автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Феминность как форма гендерного самосознания

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Ануфриева, Евгения Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Волгоград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Феминность как форма гендерного самосознания'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ануфриева, Евгения Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ГЕНДЕРНОГО САМОСОЗНАНИЯ.

1.1. Самосознание как фактор функционирования социальных общностей

Т2, Гендерное самосознание и его формы

JД. Феминность в структуре социального самосознания

ГЛАВА П. РОЛЬ ГЕНДЕРНОГО САМОСОЗНАНИЯ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ

2.1. Феминность в культурной сфере общества: ментальные основания

2.2. Тендерный фактор социальной деятельности 93 (1.Я1Феминность и феминизм

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Ануфриева, Евгения Владимировна

Актуальность темы исследования продиктована возрастающим интересом социальной философии к тендерной тематике. Определение влияния социокультурных факторов на сложившуюся систему взаимоотношения полов привело к появлению в понятийно-катеториальном аппарате современното научното знания понятия «тендер» (социокультурный конструкт, который общество «надстраивает» над физиологической реальностью).

Гендерные исследования сопряжены с экспликацией таких понятий, как гендерное самосознание, тендерная идентичность, феминность, маскулинность. Значение тендерных исследований состоит в том, что они позволяют обосновать роль существующих в обществе социальных норм маскулинности и феминности в процессе усвоения индивидами стереотипов социального поведения.

Сегодня идет процесс становления тендерных исследований и в социально-гуманитарном знании России. Парадоксально, что в отечественной литературе, имеющей давние традиции исследования мужского и женского начал с позиций андротинности, тем не менее, по мере становления гендерного направления все более утверждалась трактовка феминного как полярно «Иного» по отношению к маскулинности. Обращает на себя внимание отсутствие единого, общепризнанного определения женственности, хотя оно позволило бы облегчить решение философских, психологических аспектов познания социальной сущности человека, в том числе специфику гендерного самосознания. Связь с феминизмом обусловила трактовку самого явления феминности как комплекса социально-психологических качеств, противоположных мужскому началу (маскулинности), как набора специфичных, не свойственных мужчинам социальных ролей.

Социально-философское осмысление вопроса о соотношении мужского и женского начал в структуре социального бытия необходимо для более глубокого понимания человека, для проникновения в антропологические основания социального бытия. В органическом единстве данных начал отчетливо проявляется единство таких свойств человеческого бытия, как его разделенность ("расщепленность") и нераздельность ("тотальность"), единство многообразия и индивидуальной самобытности. Развитие каждой из сторон указанного единства находится в прямой зависимости от степени развитости противоположной стороны. Точно так же социальное развитие и свобода личности женщины и личности мужчины непосредственно зависят от степени свободы и уровня индивидуально-личностного развития каждого из них.

Общество раскрывает новые формы, новые способы осознания и восприятия себя субъектом, с тем, чтобы принимать каждую личность адекватно, уважая ее гендерное самосознание, актуализируя тем самым исследование социального самосознания.

Степень разработанности проблемы.

Общефилософские концепции самосознания сформулированы классиками философской мысли Гегелем, Ф. Шеллингом, К. Марксом и др. Самосознание исследовалось в социальной философии как явление национальное, этническое, классовое (Новикова О.С., Путилова Л.М., Черносвитов Е.В; и др.) - в целом социальное, однако, недостаточно изучены проблемы гендерного самосознания, вопросы влияния его на развитие межчеловеческих отношений.

Гендерное самосознание несет на себе отпечаток той или иной культуры. Методологические основы анализа культуры рассмотрены в трудах Дильтея В., Шпенглера О., Гуревича А.Я., Пигалева А.И. и др.

Важен антропологический аспект тендерной проблематики. Существенную роль в анализе сыграли философско-антропологические труды Я. Беме, Ш. Тейяр де Шардена, М. Бубера, H.A. Бердяева, Н.В. Омельченко и др.

Философские предпосылки осмысления тендерного самосознания и тендерных отнощений были заложены в трудах Платона, Аристотеля, Гегеля, И. Канта, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, О. Вейнингера и др.

В русской философии проблемы взаимоотношения женского и мужского начал рассматривались H.A. Бердяевым, В.В. Розановым, B.C. Соловьевым, Н.Ф. Федоровым, С. Н. Булгаковым и др.

Социально-философские аспекты проблемы тендерных отношений обозначены и рассмотрены в работах К. Гиллиган, Дж. Скотт, Н. Ходоров, В.В. Макарова, Е.Ф. Молевича, О.В. Рябова, З.М. Саралиевой, O.A. Хасбулатовой и др. Анализируя влияние патриархатной культуры на различные сферы жизни общества (политическую, культурную), авторы показывают формирование различий в структуре мужской и женской психики, различий в моделях поведения. Социологический анализ женского бытия проводится в работах Г.Г. Силласте, O.A. Ворониной и др. Проблемы пола и национальной полоролевой дифференциации нашли отражение в сборниках «Этнические стереотипы поведения» и «Этнические стереотипы мужского и женского поведения». Половой символизм исследовали А. Белый, А.Я. Гуревич, А.Ф. Лосев и др. Некоторые вопросы проблемы социальной асимметрии, существующей в обществе, изучают представители феминистской теологии через осмысление христианского вероучения (Э. Мольтманн - Вендель, A.A. Сазоненко и др.).

Отдельные аспекты взаимосвязи и социально-значимых отношений полов, главным образом социально-экономическое положение женщин в обществе, рассматривались в феминистских теориях на уровне изучения тендерных отношений в трудах С. де Бовуар, К. Миллет и др. Теоретические разработки в этой области первоначально были сосредоточены, главным образом, на критике патриархатного уклада современного общества.

Анализ научной разработанности проблемы показывает, что в имеющихся трудах отечественных и зарубежных авторов исследовалось социальное самосознание как явление многоплановое. При этом не достаточно изучено тендерное самосознание, вопросы влияния его форм на развитие и становление межчеловеческих отношений. Это определило выбор цели и задач исследования.

Цель исследования - осуществить социально-философский анализ социального самосознания, определить тендерное самосознание и его формы, их роль в функционировании социальных систем.

Обозначенные цели могут быть достигнуты в процессе решения следующих задач:

1. Уточнить специфику самосознания как фактора функционирования социальных общностей.

2. Эксплицировать формы тендерного самосознания.

3. Определить феминность в структуре социального самосознания.

4. Выявить ментальные основания феминности в культурной сфере общества.

5. Выявить роль тендерного фактора в социальной деятельности.

6. Провести сравнительный анализ феминности и феминизма.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют метод сравнительного анализа, системный подход, диалектический и общенаучный методы познания. Методологической основой анализа феминности явились идеи мыслителей мировой философии, современных отечественных и зарубежных авторов социальной философии рассматривающих различные аспекты проблем феминности, тендерного самосознания, менталитета и ментальности.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Социальное самосознание определено как форма осознания личностью принадлежности к определенному типу социальной общности (народу, нации, классу, тендеру), включающая в себя идентификационные стереотипы, определенный комплекс чувств и идей, являющаяся важнейшим условием их функционирования.

2. Тендерное самосознание эксплицировано как один из элементов социального самосознания, имеющий аналогичную остальным элементам структуру. Оно может быть обозначено в структуре социального самосознания одной из своих форм феминностью или маскулинностью.

3. Установлено содержательное наполнение термина «феминность», которое рассмотрено в контексте бинарной оппозиции «мужественность-женственность».

4. Выявлено конотативное применение термина «феминность» для маркировки явлений социальной и духовной жизни.

5. Подвергнуты анализу как ментальные, так и социально-ролевые аспекты функционирования феминности в социуме.

6. Сравнение феминности с феминизмом показало, что эти явления разноплановые.

Положения, выносимые на защиту;

1. В условиях тендерной дифференциации социума, при исследовании факторов устойчивого развития социальных систем, приобретает особое значение изучение самосознания как условия функционирования социальных общностей. К числу общностей, содержащих в себе момент самосознания как один из факторов своего функционирования, относятся нация, этнос, класс, тендерные группы.

Одной из разновидностей социального самосознания является тендерное самосознание. Тендерное самосознание - это осознание своей принадлежности к социально-культурному полу, не всегда соответствующему биологическому, выступает как необходимое условие тендерной идентичности. Тендерное самосознание является частью процесса идентификации. Двумя основными формами тендерного самосознания являются феминность и маскулинность, которые состоят в осмыслении принадлежности к определенному тендерному типу, в конструировании определенной тендерной идеологии и в презентации ее в многообразных видах социальной деятельности.

Феминность в российском дискурсе может быть интерпретирована и как «женственность» и как «женскость». «Женственность» (феминность) -это особый характер выполнения тендерных ролей, при котором актор (будь это мужчина или женщина) подчеркнуто отдифференцируется от маскулинности как «Иного», внося в исполнение названных ролей больп1ую толерантность и меньшую степень агрессивности. «Женскость» есть комплекс специфических пологендерных ментальных и поведенческих стереотипов, связанных как с выполнением особых социальных ролей, которые обусловлены функциями деторождения и ведения домашнего хозяйства, так и с реализацией одинаковых с мужчинами социальных ролей.

Составной частью устойчивого развития современного общества может стать направленность на сбалансирование тендерных отношений. Поскольку внимание тендерных исследований сосредоточено на проблемах положения женщин в обществе, в то время как положение мужчин выпадает из поля зрения исследователей, что объясняется первоначально феминистской природой тендерной тематики, то необходимо восстановление мужското начала через культивирование отчетливо женското начала. Важно акцентировать внимание общества на устранение всех форм социального неравенства, на сбалансирование тендерных отношений, формировании андротиноцентричной (биархатной) культуры.

5. Феминность, в отличие от феминизма, имеющего достаточно четкую социально-политическую ориентацию, выступает важным фактором структурирования общественного сознания, служит средством маркировки социальных и духовных явлений, коррелируя их с творческим, самоотверженным, толерантным началом социальной жизни.

Теоретическое и практическое значение исследования состоит в том, что результаты могут быть использованы как методологические принципы при исследовании данной проблематики в социальной философии, социологии, психологии. Материалы и выводы, содержащиеся в диссертации, могут представлять интерес как для специалистов при подготовке и изложении специальных курсов по социальной философии, феминологии, так и для широкой аудитории.

Апробация работы. Основные положения и выводы работы обсуждались на ряде научных конференций. Материалы исследования нашли отражение в назЛных публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (каждая из которых включает по три параграфа), заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Феминность как форма гендерного самосознания"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Единство и различие мужских и женских характеристик человеческого бытия выступает его всеобщим и сущностным атрибутом. Поэтому человек, сознающий свою мужественность, чувствующий себя мужчиной, и считающий это чувство естественным и закономерным, может осознавать и чуствовать себя существом частичным, нуждающимся в ином, противоположном, и в чем-то дополняющем его, частичном существе для создания целого, истинного человечества.

Известно, что различия по полу в социокультурном контексте не являются только и исключительно природными, они наполняются определенным общественным и нравственным содержанием и находят свое отражение в тендерном самосознании. Под тендерным самосознанием обычно понимается система представлений о собственном соответствии социальным образам (моделям) феминности/маскулинности, самооценка подобного соответствия и готовность поступать в плане выбора собственной модели поведения. Небезынтересно толкование тендерного самосознания как тендерной самоидентификации, как акта выявления и утверждения собственной позиции в системе тендерных отношений. Спорным является толкование феминности только как тендерной самоидентификации, то есть как акта выявления и утверждения собственной позиции в системе тендерных отношений. Для более точной детерминации рассматриваемого феномена и понятия необходимо разфаничить его с такими понятиями как "пол", "тендер", а также сопоставить его с другими формами социальното самосознания.

Для более точной детерминации рассматриваемого феномена и понятия необходимо разграничить его с такими понятиями как "пол", "тендер", "феминность", некоторыми другими. Категория "пол" обозначает совокупность анатомо-биологических особенностей мужчины и женщины и

В современных исследованиях противопоставляется термину "тендер" как совокупности (системы) культурных образцов, регулирующих поведение мужчин и женщин. Общепринятое определение "феминности" имеет в виду, что особь женского пола готова принять на себя роли и обязанности, традиционно связанные с ее полом.

Единство мужского и женского начала, дополненное совместным существованием и совместной деятельностью представителей обоих полов, образуют исходные моменты человеческого бытия. Лишь единство мужского и женского начала обеспечивает существование человеческого бытия как некоей "родовой целостности". Единство и различие мужских и женских характеристик человеческого бытия выступает его всеобщим и сущностным атрибутом.

Игнорирование вопроса о единстве мужского и женского начала, являющегося одной из сущностных основ человеческого бытия, привело к тому, что такие его важные элементы, как половой диморфизм, тендерное самосознание, любовь, семья и другие подобные им социальные и индивидуальные феномены практически выпадали из поля научного исследования, что исключало возможность изучения их влияния на личность и на развитие культуры. Между тем, сегодня очевидно, что эти феномены оказывают существенное влияние на изменение культуры в целом и типа человеческой индивидуальности в частности. Понятие культуры используется здесь нами не в смысле культурно-исторического типа, то есть как совокупность материальных проявлений жизни, достижений и творчества народа, а как система нравственно-эстетических ценностей, социальных установок общества и человека.

В условиях современной цивилизации культура все более превращается из маскулинизированной, какой она была в прошлом и в которой доминирующую роль играли мужчины, в культуру, основанную на равноправии полов. Для формирования нового типа общечеловеческой культуры необходимо признать утверждение равенства возможностей женщин и мужчин участия в создании и развитии культуры, в обновлении нравственно-этических ценностей и чувств, относящихся к личной жизни, в самоутверждении собственной личности.

Рассмотрение сущности человека как совокупности всех общественных отношений имеет своим следствием недооценку индивидуальной формы его жизнедеятельности. Индивидуальное приносится в жертву социальному целому (семье, обществу). Однако и сама целостность состоит из частей, поэтому она не сможет развиваться, не развивая своих частей. Объективно развитие человека как родового образования осуществляется в форме его расчленения на мужскую и женскую половины. Развитие каждой из этих половин происходит в рамках целого. Это обеспечивает воспроизводство человека как родового существа.

Мужское и женское начала как две противоположности существуют только в целом - в едином родовом человеке. Вместе они и составляют (воспроизводят) человека как некую целостность, которая существует, реализует свою родовую сущность через составляющие ее половины -мужскую и женскую. Каждая из указанных частей придает человеку индивидуальное, личностное своеобразие. Самобытность, оригинальность и неповторимость человека в значительной степени обусловлена фактом тендерной дифференциации людей. Индивидуальное можно рассматривать как своеобразную форму выражения родовой сущности человека: всеобщее становится социальной ценностью лишь тогда, когда оно выражает себя через индивидуальное. Одним из аспектов тендерного самосознания может выступать осознание себя личностью как индивида, обладающего набором глубинно-психологических качеств и свойств отличными от его биологической принадлежности. Психо-половые свойства личности, рассматриваемые нами как составляющая тендерного самосознания, ранее взаимодополнявщие друг друга, на индивидуальном уровне сегодня уступают место взаимозамене в исполнении социальных ролей. Всякая социальная роль имеет в основе своей психологическую предуготовленность личности действовать в ее рамках тем или иным способом. Инаковость, понимаемая сегодня как социально-ролевая дифференциация, может рассматриваться и как индивидуально-психологический, и как социально-психологический феномен. Подвижки в системе установок восприятия, оценки и поведения личности служат основой инаковости в социально-ролевом понимании.

Выделение влияния социокультурных факторов на сложившуюся систему взаимоотношения полов привело к появлению в понятийно-категориальном аппарате современного научного знания понятия "гендер"(социо-культурный конструкт, который общество "надстраивает" над физиологической реальностью) как дефиниции, отражающей это влияние. Значение тендерных исследований видится нам в том, что они позволяют обосновать роль существующих в обществе социальных установок маскулинности и феминности в процессе и формирования тендерного самосознания индивида, и усвоения им стереотипов социального поведения. В таком случае можно обозначить определенную тендерную самоидентификацию или половую идентификацию, в результате которой индивид использует видимые им примеры проявления маскулинности/феминности для соотнесения себя с определенным полом и для выработки соответствующего поведения.

Под феминностью в исследовании понимается, во-первых, социальный образ, воплощающий качества, традиционно считающиеся родовой принадлежностью женщины, во-вторых, "феминность"/"маскулинность" представляют осознание индивидом своей инаковости, то есть непохожести на противоположный пол. Во втором слзАае предполагается использование понятия "тендерное самосознание", которое является одним из видов самосознания и означает выделение человеком самого себя, своего "я" из окружающего мира. Обращает на себя внимание факт использования некоторыми исследователями такого варианта: "тендерное самосознание" (идентичность), то есть либо не предполагается возможным, либо не обращается внимание на содержание терминов "самосознание" и "идентификация". В философии самосознание определяется как осознание и оценка человеком самого себя как субъекта деятельности, как личности, в то время как идентификация - это процесс самоотождествления индивида с другим человеком, группой, обществом. Нам видится возможным и нужным различать данные дефиниции, ибо в первом случае речь идет о формировании "Я" личности, во втором же предполагается поиск индивидом общего и различного между "Я" (биологическим, социальным, культурным) и другим, обществом. Именно тендерная идентичность, по нащему мнению, наиболее полно представляет тендерную дифференциацию как сосуществование в социуме "тендера" нескольких видов. Выяснение социальной детерминации и смыслового разграничения таких понятий как "пол", "тендер", "тендерное самосознание" и "тендерная идентичность" позволило нам сделать вывод о том, что биологически человек разделен на два пола, а социально-культурное, социально-ролевое деление приводит к существованию в обществе, как минимум, четырех тендерных идентичностей: женщина - осознающая, что она женщина; мужчина - осознающий, что он мужчина; женщина - осознающая себя мужчиной (социальным); мужчина - осознающий себя женщиной (социальным).

Анализируя процесс изменения социальных отношений в разные периоды времени, важно отметить доминирующий в обществе тип социализации, механизм передачи существующих в обществе норм и ценностей. В условиях доминирования женской культуры, подробно представленной в концепции матриархата И. Бахофена, женственность определяется как гармония с природой, богобоязненность, набожность, справедливость, постоянство, консерватизм всего бытия, к которым женщина предназначена самой природой. В таком обществе женщина выступает олицетворение прогрессивного движения к цивилизации.

Развитие патриархата определяет в качестве доминирующего начала, а соответственно главного критерия социальных ценностей, мужское начало. Это находит отражение, в первую очередь, в ужесточении бинарного восприятия мира, противопоставлении мужского-женскому, построению социальных отнощений на принципах господства-подчинения. Многочисленные толкования феминности/маскулинности сводятся к обоснованию их взаимодополнения, как в единстве противоположностей, так и в выполнении социальных ролей.

Калейдоскопически меняющийся XX век, оставаясь, в больщинстве случаев веком доминирования патриархальных отношений, позволяет предположить, что, сохраняя набор традиционных характеристик феминности/маскулинности, изменения в социальной и культурной жизни привели к изменению самосознания личности, что наиболее ярко выражается в исполнении одинаковых социальных ролей. Тем самым, подчеркивается переход социально-ролевой взаимодополняемости к взаимозаменяемости.

Изучение тендерных аспектов жизнедеятельности социальных систем позволило установить наличие взаимосвязи феминности/маскулинности с менталитетом, рассматриваемый нами как социо-культурный феномен. Ввиду того, что в отечественной философии продолжается дискуссия о понятиях "менталитет" и " ментально сть", было предложено авторское понимание этих понятиятий достаточно тесно соотносимых с рассматриваемым нами понятием "женственность". Содержательное разведение указанных понятий, весьма плодотворное в научном отношении, приобретает специфическое звучание при соотнесении их с понятием "феминность". Связано это, по нашему мнению, во-первых, с этнолингвистическими особенностями русского языка: "женская ментальность", несомненно благозвучнее "женского менталитета", накладываюпдего мужской отпечаток на изначально (точнее - единственно) женское понятие; во-вторых, специфика синтеза указанных выше понятий вытекает из особенностей разделения содержания "ментальности" и "менталитета", соотносяш;ихся между собой как соответственно " часть" и

II II т~ч || и целое . В категориальном плане вернее использование понятия женский менталитет", так как в данном случае речь идет о глобальном разделении человечества на две составляющие, при этом "женская ментальность", рассматриваемая как духовный склад, образ мышления или система установок отдельной женщины, вполне может быть заменена на "ментальность личности" отдельного социального субъекта. Соотнесение указанных аргументов позволяет нам утверждать о подвижности понятия "женская ментальность" и необходимости подробного исследования данного социокультурного феномена.

И все-таки главная работа еще впереди, ей предстоит быть многотрудной. Общество раскрывает новые формы, новые способы индивидуального осознания и восприятия себя, с тем, чтобы принимать каждую личность адекватно, уважая ее тендерное самосознание и тендерную идентификацию.

Настоящим исследованием была предпринята попытка анализа форм тендерного самосознания, выявление механизма формирования тендерной идентификации личности. Проведенная работа позволяет нам

130 предположить, что феминность имеет двоякое толкование: социальное -представление обществом образа женственности, своего для каждого времени и индивидуальное - осознание индивидом своей инаковости, или тендерное самосознание.

Данная диссертационная работа, рассматривая некоторые аспекты проблемы феминности как формы тендерного самосознания, не претендует на окончательное разрещение данной проблемы. Кроме того, нами обозначены некоторые проблемные вопросы, рассмотрение которых может способствовать приращению знаний в указанной области исследований, а также способствовать формированию андрогиноцентричной модели социальных отнощений.

 

Список научной литературыАнуфриева, Евгения Владимировна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Айвазова С. Истоки феминизма // Искусство кино. 1991. №6. С.21-24.

2. Айвазова С. Женское движение в России: традиции и современность // Общественные науки и современность.1995. №2.С.121-130.

3. Алешина Ю.Е., Борисов И.Ю. Поло-ролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов // Вестник МТУ. Серия 14. Психология. 1989.№2.С.44-53.

4. Алешина Ю.Е., Волович A.C. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины//Вопросы психологии. 1991, №4.

5. Андреев Д. Роза мира. М., 1991. С. 124.

6. Андреева А. А. Некоторые проблемы феминистской философии // Вестник СПбГ У, серия №6.1992.

7. Аристотель. Политика. // Соч. В 4 т. М., 1984. Т.4. С. 383; 430.

8. Арутюнов С.А., Чебоксаров H.H. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества.// Расы и народы. М., Наука, 1972. Вып.2.

9. Бабаков В.Т.,Семенов В.М. Национальное самосознание и национальная культура. Методологические проблемы. М.,1996.

10. Ю.Бабель А. Женщина и социализм. М., 1959. С. 100.

11. П.Баграмов Э.А. Нация, национальная идея и национальная политика.//Евразия. 1997.№ 1-2.

12. Бакиева Г. А. Социалистическое национальное самосознание как общественное явление. Автореферат дисс.канд. филос. наук. Л.,1985. С. 14.

13. В.Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историцизма. М.,1984.

14. И.Бахофен И. Материнское право. Классики мирового религиоведения. М., 1996. С.216-267.

15. Белкин А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию (по данным изучения лиц, перенесших смену пола) // Соотношение биологического и социального в человеке. М.,1975.С.777-790.

16. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. 528 с.

17. П.Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.,1989. С.399, 401.

18. Бердяев H.A. Судьба России. М.: Изд-во МГУ, 1990. 256 с.

19. Бердяев H.A. Новое религиозное сознание и общественность. М., 1999.464с.

20. Бердяев H.A. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М.,1991.446с.

21. Бердяев H.A. О назначении человека. М.,1993. С.67-72.

22. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека // Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. М.,1995.С. 138-139.

23. Бовуар С. де. Второй пол. М.,1995.С.108-110.

24. Бок Г. История, история женщин, история полов// THESIS.№6.1994.C.180. J

25. БромлейЮ. В. Этнос и этнография.

26. Букчин М. Реконструкция общества: на пути к зеленому будущему. Нижний Новгород, 1996.190с.

27. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. М., 1991.416с.

28. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994. 415с.

29. Булгаков С.Н. В. Соловьев и Анна Шмидт //Тихие думы. М.,1918.

30. Бэкон Ф. Опыты или наставления нравственные или политические // Соч.: В 2 т. М., 1972. Т.2.С.365-367.

31. Ванчугов В.В. Женщины в философии (Из истории философии в России конца XIX нач. XX вв.) М., 1996. 304с.

32. Вейнингер О. Пол и характер. М.,1992. 480с.

33. Волкова Т.А. Социально-философский анализ полового диморфизма и тендерной самоидентификации: Дисс. . . . канд. филос. наук: 09.00.11.-Кемерово, 1998.

34. Воронина O.A. Женщина в «мужском обществе» // Социологические исследования, 1998.№2.С. 104-110.

35. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М.,1994.

36. Зб.Гаврилица O.A. Чувство вины к работающей женщины // Вопросы психологии. 1998.№4.С.65-70.

37. ЗТ.Гачев Г.Д Национальные образы мира: Общие вопросы. М.,1988.

38. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо- Психо- Логос. М., 1995.480с.

39. Гегель Г. Феноменология духа // Сочинения. М., 1959. Т.4.С.260.

40. Гегель Г. Философия религии. В 2т. М., 1977.

41. Гримщоу Д. Идея «женской этики».// Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993. С.8-30.

42. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.,1984.

43. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвсствующего большинства. М., 1990. 396 с.

44. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа "Анналов". М., 1993.328с.

45. Дашдамиров А.Ф. Проблема личности в марксистко-ленинской теории наций и национальных отнощений. Баку: Азернешр, 1984. С.34.

46. Джунусов М.С. Нация как социально-этническая общность.// Вопросы истории. 1966.№4. С.20.

47. Дойч Э. Феминизм и автономность.// Феминизм: Восток. Запад. Россия. М.,1993.С.30-41.48. Домострой. М., 1990.

48. Дробижева Л.М. Культура и национальное самосознание.//Советская культура 70 лет развития. М.,1987. С.237.

49. Дробижева Л.М. Историческое самосознание как часть национального самосознания народов.//Традиции в современном обществе. М., 1990.

50. Дубровский Д.И. Психические явления и мозг.М., 1971.

51. Дышлевый И.Я. Яценко Н.Г. Что такое общая картина мира. М.,1984.С.4.

52. Ерошенко Т.И. Диалог мужской и женской культур // Труды конференции. Волгоград, 3-5 октября,2000г.

53. Женщина в мифах и легендах. Ташкент, 1992.

54. Женщины в бизнесе. М., 1993.

55. Женщины в науке. М., 1989.

56. Женщины в обществе: реалии, проблемы, прогнозы. М.: Наука. 1991.

57. Ильин И.А. Путь к очевидности//Собр. соч.: ВЮт. М.,1993.Т.З.С.396.

58. Ильин И. А. О вечно-женственном и вечно-мужественном в русской дуще // Собр. соч.: В Ют. М.,1993.Т.6, кн.З.

59. Иодаьсян В.А. Теория дифференциации полов в проблеме человека // Человек в системе наук. М.,1989.С.171-180.

60. История социологии в Западной Европе и США. М.,1999.

61. Кайдащ С. О «женской культуре».// Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993.С.188-205.

62. Калабихина И. Социальный пол и проблемы населения. М., 1995.149с.

63. Кант И. Метафизика нравов // Соч. В 6 т. М., 1965. Т.4. 4.2. С.234- 236.68. Кибаллион.М.,1992.С. 19.

64. Кирилина A.B. Перспективные направления развития тендерных исследований в российской лингвистике // Материалы международной научной конференции. Иваново, 23-24 апреля 1998 г. С. 16- 20.

65. Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры: Взгляд из России. М., 1996.71 .Козлова H.H. Тендер и вхождение в модерн.// Общественные науки и современность. 1999. №5. С. 16.

66. Комаров Е.И. Деловитость женщины руководителя//У правление персоналм. 1998.№7.С. 12-14.

67. KOH И.С. Открытие «Я». М.: ИПЛ,1976. С.52.

68. Кон И. С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви

69. Кон И.С. Психология половых различий //Вопросы психологии, 1981.№2.

70. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989.

71. Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 1996г.№6.

72. Коростылева H.H. Тендерные конфликты как разновидность социальных конфликтов. Дисс. . . . канд. филос. наук. Воронеж, 1998.79. коои Г. Мужественность и женственность.// Изменения положения женщины и семья. М., 1977. С. 166-179.

73. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема. Философские науки 1991.№ 12.

74. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. М.,1997. 384 с.

75. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994. С.288.

76. Лабутова И.В. Самопринятие как усиление женственности современной женщины // Материалы традиционной Всероссийской конференции, Ижевск, 12-13 февраля 1998 г. С.249-250.

77. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.,1992. 376 с.

78. Леонтьев А.Н. Образ мира//Избр. ст.: В 2т. М., 1983.

79. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М.,1982. С.64.

80. Лосев А.Ф. Эрос у Платона // Бытие- имя- космос/Сост. А.А.Тахо-Годи. М., 1993.С.31-61.

81. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии/Сост. A. A. Тахо-Годи.М., 1993.С.773-904.89. лосский Н.О. История русской философии. М.,1994.

82. Макаров B.B. Социальное пространство жизнедеятельности женщины // Женщина в российском обществе. 1997. №2. С.2-7.

83. Макаров В.В., Василенко И.В., Коваленко Н.В. Некоторые аспекты социокультурной направленности современных молодых женщин// Материалы международной научной конференции. Иваново,23-24 апреля 1998 г.С. 149.

84. Макаров В.В., Стручалина А.П. Социально-антропологическая обусловленность позиции в сфере обеспечения жизнедеятельности //гр U U U

85. Тезисы докладов всероссийской научно-методической конференции. Иваново,26-27 апреля 1996 г.С.48-50.

86. Мальцева Н.Л. Человек и человечество: на пути к устойчивому развитию. Волгоград, 1996.176с.

87. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд! Т.23. С.62.

88. Маслов A.A. Образы маскулинности- феминности и супружеских отнощений в традиционном Китае // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991. С.56- 76.

89. Марков Б. В. Разум и сердце: история и теология менталитета. СПб., 1993.

90. Маторина М. В., Шмакова О.В. Вечная женственность в фаустианской концепции Гете//Социокультурные исследования. Волгоград, 1999.№5.С.40-44.

91. Мережковский Д.С. Тайна Трех: Египет и Вавилон. Прага. 1925.С.363.

92. Мережковский Д. С. В тихом омуте: Ст. и исслед. разных лет. М.,1991.

93. Миллет К Теория сексуальной политики // Вопросы философии, 1994. №9

94. Мищле Ж. Ведьма. Женщина.М.: Республика, 1997. 463 с.

95. Ментальность россиян: специфика сознания больших групп населения России/под ред. И. Г. Дубова. М., 1997.С.258.

96. Михайловский Н.К. Борьба за индивидуальность: (Социологический очерк)//Поли. собр. соч. СПб., 1911. Т.1.С.548.

97. Молевич Е.Ф. Три этапа эволюции женской занятости в развитых индустриальных странах // Тезисы докладов всероссийской научно-методической конференции. Иваново,26-27 апреля 1996г.С.ЗЗ-35.

98. Мольтманн- Вендель Э. И сотворил Бог мужчину и женщину// Вопросы философии, 1994. №4

99. Мур Г. Феминизм и антропология //Феминизм: перспективы социального знания. М., 1992.С. 119-124.

100. Никонорова Е.В. Психолого-гуманистические аспекты экологии человека.//Экология человека М.,2000.С.60-68.

101. Никонов K.M., Минин Н.Т. Факторы формирования личности, становления ее социальной активности//Социальная активность и духовное богатство личности. Волгоград, 1980.С.3-13.

102. Никонова Л.М. О социальной направленности как факторе, регулирующем поведение личности. Общество и личность. Волгоград: ВГПИ, 1974.С.32.

103. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое //Соч. М.,1990.

104. Ницше Ф. Ессе homo: Как становятся самим собою // Соч. В 2т.М., 1990.

105. Новикова О.С. Национальное самосознание как форма превращения социальных отношений. М., 1998.170 с.

106. Новикова Э.Е. Женщина в развитом социалистическом обществе. М.: Мысль. 1985

107. Ожегов СИ. Словарь русского языка. М.,1990.С.550.

108. Омельченко Е. Тело-друг человека? Провинциальная молодежь после сексуальной и накануне тендерной революции.// Рубеж. Сыктывкар, 2000. №15.С. 141-168.

109. Осипович Г. Проблема пола, брака, семьи и положение женщин в общественных дискуссиях сер. 20-х годов // Общественные науки и современнось, 1994.№ 1.

110. Павлюченко Э.А. Женщины в русском освободительном движении. М., 1988

111. Пайнз Д. Язык тела женщины. СПб., 1997.

112. Папич Ж. Национализм, война, тендер. Экс- феминность и экс-маскулинность экс- траждан экс- Ютославии. // Тендерные исследования.Харьков, 1999.№2.

113. Пекинская декларация 16-то пленарното заседания четвертой Всемирной конференции по положению женщин 15 сентября 1995 т.

114. Питалев А.И. Философский нитилизм и кризис культуры. Саратов, 1991.149 с.

115. Платон. Пир.// Собр. соч.: В 4 т. М., 1993. Т.2.

116. Петровский A.B. Психолотия о каждом и каждому о психолотии. М.,1996.328с.

117. Пол. Тендер. Культура. М., 1999.

118. Полежаев Д.В. Ментальность личности и внутренние механизмы динамики социальной направленности.//СКЕоО. Оренбург, 2000. №2. С.60-68.

119. Поляков Л. Женская эмансипация и теология пола в России XIX века.// Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993.С.157-176.

120. Пущкарев Л.Н. Что такое менталитет? // Отечественная история, 1995.№3.с.159- 164.

121. Пущкарев Л.Н. Тендерный анализ и его применение к изучению истории культуры.// Отечественная история, 1999.№ 1 .С. 19-29.

122. Пущкарева Н.Л. Тендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы.//Вопросы истории, 1998.№6.С.76-82.

123. Пущкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1989.

124. Рамих В.А. Личность женщины: (социально-философский анализ): Дисс. канд. фил ос. наук: 09.00.01.- Ростов- на- Дону, 1990.

125. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. СПб.,1995.С.51.

126. Рассел Б. История западной философии. М., 1959. С.700.

127. Рерих Н. О вечном. М., 1991.

128. Рерих Е.И. Письма: В 2т. Минск,!992.Т.2.

129. Рерих Н. К. Живая этика. М., 1992.

130. Решетников М. Возвращая забытые имена // Хорни К. Женская психология. СПб., 1993. С.З.

131. Рифтин Б.Л. Инь и ян // Мифы народов мира. В 2т. Т.2.С.547.

132. Розанов В. В. Уединенное. М., 1990.

133. Розанов В.В. Религия и культура. Сборник статей// Соч.: В 2т. Т.1.С.245.

134. Розанов В.В. Семейный вопрос в России: В 2 т. СПб., 1903.

135. Розанов В.В. Концы и начала, «божественное и демоническое», боги и демоны: (По поводу главного сюжета Лермонтова)// Розанов В.В. О писательстве и писателях. М.,1995.

136. Российская ментальность («Материалы круглого стола») //Вопросы философии, 1994. № 1.С.25- 54.

137. Русский Эрос или Философия любви в России. М.,1991.

138. Руссо Ж.-Ж. Педагогический роман. Эмиль, или о воспитании //Избр. соч. М., 1961. Т. 1.

139. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.

140. Рябов О.В. «Женственность » и «мужественность» как категории русской историософии.//Женщина в российском обществе, 1996. №1.С.32-35.

141. Рябов О.В. Женщина и женственность в философии Серебряного века. Иваново. 1997.160с.

142. Рябов О.В. Русская философия женственности (XI- XX века). Иваново, 1999.С. 121-134.

143. Рябов О.В. «Жена, облеченная в солнце»: идея женственности России в сочинениях В. Соловьева.// Владимир Соловьев и философскокультурологическая мысль XX века. Материалы Международной научной конференции. Иваново, 17-19 мая 2000г.С.214- 217.

144. Рюриков Ю.Б. По закону Тезея // Новый мир. 1986.№7.

145. Рюриков Ю. Б. Три влечения. М., 1988.

146. Рюриков Ю. Б. Мед и яд. М., 1990.

147. Салыкин К.В. К вопросу о роли женщин в возрождении России // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Волгоград, 19-20 ноября 1998г. С.270-272.

148. Саралиева З.М., Балабанова Е.С. Семья в кризисном обществе // Материалы международной научной конференции. Иваново,3-4 марта, 1995Г.С. 119-124.

149. Саралиева З.М., Татарченко А.Ф. О некоторых аспектах изучения феминологии // Тезисы докладов всероссийской научно-методической конференции. Иваново,26-27 апреля 1996г.С. 11-13.

150. Саралиева З.М., Татарченко А.Ф., Балабанов С.С. Проблемы адаптации женщин к новым условиям жизни (по итогам социологического исследования) // Женщина в российском обществе, 1996.№1. С. 11-18.

151. Седова H.H. Мировоззренческие основы социальной активности личности.// Социальная активность и духовное богатство личности. Волгоград, 1980. С. 13-22.

152. Силласте Г. Тендерные исследования: размышления участника международного семинара // СОЦИС, 1992 .№5.

153. Смелзер К. Социология. М.,1994. С.332-336.

154. Современное женское движение в развитых капиталистических странах (США и Западная Европа). М.1986.

155. СоловьевВ.В.Женскийвопрос//Собр. соч. СПб., 1903. Т.З.

156. Соловьев В.В. Жизненная драма Платона // Соч.: В 2 т. М.,1990. Т.2.

157. Соловьев B.B. Оправдание добра. Нравственная философия // СОЧ.1990.Т.1.

158. Соловьев В.В. Смысл любви // Соч. 1990. Т.2.

159. Социально-философские проблемы человека. М., 1987.

160. Социальная философия и философская антропология. М.Д995.

161. Степанянц М. Образ женщины в религиозном сознании: прошлое, настоящее, будущее // Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993.С.66-77.

162. Тавадов Г.Т. Содержание и структура национального самосознания.// Интернациональное сознание и национальное самосознание. М.,1985. С.28.

163. Тишков В.А. О нации и национализме.// Свободная мысль. 1996.№3.

164. Толстых А. Неизвестный классик // Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.:Прогресс,1996.С.12.

165. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М., 1994.

166. Трубецкой E.H. Миросозерцание B.C. Соловьева: В 2т. М., 1995.

167. Уайли Д. В поисках фаллоса: Приап и инфляция мужского. СПБ., 1996.128с.

168. Успенский П.Д. Новая модель Вселенной. СПб., 1993. С. 527-556.

169. Ушакин С. Поле пола // Вопросы философии, 1999. №5.С.71.

170. Ушакин CA. Пол как идеологический продукт // Человек. 1997. №2. С.62-75.

171. Федоров Н.Ф. Философия общего дела // Соч. М.,1982. С. 135-137, 409410,412-413.

172. Феминизм: перспективы социального знания. М., 1992.

173. Феминизм: проза, мемуары, письма. М.,1992.

174. Феминизм и российская культура. СПб., 1995.

175. Философия любви. М. : Политиздат. 1990. В 2т.183. франк с л . Духовные основы общества //Франк СЛ. Духовные основы общества. М.,1992. С. 14-146.

176. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989. С. 383-385.

177. Фридан Б. Загадка женственности. М., 1994.

178. Фромм Э. Искусство любить //Человеческая ситуация. М., 1994. 238с.

179. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.

180. Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М., 1996.

181. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. В 3 т. М., 1993.

182. Хабибулина К.Н. Национальное самосознание и интернационалистское поведение. Л.,3нание.1989. .

183. Хасбулатова О. А. Теоретико-методологические основы исследования женского движения // Тезисы докладов всероссийской научно-методической конференции. Иваново,26-27 апреля 1996r.G.3-6.

184. Хорни К. Психология женщины//Собр. соч. В Зт. M., 1997. Т. 1.

185. Чагай Л.П. Национальное самосознание личности: сущность, противоречия, проблемы формирования. Диссер.канд. филос. наук. М.,1992.С.36.

186. Черносвитов Е.В. Самосознание в структуре сознания.// Философские науки. 1974.№4.

187. Черносвитов Е.В. Об основных функциях сознания.//Философские науки. 1983.№6.

188. Шаронов В.В. Психология классов. Проблемы методологии исследования. Л., 1975.

189. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. Л., 1991.

190. Шимин Н.Д. Целостность как феномен бытия человека: (Аксиоматика единства мужского и женского начал в Человеке). Н. Новгород, 1995.

191. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Афоризмы и максимы. Л.,1991.

192. Шопенгауэр А. Избранные произведения. Ростов- на -Дону, 1997. 544 с.

193. Шорохова Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. М.,1961.

194. Шюре Э. Великие посвященные. Очерк эзотеризма религий. М.,1994.

195. Шюре Э. Божественная эволюция. М., 1997.

196. Эволюция семьи в современном обществе. М., 1989.

197. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения М., 1999.

198. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21 .С.72-85.

199. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. С.31.

200. Эрос. Философские маргиналии профессора П.С. Гуревича. М.,1998. 360с.

201. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991.

202. Юлина Н.С. Женщина, семья и общество// Вопросы философии, 1994.№9.

203. Юлина Н.С. Проблемы женщин: философские аспекты: (Феминистская мысль в США)//Вопросы философии. 1988.№5.

204. Язева Е.В. Женщина и религия в современном обществе: типология сознания // Материалы международной научной конференции. Иваново,23-24 апреля 1998 г.

205. George Katsiaficas. The Subversion of Politics. European Autonomous Social Movements and the Decolonization of Everydau Life. Humanities Press 1997. p.59-79.

206. Judith Plant. Green line //The Green Reader (essays toward a sustainable society). Sun Francisco.p. 100-108.

207. Der deutsche Mann. SPIEGEL special. 1997.№7.

208. Der Mensch. Neue Wortmeldungen zu einem alten Thema. Berlin, 1982.