автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Феномен искусства в философии Гегеля

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Левченко, Елена Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Феномен искусства в философии Гегеля'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Левченко, Елена Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС ГЕГЕЛЕВСКОЙ

КОНЦЕПЦИИ ИСКУССТВА.

§ 1. Историко-философская роль теологических принципов философии

Гегеля в интерпретации феномена искусства.

§ 2. Генезис философии искусства Гегеля.

ГЛАВА 2. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС ФИЛОСОФИИ ИСКУССТВА

ГЕГЕЛЯ.

§ 1. Концептуализация бытия в спекулятивной философии абсолютного идеализма Гегеля как схема философско-онтологического понимания искусства.

§ 2. Художественное творчество как действительно переживаемое бытие.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Левченко, Елена Викторовна

Актуальность темы исследования.

Актуальность темы диссертационной работы мотивирована двойным контекстом исследования: своеобразием феномена искусства, в том числе, полифонизмом, антиномичностью природы художественного творчества, его специфической сущностью, - с одной стороны, и оригинальностью приемов и методов философской интерпретации искусства Гегелем, - с другой. Феномен гегелевской философии искусства подобен сфинксу, возрождающемуся из небытия, при соприкосновении с новым вектором исследовательского измерения. Контекстуальный ареал изучения эстетической проблематики философии Гегеля, в соответствии с современной парадигмой истории и методологии науки, располагается не только в спектре историографии — возможности теоретического «оттенения» нюансов многовекового движения философско-эстетической мысли, в ракурсе историко-сравнительного анализа философско-эстетических систем, сопряженного с вопросом уточнения генетико-типологических характеристик гегелевской философии искусства; но и в рамках эпистемологии, столь актуальных ныне теорий художественного мышления, концепций дифференциации познавательных способностей, в дискурсе системного анализа (лингво-философского, математического, этико-логического) родовых идей философско-художественного сознания, что инспирирует «реконструкцию» гносеологического статуса эстетики. В связи с этим, первоначальное определение А. Баумгартеном эстетики «низшей гносеологией», унаследованное Гегелем, модернизируясь в современных верификациях научных гипотез структуры познания, формирует представление об эстетике как гипотезе логики1. Отвлекаясь от гипотетических номинаций, уточним, что именно гегелевская эстетика актуализировала проблему феноменологической и социокультурной обусловленности когнитивных

1 Перифрастическое определение, навеянное названием фундаментального труда Г. Шпета - «История как проблема логики». процессов искусства, в диалогическом сплетении эмпирической и теоретической функций художественного знания.

Актуальность исследования концепции искусства Гегеля обусловлена также полифункциональными составляющими гегелевской философско-эстетической системы, прогностические универсалии которой олицетворяют эволюционные этапы развития мировой эстетики в западноевропейской и восточной направленности. Классические интенции методов и приемов гегелевской философско-эстетической аналитики предопределили создание интегративного образа эстетики в соединении искусствоведческого аспекта, методологии литературоведческого анализа, дискурсов математических понятий и образов, выступающих в качестве философских категорий. Теории психологии творчества, художественного процесса, творческого метода, художественного стиля; представление о рецепции как феномене литературной критики и своеобразии зрительского, читательского восприятия и как о выражении инфернального - «мира внешнего отзыв», внеположенного предустановленной романтической одинокости Творца; наконец, понятие о природе и структуре художественного образа были предначертаны абстрактными философско-эстетическими построениями Гегеля. Наконец, изначальные эстетические категории: красота-истина обрели существующий и поныне теоретический статус в гегелевской философии искусства, в многофункциональности анализа «понятия» искусства, его атрибутивности в сфере человеческой деятельности и аксиологической явленности в мире эмпирической реальности.

Историографическое значение научных изысканий знаменитого диалектика для истории и теории эстетики зиждется также в концептуальном обосновании философского статуса эстетики: из аналитических положений «Эстетики» и «Науки логики» явствует отчетливость теоретического и методологического формирования феномена «философская эстетика».

В конце концов, вневременность художественно-философских взглядов Гегеля и, своего рода, принцип «предустановленной гармонии» философскоэстетического анализа и есть столь необходимый миру духовных эрзацев и искусственности, модернистской витиеватости интерпретационных домыслов, образец «santa simplicitas» классического стиля и мировоззренческого уровня. И посему, возникновение новых типов эстетики: феноменологическая, компаративная, «эстетика негативности», компьютерная эстетика, отнюдь, не умаляет актуальности гегелевской эстетики, значение и уникальность номинации которой заключается в соседстве с именем ее создателя.

Гегелевское понимание «высокого места искусства» и его долженствующей роли в совершенствовании человеческой породы локализуется в системе тенденций современной культуры, в частности, в формировании культурной, символически маркированной, «среды обитания», а также позитивной направленности функции искусства в «оппозиции» субкультур: «высокая» - «массовая» в пользу расширения ареала элитарной культуры, повышения ее статуса; «реабилитации» образа художественной культуры в движении от нейтральных, нивелированных форм к классическому уровню, освобожденному от псевдонаслоений.

Ситуация «безвременья» новопришедшего века2 - проблемы реорганизации социокультурного «континуума» и связанные с ними негативные явления: апофеоз мировоззренческих ориентиров «новорусского» общества, тенденция к культурной идентичности, духовный кризис личности, изменение психологических доминант, родовых черт мирочувствования людей, скудость духовно-душевной человеческой природы ведут к «усредненности» образа человека - главного предмета дум художников и философов. Таким образом, процесс «демонизации» человека, обусловленный не только его природным естеством, но и внешними условиями, инспирирует теоретическое и практическое значения искусства и, в частности, художественного творчества в системе воспитания и образования, что, в свою очередь, актуализирует

2 Явление «безвременья» выражает действительное состояние современного общества, а не генетически и исторически унаследованный символ «безвременья рубежа веков», ставший литературной мифологемой. Достаточно вспомнить знаменитые произведения, живописующие канун века, иллюзию финала предшествующей истории, и являющие непременный атрибут сравнения минувшего и наступившего веков: стихотворение A.C. Пушкина «К Вельможе» и поэму А. Блока «Возмездие». проблему взаимосвязи эстетики и этики. Понимая утопичность подобных упований, автор настоящей работы, тем не менее, питает надежду, быть может, иллюзорную3, на раскрытие духовного потенциала человека в будущем, основанное на проникновении в художественный мир прекрасных творений, постижении феномена художественного творчества, раскрытии его сущности и значения в формировании элитарной художественной, эстетической культуры и, соответственно, более совершенного антропологического типа, в коем «слишком человеческое» будет соединено с высоким интеллектом, широкой эрудицией, творческими способностями, находящимися не на рудиментарном уровне.

Степень научной разработанности проблемы.

Тема «Феномен искусства в философии Гегеля» предполагает множество # ракурсов исследования, что, в свою очередь, обуславливает полифонизм критериев анализа предмета исследовательского внимания. Обращение к истории и теории искусства, философии Гегеля редуцируется своеобразием контекста интерпретации философско-эстетической и, собственно, искусствоведческой проблематики - пониманием природы искусства Гегелем и его определением предмета эстетики. К самому термину «эстетика» Гегель относился скептически, считая его «поверхностным» и не отражающим ** концептуальную суть науки об искусстве. Единственным выражением, отвечающим содержанию, живописующему и пророчащему об «обширном царстве прекрасного» является, по его мнению, «философия искусства», или, еще более определенно, - «философия художественного творчества»4. Мы полагаем философию художественного творчества ориентиром настоящей диссертационной работы, структурируя материал сообразно историографическим, методологическим и теоретическим целеполаганиям

3 В контексте символической фразы А. Блока: «Все будет хорошо, и Россия станет прекрасной. Но, боже мой, в как долго ждать, и как трудно дождаться!» (Блок А. Собр. соч.: В 6 т.-М.: Правда, 1971.-Т. 6.-С. 127.).

4 Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика: В 2 т./Пер. Б.Г. Столпнера, - Спб.: Наука, 1998.-Т. 1.-С. 79. предпосланного объекта исследования. И все же, историографический ракурс данного вопроса является весьма разветвленным, в силу современной рецепции понятия «эстетика», ее историко-типологических дедукций и универсальности статуса: соотношением и взаимосвязью эстетики с психологией, этикой, логикой, историей языка, сравнительным языкознанием, психо- и этнолингвистикой, компаративным литературоведением, фольклористикой, семиотикой и теософией. Кроме того, особенности диалектического мышления (номинируемого нами «полифоническим») Гегеля и специфика его научного метода - тяготение к системности теоретических построений, обширный исторический «интерьер» предмета изучения и иерархическая многоуровневость анализа, инспирируют исследования сугубо гегелевских аспектов восприятия феномена художественного творчества - исследования, подчас, подчиненные интенциональной логике мысли философа. Гегелевское влияние распространяется также и на принцип систематизации материала, посвященного фундаментальным проблемам эстетики. Подобный прецедент являют книги Ю.Б. Борева, Д.М. Угриновича и А.И. Пигалева, ставшие хрестоматийными и претерпевшие много изданий.

Первоначала осмысления философско-эстетической концепции Гегеля - в работах русских гегельянцев второй половины XIX- начала XX веков: И.А. Ильина, B.C. Соловьева, Б.Н. Чичерина. Уникальность этих трудов заключается не только в изыскуемых эстетических «измерениях» гегелевской философии, но и в ценности свидетельств об эпохе философствования того времени, воссоздании ауры идейной и просветительской жизни Московского университета. В 70-е годы XIX века «лучший барометр общества» (Н.И. Пирогов) «показывал время» противодействия «метафизике души» и «метафизике прекрасного», претендующей на значение науки, в сфере метафизики идеализма Фихте, Шеллинга и Гегеля. Полемическая направленность магистерской диссертации Вл. Соловьева «Кризис западной философии (против позитивистов)» мотивировала также значение научного обобщения, выражающего существенный характер науки. Среди условий, необходимых для становления обобщения, философ называл формальное развитие мышления и «универсальные начала и идеи», устанавливаемые «всеобщей наукой — философией». «Феноменологию духа» и «Эстетику» Гегеля Соловьев определял как символические труды, отражающие не только метафизическую суть диалога Художника с Богом, в явленности словесного творчества «мистической действительностью», оспоривающей5 реальность посюстороннего мира; но и представляющие собой энциклопедические феномены «истинного знания» в различных видах обобщения: метафизического, теологического, эстетического, историко-философского.

Философская традиция восприятия эстетического «наследства» Гегеля продолжилась в работах В.Ф. Асмуса, профессора МГУ, унаследовавшего, по его выражению, «рациональный искус эстетических интерпретаций последнего могикана русского гегельянства - Б.Н. Чичерина, стремящегося вывести из науки всех духов»6. Первые сочинения молодого ученого об эстетике, рассеянные на страницах периодических изданий7, предвещают универсализм научного метода, охватывающего многогранное движение эстетической мысли от античности до серебряного века русской культуры. Анализ различных видов искусства и философских систем инспирировал теоретическое формирование родовых критериев эстетического дискурса и аналитических приемов, органичных сфере философской эстетики. Многообразный эстетический опыт самого исследователя позволял трансформировать эстетические принципы, имманентные художественному творчеству, философии, музыке, драматургии театрального действа для образования синтетических, полижанровых моделей, выражающих многоаспектность философской реконструкции искусствоведческих и литературоведческих теорий. В рамках созданной

5 Исключив «прямую цитату», мы намеренно сохранили лексический «облик» слова (оспоривать), дабы передать поэтическую стилистику научного языка Вл. Соловьева.

6 Асмус В.Ф. Избранные философские труды. - М.: МГУ, 1969. - Т. 1. - С. 265-266.

7 Эстетика Бергсона// На литературном посту. - 1929. - № 1. - С. 27-42; Эстетика Гегеля// Литература и марксизм. - 1931. -№ 6.-С. 17-38; О нормативной эстетике// Литературный критик. - 1934. -№1,3; Что такое эстетика// Молодая гвардия. - 1935. - № 6. - С. 34-45; Эстетика Чернышевского// Знамя. - 1935. - № 9. - С. 2848; Эстетика Пушкина//Знамя. - 1937. -№ 2.- С. 12-34; Реализм в эстетике Аристотеля//Театр. - 1938. -№ 1, 2; Эстетические принципы системы Станиславского// Театр. - 1940. - № 6. - С. 32-43; Музыкальная эстетика Шумана// Советская музыка. - 1940. - № 2. - С. 26-42 и др. типологической системы эстетических образований (музыкальная эстетика философского романтизма, художественно-реалистическая эстетика раннефилософской мысли, музыкальная эстетика поэтического творчества, динамичная эстетика драматургических принципов, модернистская эстетика видов и форм символического искусства) производится анализ понятий «философская эстетика» и философско-художественное мышление, в интенциях универсальности философско-художественного метода эстетических трудов и литературных произведений XVIII века. Своеобразие научного подхода В.Ф. Асмуса зиждется не только в явлении самопродуцирования исследовательской мыслью операциональных градаций предмета изучения и феномене гармоничного взаимопроникновения научной проблемы и контекста ее актуализации, но и в методологической доминанте изысканий: учения о логике, в разнообразии ипостасей и эволюционном движении. «Немецкая эстетика XVIII века» воплощает фундаментальную теоретическую основу -преддверие гегелевской тематики, в спектре исторической традиции и вопроса о степени взаимовлияний. В.Ф. Асмус устанавливает хронологические рамки возникновения философской эстетики Гегеля и, обосновывая ее место в системе наук, инициирует ей интегрирующую функцию в соединении логических операций математического анализа, историографического ракурса и искусствоведческого аспекта. Учитывая самодовлеющую роль логистики в философии Гегеля и самодостаточный аксиологический статус логики в работах8 профессора Московского университета середины-второй половины минувшего века, можно сказать о феномене «таинственной встречи» двух ученых, в явленной родственности исследовательских обликов и научных стилей.

В парадигме личностного, фаталистического, взаимопроникновенного типа анализа, когда концептуальный ориентир «интонирует» грань судьбы ученого, «свершались» научные построения участника гегелевского семинара

8 «Логика отношений в работах Шарля Серрюса», «Понятие», «Аналогия», «Гипотеза», «Доказательство», «Логические законы мышления», «Учение логики о доказательстве и опровержении», «Учение Гегеля о правах и пределах формального мышления» и др.

В.Ф. Асмуса, будущего «кантианца» и блистательного исследователя философского творчества Гегеля - A.B. Гулыги. Диапазон его исследований простирается от историко-философских работ, эстетических новаций классической немецкой философии до научных вариаций биографического жанра. Критическое восприятие философии Канта как главенствующий импульс эволюционных моментов философско-эстетической мысли Гегеля -один из определяющих методологических ракурсов рецепции гегелевской эстетики, в спектре теории преемственности и симптоматике «взаимопритяжения» и «взаимоотталкивания» двух философий — аналитической и критической.

Мировоззренческий аспект историографии проблематики настоящей диссертации, явственность родовых черт мироощущения и научных обликов нескольких поколений русских гегельянцев XIX-XX веков, актуализирует также вопрос о сосуществовании идеологии и эстетики. Отрывок из воспоминаний рецензента алуштинской конференции 1974 года, посвященной проблемам научного и художественного творчества, мы осмелимся предложить в качестве лирической иллюстрации предпосланного положения. В разговоре A.B. Гулыги с Е.С. Вентцель была затронута тема «действительной ситуации» в советской философии. По словам Арсения Владимировича, среди истинных философов есть гегельянцы (Э. Ильенков и его последователи), экзистенциалисты (Э. Соловьев и П. Гайденко), позитивисты («их много»), кантианцы («в лице стоящего перед Вами») и один платоник - А.Ф. Лосев. На вопрос Елены Сергеевны: «А как же марксисты?», Арсений Владимирович тут же воскликнул: «Да все они марксисты!»9

Восклицание знаменитого философа выражает не только разумеющееся явление идеологического этикета той поры, предполагающее дихотомию научных трудов, но и существование философской мысли в ареале фундированного теоретического направления. Исследованию феномена

9 Стилизация воспроизведенного отрывка основывалась на публикации в журнале «Вопросы философии». См.: Кузнецова Н.И., Шрейдер Ю.А. Российская философия второй половины XX века в лицах// Вопросы философии. - 1999. - № 2. - С. 182. ретроспективного предвидения несбывшегося будущего России, в позитивно-критической интерпретации марксизма, посвящены работы академика Т.И. Ойзермана10. Следует отметить также, что в основе некоторых последних изданий произведений Гегеля - научный аппарат раритетного собрания сочинений 1930-х годов11, дополненный комментариями Маркса, Энгельса и Ленина - замечаниями тонкими, часто ироничными, как, например, о заигрывании перед природой в романтизации «наивного самодовлеющего существования красоты» (Гегель) оной Ленина и, в то же время, соответствующими поэтическому тону Гегеля: «Природа и конкретна и абстрактна, и явление и суть, и мгновение и отношение»12.

Скромная попытка воссоздания ауры научного философствования XX века в рамках тематики диссертации обретет новый импульс с упоминанием книг Н.В. Мотрошиловой, живописующих13 историю западноевропейской философии. Т.И. Ойзерман явился редактором работы, исследующей генезис и типологические характеристики гегелевской философии и эстетической системы, в частности, в репрезентации родовых черт немецкой классической философии, вобравшей множество потоков философского сознания, обретающегося в ноосфере философских идей14. Метод историко-сравнительного анализа и выявления генетических предпосылок Н.В. Мотрошиловой фокусируется также в работе, посвященной исследованию эволюционных моментов движения философских замыслов Гегеля и процессу становления его научного метода15.

В научных монографиях и статьях последних двадцати лет минувшего столетия и исследованиях, ознаменовавших начало XXI века, сугубо эстетический профиль философии Гегеля является весьма разветвленным и в

10 См. библиографию.

11 См., например, след. издание: Гегель Г. Наука логики. - М.: Мысль, 1999. - 1072 с. - (Клас. фил. мысль).

12 Указ. издание, С. 1016.

13 Употребив поэтизм в отношении научных трудов, мы хотим передать своеобразие стиля Н.В. Мотрошиловой, отражающего колорит времени, ритм и дух эпохи.

14 См.: Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии/ Отв. ред. Т.И. Ойзерман; АН СССР, Ин-т философии. - М.: Наука, 1990. - 205 с. - (Нем. клас. философия. Новые исслед.).

15 Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики»: Формирование принципов системности и историзма. -М.: Наука, 1984.-351 с. нем можно выделить несколько направлений изучения гегелевской философии искусства: эстетико-теоретические исследования общего профиля: Г.М. Фриндлендер, М. Лифшиц, K.M. Долгов, Ю.А. Кимилев, Г.А. Чистов, И. Лоренц и др.; искусствоведение и эстетика: В.П. Шестаков, М.С. Каган и Ю.Б. Борев (общая теория худож. культуры); K.M. Кантор (социология худож. культуры); Л.Н. Столович, Э.С. Маркарян (происхождение худож. культуры) и др.; соотношение искусства, философии и религии в эстетике Гегеля: Е.Г. Яковлев, Д.М. Угринович, Ю.А. Кимилев, P.A. Бурханов, Ф. Мюллер, М. Моран и др.; историко-философский аспект взаимосвязи науки и искусства: М.Ф. Овсянников, И.К. Горский, Дж. Мак-Камбер, Дж. Клайн, К.Н. Любутин, В.В. Скоробогацкий, В.Д. Диденко и др.; методологические проблемы эстетической теории: В. Хайзе, X. Плавиус, М.Ф. Овсянников, Ю.А. Кимилев, Дж. Клайн и др.; историософский ракурс искусства: Р. Лаут, Дж. Клайн, Б. Ранш-Трилл, А. Гетманн-Зайферт; проблемы гносеологии в эстетике: В.А.Лекторский, А. Зись, М.А. Розе, Л. Круковски, Е.В.Волкова и др.; своеобразие гегелевской классификации родов и видов искусства: И.Б. Крайнева, В.Ванслов, К. Шуттауф и др.; лингвистический и семиотический нюансы эстетической концепции: A.B. Македонов, В.Г. Арсланов, Ю. Гирдзияускас и др.; экзистенциальный аспект произведения искусства: Л.Н. Столович, Е.В. Волкова, Б. Малышев, Н.Д. Тамарченко, И. Лоренц и др.; антропологическая концепция гегелевской философии искусства: И. Нарский, 3. Шершерия, JI.M. Церцвадзе, A.A. Горшков и др.; проблема субъекта и объекта в философско-эстетической мысли Гегеля: В.А. Лекторский, Э.С. Маркарян, К.Н. Любутин, Дж. Клайн, М. Моран, Р. Лаут и др.; историко-сравнительный анализ эстетических теорий: Г.М. Фриндлендер (Лессинг-Кант-Шеллинг-Шиллер-Гегель-Маркс-Энгельс); Д. Симпсон (Кант-Фихте-Шеллинг-Гегель-Шопенгауэр); В.В. Скоробогацкий (Гегель-Маркс); А. Андрияускас (Шеллинг-Гегель-Ригль); Т. Хан (Гегель-Адорно); М.А. Розе (Шеллинг-Гегель-Маркс); Ф. Мюллер (Гельдерлин-Шиллер-Кант-Фихте-Гегель-Шеллинг); В.Рус (Кант-Гегель) и др.; полифонизм ракурсов восприятия эстетической системы Гегеля: В. Днепров (Гегель-Белинский); Л. Круковски (эстетика художественного авангарда); Е. Рутковски (гегельянский период развития эстет, взглядов Д.И. Писарева); Б. Ранш-Трилл (современные феномены искусства); H.A. Бондарь (Гегель-Маркс); Дж. Ланган (влияние Гегеля на эстетику Малларме); Р. Пиппин (экзистенциальная онтология философской эстетики Гегеля в «критической теории» Маркузе) и др.; эстетика и современная герменевтика: С. Ватсон, Десмонд, Р. Пиппин.

Историко-феноменологический, эстетико-теоретический, эпистемологический, онто-герменевтический, компаративный, литературоведческий, культурологический ракурсы исследований эстетико-философской системы Гегеля образуют универсум идей и концептов, сопутствующих профессиональной философской работе и инспирирующих «напряженную. теоретическую рефлексию» (Н.В. Мотрошилова) обращающихся к архаичной и, вместе с тем, столь актуальной гегелевской философской эстетике.

Цель и задачи исследования.

Цель диссертационной работы состоит в определении сущности и значения феномена художественного творчества в философии Гегеля, с позиций историко-философского, онтологического и эпистемологического подходов. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: постижение полифоничной природы художественного творчества в гегелевской интерпретации; уточнение генезиса философии искусства Гегеля; историко-сравнительный анализ эстетических теорий немецкой философии XVIII века, в определении теоретико-методологической роли «традиции» в становлении феномена -«философская эстетика Гегеля»; актуализацию и анализ многоуровневой структуры категории «понятие».

Методологической основой исследования явились эпистемологические идеи схоластиков XIII века, в частности, доминирующие положения символической теологии Дж. Бонавентуры. Феномен «субстанциального тождества» Б. Спинозы и его теория мышления воплотили один из теоретических импульсов анализа художественного творчества в ипостаси «действительно переживаемого бытия». Существенное значение в определении места и роли философской эстетики Гегеля в «интерьере» просветительской философско-художественной мысли и романтического направления в искусстве и философии XVIII - нач. XIX веков сыграли фундаментальные труды В.Ф. Асмуса, A.B. Гулыги и Н.В. Мотрошиловой. Доминанты исследования гносеологической функции искусства основывались на современных концепциях системного анализа эффекта восприятия и специфики художественного познания. «Иллюстративный материал», подтверждающий основные положения и тезисы настоящей работы, располагается в парадигме, объединяющей тенденции немецкой философии, эстетики, художественного творчества, литературной критики и мемуаристики XVIII - нач. XIX вв., теоремы и схолии Спинозы, теологические сочинения Августина и святого Бонавентуры.

Научная новизна диссертации состоит в специфике методов аналитики, полифонизме ракурсов исследования, - диалогическом соединении историко-философского, онтологического и эпистемологического подходов; своеобразии принципов структурирования материала, предопределенных логикой исследования, олицетворяющей феномен «обратимости» научной мысли и родовых идей философии и, одновременно, воссоздающей интенции движения, эволюционные моменты логики философского суждения Гегеля. Осмысление смысловых оттенков гегелевской эстетической интерпретации феномена художественного творчества обусловило особенности построения композиционных элементов концепции философии искусства Гегеля, сопряженного с актуализацией и оригинальностью соединения «иллюстративного материала».

Результаты проведенного исследования могут быть сформулированы в следующих положениях, выносимых на защиту: в рамках философской системы Гегеля совершается концептуальное формирование феномена «философская эстетика» во взаимообусловленности его смысловых граней: философского статуса эстетики и своеобразии научного метода познания искусства, в дискурсе художественно - философского мышления; в границах становления гегелевского метода философско-эстетического анализа обретает теоретическое и методологическое обоснования прецедент влияния архетипических феноменов на формирование научных теорий, в ракурсе универсального понятия «духа», выступающего олицетворением философско-художественной концепции мифа и символом оригинального синтеза метафизики, элементов символического искусства, романтической поэзии и мифологии в философии искусства Гегеля; анализ типологической структуры «понятия» как универсалии и коррелята философии искусства Гегеля актуализирует классические эстетические категории в онтологических характеристиках «прекрасного», конституирует представление о полифоничной природе художественного образа, классификации родов и видов искусства, проблемах жанрологии; рассмотрение гегелевской теории «понятия искусства» как субстанциального тождества бытия искусства и его сущности, в ракурсе эпистемологического подхода, инициирует аналитику гносеологической природы искусства, когнитивной функции бессознательного, специфики художественного познания, в комплексном исследовании структурно-процессуальной анизотропности, природы восприятия как аффектированного действия, порождающего эффекта обретенного представления, в становлении концепции художественного творчества как «действительно переживаемого бытия»; актуальность постижения философии искусства Гегеля обусловлена ее классическими ориентирами, в спектре особого внимания к проблемам культуры и искусства в реалиях социокультурной ситуации начала XXI века. Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его доминирующие положения могут быть использованы в дальнейшей разработке теоретических проблем современной философии, литературоведения, искусствознания и расширении их методологических основ.

Материалы и выводы, содержащиеся в диссертации, являют возможность их использования при подготовке общих курсов истории философии, истории и теории эстетики, а также для проведения семинарских занятий, посвященных философии Гегеля и методологии эстетического анализа.

Апробация работы. Теоретические положения и выводы работы обсуждались на двух Международных научных конференциях в 2001 и 2002 годах («Философия творчества: антология и психолингвистика» Москва, РГТУ, 20 сентября 2001 года; «Проблемы классической эстетики» Москва, Институт философии, 21-22 ноября 2002 года). Материалы исследования нашли отражение в пяти научных публикациях.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, включающей 289 наименований. Общий объем работы 143 страницы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Феномен искусства в философии Гегеля"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящая диссертационная работа посвящена исследованию феномена искусства в философии Гегеля, в историко-философском, онтологическом и эпистемологическом аспектах. Парадигма анализа включает в себя осмысление роли теологических принципов философии Гегеля в его философско-эстетической концепции; уточнение генезиса и концептуальных граней феномена «философская эстетика», сопряженное с определением его места в универсальной философской системе Гегеля; исследование гегелевской философии искусства в онтологическом ракурсе.

В первом параграфе первой главы «Историко-философская роль теологических принципов философии Гегеля в интерпретации феномена искусства» мы рассматриваем становление философско-эстетического метода Гегеля, путем аналитики философских категорий («понятие», «бытие», «сущность», «предмет»), эстетических категорий («содержание», «форма»), в дискурсе природы художественного познания. В свете богословского освещения, можно троичным образом модифицировать схему художественной познавательной деятельности, классифицируя ее модальности: «озарение» чувственного познания, «внутреннее озарение» интеллектуального познания, «высшее озарение» истины божественного откровения. В свою очередь, божественная истина оказывается источником множественности истин: онтологических, логических, моральных, духовных; образное пресуществление которых совершается в искусстве. Стилизованное воспроизведение «выдержек» из трудов по символической теологии Августина и Дж. Бонавентуры играет роль своеобразного методологического подтверждения доминирующих критериев эстетического подхода Гегеля. Например, определение Бонавентурой экземпляризма учением о «существующем отношении между Богом и творением» передает основную суть гегелевской трактовки имманентного зарождения полифоничной природы искусства и, в частности, художественного творчества, посредством «деятельного существования» абсолютного духа. От метафоры Гегель переходит к задачам философии искусства и научной доказательности образной аксиомы в границах эстетики. Духовный взор, художественное сознание, эйдетико-логическое мышление находят претворение в стихии бесконечного и истинного; составляя, тем самым, дискретный континиум «абсолютного духа Художника». На наш взгляд, в рамках гегелевской спекулятивной грамматики, движущая разумность бесконечного духа творческого человека может быть уподоблена понятию Бонавентуры об особой природе «разумно-сердечного чувства». «Серафический доктор» определял данный феномен как «ментальное восприятие в созерцании самой истины», охватывающее все сферы бесконечно-многогранного человеческого духа, от интуиции до мистических прозрений, от порождающего видения до художественного знания. Своеобразной прелюдией к последующим изысканиям гносеологической концепции искусства явится атрибутированность явления «разумно-сердечного чувства» в дискурсе феномена метаантропоморфизма художественной мысли. Поэтому выражением абсолютизации духовного, в спектре искусства, мы полагаем не абстрактную объективацию духа, в форме понятия, как соположенную, так и противоположную конечному человеческому духу, а метафору духа «человека творящего» - духа, имманентно заключающего в себе свойство бесконечности, как выражение антропологизации или персонифицированности абстрактного образования.

Таким образом, в качестве одного из принципов философии искусства Гегеля, мы гипотетически определяем существующий в субъектированной ипостаси духа образ истины, раскрывающий божественное начало природы художественного таланта и духовный смысл искусства, в частности, художественного творчества.

Итак, искусство, по Гегелю, имеет своим настоящим предметом истинное, дух, и воплощает истину как абсолютный предмет сознания, и потому принадлежит к абсолютной сфере духа. На наш взгляд, философия бесконечного духа как спекулятивная теология является основополагающей концептуальной составляющей гегелевской философии искусства и доминирующей смыслообразующей гранью его философской эстетики.

Во втором параграфе первой главы «Генезис философии искусства Гегеля» мы определяем роль традиции в становлении философии искусства Гегеля, в актуализации и аналитике эстетических модуляций немецкой философской мысли второй половины XVIII - нач. XIX веков. Отдавая дань принципу историографического деконструктивизма исследуемого материала и подчеркивая научное значение концептуальных градаций терминологического «формирования» понятия «философская эстетика» в историко-философском, гносеологическом, аксиологическом ракурсах эстетических проблем, уточним, что первоначальная роль философских концепций немецкого классицизма в развитии философско-художественного мышления проявилась в историческом, регламентирующем статусе теории Баумгартена, определившей место эстетики в системе философских наук, поскольку в последующих теоретических построениях Винкельмана, Канта, Лессинга, Риделя, Зульцера, Мейера, Мендельсона, ряд номинативных обозначений эстетики: «критика вкуса», «наука о прекрасном, возвышенном, изящном», «критика рефлектирующей способности суждения», «наука о чувственном познании» - выступают результатом философской интерпретации специфической сущности искусства, олицетворяя, одновременно, эволюцию философских методов изучения природы художественного познания и проблематики творчества. Исследовательская доминанта немецкой эстетики эпохи Просвещения заключалась в реконструкции принципов a priori в аналитике «прекрасного» -вопросов «спецификации искусства», генезисе форм художественного мышления, трансценденции эстетического восприятия, как порождающей способности «эстетического суждения», соединении и взаимообусловленности теоретического рассудка и имманентной чувственности - в образовании диалектичного образа «интуитивного интеллекта» Канта и его разновидности -«интеллектуальной интуиции» Шеллинга, Шиллера, Гельдерлина, Гофмана, в рамках теории эстетического интуитивизма.

Существо философско-эстетической системы Гегеля воплощено теоретическим обоснованием исторической дедукции понятия искусства, созданием фундаментальной теории жанра - классификации эстетических родов и видов, в дискурсе философских методов, гармоничном разрешении казуистических вопросов «содержания» и «формы», «пространства» и «времени», составляющих континуальность художественного произведения, в филиациях «души» и «разума» - прообразах современных литературоведческих и искусствоведческих категорий - «модуляции аффекта», «пластическое изображение», «эффект ассоциативности», «порождающее восприятие эстетических идей»; воссоздании двусторонней природы рецепции и аналитико-описательских характеристиках образа «истинного Художника».

Философская эстетика Гегеля - полифонический феномен с иерархической структурой, трактовка уровней которой конституирует представление о составляющих доминантах гегелевской философии, в актуализации мотивирующих черт спекулятивно-художественного способа философствования и характерологических свойств научного метода универсализации, инспирированного аксиоматикой философии Гегеля: функциональной ролью «понятия», выступающего в статусе философской категории, одним из критериев анализа эстетического; теологическими принципами философии искусства, в спектре логики аналогии, логики отношений и пропозициональной логики; методологическим приоритетом логики отношений — органичного ареала контекстуальности раскрытия своеобразия терминологической природы, категориального смысла и фундаментального значения «философской эстетики», в интерпретации последней универсалией немецкой философии и литературы XVIII — первой половины XIX вв., в гармонизации сфер теоретизирования и художественного творчества, явленной в тенденции синкретизации литературных направлений, синтезе родов и видов искусства, форм словесного творчества, в ракурсе проблематики типологии жанра; в аспекте логистики «понятия», корреляции соподчиненных видов в явлении «совместимых понятий»: множественность ипостасей - «поэт», «новеллист», «романист», «драматург», «эссеист», «критик», «историк, теоретик литературы», «философ» претворяет образ «художника-философа», коим, безусловно, являлся и Гегель, внесший своей философией значительную толику в «одухотворение» Просвещения и интеллектуализацию романтизма.

Вторая глава диссертации представляет исследование гегелевской философии искусства в рамках онтологического и эпистемологического подходов. Вновь обращаясь к специфике художественного познания, в анализе художественного творчества в ипостаси «действительно переживаемого бытия», мы концептуализируем когнитивную функцию гегелевского «понятия», гносеологические интенции которого проявляются в ракурсе «понятия искусства». «Понятие искусства» как воплощение субстанционального тождества бытия искусства, в его онтологической представленности в художественном сознании, и сущности феномена, конституирующего принципы порождающего восприятия сущности как рефлексии в самой себе, выражает финальное олицетворение искомой цели эстетико-философских изысканий Гегеля - возможное претворение истины. Искусство же преобразует все «внешнее и внутреннее в красоту как форму истинности»: «оно. освобождает истинное содержание явлений от видимости и обмана, присущих этому дурному, преходящему миру, и сообщает ему высшую, порожденную духом действительность. . Мы должны признать за его произведениями более высокую реальность и более истинное существование, чем за обыденной действительностью»1.

1 Гегель Г. Эстетика: В 2 т./Пер. Б.Г. Столпнера. -Спб.: Наука, 1998.-Т. 1.-С. 86.

123

 

Список научной литературыЛевченко, Елена Викторовна, диссертация по теме "История философии"

1. Августин А. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. -М.: Наука, 1991.-300 с.

2. Августин Блаженный. Град Божий// Творения Блаженного Августина. -Киев: Радуница, 1907. Ч. 4. - С. 22-56.

3. Августин Блаженный. Об истинной религии// Творения Блаженного Августина. Киев: Радуница, 1912. - 4.7. - С. 52-80.

4. Аверинцев С.С. Архетипы// Мифы народов мира: В 2 т./ Энциклопедия. -М.: Сов.энциклопедия, 1980. T.l. - С.110-111.

5. Андрияускас A.A. К вопросу о некоторых методических аспектах исторических связей искусствознания с эстетикой и философией искусства (XVIII нач. XX вв.)// Методологические проблемы современного искусствознания. - М., 1986. - С. 91-122.

6. Антология мировой философии. М.: Наука, 1972. - Т. 1. (910 е.).

7. Арсланов В.Г. Миф о смерти искусства. М.: Наука, 1983. - 299 с.

8. Архетип/ Культурол. альманах. Шадринск: Меридиан, 1996. - 342 с.

9. Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М.: Искусство, 1963. -320 с.

10. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики: Сб. статей. — М.: Искусство, 1968. 653 с.

11. Асмус В.Ф. Избранные философские труды. М.: МГУ, 1969. - Т. 1. (411 е.).

12. Асмус В.Ф. Избранные философские труды. М.: МГУ, 1971. - Т.2. (445 е.).

13. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М.: Мысль, 1984. - 318 с.15