автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Европейский фашизм: социокультурные псевдоценности политического движения
Полный текст автореферата диссертации по теме "Европейский фашизм: социокультурные псевдоценности политического движения"
На правах рукописи
Котов Сергей Владимирович
ЕВРОПЕЙСКИЙ ФАШИЗМ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПСЕВДОЦЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Специальность 09.00.13 - религиоведение, философская антропология, философия культуры
АВТОРЕФЕРАТ
Диссертации на соискание ученой степени Кандидата философских наук
Ростов-на-Дону 2005
Работа выполнена в Федеральном Государственном Научном
Учреждении
«Северо-Кавказский научный центр высшей школы»
Научный руководитель - доктор философских наук, профессор
Евгений Ефимович Несмеянов
Официальные оппоненты - доктор философских наук, доцент
Анатолий Александрович Контарев
Доктор философских наук, профессор Тамара Петровна Матяш
Ведущая организация Ростовский государственный педаго-
гический Университет
Защита состоится 16 марта 2005г. в 15 часов на заседании Диссертационного Совета Д. 212.208.13 по философским наукам в Ростовском государственном университете (344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, конференц-зал)
С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Ростовского государственного университета (344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148).
Автореферат разослан февраля 2005г.
¿/шио
Г8 <3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Начинается XXI век, которому предстоит осмыслить динамичное развитие человечества в период фантастических достижений в области науки и техники, бурных социальных изменений, противоречий и контрастов, мировых войн и революций, стремительного развития демократии и ошеломляющих воображение тоталитарных режимов, возникновения массовой культуры. Все это представляет большой интерес для исследователей в самых разных сферах знания.
Одним из наиболее болезненных воспоминаний человечества, печальнейшей страницей истории, безусловно, останется фашизм как социальное, политическое, духовное явление. Фашизм продемонстрировал «черную сторону» человеческой натуры, заставил человека задуматься над собственной сущностью, целями, которые он перед собой ставит, и средствами их достижения. Утвердившаяся в общественном сознании начала XX в. мысль о том, что жестокость и вероломство - это черты «остальных», «слаборазвитых» народов, не имеющих представления об этических приоритетах цивилизованного европейца, оказалась отчаянным заблуждением. Один из наиболее парадоксальных и варварских конструктов (фашизм) возник в «сердце» человеческой цивилизации - в Европе - и оказался причиной массовой гибели многих миллионов людей, крупнейшей за всю историю войн.
О фашизме написаны тысячи, если не десятки тысяч работ. В этом смысле он является одной из самых разрабатываемых тем в социально-гуманитарных и культурологических науках. В течение второй половины XX века публицистические, научные, художественные работы, мемуары, биографии, интервью с участниками событий, публикации документов и первоисточников, выходящие внушительными тиражами, казалось бы, не оставили ни одного «белого пятна» в теме фашизма. Некоторые ученые уже в 80-х г. XX
РОС НАЦИОНАЛЬНАЯ
библиотека
¿"■аъм
столетия пришли к выводу, что фашизм изучен полностью и что новые работы будут лишь повторять и интерпретировать то, что было написано ранее. Однако одновременно с этим формировалась и противоположная точка зрения.
Несмотря на «объявленную» всестороннюю изученность, фашизм парадоксальным образом оказался «неуязвимым» с точки зрения его полного осмысления. Вернее, этот феномен смог сохранить свои самые сокровенные тайны и остаться отчасти загадкой, отчасти реальностью, отчасти мифом. Об этом свидетельствуют следующие факты. Во-первых, фашизм продолжает вызывать интерес и издания, посвященные ему, пользуются самым устойчивым спросом в кругу книгочеев и людей, увлеченных историей и философией, но в первую очередь среди ученых. Во-вторых, до сих пор нет окончательного ответа на вопрос: что есть фашизм?
Признав, что фашизм в действительности остается «тайной за семью печатями», человечество, по-видимому, совершило качественный шаг вперед, перейдя от «очищения от фашизма» к его осмыслению, попытке философского свойства - проникнуть в самую его суть, обнажить его корни. Это новый этап в осмыслении фашизма, качественной характеристикой которого станет выработка приемлемой концепции данного явления, изучение его культурных и фи-лософско-антропологических оснований. Это вполне достойные, хотя и многотрудные перспективы. Но пока громадный поток разноплановых исследований фашизма приводит к ситуации, в которой вновь актуализируются вопросы: а был ли фашизм только европейским явлением? Что такое фашизм и какова его сущность? Существует ли фашизм сейчас? Какова основная идея фашизма? Что такое фашистское движение и каковы условия его возникновения и существования? Каковы критерии фашистского миропонимания? Каковы значение и место фашизма в мировой истории? и т.д. Эти вопросы имеют не только отвлеченно-научное, но и социальное, политико-правовое значение. От* 4
веты на эти вопросы актуальны, поскольку в 90-х гг. XX в., да и в начале XXI столетия, мы неоднократно сталкивались и сталкиваемся с проблемой необходимости дать политическую и правовую оценку тому или иному движению, с целью определения его принадлежности к фашизму. Таким образом, роль социально-гуманитарных наук, занимающихся изучением темы фашизма, вновь возрастает, поскольку научные выводы становятся актуальными и востребованными современностью.
Исходя из вышеизложенного, актуальность данного исследования мы определяем следующими причинами:
1) в условиях, когда научное сообщество ставит вопрос о необходимости более глубокого осмысления сущности фашизма, ликвидации пробелов в области исследования этого явления, представляется актуальным детальное изучение и обобщение большого количества наличного материала, как о самом фашизме, так и об эпохе, породившей его;
2) при всем обилии и разнообразии материалов о фашизме просматривается незавершенность накопления данных о нем, так как в научный оборот вводятся все новые исследования, позволяющие рассматривать это явление на более высокой интеллектуальной основе;
3) недостаточно полно изучены этнокультурные процессы, идеологические доктрины, сложившаяся социальная мифология и культурно-философские концепции, составляющие ядро фашистской доктрины. Необходимо выделить и проанализировать те специфические черты, которые могут охарактеризовать европейский фашизм как самостоятельное движение и оригинальную доктрину, отличающую его от других праворадикальных, радикально-националистических и других движений и доктрин. Возрастает интерес к фашизму с точки зрения его культурно-философских концептов, реальной истории, корней и истоков, принципиальных отличий и особенностей, а также тех условий, в которых он стал возможен.
Степень разработанности проблемы. В последнее время в отечественной и зарубежной литературе появилось множество разнообразных публикаций: монографий, диссертационных исследований, статей, публицистических изданий, воспоминаний и мемуаров, посвященных проблеме фашизма. Это расширяет возможности современного исследователя в изучении этого явления.
Теоретическую базу данного диссертационного исследования составили труды таких отечественных и зарубежных мыслителей как С. С.Аверинцев, Г.П.Федотов, Ю.В.Бромлей, О.Шпенглер, К.Ясперс, К.-Г.Юнг, Э. Фромм, А.Тойнби, И.Фихте, Ф.Ницше, К.Манхеим, Е.Дюринг, Ф.Энгельс, Э. Хобсбаум, Х.Ортега-и-Гассет, Ж. де Пюимеж и др. Особенно важным является то, что некоторые произведения вышеперечисленных авторов имеют непосредственное отношение к изучаемой проблеме. Так, духовные и психологические особенности формирующегося фашистского сознания анализируются в произведениях «Эпилог» и «Вотан» К.-Г. Юнга, а также в работе «Бегство от свободы» Эриха Фромма. Весьма оригинальные взгляды русского мыслителя Г.П.Федотова на данную проблему изложены в работах «Социальный вопрос и свобода», «Судьба империй», «Новый идол». Вопрос становления европейского национализма рассматривается в работе Э. Хобсбаума «Нации и национализм после 1780 года». Некоторые аспекты социологии, философии и массового сознания фашизма подняты в трудах К.Манхейма «Человек и общество в эпоху преобразований», «Диагноз нашего времени» и «Консервативная мысль».
Среди тысяч и тысяч источников о фашизме большой интерес представляют, прежде всего, те, что были написаны и опубликованы «по горячим следам», т. е. еще в период становления фашизма. Авторы 30-х гг. XX в. еще не знали, да и не могли знать о предстоящих траг ических последствиях фашизма, не предполагали его разрушитель-
ной сущности и изучали его различные аспекты беспристрастно, смотря на него как на нечто новое. Именно в это время появились первые работы, посвященные структуре формирующегося фашистского государства, его конкретно-политическим, конкретно-юридическим, экономическим и пропагандистским акциям, политике в различных областях деятельности. Поэтому в ходе написания данной диссертации, особый интерес и внимание были вызваны книгами К. Гейдена «История германского фашизма», А.Н. Сидорова «Фашизм и городские средние слои», Н.Сегаля «Аграрная политика германского фашизма», Н.Корнева «Третья империя в лицах». Эти произведения стали началом в большой исследовательской линии - разработке проблемы государственной структуры и правовых основ фашистской диктатуры. Продолжила эту линию книга И.П. Трайнина «Механизм фашистской диктатуры», опубликованная в 1942 г. и до сих пор являющаяся одним из самых глубоких исследований в этом направлении.
Среди других изданий исторического, исследовательского и аналитического содержания хотелось бы выделить работы таких авторов как П.Алатри, В.А.Александров, Б.Н.Бессонов, А.С.Бланк, Г.А.Бордюгов, А.А.Галкин, Н.Гудрик-Кларк, Ж.Деларю, A.C. Ерусалимский, Д.Е.Мельников, Л.Б.Черная. Особое место занимает обобщающая монография Ю.В.Галактионова «Германский фашизм как феномен первой половины XX века: отечественная историография 1945-1990-х годов», а также работы В. Виппермана «Европейский фашизм в сравнении» и А.А.Аникеева, Г.И.Кольга, Н.Е. Пуховской «НСДАП: идеология, структура и функции», диссертационные исследования A.B. Авксентьева, В.Х. Сахибгоряева ...
Немалый интерес представляют первоисточники. Среди них «Майн кампф» А.Гитлера, «Доктрина фашизма» Б.Муссолини, «Миф XX века» А.Розенберга, мемуары От-
то Штрассера «Гитлер и я», а также дневники и воспоминания деятелей фашизма.
Среди первоисточников особое место занимают такие документы, как недавно опубликованная на русском языке брошюра Главного управления СС и Управления образования «Расовая гигиена и демографическая политика в национал-социалистической Германии, Биологические основы и их осмысленное применение для сохранения и приумножения нордической крови». До сих пор громадный потенциал для исследователя представляет издание «Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками: сборник документов и материалов».
Сущность культурных процессов в свете становления могучего механизма фашистской пропаганды показана в работе Роберта Герцштейна «Война, которую выиграл Гитлер». Духовная обстановка режима «перманентного чрезвычайного положения» представлена в книге немецкого филолога, профессора Виктора Клемперера «Язык Третьего рейха». В этой книге автор размышляет над психологией обывателя в период национал-социализма, миром его повседневной жизни, в ней представлены образцы символики, показан процесс адаптации традиционной лого-сферы к реалиям нацистской диктатуры. Наиболее актуальные взгляды, доктрины и идеи фашизма отражены в книге Генри Пикера «Застольные разговоры Гитлера».
В ходе работы над диссертацией активно использовались биографические исследования о Гитлере, среди которых выделяются книги Я. Кершоу «Гитлер», рассматривающая биографию лидера нацизма с точки зрения концепции о харизматическом превосходстве, и В.Мазера «Адольф Гитлер. Легенда, миф, реальность».
Цель диссертационного исследования заключается в анализе процессов становления и развития фашизма, а также его ценностных и идеологических доктрин.
Полагая, что каждое государственное образование обладает индивидуальными особенностями, развиваясь под воздействием сложившейся этно-национальной традиции, господствующей идеологии, экономико-политической системы, историко-культурной традиции, духовных устремлений, мы исходим из того, что фашизм, как теоретический конструкт, внедренный в социальную пракетику, в корне изменил традиционный вектор развития ряда европейских государств, разрушил ценности, господствовавшие веками, привнес, обосновал и внедрил идею расового господства над другими народами.
В связи с этим были поставлены следующие задачи диссертационного исследования:
1) определить и проанализировать основные причины, источниковедческого и теоретического свойства, препятствующие выработке критериев в формировании конструктивного подхода к изучению европейского фашизма как современного политического и идейного явления; провести источниковедческий анализ главных идеологических, философских конструктов фашистской доктрины;
2) на основе анализа существующих, часто противоречащих друг другу исследовательских моделей европейского фашизма, выделить основные признаки фашистских движений и дать их классификацию;
3) раскрыть различные аспекты влияния исторической и духовной ситуации на формирование идеологических ценностей и приоритетов фашизма, а также рассмотреть основные особенности их идеологии и механизмы ее формирования и распространения.
Предметом диссертационного исследования являются европейский фашизм, процесс формирования его ценностных оснований и идеологических приоритетов, а также анализ фашистского движения и выделение его типических черт. Важное место занимает рассмотрение культурно-исторических, антропологических, этических и со-
циологических доктрин, составляющих философскую и мировоззренческую базу фашизма как целостную систему.
Объектом диссертационного исследования являются основные концепции европейского фашизма.
Теоретические и методологические основы. Проблема фашизма и ценностных оснований, на которых он формировался, является по своему характеру междисциплинарной и входит в предмет исследования целого ряда таких дисциплин как история, этнография, социология, политология, психология, культурология, философская антропология, религиоведение, теория государства и права и др. В связи с этим данная диссертация базируется на использовании общенаучной методологии, в частности, системного подхода, методика применения которого состоит в выявлении необходимого и достаточного набора характеристик, отличающих не только изучаемый объект в целом, но и отдельные его компоненты и составляющие.
Решение основной задачи диссертационного исследования представляется невозможным без применения метода эмпирического описания, классификации и теоретического обобщения.
Весьма важным в силу специфических задач диссертации явилось комбинирование парадигматического и структурно-функционального подходов. Парадигматический подход применяется автором для анализа специфики европейского этноцентризма и особенностей национального самоопределения в сравнении с общецивилизационной картиной мира, а также адекватной характеристики фашизма как самобытного явления. Компаративистский и структурно-функциональный анализ позволил описать специфические черты фашистского движения, идеологические и философские конструкты фашизма.
С помощью широкого спектра методик прикладного свойства были обобщены данные самых разнообразных
сфер научного знания, осуществлен междисциплинарный подход к изучаемой проблеме.
Вспомогательным инструментом послужил сравнительно-исторический анализ, позволяющий исследовать фашистские движения и режимы, а также общелогические приемы и методы (анализ и синтез, аналогия, моделирование). Сочетание и комбинирование вышеперечисленных методов представляется совершенно необходимыми в силу многоплановости поставленной задачи.
Научная новизна диссертационного исследования.
1) В результате источниковедческого анализа установлены научные и идеологические противоречия в оценке фашизма, а также выявлены причины препятствующие выработке на уровне обыденного сознания, конструктивного подхода к изучению фашизма как современного европейского явления;
2) выявлены и проанализированы наиболее адекватные подходы к изучению европейского фашизма, а также сформулированы основные признаки фашистского движения и дана классификация фашистских режимов; проведена экспертиза и определена сущность основных источников и концептов, составляющих смысл фашизма как целостного философского конструкта.
3) исследованы историческая и духовная ситуация эпохи становления и развития фашизма, аспекты массового сознания, что дало возможность более глубоко и всесторонне рассмотреть основные особенности идеологии фашизма и механизмы ее формирования.
Основные положения, выносимые на защиту, могут быть определены следующими пунктами:
1. Научные и идеологические противоречия в изучении и осмыслении фашизма являются главным препятствием в адекватном его постижении. Фашизм как явление, как историческое событие обладает значительной зловещей по-
тенциальной силой, не исчерпавшей своего влияния на современность. Само слово «фашизм» несет в себе громадный потенциал полисемии, что привело к инфляции термина и проникновению его в область обыденного употребления. Фашизм обретает черты символа, зла, что обогатило представления о зле. В настоящее время символ фашизма становится значительно мощнее и многообразнее самого явления, что приводит к размежеванию существующего символического представления с самим явлением.
2. Анализ наиболее интересных подходов к изучению европейского фашизма демонстрирует не только большой потенциал средств и методов постижения этого явления, но и разночтения в его понимании, порой доходящие до его прямого отрицания. Однако отсутствие единого научного подхода и общепринятой дефиниции фашизма не является препятствием как для определения его культурно-исторической статусности, так и для выявления признаков фашистского движения и классификации фашистских режимов. Индуктивный подход позволяет определить фашизм как архипелаг «расовой жизни» и выявить его сущность через такие, характерные лишь для него черты, как расовый национализм, идеологический синкретизм, элитаризм, иерархичность, наличие вождя.
3. Историческая и духовная обстановка 20-х гг. XX в. характеризовалась общественными потрясениями и глубоким кризисом европейской цивилизации. Человек, оказавшийся действующим лицом гигантской мировой драмы, был не в силах осмыслить и освоить ее при помощи имеющихся у него в наличии классических схем прогресса и духовного развития общества. Это создало условия для проникновения в массовое сознание «всемогущего» в этом плане мифа, вытеснившего логос. Фактически возобладал процесс регрессии, возврата человека в протоисторическую эпоху варварства и язычества, когда миф «царствовал», как единственный способ познания, освоения дейст-
вительности. Ремифологизация сознания означала кризис научного миропонимания и омассовление человека, находящегося в экстремальных социально-политических и экономических условиях конфронтирующей Европы.
4. Базируясь на расовом мифе, идеология фашизма формировала три формы противостояния: образ бога как образ примирителя и мироустроителя, не делающего различий между образом и типом человека; образ реального или абстрактного врага, к которому причисляли любого, кто противостоял фашизму, и образ враждебного, деструктивного мира, мира хаоса. Фашизм весьма самобытно трактовал причины появления «тупиков» в развитии человечества; главная причина отождествлялась с отходом от «фундаментального условия существования цивилизации», каковым являлось несмещенность расы.
Как социальный эксперимент с широкой политической и социальной базой, фашизм выполнял двуединую задачу, включающую деструкцию наличного миропорядка и построение новых принципов жизни. Это формировало идеологию фашизма, как идеологию действия, что давало ей преимущество перед другими идеологическими конструктами, поскольку она энергично декларировала невозможность жить по-старому, несправедливость «старой жизни», а во-вторых, не предназначалась для дискуссий, призывая к конкретному поступку.
Научно-теоретическая и практическая значимость работы. Результаты данной работы могут применяться при анализе общественно-политических и этнокультурных процессов современности в связи с фактическим политическим возрождением фашизма.
Полученные выводы могут быть использованы в дальнейшем осмыслении теории и истории фашизма, его проявлений в наши дни, а также при разработке учебных пособий.
Отдельные части данного диссертационного исследования могут быть включены в материалы лекций и семинарских занятий по культурологии, философской антропологии.
Апробация работы. Основные результаты, полученные в данной диссертации, изложены в трех публикациях, на заседаниях кафедры философии и культуры Ростовского Государственного педагогического университета и отдела социальных и гуманитарных наук СевероКавказского научного центра высшей школы.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения и списка литературы. Список литературы насчитывает 198 работ, из них 12 на иностранных языках. Общий объем работы 121 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении ставятся основные задачи исследования, определяются актуальность темы, методика и средства ее раскрытия, анализируется степень разработанности проблемы, заявляются ее новизна и основные положения, выносимые на защиту, показываются научно-теоретическая и практическая значимость работы.
Глава 1 «Европейский фашизм: как исторический феномен» включает два параграфа.
В первом параграфе «Основные проблемы в изучении фашизма» анализируются причины научного, идеологического и культурно-исторического характера, препятствующие формированию единых подходов к изучению фашизма. Центральной проблемой при этом является отсутствие единых согласованных оснований для определения самого понятия «фашизм». Рассмотрев обстоятельства возникновения термина, сложности его применения, мы определяем в связи с этим три основные проблемы:
1) Полисемия термина. В современной научной, публицистической литературе, в общественной и политической жизни, а также в быту понятие «Фашизм» используется весьма активно, что привело к инфляции термина. Зачастую данное понятие неправомерно применяется к событиям и явлениям современности
2) Превращение понятия «Фашизм» в символ. Будучи наиболее жестоким явлением XX века.- фашизм обретает черты символа, как одно из актуальных воплощений зла. Фашизм позволил человеку обогатить свои представления о зле, сформировав один из самых мощных и устойчивых символов зла;
3) Отсутствие принципа историзма. Наступил период, когда символ фашизма становится гораздо мощнее и многообразнее, чем само явление. А между тем, это есть причина размежевания существующего символа с явлением, которым, собственно, он и был сотворен.
Важнейшую роль в разрешении вышеперечисленных проблем играет как раз соблюдение принципа историзма, что в целом позволяет избавиться от идеологических рамок и приближает, на основе изучения обстановки в се непосредственном виде, к постижению идеи и сущности фашизма. С другой стороны, отсутствие общепринятого определения понятия «фашизм» - это результат разногласий, вызванных сформировавшейся традицией рассматривать фашизм исключительно как культурно-исторический и политический феномен. А между тем, отведение на второй план его теоретических, философских оснований, создающих образ «идеального фашизма», может избавить лишь от попыток эклектического сравнительного анализа и поиска сходств и различий.
Второй параграф называется «Историческая и духовная ситуация возникновения европейского фашизма». Говоря о возникновении такого новоевропейского явления, как фашизм, невозможно 01раничиться анализом
лишь конкретно-исторической ситуации. Если мы и вынуждены применять словесную формулу «историческая ситуация возникновения фашизма», то делаем это в развернутом виде, имея в виду максимальное количество обстоятельств, сложившихся к 20-м гг. XX столетия.
1. Новые черты приобрела социально-экономическая и политическая обстановка. Бурное развитие капитализма в XIX в., создало условия, так называемого, обособления наций. Размывающий понятия «нация», «Родина», «малая Родина» капитализм стал причиной возникновения массового национализма.
2. Изменился тип европейского человека. Спокойный, покладистый, трудолюбивый европеец, человек, стоящий в авангарде мировой цивилизации, оказался «заброшенным» в море обновляющейся реальности. Он вырабатывал и все активнее применял новые формы идентичности, главным критерием которых становились «почва и кровь».
3. Человеческая самость под влиянием происходящих процессов, попала в зависимость от реальности. Этика, эстетика, культура, внутренний мир европейца, все границы его «внутренней» нормы были сметены энергией «омассовления».
4. Ремифологизация сознания. Замещая пока недостижимые для разума ниши сознания, миф предъявлял человеку истины в невероятно доходчивой и краткой форме. Миф в целом, однажды потесненный все тем же мифом о всесилии науки и разума, вернулся в лоно человеческого сознания с легкостью, не встречая сопротивления, поскольку пребывал в этом сознании в течение тысячелетий. Он вновь стал способом освоения действительности, возвратив человека к его истокам. Ремифологизация сознания есть нечто иное, как кризис научного миропонимания и результат омассовления человека, происходившего в экстремальных социально-политических и экономических условиях конфронтирующей Европы.
Глава 2 «Идеология и теоретическая концепция европейского фашизма» включает три параграфа. В первом параграфе «Классификация фашизма и фашистских движений» рассматриваются принципы и способы классификации фашизма, представленные на сегодняшний день в различных источниках.
Базируясь в целом на классификации, предложенной В. Випперманом, мы отмечаем, что предметом исследования не является только фашистский режим и его структура, а движение с его принципами идентификации, ценностными основаниями, теоретическими посылками. Исходя из этого, мы предлагаем следующую модель:
а) движения, проповедующие радикально-фашистские взгляды;
б) классические фашистские движения;
в) умеренные и пограничные фашистские движения;
г) неофашистские и постфашистские движения.
В данном параграфе мы пытаемся преодолеть фруст-рированный тупик, возникший в результате неспособности дать определение понятию «фашизм», что затрудняет общий анализ явления, но и не прибегаем к поиску идеальной модели из наличествующего количества «фашизмов» и фашистских движений и режимов. Мы предлагаем основную дефиницию фашизма и определяем принципиальные признаки движения.
1) Расовый национализм
2) Идеологический синкретизм
3) Элитаризм
4) Иерархичность
5) Наличие вождя.
Обязательное присутствие данных признаков характеризует принадлежность того или иного движения к фашизму. Таким образом, это дает основания опровергнуть точку зрения о спорности самого понятия «фашизм» из-за отсутствия критериев.
¡Второй параграф «Особенности идеологии фашизма» посвящен не самой идеологической машине, а качественным характеристикам идеологии фашизма. В параграфе анализируются причины, благодаря которым стиль «бродяги и фанфарона», путем привлечения разнообразных зрительных образов, массовых «шаманских» действий стал приемлемым и популярным в основном среди молодежи. Идеология фашизма была идеологией действия. Благодаря своему динамизму она имела два больших преимущества перед другими идеологическими конструктами: во-первых, открыто декларировала невозможность жить по-старому, тупиковость, несправедливость «старой жизни», во-вторых, не предназначалась для дискуссий и умствований, призывая к конкретному действу, поступку, спектаклю.
Магия фашистских теорий и конструктов оттесняла логос. Миф становился главным полем бытия. Благодаря этому мы наблюдаем процесс возврата человека в его протоисторию, в эпохи, когда миф главенствовал, как единственный способ познания, освоения действительности, в эпоху варварства и язычества.
По своему характеру, идеология фашизма скорее не формировала некие ценности, хотя фашизм безусловно занимался представлением того, что входило в ценностный арсенал «новой жизни», а ниспровергала существующие ценности, подготавливая человека к революционной деструкции. Этот тезис непременно предопределяет наличие в идеологии фашизма таких черт как кон-фронтационность, жертвенность, стремление к национально-культурной автаркии, борьбизм.
Третий параграф «Философская концепция фашизма и ее компоненты» посвящен анализу фашизма, как интеллектуальному конструкту, возможной модели устройства общества и государства.
Фашизм представлял собой оригинальную и самостоятельную доктрину и об этом могут свидетельствовать два основных утверждения.
1. Фашизм имел черты, присущие любому социальному конструкту. Он самобытно трактовал исторический и духовный процессы развития человека, видя причины возникновения «тупиков» в развитии человечества в отходе от «фундаментального условия существования цивилизации»: от чистоты и несмешанности расы до достижения счастливого и благополучного мира считалось вполне возможным путем, прохождения грандиозных по своему масштабу социально-государственных процедур, болезненных, но необходимых, направленных на «очистку» расы.
Таким образом, фашизм, подобно другим социальным утопиям, выполнял двуединую задачу, включающую деструкцию наличного миропорядка и построение новых принципов жизни.
2. Фашизм весьма широко представлен среди европейских государств второй четверти XX в., а также имел большое число последевателей, что характеризует его как социальный, эксперимент с широкой политической и социальной базой.
Фундаментальным положением фашизма является отрицание культурно-исторического процесса, как объективно сложившейся данности. Его основная аксиологема заключена в попытке реставрации «истинных» культурных и духовных ценностей путем возрождения их носителя - арийской расы.
Далее анализируются различные мировоззренческие концепты фашизма с точки зрения его отношения к истории, культуре, религии причины падения авторитета «мирового» бога и возрождения этнических богов. Более подробно рассматриваются законченные концепты: натуралистически - биополитическая теория, теория «государства счастья», расовая теория. Общей ха-
рактеристикой этих теорий можно считать переход от релятивного взгляда на общественные и историко-культурные феномены к холизму.
Расовая теория стала одним из наиболее важных компонентов той совокупности теорий и конструктов, которые создал фашизм, в попытке дать себе интеллектуальное и духовное оправдание и обоснование. Превратившись из идеи формального, умозрительного отличия в идею расового совершенствования, она намечала возможный вектор развития общества, уверовавшего в свою «избранность», в мифическое преимущество, «данное от рождения». Расовая теория одухотворяла фашизм, придавая ему качества энергичного и решительного движения. Став стержнем, ключевой идеей фашизма, она наполняла его содержанием, сделав его одним из самых отчаянных и трагических заблуждений человечества.
В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, формируются основные выводы, намечаются направления дальнейшей разработки темы.
По теме диссертационного исследования опубликованы следующие работы:
1. Фашизм - апогей расизма //Гуманитарные и социально-экономические науки. 2004. № 1. 0,4 п.л.
2. Европейский фашизм: сущность и проблема классификации // Философия права. 2004. № 2. 0,4 п.л.
3. Сущность и проблема классификации фашистских режимов // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2004. № 2. 0,4 п.л.
Подписано в печать 26.01.2005 Формат 60*84 1/16 Бумага офсетная. Печать офсетная.
Объем 1 ф п л Тираж 100 экз. Заказ №2.2') Ротапринт- 344082 г Росгов-наДону, ул Б. Садовая, 33
4
>
»
m
-3 5 39
РНБ Русский фонд
2006-4 5813
/
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Котов, Сергей Владимирович
ВВЕДЕНИЕ 3-
ГЛАВА 1 «Европейский фашизм как исторический 15-43 феномен»
1.1 Основные проблемы в изучении фашизма 15
1.2 Историческая и духовная ситуация возникновения европейского фашизма 26-
ГЛАВА 2 Идеология и теоретическая концепция европейского фашизма 44
2.1 Классификация фашизма и фашистских движений 44
2.2 Особенности идеологии фашизма 60
2.3 Философская концепция фашизма и ее компоненты 76-105 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106-108 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 109
ВВЕДЕНИЕ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Котов, Сергей Владимирович
Одним из наиболее болезненных воспоминаний человечества, печальнейшей страницей истории, безусловно, останется фашизм. Социальное, политическое, духовное явление. Фашизм продемонстрировал «черную сторону» человеческой натуры, заставил задуматься человека над собственной сущностью, над поставленными целями и средствами их достижения. Утвердившаяся в общественном сознании начала XX века мысль о том, что жестокость и вероломство - это черта «остальных», «слаборазвитых» народов, не имеющих представления об этических приоритетах цивилизованного европейца, оказалась отчаянным заблуждением. Один из наиболее парадоксальных и варварских конструктов, фашизм, возник в «сердце» человеческой цивилизации - в Европе и оказался причиной массовой гибели многих миллионов людей и крупнейшей за всю историю войны. Сущность этого явления определяли расизм, агрессия, массовый террор, отрицание истории и современности, социальная демагогия.
О фашизме написаны тысячи, если не десятки тысяч работ. В этом смысле он является одной из самых разрабатываемых тем в социально-гуманитарных и культурологических науках. В течение второй половины
XX века публицистические, научные, художественные работы, мемуары, биографии, интервью с участниками событий, публикации документов и первоисточников, выходящие внушительными тиражами, казалось бы, не оставили ни одного «белого пятна» в теме фашизма. Некоторые ученые уже в 80-х годах XX столетия пришли к выводу, что фашизм изучен полностью и что новые работы будут лишь повторять и интерпретировать
• то, что было написано ранее. Однако одновременно с этим возникла иная, противоположная точка зрения.
Несмотря на «объявленную» всестороннюю изученность, фашизм парадоксальным образом оказался неуязвимым с точки зрения его полного осмысления. Вернее, он смог сохранить свои самые сокровенные тайны и остаться отчасти загадкой, отчасти реальностью, отчасти мифом. Во-первых, фашизм продолжает вызывать интерес и издания, посвященные ему, пользуются самым устойчивым спросом в кругу книгочеев и людей, увлеченных историей и философией, но в первую очередь - среди ученых.
• Во-вторых, потому что мы до сих пор не можем ответить на вопрос: что такое фашизм?
Постепенно отойдя от событийных и ситуативных оценок, от узкоисторического взгляда на события, от классово-идеологического понимания истории, мы пытаемся расширить горизонты, методы и цели познания. Признав, что фашизм в действительности остается «тайной за семью печатями», человечество, по-видимому, совершило качественный
• шаг вперед, перейдя от «очищения от фашизма» к осмыслению фашизма, к попытке исключительно философского свойства - пров икнуть в его самую суть, обнажить его корни. Не исключено, что настоящее время и обозримое будущее - есть новый этап в осмыслении фашизма, качественной характеристикой которого станет выработка приемлемой концепции данного явления, изучение его культурных и философско-антропологических оснований. Это были бы вполне достойные, хотя и многотрудные перспективы. Но пока мы стоим в той точке, когда громадный поток разноплановых исследований фашизма приводит к ситуации, в которой вновь актуализируются вопросы первоначала: а был ли фашизм только европейским явлением? Был ли он вообще? Что есть фашизм и какова его сущность? Существует ли фашизм сейчас? Какова основная идея фашизма? Что есть фашистское движение и каковы условия его возникновения и существования? Каковы критерии фашистского миропонимания? Каково значение и место фашизма в мировой истории? и т.д. Эти вопросы имеют не только отвлеченно-научное; но и социальное, политико-правовое значение. Ответы на эти вопросы, поскольку в 90-х годах XX века, да и в начале XXI столетия мы неоднократно сталкивались и сталкиваемся с проблемой необходимости дать политическую и правовую оценку тому или иному движению, с целью определения его принадлежности к фашизму. Таким образом, роль социально-гуманитарных наук, занимающихся изучением темы фашизма, вновь возрастает, поскольку научные выводы становятся актуальны и востребованы современностью.
Исходя из вышеизложенного, актуальность данного исследования мы определяем следующими причинами:
1. В условиях, когда научное сообщество ставит вопрос о необходимости более глубокого осмысления основной сущности фашизма, ликвидации пробелов в области исследования этого явления, представляется актуальным детальное изучение и обобщение большого количества наличного материала, как о самом фашизме, так и об эпохе, породившей его;
2. При всем обилии и разнообразии материалов о фашизме просматривается незавершенность накопления данных о нем, так как в научный оборот вводятся все новые исследования, позволяющие рассматривать это явление на более высокой интеллектуальной основе;
3. Недостаточным полно изучены этнокультурные процессы, идеологические доктрины, сложившаяся социальная мифология и культурно-философские концепции, составляющие ядро фашистской доктрины. Необходимо выделить и проанализировать те специфические черты, которые могут охарактеризовать европейский фашизм как самостоятельное движение и оригинальную доктрину, отличающую его от других праворадикальных, радикально-националистических и других движений и доктрин. Возрастает интерес к фашизму с; точки зрения его культурно-философских концептов, его реальной истории, его корней и истоков, принципиальных отличий и особенностей, а также тех условий, в которых он стал возможен.
Степень разработанности проблемы. В последнее время в отечественной и зарубежной литературе появилось множество разнообразных публикаций: монографий, диссертационных исследований, статей, публицистических изданий, воспоминаний и мемуаров, посвященных проблеме фашизма. Это расширяет возможности современного исследователя в деле изучения этого явления.
Теоретическую базу данного диссертационного исследования составили труды таких отечественных и зарубежных мыслителей как С. С.Аверинцев, Г.П.Федотов, Ю.В.Бромлей, О.Шпенглор, К.Ясперс, К.-Г.Юнг, Э. Фромм, А.Тойнби, И.Фихте, Ф.Ницше, К.Манхеим, Е.Дюринг Ф.Энгельс, Э. Хобсбаум, Х.Ортега-и-Гассет, Ж. де Пюимеж и др. Особенно важным является то, что некоторые произведения вышеперечисленных авторов имеют непосредственное отношение к изучаемой проблеме. Так духовные и психологические особенности формирующегося сознания фашизма анализируются в работах «Эпилог» и «Вотан» К.-Г. Юнга, а также в работе «Бегство от свободы» Эриха Фромма. Весьма оригинальные взгляды на проблему русского мыслителя Г.П.Федотова изложены в работах «Социальный воарос и свобода»,
Судьба империй», «Новый идол». Проблема становления европейского национализма рассматривается в работе Э. Хобсбаума «Нации и национализм после 1780 года». Некоторые вопросы социологии, философии и массового сознания фашизма подняты в грудах К.Манхейма «Человек и общество в эпоху преобразований» «Диагноз нашего времени» и «Консервативная мысль».
Среди тысяч и тысяч источников о фашизме большой интерес представляют, прежде всего, те, что были написаны и опубликованы «по горячим следам», то есть еще в период становления фашизма. Авторы 30-х годов XX века еще не знали, да и не могли знать о предстоящих трагических последствиях фашизма, не предполагали о его разрушительной сущности и изучали его различные аспекты беспристрастно, смотрели на него как на нечто новое. Именно в это время появились первые работы, посвященные структуре формирующегося фашистского государства, его конкретно-политическим, конкретно-юридическим, экономическим и пропагандистским акциям, политике в различных областях деятельности. Поэтому в ходе написания данной диссертации, с особым интересом и вниманием изучались книги К.Гейдена «История германского фашизма», А.Н. Сидорова «Фашизм и городские средние слои», Н.Сегаля «Аграрная политика германского фашизма», Н.Корнева «Третья империя в лицах». Эти книги стали началом в большой исследовательской линии-разработке проблемы государственной структуры и правовых основ фашистской диктатуры. Продолжила эту линию книга И.П. Трайнина «Механизм фашистской диктатуры», опубликованная в 1942 году, до сих пор являющаяся одним из самых глубоких исследований в этом направлении.
Среди других изданий исторического, исследовательского и аналитического содержания хотелось бы выделить работы таких авторов как Г.А.Бордюгов, В.А.Александров, А.А.Галкин, А.С. Ерусалимский,
Д.Е.Мельников, Л.Б.Черная, А.С.Бланк, Ж.Деларю, П.Алатри, Н.Гудрик-Кларк, Б.Н.Бессонов. Особое место занимает обобщающая монография Ю.В.Галактионова «Германский фашизм как феномен первой половины XX века: отечественная историография 1945-1990-х годов», а также работы В. Виппермана «Европейский фашизм в сравнении» и
A.А.Аникеева, Г.И.Кольга, Н.Е. Пуховской «НСДАП: идеология, структура и функции», диссертационные исследования А.В. Авксентьева,
B.Х. Сахибгоряева.
Немалый интерес представляют первоисточники. Среди них «Майн кампф» А.Гитлера, «Доктрина фашизма» Б.Муссолини, «Миф XX века» А.Розенберга, воспоминания Отто Штрассера «Гитлер и я», а также дневники и воспоминания деятелей фашизма.
Среди первоисточников особое место следует уделить некоторым документам. Таким, как опубликованная недавно на русском языке брошюра Главного управления СС и Управление образования «Расовая гигиена и демографическая политика в национал-социалистической Германии, Биологические основы и их осмысленное применение для сохранения и приумножения нордической крови». До сих пор громадный потенциал для исследователя представляет издание «Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками: сборник документов и материалов».
Сущность культурных процессов, в свете становления могучего механизма фашистской пропаганды, показана в работе Роберта Герцштейна «Война, которую выиграл Гитлер». Духовная обстановка режима «перманентного чрезвычайного положения» представлена в книге немецкого филолога, профессора Виктора Клемперера «Язык Третьего рейха». В этой книге автор размышляет над психологией обывателя в период национал-социализма, миром его повседневной жизни, в ней представлены образцы символики, показан процесс адаптации традиционной логосферы к реалиям нацистской диктатуры.
Наиболее актуальные взгляды, доктрины и идеи фашизма отражены в книге Генри Пикера «Застольные разговоры Гитлера».
В ходе работы над диссертацией активно использовались биографические исследования о Гитлере, среди которых выделяется книга
Я. Кершоу «Гитлер, рассматривающая биографию лидера нацизма с точки зрения концепции о харизматическом превосходстве и книга В.Мазера «Адольф Гитлер. Легенда, миф, реальность».
Цель диссертационного исследования заключается в анализе процессов становления и развития фашизма, а также его ценностных и идеологических доктрин.
Полагая, что каждое государственное образование обладает индивидуальными особенностями, развиваясь под воздействием сложившейся этно-национальной традиции, господствующей идеологии,
• экономико-политической системы, историко-культурной традиции, духовных устремлений, мы исходим из того понимания, что фашизм в корне изменил традиционный вектор развития ряда европейских государств, разрушил ценности, господствовавшие веками, привнес, обосновал и внедрил идею расового господства над другими народами.
В связи с этим были поставлены следующие задачи диссертационного исследования:
1. определить и проанализировать основные причины, источниковедческого и теоретического свойства, препятствующие выработке критериев в формировании конструктивного подхода к изучению европейского фашизма как современного политического и идейного явления. Провести источниковедческий анализ главных идеологических, философских конструктов фашистской доктрины;
2. на основе анализа существующих, часто противоречащих друг другу моделей европейского фашизма, выделить основные признаки фашистских движений и дать их классификацию;
3. раскрыть различные аспекты влияния исторической и духовной ситуации на формирование идеологических ценностей и приоритетов фашизма, а также рассмотреть основные особенности его идеологии и механизмы формирования и распространения.
Предметом диссертационного исследования является европейский фашизм, процесс формирования его ценностных оснований и идеологических приоритетов, а также анализ фашис!Ского движения и выделение его типических черт. Важное место занижает рассмотрение культурно-исторических, антропологических, этических и социологических доктрин, составляющих философскую и мировоззренческую базу фашизма как целостную систему.
Объектом диссертационного исследования являются основные концепции европейского фашизма.
Теоретические и методологические основы. Проблема фашизма и ценностных оснований, на которых он формировался, является по своему характеру междисциплинарной и входит в предмет исследования целого ряда дисциплин. Таких как: история, этнография, социология, политология, психология, культурология, философская антропология, религиоведение, теория государства и права и других. В связи с этим данная диссертация базируется на использовании общенаучной методологии, в частности - системного подхода, методика применения которого состоит в выявлении необходимого и достаточного набора характеристик, отличающих не только изучаемый объект в целом, но и отдельные его компоненты и составляющие.
Решение основной задачи диссертационного исследования представляется невозможным без применения метода эмпирического описания, классификации и теоретического обобщения.
Весьма важным, в силу специфических задач диссертации, явилось комбинирование парадигматических и структурно-функциональных подходов.
Парадигматический подход применяется автором для анализа специфики европейского этноцентризма и особенностей национального самоопределения в сравнении с общецивилизационной картиной мира, а также адекватной характеристики фашизма, как самобытного явления.
Компаративистский и структурно-функциональный анализ позволил описать специфические черты фашистского движения, идеологические и философские конструкты фашизма.
Применение широкого спектра методик прикладного свойства позволило обобщить данные самых разнообразных сфер научного знания, осуществить междисциплинарный подход к изучаемой проблеме.
Вспомогательным инструментом послужил сравнительно-исторический анализ, позволяющий исследовать фашистские движения и режимы, а также общелогические приемы и методы. Среди них анализ и синтез, аналогия, моделирование. Сочетание и комбинирование вышеперечисленных методов представляется совершенно необходимым в силу многоплановости поставленной задачи.
Научная новизна диссертационного исследования.
1. В ходе источниковедческого анализа установлены научные и идеологические противоречия в оценке фашизма, а также выявлены, причины, препятствующие выработке на уровне обыденного сознания конструктивного подхода к изучению фашизма как современного европейского явления;
2. выявлены и проанализированы наиболее адекватные подходы к изучению европейского фашизма и дана классификация фашистских режимов, а также сформулированы основные признаки фашистского движения; проведена экспертиза и определена сущность основных источников и концептов, составляющих смысл фашизма, как целостного философского конструкта;
3. исследованы историческая и духовная ситуация эпохи становления и развития фашизма, аспекты массового сознания, что дало возможность более глубоко и всесторонне рассмотреть основные особенности идеологии фашизма и механизмы ее формирования.
Основные положения, выносимые на защиту, могут быть определены следующими пунктами:
1. Научные и идеологические противоречия в изучении и осмыслении фашизма являются главным препятствие'/ в адекватном его постижении. Фашизм, как явление, как историческое событие, обладает значительной зловещей потенциальной силой, не исчерпавшей своего влияния на современность. Само слово «фашизм» несет в себе громадный потенциал к полисемии, что привело к инфляции термина и проникновению его в область обыденного употребления. Фашизм обретает черты символа зла, что обогатило представления о зле. В настоящее время символ фашизма становится значительно многообразнее самого явления, что приводит к размежеванию существующего символического представления с самим явлением.
2. Анализ наиболее интересных подходов к изучению европейского фашизма показывает не только большой потенциал в средствах и методах постижения этого явления, но и разночтения в понимании его как такового и даже его отрицание. Однако отсутствие единого научного подхода и общепринятого определения фашизма не является препятствием как для определения культурно-исторической статусности фашизма, так и для выявления признаков фашистского движения и классификации фашистских режимов. Индуктивный подход позволяет определить фашизм как архипелаг «расовой жизни» и выявить его сущность через такие, характерные лишь для него черты как: расовый национализм, идеологический синкретизм, элитаризм, иерархичность, наличие вождя.
3. Историческая и духовная обстановка 20-х годов XX века характеризовалась общественными потрясениями и глубоким кризисом европейской цивилизации. Человек, оказавшийся действующим лицом гигантской мировой драмы, был не в силах осмыслить и освоить ее имеющимися у него в наличии классических схем прогресса и духовного развития общества. Это создало условия для проникновения в массовое сознание «всемогущего» в этом плане мифа, вытеснившего логос. Фактически возобладал процесс регрессии, возврата человека в протоисторическую эпоху варварства и язычества, когда миф «царствовал», как единственный способ познания, освоения действительности. Ремифологизация сознания означала кризис научного миропонимания и омассовление человека, находящегося в экстремальных социально-политических и экономических условиях хонфронтирующей Европы.
4. Базируясь на расовом мифе, идеология фашизма формировала три вопроса противостояния: образ бога, как образ примирителя и мироустроителя, не делающим различий между образом и типом человека; образ врага, реального или абстрактного, к которому причисляли любого, кто противостоял фашизму; образ враждебного, деструктивного мира, мира хаоса. Фашизм весьма самобытно трактовал причины появления «тупиков» в развитии человечества: главная причина отождествлялась с отходом от «фундаментального условия существовав ия цивилизации», каковым являлось несмешенность расы.
Научно-теоретическая и практическая значимость работы.
Предпринятый анализ фашизма в Европе позволяет проникнуть в сущность процессов становления и развития этого явления, его духовных, интеллектуальных и культурных импликаций. Отдельные части данного диссертационного исследования могут быть включены в материалы лекций и семинарских занятий по культурологии, философской антропологии.
Полученные выводы могут быть использованы в дальнейшем осмыслении теории и истории фашизма, его проявлений в наши дни, а также при разработке учебных пособий.
Результаты данной работы могут применяться при анализе общественно-политических и этнокультурных процессов современности в связи с фактическим политическим возрождением фашизма.
Апробация работы. Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, Заключения и списка литературы. Список литературы насчитывает 198 работ, из них 12 на иностранных языках. Общий объем работы 121 страница.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Европейский фашизм: социокультурные псевдоценности политического движения"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если взглянуть на историю исследований фашизма, то мы увидим три основных этапа, каждый из которых оригинален, Е-.\жен и имеет свои специфические черты и особенности. Первый завершился в целом в конце 50-х гг., хотя некоторые публикации, в его духе появляются до сих пор. Начавшись еще в 20-х гг. XX в., когда фашизм, едва оформившись в законченную идею лишь входил в социальную практику, он охватил период, когда человечество лишь знакомилось с этим феноменом и его многочисленными последствиями. Публикации данного периода освещают фашизм с ярких критических позиций, он предстает «политическим монстром», поселившемся в Европе - на континенте конфронтации и войн. Фашизм разоблачался, именно разоблачался, порой основательно, порой карикатурно, как живой и грозный персонаж истории, способный уничтожить само человечество. Идеологические, политические, культурные, духовные, интеллектуальные, национально-расовые, военные, экономические, социологические и другие основания позволили человечеству объединить свои усилия в трагической и долгой борьбе с фашизмом, человек продемонстрировал в этот период единство и громадный потенциал в борьбе за собственное существование и презрение к доктринам и идеям, способным разделить, расслоить мировое сообщество по какому-либо признаку, особенно - по расовому.
Второй период завершился в конце 80х - начале 90х гг. XX в. Это было время, когда фашизм как феномен, уже получивший свою оценку, режим, чьи преступления были изобличены и описаны, стал использоваться как важнейший козырь в глобальном противостоянии двух известных идеологических и общественно-политических систем. Исследования фашизма превратились в дискуссию, острую и многоплановую, жесткую и бескомпромиссную, порой игнорирующую факт союзничества полемизирующих сторон в период Второй мировой войны. Она имела как отрицательные, так и положительные последствия и в разное время велась с различной степенью интенсивности. Ее особенностью стало, как показывает время, признание тезиса о деструктивности и опасности фашизма. Обе стороны в этой дискуссии исходили именно из такого понимания фашизма, но скор всегда нарастал на уровне трактовок «деталей», а также в области интерпретации событий. Продемонстрировав единство и расхождения, данная дискуссия канула в лету, но оставила после себя тысячи и тысячи исследований, позволяющих ныне взглянуть на фашизм с высот всесторонней интеллектуальной, информативной и аналитической оснащенности. Теперь мы имеем разнообразный научный материал, сотни тысяч, если не миллионы документов, воспоминаний и биографий, обширную публицистику о фашизме. Но теперь мы имеем дело с реанимированным феноменом.
Возрождение фашизма в мире, где по общему убтждению ему нет и не может быть места, представляется одним из самых странных парадоксов современности. Не менее странных, чем то обстоятельство, что фашизм вновь возродился именно в Европе. Множество сект и групп, а иногда и оформившихся партий существуют теперь в мире, в том числе и в России. Все чаще они становятся субъектами современной политической жизни, все чаще о них заявляет пресса, все меньше они скрывают свою принадлежность к движению. Словом, фашизм вновь становится частью обыденности.
Это не может не повлиять на исследования фашизма, поскольку теперь мы имеем дело с феноменом «мутировавшего вируса» - того самого вируса, который, казалось бы, давно известен науке. Но в результате благоприятно сложившихся условий этот вирус вновь ожил, приобретя некоторые иные характеристики и свойства. Таким образом, тезис об исчерпанности темы фашизма в связи с тем, что он якобы давным-давно прекрасно и всесторонне описан, ставится под сомнение самим фактом наличия и развития идеи фашизма в наши дни.
С 90х гг. начался третий период осмысления фашизма. Он характеризуется наличием большого количества обобщающих работ, широким и развитым инструментарием исследований, наличием смелых и серьезных обобщений и выводов. Но главное то, что тема фашизма несколько утеряв свою отвлеченную историчность, зновь приобретает актуальность, привязанность к злобе дня. Возможно, поэтому тема фашизма все чаще становится предметом исследования современной философии.
Посвятив данную диссертацию таким фундаментальным вопросам фашизма, как его исторические и духовные корни, основные проблемы его изучения, типические характеристики и духовные основания фашистского движения, идеологическая и философская составляющая фашизма, мы осуществили попытку сформулировать проблему фашизма как одну из современных социально-политических и обществоведческих теорий, выделяя его мировоззренческие и интеллектуальные аспекты. В этом смысле данная диссертация и ее выводы могут янляться одним из направлений поиска способов осмысления фашизма.
Список научной литературыКотов, Сергей Владимирович, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"
1. Аверинцев С.С. Морфология культуры О.Шненглера // Вопр. литературы. 1968. № 1.
2. Аверинцев С.С. Судьба европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976.
3. Алатри П. Происхождение фашизма. М., 1967.
4. Александров В.А. Сговор Сталина и Гитлера в 1939 г. мина, взорвавшаяся через полвека // Вопр. истории. 1998. № 8.
5. Аникеев А.А. Германский фашизм и крестьянство. Ростов-н/Д.,1979.
6. Аникеев А.А., Кольга Г.И., Пуховская Н.Е. НСДАП: идеология, структура и функции. Ставрополь, 2000.
7. Асмолов А.Г. Аванс. на историческую судьбу // Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996.
8. Бауэр К. Таблицы по истории империи // Шиндлинг А., Циглер В. и др. Кайзеры. Ростов-н/Д., 1997.
9. Бебель А. Из моей жизни. М., 1963.
10. Безыменский JI.A. Разгаданные загадки Третьего рейха 19331941. М., 1981.
11. И.Белоусов JI.C., Шумаван А. История фашизма и его преодоление в единой истории Европы XX века // Полис. 1999. № 4.
12. Бертольд В. Из истории покушений на А.Гитлера // Новая и новейшая история. 1999. № 4.
13. З.Бессонов Б.Н. Фашизм: идеология, практика. М., 1985.
14. Бисмарк О. Мысли и воспоминания. М., 1950.
15. Бланк А.С. Из истории раннего фашизма в Германии. М., 1978.
16. Бланк А.С. Старый и новый фашизм: политико-социологический очерк. М., 1982.
17. Блейер В.Дрехслер, К.Ферстер, Г.Хасс. Германия во Второй мировой войне, 1939-1945. М., 1971.
18. Бобков A.M. Молодая Германия // Вопр. истории. 1954. № 2.
19. Больдт Г. Последние дни Гитлера. Минск, 1993.
20. Бордюгов Г.А. Гитлер приходит к власти: новые документы внешнеполитических решений сталинского руководства 1933-1934 гг. // Отеч. история. 1999. № 12.
21. Бровко JI.H. Церковь и «третий рейх» // Новая и новейшая история. 1991. № 4.
22. Бромлей Ю.В. Очерки истории этноса. М., 1983.
23. Бромлей Ю.В. Человек в этнической, национальной, системе // Вопр. философии. 1988. № 7.
24. Буллок А. Гитлер и Сталин: Жизнь и влас.гь: Сравнительное жизнеописание. Смоленск, 1994. Т. 1.
25. Буханов В.А. Гитлеровский «новый порядок» в Европе и его крах. 1939-1945. Екатеринбург, 1994.
26. Вайнштейн O.JI. Развитие исторической мысли и исторической науки в Германии первой половины XIX века // Историография нового времени стран Европы и Америки. М., 1967.
27. Вейтли Г. В. Гарантии гармонии и свободы. М., 1962.
28. Видеман Ф. Гитлер глазами его адьютанта // Новая и новейшая история. 1998. № 5.
29. Випперман В. Европейский фашизм в сравнении. 1922-1981. Новосибирск, 2000.
30. Волгин В.П. Социальное учение Вейтлига // Вопр. истории. 1961.8.
31. Вольтман JI. Политическая антропология. М., 2000.
32. Гаджиев К.С. Заметки о тоталитарном сознании // Вестн. Моск. ун-та. Серия 12. 1993. № 4.
33. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М.,1991.
34. Галактионов Ю.В. Германский фашизм как феномен первой половины XX века: отечественная историография 1945-90-х годов, Кемерово, 1999.
35. Галкин А.А. Германский фашизм. М., 1989.
36. Галкин А.А. Социология неофашизма. М., 1971.
37. Галкин А.А. О фашизме его сущности, корнях, признаках и формах проявления // Полит, исслед. 1995. № 2.
38. Галкин А. Предисловие к русскому изданию // Геббельс И. Дневники 1945 года. Последние записи. Смоленск, 1998.
39. Галкин И.С. Объединение Германии. М., 1951.
40. Галкин И.С. Создание Германской империи 1815-1871 гг. М.,1986.
41. Геббельс И. Дневники 1945 года. Последние записи. Смоленск.1998.
42. Гейден К. Критика немецкой геополитики. М., 1969.
43. Гейден К. История германского фашизма. М., 1935.
44. Герцштейн Р.Э. Война, которую выиграл Гитлер. Смоленск, 1996.
45. Гитлер А. Моя борьба. М., 1992.
46. Грацианский Н.П. Из социально-экономической истории западноевропейского средневековья. М., 1960.
47. Григорьев А.Б. Утешение филологией // Клемгерер Виктор. LTI. Язык Третьего рейха. Записная книжка филолога. М., 1998.
48. Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма. // Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию. СПб., б. г.
49. Гуревич А.Я. Викинги // Гуревич Арон. Избр. тр., М.; СПб., 1999. Т. 1. Древние германцы. Викинги.
50. Гуревич А.Я. Древние германцы // Гуревич А. Избр. тр., М.; СПб.,1999. Т.1: Древние германцы. Викинги.
51. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры // Гуревич А. Избр. тр., М.; СПб., 1999. Т. 2 .Средневековый мир .
52. Гуревич А.Я. Норвежское общество в раннее средневековье. М.,1977.
53. Гуревич А.Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства // Гуревич Арон. Избр. тр., М.; СПб., 1999. Т.2. Средневековый мир.
54. Гуревич А.Я. «Эдда» и сага. М., 1979.
55. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1967.
56. Данилов А.И. Проблемы континуитета в историографии ФРГ // Вопр. истории. 1981. № 3.
57. Деларю Ж. История гестапо. Смоленск, 1998.
58. Дмитриев В.А. Влияние толп // Социол. исслед. 1997. № 11.
59. Дуглас Г. Шеф гестапо Генрих Мюллер. Вербовочные беседы. М.,2000.
60. Дуглас Г. Шеф гестапо Генрих Мюллер. Дневники. М., 2000.
61. Дюринг Е. Еврейский вопрос. М., 1999.
62. Егоров А.А. Нацистский фюрер: взгляд из-за кулис // Штрассер Отто. Гитлер и я. Ростов-н/Д., 1999.
63. Ерин М.Е. Католическая церковь в Германии и фашизм. Ярославль, 1994.
64. Ерусалимский А.С. Бисмарк. Дипломатия и милитаризм. М., 1968.
65. Ерусалимский А.С. Германский милитаризм: История и современность. М., 1964.
66. Ефимов Ю.И. Философские проблемы теории антропосоциогенеза. М., 1981.
67. Жданов Ю.А., Давидович В.Е. Сущность культуры. Ростов-н/Д.,1979.
68. Желев Ж. Фашизм: Тоталитарное государство. М., 1991.69.3омбарт В. Буржуа. М., 1924.
69. Иванов А.В. Мифы и метаморфозы тоталитарного рассудка // Вестн. Моск. ун-та. Серия 7. 1991. № 3.
70. Ивушкина Е.Б., Несмеянов Е.Е. Современная мифология. Ростов-н/Д., 2000.
71. История Второй мировой войны 1939-1945гг. М., 1973. Т.1.
72. История фашизма в Западной Европе. М., 1978.
73. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000.
74. Кассирер Э. Техника политических мифов // Октябрь. 1993. № 7.
75. Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. 1994. № 5.
76. Кершоу Я. Гитлер. Ростов-н/Д., 1997.
77. Кин Ц.И. Начало итальянского фашизма: Бенито Муссолини, социально-психологический портрет // Вопр. философии. 1998. № 11.
78. Клемперер В. LTI. Язык Третьего рейха. Записная книжка филолога. М., 1998.
79. Колесницкий Н.Ф. Исследование по истории феодального государства в Германии, IX первая половина XII века. М., 1959.
80. Колесницкий Н.Ф. К вопросу о германском министериалитете XXII веков // «Средние века». Вып.20.М., 1961.
81. Корнев Н. Третья империя в лицах. М., 1937.
82. Корсунский А.Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. М., 1963.
83. Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость. СПб., 2000.
84. Кребер А., Клалкхон С. Культура. Критический анализ концепций и дефиниций. М., 1992.
85. Кучинский Ю. История условий труда в Германии. М., 1949.
86. Легова Е.С. Гегель об истоках злой власти // Вопр. философии. 1996. № 11.
87. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
88. Мамут Л.С. Проблема ответственности народа // Вопр. философии. 1999. № 8.
89. Манхейм К. Диагноз нашего времени // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
90. Манхейм К. Идеология и утопия // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
91. Манхейм К. Консервативная мысль // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
92. Манхейм К. Человек и общество в эпоху преобразования // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
93. Манштейн Э. Утерянные победы. М.; СПб., 1999.
94. Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов // Вопр. философии. 1991. № 10.
95. Мелетинский Е.М. Скандинавская мифология как система // Труды по знаковым системам. Тарту, 1975. Вып. 7.
96. Мельников Д.Е., Черная Л.Б. Империя смерти: Аппарат насилия в нацистской Германии. 1933-1945. М., 1987.
97. Мельников Д.Е., Черная Л.Б. Преступник № 1. Нацистский режим и его фюрер. М., 1993.
98. Митрополит Иоанн. Самодержавие духа. СПб., 1994.
99. ЮО.Михайлов М.И. Буржуазно-демократическая революция 18481849 гг. в Германии // Германская история в Новое и Новейшее время. М., 1970.
100. Михайлов М.И. Ускорение экономического и политического развития в 20-40 годах в Германии // Германская история в новое и новейшее время. М., 1970.
101. Ю2.Михальская А.К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996.
102. ЮЗ.Моммзен Г. Оппозиция Гитлеру и немецкое общество в 19331945 гг. // Вторая мировая война. М., 1997.
103. Ю4.Муссолини Б. Доктрина фашизма. М., 1999.
104. Менвэлл Р., Френкель Г. Генрих Гиммлер. Ростов-н/Д.,2000.
105. Найдыш В.М. Мифотворчество и фольклорное сознание //
106. Вопр. философии. 1994. № 2.
107. Ю7.Ницше Ф. Антихрист // Ницше Ф. Сочинения В 2 т., М., 1990. Т2.
108. Ю8.Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Сочинения В 2 т., М., 1990. Т.2.
109. Орлов Д. Переживание мифа // Человек. 1993. № 4.
110. ПЗ.Орлов Ю.А. Крах немецко-фашистской идеологии в период войны с СССР. М., 1985.114.0ртега-и-Гассет X. Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
111. Оруэлл Дж. Рецензия на «Майн кампф» Адольфа Гитлера // Оруэлл Дж. Скотный двор: Сказки, эссе, статьи, рецензии. М., 1989.116.0руэлл Дж. 1984 // Новый мир. 1989. № 4.
112. П.Палмер А. Бисмарк. Смоленск, 1998.
113. Пако М. Фридрих Барбаросса. Ростов-н/Д., 1998.
114. Патрушев А.И. Неолиберальная историография ФРГ: Формирование. Методология. Концепции. М., 1981.
115. Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера. Смоленск, 1998.
116. Преступные цели преступные средства: Документы об оккупационной политике фашистской Германии на территории СССР, 1941-1944 гг., м., 1985.
117. Пюимеж Ж.де. Солдат-землепашец: Эпизод из истории национализма. М., 1999.
118. Расовая гигиена и демографическая политика в национал-социалистической Германии. Биологические основы и их осмысление для сохранения и приумножения нордической крови. М., 2000.
119. Ревуненков В.Г. Приход Бисмарка к власти. JI., 1941.
120. Родионов А.В. Фридрих Мейнеке и кризис прусско-бисмарковской концепции / /Новая и новейшая история. Саратов, 1973. Вып.1.
121. Розенберг А. Миф XX века. Оценка духовно интеллектуальной борьбы фигур нашего времени. Таллин, 1998.
122. Россия перед вторым пришествием: Материалы по эсхатологии Свято-Троице-Сергиевая лавра, 1993.
123. Ротштейн Ф.А. Две прусские войны. M.;JI., 1945.
124. Руткевич A.M. Хайдеггер и нацизм // Вопр. философии. 1988. №11.
125. Сахибгоряев В.Х. Формирование массового сознания фашизма (на материале гитлеровской Германии). Дис. канд. филосф. наук. Ростов-н/Д., 2001.
126. Сегаль Н. Аграрная политика германского фашизма. М., 1938.
127. Семиряга М.И. Тюремная империя нацизма и ее крах. М., 1991.
128. Серебряников В.В. Массовое сознание: проблемы войны и мира // Социоол. исслед. 1999. № 8.
129. Сидоров А.Н. Фашизм и городские средние слои в Германии. М.;Л., 1936.135. «СС» в действии; Документы о преступлениях «СС» М., 1969.
130. Степанова Е.А., Левкова С.З. Борьба за единую демократическую Германию в период революции 1848-1849 гг. М., 1955.
131. Стефан Дж. Русские фашисты. Трагедия и ф?.рс эмиграции. М.,1992.
132. Тацит К. О местонахождении германцев к местоположении Германии // Сочинения В 2-х т. М., 1993. Т.1.
133. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
134. Типпельскирх К., Кессельринг А., Гудериан Г. и др. Итоги Второй мировой войны (выводы побежденных). СПб.; М.1999.
135. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
136. Тольятти П. Лекции о фашизме. М., 1974.
137. Тоталитаризм в Европе XX века. Из ж.тории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М., 1996.
138. Трайнин И.П. Механизм фашистской диктатуры. Ташкент, 1942.
139. XIII пленум Исполнительного Комитета Коммунистического Интернационала//Стеногр. отчет. М., 1934.
140. Удальцов А.Д. Родовой строй древних германцев. М.;Л., 1934.
141. Федотов Г.П. Новый идол // Федотов Г.П.Избранные статьи по философии русской истории и культуры, СПб., 1992. Т.2.
142. Федотов Г.П. Письма о русской культуре // Федотов Г.П. Избранные статьи по философии русской истории и культуры, СПб., 1992. Т.2.
143. Федотов Г.П. Рождение свободы // Новый мир. 1989. № 4.
144. Федотов Г.П. Социальный вопрос и свобода // Федотов Г.П. Избранные статьи по философии русской истории и культуры, СПб., 1991. Т.1.
145. Федотов Г.П. Судьба империй // Федотов Г.П. Избранные статьи по философии русской истории и культуры, СПб., 1992. Т.2.
146. Фест И. Адольф Гитлер, Пермь. 1993. Т.2.
147. Фихте И.Г. Назначение человека // Фихте И.Г. Сборник. Минск.1998.
148. Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи // Фихте И.Г. Сборник. Минск. 1998.
149. Фрадкин И.М. Гитлер: словесный автопортрет // Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера. Смоленск, 1998.
150. Франк C.JI. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. М., 1992.
151. Фрер Х.-К. Сообщества зла. М., 2000.
152. Фромм Э. Бегство от свободы // Фромм Э. Бегство от свободы: человек для себя. Минск, 1998.
153. Фромм Э. Духовная сущность человека // Филос. науки. 1990., №8.9.
154. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктив.юсти. М., 1995.
155. Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случал некрофилии. М.,1992.
156. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб., 1998.
157. Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1993.
158. Хоххут Р. Геббельс в своих дневниках // Геббельс И. Дневники 1945 года. Последние записи. Смоленск, 1998.
159. Черчилль У. Вторая мировая война, М., 1997. 'СЛ.1 бб.Шелленберг В. Лабиринт. М., 1991.
160. Шнеерсон JI.M. Австро-прусская война 1866 г. и дипломатия великих европейских держав. Минск, 1962.
161. Шпеер А. Воспоминания. Смоленск. 1998.
162. Шпенглер О. Закат Европы, Ростов-н/Д., 1999. Г.1.
163. Шпенглер О. Закат Европы, Всемирно-исторические перспективы. Минск, 1999. Т.2.
164. Штрассер О. Гитлер и я. Ростов-н/Д., 1999.
165. Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 2000.
166. Эко У. Вечный фашизм // Пять эссе на темы этики. СПб., 2000.
167. Эко У. Когда на сцену приходит другой // Пять эссе на темы этики. СПб., 2000.
168. Энгельберг Э. Германская историография // Историография Нового и Новейшего времени стран Европы и Америки. М., 1977.
169. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и
170. Государства// Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения В 3 т. М., 1985. Т. 3.
171. Энгель Ф. Революция и контрреволюция в Германии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения В 3 т., М., 1985. Т.1.
172. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопр. философии. 1981. № 1.
173. Юнг К.Г. Психология нацизма. Вотан // К.Г.Юнг о современных мифах: Сб. тр. М., 1994.
174. Юнг К.Г. Психология нацизма. Эпилог // К.Г.Юнг о современных мифах: Сб. тр. М., 1994.
175. Якимович А.К. Тоталитаризм и независимая культура // Вопр. философии. 1991. № 11.
176. Якобсон А. О романтической идеологии // Новый мир. 1989. №
177. Янушевский А.С. Внутренний кризис в Германии в 1944-1945 гг. // Новая и новейшая история. 1995. № 2.
178. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
179. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
180. Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Оиысл и назначение истории. М., 1994.
181. Abel Т. The Nazi Movement. Why Hitler come to power. New York.1966.
182. Allardyce G. What Fascism is Not: Throught on the Deflation of a Concept//American Historical Review, 1979.
183. Bracher K.D. Zeitgeschichliche kontroversen. Um Faschismus, Totalitarismus, Demokratie. Munchen. 1976.
184. Bramwell Д.С. Blood and soul: Walter Darre and Mitleris «Green Parti» . Abbotsbrook, 1985.
185. Borejsza J.W. Schulen des Hasses. Faschistische Systeme in Europe. Frankfurt/М. 1 999.
186. Corni G. Fascismo e fascismi. Mowimenti, partiti, regime in Europa e nji Mondo. Roma. 1989.
187. Felice R. de. Der Faschismus. Ein Interviw mit M.A. Leden. Stuttgart. 1977.
188. Knutter H.-H. Hat der Rechtsradikalismus in der Bundasrepublik eine Chance? Koln. 1982.
189. Kriek F. Blut und Boden , Soziologie im Faschismus. 1933 -1945: Darstellung und Texte/ Mugenburg et al.-Koln. 1981.
190. Turner H.A. Faschismus und Kapitalismus in Deutschland Gottingen. 1972.
191. Yahya H. Fascism. The bloody ideology of darwinism. Istanbul.2002.
192. Chandler A. Rosenberg's Nazi Myth. New York. 1968.