автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Эволюция жанра повести Н.М. Карамзина

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Сигида, Людмила Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Эволюция жанра повести Н.М. Карамзина'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эволюция жанра повести Н.М. Карамзина"



Из np^iix гукппиг:.

СИГИДЛ Людмила Ивлмопнл

эволюция лслнрл повести н.м.карамзина

Спеи^х-тшпсть 10.01.01 - русская лигорятурл

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кян,"!1Дггэ филологических паук

Исскса * 1992

Работа шшшкжа кз. ка^здро русс::оа лпт£ра:гу?:: С-осковспого государственного уцпвзрсптста М.В..1с:-о;:ссоса

¡¿утаий руководимой, - доктор ф^логогэтзск^: пау:: П.^.Ор^сз

О Ф И Ц II Л Л Ь Н Ы Е О П Я О Н Е Н Т Н: до;;тор фклслогнчесиж наук, профзссор Н.П.ЕЗХЫлГ;!; кандидат ф:-:лолог№ос:;их паут: В.В.ЦСС-Глй;

В е д у ц а л орган «зац !; :: -Московский областной пэдагсгкчаскгЛ утп;зерс::гсо

Зац-лта оостокгсл " " <УО 4 \с«2 года в /Ь слсогз на заседании специалкзгтрованкогс Совета Д-053.05.П пр;; Иосковскои государственном унлсерсагете 1п.:ани Н.З.Ло;.:онэсога (119399, Москва, Ленинские гора, ¡¿ГУ, 1-ый кордус факультетов.

С диссертацией можно ознакомиться в гЬучпоЛ с';;5;:::огс::о им.А.Н.Горького Московского государственного университета имени Ы.В.Ломоносова

Автореферат разослан

/

Ученый секре-яарй специализированного Собо?а кацздцат йшгалогичзелж наук

Актуальность исследования гаяровэй природа повестей Н.И.Ка-раетпка обусггоздапа вапрлгдекносгьп соврскзшгого литературоведения па иакспкальпо еоз'лз-нзтэ конкретизацию представления о путя:: становления повествовательна га проз русской прозы. Изучение эк>-ггетп глнра повести в творчестве Карамзина отвечает необходимости проанализировать н уточнить особенности того пути, котое-ч; грозда худсзэствзнная проза з период становления повой русской иггэрагурк.

Посзстп Карамзина изучались в контексте западпо-европеЗской п русской литературы конца Ш1 - начала XIX веков, выявилось пдеЗпо-теиатическое содержание произведений с точки зрения эволюции !Лровоззрзшя писателя, исследовались стилистические принципы повествования (Н.Н.Булич, Н.Греч, Ц.П.Погодин, В.В.Сипов-скиЗ, А.Старчевскп2, В.В.Виноградов, Р.В.Иезуитова, Н.Д.Кочетко-ва, ЮЛА.Лотглн, З.З.Кану нова, П.А.Орлов, В.И.Федоров и др.),определяло сь пх кесто в процессе становления глнра повести и романа (Русская повесть US века, 1973; История русского рокака, I9SI). В работах, где основой изучения повести Карамзина является ганровнй принцип, лаяр повести рассматривается как исходная • единица классификации, выводимая из цдайко-гегатического содержания произведений. Необходимая в науке глпровал классификация, вмзетв о тем, не отраяазт сущность и содержание жанровой природы повести Карамзина, оказавшей непосредственное влияние на процесс становления н развития лавра в русской литературе SIX гэка.

йссзгедованлв повестей Карамзина с точки зрения современной концепции гапра как "категории исторической" (Ю.Н.Тыняноб, П.П.Еагтин, Д.С.Лигачев), кап "ведупего героя" литературного процзсса Ш.Ц.Бзхтип), в которой аккумулируется "способ форми-

рованпя, организации произвздогая как остетпчс-ского цзвого" (.'Л.Б.Зрапчеико) веойходпио п дет взрпой ¡шторпрзховрз содзр^азвд повестей Карамзина, позти:са которщ: хгсодпт оа par™ сопшизк-таллэма, л для определения гп: ролл с usera в повой руссвой z~-

tsратуре.

исследования. Рзгт. последовал ix - ¿л^влспво кадровой природа повестей Карамзина в ее srorapn.

Цгль обусловила следувала задача исследования: Î. изучаете гзизиса панра повести Карамзина в контексте продвоствуг£-эй с пэслздухщей традиции; 2. изучение лаврового содержания повеете:! Карамзина; 3. анализ способов выражения авторского сознания е гоззстях в es эбоеюцпи; 4. анализ прострапстЕоыно-врохэнпоЗ организации проззведввпй; 5. агадзз «жсэтЕО-ЕОзаюсящовЕо^ пон-струвцип повестей.

¿йто^огогия g ¿"етоггка^ Есспэдовакяя опрздеяона созрэкэв-вшг прэдсгавЕзниои о saapax как псгордчасхп пзизпявнайся: категории. Повзсти Карамзина рассматривается в процессе ставовлегш как аанр эпической прозы с учотоу худопествзнЕой прееютЕзннос-тп в контексте изменяющегося миросозерцания писателя. Конкретный анализ произведений, направленный па выявление поэтики какра, подчинен принципу единства содержания п çop:.a.

Научная новизна работы состоит в новом аспекте изучения повестей Карамзина: в анализе произведений с точки зрзвпя сов-роизнного учения о ганраз.

I. В ганровоЁ природе севтниентальвой повзсти Карамзина эдявлепо сагеаэвяе ганровнх границ традиционных кдассяческяЕ "акров идиллии, элегии, пасторали, определен особи!! идилличес--::га аспект видения пясателя. Эволэцзя ганра рассматривается >:ак езианеняе кадрового аспекта Бпдения, комплекса аазрсосЗра-

зугг^з: .•■•OrrirOB, сэсгсе.т2ггп: ~r.rifoe3d содзргзпзо погг.стс.ъ

3. Стшюглзшгэ п разгзгго гапрд повестп Нарзкзкта иссяв-дуотсл з д::ослр?агг.:п кап процзсс гудсгествзкпого освоения ги-сатзяоа свдовггзяя арздегавлзнзгЗ о ггкзшт.

3. Кззпсппэ способов вцргсззвпя авторского сознания, прост-^ЕсгЕ0ЯПО-зрэ!.:звпой организации, сггетзо-гоглозкгропяой конс--рукцпз eoesctoíI Езраизппа sort гаирсобразуггз: принципов в п-д отгЕозяоша jtotzcc:? етгзрцрзгацдэ худезоствеипо-эпэцзопальго-го с: пет a asropcrtyn позпцта в прэязгздзяпяг, "о всегда ооот-гзтстзу^дуэ цубгягпсгтазскЕ.'« влскаснгашям автора, выявляет со-дорпнггэ гт направленность raupoEirc поисков, открывает пэрспзк-глзу изучения гзста гудс-ествэнньЕ: откритай Карамзина в становлении русской рзаякстачзской проса.

£а£°2ыА. Результаты :: материала исследования позволяют дополнить представление о характера и основных Еаправлзшях эвостот русской лрозн в конце Z7I3 - начале SIX взтав, ой г.:огут бить учтены в дальнейшем изучении законо-гзрпостеЯ петорзко-лпторатурзого процесса, a такзв при выяснении роли традиций Каратапна в теорчествз писателей начала ИХ ■ века, в спсцзалвнщ: курсаг по псгорзп русской новости п творчеству Карамзина.

Ллообадия snüPlu*. ¿Материалы п рэзульгаты исследования, ка-саютэся проблем поэтики, становления и развития каяра повсстг использовались автором в лекциях и на практических занятиях по история русскоО литература 3-й воловины ИХ в., по теории литературы в в специальной сештарз "Поэтика повести" в Актобин-ско:з педагогической института. По теме исследования сделаны доклада на конференции иояодш: ученых филологического факуяь-гота IG7 (1980), на Рдшшвсппх чтениях (Пенза, I9S0), на ре~

гпояаяьноИ уахвузовскоО научней конференция "Проблема азтора в художественной литературе" (Ижевск, 1590), на лкещгзобской научной конференция "Пробтеш изучения п преповаваяшх творчества М.Ю, Лермонтова (Пягягороя, 1291), на иэздупародпоИ конференции "Власть и датература" (Одесса, 1591), По теглз диссертации опубликовано 6 работ.

СгдуДТ^РЗ. работы. Диссертация состоит по Езедевня, трех глав и заключения. Библиографический аппарат вкпшаат список основной литературы п постраничные указания.

Оснозной^о^егаание, паботы,.

Во ЦВввт^ашщ" обосновывается набор теш диссертации и ее актуальность, определяется цель и задачи исследования, лотодолотая и методика анализа, научная новизна решения доставлениях проблем.

§ "Нанровал природа евнкшенгашюа ловге-

ти Н.М.Карамзлка" исследуется генезис сентиментальной яовэсгп, выявляются канровое содегташз и жаярообразукапе щ:янцшш по-вэстэй "Евгений и Елпя" (1789), "Бедная Лаза" (1792), "Наталья, боярская дочь" (1792).

Сентиментальная повесть Карамзина, прниедшая на сиену сентиментальному роману, рассматривается как своеобразная художественная трансформация, преобразование традиционных для литературы ХУШ вена мотивов и принципов создания ухе су-пествузяие ;?.анров.

КоАилекс идиллических, элегических, пасторальних мотивов, определяющий один из аспектов севтюленталпстского ыяро-ктдешия, становится одним из элементов жанрового содержания сентиментальной'повести Карамзина.

В повести "ШзгениЗ и Юлия" идиллическое бытие героев противопоставлено результату неожиданного втортения рока, воли провидения. Разрушение бития чуЕСТЕПТздыос: героев роком свидетельствует о трагической окраска ¡.яровздекпя писателя, з основе которого - своеобразное отталкивание от «провидения масонов. Альтернативность глкрового видения Карамзина формально закреплена в сизсвте повести и его пространственно-временно"; ориентация.

Определяют!! мотив в "Евгении и Они" - мотив сострадания герог:.:, оргаяпзузтагЛ скхгэтао-котозпхронни!! рисунок повос-7л, ритм п стиль повествования. Ритмически оргапззокатаЗ текст стаяэ? огляни зземзнгом л однгн из признаков г:апра по— зестзЗ "Лгяаи" л спроециругтся кш; дапрогзя доминанта з еое?с-тж зуковзпого. Д.вхорс2ся установка па "истинность", покм;!-чесхой по отвоаеюв) к езягякептадьнкм романам характер аодса-головка, реализованный в повести направленностью отбора жизненного материала, определили яанровоэ содержание "Евгения н Илии". Движение к концептуальному отбору кязяенного материала а его расположению з "Евгении и Юлип" является одним из гадких признаков становления канра, суггестивность си-сета будет преодолеваться Карамзиным я определенного успе:са он достигнет узе з "Бедной Лизе".

Логика отношений героев, воспроизведенная в ешэте повести "Бедная Лиза", приводит к трагическому финалу, разрупач слонпеииЗся в сентиментальных романах стереотип представлении об отношениях социально неравных людей кая "идиллии на лоне природы". Художественное исследование в повести причин трагического финала отношений героев обусловливает .-^аяровоо содер-

saline повести.

При определенном акценте на социальных причинах гибели героини представление о логике отношений героев расширяется в углубляется - в "Бедной Лизе" реализован комплекс причин трагического похода сязета. Грехопадение героини, нарушение ею общечеловеческих норм повадения, христианского поведенческого стереотипа - одна из причин трагического разрешения конфликта. Реализация мотива грехопадения в сакетно-конпозициов-вом рисунке - один из яанрообраэугацпс принципов повести.

Диэа и Зраст противопоставлена как антагонисты, противопоставление осуцествляется на всех уровнях текста, организуя композиционную конструкцию повести, определяя содержательно-нормальные лризншш яанра. Идиллический аспект лаврового видения, при соответствии хизни Лизы до встречи с Эрастом миру идиллии и пасторали ко становится осковопосагшащш, доминирующим.

В повести созданы два враждебных мира: мир сельского уединения и мир "калгевной громады домов" - "алчной ЬЬсквы". Художественное пространства состоит из двух довольно четко отграниченных миров: пространства Дпзы и пространства Эраста. Герои чувствуют себя комфортно только в своей среде - каядый несет в себе следа своего иира.

Дисгармония,' заложенная в конфликте, нарастает при каждом сближении, вернее, переходе героев в чуждую им среду. Нарушение гармонии уне в том, что Лиза продает ландыш ("цветоч-кл" - атрибут идиллического мира!) во враждебной йэскве. "¡отив продался, измены как разрушаидее яизнь чувства тельного героя начало, как несовместимость мира духовного и меркантильного

закрепляется Карамзиным, становится устойчивым в повести. 1.!о-тав искушения деньгами развивается в повести не декларативно (Лиза не поддается искуаению) - зависимость более сложная, опосредованная. Нэ искупевная деньгами героиня оказывается уничтоженной, "проглоченной" "алчной ИссквоЗ". Лпза, попадая пв мира идиллии в мир Эрзсга, гибнет, ее гибель - это и гибель ее кирз, ¡-'прз "сладостной мечты".

С другой стороны, идиллический мир Лизы - мечта Эраста. Вторгаясь з г.:лр героини, Эраст, не сумевший преодолеть морально-нравственные принципы поЕзденпя своего кшра (мира "алчной Иэсквн"), разрушает в мзр Лпзы, и пир своей мечты.

Врз!,1Я в повести смешво - события сгаета сдвинуты в проалое, своеобразной нитьи, связывающей в повести проалое о настоящим, является образ автора-повествователя. Повествователь в "Бедной Лизе" не участвует в развитии основной снг/.от-ноЗ линии, он - действующее лицо другого уровня - современного читателям. Иллюзорность, призрачность мечты повествователя о гармонии (примирение Лизы и Эраста " в ином мире") очевидна в сравнении с трагическим характером конфликта и его развитием в сигете повести: художественно-эмоциональный смысл "Бедной Лизы" шире деклараций и оценок повествователя. В повести пакечастся некоторая "двойственность" структуры повествования: с одной стороны, его вздет гшвувдй в мире грез п сладостной мечты чувствительный герой, проявивший милосердие к Эрасту, сострадающий судьбе Лизы, мечтавший об их примирении, о другой, - автор-аналитик, пытающийся воспроизвести в повести неоднозначность, многомерность етзни, определять сущность взаимосвязанных: событий, пх зависимость от характера и среды.

Внося новой судсп в разрзаашзо конфликта (мотивы сострадания, милосердия), образ повествователя углубляет его трагический харш;хер: противопоставленными в повести оказываются не только ¿ары Лязн ц Эраа^а, во г ¿шр гечгв вовзствоватешх о гармоничном идеале бытия и дисгармония ыпра.

Нир трагической несовместимости идеала идиллического мира бытия с разрушашзй идеал действительностью, реализованной в "Бедной Лизе", сменился в "Наталье, боярской дочери" кпро.м прошлого.

Воспроизведете в повести, при определенной условности исторического фока, ггпотявопосгавленного современности прошлого, свидетельствует об изменении ганрового аспекта ведения Карамзина. Б санровоа содержание "Натальи; боярской дочери" оказывается вовлеченной данная в восприятии современного читателю повествователя историческая реальность, ври всей условности ее воспроизведения. В повести создается условная связь между шром втпиленным - прошлым, и якобы "реальным", "действительны?.:" - настоящим. На грани отяг связей в обнаруживается авторская позиция - отношение к прошлому как утраченной национальной самобытности.

Соотношение шра простого с настоягяы должна, казалось, создать в повести особые пространственно-временные отноцения в оЕсетно-йабуяьном рисунке повести, как это было в "Бедной Ливе", где мир повествователя и мяр героев дифференцирован только временем. Мир повествователя был и миром героев. В "Наталье,боярской дочери" взаимоотношения мажду кирок повествователя

(вгстоязяя) rr !.;npo;j героев (прсялш) иные. Фабульное вреня здгсъ не яуэст пространственной ориентации, закрешгенной коя-крзтнкми прп5.!ета;ля. Еозусковко, отсутствие пространстве иной ориентации мира настояцого в "Наталье, боярской дочери" связано, в перзуэ очередь, с изменпЕзвкся ганровым видением писателя: если з "Водкой -гя:зе" цир прошлого трагичен, а повествователь питается внести в него гармонии (мечтает о пришре-нии Лпзи п Эраста), то з псследуе:.:о*12 повзстл соотнопепие rapa пропгого в кара пасто-сцзго .меняется.

Настонц-зе повествователя здесь резко противопоставлено прошлому именно невозможностью осуществления идеала добродетели в вастоясэя времени повествователя. Художественная реализация идеала з прошлом, определяя канровое видение писателя, организует гапрэвук йторму повести "Наталья, боярская дочь" - историческую. Освоение Карамзиным новик принципов организации жизненного материала з малом эпическом яанрэ связано с попска^и еозмсешос вариантов реализации з деЗстви-тельности идеалов сентиментального бнтия, в "Наталье, бояр-скоЯ дочери" идеал, обогасеншЗ представлением о счастье iraïc гармонии общественного и личного начал, реализуется в прзз-ло;.!, резко противопоставленном, настодаому.

=2. поисказ saHpa: лирическая к светская

повесть Н.И.Карамвина" выявляется ганровая природа повестей "Аглаи" ("Остров Еэрнгольи", I7S4 и "Сиера-'дорена", I7S5) и "Юлия" (1794).

Мысль Карамзина о невозможности реализации сент::::энта-лкстского идеала в действительности, организующая повэсти "Евгений в Юлия" и "Бедная Лиза", приобретает особую остроту после иэньского революционного террора во. Франции 1793 года.

1С:.

В "Острове Еэрнгояьа" изшзяотся, по орав-юга с прзд-' взста^гшми повестям:!, аанроЕзЗ аспект видения: бссеилД в ео~ босгк оказиваигся не гсзбовкаг; коллизия к ее деЛсгвупдде ища, а опциональна? реакция автора-говэстговатсдя ка события с;э-.чета. Основополагающим в создании художественной цздосгпосгп, одрецезшшя глнровое содержание еобэстп "Остров Еорпгодь^"» является субъектное пов-зсгвзвалпе. Образ Еогаствогатодл» чеик/л в систему событий сгидзта, приобретает в еобзоте чгрти лирического героя.

С пзмзпекпам иакрового впдоппя связано, прекдэ всего, уежетежге сЕйзгзо-цабуяького рисунка поззстд. Рассказ еоеост-говатош о себе екзязй в систсму со&пяЛ, Со дез того, "авторски;;" эпизод взанкообусловяос собитпяот: истоки меланхолии, лечалд автора, его стрг'гязнпе укрыться з тихом кабинете объясняются события:.'.:: прошлого, повлиявшими на психологическое состояние лирического героя в настоящем, в етом объяснении - художественная суть несовпадения в повести с:э-кегного и фабульного времени.

Действие в "Острове Борнхольм" .движется по иным внутрэн-ппм закона.1.!, нежели ь предыдущих повестях, где сыжеты развивались центростремительно, зава гнались. В "Острове Еоркгольм" депствиз скяатног! линии: гревзендекгл незнакомец - Лиса -стаозц, не завершаясь, движется цезгробажпо, захватывая с представления о жизял, не изложенные в езокете яовзсге. Брали действия езжетной линии героез не завершено, по саворазко оно и для лирического героя: оно открыто в будудзе пе только из настоящего - ожидания веенн, но и в прошдои - пути к настоящему.

Ргзденкз odpaca доеостпоезтодя в сзстй.чу собзгяй стота, иго определяющая роль в развитии действия раздвигает прост-ралстЕзяно-вре;.:ешп:е гравкцп художественного «а;ра ковостп. "пр настоящего - ото мир "гнхсго кабинета", суленный до ограниченного пространства вракзино вргддебпоЗ природой. Огранп-чгшюо прэатргггсгвз кабпггета, глр "холодной зимы" настоящего трасфэргдзруЕгся в ограниченное пространство острова и бег-öpsrsioro моря прсплого.

Соотзогзяпо в повостл двойной "островпоотп" - стчущде-ягл глгтолей замка от мира Ворпгсльма с ограниченным пространство:.? лирического гзрея создает предпосылки для противопоставления миров, осуществленного на всех уровнях теиста.

Худощостгегпгоз пространство лирического героя лпззно нормативных цряягг плиялпчезлого бытля. &и> события еггота дата взсмсщкость демонстрировать .качества чувствительной личности, уггубяз* л осдазкп от эплсода к эпизоду са>.;у 303WZ-ность .мзеосоют.т, йругескзЗ аспект видения ослогкдот ¡паровоз содержание доззегя непосредственным соотнесение:! «прз губительна страстэ": ¿Ьрнгольма я пира дпрзчосксго героя. Соотнесение представления об идеальном бытпп повествователя с дисгармоничным хгдром в "БгдноЯ Ляге" давало жлтузге дач осознания несоответствия действительности идеалу, оставляя надерну. В "Острове Борнголь»" противоречие (:,яр лирического героя - действительность), обусловленное лирическим аспектом Ездення, прлобрзтает несовместимый и неразрешимый - трагический характер.

Итогом несбыточна п мучительных поисков Карамзиным то- -чел возможных пересечении, гармоничных связей мира мечты ли-

ричоского героя в действительности становится ^ с>'

ненкых в совести мотивов сна и смерти. Гибкость, подв.-и.ость границ мегду сноу и явьэ в схсзтно-композицпонвом рисунке "Острова Еорнгояь.у" вскрывает гяубиявыэ скысловыз потоке, расширяющие ганровое содержание повзсти, его философский подтекст. Ео-парвнх, конфликт между мечтой о гармонии бытия к дисгармонией мира приобретает вневременной всеобщий характер, Во-втошх, границы йрэдставленкй об истинности содержания жизненных ценностей и идеалов, о преступном я дозволенном оказывается так же зыбки и неопределенны в шре, как ду сном и явью. И, наконец, границы самого преступления ода— зывагтся расллрешшмя до максимума, мир вне повествователя -дисгармоничен и преступен. Возможность сохранения идеала, гармонии - в дупз человека, содружество блззкш: ладей в ограниченном пространстве.

Разрыв лирического героя с внешни миром как результат погрукзния в бэзграничнуз и Наруаащую законы добродетели тайну в "Острове Борнхольм", зремэнный, созданный простран-'ственво-врз^енной незавершенностью, открытостью движения сюжета в будущее, цеятробззностьа его развития.

Углубление противоречия героя с действительностью до трагической безысходности в повести "Сперра-морева" обусловлено, правде всего, изменившимся, по сравкзншо с "Островол Бэрнгояьм", характером взаигюогвошений лирического героя с миром. Изменение лаврового аспекта видения - углубление лирического начала - вызвано, преаде всего, худсаеетЕзвноЙ реализацией, в довести представлений писателя о сушости и содержании отрасти, о влиянии страстей на судьбу человека.

Поиски возможной гармонии человека с '¿яром становятся оолее напряженными. Занровое содержание повести, принципу ее построения направлена на развенчание идеала страсти, разрузашзй кизНй человека.

Звэцзнпз лирического героя в систему событий сетета, создалло ,'.:зга страсти прлналлеяацпм этому миру субъектом, не требуя дополнительнее приемов для обьяспевпя правлополобля авторского знания об изображаемо:,! (что было валено в становящемся .-¿анре), позволило проникнуть в глубины эмоций, показать из: резк7д смену год влияние:.: гепзпеншх обстоятельств. Хулс-естзеняая реализация мислп о трагичности судьбу человека, пощсшпвазтсся стихни страсти - органлзугдэз начало повести - проявляется на всех уровнях: текста.

Дисгармония торжества и печали, определнвзач стилистику начала повести - цветовой и ритмический контраст - соответствует эмоциональной напряженности, диковости ззлэтоэ чувств героев в развитии склета к определяет эмоциональный подтекст произведения. Разорванный ритм становится лейтмотивом повести с резкими "пиковыми" зсплескамя эмодзЯ героев, трагичности з катастросичкостыз сплега. ДеЗзал вносит з структуру повести ритмическую настроенность, которая, раезпряет и обогасает снае?яо-фа<5ульное содерзапяе. Разорванный ритм - один из ос-воешгл гднрообразушях принципов повести.

Опят.! из аспектов лаврового видения Карамзина, при всем разнообразии конфликтов и неоднозначности их разрешения, били поиски возмоцнда вариантов реализации идеала в казня, воплощенные в сшетно-фабульном содержании произведений. Возникало противоречие: с одной стороны, Карамзин придел к мысли о

псдостсижостп идеала, с другой, сп Есе бодео убегдадся в необходимости культивирования в дула чодовака этого недостижимого идеала. Оупкдии героя, скимакщзго противорзчие, исполнял образ повествователя, ЭЕЭлэдпшгрупдего в повестях: от сентиментального чувствительного повествователя, мечтающего примирении героев, - к рошнгпчесюод бунтаря, отказдваг-иелуся от каких-либо связей с ¡ллром.

В "Един" завершается процесс движения чувствительного героя, насуцзго в себе идеальные черти (повествователь), к участпэ в развитии сооытлЗ. Ндзаяьвнй, с точки зревка писателя, герой "гяедрзн" в садет и псяоднязг вszraa для развития действия и счастливого разрешения кок5лпктг йункдип.

Бмсстс с тем, композиционная роль повествователя з повести резко меняотся. Измокений функции повествователя связана, аренда всего, с ксиешгпиг.'ат ."знровкл! впдзшгем писателя, которое, в свои оадрздъ, привело к пзмзненпэ мирового содер-ганш поЕззгс. Обобцешши, гаовшй глцкрзШЕг знаков времени п среди глр повестей "псковского пуркадз" и "Аглаи", от-хэчевш& зкиь опрзделенной "врадязбдостю" к чувствитедькн:.? героя};, приобретает в "йдпз" более четкие признаки .мира кон-кратного—светского общества. В повести обнаруживаются лкпь начашиге, пунктирно обозначенное злемэпты, конструируй: е ялзнь евзта. И один пз ва^ядх приемоз - способ авторского повествования от лица светского человека. Ирония, легкость ЕздазевЕЯ, прддалдяя сюжету идлхзшэ правдоподобия, создают в повести своеобразннй синтез авторского и повзствоЕатзяьно-го голосов.

Гкавяшл определявши в разропзшш конфликта является

пзяапаявяо прпвятая мозоль: яссоогвзтствло света, его дюрлл. кодексу добродетельного человека. Схс-матазм опкоопцяя горооз СдобродзгзнкшЗ '-рис - развризшзЗ итгзь) определяет и гросг-ранстлеппо-времзвкнс отпе-звгтя з повэстп. Ераггдсбпоств, оотогп-1г:л городз п дэрэг"п, госпрдвягггз ï: схока, ::ог.з™ отзывается опредожгстгд в дроо?рлпсгв'2п:-:с-врс:лзввсй оргевдзшзт текста.

^».'рогоз содзгглпдо "Влип" Блдгпаез в езбл опрзделегп:::^ з ::a::o:i-TO мзрз пегхологпчаеппй героев по карой вообдз, а кои^рзтвп:.! - csctckicî сбдсссвои, изобраг-еввым ег.з достаточно ехзматкчпо. Оппозиция кара (сгзтспого общества) к чздовока (до'орелотеяъпохо героя) з сЕкетао-доксозягповяоа довструпг.!: повести л авторском повэстговзппп приобретает BCO ослзо кошерз•:-кзЗ, обозпэтейпиЗ прл>.;ста}.:я зрензнн характер.

2 главе ''lia путяг к Истории Государства Россий-

ского (довести "Взстнгва Кзропп") вссяедуются повести Карамзина начала HZ века.

Сухость гаяпового содержания повести "!*оя нсповедв" -э синтезе художественного исследования трапсйормпровавзогося из образа "злодея" характера гзроя, не исполнявшего свой долг человека и гражданина, выявления дэтерминированных средой л воо-пятаппэл црячзя появления тадого характера я "пародпйно-ироиа-ческого"* начала произведения. В диссертация подчеркивается, что пародийный план повести направлен не на какое-то конкретнее пропзвэдеппе, но - на искажение примевенпя воспататзяьной сис-

I З.З.Каяуяова. Из истории русской повести: Историко-литературное значение повестей Я.М.Карамзина. - Томск; исд-во Томсгот' ун-та, - 1957, - С. 138.

тени Руссо современниками Карамзина к на шогочксленныэ эпигонские.', по отнояеиню к "Эмляз" п "Исповеди" Руссо, произведения, ^змзненпз объекта художественного исследования, воспроизведение психологии антшода чувствительной личности привело к измэ-венхло Еанроього аспекта видения п ковам способам реализации ха-рактерэ "бесчувственного злодея", имеющего определенную традицию в русской и западно-европейской литературе.

саявленкая б названии повзста установка па псповедалыгасть, предельную авторскую откровенность снимается уже подзаголовюм ("Письмо к издателю журнала"), который подчеркивает дистанцию кезду автором биографическим и повествователем - автором письма, рассказывающим свои исторпа гщаки. Отстраненность рассказчика от автора - "издателя" акцентируется узе в первой фразе произведения.

Гдавгша герой и рассказчик в "И&еВ псповедп" - одно лица, чей характер раскрывается в собственных высказываниях п самим не оцениваэгшх поступках. "Исповедальны!?1 характер повествования в "йэей исповеди—не более чем литературный прзем, мастлфнкацпя читателя оказывается необходимой, чтобы усилить иллюзию правло-лодобвя, заставить читателя поверить в искренность, правдивость в изображении реализованного в повести героя, его биографии, изложенной от первого ллца.

Субъектное повествование в полной мере отвечает поставленной художественной задаче - исследовать сущность в причины появления характера эгоиста и с-кепгика. ИспоЕедальйни характер "Письма к издателю журнала", несовпадение позиций и оценок автора я повествователя в "Моей исповеди" открывают для русской литературы перспективу новых принципов выражения авторского созна-

Л.1,

лея, развитие и осуществленные упе в "'Герое иапего времени" 1,1.10. Лермонтова.

(Ьщетно-композиционная конструкция повести направлена иа воспроизведете логики становления характера героя и раскрывает самые отвратительниз стороны этого характера через события, главным действующим лицом которых является повествователь. Худозестазнный смысл реализации в сзггетно-компознцп-спвоп содержании новости жизненного пути героя - в постипенн; характера: кахдыЗ поступок героя, каждая ситуация являются следствием многих причин.

Позиция автора по отношению к судьбе, реализованной в повести, оказывается рззко противоположной позиции повествователя и выявляется в сопоставлении того, что рассказывает повествователь о своей пизни и как он рассказывает. Анализ показал, что причины скепсиса в цинизма героя в повести - в отрзие от национальной почвы, в отсутствии каких-либо навыков к деятельности, представлений о долге человека и гражданина, об осмысленности бытия.

Жизненный путь гак материализация, результат миросозерцания героя, негодяя и эгоиста, Карамзин создает " от противного" - речь гэроя изобилует огркцзтелвшш.' глагольными конструкциями ("сам не знаю...", "не давал себе отчета...", "ппиу не думая..." и т.п.). Так в повести возникает и другое миропонимание, противоположное тому, которое рассказчик считает нормой, и, вероятно, гипотетично - существование и других, пепохояпх на низнь героя судеб. В повести созданы .два шра: мир героя - искаженный мир действительности, зеркально отрззешшй с созианпп рассказчика со знаком минус, и мир ав-

тора, Бознивашяй альтернативно дару героя. Реализация альтернативности, протпвовоЛ.ОВ.ЕОстк, несоответствия ка уровне сшогно-вешпозпцвокпой конструкции и авторского повествования - один из Еанрообразухадх принципов повести, расширяющий ее жанровое содержание, которое включает в себя оба пира: хшр повествователя в х:лр автора.

В повести Карамзиным освоена исповедальный способ воспроизведения внутреннего икра персонала, автобиографизм га>-езтно-композиционного содержания, эпистолярная сорма создания иллюзии правдоподобия, воспринятые тародпЕво-провически.

Лавровой доминантой "Рыцаря вашего времени" является конфликт "доикгаготствукшх" рыцарей, витязей - лучапх, по мнению писателя, дворян, осознахщих свой долг перед отечеством, и действительностью, где га: нравственный кодекс воспринимается смешным в нелепым - в "Моей исповеди" такой мир проявился достаточно четко в декларативных заявлениях повествователя.

Изменившееся кадровое видение проявилось, прецде всего, в том, что писателя занимает теперь не абстрактная - вневременная и внепространственная возможность реализации идеала, во функционирование общечеловеческого и, по шелп писателя, национального идеала в исторически определенной действительности. Декларативно заявленное во вступлении отталкивание от установившихся ганровых канонов авантюрных и псевдоисторических романов, авторское определение санра нового произведения как "романической" истории одного моего приятеля" реализуется на всех уровняй текста.

Анализ вступления и "предуведогллеиия к читателю" (7И глава), многочисленных авторских отступлений показал ориентации Карамзина на создание нового для него канра, воп-лопатоего новое содержание. Зудозественяый замысел - реализовать характер современного человека, о чем недвусшсленно объявлялось во вступлении я что следует из названия произведения, - изменив ланрОЕЫй аспект видения писателя, определил и новаторскпЗ характер "Рыцаря нашего времени" и его незавершенность.

Выяснение степени и причин несоответствия замысла "Рыцаря напего времени" п его воплощения прояснило как объем жанрового содержания произведения, так и его гднрообразувале принципы. Генезис жанра "Рыцаря нашего времени", его место в жанровой системе эпических прозаических яаиров Карамзина ио~ жет быть определен только при анализе этого произведения как незавершенного, с учетом перспективы невоплокзнного замысла, так или иначе проявляаще'Зся в художественной структуре произведения.

Тяготение "Рыцаря наяего временя" к роману проявляете в жанрообразушцих принципах произведения. Любовны!! конфликт, определявший жанровое содержание предыдущих повестей Карамзина, в "Рыцаре нашего зременп" едва намечен. Вместе с тем, многозначительный намек автора о "бурях", ожидающих Леона а Эмилии в будущем, давт возможность предположения будущей "романической" истории. Основные качества характера "будущего" - взрослого Леона, каким бы он предстал в дальнейшем, просматривается довольно четко, так как воспроизведены в тексте достаточно прозрачно в многочисленных футурологичес-

ких прозрениях автора. Такие проркаы из настоящего б будущее, создающие тесную взаимосвязь, непрерывность времени, - одна из ваг;не2пих особенностей повествовательной манеры "Рыцаря нашего времени". 3 "Ркцаре нашего времени" меняется и жанровая концепция времени: повествователь, все знакшЗ о прозло», рассказывая из настоящего, легко перекосится из будущего времени героев в их настоящее, которое для него - давно прозад-пеа.

Синтез мотивов любви к родной природе, отчзму дому,, обретения родины как преодоление сиротства, занимаюки ванное место в "Наталье, боярскоЗ дочери", своеобразно трансформируется в "Рицаре нашего времени". Пространство. на котором прэпегодд? сойагпя, обозначено конкрзтним местом, воспроизведена атмосфера "братского общества провзнгпальиыг дворян", сформировав-пал, наряду с иппродоп и явбовьп матери, дулу Лзона. Образн дворян в ск^етко-композдционноа конструкции "Рцдзря наззго времени" - это те, чьи традиции дворянской чести, гордости, слу-енпя родине будут восприняты гсавзнм героем и станут основополагающими з его характере. Открытость развития действия в будущее, сшгзання, преддэ всего, с судьбой "донкишотствувцего" Леона, позволяет предцолонить роыаянвй замш сед развития ехкета, не получивший завершения. С одной стороны, для Карамзина очевидна несостоятельность, иллюзорность, призрачность представлений о возможностях реализации идеальных представлений о япзни, но с другой, -необходимость для человека идеалов, даже противоречащих аиз-венной правде, правде зизненных отношений несомненна, так как они - "утешительная система", "спасительное чувство",

способные сохранить в дуле человека нравственную основу.

В "Истории государства Российского" исследование зависимости характера, среди, обстоятельств станет концепцией исторического повествования, где реализация ¡.агодв о необходимости слузеппя родине, отчизне, воспитание патриотизма станет ганровой концепцией,

Еаировуа природу новости "Марфа Посадница" определяет своеобразное "пограничное" положение в контексте творчества писателя: с одной стороны, ока завершает аанрозыз поиски, связанные с малым эпическим яаиром, с другой - открывает по-зый перпод в творчестве - создание "Истории государства Российского". Типологически "líapga Яссаяшиза" близка повестям писателя SO-x годов: ее панрообразунгая доминанта - конфликт добродетельного героя с действительностью. Но характер кон-йкикта изменился - приобрел политическую окраску. В центре повествования "Марфы Посадницы" оказывается исследование поведения человека, сдеяакпего выбор своей трагической судьбы. Трагический характер конфликта, его высокое историческое содержание (трагическая судьба 'Мтая как бы проецируется На действительно бывшее историческое событие) формирует яанроЕое содержание повести, ео запрообразущио принципы.

С одной стороны, грагпчесдиЭ яокблидт, новое ганровое содернашш, включающее и трагическую судьбу героической личности я действительно быкзий исторический эппзод, не моглп быть реализованы в повести только эпическими способами воспроизведения эстетической реальности, освоешнмп к этому времени Карамзиным. С друго*!, экспэраментагорскгтй, поисковый характер .чанра "Мапфы Посадняцн" вызван также я начало!,? работы 'лад

"Историей государства Российского" - освоением кокк принципов повествования. Реализация трагического характера, взаимообусловленности его историей - один ::з панрообргзуЕцих прикцк-пов повести. Непсдвюглосгь пространства, замедленное течение времени создазт особиЛ м;гр - г.гггр ерадневекового Новгорода, отделенный от читателя ''пространство;.! времени", но и приближенный к нему повествователем, непосредственные участником событий.

В "Марф? Посаднице", канр котро/i определен автором как "историческая повесть", меняется, по сравнено с первой исторической повестью "Наталья, боярская дочь", кадровый асчект видения. Предметом воспроизведений в "Иарре Посаднице" является только действительность, отодвинутая б далекое прослое, а её ¿ьязк с настоящие оказываются более сложными, опосредованными, ¡ихлпзия автономизшши прошлого от настоящего создается повествованием от липа частника событий, их современника. Осмысление исторического зпгаода повествователем и "издателем" экстраполировано временем: окстралоляция и реализует, в первую очередь, авторское отношение к падению Новгородской республики как трагическому эпизоду русской историк.

Для Карамзина в "Марфе Посаднице" важным оказывается не только воспроизведение соответствующей действительности исторической реальности, но, и это главное, - осмысление истоков русского национального характера, основным качеством которого является понятие дворянской чести. Осмысление характера Марфы в повести как примера сохранения, верности родовой чести имело для Карамзина, начавшего работу над "Историей государства Российского", принципиальное значение, выявляющее цель и смысл исторических занятий писателя.

В заключении подводятся итоги исследования и намечаются

дальнеГ.жие пути изучения темы.

1. Зволкшя жанра повести Карамзина связана с изг^-нк^-.' жанрового аспекта сидения: от идиллического, Бклвчамлсг^ чомп-лекс традшионшх кдасс.гсеских жанров идиллии, элегии, пасторали, до лирического и исторического, которое будут тзазЕитзатыя

в русской литературе XIX зека.

2. Процесс становления жанра повести в творчестве Карамзина взакмссбуслозлен изменяющимся представлением писателя с мире, реализованном в занровсм содержании произведения: от воспроизведения вероятных связей идиллического мира бытия с действительностью к представлении о неосуществимости мечты и нг-обходи-:.:ссти сохранения общечеловеческих ценностей, утраченного идеала национальной самобытности.

3. В повестях Карамзиным освоены новые пртшигч вырост«! авторского сознания, неизвестные предеяствущеЯ литературе; изучение футший образа повествователя, не идентичного автору, открывает перспективу изучения роли и места художественных открытий Карамзина з становлении русской реалистической прозы.

4. В освоении Карамзиным художественных приемов пространственно-временной организации произведений как одного из жанро-сбразуюцих принципов повести наблюдается движение к постижения эпических принципов воспроизведения действительности, которые будут развиваться в новой русской литературе.

5. Эволюция сгажетно-компсзишонной конструкции повестей Карамзина как жанрообразутотцего принципа связана с преодолением суггестивности сюжета, созданием системы взаимообусловленных событий, художественного вымысла, соответствующего действительности; художественные открытая, свидетельствующие об углублении, по сравнению с сентименталисгским кировидением, представлетяг

писателя о мире к человеке, получат развитие в русской литературе ХП веке.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

I- йанровая природа повести Н.1.1 .Карамзина "Бедная Лиза". Московский государственный университет им. №. В. Ломоносова. Г.:., 1990. - С2Б; (Рукопись депонирована в ИНИОН АН СССР 15.II.20. Г- 43251).

2. Структура образа повествователя в повести НЛ,".Карамзина "Бедная Лиза*. // Образ автора в литературе.: Тезисы докладов региональной межвузовской научной конференции. - Ижевск, 1990, С70-72.

3. Радищевские чтения. // Филологические науки. - 1991, I:- I, С125-12с.

4. Еанровая природа повести Н.М.Карамзина "Наталья, боярская дочь". // Тезисы докладов 2-й региональной научной конференции молодых ученых. - Актюбинск, 1991, - С47-49.

5. "Герой нашего времени" Ы.Ю.Лермонтова и повесть "Моя исповедь* Н.М.Карамзина.: жанр, автор, герой. // Проблемы изучения и преподавания творчества М.Ю.Лермонтова (нравственно-философские аспекты).: Тезисы межвузовской научной конференции. - Ставрополь. 1991г. - С66-67.

6. Герой, государство, власть в повестях Н.М.Карамзина 90-х годов. - Одесса, 1991 ^в печати).

Уч. ОП АЛИ . Зак. № 15 _ 100 _ 92 г.