автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Философско-мировоззренческие проблемы молодежной субкультуры
Полный текст автореферата диссертации по теме "Философско-мировоззренческие проблемы молодежной субкультуры"
На правах рукописи
ООЗ15В 191
АКСЮТЕНКО Наталья Алексеевна
ФИЛОСОФСКО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
09.00.01 - Онтология и теория познания
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва 2007
003158191
Работа выполнена в ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса»,
Научный руководитель:
доктор философских наук,
профессор Ли «си мов Анатолий Степанович
Официальные оппоненты:
доктор философских наук,
профессор Кузнецова Татьяна Викторовна
кандидат философских наук,
доцент Тараданова Татьяна Михайловна
Ведущая организация:
Сергиево Посадский гуманитарный институт
Защита состоится 14 июня 2007г. »14-00 часов на заседаний диссертационного совета Д. 212,150.04 по адресу: Московская обл., Пушкинский р-он, пос. Черкизово, ул. Главная, 99, корпус 7.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса».
Автореферат разослан 2007
Ученый секретарь диссертационного соната
доктор философских наук, профессор VJÜCXA/ Анисимов A.C.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Попытки осмысления феномена молодежной субкультуры в мировоззренческом плане предпринимаются сравнительно недавно Долгое время проблема молодежной субкультуры в отечественной философской науке рассматривалась как не укладывающееся в привычные культурные нормы, девиантное поведение, характеризующееся стремлением к гедонизму Такое заключение позволяли сделать выводы о значении ценностей, присущих молодежной субкультуре
• то, что это, во-первых, скорее культура досуга, а не работы,
во-вторых, в ее рамках социальные отношения организованы не вокруг семьи или отдельных друзей, а вокруг равных групп
В то же время на Западе исследования сначала молодежи а затем и собственно феномена молодежной субкультуры начались еще в первой половине XX столетия, хотя отдельные положения, подготавливающие изучение молодежи и молодежной субкультуры, можно обнаружить и в более ранних работах Молодежь, в известном смысле, представляет будущее страны, а потому и настроения молодежи, ее поведение, самочувствие являются своеобразным барометром, измеряющим общий нравственный, идеологический, политический климат в данном обществе Кроме того, жизнеспособность любого общества зависит именно от его молодежи Сегодня феномен молодежной субкультуры остается серьезным «белым пятном» в нашем понимании общества, несмотря на то, что реальность сегодняшнего дня характеризуется активизацией и интенсификацией формирования молодежных субкультур Отношение к молодежной субкультуре как к чему-то несерьезному, что «пройдет с возрастом», чрезвычайно опасно и в мировоззренческом плане, и в плане неадекватности реальному положению дел, что чрезвычайно актуализирует данное исследование
Исходя из этого, философский анализ молодежной субкультуры приобретает не только теоретическую, но и мировоззренческую актуальность,
которая диктуется необходимостью выработки адекватной политики в отношении субкультуры молодежи и учета ее как фактора современного развития общества
Предмет исследования. Предметом исследования являются тенденции возникновения и развития феномена молодежной субкультуры как элемента современного социума в целом
Объектом исследования служит процесс формирования молодежной субкультуры как неотъемлемой части бытия современного общества
Цель исследования Целью исследования является философский анализ молодежной субкультуры, рассматриваемой как целостный феномен в единстве его экзистенциальных характеристик
Задачи исследования. В связи с этим ставятся следующие вдачи выявление философского смысла понятия «молодежная субкультура», определение специфики молодежной субкультуры, ее места и роли в социуме современности,
• сравнение молодежной субкультуры с «культурой для молодых» и контркультурой,
исследование экзистенциальных смыслов молодежной субкультуры, исследование динамики развития молодежной субкультуры, Основные положения, выносимые на защиту:
Молодежная субкультура возникает в период перехода индустриально-развитых социальных систем к постиндустриализму
Причинами возникновения молодежной субкультуры как-'феномена следует считать увеличение периода профессионального обучения, порождающего феномен «социального детства» и продлевающею период взросления, что само по себе язляется следствием объективных процессов индустриализации В связи с этим реально существующее определенное несоответствие во взглядах, вкусах, предпочтениях, ценностях и т д различных поколений не является действительной причиной возникновения молодежной
субкультуры, а также ухода молодых людей в неформальные молодежные объединения
К источникам появления субъектов молодежной субкультуры следует причислять лишь часть молодежи, поэтому понятие «молодежная субкультура» нельзя рассматривать как общее явление Возможными каналами продуцирования субкультурной молодежи служат семья, учебное заведение, формальная группа, безработица или частичная занятость молодых людей, а также статусное несоответствие желаемого действительному
Молодежная субкультура - это переходная стадия становления личности утрачивающая свое значение по мере адаптации юноши к миру взрослых
Между понятиями «молодежная субкультура», «культура для молодых» и контркультура имеют место следующие различия молодежная субкультура -феномен урбанистический, характерный для крупных городов и имеющий внутренний источник (молодые для себя), культура для молодых - рассчитана на молодых людей вне зависимости от того, где они живут, является элементом массовой культуры и имеет внешний источник (старшие для молодых), молодежная субкультура замкнута, «эзотерична», отделена от базовой культуры, но необязательно оппозиционна ей, контркультура - это всегда бунт, протест
Научная новизна исследования В ходе исследования получены результаты, которые можно охарактеризовать как новое знание о молодежной субкультуре
обосновано положение, что молодежная субкультура возникает на начальной стадии перехода индустриально развитых общественных систем к постиндустриализму,
выявлены причины возникновения молодежной субкультуры резкое ускорение темпов социокультурных изменений, удлинение периода обучения и профессиональной подготовки, пофебность у молодых людей компенсировать невозможность самореализации иным путем,
определено, что приобщение к молодежной субкультуре есть переходная стадия становления личности, утрачивающая свое значение по мере адаптации юноши к миру взрослых,
прослежено различие между молодежной субкультурой, «культурой для молодых» и контркультурой, выявлено, что все три вида культуры существуют либо параллельно, либо пересекаясь, либо сливаясь,
прослежена зависимость динамики молодежных субкультур от политики экономики и техники
Степень теоретической разработанности проблемы Специфика предмета исследования определяет и характер теоретической проработки, так как теоретическое освоение его началось лишь во второй половине XX века Все источники можно условно поделить на несколько групп
Первая - это философские исследования, непосредственно посвященные проблемам молодежи и молодежных субкультур К ним следует отнести работы К Манхейма1, который один из первых обратил особое внимание на роль молодежи в обществе, заложив тем самым основы изучения молодежи и, соответственно, молодежной субкультуры, а также работы А Алексеевой, Э Я Баталовой, В Н Боряз, М Мид, Г М Пономарева, Э А Романаускайте, А Тоффлера, П Ханигана, Т Б Щепанской и др Очевидно, что зарубежные источники в силу объективных причин значительно превышают по числу отечественные Кроме того, именно зарубежными авторами были выработаны основные концептуальные подходы к анализу феномена молодежной субкультуры
1 МанхеймК Диагноз нашего времени -М Юрист, 1994
' Алексеева А Неформальное движение - М Прлитщдаг, 1992, Баталов ЭЯ Философия
фунта (Критика идеологии чевого радикализма) - М Политиздат, 1973, Борхз В Н
Молодежь Методологические проблемы исследования - Л Наука, 1973 Мид М Культура и imp детства - М, 1988, Пономарев ГМ Молодежные субкультуры В кн Основы культурологии - М ACT, 1998 Романаускайте ЭА Молодежная субкультура как
эстетический феномен - М, 1991, Тоффлер А Футурошок - СПб Лань, 1997, Ханиган П Молодежь, испытывающая трудности Понять, чтобы помочь - М, 1999, Щепанская I Б Символика молодежной субкультуры опыт исследования системы - СПб, 1993
б
Отечественные работы, касающиеся молодежной субкультуры или проблем молодежи можно разделить на три части Первая, наиболее крупная часть работ, была написана в 70-80-е п В основном в них анализировалось положение молодежи на Западе и молодежные движения протеста В числе таких работ можно назвать труды А М Байчорова, Б Баннова, В Большакова, А Р Брычкова, А С Грачева, Ю М Климова1 Но в это же время появились работы, в которых авторы все же обращались к различным граням молодежной субкультуры, будь то анализ философских взглядов идеологов протестной молодежной субкультуры, или рассмотрение эстетики молодежной субкультуры (Давыдов ЮН)2
В эгот период появились работы, предметом которых была собственно молодежная субкультура Среди таких работ можно отметить следующие работы Л Н Вдовиченко, А Загорский, А П Герасименко, С Н Иконникова, О В Никулина, В И Оборонко3 и др
Вторая часть работ по молодежной субкультуре по большей мере сосредотачивалась на описании внешних проявлений активности, манер, обличий и т п представителей той или иной молодежной субкультуры или «неформалов» К таким работам, например, относятся труды В Н Березовского, Н И Кротова, А В Громова, О С Кузина, А Запесоцкого, А Файн, В Ф Левичевой, А Маркова, Д В Ольшанского, М Г Писарева, Т Хойбнер,
1 Байчоров А М От «разбитого поколения» к контркультуре Парадоксы молодежного прогеста в США - Минск БГУ, 1982, Баннов Б Мятеж возмущенного разума Студенчество Запада против империализма - М Молодая Iвардия. 1970, Большаков В Буш в тупике9 (Очерки с идеоло!ическсго фронта) - М Мополая гвардия, 1973, Брычков АР Молодежь США от нигилизма к политике - М , 1974, Грачев А С Поражение или урок7 Об опыте и последствиях молодежных и студенческих выступлении 60-70 гг на Западе - М, 1978 Климов Ю М Поколение кризиса или кризис поколения'' М, 1988
2 Давыдов ЮН Эстетика нигилизма (Искусствои «новыелевые») -М Искусство 1975
3 Вдовиченко ЛН, Загорский А «Альтернативные» движения молодежи в современном
буржуазном обществе - М, 1984, Герасименко АП Критика теорий молодежной культуры -
М, 1979, Иконникова СН Критика буржуазных концепций «молодежной культуры» - М
Знание, 1976, Никулина О В Молодежная субкультура за и против - М, 1985, Оборонко В И Западные моподежные субкультуры 80-х годов - М ИНИОН АН СССР, 1990
7
В И Шкурима1 и др Вместе с тем предпринимались попытки уйти 01 описательности и заняться анализом феномена молодежной субкультуры выявлением причин его возникновения, отрицательных и положительных сторон (С Н Плаксий, 3 В Сенкевич2)
В последние годы наметился поворот к осмыслению феномена молодежной субкультуры в различных его проявлениях (Д В Петров3 и др ) При этом следует отметить, что в настоящее время преимущественно развиваются социология и психология молодежи, также большое внимание уделяется проблеме наркомании в молодежной среде, в то время как попытки философского осмысления молодежной субкультуры предпринимаются крайне редко Все же мы не можем не упомянуть таких авторов, как А Запесоцкого А Фаина, Н А Сосновского, А Тарасова4 и др, публикациям которых свойственно желание осмыслить феномен молодежной субкультуры
Методологическая основа исследования. Стремление познать сложные явления действительности при помощи оцного единственного инструмента противоречит логике самого «события» мира, описываемого в теории В связи с этим представляется целесообразным использование методологии, ориентированной на плюрализм смыслов и оценок Этот эффект достигается благодаря использованию нескольких методологических оснований ведущими
1 Ьеремжжий В К , Кротов Н И Неформальная Россия - М, 1990, Громов А В, Кузин О С Неформалы Кто есть кто'' - М, 1990, Эта непонятная молодежь Проблемы неформальные молодежных объединений -М Профиздат, 1990, Левичева В Ф Молодежный Вавилон -М Молодая гвардия, 1989, Марков А Самодеятельные молодежные объединения Л, 1988, Ольшанский ДВ Неформалы групповой портрет в интерьере - М, 1990, Писарев М Г Неформальные движения молодежи в США и странах Запада в 60-70-е I оды -М АН СССР, 1989, Хойбнер Т Вызов неприкаянных Модные волны и молодежные течения геды, хиппи, панки, рокеры в Западном мире - М, 1990, 1 Шкурин В Н Неформальные молодежные объединения - М, 1990 *
" Плаксий С К Молодежные группы и объединения причины возникновения и особенности деятельности -М Знание, 5988, Сенксвш 3 В Мотодежная культура «за» и «против» -М 1990
' Петров Д В Молодежные субкультуры - Саратов, 1996
4 Запесоцкий А, Файн А Эта непоня гная молодежь Проблемы неформальных молодежных объединений - М Профи.щат, 1990, Сосновашй НА Миф о люберецком «Гарлеме» // Знание - сила 1992 № 2432, Тарасов А Есть ли будущее у молодежи // Свободная мысль 1996 №7
из которых являются постмодернистские принципы Фрагментарность постиндустриального общества проявляется в множественности социокультурного пространства, состоящего из культуры в свою очередь «сотканных» из множества различных подкультур, или субкультур, среди которых и молодежная Постмодернистская методология деконструкции с последующей реконструкцией позволяет не только лучше понять источники, сущностные основания, а также динамические процессы характерные для молодежной субкультуры, но и показать, что молодежная субкультура является закономерным продуктом развития обществ на переходе от индустриально-развитой стадии к постиндустриализму
Исследования молодежной субкультуры в настоящей работе опираются на теоретические и эмпирические источники
к первым относятся работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные изучаемой проблематике,
ко вторым - результаты социологических исследований, личные наблюдения, материалы публикаций средств массовой информации, в том числе Интернет
Теоретическая и практическая значимость исследования. Дан целостный теоретический образ молодежной субкультуры как экзистенциального феномена, полученные при этом результаты открывают эвристические и функциональные возможности для решения фундаментальных социально-философских и этических проблем, могут быть использованы при создании целостной концепции общества
Положения и выводы, обоснованные в диссертации, могут применяться при чтении основных и специальных курсов по различным философским дисциплинам студентам, аспирантам, слушателям институтов и факультетов повышения квалификации по всем гуманитарным и техническим специальностям, способствовать выработке мировоззренческих и нравственных ориентаций личности, а также использоваться как информационный и
методологический ба;ис в организациях, у феждениях и других социальных институтах, нацеленных на работу с молодежью
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были обсуждены на заседании кафедры философии VI ГУ С., отражены в опубликованных работах «Индивидуально-типологические особенности человека», «Социально-философские основания формирования молодежной субкультуры», «Негативизм контркультурных проявлений в рамках молодежной субкультуры» общим объемом 5,5 п л
Структура и объем работы: Диссертация состоит из введения, 3-х [лав, 11-ти параграфов, заключения, списка литературы
Основное содержание диссертации
Во введении обосновывается актуальность темы, показана степень ее разработанности, сформулированы цель и задачи, описываются предмет и объект исследования, гипотеза исследования, определены научная новизна, практическая значимость, апробация результатов исследования
Первая глава - «Философские основания молодежной субкультуры» -состоит из четырех параграфов
1 Проблемы культуры в онтологическом ракурсе
2 Философский смысл понятия «молодежная субкультура»
3 Формирование статуса молодежной субкультуры
4 Онтологический симбиоз молодежной субкультуры и контркультуры Посвящена процессу развития и становления философской теории
культуры Немыслимо осмысление феномена молодежной субкультуры вне контекста общефилософских представлений о культуре
и
Культура представляет собой объект особой сложности для любого исследования Она не является природным образованием, хотя и связана с природой тысячами нитей Культура целиком зависит от человека, имеет субъективный, то есть исходящий от субъекта, источник происхождения, наполненный в то же время и объективным содержанием Культура
10
рассматривается как совокупность образцов поведения, как традиции духовной деятельности, как некая специфическая, автономная и самоценная сфера человеческой деятельности Она предстает в первую очередь в виде совокупности материальных объектов, навыков трудовой деятельности, сохраняемых человечеством старых и разрабатываемых новых технологий, а также в виде разнообразных объектов духовной культуры В философии можно выделить два основных подхода к осмыслению культуры - аксиологический и деятельностный С точки зрения аксиологического подхода, культура - это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного организма Сторонники этого подхода обращают особое внимание на творческий и личностный аспекты культуры, рассматривают ее как меру гуманизации общества и человека Долгое время ценностная проблематика разрабатывалась философами преимущественно в рамках онтологии, поскольку считалось, что ценности обладают абсолютным бытием
С точки зрения деятельностного подхода, культура - это способ человеческой жизнедеятельности, система выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе При данном подходе акцентируется не столько культура личности, сколько культура всего общества
Субкультура - это «особая сфера культуры, суверенное, целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами»
В рамках субкультуры нормы, ценности, представления, а также стереотипы базовой культуры интерпретируются, возможно, неким конкретным, но не обязательно замкнутым сообществом В результате субкультурные > нормы, ценности, представления и стереотипы отличаются от аналогичных, принятых в рамках традиционной культуры Представители же той или иной
субкультуры в рамках социокультурной системы разделяют нормы, ценности, а также представления принятые в рамках их субкультуры
Для любой субкультуры обязателен следующий набор характерных черт, отсутствие какой-либо ставит под вопрос возможность отнесение того или иного культурного образования к субкультуре
• специфический стиль жизни и поведения
упомянутое выше свойственное данной группе наличие своеобразных норм, ценностей, мировосприятия, чго часто приводит к нонконформизму входящих в данную субкультуру,
• наличие разделяемой всеми представителями данной субкультуры внешней атрибутики, проявляющейся в одежде, украшениях, манерах, жаргоне и т п, причем эта атрибутика может наделяться специфическими символическими значениями, которые не поддаются «расшифровке» «посторонними»,
наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего
идеи
Причины появления субкультурной молодежи кроются в невиданном ранее удлинении периода обучения, вызванного тем, что новые технологии и техника требуют не просто образованных, но особенно хорошо образованных, специально подготовленных работников, которым уже мало школьного или среднего профессионального образования, полученного в техникуме или в училище Это приводит к возникновению феномена молодежной субкультуры, который позволяет тем молодым людям, которым не удается сделать это традиционным путем, адаптироваться к миру взрослых и найти место и способы для самовыражения и самореализации в период их молодости
Молодежную субкультуру и- контркультуру следует рассматривать как два различных типа культуры, которые могут а) не иметь ничего общего один с другим, б) взаимопересекаться и в) сливаться в одно целое, создавая некий симбиоз Обращение к различным временным срезам периода существования
молодежной субкультуры позволяет выявить характерные сущностные особенности и отличия данных типов культуры, а также коснуться проблемы досуга в обществе и его соотношения с конгркультурой и молодежной субкультурой
Во второй главе диссертации - «Молодежная субкультура как способ самоидентификации молодежи» - состоящей из трех параграфов
1 Специфика и сущность молодежной субкультуры
2 Молодежная субкультура и «культура для молодых»
3 Онтологический смысл молодежной субкультуры,
рассматриваются вопросы решения молодежью проблем
самоидентификации, ценностных иерархий, а также сценариев разрешения различных будущих проблемных ситуаций Поскольку молодой человек, стремящийся к самоидентификации, ведет поиски в изменчивой среде, т е все объекты, с которыми он соприкасается и к которым он мог бы присоединиться, пребывают в постоянном ускоряющемся движении Таким образом, ему приходится выбирать среди меняющихся ценностей и целей, число которых при этом неуклонно возрастает Государство, школа, семья, религиозные организации, политические лидеры, средства массовой информации, различные субкультуры рекламируют весьма разнообразные и отличные друг от друга ценности Поиски человеком самого себя, своей индивидуальности в современных обществах осложняется изобилием выбора, сочетающегося с эфемерностью, динамизмом и новизной
Молодежная субкультура возникает из потребности молодых людей к самовыражению, самоутверждению в обществе и невозможности по той или иной причине их удовлетворения традиционным путем Однако для того чтобы ' самоутвердиться нетрадиционным путем, молодому человеку сначала следует принять единообразие определенной разновидности молодежной субкультуры Для борьбы с «чужими» (а именно, с «взрослыми» или «отцами») необходимо полное соответствие «своим», те единообразие молодежной субкультуры >
является непременным условием самоутверждения молодых людей в ней Таким образом развитие личности молодою человека оборачивается его полным отказом от проявления индивидуальных качеств
Для возникновения молодежной субкультуры необходимо сочетание, как минимум, следующих трех факторов
отвержение принятых ранее регламентирующих поведенческих нормативов, не удовлетворяющих более ввиду объективно изменившихся условий (так называемая «реакция эмансипации и негативизма»),
попытки построения собственных «независимых» мировоззренческих систем (этот фактор можно назвать «философической интоксикацией»),
поиск молодыми людьми референтных групп со сходными целевыми установками (так называемая «реакция группирования»)
К началу второй половины XX столетия научно-технический прогресс привел к высокому уровню механизации производственного процесса Это, в свою очередь, обернулось тем, ч го у большей части работающих людей стало появляться все больше и больше свободного времени, которое можно было потратить по своему усмотрению Развитие бытовой техники, взявшей на себя часть обязанностей людей, а также развитие сферы услуг привели к тому, что высвобождавшееся время оказалось невостребованным людьми в других областях (семья, домашнее хозяйство) Это время превратилось в досуговое, но не просто то, которое, будучи свободным от работы, можно потратить на другую работу, а то, которое можно было тратить на отдых и развлечения, то есть с интересом «убивать время»
А поскольку на удовлетворении этой потребности можно хорошо заработать, то " возникла целая «индустрия развлечений», «индустрия досуга», «поп-культура» (от слова популярная, то есть несложная, рассчитанная на очень средний уровень потребителя), «коммерческая культура» (" е та, которая имеет большой спрос и на которой можно делать большие деньги), или «массовая культура» Но большое количество свободного, досугового времени
появилось не только у работающих людей индустриально-развитых обществ Относительное экономическое благополучие в этих странах привело, с одной стороны, к появлению целой «армии» молодых людей, основное занятие которых, учеба, оставляет им достаточно много времени для развлечений Именно на эту, составляющую общества большей частью и сориентирована массовая культура, отличающаяся «простотой», если не примитивностью, развлекательностью, часто переходящая в культ непосредственности, эксплуатирующая подсознание и инстинкты, но при этом в целом жизнелюбивая, приводящая все к счастливому концу И тому две основные причины
Во-первых, молодые люди еше не обладают развитым эстетическим вкусом, но в них сильно желание единения с себе подобными Кроме того, призыв «Делай, как я» в основном ориентирован на молодого человека, поскольку, стремясь быгь принятым «своими», молодой человек пытается не отличаться от них Эти особенности молодых людей и лежат в основе быстрой смены моды для молодежи (причем моды на все от причесок и одежды до музыки, видов спорта, лакомств и т п ), инициируемой индустрией массовой культуры
Во-вторых, в динамичных обществах на первый план выходят именно молодые люди, вытесняя отовсюду людей среднего и старшего возраста В результате «возраст» из онтологического контекста перемещается в область чистой биологии и становится значимым для культуры понятием, структурирующим связи в обществе Оборачивается это тем, что потребителями массовой культуры, ориентированной на молодежь, становится не только действительная молодежь, но также и большая часть взрослых, цепляющаяся за молодежный статус Но желание быть не такими, клк-все, у субкультурной молодежи не реализовалось в полной мере, поскольку неформальное молодежное объединение, которое действительно позволяет молодому человеку частично «убежать» от унифицированности массовой
культуры, вынуждает его следовать лишь иному варианту унифицированности В этом объединении он должен поступать так, как все там поступают, в противном случае он просто не будет принят туда Эта субкультурная унифицированность проявляется и во внешнем виде, и в сленге, и в манерах, и в пристрастиях, и во многом другом Но определенное число молодых людей все же предпочитает субкультурную унифицированность массовой культуре
Важно то, что «культура для молодых» создается совсем не молодыми людьми, а взрослыми для молодых При этом она рассчитана на максимальный охват аудитории и поэтому, поскольку высокообразованных и всесторонне развитых молодых людей не так уж много, адресована молодым людям, находящимся на среднем и ниже среднего уровне развития То есть здесь мы имеем дело с одной из разновидностей массовой культуры
В противоположность «культуре для молодых» «молодежная субкультура - продукг социокультурной активности юных, их целеустремленных поисков культурной идентичности, обретения самос ги»
Как всякое относительно новое общественное явление, не укладывающееся в привычные рамки, молодежная субкультура вначале была воспринята философами как отклонение от нормы, состоящее в том, что у людей отсутствуют четкие осмысленные эталоны и образцы поведения, в силу чего у них превалирует негативное отношение к нормам и моральным ценностям той общественной системы, в которой они действуют и живут Молодежная субкультура - это переходная стадия становления личности, утрачивающая свое значение по мере адаптации молодых людей к миру взрослых Общение молодых людей в течение определенного времени н выработка ими собственных целей является причиной формирования самостоятел-ьной субкультуры Главные носителем этой полунезависимой частичной культуры, которая недвусмысленно отвергается культурой взрослых, является группа молодых людей одного возраста Важнейшей функцией этой субкультуры является признание < первичного статуса ее членов, таким образом
интегрирующихся в общество товарищей и получающих как раз тот престиж, в котором им отказывает общество взрослых
Сама по себе молодежь не производит никакой культуры, не усвоив предваритепьно традиционной культуры В ходе этого усвоения она может репродуцировать предлагаемые ей готовые формы, которые в свою очередь, будут пополняться в соответствии с ее потребительскими способностями
Третья глава диссертации - «Динамика, частные особенности и общие признаки молодежной субкультуры» - состоит из четырех параграфов
1 Особенности современного анализа молодежной субкультуры
2 Влияние политики и экономики на динамику молодежной субкультуры
3 Особенности и общие признаки молодежной субкультуры,
4 Влияние техники на формирование динамики молодежной субкультуры посвящена рассмотрению методологии и средств исследования феномена
молодежной субкультуры При этом субкультура осмысливается не как застывшая раз и навсегда данная форма, а как разворачивающееся действие, процесс, перманентно меняющаяся стихия, а потому не только «существующее» явление, но «становящееся, формирующееся» «Текучесть», фрагментарность, отсутствие четко выраженной иерархии составных частей, а также изменчивость конфигурации элементов молодежной культуры, а также ее закрытость и внутренняя эзотеричность не позволяют вывести общую теорию, создать единую концепцию
Определение состава и содержания феномена молодежной субкультуры выявило, что даже теоретически собрать в одно целое «рассыпающиеся» в стороны, резко отличающиеся друг от друга, не имеющие четких границ, перманентно возникающие и прекращающие свое существование молодежные группы и неформальные молодежчые объединения практически не представляется возможным Основными чертами постиндустриализма как наступающей реальности, как будущего, постепенно входящего в современность, а вместе с ним и постмодернистской ситуации являются плюрализм,
множественность, децентрация неопределенность, фрагментарность, прерывность, изменчивость, эклектизм Кроме того, эти же черты характерны и для молодежной субкультуры как феномена постмодернистской реальности, а также постмодернистского мировоззрения, отражающею перемены, происходящие в культурной реальности Поэтому философия постмодернизма не только применима к исследованию феномена молодежной субкультуры, но и помогает раскрыть философские онтологические аспекты данного феномена В молодежной субкультуре, нацеленной, в том числе, и на отработку ее приверженцами социальных ролей, нет и не должно быть четкой иерархии и фиксированного центра, поскольку отработка ролей предполагает возможность испробовать как главные, так и второстепенные роли приверженцами данной культуры
Применение к молодежной субкультуре постмодернистского метода деконструкции обнаруживает скрывающийся под внешней кажущейся целостностью противоречивый набор фрагментов, отношения между которыми вовсе не определенны и не однозначны, а их конфигурация может принимать разнообразные формы Но исследование феномена молодежной субкультуры осложняется еще и тем, что ее носители, порой выступая «интерпретаторами» и «комментаторами» собственного «культурного текста», по тем или иным причинам создают ей целостный образ, искусственно придавая ее неопределенной совокупности четкую форму, заглушая одни голоса и усиливая другие При этом применять постмодернистскую методологию необходимо лишь к постмодернистским феноменам, каковым является и молодежная субкультура, поскольку анализ их с использованием иной методологии не может быть исчерпывающим
Динамика молодежной субкультуры напрямую зависят от политики, проводимой в стране, а также от политической обстановки и политического «режима» Причем любая «оттепель», любая мягкая (или слабая) политика и ее режим, а также либеральная обстановка свободы, граничащей со
вседозволенностью сопровождаются бурным расцветом и разрастанием феномена молодежной субкультуры И, наоборот, любой режим жесткой политики, порой сопровождающийся «закручиванием гаек», приводит к резкому сокращению численности субкультурной молодежи, уменьшению количества неформальных молодежных объединений, а также частичному уходу молодежной субкультуры в андеграунд Примером этого можег служить «оттепель» Н Хрущева, пришедшая на смену жесткому, репрессивному периоду правления И Сталина, она ознаменовалась появлением шестидесятников-каэспешников, отечественного аналога американских битников Другим примером из истории нашей страны является смена жесткого политическою правления Ю Андропова на мягкую, преимущественно демократическую политическую линию М Горбачева Этот переход от жесткой политической линии правления Ю Андропова через не долгосрочное правление К Черненко к мягкой политической линии правления М Горбачева ознаменовался таким всплеском и расцветом молодежной субкультуры в СССР, какого страна и предположить не могла Именно тогда феномен молодежной субкультуры в нашей стране вошел в фазу «рассыпания» на множество разнообразных составляющих
Однако при рассмотрении зависимости динамики молодежной субкультуры от фактора внешнего политического воздействия следует учитывать то обстоятельство, что молодежная субкультура, являясь структурным элементом системы общества, подвергается внешнему комплексному воздействию множества факторов, в т ч и политических Поэтому мы никогда не встретимся с воздействием политики на динамику молодежной субкультуры в «чистом виде» Но, несмотря на это, приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что в динамике молодежной субкультуры не последнюю роль играет политика, даже если ее влияние усиливается или ослабляется действием других внешних факторов
Воздействия экономики как внешнего фактора на молодежную субкультуру приводит к изменениям последней Причем, если в случае с политикой мы имеем дело с относительно прямой зависимостью динамических процессов в молодежной субкультуре от политической линии руководства в стране, а также от политического режима, то в случае с экономикой зависимость оказывается более сложной Экономический фактор имеет большое значение как для возникновения и существования молодежной субкультуры в тех или иных ее формах и проявлениях, так и для фиксируемых изменений молодежной субкультуры В России катастрофический экономический спад, начиная с 1991 г, превратил миллионы людей в безработных Еще большее число людей формально не считалось безработными, но было ими фактически предприятия либо простаивали, либо наемные работники подолгу не могли получить зарплату Подавляющее большинство населения, жившее прежде если не богато, то вполне удовлетворительно, внезапно обнищало, и как следствие, появление молодежной субкультуры скинхэдов Банды бритоголовых возникли вначале в крупных и наиболее развитых городах - там, где сосредоточены основные богатства и где особенно заметно социальное расслоение Подростки из бедных семей, глядя на внезапно разбогатевших «новых русских», завидовали им и ненавидели их Но трогать защищенных личной охраной богатеев боялись и направляли свою ненависть на более доступный объект -«инородцев» Решить проблемы с данной субкультурой мы сможем лишь после того, как страна войдет в период экономического благополучия
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что влияние внешнего экономического фактора на молодежную субкультуру велико и приводит к динамическим изменениям, соответствующим экономическим волнам спада и подъема Причем экономический подъем сопровождается выходом на первый план и всплеском гуманитарного, «богатого» типа молодежной субкультуры, а экономический спад сопровождается выходом на первый план и всплеском криминогенного, «бедного» типа молодежной субкультуры
Механизм воздействия техники на динамику молодежной субкультуры сильно отличается от механизмов воздействия рассмотренных выше факторов -политики и экономики Сам феномен молодежной субкультуры является следствием возникновения и развития техники Будучи порождением техники, она прошла путь от ее «тотального» отрицания до практически растворения в ней
Аналогично тому, как молодые в США в 1960-х гг совершали социальную революцию современная молодежь совершает технологическую революцию в 1990-2000-х гг И свидетельство тому - Интернет Акцент молодежи на технике не хорош и не плох, он просто есть Сегодняшние молодые - это первое поколение, которое растет с персональными компьютерами Монитор для них столь же привычен, как телевизионный экран для более раннего поколения И, как телевидение в 50-х гг , персональные компьютеры способны порождать великие изменения Телевидение, к примеру, дало нам мгновенное средство массовой информации и превратило человечество в мировое сообщество то, что происходит с одним, происходит со всеми и касается всех В 60-х гг студенты испугались тех рамок, в которые их хотели загнать Самым популярным лозунгом тогда был «Не сгибайтесь, выпрямитесь, иначе вас изувечат» Информация же концентрировалась, накапливалась В 1990-х -начале 2000-х гс информация (а ее уже во много раз больше) распространяется Никакая организация не в состоянии контролировать поток фактов и данных -и, более важно, идей Это - движущая сила, стоящая за Интернетом Сегодня уже нет надобности в революциях или в создании контркультуры Сегодняшнее молодое поколение, растворившись в виртуальном пространстве, создало для себя свой образ мира - мир неограниченных возможностей Он находится под бдительным контролем лишь собственного сознания молодого человека Вопрос только в том, каково эго сознание Для подобных молодых людей пропала и надобность в создании молодежной субкультуры по старому типу Зачем куда-то идти и выдумывать, что делать, когда можно, не выходя из дома,
сидя у экрана монитора, общаться с массой людей и получать даже больше, чем может дать традиционная тусовка9
Таким образом, возникла молодежная субкультура нового типа Молодых людей из этой субкультуры не увидишь «тусующимися» на улице Их субкультура действительно растворилась в виртуальной реальности Она подобна вирусу невидима для окружающих, но поражает все новых молодых людей Называется эта молодежная субкультура «киберпанк» Входящие в нее молодые люди не всегда знают друг друга в лицо, но их очень много, причем по всему миру Правда, некоторых из них можно выделить из уличной толпы по дискете, привязанной к одежде, рюкзаку и т п, но, как правило, они предпочитают анонимность субкультурного существования Основным отличием киберпанка от традиционной молодежной субкультуры является то, что для данной субкультуры не существует границ, поскольку Интернет позволяет «гулять» им по всему миру и общаться с людьми, находящимися в любом месте на Земле Главное, чтобы там был компьютер, и выход в Интернет А еще необходимо знание языков И эта новая субкультуриая молодежь учит английский язык хотя бы для того, чтобы общаться с «себе подобными» И виновницей всех этих изменений является техника Киберпанки тусуются так же, как их сверстники на улице, с той лишь разницей, что месторасположение этой тусовки - Интернет Но в соответствии со всеми законами молодежной субкультуры там у них формируется свой стиль поведения, сленг, своя символика, вырабатываются свои правила и механизмы их выполнения В результате подлинная жизнь киберпанков действительно «перетекает» и протекает в виртуальном пространстве, и это вовсе не болезненная зависимость от Интернета а действительная молодежная субкультура
Поколение конца XX - начала XXI столетия, поколение киберпанка, во многом схоже с поколением битников 50-х гг XX столетия Битники были «детьми бомбы» Киберпанки - «дети компьютеров» и Интернета Однако они
так же, как и битники, чувствую! ют негатив который несет собой техника Киберпанки на собственной шкуре ощутили грядущую перспективу технократической цивилизации появление человека-винтика, человека-процессора, человека-видеокарты Они смогли прочувствовать проблему, но не смогли найти путь ее решения И если битники бежали от реальности «назад к природе», то киберпанки не найдут ничего лучшего, как бежать в еще несовершенную виртуальную реальность Причем, ощущая опасность, большинство из них даже не в состоянии четко сформулировать ее В этом и надо искать истоки мрачных умонастроений большинства представителей молодежной киберсубкультуры
На данный момент молодежная культура прошла путь от появления благодаря развитию и бурному внедрению в жизнь техники к отрицанию породившей ее техники, а затем к соединению с ней, а порой и частичному или полному растворению в ней Круг замкнулся или близок к тому, чтобы замкнуться Возможен ли следующий виток? Или же молодежная субкультура киберпанка, совсем как в концепции Ясперса, является одновременно и концом, и началом - концом периода традиционной молодежной субкультуры и началом периода молодежной субкультуры нового типа
Молодежная субкультура, будучи культурой в культуре, немыслима и не существует сама по себе - вне базовой культуры индустриально развитого общества Эти две культуры - «материнская» и «дочерняя» - тесно взаимосвязаны и взаимно дополняющие друг друга И в таком соединении они образуют единое целое
Культура индустриально развитых обществ включает в себя большое количество субкультур, моральные и эстетические нормы которых, а также внутренние ценности, не полностью соответствуют или противоположны принятым в рамках базовой культуры Среди них - субкультуры преступного мира, богемы, той или иной секты и т д Объединяет все эти субкультуры то,
что они не являются «общедоступными» Это субкультуры тех, кто не прнемлег общество, либо тех - кого не приемлет общество
Элементы молодежной субкультуры со временем постепенно интегрируются в базовую культуру общества, так, и элементы, естественно, базовой культуры постоянно привносятся в молодежную субкультуру И даже если элементы базовой культуры и отрицаются в рамках молодежной субкультуры, они все равно, так или иначе, привносятся, поскольку отрицать можно лишь го, что имеется Одним из результатов взаимодействия молодежной субкультуры с базовой культурой общества является усложнение культур, возникающее вследствие действия закона перехода количества в качество, в результате чего культуры переходят на иную ступень развития Наша сегодняшняя культура представляет не инверсию базовой культуры и молодежной субкультуры 60-х гг, а некую цельность, включившую в себя и элементы молодежной субкультуры 60-х гг, и молодежной субкультуры 70-х и т д гг , и элементы криминальной субкультуры, и элементы богемной и других субкультур
На деле каждое молодежное поколение, вырастая, вносит в базовую культуру своего общества то, что было выработано им в период молодости Это приводит нас к утверждению, что для того, чтобы одна реальность сменила другую, новые метафоры должны объединиться с властью, которая возьмет их на вооружение, ими вдохновится, попытается их овеществить, претворить в жизнь
Новые структуры, в число которых входит и молодежная субкультура для базовой культуры, даже спустя определенный временной промежуток, начинают работать лишь тогда, когда у людей перед глазами возникает соответствующая, картина бьпия, а в их деятетьносги начинает функционировать соответствующая обобщенная схема жизненного процесса, или онтология
В силу этого инверсия молодежной субкультуры и базовой культуры невозможна, ¡а возможно лишь вхождение элементов молодежной субкультуры
в базовую культуру а также частичное обновление последней наработками молодежной субкультуры, что отражает динамику взаимодействия этих двух культур
Таким образом, молодежная субкультура - это специфический, целостный феномен, появляющийся на стадии перехода общества к постиндустриализму и несущий в себе исторические и экзистенциальные характеристики, определяемые во многом базовой культурой, включающей экономическую, политическую, эстетическую и др компоненты
В заключении подводятся итоги исследования и излагаются основные положения, разработанные и сформулированные в процессе изучения феномена молодежной субкультуры Делается вывод - молодежные волнения, которые нередко рассматриваются как очередное проявление «конфликта поколений», являются на самом деле консолидацией молодежных интересов и ценностей И в этом смысле, молодежная субкультура есть зеркало взрослого мира вещей и отношений
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора
1 Аксютенко Н А Влияние экономики на развитие молодежной субкультуры (философский аспект) // Предпринимательство // ЗАО «JIM Проспект» № 2'07 - 0,3 п л
2 Аксютенко Н А Познай самого себя // Университетские вести , 2000
- 0,5 п л
3 Аксютенко Н А Системное в?леологическое воспитание М, 2002
- 0,06 п л
4 Аксютенко Н А Здоровый образ жизни // Университетские вести 2002
- 0,06 п л
5 Аксютенко НА Индивидуально-типологические особенности человека // СервиСЧ 2003 - 0,25 п л
6 Аксютенко Н А Социально-философские основания формирования молодежной субкультуры // Интеграл культур региональный вестник российских гуманитариев и философов - М Компания Спутник, 2006 -0,25 п л
7 Аксютенко Н А Негативизм контр культурных проявлений в рамках молодежной субкультуры / Под ред д-ра философ наук, проф А С Анисимова - М , 2006 - 4,5 п л
Аксютенко Наталья Алексеевна
ФИЛОСОФСКО-МИ РОВ ОЗЗ Р Е144 ЕС КИ Е ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Лицензия И Д № 04205 от 06.03.2001 г.
Сдано н производство 03.04.2007 Тираж 100 экз.
Объем 1,75п.л. Формат 60x84/16 Изд. № 134 Заказ 134
Го су дарегй еняо е образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет сервиса» )4]221, Московская обл., Пушкинский р-он, пос. Черкизово, ул. Главная, 99
© ГОУВПО «МГУС», 2007
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Аксютенко, Наталья Алексеевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ.
1.1 Формирование феномена культура в истории развития философской мысли.
1.2 Философский смысл понятия «молодежная субкультура».
1.3 Формирование статуса молодежной субкультуры.
1.4 Онтологический «симбиоз» молодежной субкультуры и контркультуры.
ГЛАВА И. МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК СПОСОБ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ МОЛОДЕЖИ.
2.1. Специфика и сущность молодежной субкультуры.
2.2. Молодежная субкультура и «культура для молодых».
2.3. Онтологический смысл молодежной субкультуры.
ГЛАВА III. ДИНАМИКА, ЧАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ.
3.1. Особенности современного философского анализа молодежной субкультуры.
3.2 Влияние политики и экономики на динамику молодежной субкультуры.
3.3 Влияние техники на формирование динамики молодежной субкультуры.
3.4 Особенности и общие признаки молодежной субкультуры
Введение диссертации2007 год, автореферат по философии, Аксютенко, Наталья Алексеевна
Актуальность темы исследования. Попытки осмысления феномена молодежной субкультуры в мировоззренческом плане предпринимаются сравнительно недавно. Долгое время проблема молодежной субкультуры в отечественно философской науке рассматривалась как не укладывающееся в привычные культурные нормы, как девиантное поведение, характеризующееся стремлением к гедонизму. Такие взгляды позволяли сделать выводы о значении ценностей, присущих молодежной субкультуре: то, что это, во-первых, скорее культура досуга, а не работы; во-вторых, в ее рамках социальные отношения организованы не вокруг семьи или отдельных друзей, а вокруг равных групп.
В то же время на Западе исследования сначала молодежи, а затем и собственно феномена молодежной субкультуры начались еще в первой половине XX столетия, хотя отдельные положения, подготавливающие изучение молодежи и молодежной субкультуры, можно обнаружить и в более ранних работах. Молодежь в известном смысле представляет будущее страны, а потому и настроения молодежи, ее поведение, самочувствие являются своеобразным барометром, измеряющим общий нравственный, идеологический, политический климат в данном обществе. Жизнеспособность любого общества зависит именно от молодежи. Сегодня феномен молодежной субкультуры остается серьезным «белым пятном» в нашем понимании общества, несмотря на то, что реальность сегодняшнего дня характеризуется активизацией и интенсификацией формирования молодежных субкультур. Отношение к молодежной субкультуре как к чему-то несерьезному, что «пройдет с возрастом», чрезвычайно опасно и в миро воззренческом плане, и в плане неадекватности реальному положению дел, что чрезвычайно актуализирует данное исследование.
Исходя из этого, анализ молодежной субкультуры приобретает не только теоретическую, но и мировоззренческую актуальность, которая диктуется необходимостью выработки адекватной политики в отношении субкультуры молодежи и учета ее как фактора современного развития общества.
Предмет исследования. Предметом исследования являются тенденции возникновения и развития феномена молодежной субкультуры как элемента современного социума.
Объектом исследования служит процесс формирования молодежной субкультуры как неотъемленной части бытия современного общества.
Цель исследования. Целью исследования является философский анализ молодежной субкультуры, рассматриваемой как целостный феномен в единстве его экзистенциальных характеристик.
Задачи исследования. В связи с этим ставятся следующие задачи: выявление философского смысла понятия «молодежная субкультура»; определение специфики молодежной субкультуры, ее места и роли в современной реальности;
• сравнение с «культурой для молодых» и контркультурой; исследование экзистенциальных смыслов молодежной субкультуры;
• исследование динамики развития молодежной субкультуры;
Основные положения, выносимые на защиту:
Молодежная субкультура возникает в период перехода индустриально-развитых социальных систем к постиндустриализму.
Причинами возникновения молодежной субкультуры как феномена следует считать увеличение периода профессионального обучения, порождающий феномен «социального детства» и продлевающий период взросления, что само по себе является следствием объективных процессов индустриализации. В связи с этим реально существующее определенное несоответствие во взглядах, вкусах, предпочтениях, ценностях и т.д. различных поколений не является действительной причиной возникновения молодежной субкультуры, а также ухода молодых людей в неформальные молодежные объединения.
К субъектам молодежной субкультуры следует причислять лишь часть молодежи, поэтому понятие «молодежная субкультура» нельзя рассматривать как общее явление. Возможными каналами продуцирования субкультурной молодежи служат: семья, учебное заведение, формальная группа, безработица или частичная занятость молодых людей, а также статусное несоответствие желаемого действительному.
Молодежная субкультура - это переходная стадия становления личности, утрачивающая свое значение по мере адаптации юноши к миру взрослых.
Между понятиями «молодежная субкультура», «культура для молодых» и контркультура имеют место следующие различия: молодежная субкультура - феномен урбанистический, характерный для крупных городов и имеет внутренний источник (молодые для себя). Культура для молодых -рассчитана на молодых людей вне зависимости от того, где они живут, является элементом массовой культуры и имеет внешний источник (старшие для молодых). Молодежная субкультура замкнута, «эзотерична», отделена от базовой культуры, но необязательно оппозиционна ей; контркультура -это всегда бунт, протест.
Научная новизна исследования. В ходе исследования получены результаты, которые можно охарактеризовать как новое знание о молодежной субкультуре: обосновано положение, что молодежная субкультура возникает на начальной стадии перехода индустриально-разцитых общественных систем к постиндустриализму; выявлены причины возникновения молодежной субкультуры: резкое ускорение темпов социокультурных изменений, удлинение периода обучения и профессиональной подготовки, потребность у молодых людей компенсировать невозможность самореализации иным путем; определено, что приобщение к молодежной субкультуре есть переходная стадия становления личности, утрачивающая свое значение по мере адаптации к миру взрослых; прослежено различие между молодежной субкультурой, «культурой для молодых» и контркультурой, выявлено, что все три вида культуры существуют либо параллельно, либо пересекаясь, либо сливаясь; прослежена зависимость динамики молодежных субкультур от политики, и экономики и техники;
Степень теоретической разработанности проблемы. Специфика предмета исследования определяет и характер теоретической проработки, так как теоретическое освоение его началось лишь во второй половине XX века. Все источники можно условно поделить на несколько групп:
Первая, это философские исследования, непосредственно посвященные проблемам молодежи и молодежных субкультур. К ним следует отнести работы К. Манхейма1, который один из первых обратил особое внимание на роль молодежи в обществе, заложив тем самым основы изучения молодежи и, соответственно, молодежной субкультуры. А также работы А. Алексеева2, Э.Я. Баталова3, В.Н. Боряз4, М. Мид5, Г.М. Пономарева6, Э.А.
7 8 9 10
Романаускайте , А. Тоффлера , П. Ханигана , Т.Б. Щепанской и др. Очевидно, что зарубежные источники в силу объективных причин значительно превышают по числу отечественные. Кроме того, именно зарубежными ав
1 Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М., Юрист, 1994. Алексеева А. Неформальное движение. - М., Политиздат, 1992. 1
3 Баталов Э.Я. Философия фунта. (Критика идеологии левого радикализма). - М., Политиздат, 1973.
4 Боряз В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. - Л., Наука, 1973.
5 Мид M. Культура и мир детства. - М., 1988. Пономарев Г.М. Молодежные субкультуры. - В кн.: Основы культурологи. - М., ACT. 1998.
7 Романаускайте Э.А. Молодежная субкультура как эстетический феномен. - М., 1991.
8 Тоффлер А. Футурошок. - СПб, Лань, 1997.
9 Ханиган П. Молодежь, испытывающая трудности. Понять, чтобы помочь. - M., 1999.
10 Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. - СПб., 1993, торами были выработаны основные концептуальные подходы к анализу феномена молодежной субкультуры.
Отечественные работы, касающиеся молодежной субкультуры или проблем молодежи, можно разделить на три части. Первая, наиболее крупная часть работ, была написана в 70-80-е гг. В основном в них анализировалось положение молодежи на Западе и молодежные движения протеста. В числе таких работ можно назвать следующие: A.M. Байчорова", Б. Бан-нова12, В. Большакова13, А.Р. Брычкова14, А.С. Грачева15, Ю.М. Климова16. Но в это же время появлялись работы, в которых авторы все же обращались к различным граням молодежной субкультуры, будь то анализ философских взглядов идеологов протестной молодежной субкультуры, или рассмотрение эстетики молодежной субкультуры (Давыдов Ю.Н.)17.
В этот период появились работы, предметом которых была собственно молодежная субкультура. Среди таких работ можно отметить следующие: Л.Н. Вдовиченко, А. Загорский18, А.П. Герасименко19, С.Н. Иконникова20, О.В. Никулина21, В.И. Оборонко22 и др.
Вторая часть работ по молодежной субкультуре по большей мере сосредотачивалась на описании внешних проявлений: активности, манер, обличий и т.п. представителей той или иной молодежной субкультуры, или «неформалов». К таким работам, например, относятся следующие: В.Н. Байчоров A.M. От «разбитого поколения» к контркультуре. Парадоксы молодежного протеста В США. -Минск, Б ГУ, 1982.
12 Баннов Б. Мятеж возмущенного разума. Студенчество Запада против империализма. - М., Молодая гвардия, 1970.
13 Большаков В. Бунт в тупике? (Очерки с идеологического фронта). - М., Молодая гвардия, 1973.
14 Брычков А.Р. Молодежь США: от нигилизма к политике. - М., 1974.
15 Грачев А.С. Поражение или урок? Об опыте и последствиях молодежных и студенческих выступлений 60-70 гг. на Западе. - М., 1978.
16 Климов Ю.М. Поколение кризиса или кризис поколения? - М., 1988.
17 Давыдов Ю.Н. Эстетика нигилизма. (Искусство и «новые левые»). - М., Искусство, 1975.
Х Вдовиченко Л.Н., Загорский А. «Альтернативные» движения молодежи в современном буржуазном обществе. - М., 1984. Герасименко А.П. Критика теорий молодежной культуры. - М., 1979.
211 Иконникова С.Н. Критика буржуазных концепций «молодежной культуры». - М., Знание, 1976.
Никулина О.В. Молодежная субкультура: за и против. - М., 1985.
22 Оборонко В.И. Западные молодежные субкультуры 80-х годов. - М., ИНИОН АН СССР, 1990.
Березовский, Н.И. Кротов23, А.В. Громов, О.С. Кузин24, А. Запесоцкий, А. Файнь, В.Ф. Левичева26, А. Марков27, Д.В. Ольшанский28, М.Г. Писарев29, Т. Хойбнер30, В.Н. Шкурин31 и др. Вместе с тем предпринимались попытки уйти от описательности и заняться анализом феномена молодежной субкультуры, выявлением причин его возникновения, отрицательных и поло
Х'У 3 3 жительных сторон. С.Н. Плаксий , З.В. Сенкевич .
В последние годы наметился поворот к осмыслению феномена молодежной субкультуры в различных его проявлениях. Д.В. Петров34 и др. При этом следует отметить, что в настоящее время преимущественно развиваются социология и психология молодежи, также большое внимание уделяется проблеме наркомании в молодежной среде, в то время как попытки философского осмысления молодежной субкультуры предпринимаются крайне редко. Все же мы не можем не упомянуть таких авторов как
-If ^fL
А. Запесоцкий, А. Файн , Н.А. Сосновский , А. Тарасов , и др., публикациям которых свойственно желание осмыслить феномен молодежной субкультуры.
Методологическая основа исследования. Стремление познать сложные явления действительности при помощи одного единственного инструмента противоречит логике самого «события» мира, описываемого в
23 Березовский В.К., Кротов Н.И. Неформальная Россия. - М., 1990.
24 Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы. Кто есть кто? - М., 1990
25 Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений. - М., Профиздат, 1990
26 Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон. - М., Молодая гвардия, 1989.
27 Марков А. Самодеятельные молодежные объединения. - Л., 1988.
28 Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. - М., 1990.
Писарев М.Г.Неформальные движения молодежи В США и странах Запада в 60-70-е годы. - М., АН СССР, 1989.
30 Хойбнер Т. Вызов неприкаянных: Модные волны и молодежные течения - теды, хиппи, панки, рокеры в Западном мире. - М., 1990.
31 Шкурин В.Н. Неформальные молодежные объединения. - М., 1990.
32 Плаксий С.К. Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности. - М., Знание, 1988.
33 Сенкевич З.В. Молодежная культура: «за» и «против». - М., 1990.
34 Петров Д.В. Молодежные субкультуры. - Саратов, 1996.
35 Запесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений. - М., Профиздат, 1990. Сосновский Н.А. Миф о люберецком «Гарлеме». // «Знание- сила», 1992, № 2432.
37 Тарасов А. Есть ли будущее у молодежи. // «Свободная мысль», 1996, № 7. теории. В связи с этим представляется целесообразным использование методологии, ориентированной на плюрализм смыслов и оценок. Этот эффект достигается благодаря использованию нескольких методологических оснований, ведущими из которых являются постмодернистские принципы. Фрагментарность постиндустриального общества проявляется в множественности социокультурного пространства, состоящего из культуры в свою очередь «сотканных» из множества различных подкультур, или субкультур, среди которых и молодежная. Постмодернистская методология деконструкции с последующей реконструкцией, позволяет не только лучше понять источники, сущностные основания, а также динамические процессы, характерные для молодежной субкультуры, но и показать, что молодежная субкультура является закономерным продуктом развития обществ на переходе от индустриально-развитой стадии к постиндустриализму.
Исследования молодежной субкультуры в настоящей работе опираются на теоретические и эмпирические источники: к первым относятся работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные изучаемой проблематике; ко вторым - результаты социологических исследований, личные наблюдения, материалы публикаций средств массовой информации, в том числе Интернет.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Дан целостный теоретический образ молодежной субкультуры как экзистенциального феномена, полученные при этом результаты открывают эвристические и функциональные возможности для решения фундаментальных социально-философских и этических проблем, могут быть использованы при создании целостной концепции общества.
Положения и выводы, обоснованные в диссертации могут применяться при чтении основных и специальных курсов по различным философским дисциплинам студентам, аспирантам, слушателям институтов и факультетов повышения квалификации по всем гуманитарным и техническим специальностям, способствовать выработке мировоззренческих и нравственных ориентации личности, а также использоваться как информационный и методологический базис в организациях, учреждениях и других социальных институтах, нацеленных на работу с молодежью.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Философско-мировоззренческие проблемы молодежной субкультуры"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог проведенного исследования, можно сказать, что молодежная субкультура - не отклонение от нормы, не вариант девиантного поведения, а один из частных случаев, вариантов нормы, характерной для постиндустриальных обществ.
Каждая конкретная общественная система и соответствующая ей культура включает в себя различные подсистемы, или субкультуры, которые характеризуется своими специфическими чертами, образом жизни, мировосприятием и т.д. Эти подсистемы отличаются от базовых тем, что они являются неполными, частичными. Субкультуры - это некие подкуль-туры, или культуры в культуре. Кроме того, они несут в себе все особенности своей базовой культуры. Все культурные системы на идентичной стадии развития обладают одним и тем же набором субкультур. Причем субкультуры предоставляют человеку право сознательно выбрать их. Молодежная субкультура - эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это - «элитарная» культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это - частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет (т.е. мировосприятие, умонастроение) ее носителей.
Для феномена молодежной субкультуры характерно следующее: она представляет собой общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней, т.е. идентифицирует себя с ней. Члены такой общности могут формировать как группы непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки), так и виртуального общения (например, ки-берпанки); вхождение молодого человека молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре, какими являются прическа, одежда, жаргон, украшения и т.п. значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы:
• посредством нее молодые люди узнают «своих»; она отличает данных молодых людей и выделяет среди «чужих»; она работает на объединение и сплочение группы; она позволяет молодым людям демонстрировать и отстаивать свою позицию.
Появление феномена молодежной субкультуры по времени совпало с началом перехода общества к постиндустриализму, основными чертами которого являются плюрализм, множественность, неопределённость, фрагментарность, изменчивость, эклектизм. Эти черты характерны и для постмодернистского мировосприятия и философии, и для молодежной субкультуры.
Истоки развития феномена молодежной субкультуры следует искать в переходе общественных систем от статичности к динамичности и в соответствующем изменении положения молодых людей в общественных системах. В статичных обществах главную роль играло старшее поколение, в динамичных эту роль играет молодое поколение. Изобретение техники и внедрение ее в производство ознаменовало переход к динамичным обществам и породило новую демографическую группу - «молодежь». Так, проводившиеся в 70 - 90-х гг. XX столетия исследования показали, что проблема «конфликта поколений» во многом оказалась утрированной. Это приводит к выводу, что из реального несоответствия во взглядах, вкусах, предпочтениях, ценностях и т.д. поколений вовсе не следует «выводить» возникновение молодежной субкультуры, а также уход молодых людей в неформальные молодежные объединения. Такое понимание причин возникновения молодежной субкультуры излишне поверхностно.
В действительности индустриально-развитые и постиндустриальные общественные системы привносят в бытие новое явление: биологически и физиологически взрослых «социальных детей», нуждающихся, в самоутверждении, самовыражении. Невозможность для некоторых из них удовлетворения этой потребности, вызванная чрезвычайным удлинением периода обучения, приводит к возникновению молодежной субкультуры.
Внедрение техники в производство обернулось для человека индустриализацией, появлением «массового общества», превратившего людей в толпу, в массу, следствием чего стало возникновение массовой культуры, ориентированной на человека массы, малообразованного, малокультурного. К тому же времени на историческую арену вышла большая армия молодых людей, основным занятием которых была учеба, имевшая много свободного времени, которое можно было тратить на развлечения. А потому заработала индустрия производства культуры для молодых людей. Но эта создаваемая культура нивелировала их еще несформировавшиеся личности. Попыткой противостоять этому явилась молодежная субкультура. Правда, эскапизм молодых людей, их желание сохранить собственную индивидуальность на деле обернулись лишь иной формой ее потери, поскольку в молодежных субкультурах одним из основных требований к ее членам является принятие определенных общих норм, ценностей, стандартов, языка, манер и т.п. данной культуры.
Молодежная субкультура и культура для молодых сосуществуют, порой параллельно, порой пересекаясь, но никогда не сливаясь.
С 60-х гг. XX столетия понятие молодежной субкультуры начинают связывать с понятием «контркультура». Однако эти два различных типа культуры могут а) не иметь ничего общего один с другим, б) взаимопере-секаться и в) сливаться в одно целое, создавая некий «симбиоз».
Молодежная субкультура является своеобразной формой адаптации к нормам, ценностям, образу жизни общества, попыткой внесения изменений в старую, а иногда и создания новой системы ценностей, морали и т.п. общества. Поэтому молодежная субкультура носит инновационный характер. Однако не все инновации «впитываются» базовой культурой, а лишь те, которые продуктивны и соответствуют изменившейся ситуации в современном молодежной субкультуре обществе.
Будучи субкультурой, исследуемый феномен не только зависит от базовой культуры, но и влияет на него. Наша сегодняшняя культура представляет некую цельность, включившую в себя и элементы молодежной субкультуры 60-х гг., и молодежной субкультуры 70-х и т.д. гг., и элементы криминальной субкультуры, и элементы богемной и других субкультур. Каждое молодежное поколение, вырастая, вносит в базовую культуру своего общества то, что было выработано им в период молодости. Однако чтобы одна реальность сменила другую, новые метафоры должны объединиться с властью, которая возьмет их на вооружение, ими вдохновится, попытается их осуществить. В жизни же возможно лишь вхождение элементов молодежной субкультуры в базовую культуру, а также частичное обновление последней наработками молодежной субкультуры, что отражает динамику взаимодействия этих двух культур.
Список научной литературыАксютенко, Наталья Алексеевна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Алексеева А. Неформальное движение. - М., Политиздат, 1992.
2. Артюхов С.М. Отрицательный угол. М., Молодая гвардия. 1990.
3. Аттическая философия: Платон: Апология Сократа. Философия от античности до современности. М., 2004. С. 1173
4. Байчоров A.M. От «разбитого поколения» к контркультуре. Парадоксы молодежного протеста в США. Минск, БГУ, 1982.
5. Баннов Б. Мятеж возмущенного разума. Студенчество Запада против империализма. М., Молодая гвардия, 1970.
6. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М., 1989.
7. Баталов Э.Я. Философия фунта. (Критика идеологии левого радикализма). М., Политиздат, 1973.
8. Белл Д. грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.
9. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.
10. Березовский В.К., Кротов Н.И. Неформальная Россия. М., 1990.
11. Бестужев-Лада И.В. какая ты, молодежь? М., 1988.
12. Библер В. От наукоучения к логике культуры. (Два философских введения в двадцать первый век). - М., 1991.
13. Большаков В. Бунт в тупике? (Очерки с идеологического фронта). -М., Молодая гвардия, 1973.
14. Боноски Ф. Две культуры. М., Прогресс.
15. Боряз В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. -Л., Наука, 1973.
16. Бруно Д. Изгнание торжествующего зверя. О причине, начале и едином. Мн.: Харвест, 1999. Ст. 348
17. Брычков А.Р. Молодая Америка. М., молодая гвардия, 1971.
18. Брычков А.Р. Молодежь США: от нигилизма к политике. М. 1974.
19. Булгаков С.Н. Два Града. Исследование о природе общественных идеалов. В 2-х томах. СПб: Из-во РХГИ, 1997.
20. Бюлер Ш. Жизненный путь человека. М., 1972.
21. Василев Г. Без демаркационной линии. (Интеллигенция, «контркультура» и революция), пер. с болгарского. М.: Прогресс, 1976.
22. Вдовиченко Л.Н., Загорский А. «Альтернативные» движения молодежи в современном буржуазном обществе. М., 1984.
23. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
24. Виндельбанд В. Дух и история. М., 1995.
25. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа С-Пб.: Наука, 1992.
26. Герасименко А.П. Критика теорий молодежной культуры. М., 1979.
27. Грачев А.С. Поражение или урок? Об опыте и последствиях молодежных и студенческих выступлений 60-70 гг. на Западе. М., 1978.
28. Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы. Кто есть кто? М., 1990
29. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
30. Гуревич П.С. Судьбы юных. М., Знание. 1982.
31. Давыдов Ю.Н. Эстетика нигилизма. (Искусство и «новые левые»). -М., Искусство, 1975.
32. Давыдов Ю.Н., Роднянская К.Б. Социология контркультуры. (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь). М., 1980. С. 248.
33. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. СПб., 1995.
34. Дети, подростки и молодежь России. Ситуационный анализ. (Доклад Горбачев-фонда). М., 1998.
35. Дидро Д. Избранные атеистические произведения, М., 1956.
36. Дидро Д. Собрание соч., т. 10, М., 1997, с. 271.
37. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996.
38. Емельянов Ю.В. Обострение социально-политических противоречий в США и молодежь. М., Наука. 1986.
39. Еремин Ю.В. Миф о конфликте поколений. М., 1973.
40. Западные молодежные субкультуры 80-х годов. М., АН СССР, 1990.
41. Запесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений. М., Профиздат, 1990.
42. Зарубежная фантастическая проза прошлых веков: М.: Правда, 1989.
43. Зеньковский В.В. История русской философии. Харьков: Фолио; М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
44. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. -Оренбург, 1999.
45. Иванов В.И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. С.
46. Иконникова С.Н. Критика буржуазных концепций «молодежной культуры». М., Знание, 1976.
47. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., Интрада, 1998.
48. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. -М., Интрада. 1996.
49. Ильин И.А.: Путь к очевидности, М.: Республика, 1992.
50. Ильинский И.М., Алещенок С.В., Володин Н.А. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы. М.: Голос, 1999.
51. Исламишина Т.Г. Молодежные субкультуры. Казань, 1997.
52. Кант И. Сочинения. В 8-ми т. Т. 3, С. 526 М.: "ЧОРО", 1994.
53. Каргалова М.В. Молодежь Европы в поисках выхода. М., 1990.
54. Кенистон К. Юность, перемены и насилие. // «Америка», 1969, №150.
55. Киссель М.А. Философия призрачного существования. В кн.: Общество и молодежь. - М., Молодая гвардия, 1968.
56. Климов Ю.М. Поколение кризиса или кризис поколения? М., 1988.
57. Козловски П. Культура постмодерна. М., Республика, 1997.
58. Кон И. НТР и проблемы социализации молодежи. М., 1988.
59. Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры. М., 1986.
60. Крапивенский С.Э. Социальная философия. -М., 1996.
61. Кузьмин В.А. Молодежь на пути в XXI век. М., 1992.
62. Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон. М., Молодая гвардия, 1989.
63. Лиотар Ж-Ф. Состояние постмодерна. М., СПб., 1998.
64. Лосский Н. О. Избранное. М.: "Правда", 1991.
65. Луков В.А., Меламуд В.Э. Компьютер и школа. Социокультурные последствия компьютеризации. М., 1998.
66. Мадисон А. Хиппи выход из этой игры. - М., Юрист, 1994.
67. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., Юрист, 1994.
68. Маркарян Э.С. О концепции локальных цивилизаций. Ер., 1962.
69. Марков А. Самодеятельные молодежные объединения. Л., 1988.
70. Маркузе Г. Одномерный человек. -М., 1989.
71. Мельвиль А.Ю., Разлогов И.О. Контркультура и современное искусство. М., 1981.
72. Мельвиль А.Ю., Разлогов К.Э. Контркультура и «новый» консерватизм. -М., Искусство, 1981.
73. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
74. Микешина Л.А., Опенко М.Ю. Новые образы познания и реальности. М.: РОССПЭН, 1997. С. 112.
75. Молодежные движения и левый радикализм в современном американском обществе. Ред. Рековской Ю.А. М. 1989.
76. Молодежь в системе общественных отношений. Ред. Долгов В.Ф. -Липецк, Липецкий гос. техн. ун-т. 1999.
77. Молодой россиянин на пороге XXI века: социокультурное измерение. Межвузовский сборник научных трудов. Нижний Тагил, 1996.
78. Молчанов В.В. Массовая мистификация: контркультура и суеверия. -Л„ Лен-издат, 1987.
79. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997.
80. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М., 1994. С. 217.
81. Мяло К.Г. Время выбора: молодежь и общество в поисках альтернативы. М., Политиздат, 1991.
82. Мяло К.Г. Под знаменем бунта. (Очерки по истории и психологии молодежного протеста 1950-1970 гг.). М., 1998.
83. Ненашев С.В., Пилатов С.Г. Дети андеграунда: Приглашение к разговору. Л., Лениздат. 1990.
84. Неформальные объединения молодежи вчера, сегодня . а завтра? (Сб. статей).-М., 1988.
85. Никулина О.В. Молодежная субкультура: за и против. М., 1985.
86. Ницше Ф. Соч. в 2-х т. М„ 1990.
87. Новинская М.И. Студенческая революция в США и кризис буржуазных ценностей. // «Вопросы философии», 1972. №12.
88. Новинская М.И. Студенчество США. Социально-психологический очерк 60 -нач. 70-х гг. М., Наука. 1977.
89. Оборонко В.И. Западные молодежные субкультуры 80-х годов. -М., ИНИОН АН СССР, 1990.
90. Общеевразийский национализм. Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей М.: Айрис-пресс, 2002.
91. Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. -М., 1990.
92. Омельченко E.JI. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000.
93. Ортега-и-гассет X. Восстание масс. В кн.: Ортега-и-иГассет X. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991.
94. Петров Д.В. Молодежные субкультуры. Саратов, 1996.
95. Писарев М.Г.Неформальные движения молодежи В США и странах Запада в 60-70-е годы. М., АН СССР, 1989.
96. Плаксий С.К. Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности. М., Знание, 1988.
97. Пономарева Г.М. и др. Молодежные субкультуры. В кн.: Основы культурологи. - ML, ACT, 1998.
98. Пригожий К., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
99. Пути и перепутья «потерянного поколения». Молодежь Запада у развалин общества «всеобщего благоденствия». М., 1985.
100. Рассел Б. История западноевропейской философии. М., 1959. Ю1.Решетов П.Н. Современная идеологическая борьба и молодежь.1. М., Просвещение. 1990.
101. Родионов С.В. Молодежные «электронные» субкультуры как социокультурный феномен. Саратов. 2000.
102. ЮЗ.Розенталь Э. В поисках идеала. -М., 1976. С. 58. Ю4.Романаускайте Э.А. Молодежная субкультура как эстетический феномен. -М., 1991.
103. Руднев Н.А. Бизнес на мечте. М., Педагогика. 1997.
104. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. СПб, 1913. Ю7.Ручкин Б.А. Российская молодежь: десять глобальных проблем.1. М., Социум, 1999.
105. Ю8.Салычева J1.A. «Новые левые»: с кем и против кого. М., 1992. 109.Сенкевич З.В. Молодежная культура: «за» и «против». - М., 1990.
106. Скурлатов В. Молодежь и прогресс: философские размышления о драме свободы, любви и измены в истории. М., 1980.
107. Соловьев B.C. Соч. в 2 т. М., Т. 1. 1998.
108. И2.Сосновский Н.А. Миф о люберецком «Гарлеме». // «Знание- сила»,1992, №2432.
109. Тарасов А. Есть ли будущее у молодежи. // «Свободная мысль», 1996, №7.
110. Толстых А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения. М., 1988.
111. Тоффлер А. Третья волна. -М., 1999.
112. Тоффлер А. Футурошок. СПб, Лань, 1997.
113. Трансформация российского общества и молодежь. (Сост. Гилязит-динов Д.М.) Уфа, Башкирский ун-т, 2000.
114. Трубецкой Н.С. Русская церковь и русская культура: В кн. Пути Евразии. М.: Русская книга, 1992. С. 298.
115. И9.Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1993.
116. Федоров И.И. Критика контркультуры и ее взаимосвязи с культурой массовой. Киев, 1983.
117. Философия в вопросах и ответах / Е.В. Зорина, Н.Ф. Рахманкулова и др. Под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
118. Фихте И.-Г. Сочинения в 2 т. Т. 1, С. 437-438. СПб.: Мифрил,1993.
119. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
120. Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть? Минск, 1997.
121. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: А-cad, 1994.
122. Ханиган П. Молодежь, испытывающая трудности. Понять, чтобы помочь. -М., 1999.
123. Хойбнер Т. Вызов неприкаянных: Модные волны и молодежные течения -теды, хиппи, панки, рокеры в Западном мире. М., 1990.
124. Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Российские подростки в информационном мире. М., 1998.
125. Чередниченко Т.А., Шубкин В.И. Молодежь вступает в жизнь. М., Мысль, 1985.
126. Шелер М. Избр. произв. М., 1994.
127. Шельский Г. Скептическое поколение. В кн.: Общество и молодежь. -М., Молодая гвардия, 1968.
128. Шкурин В.Н. Неформальные молодежные объединения. М., 1990.
129. Шмелев А.А. Молодежные культурные и социальные движения в России.//«Социс», 1998, №8.
130. Шпак В.И. Молодежные течения. М., 1994.
131. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: ВО "Наука", 1993.
132. Щекочихин Ю. По ком звонит колокольчик? // «Социс», 1987. №1.
133. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993.
134. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
135. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений. М., Профиздат, 1990
136. Янкелович Д. Новая мораль американской молодежи. М., 1991.
137. Ясперс К. Смысл и назначение истории. -М., 1991.