автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Фамильная организация у кабардинцев в конце XVIII - начале XX веков
Полный текст автореферата диссертации по теме "Фамильная организация у кабардинцев в конце XVIII - начале XX веков"
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ
и 1.-' i
им. H.H. .Миклухо-Маклая
-;';; 7
<■•'"' ujf
Специализированный Совет К. 002.76.01
УДК 93(470.64){=КАВ) На правах рукописи
Гукемух Ибрагим Халндович
ФАМИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ У КАБАРДИНЦЕВ В КОНЦЕXVIII-НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
Специальность Q7.U0.07 - этнография, этнология и ашропология
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва 1997
Работа выполнена на кафедре всеобщей истории, социально-гуманитарного института при Кабардино-Балкарском Ордена "Дружйы народов" Государственном Университете
I !:1учшлн р\конодитель:
Док*юр исторических наук, профессор A.I1. Мусукаев
Официальные оппоненты:
Доктор исторических наук- А.П. Перший Кандидат исторических паук E.H. Данилова
Ведущая организация:
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКПП ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, ФИЛОЛОГИ И ЭКОНОМИКИ
З.ишпа сосиштся "ЯО " 1997 гола в "_"часов на заседании спе-
циализированного сиьета К.002.76.02 по зашито диссертаций на соискание >че-iidii степени кдилмтла исторических наук при Институте этологии и антроио-ло1ТП1 им. Мпклухо-.Маклая 1'ЛН (117334. Москиа, Ленинский проспект. 32 Л).
t." диссертацией мо?1спо оншкимшпься п библиотек? ИЭА РАИ
АВТОРЕФЕРАТ РАЗОСЛАН "_1997 г.
Ученый секретарь Специализированного Совета кандидат исторических наук
Л.В. Остапенко
Введение
1.Актуальность исследования
Изучение традиционных родственных объединений у разных этносов является одним из приоритетных направлении отечественной этнологии. Со второй половины нашего столетия интерес к этой проблеме возрос.Были проведены крупные исследования как обцего теоретического характера,так и по отдельным народам.Разработке теории структуры и эволюции различных родственных коллективов были пос-вяиены исследования M.О.Косвена,Д.А.Ольдерогге,А.И.Першша и др.Наряду с этими исследованиями появился целый ряд работ по проблемам традиционных семейно-родственных институтов у народов Кавказа.в том числе у адыгов и адыгских субэтносов.Среди них нужно особо отметить работы А.И.Першша,Е.H.Студенецкой,Я.С.Смирновой ,М.А.Меретукова,Т.Т.Шиковой.А.И.Мусукаева и др.Несмотря на это,проблема родственных объединений и связанных с ними традиционных институтов не потеряла своей актуальности и по сей день.Возрастающий в кавказоведении интерес к историческому проы-лому коренных народов может быть удовлетворен в огромной степени путем тцательного исследования их богатейшей традиционной культуры,которая базировалась на системе фамильно-родственных от-ноыении.
Исследование вопросов структурной организации кабардинской фамилии, ее эеолюцни и вместе с тем эволюции обслуашваюьшх ее традиционных институтов имеет.на наи взгляд,больное значение для понимания исторических.экономических и социальных процессов, происходивших в период с конца XYIII по начало XX в. не только в Ка-барде ,но и на всем Северном Кавказе.Изучение фамильной организации у кабардинцев остается актуальным eue и потому,что и поныне она представляет собой основную форму суиествования родственных объединений и является более крупной,по сравнению с индивидуальной семьей.ячейкой обцества. Особую важность истсрико-этнологи-ческое исследование родственных объединений приобретает в наып _нн в связи с б\-рным ростом национального самосознания.повышением интереса инроких слоев общества к прошлому своих предков.их традициям и обычаям.
исследования
Цель исследования состоит в определении степени и характера эволюции кабардинских традиционных институтов в увязке с изменениями в фамильной структуре.Б наин задачи входит также выявление основных причин,повлпявиих на изменение и ломку традиционного уклада жизни кабардинской фамилии.а с ней и всего кабардинского общества .
Одной из задач представленной работы является и максимально возможное упорядочивание терминологии и приведение ее в соответствие рассматриваемым объектам.
3.Научная новизна исследования
Научная новизна предлагаемой диссертационной работы заключается в том.что в ней впервые предпринята попытка комплексного изучения фамильной организации кабардинцев как качественно нового и универсального родственного организма.Здесь впервые вводятся в научный оборот полевые этнологические материалы и архивные источники, касаюынеся данного объекта исследования.Б работе впервые используется целый ряд генеалогических данных и тамгозых обозначений,на основании которых автор делает попытку проследить ход развития кабардинской фамильной организации.ее численный и поколенный состав. В представленной работе отдельное внимание уделено вопросу соответствия общепринятых научных терминов Исследование вопросов структурной организации кабардинской фамилии,ее эволюции и вместе с тем эволюции обслуживаюьшх ее традиционных институтов имеет,на наы взгляд,большое значение для понимания исторических.демографических и культурных процессов,происходнвыих в период с конца XVIII по качало XX в. в Кабарде.Изучение фамильной организации у кабардинцев остается актуальным и в современную эпоху,так как к поныне она представляет собой основную форму существования родственных объединений и является более крупной.по сравнению с индивидуальной семьей.ячейкой общества.
•4. Историография н источники
Как упоминалось выше.фамильная организация у кабардинцев,за исключением статьи А.И.Першица,специально не рассматривалась ни в одной научной работе.В появившемся относительно недавно исследовании X.М.Думанова,в одной из глав,проблема кабардинской фамилии затрагивается в контексте вопроса о земельной собственности и поземельных отношении.В некоторых работах А.И.Мусукаева и Ю.Н.Аса-нова.опубликованных также сравнительно недавно,а именно с конца ¿о-х по начало 90-х гг.,о фамилии говорится как об одной из поздних форм родственных объединений,но не рассматривается ни ее структура,ни стадии ее развития.Вопросы,связанные с существованием фамильной собственности на землю в Кабарде XVII 1-ХIX вв.,поднимались в труда/. В. К.Гарданова,3.X.Кажарова,Т.X.Кумыкова.Однако и в утях трудах институт фамильной собственности на землю не был подробно исследован,так как авторами ставились иные задачи.Справедливости ради нужно отметить,что эти и многие другие научные исследования.о которых речь пойдет ниже.содержат богатый материал по различным сторонам жизни кабардинского общества ХУ1И-Х1Х вв.и без анализа и использования этого материала комплексное изучение фамильных институтов было бы значительно затруднено.
В разработке теоретических вопросов,связанных со структурой и эволюцией родственных объединений, особое место принадлежит М.О.Косвену.Именно на основе выявления сначала у удмуртов,а затем у южных осетин особой родственной формы -патронимии М.О.Косвеном были разработаны не только теоретические основы путей развития семейно-родственных коллективов,но и высказаны новые,-для того времени взгляды на вопросы обшественного строя народов Кавказа.Со времени' выхода в свет и популяризации в этнологической науке трудов М.О.Косвена прошло немало времени.Появились новые научные взгляды на вопросы происхождения и эволюции родственных объединений. В отечественной этнологии образовались два основных направле-н.ия-"родовое' и 'обшинное".Между ведуинми отечественными этнологами .занимавшимися исследованием обиннкых н родовых структур и их тоансформаини. оазвернулась острая дискуссия о соответствии родовой и патронимической организаций.которая была начата М.В.Крюковым. Эта дискуссия переросла в широкое обсуждение большого круга
вопросов. связанных с проблемой типопсгизации родственных оогани-зации у различных народов.Одни ее участники считали,что патронимия ,описанная М.О.Косвеном. и клан,описанный Л;к. мердокоч ,-это по существу тождественные, по своему типу,формы социальной организации. Другая группа либо вообие не признавала факта существования патронимии.либо идентифицировала ее с патриархальным родом,рассматривая ее как чисто генеалогическую единицу. Отметим,что eue до начала упомянутой дискуссии,к проблеме тнпологизашт и структуры родственных объединений существовали различные подходы.ю.В.Бром-лей считал патронимию производной деспотической большой семьи отцовского типа и выносил эту обцественную форму за пределы патриархально-родовых структур первобытного общества.Вопрос классификации различных родственных объединений в этнологической литературе также является дискуссионным.Классификация, основанная на отличии по поколенному принципу и по характеру власти.стала объектом критики со стороны Д.а.Ольдерогге.По его мнению, деление по характеру власти субъективно и носит случайный характер и определяющим должен быть принцип экономической объеднненности.В отличие от М.О.Косвена,который выделяет семейную обццну,патронимию и род в качестве основных общественных единиц первобытного обыест-¡.а,Л.А.Ольдерогге выделяет такие социальные фермы,как род.обиипу н больиую семью.Интересен тот факт,что и М.О.Косвен и Д.А.Ольдерогге , указывая на первобытное происхождение патронимии и больной семьи,не отрицают существования этих архаических родственны/, коллективов в феодальных и даже капиталистических государствах.
В контексте данной темы особый интерес представляет вопрос об отношениях собственности,так как только путем его уяснения можно определить характер идеологической надстройки кабардинского общества , степень остаточности патриархально-родовых институтов в феодальной сословной системе и их роль на различных этапа/, истории Кабарды.На II научной сессии Кабардинского НИИ в 194S году свое отноыение к данному вопросу высказала А.В.Мамонтова,выдвинув тезис о том.что 'накануне отмены крепостного права в 18 6 7 году патриархально-родовые отноиения являлись господствующими в кабардинском обществе". Затем,уже на III сессии Кабардинского НИН.в своем докладе'К вопросу о феодализме в Кабарде',она , освещая социально-экономическое устройство края,утверждала,что в основе ка-
баодинского обшества лежало обшественное пользование землей на родовом праве.А.В.Мамонтову поддержали С.К.Бумуев и А.И.Краснов.Совершенно противоположного мнения придерживался известный кавказовед Г. А. Кокиев, утверждавши"!. что накануне завоевания Кабарды царизмом она находилась на стадии завершенного феодализма с некоторыми даже элементами разложения.Тезис о существовании в Кабарде ХУШ-Х1Хв.феодального строя,в своих, работах отстаивали Л.И.Лавров ,Е.Н.Студенецкая.Б.В.Скитский,Т.X.Кумыков,Н.X.Тхамоков и др.Промежуточную позицию в данном вопросе занимали З.В.Анчабад-зе,а позднее и И.Ф.Мужев, утверждая,что особенностью феодальных отношений в Кабарде было наличие феодально-родовой собственности на землю,а потому до реформы обцественные отношения в Кабарде были полуфеодальными-полупатриархальными.В конечном итоге победила точка зрения "феодалистов".Она была сформулированна в работах С.А.Комиссарова,М.X.Ацканова,Е.Н.Кусевой,Т.X.Кумыкова,В.К.Гарда-нова и др.X.М.Луманов,рассматривая фамильное земельное право,отмечает тенденцию к появлению в первой половине Х1Хв.личных феодальных земельных участков,которые начинают существовать наряду с обшефамильными.В.X.Кажаров,исследуя адыгскую вотчину, утверждает, что фамильный или родовой принцип землевладения является наиболее характерным для феодализма.И Х.М.Думанов и В.X.Кажаров приходят к одному и тому же выводу о том,что к началу XIX в.у кабардинцев сельская обиина прекраыает свое существование,так как об-иинные земли к этому времени были захвачены феодальными фамилиями. Интерес для нас представляют работы по проблемам семейного быта и семенных отношений.развития и трансформации традиционных институтов,так как без анализа структуры больших и малых семей, без уяснения функционального назначения механизмов внутрисемейных отношений,невозможно прийти к пониманию процессов генезиса и развития фамилии как родственного коллектива и социального организма .
Историография по проблеме семейного быта и семейных отношений очень обширна.На тему старокавказской семьи опубликовано огромное количество работ, часть которых представляет собой обобцаюцие труды по целому ряду народоа Кавказа.Это прежде всего исследования Я.С.Смирновой,А.И.Мусукаеза.А.Е.Тер-Саркисянц, В. п. Асанова и др.
Исследования родственных объединении и обычного права у
- б -
алмгоь осноЕ-'Рзатся.ь гггргуо счеридь. кг бога тем лптгоатгзг.ом материале Х^:11-перзой полозины XIX з. и нь додсльно ыиооком спектре архивных документов. Этим отличаете;; рл5о;г; Х.М.Думако-ва.В.К.Гарда нова,Э.Л.Коджесау.К.Ф.Дзамнхова,7.X.Кумыкова и др.Полевой материал больие используется в работах небольшого объема, авторы которых преследуют цель освецения семенных отношений и родственных структур у отдельных субзтносоз -кабардинцев.адыгейцев. черкесов и др.К таким работам можно отнести статьи А.Н.Перин-ца,Е.Н.Студенецкой,М.А.Меретукова.Г.X.Мамбетова и др. Полнота освеыения родственных коллективов и свойственных им традиционных институтов в данных исследованиях неодинакова,так как задачи,поставленные в них авторами,различии.Поэтому.наряду с упомянутыми, работами нам приилось привлечь ь качестве источников архивные материалы,как опубликованные.так и не использовавыиеся ранее.Причем.из опубликованных документов мы посчитали возможным привлечь именно ту их часть,которая,на нац взгляд.наиболее удачне может быть использована в контексте данной работы.Разнообразный и ценный материал по наией теме сосредоточен в фондах Центрального государственного архива Кабардино-Балкарской Республики,Центрального государственного военно-исторического архива РО.Центрального государственного архива Республики Северной Осетии-Алании.В ИГА КСР нами исследованы материалы п-го. 1 с>-го , 2 3-го и 4!)-го фондов, содержащих сведения о имущественных спорах к фамильном наследственном праве.В ЦГВИА нами обнаружены родословные списки княжески/. и дворянских фамилий Кабарды.Эти списки помешены в фонде 1-454.описи I.делах 49.49(1).Помимо этого из того же фонда нами использованы дела 2 8 3,и 2 9 3,которые проливают свет на обычно-правовое регулирование отношений собственности.Из материалов ЦГА РСО-А мы использовали фонд 262-й,опись 1-ая,дело 23-е,в котором содержатся списки аристократических кабардинских фамилий гсех сословии,составленные Терской сословно-поземельной комиссией.Кроме указанных архивных материалов,в предлагаемой работе использованы данные,полученные в результате бесед с информаторами из различных населенных пунктов Кабардино-Балкарии.Карачаево-Черкесии и Краснодарского края.
4.Методологическая основа
Методологической основой диссертации послужили разработки М.О.Косвена,Я.С.Смирновой,А.II.Перыица,Д.А.Ольдерогге по теории развития и трансформации родственных объединений.В работе применены принципы и методы историко-этнологического исследования,раз-работванные в трудах отечественных ,в том числе и кабардино-балкарских этнологов:Е.Н.Студенецкой,М.А.Меретукова,В.К.Гарданова ,Г.X.Мамбетова,Т.Т.Шиковой,А.И.Мусукаева,Х.М.Думанова,В.X.Кажарова ,Ю.Н.Асанова,Т.X.Кумыкова и др.,которыми мы руководствовались при решении задач, поставленных в предлагаемой работе.
6.Структура работы
Структура предлагаемой работы подчинена главной исследовательской задаче.Она состоит из введения,трех глав и заключения.Во введении обосновывается актуальность исследования,ставятся его цели и задачи, дается обзор историографии и источников по проблеме родственных объединений у адыгов вообше и у кабардинцев в частности.Первая глава посвяцена одному вспомогательному вопросу,-вопро-су о терминах и двум основным-вопросам генезиса и структуры фамилии у кабардинцев.Вторая глава посвяцена проблеме традиционных обычно-правовых институтов,регулируют)х вопросы фамильной собственности и права наследования.В третьей главе рассматривается проблема родственной солидарности и обцефамильной идеологии.В заключении изложены краткие выводы.В конце предлагаемой работы приведены:библиография,список принятых сокращений и использованных архивных материалов,а так же схема.
Глава I.Генезис и структура фамильной организации.
1.Вопрос о терминах.
В данном вопросе мы стремились добиться соответствия принимаемых нами терминов структурной сущности кабардинской фамилии и таких родственных объединений,как большая семья и патронимия.которые являлись основой ее образования.Для определения архаической большой семьи или семейной обиины кабардинцев нами принят термин
"\-ка: ъгэикуэ ' .кэгоркй оотзначает боль а у?; о.г:;е.-:ску:о семьд.Тео.'шноч .•нзсэизэ/.эс" мы обозначили зольиу'; семью из неразлелнгснхся братьев.Такая же терминология приводите.-: в книге Я . С. Смирновой и А.Е.Тер-Саркисянц.Для обозначения патронимии использовали термин "л1ыбнн".который переводится как"дети(одного)мужчиныЭтот термин ранее использовался X.М.Думановым.Что касается кабардинского аналога термину-фамилня",то здесь мы столкнулись с некоторыми тр\-д-ностями,вызванными,с одной стороны.отсутствием оС-;лепппнитой в кабардинской этиологии терминологии.а с лругон-поискамн наибольшего смыслового соответствия.Известно.что термин "фамилия" был привнесен в кавказоведение извне путем заимствования из латинского языка,» на самом деле означает семейную обыину отцовского типа с корпоративной структурой и централизованной властью главы семьи,которая бытовала в Древнем Риме.Б современной же этнологической науке под фамилией чаце всего подразумевается не римская {'аш1На,а более широкий нежели больиая семья или патронимия , кр\г родственников по мужской линии,носяцнх единое наименование и происходят« от общего предка-родоначальника Лермнн 'лъэпкъкоторый был употреблен А.И.Периицем.а за ним целым рядом др\тих этнологое не вполне отображает структурную суть той фамилыюн организации.которая существовала у кабардинцев в конце XVIП-начале XX в.Этот термин имеет несколько смысловых огтекков и не может дать четкого определения фамильной структуры.Во-первых,само слово мо-¿:ет быть буквально переведено как:" кровный остов","тело поколений" и т.д.Ки один из переводов не дает конкретного понятия о значении этого древнего слова.Бо-вторых,в современном кабардинском языке это слово употребляется в значениях:"нация","родплемя" ,"фамилия' и т.д.Для наиболее полного отображения сущности рассматриваемого нами понятия "фамилия" как круга отцовских родственников однофамильцев,на наи взгляд,больше подходит термин "зэ-гнэкьуэи",что буквально переводится как'братья по одному лому ". Признаем , что данным термином в кабардинском языке не всегда удобно оперировать,однако мы принимаем его,так как он довольно четко определяет как отнсыение родства всех родственников однофамильцев ,так и фамильную структуру.
Определивиись с используемыми далее терминами и уяснив их значение и соответствие принятым в этнологии понятиям.обратимся к вопросу генезиса фамильной организации.
2.Генезис фамильной организации
Фамильная организация унэкъуэц появилась в результате двух одновременно происходящих процессов:1)сегментации и распада больыой семьи и патронимии ; 2)отпочкования от больыой семьи или патронимии одной из составляющих ячеек.Например,в результате ухода одного из сыновей со своей семьей на новое место жительства.!! в том и в другом случае образовавшиеся новые семейные группы часто приобретали отличные от отцовских наименования-унэгъуоцэ или унэцэ (букв."семейные имена" или "имена домов") и могли впоследствии образовать так называемую,фамилию 2-го порядка.Однако на ранних этапах этого процесса.особенно в среде феодальной аристократии, такие коллективы являлись всего лишь подразделениями одной больыой фамилии и назывались соответственно-л1акъуэ,что означает "колено".Они объединялись одним,более древним наименованием,происходящим от имени родоначальника.С образованием таких подразделений,как фамилии 2-го,3-го и т.д. порядков,обладавших уже отличными от старых фамильными наименованиями,ослабевали не только хозяйственные , но и идеологические связи.Примером тому может служить резкое различие в тамговых знаках у фамилий,происходящих от одного корня,таких,как Тамбиевы и Атпановы,Боташевы и Напцевы и др.
Итак,к концу XYIII в. у кабардинцев сложилась фамильная организация .состоящая из различных по своему типу семейных объединений, среди которых можно назвать и большие семьи, и патронимии,и малые сеиьи.Объединения эти были связаны между собой узами родства по мужской линии.но они не носили еще постоянного и единого для всех родственников фамильного наименования,хотя бьши связаны единой историей происхождения и экзогамными отношениями.
Постоянные и общие для всех родственников по отцовской линии, фамильные наименования появляются у кабардинцев с конца XYIII-no .конец 1-й четверти XIX в.Этот.факт,на наш взгляд,связан с тем,что в Кабарде к этому времени завершился так называемый фамильный раздел земли между самыми могущественными феодальнь;ми родственными группами.Б этот период кабардинская фамилия становится не только родственной организацией с единым для всех ее членов наименованием : она начинает играть роль сословного и даже этно-геог-
ра?:!ческого понятия.Ч:с псдтзср-члаг-тгл нггьсикями кскоторкх облаете;; Кг5арди. пропс:>е Л'~;-:х от £акильных наичгьс-Еаний.а также ке-котор=;:-!и положениями кабардинских здатоз.Капримео. "Преимуцеством узденей Куденетовых", зафиксированных Я.Ыарлановым в Деле \'-1 "О значении древнего кабардинского обряда'.
В результате захвата и раздела земель между сильными фамилиями и утверждения феодальной собственности на землю.в Кабарде формируются уже более' устойчивые фамильные группы.кссяшие единое и постоянное наименование,происходяаее чаше всего от имени достоверного основателя.От предшествующих им родственных объединений такие фамилии отличались централизованным аппаратом управления и четкой структурой.По мере своего развития они начинают объединять вокруг себя фамилии,стоящие на более низкой ступени сословной лестницы.В итоге этот процесс приводит к образованию.еели так можно выразиться.фамильных микро-государств с жесткой иерархией и структурой.
3.Структура фамильной организации
Кабардинская фамилия конца ХУ111-начала XIX р..состояла из различных по своему типу семеино-родственных объединений.Е ее состав нарлду с уже сильно распространившимися малыми семьями(унагъуэ закъуэ: могли входить и большие семьи как отцовского.так и братского типов, а также патронимические объединения. Однако доля "классических"больших семей в рассматриваемый период была уже невелика. Эти семьи или уна гъу зш/.уэ в большинстве своем утратили основные свои признаки:сОиуга собственность и жесткую централизацию управления.Пользуясь выдвинутой Д.А.Ольдерогге тнпологизацией.отметим, что упомянутые нами большие семьи больше подходят под обозначенные в ней 2-й и 3-й типы.то есть,2)совместное проживание и сочетание общей собственности семейной обиины и обособленной собственности слагающих ее семейных очагов;з)совместное проживание и сочетание обособленной собственности с остатками обмен . Позднее Я.С.Смирнова предложила назвать такие семьи полураз-делекными.Однако говорить об абсолютном отмирании таких патриархальных коллективов, как большая отцовская и большая братская семья е данное время не приходится.Мы приходим к такому выводу, осноныраясь на материалах "Списка Большой Кадарды князьям и раз-
ных степеней узденям по фамилиямкоторый был составлен в 115:5 году.
Численный состав владетельных фамилий (князей и первостепенного дворянства) был небольшим по сравнению с фамилиями узденей более низших степеней.Об этом говорят данные статистики 1-й четверти XIX в.Однако н фамилии зависимых сословий не отличались большой численностью.Ссылаясь на данные Х.М.Думанова и на относящиеся к этому периоду списки и переписи,можно утверждать,что фамилии зависимых крестьян чаще состояли из 1-2 индивидуальных семей,с двух,реже трех-поколенной структурой.Причинами малочисленности фамильных объединений кабардинцев в начале XIX в.,на наш взгляд, являлись частые эпидемии чумы и военные действия.Позднее стимулом к увеличению этих объединений послужила и отмена крепостного права,когда крестьяне получили возможность самостоятельно выбирать место жительства.Здесь мы видим регенерацию патронимической организации после,на первый взгляд,ее окончательного отмирания еще в конце XVIII в.
Рассмотрим кабардинскую фамилию - унэкъуэщ с точки зрения ее внутренней структуры и управленческого механизма.Такая фамилия в период с начала XIX в.и вплоть до 60-х гг.представляла из себя ряд родственных семей,преимущественно малых,группировавшихся вокруг семьи старшего или тхьэмадэ.Однако в отличие от патриархальных родственных коллективов она не была локализована в пространственном смысле.Понятие фамильный принцип владения землей"не подразумевало здесь общей территории проживания.Под этим понятием имеется в виду принадлежность нескольких.иногда находящихся на большом расстоянии друг от друга участков земли одной фамилии.В этой связи,на нащ взгляд,не соответствует действительности высказывание В.К.Гарданова о том,что княжеские фамилии Большой Кабарды представляли собой,по существу,пережиточную форму патриархально-родовой организации,которую можно определить как патронимию. Главным отличием патронимии от фамильной организации являлась строгая-локализация всех ее членов в одном населенном пункте " или квартале.В рассматриваемое время,патроннмия-л1ыбын у кабардинцев могла быть ячейкой фамилии,но не являлась тождественной ей родственной организацией.
Глава II. Обычное право и фамильная собственность
1.Фамильный раздел и вотчина.
Несмотря на тот факт,что феодализация кабардинского общества в период с конца XVIII до середины XIX в.довольно четко прослеживается на примере сословного дробления,обычное право играет больиую роль в вопросах собственности и наследования.Именно этим объясняются суждения многих авторов о бытовании в Кабарде первобытных порядков.Тезис о принадлежности земли 'всему народу", зафиксированный в местных адатах.не соответствует действительности,так как в этот период в Кабарде уже не существовало свободных земель,а следовательно,и свободного крестьянства.здесь уже не было ни одного селения,которое не составляло бы феодальную собственность.Об этом говорит традиционное разделение самим народом всех населенных пунктов на две категории:"пцы къуажэ"(букв.княжеское село) и "уэркъ къуажэ"(букв.дворянское село).Особенность феодализма и кабардинском обществе состояла в том,что типичная феодальная иерархичность носила ярко выраженный фамильный характер.Об этом свидетельствуют многочисленные кабардинские топонимы:Инальхабльз,Аыа-бей, Исламей.Кундетей и т.д.Само село, или сельская обиина, являясь феодальной собственностью къуажэ-пыы,то есть вотчинника во многом сохранила структуру свободной крестьянской обыины.Однако ее члены,естественно.должны были платить подати за пользование землей в виде феодальной ренты,чаие всего натуральной.Позже,уже после реформы 1367 года,произоило деление кабардинских селений на патронимические кварталы .когда освободившиеся крестьяне,члены одной фамилии,получили возможность селиться компактными родственными группами.Такие кварталы сохранились во многих селениях Ка-барды.Например,в селении Карагач.Прохладненского района КБР су-цествуют патронимические кварталы Сидаковых (Сидакъей) и Коиевых (Къуэы-хьабль).Патронимические названия кварталов остались и в селении Каменномостское (Кармово) Зольского района КБР.Здесь есть пять таких кварталов:" Жереитиевкх (Жеращты-хабль),Думановых (Ду-манеи).Ныровых (Ныр-хабль),Карповых (Кармэ-хабль) и Хагундоковых (Хагундокуэй).Патронимические названия сохранились в селении Нар-тан (Клиибиевское).Это кварталы Агзаговкх САгзагеи),Гукежевых (Гучажей).Кайсыновых (Каисын-хабль>,Хауловых (Хауд-хабль') . К.Ф.Дзамихов,анализируя труд о.Щербины " Обиинный быт и землевла-
- 1 3
дение у кавказских горцев",- справедливо отмечает тот факт,что в основе управления осиипь:,как и со ъсей жизни.преобладающую роль играло "родовое качало". Это начало подтверждается и тем,что V адыгских народностей князья и дворяне Еместе с трудовым народом выступали членами обыины. У кабардинцев этот фамильный " принцип вызвал противоречия.заключавшиеся в том,что феодал,являясь членом обыины,соблюдал ее распорядки и в то же время выступал главным эксплуататором рядовых обшшников.Под "родовым началом' подразумевается не самоуправление родовой обцикы или патронимии,а фамильный характер владения общиной-вотчиной. Поэтому высказывание М.М.Ковалевского о суиествованин у адыгов племенной,братской и родовой собственности на землю для данного периода неверно.В Ка-барде конца ХУШ-начала XIX вв.вся земля находилась в собственности нескольких феодальных фамилий, владеющих ею на вотчинном нраве.
2.Влияние ыариата и российской законадательной системы на обычное право
Феодальная сущность социально-экономического строя Кабарды камуфлировалась целой системой обычно-правовых норм.родившихся еще в эпоху родового строя.Б период покорения Кабарды царизмом и утверждения там российских военно-административных органов эти обычно-правовые институты стали представлять серьезное препятствие на пути окончательного замирения края и внедрения в местную среду новых административно-правовых институтов.Поэтому появившиеся в Кабарде в начале XIX в.тенденции к усилению позиций ислама, особенно в судебных органах,расматривались колониальной администрацией как"наименьшее зло" по сравнению с ортодоксальным традиционализмом . Однако политические и военные события определили дальнейшую стратегию царской военно-административной системы в отношении шариатских судебных институтов и исламских норм вообще. В условиях назревающей войны с Турцией и разгорающегося газавата в Дагестане и Чечне дальнейшая популяризация ислама в Кабарде могла привести к новой вспышке антиколониального движения.в связи с этим царская администрация посчитала за лучшее ввести в Кабарде судебно-правовые институты .которые руководствовались,- с одной стороны,местными адатами.естественно после их тыательной реви-
зии , а с другой, не противоречили основным положениям российского законодательства.После реформы 1825-го года таким учреждением стал Временный Кабардинский Суд.К прокламации об учреждении этого суда были приложены "Наставлениягде были определены случаи,при которых допускалось разбирательство по иариату.Положениями,содержащимися в "Наставлениях",кабардинское духовенство совершенно исключалось от реиения важных правовых вопросов,что подрывало его позиции в обществе.
Архивные документы.датированные первой половиной XIX засвидетельствуют о том,что и после установления в Кабарде российской административной системы традиционные обычно-правовые институты,регулирующие вопросы собственности и наследования,продолжали играть приоритетную роль.Исламские нормы не прижились в этой сфере жизни кабардинцев и проявлялись лишь эпизодически.
3.Земельные права сословий.Трансформация фамильной собственности
Рассматривая феодальную земельную собственность кабардински/ фамилий,следует сделать одно важное разграничение, которое заключается в сословной принадлежности ее членов. Что касается фамильных земельных владений кабардинских князей (пши) и первостепенного дворянства (тлекотлещей), то правомочно говорить о существований феодально-родовой или феодально-фамильной собственности на землю.Говоря же о фамилиях служилого дворянства, в основном диже-нуго л беслан-уорков.то их экономическую основу составляли земли, полученные в уплату за службу владельцу князю или тлекотлешу. В этом заключался обычай 'узденьской дани" или 'узденьского подарка* - "уэркъ-тын".Однако уже с начала XIX в.служилое дворянство из сословий диженуго.беслен-уоркъ и иаутлугуса в некоторых случаях получали участки земли в постоянное фамильное пользвание.Этот
г
факт подтверждается документами Кабардинского окружного суда.в которых говорится о том.что в Большой Кабарде имеют' собственные фамильные владения земли узденья Анзоровы, Куденетовы и 'Гамбиевы и некоторые другие.В число "некоторых других" и входили выходцы из вышеозначенных сословии.Сведения о существовании фамнлыюй собственности беслан-уорков н щаотлугуса содержатся и у Х.М.Ду-манова в работе "Социальная структура кабардинцев в нормах ада-
та".В середине XIX в.фамильная собственность князей и первостепенного дворянства становится объектом купли-продажи,а не только средством уплаты за службу.В этот же период наряду с общефамильной появляется н личная собственность.Все эти факты убедительно подтверждаются архивными источниками и красноречиво "говорят о том,что после замирения края и зарождения рыночных отношений земля в Ка-Оарде все чаше становится товаром.Другой немаловажной причиной превращения фамильной земли в товар послужило катастрофическое снижение численности населения и нехватка рук для ее обработки. Необрабатываемые земли выгоднее было превратить в деньги,нежели просто владеть ими,не имея возможности получать с них рейту.
Теперь рассмотрим земельное право так называемых свободных, или,вернее,освобожденных крестьян. Б Кабарде "свободными крестьянами" считались вольноотпущенные (азаты) - бывшие крепостные(лъ-ху/ъуэл).Здесь ни в коем случае нельзя сравнивать' крестьян Западной Черкесски vb Абадзехии.Ыапсугии, Натухае и др.) с азатами, т.к. первые являлись действительно свободными общинниками,пользовавшимися землей на основе общинного землевладельческого права. Азаты же считались свободными линь в силу получения личной независимости. Но эта "голая' независимость,б условиях отсутствия в Кабарде свободных земель заставляла их арендовать землю у князей и уорков. Плюс ко всему, по кабардинскому адату вольноотпущенник - азат не имел права переселяться из селения своего господина.даже после получения свободы.По сути дела азаты мало чем отличались от остальной части кабардинского крепостного крестьянства,не имевшего своей земли,поэтому говорить о наличии фамильной земельной собственности зависимых сословий не приходится.
ГЛАВА III. Общественно-идеологическое единство фамильной организации .
¡.Основные черты фамильной идеологии.
Общественно-идеологическое единство фамильной организации в период с конца XVIII по начало XX в. являлось тем фактором, который играл главную роль в сохранении связей внутри этого родствен-
ного коллектива. Это единство нашло свое отражение в многочисленных и разнообразных обычаях, которые можно сзести в несколько традиционных систем: система обычаев кровной мести,обычаи избегания, обычаи совместного проведения фамильных мероприятий, система обычаев гостеприимства и взаимопомощи, культ предков-родоначальников .
2.Память о единстве происхождения
Идеология фамилии строилась, в первую очередь, на памяти о едином реальном или легендарном предке-основателе рода.У многих представителей народов Кавказа память о родоначальнике сохранилась до нашего времени.Что же касается кабардинцев, то здесь мы сталкиваемся с проблемой искусственного "стирания' памяти и поэтому весь генеалогический материал,касавшийся данного этноса,нужно принимать с некоторой долей осторожности. Говоря о "стирании" генеалогической памяти,мы имеем в виду разрыв между поколениями, владевшими генеалогической информацией, и поколениями,которые должны были эту информацию принять.Разрыв этот образовался п силу целого ряда факторов, главным из которых является опять же Кавказская война,унесшая десятки тысяч людей, носителей информации. Последовавшее за войной массовое маха'джирство увеличило этот разрыв, а Октябрьская революция практически полностью уничтожила остатки традиционной культуры.
Работа над составлением генеалогических древ путем сбора полевого этнологического материала окончательно убедила нас в этом.Примерно ios информаторов дали более или менее исчерпывающие сведения относительно происхождения своей фамилии и своей генеалогии, доведя ее до родоначальника. 90^ опрошенных способны были показать лишь два-три поколения (отец-дед-прадед).
Генеалогии составлены на материале,собранном нами в различных районах КБР, и проливают свет на историю происхождения многих кабардинских фамилий.
Многие кабардинские фамилии произойди от родоначальников. переселившихся некогда из-за Кубани и из других мест. Чаще это были выходцы из абазин, ззладночеркесских племен, чеченцев,ингушей . грузин .абхазов и др. народов. являющихся соседями кабардинцев . Потомками этих переселенцев являются проживавшие ныне е Ка-
барде л/.метов!л i выходцы из Лаге ел ана).Ьакаевш ногайцы!.Гетегеже-пщингуин•,Тиикоьиi русские!,Паытовыi абхазы).Гегпевы(грузины).Ксы-говьц абазины )н лр.Зтн фамилии получили свое наименование от собственных имен родоначальников.Многие фамильные наименования кабардинцев связаны с национальной принадлежностью некогда переселиь-ии/.ся сюда соседей,Наиболее расростракенннми среди них:Урусо-глн русские),Нагоевы.ногайцы),Ссновы(сваны ¡ .Куиховыi балкарцы или осетины?.Абазовы{абхазы или абазины). <ьуртоЕы(евреи).ЕонолиевьЦар-мяке] и т.д.С\ ыествоьала традиция,кегла фамильные наименования происходили от данных родоначальникам прозвищ:ГваиевьНкурящие омелу) .Хагабановн'дразнящие собак) ,ЫнфадуговьЦ крадуиие икуры)-, от названий животных:Гудовьц'овод),Шиловы(осел),Аслановьцлев; и т.д.
Общественное и идеологическое единство фамилии находило свое выражение не только в генетической, но и в материальной памяти всех ее членов. Наиболее красноречиво о существовании такой памяти говорят древние обряды кабардинцев. Среди этих обрядов, на паи взгляд,следует выделить обряды разделения надочажной цепи - "лъ-ахъи гуэи" п таврения скота и имущества - 'дамыгъэ тедзэ'. Обряд " льахъи гуэи " первоначально производился при разделе больших семей, обычно после смерти отца. Он состоял в расклепаншг надо-чажной цепи на несколько частей,соответственно числу разделяющихся братьев и выражал собой как Сн вк/.од от единого очага.
Теперь рассмотрим битоваиини на протяжении многих пекои v кабардинцев сбрял таврения "дамыгъэ тедзэ" и связанные с ним нюансы, проливающие свет на проблему идеологического единства членов фамилии. Как известно, каждая фамилия имела свое родовое тав-ро(каб.лэмыгьэ), которое использовалось для клеймения движимого и недвижимого имущества и служило знаком фамильной собственности .Братья,разделившись сами и разделив имущество отца, образовывали своп самостоятельные хозяйства. Однако таврить свой скот единым тавром они уже не могли, т.к. существовал риск спутать своих оьец или лоыадей с теми,что принадлежали другим братьям. Именно поэтому разделившиеся братья стали пользоваться различными по своему рисунку клеймами.За основу использовался рисунок старого отцовского клейма. который был изменен путем добавления новых элементов, незначительных,но достаточных для того, чтобы отличить свое стало от стада брата. Основной же элемент в рисунке тавра не подвергался изменениям,т.к. призван был символизировать проис-
хождение от одного предка. В Кабарде в тех же целях использовались и подтаворки,т.е.клейма второстепенного значения, ставившиеся рядом с основными родовыми.
3.Фамильная экзогамия
Ярко выраженной чертой идеологического и обцественного единства членов кабардинской фамилии, на всех этапах ее существования, являлась строгая экзогамия. Впервые в этнологической науке этот термин ввел шотландский ученый Макленнан, характеризуя ее как систему сожития в одной группе родственников."Фамилии у народов Северного Кавказа, - писал Ковалевский, придерживались установки, запреиаюыей половые сношения между лицами, принадлежащими к одной и той же общественной группе и носящими одно и то же имя - знак их родства".Утверждение патриархальных отношений, образование дочерних родственных коллективов и участившиеся контакты с другими этнологическими группами привело к окончательному укреплению у кабардинцев экзогамии.
Говоря о сильной экзогамной традиции у кабардинцез,следует еще раз упомянуть,какую в этой связи, роль играла генеалогическая память. Чем дольше жила эта память в поколениях одного рода, тем дольше соблюдались экзогамные отношения. Исследования кабардинских княжеских генеалогий все же приводит нас к мнению о том, что в среде высших феодалов, т.е. князей, экзогамия не могла соблюдаться так долго, как в низших сословиях. Как известно,все кабардинские князья ведут свой род от одного предка Инала. То есть все они являлись родственниками в большей или меньшей степени. Таким образом, складывалось такое положение, при котором княжеские отпрыск!! мужского и женского пола вынуждены были нарушать экзогамные запреты через 6 или 7 поколений, либо жениться и выходить замуж за равных им в сословном отношении представителен из числа соседних с кабардинцами народов.Однако тот факт, что экзогамная традиция у кабардинцев была чрезвычайно сильна, доказывают многочисленные примеры экзогамных отношений между искусственно породненными фамилиями.
4.Кровная месть
Родственная солидарность у кабардинцев нашла яркое выражение и а традиционном институте кровной мести.Особое значение этот обычай приобрел с утверждением культа фамильных предков. Невыполнение свяценного долга кровной мести рассматривалось как навлече-кие на пострадавшую семью и родственников различных несчастий, болезней и невзгод. Материальный ущерб родственного коллектива и отражающиеся затем в сознании последствия этой потерн в форме суеверны/ представлении были основой генезиса этого обычая кровной мести.Однако ожидаемые невзгоды и болезни, а также материальный ущерб,о которых пишет автор.яслплнсь ничем по сравнению с тем моральным ущербом, который бы понесла фамилия и каждый ее представитель в отдельности в случае своего отказа мстить. Такая фамилия автоматически подвергалась бойкоту со стороны как друзей, так и тех, кто соблюдал в этом деле нейтралитет. Бойкот мог выражаться ь самых разных формах и сферах жизни и быта. С представителями' фамилии .которая произвольно останавливала кровомщение,переставали здороваться, их не приглашали на общественные мероприятия ( торжества, сходы, советы и т.д.). Более того, ни одна девушка из другого рода не вышла бы замуж за представителя отказавшейся мстить фамилии,какими бы положительными качествами он не обладал и какого знатного происхождения не был.Еые более жестокое мнение со стороны оскорбленной фамилии вызывалось обычно в случае покушения на честь родственницы. В этом случае фамилия оскорбленной женщины не удовлетворялась никакими материальными компенсациями и могла смыть позор только путем умертвления обидчика.
Единственным случаем, когда убийца мог не опасаться мести со стороны родственников убитого,могло быть убийство человека, ставшего изгоем в своей фамилии.Говоря о порядке кровомщения.следует отметить,что оно распространялось прежде всего на ближайших родственников по отцу,а затем к на всю родню убийцы и убитого.Здесь большую роль играл фактор близости кровного родства с убитым.Фамильный долг мести в первую очередь ложился на плечи родных братьев и сыновей убитого,а в случае отсутствия близких родственников кровомшение должны были осуществлять мужчины из другой ветви этой фамилии.Подробнее порядок участия однофамильцев в миении можно определить следующим образом:1) родные братья и сыновья ; 2 ) двоюродные братья и племянники;3)дядья по отцу.Прямые старшие родственники,- отец или дед мстили лииь в случае отсутс-
:о -
твня солее молоды/, мужчин.способных держать оружие.
5.Традиционные способы прекращения кровной вражды.Система композиций.
У кабардинцев в рассматриваемый период истории существовали различные традиционные способы приостановки кровомщения и примирения. В XVIIХ-ХГХ в. в Кабарде имел широкое распространение обычаи когда родственники убийцы платили так называемую " Унэ имык1ып-щ1э", то есть плату за невыход из дому. Обычай этот имел применение в том случае, если члены одной с убийцей фамилии,желая умиротворить родственников убитого,выплачивали так называемую пеню за "невыход убийцы". Эта пеня в материальном выражении была значительно меньше распространенной в это время платы за кровь ( лъ-ыуасэ) и выплачивалась на протяжении того времени,когда родственники убийцы вели переговоры с фамилией убитого.
У кабардинцев был распространен и довольно успешно использовался такой способ прекращения кровной вражды, при котором фамилия убийцы, могла похитить кого-либо из малолетних родственников убитого и воспитать его у себя. Таким образом,став аталыком и , следовательно, по обычаям, родственником своим недавним кровникам, убийца мог уже не бояться кровомшення со стороны фамилии убитого. По истечении срока воспитанный таким образом за кровь лъыщ!эжыпщ1э къан или лъыуасо къан (и в том и в другом случае букв, "воспитанный за кровь") возвращался в отчий дом,щедро одаренный оружием и другими ценными, в понятиях черкеса,вещами.
В рассматриваемый период институт кровной мести у кабардинцев претерпел существенные изменения. Принцип талиона - "око за око" все больше уступает место сильно развитой системе композиций. У всех черкесских субэтносоз в описываемое время (кон.XVIII -нач. XIX в.) размер компенсации определялся условной платежной единицей и носил название 'голова" (ш/.а, с/.а, баш). Количество "голов", которые предназначались как возмещение за смерть или ранение того или иного лица, зависело от сословной принадлежности убитого или пораненного. а такй.е от обстоятельств, при которых это убийство или ранение было совершено.
В сергдине XIX в.,б период колонизации Кавказа и популяризации в Кабарде щариата, взаимовлияние таких факторов,как адыгэ у.абзэ,
'jiicnaT !i D"'c:i!;K:;ce гакеколательстЕС псовело к изживанию нкстит\-та крогомиекпг..
6.Гостеприимство
Яеляясь продуктом первобытно-обшинной эпохи,этот институт сохранил и воплотил в себе наиболее яркие ее черты,а именно.традиционную помощь и коллективизм.Однако попытки многих этнологов объяснить разные неясные стороны гостеприимства лишь архаизмом этого обычая являются несостоятельным!:, так как любой.пусть да;ке самый древний обычай требует диалектического подхода к его изучению.С другой стороны,больиое количество авторов прошлого века сильно идеализировали этот обычай.стараясь придать большую экзотичность этому традиционному институту и привлечь внимание читателя.
Обычай гостеприимства большинство исследователей и путешественников объясняют тем,что гость становился как бы временным членом семьи и фамилии.Суровая действительность,заключавшаяся б пос-тог.нных столкновениях с врагами внешними (захватчиками) и внутренними (кровники), требовала обеспечения безопасности каждого члена фамилии,где бы он ни находился.Не предоставив кров и защиту путнику под "сенью" своей фамилии.человек не мог рассчитывать на это сам.Потому,даже после распада родовых обцин.а затем большесе-мейных и патронимических организации.традиционное гостеприимство еще сохраняло свои позиции в жизни и быту кабардинского общества. В условиях феодализма сословная принадлежность стала основной мерой .определяющей заинтересованность хозяина в госте.Чем выше рангом был гость,тем значительнее была его фамилия.тем большая честь оказывалась тому,кто принимал его у себя в доме.Даже те авторы, которые идеализировали обычай гостеприимства,невольно"проговариваются" об этом.В период установления жесткого колониального режима и распространения в Кабарде такого явления, как абречест-во,гостеприимство как традиционный институт вступает в кризис. За укоывательство неблагонадежных и абреков,то есть,по существу,за пополнение священного долга хозяйка перед гостем чаше всего сле-доь-йли жестокие наказания и экзекуции.Однако после прекращения боеды:-: действий и установления в Кабарде гражданской администрации,этот обычаи "езил" и по" сей день является одним из наиболее сохранившихся традиционных родственных институтов.
- м -
IS целом нужно сказать.что в конце .Will - нач. XIX в. традиции гостеприимства у кабардинцев были еще достаточно сильны.однако полное соблюдение их этикетной стороны было под силу больие представителям адыгской аристократии.
Заключение
Данная работа объединила несколько основных сфер изучения фамильнои организации у кабардинцев в период с конца XVIII - по нач. XX в. Это создает свою специфику обобщения результатов, которые целесообразно изложить по тем же трем разделам. что и сам рассмотренный материал.
Среди традиционных институтов кабардинцев выделяются традиции , как универсальные для все/, народов региона, так и характерные только для данной этнической группы черкесов. В этой связи, касаясь содержания I главы диссертации, отмечается тот факт, что родственные организации всех без исключения горских народов Северного Кавказа прощди путь развития от патриархальных больщесс-мепных коллективов, через патронимию, к фамилии,состоящей нч малосемейных ячеек. Этот вывод напрашивается при сопостлмлении процессов эволюции родственных объединений у разных этносов кавказского региона. Однако, анализируя многочисленные данные,касающиеся структуры кабардинской родственной организации, традиционных институтов, действующих на разных этапах ее эволюции.и опираясь на статистические данные, можно убедиться в том, что в рассматриваемый период (конец XVIII - начало XX в.) у кабардинцев происходит складывание фамильной организации в ее современном виде.
Утверждение в Кабарде сложной сословной структуры обусловило появление целого комплекса традиционных институтов,призванных регулировать сословно-классовые и хозяйственно-экономические отношения как между представителями одной, отдельной фамилии, так и между различными фамильными организациями.
Новые исторические и экономические условия,создавшиеся в Кабарде в начале XIX в., обусловили ломку многих патриархальных фамильных традиции практически но всех сферах.Изменение структуры родственны/, организации хювало цепную реакций и коснулось как экономического.так затем и традиционного уклада кабардинского
обиесгг.с. Поначалу зтот процесс происходил достаточно плоьпо и гармонично. Слизко события, произошедшие в конце XVII: - кач. XIX в.,привели персоначальнок частичному, а затем н почти к полному разрушению традиционных устоев кабардинцев.Фамилько-родс-твенная организация, являясь основной опорой традиционного кабардинского общества того времени,подвергалась сильному негативному влиянию. Размывание в результате этого традиционной фамильной структуры привело к классовому и сословному разобщению кабардинского народа, забвению обычаев и потере этнической и генетической памяти.Процессы разрушения патриархальных институтов в разное время встречали сопротивление в среде основных носителей традиционализма - в сельском обществе. Поэтому не приходится удивляться, что в нынешних условиях либерализации общественной жизни часть старых обычаев получила новую жизнь.
СПИСОК РАБОТ.ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ:
1.Аднгэиымрэ адыгэл1хэмрэ (XVX11-XX л1эц1ыгъуэу.эм адыгэхэм я деж Liii гъэхъуным цШа мыхъэныр) \\ Хуашхьэмахуэ. Налъ-шик. 1 99: . \'4 . С . 1 07-1 09.
2.Генезис и структура родственной организации у кабардинцев(вторая половина XYllI-начало XIX в.) \\ Вестник Карачаево-Черкесского Института Гуманитарных Исследований.Черкесск, i 996 .
3.Къэбэрдей льэпкьы.м я структурэ(XVIII-XIX be.) \\ 1уаыхьэма-хуэ.Налъшык,1996.N5 .
4.0 социальном устройстве и семейном быте кабардинцев(по источникам XYII-XIX вв.\\ Литературная Кабардино-Балкария.Нальчик, 1996.XI.С.120—124.