автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Ф. М. Достоевский как предтеча европейского экзистенциализма
Текст диссертации на тему "Ф. М. Достоевский как предтеча европейского экзистенциализма"
61^9-^1168-3
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Диссертационный совет К.064.49.02. по философским наукам
НИКОЛАЕВСКАЯ ТАТЬЯНА ЕВГЕНЬЕВНА
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ КАК ПРЕДТЕЧА ЕВРОПЕЙСКОГО
Специальность 09.00.03 - история философии
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Моек** - 1999
с '
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ В РОССИИ: ИСТОКИ И
1.2. Достоевский и Бердяев: «проклятые вопросы»
Достоевского в европейском экзистенциализме........41
Глава 2. ФИЛОСОФСКИЕ ИСКАНИЯ ДОСТОЕВСКОГО И ЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ XX ВЕКА.
2.1. Формирование экзистенциалистской проблематики
в творчест&е Достойного............................... ,,,<>$
2.2. Значение философских идей и художественных образов Достоевского в истории европейского
ОСОБЕННОСТИ
14
1.1. Достоевский и Шестов: к вопросу о происхождении экзистенциальной философии..............................
14
экзистенциализма
91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
142
ЛИТЕРАТУРА
150
Глава 1.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ В РОССИИ: ИСТОКИ И ОСОБЕННОСТИ
1.1. ДОСТОЕВСКИЙ И ШЕСТОВ: К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Одним из первых в России термин «экзистенциальная философия» употребил Лев Шестов - русский мыслитель, на которого ведущий представитель французского экзистенциализма Альбер Камю указывает как на одного из наиболее важных для нового человека - «человека абсурда» - философов1.
Экзистенциализм - одно из наиболее сложных и противоречивых явлений в истории европейской культур». Творческая история экзистенциализма отразила кризисные проблемы европейской культуры перелома веков, одна и важнейшая из которых кризис рационалистической философии и поиск новых методологических принципов, способных противостоять «самоочевидностям» классического идеализма. Одним из первых мыслителей, осознавших потребность человека в новой философии, является отечественный философ Лев Шестов - виднейший представитель европейского экзистенциализма и зачинатель экзистенциалистской интерпретации творчества другого отечественного мыслителя и писателя Ф.М.Достоевского. Шестов
1 См. Камю А. Мнф о снзяфе, //Творчество и слобода. -М.; Радуга, 1998
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования
Войны и экономические катаклизмы, фантастические научные открытия и экологические катастрофы захлестнули современную цивилизацию и поставили человека перед проблемой сохранения себя как биологического вида. Казалось бы, наступило время, когда духовные потребности, эстетические запросы и гуманистические идеалы должны были отступить на второй план, но напротив, именно они становятся наиболее насущными и побуждают человечество искать новые способы, новые формы утверждения своего права на творческую реализацию, на свободу выбора индивидуального личностного духовного пути, на интеллектуальную и нравственную независимость от навязываемых массовой культурой продуктов современного невежества и варварства. Проблема личности становится все более злободневной и занимает не только философов, но и историков, психологов, правоведов, художников, искусствоведов и литераторов. В конце нынешнего столетия вновь поднимаются и осмысливаются так называемые индивидуальные смысложизненные вопросы, поставленные в «философии кризисного сознания» -экзистенциализме.
Вопросы о смысле бытия, жизни и смерти, вере и неверии, разуме и Боге, свободе и выборе, страхе и отчаянии, страдании и творчестве не раз вставали перед философами разных времен. Поднимались эти вопросы и в русской философско-эстетическоЙ мысли. Но никто не обращался к ним с такой страстью, с такой неистовой потребностью в истине, с таким глубоким пониманием
человеческой природы, как Ф.М.Достоевский. Великий русский писатель решал в своих произведениях вечные вопросы бытия в тесной связи с повседневной жизнью человека, предвосхищая таким образом постановку проблемы личности в западноевропейской экзистенциальной философии и экзистенциалистской художественной практике.
Современная философия уделяет все больше внимания методологии исследования и стилистике философского изложения, неповторимости философского метода мыслителей прошлого и современности. Это объясняется прежде всего тем, что многие философы являлись также и писателями, драматургами, критиками. Взаимодействие философского и художественного характерно для творческого метода мыслителей экзистенциально-
феноменологической направленности XX века и для русской философии и литературы в целом.
За последнее столетие немало сказано о художественных и философских открытиях Достоевского, о значении его творчества в истории российской и мировой культуры. Но вопрос о его месте и значении в истории такого влиятельного направления европейской философско-эстетической мысли Х1Х-ХХ века, как экзистенциализм, остался практически не освещенным в отечественной науке.
Экзистенциализм, несмотря на сложное взаимодействие с традициями европейской культуры, был и остается значительным ее явлением, что позволяет его представителям и исследователям включать в историю этого философского течения самые разнообразные завоевания духовного опыта человечества и формировать собственный взгляд на проблему поиска его предтеч.
Философско-эстетические идеи Достоевского - также достояние мировой культуры, которое не может рассматриваться только в рамках традиционных отечественных эстетических и литературоведческих парадигм, принадлежать истории только одного какого-либо философского или литературного метода. Идейный мир Достоевского - необычайно масштабное явление, включающее множество аспектов. Один из них - влияние на развитие европейской философско-художественной практики, среди современных направлений которой важное место занимает экзистенциализм.
В настоящее время, когда с одной стороны, не ослабевает интерес к творчеству мыслителей экзистенциально-феноменологической ориентации, а с другой, становится все шире поле функционирования и объективизации философских идей и образов Достоевского в современной культуре, очевидна необходимость историко-философского и теоретического осмысления экзистенциального уровня мировоззрения Достоевского с привлечением философско-художественного материала XX века. Основы для такого исследования были заложены отечественными мыслителями Шестовым и Бердяевым, которые первыми поставили проблему экзистенциальных мотивов в творчестве Достоевского.
Так как тема «Ф.М.Достоевский как предтеча европейского
. У
экзистенциализма» является недостаточно изученной в отечественной и зарубежной науке, автору диссертации наиболее актуальной для исследования представляется проблема возникновения и взаимодействия экзистенциальных образов и идей в творчестве отечественных мыслителей - Достоевского, Шестова и Бердяева - и ведущих представителей, основоположников и зачинателей
европейского экзистенциализма в философии и литературе -Киркегора, Хайдеггера, Ясперса, Сартра, Камю и Кафки.
Цель и задачи исследования
Целью данного исследования является реконструкция экзистенциальных идей в мировоззрении Достоевского, а также их анализ в проблемном поле европейского экзистенциализма.
Диссертант, подвергая анализу художественные образы и философские идеи Достоевского, развивает идею Льва Шестова о самостоятельном возникновении экзистенциальных мотивов в творчестве великого русского писателя и философа вне влияния взглядов Серена Киркегора, получивших широкое распространение в Европе только к началу XX века. Диссертант рассматривает экзистенциальную философию не только как философию страха и отчаянья, страдания и разрушения, но и как философию спасения уникальной человеческой личности, индивидуальной внутренней природы человека в условиях духовного кризиса, смены ценностных критериев и идеалов.
Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать развитие экзистенциальных образов и идей Достоевского в контексте интерпретации его творчества Л.Шестовым и Н.А.Бердяевым;
- исследовать проблему влияния религиозных традиций отечественной культуры на формирование экзистенциальных образов и идей Достоевского;
- охарактеризовать аспекты культурно исторической ситуации Х1Х-ХХвв., определяющие источники развития экзистенциалистской проблематики в творчестве Достоевского и европейских писателей экзистенциалистов;
- определить и проанализировать соответствия и противоречия философско-художественных образов Достоевского философско-эстетическим принципам европейского экзистенциализма.
Степень разработанности темы
Современная наука располагает множеством работ, посвященных анализу конкретных произведений Достоевского, особенностей его философского мировоззрения и творческого метода, закономерностей существования и развития его художественной системы, а также осмыслению наследия великого русского писателя в системе духовных ценностей мировой культуры. В то же время проблема значения его творчества в истории европейского экзистенциализма остается недостаточно исследованной. Среди отечественных работ, поев- щенных творчеству Достоевского исследование А.Н.Латыниной «Достоевский и экзистенциализм»1 является едва ли не единственным специальным исследованием, в котором разрабатывается проблема взаимодействия и противоречий противоречий художественного метода Достоевского и западноевропейских экзистенциалистов. Несмотря на критическое отношение к субъективистскому экзистенциалистскому толкованию творчества Достоевского, автор, обращаясь к идеям Льва Шестова,
1 Латынина А.Н. Достоевский и экзистенциализм. //Достоевский - художник и мыслитель. - М.: Художественная литература, 1972.
приходит к выводу, что «тут можно найти точки соприкосновения и не меньше - отталкивания».
Критический анализ художественных образов Достоевского, в которых воплощено «подпольное сознание», индивидуальное личностное начало, отражено переживание одиночества и отчаянья и проявлены другие признаки, характерные для экзистенциального «подлинного существования», представлен также в работах П.П.Гайденко, Н.Г.Назирова, С.Финкелстайна,
Г.Н.Фридлендера2.Кроме того, значение Достоевского в истории европейской экзистенциально-феноменологической мысли, его влияние на виднейшего эстетика и писателя XX века Альбера Камю, подчеркнуто К.М.Долговым3.
Последнее десятилетие отмечено нарастанием научного интереса к наследию отечественных философов. Современные исследователи обращаются и к экзистенциалистским проблемам российской философской мысли. Об этом свидетельствует появление новых книг и диссертационных исследований по философии, например: Романенко Л.М. «Конфликты гражданского общества: экзистенциальная дилемма в современной России» (Москва, 1996),
Захарова Т.Н. «Л.Шестов и э кз истен ци а льная___философия»
(Екатеринбург, 1997), Титаренко С.А. «Николай Бердяев: антропология как основание постижения культуры» (Ростов-на-Дону, 1997). Но несмотря на обилие научных работ по различным направлениям отечественной и западной философии XX века, а также
г См.: Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. - М: Искусство, 1970; Назиров Н.Г. Об этической проблематике повести «Записки из подполья» И Достоевский и его время. - Л: Наука, 1971; Финкелстайн С. Экзистенциализм в американской литературе - М. :Искусство, 1967; Фридлендер Г.Н.-Наука о Достоевском сегодня // Русская литература, 1971, №3 ~
3 См.: Долгов K.M. От Киркегора до Камю - М.: Искусство, 1994
литературы о Достоевском, монографий и диссертаций, посвященных теме «Ф.М.Достоевский как предтеча европейского экзистенциализма (опыт проблемного исследования)», обнаружить не удалось.
Изучение вышеуказанных и других исследований, отразивших основные тенденции развития современных философии, эстетики и литературоведения, обусловило выбор автором темы диссертации и оказало определяющее влияние на методологические аспекты ее разработки.
Методологическая и теоретическая основа исследования
Источниковую базу данной диссертации составляют прежде всего сочинения Ф.М.Достоевского и авторов, чьи имена прочно связаны с развитием экзистенциализма в Европе: С.Киркегора, Л.Шестова, Н.Бердяева, М.Хайдеггера, К.Ясперса, Х.Ортеги-и-Гассета, М.Мерло-Понти, Ж-П.Сартра, Н.Аббаньяно, А.Камю, Г.Марселя, а также тех мыслителей, которых представители и исследователи экзистенциализма называют его предвестниками и предтечами, и которые в своем творчестве близко подошли к идеям этого философско-эстетического течения. Среди них: Сократ, Августин, М.Лютер, Б.Паскаль, Э.Гуссерль, В.Дильтей, М.Шелер, Ф.Э.Шлеймахер, Р.Рильке, А.Шопенгауэр, М.Штирнер, Ф.Ницше.
Духовный мир Достоевского - необычайно насыщенная и сложноорганизованная структура. Важную роль в становлении и эволюции личностного мировоззрения художника играют его религиозные взгляды. Для понимания их значения в процессе взаимодействия традиций православия и европейского просвещения в творчестве Достоевского, диссертантом рассматривался широкий
круг произведений русской философской и эстетической мысли. Особенно значимыми для данного исследования оказались работы Л.Шестова и Н.А.Бердяева, которые первыми поставили вопрос о экзистенциальных идеях и образах в повествовании Достоевского. Во многом благодаря их творчеству перед современными исследователями открылись новые перспективы поиска . истоков идейных исканий экзистенциалистов XX века, причин внутренних противоречий их учений, феномена необычайной «живучести» и притягательной силы экзистенциализма, от которого нередко отказывались его же основоположники и зачинатели.
Вследствие недостаточной разработанности проблемы значения Достоевского в истории европейского экзистенциализма, автором диссертации в процессе исследования привлекались самые разнообразные работы, способствующие теоретическому осдорвлвнйю экзистенциальных мотивов в творчестве Достоевского. Среди них монографии и исследовательские статьи: М.М.Бахтина, В.В.Виноградова, Л.П Гроссмана, М. А. Давидовича, Р.Джексона, А.С.Долинина, Вяч .Иванова, Н.В.Кашиной, В.А.Кирпотина, П. Н. Медведева, Ю.И.Селезнева, Г.М.Фридлендера, Н.М.Чиркова, Г.И.Чулкова, посвященные различным проблемам многогранной поэтики и эстетики Достоевского; В.Баррета, С. И. В елико веко го, П.П.Гайденко, В.Д.Губина, К.М.Долгова, Е.Коссака, В.Н.Кузнецова, М.К.Мамардашвили, Э.Ю.Соловьева, Г.М.Тавризяна, В.Терраса, Т.Тарлецкого, в которых исследуется творчество зарубежных экзистенциалистов; а также М.Н.Афасижева, Ю.Б.Борева, М.Ф.Овсянникова, Е.ГЯковлева и других исследователей, разрабатывающих различные проблемы формирования философских
и эстетических категорий, методов и концепций в европейской культуре.
Следует отметить, что организующее влияние на исследование автором диссертации экзистенциализма как особого способа философствования и стиля философского изложения, оказали работы П.П.Гайденко, В.Д.Губина и К.М.Долгова
Диссертантом широко используется проблемно-исторический метод. Проблема значения Достоевского в истории европейского экзистенциализма исследуется как в контексте интерпретации Бердяева и Шестова, так и в контексте философских исканий европейских экзистенциалистов XX века. Соотнесение процессов, происходящих в отечественной и зарубежной философии и литературе Х1Х-ХХ веков, обусловило использование в диссертации принципов историко-философского и эстетического анализа в сочетании с различными приемами герменевтики.
Научная новизна исследования
Научная новизна диссертации обусловлена самим выбором темы. Автор диссертации предлагает рассматривать экзистенциальную мысль в России, представленную в творчестве Достоевского, Шестова и Бердяева в качестве самостоятельного по характеру и значимого этапа в общей истории европейского историко-философского и литературного процессов, а экзистенциальные- образы и идеи Достоевского - в качестве возможного источника целостного анализа разнообразных
философских проблем европейского экзистенциализма.
Основные тезисы диссертационного исследования, выносимые
на защиту:
| 1. Достоевский оказал значительное влияние на развитие ! экзистенциализма в отечественной и европейской философской | мысли непосредственно, а также благодаря экзистенциалистской | интерпретации его творчества отечественными мыслителями ! Шестовым и Бердяевым, получившей широкое распространение в Европе.
2. Экзистенциальные образы и идеи в творчестве Достоевского развивались вне влияния западной экзистенциальной философской мысли и могут рассматриваться как один из важнейших источников ключевых смыслов и понятий европ�