автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Эволюция жанра русской исторической песни XVI века в контексте процесса развития исторического сознания народа

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Родионов, Михаил Сергеевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Челябинск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Диссертация по филологии на тему 'Эволюция жанра русской исторической песни XVI века в контексте процесса развития исторического сознания народа'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эволюция жанра русской исторической песни XVI века в контексте процесса развития исторического сознания народа"

;г -;л

На правах рукописи

РОДИОНОВ Михаил Сергеевич

Эволюция жанра русской исторической песни XVI века в контексте процесса развития исторического сознания народа

Специальность 10.01.09 - фольклористика

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Челябинск 1998

Работа выполнена на кафедре литературы и фольклора Челябинского государственного университета

Научный руководитель: доктор филологических наук,

профессор А. И. Лазарев

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор В. П. Федорова кандидат филологических наук, доцент Л. И. Брянцева

Ведущая организация: Магнитогорский ордена «Знак

Почета» государственный педагогический институт

Защита состоится 16 сентября 1998 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета К 064.19.05 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук в Челябинском государственном университете: 454084, г. Челябинск, пр. Победы, д. 162 «В», ауд. 304.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Челябинского государственного университета.

Автореферат разослан «_»__ 1998 г.

Ученый секретарь диссертационного

совета кандидат филологических наук, доцент

Место русской исторической песни в историко-фольклорном процессе и обусловленность ее эволюции процессом развития исторического сознания народа по-прежнему остается дискуссионным вопросом в современной фольклористике, тогда как постановка и решение данной проблемы имеет особое значение, поскольку позволяет не только определить те магистральные пути, по которым пошло развитие жанра, повлиявшее на протекание всех общефольклорных процессов после XVI века, не только выявить связи исторической песни с литературой, но и в целом по-новому взгля нуть на ту роль, которую играл народ в историческом процессе, на степень осознанности им этого участия, поскольку песни не только повествуют о многих крупных событиях и деятелях отечественной истории, но и, что самое важное, дают им оценку, являясь тем самым ценнейшим источником сведений об общественно-политических взглядах и идеалах народных масс на различных исторических этапах. Это делает историческую песню одним из ключей к пониманию русской истории. И дело здесь, конечно, не только в том, что данные произведения сохранили и донесли до нас многие реальные исторические факты, но и в том, что они дают возможность почувствовать, воссоздать дух эпохи, их породившей, увидеть все происходящее глазами народа, определить его оценку отраженных событий и их участников. Но самым важным, на наш взгляд, является то, что историческая песня позволяет выявить те процессы, те изменения, что происходили в народном сознании с течением времени, особенно под влиянием эпохальных событий.

Особая роль здесь принадлежит историческим песням XVI века, отразившим начальный этап активизации процесса развития исторического сознания народа.

Настоящая работа посвящена проблеме эволюции жанра русской исторической песни XVI века, рассмотренной в контексте процесса развития исторического сознания народа. Отправной точкой данного исследования послужили труды И. В. Ватина, В. К. Соколовой, С. К. Шамбинаго, Ю. М. Соколова, Б. Н. Путилова, Л. И. Емельянова, А. И. Лазарева, С. А. Джанумова, А. А. Круппа, А. А. Горелова, В. Я. Проппа, В. Е. Гусева, обозначившие его основные проблемы и возможные пути их решения.

Объект исследования - историко-фольклорный процесс XVI века.

Предмет исследования - эволюция жанра русской исторической песни XVI века.

Материал исследования включает в себя циклы и группы исторических песен XVI века (337 вариантов): «Взятие Казани» (36 вариан-

tob), «Кострюк» (101 вариант), «Гнев Ивана Грозного на сына» (61 вариант), «Молодец зовет девицу в Казань» (22 варианта), «Молодец не хочет идти в поход на Казань» (3 варианта), «Неудавшееся покушение на Ивана Грозного» (1 вариант), «Смерть царицы» (4 варианта), «Иван Грозный под Серпуховым» (3 варианта), «Смерть Ивана Грозного» (2 варианта), «Набег крымского хана» (1 вариант), «Иван Грозный хитростью берет город» (1 вариант), «Оборона Пскова от Стефана Батория» (3 варианта), «Часовой плачет у гроба Ивана Грозного» (8 вариантов), «Правеж» (4 варианта), «Доброго молодца допрашивает царь» (4 варианта), «Иван Грозный встречает в избушке доброго молодца» (5 вариантов), песни о Ермаке (78 вариантов).'

Цели исследования:

1) Выявить закономерности и этапы эволюции жанра русской исторической песни XVI века, обусловленные процессом развития исторического сознания народа.

2) Определить направленность процесса эволюции жанра русской исторической песни XVI века.

3) Установить особенности отражения явлений действительности историко-песенным фольклором.

4) Определить особенности народной оценки событий XVI века и общие принципы оценки исторических явлений в свете процесса развития исторического сознания народа.

5) Определить место русской исторической песни XVI века в исто-рико-фольклорном процессе.

6) Выявить связь исторических песен XVI века с идеологией соответствующей им эпохи, с историческими и этическими идеями их времени.

Средством достижения поставленных целей является анализ идейно-художественного своеобразия русских исторических песен XVI века.

Задача исследования - сформировать идеологическую базу, направленную на изменение имеющихся еще со времени создания «Норманс-кой теории» представлений о якобы исторической пассивности русского народа, о его неосознанном участии в историческом процессе, доказать, что с активизацией процесса историзации народного сознания усиливается степень осознанности народом своего участия в происходящем, приходит осознание им себя как движущей силы исторического процесса, что и нашло свое отражение в русских исторических песнях.

Научная новизна работы заключается в том, что она является первой попыткой выявления этапов эволюции жанра русской историчес-

1 Принадлежность данных песен к XVI веку убедительно доказана в работах В.К.Соколовой, Л.И.Емельянова, Б.Н.Путилова.

кой песни отдельно взятой эпохи (XVI век), обусловленных процессом развития исторического сознания народа. В научный оборот вводится новый фактор, определяющий эволюцию жанра исторической песни, который практически не привлекал внимание исследователей, впервые предпринимается попытка дать определение таким понятиям, как «историческое сознание», «процесс историзации народного сознания», «эволюция жанра русской исторической песни».

В качестве основных методов исследования используются сравнительно-исторический метод филологического изучения текста и структурно-типологический метод.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее основные результаты могут быть использованы в вузовском курсе «Устное народное творчество», а также в спецкурсах и спецсеминарах по проблемам фольклора и истории русской культуры.

Апробация работы. О результатах исследования сообщалось на межвузовских научно-практических конференциях в Челябинске (1995-1998 гг.), на страницах научного журнала «Вестник Челябинского университета», на заседаниях межкафедрального методологического семинара.

Структура и краткое содержание работы

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (248 наименований), списка сокращений. Основной текст составляет 189 машинописных единиц.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, оценивается степень ее изученности, формулируются цель и задачи исследования, указываются объект и методы анализа, определяются основная терминологическая база диссертации, ее практическая значимость.

В первой главе «Исторические песни об Иване Грозном» рассматриваются как основные «центральные» песенные циклы, так и их «песни-спутники», а также отдельные песенные сюжеты о московском царе. Глава состоит из 5 параграфов.

В первом параграфе «Цикл исторических песен «Взятие Казани» рассматривается значение разгрома Казанского ханства для процесса развития исторического сознания народа и эволюции жанра русской исторической песни. Блестящая победа и ликвидация внешней опасности со стороны Казани, активизация борьбы с боярством, олицетворяющим для народа источник всех бед и несчастий, преодоление последствий феодальных усобиц - все это не только сделало Грозного народным героем, но и сформировало новые исторические условия, новую,

ранее неизвестную общественно-политическую ситуацию, анализ которой неизбежно должен был повлиять на состояние народного сознания, как это бывает на качественно новых этапах истории.

Разгром Казанского ханства по своему влиянию на сознание народа может быть соотнесен с победой на Куликовом поле, когда впервые сознание национального единства стало играть ведущую роль. Такой же эффект дала и победа над Казанью. Дальнейшая историзация сознания, подстегнутая этим фактором, привела к тому, что на первое место выступили общенациональные, общегосударственные интересы. Именно через их призму народ стал оценивать того или иного государственного деятеля, то или иное событие. Приобретение способности глубоко осмысливать фиксируемые явления, прогнозировать их значимость для дальнейшей судьбы страны привело к тому, что теперь положительная или отрицательная оценка какого-либо события или исторического деятеля напрямую связывалась с этим прогнозом. Положительная перспектива его служила оправданием любых перегибов текущей внутренней политики, любых жестких, непопулярных мер. Именно так произошло с оценкой личности Ивана Грозного, что хорошо видно уже в первом цикле песен, с ним связанным. Народ объективно понял, что за всеми жестокостями первого русского царя стояло стремление вывести Русское государство из международной изоляции, поставить его в один ряд с ведущими мировыми державами. Именно это понимание, а также непрерывная борьба Ивана IV с сепаратистски настроенным боярством (главным народным врагом) сделали его любимым героем русского фольклора, положительно окрасили его личность и его деяния, свели до минимума те произведения (а они, несомненно, были, пример тому - исторические песни, созданные в Новгороде), где правление Грозного оценивалось негативно. Народ понял те великие конечные цели, что преследовал московский царь.

Процесс развития исторического сознания народа обусловил глобальные изменения в произведениях рассматриваемого жанра. По сравнению с песнями Х111-ХУ веков песни цикла «Взятие Казани» отличаются высокой степенью достоверности отражения событий как предшествующих взятию города, так и относящихся непосредственно к самому штурму и его последствиям. Эта верность конкретному историческому факту является той чертой, что уже отделяет песни данного цикла от песен предшествующих эпох, которые характеризуют лишь верность наиболее общей исторической картине своего времени и неспособность сохранить исторические детали в силу переходного состояния сознания их авторов, его близости к сознанию эпического типа.

Таким образом, начиная с цикла «Взятие Казани», мы можем говорить о принципиально новом подходе к изображению и оценке событий, о пристальном интересе к ним, ибо только в этом случае деталь, подробность приобретает самоценный характер и сохраняется в памяти поколений. Но это должны обусловить изменения, происходящие в народном сознании, его дальнейшая историзация, приобретение способности мыслить глобально, видеть связь явлений прошлого и насто-. ящего, уметь спроецировать их на будущее, оценивать все происходящее с позиции общенациональных интересов.

В числе новых черт исторической песни, появившихся впервые именно в рассматриваемом цикле, следует назвать появление вступлений, имеющих установку на определенное восприятие событий или на их длительное изложение, строгую мотивировку каждого эпизода, появление сложного, многогранного, исторически реального характера, введение вставного эпизода с целью углубления психологической характеристики героя или углубления драматизма изображаемых событий.

Во втором параграфе «Песни-спутники «Казанского цикла» анализируются циклы, примыкающие тематически и по времени к песням цикла «Взятие Казани»: «Молодец зовет девицу в Казань» и «Молодец не хочет идти в поход в Казань».

Если говорить об общей картине эволюции жанра русской исторической песни, то рассматриваемые циклы четко укладываются в схему: историческая песня + лирическое начало = разрушение жанра лирическая песня. Песня «Молодец зовет девицу в Казань» отражает как раз начальный этап этого процесса, связанный с проникновением лирического начала в связи со значительными потерями в борьбе с Казанским и Астраханским ханствами и стремлением народа не только воздать должное победе, но и оплакать понесенные жертвы. Целью создания этих песен было желание подчеркнуть трудность ведущейся борьбы, что определялось продолжавшимся процессом развития исторического сознания народа, обусловившим проникновение точного исторического факта в песню с, казалось бы, чисто лирическим сюжетом.

Интересно то, что рассматриваемые песни уже используют открытия, сделанные в песнях цикла «Взятие Казани», хотя временная дистанция между ними крайне незначительная: всего несколько лет. Это позволяет сделать вывод о скорости формирования фольклорной традиции в условиях бурной историзации народного сознания. Речь здесь идет о зачинах, которые имеет большинство песен данного цикла. При этом необходимо иметь в виду, что многие из них не только используют уже имеющиеся наработки, но и вносят в них существенные дополнения.

Возможно такое предположение: процесс историзации народного сознания определяет необходимость оценки отражаемых событий с общенародной точки зрения, а поскольку зачин одной из своих функций именно это и предполагает, то путь от оформления традиции до ее закрепления оказывается многократно сокращенным.

В третьем параграфе «Цикл исторических песен «Кострюк» рассматривается один из наиболее обширных и популярных циклов исторических песен.

Песни цикла отразили изменение соотношения сил на евроазиатской политической арене. Усиление Русского государства, рост национального самосознания, уверенность в своих силах, поражение давних врагов привели к тому, что противника в лице татар перестали бояться. Продемонстрированное явное превосходство русского оружия сделало возможным изображение врагов в комическом виде. Это было невозможно, немыслимо в ранних циклах, так как снижало их мобилизующую направленность. Так в историческую песню вошло смеховое начало, ранее данному жанру не известное.

Ряд произведений явно указывает на во многом скоморошеские истоки песенного юмора, который используется для художественного развенчания и сатирического осмеяния низвергнутого народом монголо-татарского ига и его долговременных последствий. Впервые в историческом песенном фольклоре воедино оказались слитыми героическое, высокое и пародийное, комическое.

Возможно и еще одно предположение, связанное с появлением сме-хового начала. Очевидно, определенную роль здесь сыграло и лицедейство самого Ивана Грозного, его модель поведения, которую Д.СЛихачев определил как скоморошество. По воспоминаниям современников, образ жизни московского царя был хорошо известен в Москве, а рассказы о «чудачествах» Грозного довольно широко бытовали в народной среде, и нет ничего удивительного, что именно смеховой фон скоморошеского типа присутствует в песне об Иване Грозном. Такая связь подтверждается и тем, что в ряде вариантов предложение осрамить татарина исходит из уст самого царя.

Рост национального самосознания привел к формированию понятия «национальная честь», что нашло свое отражение в финале многих песен рассматриваемого цикла. Теперь уже вражеские набеги, недоброжелательные действия оцениваются не только с позиции личной обиды, личного ущерба, но и как национальное оскорбление. Причем рост национального самосознания, национальной гордости были прямо пропорциональны тем успехам, которые сопутствовали Грозному в

первые десятилетия его царствования. Как результат этого появляются песни, в которых прямо говорится, что русские люди не считают для себя за честь бороться с татарским богатырем.

Вместе с циклом «Кострюк» в историческую поэзию входят и новые герои - посадские люди. Именно они в большинстве известных вариантов приходят на помощь царю и одерживают победу над бахвалыци-ком. Сам факт появления нового типа героев отражает реальную внутриполитическую ситуацию 60-70-х годов XVI века, когда Иван Грозный в своей борьбе с боярским сепаратизмом сделал ставку на посад, увидел в нем опору своей политики. Со своей стороны посадское население, страдавшее от боярского произвола, увидело в царе союзника в борьбе с притеснителями, объективно поддержало его в стремлении укрепить централизованное Русское государство. Так совпали интересы различных общественных сил - царя и посада, хотя, конечно, каждая преследовала при этом свои цели, но враг у них был общий - русское боярство, что и зафиксировали песни рассматриваемого цикла.

Говоря об изменениях, которые произошли в системе художественно-изобразительных средств, следует отметить активное использование таких приемов, как выделение единичного из целого, использование гротеска для создания символического образа вражеской силы, несмотря ни на что поверженной русскими людьми.

Из всего вышесказанного следует: цикл исторических песен «Кострюк» является новой ступенью в эволюции жанра, что проявилось в в появлении смехового начала и системы художественных средств его реализации,

в отражении песнями цикла сформировавшегося чувства национального самосознания, в введении понятия «национальная честь», в появлении нового героя,

в еще большего усложнения характера, стремлении максимально приблизить его к прототипу.

В четвертом параграфе «Цикл исторических песен «Гнев Ивана Грозного на сына» рассматриваются песни, связанные с событиями 1581 года. В данном параграфе рассматриваются причины, по которым в песне реальный факт убийства Грозным своего сына Ивана заменен мотивом чудесного спасения царевича. Доказывается, что все искажения принадлежат самому поэтическому замыслу, а не являются результатом ошибок или незнания истории. Предложенная версия представляется тем более правильной, что в условиях дальнейшей ис-торизации народного сознания такие грубые ошибки, связанные с об-

стоятельствами убийства царевича, были просто невозможны, это не согласуется со все возрастающим интересом народа к происходящим событиям и постепенным осознанием себя в качестве одной из движущих сил истории. Следовательно, должно быть другое объяснение имеющегося факта искажения исторической картины. Очевидно, те отступления от истории, что допускает песня, отразили тенденцию к народной идеализации образа Ивана Грозного. Действительно, к моменту появления рассматриваемого цикла Иван Грозный уже был любимейшим героем русского фольклора, причем выше уже отмечалось, что деятельность московского царя по укреплению централизованного государства и ликвидации боярского сепаратизма нашла положительный отклик в народной среде, объективно сблизила их цели. В этих условиях, конечно, любые факты, не соответствующие создаваемому в противовес боярству положительному облику Грозного, либо отбрасывались, либо соответствующим образом трансформировались. Так во имя большой, с точки зрения народа, правды жертвовали правдой малой. При подобном подходе клеймо детоубийцы разрушило бы уже традиционное представление о царе, и эпизод убийства был заменен чудесным спасением царевича. Но при этом цели, преследуемые песней, были далеки от абсолютной идеализации героя, от превращения его в святого без пороков и недостатков. Тем-то и отличается историческая песня, что при любых конкретных целях и задачах она остается верна большой исторической правде, и поэтому характер Ивана Грозного передается верно, причем разработан он гораздо полнее, жизненнее, чем в песнях более ранних циклов. Рассматриваемые песни как раз тем и замечательны, что в них отчетливо обозначилось стремление создателей представить образ Ивана IV во всей его сложности и противоречивости, во всей его многогранности, стремление показать не идеального, хорошего царя, а правителя, сочетающего в себе качества выдающегося государственного деятеля, патриота и деспота, человека больших страстей, крутого нрава, скорого на расправу и щедрого на награду, способного к покаянию, признанию своей неправоты, своих ошибок.

Далее рассматривается проблема замены имен: имя реальной жертвы, Ивана, упоминается в песнях рассматриваемого цикла крайне редко, основная масса имеющихся вариантов связана с именем царевича Федора. Это, на наш взгляд, объясняется хорошей информированностью народа о пробоярской ориентации старшего сына Грозного, что и определило «нежелание» видеть его в качестве невинной жертвы. На такую «роль» более подходил средний сын - Федор. Во-первых, в

отличие от старшего брата, не успевшего сесть на русский престол, он царствовал 14 лет (с 1584 по 1598 годы) и гораздо больше запомнился народу. Но это, конечно, не самое главное. Важнее другое: Федор Иоаннович был человеком слабого разума, очень набожным, близким по духу и модели поведения к юродивому. А поскольку блаженных на Руси всегда любили, то ореол мученика, невинной жертвы придавал среднему сыну Ивана Грозного большую привлекательность, соответствовал особенностям народного мировосприятия. Что же касается тех песен, где жертвой навета оказывается царевич Дмитрий (Исторические песни ХШ-ХУ1 веков, № 200; Миллер, № 98), то их возникновение, очевидно, следует отнести к времени царствования Бориса Годунова, когда активно распространялись слухи о якобы чудесном спасении и скором прибытии в Москву младшего сына Ивана Грозного Дмитрия Ивановича, смерть которого была окутана разными тайнами и легендами. Ориентируясь на эти разговоры, исторические песни как бы проясняли версию о чудесном спасении, подтверждали ее. К тому же следует отметить, что песни цикла «Гнев Ивана Грозного на сына» характеризуются тем, что в отличие от песен циклов «Взятие Казани» и «Кострюк», где реалистичностью отличался только характер самого московского царя, изображают нам полновесные, соответствующие прототипам характеры его сыновей - Ивана и Федора. Здесь уже можно говорить о системе образов, представленной исторически верными, реальными, сложными характерами.

Говоря о той части песни, где упоминается новгородский поход Ивана Грозного, следует отметить, что песни стали приобретать ярко выраженное публицистическое звучание, тем самым предвосхитив главную особенность песен Смутного времени. Этой же тенденции соответствует и включение политической речи в ткань повествования. Она вкладывается в уста Ивана Грозного, который подводит итог своей деятельности, говорит об основах своей политики. Публицистическое звучание песен, их агитационный характер усиливается также за счет привнесение в их содержание идеи «Москва - третий Рим», ставшей официальным государственным девизом в эпоху Ивана Грозного и основой новой государственной идеологии.

Песни цикла «Гнев Ивана Грозного на сына» в отличие от предшествующих, характеризующихся кумулятивной композицией, отличает большая композиционная усложненность, многоплановость, умение изображать не только следующие друг за другом события, но и происходящие одновременно, параллельно. Следствием этого стало увеличение объема произведения, но при этом все эпизоды песен строго мо-

тивированы, логически и ситуативно обусловлены.

Уже традиционным является использование вступления, выполняющего функцию обобщения, выражающего основную идею произведения, его главную мысль, то есть имеет место установка на определенное восприятие излагаемых событий. Иногда оно ограничивается сравнением царствования Ивана Грозного с восходом солнца (известно 14 вариантов). Очень часто одной эпической характеристикой происходящего дело не ограничивается, и уже во вступлении дается краткий обзор главных политических дел, совершенных Иваном Грозным, которые можно свести к двум аспектам: расширению пределов Московского государства и борьбе с боярской изменой. Подобное вступление подготавливает слушателя к тому, что данное произведение политизировано. Певцы стремились дать политическую картину эпохи, охарактеризовать содержание деятельности Ивана Грозного. Разумеется, попытки эти ограничены рамками художественных возможностей народной исторической поэзии XVI века, но можно уверенно сказать, что такого рода вступления весь предшествующий историко-песенный фольклор еще не знал.

Продолжает развиваться и мастерство психологической характеристики героев. По сравнению с более ранними циклами («Взятие Казани», «Кострюк») наблюдается ее углубление, появление способности передавать полутона, оттенки чувств, певцы научились улавливать и с помощью изображения внешних проявлений, внешних штрихов доносить до слушателя моменты перехода из одного психологического состояния в другое. Песни рассматриваемого цикла великолепно передают эмоциональное состояние Ивана Грозного, охваченного подозрительностью, гневом, жаждой расправы с тайным изменником, с трудом сдерживающего готовую прорваться ярость.

Яркая политическая окраска песен рассматриваемого цикла говорит о том, что процесс историзации народного сознания для этого периода неразрывно связан с дальнейшим формированием элементов общегосударственного мышления. Именно этим можно объяснить тот факт, что Иван Грозный рисуется как правитель, много сделавший дня укрепления государства. Народ по этой причине «прощает» царю те жестокости, которыми сопровождалось его правление, объясняя их величием конечной цели. Одобряется и сама цель: вывести неправду со всей русской земли. Поэтому воцарение Ивана Грозного символически сравнивается с восходом солнца, что по традиции является самой высокой оценкой.

Претерпевают изменения и жанровые характеристики исторической песни: многократно усложняется ее структура (народные певцы научились изображать события, происходящие параллельно друг дру-

гу), в ткань произведений проникает ярко выраженное публицистическое начало, выразившееся в появлении политической речи, элементов новой государственной идеологии.

В пятом параграфе «Песни об Иване Грозном, не входящие в основные циклы» рассматриваются отдельные сюжеты, создававшиеся на протяжении всего XVI столетия и не породившие циклов. Их можно разделить на две группы.

Первую составляют песни, сюжетно связанные с тремя вышеназванными циклами и являющиеся по существу лирическими откликами на изображенные в них события: «Иван Грозный молится по сыне», «Неудавшееся покушение на Ивана Грозного», «Смерть царицы», «Смерть Ивана Грозного». В отношении песен этой группы, очевидно, также можно употребить термин «условно-исторические песни», так как повествовательное начало в них перекрывается лирическим. Можно предположить, что данные произведения возникали как непосредственный отклик на события, когда проще было выразить свое эмоциональное отношение к происходящему, дать выход переполняющим чувствам, нежели его проанализировать, так как для этого нужна определенная временная дистанция. Повышенная эмоциональность усиливала лирическое начало, подавляя, ослабляя тем самым историческое сознание, отодвигая связанные с ним особенности отражения действительности на второй план. Поэтому так же, как и в случае с песнями «Молодец зовет девицу в Казань» и «Молодец не хочет идти в поход в Казань», эти произведения можно считать историческими с определенной натяжкой, только потому, что жизнь им дали реальные исторические события и при всем усилении лирического начала мы все же можем вычленить в них и реальный исторический пласт. Толчком для возникновения подобных песен могли послужить не всякие исторические события, а лишь те из них, которые вызывали в народе сильнейшие потрясения и могли в дальнейшем в корне изменить ситуацию в стране (как, например, взятие Казани, эмоциональные впечатления от которого впервые дали нам пример такого рода произведений). Таким образом, оказывается, что историзация народного сознания в эти моменты не только не замедлилась, как это может показаться на первый взгляд, но даже получала новый импульс: эмоциональное потрясение приводило в действие те области сознания, которые заставляли проецировать все происходящее на будущее, позволяли оценивать все с точки зрения его исторической перспективы. И чем сильнее было эмоциональное потрясение, тем ярче выражалось стремление понять, чего следует ожидать от происшедшего в дальнейшем. Затем все это

находило отражение в хорошо разработанных песенных циклах.

Вторую группу составляют исторические песни, являющиеся откликом на те военные действия, которые Московское государство вынуждено было вести на протяжении всего XVI столетия. Борьба с набегами крымских татар, с вторгшимися в пределы русских земель поляками породила такие песни, как «Иван Грозный под Серпухо-вым», «Набег крымского хана», «Иван Грозный хитростью берет город», «Оборона Пскова от Стефана Батория», «Смерть Михайлы Чер-кашенина». Эти произведения в конечном итоге привели к тому, что в отношении изображения военных действий выработалась клишированная форма, связанная с тем, что всякая война, большая или малая, имеет одну схему развития: выступление армии в поход - сражение или сражения - победа или поражение. Именно такую форму и приняла выработанная формула, позволяющая оперативно откликаться на поток военных действий. Впоследствии, в ХУШ-Х1Х веках, этот прием отражения действительности станет единственно возможным, так как в результате реформ Петра Великого темп общественной жизни многократно возрос, а форсированное преодоление отставания России от ведущих европейских держав привело к многократному ускорению исторического процесса. Дальнейшая историзация народного сознания требовала отражения более широкого круга событий, моментального , отклика (в соответствии с принципами устной поэзии) на все возрастающее число исторических фактов, что в условиях их быстрой смены оказалось возможным делать лишь в ущерб художественной стороне песен за счет активного использования клише. В конечном итоге это привело к кризису (XVIII век) и разрушению (XIX век) жанра, а заложены эти процессы были во второй половине XVI века, когда, казалось, ничего опасного для жанра не предвиделось, так как на начальном этапе формирования клишированных форм авторы еще заботились и о художественной стороне своих произведений, хотя в них уже проникает элемент условности, похожести.

Итоговыми выводами первой главы являются следующие:

■ исторические песни XVI века об Иване Грозном являются начальным этапом активизации процесса историзации народного сознания, для них характерен принципиально новый подход к изображению действительности, пристальный интерес к происходящим событиям, при котором любая деталь, любая подробность приобретает самоценный характер;

■ песни отразили приобретение народом способности мыслить глобально, видеть связь явлений прошлого и настоящего, умение про-

ецировать их на будущее, оценивать все происходящее с позиции общенациональных интересов;

■ песни об Иване Грозном отразили связанные с этим изменения в композиции произведений как в плане появления новых композиционных элементов (зачины с разной целеустановкой), введения нескольких планов изображения, так и в плане выработки классического строения произведений данного жанра;

■ для рассматриваемых песен характерно появление сложных, многогранных, полновесных реальных характеров, новых художественно-изобразительных средств (перехват, вставной эпизод, выделение единичного из целого и т. д.);

в проникновение лирического начала в ряд песен об Иване Грозном определило дальнейший путь эволюции данного жанра, механизм превращения исторической песни в песню лирическую; в рассматриваемые песни в целом верно отражают политическую обстановку, проблемы, стоявшие перед Русским государством в эпоху правления Ивана IV, пристальный интерес к ним со стороны народа, что является следствием активного протекания процесса истори-зации народного сознания; в именно с песнями об Иване Грозном в русские исторические песни проникает смеховое начало, расширяется круг героев произведений за счет введения представителей новых социальных групп; в песни об Иване Грозном отразили появление новой государственной идеи: Москва - третий Рим, что является доказательством объективного совпадения на данном историческом этапе интересов народа и самодержавия.

Вторая глава «Исторические песни о Ермаке» посвящена анализу исторических песен XVI века, возникших в казачьей среде. Глава состоит из двух параграфов.

В первом параграфе «Лирическая основа песен о Ермаке» рассматриваются причины, обусловившие проникновение в исторические песни ярко выраженного лирического начала, проявляющегося в характере главного героя, в композиции произведений, в акцентировании внимания слушателей на внутреннем мире героев, в ослабленном сюжете, в широчайшем использовании всего арсенала лирических художественно-изобразительных средств. Данный феномен отражает общую тенденцию эволюции рассматриваемого жанра, определяемую как движение от эпического подхода к отражению исторической действительности. к ее лирическому осмыслению, что связано в первую очередь с осознанием народом своей роли в историческом процессе и возникшем на

этой почве стремлении к самовыражению. Очевидно, это объясняет, почему процесс активной «лиризации» народной исторической поэзии начинается с ермацких песен: именно здесь, в казачьих походах на Волгу, а затем и в Сибирь, совершаемых не по приказу царя и его воевод, не под их началом, а по собственной воле самих участников, можно было острее осознать себя как движущую и направляющую силу исторического процесса, его важнейшую составляющую. Другие ключевые события эпохи, такие, как, например, разгром Казанского и Астраханского ханств, к подобным выводам вряд ли могли привести, поскольку их организатором и вдохновителем непосредственно выступал Иван Грозный.

Материал исследования включает в себя следующие сюжеты: «Поход голытьбы под Казань» (10 вариантов), «Разбойный поход на Волгу» (10), «Ермак в казачьем кругу» (28), «Казаки убивают царского посла» (3), «Взятие Ермаком Казани» (7), «Ермак у Ивана Грозного» (6), «Ермак и Ицламбер-мурза» (I), «Турки нападают на казачью крепость» (7), «Ермак и турецкий султан» (4), «Ермак просит выпустить его из неволи» (1).

На основании их анализа выявляются основные особенности казачьих исторических песен:

а в отличие от уже рассмотренных песен об Иване Грозном, исторические песни о Ермаке рассказывают лишь о тех событиях, непосредственными участниками которых были сами казаки;

■ рассматриваемые произведения выводят на сцену нового главного героя - народного заступника;

а их отличает ярко выраженный героико-патриотический характер;

■ песни отличает особая трактовка образа Ивана Грозного: здесь он предстает не только справедливым, «настоящим» царем, как это характерно для общенародных представлений, но и осмысливается как защитник казачьих привилегий и старого порядка, как царь, который любит и жалует казаков, авторитетом которого отстаивались права и привилегии русского казачества. Именно этим он противопоставляется последующим правителям, изображаемым притеснителями казаков;

а для этих песен характерна также тенденция к сокращению места, уделяемого образу царя. Он дается лишь в одном аспекте: по отношению к казакам, но участником действий, руководителем, организатором не является;

■ казачьи исторические песни дали русскому песенному фольклору и новых героев: самих казаков и их атаманов, они сами решают, что им делать, совершают героические подвиги и вершат суд над бояра-

ми, их высшая инстанция не царь, а казачий круг; а большое место в казачьих песнях занимают социальные проблемы, связанные с организацией общины, отношениями между различными социальными группами казаков (так называемыми «домовитыми» казаками и голытьбой), отношения с царем и боярами; а исторические песни у казаков теснейшим образом связаны с другими группами мужских песен, они исполнялись хором в характерном казацком распеве; я по сравнению с ранее рассмотренными песнями об Иване Грозном они отличаются большей обобщенностью и лиризмом, в основе их сюжетов лежат не отдельные факты, а типичные для казачества той эпохи ситуации;

■ обобщенный характер имеют также и образы: действующие в песнях казаки и атаманы, как правило, даже не имеют имен, а называются просто: старый казак, молодой казак, донской казак, что подчеркивает их типичность, утверждает мысль, что названными качествами обладают все казаки, а имена имеют только прославленные атаманы, вошедшие в сознание казаков как борцы за их права и вольность (в XVI веке - Ермак, в XVII - Степан Разин), но и они изображаются как образы романтические; а обобщенность и лиризм, присущие казачьим историческим песням, давали возможность использовать в них приемы и художественно-изобразительные средства, характерные для лирической народной поэзии: лирические запевы, обращения к природе, сравнения и символы, повторы, уменьшительно-ласкательные суффиксы, индивидуальные и коллективные монологи и т. д.

Во втором параграфе «Особенности отражения в исторических песнях сибирского похода Ермака» рассматривается механизм взаимодействия фольклорных и летописных источников о сибирском походе казаков. Основным фольклорным источником здесь выступают известные варианты песни «Ермак взял Сибирь», из летописных источников рассматриваются следующие: Синодик ермаковым казакам, Бузуновс-кий летописец, Погодинский летописец, Кунгурский летописец, Строгановская летопись, Есиповская летопись.

Сравнительный анализ фольклорного и литературного материала, изучение истории создания основных сибирских летописей позволяет сделать вывод, что даже наиболее ранние летописные сведения в своей основе имеют фольклорные источники, что является ярким свидетельством первичности исторических фольклорных сведений по отношению к литературным известиям, рассказывающим о походе Ермака в Сибирь.

На основании проведенного выше анализа исторических песен XVI

века можно сделать несколько общих выводов:

■ в рассматриваемый период историческая песня становится основной формой русской народной исторической поэзии;

■ песни различны, что объясняется как разнообразием их содержания, так и активными поисками новых художественно-изобразительных средств истории;

в основная особенность исторических песен XVI века - ярко выраженный историзм, их содержание теснейшим образом связано с русской действительностью второй половины XVI века, оно становится основой многих летописных памятников, а эволюция жанра обусловлена активным процессом историзации народного сознания;

в исторические песни XVI века определили основное направление эволюции не только рассматриваемого жанра, но и всего фольклора в целом в сторону усиления лирического содержания, что обусловливается движением общества от исторического типа сознания к лирическому;

■ песни отражают широкий спектр народных интересов к происходящему вокруг, поэтому объектом их изображения становятся как внутриполитические события, так и то, что происходит за пределами Русского государства, но связано с его судьбой;

■ песни зафиксировали и дали анализ в духе народного мировоззрения те изменения, что произошли в положении Русского государства в XVI веке, теперь в них говорится не о Русской земле, понятии, выражавшем представления о Родине в домосковский период, а о Московском царстве - едином, могучем, сильном государстве Российском;

■ песни зафиксировали народные представления о прогрессивной роли самодержавия в рассматриваемый исторический период;

в анализ исторический песен XVI века позволяет утверждать, что имеющиеся представления о политической и исторической пассивности русского народа лишены основания, по мере приобретения исторического опыта русский народ приходил (и происходило это достаточно быстро) к пониманию себя как движущего фактора исторического процесса;

в в исторической песенной поэзии XVI века был сделан ряд важнейших открытий в области композиции и художественно-изобразительных средств, получивших активное применение в фольклорных произведениях последующих эпох.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1) Циклы исторических песен «Кострюк» и «Гнев Ивана Грозного на сына» как этапы эволюции жанра // Вестник Челябинского университета. Серия 2. Филология. 1994. № 1. С. 82-85.

2) Тема Востока в русских исторических песнях XVI-XVII вв. // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Тезисы докладов. Часть III. Фольклор и этнография народов России. Челябинск, 1995. С. 105-107.

3) Цикл исторических песен «Взятие Казани» как этап эволюции жанра II Вестник Челябинского университета. Серия 2. Филология. 1996. № 1 (4). С. 102-113.

4) Лирическая основа исторических песен о Ермаке // Место и значение фольклора и фольклоризма в национальных культурах: история и современность. Тезисы докладов научной конференции, посвященной 70-летию доктора филологических наук, профессора А.ИЛазаре-ва. Челябинск, 1998. С. 13- 15.

5) Песни-спутники «Казанского цикла» II Вестник Челябинского университета. Серия 2. Филология. 1997. № 2. С. 60-64.

 

Текст диссертации на тему "Эволюция жанра русской исторической песни XVI века в контексте процесса развития исторического сознания народа"

//

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РОДИОНОВ Михаил Сергеевич

Эволюция жанра русской исторической песни XVI века в контексте процесса развития исторического сознания народа

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Специальность 10.01.09 - фольклористика

Научный руководитель - д. ф. н., ч.-к. Петровской академии наук и искусств, профессор А. И. Лазарев

Челябинск 1998

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ......................................................................... 3

Глава 1

Исторические песни об Иване Грозном

§ 1. Цикл исторических песен «Взятие Казани» ...... 25

§ 2. Песни-спутники «Казанского цикла» ................ 46

§ 3. Цикл исторических песен «Кострюк» ................ 52

§ 4. Цикл исторических песен «Гнев Ивана

Грозного на сына» ................................................. 76

§ 5. Песни об Иване Грозном, не входящие в

основные циклы ...................................................... 99

Глава 2

Исторические песни о Ермаке

§ 1. Лирическая основа песен о Ермаке ...................... 118

§ 2. Особенности отражения в исторических

песнях сибирского похода Ермака ....................... 139

Выводы ............................................................................ 190

Список сокращений ....................................................... 192

Список литературы ........................................................ 197

ВВЕДЕНИЕ

Место русской исторической песни в историческом и историко-литературном процессах и обусловленность ее эволюции процессом ис-торизации народного сознания по-прежнему остается дискуссионным вопросом в современной фольклористике, тогда как постановка и решение данной проблемы имеет особое значение, поскольку позволяет не только определить те магистральные пути, по которым пошло развитие жанра, повлиявшее и на протекание всех общефольклорных процессов после XVI века, не только выявить связи исторической песни с литературой, но и в целом по-новому взглянуть на ту роль, которую играл народ в историческом процессе, на степень осознанности им этого участия, поскольку песни не только повествуют о многих крупных событиях и деятелях отечественной истории, но и, что самое важное, дают им оценку, являясь тем самым ценнейшим источником сведений об общественно-политических взглядах и идеалах народных масс на различных исторических этапах. Это делает историческую песню одним из ключей к пониманию русской истории. И дело здесь, конечно, не только в том, что данные произведения сохранили и донесли до нас многие реальные исторические факты, но и в том, что они дают возможность почувствовать, воссоздать дух эпохи, их породившей, увидеть все происходящее глазами народа, определить его оценку отраженных событий и их участников. Но самым важным, на наш взгляд, является то, что историческая песня позволяет выявить те процессы, те изменения, что происходили в народном сознании с течением времени, особенно под влиянием эпохальных событий.

Особая роль здесь принадлежит историческим песням XVI века, отразившим начальный этап активизации процесса историзации народного сознания. Впечатляющие победы русского оружия, такие как разгром Казанского и Астраханского ханств, в корне изменившие пред-

ставления народа о происходящем процессе собирания и укрепления централизованного государства, тяжелые общественно-политические потрясения, вызванные борьбой Ивана Грозного с боярской оппозицией, опричнина оказали мощное, «взрывообразное» воздействие на процесс историзации народного сознания, что выразилось не только в его новой ориентации в сторону формирования элементов общегосударственного мышления, не только в пристальном интересе к происходящим событиям, но и в приобретении способности анализировать происходящее, проецировать его на историческую перспективу и, исходя из этого, оценивать и происходящие события, и их участников. При этом народные певцы не стремились отразить все факты истории, из их множества они выбирали, проявляя заботу о художественной стороне своих будущих произведений, те, что могли отлиться в полновесные сюжеты, что должны были оставаться в сфере народного интереса неопределенно долгое время, отсекая второстепенные события и останавливаясь на ключевых. Таким образом, в исторической фольклорной поэзии XVI века отразились лишь те факты, которые, с точки зрения народа, имели чрезвычайно важное общегосударственное и общенациональное значение: разгром Казани и Астрахани и связанные с этим изменения в геополитической ситуации, отражение набегов крымских татар и польской интервенции, колониальное движение в Сибирь, убийство Иваном Грозным своего сына - царевича Ивана, смерть Анастасии Романовны, первой жены Ивана Грозного, смерть самого Ивана IV. Сопоставление такого подбора фактов с выводами исторической науки подтверждает их ключевую роль в русской истории, отвергает всякую мысль, идущую еще от создателей «Норманской теории», о якобы исторической пассивности русского народа, его неориентированности в происходящем, его роли слепой силы в чужих руках. Простой анализ имеющихся в нашем распоряжении текстов исторических песен демонстрирует полную несостоятельность, предвзятость подобной точки зрения, дает наглядное свидетельство того, что народ прекрасно ориенти-

ровался в происходящем, мог выделить его причинно-следственные связи, что его участие в историческом процессе было осознанным, и степень этой осознанности возрастала в том числе и по мере усиления процесса историзации народного сознания.

Таким образом, можно сделать вывод, что пришло время нового подхода к изучению русской исторической песни, нового взгляда на природу данного фольклорного жанра, нового объяснения тех процессов, что происходили в его недрах.

Специальных исследований, определяющих развитие русской исторической песни через призму процесса историзации народного сознания, нет. Эволюция жанра, как правило, рассматривалась прежде всего в плане изменения художественно-изобразительных средств, степени зависимости от эпической традиции, взаимодействия с другими фольклорными жанрами. Что касается влияния исторического сознания на формирование и развитие исторической песни, то здесь отсутствие четкого определения данного явления сразу же порождает трудности, которые исследователи предпочитают по возможности избегать, чем, по-видимому, и объясняется отсутствие работ по данному направлению.

Однако обойти стороной проблему историзации народного сознания все же не всегда удается. В самом деле, уникальность жанра русской исторической песни как раз заключается в более точном, чем в любом другом жанре устного народного творчества, отражении событий действительности, в стремлении обобщить происходящее, в проявлении способности проецировать настоящее на будущее. Но без обращения к такой тонкой материи, как сознание, обойтись при этом невозможно. Поэтому отдельные высказывания или попытки теоретических построений в этом направлении мы все же можем обнаружить в ряде работ, что и послужило отправной точкой нашего исследования.

Все процедуры данности нам мира: переживания, чувства, мысли -проходят через то, что называют сознанием. Философское осмысление данного феномена по-прежнему несет в себе больше вопросов, чем отве-

гов. Одной из таких проблем является задача выявления тех этапов, которые прошло сознание в своем развитии за то время, что на земле существует человек разумный. К сожалению, специальных работ по данному вопросу мы не найдем и у философов. Есть лишь попутные замечания отдельных ученых, таких как Г. Федотов, Э. Ильенков, В. Лос-ский, Л. Карсавин, Л. Шестов, о безусловном существовании таких этапов, но без обозначения и пояснения специфики каждого из них. Вместе с тем необходимость решения данной проблемы назрела, поскольку здесь, на наш взгляд, кроются ответы на многие вопросы, касающиеся как эволюции фольклора в целом, так и отдельных его жанров. Ведь те же исторические песни, к примеру, XIII - XV веков значительно отличаются от песен, скажем, XVI века, а последние в свою очередь не похожи на песни XVII, XVIII, XIX веков. И дело здесь прежде всего в разных взглядах на мир и его закономерности, в разных подходах к оценке событий, даже семантически схожих с явлениями прошлого (например, попытки прорвать своеобразное блокадное кольцо, в котором оказалась страна, имели место как при Иване Грозном, так и при Петре Великом, цели, преследуемые этими правителями, были схожи, но оценку в исторических песнях получили разную), действующих лиц русской истории. Естественно, что это связано прежде всего с изменениями в сознании людей, постижение сути которых, выявление закономерностей их протекания позволит получить принципиально новый инструментарий, с помощью которого можно будет не только по-новому взглянуть на проблему эволюции фольклорных жанров, но и яснее представить себе дух тех далеких эпох. Ведь сознание есть то неуничтожимое, вечное, вездесущее, что сопутствует человеческому освоению мира, оно входит обязательной «добавкой» во все, что мы воспринимаем как данность. Сознание - это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Оно мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил. От состояния сознания людей той или иной

эпохи зависит их образ мира, их понимание нравственности, политики, искусства, ибо, сознание всегда вплетено в язык реальной жизни, оно есть всеобщая связь между субъектом и объектом.

Серьезную попытку решить проблему этапов эволюции сознания предпринял И. В. Ватин1. Предложенная им схема как нельзя лучше вписывается в те этапы, что прошел отечественный фольклор в своем развитии. Согласно И. В. Ватину, сознание человечества прошло в своем развитии несколько этапов. Ученый выделяет четыре сменяющих друг друга типа сознания: мифологический (наиболее ранний, когда человек ощущал себя песчинкой, растворенной в бездне космоса, игрушкой в руках высших сил. Собственное Я в условиях такого мироощущения исчезало, растворялось под давлением бездны неизвестного, враждебного, чуждого), эпический (когда общественное МЫ довлеет над индивидуальным Я, подчиняет его себе), исторический (когда происходит своеобразное уравновешивание МЫ и Я, человек начинает осознавать свою индивидуальность, ценность, свою роль в этом мире, но его оценки все же определяются критериями общественной значимости деяний того или иного исторического лица, общенационального значения того или иного исторического события), и лирический тип сознания (когда Я довлеет над МЫ, когда человек, уже осознавший свою исключительность и неповторимость, стремится прежде всего к самовыражению, используя исторические события лишь как повод для обнародования собственных чувств, мыслей, переживаний).

Данная концепция представляется нам верной, так как с ней согласуется порядок смены жанров устного народного творчества: миф -былина - историческая песня - лирическая песня. Каждый из них соответствует определенному типу сознания. Наименее изученным в настоящее время является третий (исторический) тип сознания, тогда как другие достаточно подробно освещены в научной литературе.1

1 Ватин И. В. Человеческая субъективность. Ростов н/Д, 1984.

1 Более подробно о них можно прочитать в следующих работах: Ковальский М. М. Социология. Т. 2. СПб., 1899: Сакулин П. Н. Первобытная потшя. М., 1905; Вопросы народно - потгического

Задачей настоящей диссертации является попытка выявить закономерности эволюции жанра исторической песни XVI века в свете процесса историзации народного сознания, что выдвигает в свою очередь и другую задачу: вычленить признаки того, что мы называем историческим сознанием, обозначить общие особенности его формирования и развития. Представляется верным предположение ряда отечественных фольклористов (В. К. Соколовой, Л. И. Емельянова, А. И. Лазарева), что границей эпического и исторического сознания для русского народа являются XIII - XV века, когда возникает и начинает развиваться жанр исторической песни и постепенно прекращается процесс создания новых былин. Однако в виду того, что исторические песни данного периода до нас дошли в единичных вариантах, сделать сколько-нибудь серьезные выводы по затронутой проблеме на этом материале не представляется возможным. Таким образом, начальные моменты влияния процесса историзации народного сознания на эволюцию жанра русской исторической песни можно рассмотреть лишь на произведениях XVI века как наиболее близко стоящих к моменту возникновения исторического типа сознания. Богатейший материал, имеющийся в нашем распоряжении, позволяет подробнейшим образом исследовать данный процесс, выявить его составляющие в пределах одного столетия. Это в свою очередь, как мы предполагаем, должно подвести нас к выявлению наиболее общих закономерностей, касающихся эволюции жанра исторической песни в целом. Существующие исследования позволяют сделать вывод, что с переходом к историческому типу сознания совершенствуется умение сопоставлять и противопоставлять прошлое и настоящее, а, следовательно, и прогнозировать будущее. В переходные периоды истории (а именно одним из них и был XVI век) вырисовывается очень сложная

творчества. Проблемы соотношения фольклора и действительности. М., 1960; Чистов К. В. Традиционные и «вторичные» формы культуры. // Расы и народы. № 5. 1975; Миллер В. Ф. Очерки русской народной словесности. М. - Л., 1924; Рыбаков Б. А. Исторический взгляд на русские былины // История СССР. 1961 №№ 5 - 6; Пропп В. Я. Об ис торизме русского чпоса // Русская литература. 1962. № 2; Мнрский В. Функциональная структура и трансформация русских лирических песен. Рига, 1973.

картина взаимодействия общественного сознания и общественного бытия. В условиях становления нового общества быстрые перемены происходят и в сфере сознания, изменение которого часто происходит под воздействием внешнего насилия. Оно же во многом определяет и новый способ социальной жизни. Затем, когда этот способ жизни утверждается, он сам начинает воспроизводить то содержание сознания, которое до того выступало исторической предпосылкой его возникновения. Сознание становится как бы вторичным явлением по отношению к общественному бытию. Исторические потрясения, нарушение некой стабильности жизни приводят закономерно к появлению в сознании людей размышлений по поводу истинности или неистинности существующей общественной жизни, ее справедливости.

Среди фольклористов одним из первых, кто заговорил о соответствии жанра исторической песни новому (историческому) типу сознания, о возможной прямой зависимости его эволюции от процесса исто-ризации народного сознания, был С. К. Шамбинаго1, выдвинувший эту идею еще в 1914 году в своей работе «Песни времени царя Ивана Грозного». В ней автор пытается дать научное объяснение, казалось бы, вопиющему противоречию между рядом исторических событий и их интерпретацией в исторических песнях. В качестве наиболее показательного примера ученый приводит события 1581 года, связанные с убийством Иваном Грозным своего сына. Как известно, устное народное творчество не только не закрепило за московским царем клейма детоубийцы, но и трансформировало факт убийства в эпизод с чудесным спасением царевича. Анализируя две полярные точки зрения, С. К. Шамбинаго не соглашается ни с той, что утверждает мысль об элементарном невежестве народа, о незнании им собственной истории, ни с той точкой зрения, которая утверждает, что песенный цикл «Гнев Ивана Грозного на сына» («Грозный и сын») не имеет ничего общего с фак-

1 Шамбинаг о С. К. Песни времени царя Ивана Грозного. Сергиев посад, 1914.

том убийства царевича Ивана отцом1. Автор выдвигает мысль о том, что в основе искажения исторического факта лежит четко продуманная задача агитационного характера. Речь идет о целенаправленном формировании положительного образа Ивана Грозного, поскольку его борьба с реакционным боярством, меры по укреплению централизованного государства объективно совпадали с народными устремлениями. Таким образом, историческая песня начала приобретать, как считает ученый, ранее не свойственную ей публицистическую, агитационную функцию, связанную со стремлением народа оказать поддержку Ивану Грозному в его борьбе. Таким образом, С. К. Шамбинаго вплотную подходит к мысли о формировании принципиально нового механизма восприятия и отражения действительности, когда то или иное событие оказывается в центре внимания не столько в силу своих потенциальных сюжетных возможностей, сколько из-за своей значимости для дальнейшего развития государства. Речь фактически идет о втягивании создателей исторических песен в политическую и идеологическую борьбу с�