автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Ф.М. Достоевский и декаданс

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Аммар Исмаель
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Краснодар
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Ф.М. Достоевский и декаданс'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Ф.М. Достоевский и декаданс"

О1

На правах рукописи

Исмаель Аммар

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ И ДЕКАДАНС: ОБРАЗЫ ДУХОВНЫХ ПАДЕНИЙ В РОМАНАХ «БЕСЫ» И «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»

10.01.01 - русская литература

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

1 8 А ПР №

Краснодар - 2013

005051954

Работа выполнена на кафедре зарубежной литературы и сравнительного культуроведения ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный

университет»

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор Татаринов Алексей Викторович

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой литературы и методики ее преподавания ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия» Безруков Андрей Александрович

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры истории русской литературы, теории литературы и критики ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» Свитенко Наталья Вячеславовна

Ведущая организации:

ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств»

Защита диссертации состоится

марта 2013 года на заседании

диссертационного совета Д 212.101.04 по филологическим наукам при Кубанском государственном университете по адресу: 350018, г. Краснодар, ул. Сормовская, 7. Ауд. 309.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Кубанского государственного университета по адресу: 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.

2 ^

Автореферат разослан «_» февраля 2013 года.

Ученый секретарь Диссертационного совета

М.А. Шахбазян

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Творчество Ф.М. Достоевского остается не только одним из самых востребованных объектов изучения в современном литературоведении, но и продолжает оказывать заметное влияние на постановку и решение нравственных проблем. Декаданс, классически рассматриваемый как духовно-эстетическая реальность последних десятилетий XIX века и первых десятилетий XX века, сохраняет значение и в культуре нашего времени. Сохраняется, а в некоторых случаев усиливается интерес к идейно-эстетическим экспериментам, к философии бунта, к двойственности моральных установок, к апокалипсическим темам. Герои, формулирующие пессимистические мысли об обреченности человека, о кризисе гуманизма в самых разных сферах, часто оказываются на первом плане. Обращение к произведениям Ф.М. Достоевского способствует увеличению масштаба проблем эстетизации пессимизма, но и намечает пути преодоления мрачных философских концепций.

Такой путь сформировался в русской культуре более ста лет назад. В конце XIX века творчество Ф.М. Достоевского стало одним из эталонов культуры, пространством образов и идей, обращение к которым стало нормой. Достоевский - «своеобразный культурный код рубежа веков», в это историческое время «творится миф о Достоевском», - пишет Н.Ф. Шипунова, решая проблему «Ф.М. Достоевский и «серебряный век»1. Именно тогда была установлена прочная связь между миром Ф.М. Достоевского и разнообразными явлениями русской культуры, близкими к декадансу. Поэтому особенно важно видеть не только влияние Достоевского на декаданс, но и обнаруживать границы между его творчеством и произведениями тех писателей, которые находились под серьезным влиянием пессимизма и разных форм «темной» эстетики. «Несмотря на близость решения многих эстетических задач, обращение к одним и тем же нравственным проблемам, этические позиции Арцыбашева и Достоевского существенно различны, что становится ясным при использовании образов «христоподобного» человека и «сверхчеловека» в творчестве Арцыбашева и сопоставлении этих типов с героями Достоевского. В отличие от Достоевского, для которого безусловны христианские мораль, вера в идеал и правоту Христа, Арцыбашев проявляет этическую толерантность в вопросе о выборе жизненных воззрений, и именно в этом суть его идейных расхождений с Достоевским», - приходит к выводу О.Ю. Малкина, показывая основные смыслы, позволяющие различать творческий поиск Ф.М Достоевского и М.П. Арцыбашева - значимого для декаданса писателя2.

1 Шипунова Н.Ф. Достоевский в русской культуре конца XIX - первой трети XX в. Диссертация на соискание... кандидата филологических наук по спец. 10.01.01. Москва, 2006. С 11.

2 Ф.М. Достоевский в художественном мире М.П. Арцыбашева. Диссертация на соискание... кандидата филологических наук по спец. 10.01.01. Тамбов, 2005. С. 17.

3

Творчество Ф.М. Достоевского позволяет и простым читателям, и специалистам-гуманитариям наблюдать процесс падения человека в его детализации, в художественном раскрытии многих подробностей. «Эволюция персонажей в своеволии выглядит так: становление на путь зла, крайнее своеволие - преступление - не раскаяние - новые преступления — отказ от общих этических норм, от религии Христа - угасание в небытии или самоубийство», - замечает Ч.А. Горбачевский, оценивая концепцию этического нисхождения в романах Ф.М. Достоевского3. При этом важно видеть и понимать, какие механизмы выживания человека, обретения им светлого мироощущения предлагает русский писатель. «Идеал самого Достоевского предстает как идеал этико-эстетический, в основе которого лежит образ Христа как нравственный идеал человечества», - приходит к выводу К.А. Рыкова, сообщая о религиозно-философской борьбе со злом как о самой важной теме Ф.М. Достоевского4. Для нас важно не только определить сущность декаданса как духовно-художественного мира, где есть явный интерес к деградации, духовным кризисам и падениям, но и оценить опыт Ф.М. Достоевского по преодолению кризисных явлений.

Степень изученности темы исследования. Практически в каждой диссертации, посвященной Ф.М. Достоевскому, подробно представляются и анализируются классические работы о Ф.М. Достоевском, написанные М.М. Бахтиным, Ю.И. Селезневым, Ю.Ф. Карякиным, Т.А. Касаткиной, Л.И. Сараскиной, Ю.Г. Кудрявцевым, Г.К Щенниковым, Р.Г. Назировым, К.А. Степаняном и другими филологами и мыслителями. В такой ситуации неизбежны повторы, возвращение к известному. Поэтому в данном исследовании акцент сделан на современных диссертационных работах, которые можно разделить на три группы. 1) Диссертации, посвященные роману «Бесы»: работы Л.П. Гогиной, Н.Ф. Истоминой, М.М. Меликян, С.А. Орловой, Н.О. Савиной. 2) Диссертации, посвященные роману «Братья Карамазовы»: работы Т.В. Гущиной, Е.В. Ковиной, И.И. Сизовой, О.Н. Солянкиной, Н.Д. Старосельской, Н.В. Строганцевой, O.A. Фарафоновой, T.JI. Чернышевой, С.Л. Шаракова, С.С. Шаулова, Чжан Бяньгэ. 3) Диссертации, посвященные разным вопросам творчества Ф.М. Достоевского, но имеющим отношение к проблемам данного исследования: работы H.H. Арсентьевой, Ч.А. Горбачевского, Т.Ф. Двойнишниковой, Д.Н. Дианова, М.А. Иониной, А.Б. Криницына, A.B. Лапина, С.Б. Пухачева, К.А. Рыковой, В.В. Сайченко, К.А. Степаняна, С.Н. Сморжко, Б.Н. Тихомирова, Д.М. Шевцовой, Н.Ф. Шипуновой . Также необходимо отметить современные исследования в области изучения декаданса как культурного явления:

3 Горбачевский Ч.А. Категория свободы в творчестве Ф.М. Достоевского и ее интерпретация в русской религиозно-философской критике рубежа XIX-XX веков. Диссертация на соискание... кандидата филологических наук по спец. 10.01.01. Магнитогорск, 2005. С. 164.

4 Рыкова К.А. Проблема творчества в этико-эстетических воззрениях Ф.М. Достоевского. Диссертация на соискание... кандидата филологических наук по спец. 10.01.01. Москва, 2002. С. 232.

диссертации, монографии и статьи А.И. Абрамова, А.Н. Долгенко, И.И. Евлампиева, С. Зенкина, А. Ланщикова, О. Ронена, К.Н. Савельева, A.B. Татаринова, В.М. Толмачева.

Новизна исследования заключается в постановке проблемы «Ф.М. Достоевский и декаданс». Изучение творчества Ф.М. Достоевского - одно из главных направлений современного российского литературоведения. Ежегодно появляются новые монографии и диссертации. Но проблема, решаемая в данном исследовании, специально не ставилась. Также важно заметить, что декаданс понимается не только как исторически сложившаяся художественная мысль рубежа XIX-XX веков, но и как нравственно-эстетическая реальность, не ограниченная указанным периодом.

Объектом исследования являются два ключевых романа Ф.М Достоевского («Бесы» и «Братья Карамазовы»), в которых идеи и образы декаданса, а также формы его преодоления, проявились в наибольшей полноте.

Предметом исследования стал декаданс как совокупность идейных и художественных признаков, формирующих сложное содержательное пространство романов Ф.М. Достоевского «Бесы» и «Братья Карамазовы».

Цель исследования - постановка и целостное изучение проблемы «Ф.М. Достоевский и декаданс» на материале двух поздних романов русского писателя («Бесы» и «Братья Карамазовы»)

Задачи исследования:

1) Рассмотрение декаданса как теоретической проблемы, которая формируется во второй половине XIX века, но не ограничивается эпохой своего появления.

2) Представление основных художественных концепций поэтики декаданса, которые находятся с творчеством Ф.М. Достоевского в типологических отношениях.

3) Изучение «декаданса мысли» как идейно-художественной реальности в романах Ф.М. Достоевского.

4) Изучение «декаданса чувства» как идейно-художественной реальности в романах Ф.М. Достоевского.

5) Определение основных форм преодоления декаданса в романах Ф.М. Достоевского.

Методы исследования. Описательный метод, систематизирующий изучаемый материал в соответствии с комплексом исследовательских задач «Ф.М. Достоевский и декаданс». Сравнительно-сопоставительный метод, позволяющий выйти на уровень контекстуального изучения романов «Бесы» и «Братья Карамазовы» через рассмотрение разных художественных явлений (творчество Ф.М. Достоевского и литература европейского декаданса).

Теоретическая значимость исследования. Для определения данного параметра диссертационной работы важно указать на особое внимание, уделяемое термину «декаданс». И в первой (теоретической) главе, и в двух главах, посвященных рассмотрению двух романов Ф.М. Достоевского,

определяется и уточняется ключевое понятие исследование. Учитываются следующие важные факторы: творчество Ф.М. Достоевского в контексте европейского и русского декаданса; творчество Ф.М. Достоевского заметно повлияло на становление русского декаданса, который обращался к его романам как к источнику многих болезненных сюжетов; в творчестве Ф.М. Достоевского не только воссоздана атмосфера декаданса, но и намечены пути его критического восприятия и преодоления.

Апробация исследования. Результаты исследования были обнародованы на конференции «Художественная концепция личности в мировой литературе: материалы Международной научно-практической конференции (Краснодар-Армавир, 25-26 сентября 2012 г.), обсуждены на заседаниях кафедры зарубежной литературы и сравнительного культуроведения КубГУ.

Основные положения, выносимые на защиту.

1) О проблеме декаданса в творчестве Ф.М. Достоевского позволяет говорить присутствие следующих мотивов: мотив преступления (в том числе в духовной сфере), формирующего сюжет произведения; мотив двойственной природы героев, склонных к падению, к опасным поискам в области морали; мотив красоты, способной и спасать мир, и ставить его на грань нравственной катастрофы; мотив бунта героя против Бога и самой жизни, который часто сопровождается определением новой идеи человека, часто очень болезненной.

2) Ключевым для романов «Бесы» и «Братья Карамазовы» оказался «декаданс мысли», к которому относятся сюжеты, связанные с Кирилловым, Шатовым, Петром Верховенским, Иваном Карамазовым и некоторыми другими персонажами. Идеи, отстаиваемые этими героями, обязательно касаются проблем смерти и самоубийства, отказа от Бога и христианства.

3) В романах «Бесы» и «Братья Карамазовы» важное место занимает и «декаданс чувства, страсти», к которому относятся сюжеты, связанные с развитием женским образов, с Федором и Дмитрием Карамазовыми и некоторыми другими персонажами. Этот тип декаданса тесно связан с двойственным характером темы любви и красоты.

4) Объединяющим для «декаданса мысли» и «декаданса чувства» является образ Николая Ставрогина, который отказывается от веры в Бога, теряет возможность любить, но продолжает изобретать разные опасные идеи, способные заразить Кириллова, Шатова, Петра Верховенского. В образе Ставрогина показано формирование внутренней пустоты человека, которая приводит к самоубийству.

5) Достоевский не оставляет читателя один на один с образами и идеями декаданса, показывая возможность и необходимость духовной защиты. Преодоление декаданса происходит с сюжетами,

б

связанными с Хроникером, Дашей, старцами Тихоном и Зосимой, Алешей Карамазовым и некоторыми другими героями. Определяющим для преодоления стремления к темным идеям, смерти, самоубийственным экспериментам оказывается христианская вера и любовь к людям.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, насчитывающего 145 позиций. Общий объем работы 172 стр.

Основное содержание исследования

Во Введении определяются цель и задачи исследования, его актуальность и новизна. Представляются объект и предмет исследования, использованные при написании диссертации научные методы. Формулируются основные положения, выносимые на защиту, сообщается о структуре исследования, о его апробации.

В первой главе («Декаданс и творчество Ф.М. Достоевского») три параграфа («Декаданс как теоретическая проблема», «Авторские модели декаданса в западноевропейской литературе», «Проблема «Достоевский и декаданс» в русской философской критике конца ХГХ - начала XX веков»). В первой главе диссертации, посвященной проблемам духовных падений героев романов Достоевского («Бесы» и «Братья Карамазовы») как проявлений культуры декаданса, решаются задачи теоретического характера.

Первая проблема связана с необходимостью представить, описать декаданс как явление, которое отличается определенной целостностью. Для этого следует кратко сказать о специфике декаданса, который можно назвать классическим. Его время - рубеж XIX - XX веков. Именно тогда, прежде всего в западноевропейской литературе, сформировались основные принципы изучаемого нами культурного явления. Но декаданс - не только литературная ситуация определенной эпохи, но и особое настроение и, можно сказать, стиль сознания, который не ограничен конкретным историческим периодом. Одной из наших задач стало исследование этого стиля, сохраняющего значение и в современной культуре. Также важно показать, как менялось восприятие декаданса в науке. Мы опираемся и на научные работы, которые считают декаданс достаточно ограниченным и отрицательным феноменом, и на труды, в которых декаданс рассматривается расширенно, без очевидных негативных характеристик.

Во втором параграфе первой главы будут представлены некоторые образы декадентской культуры, которые важны и сами по себе, и с точки зрения дальнейшего обращения к творчеству Достоевского. На наш взгляд, требуют описания пять моделей декаданса, сформировавшиеся в творчестве поэтов и писателей Западной Европы: «Цветы зла» Бодлера, философские произведения Ницше, роман Гюисманса «Наоборот», «Портрет Дориана Грея» и Саломея» Уайльда, драмы Метерлинка. Если в первом параграфе

декаданс рассматривается как теоретическая проблема, то во втором параграфе - как проблема практическая, выражающаяся в сюжете, конфликтах, образной системе, стиле.

В третьем параграфе первой главы исследуется проблема восприятия творчества Достоевского известными русскими философами рубежа Х1Х-ХХ веков. Русские мыслители по-особому относились к литературе, видели в ней возможность постановки и решения больших жизненных проблем. Именно Достоевский стал тем писателем, который был воспринят как самый серьезный философ России, в своих романах поставивший ряд вопросов, определивших развитие русской философской мысли. Сильно повлиял Достоевский на становление русского декадентства, которое развивало отдельные мысли и чувства некоторых героев, таких, например, как Раскольников, Иван Карамазов, Кириллов, Ставрогин и другие. Анализируя работы Розанова, Мережковского, Бердяева, Соловьева, Франка, Шестова и других мыслителей, мы ставим перед собой задачу представить разные формы постановки проблемы «Достоевский и декаданс».

Декаданс (как тип культуры) сформировался во второй половине XIX века и стал символом эстетической и духовной деятельности, выражающей пессимистические настроения. В первом, базовом значении декаданс может быть назван традицией, для которой характерно частое обращение к мотивам умирания, гибели мира, утраты социальных и религиозных ориентиров, обращение к образам красоты, которые противопоставляются нравственным образам, вытесняют этику и мораль эстетическими факторами. Декаданс связан с неверием в прогресс, с субъективизмом и эгоизмом, с увлечением эротизмом. Ему присущи разнообразные эксперименты, заставляющие читателей удивляться тому выбору, который делают герои, а также их авторы в процессе развития сюжета.

В расширенном значении декаданс не ограничивается совершенно определенным настроением пессимистического характера и набором конкретных произведений. Декаданс может быть воспринят и как образ сознания, который выходит далеко за пределы его «родного» исторического времени, и как главный стиль эпохи рубежа Х1Х-ХХ веков, не ограничивающийся теми или иными негативными оценками. Если в советском литературоведении декаданс оценивался отрицательно как антисоциальное творчество, то в последние десятилетия часто встречается другая точка зрения: декаданс воспринимается более позитивно, при этом отмечается и его новаторский потенциал, и особая нравственная система, и постановка философских вопросов.

В первой главе рассмотрено творчество пяти писателей и поэтов, которые представляют «классический декаданс» и позволяют уточнить постановку центральной проблемы диссертации — «Достоевский и декаданс». Бодлер в сборнике «Цветы зла» поэтизирует настроение отчаяния и бунта, показывает внеморальный характер красоты, создает модель мира, в которой практически невозможна радость простой жизни, наслаждение счастьем.

Бодлер пишет о любви, которая постоянно обманывает, о красоте, превращающейся в могильное тление. Бодлер соединил недовольство миром, тоску и агрессию, тем самым став одним из самых необходимых в декадансе поэтов.

Ницше дал культуре декаданса образ Диониса, символизирующего страсть, творческое безумие, соединение жизни и смерти, доверие к природе и неверие в определенные варианты посмертной жизни. Ницше выступил против культа разума, показал, что традиционная религия не решает проблемы добра и зла, предлагая слишком примитивные решения, которые выгодны тем, кто пытается удержать свою власть. Декадентство оценило стиль Ницше. Во-первых, в этом стиле происходит преодоление христианства, иногда даже оскорбление объектов веры. Во-вторых, рождается новая мифология, которая даже пытается стать религией. Так, Заратустра, один их самых любимых героев декаданса, показан Ницше как некий пророк, сообщающий слова о принципах новой жизни, о сверхчеловеке.

Гюисманс создал образ Дез Эссента, который был воспринят в культуре своего времени как образцовый декадент. Эссент ставит искусственное выше естественного, природного, хранит свое одиночество, постепенно отказываясь от всех друзей, любит ночь и совсем не любит день, приходит к выводу о том, что человек - обреченное создание, которое не может быть счастливым, потому что есть страдающее тело, назойливый мир и скука, которую крайне трудно преодолеть. Также важно, что проблема Эссента-декадента поставлена Гюисмансом как религиозная проблема.

Уайльд создает трагические сюжеты, в которых происходит своеобразное любование гибелью героев, и эта гибель может быть названа эстетическим центром произведения. Сказанное относится и к Дориану Грею, и к главной героине «Саломеи». У Оскара Уайльда декаданс раскрывается, прежде всего, как эстетизм: много внимания уделено автором перечислению драгоценных камней, позам, которые принимают персонажи, изяществу речей. Но, еще раз подчеркнем, особое значение приобретают ситуации падения, нравственных катастроф, любви, которая превращается в смерть.

Метерлинк постоянно обращался к теме смерти, которая представала перед героями как центральная проблема существования. С одной стороны, мистическое не превращается в фантастическое, остается предчувствием плохих событий, ведущих к смерти. С другой стороны, возникает образ какой-то единой силы (возможно, самого бытия, целостной жизни), обрекающей человека на уничтожение. Вместе с тем есть у Метерлинка и некое мистическое предчувствие духовных прозрений, которое также имеет важное значение для декаданса.

Творчество Достоевского было не только воспринято русской религиозной философией, но и заметно способствовало становлению этой традиции, которая в целом оставалась христианской, но практически всегда с

какими-то отклонениями от церковного, православного учения. Анализ статей и книг В.В. Розанова, Д.С. Мережковского, H.A. Бердяева, B.C. Соловьева, Л.И. Шестова, Леонтьева и других мыслителей позволяет прийти к выводу о допустимости постановки проблемы «Достоевский и декаданс». Конечно, Достоевский не может и не должен быть назван декадентом. Но многие мотивы его творчества послужили одной из самых существенных основ русского декаданса, можно сказать, подняли его на очень серьезную высоту:

- преступление (прежде всего, в духовной сфере) часто оказывается ситуацией, определяющей для развития сюжета;

- в центре оказываются герои, отличающиеся двойственной природой, склонностью к падениям, к тяжелым экспериментам в сфере морали;

- красота показана как сила, которая может спасать мир, но в то же время она скрывает в себе опасность для нравственного мира человека;

- огромное значение приобретают протесты героев против мироздания, обрекающего людей на страдания; герои не просто бунтуют, отказываясь от Бога, но и предлагают альтернативные пути, некие собственные учения о спасении человека, обреченного сначала мучиться, а потом умереть;

- сложность, двойственность авторских оценок встречается гораздо чаще, чем оценки, для которых характерна однозначность.

Во второй главе («Идеи и образы декаданса в романе Ф.М. Достоевского «Бесы») четыре параграфа («Герои-идеологи и проблема декаданса», «Эпизодические герои и проблема декаданса», «Декаданс как идейно-эстетический центр: проблема Ставрогина», «Формы преодоления декаданса в романе»). Многие литературоведы рассматривают творчество Достоевского как одну из вершин христианской мысли. Романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» в этом контексте играют большую роль. К роману «Бесы» более настороженное отношение. Главная причина в том, что здесь нет таких христианских героев, как Мышкин в «Идиоте» или Алеша в «Братьях Карамазовых». Падения Ставрогина, Петра Верховенского, Кириллова - на первом плане. Преодоление этих падений - не столь очевидный вопрос. Так, в диссертации Б.Н. Тихомирова «Религиозные аспекты творчества Ф.М. Достоевского» «Бесам» уделено очень мало внимания, будто это произведение имеет незначительное отношение к проблеме «Достоевский и христианство».

Практически все герои «Бесов» отличаются двойственностью, неоднозначным характером нравственных стремлений, отсутствием обыкновенного человеческого желания жить долго, стараясь сохранять спокойствие и разум. Выбор путей болезненных и опасных для жизни оказывается нормой. На первом плане повествования «декаданс идеи». Так можно назвать состояние ума, при котором сознание героя полностью подчиняется тому или иному плану, концепции, начинающей управлять жизнью и по-своему подталкивать к смерти. Шатов захвачен идеей народа-

богоносца, Кириллов следует мысли о человекобоге, Петр Верховенский зависим от идеи всемирного переворота, который уничтожит христианский мир.

Особое внимание Достоевского отдано Кириллову. Классифицируем основные детали этого образа. 1) Своей обстоятельностью напоминает ученого, внимательно изучая интересующую проблему. 2) Из всех героев «Бесов» обладает самой индивидуализированной речью, которая выделена грамматической неправильностью, отрывочным характером. Создается ощущение, что Кириллов пытается по возможности максимально сократить трату времени слова, перейти к такому лаконизму, когда самые последние формы всем представятся абсолютно бесспорными. 3) Интересно, что плохо о Кириллове отзываются столь разные люди, как Липутин и старший Верховенский. Оба его не чувствуют, не приближаются к трагической идее Кириллова. Но, лишенные всякого чувства к нему, верно выявляют центральный парадокс: хочет добра, а стремится к смерти; по профессии инженер, а проповедует разрушение. 4) Кириллов - не искусственный герой, который раз и навсегда заперт в собственной идее. Он видит и ценит окружающих, способен помочь ближним, умеет любить, смеяться, играть с детьми. Но в нем жизнь проигрывает плану. 5) Достаточно резкая фраза Степана Трофимовича о «коротеньких мыслях» имеет свою ценность: Кириллов, поверив в одну идею, делает все для того, чтобы ничто не помешало ей реализоваться.

В образе Кириллова декаданс предстает попыткой строить через уничтожение. Здесь мы видим желание создавать в разрушении. Кириллов хочет двигаться вверх, падая при этом вниз, доказывать силу жизни через присутствие и необходимость смерти. В отношении Кириллова к Христу его персональный декаданс оформляется наиболее отчетливо: смерть Христа для героя не только трагедия, но и страшная комедия, показывающая, что миром правит безнадежность, абсурд. В сцене последней встречи с Верховенским Достоевский обращает внимание не дикий смех Кириллова, на его желание «изругать». Абсурд, который прикрывался логикой, определенной системностью, перед смертью выходит наружу. Кириллов - двойственный герой, и в этом плане от сложнее Верховенского и Шатова.

Можно сказать, что Петр Верховенский - нигилист, т.е. человек, отрицающий духовные ценности, религию, опирающийся на материалистические представления о мире и человеке. И этот герой занимает в романе позицию, которая связана с культурой декаданса. Верховенский при всей своей бесталанности и внешней примитивности показан человеком, который способен все запутать до неразличимости. Как психологический тип Петр Верховенский отличается склонностью к какому-то специальному нагнетанию эмоций, к созданию ситуаций, которые стоит назвать пограничными для психики. Верховенский практичен, рационален, настроен материалистически, но это не полностью характеризует его натуру. Это совсем не значит, что сам он - законченный материалист. Религия интересна

и нужна Верховенскому, стремящемуся заменить одну религию другой религий. Петр Верховенский, который находит в себе недостаток «тайны», нуждается в «таинственном» Николае Ставрогине. Возможна мысль о том, что Верховенский нуждается в декаденте Ставрогине, который обладает харизмой, способностью не только привлекать людей, но лишать их самостоятельной воли, делать исполнителями высказанных им планов. Иногда Петр Верховенский проговаривается о том, что главное в его жизни все-таки не созидание, а разрушение. Он не выглядит человеком, который собирается строить что-то для пользы других. Есть в Верховенском откровенная жажда уничтожения.

Важна для метода Ф.М. Достоевского и ситуация, которую можно назвать «декадансом чувства». К этому типу состояния следует отнести Лизу, Лебядкина, его сестру и ряд других героев. Они не следует определенной программе, как Шатов или Кириллов, отличаясь болезненностью, неспособностью справиться со своими эмоциями, утратой нравственного центра и особой театральностью, умением превратить собственную жизнь в спектакль.

Ключевые позиции в становлении идей и настроения декаданса занимает Николай Ставрогин. Он - центр «декаданса идеи»: основные концепции, которые «съедают» Шатова и Кириллова, созданы им. Одновременно Ставрогин находится в центре «декаданса чувств»: от него зависимы большинство женщин, появляющихся в романе, прямо или косвенно из-за него погибают Лиза, Марья Лебядкина, жена Шатова. Ставрогина считают «принцем», «Иваном-царевичем», человеком, от которого надо ждать великих свершений. При этом никто не сомневается, что Ставрогин преступен, болен нравственно, опасен для окружающих. Поклонение Ставрогину совместимо в «Бесах» с его разоблачением. Сам герой не в состоянии воспользоваться всеобщим интересом к своей персоне. Он гибнет, потому что пустота, которую он сам создавал, оказалась сильнее и гордыни, и привычки к разным провокациям.

Зная о развитии образа Ставрогина в целостном сюжете, выскажем предположения о тех смыслах, которые Достоевский вкладывает в странное поведение героя. 1) Мотив эпатирующего поведения: герой, зная о том влиянии, которое он оказывает на людей, оценивая себя со стороны, сознательно создает скандал, чтобы оставаться в центре внимания, можно сказать, в центре всеобщего недоумения. 2) Мотив перехода этической границы: Ставрогин, презирая общую нравственность, не считаясь с общественной моралью, допускает поведение, которое не только испытывает терпение окружающих, но и демонстрирует готовность к любому, самому подлому действию. 3) Мотив демонического воздействия: Ставрогин, который является центром «бесовских» движений в романе, не владеет собой, оказывается в порабощении у каких-то низших сил, заставляющих человека совершать низменные, ничем не оправданные поступки. 4) Мотив демонстрации абсолютного равнодушия и неверия в смысл: Ставрогин живет

как бы в пустоте, где нет серьезного отличия одного действия от другого, что и подтверждают совершенные «странные» поступки. 5) Мотив силы и героизма, не знающих, куда себя направить: Ставрогин обладает большими психологическими и физическими возможностями, но полностью лишен цели, что и приводит к абсурдным проявлениям силы. 6) Мотив самоунижения: Ставрогин, чувствуя возможные последствия оказываемого им влияния, стремится создать такой образ, который окончательно оттолкнет всех, кто привязан к нему, зависим от его сложного обаяния. 7) Мотив безумия: Ставрогин является сумасшедшим, что и доказывают три сцены его агрессии.

Декаданс - идея произведения, контекст жизни героев, но нельзя сказать, что сам Ф.М. Достоевский полностью подчинен этому настроению. Декаданс преодолевается и присутствием фигуры Хроникера, и поражениями, которые терпят Кириллов или Ставрогин, и утверждаемой в романе христианской нравственностью, и присутствием таких героев, как Даша и старец Тихон.

Детальное рассмотрение механизмов деградации (и личности, и общества) позволяет читателю рассмотреть роман как пророчество, возвыситься над сюжетом, который может быть оценен как пессимистический. Духовное состояние и нравственные достижения ряда героев романа способствуют преодолению тяжелых настроений. Предсмертное состояние Степана Трофимовича можно назвать покаянием, отказом от заблуждений. Достаточно стойкой остается Дарья. Нравственная личность рассказчика, Хроникера, Антона Лаврентьевича, имеет большое значение. Он передает эмоции и страсти героев, оставаясь объективным созерцателем и исследователем.

В третьей главе («Идеи и образы декаданса в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы») три параграфа («Декаданс страсти»: Федор и Дмитрий Карамазовы, Грушенька и другие герои», «Декаданс мысли»: Иван Карамазов», «Формы преодоления декаданса»). В «Братьях Карамазовых», последнем романе Ф.М. Достоевского, художественное постижение декаданса достигает особой силы. Соответствует этому постижению и активность автора по поиску пути преодоления тех тенденций, которые ведут человека, а, возможно, и человечество, к уничтожению. Если в романе «Бесы» на первом плане оказываются герои, побеждаемые страстями и болезненными идеями, то в «Братьях Карамазовых» много места уделено положительной борьбе персонажей с деструктивными чувствами и интеллектуальными концепциями. Героев, которых можно сблизить (по характеру светлого мироощущения) с Алешей Карамазовым и старцем Зосимой, в «Бесах» просто нет.

Достоевскому интересен старший Карамазов. Он активно задействован в сюжете произведения, с его смертью связана магистральная линия сюжета. Он вполне проявлен как самостоятельный характер, как человек, у которого

есть свои сложившиеся, ставшие системные взгляды на любовь, на религию, на человеческую жизнь в целом. Федор Карамазов важен в романе как отец: конечно, он мало занимался своими детьми, не испытывал потребности в их воспитании; но не трудно заметить, что отцовство Федора Карамазова имеет особое значение для Достоевского.

В развитии образа Федора Карамазова мы находим несколько аргументов, которые позволяют поставить проблему «Старший Карамазов и декаданс». Во-первых, его отношение к женщине. В тексте неоднократно сказано о его серьезной зависимости от женщины. Во-вторых, аргументом в пользу возможности проблемы «Старший Карамазов и декаданс» является его специальная грубая театральность. В-третьих, падения Федора Павловича имеют мировоззренческий характер. Он — низкий человек: любит деньги, готов охранять от сыновей каждую копейку; не заботится о сыновьях, в некоторых случаях может желать им смерти; хочет жить долго, не чувствуя ни малейшего желания покаяться.

Дмитрий, старший из братьев Карамазовых, воплощает в своем образе ситуацию, которую можно назвать «декадансом страсти»: не захваченный идеей, свободный от той или иной идеологической концепции, Дмитрий являет собой человека, который не способен противостоять собственным инстинктам, влечению к женщине и оказывается в плену у этого чувства. Дмитрий - пример личности, для которой сохраняется и разум, и нравственное чувство, но нет сил для того, чтобы справиться с эмоциональной сферой и хотя бы на время остановиться Дмитрий - в особых отношениях с проблемой красоты. 1) Красота отличается принципиальной двойственностью: в ней есть свой «верх», но есть и свой «низ», что препятствует однозначному определению красоты как добра и совершенства. 2) Человек искушается красотой: то, что он поклоняется духовным предметам, не означает его полную свободу от предметов низких и греховных. Красота настолько притягательна, что человек может и сам не заметить, как перейдет от поклонения Богу к совершенно противоположным действиям. 3) В двойственном характере красоты заключена та «широта человека», которая вызывает у Дмитрия понятную тревогу. Это не только констатация объективного факта, но и слово Дмитрия о самом себе. Он может погибнуть, потому что не способен «сузиться», стать проще, рациональнее, однозначнее. 4) Красота выводится за пределы ограниченных эстетических категорий и оценивается как пространство, в котором проходит битва между Богом и дьяволом.

Также считаем необходимым обозначить главные типы ситуаций, которые проясняют значение красоты как одного из ключевых понятий «Братьев Карамазовых». 1) Красота женщины, способная внушить поистине высокую любовь, но и поступить с человеком совершенно иначе, подавив его душу низкими, телесными инстинктами. Если Алеша, прежде всего, останавливает внимание на женской красоте как на благословении, то Дмитрий, даже испытывая душевные чувства, зависим от телесного начала,

от красоты, связанной со сладострастием. 2) Красота любви, связывающей одну душу с другой душой, с миром в целом, а не только мужчину с женщиной. Об этом типе красоты, с которым как раз и связано преодоление декаданса, более подробный разговор будет в последнем параграфе данной главы. Здесь лишь скажем, что это красота, не связанная с телесным эгоизмом, показывает возможность победы добра над злом, духа над низким инстинктом.

В культуре декаданса Красота значительно важнее, чем Закон. Именно она стремится оказаться в центре произведения. В понимании Достоевского красота значительно сложнее той силы, которая только радует и дает положительные эмоции. По-своему зависим от красоты Федор Павлович, который может показаться только безобразным человеком. Но старший Карамазов не только ищет красоты в сладострастной любви, он, как своеобразный актер, способен обнаруживать красоту в своем страшном поведении, в провокациях, в безнравственных поступках. Дмитрий вполне может обнаруживать красоту в своей возможной гибели, живет при этом так, будто созерцая свое падение со стороны, как зритель.

Женщина у Достоевского часто соответствует тому сложному состоянию, которое мы называем в этой работе «декаданс». Вот, например, Катерина Ивановна, характер которой реализован не в любви, а особой ситуации, когда следует говорить о чем-то другом: о трудной игре, о гордости, о тяжелом эгоизме, о фантазии, об интриге, которую героиня пытается сделать самой жизнью. Катерина Ивановна показана автором холодной женщиной, стремящейся обязательно показывать состояние горячки. В этом плане Катерина такая же «инфернальница», как и Грушенька. «Инферналышцей» Грушеньку назвал Дмитрий, хорошо чувствующий значение этого слова, выстраивающего особый тип женской души в творчестве Достоевского.

Что позволяет рассмотреть Ферапонта в круге героев, имеющих отношение к проблеме декаданса? 1) Нерациональный характер данного героя, способного везде видеть явления иного - погибшего - мира. 2) Увлеченность смертью: Ферапонт с одной стороны, предупреждает об опасности, о пагубности падений, но, с другой стороны, распространяет вокруг себя мысль о смерти, как бы призывает ее, молясь «заходящему солнцу». 3) Ферапонт своим словом и поведением поддерживает идею силы смерти, греха, зла и ада. Он не замечает ни детей, ни солнца, ни простой человеческой радости, ни возможности земной любви. Его, Ферапонта, Христос, не может быть отделен от дьявола. Чем больше с ним Ферапонт борется, чем больше говорит о его опасности, тем больше оказывается страха и той безнадежности, с которой не смог справиться, например, Смердяков.

В образе «темного характера», который распространяет мысль о смерти одним своим присутствием, сближаются, на наш взгляд, Ферапонт и Смердяков. Они, конечно, во многом совершенно различны: Ферапонт верует и живет в монашестве, Смердяков не верует, выбирает атеизм и рационализм.

Для него знак нормальности - отказ от Христа ради сохранения физической жизни. Он ненавидит Россию, считая ее отсталой страной. Но не атеизм -основной знак образа Смердякова, а какая-то особенно очевидная страсть со смертью. В детстве Смердяков любил вешать кошек и «хоронить их с церемонией». Мальчик кадил над кошкой, играя в священника. Его жизнь проходит в частных припадках эпилепсии, что является свидетельством глубинной болезненности. Смердяков, о чем косвенно говорится неоднократно, убивает в себе душу, не признавая любви, дружбы, власти высокого начала. Он убивает в себе даже мужчину, оказывая особое предпочтение помадам и духам. Он убивает отца, своим поведением резко приближает к самоубийству Ивана и, наконец, убивает себя самого, показывая связь построенного им мировоззрения и смерти.

Иван Карамазов - олицетворение «декаданса мысли», и в этом плане он очень тесно связан с такими героями «Бесов», как Кириллов, Шатов, Верховенский, Ставрогин. У Ивана совершенно отдельная позиция в романе, он, можно сказать, специально выделенный герой, но с каждым из братьев у Ивана присутствует и своя связь.

Три сюжета «Братьев Карамазовых» имеют прямое отношение к проблеме «Иван Карамазов и декаданс». Первый - «Иван, Алеша и Легенда о Великом инквизиторе». Второй - «Иван и черт». Третий - «Иван и Смердяков». Проанализируем систему мыслей и высказываний, которая образуется в диалоге двух братьев. Еще раз подчеркнем, что эта ситуация интересует не во всем разнообразии смыслов, а в контексте основной проблемы диссертации. Очевидно, что Иван специально, очень тщательно подбирает факты, стремясь создать целую систему, которая не оставит сомнений в том, что человек — плохое, неудачное существо. Может появиться мысль о том, что Иван не просто собирает факты, но он по-своему любуется ими, и это любование, конечно, особого рода. Он негодует по поводу турок, жестоких родителей, безумного генерала, лицемерных европейцев. Это негодование понятно, в том числе Алеше. Но интересно другое: все эти мучители нужны Ивану для того, чтобы проиллюстрировать собственную мысль. Мучители как бы входят в систему Ивана и в один из моментов сюжета делают то, что необходимо герою, увлеченному мыслью о том, что о гармонии вести речь нельзя.

Декадент старается не верить в позитивное. Именно это убеждение тщательно оберегает Иван. Он увлечен несовершенством, образами абсурдных героев. И чем больше этих абсурдных людей, совершающих отвратительные поступки, тем понятнее позиция Ивана: он признает присутствие зла и не собирается верить в добро. Герой повсюду видит ад в самых разных вариантах и отказывается допускать саму возможность рая, который абсолютно не соответствует его внутреннему состоянию. Показывая себе и брату картину мучений, Иван настаивает на том, что Бог не имеет права «отменить» все это в раю, потому что мать никогда не должна прощать того, кто убил ее ребенка.

Достоевский подводит к мысли о том, что здесь важнее всего состояние самого Ивана, в душе которого, как точно сказал Алеша, созрел бунт. Суть этого бунта заключается в следующем. Происходящее на земле, в жизни человека оценивается как кошмар, как несправедливость и победа смерти. Иван в разговоре готов допустить, что есть высшая гармония, которую можно назвать раем. Но она ничего не значит, потому что аргументы земных страданий весомее. Следовательно, Бог в сознании героя предстает бессильным, более того, ненужным. Человек оказывается жестоким зверем. Иван в данной части беседы не говорит, как исправить человека. Он сообщает, что такой человек гармонии не заслуживает. Закономерно разговор двух братьев оказывается возле «темы Христа». Это значит, что Алеша напоминает брату: есть Христос, который может простить, потому что сам стал добровольной жертвой.

«Великий инквизитор» - не только явление души и сознания Ивана, но и вполне декадентское повествование. Аргументы у нас следующие. 1) Темный, мрачный колорит сохраняется на протяжении всего повествования. Действие происходит ночью. 2) Инициатива в повествовании и действии находится у героя, который связан с низом, с тьмой, с тем, что можно обозначить как психологический ад. 3) Как часто бывает в культуре декаданса, использован классический, в данном случае священный (библейский) сюжет, который меняется, переделывается, становится новой историей. 4) В центре сюжета мировоззрение, отличающееся очевидным неблагополучием, близостью к смерти, неприятием человека как свободной личности. 5) Обстановка отличается «готическим» характером, далеким от современности.

Почему этот сюжет так важен для Ивана Карамазова, который, как выясняется в ходе беседы с Алешей, ищет избавления человечества от страданий? Инквизитор - олицетворение самых важных мыслей Ивана, возможность продемонстрировать свою идею сближения Бога и дьявола, что является популярным декадентским ходом. Иван, запутавшись в собственных поисках, в «Легенде» выявляет именно эту путаницу. С одной стороны, он хочет четко сказать, где Бог, а где его противник. Бог - в свободе, приносящей страдание. Дьявол - в отказе от страданий, в механическом счастье без мысли и личного выбора. С другой стороны, путаница только нарастает: Богу получает упреки в том, что созданный им мир и установленные Христом законы слишком сложны для человека; только немногие могут справиться со своей свободой.

Эта двойственность (одна из главных отличительных особенностей таких неоднозначных культур, как декаданс) очень важна. Дело в том, что может появиться желание четко и определенно обозначить Инквизитора как слугу дьявола и решить вопрос однозначно. К тому же сам герой поэмы Ивана говорит, за кем он пошел своей жизненной дорогой. Но в этом случае заметно снизится трагизм повествования, имеющий для Достоевского большой смысл.

Идея Ивана в пересказе черта может быть рассмотрена как система основных пунктов. 1) Необходимо разрушить «идею Бога». 2) Как следствие, все прежнее мировоззрение падет. 3) Люди будут искать счастья только в здешнем мире. 4) Появится человекобог, наслаждающийся земным могуществом. 5) Каждый узнает, что он смертен, но примет смерть с гордостью и возлюбит всех — таких же смертных. 6) Любовь будет сильной, не расплывающейся по надеждам на иной мир.

Алеша Карамазов - один из самых светлых героев не только русской, но и мировой литературы. Его место в последнем романе Достоевского совершенно особое. Например, в романе «Бесы», рассмотренном нами в предыдущей главе, такого персонажа нет. Там отсутствует герой, который мог бы на равных противостоять Ставрогину или Кириллову. Как уже было сказано, формой противостояния декадансу в «Бесах» является сам строй произведения: и композиция, и рассказчик, и жизненный путь основных героев. В «Братьях Карамазовых» такой герой есть, точнее, их два: Алеша и Зосима.

Роман, как сказано автором в самом начале произведения, представляет собой его жизнеописание. Посмотрим, как оно сформировалось в целостном виде, в завершенном сюжете. Алеша появляется в произведении как молодой человек, который хочет стать монахом: покинуть мир (в значении «обыкновенная, нормальная жизнь») и быть всю жизнь праведником, можно сказать, профессионально занятым собственным спасением. В конце романа Алеша решает остаться среди людей, отказывается от монастырского пути. И это не слабость, не компромисс, а твердая убежденность в том, что человек может и должен искать правды среди людей. Следующий важный момент в развитии образа Алеши. Как будущий монах, герой должен настороженно относиться к женщинам. Ход романа и его финал подсказывают читателю, что Алеша не останется одиноким, сможет создать семью сумеет быть любимым. Жизнь, как казалось, вела его к разочарованию в женщинах. Но герой смог выстоять и не разочароваться.

Следующая ситуация в развитии характера Алеши. Она связана с общением с братом Иваном. Если Грушенька хотела завлечь Алешу в стихию эротического чувства, то Иван тоже имел свои плана относительно брата. Он хотел показать ему свою идею настолько ярко, чтобы Алеша стал союзником, разделил мысль о том, что люди слабы, отвратительны, а Бог лишь какая-то не самая лучшая идея сдерживания зла или, наоборот, его сокрытия. Диалог двух братьев (глава «Бунт») - одна из центральных сцен всего романа. Иван сообщает Алеши о страданиях невинных детей: кого-то мучили родители, кого-то затравили собаками, есть и другие примеры жестокости и лицемерия людей. Иван будто хочет, чтобы Алеша признал: жизнь абсурдна, Бог молчит и бездействует, раз существуют подобные истории. В какой-то момент (например, слово Алеши о генерале-садисте: «расстрелять») Алеша сближается с негодованием своего брата, оценивает мир тяжелым взглядом Ивана. Возможно, было бы еще хуже, но Иван начал рассказывать свою

«Легенду», и Алеша понял, что Иван не столько спорит со страданиями человека, сколько с Христом. В страданиях косвенно обвиняется именно, слишком усложнивший жизнь человека, давший так много свободы, что у человека есть все возможности для того, чтобы стать негодяем. И Алеша снова выстоял. Иван предлагал ему дорогу бунта, несогласия с основными принципами человеческого существования. Но Алеша выдержал искушение и не стал противником Бога. В то же время он не забыл о страданиях людей. Но у него другой путь преодоления этих страданий. Ему не подходит ни монастырь, ни бунтарство Ивана, который хочет построить мир-тюрьму, чтобы надзиратели следили за порядком, контролируя общее счастье.

Старец Зосима занимает важнейшее место в преодолении декаданса. Зосима может быть назван проповедником счастья. В чем оно? В том, что существует жизнь, солнце, добрые движения человеческого сердца, склонность к покаянию, милосердие, радость и так далее. Зосима может быть услышан как противник декаданса, потому что он не допускает угрюмости и пессимизма. Достоевский, сталкивая образы двух монахов, подводит к мысли о том, что мрачное восприятие жизни опасно, потому что позволяет человеконенавистничеству укрыться под маской праведности. Если человек склонен проклинать и негодовать по поводу чужих грехов, - он не с Богом. Так, как нам кажется, считает Зосима. Декаданс заставляет человека радоваться собственной печали, прислушиваться к ней. Зосима в каждом человеке, в каждом явлении природы видит Бога, поэтому он воспринимает саму жизнь как чудо. Ясно, что он знает о страданиях человеческих не меньше, чем Иван Карамазов. Но выводы делаются разные. Для Ивана жизнь оказывается несовершенством. Зосима знает о несовершенстве, но его вывод: надо любить человека, который далек от совершенства, но может меняться, способен любить другого. С образом Зосимы, с участием этого образа в преодолении декаданса связаны четыре истории: брата Маркел, его собственное житие, история раскаявшегося убийцы, история библейского Иова.

В этом контексте особое значение у эпиграфа к роману: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Это слова Иисуса Христа из «Евангелия от Иоанна». В качестве эпиграфа они имеют отношение ко всему романа. Прямое значение этих слов — пророчество Христа о своей смерти на кресте и о последующем воскресении. Второй смысл - в том, что человек должен уметь жертвовать, «умирать», и жертва эта у каждого бывает своей. Для Маркела это предсмертное согласие со своим страданием, ранним уходом. Для Михаила трудное покаяние, когда он сумел перешагнуть через собственную гордость. Для Дмитрия Карамазова -понимание того, что он приговорен неслучайно, что весь путь, им пройденный, вел к этому суду, который не убивает его, а, наоборот, возрождает. Для Грушеньки - смирение с судьбой, готовность следовать за Дмитрием туда, куда направит его судьба. Для Зосимы в юности - готовность

полюбить мир, даже поставить свою честь под сомнение в истории с поединком. Для Лизы, которую тоже преследуют разные истерики, -преодоление мысли о том, что «нельзя быть счастливой». Таким образом, большинство героев проходят через испытание «зерном, которое умирает в земле». Проходят и дети, которые под влиянием смерти Илюши тоже становятся лучше. В их понимании мира тоже появляется мысль о страдании, как появляется и мысль о необходимости любви.

В Заключении делаются основные выводы, которые могут быть сгруппированы вокруг двух центральных вопросов: 1) Как проявляет себя, в чем обнаруживается декаданс в двух романах Ф.М. Достоевского? 2) Как преодолевается декаданс, в котором мы видим распространение пессимистических мотивов, стремление героев к смерти, не ограничивающейся понятием о физическом уничтожении человека?

Подробно проанализировав романы «Бесы» и «Братья Карамазовы», может назвать следующие признаки декаданса в творчестве Ф. М. Достоевского. И в «Бесах», и в «Братьях Карамазовых» сюжет теснейшим образом связан с проблемой гибели. Во-первых, гибель - и физическая, и духовная - касается многих героев, таких как, Шатов и Кириллов, Иван и Дмитрий Карамазовы. Во-вторых, возникает вопрос о гибели человечества как вида, как созданного Богом сообщества, которое может увлечься такими страшными идеями, как идея Петра Верховенского или Ивана Карамазова, выраженная в «Легенде о Великом Инквизиторе». Достоевского интересуют нестабильные характеры, подверженные радикальным эмоциям, невротическим срывам, нерациональным ходам. Автор часто обращается к персонажам, которые находятся «на грани»: увлечены собственными падениями, но иногда все-таки ищут варианты спасения. В обоих романах чрезвычайно много персонажей, находящихся на грани истерики, причем, в этом состоянии автор находит возможность для постановки религиозно-философских, а не бытовых вопросов. Проблема красоты, ее странной и страшной природы проходит через оба произведения. К ней причастны и герои, например, Ставрогин, и героини, такие как, Лиза из «Бесов», Грушенька и Катерина Ивановна из «Братьев Карамазовых». Красота осознается в романах как двойственная сила: она способна делать добро, приносить человеку счастье, но через красоту возможно и узнавание ада, потеря воли человека к сопротивлению злу. Достоевский обращается к изображению «декаданса чувства и страсти». Многие герои не могут справиться с собой, оказываются зависимыми от разных желаний, которые осознаются как гибельные, но особо притягательные. В этом случае чувство, например, влечение к женщине, может превратиться в навязчивую идею, стать центром формирования характера героя. «Декаданс чувства» показывает, какую концепцию человека выстраивает Достоевский, предпочитающий показывать героев с непредсказуемым поведением. Также Достоевский часто обращается к «декадансу мысли», показывает, как может

захватить человека идея, к каким последствиям это может привести. Достоевский не просто рассматривает болезненные идеи, но пытается поставить диагноз. В большинстве случаев (примеры Шигалева, Верховенского, Кириллова, Ивана Карамазова, Смердякова) основой «декаданса мысли» оказывается атеизм (в очень разнообразных формах), лишающий человека шанса на бессмертие, на вечный смысл. Представитель «декаданса идеи» освобождается от великих традиций, имеющих спасительное значение, и начинает опасно экспериментировать, полагаясь исключительно на собственную волю. Самым очевидным воплощением декаданса в одном персонаже является Ставрогин. Именно его судьба позволяет Достоевскому обнаружить смертельную опасность пустоту, открывшуюся в рискованных экспериментах. Ставрогин совершает самоубийство, но, так или иначе, к самоубийству подходят разные герои двух изученных нами романов. Самоубийство представляется нам одним из самых заметных событий культуры декаданса, выражающих авторское отношение к проблеме «человек и бытие».

В романах «Бесы» и «Братья Карамазовы» декаданс не становится «последним словом» автора, подробно художественно рассматривается и преодолевается. Формы преодоления следующие. Есть герои, чьи судьбы, поведение и слова служат заметной альтернативой запутанности декаданса и его представителей. Прежде всего, это старец Зосима и его ученик Алеша из романа «Братья Карамазовы». Эти герои способны вынести страдание, не отказаться от любви к человеку и миру. Эти герои не увлекаются абстрактными идеями, не обвиняют мир и Бога в несовершенстве, оказываются способными к деятельной помощи. Важно, что читатель видит жизни этих героев как целостные истории, наблюдает их в развитии, что способствует победе над разными пессимистическими идеями. Преодолению декаданса помогает и сюжет романов в целом. Перед читателем проходят самые разные образы и идеи, которые можно обозначить как искушения: программы Шигалева, Верховенского, Кириллова, Шатова, Ивана Карамазова и других. Ни одно из искушений не остается без детального рассмотрения и сложного авторского комментария. Самый очевидный пример: самоубийство Ставрогина и приближение к безумию и гибели Ивана Карамазова как следствие созданного ими внутреннего мира. Каждый герой, близкий к декадансу, получает возможность изложить свою позицию, заинтересовать ею. Но эта позиция не остается без авторского контроля, обсуждается в разнообразных диалогах.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях: Статьи в ведущих изданиях, включенных в перечень ВАК РФ:

1. Исмаель А. «Достоевский и декаданс» как литературоведческая проблема // Культурная жизнь юга России, 2011, № 3 (41). С. 70-71.

2. Исмаель А. Формы преодоления декаданса в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» // Культурная жизнь юга России, 2012, № 1(44). С. 74-75.

Научные статьи, опубликованные в других изданиях:

3. Исмаель А. Декаданс как современная теоретическая проблема // «Современная филология: теория и практика»: Материалы IV международной научно-практической конференции 29-30 июня 2011 г. М.,

2011. С. 112-116.

4. Исмаель А. Алексей Кириллов и проблема декаданса // Язык. Словесность. Культура, М., 2012, № 4. С. 116-123.

5. Исмаель А. Идеи и образы декаданса в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Язык. Словесность. Культура, М.,

2012, № 4. С. 68-73.

6. Исмаель А. Идеи и образы декаданса в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» // Художественная концепция личности в мировой литературе: материалы Международной научно-практической конференции (25-26 сентября 2012 г.). Красно дар-Армавир: РИО АГПА, 2012. С. 130-132.

7. Исмаель А. Достоевский и декаданс: основные итоги изучения проблемы // Научные исследования. Международный сборник статей. Москва-Астана-Кропоткин, 2013. С. 149-154.

Общий объем публикаций - 1,5 п.л.

Исмаель Аммар

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ И ДЕКАДАНС: ОБРАЗЫ ДУХОВНЫХ ПАДЕНИЙ В РОМАНАХ «БЕСЫ» И «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Подписано в печать 22.02.2013. Формат 60x84 1/16. Печать цифровая. Усл.-печ. л. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ № 1380.2

Издательско-полиграфический центр КубГУ 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.

 

Текст диссертации на тему "Ф.М. Достоевский и декаданс"

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» (ФГБГОУ ВПО «КубГУ»)

На правах рукописи

I

Аммар Исмаель

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ И ДЕКАДАНС: ОБРАЗЫ ДУХОВНЫХ ПАДЕНИЙ В РОМАНАХ «БЕСЫ» И «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.01- русская литература '

h-СО 00

LQ Научный руководитель:

JjT О д.ф.н., профессор VV см

lo A.B. Татаринов

О Я

СМ 00

5J CN1

Краснодар - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................................................4

1. Декаданс и творчество Ф.М. Достоевского.................................10

1.1. Декаданс как теоретическая проблема...............................11

1.2. Авторские модели декаданса в западноевропейской литературе..................................................................18

1.3. Проблема «Ф.М. Достоевский и декаданс» в русской философской критике конца XIX - начала XX века...............33

Выводы.................................................................................55

2. Идеи и образы декаданса в романе Ф.М. Достоевского «Бесы».......59

2.1. Герои-идеологи и проблема декаданса..............................60

2.2. Эпизодические герои и проблема декаданса........................79

2.3. Декаданс как идейно-эстетический центр: проблема Ставрогина..................................................................86

2.4. Формы преодоления декаданса.......................................104

Выводы..............................................................................107

3. Идеи и образы декаданса в романе Ф.М. Достоевского

«Братья Карамазовы».........................................................109

3.1. «Декаданс страсти»: Федор и Дмитрий Карамазовы, Грушенька и другие герои............................................110

3.2. «Декаданс мысли»: Иван Карамазов................................126

3.3. Формы преодоления декаданса.......................................141

Выводы...............................................................................155

Заключение..............................................................................157

Библиографический список..........................................................161

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Творчество Ф.М. Достоевского остается не только одним из самых востребованных объектов изучения в современном литературоведении, но и продолжает оказывать заметное влияние на постановку и решение нравственных проблем. Декаданс, классически рассматриваемый как духовно-эстетическая реальность последних десятилетий XIX века и первых десятилетий XX века, сохраняет значение и в культуре нашего времени. Сохраняется, а в некоторых случаев усиливается интерес к идейно-эстетическим экспериментам, к философии бунта, к двойственности моральных установок, к апокалипсическим темам. Герои, формулирующие пессимистические мысли об обреченности человека, о кризисе гуманизма в самых разных сферах, часто оказываются на первом плане. Обращение к произведениям Ф.М. Достоевского способствует увеличению масштаба проблем эстетизации пессимизма, но и намечает пути преодоления мрачных философских концепций.

Такой путь сформировался в русской культуре более ста лет назад. В конце XIX века творчество Ф.М. Достоевского стало одним из эталонов культуры, пространством образов и идей, обращение к которым стало нормой. Достоевский - «своеобразный культурный код рубежа веков», в это историческое время «творится миф о Достоевском», - пишет Н.Ф. Шипунова, решая проблему «Ф.М. Достоевский и «серебряный век» [143,11]. Именно тогда была установлена прочная связь между миром Ф.М. Достоевского и разнообразными явлениями русской культуры, близкими к декадансу. Поэтому особенно важно видеть не только влияние Достоевского на декаданс, но и обнаруживать границы между его творчеством и произведениями тех писателей, которые находились под серьезным влиянием пессимизма и разных форм «темной» эстетики. «Несмотря на близость решения многих эстетических задач, обращение к одним и тем же нравственным проблемам, этические позиции Арцыбашева и Достоевского

существенно различны, что становится ясным при использовании образов «христоподобного» человека и «сверхчеловека» в творчестве Арцыбашева и сопоставлении этих типов с героями Достоевского. В отличие от Достоевского, для которого безусловны христианские мораль, вера в идеал и правоту Христа, Арцыбашев проявляет этическую толерантность в вопросе о выборе жизненных воззрений, и именно в этом суть его идейных расхождений с Достоевским», - приходит к выводу О.Ю. Малкина, показывая основные смыслы, позволяющие различать творческий поиск Ф.М Достоевского и М.П. Арцыбашева - значимого для декаданса писателя [62,17].

Творчество Ф.М. Достоевского позволяет и простым читателям, и специалистам-гуманитариям наблюдать процесс падения человека в его детализации, в художественном раскрытии многих подробностей. «Эволюция персонажей в своеволии выглядит так: становление на путь зла, крайнее своеволие - преступление - не раскаяние - новые преступления -отказ от общих этических норм, от религии Христа - угасание в небытии или самоубийство», - замечает Ч.А. Горбачевский, оценивая концепцию этического нисхождения в романах Ф.М. Достоевского [17,164]. При этом важно видеть и понимать, какие механизмы выживания человека, обретения им светлого мироощущения предлагает русский писатель. «Идеал самого Достоевского предстает как идеал этико-эстетический, в основе которого лежит образ Христа как нравственный идеал человечества», - приходит к выводу К.А. Рыкова, сообщая о религиозно-философской борьбе со злом как о самой важной теме Ф.М. Достоевского [94,232]. Для нас важно не только определить сущность декаданса как духовно-художественного мира, где есть явный интерес к деградации, духовным кризисам и падениям, но и оценить опыт Ф.М. Достоевского по преодолению кризисных явлений.

Степень изученности темы исследования. Практически в каждой диссертации, посвященной Ф.М. Достоевскому, подробно представляются и анализируются классические работы о Ф.М. Достоевском, написанные М.М.

Бахтиным, Ю.И. Селезневым, Ю.Ф. Карякиным, Т.А. Касаткиной, Л.И. Сараскиной, Ю.Г. Кудрявцевым, Г.К Щенниковым, Р.Г. Назировым, К.А. Степаняном, другими филологами и мыслителями. В такой ситуации неизбежны повторы, возвращение к известному. Поэтому в данном исследовании акцент сделан на современных диссертационных работах, которые можно разделить на три группы. 1) Диссертации, посвященные роману «Бесы»: работы Л.П. Гогиной, Н.Ф. Истоминой, М.М. Меликян, С.А. Орловой, Н.О. Савиной. 2) Диссертации, посвященные роману «Братья Карамазовы»: работы Т.В. Гущиной, Е.В. Ковиной, И.И. Сизовой, О.Н. Солянкиной, Н.Д. Старосельской, Н.В. Строганцевой, O.A. Фарафоновой, Т.Л. Чернышевой, С.Л. Шаракова, С.С. Шаулова, Чжан Бяньгэ. 3) Диссертации, посвященные разным вопросам творчества Ф.М. Достоевского, но имеющим отношение к проблемам данного исследования: работы H.H. Арсентьевой, Ч.А. Горбачевского, Т.Ф. Двойнишниковой, Д.Н. Дианова, М.А. Иониной, А.Б. Криницына, A.B. Лапина, С.Б. Пухачева, К.А. Рыковой, В.В. Сайченко, К.А. Степаняна, С.Н. Сморжко, Б.Н. Тихомирова, Д.М. Шевцовой, Н.Ф. Шипуновой . Также необходимо отметить современные исследования в области изучения декаданса как культурного явления: диссертации, монографии и статьи А.И. Абрамова, А.Н. Долгенко, И.И. Евлампиева, С. Зенкина, А. Ланщикова, О. Ронена, К.Н. Савельева, A.B. Татаринова, В.М. Толмачева.

Новизна исследования заключается в постановке проблемы «Ф.М. Достоевский и декаданс». Изучение творчества Ф.М. Достоевского - одно из главных направлений современного российского литературоведения. Ежегодно появляются новые монографии и диссертации. Но проблема, решаемая в данном исследовании, специально не ставилась. Также важно заметить, что декаданс понимается не только как исторически сложившаяся художественная мысль рубежа XIX-XX веков, но и как нравственно-эстетическая реальность, не ограниченная указанным периодом.

Объектом исследования являются два ключевых романа Ф.М Достоевского («Бесы» и «Братья Карамазовы»), в которых идеи и образы декаданса, а также формы его преодоления, проявились в наибольшей полноте.

Предметом исследования стал декаданс как совокупность идейных и художественных признаков, формирующих сложное содержательное пространство романов Ф.М. Достоевского «Бесы» и «Братья Карамазовы».

Цель исследования - постановка и целостное изучение проблемы «Ф.М. Достоевский и декаданс» на материале двух поздних романов русского писателя («Бесы» и «Братья Карамазовы»)

Задачи исследования:

1) Рассмотрение декаданса как теоретической проблемы, которая формируется во второй половине XIX века, но не ограничивается эпохой своего появления;

2) Представление основных художественных концепций поэтики декаданса, которые находятся с творчеством Ф.М. Достоевского в типологических отношениях;

3) Изучение «декаданса мысли» как идейно-художественной реальности в романах Ф.М. Достоевского;

4) Изучение «декаданса чувства» как идейно-художественной реальности в романах Ф.М. Достоевского;

5) Определение основных форм преодоления декаданса в романах Ф.М. Достоевского.

Методы исследования. Описательный метод, систематизирующий изучаемый материал в соответствии с комплексом исследовательских задач «Ф.М. Достоевский и декаданс». Сравнительно-сопоставительный метод, позволяющий выйти на уровень контекстуального изучения романов «Бесы» и «Братья Карамазовы» через рассмотрение разных художественных явлений (творчество Ф.М. Достоевского и литература европейского декаданса) .

Теоретическая значимость исследования. Для определения данного параметра диссертационной работы важно указать на особое внимание, уделяемое термину «декаданс». И в первой (теоретической) главе, и в двух главах, посвященных рассмотрению двух романов Ф.М. Достоевского, определяется и уточняется ключевое понятие исследование. Учитываются следующие важные факторы: творчество Ф.М. Достоевского в контексте европейского и русского декаданса; творчество Ф.М. Достоевского заметно повлияло на становление русского декаданса, который обращался к его романам как к источнику многих болезненных сюжетов; в творчестве Ф.М. Достоевского не только воссоздана атмосфера декаданса, но и намечены пути его критического восприятия и преодоления.

Апробация исследования. Результаты исследования были обнародованы на конференции «Художественная концепция личности в мировой литературе: материалы Международной научно-практической конференции (Краснодар-Армавир, 25-26 сентября 2012 г.), обсуждены на заседаниях кафедры зарубежной литературы и сравнительного культуроведения КубГУ.

Основные положения, выносимые на защиту.

1) О проблеме декаданса в творчестве Ф.М. Достоевского позволяет говорить присутствие следующих мотивов: мотив преступления (в том числе в духовной сфере), формирующего сюжет произведения; мотив двойственной природы героев, склонных к падению, к опасным поискам в области морали; мотив красоты, способной и спасать мир, и ставить его на грань нравственной катастрофы; мотив бунта героя против Бога и самой жизни, который часто сопровождается определением новой идеи человека, часто очень болезненной.

2) Ключевым для романов «Бесы» и «Братья Карамазовы» оказался «декаданс мысли», к которому относятся сюжеты, связанные с Кирилловым, Шатовым, Петром Верховенским, Иваном Карамазовым и некоторыми

другими персонажами. Идеи, отстаиваемые этими героями, обязательно касаются проблем смерти и самоубийства, отказа от Бога и христианства.

3) В романах «Бесы» и «Братья Карамазовы» важное место занимает и «декаданс чувства, страсти», к которому относятся сюжеты, связанные с развитием женским образов, с Федором и Дмитрием Карамазовыми и некоторыми другими персонажами. Этот тип декаданса тесно связан с двойственным характером темы любви и красоты.

4) Объединяющим для «декаданса мысли» и «декаданса чувства» является образ Николая Ставрогина, который отказывается от веры в Бога, теряет возможность любить, но продолжает изобретать разные опасные идеи, способные заразить Кириллова, Шатова, Петра Верховенского. В образе Ставрогина показано формирование внутренней пустоты человека, которая приводит к самоубийству.

5) Достоевский не оставляет читателя один на один с образами и идеями декаданса, показывая возможность и необходимость духовной защиты. Преодоление декаданса происходит с сюжетами, связанными с Хроникером, Дашей, старцами Тихоном и Зосимой, Алешей. Определяющим для преодоления стремления к темным идеям, смерти, самоубийственным экспериментам оказывается христианская вера и любовь к людям.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Общее число страниц - 172.

1. ДЕКАДАНС И ТВОРЧЕСТВО Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

В первой главе диссертации, посвященной проблемам духовных падений героев романов Достоевского («Бесы» и «Братья Карамазовы») как проявлений культуры декаданса, мы должны решить несколько задач вводного и теоретического характера.

Первая проблема связана с необходимостью представить, описать декаданс как явление, которое отличается определенной целостностью. Для этого следует кратко сказать о специфике декаданса, который можно назвать классическим. Его время - рубеж XIX - XX веков. Именно тогда, прежде всего в западноевропейской литературе, сформировались основные принципы изучаемого нами культурного явления. Но декаданс - не только литературная ситуация определенной эпохи, но и особое настроение и, можно сказать, стиль сознания, который не ограничен конкретным историческим периодом. Одной из наших задач стало исследование этого стиля, сохраняющего значение и в современной культуре. Также важно показать, как менялось восприятие декаданса в науке. Мы опираемся и на научные работы, которые считают декаданс достаточно ограниченным и отрицательным феноменом, и на труды, в которых декаданс рассматривается расширенно, без очевидных негативных характеристик.

Во втором параграфе первой главы будут представлены некоторые образы декадентской культуры, которые важны и сами по себе, и с точки зрения дальнейшего обращения к творчеству Достоевского. На наш взгляд, требуют описания пять моделей декаданса, сформировавшиеся в творчестве поэтов и писателей Западной Европы: «Цветы зла» Бодлера, философские произведения Ницше, роман Гюисманса «Наоборот», «Портрет Дориана Грея» и Саломея» Уайльда, драмы Метерлинка. Если в первом параграфе декаданс рассматривается как теоретическая проблема, то во втором параграфе - как проблема практическая, выражающаяся в сюжете, конфликтах, образной системе, стиле.

В третьем параграфе первой главы исследуется проблема восприятия творчества Достоевского известными русскими философами рубежа XIX - XX веков. Русские мыслители по-особому относились к литературе, видели в ней возможность постановки и решения больших жизненных проблем. Именно Достоевский стал тем писателем, который был воспринят как самый серьезный философ России, в своих романах поставивший ряд вопросов, определивших развитие русской философской мысли. Сильно повлиял Достоевский на становление русского декадентства, которое развивало отдельные мысли и чувства некоторых героев, таких, например, как Раскольников, Иван Карамазов, Кириллов, Ставрогин и другие. Анализируя работы В. Розанова, Д. Мережковского, Н. Бердяева, В. Соловьева, С. Франка, Л. Шестова и других мыслителей, мы ставим перед собой задачу представить разные формы постановки проблемы «Достоевский и декаданс».

1.1 Декаданс как теоретическая проблема

Определение декаданса как типа культуры и художественной деятельности нельзя назвать легкой, однозначно решаемой задачей. Декаданс можно сравнивать с литературными направлениями (барокко, романтизмом, реализмом, натурализмом, модернизмом), но необходимыми характеристиками, позволяющими говорить о сформировавшемся направлении, декаданс не обладает. Часто предлагают сопоставлять и даже соединять декаданс с символизмом, но символизм значительно шире по особенностям созданных художественных миров. Ведут речь о том, что декаданс - это настроение, определенный психологический настрой человека, тогда он может быть обнаружен в самых разных произведениях. Общеизвестно, что декаданс находят в европейской и русской культуре последней трети XIX века - начала XX века. Но этим временем его трудно ограничить, ведь Бодлер, без которого трудно представить любой разговор о

декадентской культуре, умер в 1867 году. Часто приходится сталкиваться с тем, что декаданс понимают как устойчивый вариант эстетики, связанной с мотивами умирания, безнадежного мрака, уныния. Но одним из первых мыслителей, поставивших вопрос о сущности декаданса, был Фридрих Ницше. Следовательно, культурный тип, к которому мы обратились в нашей диссертации, не только вари�