народная словесность. ИЧИНИИЯЛ. Т.1. Вып. 3. Грозный,1959
128. Серебрянский М.Н.Советский исторический роман. М., 1936
129. Смирнова Я.С. Военная демократия в нартском эпосе //Советская этнография. 1959. - № 6
130. Созонович И.П. Песни о девушке-воине и былина о Ставре Годинови-че. Варшава, 1886
131. Сорочан А.Ю. Мотивировка в русском историческом романе 18301840-х гг. / .Автореф. дис. .канд. фил. наук. -. Тверь, 2000
132. Спивак Р.С. Русская философская лирика. Проблемы типологии жанров. Красноярск, 1985
133. Стролого Перович Ф. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь как исторические романисты: сопоставительный анализ «Капитанской дочки» и «Тараса Буль-бы» / Автореф. дисканд. фил. наук. М., 2001
134. Суровцев Ю. В 70-е и сегодня. М., 1985
135. Тамарченко Н.Д. О своеобразии русского исторического романа («Князь Серебряный» А.К. Толстого) / Вопросы теории и истории русской литературы. Брянск, 1994
136. Тамарченко Н.Д. Русский классический роман XIX века: Проблемы поэтики и типологии жанра. М., 1997
137. Танкиев А.Х. Свет народного сознания вайнахов. Грозный, 1990
138. Тер-Саркисян JI.A. Армянский исторический роман в русских переводах. Проблема воссоздания стиля / Автореф. дис. .канд. фил. наук. Ереван, 1990
139. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996
140. Туганов В. Кто такие нарты. ИСОНИИ. Вып. 1,1925
141. Туркаев Х.В. О путях развития чеченской литературы. Грозный, 1973
142. Туркаев Х.В. Братская поступь / Сборник литературно-критических статей. Грозный, 1977
143. Туркаев Х.В. Исторические судьбы литературы чеченцев и ингушей. -Грозный, 1978
144. Туркаев Х.В. Чеченская советская поэзия (20-40 годы). Грозный, 1971
145. Туркаев Х.В. Зарождение реализма в чеченской и ингушской литературах (60 е. гг 19 в - 40-е гг. 20 в.). / .Автореф. дис. . .канд. фил. наук. - Тбилиси, 1984
146. Туркаев Х.В. Путь к художественной правде. (Становление реализма в чеченской и ингушской литературе). Грозный, 1982
147. Туркаев Х.В. В семье братских литератур. Грозный, 1987
148. Туркаев Х.В. На переломе. Грозный, 1991
149. Туркаев Х.В. // Орга. 1969. - № 2
150. Тынянов Ю.Н. Литературная эволюция. М., 2002
151. Ужахова Р.К. Поиски нравственных ценностей героев в современном чеченском и ингушском романе / Чеченский и ингушский роман. Грозный, 1986
152. Ужахова Р.К. Чеченский и ингушский роман (20 70) История и современность / Автореф. дис. .канд. фил. наук. - М., 1984
153. Ужахова Р.К. Чеченский и ингушский роман. Грозный, 1986
154. Умаров С.Ц. К вопросу об историческом осмыслении вайнахского нартского эпоса / Вопросы чечено-ингушской литературы. T.IV. Вып. 3. Литературоведение. -Грозный, 1972
155. Услар П.К. Древнейшие сказания на Кавказе. Тбилиси, 1881
156. Хасанов Р.Ф, Башкирский исторический роман 80 90- гг. XX века: вопросы типологии, жанра и стиля. Уфа, 2004
157. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999
158. Хасбулатова С.И. Вайнахский этикет (традиционные нормы поведения и формы общения у вайнахов в 19 начале 20 в. ) / Культура Чечни. История и современные проблемы.- Грозный, 2002
159. Хоружий С. «Улисс» в русском зеркале /Улисс. Дж. Джойс, М., 1994
160. Цагарели А. Амазонки на Кавказе // Кавказ». 1870. - № 146
161. Чахкиев Р.А. Истоки чечено-ингушской прозы / Вопросы литературных связей. Т. 8. Грозный, 1979
162. Чентиева М.Д. Заметки о чечено-ингушской литературе // Известия ЧИНИИИЯЛ. Т. 7. Вып. 3. Литературоведение. Грозный, 1972
163. Чентиева М.Д. Черты современника и проблемы чечено-ингушской художественной литературы. Грозный, 1967
164. Чеснов Я.В. Генетические представления в менталитете чеченцев (на материале полевых этнографических материалов, собранных в Чечне и Грузии в 1980 1990 годов) // Культура Чечни. История и современные проблемы. - М.,2002.
165. Чечня и чеченцы. Элиста, 1990
166. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. М., 1975
167. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси, 1978
168. Шаззо Ш.Е. Слово о Нартах. Майкоп, 2001
169. Шенкао М.А. Специфика мифо-эпического сознания (На материале эпоса «Нарты») / .Автореф. дис. .канд. фил. наук. Ростов - на - Дону,1982
170. Щеблыкин И.П. Русский исторический роман 30-х годов XIX века / Проблемы жанрового развития в русской литературе XIX века. Рязань, 1972
171. Щедрина Н.М. Исторический роман в русской литературе последней трети XX века/ Автореф. дис. .канд. фил. наук. М., 1996
172. Эльмурзаев С.Ч. Новые данные о чечено-ингушских нарт-эрстхоевских сказаниях// Труды ЧИНИИИЯЛ. Т. 9. Грозный, 1964
173. Эсалнек А.Я. Внутрижанровая типология и пути её изучения. М., 1985
174. Яблокова Г.И. У истоков книги. Грозный, 1990
175. Янчук Н.А. К истории и характеристике женских типов в героическом эпосе. М., 1990