автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему: Факторы формообразования легкового автомобиля
Полный текст автореферата диссертации по теме "Факторы формообразования легкового автомобиля"
На правах рукописи
МЕДЕЛЕЦ НИКИТА АЛЕКСАНДРОВИЧ
ФАКТОРЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ (технологический аспект)
Специальность 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн (Искусствоведение)
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения
о < СЕН 2013
Москва-2013 г.
005532758
005532758
Работа выполнена в ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики»
Научный руководитель: Грашин Александр Александрович,
доктор искусствоведения, профессор, заведующий отделом теории и методологии дизайна ФГБНУ ВНИИТЭ
Официальные оппоненты: Симоненко Александр Владимирович,
доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник НОЦ ФГБНУ ВНИИТЭ
Образцова Татьяна Ивановна,
кандидат искусствоведения, профессор, директор ФГБОУ ВПО МГУДТ
Ведущая организация: Московская государственная
художественно-промышленная академия им. С.Г.Строганова
Защита диссертации состоится 27 сентября 2013 г. в 11.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 217.003.01 в ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики» по адресу: 129223, Москва, Проспект Мира, д. 119, Всероссийский выставочный центр Российской Федерации, стр. 312, ВНИИТЭ.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики».
Автореферат разослан и размещен на сайте МИНОБРНАУКИ РФ ВАК и ФГБНУ ВНИИТЭ 26 августа 2013 г.
Учёный секретарь диссертационного совета
■М'/т Манолова О. Н.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования Автомобильный дизайн
относится к числу лидирующих областей дизайна с точки зрения использования новых технологий и материалов. В настоящее время технологии являются одним из определяющих факторов развития науки и техники. Новые технологии рождают новые виды материалов с определенными свойствами. Широкое употребление понятия технология связано с изменением качества жизни людей. Термин распространен не только в научной среде, но и в обыденной жизни, поскольку предметное окружение человека так или иначе связанно с технологией. На сегодняшний день существует множество определений термина технология, каждый из которых имеет отношение практически к любой деятельности человека.
С одной стороны, термин, который пришел из сферы точных наук и производственных процессов, кажется далеким от вопросов дизайна и, тем более, искусствоведения. С другой стороны, практика автомобильного дизайна показывает, что проектирование, которое ведется дизайнером совместно с инженерами-конструкторами и технологами и учитывает особенности производства - наиболее успешно. Планируя технологические процессы еще на этапе проектирования изделия, дизайнер может добиться верной передачи проектной концепции в форме готового изделия, а следовательно — воплощения задуманного образно-композиционного решения и достижения художественной выразительности изделия в целом.
Тема взаимовлияния технологий и материалов на формообразование легкового автомобиля вызывает особый интерес у специалистов в области транспортного дизайна, поскольку, с одной стороны, затрагивает общие вопросы влияния технологий и материалов на изделие, а с другой -рассматривает автомобильный дизайн, в частности дизайн легковых автомобилей, как утилитарно-функциональных объектов массового промышленного производства. Наличие широко спектра инновационных технологий и материалов в сфере автомобильного дизайна, в последнее время, создает ситуацию, в которой сложно найти оптимальное решение для конкретно поставленной задачи. Поэтому в этой сфере отсутствует системность в классификации инновационных технологий и материалов по применению их в проектной деятельности. Кроме того, формообразование легковых автомобилей, как и техническое и методологическое оснащение проектной деятельности внутри многих автомобильных фирм, находится на высоком уровне, но при этом отсутствует четкая стратегия по внедрению наиболее эффективных технологий и материалов в серийное производство.
Особенность использования технологий и материалов в автомобильном дизайне отражается на внешнем виде легкового автомобиля и на его конструкции, а также на технических и эксплуатационных характеристиках. Именно поэтому очевидна
актуальность задачи применения новых технологий и материалов в трансформации существующей объемно-пространственной композиции легкового автомобиля.
Степень разработанности проблемы исследования
С позиции дизайна технология рассматривается как способ организации процессов, направленных на создание искусственных объектов. Цель технологии - обеспечение производственного воспроизведения запроектированных объектов (Сборник трудов ВНИИТЭ, выпуск №11, 1975 г.). Новые технологии и материалы не только оптимизируют старое производство, но и формируют новую техническую базу цивилизации.
Автомобиль в начале XXI века стал одной из экспериментальных площадок по отработке использования новых технологий и материалов. Большинство исследований, проводимых в области взаимосвязи технологий и автодизайна, имели либо прикладной, практический характер, где все аспекты отрабатывались на конкретных действующих макетных образцах, либо на сегодняшний день уже оказались не актуальными. Интерес к теме взаимовлияния технологий и материалов присутствовал во многих исследованиях у специалистов в области автомобильного дизайна. Интерес к теме взаимовлияния технологий и материалов присутствовал во многих исследованиях у специалистов в области автомобильного дизайна. Серийное производство автомобилей создало запрос на осмысление технологического процесса, его качественное улучшение. Среди отечественных исследователей следует выделить Арямова В.И., Бродского В.Я., Долматовского Ю.А., Зайцева И.А., Захарова А.Н., Зеленова Л.А., Иконникова A.B., Леоничева С.К., Муравьева Г.Г., Сорокина А.Е., Пескова В.И., Поднебеснова С.А., Розанова Н.Е., Сомова Ю.С., Шугурова J1.M. Особый вклад в развитие эргономических исследований машиностроения внесли: Чайнова Л.Д., Мунипов В.М. Среди зарубежных исследователей по эргономике стоит отметить У. Вудсона, Д. Коновера, Стюарта Макея, Джиофа Вардла, Нельсона Дж. В этих работах технологический вопрос рассматривается очень подробно, даются общие представления о процессе формообразования автомобиля. Влияние конструкции, материалов и технологий на формообразование промышленного изделия изучались A.A. Базилевским, В.Е. Барышевой, A.A. Грашиным, Г.Б. Минервиным, В.Ф. Рунге, и др. Особого внимания заслуживает рассмотрение темы взаимовлияния технологий и материалов на легковой автомобиль за рубежом. Интерес представляют высказывания ведущих автомобильных дизайнеров, публикуемые в сети интернет и в периодических изданиях, таких как: Раймонд Лоуи, Луиджи Колани, Патрик Ле Кеман, Лоренс ван дер Акен, Стив Маттин, Вольфганг Эггер, Петер Шрайер, Дж.Джуджаро, С.Пининфарина. и др. Научная работа также опирается на исследования в области дизайна (шесть принципов дизайна) профессора Зеленова Л.А. Маркетинговыми исследованиями в области промышленного дизайна
занимались следующие авторы: М. Пресс, Р.Купер, Т.Браун, К. Ульрих, С.Эппингер. Следует отметить работы Д.А.Азрикана, чьи труды были посвящены дизайн-исследованиям и дизайн-программам. Экологический аспект проектирования легковых автомобилей и его связь с новыми технологиями изучается многими исследователями в области автомобилестроения, как за рубежом, так и в России: Маркиев М.И., Зайцев С.А., Daniel J. Holt, John Enrietto, David Kayes, Jim Keller.
Однако данные исследования рассматривают технологии и материалы в автомобильном дизайне не системно, а лишь на основе конкретных примеров. За пределами данных исследований остается опыт развития инновационных технологий и материалов и характер его влияния на формообразование легковых автомобилей.
Исследования по выявлению новых свойств материалов и созданию новых технологий далеко шагнули вперед и необходимо переосмысление всех тех методов проектирования, которые были актуальны в XX веке, поскольку современные технологии и материалы более эффективны по целому ряду параметров: экологичности, безопасности, надежности, времени, затраченному на процесс производства изделия. Как показывает практика, всё большее влияние в последние десятилетия, как на экстерьер, так и на интерьер автомобиля оказывают технологические новации, примером могут служить активно развивающиеся информационные технологии. Для того, чтобы прослеживать динамику развития использования технологий и материалов в автомобилестроении, необходимо систематизировать и типологизировать основные направления в этой области.
Цель и задачи исследования
Цель: определить роль материалов и технологий как факторов формообразования легкового автомобиля. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Осуществить научно-методический анализ научных подходов к проблеме эволюции формообразования в автодизайне в XX - начале XXI вв. с учетом применения технологий и материалов, актуальных и инновационных.
2. Выявить основные тенденции по использованию технологий и материалов в автомобильном дизайне, продемонстрировать интеграцию технологических новшеств с формообразованием легкового автомобиля.
3. Систематизировать основные формообразующие факторы в автодизайне с позиции использования технологий и материалов, способствующие совершенствованию эстетических, эргономических, потребительских и производственных качеств, повышающих комфортность, безопасность передвижения на транспортном средстве, разработать матрицу формообразующих факторов создания легковых автомобилей с учетом влияния технологий и материалов.
4. Разработать и обосновать модель создания легкового автомобиля с учетом влияния технологий и материалов, в том числе инновационных.
Объект исследования - дизайн-образцы серийно-выпускаемых легковых автомобилей, а также дизайн-проекты экспериментальных и концептуальных моделей, рассматриваемых с позиций используемых технологий и материалов в процессе их проектирования и производства.
Предмет исследования - формообразующие и структурообразующие факторы дизайн-проектирования легкового автомобиля с учетом используемых или прогнозируемых материалов и технологий.
Временные границы исследования
1 этап - до начала середины 20х г.г. Инженерный (по Михайлову С.М. История дизайна т.],2.). 2 этап - середина 20х-сер. ЗОх г.г. Арт-деко. 3 этап - середина ЗОх — конец 40х г.г. Стримлайн. 4 этап - 50-60 е г.г. Детройтское барокко (аэростиль). 5 этап - середина бОх - нач. 70х г.г. Массл каре. 6 этап - 80-90 ее г.г. Биодизайн. 7 этап - конец 90х г. Нью Эйдж. 8 этап - конец 90х - начало 2000 г.г. Хай -тач.
Гипотезы исследования
1. Развитие теории и практики автомобильного дизайна, создание проектного образа легкового автомобиля обусловлено актуальными и инновационными технологиями и материалами.
2. Технологии и материалы, используемые в процессе создания легкового автомобиля, необходимо рассматривать как важные формообразующие и структурообразующие факторы дизайн-проектирования.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют общеметодологические принципы детерминизма, развития, общеметодологические подходы - комплексный, системный, субъектный, ресурсный, а также конструктивно-проектный подход к разработке проектной дизайн-формы (А.А.Грашин, А.Н.Лаврентьев, Г.Б.Минервин, В.Ф.Сидоренко, Ю.Б.Соловьев, Г.П.Щедровицкий); исследования Г.М. Зараковского, В.М.Мунипова о необходимости учёта эргономических показателей, средового фактора в проектировании дизайн-формы.
Методы исследования
В диссертационном исследовании используются общенаучные методы: анализ, синтез, типологизация, моделирование, а также специальные методы: прогнозирования стилей в автодизайне, методы дизайн-проектирования, методы анализа свойств формы, технологий и материалов в проектируемых изделиях, методы и приемы формообразования, методы дизайн-проектирования с учетом производственных факторов, метод реконструкции дизайн-проектов, структурно-логический метод, историко-хронологический анализ использования технологических нововведений в производство автомобилей. Метод обработки данных: построение матриц, типорядов, таблиц, схем, графиков.
Надежность, достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются . соответствием его принципиальных положений теоретико-методологическим принципам и поставленным задачам, выбором адекватных методов, широкой источниковедческой базой, успешной апробацией фрагментов исследования в прикладном проектировании, внедрением результатов исследования в образовательные программы.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна
В диссертационном исследовании рассмотрены основные формообразующие факторы проектирования легковых автомобилей с учетом технологий и материалов, используемые в процессе их проектирования и изготовления.
Осуществлен теоретический анализ научных подходов к проблеме эволюции формообразования в автодизайне в XX - начале XXI вв.
Представлены и систематизированы существующие дизайнерские инновационные разработки в современном автомобилестроении.
Проведена классификация технологий с учетом специфики производства легковых автомобилей.
Выявлены основные тенденции по использованию технологий и материалов в автомобильном дизайне, продемонстрирована интеграция технологических новшеств с формообразованием современного легкового автомобиля.
Введены новые понятия «формообразующие технологии», «неформообразующие технологии», раскрыта сущностная характеристика дефиниций.
Систематизированы основные формообразующие факторы проектирования в автомобильном дизайне с позиции использования технологий и материалов, способствующие совершенствованию эстетических, эргономических, потребительских и производственных качеств, повышающих экологичность, комфортность, безопасность передвижения на транспортном средстве.
Доказательно представлено, что технологии и материалы, используемые или прогнозируемые в процессе проектирования или изготовления легкового автомобиля, рассматриваются как важные формообразующие и структурообразующие факторы. Дизайн легкового автомобиля развивается на основе тенденций развития научно-технического прогресса и формообразующих факторов: сквозных (общих), просматриваемых на всем протяжении исторического существования легковых автомобилей и специфических, появляющихся на определенном этапе развития автодизайна с появлением новых технологий и материалов.
Разработана матрица формообразующих факторов создания легковых автомобилей с учетом влияния технологий и материалов.
Разработана и обоснована Модель создания легкового автомобиля с учетом влияния технологий и материалов, в том числе инновационных.
Модель является корректным научно обоснованным инструментом анализа формообразующих факторов в дизайн-проектировании, создана в целях представления проектной идеи и ее дальнейшей реализации в материальной форме. Описание структуры проектируемого объекта предполагает методический показ для проектировщиков в наглядном графическом виде: последовательность и взаимосвязь основных процессов (стадий и этапов) проектирования, производства, эксплуатации (потребления) и последующей утилизации изделия; требования дизайна к потребительским свойствам легкового автомобиля; содержание и смысл основных факторов формообразования, рассматриваемых с позиции используемых материалов и технологий. Большое значение в разработанной Модели придается образу объекта проектирования, который должен обладать ассоциативно-культурной, конструктивно-технологической и композиционно-пластической целостностью, так как образ является наиболее продуктивной и методически активной моделью будущего легкового автомобиля, поскольку содержит в себе представления о связях человека с объектом потребления и среды. Более того, Модель позволяет осуществлять проектирование с расчетом на экономическую эффективность, социальную значимость, эргономические и высокие эстетические качества изделия.
Подготовлены конкретные методические рекомендации, направленные на проектирование легкового транспортного средства с учетом современных технологий.
Личный вклад соискателя состоит в непосредственном участии на всех этапах научно-исследовательского процесса: в осуществлении анализа проблемы в научной литературе, изучении степени её актуальности, определении понятийного аппарата. На этапе реализации эмпирического исследования, - осуществлена разработка методического инструментария, позволяющего проверить исследовательские гипотезы и уточнить содержательные характеристики модели; на эмпирическом этапе автором проведены обработка, анализ, обобщение и интерпретация результатов исследования; подготовлены основные публикации по выполненной работе, оформлено диссертационное исследование.
На защиту выносятся следующие положения: 1. Дизайн легкового автомобиля развивается на основе тенденций развития научно-технического прогресса и формообразующих факторов: сквозных (общих), просматриваемых на всем протяжении исторического существования легковых автомобилей и специфических, появляющихся на определенном этапе развития автодизайна с появлением новых технологий и материалов. Технологии и материалы в дизайне легкового автомобиля подразделяются на формообразующие и неформообразующие. Они имеют разный характер влияния на внешний вид легкового автомобиля (прямое и косвенное).
2. Модель создания легкового автомобиля с учетом влияния технологий и материалов является корректным научно обоснованным инструментом с точки зрения анализа и синтеза формообразования и проектирования легкового автомобиля.
3. Установленные в ходе исследования факторы формообразования легковых автомобилей являются серьезным ресурсом разработки новых концептуальных моделей легковых автомобилей с учетом влияния технологий и материалов (актуальных и инновационных), определении перспективных направлений развития легкового автомобилестроения.
Теоретическая значимость работы
Диссертационное исследование позволило обобщить существующий научно-методический опыт в области автодизайна, сформировать полноценную научную базу и положить её в основу исследований особенностей формообразования легкового автомобиля с использованием технологий и материалов.
Приведенный в диссертационной работе ретроспективный анализ развития новых технологий и прогрессивных материалов параллельно с демонстрацией их влияния на формирование внешнего вида автомобиля может быть использован в исследованиях и образовательных целях, а также для дальнейших теоретических построений.
Основные положения диссертации, а также предложенные в ней рекомендации могут быть использованы в качестве научной основы анализа и определения направлений развития дизайн-проектирования современного легкового автомобиля.
Выявленные в ходе исследования основные факторы формообразования легковых автомобилей под влиянием технологий и материалов могут широко применяться в исследованиях по теории и методике дизайна автомобилей, а также использоваться в процессе обучения студентов в дизайн-ориентированных вузах.
Практическая значимость работы
Выявленные в исследовании основные формообразующие факторы, а также разработанная Модель создания легкового автомобиля с учетом влияния технологий и материалов, классификация технологий и материалов могут применяться в практике реального проектирования в промышленном производстве серийных и концептуальных легковых автомобилей.
Основные факторы формообразования и Модель создания легковых автомобилей могут быть использованы в качестве рабочего материала по развитию стратегии фирменного стиля, бренда автокомпании, модельного ряда изделий, а также могут быть рекомендованы как основа в маркетинговых исследованиях автопроизводителей.
Апробация и внедрение результатов исследования
Основные научные выводы диссертации были изложены автором на III Научном форуме дизайнеров «Влияние инновационных технологий и
материалов на формообразование автомобиля» (Москва, 2012), IV Научном форуме дизайнеров «Формообразование транспортных средств. Образный аспект» (Москва, 2013) научно-практической конференции «Молодая наука Автомобильный Факультет 2011» статья «Роль суперграфики в автодизайне», научно-практической конференции «Цвет в дизайне» с докладом «Цвет и его влияние на дизайн легковых автомобилей» (Н.Новгород, 2012), шестом международном форуме «Дизайн - Просвещение 2011» (Харьков, 2011), научном форуме «Семиотика в дизайне» (Н.Новгород, 2011), на круглом столе «Что такое промышленный дизайн?» в рамках Российского участия в пятом ежегодном всемирном дне промышленного дизайна с докладом «Средовой принцип проектирования легкового автомобиля» (Москва 2012 ВНИИТЭ), на круглом столе, посвященном празднованию всемирного дня промышленного дизайна (Москва 2013 ВНИИТЭ) с докладом «Промышленный дизайн как приоритет государственной промышленной политики». Различные аспекты научного исследования вошли в сборники статей Всеукраинской научно-практической конференции «Визуальность в контексте культурных практик» (Черкассы, 2011). Материалы диссертации обсуждались на расширенных заседаниях Учёного совета ФГБНУ ВНИИТЭ (2011, 2012, 2013гг.).
Результаты научного исследования были опубликованы автором в следующих журнале: Натанж Natannge Interoffice - FMD, в сборниках материалов: III и IV Научных форумов дизайнеров; Научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых автомобильного факультета Московского государственного индустриального университета (МГИУ) Молодая наука Автомобильный Факультет 2011; XII-я Международная научная конференция «Актуальные вопросы современной техники и технологии»; в том числе в рецензируемых журналах из списка ВАКа (Научное мнение, Человеческий капитал, Автомобильная промышленность, Дизайн. Материалы. Технологии). Общее количество печатных листов: 14,2 п.л.
Информация о фрагментах исследования опубликована в сети интернет в форме отдельных статей: Advertology. Наука о рекламе. Мы покупаем не автомобиль, мы покупаем эмоции. 3.07.2013 (Advertology: [advertology.ru] URL: http://www.advertology.ru/articlel 16228.htm
Материалы исследовательской работы легли в основу конкурсных заданий, выполненных автором исследования по автомобильной тематике: 2012г. BMW Group Urban Driving Experience Challenge https://forge.localmotors.com/pages/competition.php?co=77#entries&tab=desig n-brief 2011 DESIGN A CAR UNLIKE A CAR http://designet.ru/education/career/?id=45031 2011 международный конкурс концептов "Youth Time" «Космос и будущее человечества» http://designet.ru/competition/international/?id=44794, VENCER Design Contest Join the victory 2012 http://vencer.nl/, Sketch Fighter SPD 2012, Sketch Fighter SPD 2013, Sketch Fighter IED 2013, Transportation 2050 Design
Challenge Wacom, Конкурс «Автомобиль для президента», Design challenge Design dok-ing xd interior, а также использовались при создании курсового проекта в итальянской школе транспортного дизайна IED в 2012 году Тарелкиным Д.А., нашли свое отражение в дипломном проекте Гоголева Н. Convertible car in 2030 (концепт трансформируемого легкового автомобиля 2030 из материалов с памятью формы).
Отдельные разделы представленного диссертационного исследования легли в основу образовательных дисциплин по подготовке магистров курса «Методика проектирования транспортных средств», «Техническая составляющая дизайна средств транспорта»; «Основы компоновки транспортных средств», преподаваемых на кафедре «Дизайн средств транспорта» МГХПА им. С. Г. Строганова.
Структура работы
Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и графического приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, обозначаются теоретико-методологическая основа, объект и предмет исследования; формулируются гипотезы, цель и задачи исследования; обсуждается научная новизна, теоретическое и практическое значение исследования; приводятся положения, выносимые на защиту.
Глава 1. «Влияние технологий и материалов на эволюцию формообразования легкового автомобиля» Рассматривается характер влияния технологий и материалов, в том числе инновационных, на формообразование автомобиля на примере концепткаров и легковых автомобилей серийного производства.
Во второй половине XX века возникло совершенно новое, не свойственное предшествующим историческим периодам явление: морфология, структура, внешний облик многих изделий стали испытывать весьма существенное влияние тех технологий, которые не могут быть отнесены к формообразующим. Эти технологии воздействуют на дизайн не напрямую, а опосредованно (Например: легкие и прочные кузова на основе композиционных материалов, Chevrolet Corvette CI (1953—1962), Citroen Mehari (1968), Lancia Sibilo (1978). С точки зрения дизайна эти две группы технологий - формообразующие и неформообразующие целесообразно рассмотреть по отдельности.
Каждая технология порождает свой замкнутый класс форм, а вместе они потенциально содержат в себе все многообразие мыслимых форм (Базилевский A.A., Барышева В.Е. Дизайн. Технологи. 2009).
При разработке дизайн-проекта технологические процессы обычно определяются в общем виде, фиксируя в принципе технологию, в соответствии с которой спроектированы изделия. Такой фиксации технологии производства, вместе с формальными проработками дизайн-
проекта, оказывается вполне достаточно для последующего построения на этой базе уже рабочих технологических процессов производства (Базилевский А.А., Барышева В.Е. Дизайн. Технологи. 2009).
Суть технологии отражается, запечатлевается и на самой форме (серии форм), задавая отличительные визуальные характеристики изделия, в этом заключается суть формообразующих технологий.
Формообразующие технологии - это проектные и производственные технологии, которые способствуют дизайн-проектированию и массовому производству промизделий с улучшенными эксплуатационными, потребительскими, технологическими, конструкционными свойствами.
Но не всегда форма изделия жестко задается имеющейся технологией. Процесс идёт в обратном направлении: потребность в новых формах оказывает активное воздействие на развитие производства, диктует поиски новых технологических приёмов и материалов.
Неформообразующие технологии — это проектные и производственные технологии, влияние которых на морфологию изделия незначительно, либо вовсе отсутствует. Особенность работы таких технологий направлена на преобразование внутренней, технической структуры изделия, его конструкции. Также как и формообразующие технологии - они направлены на многократное воспроизведение продукции.
Неформообразующие технологии, используемые при создании легкового автомобиля, при визуальной оценке его внешней формы не так заметны, как формообразующие, не так масштабны. Более того, это те технологии, влияние которых лишь в малой степени затрагивает эстетические свойства изделия. По большей части они связаны с заменой элементов конструкции, деталей, миниатюризацией и микроминиатюризацией средств управления, внедрением информационно-коммуникативных сред в объект проектирования, сверхпрочных материалов и др. Это позволяет упростить, оптимизировать форму деталей и узлов промышленного изделия, а в некоторых случаях даже упростить конструкцию и заменить комплектующие на универсальные модули.
Внедрение альтернативных источников энергии, новых двигателей тормозится наполненностью рынков сбыта автомобильной продукцией, работающей на углеводородном топливе. У крупных автоконцернов есть экономические обоснования на выпуск автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Переход на качественно новый уровень технологического производства диктует необходимость модернизации уже существующего. Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы (Милославский И.Г.,2009г.). Следует отметить, - особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность с ориентиром на внедрение.
В контексте автомобильной промышленности инновационные технологии - это технологии, которые наиболее востребованы рынком в
определенный период времени. Существует несколько критериев, по которым определяется степень инновационности автомобильной марки, а именно: конкурентоспособность на мировом авторынке; современное роботизированное производство; быстрая смена модельного ряда за счет автоматизированного производства и введения CAD/CAE/CAM моделирования.
Современные технологии в сфере автомобилестроения можно классифицировать по следующим критериям: 1) технологии, относящиеся к средствам связи и коммуникациям; 2) различные виды устройств и способы отображения информации; 3) источники энергии и силовые установки; 4) инновационные материалы и покрытия; 5) принципы и эффекты движения; 6) методы и способы управления; 7) светотехника; 8) методы реализации дизайн-проектирования; 9) технологии, связанные с процессами получения и обработки материалов и форм.
Являясь продуктом сложного технологического процесса, автомобиль постоянно претерпевает изменения, начиная от постановки проектных задач, заканчивая оптимизацией сборки на конвейере, что отражается на его внешнем виде.
Влияние технологий и материалов на дизайнерское формообразование автомобиля можно условно разделить на две группы.
1) Прямое влияние, при котором происходит видимое изменение морфологической структуры транспортного средства (непосредственное изменение качественных утилитарно-функциональных характеристик автомобиля и его объема, размеров; кардинальные изменения, отражающиеся на образно-пластическом решении кузова, замена, унификация узлов и агретатов; интегровавание отдельных блоков в единые модули. (Bugatti Туре 57SC Atlantic 1936, Lincoln Zephyr 1936, Sbarro Osmos 1989, Renault DeZir 2010).
2) Опосредованное (косвенное) влияние на морфологию объекта, как правило, изменений не подразумевает. Так, в отличие от первой группы, при косвенном влиянии видимых изменений не наблюдается, но они выражаются в изменении физических, технических, эксплуатационных параметров, таких как вес, прочность, жесткость конструкции, применение новых материалов для кузова и т.д. (1978 Lancia Sibilo (Bertone)
Внешняя форма автомобиля во многом зависит от конструкции и компоновки, от применяемых материалов и технологии изготовления кузова, шасси, остекления, узлов светотехники и т.д.
В свою очередь, возникновение новой формы заставляет искать новые технологические приёмы и новые материалы. Анализируя историческое развитие автомобилестроения, можно заметить следующую тенденцию.
По мере появления инновационных технологий и материалов и их внедрения в производство изменялось образно-пластическое решение
транспортного средства. Неизменным оставалась лишь принципиальная схема расположения основных конструктивных элементов.
Легковые автомобили с точки зрения сферы производства могут классифицироваться по следующим основаниям:
- характеру (типу) производства;
- виду конструкционных материалов;
- способу обработки материалов.
В качестве примера можно привести защитные покрытия на кузов и на остекление автомобиля, улучшающие эксплуатационные качества. Другим характерным примером является рестайлинг BMW 3 серии 2009 г., капот которой выполнен на основе штампа предыдущей модели 2006г., но добавились две формообразующие линии на капоте, сделанные прокатными валками.
По характеру производства легковые автомобили подразделяют на концепткары (демонстрационные образцы) и серийные модели.
По виду конструкционных материалов различают легковые автомобили, в основе конструкции кузова которых используются сплавы легких металлов (Audi А6 2011);
- легковые автомобили, в основе конструкции кузова которых используются термопрочные, ударопрочные и износостойкие, полимерные материалы (лексан) (1978 Lancia Sibilo (Beitone);
- легковые автомобили, в основе конструкции кузова которых используются композиционные материалы: пеноалюминий, карбон, стеклопластик, сталинит, триплекс) и их сочетания (Reenspeed eXasis 2007);
- легковые автомобили, в основе конструкции кузова которых традиционно используется сталь (LADA Priora);
Технологии и материалы на определенном пути развития автомобилестроения являлись ключевым фактором формообразования. Выводы по 1 главе
1. Технологический аспект проектирования легкового автомобиля является одним из определяющих, так как от него зависят многие параметры будущего изделия, в том числе и его внешний вид.
2. Технологии и материалы оказывают как прямое, так и опосредованное влияние на формообразование объекта проектирования. При прямом влиянии происходит видимое изменение морфологической структуры и внешней формы транспортного средства. При косвенном влиянии видимых изменений, как правило, не наблюдается, но они выражаются в изменении физических, технических и эксплуатационных параметров.
3. Технологии подразделяются на формообразующие и неформообразующие. Формообразующие технологии - это проектные и производственные технологии, результатом которых является видимое изменение морфологии и внешнего вида автомобиля.
Неформообразующие технологии - это проектные и производственные технологии, влияние которых на морфологию изделия незначительно.
Глава 2. «Роль образности при проектировании легкового автомобиля с учетом влияния технологий и материалов»
Обосновывается взаимосвязь создаваемого проектного образа легкового автомобиля с используемыми и прогнозируемыми технологиями и материалами.
Помимо технологических аспектов на формообразование автомобиля оказывают влияние другие факторы. Проектируя любое промышленное изделие, дизайнер сталкивается с проблемой поиска образа. Образ складывается из многих факторов. Не всегда образ вытекает из функционального назначения вещи, иногда за основу берутся характерные черты и особенности предмета или явления, не связанного логически с непосредственным функциональным назначением проектируемого объекта.
В европейских школах транспортного дизайна и автомобильных фирмах поиск образности на первоначальном этапе связан с аналитической работой: выработка стратегии, анализ обстановки на рынке, потребительские предпочтения (исследуют социокультурные особенности среды, для которой предназначается транспортное средство, выбирают целевую группу, а также ищут вдохновение в отстраненных от автомобиля вещах). Например, образ автомобиля, первоначально задуманный дизайнером, мог быть навеян свойством воды или плавными линиями морской волны, которые нашли свое воплощение в пластике кузова.
В автомобилестроении проектный образ закладывается еще на этапе анализа исходной проектной ситуации и маркетинговых исследований. Проектируя автомобиль, дизайнер должен ориентироваться на потребителя. Эргономический фактор является неотъемлемой частью проектирования в данном контексте. Работая над созданием внешнего вида, необходимо учитывать перцептивный фактор, т.е., как транспортное средство будет восприниматься потребителем. Будет ли автомобиль порождать положительные эмоции и побуждать к покупке и формировать интенции к управлению транспортным средством. Во многом это зависит от сложившегося образа, так как первое, на что обращает внимание и оценивает человек при "знакомстве" с новым объектом - это внешний вид.
Проектный образ легкового автомобиля (Соловьев Ю.Б. и др. Методика художественного конструирования. - М.: ВНИИТЭ, 1983г.) - это целостная завершенная в своем строении художественно-конструкторская форма легкового автомобиля, в которой все части согласованы друг с другом и с целым в соответствии с выражаемым в этой форме содержанием, другими словами, это предметно выражаемый смысл в конкретной модели легкового автомобиля.
В ситуации, когда мы проектируем серийный легковой автомобиль, помимо общих вопросов эргономики, безопасности, технологичности,
экономических факторов, встает вопрос с определением его потребительских свойств. Важно на этом этапе определить, насколько эффективно будет продаваться продукт в той или иной стране или регионе, какие будут использоваться при производстве легкового автомобиля технологии и материалы, в том числе инновационные, что формирует проектный образ транспортного средства.
Образ автомобиля зависит также и от тендерного фактора. Помимо моментов, связанных с непосредственным производством изделия (конструктивные параметры, выбор компоновочной схемы, выбор типа двигателя, выбор материалов защитной и декоративной отделки, комплектации), появляется параметр, отвечающий за то, кому будет адресован спроектированный автомобиль: мужчине или женщине. Как правило, этот параметр больше основан на стереотипности установок, которые существуют в обществе - отношения к вещам у мужчин и у женщин разное. В данном случае речь идет не о функциоанально-целевой принадлежности автомобиля (для кого он предназначен, мужчинам или женщинам), а о художественной выразительности самого изделия, о тех ассоциативных связях, которые возникают при упоминании тендерной роли, например: мужской тип (грубые, агрессивные формы, прагматичные, рациональные, крупные габариты, четкая симметрия и аскетизм, минимализм цветофактурного решения, брутальность, консерватизм в использовании композиционно пластических решений, простые формообразующие приемы, отсутствие декоративных элементов в отделке). Здесь удачным примером может служить внедорожник MercedesBenz G-класса Geländewagen. Женский тип (плавные, мягкие, текучие формы, малые габариты, как правило, это автомобили А, В класса, роскошь в отделке салона, насыщенное цветофактурное решение, компактность, миниатюрность, экспрессия во внешнем виде. Например: Nissan Miera, Audi А2.
Говоря об образе легкового автомобиля, невозможно не упомянуть о типологии потребителей, так как этот фактор оказывает влияние на дизайн транспортного средства. Автором данной научной работы предложена типология потребителей по разным классификациям. Например: по социальным и психологическим признакам (по уровню образования, по типу личности, по доходу, по возрасту, по полу); классификация по социальному статусу (индивидуальные, семьи, посредники, представители среднего класса, представители высшего класса. Выводы по 2 главе.
1. На формообразование легкового автомобиля существенное влияние оказывает образный аспект. Проектный образ формируется на основе композиционного и стилистического решения проектируемого изделия. В автомобилестроении проектный образ закладывается еще на этапе анализа исходной проектной ситуации и на этапе разработки проектной концепции, маркетинговых исследований.
2. Пародоксальность проектного образа легкового автомобиля заключается в его двойственности. С одной стороны, мы наблюдаем образ транспортного средства, как изначально сложившуюся утилитарно-функциональную структуру. С другой стороны образ строится под воздействием идей и концепций современного дизайна, новых материалов и технологий.
3. Специфика поиска образности зависит от конкретно поставленной задачи перед дизайнером. Как правило, в концептуальных разработках роли образности отводится ведущее место, в то время как при поиске формы новой модели серийного авто главным моментом являются социальные, в том числе социально-экономические, потребительские, технологические и функциональные аспекты.
4. Образный строй, трансформация современного легкового автомобиля одного и того же класса, компоновки или типа кузова во многом зависит от внедрения инновацинных технологий и материалов в производство. Образ автомобиля зависит и от тендерного фактора.
5. Образный фактор является фактором, который воздействует не только на эстетическую составляющую при проектировании легкового автомобиля, но и на конструктивную и функциональную структуру. Глава 3. «Формообразующие факторы в дизайн-проектировании
легкового автомобиля, актуальные тенденции»
Как правило, формообразующие факторы являются результатом влияния научно-технического прогресса, экологических проблем, вопросов безопасности на дорогах, а также изменениям потребительских предпочтений.
В практике дизайн-проектирования существует целый ряд требований дизайна, определяющих потребительские свойства готового промышленного изделия. Эти требования необходимо соблюдать при проектировании промышленного изделия на протяжении всего его жизненного цикла. В процессе разработки промышленного изделия дизайнер постоянно обращается к этим требованиям (Минервин Г.Б. Архитектоника промышленных форм. 1974г.). Генезис этих требований зависит от конкретных социально-экономических особенностей производства и потребления. При этом основное внимание уделяется, с одной стороны, функции, эргономике и утилитарной составляющей изделия, а с другой - минимизации трудозатрат и материалов. При проектировании существует связь между требованиями дизайна и факторами формообразования. Здесь формообразующие факторы рассматриваются в контексте влияния материалов и технологий на формообразование легкового автомобиля.
1. Фактор утилитарно-функциональный. Основная функция автомобиля, как средства передвижения, не утратила своей актуальности. Широкое распространение идеи индивидуального транспортного средства привело к созданию индивидуальных транспортных средств, ориентированных под потребности самого разного типа потребителей. При
этом формообразование легкового автомобиля напрямую зависит и адаптируется под особенности поведения каждого из конкретного типа потребителей. В этой связи при проектировании легкового автомобиля необходимо учитывать целый спектр утилитарно-функциональных и эргономических вопросов, связанных с эксплуатацией изделия. При этом создание автомобиля ведется на уровне диалога человека и изделия. В утилитарно-функциональный принцип входит проектирование отношений «вещь-человек», пользовательского интерфейса, а также разработка эмоционально-поведенческого сценария взаимодействия субъект-объект проектирования.
2. Фактор эргономический. На всех этапах проектирования человек является главным звеном, вокруг которого осуществляется процесс создания промышленного изделия. Связь человек-машина отчетливо проявляется через эргономику. Пространство, в котором мы сегодня живем, пронизано информационным полем. Вся работа на разных уровнях завязана на интерактивных технологиях. Плюсы этого очевидны, скорость принятия решений, оптимизация процессов, удобство эксплуатации, быстрый обмен информацией, легкодоступность, мобильность. Поэтому автомобиль, как и любое другой объект из предметной среды, не остался без внимания IT технологий. Большинство современных легковых автомобилей оснащаются такими автоматизированными системами, которые существенно облегчают управление водителю, а также обеспечивают связь с внешним миром. GPS навигатор, иммобилайзер (противоугонное электронное устройство, лишающее автомобиль подвижности), парктроник (парковочный радар), WI-FI доступ в интернет, не говоря уже о том, что автомобиль может сам управляться без участия водителя (разработка Google).
3. Фактор социальный. Один из самых главных факторов. Социальный фактор выражает социокультурные требования, предъявляемые к изделию с точки зрения соответствия его общественным потребностям и назначению. Он охватывает широкий круг задач, связанный с человеком и автомобилем, эргономическими критериями. Это мотивирующий принцип, без которого не обходится ни одна проектная задача, поскольку на этом этапе выявляется целевая аудитория, ценовая ниша, потребности, ожидания потребителя, устанавливается цель, ради которой разворачивается вся дальнейшая работа по созданию легкового автомобиля. На каждом этапе создания автомобиля, от идеи до воплощения, дизайнер постоянно ориентируется на потребности различных социальных групп.
Этимология слова «автомобиль», дословно перевод которого «самоподвижный», подчеркивает независимость владельца, перемещающегося свободно и своеобразно своему усмотрению. Такое специфическое качество автомобиля не могло не отразиться на его форме. Пластика автомобиля несет на себе черты своего владельца, который выбрав данную форму легкового автомобиля, выразил свое предпочтение
весьма конкретной функции и условиям движения. Так, пластика становится носителем конкретной информации, которая выражается определенным языком. Широкое распространение идеи индивидуального транспортного средства привело к созданию индивидуальных транспортных средств, ориентированных под потребности самого разного типа потребителей.
При этом формообразование легкового автомобиля напрямую зависит и адаптируется под особенности предпочтений определённой социальной группы потребителей.
4. Фактор безопасности. Внешняя форма автомобиля также строго регламентируется мировыми стандартами по безопасности. Так, передок автомобиля должен обладать определенными уклонами и выступами, а также сделан из ударопоглощающих материалов, гарантирующих снижение риска травматизма пешехода при наезде. В настоящий момент развиваются технологии, которые входят в разряд неформообразующих и косвенно влияют на дизайн, которые ориентированы на безопасность. Различные устройства по предупреждению наезда и аварийного сближения с другими участниками дорожного движения, парктроники, устройства экстренного автоматического торможения.
Отличным примером может служить система безопасности, предложенная компанией Subaru.
С помощью лазера можно в сильный дождь и снег различить даже велосипеды, которые, как известно, имеют слабую защиту в дорожном движении, и это большой плюс камер. Две камеры вместо глаз у системы безопасности Subaru Eyesight. Кроме двух CCD камер, система представляет собой «мозг», т.е. соответствующий ему микропроцессор, оснащённый программным обеспечением управления автомобилем, распознавания изображения, и двигателем, которым управляет 3D-изображение. Эта система следит за ситуацией на дороге, с учётом пространственной составляющей дорожного покрытия и проезжей части.
В начале внедрения технологии Eyesight на дорогах общего пользования в режиме пробки был запрос «ещё немного бы улучшить реакцию на разгон», но 2 часа, три, неделя езды даёт надёжный высокий уровень безопасности. В критический момент машина выдает предупреждение, и, кроме того, сама как будто бы останавливается.
5. Фактор эстетический. Эстетика промышленных форм играет не последнюю роль в формировании внешнего вида изделия. Как правило, на эстетический фактор влияют требования производства и потребления. Эстетический фактор направлен на улучшение свойств изделия, его внешней и внутренней структуры средствами и методами проектного дизайна, а именно: композиционного поиска формы, гармонизации ее элементов, организации объемно-пространственной структуры с помощью средств композиции для достижения композиционной целостности. Целью эстетического фактора является гармонизация формы на основе сложившейся морфологии изделия. Эстетический фактор является одним
из главных формообразующих факторов. Выраженное в форме содержание изделия проявляется только через эстетический фактор.
6. Фактор образно-эмоциональный. В последнее время для машиностроения значение образно-эмоцинального фактора увеличивается, поскольку он связан и с социальным, и с эстетическим фактором. Ввиду того, что технико-технологическое оснащение многих автомобильных фирм находится на достаточно высоком уровне, привлечь внимание к изделию и конкурировать можно на образно-эмоциональном уровне. Автомобиль «отражает эмоциональную энергию», которую от него ждёт потребитель. На практике серийно-выпускаемая массовая продукция всегда отличается (за редким исключением) от концептуальных разработок. Для автодизайна это наиболее характерно. Поэтому существует такое явление как «инертность» форм, которая характеризуется в последовательной трансформации конструкции и формы изделия на базе уже разработанных и хорошо зарекомендовавших себя на практике образов. «Инертность» форм основана на стереотипности мышления и потребительского восприятия. Раймонд Лоуи - известный американский дизайнер разработал принцип MAYA — Most Advanced Yet Acceptable, что в переводе означает «максимально авангардное, но приемлемое для потребителя». Дизайнер, проектируя какой-либо объект, должен балансировать между оригинальностью, позволяющей выделяться среди продукции конкурентов, и новизной, которая бы была понятна потребителю.
По сути теперь продается не сам автомобиль как таковой, а те ощущения и переживания, которые потребитель получит от владения легковым автомобилем. Этимология слова «автомобиль» дословно перевод которого «самоподвижный», подчеркивает независимость владельца, перемещающегося свободно и своеобразно своему усмотрению. Такое специфическое качество автомобиля не могло не отразиться на его форме. Пластика автомобиля несет на себе черты своего владельца, который выбрав данную форму легкового автомобиля, выразил свое предпочтение весьма конкретной функции и условиям движения. Так, пластика становится носителем конкретной информации, которая имеет определенный образно-эмоциональный язык.
В образно-эмоциональный фактор входит не только внешняя составляющая (эстетическая ценность внешнего вида автомобиля, стиль бренда, качество сборки, отделки), но и набор значимых аспектов, влияющих на потребительские предпочтения: престижность марки выбранного легкового автомобиля, имиджевая составляющая, надежность и комфортность передвижения. Так, автомобиль из простого средства передвижения превращается в своеобразный аксессуар, наделенный определенным семиотическими смыслами и для реализации оригинальных дизайнерских решений необходимо внедрять новые технологии и материалы.
7. Фактор стилистический. Стилистический фактор рассматривается вместе с эстетическим и является его составляющей. У каждой автомобильной марки есть свой четко узнаваемый стиль. В соответствии с этим стилем строится все формообразование. С сороковых до конца шестидесятых годов прошлого века автомобильный дизайн развивался под довольно беззаботным лозунгом: «через интерес и удивление к радости обладания». Рациональное начало в автодизайне отходило на второй план. В то время преобладал стайлинг, задачей которого было воздействовать на потребителя через субъективные переживания.
Современное состояние разработок новых автомобилей характеризуется многообразием компоновочных решений и стилистики кузовов. Идет процесс развития по спирали, процесс переосмысления известных в разные периоды истории автомобиля компоновочных схем, технологий и дизайна. Все это наполняется новым содержанием в виде современных достижений по материалам, технологиям, конструкциям. Вместе с тем, примерно, с начала 90-х годов 20-го века можно отметить всплеск совершенно новых элементов кузовной стилистики, появление ключевых дизайнерских решений, резко изменивших облик автомобилей, что стало возможным с появлением новых материалов и технологий.
8. Фактор средовой. Среда, в которой мы живем, как и все вокруг претерпевает изменения. Исторически сложилось так, что легковой автомобиль начал использоваться именно в крупных городах. Это было связано, прежде всего, с тем, что первые автозаводы находились в черте промышленных районов. Рост городов, ускоряющийся темп жизни населения требовал создания быстрого автомобиля для горожан. Среда использования автомобиля оказывала влияние на его формообразование. По мере укрупнения городов менялись требования к легковым автомобилям, что сказывалось на их формообразовании. Безопасность передвижения, возможность автостоянок, компактность, в том числе с точки зрения движения в общем потоке автомобилей, использование экологичных источников энергий и материалов, облегчение конструкции для более экономного расхода топлива, стилевая связь с окружающими элементами городской среды отражались на внешнем виде легковых автомобилей.
9. Фактор экологический. В современных условиях большинство автопроизводителей озадачены улучшением экологической обстановки окружающей среды. Безусловно, что углеводородное топливо не бесконечно, в связи с чем происходит активный поиск альтернативных источников энергии. Так, автомобили постепенно переоснащаются на гибридные силовые установки, на электродвигатели, на мотор-колеса, на водородные топливные элементы, на двигатели, работающие на сжатом воздухе, этаноле, метаноле, природном газе, биодизеле и солнечных батареях и даже на воде и углекислом газе (SAIC Leaf 2010г.). Международные нормы по экологии вносят коррективы в производство легковых автомобилей. В последнее время на всех международных
автосалонах присутствуют электромобили. Снижение уровня шума является одной из задач конструктивного фактора. Так в стратегической программе внедрения приоритетных автомобильных технологий и технологий защиты окружающей среды в Японии до 2025 г. одним из пунктов является двукратное снижение уровня шума автомобиля по сравнению с уровнем 2000г.
10. Фактор конструктивный, производственно-технологический. Унификация и агрегатирование плотно вошли в автомобильную отрасль, начиная с открытия конвейерной сборки Г.Форда. Современное массовое промышленное производство невозможно без автоматизации, унификации и типизации многих процессов. По своей сути автомобиль является сборной конструкцией, нередко собираемый на разных производственных участках. Такая система сборки оказалась наиболее эффективной и экономически выгодной, а поэтому обладающей инновационным характером.
Многие производители пытаются сэкономить на комплектующих деталях и поэтому из модели в модель переходят одни и те же детали, иногда заменяясь на новые. Тоже самое происходит с платформами. Так, чтобы сэкономить на производстве, автопроизводители изготавливают на базе имеющихся платформ автомобилей новые модели. Поэтому унификация и агрегатирование являются неотъемлемой частью дизайн-процесса.
Для решения вопросов, связанных с оптимизацией проектных работ по дизайну легкового автомобиля в диссертационном исследовании предлагается проектная модель создания легкового автомобиля с учетом влияния технологий и материалов, в том числе инновационных. В качестве базовой модели была взята схема образования промышленных форм, предложенная Г.Б. Минервиным (Г.Б. Минервин Архитектоника промышленных форм. Выпуск 2 1974г.). Проектная модель позволяет на каждом этапе проектирования анализировать исходные данные, выявлять: потребительские свойства (функциональность, прочность, удобство пользования, экономическая доступность, привлекательность внешнего вида, стилевую приемлемость, эстетические свойства, социально-утилитарные свойства) и потребительские предпочтения, требования производства, эксплуатационные требования, социально-экономические особенности, формообразующие факторы. Проектная модель представляет собой сложную многоуровневую структуру, состоящую из взаимосвязанных элементов. Первый уровень структуры состоит из совокупности основных требований дизайна к промышленному изделию (легковому автомобилю), который включает также требования производства и потребления, в которых учитываются такие моменты как потребительские свойства и возможности промышленного производства. Второй уровень отображает влияние основных формообразующих факторов на содержание и форму изделия (легкового автомобиля). Третий уровень состоит из совокупности принципов и требований
композиционной работы (сюда входят приемы и средства композиции, благодаря которым определяется структура и внешняя форма готового изделия).
Выводы по 3 главе
1.Формообразование современного легкового автомобиля является результатом синтеза многих факторов и тенденций, которые способствуют появлению на мировом автомобильном рынке качественно новых инновационных продуктов. Формообразующие факторы проектирования легкового автомобиля представляют собой сложную многоуровневую систему, в рамках которой осуществляется поиск и создание оригинальных дизайнерских решений. Процесс и способы создания формы автомобиля, как сложной системы, осуществляется с учетом множества тенденций. Ниже приведены основополагающие факторы, с учетом которых идет процесс формообразования легкового автомобиля под влиянием технологий и материалов: 1.Фактор утилитарно-функциональный; 2. Фактор эргономический; 3.Фактор социальный; 4.Фактор безопасности; 5.Фактор эстетический; 6.Фактор образно-эмоциональный; 7.Фактор стилистический; 8.Фактор средовой; 9.Фактор экологический; 10. Фактор конструктивный, производственно-технологический.
2. Модель создания легкового автомобиля с учетом влияния технологий и материалов является корректным научно обоснованным инструментом с точки зрения анализа и синтеза формообразования и проектирования легкового автомобиля.
3.Установленные в ходе исследования факторы формообразования легковых автомобилей являются научно обоснованным ресурсом разработки новых концептуальных моделей легковых автомобилей с учетом влияния технологий и материалов (актуальных и инновационных), определении перспективных направлений развития легкового автомобилестроения.
В Заключении обобщаются выводы, сделанные в конце каждой главы. Выводы диссертации призваны способствовать уточнению представлений о влиянии технологий и материалов (актуальных и инновационных) на создание перспективных направлений в области дизайн-проектирования легковых автомобилей.
В диссертационном исследовании рассмотрены основные формообразующие факторы проектирования легковых автомобилей с учетом технологий и материалов, используемые в процессе их проектирования и изготовления. Осуществлен теоретический анализ научных подходов к проблеме эволюции формообразования в автодизайне в XX - начале XXI вв. Представлены и систематизированы существующие дизайнерские инновационные разработки в современном автомобилестроении. Проведена классификация технологий с учетом специфики производства легковых автомобилей, выявлены основные
тенденции по использованию технологий и материалов в автомобильном дизайне, продемонстрирована интеграция технологических новшеств с формообразованием легкового автомобиля. Технологии и материалы, используемые или прогнозируемые в процессе проектирования или изготовления легкового автомобиля, рассматриваются как важные формообразующие и структурообразующие факторы. Дизайн легкового автомобиля развивается на основе тенденций развития научно-технического прогресса и формообразующих факторов: сквозных (общих), просматриваемых на всем протяжении исторического существования легковых автомобилей и специфических, появляющихся на определенном этапе развития автодизайна с появлением новых технологий и материалов.
В диссертационном исследовании осуществлена систематизация основных формообразующих факторов проектирования в автомобильном дизайне с позиции использования технологий и материалов, способствующих совершенствованию эстетических, эргономических, потребительских и производственных качеств, повышающих экологичность, комфортность, безопасность передвижения на транспортном средстве, представленная в разработанной матрице формообразующих факторов создания легковых автомобилей с учетом влияния технологий и материалов, введены новые понятия «формообразующие технологии», «неформообразующие технологии», раскрыта сущностная характеристика дефиниций. После глубокого анализа большинства технологий и материалов были предложены формообразующие факторы с учетом влияния материалов и технологий на дизайн легкового автомобиля: образно-эмоциональная, средовая, стилистическая, производственно-технологическая, утилитарно-функциональная. Кроме того, легковые автомобили подразделяются по технологически-производственным признакам: характеру производства; виду применяемых материалов; способу обработки материалов.
Центральным научным результатом диссертации стала Модель создания легкового автомобиля с учетом влияния технологий и материалов, в том числе инновационных. Модель является корректным научно обоснованным инструментом с точки зрения анализа и синтеза формообразования и проектирования легкового автомобиля. Она создана в целях представления проектной идеи и ее дальнейшей реализации в материальной форме. Описание структуры проектируемого объекта предполагает методический показ для проектировщиков в наглядном графическом виде: последовательность и взаимосвязь основных процессов (стадий и этапов) проектирования, производства, эксплуатации (потребления) и последующей утилизации изделия; требования дизайна к потребительским свойствам легкового автомобиля; содержание и смысл основных факторов формообразования, рассматриваемых с позиции используемых материалов и технологий, как важных факторов такого формообразования. Большое значение в этой модели придается образу объекта проектирования, который должен обладать ассоциативно-
культурной, конструктивно-технологической и композиционно-пластической целостностью, так как образ является наиболее продуктивной и методически активной моделью будущего легкового автомобиля, поскольку содержит в себе представления о связях человека с объектом потребления и среды. Более того, модель позволяет осуществлять проектирование с расчетом на экономическую эффективность, социальную значимость, эргономические и высокие эстетические качества изделия.
Технологии и материалы, как один из факторов дизайн проектирования и формообразования, играют важную роль в производстве. Характер их влияния на дизайн внешней формы легкового автомобиля неоднозначен. Такое влияние бывает прямым и косвенным, и зависит от поставленных задач, которые необходимо решить в той или иной ситуации. В контексте создания морфологии изделия, художественно-пластического решения его формы технологии условно подразделяются на формообразующие и неформообразующие. Формообразующие факторы непосредственно зависят от состояния технического процесса, развития инновационных технологий, инертности применения традиционных, а также от используемых материалов на производстве. Неформообразующие визуально обычно не проявляются и не выражены в пластических формах проекта. Они почти не участвуют в формировании концепции, а лишь меняют или улучшают утилитарно-функциональные, эстетические, технические, эргономические, потребительские свойства изделия.
По результатам диссертационного исследования подготовлены конкретные методические рекомендации, направленные на проектирование легкового автомобиля с учетом технологий и материалов. Отдельные разделы представленного диссертационного исследования легли в основу образовательных дисциплин по подготовке магистров курса «Методика проектирования транспортных средств», «Техническая составляющая дизайна средств транспорта»; «Основы компоновки транспортных средств», преподаваемых на кафедре «Дизайн средств транспорта» МГХПА им. С. Г. Строганова.
ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Публикации в рецензируемых журналах, утверждённых ВАК Министерства образования и науки РФ
1. Меделец H.A. Проблемы поиска новых стилистических решений в отечественном автомобилестроении. / Автомобильная промышленность. -М.: Машиностроение,- 2012.-№10 0,25 п.л.
2. Меделец H.A. Влияние тендерного фактора на формирование дизайна автомобиля. /Человеческий капитал. - М.: Буки Веди, - 2012. - №7 (43) 0,3 п.л.
3. Меделец H.A. Средовой принцип проектирования легкового автомобиля. / Дизайн. Материалы. Технологии. - Спб.: Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна. - 2012. - №4 (24) 0,5 п.л.
4. Меделец H.A. Тенденции в дизайне легковых автомобилей на примере светотехники AUDI. Научный журнал. Научное мнение - Спб.: Санкт-Петербургский университетский консорциум. - 2013. №2. 0,5 п.л.
Научные публикации в других изданиях
5. Меделец H.A. Роль суперграфики в автодизайне / Молодая наука АФ 2011/ -М.: Московский Государственный Индустриальный Университет., - 2011. 1,6 п.л.
6. Меделец H.A. Цвет и его влияние на дизайн легковых автомобилей. / Натанж Мода Маркетинг Дизайн - М.: Натанж Natannge Interoffice - FMD, - 2013 №30 0,25 п.л.
7. Меделец H.A. Влияние инновационных технологий на формообразование автомобиля. Третий научный форум дизайнеров. Сборник материалов. - М.: Юнион Принт -2011. 0,25 п.л.
8. Меделец H.A. Монография. Взаимовлияние дизайна, материалов, технологий на легковой автомобиль. - Саарбрюкен.: LAP LAMBERT Academic Publishing -2013. 10,3 п.л.
9. Меделец H.A. Промышленный дизайн как приоритет государственной промышленной политики / XII-я Международная научная конференция «Актуальные вопросы современной техники и технологии». Сборник докладов/ - Липецк.: Гравис - 2013. 0,25 п.л.
Общее количество печатных листов по всем публикациям: 14,2 п.л. Интернет ресурсы:
Меделец H.A. Мы покупаем не автомобиль, мы покупаем эмоции
http://vk.com/designilove?w=wall-26484484_890
http://awards-4-you.livejournal.com/23609.html
http://www.journal.art4you.ru/blog/news/nikita_medelets_my_pokupaem_ne_avtomo
bil_my_pokupaem_emotsii/ http://www.novate.ru/blogs/show/ART4you/?act=newrecord&preview=l&persistent
=aQAyBgqU08ebx 1 egSRTkl uF39vsxykPA http://www.advmarket.ru/counter/archive_news.php?id_news=l 198 http://www.advertology.ru/articlel 16228.htm
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения
Меделец Никита Александрович
ФАКТОРЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ (технологический аспект)
Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Грашин Александр Александрович
Изготовление оригинал-макета Меделец Никита Александрович
Подписано в печать 26 августа 2013 г. Формат 60x84 1/16 Бумага офисная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,8. Тираж 140 экз. Заказ №189
Текст диссертации на тему "Факторы формообразования легкового автомобиля"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ
04201361687
На правах, рукописи
МЕДЕЛЕЦ НИКИТА АЛЕКСАНДРОВИЧ
Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
ФАКТОРЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ЛЕГКОВОГО
АВТОМОБИЛЯ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Специальность: 17.00.06 - Техническая эстетика н дизайн
(искусствоведение)
Научный руководитель: Грашин А.А.
доктор искусствоведения, профессор
Москва - 2013
/
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение.................................................................
Глава 1. Влияние технологий и материалов на эволюцию формообразования легкового автомобиля.......................................................24
1.1. Анализ концепткаров и легковых автомобилей серийного производства с позиции формообразующих и неформообразующих технологий и материалов................................................................................................................24
1.2. Инновационные технологии и материалы, их применение в автомобилестроении...............................................................................................52
1.3. Классификация технологических процессов и материалов, применяемых в производстве легкового автомобиля..................................................................89
1.4. Характер влияния технологий и материалов на легковой автомобиль......96
1.5. Эволюция инженерно-технологических и художественно-пластических решений в дизайне легкового автомобиля............................................................98
Выводы по 1 главе.................................................................................................106
Глава 2. Роль образности при проектировании легкового автомобиля с учетом влияния технологий и материалов....................................................106
2.1. Различные подходы на пути формирования проектного образа легкового автомобиля.............................................................................................................107
2.2. Взаимосвязь образа легкового автомобиля, общей компоновки и конструктивно-технологических решений основных элементов его кузова. .118
2.3. Эмоциональное восприятие и его влияние на формирование проектного образа автомобиля.................................................................................................149
Выводы по 2 главе.................................................................................................158
Глава 3. Основные формообразующие факторы в дизайн-проектировании легкового автомобиля, актуальные тенденции ............160
3.1. Основные требования к потребительским свойствам легкового автомобиля.............................................................................................................160
3.2. Формообразующие факторы.........................................................................184
3.3. Тенденции формообразования современного автомобилестроения с учетом технологического аспекта.......................................................................199
3.4. Пример анализа формообразования легкового автомобиля с использованием метода реконструкции..............................................................199
3.5. Модель создания легкового автомобиля с учетом влияния технологий и
материалов в том числе инновационных............................................................203
Выводы по 3 главе.................................................................................................210
Заключение...........................................................................................................211
Список литературы.............................................................................................214
Приложения..........................................................................................................231
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Автомобильный дизайн относится к числу лидирующих областей дизайна с точки зрения использования новых технологий и материалов. В настоящее время технологии являются одним из определяющих факторов развития науки и техники. Новые технологии рождают новые виды материалов с определенными свойствами. Широкое употребление понятия технология связано с изменением качества жизни людей. Термин распространен не только в научной среде, но и в обыденной жизни, поскольку предметное окружение человека, так или иначе, связанно с технологией. На сегодняшний день существует множество определений термина технология, каждый из которых имеет отношение практически к любой деятельности человека.
С одной стороны, термин, который пришел из сферы точных наук и производственных процессов, кажется далеким от вопросов дизайна и, тем более, искусствоведения. С другой стороны, практика автомобильного дизайна показывает, что проектирование, которое ведется дизайнером совместно с инженерами-конструкторами и технологами и учитывает особенности производства - наиболее успешно. Планируя технологические процессы еще на этапе проектирования изделия, дизайнер может добиться верной передачи проектной концепции в форме готового изделия, а, следовательно — воплощения задуманного образно-композиционного решения и достижения художественной выразительности изделия в целом.
Тема данного научного исследования актуальна и вызывает особый интерес в последнее время, поскольку, с одной стороны, затрагивает общие вопросы влияния технологий и материалов на промышленный дизайн, как одного из видов проектной деятельности, а с другой - рассматривает автомобильный дизайн, в частности дизайн легковых автомобилей, как утилитарно-функциональных объектов массового промышленного производства.
Особенность использования новых технологий и материалов в автомобильном дизайне отражается на внешнем виде легкового автомобиля и на его конструкции, а также на технических и эксплуатационных характеристиках. При этом, инновационные технологии направлены на улучшение существующей структуры изделия.
Взаимосвязь технологии и искусства, технологии и ремесла можно проследить на протяжении всей человеческой истории. Прообразом понятия "технология" было древнегреческое слово "техне", которое обозначало синтез искусства и ремесла. Кроме того, «технэ» в широком смысле означало умение ориентироваться, разбираться в чем-либо, поэтому для древних греков "техне" — способ познания мира не столько технологический, сколько поэтический.
Искусство древних греков разумно и гармонично. Тектоника архитектурных сооружений ясно выражена в сопоставлении несущих и несомых частей, масштаб которых соразмерен человеку. Технология наглядна в используемых конструкциях и материалах. Многие предметы удивляют высоким мастерством исполнения: достаточно сравнить тонкие колеса древнеегипетской колесницы из Каирского музея с грубыми по форме колесами повозок, использовавшихся в средние века [4. С.7].
Конечно, не технология прежде всего определяла смысл и соответствующий ему формальный характер артефактов, а социальные и культовые требования; с этой точки зрения технология являлась лишь средством. Но для того, чтобы осуществить заказ, архитектору или ремесленнику надо было, прежде всего, придумать, разработать технологию.
Говоря о технологии и ее влиянии на проектную культуру необходимо сказать об истории возникновения проектирования как самостоятельного вида проектной деятельности. До эпохи Возрождения любое ремесленное производство представляло собой канонический тип деятельности, при котором четко осуществлялось повторение традиционной формы предмета с учетом: сложившихся потребностей людей, уклада жизни, установившимся
"стандартам качества". При этом каноны не разрабатывались специально, отдельными людьми, их формирование шло на протяжении всей истории существования того или народа, общества, следуя культурным особенностям, обычаям и традициям.
Каноническая система воспроизводства характеризуется двумя основными функциями: проектированием и нормированием, при доминирующей роли последней [57.С.8-9].
Ситуация меняется в эпоху Возрождения. Определяющим свойством проектной культуры становится сознательное проектирование и создание принципиально новых ценностей, — в результате технология приобретает черты специфической области техники и культуры в целом.
В эпоху Возрождения искусство и ремесло обособляются — искусство становится «чистым искусством», а представление о понятии «технэ» значительно меняется. Приведем одно из определений технологии: технология (от гр. 1есЬпе) — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства [169]. Технология — это одна из специализированных форм деятельности. Для исследования взаимосвязи морфологии и технологии в дизайне важно отметить, что технология — это, в первую очередь, определенный процесс, методы которого зависят от используемой основы — материала. Наряду с этим технология, и это отмечает большинство современных философов и исследователей, включает в себя также технику, то есть второй, надприродный мир.
Осознание возрастающей роли технологии в XX веке происходит в три этапа: во время 1-й промышленной революции (сер. ХУШв.), второй промышленной революции (2-я половина XIX — начало XX века) и научно-технической революции (1970-е годы). Принципы оптимизации и замещения природного искусственным проникают не только в сферу проектно-производственной деятельности, но и в быт, в повседневное человеческое существование — в ту среду, которая являются объектом проектных усилий
дизайнеров. На протяжении XX века методы машинных производств становятся одними из основных по созданию инновационных продуктов.
Специфика технологии как одновременно знания, техники и части производственного процесса обозначилась уже на первых машинных производствах. Технологические и производственные стандарты, основанные на принципах оптимизации и унификации, в эстетическом плане были далеки от совершенства, поскольку не всегда учитывалась художественная, композиционная составляющая проектирования изделий. Даже сегодня в английском словаре технология определяется как наука о ремесленных и индустриальных искусствах, противопоставленных искусствам изобразительным или изящным.
Одновременно с неприятием машинного производства (Рескин, Моррис) появилось обратное движение: технологические и производственные стандарты начали формировать новые вкусовые и эстетические взгляды. Для раскрытия сути этих процессов необходимо рассмотреть их в историческом срезе — от истоков до современной ситуации.
Отрыв художника-ремесленника от процесса создания, изготовления вещи в период появления первых мануфактур, а затем промышленных производств, привел к неприятию им результата машинного производства, конечного продукта. Потребовалось время, чтобы художники-конструкторы нашли общий язык с законами машинного формообразования и отказались от сугубо индивидуального подхода. Хотя художник-конструктор оставлял за собой право свободной «компоновочной деятельности» в рамках промышленного производства, творческая свобода проектировщика стала зависеть от общих технологических принципов конкретного производства.
В конструкторских бюро, дизайнерских агентствах XX века сложилась система, напоминающая принципы промышленного конвейера: процесс создания проекта и прототипа изделия был поделен на автономные стадии, внутри которых применялись методы, основанные на распределении ролей и
обязанностей, на четком разделении степени доступа каждого участника процесса к разрабатываемому проекту.
В системе современных производств роль дизайна как формообразующего начала и роль самого дизайнера претерпевают значительные изменения. Эти изменения во многом связаны с усовершенствованием и оптимизацией производственных процессов. Производители уделяют особое внимание не столько внешне-эстетической новизне изделия, сколько новизне конструктивной, новизне инженерного и технологического решений, выразительности нового материала, конструкции, технологии. В результате в область работы дизайнера попадают все сферы производственной деятельности.
Очевидно, что существуют специфические принципы формообразования, сложившиеся в результате освоения дизайнерами современных производственных технологий и их перевода на уровень технологий формообразования.
В последнее время одной из тенденций в мире дизайна является дематериализация самих объектов проектированиия. Связано это с нарастающим влиянием инновацинных технологий и материалов. Отчетливо эта тенденция проявляется в объектах дизайна нового стиля "хай-тач (hi-touch), представляющих собой эмоциональное, чувственное отношение к проектированию предметно-пространственной среды [109. С.118]. Безграничные возможности встраивания и вживления не только функций одного предмета в другой, но и объединения ранее разнородных предметов, ведут к созданию многофункциональных объектов. В ряде случаев деятельность дизайнера исключает работу с формой как таковую, ведь многие современные объекты лишаются привычной зримой формы, «растворяясь» в форме других изделий. Теперь дизайнер проектирует не вещь как таковую, а отношения вещи и человека и уже потом облекает ее в материальную оболочку, очень часто это происходит посредством тактильного, сенсорного, визуалыю-аудиалыюго, обонятельного, текстурно-
фактурного взаимодействия. Современные технологии позволяют вещи "реагировать" на контакт пользователя, тем самым как бы "очеловечивая" ее.
Впервые концепция "хай-тач" была сформулирована представителем итальянского авангарда К.Т. Кастелли. Ее рождение в недрах технологического дизайна, хай-тека, обусловлено новейшими технологиями -технологиями максимальных эффектов при минимальной предметной форме ли даже ее отсутствии. [109. С.-121].
Многие процессы—технологии, вызывающие к жизни новые приемы формообразования, еще мало затронуты в исследованиях по технической эстетике и дизайну. Для раскрытия их воздействий необходимо рассматривать области проектной и производственной деятельности как единое целое, выявляя процессуальную суть проектирования.
Рассматривая производственные технологии, нельзя забывать и о технологиях, которые используют сами дизайнеры.
Распространение информационных технологий в 70-е годы XX века становится причиной новых методов формообразования.
Среди зарубежных изданий заметна книга «Цифровая тектоника» (2004) Н. Лича, Д. Тернбула и К. Вильямса, где рассматривается зависимость формы и поверхности от структуры. «В архитектуре, как и в дизайне, уже давно существует оппозиция между цифровой (виртуальной) культурой чувственно воспринимаемого образа и тектонической культурой реальных объектов» [4. С.-15.]. Направление «Цифровой тектоники» объединило в себе усилия архитекторов, дизайнеров и инженеров для понимания взаимодействия поверхности и структуры, что позволило, в свою очередь, создавать новые интересные формы», — пишут авторы книги. Важно то, что одно из решений для гармоничного сосуществования образного и технологичного, формального и конструктивного (структурного) было найдено в области цифровых технологий трехмерного моделирования, что и стало основой для новой образности архитектурных и дизайнерских проектов [4. С.-15.].
Дизайнерская деятельность в индустриальном и постиндустриальном обществе имеет прямую взаимозависимость с технологией и отражается на методах, процессах и результатах проектирования. При умелом использовании дизайнером, технология становится не просто средством, но художественно выразительным языком промышленного дизайна. Формообразование промышленных изделий изменяется во взаимосвязи с развитием технологий, появлением новых материалов. Дизайнер взаимодействует с процессами производства, технологическими инновациями. В проектах, промышленных образцах, серийно-выпускаемых изделиях иногда ярко выявлено, а порой, наоборот, закамуфлировано отношение дизайнера или группы проектировщиков к возможностям художественного осмысления технологии в морфологии предмета.
Технология как субъект производства и инструмент проектирования воздействует на формообразование и, как результат, на морфологию промышленных изделий в XX веке. Методы и понятия «технологического формообразования», наряду с методами и понятиями композиционного, тектонического и художественного конструирования, постепенно входят в научно-практический обиход. Однако особенности проблемы взаимовлияния технологии и морфологии в автомобильном дизайне изучены пока недостаточно и нуждаются во всесторонней разработке.
Предстоит выявить взаимосвязь технологий и формообразования промышленного изделия, а также исследовать взаимовлияние дизайн-проектирования и производственной технологии в процессе исторической эволюции.
Перефразировав известную фразу функционализма о том, что «форма следует функции» на «форма следует технологии осуществления функции», уместно рассмотреть эволюцию предметов в связи с изменением этой конкретной технологии, а также описать формирование композиции, основанной на образном представлении о технологии как внутреннем механизме осуществления функци