автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Феномен эстетизации частной жизни в контексте классической и неклассических концепций культуры

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Галанова, Гульнара Эдуардовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Феномен эстетизации частной жизни в контексте классической и неклассических концепций культуры'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Галанова, Гульнара Эдуардовна

ВВЕДЕНИЕ.:.

ГЛАВА I. ЭКСПЛИКАЦИЯ ФЕНОМЕНА ЭСТЕТИЗАЦИИ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ И ЕГО СОЦИАЛЬНО - ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ.

1. Эстетизация частной жизни: постановка проблемы.

2. Онтологический поворот неклассической философии как теоретическая предпосылка исследования процессов эстетизации частной жизни.

3. Частная жизнь как атрибутивная характеристика процесса становления личности.

ГЛАВАХ! ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ: СУДЬБА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА.

1. Становление частной жизни как самостоятельного социального феномена.

2. Основные направления и механизмы эстетизации частной жизни в современной культуре.

3. Дихотомия «частное - публичное» в мироощущении современного человека: от модерна к постмодерну.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Галанова, Гульнара Эдуардовна

Актуальность. Для философии последних десятилетий остро стоит проблема человеческой субъектности, необходимости исследования ее новых форм, характерных для современного мщ>а. Логика развития субъектности в наши дни очень сложна и противоречива, и некоторые теоретические направления отрицают само существование человеческой субъектности в конце XX века.

Появление категорий повседневности и частной жизни в рамках неклассической философии позволяет по-новому анализировать природу человека. Если для классической философии субъект - это прежде всего субъект научного познания, некое меньшинство людей, то в рамках неклассической философии хфоисходит поворот к массовому человеку, человеку повседневности. Повседневность начинает осмысляться как ценность, нечто положительное и необходимое (а также то, чему мояшо дополнительно придать вид и кажимость ценности). Если человек классической парадигмы достегает субъектности лишь в отдельных областях, сферах культуры (он -субъект познания в науке или субъект эстетической деятельности в искусстве), то в рамках неклассических подходов человек мыслится субъектном и в повседневности.

Проблема человека по-новому звучит в современной философии еще и в силу того, что теоретические тенденции последних 40 лет в очередной раз раскололи представление о единстве человеческой природы. Речь идет, прежде всего, о феминизме как теоретической перспективе, которая концептуализировала радикальный раскол общечеловеческой сущности. Таким же образом тенденции мультикультурализма в обществе диктуют необходимость исследования различных субкультур, само существование которых проблематизирует возможность вести речь об универсальной человеческой сущности. Феминистские версии философии предлагают пересмотреть историю общества под знаком выявления двух сущностей человека, все дальще уходя от идеи «человека» вообще. Социологические же теории, изучаюпдае различные субкультуры, часто говорят о невозможности найти некий общий знаменатель для людей, представителей этих субкультур.

Поворот в теории от элитарного субъекта к признанию качества быть субъектом за «маленьким» человеком произошел параллельно общественному процессу социальной приватизации. Суть этого процесса заключается не только в фактическом расширении сферы частной жизни, но и в осмыслении важности, ценности частной сферы бытия. А поскольку частная сфера начинает осмысляться в культуре как ценность, постольку ее ждет та же судьба, что и повседневность - возникает возможность придать ей видимость, внешний вид, кажимость ценности, то есть эстетизировать эту сферу бытия человека.

В конце ХГХ века произошел поворот в мировоззрении людей, заключавпшйся в обнаружении предельности рационалистической картины мира. В наши дни можно говорить о сосуществовании различных типов мировоззрения - рационалистического, религиозно-символического, эстетического. Процесс эстетизации, затрагивающий все сферы человеческого опыта, в том числе и частную жизнь, находится в русле процесса замены рационалистической картины мира внерациональными мировоззренческими практиками и в этом контексте требует подробного исследования. Категории «приватное» и «публичное» в условиях эстетизации жизни человека приобретают новое значение. Возможно, что эстетизация частной жизни является предтечей возникновения некоей новой этики, а именно религиозно-символического отношения к аспектам повседневной, обыденной жизни.

Постмодернизм в культуре, по словам С.Лэша, щ)облематизирует реальность. Мы живем в мире имиджей, которые являются симулякрумами реальности (термин Ж.Бодрияра, означающий симулятщю вещей, которые никогда не существовали). Постмодернистская философия все сильнее замечает тот факт, что современное общество отходит от состояния, когда основой было

Производство, а определяющей силой выступала экономика. Если в эпоху классического капитализма центральное место принадлежало продаже и покупке товаров и услуг, то в условиях постиндустриального общества это место занимает продажа и покупка знаков и имиджей, имеющих малое отношение к традиционно понимаемой социально-экономической реальности. Поэтому возникает необходимость поиска и артикуляции признаков самой реальности.

Актуальность исследования частой жизни обусловлена также и особенностями развития современного российского общества.

Современное российское общество осуществляет своеобразный переход к капиталисгаческому типу хозяйствования и общения. Логичным было бы предположить, что происходит усвоение ценностей, характерных для капитализма, в числе которых - ценности частной жизни. При этом факт наличия именно частной жизни в современности должен требовать необходимости ее философской рефлексии и названия этого феномена именно «своим словом» - «частная жизнь» вместо привычной и общепринятой «личной жизни». Частная жизнь - в этом термине есть оттенок неподотчетности индивида официальньш[ структурам, чего не было в личной жизни людей в условиях советского общества. Со1фовенность частной жизни в нашем обществе зачастую совсем не признавалась, приносилась в жертву государству, политике, идеологии, власти.

Однако диалектика приватного и публичного все так же сложна в современном российском обществе, как и во всем мире, поскольку процесс эстетизации жизни подчас нарушает саму границу между приватной и публичной социальными сферами. Контроль общества над индивидом никуда не исчез, он хфинял новую форму эстетизированного контроля. Парадоксальным образом результаты процесса эстетизации частной жизни одинаковы и А России, и в странах западного мира, несмотря на тот факт, что причины и течение этого процесса различны. Этахиа формирования частной жизни в России проходят в стократ ускоренном темпе. Если в странах, где 1Альтура капиталистического общества развивалась органично, этап создания водораздела между двумя сферами был долог, то в российских условиях дихотомия приватное - публичное размывается, порой так и не успев возникнзггь.

Приватное» и «публичное» - эти категории для современного сощ1ального исследователя часто ассоциируются не только с определенными социальными сферами, но и с пространством дискурса, с проблемой того, о чем должно быть сказано публично, а о чем говорить недопустимо. В этой связи отметим, что в нащем обществе существует необходимость формирования идеологии разделения приватной и публичной сфер, разделения, современный вариант которого далек от совершенства. Со1фовенность частной жизни в нашем обществе сегодня зачастую приносится в жертву сомнительным эстетическим проектам прессы и масс-медиа. (Частная жизнь на Западе также утрачивает сокровенность, но ценой утраты конфиденциальности там часто является общественная безопасность). С /фугой стороны, недостаточно публичным в нашем обществе оказывается аспект личных достижений человека. Это связано отчасти с особенностями экономической ситуации в России, когда одаим необходимо скрыть свои доходы, а другим - скрыть свою бедность и просимулировать богатство. Зачастую мы оказываемся в ситуациях, когда экономически более выгодным оказывается скрыть успех своего предприятия, отказавшись от рекламы и публичного признания.

Другой аспект дискурса - это возможность публичных националистских, сексистских, эйджистских, расистских высказываний. Делом законотворцев является вопрос о законности допущения таковых. Однако эти актуальные проблемы должны звучать и в рамках философского дискурса, даже не смотря на то, что на уровне закона о них пока молчат.

Цели и задачи исследования. В связи с тем, что обращение к проблеме частной жизни пока еще не стало традицией в отечественной философской литературе, наща работа направлена на в достаточной степени целостное исследование феномена эстетизации частной жизни: на анализ теоретических предпосылок постановки проблемы частной жизни в рамках неклассической гуманитарной парадигмы, на исследование происхождения и истории феномена частной жизни в Европе, особенностей его исторического бытия, и, наконец, на исследование эстетизации как характеристики частной жизни на современном этапе развития общества. Для достижения этой цели мы ставили перед собой ряд задач: /

1) Определить харшстер теоретических предпосылок исследования частной жизни и процесса эстетизации частной жизни в рамках неклассической гуманитарной парадигмы.

2)Проследить логику становления проблемы частной жизни в отечественной классической философии культуры в корреляции с исследованиями личности.

3) Исследовать историю формирования частной жизни в плане анализа ее институхщональных и пространственно-временных параметров и выявить особенности существования феномена на современном историческом этапе.

4) Совместить полученные результаты с анализом мировоззренческих установок социальных деятелей относительно категорий «публичного» и «приватного».

5) Выяснить причины публизации частной жизни и ее последующей эстетизации в европейской культуре.

6) Выявить конкретные механизмы эстетизации частной жизни.

Один из основных Вопросов исследования состоит в определении того, в какой степени эстетизация повседневности и частной жизни является искусственным, щзеходящим процессом, а в какой имеет под собой природно-человеческие, онтологические основания. Является ли эстетизация частной жизни восхождением к истинному человеку, или мы должны рассматривать эстетизированное сознание в большей степени как феномен превращенной формы. Мы не ставили своей задачей подфобное исследование особенностей частной жизни в России, несмотря на то, что были проанализированы тексты популАфной культуры российского производства, а само обращение к проблеме эстетизации повседневности было вызвано наблюдениями автора за тем, как это происходит именно в российской действительности. Мы понимаем, что частная жизнь в России - это тема отдельного, очень подробного и сложного исследования.

Степень изученности проблемы. Проблема частной жизни решается главным образом в рамках неклассической философии и, шире, неклассической гуманитарной парадигмы. В общем плане мы выделяем два подхода к проблеме частной жизни.

В основу первого положен вотфос о «месте», «расположении» частной жизни в ря;А многих других сфер жизни человека - именно в этом отношении, в качестве определенного социального института, проблема изучается социологически и исторически (поскольку проблема частной жизни междисциплинарна, то четкие границы наук зачастую стираются). В основе второго подхода, собственно философского, лежит вопрос о специфике <щриватного» как тжового. Второй взгляд имеет историю, очень существенную для европейского философского мышления и прочно связан с картезианством. В центре философского рассмотрения частной жизни оказывается, прежде всего, щюблема кАтезианского субъекта и его последующей трансформации.

Что касается детального анализа существующих исследований по проблеме частной жизни, прежде всего, отметим, что мы не ставили перед собой задачу усвоения и перевода всей той массы литературы, которая имеется по этой теме на европейских языках. В частности, существует французский шеститомник «История частной жизни» под редакцией Филиппа Арьеса, который представлягет собой собрание многочисленных эссе, посвященных различным историческим периодам и не объединенных единой методологией. Проблематика частной жизни также хорошо представлена в англо-саксонской сощ1ально-философской традиции, в американской истории, социологии, как гендерной, так и традиционной. Мы, прежде всего, ставили перед собой задачу осмыслить проблему частной жизни, находясь в поле отечественных исследований культуры, которые, в свою очередь, принадлежат преимущественно классическому подхо>[А к исследованию культуры. Поэтому значительное место в работе уделено анализу категории «личность», в рамках анализа которой в отечественной традиции так или иначе возникали проблемы, связанные с изучением собственно частной жизни. Проблема партикулярности индивида звучала в трудах М.Баткина, А.Я.Гуревича, Ф.Лосева, Г.С.Кнабе.

В рамках марксистской традиции проблема «партикулярного» решалась по преимуществу в зависимости со «всеобщим» и «родовым» в человеке. Именно так проблема партикулярности индивида представлена в трудах Д.Лукача. Проблематика специфики частной жизни человека существует во французской школе Анналов, в частности у Ф.Броделя, М.Блока и Ф.Арьеса. Наконец, в рамках онтологического поворота европейской философии, категории «приватное - публичное» стали широко использоваться при анализе бытия человека и его сознания - такова философия обыденного языка (Г.Райл, Л.Витгенштейн, Д.Остин).

Мы в своей работе попытались совместить два обозначенных выше подхода к частной жизни, рассмотрев как пространственно-временные ее параметры, так и вопросы мировоззрения.

Методология исследования. Тенденции гуманитарной практики конца XX века ведут к утверждению междисциплинарности как основной черты современной гуманитарной сферы. При этом ликов новой междисциплинарности много. Возможно использование методов иных наук.

Так, историки в современных исследованиях начинают практиковать методы социологии и искусствознания. С щ)угой стороны, сзодествует тенденция «удвоения» той или иной дисциплины на основе нового взгляда на щзедмет -такова, например, тендерная история и социология. История женщин возникла как характерное удвоение истории, являясь не отраслью, а альтернативной, другой историей в целом. В ходе использования нового ракурса возможно также и рождение нового предмета дисциплины, связанное с заходом на территорию другой дисциплины, возникает своеобразная «внедисциплинарность». Сама проблема частной жизни возникла, например, в истории на пересечении истории повседневности и тендерного подхода. И, наконец, возможны случаи, например, философсшх исследований в качестве результата работы исследователя как социолога или историка - таковы концепции Э.Гоффмана и М.Фуко.

Наше исследование не только несет на себе ошечаток междисциплинарности, связанный с необходимостью целостного подхода к проблеме эстетизации частной жизни, но и предполагает междисциплинарность в качестве сознательно использованного принципа. Так, в ходе институционального анализа процесса сотщальной дифференциащш, который привел к формированию собственно частной сферы в Европе, мы опирались на источники социально-философского (марксизм) и социологического характера (функционализм и феминистская теория, Т.Веблен, А.Щюц, Л.Г.Ионии). При анализе пространственно-временных аспектов частной жизни мы опирались на исторические источники, прежде всего на труды школы Анналов (Ф.Бродель, М.Блок). При анализе вопросов мировоззрения, интерпретации частной жизни самими социальными деятелями мы задействовали источниш публицистического характера (таковы статьи А.Балашова, В.Каменер), анализщювали широкий круг текстов масс-медиа, используя полученный материал в качестве своеобразной «эмпирической» основы исследования, а также задействовали труды школы Анналов и хфодолжающей ее традитщи и отечественной философии культуры (Ф.Арьес и М.Баткин, А.Я.Гуревич). При рассмотрении истории субъектности мы использовали труды философов (Р.Декарт, Л.Витгенштейн, Г.Райл, З.Бауман), историков субъектности (М.Фуко, микроистория в лице Э.Гренди, Ю.Бессмертного и др.), интерпретировали постструктурализм Р.Барта. В качестве основы исследования процесса эстетизации социальной жизни мы опирались на идеи американского социолога и антрополога Эрвина Гоффмана, а также идеи, возникшие в рамках американской нарратологии (Х.Уайт, Н.Фрай, Б.Слугоский, Дж.Гинзбург, К.Мэррей). Кроме того, сам феномен эстетизации жизни предполагал использование искусствоведческих методов при анализе общества. Вот почему в работе ключевое значение имеет сама возможность анализа текстов масс-медиа, текстов, которые неизбежно оказываются устроенными по закону произведения определенного жанра: художественного или документального фильма, рассказа, повести, романа.

В работе мы использовали герменевтический по своей сущности метод интерпретщщи источников, пО возможности стараясь рассматривать интерпретируемое событие исторического прошлого или текст в качестве фигуры на фоне соответствующей социально-исторической практики. При интерпретации события прошлого, которая исходит из отношения «Я - текст / событие» может произойти приписывание сюжетов современного мышления сознанию человека иной культурной ситуации. Постмодернистские гуманитарные практики, в частности микроистория, допускают возможность интерпретации прошлого, исходя из установок нашего времени, отвечая тем самым на вопрос о том, чем является то или иное событие для нас. Герменевтический подход призван прояснить то, чем являлось событие для его современников.

В работе также используется традшщонный для диалектического подхода метод вс1фытия противоречий, который был активизирован в рамках так называемой «проблемной истории» и связан, по нашему мнению, с той существенной ролью, которую начинает играть метод интерпретации в современной гуманитаристике. По Ф.Броделю проблема для историка возникает тогда, когда существует противоречие между определенными фактами и не соответствующими им интерпретациямиА В нащем исследовании вскрыт ряд противоречий, существующих между социальной практикой уединения в гфеделах приватного щ)остранства и интерпретациями, даваемыми самими социальными деятелями по этому поводу.

В плане анализа личности принимается идея, принадлежащая амА}иканским нарратологам (Б.Слугоский, Дж.Гинзбург, К.Мэррей), идея перенести принципы анализа исторических повествований на анализ человека, исследуемого в данном контексте в качестве самоповествования.

В целом же методологией, близкой нам не столько по букве, сколько по духу оказался классический марксизм с характерными для него здравым смыслом и тенденцией противостоять различным мистификациям, которые порождены постмодернистскими тенденциями уходить от реальностиА. Методология классического марксизма дала нам возможность рассмотреть два равноправных и равновеликих фактора формирования и функционирования частной сферы общественной жизни: фактор социально-экономического принуждения и фактор гфинуждения идеологического. Два этих момента являются равноправными двигателями развития общества: первый привносит

См.: Каммен М. Современная американская историография и «проблемная история» // Вопросы истории. - 1998. - № 3. Метод вскрытия протиюречий между фактом и его интерпретацией присутствует и в некоторых отечественных концепциях. См. например: Дождев Д,В. Индивидуализм правосознания в архаическом Риме. // Стили мышления и поведения в истории мировой культуры. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

Л Термином «классический марксизм» мы означаем не только труды К.Маркса и его ближайших последователей, но и ту их интерпретацию, которая принята в мировом научном сообществе. Отечественная социально-философская традиция делала акцент преимущественно на первичной роли экономических факторов развития общества, что давало повод к чшуго справедливой 1фт:ике марксизма как экономического детерминизма. В действительности же корпус классического марксизма, и это общепринято, включает в себя рассмотрение ргромной роли факторов идеологаи и культуры. Вот почему таким естественным представляется развитие «неклассического» марксизма на путях принятия в его рамках идей постструктуралистов относительно самостоятельности символических систем: языка, культуры, идеологии. собственно развитие и изменения, второй, принимая качество превращенных форм сознания, способствует сохранению стабильности социальной системы. В любом случае, они в равной мере объекгавны по отношению к индивиду: символические факты общественного сознания так же весомы, как и экономические. В нашем исследовании рассматриваются трансформации, которые претерпел институт частной жизни под воздействием развития современной экономики и технического прогресса. С другой стороны, показана роль такой щ>евращенной формы сознания, как идеология разделения приватной и публичной сфер в качестве стабилизирующего фактора, способствующего сохранению традиционных институтов частной жизни.

Научная новизна и положения, выносимые на защиту.

- Показана обусловленность процесса эстетизации частной жизни глобальшш явлением эстетизации повседневности в условиях постиндустриального общества.

- Вскрыты конкретные механизмы эстетизации частной жизни -театрализация, поэтюация, механизм воплощения события в сюжет и др.

- Обнаружены тенденции разрушения дихотомии приватное - публичное в русле публизации частной жизни и процесса эстетизации повседневности.

- Проанализировано положение субъекта в условиях эстетизации повседневности.

- Личность рассмотрена с точки зрения ее рассказовых структур. Показана обусловленность рассказовых структур личности нарративами европейской культуры. В целях анализа персонажей повествований людей использована категория симулякрума.

- Показана динамика развития частной жизни в европейской культуре как движение от институциональных параметров к существованию приватного в качестве категории культуры.

- Идеология разделения приватной и публичной сфер проанализирована как превращенная форма сознания. Показан противоречивый характер

14 отаошенш между социальной практикой уединения и интерпретациями категорий «хфиватное» и «публичное» социальными деятелями. Современное состояние частной жизни рассмотрено в качестве диалектики социальной приватизации и процесса формирования частных сообществ. Исследованы сущность, причины и следствия современного процесса социальной приватизации.

Рассмотрены особенности формирования сощ)еменных частных сообществ в сопоставлении их с феноменом неотрайбализма.

Вскрыта основная причина процесса социальной приватизации в современном мире: такой причиной является распространение социального опыта субъектности и личности из элиты во все общественные слои, которое произошло в эпоху классического капитализма в русле исторической логики развертывания качеств субъектности и личности. Следствием процесса социальной приватизации в теории видится признание субъектности в каадом человеке, осознание частной сферы бытия в качестве убежища субъектности в современном мире, Определен диапазон применимости понятия западной социальной теории «социальная приватизация» в отечественной (советской и российской) социально-философской традиции.

Феномен частной жизни определен в качестве сферы субъектности в современном мире.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Феномен эстетизации частной жизни в контексте классической и неклассических концепций культуры"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы выяснили, что повседневность и частная жизнь - вещи различные. И дело не только и не столько в том, что «повседневность» - более широкое понятие. В каком-то смысле эти понятия противопоставимы. В повседневной жизни в большей степени человека несет по течению, и он имеет меньше шансов быть субъектом. Категория частной жизни кардинально отличается от «повседневности» тем, что означает сферу субъектности. Частная жизнь оказалась своеобразной нишей, где в современной непростой ситуации сохраняются свойства человеческой субъектности. Именно эта особенность и позволила частной жизни конституироваться в некоторое достаточно самостоятельное социальное образование, в социальный феномен, который выделяется в общем потоке повседневности.

Вместе с тем анализ повседневности необходим сегодня в силу того, что именно здесь человек живет во всей полноте своих чувственно-предметных характеристик. Теоретический акцент на категории «повседневность» означает, что современный исследовательский интерес переместился от исследования действий единиц, выдающихся, особенных личностей к анализу обычных, простых людей. Так, поворот неклассической философии к человеку уже предполагает обращение ко многим и к каждому. Но это чревато тем, что человек рассматривается, а в жизни подчас и превращается, в текст, текстовой отрывок. В современном обществе человек часто вынужден функционировать как текст: он говорит вслух на ток-шоу, он должен быть представленным текстами, как этого требует современная бюрократия, в виртуальном пространстве он также выступает как фрагмент текста. Такая ситуация в современной западноевропейской философии была зафиксирована в понятии «смерть субъекта».

Но дело в том, что концепция «смерти субъекта», улавливая весьма характерные процессы трансформации человека в современном мире, тем не менее, оставляет в стороне неизбывную, неизменную способность человека осуществлять выбор, принимать решения и нести за них ответственность, то есть осуществляться в качестве субъекта. Человеческая субъектность сегодня принимает новые, подчас непривычные и неузнаваемые формы, многие из которых разворачиваются именно в частной жизни. В последние десятилетия этот процесс получил особую окраску: он осуществляется в русле эстетизации всего современного общества, повседневности и частной жизни в особенности.

Эстетизация повседневности - это своеобразное стирание четких границ между традиционным институтом искусства и обычной, повседневной жизнью, размывание границ, которое навеяно во многом условиями современного общества потребления. Реклама, дизайн, имиджмейкерство - вот совсем не новые, но получившие невиданный до сих пор размах сферы, которые находятся на границе искусства и жизни. Они используют техники и приемы различных видов искусства, но не ставят осуществление эстетического проекта своей непосредственной и единственной целью.

Сегодня процесс эстетизации повседневности протекает на фоне своеобразных изменений самой частной жизни, которая оказывается втянутой в этот глобальный процесс. С одной стороны, наблюдается процесс социальной приватизации, который представляет собой расширение традиционной сферы частной жизни за счет развития современных средств коммуникации и достаточно явной тенденции граждан не слишком активно участвовать в деятельности «больших» социальных институтов, например, политики. С другой стороны, трансформируется привычная для западноевропейской 10'льтуры грань между приватным и публичным. То, что было сокровенным (например, семейные отношения), сегодня выставляется напоказ, в то время как формирование частных сообществ способствует обнаружению приватного, например, в профессиональной сфере. Наконец, в целом растет область частной жшни человека, которая представляет собой главным образом его культурный мир, а не просто пространство определенной социальной сферы.

В этих обстоятельствах процесс эстетизации частной жизни осуществляется через множество новых каналов, а современные формы субъектности оказываются неизбежно связанными именно с эстетическими механизмами. Мы обнаружили такие механизмы эстетизации частной жизни, как поэтизация поступков, механизм воплощения события в сюжет, эстетизированная реификация и сценарное планирование жизни, наметили возможные каналы эстетизации, связанные с особенностями современной техники трансляции культуры, которая пересматривает само место академического искусства в жизни современного человека. Вполне вероятно, что обнаруженные механизмы не исчерпывают всех вариантов эстетизации частной жизни. Каждый день обещает нам создание новых каналов, и этот процесс является очень увлекательной исследовательской мастерской для философско-социологического изучения современного общества.

Но самое главное, что благодаря развертыванию такого рода механизмов, сам процесс эстетизации занимает ни с чем не сравнимое место в жизни современного человека. В формировании мировоззрения человека сегодня очень важную роль начинают играть эстетические стратегии, позволяя собрать в единую картину мира разрозненные фрагменты повседневности. Современный субъект занят не просто целеполаганием: он создает эстетические проекты своей публичной и частной жизни, он вырабатывает эстетические стратегии поведения и рефлексирует ход своей жизни в эстетических категориях. О чем говорят эти тенденции? Иногда - о том, что добро получает сегодня шанс стать одновременно прекрасным. Иногда - о том, что современный человек просто маскирует несовершенство своего бытия на эстетический манер. Какие тенденции преобладают в современном феномене эстетизации частной жизни - эта проблема только поставлена. Решать ее

144

Придется еще долго на путях соединения классической и неклассических философских традиций в современной гуманитаристике.

 

Список научной литературыГаланова, Гульнара Эдуардовна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Агацци, 1989 Агацци Э. Человек как предмет философии. // Вопросы философии. -1989, №2. С 24 - 34.

2. Аристотель, 1975 Аристотель. Метафизика. // Сочинения в 4-х томах. Т.1. -М., 1975.-550 с.-С. 63-367.

3. Аристотель, 1975 Аристотель. О душе // Сочинения в 4-х томах. Т. 1. - М., 1975.-550 с.-С. 369-448.

4. Арьес, 1992 Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Прогресс - Академия», 1992. - 526 с.

5. Арьес, 1999 Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. -Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. - 416с.

6. Балашов, 1999 Балашов А. Конец антикварного века. // Антураж. - Июль, 1999.-С.34-38.

7. Барсукова, 1999 Барсукова СЮ. Приватное и публичное: диалектика диспозиции // Полис. - 1999. - №1. - С. 137 - 147.

8. Барт, 1994 Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс. Универс: Рея, 1994. - 616 с.

9. Баткин, 1989 Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М.: Наука, 1989. - 272 с.

10. Бауман, 1993 Вашпап, Z. 'The FaU of the Legislator' in Postmodernism: a Reader f Ed. and introd. T.Docherty, New York ets. Harvester Wheatsheaf, 1993, 528p.-p. 128-140.

11. Бауман, 1993 Бауман 3. Философия и постмодернистская социология. // Вопросы философии. - 1993. - №3. - С.46 - 61.

12. Бахтин, 1986 Бахтин М. Проблема речевых жанров. // Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. - 444с. - С. 250 - 296.

13. Бахтин, 1994 Бахтин, М.М. К философии поступка. // Работы 20-х годов. -Киев: Next, 1994. - 383с. - С. 9 - 68.

14. Бессмертный, 1997 Бессмертный Ю.Л. Что за «Казус»?. // Казус: Индивидуальное и уникальное в истории. 1996 / Под ред. Ю.Л.Бессмертного, М.А.Бойцова. - М.: Российск. гос. туманит, ун-т, 1997. - 33 1с.-С.7-24.

15. Беньямин, 1996 Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе. - М.: Медиум, 1996. -240с.

16. Блок, 1986 БлокМ. Апология истории. -М.: Наука, 1986. - 254 с.

17. Боулер, 1994 Bowler, А. 'Methodological Dilemmas in the Sociology of Art' in

18. The Sociology of Culture: Emerging Theoretical Perspectives, Diana Crane (ed.) Oxford; Cambridge: Blackwell, 1994. XII, 340p. - p.247 - 266.

19. Бродель, 1986 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV - ХУШ вв. Т 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. - М.: Прогресс, 1986. - 622 с.

20. Бродель, 1988 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV - XVIII вв. Т 2. Игры обмена. - М.: Прогресс, 1988. -632с.

21. Бодрийяр, 1995 -Бодрийяр Ж. Система вещей. -М.: Рудомиро, 1995. 168 с.

22. Брокмейер, Харре, 2000 Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы. - Вопросы философии. -2000.-№3.-С.29-42.

23. Вагнер, 1978 Вагнер Р. О сущности немецкой музыки // Избранные работы. — М.: Искусство, 1978. - 695 с. - С. 49 - 64.

24. Вальденфельс, 1991 Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности // Социо - логос. - М.: Прогресс, 1991. - 480 с. - С. 39-50.

25. Ваттимо, 1993 Vattimo, G. 'The Structure of Artistic Revolutions' in Postmodernism: a Reader I Ed. and introd. T.Docherty, New York ets. Harvester Wheatsheaf, 1993, 528p. -P.llO - 119.

26. Ваттимо, 1999 Ваттимо, Д. Музей и восприятие искусства в эпоху постмодерна. / Перевод с ит. Г.Курьеровой. // Художественный журнал. -1999, № 23. -http://www.guelman.ru/xz/362/xx23/x2305.htm

27. Витгенштейн, 1994 Витгенштейн Л. Философские исследования. // Философские работы. 41. - М.: Гнозис, 1994. - 520с. - С. 75 - 319.

28. Веблен, 1984 Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: Прогресс, 1984. -367с.

29. Волков, 1997 Волков В.В. О концепции практик (и) в социальных науках. // Социологические исследования. - 1997. - №6. - С.9 - 23.

30. Вулф, 1994 Wolff, J 'The Invisible Flaneuse: Women and the Literature of Modernity' in The Polity Reader in Cultural Theory, Polity Press, 1994, 8, 307p.-p. 200-209.

31. Гадамер, 1988 Гадамер X. - Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. - М.: Прогресс, 1988. - 700с.

32. Гвардини, 1993 Гвардини Р. Конец Нового времени. // Феномен человека: Антология / Сост., вступ ст. П.С.Гуревича. - М.: Высшая школа, 1993. -349с.-С. 240-296.

33. Гинзбург, 1997 Гинзбург Л. Проблема личности // О лирике. - М.: Интрада, 1997.-408с.-с. 120-161.

34. Гинзбург, 1999 Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - М.: INTRADA, 1999.-415с.

35. Гиро, 1899 Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. - Спб., Л.Ф. Пантелеев, 1899. - 623с.

36. Гиро, 1994 Гиро П. Частная и общественная жизнь греков: Репринт, с изд. 1913 - 1914 гг. - М.: Ладомир, 1994. - 672 с.

37. Гиттингс, 1993 Gittings,D. The Family in Question. Changing Households and Familiar Ideologies, The Macmillan Press LTD, 1993. - 347p.

38. Гоффман, 1990 Goffman, E. The Presentation of Self in Everyday Life, Middlesex, Penguin Books, 1990. - 251 p.

39. Гренди, 1997 Гренди Э. Еще раз о микроистории. // Казус: Индивидуальное и уникальное в истории. 1996 / Под ред. Ю.Л.Бессмертного, М.А.Бойцова. - М.: Российск. гос. туманит, ун-т, 1997. - 331с. - С. 291 - 302.

40. Губин, 1998 Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. -М.: Российск. гос. туманит, ун-т, 1998. - 191 с.

41. Гулыга, 1985 Гулыга А.В. Философская антропология Вильгельма фон Гумбольдта. // Вопросы философии. - 1985, №4. - С. 120 - 128.

42. Гулыга, 1988 Гулыга А.В. Что такое постсовременность? - Вопросы философии. - 1988. - № 12. - С. 153 - 159.

43. Гуревич, 1981 Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. -М., 1981.-359 с.

44. Гуревич, 1989 Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. (Exempla XIII века). - М.: Искусство, 1989. -366с.

45. Гуревич, 1993 Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». -М.: Индрик, 1993. - 328с.

46. Давыдов, 1968 Давыдов Ю. Искусство как социологический феномен. (К характеристике эстетико-политических взглядов Платона и Аристотеля). -М.: Наука, 1968.-285 с.

47. Декарт, 1989 Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Сочинения в 2-х томах. Т.1. - М.: Мысль, 1989. - 654с. - С. 250 - 296.

48. Декарт, 1989 Декарт Р. Страсти души // Сочинения в 2-х томах. Т.1. - М.: Мысль, 1989. - 654с. - С.481 - 572.

49. Дильтей, 1988 Дильтей В. Наброски к критике исторического разума. // Вопросы философии. - 1988, №4. - С. 135 - 152.

50. Доброхотов, 1986 Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западной европейской философии. -М.: Издательство МГУ, 1986. - 246с.

51. Дождев, 1990 Дождев Д.В. Индивидуализм правосознания в архаическом Риме. // Стили мышления и поведения в истории мировой культуры. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 173с. - С 102 - 119.

52. Дубко, 1985 Дубко Е.Л. Англо - американская этика: метафизическая инерция. // Вопросы философии. - 1985, №4. - С. 111-119.

53. Ерофеев, 1997 Ерофееэ С.А. Традиция институционального анализа в социологической теории культуры. (Проблемы методологии.): Дис.канд. социол. на)гк.(На правах рукописи). - Казань, 1997. - 159с.

54. Зиммель, 1996 Зиммель Г. Индивид и свобода. // Избранное. Том2. Созерцание жизни. - М.: Юрист, 1996. 607с. - (Лики культуры). - С. 193 -200.

55. Зиммель, 1996 Зиммель Г. Приключение. // Избранное. Том2. Созерцание жизни. - М.: Юрист, 1996. 607с. - (Лики культуры). - С. 212 - 226.

56. Зиммель, 1996 Зиммель Г. Женская культура.// Избранное. Том2. Созерцание жизни. - М.: Юрист, 1996. 607с. - (Лики культуры). - С. 234 -265.

57. Зиммель, 1996 Зиммель Г. Мода.// Избранное. Том2. Созерцание жизни. -М.: Юрист, 1996. 607с. - (Лики культуры). - С. 266 - 291.

58. Зимовец, 1996 Зимовец С. Тела шпионажа (Шпионология Мераба Мамардашвили). // Встреча с Декартом. Философские чтения, посвяшенные М.К.Мамардашвили. 1994 год. - М.: Ad Marginem, 1996. -438с.-С.232-247.

59. Ильин, 1990 Ильин И.П. Проблема личности в литературе постмодернизма: Теоретические аспекты. //Концепция человека в современной литературе, 1980-е годы. - М.: ИНИОН, 1990. - 169с. - С. 47 - 70.

60. Ильин, 1996 Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М.: Интрада, 1996. - 256 с.

61. Ильин, 1998 Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М.: Интрада, 1998. - 255 с.

62. Ионии, 1998 Ионии Л.Г. Социология культуры. - М.: Логос, 1998. - 280 с.

63. Источниковедение, 1998 Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие. - М.:Российск. гос. хуманит. ун-т, 1998. - 701 с.

64. Каммен, 1998 Каммен М. Современная американская историография и «проблемная история» // Вопросы истории. -1998. - № 3. - С.45 - 62.

65. Камю, 1993 Камю А. Миф о Сизифе. // Счастливая смерть: Роман; Посторонний: повесть; Чума: Роман; Падение: Повесть; Калигула: Пьеса; Миф о Сзифе: Эссе; Нобелевская речь. - М.: Фабр, 1993. - 574с. - С. 471 -552.

66. Клименкова, 1988 Клименкова Т. А. Философские проблемы неофеминизма 70-х годов. // Вопросы философии. - 1988, №5. - С. 148 -157.

67. Кнабе, 1989 Кнабе Г.С. Диалектика повседневности. // Вопросы философии. - 1989. - №5. - С. 26 - 46.

68. Козлова, 1996 Козлова Н.Н. Горизонты повседневности советской эпохи: Голоса из хора. - М.: Институт философии РАН, 1996. - 215с.

69. Козлова, Сандомирская, 1996 Козлова Н.Н., Сандомирская И.И. «Я так хочу назвать кино». «Наивное письмо»: опыт лингво-социологического чтения. - М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996. -256с.

70. Козырьков, 1999 Козьфьков В.П. Освоение обыденного мира. - Нижний Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета, 1999.-340 с.

71. Койре, 1985 Койре А.В. Аристотелизм и платонизм в средневековой философии. // Очерки истории философской мысли: О влиянии философских концепций на развитие назАных теорий. - М.: Прогресс, 1985.-286c.-C. 51-73.

72. Кравченко, 1997 Кравченко Е.И. Эрвин Гоффман. Социология лицедейства. - М., 1997. - 222с.

73. Крейн, 1994 Crane, D. 'The Challenge of Sociology of Cultwe to Sociology as a

74. Discipline' in Sociology of Culture: Emerging Theoretical Perspectives, Diana Crane (ed.) Oxford; Cambridge: Blackwell, 1994. ХП, 340p. - p. 1 - 21.

75. Кузнецов, 1985 КзАнецов В.Г. Проблема понимания языковых выражений в логико-семантической ковщепции Л.Витгенштейна. // Вопросы философии. -1985, №9. - С. 137 - 146.

76. Лекторский, 1980 Лекторсюш В.А. Субъект, объект, познание. -М.: Наука, 1980.-359 с.

77. Лукач, 1987 Л)тсач Д. Своеобразие эстетического. В 4-х т. - Т.4.- М.: Прогресс, 1987. - 572 с.

78. Лэш, 1992 Lash, S. Sociology of Postmodernism, Routledge, 1992. - XI, 300р.

79. Мамардашвили, 1992 Мамардашвили М. Обязательность формы. // Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1992. - 413 с. - С. 86 - 90.

80. Мамардашвили, 1992 Мамардашвили М. Превращенные формы (О необходимости иррациональных выражений). // Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1992. - 413 с. - С. 269 - 282.

81. Мамардашвили, 1996 Мамардарвили М.К. О рациональности (доклад 1987 года). // Встреча с Декартом. Философские чтения, посвященные М.К.Мамардашвили. 1994 год. - М.: Ad Marginem, 1996. - 438с. - С. 349 357.

82. Мамардашвили, 1996 Мамардашвили М.К. Лекция 4 (из курса лекций по Декарту, 1973 год). // Встреча с Декартом. Философские чтения, посвященные М.К.Мамардашвили. 1994 год. - М.: Ad Marginem, 1996. -43 8с.-С. 358-377.

83. Мамардашвили, 1996 Мамардашвили М.К. Под знаком Картезия. // Встреча с Декартом. Философские чтения, посвященные М.К.Мамардашвили. 1994 год. М.: Ad Marginem, 1996. - 438с. - С. 378 - 426.

84. Маркс, 1988 Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1. Книга 1. Процесс производства капитала. - М.: Политиздат, 1988. - 891 с.

85. Маркс, Энгельс, 1989 Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. - М.: Издательство политической литературы, 1989. - 62 с.

86. Милль, 1882 Милль Дж.С. О подчинении женщины. - Спб.: Типография Е.А.Благосветловой, 1882. - 304 с.

87. Милль, 1905 Милль Дж.С. Избирательные права женщины. - М.: Издательство И.Д.Сытина, 1905. - 23 с.

88. Ойзерман,1989 Ойзерман Т.И. Существуют ли универсалии в сфере культуры? // Вопросы философии. - 1989. - №2. - С. 51 - 62.

89. Паскаль, 1995 Паскаль Б. Мысли / Пер. с фр., вступ. статья, коммент. Ю.А.Гинзбург. - М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1995. - 480с.

90. Петросян, 1998 Петросян М.Е. Понятие «прайвиси»: социологическое и правовое измерения // США. Экономика, политика, идеология. - 1998. -№10.-С. 104-115.

91. Погосян, 1985 Погосян В.А. Философская герменевтика: анализ истины и метода. // Вопросы философии. - 1985, №4. - С. 103 - ПО.

92. По дорога, 1995 Подорога В. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: С.Киркегор, Ф.Ницше, М.Хайдеггер, М.Пруст, Ф.Кафка. -М.: Ad Marginem, 1995. - 426с.

93. Подорога, 1995 Подорога В. Феноменология тела: Введение в философскую антропологию. - М.: Ad Marginem, 1995. - 339 с.

94. Пропп, 1998 Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В.Я.ПропПа.). - М.: Лабиринт, 1998. - 512с.

95. Пресс, 1994 Press, Andrea L. 'The Sociology of Cultoal Reception: Notes Toward an Emerging Paradigm' in The Sociology of Culture: Emerging Theoretical Perspectives, Diana Crane (ed.) Oxford; Cambridge: Blackwell, 1994. - XII, 340p. - p. 221 - 246.

96. Пуанкаре, 1983 Пуанкаре Анри. О науке. - М.: Наука, 1983. - 560 с.

97. Пушкарева, 1998 Пушкарева Н.Л. История частной жизни в России глазами российских и зарубежных историков. // Отечественная история.1998.-№3.с. 208-212.

98. Пушкарева, 1998 Пушкарева Н.Л. Тендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы. // Вопросы истории. - 1998. - № 6. -С. 76-86.

99. Разумова, 2001 Разумова И.А. Потаенное знание современной русской семьи. Быт. Фольклор. История. - М.: Индрик, 2001. - 376с.

100. Райл, 2000 Райл Г. Понятие сознания. - М.: Идея - Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - 406с.

101. Рикер, 1989 Рикер П. Человек как предмет философии. // Вопросы философии. - 1989, №2. - С.41 - 50.

102. Рорти, 1996 Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. - М.: Русское феноменологическое общество, 1996. - 279 с.

103. Сохань, 1999 Сохань И.В. Повседневность как универсальное основание человеческой культуры. - Автореферат дисс.канд.филос.наук. (На правах рукописи). - Томск, 1999. - 18с.

104. Терещенко, 1992 Терещенко Н.А. Социальная память как продукт и фактор исторического развития. Дисс.канд. филос. наук. (На правах рукописи). -Казань, 1992.-201 с.

105. Тио, 1996 ТЫо, Alex. Sociology. Harper Collins College Publishers, 1996. -608p.

106. Томпсон, 1990 Thompson, J.B. Ideology and Modem Culture, Polity Press, 1990.-362 c.

107. Томпсон, 1994 Thompson, J. 'Social Theory, Mass Communication and Public Life' in The Polity Reader in Cultural Theory, Polity Press, 1994, 8, 307p. - p. 24-37.

108. Томпсон, 1994 Thompson, J. 'The Theory of the Public Sphere: A Critical Appraisal' in The Polity Reader in Cultural Theory, Polity Press, 1994, 8, 307p.-p.91-99.

109. Уайт, 1978 White, H. Bmden of History in Tropics of Discourse: Essays in Cultural Criticism, The Johns Hopkins UP, 1978, 178p. - p. 27 - 50.

110. Уильяме, 1988 Williams, R. Keywords, Fontana Press, 1988, 349 p.

111. Феминизм, 1992 Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. - М.: Прогресс, 1992.-474 с.

112. Феминизм, 1993 Феминизм: Восток. Запад. Россия. - М.: Наука, 1993. -240с.

113. Феномен человека, 1993 Феномен человека: Антология / Сост., вступ ст. П.С.Гуревича. - М.: Высшая школа, 1993. - 349 с.

114. Фуко, 1994 Фуко М. Надзирать и наказывать. // Искусство кино. 1994 № 11. -С.48-124.

115. Фуко, 1996 Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. - М.: Магистериум: Касталь, 1996. - 447 с.

116. Фуко, 1998 Фуко М. Забота о себе. - Киев - М.: Дух и литера; Грунт; Рефл-бук, 1998.-288 с.

117. Фуко, 1998 Фуко М. Рождение клиники. - М.: Смысл, 1998. - 309с.

118. Хабермас, 1989 Хабермас Ю. Понятие индивидуальности. // Вопросы философии. - 1989, №2. - С. 35 - 40.

119. Хабермас, 1992 Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект. // Вопросы философии. - 1992, № 4. - С. 40 - 52.

120. Хабермас, 1993 Habermas Y. 'Modem - Incomplete Project' in Postmodernism: a Reader I Ed. and introd. T.Docherty, New Yorik ets. Harvester Wheatsheaf, 1993,528р.-р. 98-109.

121. Хабермас, 1994 Habermas Y. 'The Emergence of the Public Sphere' in The Polity Reader in Cultural Theory, Polity Press, 1994, 8, 307p. - p. 81 - 90.

122. Хабермас, 1996 Хабермас Ю. Зиммель как диагност времени. // Зиммель Г. Избранное. Том2. Созерцание жизни. - М.: Юрист, 1996. 607с. - (Лики культуры). - С. 539 - 549.

123. Хайдеггер, 1993 Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. - М.: Республика, 1993. - 445 с.

124. Хайдеггер, 1997 Хавдеггер М. Бытие и время. - М.: Ad Marginem, 1997. -452 с.

125. Хайдеггер, 1998 Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. -Томск: Водолей, 1998. - 384 с.

126. Хархордин, 1997 Хархордин О. «Проект Достоевского». // Pro et Contra. Том2,Хо4.-М., 1997. - С. 38 - 59.

127. Хархордин, 1997 Kharkhordin, О. 'Reveal and Dissimulate: А Genealogy of Private Life in Soviet Russia' in Public and Private in Thought and Practice.

128. Perspectives on a Grand Dichotomy. The University of Chicago Press, 1997. -p. 333-363.

129. Холл, 1994 Hall, S. 'The Question of Cultural Identity' in The Polity Reader in Cultural Theory, Polity Press, 1994, 8,307p. - p. 119 -125.

130. Хюбнер, 2000 Хюбнер Б. Провдволышй этос и принудительность эстетики. " Минск: Пропилеи, 2000. - 152с.

131. Чекунова, 1997 Чекунова А.Е. Появление исторического анекдота в России. // Вопросы истории. - 1997, №2. - С. 131 -140.

132. Человек в кругу семьи, 1996 Человек в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени / Под. ред. Ю.Л. Бессмертного. - М.: РГГУ, 1996. - 376 с.

133. Человек в мире чувств, 2000 Человек в мире чувств. Очерки по истории частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до начала нового времени. -М.: Российск. гос. гуманита. ун-т, 2000. - 582с.

134. Человек и культура, 1990 Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. - М.: Наука, 1990. - 238 с.

135. Шестопал, 1985 Шестопал Е.Б. Проблема личности в английской политической философии: традиции и современность. // Вопросы философии, 1985, № 6. - С. 120 -131.

136. Энгельс, 1976 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Моргана. - М.: Политиздат, 1976. - 240 с.

137. Юдина, 1988 Юлина Н.С. Проблемы женщин: философские аспекты (Феминистская мысль в США) // Вопросы философии. - 1988, №5. - С. 137 -147.

138. Юм, 1995 Юм Д. Трактат о человеческой природе: В 2 т. Кн.1. О познатши. -М.: Канон, 1995.-399с.157

139. Ячин, 2000 Ячин СЕ. Человек в последовательности культурных социальных форм своего бытия: генезис превращенной формы. Личность. Культура. Общество. 2000. Т. П. Вып. 1 (2). - С 68 - 86.