автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Феномен игры в философии
Текст диссертации на тему "Феномен игры в философии"
Л?- 4//'¿•-Л,
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
на правах руког
КАЗАКОВА НАДЕЖДА ТРОФИМОВНА
ФЕНОМЕН ИГРЫ В ФИЛОСОФИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Специальность 09.00.01. - Онтология и теория познания
Диссертация на соискание ученой степени
Иркутск -1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. Философско-методологические и
гносеологические основания концепции игры
ГЛАВА I. Постановка проблемы игры в философии § 1. Генезис идеи игры в историко-философском пространстве 16
§2. Развитие идеи игры в антропологическом пространстве
философии 41
§3. Два полюса научной мысли в отношении к игре:
социально-философский и естественно-научный 70
§4. Художественный образ игры 96
ВЫВОДЫ 121
ГЛАВА II. Гносеология игры
§ 1. Игра: принципы познания и постижения 131
§2. Игра как философская категория: сущность и понятие 158
ВЫВОДЫ 186
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. Онтологические и феноменологические
основания концепции игры
ГЛАВА I. Бытие игры и ее развитие
§ 1. Истоки игры: соотношение биологического и социального 190
§2. Многообразие видов игр: проблема классификации 214
ВЫВОДЫ 236
ГЛАВА II. Игра в индивидуальном и социальном пространстве
человеческой жизни §1. Соотношение социального и индивидуального в человеческой
жизни: жизнь и игра 241
§2. Динамика игровой сферы человеческой жизни: игра pro жизнь 266 §3. Жизненный сценарий в индивидуальном пространстве человека
играющего: жизнь contra игры 290
§4. Игра как фактор воспитания и образования 312
ВЫВОДЫ 333
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 340
БИБЛИОГРАФИЯ 343
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Конец XX века позволил выявить в едином непрерывном процессе развития философской мысли некие дискретные "точки", оказавшие радикальное влияние на формирование новой мировоззренческой парадигмы. Несмотря на то, что в философии существует множество несовместимых друг с другом теорий вследствие конфронтаций материализма и идеализма, сциентизма и антисциентизма, рационализма и иррационализма, можно согласиться с составителями сборника "Самопознание европейской культуры XX века" (М., 1991), что и сегодня пространство философского сознания находится между мифом и игрой.
Философская мысль все чаще фокусирует внимание на игре, поскольку этот загадочный феномен является атрибутивным признаком нашего бытия, вне которого невозможно само его существование. Поэтому претензии игры на место всеобщего принципа бытия и познания имеют серьезные основания. По нашему мнению, вопрос "что есть игра?", при всей его кажущейся простоте, выступает фундаментальной философской проблемой.
Исследование феномена игры в философии в единстве рациональных, иррациональных, внерациональных моментов приобретает особую актуальность по следующим причинам:
1. Характерным симптомом современной философии становится поиск новых исследовательских программ, центральное место в которых занимает изучение стержневого "сквозного" механизма эволюции. Данные многих наук дают фактологический материал для обоснования нашей гипотезы, что таким стержневым эволюционным механизмом бытия и познания является игра.
2. Указав на основную тенденцию развития философского знания, следует отметить, что в отечественной философской литературе ощущается дефицит исследований, в которых бы разрабатывалась концепция игры в качестве самостоятельного проблемного философского пространства.
3. Расширяются социальные возможности, в том числе, эвристические, для использования игры как способа, с одной стороны, познания, постижения мира, в котором живет человек, а с другой -физического, интеллектуального, художественного развития его сущностных сил. Новые технологии воспитания и образования должны строиться на приоритетном значении игрового метода обучения. В связи с необходимостью повышения коэффициента полезного действия образовательных систем на всех уровнях - начальном, среднем, высшем -увеличения творческого потенциала общества, внимание к проблеме игры со стороны философских наук не может не усиливаться.
4. Усложняются природные и социальные процессы человеческого бытия, обостряются противоречия как внутри, так и между этими системами, и все труднее становится находить пути их разрешения. Между тем применение коррекционно-терапевтических возможностей игры в практике общения и коммуникации может иметь позитивный характер. Использование игры как способа разрешения конфликтов и разногласий дает весьма хорошие результаты, как в теории, так и на практике.
5. Большое значение эта проблема приобретает с выделением игровой сферы в пространстве человеческой жизни. Акцентация на игровой сфере человеческой жизни, наряду с трудовой, дает возможность преодолеть дихотомию субъекта и объекта в человеке, что позволяет эффективнее "использовать" сущностные силы человека. Кроме того, при таком подходе появляется возможность оптимизации риска в таких ситуациях, знание о которых ограничено или неопределенно. Достижение
гармонии между жизнью и игрой будет к тому же способствовать преодолению "разорванности" человеческого бытия на "автономно-социальное" и "автономно-индивидуальное".
6. Разработка проблемы игры до сих пор не нашла должного места в философии. Между тем ее значение как на теоретическом, так и на практическом уровнях не должно уже, кажется, вызывать сомнения. Тем не менее создается впечатление, что философы избегают рефлексии самого загадочного феномена, уходящего своими корнями в глубины бытия и играющего роль доминанты всего существующего в мире. Чем же объяснить такое невнимание к феномену, который в европейской культуре породил корректировку теоретической модели человека от Homo sapiens до Homo ludens? Причины, по всей видимости, кроются в социально-экономическом и идеологическом оскудении советской и постсоветской эпохи.
Философская ситуация, сложившаяся в области исследования проблематики игры крайне противоречива, собственно, как и ситуация в философии вообще. Признанного авторитета в лице марксистско-ленинской философии больше не существует и вследствие этого кризиса, российская философия утратила свой идейный стержень, а взамен получила либо плюрализм мнений, либо анархию мысли. Сегодня претензии философии на универсальность многим кажутся несостоятельными, поскольку время марксистской презумпции "научности" ушло в прошлое.
Однако же ни одна наука кроме философии не может и не сможет осмыслить проблему игры в ее методологическом значении. Частные науки - математика, физика, химия, биология, антропология, психология, педагогика - собрали богатый эмпирический и теоретический материал, требующий философского обобщения. Накопленный материал не укладывается в традиционные марксистские философемы и требует
перевода его содержания в плоскость иного концептуального осмысления.
Скажем, марксистское понимание человека традиционно исходило из примата трудовой, производственной сферы его жизни. Оппозиция "игра -труд" стала общим местом, а труд в качестве родового признака "уничтожил" ценность и значимость игрового фактора. Человек -существо не только производящее (Homo faber), но и играющее (Homo ludens). Игра наравне с трудом выступает сущностным признаком Homo sapiens. Осознание необходимости сделать игру предметом философского вопрошания тем не менее ощущается довольно остро и постепенно получает широкое признание у профессиональных философов.
Философский интерес к феномену игры возник давно, он то переживал период бурного расцвета, то снова угасал, но всегда присутствовал на периферии философского вопрошания.
"Вписанность" игры в круг философских проблем определяется, стало быть, тем что игра есть фундаментальная особенность нашего бытия. Следовательно, проникновение в сущность и тенденции процессов совершающихся в мире игры, это - прежде всего - задача философии. Тем более, что изменения происходящие в настоящее время в философской теории показали насущную необходимость расширения предметного и категориального пространства философских проблем. Учитывая необычайную актуальность феномена игры в философии, в качестве ключевых проблем в диссертационном исследовании выбраны теоретические и методологические аспекты онтологии и гносеологии игры.
Степень разработанности проблемы. Анализ имеющейся литературы показал, что проблема игры для отечественной философии во многом остается Terra inkognita. Почему сложилась такая странная для философского познания ситуация? Во многом потому, что игра никогда не рассматривалась в качестве той онтологической основы, исходя из которой можно было бы изменить антропологическую парадигму. Чаще всего
вопросы, имеющие отношение к проблеме игры, содержатся в психологических или педагогических исследованиях.
По всей видимости, первым обратил внимание на игру как проблему немецкий мыслитель Ф.Шиллер. Игра была одним из смыслообразующих компонентов мировоззрения немецкого поэта, философа. По его мнению, человек в игре и посредством игры творит себя и мир в котором живет. Человеком можно стать только играя, справедливо утверждает Ф.Шиллер.
Игрологический пафос Ф.Шиллера инициирует интерес к феномену игры у другого немецкого поэта-философа - И.Гете. В переписке между Шиллером и Гете, последний высказывает интересные идеи, что играет не только человек, а вся природа.
Идеи немецкого романтизма нашли свое развитие в гносеологии и эстетике родоначальника немецкой классической философии И.Канта. Именно он ввел игру в предметное пространство философского знания, обратив внимание на трансцендентный потенциал этого феномена. Последнее дало возможность диссертанту обратить внимание на огромный методологический потенциал понятия "игра".
Большой интерес для нас представляют взгляды, которые развивает нидерландский историк культуры Й.Хейзинга на этимологию и значение игры как источника культуры. Человеческая цивилизация не добавила никакого существенного признака общему понятию игры, утверждает Й.Хейзинга. Культура, по его мнению, возникает и развивается в игре, как игра. Й.Хейзинга подчеркивает, что хотя "современное" понятие игры -понятие растяжимое, однако игра может варьироваться, но не может модифицироваться. Мы же исходим из существования различных модусов игры. Поэтому концепция Й.Хейзинга рассматривается в настоящей работе как в комплементарном, так и в критическом плане.
Западная философская мысль имеет богатый опыт исследований по
игрологической тематике и обширную литературу во много раз превосходящую по объему и количеству публикаций, отечественную. Каталогизация и реферирование ее массива выходят за пределы настоящей работы, поэтому диссертант основывается на тех работах, что составили позитивное или полемическое проблемное поле данного исследования. Большой вклад в формирование авторской концепции внесли работы Э.Берна, Х.-Г.Гадамера, В.Франкла, Э.Финка, М.Эйгена, Р.Винклер, З.Фрейда, Ж.-П.Сартра, Ж.Дилеза.
Интересные идеи для решения проблемы содержатся в работах К.-О.Апеля, Р.Кайюа, Х.Ортеги-и-Гассета, М.Хайдеггера, Г.Зиммеля, К.Ясперса.
Используя определение Х.-Л.Борхеса Philosophie des Als Ob (Философия Как Если Бы) к литературе, и, учитывая специфику предмета исследования, уместно обратиться к мировой литературе - творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.М.Достоевского, У.Шекспира, Г.Гессе, Д.Фаулза, Т.Манна, Х.-Л.Борхеса. В нашем исследовании продолжена традиция философской рефлексии в пространстве художественного и литературного дискурса.
Современная разработка концепции игры исторически и логически связана с предшествующими достижениями. Каждый исторический пласт культуры характеризуется собственным взглядом на проблему. Вопрос "что есть игра?" - один, а ответов на него множество. Проиллюстрировать можно работами Н.Воробьева, Г.Е.Журавлева, А.Эйнштейна, М.Борна, Г.Клауса, М.Люшера, М.К.Мамардашвили.
В рамках теории игр сложилось несколько направлений нацеленных на отдельные стороны феномена игры: психологическое, педагогическое, производственно-экономическое, культурологическое, социологическое, ОДИ.
Психологический аспект игры получил развитие в исследованиях
Ж.Пиаже, В.Вундта, Г.Спенсера, К.Грооса, Ш.Бюлер, К.Бюлера, Л.Выготского, Д.Эльконина, А.Леонтьева.
Педагогический аспект игры отражен в работах А.С.Макаренко, Д.Колоцци, П.Рудика, М.Кларина, Г.Ляпиной, С.Занько, Ю.Тюнникова, С.Тюнниковой, Д.Менджерицкой. Т.Мамигонова.
Производственно-экономический аспект игры разрабатывается как эффективный метод решения технологических задач, планирования, прогнозирования в трудах Дж.фон Неймана и О.Моргенштерна, Р.Г.Грэма и К.Грэя, В.М.Ефимова и В.Ф.Комарова, Э.Наумана, Д.Р.Карсона, Дж.Стэка.
Организационно-деловые игры получили развитие в исследованиях Г.П.Щедровицкого, Я.М.Бельчикова, М.М.Бирштейна, Л.Н.Наумова, Ю.А.Кравченко.
Философские аспекты проблемы игры нашли освещение в трудах Г.В.Плеханова, Ю.Лотмана, Ю.Левады, Г.Нодиа, К.Сигова, С.Смирнова, И.Герасимова, А.Ванштейна, И.Берлянд.
Накоплен интересный теоретический и эмпирический материал, который составляет прочную основу для дальнейших творческих "находок" в этой области и служит исходным методологическим базисом для настоящей диссертации.
Актуальность проблемы игры для философской теории и социально-исторической практики, недостаточная ее разработанность, а так же личные философские интересы автора определили тематику и основную идею данного исследования. Обобщение и критический анализ имеющейся литературы по игровой проблематике и собственные размышления над этой проблемой позволили сформулировать цель и задачи исследования.
Объектом исследования является феномен игры, то есть игра как специфический фактор всего, что окружает нас в мире.
При анализе объекта исследования нами учитывались две его
стороны: потенциальная, в которой "задается" все многообразие его бытия, а так же актуальная, в которой объекту "присваивается" конкретное значение из поля потенциальных возможностей.
Предметом исследования является концептуализация сущности и смысла феномена игры в теории игр вообще и в философской теории, в частности. Это обусловило системный характер предмета исследования:
1. теоретико-методологические подходы философии к изучению и отражению мира игры;
2. игрология как особая теоретическая конструкция со своими закономерностями, языком и логикой;
3. синтез философских и игрологических. идей - философия игры, расширяющая область применения теории игр в философском постижении мира.
Основной целью диссертационного исследования является обоснование эпистемологического потенциала феномена игры. Концептуализация онтологии и гносеологии игры, анализ философско-методологических оснований ее развития как самостоятельного философского раздела.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Показать развитие идеи игры в философии с момента ее развития и до настоящего времени. Поскольку работа носит эпистемологический характер, постольку развитие идеи игры в философии выступает в качестве "лакмусовой бумажки" для теоретических допущений автора.
2. Доказать, что идея игры является отражением феномена игры как фактора, проходящего через все структурные элементы бытия, а следовательно, являющегося своего рода "механизмом" эволюции.
3. Проанализировать методологичекие и гносеологические основания выделения проблемы игры в качестве самостоятельной
философской теории, для чего осуществить обоснование мировоззренческого статуса игры как философской дефиниции.
4. Выделить основные эвристические моменты онтологического пространства игры, ее истоков, соотношения биологического (природного) и социального (культурного) параметров.
5. Уточнить антропологическую характеристику игры и провести семантическую и структурную аспектацию и актуализацию ее выделения в самостоятельную сферу человеческой жизни.
6. Рассмотреть закономерности функционирования игровой сферы человеческой жизни на индивидуальном и социальном уровнях ее бытия.
Реализация поставленной цели и решение перечисленных задач осуществлялись на основе традиционной философской методологии. Так как объектом исследования является сложный феномен, противоречивый уже по своей природе и сущности, то естественным представляется использование основных принципов диалектики.
Пограничное положение феномена игры оправдывает применение так называемой, диалогической методологии (термин М.М.Бахтина).
Следующий методологический принцип нашего исследования -принцип системности. Последний позволил подойти к анализу феномена игры как к открытой и находящейся в постоянном взаимодействии системы, которая обладает не только внешними, но и внутренними средствами регулирования взаи�