автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Исторические повести Н. М. Карамзина "Наталья, боярская дочь" и "Марфа-посадница, или Покорение Новагорода": особенности жанра, поэтика
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Подлесова, Светлана Евгеньевна
Введение
Глава 1. Жанр исторической повести в творчестве
Н.М.Карамзина 19 1.1.Общественно-политические и философско-эстетические взгляды Н. М.Карамзина
1.2. Проза второй половины XVIII века и повести Н.М.Карамзина
1.3. Проблема историзма повестей «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»
Глава 2. Поэтика исторических повестей Н. М.Карамзина
2.1. Сюжет и композиция
2.2. Автор - рассказчик - герой
2.3. Художественное пространство и время.
2.4. Пейзаж и его функции 144 Заключение 160 Библиография
Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Подлесова, Светлана Евгеньевна
В развитии русской культуры огромную роль сыграл Николай Михайлович Карамзин. Писатель, журналист-новатор, крупнейший историк, Карамзин на рубеже второго и третьего тысячелетия - один из самых читаемых авторов. «Устаревший сентименталист» своим творчеством пробуждает у соотечественников «чувства добрые» и помогает им осознать связь времен.
Огромный интерес во все времена вызывают исторические произведения Карамзина. Современную популярность писателя-историка профессор А.Ф.Смирнов объясняет общественно-политическими, государственными проблемами российской действительности XX века: «В процессе возрождения России . народам ее предстоит заново воссоздать, «сотворить» и себя, свою цивилизацию, преодолеть атеизм и доктринерство, едва не загубившие Русь. Для этого и надобно нам взглянуть на былое и днесь Отечества глазами последнего летописца, который, отбросив «метафизику», политические догмы, идеологизирование, взглянул на государство российское как на естественно сложившийся народный организм, структуру национальной жизни, неподвластную волюнтаризму, произволу преобразователей общественного бытия»1.
В связи с этим пристального внимания заслуживает не только многотомный труд Карамзина-историографа «История государства Российского», но и повести, прежде всего «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или Покорение Но-вагорода» - художественный результат его исторических занятий. Именно эти произведения Карамзина открыли в XVIII веке читателю русскую старину, явились первым шагом в освоении исторического материала его современниками. Писатели следующих поколений шли уже вслед Карамзину.
Смирнов А.Ф. Николай Михайлович Карамзин. Страницы жизни и творчества // Карамзин. Полное собрание сочинений: В 18 т. Т. 1. С. 126.
В последние десятилетия возрос интерес к жанру повести, к проблемам эволюции русской повести, к ее поэтике. Поэтому закономерно и плодотворно обращение к изучению первых опытов русской литературы в этом жанре - повестей Н.М.Карамзина.
К сожалению, долгое время повести «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» оставались вне поля зрения отечественного литературоведения и критики.
Возможно, незаслуженное забвение этих произведений было связано с противоречивыми оценками художественно-исторического наследия Карамзина критиками и литераторами XIX века. Например, известны негативные высказывания Н.И.Греча, Н.А.Полевого, А.Старчевского о «Марфе-посаднице, или Покорение Новагорода» по поводу историзма карамзинских повестей. По их мнению, это не история, потому что в ней «строгая историческая достоверность принесена в жертву литературным красотам.»2, а писатель, не довольствуясь истиною «.вставил множество звонких, но пустых фраз, речей, выдумал небывалых героев, заставил их говорить по-своему»3.
В.Г.Белинский, неоднократно обращавшийся к творчеству Карамзина, напротив, в ряде работ высоко оценил прозу писателя-сентименталиста. Он увидел «в Карамзине писателя, который выразил дух своего времени» 4.
Так же, как и Белинский, критики XIX века Н.Добролюбов, Н.Огарев, А.Герцен, А.Дружинин, Н.Страхов и др. дают общую оценку творчеству Карамзина - писателя и историка, подробно не останавливаясь на анализе исторических повестей.
2 Старчевский А. Николай Михайлович Карамзин. СПб. 1849. С. 170-171.
3 Полевой Н.А. Клятва при гробе господнем. Русская быль XV века. Часть1. СПб, 1832. С.39.
4 Белинский В.Г. Очерки русской литературы. Сочинения Николая Полевого // Собрание сочинений: В 9 т. Т.2: Статьи, рецензии, заметки, апр. 1838 - янв. 1840 г. М., 1977. С.256.
Интересный, богатый биографическими фактами материал, освещающий эстетические, философские и общественно-политические взгляды писателя, знание которых необходимо при всестороннем рассмотрении текстов исторических повестей, мы находим в двухтомном труде профессора М.П.Погодина, опубликованном в 1866 году к 100-летию со дня рождения Н.М.Карамзина5.
Дополняют эти сведения мемуары И.Дмитриева, мемуары и статьи П.Вяземского 6, а также письма самого Н.М.Карамзина. Например, к 100-летнему юбилею писателя академиком Я.К.Гротом были изданы «Письма Н.М.Карамзина к п
И.И.Дмитриеву» . Данные материалы дают представление о том, как создавались повести, какие общественно-политические, исторические взгляды писателя нашли отражение в идейно-художественном содержании повестей «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», какое место занимают произведения в творчестве Карамзина и т.д.
Наиболее обширным историко-литературным исследованием являются монография В.В.Сиповского «Н.М.Карамзин, автор «Писем русского путешественg ника» и его труд «Очерки по истории русского романа XVIII века» . В последней работе автор рассматривает художественные особенности повестей Карамзина, устанавливает связь произведений писателя-сентименталиста с литературой предшествующих эпох. В частности, ученый выдвинул гипотезу о зависимости сюжета «Натальи, боярской дочери» от повести о Фроле Скобееве, созданной в XYII веке. Это предположение было подтверждено в 70-е годы XX века исследованиями В.И.Федорова. Работы В.В.Сиповского положили начало фундаментальному исследованию прозы Н.М.Карамзина.
5 Погодин М.П. Николай Михайлович Карамзин по его сочинениям, письмам и отзывам современников. Материалы для биографии. Ч. 1,2. М., 1866.
6 Дмитриев И.И. Взгляд на мою жизнь. М., 1866.
7 Карамзин Н. М. Письма к И. И. Дмитриеву. СПб. 1866.
8 Снповскпп В. В. «Н.М. Карамзин, автор «Писем русского путешественника». СПб., 1899; «Очерки по истории русского романа XVIII века».СПб., 1909.
XX век открыл новую страницу в изучении художественного наследия писателя. В 1916 году впервые была опубликована статья Б.М.Эйхенбаума «Карамзин». Она вошла в сборник «О прозе. О поэзии»9. Автор рассматривает поэтические и философские взгляды Н.М.Карамзина. На наш взгляд, слова исследователя о том, что «мы еще не вчитались в Карамзина», не утратили своей силы в настоящее время. Сейчас, когда произведения писателя издаются большими тиражами, и возрастающий интерес к Карамзину опережает подлинное знакомство с его творчеством, действительно, возникла необходимость глубокого, всестороннего изучения художественной прозы писателя. Несомненно, переиздание в конце 90-х годов труда Г.А.Гуковского «Русская литература XYIII века» будет способствовать дальнейшему исследованию художественного наследия Карамзина.
Еще в начале 40-х годов Г.А.Гуковский в главе о сентиментализме и Карамзине в «Истории русской литературы»10 говорил о значимости в истории литературы и в творчестве писателя жанра повести, о своеобразии его исторических повестей. Особое внимание ученый обратил на характер историзма прозы художника- сентименталиста. По мнению исследователя, «Карамзин был чужд историзма», так как «еще не умел показать исторической обусловленности убеждений человека»11. Анализируя «Марфу-посадницу», Гуковский сравнивает новгородских героев с античными героями, а республиканскими доблестями Карамзин, как считает ученый, восхищается в эстетическом плане и «отвлеченная красивость героики
12 увлекает его сама по себе» .
Несколько иначе оценивает историческую сторону повестей Карамзина Д.Д.Благой. В 1946 году был издан его учебник «История русской литературы
9 Эйхенбаум Б. М. Карамзин // Эйхенбаум Б. М. О прозе. О поэзии. JL, 1969. С. 206-213.
10 Гуковский Г. А. Карамзин и сентиментализм //История русской литературы. Т.5. M.-JL, 1941. С. 65-67.
11 Там же. С. 74.
12 Гуковский Г.А. Карамзин и сентиментализм // История русской литературы. Т. 5. M.-JL, 1941. С. 51.
XVIII века», в котором дается обзор всей литературы данного периода и рассмат риваются представители разных направлений XVIII века. Карамзин представлен как родоначальник сентиментального направления в русской литературе. Раздел, посвященный Н.М.Карамзину носит название: «Карамзин и его школа. Дмитриев»13. В разделе дан подробный обзор литературной деятельности Карамзина. В учебнике рассматриваются «Письма русского путешественника», повести, «новый слог» Карамзина, его поэзия и значение в русской литературе. Говоря о повестях, Благой так же, как и Гуковский, отмечает большое воспитательное значение исторической прозы Карамзина. Следует отметить, что автор работы не упоминает повесть «Наталья, боярская дочь», а «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» рассматривается им как историческая повесть. По мнению Благого, историческая повесть - это произведение, посвященное изображению не личной жизни героев, а важным историческим событиям. Любовная тема в ней играет второстепенную роль. Ученый сравнивает «Марфу-посадницу» Н.М.Карамзина с трагедией Я.Б.Княжнина «Вадим Новгородский», обращая внимание на политическую проблематику, героический пафос произведений и типологическую близость героев.
50-60 гг. XX века - это также период глубокого изучения особенностей языка и стиля прозы Карамзина. В этом отношении интерес представляют исследования В.В.Виноградова. Среди многочисленных работ, в которых ученый касается различных проблем литературного языка в произведениях Карамзина, следует отметить исследование текстов повестей «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» в статье «О стиле Карамзина и его развитии. (Исправление текста повестей)»14. Здесь рассматриваются особенности стиля
13 Благой Д. Д. История русской литературы XYIII в. М., 1955. С. 425.
14 Виноградов В. В. О стиле Карамзина и его развитии (Исправление текста повестей) // Про цессы формирования лексики русского литературного языка (от Кантемира до Карамзина) Сборник статей. М,- Л., 1966. С. 237-258. исторической повести. Важно, что ученый считает повести «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница» историческими и путем сравнительного анализа различных вариантов текста произведений доказывает, что « в стиле Карамзина к началу и в самом начале XIX начинает все острее выступать (правда, в очень ограниченном и условном, относительном понимании) принцип историзма»15.
Огромный вклад в изучение прозы Н.М.Карамзина внесла Ф.З.Канунова. В 1963 году в ученых записках Томского университета печатается статья Ф.З. Кану новой «Историко-литературное значение повести Н.М.Карамзина» (статья I)16.
В статье Ф.З.Канунова дает общий обзор литературной деятельности Н.М.Карамзина, отмечает введение нового литературного направления. Более подробно Канунова останавливается на нововведении Карамзина: в его произведениях появляется психологизм. Автор статьи считает заслугой Карамзина соз дание русской оригинальной повести, появление психологической прозы.
Следом за этой работой в 1964 году появляется другая статья
17
Ф.З.Кануновой , в которой говорится о мировоззрении Карамзина в начале 90-х годов: рассматриваются критерии ценности художественного произведения для Карамзина (сила выраженных в нем чувств, глубина раскрытия эмоциональной жизни человека, его страстей).
Письма русского путешественника» представлены как образец нового сентиментального направления в русской литературе.
По мнению Ф.З.Кануновой, «Бедная Лиза» раскрывает в художественной литературе новый эмоциональный мир, Карамзин опоэтизировал любовь как пре
15 Виноградов В. В. О стиле Карамзина и его развитии (Исправление текста повестей) // Процессы формирования лексики русского литературного языка (от Кантемира до Карамзина). Сборник статей. М,- Л., 1966. С. 258.
16 Кануновой Ф.З. Историко-литературное значение повести Н.М. Карамзина (Ст. I) // Ученые записки Томского университета. Выпуск 45. Томск, 1963. С. 3-17.
17 Канунова Ф. 3. Историко-литературное значение повести Н.М. Карамзина (Ст. II)// Ученые записки Томского университета. Выпуск. 46. Томск, 1964. С. 152-173. красное человеческое чувство, попытался открыть психологический метод раскрытия человека.
В этом же выпуске ученых записок Томского университета - статья Ф.З.Кануновой «"Наталья, боярская дочь" как первый опыт исторической повести Н.М.Карамзина». Канунова отмечает в этой повести первое в русской литературе обращение к «историческому» сюжету. Но подчеркивает, что в повести наблюдается сентиментальное начало. Композиция и сюжет повести подчинены основной идее произведения - нарисовать идеальный мир человеческих чувств. Центральное место в повести занимает сентиментальная любовь героев.
Ф.З.Канунова проводит сравнение литературных источников сюжета «Натальи, боярской дочери» ( «Фрол Скобеев», Н.И.Новиков «Новгородских девушек святочный вечер»). Кроме того, в статье сравниваются различные редакции (издания) повести «Наталья, боярская дочь» и автор наблюдает изменение стиля и слога Карамзина. В заключении Ф.З.Канунова говорит о влиянии этой повести на русскую историческую беллетристику первой трети XIX века.
1965 год ознаменован появлением в ученых записках Томского университета следующей статьи Ф.З.Кануновой - «К эволюции сентиментализма Н.М.Карамзина («Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»)»18.
Ф.З.Канунова продолжает изучение повестей Карамзина, и «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» рассматривается в статье как историческая повесть. Автор статьи отмечает различия Карамзина-историка и Карамзина-писателя. Карамзин-писатель может позволить в повести изменить исторические события, может идеализировать героев, списанных с реально существовавших людей. У него наблюдается такая особенность - изображать характер историческо
18 Канунова Ф. 3. К эволюции сентиментализма Н. М. Карамзина («Марфа-посадница») // Ученые записки Томского университета. Выпуск 50. Томск, 1965. С. 3-13. го лица как «определенную нравственно-психологическую индивидуальность». Канунова анализирует стиль и слог повести.
В 1966 году выходит еще одна статья Ф.З.Кануновой под названием «Последние повести Н.М.Карамзина»19. Здесь Канунова поместила анализ таких повестей, как «Чувствительный и холодный», «Аглая, «Рыцарь нашего времени».
Изучив работы Ф.З.Кануновой, можно отметить широту интересов ученого в плане исследования исторической прозы Карамзина. Однако отдельной работы, содержащей комплексный анализ исторических повестей писателя-сентименталиста, дающей представление о развитии исторической темы в его творчестве, у Кануновой нет. Поэтому обращение к материалам исследований ученого, а также разработка отдельных положений статей Кануновой, безусловно, расширит представление о творчестве Карамзина-художника.
Много внимания изучению поэтики прозы Карамзина уделяет в своих работах Н.В.Кочеткова. В 1970 году вышел сборник статей Н.В.Кочетковой «Русская
20 литература и фольклор XI - XVIII веков . Девятая глава этого сборника - «Карамзин и литература сентиментализма»; в ней представлены Н.М.Карамзин и И.И.Дмитриев как писатели, возглавившие сентиментальное направление.
По мнению Н.В.Кочетковой, Карамзин был теоретиком русского сентиментализма. Отдельные высказывания и статьи писателя позволяют проследить эволюцию отношения к народному творчеству в разные периоды жизни. Кочеткова рассматривает литературные средства, которые создают фольклорный колорит в произведениях Карамзина и сентименталистов.
19 Канунова Ф. 3. Последние повести Н. М. Карамзина // Ученые записки Томского университета. Выпуск 51. Томск, 1966. С. 217-231.
20 Кочеткова Н. В. Карамзин и сентиментализм // Кочеткова Н. В. Русская литература и фольклор XI - YIII вв. Л, 1970. С. 279-281.
В 1968 печатается статья Орлова П. А. «Повесть Н.М.Карамзина "Марфа-посадница, или Покорение Новагорода"»21, в которой автор рассматривает историю публикации повести, ее тематику; расхождения, которые имеют место между сюжетом исторической повести о падении Новгорода и описанием этих же событий в «Истории государства Российского», Орлов говорит о прототипах героев повести, о проблеме народа. Подробно рассматриваются художественные средства, используемые в повести, и сентиментальная символика, которую использовал Карамзин.
В 1977 году вышла книга П.А.Орлова «Русский сентиментализм»22, где рас сматривается сентиментализм как направление в литературе XYIII века. Говоря такие произведения Карамзина, как «Письма русского путешественника», «Бедная Лиза», «Фрол Силин». «Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена», «Моя исповедь», «Чувствительный и холодный», П.А.Орлов развивает мысль о влиянии просветительских идей на творчество писателя-сентименталиста. Ученый отмечает национальную историческую проблематику повестей «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница». В книге в большей степени представлен анализ идейного содержания данных произведений. К сожалению, в монографии о русском сентиментализме не нашли широкого освещения вопросы поэтики исторических повестей Карамзина. И это оправдано, так как П.А.Орлов задачу своей работы определяет как «установление истинной роли и значения сентиментализма в литературном процессе и в истории русской общественной мысли»23
В 1979 году Федоров В.И. выпустил в свет монографию «Литературные направления в русской литературе XVIII века»24. В книге представлены все направ
21 Орлов П. А. Повесть Н. М. Карамзина «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» //
Русская литература. 1968. №2. С. 192-201.
22
Орлов П. А. Русский сентиментализм. М., 1977.
23 Там же. С. 87.
24 Федоров В. И. Литературные направления в русской литературе XYIII века. М., 1979. С. 93123. ления, которые были в XVIII веке (барокко, классицизм, романтизм, сентиментализм).
Карамзин представлен как глава нового литературного направления. В разделе «Сентиментализм» дается подробный анализ повести «Наталья, боярская дочь». Повесть, по мнению, Федорова, воплощает задачи, поставленные Карамзиным: представлен «идеальный мир», который соответствовал бы его эстетическим и этическим нормам, и он противопоставлен современности.
Федоров В.И. отмечает идеализации героев: попытку Карамзина вникнуть в душевные переживания главной героини повести. Подробно останавливается на художественных средствах, используемых Карамзиным для изображения героев, их языка. Проводит сравнение Натальи - главной героини повести «Наталья, бо ярская дочь» с героинями повестей «Бедная Лиза», «Фрол Скобеев».
1980 год ознаменован появлением «Истории русской литературы» в четырех томах под редакцией Д.С.Лихачева, Г.П.Макогоненко. В главе «Сентиментализм.
25
Карамзин» дается обзор сентиментализма как направления русской литературы конца XVIII- начала XIX века. Н.М.Карамзин признается главой русского сентиментализма. Авторы «Истории русской литературы» дают краткий обзор литературной деятельности Карамзина, не останавливаясь подробно ни на одном этапе его творчества. Автор этой главы - Кочеткова Н.Д.
В 1982 году появляется учебное издание Федорова В.И. «История рус
26 ской литературы XVIII века» . Литература поделена по временным границам, которые включают в себя литературные направления. В книге подробно рассматривается творческий путь Карамзина Н.М., формирование его эстетических и мировоззренческих взглядов. В конце 1790-х - начале 1800-х г.г. Карамзиным напи
25 История русской литературы: В 4 т. Т. 1. / Под ред. Д. С. Лихачева и Г. П. Макогоненко. Д., 1980.
26 Федоров В. И. История русской литературы XYIII в. М., 1982. С. 257-267. сано ряд повестей различных по тематике, отличающихся друг от друга структурными особенностями, они являют собой в целом образец психологической прозы.
Повесть «Наталья, боярская дочь» у Федорова представлена как сентиментально-психологическая, поэтому проблема историзма оказывается вне поля зрения ученого. Дается небольшой анализ повести: историческое прошлое в повести, образы главных героев, внутренний мир героев, языково-стилистические особенности повести и художественные приемы.
Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» - последнее беллетристическое произведение Карамзина. Историзм в повести условен, но в отличии от «Натальи, боярской дочери» здесь история используется как «средство решения общественно политических вопросов современности». Федоров отмечает вопросы, которые ставит Карамзин в повести, коротко рассматривает главных героев, их речь; отношение Карамзина к народу и изображение его в повести: язык повести.
В 80-е годы появляются работы Н. Д. Кочетковой, в которых рассматриваются особенности историзма произведений писателя, вопросы поэтики. Ученый приходит к выводу, что «русские писатели-сентименталисты начинают искать новые
27 способы изображения героев» . В статьях говорится о психологизации пейзажа, о связи произведений Карамзина с фольклором.
Огромный вклад в изучение творчества Н.М.Карамзина внесли работы
9 О
Ю.М.Лотмана, Л.Н.Лузяниной, Л.И.Кулаковой .
27 Кочеткова Н. Д. Формирование исторической концепции Карамзина-писателя и публициста // XYIII век. Сборник 13. Проблемы историзма в русской литературе. Конец XYIII - начало XIX в. Д., 1981. С. 132-155; Герой русского сентиментализма: Портрет и пейзаж в литературе русского сентиментализма// XYIII век. Сборник 15. Русская литература XYIII века в ее связях с искусством и наукой. M.-JI., 1986. С.70-96.
28 Лотман Ю. М. Сотворение Карамзина. М., 1987; Лузяннна Л. Н. К вопросу о формировании взглядов Карамзина на историю // Вестник ЛГУ. 1972. № 8. С. 81-85; Кулакова Л. И. Эстетические взгляды Н.М. Карамзина. Русская литература XVIII века: эпоха классицизма М.-Л., 1964. С. 146-175.
В 1991 году выходит учебное издание П.А.Орлова «История русской лите
29 ратуры XVIII века» . В учебнике представлены литературные направления XVIII века (предклассицизм, русский классицизм, сентиментализм). Н.М.Карамзин представлен как писатель сентименталист. Рассматривается его творческий путь: повести, поэзия, «новый слог», значение в развитии русской литературы.
П.А.Орлов дает краткий комментарий к обеим историческим повестям Карамзина. «Наталья, боярская дочь» - первая историческая повесть. Своеобразие ее в том, что в ней прошлое показано не с парадной, официальной стороны, а в его домашнем облике. Орлов рассматривает историзм повести «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», художественное своеобразие повести, сравнивает с «Историей государства Российского» . Важным является вывод ученого о художественном метод^' «Марфы-посадницы». Вслед за Г.А.Гуковским и П.Н.Берковым П.А.Орлов считает, что автор исторической повести воспользовался художественным методом писателей-классицистов. Эта мысль доказывается путем анализа художественных особенностей произведения. Ученый является одним из первых исследователей, кто увидел, что повесть несет в себе пока еще слабо выраженное романтическое начало.
О новых предромантических тенденциях в карамзинской прозе 90-х годов XYIII века говорит Н.Д.Кочеткова в сборнике статей «Литература русского сентиментализма»30. Эта мысль требует более глубокого исследования и обоснования.
В данной диссертации, рассматривая исторические повести Н.М.Карамзина, мы предпринимаем попытку проследить развитие предромантических тенденций в прозе писателя.
29 Орлов П. А. История русской литературы XYIII в. М., 1991. С. 241-245.
30 Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма. Л., 1994. С. 148.
Таким образом, обширная литература не исчерпала всех проблем в изучении исторических повестей и как жанра, и как фактов историко-литературной жизни конца XVIII- начала XIX вв.
В литературе о Н.М.Карамзине основные особенности поэтики его произведений не могли остаться не замеченными, но их органическое единство в художественном мире писателя раскрыто и освещено еще далеко не достаточно.
Предметом исследования данной работы являются сентиментально-исторические повести Н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода».
Объектом изучения - особенности жанра и поэтика названных произведений Н.М.Карамзина как образцов исторической повести конца XYIII- начала Х1Хвека.
Цель работы - охарактеризовать жанровые особенности и особенности поэтики исторических повестей Н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода».
Задачи исследования - 1. Рассмотреть основные положения философско-эстетической системы писателя, определив концепцию эстетических отношений истории и искусства. 2. Выявить предпосылки возникновения жанра повести в русской сентиментальной литературе, отметив художественной своеобразие ка-рамзинской прозы в сравнении с произведениями других авторов последней четверти XYIII века. 3. Проследить развитие исторической темы и жанра исторической повести в творчестве Н.М.Карамзина от «Натальи, боярской дочери» к «Марфе-посаднице». 4. Дать всесторонний анализ названных произведений в единстве идейного и художественного содержания. 5. Рассмотреть особенности освещения фактов истории, изображения событий прошлого Карамзиным
1С художником. 6. Показать своеобразие поэтики сентиментал£-исторической повести.
Научная новизна исследования состоит в том, что данная работа представляет собой одну из первых попыток комплексного, всестороннего анализа повестей «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» в преемственной взаимосвязи, что позволяет проследить процесс развития исторической темы в творчестве Н.М.Карамзиным-писателя-сентименталиста. Впервые исследованы пространственно-временные отношения и функции хронотопов, взаимоотношения точек зрения в повестях Карамзина, что в целом расширяет представления о творчестве писателя, оказавшего плодотворное влияние на становление жанра исторической повести в русской литературе. Это и определяет актуальность темы.
В основе методологического подхода положен историко-литературный принцип изучения повестей «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода». В качестве одного из основных методов используется историко-культурный метод, предполагающий рассмотрение литературы как органической части сложной системы во взаимодействии с другими видами искусства.
В работе применяется методика целостного анализа, позволяющего раскрыть содержательность формы, смысловую наполненность художественной структуры.
Теоретическую основу диссертации составили труды ведущих ученых по эстетике, методологии литературоведения, теории и истории литературы: М.М.Бахтина, В.А.Бочкарева, Г.А.Гуковского, В.А.Западова, Н.Д. Кочетковой, Л.И.Кулаковой, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, Н.Т.Рымаря, В.П.Скобелева, Б.А.Успенского, В.И.Федорова, И.П.Щеблыкина.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при изучении следующих проблем:
1. Исследование историко-литературного процесса в России конца XVIII начала XIX века.
2. Художественная значимость жанра исторической повести в русской литературе указанного периода.
3. Проблема историзма в истории русской литературы.
4. Истоки жанра исторической повести XIX века.
5. Вопросы поэтики сентиментальной прозы.
Практическое значение диссертации заключается в том, что ее выводы могут быть использованы в дальнейшей разработке проблем жанра исторической повести и ее поэтики. Материалы и результаты исследования могут найти применение при чтении основных лекционных курсов по истории русской литературы XYIII - XIX века и практических знаний как в вузе, так и в школе.
Апробация работы проводилась на заседаниях кафедры русской классической литературы СГПУ, на научных конференциях СГПУ, на всероссийских, международных и межвузовских конференциях (Самара 1994, 1996, 1997, Санкт-Петербург - Барнаул 1997). Материалы и результаты исследования в течение нескольких лет реализовывались на лекциях, семинарских занятиях и спецсеминаре по истории русской литературы XVIII века на филологическом факультете СГПУ.
Материалы диссертации нашли отражение в семи научных публикациях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Исторические повести Н.М.Карамзина в 90-е годы XVIII века открыли новый этап в творчестве писателя. Произведения, написанные в конце XVIII - начале XIX века, отразили сложность и противоречивость социально-политических и философских взглядов Карамзина, его размышления после революционных событий во Франции о различных формах государственного правления, о роли личности и истории, о взаимоотношениях народа и власти. В связи с этим для глубокого, всестороннего анализа особенностей жанра и поэтики повестей необходимо знакомство с философско-эстетической системой писателя.
2. Для Н.М.Карамзина - писателя и историка - характерен двойной принцип освещения исторического материала. В художественном произведении писатель допускает творческий вымысел, фантазию. «Выбрать, одушевить, раскрасить» -суть концепции эстетических отношений истории и искусства. События прошлого, изображенные в повести, Карамзин иначе представляет и оценивает как историк, автор «Истории государства Российского». Фантазию в исторической повести автор использует не для того, чтобы «позолотить», приукрасить прошлое, а для того, чтобы придать истории эстетическую яркость, обрисовать характеры.
3. В творчестве писателя историческая тема развивается; совершенствуется и жанровая форма произведений. В основу сюжета последней повести положены факты истории. В разработке исторического материала Карамзин приближается к эпохе романтизма, открытием которого является историзм. Для Карамзина про шлое не только средство воспитания, но история изображает как непрерывный процесс, имеющий свои закономерности. Предметом изображения в повести является не только личность, но и историческое время. События прошлого писатель проецирует на современности.
4. Повести Карамзина оригинальны и самобытны. Анализ сюжетно-композиционной стороны произведений, пространственно-временных отношений, взаимодействия автора, рассказчика, героя позволяет выявить художественную специфику жанра исторической повести, проследить развитие исторической темы, взаимопроникновение различных мотивов (мотива судьбы, Родины, памяти и так далее). Художественно-историческая проза Карамзина оказала влияние на писателей, обратившихся в своем творчестве к исторической теме.
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Исторические повести Н. М. Карамзина "Наталья, боярская дочь" и "Марфа-посадница, или Покорение Новагорода": особенности жанра, поэтика"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для диссертационного исследования были взяты повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» и «Марфа Посадница или Покорение Новгорода». Созданные в разные периоды жизни писателя-сентименталиста, эти произведения с наибольшей полнотой отражают сложность и противоречивость общественно-политических взглядов Н.М. Карамзина, эволюцию его творчества, растущие мастерство художника и увлеченность историческими исследованиями.
Проведенный художественный анализ произведений позволяет говорить не только об особенностях поэтики Н.М. Карамзина, но и о влиянии писателя на становление жанра исторической повести в русской литературе, о своеобразии освещения событий прошлого и отражения современной действительности. Важно то, что повести формировали художественный историзм и пролагали путь научному историзму в русском обществе конца XVIII - начала XIX века.
Сентиментализм не был чужд проблем осмысления далекой эпохи, далеких времен. Конечно, по-своему, но художники-сентименталисты через систему сближения, аллюзий «осовременивали» и нравы, и героев, и их психологию. Однако был сделан первый шаг на пути постижения русской древности и создания подлинно исторических произведений. Последние десятилетия XVIII века в истории русской литературы отмечены поисками национальных форм и национального характера. Карамзин-писатель-историк, размышляя об общечеловеческом и общенациональном в жизни и искусстве, обращается к историческому прошлому своего народа. Историзм его повестей еще достаточно условен, но он находит выражение в описании быта и нравов русских людей XV-XVII веков.
Повесть «Наталья, боярская дочь» - первое обращение писателя к исторической теме. Художник -сентименталист пока еще далек от подлинно исторического освещения событий прошлого. Несмотря на это, повесть воспринималась многими современниками Карамзина в качестве исторического произведения. И многие писатели более позднего времени по достоинству оценили сентиментальную повесть писателя, увидели в ней образец, достойный подражания. Так, 1806 году С. Глинка издал героическую драму «Наталья, боярская дочь», а в 1816 году А. Ме-щевский выпустил стихотворное переложение повести.
Повесть «Марфа Посадница» построена целиком на исторических событиях. Центральное место в ней занимает не сентиментальная любовь, как в «Наталье, боярской дочери», а героико-патриотическая деятельность Марфы, ее свободолю бивый, страстный характер. И хотя Карамзин далеко не во всем следует исторической правде, сюжет повести конкретнее и реальнее, чем в «Наталье, боярской дочери». В качестве основной проблемы Карамзин ставит в повести проблему характера, пытался дать ей последовательное разрешение. Писатель не только сумел героизировать Марфу, он стремился объяснить ее характер.
Многие исследователи считают повесть «Марфа Посадница» откликом на драматические события французской революции. Повесть Карамзина испугала тогдашнего цензора (Прокопович-Антоновский увидел в ней прямое воззвание к бунту и объявил, что не может пропустить ее). «Марфа Посадница», конечно, ни в какой мере не была «воззванием к бунту», но опасения и негодование, которые она вызвала со стороны консерваторов-реакционеров, были вполне основательны и закономерны.
Рассматривая в диссертации композиции сюжета исторических повестей, мы отмечаем все более возрастающий интерес писателя к событиям прошлого, что проявляется в расширении исторического материла, включенного в повести «Наталья, боярская дочь» и «Марфа Посадница». Сюжет «Марфы Посадницы» основан на фактах отечественной истории и большинство персонажей - исторические личности. Сознательно нарушая историческую достоверность, предавая эпическому повествованию черты драмы (т.е., прибегая к большому количеству диалогов и монологов), автор усиливает эмоциональное воздействие произведения на читателя, и эта ярко выраженная эмоциональная окрашенность текста является особенностью сентиментальной школы. Воспитательным целям подчинено введение в повесть сцен, эпизодов героико-патриотического характера. Через систему событий, через конфликт и систему образов писатель проводит мысль о необходимости сильной, справедливой государственной власти. Поэтому конфликт между монархической и республиканской формой правления в повести «Марфа Посадница» разрешается победой самодержавия.
Исходя из уроков прошлого и настоящего, Карамзин делает заключение, что монархия наиболее соответствует нравственному состоянию русского общества XVIII века. Образ идеального мудрого правителя «отца народа» - один из центральных персонажей в исторических повестях. Но, будучи в душе республиканцем, писатель с не меньшей симпатией изображает сторонников республиканской власти, описывает жизнь и традиции вольного Новгорода. Важно отметить, что у Карамзина народ становится активно действующим персонажем. Одним из пер вых в русской прозе Н.М. Карамзин подошел к проблеме «власть и народ».
У Карамзина народ обретает голос, собственное мнение. Об этом свидетельствуют многочисленные массовые сцены и в «Марфе Посаднице» и в «Наталье, боярской дочери». Рассматривая сюжетно-композиционные особенности повестей, мы обратили внимание на тесную связь прошлого и настоящего, на наличие нескольких временных пластов. В связи с этим была исследована пространственно-временная организация произведений. Анализ пространственно-временных отношений исторических повестей позволил отметить оригинальность художественного мира писателя-сентименталиста. В повестях наблюдается расширение изображаемого исторического времени и пространства. Действия повестей относит от времени их создания в «Наталье, боярской дочери» на 100 лет в «Марфе
Посаднице» на 200 лет, и предметом изображения является не только судьба героев, но и само историческое время. Также Н.М. Карамзин обращался к непреходящим, вечным нравственным ценностям.
Жанр исторической повести во многом определяет пространственно-временную структуру произведений. Изображаемые события связаны с историей и судьбы героев определяются историческими событиями.
Художественное время в повестях включает не только непосредственно изображаемое историческое время, но происходит постоянное его расширение за счет воспоминаний героев, упоминание событий прошлого и проекция этих событий на современную жизнь, рассказ о прошлом того или иного персонажа. Расширяется и художественное пространство. Действие повестей происходит не только в Москве и Новгороде, но и в окрестностях. Монологи героев переносят читателей и в другие географические пункты, и в другие времена, вглубь веков вплоть до времен язычества.
В работе рассмотрены различные виды хронотопов. В исторических повестях Карамзина это хронотопы дороги, дома, испытания.
Анализ повестей позволил выявить особенности взаимодействия автора, рассказчика и героев. Образ рассказчика помогает организовать текст так, что у читателя возникает ощущение сопричастности изображаемому. Рассказчик - человек чувствительный, он является связующим звеном между автором и читателем. Многочисленные комментарии, мотивировки, короткие замечания призваны приобщить читателя к сюжету, миру персонажей и, что самое главное, - увидеть глубокий смысловой слой произведения. В повествовании истории о Наталье улавливаются самые различные интонации: от шутливо-иронических до высокой патетики. В «Марфе Посаднице» преобладает возвышенно-торжественный тон, это объясняется стремлением автора предать повести форму старинного летописного рассказа.
Идеальные герои сентиментально-исторических повестей - личности яркие. Прежде всего автор отмечает в них огромное чувство ответственности и патриотизм. В диссертации рассматриваются различные приемы создания образа персонажа. Так, портрет героя, не лишенный некоторого сентиментального стандарта, показывает богатый внутренний мир, глубину чувств, отражает различные оттенки настроения.
Мы отмечаем внимание автора к психологии героя. Карамзин стоит у истоков глубокого психологического анализа. Основными способами раскрытия внутреннего мира героев является описание состояния, комментарий рассказчика, внутренний монолог, сон, предчувствие.
Большую роль в повестях играет пейзаж. Он также «психологизирован». Наряду с тем, что картины изменяющейся природы помогают передать течение времени, различные этапы физического и духовного роста героя, они оттеняют различные настроения, чувства. Карамзин создает городской и сельский пейзаж, противопоставляя их, отдавая предпочтение сельской природе, которая воспитывает в героях самые лучшие качества.
Таким образом, произведя анализ идейно-художественных особенностей исторических повестей, мы приходим к заключению: мир исторических повестей Н.М. Карамзина сложен и оригинален. Лаконичные по форме, но глубокие по содержанию исторические повести «Наталья, боярская дочь» и «Марфа Посадница» несут огромный воспитательный заряд. Поэтическое совершенство произведений делает их интересными для всех поколений читателей.
Список научной литературыПодлесова, Светлана Евгеньевна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Карамзин Н.М. Полное собрание сочинений в 18 т. Т. 1-6. М., 1999 / Издание продолжается.
2. Карамзин Н.М. Избранные сочинения: В 2 т. М.; Л., 1964.
3. Карамзин Н.М. Полное собрание стихотворений. М.; Л., 1966.
4. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. М., 1980.1. Исследования
5. Аксаков К.С. О Карамзине: Речь, написанная для произнесения пред симбирским дворянством. 1848 г. / Публ. В.А. Кошелева// Русская литература. 1977. №3. С. 102-110.
6. Алексеев М.П. Пушкин. Сравнительно-историческое повествование. Л., 1984. С. 475.
7. Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVIII первая половина XIX века.). М.: Наука, 1985. С. 301.
8. Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. М., 1967.
9. Арзуманова М.А. Русский сентиментализм в критике 90-х гг. XVIII в. // XVIII век. Сб. 6: Русская литература XVIII века. Эпоха классицизма. М.; Л., 1964. С. 197-223.
10. Ю.Астахов В.И. Курс лекций по русской историографии (до конца XIX века.): Учебное пособие. Харьков: Харьк. гос. ун-т, 1965.
11. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. 502 с.
12. Бахтин М.М. Время и пространство в романе // Вопросы литературы. 1974. №3. С.133-179.
13. З.Бахтин М.М. К методологии литературоведения // Контекст 1974. М., 1975. С. 203-212.
14. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986. 541 с.
15. Бахтин М.М. Проблема автора// Вопросы философии. 1977. №7. С. 71-79.
16. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. 320 с. П.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 444.
17. Бегунов Ю.К. Русско-европейские литературные связи эпохи предромантизма: Обзор зарубежных исследований // На путях к романтизму: Сб. науч. тр. Л., 1984. С. 237-279.
18. Белинский В.Г. История государства Российского, соч. Н.М. Карамзина // Собрание сочинений: В 9 т. Т. 5:Стаьи, рецензии и заметки, апр. 1842 нояб. 1843. М. 1979. С. 483-487.
19. Белинский В.Г. Литературные мечтания (Элегия в прозе) // Собрание сочинений: В 9 т. Т.1. М„ 1976. С 47 127.
20. Белинский В.Г. Мысли и заметки о русской литературе // Собрание сочинений: В 9 т. Т. 8: Статьи, рецензии и заметки, сент. 1845 март 1948. М., 1982. С. 3460.
21. Беляевский М.Т., Кислягина Л.П. Общественно-политическая мысль // Очерки русской культуры XVIII века. Ч. 3. М., 1988. С. 162-211. С. 209-211.
22. Берков П.Н. Державин и Карамзин в истории русской литературы конца XVIII начала XIX века // Берков П.Н. Проблемы исторического развития литературы: Статьи. Л., 1981. С. 242-256.
23. Берков П.Н. Макогоненко Г.П. Жизнь и творчество Н.М. Карамзина // Карамзин Н.М. Избранные сочинения: В 2 т. Т. 1. М.; Л., 1964. С. 5-76.
24. Берштейн Е.В. О политических настроениях Карамзина в 1793 году // Русс. лит. 1988. №1. С. 172-174.
25. Бестужев А.А. Взгляд на старую и новую словесность в России // Литературно-критические работы декабристов. М., 1978. С. 37-54.
26. Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней: В 2 т. 2 изд. М., 1979. Т.1. С. 550.
27. Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия XVII XVIII вв. М., 1988.
28. Буранок О.М. Русская литература XVIII века. Москва-Самара, 1995. С. 281314.31 .Буранок О.М. Русская литература XVIII века. Учебно-методический комплекс для студентов и преподавателей филологов. М., 1999. 390 с.
29. Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века: Историко-проблемный очерк просветительской мысли . М., 1983. С. 238. Гл.: Эстетические воззрения Н.М. Карамзина. С. 165-187.
30. Вацуро В.Э. Литературно-философская проблематика повести Карамзина «Остров Борнгольф» // XVIII век. Сб. 8: Державин и Карамзин в литературном движении XVIII начала XIX века. Л., 1969. С. 190-209.
31. Виногадов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961, С. 614.
32. Виноградов В.В. О стиле Карамзина и его развитии. (Исправление текста повестей) // Процессы формирования лексики русского литературного языка (от Кантемира до Карамзина): Сб. ст. М.-Л., 1966. С. 237-258.
33. Виноградов В.В. О теории художественной речи: Учеб. пособие. М., 1971. С. 240.С. 152-154.
34. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980. 360 с.
35. Винокур Г.О. Язык литературы и литературный язык // Контекст. 1982. Лит,-теоретические исследования. М., 1983. С. 266-269.
36. Вишневская Г.А. Из истории русского романтизма. (Лит.-теорет. суждения Н.М. Карамзина 1787-1792 гг) // Вопросы романтизма в русской литературе. Казань, 1964. Сб. 2. С. 26-106. (Уч. зап. / Казан, ун-т; Т. 124; кн. 5).
37. Володин Э.Ф. Специфика художественного времени // Вопросы философии. 1978. №8. С. 132-141.
38. Вопье М. (Рецензия) // Новый мир. 1985. №9. С. 271. Рец. на кн.: Карамзин Н.М. Сочинения: В 2 т. Л., 1984. Т. 1-2.
39. Вулетич В. Карамзин и литература сербского возрождения // Сравнительное изучение литератур: сб. ст. к 80-летию акад. М.П. Алексеева. Л., 1976. С. 108116.
40. Вяземский П. А. Взгляд на литературу нашу в десятилетие после смерти Пушкина// Сочинения: В 2т. Т.2: Литературно-критические статьи. М., 1982.1. С. 200-205.
41. Вяземский П.А. Записные книжки. 1813-1848. М., 1963. С. 505.
42. Вяземский П.А. О письмах Карамзина; Стихотворения Карамзина; Отметки при чтении «Исторического похвального слова Екатерине II», написанного Карамзиным // Вяземский П.А. Эстетика и литературная критика. М., 1984.1. С. 250-261,297-304.
43. Галанов Б. Искусство портрета. М., 1967. 270 с.
44. Галузо А.В. Две повести Н.М. Карамзина (О разнородных стилевых тенденциях сентиментальной повести) // Жанр и стиль художественного произведения: Межвуз. сб./Казах, пед. ин-т. Алма-Ата, 1982. С. 3-10.
45. Гачев Г. Образ в русской культуре. М., 1981. 158 с.
46. Гинзбург Л. О литературном герое. Л., 1979. 222 с.
47. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л., 1977. 448 с.
48. Гинзбург Jl. О структуре литературного героя // Искусство слова. М., 1973. С. 376-388.
49. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы: Монография. М., 1980. С. 98-151; 102-112; 366.
50. Глинка С.Н. Записки // Русские мемуары: Избр. страницы. XVIII век. М. 1988. С.317-398.
51. Глухов В.И. Первые повести Н.М. Карамзина и просветительская традиция // Язык и стиль. Метод, жанр, поэтика. Волгоград, 1977. С. 3-25.
52. Глухов В.И. Повести Карамзина и просветительская литературная традиция // Писатель и время / Ульян, гос. пед. инс-и им. И.Н. Ульянова. Ульяновск, 1975. Вып. 1.С. 26-28.
53. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. 1847 г. XIII. Карамзин. Из письма к Н.М. Языкову // Собр. соч.: в 8 т. Т. 7. М., 1984. С. 232-233.
54. Гончаров И.А. Заметки по поводу юбилея Карамзина // Собрание сочинений: В 8 т. Т.8. М., 1980. С. 15-17.61 .Горшков А.И. Искренность и точность выражения // Русская речь. 1980. №3. С. 44-49.
55. Горшков А.И. Русский язык // Очерки русский культуры XVIII века. Ч. 3. М., 1988. С. 268-301.
56. Грассгоф X. О перспективе в повестях Карамзина // Поэтика и стилистика русской литературы. Л., 1971. С. 95-101.
57. Гречнева В.Я. Категория времени в литературном произведении // Анализ литературного произведения. Л., 1976. С. 42-74.
58. Гулыга А.В. Карамзин в системе русской культуры // Литература и искусства в системе культуры. М., 1988. С. 374-377.
59. Гулыга А.В. Подвиг Карамзина // Вопросы литературы. 1979. №10 С. 211-230.
60. Гуляев Н.А., Богданов А.Н., Юдкевич Л.Г. Теория литературы в связи с проблемами эстетики. М., 1970. 379 с.
61. Гурвич И. А. Диалогический элемент в творческом мышлении Карамзина // Художественный мир писателя и литературный процесс. Ташкент, 1980. С. 111122.
62. Демин А.С. Русская литература XVII начала XVIII века: Новые художественные представления о мире, природе, человеке. М., 1977.
63. Джохадзе Н.И. К методологии исследования проблемы времени в искусстве и эстетике // Вопросы философии. 1988. №1. С. 130-138.
64. Дима А. Принципы сравнительного литературоведения. М., 1977. 229 с.
65. Дмитриев И.И. Взгляд на мою жизнь: Фрагменты. // Сочинения. М., 1986. С. 268-375.
66. Днепров В. Идеи времени и формы времени. Л., 1980. 596 с.
67. Добин Е. Сюжет и действительность: Искусство детали. Л., 1981. 430 с.
68. Добролюбов Н.А. О степени участия народности в развитии русской литературы («Очерк истории русской поэзии» А. Милюкова) // Собрание сочинений: В 3 т. Т.1: Статьи, рецензии, заметки. 1853-1858. М., 1986. С. 349-407.
69. Драгомирецкая Н.В. Характер в художественной литературе // Проблемы теории литературы / Под. ред. В.Р. Щербины. М., 1958. С. 100-152.
70. Дружинин А.В. Литературная критика. М., 1983. С. 384. (Б-ка рус. критики).
71. Дьюи Г. Сентиментализм в исторических произведениях Н.М. Карамзина // IV Международный съезд славистов: Материалы дискуссии. Т. 1. М., 1962. С. 240242.
72. Егоров А.Г. Проблемы эстетики. М., 1977. С. 430.
73. Елизаров А. Проветительские взгляды Н.М. Карамзина. //Народное образование. 1988. №4. С. 81-82.81 .Емельянов Л. «Слава есть право на счастие.» // Карамзин Н.М. Избранное. Л., 1985. С. 5-21.
74. Еремина Л.И. Структура художественного текста: Позиция автора повествователя и персонажа в художественном тексте (на материале рассказов А.П. Чехова) // Структура лингвостилистики и ее основные категории. Пермь, 1983.1. С. 103-114.
75. Есин А.Б. Психологизм русской классической прозы: Кн. Для учителя. М., 1988.
76. Жанр и композиция художественного произведения. Петрозаводск, 1983. 160с.
77. Жуковский В.А. Конспект по теории русской литературы // Литературная критика 1800-1820: (Сб.). М., 1980. С. 97-106.
78. Зажурило В.К. «Страж верный прошлых лет.» // Петербургские встречи Пушкина / Сост. Л.Е. Кошевая. Л., 1987. С. 106-115.87.3ападов А.В. Русская журналистика XVIII века. М., 1964. С. 224.
79. Зорин А. «Слезы нежной скорби» // Детская литература. 1985. №10. С.25-29.
80. Иванов М.В. Карамзин и проблемы русской сентиментальной прозы 1790-1800 гг.: Афтореф. дис. канд. филол. наук / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). Л., 1976. С. 23.
81. Иванов М.В. Проблемы истории и французская революция в творчестве Карамзина 1790-х гг. // Русская литература. 1974. №2. С. 134-142.
82. Ионин Г.Н. Спор «древних» и «новых» и проблема историзма в русской критике 1800-1810 гг. // XVIII век. Сб. 13: Проблемы историзма в русской литературе. Л., 1981. С. 192-204.
83. Историки об историке // Наука и жизнь. 1987. №12. С. 88-89.
84. История русской журналистики XVIII XIX веков: Учеб. / Ред. А.В. Западов. 3 изд., испр. М., 1973. С. 89-93, 101-105.
85. Итенберг Б.С. Россия и Великая французская революция. М., 1988. С. 252; 2027; 233.
86. Казарин В.П. Художественная символика повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» // Вопросы русской литературы. Респ. межвед. науч. сб. Вып. 2 (44). Львов, 1984. С. 65-71.
87. Калашникова О.Л. Жанровые разновидности русского романа1760-1770-х гг. Днепропетровск, 1988.
88. Калашникова О.Л. Русская повесть первой половины XVIII века. Днепропетровск, 1989.
89. Калашникова О.Л. Русский роман 1760-1770-х гг. Днепропетровск, 1989.
90. Каменецкая С.Б. «Рыцарь нашего времени» Н.М. Карамзина: Источники и литературная судьба. Автореферат диссертации. Российский гос. педагогический университет им. А.И. Герцена. С.-Петербург, 1992.
91. Канунова Ф.З. Историко-литературное значение повести Н.М. Карамзина. Статья 1: Общая постановка проблемы // Ученые записки / Томский ун-т. Выпуск 45: Вопросы метода и стиля. Томск, 1963. С. 3-17.
92. Канунова Ф.З. Историко-литературное значение повести Н.М. Карамзина. Статья 2. (Период «Московского журнала») // Уч. зап. / Томск, ун-т. Вып. 48: Вопросы метода и стиля. Томск, 1964. С. 152-173.
93. Канунова Ф.З. К эволюции сентиментализма Н.М. Карамзина («Марфа-посадница») // Уч. зап. / Томск, ун-т. Вып. 50: Вопросы метода и стиля. Томск, 1965. С. 3-13.
94. Канунова Ф.З. Карамзин и Стерн // XVIII век. Сб. 10: Русская литература XVIII века и ее международные связи. Л., 1975. С. 258-264.
95. Канунова Ф.З. Об эволюции стернианства Н.М. Карамзина // Проблемы метода и жанра. Томск, 1977. Вып. 4. С. 3-12.
96. Канунова Ф.З. Последние повести Н.М. Карамзина (период «Вестник Европы») // Уч. зап. / Томск, ун-т. Томск, 1966. Т. 62. С. 217-231.
97. Канунова Ф.З. Эволюция сентиментализма Карамзина («Моя исповедь») // XVIII век. Сб. 7: Роль и значение литературы XVIII века в истории русской культуры. М.; Л., 1966. С. 286-290.
98. Карамзин Н.М. //Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. С. 216.
99. Ю.Карамзин Николай Михайлович // Краткая литературная энциклопедия. Т. 3. М., 1966. С. 392-396.
100. П.Карамзин Николай Михайлович // Театральная энциклопедия. Т. 2. М., 1963. С. 1133 1 134.
101. Карлова Т.С. Эстетический смысл истории в творческом восприятии Карамзина // XVIII век. Сб. 8: Державин и Карамзин в литературном движении XVIII- начала XIX века. Л., 1969. С. 281-289.
102. Кафанова О.Б. Н.М. Карамзин переводик. Автореф. дис. : канд. филол. наук /Томск, гос. ун-т. Томск, 1981. - 19 с.
103. М.Кафанова О.Б. Н.М. Карамзин переводчик Жанлис: (Франц. «Нравоучительная сказка» и пути формирования русской сентиментальной повести) // Художественное творчество и литературный процесс. Томск. 1982. Вып. 4. С. 96111.
104. Киреева Р.А. Изучение отечественной историографии в дореволюционной России с середины XIX века до 1917 года. М., 1983. 216 с.
105. Кислягина Л.Г. Формирование идеи самодержавия в политической концепции Н.М. Карамзина // Вопросы методологии и истории исторической науки. М., 1977. С. 134-156.
106. Кислягина Л.Г. Формирование общественно-политических взглядов Н.М. Карамзина (1785-1803 гг.). М., 1976. 198 с.
107. Ключевский В.О. Н.М. Карамзин. // Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990. С. 488-489.
108. Коган М.С. О философском уровне анализа отношения искусства к пространству и времени // Пространство и время в искусстве. Л., 1988. С. 22-28.
109. Кожинов В. Происхождение романа: Теорико-исторический очерк. М., 1963. -439 с.121 .Козлов В.П. Н.М. Карамзин историк // Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1988. Кн. 4. С. 17-27.
110. Кононенко Л.А. Лексико-грамматический состав простого глагольного сказуемого в повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» // Слово и словосочетание в структуре предложения: Межвуз. сб. науч. тр. / Моск. обл. пед. инт. М„ 1981. С. 20-29.
111. Корман Б.О. Избранные труды. Ижевск, 1992.
112. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.- 110 с.
113. Костомаров Н.Н. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1993.
114. Кочеткова Н.Д. Герой русского сентиментализма. 1: чтение в жизни «чувствительного» героя // XVIII век. Сб. 14: Русская литература XVIII начала XIX века в общественно-культурном контексте. Л., 1983. С. 121-142.
115. Кочеткова Н.Д. Герой русского сентиментализма. 2: Портрет и пейзаж в литературе русского сентиментализма // XVIII век. Сб: 15. Русская литература XVIII века в ее связях с искусством и наукой. М,- JL, 1986. С. 70-96.
116. Кочеткова Н.Д. Карамзин // В мире книг. 1966. №10. С. 25-27.
117. Кочеткова Н.Д. Монография о литературном творчестве Карамзина // Рус. лит. 1971. №3. С. 225-228.
118. Кочеткова Н.Д. Русский сентиментализм. (Н.М. Карамзин и его окружение). // Русский романтизм. JI. 1978. С. 18-36.
119. Кочеткова Н.Д. Сентиментализм и Просвещение. // Русская литература. 1983. №4. С. 22-37.
120. Кочеткова Н.Д. Сентиментализм. Карамзин. // История русской литературы: В 4 т. Т.1.Л., 1980. С. 726-764.
121. Кочеткова Н.Д. Трагедия и сентиментальная драма начала XIX века // История русской драматургии. XVIII первая пол. XIX века. Л., 1982. С. 181-220.
122. Кочеткова Н.Д. Формирование исторической концепции Карамзина писателя и публициста. // XVIII век. Сб. 13: Проблемы историзма в русской литературе. Конец XVIII-начало XIX века. Л., 1981. С. 132-155.
123. Крестова Л.В. Повесть Н.М. Карамзина «Сиерра Морена» // XVIII век. Сб. 7: Роль и значение литературы XVIII века в истории русской культуры. М.-Л., 1966. С. 261-266.
124. Кросс А. Разновидности идиллии в творчестве Карамзина. (Пер. с анг.) // XVIII век. Сб.8: Державин и Карамзин в литературном движении XVIII начала XIX века. Л., 1969. С. 210-228.
125. Кузнецов А. Два историка// Москва. 1988. №8. С. 138-140.
126. Кузнецов A.M. Два христианских историка // Н.М. Карамзин. ПСС. в 18-ти Т. М., 1999. Т.З. С. 330-337.
127. Кузьмин А.И. Повесть как жанр литературы. М., 1984. 112 с.141 .Кулакова Л.И. Очерки истории русской эстетической мысли XVIII века. Л., 1968. 342 с. Гл. 4. Эстетические взгляды Карамзина. С. 206-234.
128. Кулакова Л.И. Эстетические взгляды Н.М. Карамзина // XVIII век. Сб.6: Русская литература. Эпоха классицизма. М,- Л., 1964. С. 146-175.
129. Кулешов В.И. На заре русской критической мысли. // Кулешов В.И. Этюды о русских писателях. М., 1982. С. 20-34.
130. Купреянова Е.Н. А.С. Пушкин. // История русской литературы: В 4 т. Т.2: От сентиментализма к романтизму и реализму. Л., 1981. С. 235-323.
131. Купреянова Е.Н. Назарова JI.H. Русский роман первой четверти XIX века. От сентиментальной повести к роману // История русского романа: В 2 т. Т. 1. М.; Л., 1962. С. 66-100.
132. Купреянова Е.Н. Основные направления и течения русской литературно-общественной мысли. I четверти XIX века.// История русской литературы: В 4 т. Т.2. От сентиментализма к романтизму и реализму. Л., 1981. С. 11-35.
133. Л.В. Чернец. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики) М., 1982. 187 с.
134. Левин В.Д. Очерк стилистики русского литературного языка конца XVIII -начала XIX века. (Лексика). М.: Наука, 1964. 401 с. (АН СССР. Ин-т рус. яз.).
135. Лейдерман Н. Движение времени и законы жанра. Свердловск, 1982. 256 с.
136. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. №8. С. 74-87.151 .Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. №4. С. 3-6.
137. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. 352 с.
138. Лихачев Д.С. Художественная среда литературного произведения // Проблемы ритма, художественного времени и пространства в литературе и искусстве. Л., 1970. С. 7-9.
139. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970. 180 с.
140. Лотман Ю.М. Рецензия. // История СССР. 1977. №5. С. 197-200, Рец. на Кн. Кислягина Л.Г. Формирование общественно-политических взглядов Н.М. Карамзина. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1976. 198 с.
141. Лотман Ю.М. «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» Карамзина памятник русской публицистики начала XIX века. // Лит. учеба. 1988. №4. С. 88-95.
142. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX в.). СПб. 1994. - 399 с.
143. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.- 351 с.
144. Лотман Ю.М. Идеи исторического развития в русской культуре конца XVIII -начала XIX века. // XVIII век. Сб. 13: Проблемы историзма в русской литературе. Конец XVIII начало XIX века. Л., 1981. С. 82-90.
145. Лотман Ю.М. История культуры: движение в будущее // Советская культура. 1987. 7 мая. С. 3.
146. Лотман Ю.М. Об одном читательском восприятии «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина. (К структуре массового сознания XVIII века.) // XVIII век. Сб.7: Роль и значение литературы XVIII века в истории русской культуры. М.; Л., 1966. С. 280-285.
147. Лотман Ю.М. Поэзия Карамзина // Карамзин Н.М. Полное собрание стихотворений. М.; Л., 1966. С. 27-35.
148. Лотман Ю.М. Пути развития русской прозы. 1810-х годов. // Труды по русской и славянской филологии. Тарту, 1961. Т. 4. С. 3-57. (Уч. зап. / Тартус. гос. ун-т; Вып. 104).
149. Лотман Ю.М. Руссо и русская культура XVIII начала XIX века. // Ж.Ж.Руссо. Трактаты. М., 1969. С. 580-587.
150. Лотман Ю.М. Руссо и русская культура XVIII века. // Эпоха Просвещения. Из истории международных связей русской литературы. Л., 1967. С. 208-282.
151. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. / Вспупит. ст. Б. Егорова. С. 7-10. М.: Книга, 1987. 336 с. (Писатели о писателях).
152. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970. 384 с.
153. Лотман Ю.М. Черты реальной политики в позиции Карамзина 1990-х гг.: к генезису исторической концепции Карамзина. // XVIII века. Сб. 13: Проблемы историзма в русской литературе. Конец XVIII начало XIX века. Л., 1981.1. С. 102-131.
154. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. «Письма русского путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры // Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. Л., 1987. С. 525-606.
155. Лузянина Л.М. К вопросу о формировании взглядов Карамзина на историю. // Вестн. Ленинг. ун-та. 1972. №8. Сер. История, яз., лит. Вып. 2. С. 81-85.
156. Лузянина Л.М. Об особенностях изображения народа в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. // Русская литература XIX XX веков. Л., 1971. С. 3-17.
157. Лузянина Л.М. Проблемы историзма в творчестве Карамзина автора «Истории государства Российского». // XVIII век. Сб. 13: Проблема историзма в русской литературе. Л. 1981. С. 156-166.
158. Лузянина Л.М. Проблемы истории в русской истории первой четверти XIX века. Автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1972.
159. Лузянина Л.Н. «История государства Российского» Н.М. Карамзина и трагедия Пушкина «Борис Годунов» (К проблеме характера летописца) // Русская литература. 1971. №1. С. 45-57.
160. Лузянина Л.Н. Историзм художественного мышления в первые десятилетия XIX века. // Известия АН СССР. Сер. лит. и языка. 1972. Т. 31. Вып. 2. С. 131141.
161. Лузянина Л.Н. Принципы художественного повествования в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. // История русской литературы: В 4 т. Т. 2.: От сентиментализма к романтизму и реализму / Ред. тома Е. Купреянова. Л., 1981. С. 80-87.
162. Луначарский А.В. Литература Александровской эпохи: Луначарский А.В. Очерки по истории русской литературы. М., 1978. С. 39-66.
163. Луначарский А.В. Русская критика от Ломоносова до предшественников Белинского // Собр. соч.: В 8 т. Т.8.: Эстетика, литературная критика. Статьи, доклады, речи. (1928-1933 гг.). М., 1967. С. 120-181.
164. Лурье Я.С. Еще раз о своде 1448 г. и Новгородской Карамзинской летописи // Текстология и поэтика русской литературы XI -XVII вв. Л., 1977. С. 199-218. (Тр. древнерусс. лит. ; Т. 32./ АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом).
165. Лурье Я.С. Новгородская Карамзинская летопись. // Вопросы истории русской средневековой литературы. Сб. ст.. памяти В.П. Андриановой-Перетц, 1974. С. 207-213. (Тр. древнерус. лит.; Т. 29. АН СССР ин-т рус. лит. Пушкинский Дом).
166. Лурье Я.С. Общерусские летописи XIV-XV вв. Л.: Наука, 1976. 282 с.
167. Ляско К. Шкатулка или Кое-что об истории. В гостях у писателя-историка Натана Эйдельмана. //Альманах библиофила. Вып. 18. М., 1985. С. 147-167.
168. Магазаник Э. Две Лизы: крестьянка-барышня и барышня-крестьянка // Тр. /Самарк. ун-т. Самарканд, 1972. Вып. 200. С. 47-59.
169. Майков В.Н. Краткое начертание истории русской литературы, составленное В. Аскоченским // Майков В.Н. Литературная критика: Статьи и рецензии. Л., 1985. С.34-66.
170. Макагоненко Г.П. Н. Карамзин писатель, критик, историк // Карамзин Н.М. Сочинения в 2т. Л., 1984. Т. 1. С. 5-50.
171. Макаровская Г.В. «.Чтоб не пропало ни одна строка Пушкина.» // Волга, 1987. №2. (Начало в №1). С. 160-186.
172. Макогоненко Г.П. Из истории формирования историзма в русской литературе // XVIII век. Сб. 13: Проблемы историзма в русской литературе. Л., 1981. С. 365.
173. Манн Ю. Диалектика художественного образа. М., 1987. 317 с.
174. Моисеева Г.Н. Древнерусская литература в художественном сознании и исторической мысли России XVIII века. Л., 1980.
175. Моисеева Г.Н. Русские повести первой трети XVIII века. М.; Л., 1965.
176. Монархия и народовластие в культуре Просвещения, М., 1995.
177. Муравьев В.Л. Николай Михайлович Карамзин // Карамзин Н.М. Повести. М., 1979. С. 3-22.
178. Огарев Н.П. Предисловия (К сб. «Русская потаенная литература XIX столетия»), // Огарев Н.П. О литературе и искусстве. М., 1988. С. 75-123.
179. Орлов О.В. Федоров В.И. Русская литература XVIII века. М., 1973. 303 с.
180. Орлов П.А. «Бедная Лиза» Карамзина и сентиментально-повествовательная литература конца XVIII начало XIX века. // Вестник моек, ун-та. Сер. филол. 1966. №6. С. 16-26.
181. Орлов П.А. Жанр произведения Н.М. Карамзина. Фрол Силин благодетельный человек. // Русская литература. 1976. №4. С. 189-191.
182. Орлов П.А. Критические заметки о монографии Петера Бранга «Изучение теории и практики русской повести 1770-1811» // Русская литература в оценке современной и зарубежной критики. М., 1971. С. 121-129.
183. Орлов П.А. Повесть Карамзина «Евгений и Юлия» (к вопросу о масонской и сентиментальной литературе) // Проблемы, теории и истории литературы. М., 1971. С. 93-100.
184. Орлов П.А. Повесть Н.М. Карамзина «Марфа Посадница» // Русская литература. 1968. №2. С. 192-201.
185. Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 117-145. С. 197-266.
186. Осетров Е.И. Николай Карамзин // Книжное обозрение. 1986. №3. С.15.
187. Осетров Е.И. Три жизни Карамзина. М., 1985. 302 с.
188. Павлович С.Э. Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII века. Саратов, 1974.С. 60-125.
189. Петрунина Н.Н. Проза 1800 1810 гг. // История русской литературы: В 4 т. Т.2. Л., 1981. С. 51-79.
190. Пигарев К.В. Русская литература и изобразительное искусство. XVIII век. -1 четв. XIX века. Очерки. М., 1966. 292 с.
191. Пигарев К.В. Фридлендер Г.М. Русская литература // История всемирной литературы: В 9 т. Т. 5. М., 1988. Гл. : Сентиментализм. Карамзин. С. 394-399.
192. Поспелов Г.Г. Образы «круга жизни» у Кипренского и Сельвестра Щедрина// Русский классицизм второй половины XVIII начала XIX века. М., 1994.1. С. 194-202.
193. Поспелов Г.Н. К вопросу о поэтических жанрах // Доклады и сообщения филологического факультета МГУ, Вып. 5. 1948. С. 21-45.
194. Предтеченский А.В. Общественно-политические взгляды Н.М. Карамзина в 1790-х гг. // Проблемы русского Просвещения в литературе XVIII века: Материалы конференции. Л., 1961. С. 63-78.
195. Прийма Ф.Я. Тема «Новгородской свободы» в русской литературе конца XVIII начала XIX века. // На путях к романтизму: Сб. науч. тр. Л., 1984. С. 100-138.
196. Проблема автора в художественной литературе. Вып. 1. Ижевск, 1975. 160 с.
197. Проблемы историзма в русской литературе: конец XVIII начало XIX века. // XVIII век: Сб. 13. Л., 1981.
198. Пространство и время в литературе и искусстве. Даугавпилс, 1987. 104 с.
199. Пруцков Н.И. Историко-сравнительный метод анализа художественных произведений. Л., 1947. 241 с.
200. Пурыскина Н.Г. Слово и жест в сентиментальной повести: («Бедная Лиза» Н.М. Карамзина) // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Метод и жанр: Межвуз. сб. науч. тр. Л., 1985. С. 111-117.
201. Пушкин А.С. Заметка при чтении «Истории государства Российского» // Собр. соч.: В 10 т. Т. 7. М., 1976. С. 198, 351.
202. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве, Л., 1974. 299 с.
203. Рожек Л.А. Проблема стиля и литературного направления русской сентиментальной прозы (на примере повестей Н.М. Карамзина) : автореф. дис. канд. филол. наук. М., Изд-во Моск. ун-та. 1978. 16 с.
204. Розова З.Г. «Новая Элоиза» Руссо и «Наталья, боярская дочь» Карамзина // Русская литература. 1966. №4. С. 149-153.
205. Русский классицизм второй половины XVIII начала XIX века / Под. ред. Г.Г. Поспелова. М., 1994. - 336 с.
206. Рымарь Н.Т. Поэтика романа. Куйбышев, 1990. 254 с.
207. Рымарь Н.Т., Скобелев В.П. Теория автора и проблема художественной деятельности. Воронеж, 1994. 263 с.
208. Серман И.З. Пушкин и русская историческая драма 1830-х гг. // Пушкин. Исследования и материалы. Т.6. Л., 1969. С. 118-149.
209. Серман И.З. Становление и развитие романа в русской литературе середины XVIII в. // Из истории русских литературных отношений XVIII XIX вв. М.; Л., 1959.
210. Смирнов А.Ф. Как создавалась «История государства Российского». Ст.1. // Н.М. Карамзин. Полное собрание сочинений в 18 т. Т. 1. С. 5-126.
211. Смирнов А.Ф. Как создавалась «История государства Российского». Ст. 3. В грозу двенадцатого года // Н.М. Карамзин. Полное собрание сочинений в 18 т. М., 1999. Т. 6. С. 327-367.
212. Смирнов А.Ф. Н.М. Карамзин и духовная культура России // Н.М. Карамзин. ПСС в 18-ти т. М., 1999. Т.4. С. 363-381.
213. Смирнов А.Ф. Н.М. Карамзин, историк и публицист//Карамзин Н.М. Избранные статьи и письма. М., 1982. С. 5-27, С. 280-330.
214. Соловьев С. М. Карамзин // Москва. 1988. №8. С. 141-144.231 .Соловьев С.М. Карамзин // Н.М. Карамзин. Полное собрание сочинений в 18 т. М„ 1999. Т.З. С. 321-328.
215. Стенник Ю.В. Концепция XVIII века в творческих исканиях Пушкина.// Пушкин. Исследования и материалы. Т. 11. Л., 1983. С. 76-87.
216. Страхов Н.Н. Бедность нашей литературы // Страхов Н.Н. Литературная критика. М„ 1984. Гл.1У-У11, С. 64-95.
217. Томашевский Б.В. Сюжетное построение // Хрестоматия по теоретическому литературоведению. Т. 1. Тарту, 1976. С. 154-182.
218. Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина. Опыт прочтения. М., 1995. 512 с.
219. Турчин В. Эпоха романтизма в России. К истории русского искусства первой трети XIX столетия: Очерки. М.: Искусство. 1981. С. 426.
220. Тюпа В.И. Художественность чеховских рассказов. М., 1989. 135 с.
221. Успенский Б.А. Поэтика композиции: Структура художественного текста и типология художественной формы. М., 1970. 225 с.
222. Утехин И. жанры эпической прозы. Л., 1982. 197 с.
223. Федоров В.И. Жанр повести и баллады в переходный период от сентиментализма к романтизму // Проблемы жанра в русской литературе. М., 1980. С. 3947.
224. Федоров В.И. История русской литературы XVIII века. М., 1982. 335 с.
225. Федоров В.И. Литература // Очерки русской культуры XVIII века. Ч. 3. М., 1988. С. 257-267.
226. Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. М., 1979. С. 82-122.
227. Федоров В.И. От сентиментализма к романтизму. Поиск нового поэтического содержания и форм его выражения // История романтизма в русской литературе. Возникновение и утверждение романтизма в русской литературе (17901825). М., 1979. С. 75-86.
228. Флоринская Ю.Ф. О художественном методе повести Карамзина «Марфа-посадница» // XVIII век. Сб. 8: Державин и Карамзин в литературном движении XVIII начала XIX века. Л., 1969. С. 299-308.
229. Фохт Т.П. Литературная и фольклорная традиция в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» // Фольклорная традиция в русской литературе. Волгоград, 1986. С. 3-11.
230. Цилевич Л.М. О соотношении персонажей и повествователя в сюжете чеховского рассказа // Проблема автора в русской литературе XIX XX века. Ижевск, 1978. С. 79-87.
231. Чичерин А.В. Очерки по истории русского литературного стиля. Повествовательная проза. М., 1977. 445 с.
232. Чичерин А.В. Ритм образа. Стилистические проблемы. М., 1978. 278 с.
233. Шохин К.В. Очерк истории развития эстетической мысли в России: Древнерусская эстетика XI XVIII веков. М., 1963. - 135 с.
234. Щеблыкин И.П. Ранние традиции русской исторической прозы // Проблемы фольклористики, истории литературы и методики ее преподавания: Материалы XI научной конференции литературоведов Поволжья. Куйбышев, 1972. С. 5152.
235. Щеблыкин И.П. О двух основных рановидностях исторического повествования // Проблемы жанрового многообразия русской литературы XIX века. Рязань, 1976. С. 3-15.
236. Щеблыкин И.П. История русской литературы. М., 1985. С. 120-131.
237. Эйдельман Н.Я. Карамзин и Пушкин. Из истории взаимоотношений // Пушкин. Исследования и материалы. Т. 12. JI., 1986. С. 289-304.
238. Эйдельман Н.Я. Последний летописец. М., 1983. 174 с.
239. Эйхенбаум Б.М. Карамзин // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии: Сб. статей. Л., 1986. С. 18-28.
240. Эльяшевич А. Что есть повесть // Звезда. 1968. № 3. С. 190-198.
241. Юсупов Т.Ж. Развитие русской прозы XVIII века: В 2 т. М., 1994.
242. Якушевич А.С. Особенности романной эстетики в «Рыцаре нашего времени» Н.М. Карамзина. // Художественное творчество и литературный процесс. Томск, 1976. Вып. 1. С. 15-25.1. Справочная литература
243. Исторический лексикон. XVIII век. М., 1997.
244. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1962-1978.
245. Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.
246. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
247. Мифы народов мира. Энциклопедия. 2 Т. М., 1997.
248. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. М., 1999.
249. Пушкинская энциклопедия 1799-1999 под ред. Е. Варшавской, М. Панфиловой. М., 1999.
250. Русская литература XVIII века: Словарь-справочник / Под ред. В. И. Федорова. М., 1997.
251. Русская философия: Словарь. М., 1995.271 .Русские писатели XVIII начала XX века: Библиографический словарь // под ред. Н.Н. Скатова. М., 1995.
252. Русские писатели. XIX век. Библиографический словарь. В 2-х Т. под ред. П.А. Николаева. М., 1996.
253. Словарь русских писателей XVIII века. Выпуск 1. Л., 1988.1. ФОССКЙСПлЗ i Чбякота'Л J