автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему: Феномен молодежной субкультуры в западной социологии во второй половине XX - начале XXI столетий
Полный текст автореферата диссертации по теме "Феномен молодежной субкультуры в западной социологии во второй половине XX - начале XXI столетий"
На правах рукописи
Скорнякова Анна Анатольевна
ФЕНОМЕН МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI СТОЛЕТИЙ
22.00.01- Теория, методология и история социологии
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
3 и-
ііґ 1ы2
Екатеринбург - 2012
005020612
Работа выполнена на кафедре социологии и социальных технологий управления ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Защита состоится 24 апреля 2012 года в 15.00 часов на заседании ди сертационного совета Д 212.285.17 по защите диссертаций на соискание уч ной степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук базе ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени перво Президента России Б.Н. Ельцина» по адресу: 620000, Екатеринбург, пр. Л нина, зал заседаний диссертационных советов (комн. 248).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотек« ФГАО ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента Ро сии Б.Н. Ельцина»
Автореферат разослан <Од> марта 2012 г.
Научный руководитель:
доктор философских наук, профессо Константин Михайлович Ольховико
Ведущее учреждение
Официальные оппоненты:
Баразгова Евгения Станиславовна, доктор философских наук, профе сор, Уральский институт - фили ФГБОУ ВПО «Российская академи народного хозяйства
государственной службы при През денте Российской Федерации», пр фессор кафедры философии и пол тологии
Журавлева Людмила Анатольевн кандидат философских наук, доцен ФГАОУ ВПО «Российский госуда ственный профессиональн
педагогический университет», пр фессор кафедры социологии» ФГБОУ ВПО «Уральский Государс венный педагогический университет
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор социологических наук, профессор
Кораблева Г. Б.
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Молодежная субкультура стала возникать во второй половине XX столетия во многих странах мира. Прежде всего, в США, затем в Западной Европе. Проблема молодежной субкультуры не является новой и для российской социокультурной действительности. Исходным моментом следует считать движение стиляг в крупных советских городах середины прошлого века, достаточно быстро исчерпавшее себя. В конце-XX века возникли новые виды молодежной субкультуры, появление которых потребовала специального научного анализа. Поскольку в настоящее время наблюдается активная реализация элементов западной культуры различными слоями российской молодежи, возникает необходимость использования при анализе новых для нашей действительности феноменов тех теоретических и эмпирических исследований, которые были осуществлены в течение последних десятилетий западными социологами.
Молодежная субкультура - характерный феномен американской послевоенной действительности. Именно перед социологией США в первую очередь встала задача его объяснения, анализа, а также прогнозирования дальнейшего развития. В этом направлении американская социология сделала значительные успехи, подготовив серьезную базу для науки других стран Запада, столкнувшихся с феноменом молодежной субкультуры вслед за Америкой. Данные достижения были обусловлены, во-первых, преемственностью социологии молодежной субкультуры с социологией молодежи в целом, с идеями классиков социологической науки о закономерностях появления и развития новых феноменов культуры: М. Вебера, Г. Спенсера, П. Сорокина, Т. Парсонса.
Во-вторых, социологического анализа особенностей молодежной субкультуры на основе тех исследований, которые осуществлены в таких науках, как антропология, этнология, культурология, социальная и возрастная психология. В-третьих, пониманием молодежной субкультуры, прежде всего,
как социокультурного феномена, вызванного послевоенными сдвигам в сфере западного макрокультурного контекста.
В-четвертых, четким выделением основных факторов, определяющих специфику молодежной субкультуры с учетом таких критериев, как социальной и этническая принадлежность ее носителей, стиля демонстрации новых культурных форм, их трансформации в течение определенного времени. В-пятых, признание динамичного характера данного социокультурного явления, проявившегося в постоянной потребности к обновлению в силу дина- -мизма социокультурной действительности, свойственного западным обществам, и в его значительном усилении за последние полвека в связи со вступлением Запада в постиндустриальное общество.
Появление различных форм молодежной субкультуры в странах Западной Европы, затем в других частях мира привело к возникновению социологических исследований этого явления в Великобритании, Австралии и других, в первую очередь, англоязычных странах. При этом активно использовались теоретические подходы, заложенные в середине прошлого века американскими социологами. Поэтому справедливо говорить о западном подходе в понимании молодежной культуры в рамках контекста социологической науки. К общим чертам западного подхода следует отнести:
- анализ на стыке социологии культуры и криминологии (криминологический анализ молодежной субкультуры)
- сравнительные исследований молодежных субкультур, их направленности, содержания, причин появления в разных странах (работы Центра сравнительных исследований культуры Бирмингемского университета)
- возникновение и утверждение субкультурно-стилевой концепции понимания молодежной субкультуры.
- применение в первую очередь методик качественной социологии для выявления глубинных факторов, определяющих содержание молодежной
субкультуры у различных социальных групп.
4
Выявленная западной социологией динамика изменений молодежной субкультуры позволяет осуществить анализ этого феномена как на основе выделения того общего, что характерно для молодежного творчества во всех странах современного мира, так и особенного, свойственного деятельности данной социальной группы в отдельных странах.
Исследования современной российской молодежной субкультуры, прежде всего, характеризуются попыткой использования преимущественно западных подходов к трактовке сущности и содержания этого явления. В связи с этим возникает необходимость определения возможностей и перспектив применения теоретических и эмпирических наработок англоязычной социологии второй половины XX- XXI столетия в изучении молодежной субкультуры в современной России.
Степень научной разработанности темы исследования.
Изучение научной литературы по теме исследования позволило выделить несколько групп работ.
Теоретико-методологический анализ молодежной субкультуры предполагает выявление особенностей рассмотрения культуры как социального явления. В связи с этим необходимо выделить первую группу - труды классических авторов, рассматривавших культуру, как социальное явление: М. Вебер, Р. Дарендорф, Э. Дюркгейм, П. Лазарсфельд, Р. Макайвер, Я. Морено, Т. Парсонс, П. А. Сорокин, Г. Спенсер.
Вторую группу работ составляют междисциплинарные исследования культуры, положения которых послужили основой для становления социологии молодежной субкультуры. Это работы Р. Бенедикт, Г. Блумера, Ф. Боаса, К. Гирца, А. Кребера, К. Мангейма, Г. Маркузе, М. Мид, Р. С. Немова, X. Ор-тега-и-Гассета, В. Райха, Д. Рисмена, 3. Фрейда, М. Харриса, Т. Шибутани.
Третью группу работ представляют современные исследования молодежной субкультуры. Различные направления ее анализа делают необходимым более подробную конкретизацию направлений и авторов в ее рамках.
5
В частности, девиантная молодежная субкультура рассматривается в трудах Р. Кловарда, Р. Корнхаузер, А. Коэна, Л. Олина, Ф. Трешера, Е. Фрезера. Трактовка преступных субкультур, связанная с теорией аффективного контроля, прослеживается в работах В. Калхова, Б. Костелло, Л. Смит-Ловин, Л. Томаса, Д. Хейса. Анализ западной литературы по проблеме современной молодежной культуры, показал, что значительный вклад в разработку концепции субкультуры внесли классики Центра сравнительных культурных исследований Бирмингемского университета. В этом направлении работали Дж. Гарбер, Т. Джефферсон, Г. Кларк, Ф. Коэн, А. Макробби, Г. Мангэм, Дж. Пирсон, П. Уиллис, С. Холл, Д. Хэбдидж. Постмодернистская школа субкультуры на Западе представлена работами К. Гелдера, Д. Магглтона, С. Майлса, У. Руперта.
Четвертую группу представляют работы, исследующие различные проблемы афроамериканской молодежной субкультуры таких западных социологов, как Н. Коплэнд, К. Кэндлин, К. Литглтон, П. Льюис, К. Макиннес, Дж. Манди, К. Миллс, К. Пламмера, Б. Роберте, К. Сквайр, Л. Стэнли, С. Сэренд-жи, С. Тейлор, Б. Темпл, М. Уэзерелл.
Особой группой следует назвать работы по различным вопросам американской социокультурной действительности в период второй половины XX столетия, а также в начале XXI века. Среди них, прежде всего, мы выделяем М. Абрамса, Р. А. Ануфриеву, Г. И. Бардину, П. Бергера, И.В. Варивочника, В. Волкана, С. И. Голода, И.А. Громова, Б.С. Ерасова, Г.Е. Зборовского, Л.Г. Ионина, Ю.М. Каграмонова, Дж. Керуака, И.С. Кона Б. Обаму, А. Оболонского, Н. Смелзера, В.В. Согрина, С. Фишера, Р. Флеминга, С. Фриса, A.A. Фурсенко, Э. Шилза, Д. Шляпентоха.
Также особо необходимо выделить отечественных исследователей, обращавшихся по ходу своих исследований к достижениям западной социологии в области исследования молодежной субкультуры. Среди них, в частности, можно выделить работы периода 1980-х - начала 2000-х Е.С. Баразго-
6
вой, С.И. Левиковой, В.А. Лукова, А.Ю. Мельвиля, Е.В. Омельченко, К.Э. Разлогова, С.А. Сергеева, З.В. Сикевич, Т.Б. Щепанской.
Основываясь на значимости вышеперечисленных работ, мы полагаем, что молодежную субкультуру целесообразно рассматривать, прежде всего, в контексте западной социологии, анализ которой должен быть продолжен в направлении конкретизации ее современных достижений и линий исследования. Используя названные труды, диссертант предлагает свой подход к анализу данной проблемы, вследствие чего:
объект исследования - западная социология молодежной субкультуры;
предмет исследования - теория и практика социологического изучения молодежной субкультуры в англоязычных странах;
цель исследования - исследование особенностей изучения феномена молодежной субкультуры в западной социологии во второй половине XX -начале XXI столетий.
Для достижения поставленной цели в ходе проведения исследования предстояло решить следующие задачи:
1. рассмотреть молодежную субкультуру как предмет социологического анализа;
2. выявить основные направления анализа молодежной субкультуры в западной социологической мысли во второй половине XX — начале XXI столетий;
3. выявить имеющиеся в работах западных социологов типологии американских молодежных субкультур второй половины XX в;
4. на примере анализа исследований западных социологов одной из наиболее актуальных на современном этапе моделей молодежной субкультурной идентификации (хип-хоп-культуры) рассмотреть особенности восприятия макрокультурного контекста ее носителями.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды классиков социологической и философской мысли, а также работы антропо-
7
логов, этнологов, культурологов и специалистов по возрастной и социальной психологии, посвященные вопросам культуры, молодежи и молодежной субкультуры.
Методологической основой работы являются принципы структурно-функционального, сравнительно-исторического и биографического подходов при анализе феномена молодежной субкультуры и его понимания в контексте англоязычной социологии, э также системного подхода - при анализе работ самих англоязычных социологов по проблемам молодежной субкультуры и модели субкультурной динамики, предложенной в западной социологии. Кроме того, данный подход позволяет рассматривать молодежную субкультуру в системе составляющих ее элементов.
Структурно-функциональный подход способствует рассмотрению молодежной субкультуры через реализуемые ей функции. Посредством сравнительно-исторического подхода анализируется процесс становления социологии молодежной субкультуры в США во второй половине XX века, выделяются его конкретные этапы. С помощью анализа работ американских исследователей рассмотрена одна из крупнейших и наиболее популярных моделей молодежной субкультурной идентификации сегодня - хип-хоп-культура, с целью выявления особенностей ее внутренней ценностной основы и характера восприятия ее носителями макрокультурного контекста.
Диссертационная работа соответствует требованиям специальности 22.00.01 - Теория, методология и история социологии.
Научная новизна работы заключается в следующем.
1. Доказано, что становление социологии субкультуры во второй половине XX века в англоязычной социологии происходило на основе теоретических подходов к культуре, сложившихся в рамках антропологии, культурологии, этнологии, этнографии, социальной и возрастной психологии.
2. Выделены базовые основания для анализа молодежной субкультуры в англоязычной социологии:
- криминологический анализ молодежной субкультуры;
- комплекс исследований Центра сравнительных исследований культуры Бирмингемского университета;
- анализ молодежной субкультуры в рамках критики Бирмингемской школы;
- субкультурно-стилевая концепция молодежной культуры.
3. Обосновано, что методология и методика изучения субкультуры афроаме-риканской молодежи является наиболее показательной в отношении западного субкультурного феномена в целом в рамках англоязычной социологии, что позволило определить основные концептуальные идеи западной социологии при анализе восприятия господствующего культурного контекста носителями субкультуры, строящиеся на выводах о стремлении взять под контроль соприкосновение с макрокультурой и популяризовать элементы субкультуры в ее среде, а также иметь коммерческий доход от субкультурной идентификации.
4. Выявлены различия социологического анализа молодежной субкультуры в США и Великобритании, заключающаяся в том, что американские социологи исследовали, прежде всего, культурные отличия молодежи от господствующей культуры общества США, в то время, как британские специалисты рассматривали молодежь, как самостоятельный элемент социальной структуры.
5. Доказано, что методологические основы изучения молодежной субкультуры в англоязычной социологии в значительной степени определили ее рассмотрение в мировом научном контексте: в частности, феномен молодежной субкультуры стал восприниматься как результат увеличения доли среднего класса, молодежная субкультура рассматриваться как набор ряда культурно-стилевых моделей; основным предметом анализа являются: ее стилевые характеристики - особый язык коммуникации, внешний облик;
особенности самовосприятия - мировоззрение ее представителей.
9
6. Доказана возможность использования теоретических разработок англоязычной социологии молодежной субкультуры при изучении проблематики субкультуры в отечественной науке.
Научно-практическая значимость исследования.
В теоретическом аспекте работа имеет ценность как исследование о становлении и современном этапе англоязычной социологии субкультуры, являющейся максимально ценной в мировом научном контексте в силу западного происхождения рассматриваемого социокультурного феномена, что, безусловно, актуально в связи с массовой популярностью среди молодежи западных моделей молодежных субкультур.
Материалы диссертационного исследования могут представлять интерес для отечественной социологии, как опыт, предлагающий определенные подходы к анализу российского варианта молодежных субкультур, имеющего в своей основе западные оригинальные модели.
Материалы исследования также могут быть использованы для чтения курсов и спецкурсов, как «История социологии», «Социология культуры», «Социология молодежи», «Феномен массовой культуры», «Социология досуга».
Апробация диссертационной работы представлена в основных положениях и выводах диссертационного исследования, озвученных на научно-практических конференциях международного и всероссийского уровня: «Гражданская культура современного студенчества» (Екатеринбург, 2007 г.); «Вопросы теории и практики перевода» (Пенза, 2007 г.); «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург, 2008); «Путь к миру - путь к себе» (XI научно-практическая конференция, г. Екатеринбург, 2008 г.); «Уральские социологи в общероссийском социологическом пространстве» (Екатеринбург, 2008 г.); «Качество жизни - качество будущего: общество, человек, бизнес, образование, культура, информация» (Екатеринбург, 2008 г.); «Ломоносов-2008»
10
(Москва, 2008 г.); III социологический конгресс (Москва, 2008 г.); «Проблемы человека в современном обществе» (Нижний Тагил, 2009 г.); Международный социологический конгресс (Лиссабон, 2009 г.).
Основные результаты диссертационного исследования были обсуждены на кафедре социологии и социальных технологий управления Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.
Структура и объем диссертационного исследования.
Объем диссертации составляет 140- страниц. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, 4 параграфов, заключения, списка литературы на русском и английском языке.
II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ Во Введении обосновывается актуальность, отмечается степень разработанности темы диссертации, формулируются цели и задачи, определяется объект, предмет исследования, научная новизна, излагается эмпирическая база, а также практическая значимость работы и апробация полученных результатов.
В первой главе «Социология молодежной субкультуры: традиции и преемственность» проводится теоретический анализ субкультуры как социологической категории, подчеркиваются предпосылки актуальности исследования молодежной субкультуры в социологии, в числе которых, прежде всего, понимание культуры как важного сегмента социального бытия, выделение социологии молодежи в отдельную область исследования. Значительный шаг вперед в этом направлении сделала западная социология, в рамках которой исследование молодежи началось в период между мировыми войнами. Ко второй половине XX столетия был накоплен обширный опыт и теоретическая база для развития социологии в мировом научном контексте.
Первый параграф первой главы «Субкультура как предмет социологического анализа» освещает достижения тех областей гуманитарного знания, которые были аккумулированы с целью углубления представлений о данном
И
социокультурном феномене. Речь идет о психологическом, антропологическом, культурологическом подходах.
Психологический подход является первостепенным в связи с тем, что при анализе молодежи в первую очередь обращалось внимание на особенности ее чувственно-эмоционального отношения к миру, ориентации на его изменение, критического восприятия опыта старших поколений. Молодежь стала рассматриваться как социальная группа людей в возрасте от 17-18 до 30-32 лет в рамках устоявшейся структуры американского, а затем и остального западного общества послевоенного периода. Подобное «пересечение социологии и психологии»1 позволяет прийти к заключению, что, во-первых, субкультурное движение молодежи - это психологически обусловленное явление, во-вторых, определенная модель поведения, представляющая собой способ адаптации к меняющимся условиям. В этом ключе уход в субкультуру, с нашей точки зрения, является особым способом социализации, характерным для второй половины XX столетия, обусловленный смещением ее источника из семьи в сторону учебных заведений и'коллектива сверстников.
Психологический ракурс рассмотрения молодежной субкультуры в западной науке позволил зафиксировать сдвиг в системе ценностей и ценностных установок в сторону отказа от многих морально-нравственных табу, например, в области отношений между полами, авторитета религиозных догм.
Диссертантом выявлено, что в антропологическом контексте молодежная культура понимается как «культура в культуре», то есть указывает на ее появление и развитие в рамках господствующей культуры.
Раскрыта специфика трактовки молодежной субкультуры в рамках культурологии. К нему относится, во-первых, ее понимание в ракурсе культурологического символизма, что объясняется особенностями ее саморепрезентации в существующем макрокультурном контексте. Во-вторых, в рамках культурологии молодежная субкультура рассматривается, прежде всего, как
' Parsons Т. The Social System. - Glencoe, 1951.
часть макрокультурного контекста, существующего внутри него и одновременно противопоставляющая ему себя.
Диссертантом проанализированы особенности рассмотрения молодежной субкультуры в рамках психологии, антропологии, культурологии с целью расширения социологического ракурса ее измерения. Собственно социологический анализ молодежной субкультуры на сегодняшний день - это самостоятельный блок теоретико-прикладных исследований в области мирового знания, основа которого, однако, была заложена-американской социологи--ей. В США, начиная с 30-х гг. XX столетия, с опорой на имеющуюся теоретическую базу в виде работ классиков Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера, а также американских социологов 20-30-х годах, таких как П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Макайвер, Я. Морено, Р. Мертон, П. Лазарсфельд, в процессе социологического осмысления феномена молодежной субкультуры, начинает постепенно складываться социология молодежной субкультуры на Западе, база которой послужила теоретической основой для ее развития в начале XXI столетия.
Особенности социологического исследования молодежной субкультуры становятся темой второго параграфа первой главы «Эволюция подходов к субкультуре молодежи в англоязычной социологии». Проанализированы теоретические и эмпирические исследования западных социологов практически неизвестными на сегодняшний день в рамках отечественной науки. В их многообразии целесообразно выделить такие направления, как
■ ' исследования на стыке социологии культуры и криминологии (криминологический анализ молодежной субкультуры);
■ блок исследований Центра сравнительных исследований культуры Бирмингемского университета;
■ анализ молодежной субкультуры в рамках критики Бирмингемской школы;
■ субкультурно-стилевая концепция молодежной культуры.
. 13
Диссертантом показано, что делинквентное направление в исследовании молодежной субкультуры на Западе определило существование самой концепции молодежной субкультуры. В процессе теоретических исследований сложились основные трактовки молодежной субкультуры, как особой формы девиации: концепция молодежных преступных банд (Ф. Трэшер2; Р. Кло-вард, Л. Олин)3 теория особых молодежных ценностей и норм (М. Брейк, Д. Матца, Г. Сайке)4, детерминирующих поведение преступной молодежной среды; теория аффективного контроля (Л. Смит-Ловин5, В. Калхов6), наметившуюся в конце 80-х и окончательно оформившуюся лишь в начале XXI столетия.
Диссертантом вводятся в научный оборот исследования социологов Бирмингемской школы - обширный комплекс исследований молодежной субкультуры Центра сравнительных культурных исследований (Бирмингемский университет).
С публикацией материалов этого Центра в британской науке наметилось два пути в исследовании молодежной субкультуры:
•смещение интереса с изучения молодежных банд в направление выделения особых стилей молодежных культур, так как тэды, моды, рокеры, скинхеды, начиная с 50-х годов, стали неотъемлемой чертой британской социальной повседневности;
•вся молодежная проблематика стала изучаться с позиций обязательного выделения и описания различных субкультур в среде подростков, юношей и девушек.
2 Thrasher F. The Gang. Chicago: Chicago University Press, 1936.
3 См.: Cloward R., Lloyd O. Delinquency and Opportunity. New York: Free Press, 1960.
4 Matza D., Sykes G. Juvenile Delinquency and Subterranean Values' American Sociological Review. Vol. 26. -1961. -Кэ 5. - P. 712-719.
5 См.: Smith-LovmL. Impressions of Events// Journal of Mathematical Sociology. - 1987. -№1 -p.45-49.
6 См.: Kalkhoff W. Delinquency and Violence as affect Control: Reviving the Subcultural Approach in Criminology// Electronic Journal of Sociology. - 2002 .[электронный ресурс]/ http://www.icaap.orp! (дата обращения: 8.05.2010).
Диссертантом проанализированы работы таких представителей Бирмингемской школы, как С. Холл и Т. Джефферсон,7 Дж. Мангэм и Дж. Пирсон,8 П. Уиллис9 и, конечно же, Д. Хэбдидж и Ф. Коэн. Их исследования характеризуются наличием следующих особых черт. Прежде всего, они анализировали молодежную субкультуру как форму проявления культуры определенного социального класса. На этом основании можно говорить о том, среди социологов Бирмингемской школы достаточно прочно укрепилась тенденция построения классификации субкультур по критерию классовой принадлежности их представителей. Это послужило причиной тому, что их теории часто относят к неомарксистскому направлению западной социологии молодежи.
Диссертантом впервые рассмотрена критика основных тезисов социологов Центра сравнительных культурных исследования, данная в англоязычной литературе. Основные ее направления сосредоточились на понимании молодежной субкультуры, как проявления социокультурной идентификации рабочего класса, трактовки потребительства, как основополагающего фактора в формировании данного феномена. Также критиковался «маскулинный» подход при эмпирическом анализе субкультуры - преобладание исследовательского интереса лишь к мужской половине участников молодежных субкультур.
Критика в адрес Бирмингемской школы дала толчок очередному витку социологических исследований молодежной культуры в начале XXI века. Диссертантом рассмотрены взгляды представителей постмодернистской школы социологии, исследования которых были в основном сосредоточены на отрицании «превелигированного» подхода к субкультуре, отказе от «элитного» понимания молодежной субкультуры, свойственного Бирмингемской
7 См.: Hall S., Jefferson T. Resistance through Rituals: Youth Subcultures in Post-War Britain. London: Hutchinson,
1975.
9 См.: Mungham G., Pearson G. Working-Class Youth Culture. London: Routledge and Kegan Paul, 1976. 9 См.: Willis P. Profane Culture. London: Routledge and Kegan Paul, 1978.
15
школе. Как альтернатива ее исследованиям в рамках постмодернистского понимания рассматриваемого феномены была использована веберовская понимающая социология при анализе субкультуры, а также концепции потреби-тельско-ориентированной субкультуры10 в досуговой деятельности молодежи (К. Гелдер)." Поэтому в ряде работ англоязычных социологов термин субкультура заменяется на понятие «клубная культура», «фановская культура».
Диссертантом было выявлено, что одной из особенностей эмпирического изучения молодежной субкультуры в англоязычной социологии является применение биографического подхода. Данная ситуация обусловлена тем, что проблема сбора и анализа эмпирических данных при исследовании молодежной субкультуры во второй половине XX столетия часто рассматривается как самостоятельная область социологической науки. Применение методов качественной социологии позволяет глубже выяснить причины возникновения и распространения различных видов молодежной субкультуры, как в отдельных странах, так и в мире в целом. Определяются мотивы включения отдельных групп молодежи в те или иных сообщества, демонстрирующие особые нормы, правила поведения.
Таким образом, западная социологическая наука сегодня имеет в своем арсенале значительные результаты - новые подходы в теории и в анализе эмпирических данных, которые делятся по следующим направлениям:
■ анализ молодежной субкультуры на стыке социологии культуры и криминологии;
■ блок исследований Центра сравнительных исследований культуры Бирмингемского университета
■ анализ молодежной субкультуры в рамках критики Бирмингемской школы
■ субкультурно-сгилевая концепция молодежной культуры.
10 Muggleton D., Rupert W. / The Post-subcultures Reader. Oxford, UK: Berg, 2003. P. 138.
11 Cm.: Gelder K.., Thornton S./ The Subcultures Readers. London: Routledge, 1997.
Данные направления во многом результат исследования проблемы молодежной субкультуры в начале XXI столетия. На сегодняшний день - это основная теоретическая база западного подхода к данной проблеме.
Вторая глава «Особенности современного этапа развития англоязычной социологии молодежной субкультуры», во-первых, посвящена ис-торико-социологическому анализу развития социологической концепции молодежной субкультуры в рамках западной науки в последние десятилетия годы. Во-вторых, в ее рамках был рассмотрен опыт применения биографического метода исследования одной из субкультур современного Запада.
В первом параграфе второй главы «Периодизация исследования молодежной субкультуры в англоязычной социологии» представляет анализ развития англоязычных социологических концепций молодежной субкультуры с середины прошлого века.
В конце 40-х - начале 50-х годов - было положено начало исследованиям молодежной субкультуры в рамках социологии. В работах таких авторов, как Ф. Трешер, Л. Олин, Р. Корнхаузер, Е. Фрезер и многих других выделяются ряд основных характеристик молодежного субкультурного феномена и тенденции развития:
1) формирование «черной» и «белой» моделей молодежной субкультуры по причине традиционной поликультурной основы западного социума;
2) изначальное наличие криминального направления в появившихся моделях молодежного самоутверждения (байкеры, зутис) в силу изначально конфликтного характера взаимодействия субкультур с господствующей культурной основой;
3) эпатаж внешним видом и поведением, вызванный, по словам С. Ко-эна, стремлением к демонстрации ценностей «наоборот».
В 60-х годах социологическая трактовка причин появления молодежной субкультуры на Западе связывается с проблемой кризиса крупного горо-
17
да, негативным отношением молодежи к внутриполитической и внешнеполитической напряженности, ростом молодежной преступности. В этом отношении особенно показательной является возникшая теория аффективного контроля В. Калхова, получившая осмысление и дальнейшее развитие в работах Б. Костелло, Л. Смит-Ловин, Л. Томаса, Д. Хэйса. В ее рамках авторы выделяют такие черты молодежного субкультурного феномена, как
1) урбанизированный характер;
2) обострение культурно-ценностного конфликта с господствующим культурным контекстом в силу отрицательного отношения к мировым событиям (война во Вьетнаме и призыв молодых людей в армию);
3) контркультурный характер движений битников и хиппи;
4) центральное место «белой» молодежной субкультуры в силу того, что в то время движение за расширение прав выходцев из колоний находилось только в начальной стадии.
70-х годы и 80-е годы - качественно новый виток в исследовании молодежной субкультуры на Западе. Во-первых, ряд авторов, таких как К. Кэнд-лин, К. Литтлтон, П. Льюис выделяют в отдельную группу субкультуру аф-роамериканской молодежи, как наиболее массовую для представителей депрессивных районов западных городов, подчеркивая ее делинквентный характер. Во-вторых, стало проявляться массовое тиражирование музыкальных стилей посредством расширения медийного пространства молодежной субкультуры. Степень значимости появления особых печатных изданий, музыкальных каналов, обособленных клубов для досуга представителей какого-либо субкультурного течения явилось полем для дискуссий среди таких авторов, как Дж. Гарбер, Т. Джефферсон, Г. Кларк, Ф. Коэн, А. Макробби. Главным выводом данных исследователей стало понимание особой роли расширенного медийного пространства в формировании массовой культуры,
основное содержание которой было взято из многочисленных молодежных субкультурных направлений.
В 90-х годах, по мнению таких авторов, как Д. Хэбдидж, К. Гэлдер, С. Майлс, У. Руперт, феномен молодежной субкультуры воспроизводит в несколько измененном виде ранее существовавшие модели самоутверждения и самореализации этой социально-демографической группы. Исследователями Д. Сэренджи, и С. Стивенсом подчеркивается усилившаяся динамичность в развитии и смене популярности субкульзурных течений. Также стала исчезать особая роль «национальных» черт молодежной субкультуры в условиях глобализации современного общества. В 90-х годах усилился интерес к анализу конкретных субкультур молодежи, направляющих развитие данного явления в мире в целом.
Второй параграф второй главы «Особенности эмпирического исследования молодежной субкультуры» раскрывает специфику эмпирических материалов, полученных американскими социологами с помощью биографического метода, при анализе одного из крупнейших субкультурных молодежных течений на Западе сегодня - хип-хоп-культуры. Н. Коплэнд, К. Кэндлин, К. Литглтон, П. Льюис, К. Маккинес выявили, что
- субкультура афроамериканской молодежи на рубеже столетий является максимально привлекательной для современной молодежи по причине своей самобытности, максимально широкими возможностями творческой самореализации;
- «черная» молодежная субкультура создает условия для потенциального социального успеха;
- наиболее полно рассматриваемая субкультура на фоне господствующего социокультурного контекста и в ряду других молодежных направлений проявилась в 1990-х -2000-х годов.
С учетом приведенных факторов был сделан ряд выводов о молодежной субкультуре хип-хоп, как наиболее максимально привлекающей исследова-
19
тельский интерес в рамках западной науки. Исследователи, во-первых, доказали, что доля случаев уголовного наказания или проблем с законом существует у 2/3 респондентов, что указывает на делинквентный характер чёрной субкультуры. Практически столько же (2/5) рассматриваемых представителей данной сферы шоу-бизнеса являются выходцами из Гарлема, Бронкса и других неблагополучных районов городов Америки. Данный факт в очередной раз указывает на возникновение субкультуры, как следствие процесса урбанизации, и часто связанной с этим криминализации субкультуры, этнической молодежи в США.
Во-вторых, у 1/2 опрошенных начало деятельности в музыкальном бизнесе начинается в 90-х, что было обусловлено резко возросшим интересом к нехарактерным для Запада музыкальным стилям в то время.
В-третьих, за последние 12-15 лет в несколько раз увеличился годовой доход представителей хип-хоп индустрии, возросло количество разнообразных премий и наград, полученных представителями этого музыкального течения.
На основе эмпирических данных американские социологи пришли к выводу, что сегодня роль хип-хоп-культуры заключается, прежде всего, в том, что она обеспечивает особую форму социализации молодежи на основе поддержки «своих» в условиях господства «чужого» социокультурного контекста. Делинквентный характер этой субкультуры является следствием ситуации, сложившейся вокруг расово-этнического вопроса на Западе, в силу не-разрешенности проблемы правового и культурного ущемления представителей национальных диаспор в США.
По мнению Дж. Манди, К. Кэндлин и др. исследователей, результатом существования крупнейшей и максимально популярной молодежной субкультуры в современном западном социокультурном контексте можно считать постепенную интеграцию субкультурных элементов в мэйнстрим. Несмотря на напряженность расового вопроса на Западе, рост интереса к куль-
20
турной самоидентификации посредством хип-хоп-культуры продолжает набирать силу, что указывает на вышеупомянутую интеграцию. Следовательно, несмотря на некоторое сопротивление приверженцев традиций, молодежная субкультура продолжает выполнять функцию источника обновления базового социокультурного контекста современного социума.
В Заключении формулируются основные выводы диссертационного исследования, обобщаются результаты, делаются выводы.
-Основные положения диссертационной работы отражены в следующих публикациях автора:
Статья, опубликованная в рецензируемом научном журнале, определенном ВАК:
1. Белоусова, А. А. Молодежная субкультура в США и России: опыт сравнительного анализа / А. А. Белоусова // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010. № 4. С. 125-132 (0,6 п.л.).
Другие публикации
2. Белоусова, А. А. Истоки и особенности гражданской культуры современного американского студенчества / А. А. Белоусова // Гражданская культура современного студенчества: материалы Международной конференции, посвященной 50-летию ССА-РОС, 14 нояб. 2007 г. Екатеринбург, 2007. С. 48-50 (0,2 пл.).
3. Белоусова, А. А. Коммуникативные стили и субкультуры как параметры социализации американской молодежи / А. А. Белоусова // Культура, личность, общество в современном мире: материалы XI международной конференции. 4.2. Екатеринбург, 2008. С. 86-89 (0,2 п.л.).
4. Белоусова, А. А. Стиль как фактор молодежной идентичности / А. А. Белоусова И Качество жизни - качество будущего: общество, человек, бизнес, образование, культура, информация: материалы межвузовской научно-практической конференции, 21 апр. 2008 г. Екатеринбург, 2008. С. 217220 (0,2 пл.).
5. Белоусова, А. А. Черные и белые субкультуры в американской молодежной среде / А. А. Белоусова // Качество жизни - качество будущего: общество, человек, бизнес, образование, культура, информация: материалы межвузовской научно-практической конференции, 21 апр. 2008 г. Екатеринбург, 2008. С. 222-226 (0,3 пл.).
6. Белоусова, А. А. Некоторые аспекты перевода понятийных категорий в иностранной научной литературе в области изучения социологии молодежи / А. А. Белоусова // Вопросы теории и практики перевода: материалы всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2007. С. 20-22 (0,2
П.Л.).
7. Белоусова, А. А. Современные аспекты исследования социализации американской молодежи / А. А. Белоусова // «Ломоносов-2008»: материалы докладов XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 8-11 апр. 2008 г. Москва, 2008 г. С. 44-47 (0,2 пл.).
8. Белоусова, А. А. Анализ молодежных субкультур в американской социологии XX столетия / А. А. Белоусова // Уральские социологи в общероссийском социологическом пространстве. Екатеринбург, 2008. С. 19-21 (0,2 п.л.).
9. Belousova, A. A. Social and cultural peculiarities of American youth in the second half of 20th century in sociological thoughts of the USA / A. A. Belousova // European societies: a View from Russia. M., 2009. P. 297-298 (0,2
Н.Л.).
10. Белоусова, А. А. Черная субкультура как фактор социализации современной афроамериканской молодежи / А. А. Белоусова // Проблемы человека в современном обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 22-26 марта 2009 г. Нижний Тагил, 2009. С. 3739 (0,2 пл.).
Подписано в печать 23.03.2012
Бумага офсетная Гарнитура «Тайме» Усл. печ. л. 1,5 Уч.-изд. л. 1,21_Тираж 120 экз.
Формат 60x90 1/16 Ризография Заказ № 1802
Редакционно-издательский отдел ■Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования ((Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» Нижнетагильский технологический институт (филиал) 622031, г. Нижний Тагил, ул. Красногвардейская, 59
Отпечатано в РИО НТИ (ф) УрФУ
Текст диссертации на тему "Феномен молодежной субкультуры в западной социологии во второй половине XX - начале XXI столетий"
61 12-22/303
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА
РОССИИ Б.Н. ЕЛЬЦИНА»
Скорнякова Анна Анатольевна
Феномен молодежной субкультуры в западной социологии во второй половине XX - начале XXI столетий
Специальность 22.00.01 - теория, история и методология социологии
Диссертация на соискание ученой степени
кандидата социологических наук
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор,
К. М. Ольховиков
Екатеринбург - 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Социология молодежной субкультуры: традиции и 16
преемственность
1.1. Субкультура как предмет социологического анализа 16
1.2. Эволюция подходов к субкультуре молодежи в 45 англоязычной социологии
Глава II. Особенности современного этапа развития 66
англоязычной социологии молодежной субкультуры
2.1. Периодизация исследования молодежной субкультуры в 66 англоязычной социологии
2.2. Особенности эмпирического исследования молодежной 101 субкультуры
Заключение 130
Список литературы 135
Введение
Актуальность темы исследования. Молодежная субкультура стала возникать во второй половине XX столетия во многих странах мира. Прежде всего, в США, затем в Западной Европе. Проблема молодежной субкультуры не является новой и для российской социокультурной действительности. Исходным моментом следует считать движение стиляг в крупных советских городах середины прошлого века, достаточно быстро исчерпавшее себя. В конце XX века возникли новые виды молодежной субкультуры, появление которых потребовала специального научного анализа. Поскольку в настоящее время наблюдается активная реализация элементов западной культуры различными слоями российской молодежи, возникает необходимость использования при анализе новых для нашей действительности феноменов тех теоретических и эмпирических исследований, которые были осуществлены в течение последних десятилетий западными социологами.
Молодежная субкультура - характерный феномен американской послевоенной действительности. Именно перед социологией США в первую очередь встала задача его объяснения, анализа, а также прогнозирования дальнейшего развития. В этом направлении американская социология сделала значительные успехи, подготовив серьезную базу для науки других стран Запада, столкнувшихся с феноменом молодежной субкультуры вслед за Америкой. Данные достижения были обусловлены, во-первых, преемственностью социологии молодежной субкультуры с социологией молодежи в целом, с идеями классиков социологической науки о закономерностях появления и развития новых феноменов культуры: М. Вебера, Г. Спенсера, П. Сорокина, Т. Парсонса.
Во-вторых, социологического анализа особенностей молодежной
субкультуры на основе тех исследований, которые осуществлены в таких
науках, как антропология, этнология, культурология, социальная и
возрастная психология. В-третьих, пониманием молодежной субкультуры,
3
прежде всего, как социокультурного феномена, вызванного послевоенными сдвигам в сфере западного макрокультурного контекста.
В-четвертых, четким выделением основных факторов, определяющих специфику молодежной субкультуры с учетом таких критериев, как социальной и этническая принадлежность ее носителей, стиля демонстрации новых культурных форм, их трансформации в течение определенного времени. В-пятых, признание динамичного характера данного социокультурного явления, проявившегося в постоянной потребности к обновлению в силу динамизма социокультурной действительности, свойственного западным обществам, и в его значительном усилении за последние полвека в связи со вступлением Запада в постиндустриальное общество.
Появление различных форм молодежной субкультуры в странах Западной Европы, затем в других частях мира привело к возникновению социологических исследований этого явления в Великобритании, Австралии и других, в первую очередь, англоязычных странах. При этом активно использовались теоретические подходы, заложенные в середине прошлого века американскими социологами. Поэтому справедливо говорить о западном подходе в понимании молодежной культуры в рамках контекста социологической науки. К общим чертам западного подхода следует отнести:
- анализ на стыке социологии культуры и криминологии (криминологический анализ молодежной субкультуры)
- сравнительные исследований молодежных субкультур, их направленности, содержания, причин появления в разных странах (работы Центра сравнительных исследований культуры Бирмингемского университета)
- возникновение и утверждение субкультурно-стилевой концепции понимания молодежной субкультуры.
- применение в первую очередь методик качественной социологии для выявления глубинных факторов, определяющих содержание молодежной субкультуры у различных социальных групп.
Выявленная западной социологией динамика изменений молодежной субкультуры позволяет осуществить анализ этого феномена как на основе выделения того общего, что характерно для молодежного творчества во всех странах современного мира, так и особенного, свойственного деятельности данной социальной группы в отдельных странах.
Исследования современной российской молодежной субкультуры, прежде всего, характеризуются попыткой использования преимущественно западных подходов к трактовке сущности и содержания этого явления. В связи с этим возникает необходимость определения возможностей и перспектив применения теоретических и эмпирических наработок англоязычной социологии второй половины XX- XXI столетия в изучении молодежной субкультуры в современной России.
Степень научной разработанности темы исследования.
Изучение научной литературы по теме исследования позволило выделить несколько групп работ.
Теоретико-методологический анализ молодежной субкультуры предполагает выявление особенностей рассмотрения культуры как социального явления. В связи с этим необходимо выделить первую группу — труды классических авторов, рассматривавших культуру, как социальное явление: М. Вебер, Р. Дарендорф, Э. Дюркгейм, П. Лазарсфельд, Р. Макайвер, Я. Морено, Т. Парсонс, П. А. Сорокин, Г. Спенсер.
Вторую группу работ составляют междисциплинарные исследования культуры, положения которых послужили основой для становления социологии молодежной субкультуры. Это работы Р. Бенедикт, Г. Блумера, Ф. Боаса, К. Гирца, А. Кребера, К. Мангейма, Г. Маркузе, М. Мид, Р. С. Немова, X. Ортега-и-Гассета, В. Райха, Д. Рисмена, 3. Фрейда, М. Харриса, Т. Шибутани.
Третью группу работ представляют современные исследования
молодежной субкультуры. Различные направления ее анализа делают
необходимым более подробную конкретизацию направлений и авторов в ее
рамках. В частности, девиантная молодежная субкультура рассматривается в
трудах Р. Кловарда, Р. Корнхаузер, А. Коэна, Л. Олина, Ф. Трешера, Е.
Фрезера. Трактовка преступных субкультур, связанная с теорией
аффективного контроля, прослеживается в работах В. Калхова, Б. Костелло,
Л. Смит-Ловин, Л. Томаса, Д. Хейса. Анализ западной литературы по
проблеме современной молодежной культуры, показал, что значительный
вклад в разработку концепции субкультуры внесли классики Центра
сравнительных культурных исследований Бирмингемского университета. В
этом направлении работали Дж. Гарбер, Т. Джефферсон, Г. Кларк, Ф. Коэн,
А. Макробби, Г. Мангэм, Дж. Пирсон, П. Уиллис, С. Холл, Д. Хэбдидж.
Постмодернистская школа субкультуры на Западе представлена работами К.
Гелдера, Д. Магглтона, С. Майлса, У. Руперта.
Четвертую группу представляют работы, исследующие различные
проблемы афроамериканской молодежной субкультуры таких западных
социологов, как Н. Коплэнд, К. Кэндлин, К. Литтлтон, П. Льюис, К.
Макиннес, Дж. Манди, К. Миллс, К. Пламмера, Б. Роберте, К. Сквайр, Л.
Стэнли, С. Сэренджи, С. Тейлор, Б. Темпл, М. Уэзерелл.
Особой группой следует назвать работы по различным вопросам
американской социокультурной действительности в период второй половины
XX столетия, а также в начале XXI века. Среди них, прежде всего, мы
выделяем М. Абрамса, Р. А. Ануфриеву, Г. И. Бардину, П. Бергера, И.В.
Варивочника, В. Волкана, С. И. Голода, И.А. Громова, Б.С. Ерасова, Г.Е.
Зборовского, Л.Г. Ионина, Ю.М. Каграмонова, Дж. Керуака, И.С. Кона Б.
Обаму, А. Оболонского, Н. Смелзера, В.В. Согрина, С. Фишера, Р. Флеминга,
С. Фриса, A.A. Фурсенко, Э. Шилза, Д. Шляпентоха.
Также особо необходимо выделить отечественных исследователей,
обращавшихся по ходу своих исследований к достижениям западной
6
социологии в области исследования молодежной субкультуры. Среди них, в частности, можно выделить работы периода 1980-х - начала 2000-х Е.С. Баразговой, С.И. Левиковой, В.А. Лукова, А.Ю. Мельвиля, Е.В. Омельченко, К.Э. Разлогова, С.А. Сергеева, З.В. Сикевич, Т.Б. Щепанской.
Основываясь на значимости вышеперечисленных работ, мы полагаем, что молодежную субкультуру целесообразно рассматривать, прежде всего, в контексте западной социологии, анализ которой должен быть продолжен в направлении конкретизации ее современных достижений и линий исследования. Используя названные труды, диссертант предлагает свой подход к анализу данной проблемы, вследствие чего:
объект исследования - западная социология молодежной субкультуры;
предмет исследования - теория и практика социологического изучения молодежной субкультуры в англоязычных странах;
цель исследования - исследование особенностей изучения феномена молодежной субкультуры в западной социологии во второй половине XX начале XXI столетий.
Для достижения поставленной цели в ходе проведения исследования предстояло решить следующие задачи:
1. рассмотреть молодежную субкультуру как предмет социологического анализа;
2. выявить основные направления анализа молодежной субкультуры в западной социологической мысли во второй половине XX - начале XXI столетий;
3. выявить имеющиеся в работах западных социологов типологии американских молодежных субкультур второй половины XX в;
4. на примере анализа исследований западных социологов одной из наиболее актуальных на современном этапе моделей молодежной субкультурной идентификации (хип-хоп-культуры) рассмотреть особенности восприятия макрокультурного контекста ее носителями.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды классиков социологической и философской мысли, а также работы антропологов, этнологов, культурологов и специалистов по возрастной и социальной психологии, посвященные вопросам культуры, молодежи и молодежной субкультуры.
Методологической основой работы являются принципы структурно-функционального, сравнительно-исторического и биографического подходов при анализе феномена молодежной субкультуры и его понимания в контексте англоязычной социологии, а также системного подхода - при анализе работ самих англоязычных социологов по проблемам молодежной субкультуры и модели субкультурной динамики, предложенной в западной социологии. Кроме того, данный подход позволяет рассматривать молодежную субкультуру в системе составляющих ее элементов.
Структурно-функциональный подход способствует рассмотрению молодежной субкультуры через реализуемые ей функции. Посредством сравнительно-исторического подхода анализируется процесс становления социологии молодежной субкультуры в США во второй половине XX века, выделяются его конкретные этапы. С помощью анализа работ американских исследователей рассмотрена одна из крупнейших и наиболее популярных моделей молодежной субкультурной идентификации сегодня - хип-хоп-культура, с целью выявления особенностей ее внутренней ценностной основы и характера восприятия ее носителями макрокультурного контекста.
Диссертационная работа соответствует требованиям специальности 22.00.01 - Теория, методология и история социологии.
Научная новизна работы заключается в следующем. 1. Доказано, что становление социологии субкультуры во второй половине XX века в англоязычной социологии происходило на основе теоретических подходов к культуре, сложившихся в рамках антропологии, культурологии, этнологии, этнографии, социальной и возрастной психологии.
2. Выделены базовые основания для анализа молодежной субкультуры в англоязычной социологии:
- криминологический анализ молодежной субкультуры;
- комплекс исследований Центра сравнительных исследований культуры Бирмингемского университета;
- анализ молодежной субкультуры в рамках критики Бирмингемской школы;
- субкультурно-стилевая концепция молодежной культуры.
3. Обосновано, что методология и методика изучения субкультуры афроамериканской молодежи является наиболее показательной в отношении западного субкультурного феномена в целом в рамках англоязычной социологии, что позволило определить основные концептуальные идеи западной социологии при анализе восприятия господствующего культурного контекста носителями субкультуры, строящиеся на выводах о стремлении взять под контроль соприкосновение с макрокультурой и популяризовать элементы субкультуры в ее среде, а также иметь коммерческий доход от субкультурной идентификации.
4. Выявлены различия социологического анализа молодежной субкультуры в США и Великобритании, заключающаяся в том, что американские социологи исследовали, прежде всего, культурные отличия молодежи от господствующей культуры общества США, в то время, как британские специалисты рассматривали молодежь, как самостоятельный элемент социальной структуры.
5. Доказано, что методологические основы изучения молодежной
субкультуры в англоязычной социологии в значительной степени
определили ее рассмотрение в мировом научном контексте: в частности,
феномен молодежной субкультуры стал восприниматься как результат
увеличения доли среднего класса, молодежная субкультура
рассматриваться как набор ряда культурно-стилевых моделей; основным
9
предметом анализа являются: ее стилевые характеристики - особый язык коммуникации, внешний облик; особенности самовосприятия -мировоззрение ее представителей. 6. Доказана возможность использования теоретических разработок англоязычной социологии молодежной субкультуры при изучении проблематики субкультуры в отечественной науке.
Научно-практическая значимость исследования.
В теоретическом аспекте работа имеет ценность как исследование о становлении и современном этапе англоязычной социологии субкультуры, являющейся максимально ценной в мировом научном контексте в силу западного происхождения рассматриваемого социокультурного феномена, что, безусловно, актуально в связи с массовой популярностью среди молодежи западных моделей молодежных субкультур.
Материалы диссертационного исследования могут представлять интерес для отечественной социологии, как опыт, предлагающий определенные подходы к анализу российского варианта молодежных субкультур, имеющего в своей основе западные оригинальные модели.
Материалы исследования также могут быть использованы для чтения курсов и спецкурсов, как «История социологии», «Социология культуры», «Социология молодежи», «Феномен массовой культуры», «Социология досуга».
Апробация диссертационной работы представлена в основных
положениях и выводах диссертационного исследования, озвученных на
научно-практических конференциях международного и всероссийского
уровня: «Гражданская культура современного студенчества» (Екатеринбург,
2007 г.); «Вопросы теории и практики перевода» (Пенза, 2007 г.); «Культура,
личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического
исследования» (Екатеринбург, 2008); «Путь к миру - путь к себе» (XI
научно-практическая конференция, г. Екатеринбург, 2008 г.); «Уральские
социологи в общероссийском социологическом пространстве»
10
(Екатеринбург, 2008 г.); «Качество жизни - качество будущего: общество, человек, бизнес, образование, культура, информация» (Екатеринбург, 2008 г.); «Ломоносов-2008» (Москва, 2008 г.); III социологический конгресс (Москва, 2008 г.); «Проблемы человека в современном обществе» (Нижний Тагил, 2009 г.); Международный социологический конгресс (Лиссабон, 2009 г.).
Структура и объем диссертационного исследования.
Объем диссертации составляет 140 страниц. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, 4 параграфов, заключения, списка литературы на русском и английском языке.
I. Социология молодежной субкультуры: традиции и
преемственность
1.1. Субкультура как предмет социологического анализа
На рубеже ХХ-ХХ1 столетий молодежная субкультура продолжает оставаться актуальной областью социологического анализа. Предпосылкой этому послужили понимание культуры как важного сегмента социального бы�