автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Еврейская община Западного Забайкалья
Полный текст автореферата диссертации по теме "Еврейская община Западного Забайкалья"
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (Диссертационный Совет К 113. 36. 02)
5 На правах рукописи
¿■„'-.•чгтла
КАЛЬМИНА ЛИЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА
ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА ЗАПАДНОГО ЗАБАЙКАЛЬЯ (60-е годы XIX века - февраль 1917 г.)
(Специальность 07. 00. 02 - Отечественная история)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Улан-Удэ -1998
Работа выполнена на кафедре исторического наследия Восточно - Сибирской государственной академии культуры и искусств
Научный руководитель: доктор исторических наук Б.В. Базаров
Официальные оппоненты:
Доктор исторических наук, профессор H.H. Щербаков Кандидат исторических наук, доцент C.B. Евдокимова
Ведущая организация - Иркутский государственный технический университет, кафедра истории России
Защита состоится 'уЭД" ОЛ&и Л 1998 г. в АО часов на заседании Специализированного Совета К. 113. 36. 02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07. 00. 02 при Бурятском государственном университете (670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а)
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Бурятского государственного университета.
Автореферат разослан МАХ 1998 г.
Ученый секретарь Диссертационный Совета,
кандидат исторических наук
Актуальность исследования.
Проблема взаимопонимания между людьми с разными историческими судьбами и культурными традициями особенно актуальна в паши дни, когда экономический и политический кризис, охвативший Россию, угрожает ее целостности как единого государства. В этих условиях история взаимоотношений между населяющими ее народами, многолетний опыт совместного хозяйствования, взаимопроникновение и взаимообогащение культур, традиции межнационального общения должны стать предметом постоянного изучения исследователей. В этом плане особый интерес представляет история еврейской общины Западного Забайкалья, имеющей богатый опыт жизни в далекой национальной окраине Российской империи, в месте постоянного проживания крупнейшего сибирского этноса - бурят.
История еврейских общин в России и ее отдельных регионах - тема, которая на протяжении десятков лет не поднималась в исторической литературе. Велик ущерб этого многолетнего замалчивания: бесследно исчезли многие документы, ушли из жизни люди, носители устной истории, которая зачастую составляет единственный источник для выявления ранее не известных фактов. Поэтому история еврейских общин нуждается в специальном и безотлагательном изучении. Это восполнит существенный пробел в истории страны, откроет новый исторический пласт и предоставит возможность для более полного изучения истории Бурятии.
Если исследования по истории еврейского народа в российской дореволюционной историографии предпринимались неоднократно, то опыта исследования жизни еврейской общины в далеком сибирском регионе, каковым является Западное Забайкалье, пока нет. Это еще раз подчеркивает актуальность избранной темы.
Историография проблемы.
Изучение поставленной проблемы началось в последней трети прошлого столетия. Периодизация исторической литературы по проблеме жизни еврейских общин в целом совпадает с периодизацией истории дореволюционной России, советского и постсоветского общества. По характеру, объему выпуска, степени объективности и интонации литературы можно выделить следующие периоды:
первый охватывает последнюю греть XIX века и до октября 1917 года. Этот период характеризуется серьезными исследованиями по истории еврейского народа, которые условно можно разделить на три группы. 1) -исследования философов, публицистов, писателей, политиков. К этой
группе исследователей относятся М. Бакунин, В. Белинский, Н. Бердяев, Ф. Достоевский, Л. Карсавин, А. Керенский, В. Ленин, Д. Мережковский, В. Соловьев, П. Столыпин, Г. Федотов и др.1; 2) - группа исследований, посвященных истории политики правительства императорской России по отношению к евреям. Известные комментаторы законов В. Леванда, И. Оршанский, М. Мыш положили начало отдельному направлению в истории евреев, которое представляет интерес не только для историков, но и юристов2; 3) - литература собственно по истории еврейского народа, которая освещала различные стороны его жизни: численность, географию расселения, сословную структуру, занятия, культуру, образование, религию3. Особое место в группе еврейских историков этого периода принадлежит Ю. Гессену и С. Дубнову - основателям двух направлений в истории евреев России. Если Ю. Гессен посвятил свои исследования прежде всего истории взаимоотношений еврейского общества с государством и русским обществом, то С. Дубнов рассматривал историю еврейского народа как бы изнутри еврейской общины, акцентируя внимание на исследованиях истории иудаизма, еврейской науки и культуры.
1 Бакунин М.А. Избранные философские сочинения и письма. М.,1987; Белинский В.Г. Еврейские секты в России. \\ Избранные философские сочинения. Т.2. -М., 1948; Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1887 год. \\ Поли. собр. соч. в 30 т. -Л., 1988. -Т.25. - С . 74-92; Карсавин Л.П. Россия и евреи. \\ Тайна Израиля. - СПб., 1993. -С.406-431; Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте. Мемуары. -М., 1993 ; Ленин В.И. Проект резолюции о месте Бунда в РСДРП. \\ Полн. собр. соч. - Т.7. -С. 245-246; он же. К еврейским рабочим. - Т. 10. - С.266-269; он же. Критические заметки по национальному вопросу. -Т. 24. - С.113-150 и др.; Мережковский Д.С, Еврейский вопрос как русский. \\ Тайна Израиля. - СПб., 1993. - С. 301-303; Розанов В.В. В соседстве Содома. \\Там же. -С. 247-256; Соловьев Вл. С. Еврейство и христианский вопрос. \\ Там же. - С. 31-80; Столыпин П.А. Нам нужна новая Россия..Д\ Полное собрание речей в Государственной Думе и Государственном Совете 1906-1911. - М., 1991; Федотов Г.П. Новое на старую тему (К современной постановке еврейского вопроса). \\ Тайна Израиля . - СПб., 1993. - С.460-467 и др.
2 Леванда В . Полный хронологический сборник законов и положений, касающихся евреев, от Уложения Алексея Михайловича до настоящего времени, 1649-1873. - СПб., 1874; Левин Э.Б. Сборник ограничительных законов и постановлений о евреях по 1 июля 1902 года. - СПб., 1902; Мыш М.И. Руководство к русским законам о евреях. -СПб., 1904; Оршанский И. Русское законодательство о евреях. - СПб., 1872 и др.
3 Брамсон Л. К истории начального образования евреев в России. - СПб., 1896 ; Бруцкус Б. Профессиональный состав еврейского населения в России. - СПб., 1908; Гессен Ю. История еврейского народа в России. - Пг., 1916; Дубнов С..М .. Евреи в царствование Николая П (1894-1914). - Пг., 1922; Марек П. Очерки по истории просвещения евреев в России. - М., 1909; Никитин В. Евреи земледельцы, 1807-1877. - СПб., 1877; Переферкович Н. Религиозные вопросы у современных евреев. - СПб., 1911; Познер С.В . Евреи в общей школе. - СПб., 1914; Цинберг И. История еврейской печати в России. - СПб., 1915 ; Усов М. Евреи в армии. - СПб., 1911 и др.
Начало второму периоду в еврейской историографии было положено Октябрем 1917 года. Этот период, продолжавшийся ориентировочно до начала 30-х годов, обнаружил тенденцию к уменьшению количества публикаций по истории еврейских общин. Если до 1925 года, когда шли поиски решения по национальному вопросу, исследования все-таки продолжались, то после 1925 года , после закрытия Еврейского университета в Ленинграде, научная еврейская историография постепенно прекратила свое существование в результате внутрипартийной борьбы. Исследования по еврейской тематике переходят в иную плоскость: акцент делается на изучении еврейского рабочего движения.
Следующий период истории советского общества - начало 30-х -середина 50-х годов - тоже никак не отражает истории еврейской общины. В то же время наблюдается массовый выпуск литературы о евреях на Западе4. Однако поскольку западные исследователи не располагают источниками по истории евреев в России, они делают акцент на современном положении народа в СССР. Вся эта литература грешит тенденциозностью, неизбежной в условиях жесткого идеологического противостояния.
Еврейская историография возрождается в начале 90-х годов, в период распада СССР и формирования новой российской государственности. На смену идеологическому подходу пришло глубокое и серьезное желание исследователей разобраться в реалиях жизни еврейских общин в разных регионах страны и дать возможно более точную картину жизни еврейского народа В России. Объективно этому способствовали демократические преобразования, пробудившие национальное самосознание народов бывшего СССР и возродившие интерес к национальной истории, языку, культуре. Кризисные процессы, сопровождавшие переход страны к рынку, еще более закрепили желание изучить национальную историю: в условиях экономического кризиса и социальной напряженности человек особенно нуждается в вечных ценностях, в которых он может черпать силы для созидательной жизни.
4 Aronson, G. (ed) Russian Jewry, 1917-1967, New York, 1969 ; Baron, S. The Russian Jews under Tsars and Soviets, New York, 1976; Braham, R. Jews in the Communist World, New York, 1961; Eckman, L. Soviet Policy Towards Jews and Israel 1917-1974, New York, 1974; Frey, S. The Truth about Jews in the Soviet Union, New York, 1960; Friedberg, M. Why They Left, New York, 1972; Gilison, J. The Soviet Jewish Emigre, Baltimore, 1977; Korey, W. The Soviet Cage Anti-Semitism in Russia, New York, 1973; Levy, H. Jews and the National Question, London, 1958; Sawyer, T. The Jewish Minority in the Soviet Union, Boulder, 1979; Skoizilas, E. The Realities of Soviet Antisemitism, Philadelphia, 1964; Smolar, B. Soviet Jewry Today and Tomorrow, New York, 1971; Wiesel, E. The Jews of Silence, New York, 1972; Zaslavsky, V., Brym, R. Soviet Jewish Emigration and Soviet Nationality Polici, London, 1984.
Роль этих ценностей могут сыграть национальные традиции, реликвии и память предков.
Новая российская историография изучаемой проблемы делает первые шаги, фундаментальных исследований еще нет, но первые попытки петербургских ученых, историков Украины, стран Балтии обнадеживают5. Первый опыт осмысления роли еврейского народа в истории Сибири принадлежит иркутским ученым6. Что касается истории еврейской общины Западного Забайкалья, то она еще не стала объектом исследования ученых.
Цель и задачи исследования.
Цель диссертационного исследовании - сделать первую попытку изучения истории евреев Западного Забайкалья. Предметом изучения является еврейская община как общность людей, сформировавшаяся по принципу исповедания иудейской религии. Поскольку автор рассматривает деятельность евреев сквозь призму общинной жизни, в поле его зрения попадают те аспекты деятельности, которые были санкционированы общиной и находились под ее контролем: экономика, культура, религия. Нами не зафиксировано даже попытки проникновения политических идей во внутриобщинную жизнь евреев Западного Забайкалья до 1917 года, поэтому рамки исследования сознательно ограничиваются указанными сферами деятельности. Исходя из этого, автор ставит в диссертации следующие основные задачи:
- показать пути формирования еврейской общины Западного Забайкалья в контексте российского законодательства по еврейскому вопросу;
- сделать попытку систематизации сибирского законодательства по еврейскому вопросу, имевшего свои территориальные особенности;
- проанализировать хозяйственную жизнь евреев Западного Забайкалья и определить тенденции формирования структуры "еврейской " экономики;
- определить направления формирования местной еврейской культуры как одного из главных элементов еврейской религиозной общины.
5 История евреев в России .Проблемы источниковедения и историографии. - Спб., 1993..
6 Сибирский еврейский сборник. - № 1- Иркутск, 1992; Сибирский еврейский сборник. -№ 2. - Иркутск, 1996.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 60-х годов XIX века до Февральской революции 1917 года. Это один из наиболее сложных периодов отечественной истории, в течение которого страна прошла путь от начала развития капитализма до его перехода к высшей монополистической стадии. В исследовании обозначегаюй темы эти даты имеют и свой специфический смысл: 60-е годы - время формирования устойчивой этнической группы евреев в Забайкалье. Февраль 1917 года принес всем народам бывшей Российской империи равенство гражданских прав и свобод, которые дали им возможность дальнейшего развития. Еврейский народ также был освобожден от многолетних запретов, унижающих его национальное достоинство, в том числе от "черты оседлости", которая ограничивала его в праве на свободное передвижение по территории страны.
Территориальные рамки определены границами Западного Забайкалья, в основном совпадающими с современной территорией Республики Бурятия. Выбор региона обусловлен тем, что именно Западное Забайкалье (Верхнеудинский, Баргузинский и Селенгинский округа) были местом ссылки еврейского населения, что и заложило основу формирования здесь еврейской общины. Сюда же на поселение отправляли евреев, отбывших Нерчинскую каторгу.
Источшгковая база исследования.
Основной базой для исследования данной проблемы послужили архивные документы, впервые введенные в научный оборот. В ходе исследования изучены, проанализированы и обобщены материалы 17 архивных фондов Национального архива Республики Бурятия (НАРБ), использованы материалы Российского государственного исторического архива (РГИА) и Государственного архива Иркутской области ( ГАИО). Все источники по истории еврейской общины можно разделить на две группы: первая - источники по истории правовых, экономических и культурных отношений общины с государством и обществом. К ним относятся официальные документы: царские манифесты, положения Комитета Министров, разъяснения Правительствующего Сената, циркулярные письма министерств и ведомств. Основные документы этой группы источников сосредоточены в фондах 337, 123, 10 НАРБ и других. Они содержат в себе переписку уездных начальников с военным губернатором Забайкальской области, циркулярные письма Приамурского генерал- губернатора, разъяснения к документам Правительствующего Сената и Комитета Министров по еврейскому вопросу, прошения евреев о выезде за пределы места их приписки, отчеты о ходе кампаний по
выселению евреев из мест их незаконного проживания, отчеты городских старост и волостных старшин о численности и занятиях проживающих в их городах и волостях евреев с обоснованием права их поселения в данной местности, прошения евреев на получение торговых свидетельств, заявки на открытие промышленных предприятий, списки владельцев недвижимости с указанием ее стоимости, что дает возможность почерпнуть сведения о роде занятий и экономическом положении членов еврейской общины Западного Забайкалья. Статистические сведения о населении по национальностям, сословной принадлежности и вероисповеданиям дают представление о численности еврейской общины и путях ее формирования. Степень сохранности этой группы источников достаточно высока, в значительной степени они систематизированы и описаны. Вторая группа источников включает в себя "внутренние" документы общин: метрические книги, религиозную литературу и т.д. Эта группа источников отличается крайней скудостью, они никем не собирались и не систематизировались. Из источников этой группы нами обнаружены лишь два фонда в НАРБ: фонд 196 (Верхнеудинская еврейская религиозная община) и фонд 385 (Бар1узинская еврейская религиозная община). Сохранившиеся протоколы общинных собраний и хозяйственных правлений дают представления о внутриобщинной жизни, а метрические книги Верхнеудинской общины представляют собой ценный статистический источник, позволяющий проследить динамику роста еврейского населения Верхнеудинска, его сословную структуру, тенденцию расселения.
В исследовании использованы воспоминания информаторов -старожилов Верхнеудинска и Баргузина, живых свидетелей еврейской истории. Их воспоминания конкретизируют и дополняют архивные документы, часто содержат информацию, которую трудно извлечь из другого источника, создают психологический фон, без которого трудно проникнуть в обстановку того времени.
В работе использованы различные статистические данные -материалы Первой всеобщей переписи населения 1897 г., обзоры Забайкальской области, выпускаемые Забайкальским областным правлением, и другие материалы, содержащие данные о роде занягай, уровне образования евреев. Многие интересные сведения, безотносительно к региону, удалось почерпнуть из периодической печати - журналов "Еврейская старина" и "Еврейская жизнь" , "Вестник еврейского университета Москвы" и других изданий.
Основными принципами исследования стали принципы исторической науки объективность и историзм, которые позволяют видеть исторические процессы в их реальном развитии и взаимосвязи. Еврейская община рассматривается как целостный организм, развивающийся не только по своим внутренним законам, но и в
экономическом и культурном взаимодействии с другими народами региона. В работе использованы и специальные методы, характерные для исторического исследования: ретроспективный, заключающийся в движении мысли исследователя к прошлому, и метод сравнительно-исторического анализа, дающий возможность изучать и сравнивать процессы, одновременно идущие в данный период в разных регионах. Результатом использования статистического метода стали приложения в виде семи таблиц.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что это первая работа по истории еврейской общины не только в Западном Забайкалье, но и во всей Сибири, открывшая новый пласт в истории региона. В ней впервые сделана попытка рассмотреть пути формирования еврейской общины в Западном Забайкалье, тенденции в расселении евреев, направлениях хозяйственной деятельности, опыт адаптации в новой культурной среде без потери национального "лица". Автором предпринята одна из первых попыток систематизации законоположений по еврейскому вопросу в Сибири, определены особенности жизни и деятельности евреев на территории сибирского региона, впервые документально обоснован и введен в научный оборот термин "сибирской черты оседлости".
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы специалистами в дальнейшем изучении проблемы, при разработке спецкурсов по истории республики и Сибири, в краеведческой и педагогической деятельности. Большое значение исследование имеет для представителей еврейской национальности: оно будет способствовать дальнейшему процессу национального возрождения, пробуждения интереса к деятельности своих предков, росту национального самосознания.
Апробация исследования.
Диссертация обсуждена на совместном заседании кафедр истории Отечества БГУ, истории и культуры Бурятии БГУ и кафедры исторического наследия ВСГАКИ. Результаты и выводы исследования были изложены автором в сообщениях на республиканских конференциях в Улан-Удэ (1994, 1998 гг.), на региональных конференциях в Кемерово (1997г.) и Иркутске (1998 г.), международной научно-практической конференции в Улан-Удэ (1996 г.). Отдельные аспекты проблемы опубликованы в научных сборниках.
СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка диссертации и приложений.
Во введении обосновывается актуальность проблемы, ее значимость и научная новизна, определяются предмет, цель и задачи исследования, территориальные и хронологические рамки, основные методологические принципы изучения проблемы, проанализирована степень ее изученности, дана характеристика источниковой базы.
Первая глава "Политика царизма по отношению к евреям" состоит из двух параграфов.
В первом параграфе - "Российское законодательство о евреях и особенности его применения в Сибири" - дается характеристика законодательства о евреях и особенностей его применения в Сибири. Положение евреев регулировалось многочисленными, иногда неясными, а то и вовсе противоречащими друг другу законами и подзаконными актами, которых, по подсчетам исследователей, за 1810-1917 годы было издано 5577.
Основной категорией, определяющей социально-политический статус евреев в государстве, служит, на наш взгляд, "черта еврейской оседлости", ограничивающая евреев в праве проживания за пределами определенной территории.
Анализируя законодательство по периодам, можно отметить, что наибольшая законодательная интенсивность в отношении евреев приходится на царствование Николая I и Александра П. Законодательство первого носило ярко выраженный ангиеврейский характер. Стержнем его политики по отношению к евреям было стремление к их ассимиляции жесткими методами, в частности, с помощью рекрутской службы на далеких окраинах государства и зачисления малолетних детей в особые батальоны -"кантоны", где под давлением их заставляли принимать православие. Царствование Александра П, наоборот, ознаменовалось некоторым облегчением положения евреев. Законы первых лет его правления создали среди них привилегированные группы: купцы 1 гильдии, ремесленники, лица с высшим образованием, солдаты, отслужившие полный срок службы по рекрутскому уставу, получили право на выход из "черты оседлости".
Годы правления двух последних монархов - Александра Ш и Николая II - вошли в историю российских евреев как годы крайнего
7 Раскин Д. "Еврейский вопрос" в документах высших государственных учреждений Российской империи Х1Х-начала XX в.// История евреев России. Проблема источниковедения и историографии. - Спб., 1993. - С. 64.
антисемитизма, отмеченные волнами еврейских погромов, которые были практически во всех крупных городах с высокой числешюстью еврейского населения.
Полную гражданскую "эмансипацию" евреи России получили лишь в марте 1917 года после отмены Временным правительством всех национальных и вероисповедных ограничений.
Особую группу законов и положений о евреях составляет законодательство о евреях в Сибири. Эта группа законов и подзаконных актов практически еще не была предметом серьезного изучения историков. На наш взгляд, законы о евреях в Сибири следует разделить на две группы. Одна - документы, регламентирующие въезд евреев в Сибирь. Вторая -законодательные акты, ограничивающие гражданские, имущественные и политические права евреев, уже оказавшихся в Сибири.
Первая группа документов получила довольно подробное освещение в ранее указанных работах дореволюционных исследователей. К этой группе относятся Устав о ссыльных, определявший ссылку в Сибирь в качестве наказания за совершенное преступление, Положение о евреях 13 апреля 1835 года о создании в Сибири еврейских земледельческих колоний (уже через два года поселение евреев в Сибири было прекращено). Наряду с этими довольно известными документами, автором впервые приводятся новые, до сих пор не попадавшие в поле зрения исследователей: постановление Первого Сибирского Комитета 12 марта 1834 года о предоставлении евреям права торговли в Сибири и постановление Второго Сибирского Комитета 1856 года, разрешившего частные золотые промыслы в Верхнеудинском округе8. В соответствии с последним документом евреев вновь стали ссылать в этот край для использования на приисках после временного запрета ссылки в Сибирь евреев моложе 40 ле г, поскольку, на взгляд царских чиновников, она приобрела угрожающие размеры. В дальнейшем Правительствующий Сенат при определении права жительства евреев в Сибири руководствовался правилами 15 января 1837 года, гласившими, что въезд решительно всем категориям евреев в Сибирь запрещен. Официальное исключешк было сделано дважды. Первый раз -Указом Правительствующего Сената 11 августа 1904 года и циркуляром Министерства внутренних дел 22 мая 1907 года, согласно которым евреи, участвовавшие в поенных действиях на Дальнем Востоке, могли проживать в Забайкальской области, не исключая стоверстной пограничной полосы с Китаем, куда въезд всем прочим категориям евреев был воспрещен9. Этот факт практически не упоминается в литературе, а между тем число евреев на Дальнем Востоке было значительным, поскольку рекруты-евреи из
8РГИА, ф.1264. оп.1, д.360; ф.1265, оп.4, д.26.
9 НАРБ, ф.337, оп.2, д 890, л.87.
западных губерний посылались на службу преимущественно в Сибирь и, таким образом, оказались близко к театру военных действий. Второй раз евреи законным порядком оказались в местах, запрещенных для их поселения, во время первой мировой войны, когда ввиду чрезвычайных обстоятельств военного времени они могли поселиться в любом городе, кроме столиц и тех местностей, откуда были высланы10.
Вторая группа законов касается "сибирской черты еврейской оседлости". Этот термин вводится в научный оборот впервые и имеет несколько иной смысл, нежели "черта оседлости" на Западе. Под ним следует понимать место причисления поселившегося в Сибири еврея, откуда он не имел права отлучаться без специального разрешения. Сначала территория "черты" в Сибири ограничивалась волостью, где находилось место причисления, а после Указа Правительствующего Сената 17 ноября 1903 года она расширяется до масштаба уезда11. Постоянными границами "сибирская черта" не обладала, но каждый еврей имел "собственную" черту.
Несмотря на жесткое законодательство относительно права въезда евреев в Сибирь и строго регламентированную процедуру выезда из черты оседлости, евреи самовольно прибывали в Сибирь, в том числе и в исследуемый регион, и в ряде случаев так же самовольно покидали черту оседлости. Причин такого положения, на наш взгляд, несколько. Во-первых, неопределенность в законоположениях о евреях, допускающая разнообразное их толкование даже в высших государственных установлениях. Это не могло не сказаться на распоряжениях местных властей, часто затруднявшихся в толковании того или иного документа. Во-вторых, халатность непосредственных исполнителей на местах. Архивные документы позволяют выявить широкий спектр причин лояльного в ряде случаев отношения местных властей к евреям: от вероятного получения взятки до простого человеческого сочувствия низших полицейских чинов. Одной из главных причин можно считать фактическое положение дел: активная экономическая деятельность евреев в регионе повышала их статус и порой заставляла приспосабливать очередное законоположение к реальной ситуации.
Второй параграф - "Демографическая характеристика еврейской общины Западного Забайкалья" - логически вытекает из первого, поскольку появление в регионе любого лица иудейского вероисповедания имело в своей основе какое-либо законоположение, дающее право на въезд.
10 Там же, оп.1, д.2659, лл.82. 90.
11 Там же, ф.10, оп.1, дд. 73, 431, 745, 856, 1799, 2409, 2792а
Ядром местного еврейского общества были ссыльные, впоследствии приписанные к крестьянским или мещанским обществам. Именно они и их потомки внесли наибольший вклад в развитие экономики и культуры Забайкалья. Частично община пополнилась за счет крестьян, поселившихся в Тобольской губернии и Омской области по Положению 13 апреля 1835 года о создании еврейских земледельческих колоний и впоследствии расселившихся по всей Сибири. Либеральное законодательство Александра Б, давшее право повсеместного жительства отдельным категориям евреев, мало повлияло на социальную структуру общипы: отставных солдат было немного, купцы 1 гильдии сюда не ехали, очевидно, в силу отдаленности. То же можно сказать и о ремесленниках, которые оседали, первоначально главным образом, в Западной Сибири. Хотя отчеты волостных старшин в 70-80-е годы фиксируют новые имена -выходцев из Гродненской, Ковенской, Минской, Варшавской, Могилевской губерний- число их было невелико. Они расселились в нескольких волостях Верхнеудинского округа. Большой приток евреев в Западное Забайкалье, отмеченный в 1905-1906 годы, объясняется бегством от участившихся на западе еврейских погромов. В эти годы еврейское население Верхнеудинска выросло в несколько раз. Автором отмечены еще несколько путей проникновения евреев в Западное Забайкалье, до сих пор не упоминавшихся в исследованиях. Первый - приезд учителей по приглашепию общины уже после лишения евреев с высшим образованием права повсеместного жительства. Как правило, власти не чинили в этом случае препятствий. Второй - поселение участников русско-японской войны и подавления "боксерского" восстания в Китае, получивших право повсеместного жительства по распоряжению Министерства внутренних дел. Община также поддерживала контакт с евреями-иностранцами -военнопленными первой мировой войны и купцами, выкупавшими временные свидетельства на право торговли в Забайкалье. Их контакты как носителей единой национальной культуры , хотя и непродолжительные, были, несомненно, полезными обеим сторонам.
В диссертации используются многочисленные статистические источники - материалы Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, отчеты городских и окружных полицейских управлений, городских старост, волостных старшин, однодневные переписи населения Верхнеудинска 28 ноября 1885 года и 7 октября 1907 года, статистические данные духовного правления Верхнеудинской еврейской общины дают представление о динамике численности, сословной структуре, тенденциях расселении евреев Западного Забайкалья. Они селились преимущественно в трех округах: Верхнеудинском, Баргузинском и Селенгинском. Критерием в выборе мест их расселения для властей служили удобство для хлебопашества и удаленность от
китайской границы. Поселенные первоначально в сельской местности, евреи постепенно стягиваются в города. В Верхнеудинске и Баргузине они по численности занимали второе место после русских..
В соответствии с переписью населения 1897 года, в Забайкальской области насчитывалось 7978 человек, исповедующих иудаизм, что составляло 0,1 процента всего населения области. В Западном Забайкалье этот процент был выше :1,6. Евреи составляли более 7 процентов городского населения Западного Забайкалья. В Верхнеудинске процент евреев колебался в разные годы от 8 до 19 .В Баргузине они стабильно составляли треть населения города.
Сословная структура еврейской общины Западного Забайкалья отмечает крестьянство как наиболее многочисленное сословие (45,7 процента). Вторую позицию занимали мещане (33,4 процента). В городах наиболее многочисленным было мещанское сословие (47,5 процента).
Анализируя сословный состав еврейского населения Западного Забайкалья, следует обратить внимание на высокий процент купечества -свыше трети по отношению ко всему купечеству региона (в Баргузине еврейские купцы составляли свыше 88 процентов купечества города).
В Баргузинском округе весьма значительным был процент ссыльнопоселенцев (в 90-х годах прошлого века они составляли до 60 процентов еврейского населения Горячинского отдельного сельского общества). В Читканской волости округа к указанному периоду на их долю приходилось лишь 16,6 процента. Но следует заметить, что большая часть крестьян-евреев (71 процент еврейского населения волости) - бывшие ссыльные , причисленные к местному крестьянскому обществу.
Принципы расселения евреев, определенные существующим законодательством и потребностями экономического развития края, сложившаяся в данной местности структура экономики во многом определили род их занятий.
Вторая глава - "Экономическая и культурно-религиозная деятельность общины Западного Забайкалья" - состоит из двух параграфов.
Первый параграф - "Хозяйственная деятельность общины" -раскрывает пути формирования "еврейской" экономической структуры, которая определялась двумя факторами. Первый - особенности экономического развития края, которые существенно повлияли на определение роли еврейского населения как торгово-промышленного элемента. В этой роли евреи были востребованы регионом, остро нуждавшимся в развитии ремесла и торговли, и играли ее со времени появления в Забайкалье до установления Советской власти. Вторым фактором, повлиявшим на структуру их занятости , было законодательство Российской империи, которое способствовало закреплению за евреями исторически сложившихся традиций в определении областей их занятости.
Отстраненные законом от наиболее престижных в обществе сфер деятельности - государственного управления и сельского хозяйства, подразумевавшего владение землей и операции с ней, - евреи были вынуждены искать свою "экономическую нишу", которая бы давала возможность достижения материального благополучия. Их уделом были сферы экономики с традиционно низким социальным статусом - в частности, торговля. Эта тенденция, прослеживавшаяся в России, была характерна и для Забайкалья: торговлей занималось свыше 30 процентов еврейского населения. В Верхнеудинске процент занимающихся торговлей евреев колебался от 34,6 до 36,9. Анализ списка прошений и заявлений на выдачу торговых свидетельств в 1876-1912 годах показывает, что несмотря на довольно невысокий процент евреев по отношению к населению Верхнеудинска (8-13 процентов), процент евреев - обладателей свидетельств редко опускался ниже 21-22. Каждая четвертая лавка или торгово-промышленное заведение в Верхнеудинске принадлежало евреям. В небольших населенных пунктах, где евреи служили носителями новых торгово-денежных отношений, этот процент был еще выше. Торговля была основным занятием и для живущих в уезде крестьян: в ней было занято от 46,4 до 51,4 процента еврейских семей. За 30 лет еврейская торговля, особенно городская, приобрела солидный размах: евреи платили больше половины арендной платы за магазины в Малом и Большом гостиных рядах Верхнеудинска. В 1908 году Верхнеудинская городская управа в числе 35 наиболее крупных солидных фирм, занимающихся торговлей, назвала 16 принадлежащих евреям.
Процент занятых хлебопашеством в Западном Забайкалье был намного выше, чем в целом по России (в Верхнеудинском уезде им занимались 13,1 процента евреев.
Особенностью местной структуры "еврейской" экономики можно считать и занятия не традиционными для евреев охотой и рыбной ловлей. Суровые природные условия требовали навыков и умений, которые они не могли приобрести на западе, и образ жизни забайкальских евреев мало чем отличался от образа жизни местного населения.
Процент ремесленников среди членов еврейской общины Западного Забайкалья первоначально был невысок. Число их существенно пополнилось уже в начале 1900-х годов, когда в Забайкалье, спасаясь от погромов, хлынули жители черты оседлости. Более 26 процентов приехавших в это время, были мастерами часового, шляпного дела, сапожники, жестянщики, в первый же год открывшие собственные мастерские.
Большую роль еврейские предприниматели сыграли в развитии золотодобычи. Пик их деятельности в этой отрасли приходится на 90-е
годы XIX века - 1900 -е годы, когда золотодобыча уже пошла па спад и на смену крупным золотопромышленным компаниям пришли мелкие предприятия. На наш взгляд, процесс перехода в 90-е годы золотодобычи из рук крупных русских компаний к мелким еврейским предпринимателям был объективно обусловлен. Во- первых, технической отсталостью золотодобычи в Сибири: при отсутствии предприятий, выпускавших оборудование для золотых промыслов, золотодобычу нарастить было невозможно. Следовательно, она не сулила перспектив для вложения крупного капитала. Во-вторых, до конца 80-х годов евреи Западного Забайкалья в большинстве своем еще не располагали достаточными денежными накоплениями для самостоятельных разработок золотых россыпей. В начале XX века в числе владельцев приисков был солидный процент евреев: из 16 приисков Витимканского участка Баргузинского уезда евреями разрабатывалось 13, из 16 приисков Ауниковского участка - 9, а из 14 приисков Ципиканского участка - 9.
За исключением горного дела, вложение денежных средств в промышленность Сибири запаздывало в силу ее роли в экономической системе государства и нежелания местной буржуазии отказаться от быстрых денег, которые приносила торговля. Еврейское купечество не торопилось с вложением денег в производство, помимо указанных причин, еще по одной: оно не было застраховано от выселения на основании нового закона, который мог появиться в любой день. И лишь в начале века, когда появилось устойчивое положение в обществе, недвижимость, торговое дело, репутация полезного человека как гарантия от выселения, евреи стали вкладывать деньги в производство. Начав с маленьких предприятий полукустарного типа, они постепенно создавали производства, известность которых вышла за пределы Забайкалья и получила признание в сибирских деловых кругах.. В 1904 году из 12 заводов Верхнеудинска евреям принадлежало 3 , которые производили 0,07 процента всей городской промышленной продукции, в 1913 году из 16 заводов - 7 (39,5 процента продукции). В 1915 году на принадлежащих евреям предприятиях производилось более 80 процентов городской продукции12. В Баргузинском уезде купец Новомейский построил первую в этой части Сибири фабрику по очистке соли, которая поставляла продукцию всем стекольным заводам Восточной Сибири.
Еврейским промышленникам и торговцам становится тесно в рамках региона. Созданные ими торговые дома все чаще проводят торговые операции за пределами Забайкалья. Товарищества "Р. Цыгальницкая с сыновьями" и "Л. Герштейн и Ко" были в числе наиболее крупных предприятий Забайкалья. Некоторые наиболее крупные еврейские купцы
12 Подсчитано по материалам НАРБ, ф. 10, оп. 1, дд. 2745, 2792а, 2874.
Верхнеудинска были представителями торговых и промышленных предприятий европейской России.
Экономическая деятельность еврейского купечества находилась под строгим контролем общины, осуществлявшей своего рода "налоговую полигику": богатые евреи постоянно платили денежные взносы на нужды общины и в пользу неимущих. Делалось это без особого давления в соответствии с традициями веры.
Подводя итог экономической деятельности евреев Западного Забайкалья, на наш взгляд, можно выделить три этапа. Первый - 60-80-е годы пропшого века - процесс накопления капитала. Бывшие ссыльные и отставные солдаты делали состояние в основном за счет торговли. Имея за плечами многовековую историю торгового дела, евреи вступали в деловые контакты с представителями всех национальностей , проникали в самые отдаленные уголки региона, становились незаменимыми посредниками между отдаленными друг от друга населенными пунктами. Зажиточных людей среди них тогда еще было мало, а купечества не было вовсе. Второй этап - 80-е годы XIX века - начало XX века -характеризуется устойчивыми позициями евреев в торговле и золотодобывающем промысле. Из среды ссыльных и их потомков формируется купеческое сословие, которое занимает видное место среди купечества региона. Третий этап - активизация процесса концентрации денежных средств и создания торгово-промышленных товариществ. Торговые дела ведутся в Москве, Петербурге, за границей. Начинается вложение капиталов в сферу производства. Евреи пополняют ряды известных в Забайкалье меценатов.
Второй параграф - "Культурно-религиозная жизнь общины" -раскрывает две противоречивые тенденции в этой сфере жизни. С одной стороны - это способность к быстрой адаптации, гибкость и восприимчивость других культур, без чего невозможно существование в иной языковой и культурной среде. С другой стороны - инстинкт самосохранения себя как этноса, носителя определенных национальных и культурных традиций, заставлял искать опору в себе, в своей общине, которой принадлежала решающая роль в сохранении национального самосознания.
У евреев всегда была сильна тяга к образованию. Получивший хорошее образование мог рассчитывать на снисхождение к нему закона и повышение своего социального статуса. Перепись населения 1897 года выявила высокий процент грамотности еврейского населения Забайкалья: 47,5 процента мужчин и 21, 5 процента женщин писали и читали по-русски (у русских грамотными были 23,1 процента мужчин и 3,78 процента
женщин). Многие евреи в совершенстве владели бурятским языком13. Наиболее частой причиной обращения к раввину было желание получить свидетельство о рождении для поступления в учебное заведение. Забайкальские евреи учились в Санкт-Петербургском университете, Харьковском медицинском и технологическом институтах, Брюнском политехническом институте (Австрия), канторских школах Гродно и Лодзи14. В Верхнеудинске и Баргузине еврейские дети учились во всех учебных заведениях.
Предприниматели -члены еврейской общины открывали учреждения культуры в Верхнеудинске и Баргузине, внося свой вклад в развитие городской культуры. Основателем типографского дела в Западном Забайкалье был А.Рейфович, открывший типографию в Верхнеудинске в 1900 году. Его компаньоном стал С.Нодельман, крупнейший книготорговец, будущий монополист печатного дела, типография которого за качество продукции была удостоена двух золотых медалей15. На книжных складах Нодельмана можно было увидеть литературу на нескольких языках, в том числе и на монголо-бурятском16.
Сохранению собственно еврейской культуры способствовала прежде всего религиозная жизнь общины, которая до сих пор не стала предметом исследования историков региона.
Особенностью религиозной жизни обхцины было отсутствие многих свойственных иудаизму традиций. Кагалы были запрещены задолго до формирования устойчивой еврейской этнической группы в Забайкалье. Институт профессионального раввината здесь тоже отсутствовал. До 1883 года на всей территории Забайкальской области был лишь один раввин - в Чите. В дальнейшем общественный раввин избирался из лиц, подходящих по образовательному цензу , чаще всего из врачей и учителей, которые отправляли обязанности раввина в свободное от работы время.
С полной определенностью можно говорить о существовании в Западном Забайкалье пяти молитвенных домов: в Верхнеудинске, Баргузине, Кабанске, Мысовске и Петровском заводе. Архивные материалы указывают на вероятность существования молитвенных домов в Усть-Баргузине и селении Болыпечитканском17.
Молитвенной школой управляло Духовное правление из трех человек: старосты (габа), ученого для объяснения сомнений, к богослужению и обрядам веры относящихся, и казначея (неймана). Их
13 Новомейский М. От Байкала до Мертвого моря. - Иерусалим, 1993. - С.16
14 НАРБ, ф. 196, оп.1, д.20; ф.Ю, оп.1, д. 1584, л.22; д. 2430, л.164; д.2857, лл.22-23, 33, 48; ф.385, д.22, л.29.
15 Там же, ф.Ю, оп.1, д.2874, л.40.
16 РГИА, ф.821, оп.133, д.394, л. 14.
17 НАРБ, ф. 337, оп.1, д.545, л.З; ф.123, оп.1, д.425, л.80.
избирали раз в три года закрытым голосованием из состава самых уважаемых членов общины. В голосовании принимали участие только так называемые законные члены, то есть регулярно платящие взносы в кассу общины. Выборы проходили в присутствии чиновника полицейского управления, а их результаты утверждались военным губернатором Забайкальской области. Такой же была и процедура избрания раввина. Кроме Духовного правления общинники избирали хозяйственное правление, ведавшее кассой и всеми хозяйственными делами общины. В его состав также входили самые состоятельные и уважаемые таены общины. Председателем хозяйственного правления в Верхнеудинске долгое время был М. Родовский, совладелец торгового дома "Братья Клейман и Родовский," а в Баргузине - крупнейший золотопромышлешшк А. Новомейский. Целесообразность расходов правления проверяла ревизионная комиссия, которая также избиралась на общем собрании прихожан18.
Наибольшей статьей доходов были добровольные пожертвования богатых общинников. Самые большие расходы поглощало образование. В 1909 году в Верхнеудинске открылось Еврейско - Русское общественное училище, а в 1911 году - образцовый Хедер, содержание которого обходилось в 2500 рублей в год19. Для мальчиков го бедных семей была открыта "Талмуд-Тора", где они обучались за счет общины. На пожертвования состоятельных обпщнников в 1909 году было открыто Еврейско- Русское училище и в Баргузине. Всю организационную работу по его открытию провел учебный комитет, в состав которого вошли представители еврейского купечества. Была здесь и школа для бедных детей. Учебные заведения испытывали трудности с подбором учителей, поскольку лицам с нужным для преподавания уровнем образования не всегда удавалось добиться права въезда в Сибирь.
Больших расходов требовало проведение еврейских религиозных праздников: Песаха, Рош-Ашана, Иом-Кипур, Суккот. Во-нервых, за неимением специалиста канторального пения приходилось приглашать кантора из европейской России, что требовало немалых средств. Во-вторых, на праздники, в частности, Песах, продуктами снабжали всех солдат иудейского вероисповедания, служивших в Западном Забайкалье, заключенных и бедняков, поскольку традиция богатого пасхального стола соблюдалась свято. А во время войны община посылала деньги раввинам городов, оказавшихся в районе военных действий, для закупки пасхальной еды для служивших там евреев-забайкальцев.
18 Там же, ф.19б, оп.1, д.1, л. 12.
19 Там же, д.2, л. 16
На жизнь еврейской общины Западного Забайкалья наложили отпечаток отсутствие профессиональных религиозных институтов и традиционная для этих мест веротерпимость местного населения. Евреи Западного Забайкалья не знали жестокой регламентации всех сторон жизни, которую практиковали кагалы, а местные раввины - врачи и учителя - неизбежно вносили в жизнь общины элемент светскости, почерпнутый в университетах. Еврейская религия и ее носители не вызывали резкого неприятия, как в черте оседлости. Совместные праздничные застолья русских и евреев в дни христианских и еврейских религиозных праздников были привычным элементом жизни.
В заключении диссертации подведены итоги исследования, сформулированы основные выводы, вытекающие из содержания работы.
Еврейская община Западного Забайкалья сформировалась в результате интенсификации законодательства о евреях, которым отличалось правление Николая I и Александра П. Основными путями формирования местной общины следует считать ссылку евреев в Сибирь и расселение крестьян-землепашцев с территорий, отведенных им в Омской области и Тобольской губернии по Положению 13 апреля 1835 года, по всей Сибири. Частично еврейская община Западного Забайкалья пополнилась за счет тех категорий евреев, которые получили право выхода за черту оседлости в соответствии с либеральным законодательством Александра П, а также за счет получивших право повсеместного жительства участников военных действий на Дальнем Востоке, за счет бежавших от погромов 1905-1906 годов, а также беженцев и выселенцев времен первой мировой войны. Компактными местами расселения еврейского населения Западного Забайкалья были Верхнеудинский, Баргузипский и Селенгинский уезды.
Для евреев, поселенных властями в той или иной местности, волость (позднее уезд), где находилось их поселение, становилось специальной чертой оседлости, выезд за пределы которой был невозможен без разрешения соответствующего полицейского управления. Однако, несмотря на жесткое законодательство относительно поселения евреев в Сибири, властям приходилось считаться с фактическим положением дел: массовый приток сюда евреев, их быстрое вхождение в экономику края, налаживание экономических связей и приобретение недвижимости повышали социально-политический статус евреев и способствовали их закреплению. Западное Забайкалье привлекало евреев отсутствием развитой инфраструктуры, жесткой конкуренции в среде торговцев и ремесленников, наличием богатых природных ресурсов, веротерпимостью местного населения. Привнесенные сюда реалии западной жизни еврейского населения в виде черты еврейской оседлости сковывали его
хозяйственную инициативу, но не стали для нее непреодолимым препятствием.
Хозяйственная деятельность еврейской общины в Западном Забайкалье была обусловлена сложившейся структурой экономики в регионе и существующим законодательством, ограничивающим евреям доступ в ряд сфер деятельности. Необходимость развития торговых связей, свободный доступ евреев в эту сферу экономики плюс опыт, накопленный у народа в этой области, обеспечили успех в ней в первую очередь, хотя евреи также занимались всеми видами промыслов, характерными для забайкальцев. В экономической деятельности евреев в Западном Забайкалье следует выделить три этапа. Самый плодотворный из них -1900-1917 годы, характеризующийся вложением финансовых средств в сферу производства и созданием крупных торгово-промышленных предприятий, ведущих торговые дела за пределами региона.
Принцип организации и деятельности еврейской общины в Западном Забайкалье позволяет сделать предположение о ее в значительной степени светском характере. Решение всех вопросов на общинных собраниях, выборность духовного правления, его отчетность перед членами общины мало напоминает фанатично-религиозную структуру, а отсутствие профессиональных иудейских институтов и занятие всех должностей в общине людьми без специального религиозного образования усиливали светский элемент в ее жизни.
Таким образом, еврейская община Западного Забайкалья представляет собой сложный социальный и духовный организм, который не имел столь ярко выраженных охранительных барьеров, как в регионах европейской России. Здесь в большей мере происходило взаимопрошпеновение культур, взаимовлияние в хозяйственной деятельности, что обусловливалось экономическими, конфессиональными, геополитическими особенностями региона.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Евреи в Октябрьской революции (по страницам "Сибирского еврейского сборника") // Октябрьскач революция и гражданская война в Сибири и на Дальнем Востоке. -Улан-Удэ, 1993. - 0,1 п.л.
2. "Имею честь просить о доставлении просимых сведений" //70 лет архивной службы Республики Бурятия. Материалы научно-практической конференции. - Улан-Удэ, 1994. - 0,1 п.л.
3. Община окунулась в политику // Отчий край. Краеведческий сборник. №2. - Улан-Удэ, 1995. - 0,5 п.л.
4. Метрические книги Верхнеудинской еврейской общины как статистический источник // Сибирский еврейский сборник. №2. -Иркутск, 1996. - 0,5 п.л.
5. Еврейские общины в Бурятии в конце XIX- начале XX вв. // Историческое, культурное и природное наследие (Состояние, проблемы, трансляция). Выпуск 1. - Улан-Удэ, 1996. - 0,4 п.л. ( в соавторстве).
6. Еврейская диаспора в Бурятии в конце XIX - начале XX вв. (Социально- профессиональная структура, образование) // Восток-Запад: диалог культур. Часть 1. Международная научно-практическая конференция. Тезисы докладов и сообщений 20-26 июня 1996 г. - Улан-Удэ, 1996. - 0,1 п.л. (в соавторстве).
7. Некоторые вопросы политической деятельности Баргузинской еврейской общины в первые послереволюционные годы // Октябрь 1917 года: уроки истории и современность. Материалы научной конференции 30 октября 1917 г. - Кемерово, 1997. - 0,1 п.л.
Подписано в печать 04.1998 г. Формат 60 х 84 1 \16 Усл.п.л.1,0 Тираж 100 экз. Заказ № 71 отпечатано в ИПК ВСГАКИ, 670031, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1.