автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Феномен повседневности
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Магомедова, Аминад Ахмеднуриевна
Введение.
Глава 1. Феномен повседневности: значение слова и история понятия.
§ 1. Повседневность: семиотическое исследование.
§ 2. История исследования феномена повседневности.
Основные вехи.
Глава 2. Феномен повседневности: онтологические структуры социального бытия.
§ 1. Архе мифа как первообраз повседневности.
§ 2. Архетипы повседневного бытийствования.
§ 3. Материально - телесное начало повседневности.
§ 4. Образная реальность, маркирующая повседневность.
Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Магомедова, Аминад Ахмеднуриевна
Актуальность темы исследования. Исследование феномена повседневности, выявление его устойчивой структуры - одна из важных проблем современной философии. Глубокое понимание повседневности позволит расширить рамки многостороннего изучения человека, позволит с новой точки зрения взглянуть на проблему отношений человека и социума. Феномен повседневности многогранен, поскольку с ним связаны язык, речь, коммуникация, взаимодействие, труд, воображение, сознание, понимание, интерпретация и другие феномены человеческого бытия. Структуры повседневности, как специфически организованные дисциплинарные пространства общества, образуют фундамент всех социальных институтов. Изучение повседневной жизни актуально как системы должного, культивируемого в рамках дисциплинарных пространств. Раскрытие сущности феномена повседневности позволит понять сложные формы социальных отношений. Повседневность как фундаментальная сфера социальной реальности позволит раскрыть многообразие общественного организма в его единстве. В перспективе раскрытие данной темы позволит преодолеть методологические преграды в исследовании различных социальных институтов лишь по функциональным признакам и научиться рассматривать их в единстве как целостную социальную жизнь.
Степень разработанности проблемы. В классическом философском дискурсе изначально наблюдалась тенденция понимать повседневное как враждебное разуму, как рутинное, обыденное, раз и навсегда установленное.
Уже Платон и Аристотель различали обыденное мнение и истинное знание. По их мнению, лишь второе могло соответствовать подлинному бытию. Следует отметить, что Аристотель тем не менее придавал особое значение повседневной жизни. Размышляя о городе-государстве и месте человека в нем, он подчеркивал, что регламентированная повседневная жизнь полиса важна для сильного процветающего государства, как фундамент для здания.
Феномен повседневности обратил на себя пристальное внимание в связи с так называемым "кризисом европейской науки", точнее, кризисом идеи прогресса истории. Надысторические законы оказались не в состоянии объяснить все многообразие реальной жизнедеятельности человека. В связи с этим этнографы и историки в конце XIX и начале XX веков обратились к таким сторонам общественно-исторической жизни, как семиотика вещей и повседневности, картина мира в обыденном сознании, внеправовые и внеэкономические регуляторы общественного поведения. К.Леви-Брюль, изучая жизнедеятельность примитивных народов, пришел к выводу, что сознание архаического человека содержит определенный образ жизнеосуществления, позволяющий осмыслить повседневность современности. Л.Февр и М.Блок, осмысляя понятие ментальности, которое было разработано в трудах К.Леви-Брюля и других этнографов, создали Школу "Анналов". Изучение ментальности позволило историкам с новой стороны приблизиться к пониманию социального поведения людей. Труды Л.Февра, М.Блока, Ж.Ле Гоффа, Ф.Броделя, Н.Элиаса и ряда других исследователей значимы для данного исследования потому, что объектом их исследования является повседневная жизнь.
Феноменологическая школа во главе с Э.Гуссерлем предприняла попытку подвергнуть феномен повседневности строгой философской рефлексии. Э.Гуссерль, размышляя о кризисе Европы, предложил переосмыслить сущность рационализма. Он изложил понимание повседневности и повседневного опыта как некой предданности смыслов.1 Э.Гуссерль признавал за миром повседневной жизни роль фундамента теоретического знания и считал, что познание бытия возможно на его основе. А.Шютц вслед за Э.Гуссерлем интерпретирует "интерсубъективный жизненный мир" как "интерсубъективный мир повседневной жизни". Значение повседневности А.Шютц наиболее полно раскрывает в учении о конечных областях значений. Повседневность он рассматривает как одну из
1 Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия// Гуссерль Э. Философия как строгая наука. - Новочеркасск, 1994; Гуссерль Э. Картезианские размышления. - Спб, 1998. сфер реальности, которая первична по отношению к другим сферам, как верховную реальность.1 П.Бергер и Т.Лукман2 вслед за А.Шготцом раскрыли повседневность как рациональную структуру и выявили ряд особенностей, присущих ей. А.Хеллер3, Б.Вапьденфельс4 и Б.Кепеци5 подчеркивают рациональное начало повседневной жизни. Значителен вклад М.Хайдеггера в исследовании этого феномена.6
Анализу феномена повседневности посвящены труды отечественных мыслителей: В.В.Розанова, И.И.Ясинского, Л.Г.Григорьева, Л.Г.Ионина, Б.В.Маркова, Г.С.Кнабе, И.А.Бутенко, А.Л.Ястребицкой, С.Н.Тесля и др. Л.Г.Григорьев и Л.Г.Ионин преимущественно интерпретируют работы А.Шютца. Б.В.Марков считает, что повседневность - это ткань человеческих отношений, рационально обусловленная.7 Г.С.Кнабе рассматривает повседневность как понятие неотчужденной духовности.8 С.Н.Тесля смысл повседневного видит в усилии, выступающем в качестве направленности жизнеосуществления, в конституировании определенных состояний жизнео существ ления.9
В трудах этих исследователей повседневность осмысляется как фундаментальная сфера реальности, необходимая для формирования личности и социума в целом. Подчеркивая основательность этих исследований, отметим тем не менее, что в этих трудах хотя и намечен, но не осуществлен в полной мере анализ онтологических структур повседневности.
1 Шютц А. Здравый смысл и научная интерпретация человеческой деятельности// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Вьт.4. 1994. С.43-48; Шютц А. Структуры повседневного мышления// Социологические иссследования. 1988. № 2. С.129-137; Schutz A., Luckman Т. The structures of the life-World. London,1974; Schutz A. The problem of social reality//Collected papers. Vol.l. The Hague, 1971.
2 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М., 1995.
3 Heller A.Can Everyday life be Endangered?// Can Modernity Survive. Padstow, Cornwall, 1990. p.43-60.
4 Вапьденфельс Б. Повседневность как плавильный тагль рациональности//Социологос. Социология, антропология, метафизика. Вып.1. М., 1991. С.39-51.
5 Кепеци Б. Культура масс и культура повседневная// Культуры. М., 1982. №1-2. С.26-38.
6 Хайдеггер М.Бытие и время.М., 1993; Хайдеггер М.Время и бытие. М., 1997; Хайдеггер М.Работы разных лет. М., 1993.
7 Марков Б.В. Социальная философия и повседневный мир жизни// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Вып.4. 1994. Спб.,1994. С.27.
8 Киабе Г.С. Диалектика повседневности// Вопросы философии. 1989. № 5. С.26-38.
9 Тесля СЛ . Опыт аналитики повседневного. М., 1995.
Цель и задачи исследования. Общая цель исследования заключается в том, чтобы осуществить социально-философский анализ феномена повседневности, акцентируя онтологический аспект. Цель его состоит не только в том, чтобы обосновать реабилитацию повседневности как сферы приватного, и тем самым - значимого для каждого из нас, но и в том, чтобы неприметный процесс трансформации структур жизненного мира сделать предметом рефлексии социальной философии. Достижение цели диссертационного исследования предполагает решение следующих задач:
- анализ повседневности как одного из ключевых понятий современной социальной философии в онтологическом плане;
- исследование основных этапов развития социально-философской мысли в изучении повседневности;
- определение концептуальной парадигмы повседневности;
- изучение архаического пласта концептуальных механизмов, поддерживающих символический универсум фундаментальной сферы реальности;
- выявление детерминантов, лежащих в основе конструктов типичного знания фундаментальной сферы;
- описание процесса легитимации повседневности;
- семиотическое исследование данного понятия .
Методология и источники исследования. Методологической основой исследования в самой общей форме является метод восхождения от частного к общему. Также используются феноменологические приемы, метод конкретно-исторического исследования, элементы структурнофункционального подхода.
Диссертант опирался на ряд работ, которые для данного исследования являются классическими: "Никомахова этика" Аристотеля, "Картезианские размышления" Э.Гуссерля, "Бытие и время" М.Хайдеггера, "Проблема социальной реальности" А.Шютца, "Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания" П.Бергмана и Т.Лукмана, "Подвергается ли повседневная жизнь опасности?" А.Хеллер и другие. На диссертационное исследование оказали существенное влияние идеи В.В.Розанова, Ю.М.Лотмана, М.Элиаде, В.А.Подороги, К.С.Пигрова, М.С.Кагана, Б.В.Маркова, Г.Ф.Сунягина, М.С.Уварова и др. Использованы также работы ряда исследователей в области этнографии (К.Леви-Брюля, К.Леви-Стросса, В.Тэрнера, Э.Б.Тэйлора, М.Мид, В.Н.Топорова, А.К.Байбурина) и психологии (З.Фрейда, К.Г.Юнга, А Лффе).
Научная новизна данного диссертационного исследования заключается в следующем:
- определена парадигма повседневности как архе (пра-событие);
- осуществлено изучение концептуальных механизмов повседневности;
- дан анализ конструктов типичного знания повседневной жизни;
- определена сущность повседневности как материально-телесное.
Основные положения, выносимые на защиту:
- Повседневность как фундаментальная реальность актуализируется путем повтора и многократного воспроизведения. Архе как реактуализируемое пра-событие представляет собой концептуальную парадигму повседневности.
- Вариации архетипов коллективного бессознательного лежат в основе конструктов типичного знания верховной реальности.
- Легитимация повседневности осуществляется текстами, маркирующими повседневную жизнь.
- Феномен повседневности имеет материально-телесную основу.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Анализ феномена повседневности является необходимой ступенью в разработке теоретического исследования о роли повседневности в деятельности социума.
Диссертантом были выполнены переводы работ А.Шютца1 и А.Хеллер2, использующие основные теоретические положения диссертации. Положения и выводы диссертации, а также выполненные переводы могут быть использованы при составлении общих и специальных курсов по социальной философии, а также по истории философии. Результаты работы могут быть применены также при составлении программ социологических исследований, формировании стратегии социальной работы в современной России.
Апробация работы. Основные результаты исследования отражены в 8 научных публикациях. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры социальной философии и философии истории философского факультета СПбГУ и была рекомендована к защите.
Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографии и приложения. Работа изложена на 173 страницах, библиография включает 249 наименований на русском, немецком и английском языках.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Феномен повседневности"
Выводы диссертации предполагают следующие перспективы исследования данной тематики:
- Социально-философский анализ феномена повседневности в исламе и культуре мусульманского региона. Исламская религиозная доктрина уделяла большое внимание поведению верующего человека в повседневной жизни. Это обусловило специфику менталитета и культуры мусульманского мира.
Сравнительный анализ типизаций фундаментальной сферы различных культур, а также текстов, маркирующих повседневность.
В качестве процесса интерпретации символического поля повседневности возможен анализ вещетворения как особого аспекта жизнедеятельности человека. Вещетворение можно рассмотреть с точки зрения реактуализации ритуальной первовещи, имеющей сакральное начало.
- Экспликация современных форм мифа, символического универсума и ритуалов, направленных на поддержание современной повседневной жизни.
- Экспликация и анализ мифологем повседневной жизни, используемых в современном искусстве, политических учениях и социальных программах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Повседневность как фундаментальная сфера социальной реальности представляет собой неизменное единство. В процессе изменения данная сфера реальности выступаете качестве того, на основе чего возможны изменения, в качестве того, что подвергается изменению, в качестве фермента, способствующего изменению и в качестве того, что остается неизменным при всех происходящих изменениях. Бытие в качестве жизни является самовозобладанием повседневности, постоянно возобновляющейся в своей неизменности. Повседневностью обусловлено присутствие человека при бытии. Сама повседневность характеризуется специфической рациональностью и задана парадигмой повтора концептуальных событий.
Архе космогонического мифа выступает первообразом повседневной жизни. Космогония является образцовой моделью для подражания идеальному архетипу. Реактуализация пра-события позволяет человеку различать и удерживать реальность. Архе мифа задает концептуальную парадигму повседневности.
Типизации верховной реальности фундированы в коллективном бессознательном и являются вариантами архетипов. Типизации, будучи конструктами первого порядка, вытесняются культурными символами -конструктами второго порядка, и включаются в смысловое поле символов. Анализ образов Дома и Матери показал их архетипическую природу и то, что они являются значимыми конструктами повседневности. Это позволило раскрыть сущность повседневности как материально-телесного бытия.
Повседневное пребывание при бытии осуществляется человеком в границах своего тела и в границах освоенного им пространства. Лад руки преобразует пространство из чужого, враждебного в свое, родное, поступь (шаг) торит дорогу жизни. Человек, преодолевая смерть новой жизнью, не только повторяет жест первотворца, он подтверждает тем самым свои корни, свою связь с землей.
Концептуальные моменты бытия запечатлены в паремиологических текстах. Необходимость седиментации жизненного опыта и легитимации дотеоретического знания обусловливают роль языка как хранилища и инструмента коллективных седиментаций. Социальная роль субъектов повседневности, имеющих доступ к институционально объективированным системам знания, заключается в том, что они делают их доступными членам социальной общности.
Список научной литературыМагомедова, Аминад Ахмеднуриевна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Аристотель. Метафизика// Сочинения в 4-х т. Т. 1. - М.: Мысль, 1971.-С.63-367.
2. Аристотель. Никомахова этика// Сочинения: в 4-х т. Т.4. М.: Мысль, 1983. - С.53-293.
3. Ауэрбах Э. Мимесис: изображение действительности в западноевропейской литературе. М.: Прогресс, 1976. - 556 с.
4. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Семиотизация мира в ритуале. СПб.: Наука, 1993. - 237 с.
5. Байбурин А.К. Ритуал: старое новое// И с гор и ко этнографическое исследование по фольклору. - М.: Наука, Изд. фирма "Восточной литературы", 1994. - С.35-48.
6. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. -Л.: Наука, 1983. 191 с.
7. Бак Д.П. Эстетика М.Бахтина в контексте генезиса идеи исторической поэтики// Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. СПб.: Алетейя, 1995. - С. 179-188.
8. Барт Ролан. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. -615 с.
9. Барт Ролан. Мифологии. М.: Изд-во им.Сабашниковых, 1996. - 315 с.
10. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990.527 с.
11. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979,- 318 с.
12. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искус гво Л 986.445 с.
13. Бейлис В.А. Теория ритуала в трудах Виктора Тэрнера// Тэриер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. - С.7-31.
14. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Московский философ, фонд и др., 1995. - 322 с.
15. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. М.: Протестант, 1994. - 1220 с,
16. Бондарь Н. И. Век Год - День (К вопросу об уровнях ритуально -мифологического программирования повседневности)// Мифология и повседневность. Материалы научной конференции 18-20 февраля 1998. -СПб.: б.и., 1998. - С.23-31.
17. Брянский В.П. Искусство и философия. Калининград: Янтарный сказ, 1999.-703 с.
18. Бревде Г. Хаос и структура сознания// Размышления о хаосе. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. -СПб., 1997.- Вып.З. С.215-218.
19. Блок М. Апология истории или Ремесло историка. М.: Наука, 1986. -254 с.
20. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, 15-18 века. Т.1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М.: Прогресс, 1986. - 622 с.
21. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, 15-18 века. Г.2. Игры обмена. М.: Прогресс, 1988. - 632 с.
22. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, 15-18 века. Т.З. Время мира. М.: Прогресс, 1992. - 679 с.
23. Буркхард Я. Общественная жизнь и праздники// Буркхард Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М.: Интрада, 1996. - С.307-364.
24. Бутенко И. А. Социальное познание и мир повседневности: горизонты и тупики феноменологической социологии. М.: Наука, 1987. - 141с.
25. Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности// Социологов Социология, антропология, метафизика. М., 1991. - Вып. 1 .-С.39-51.
26. Вебер-Келлерман И. Обряды жизненного цикла и социальная стратификация. Семья и детство// Советская этнография. 1988. - № 6. -С.50-64.
27. Вермеер Дельфтский Ян. М.: Из обр. искусств о, 1995. - 128 с.
28. Вермер Ян. СПб.: ICAR, 1994. - 128 с.
29. Вейсманов. Немецкий лексикон с латинским переложением на российский язык. СПб.: при Императорской Академии наук, 1782. - 673 с.
30. Владимиров М. Хаос и . ( 12 антиномий)// Размышление о хаосе. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. -СПб., 1997. Вып.З. - С.59-61.
31. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике// Сочинения. Т.1. М.: Соцэкгиз,1938. -472 с.
32. Гелл пор Э. Слова и вещи. М.: Изд-во иностр. литературы, 1962. - 344 с.
33. Гете И. В. Опыт как посредник между объектом и субъектом// Избранные философские произведения. М.: Наука, 1964. - С.101-109.
34. Гете И. В. Опыт и наука// Избранные философские произведения. М.: Наука, 1964.-С. 119-124.
35. Гете И. В. Максимы и размышления// Избранные философские произведения. М.: Наука, 1964. - С.314-377.
36. Голан Ариэль. Миф и символ. М.: Русслиг, 1993. - 375 с.
37. Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987,- 218 с.
38. Григорьев Л. Г. Шюц и социология повседневности// Социологические исследования. 1987. -№ 1. - С. 123-136.
39. Грякалов A.A., Грякалова Н.Ю. Темы символы в творчестве Бориса Пильняка (Опыт восходящего чтения)// Символы в культуре. - СПб., 1992. -С.43-53.
40. Грякалов A.A. М. Бахтин и Я.Мукаржовский: знаки пути к человеку// Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. СПб.:Алетейя, 1995. - С.72-102.
41. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия// Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Сагуиа, 1994. - С. 101-137.
42. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, Ювента, 1998. -315 с.
43. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа "Анналов". М.: Индрик, 1993. - 327 с.
44. Гюлльман К. Д. Общественная и частная жизнь в европейских городах средних веков. СПб.: В типографии Н.Греча, 1839. - 296 с.
45. Даль В. Толковый словарь живого Великорусского языка. М., 1955. -Т.З. - 555 с,
46. Дмитриева Л.С. Теоритические проблемы праздничной культуры в работах М.Бахтина// Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. СПб.: Алетейя, 1995. - С.27-31.
47. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М.: Наука, 1990. -246 с.
48. Евзлин М. Космогония и ритуал:. М.: Радикс, 1993. - 337 с.
49. Знаменитые греки и римляне. 35 библиографий выдающихся деятелей Греции и Рима. СПб: Индивиндуальное частное предприятие Кузнецова : Эпоха, 1993.-448 с,
50. Зомбарт В. Буржуа : Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.: Наука, 1994. - 442 с.
51. Ионии Л . Г. Понимающая социология. Исторический и критический анализ. М.: Наука, 1979. - 207 с.
52. Ионин Л. Г. Историзм повседневности// Ускорение социально -экономических процессов и культурные проблемы социальной организации. М.: ИФАН, 1987. - С.35-55.
53. Исупов К.Г. Об историзме прозаики. (Вместо послесловия к фрагменту книги К.Эмерсона и Г.С.Морсона)// Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. СПб.: Алетейя, 1995. - С.310-314.
54. Истер В. Пайдея : Воспитание античного грека :(эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1997. - 335 с.
55. Кареев H. Эволюция внешнего быта// Энциклопедический словарь Русского Библиографического Института Гранат. М., 1932. - Т. 50.-С.658-684.
56. Картины мира в истории мирового искусства ( с древнейщих времен к Новому времени). М.: НИИРАХ, 1995. - 142 с.
57. Кассирер Э . Познание и действительность. Понятие о субстанции и понятие о функции. СПб.: Изд-во "Шиповник", 1912. - 454 с.
58. Кепеци Б. Культура масс и культура повседневная// Культуры. М., 1982. -№№ 1-2. - С. 10-19.
59. Кессиди Ф. От мифа к логосу. М.: Мысль, 1972. - 312 с.
60. Кнабе Г.С. Диалектика повседневности// Вопросы философии. 1989. -№ 5. - С.26-46.
61. Косидовский 3. Библейские сказания. М.: Политиздат, 1966. -456 с.
62. Костомаров Н.И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа.- М.: Просвещение, 1996. 575 с.
63. Костомаров Н.И. Домашная жизнь и нравы великорусского народа : утварь, одежда, пища и питье, здоровье и болезни, нравы, обряды, прием гостей. М.: Экономика, 1993. - 397 с.
64. Криничная Н. А. Дом его облик и душа. - Петрозаводск: КНЦ РАН, 1992. - 29 с.
65. Ксенофонт. Домострой// Сократические сочинения.- СПб.: АО "Комплект", 1993. С. 253-318.
66. Ксенофонт. Пир// Сократические сочинения.- СПб.: АО "Комплект", 1993.- С. 207-252.
67. Купер Дж. Мандала// Энциклопедия символов. М., 1995. - С. 196.
68. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. Киев: Ваклер; М.: Рефлбук, 1997. -383 с.
69. Ланг Э. Миф. М.: Издание В.Линд, 1901. - 209 с.
70. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. М.: Прогресс, 1992. -372 с.
71. Леви Брюль Л. Первобытное мышление// Сверхестественное в первобытном мышлении. - М.: Педагогика-пресс, 1994. - С.7-372.
72. Левинтон Г. А. Ритуалы и ритуализированные формы поведения// Рациональность и семиотика поведения : Материалы научно-методологического семинара по проблемам логики, психологии и семиотики деятельности. Киев, 1988. - С.53-54.
73. Леви С гросс К. Первобытное мышление. - М.: Республика, 1994. - 384 с.
74. Леви Стросс К. Печальные тропики : Путешествие по Бразилии. -Пушкино: Культура, 1994. - 319 с.
75. Леви Стросс К. Структурная антропология. - М: Наука, 1985. - 535 с.
76. Липе Ю. Происхождение вещей: Из истории культуры человечества. М.: ИНН, 1995.- 271 с.
77. Лосев А.Ф. Символ// Философская энциклопедия. М., 1970. - Т.5. -С.10-11.
78. Лосев А.Ф. Символ//Эстетика. Словарь. М., 1989. - С.570-577.
79. Лосев А.Ф. Логика символа// Философия, мифология, культура. М.: Политиздат, 1991. - С.247-275.
80. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. -М.: Искусство, 1995. 319 с.
81. Лосев А.Ф. Самое само// Миф-число-сущность. М.: Мысль, 1994. -С.299-526.
82. Лосев А.Ф. Диалектика мифа// Миф-число-сущность. М.: Мысль, 1994.-С.6-216.
83. Лосев А.Ф. Специфика языкового знака в связи с пониманием языка как непосредственной действительности мысли// Знак, символ, миф. М.: Изд-воМГУ, 1992. -С.92-113.
84. Лосев А.Ф. Аксиоматика знаковой теории языка// Знак, символ, миф. М.: Изд-во МГУ, 1992. - С.28-64
85. Лосев А.Ф. Аксиоматика теории специфического языкового знака (Стихийность знака и ее отражение в сознание)// Знак, символ, миф. М.: Изд-во МГУ, 1992. - С.65-91.
86. Лосев А.Ф. Терминологическая многозначность в существующих теориях знака и символа// Знак, символ, миф. М.: Изд-во МГУ, 1992. - С.220-245.
87. Лосев А.Ф. Мифология// Философская энциклопедия. М., 1964. - Т.З. -С.457-467.
88. Лосев А.Ф. Хаос// Философская энциклопедия. М., 1970. - Т.5. - С.430-431.
89. Лосев А.Ф. Хаос// Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х тт. М., 1994. -Т.2.-С.579-581
90. Лотман Ю М. О мифологическом коде сюжетных текстов// Сборник статей по вторичным моделирующим системам. Тарту: ТГУ, 1973. -С.86-90.
91. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры// Символ в системе культуры. Труды по знаковым системам XXI. Тарту: ТГУ, 1987. - С. 10-21.
92. Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя// Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х тг. Т.1. Таллинн: Александра, 1992. -С.413-447.
93. Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культуры// Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х тт. Т. 1. Таллинн: Александра, 1992. - С. 102-109.
94. Лотман Ю.М". Декабрист в повседневной жизни ( Бытовое поведение как историко-психологическая категория)// Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х тг. Т.1. Таллинн: Александра, 1992. - С.296-336.
95. Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре 18 века// Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х тт. Т.1. Таллинн: Александра, 1992. - С.248-268.
96. Лотман Ю.М., Успенский Б. А. Миф имя - культура// Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х тт. Т. 1. - Таллинн: Александра, 1992. - С.58-75.
97. Маковский М. М. Язык миф - культура: Символы жизни и жизнь символов. - М.: б.и., 1996. - 330 с.
98. Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1996. - 416 с.
99. Мамардашвили М. К., Пятигорский А. М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Школа языки русской культуры, 1997. - 224 с.
100. Марков Б. В. Социальная философия и повседневный мир жизни II Вестник Санкт-Петербургского университета. 1994. - Серия 6. - Вып.4. -С.22-29.
101. Марков Б. В. Разум и сердце: история и теория менталитета. СПб.: СПбГУ, 1993.- 229 с.
102. Марков Б. В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб.: Алетейя, 1999. - 296 с.
103. Марков Б. В. Хаос порядка// Размышления о хаосе. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Спб., 1997. - Вып.З. -С.101-129.
104. Мей терский В. М, Проблема символического интерпретанта в семиотике текста// Символ в системе культуры. Труды по знаковым системам XXI. -Тарту: ТГУ, 1987. -С.3-9.
105. Мелитипский Е. М. Поэтика мифа. М.: Изд.фирма "Восточной литературы": Школа языки русской культуры, 1995. - 406 с.
106. Мертлик Р. Античные легенды и сказания. М.: Республика, 1992. - 479 с.
107. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. - 429 с.
108. Морозов И.В. Дорога к дому// Дом человека( экология социально -антропологических процессов). Материалы межвузовской конференции 16 -18 марта 1998. СПб.: Изд-во института теоретической астрономии РАН, 1998. -С.51-54.
109. Морсон Г.С., Эмерсон К. Творчество прозаики// Бахтинология: Исследования, перевода, публикации. Спб.: Алетейя, 1995. - С.288-309.
110. Назаров В. Н. Нравственная мудрость как творчество жизни// Философские науки. 1991.- № 11. - С.51 -65.
111. Никулин H.H. Золотой век нидерландской живописи. 15 век. М.: Изобразительное искусство, 1982. - 398 с.
112. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М.: ИЧП "Жанна", 1994. - 362с.
113. Ницше Ф. Сумерки идолов или как философствуют молотом// Сочинения в 2-х тт. Т.2. М.: Мысль, 1990. - С.556-650.
114. Пигров К.С. Амбивалентность социального (опыт исследования онтологических оснований)// Вестник Санкт-Петербургского университета. 1994. - Серия 6. - Вып.4. - С. 11 -18.
115. Пищун С.В. Социальная философия В.В.Розанова. Владивосток: Из-в о Дальневосточного университета, 1993. - 152 с.
116. Платон. Пир// Собрание сочинений в 4-х гг. Т.2. М.: Мысль, 1993. -С.81-135.
117. Плутарх. Ромул// Древний мир в памятниках письменности. Часть 3.- М: Госиздат, 1922,- С.27-33.
118. Плутарх. Пир семи мудрецов// Моралии. М.: Эксмо-прее, Харьков: Фолио, 1999. - С.359-389.
119. Плутарх. Застольные беседы// Моралии. М.: Эксмо-пресс, Харьков: Фолио, 1999. - С.41-280.
120. Подорога В.А. "Фундаментальная антропология" М.Хайдсггера// Буржуазная философская антропология XX века. М.: Наука, 1986. -С. 34-49.
121. Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М.: Ad Marginem, 1995. - 340 с.
122. Подорога В.А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии. Серен Киркегор, Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер, Марсель Пруст, Франц Кафка. М.: Ad Marginem, 1995. - 427 с.
123. II о дорога В. А. Мир без сознания. (Проблема телесности в философии Ф.Ницше)// Проблема сознания в современной западной философии. М.,1989. С. 15-32.
124. Политическая история: Россия СССР - Российская Федерация: в2-х тт. T.l. -М.: ТЕРРА, 1996.- 656 с.
125. Потебня А. А. Миф и слово// Слово и миф. М.: Правда, 1989. - С. 256270.
126. Потебня А. А. Об участии языка в образовании мифов // Слово и миф. -М.: Правда, 1989. С.270-274.
127. Потебня А. А. Религиозный мир// Слово и миф. М.: Правда, 1989. -С.274-275.
128. Потебня А. А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. - С.285-379.
129. Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. - 687 с.
130. Рабле Ф. Гарганиоа и Пантагрюэль. Пермь: Пермская книга, 1993. -536 с.
131. Рождественский А. Мифическое как человеческое самопонимание// Размышления о хаосе. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Спб., 1997. - Вып.З. - С.81-100.
132. Розанов В. В. Люди лунного света. Метафизика христианства. СПб., 1913. -304 с.
133. Розанов В. В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. - С,3-91.
134. Розанов В. В. Опавшие листья//Сумерки просвещения. М.: Педагогика,1990. С. 387-524.
135. Розанов В. В. Русский Нил// Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. -С.525-594.
136. Розанов В. В. Русская церковь// В темных религиозных лучах. М.: Республика, 1994. - С.8-29.
137. Розанов В. В. В темных религиозных лучах// В темных религиозных лучах. М.: Республика, 1994. - С,95-183.
138. Розанов В. В. Купол храма// В темных религиозных лучах. М.: Республика, 1994. - С. 184-252.
139. Розанов В. В. Свеча в храме// В темных религиозных лучах. М.: Республика, 1994. - С.253-403.
140. Розанов В. В. Семя и жизнь// Собрание сочинений в 2-х тт. Т.1. М.: Правда, 1990. - С.207-216.
141. Розанов В. В. В мире неясного и нерешенного// В мире неясного и нерешенного. М.: Республика, 1995. - С.7-336.
142. Розанов В. В. Из восточных мотивов// В мире неясного и нерешенного. -М.: Республика, 1995. С.339- 424.
143. Российский с немецким и французским переводом словарь, сочиненный Иванов Нордстетом в 2-х частях. СПб., 1780-1782. - 784 с.
144. Российский целлариус, или этимологический лексикон, изданный Ф. Гелтергофом. М.: иждивением типографщика и книгопродавца И.К.Шнора, 1771.-547 с.
145. Словарь современного русского литературного языка в 17 п. М-Л., 1959. -Т.8.- 458 с.
146. Руткевич Б. Д. Феноменологическая социология знания. ~ М.: Наука, 1993. 271 с.
147. Свасьян К. А. Философия символических форм у Э.Кассирера: Критический анализ. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1989. - 237 с.
148. Свасьян К. А. Проблема символа в современной философии. Ереван, Изд-во АН АрмССР, 1980. - 226 с.
149. Словарь русского языка в 4-х тт. М., 1983. - Т.З. - 750 с.
150. Словарь синонимов русского языка: в 2-х тт. Л., 1971. - Т.2. - 856 с.
151. Соколов Э. Порядок и хаос в социальном пространстве// Размышления о хаосе. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Спб., 1997. - Вып.З. - С. 150-152.
152. Соколов М.Н.Бытовые образы в западноевропейской живописи ХУ-ХУП веков: реальность и символика. М.: Изобр. иск-во, 1994. - 287 с.
153. Соловьев Э.Ю. Попытка обоснования новой философии истории в фундаментальной онтологии М.Хайдеггера// Новые тенденции в западной социологической философии. М.,1988. - С. 43-65.
154. Сумцов H. Ф. Символика славянских обрядов. М.: Изд. фирма "Восточная литература", 1996. - 295 с.
155. Супягин Г.Ф. Архитектура и общество. JL: Знание, 1973. - 37 с.
156. Стеблин Каменский М. И. Миф. - Л.: Наука, 1976. - 104 с.
157. Тамарченко Н.Д. М. Бахтин и В. Розанов. ( Идея "родового тела" и кризис христианской этики на рубеже XIX-XX вв.)// Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. СПб.: Алетейя, 1995. - С. 171-178.
158. Терещенко А. Быт русского народа: народность, жилища, домоводство, образ жизни, музыка свадьба, время исчисления, крещение и пр. 4.1. М.: Русская книга, 1997. - 283 с.
159. Терещенко А. Быт русского народа: народность, жилища, домоводство, образ жизни, музыка свадьба, время исчисления, крещение и пр. 4.2. М.: Русская книга, 1999. - 334 с.
160. Тесля С.Н. Опыт аналитики повседневного. М.: Изд-во МГУ, 1995. -229 с.
161. Толковый словарь русского языка/ Под ред. проф. Д.Н.Ушакова. М., 1939. - Т.З. - 1424 стб.
162. Топорков А. Л. Суеверные приметы и мифология повседневности// Мифология и повседневность. Материалы научной конференции 18-20 февраля 1998 г. СПб.: б.и., 1998. - С.32-42.
163. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэгаческо! о. М.: Издательская группа "Прогресс" - "Культура", 1995.-624 с.
164. Топоров В. Н. Апология Плюшкина: вещь в антропоцентрической перспективе// Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в областим и фон оэти ческою. М.: Издательская группа "Прогресс" - "Культура", 1995. -С.7-111.
165. Топоров В. Н. О ритуале. Введение в проблематику// Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва "Наука", 1988. - С.7-60.
166. Топоров В. Н. Мандала// Мифологический словарь. М., 1990. - С. 332333.
167. Топоров В. Н. Модель мира// Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х п. М., 1994. - Г.2. - С. 161-164.
168. Топоров В. Н. Космогонические мифы// Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. М., 1994. - Т.2. - С.6-9.
169. Топоров В. Н. Космос// Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. -М., 1994.-Т.2.- С.9-10.
170. Топоров В. Н. Хаос// Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х п . М., 1994. -Т.2. - С. 581-582.
171. Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1991. - 496 с.
172. Трушина Л. Дуальная организация города: космос и хаос// Размышления о хаосе. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. СПб., 1997. - Вып.З. - С. 175-177.
173. Трушина Л. Культурные константы в символике городской среды// Символы, образы и стереотипы современной культуры. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. СПб.,2000. - № 9. ~ С.260-267.
174. Тзйлор Э.Б. Первобытная культура: Исследования развития мифологии, философии, религии, искусства и обычаев: в 2-х тт. Т. 1. Си б.: Издание редакции журнала "Знание", 1872. - 460 с.
175. Тзйлор Э.Б. Первобытная культура: Исследования развития мифологии, философии, религии, искусства и обычаев: в 2-х гг. Т.2. Спб.: Издание редакции журнала "Знание", 1872. - 484 с.
176. Тэрнер В. Символы в африканском ритуале// Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. - С.32-46.
177. Тэрнер В. Гадание и его символика// Символ и ритуал:. М.: Наука, 1983. - С.48-73.
178. Тэрнер В. Ритуальный процесс. Структура и антиструктура// Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. - С. 106-264.
179. Уваров M.С. Антиномичность как атрибут научного мышления. Владивосток: изд-во Дальневосточного ун-та, 1993. 208 с.
180. Уваров М.С. Архитектоника исповедального слова. СПб.: Алетейя, 1998. - 243 с.
181. Уваров М.С. Бинарный архетип: Эволюция идеи антиномизма в истории европейской философии и культуры. СПб.: БГТУ, 1996. - 212 с.
182. Февр Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991. - 629 с.
183. Франк С.Л. Духовные основы общества// Русское зарубежье : из истории социальной и правовой мысли. Л.: Лениздат, 1991. - С.243-433.
184. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. - 447 с.
185. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. СПб.: Алетейя, 1997. -191с,
186. Фрейд 3. Я и Оно. М: ЭКСМО-пресс, Харьков: Фолио, 1998. - 1037 с.
187. Фрейд 3. Хрестоматия по истории психологии. М.: Просвещение, 1980. - 347 с.
188. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 429 с.
189. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986. - 238 с.
190. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1986. - 703 с.
191. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Буржуазный век. М.: Изд-во центра "Терра": Республика, 1996. - 440 с.
192. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Галантный век. М.: Изд-во центра "Терра": Республика, 1996. - 478 с.
193. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса. М.: Изд-во центра "Терра": Республика, 1996. - 440 с.
194. Хайдеггер М. Исток художественного творения// Зарубежная эстетика и теория литературы XIX XX вв. - М.: МГУ, 1987. - С. 59-72.
195. Хайдеггер М. Искусство и пространство// Бытие и время. М.: Республика, 1993. - С.312-316.
196. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме// Бытие и время. М.: Республика, 1993. -С.192-220.
197. Хайдеггер М. Вопрос о технике// Бытие и время. М.: Республика, 1993. -С.221-238.
198. Хайдеп ер М. Основные понятия метафизики// Бытие и время. М.: Республика, 1993. - С.327-345.
199. Хайдеггер М. Время картины мир// Бытие и время. М.: Республика, 1993.-С.41-62.
200. Хайдеггер М. Вещь// Бытие и время. М.: Республика, 1993. - С.316-326.
201. Хайдеггер М. Тезис Канта о бытии// Бытие и время. М.: Республика, 1993. -С.361-381.
202. Хайдеггер М. Время и бытие М.: Ad Margin em, 1997. - 452 с.
203. Хайдеггер М. Творческий ландшафт : Почему мы остаемся в провинции?// Работы разных лет. М.: Гнозис, 1993. - С.218-221.
204. Хайдеггер М. Проселок// Работы разных лет. М.: Гнозис, 1993. - С.238-241.
205. Хайдеггер М. Жительствование человека// Работы разных лет. М.: Гнозис, 1993. -С.295-300.
206. Хайдеггер М. Рассказ о лесе во льду Адальберта Штифтера// Работы разных лет. М: Гнозис, 1993. - С.269-279.
207. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа, 1991. -193 с.
208. Хейзинга И. Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления XIV-XVbb. во Франции и Нидерландах. М.: Наука, 1988.- 539 с.
209. Хендерсон Дж. J1. Древние мифы и современный человек// Юнг К. Г. Человек и его символы. М.: Серебрянные нити, 1997. - С. 103-154.
210. Хогеленд Дж. Хайдеггер о бытии человека// Современный человек: цели, ценности, идеалы. М.: ИНИОН, 1988. - С.23-35.
211. Христофорова О. Б. Моделирование поведения в традиционной культуре: к вопросу о функциях фольклора// Мифология и повседневность. Материалы научной конференции 18-20 февраля 1998. СПб.: б.и., 1998. -С. 14-22.
212. Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. - 447 с.
213. Цивьян Т. В. Мифологическое программирование повседневной жизни// Этнические стереотипы поведения. JL: Наука, 1985. - С. 154-178.
214. Человек в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени М.: Изд. центр гуманитарного ун-та, 1996. -372 с.
215. Шапир М.И. Язык быта (Языки духовной культуры)// Путь. 1993. - №3. -С. 120-138.
216. Швы рев B.C. Рациональность как ценность культуры // Вопросы философии. 1992. -№ 6. - С.91-105.
217. Шейк и н А. Г. Символ// Культурология XX века. Энциклопедия . СПб.: Университетская книга, 1997. - Т.2. - С.406-409.
218. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой культуры. Т.1. М.: Мысль, 1993. - 666 с.
219. Шютц А. Здравый смысл и научная интерпретация человеческой деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1994. -Серия 6. - Выи.4. - С.43-48.
220. Шютц А. Создание понятий и теории в социальных науках// РЖ Серия Социология. 1992. - № 3. - С. 154-169.
221. Шютц А. Структура повседневного мышления// Социологические исследования. 1988. - № 2. - С. 129-137.
222. Шютц А. Возвращающийся домой// Социологические исследования. 1995. -№2. С. 136-142.
223. Щукин В. Г. Дом и кров в славянофильской концепции. Культурологические заметки// Вопросы философии. 1996. - № 1. - С. 135147.
224. Эли аде М. Аспекты мифа. М.: Инвест-ППП, 1995. - 240 с.
225. Эли аде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987. - 312 с.
226. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемоеп>. -СПб.: Алетейя, 1998. 250 с.
227. Эли аде M. Священное и мирское. М.: Изд-во Московского университета, 1990. - 144 с.
228. Этимологический словарь русского языка: в 2-х тт./ Сост. А.Преображенский. М.,1959. - Т.2. - 1284 с.
229. Юнг К. Г. Душа и миф: 6 архетипов. Киев: Порт-Рояль, 1997. - 382 с.
230. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. - 304 с.
231. Юнг К. Г. Концепция коллективного бессознательного// Юнг К. Г. Человек и его символы. М.: Серебря и и ы е нити, !997. - С.337-346.
232. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М.: Ренессанс, 1992. - 282 с.
233. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Канон г, 1994. - 317 с.
234. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. СПб.: Университетская книга; М.: Act, 1997.-558 с.
235. Юнг К.Г. Четыре архетипа. Мать. Дух. Трикстер. Перерождение// Алхимия снов. СПб.: Тимошка, 1997. - С. 172-302.
236. Ястребицкая А. Л. Повседневность и материальная культура средневековья в отечественной медиевистике// Одиссей. Человек в истории. -М., 1991. -С.84-102.
237. Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI-XIII вв. Эпоха. Быт. Костюм. М.: Искусство, 1978. - 175 с.
238. Ясинский И. И. Культура и структуры повседневности. СПб., 1898. -267 с.
239. Яффе А. Символы в изобразительном искусстве// Юнг К. Г. Человек и его символы. М.: Серебрянные нити, 1997. - С.227-268.
240. Alltag und Identitaet: zur Theorie des modern Alltagsleben/ Gerhard Mueller. Frankfurt a. M.: Lang, 1985. - 260 s.
241. Arendt H. The Human Condition. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1958. -333 p.
242. Heller A. Can Everyday Life be Endangered?// Can Modernity Survive? -T.J.Press Ltd, Padstow, Cornwall, 1990. p.43-60.
243. Eliade M. Myth and Reality. New York, 1968. - 235 p.
244. Elias N. Uber den Prozess der Zivilisation: Soziogenetische und psychogenetische Untersuchunden. Bd. 1 -2. Frankfurt am Main, 1978. - 674 s.
245. Malinowski B. Magic, Science and Religion and other essays.- New York: Doubleday, 1954. 274 p.
246. Materialistische Kulturtheorie und Alltagskultur/ Wolfgang F. Hang; Kaspar Maase. Berlin: Argument-Verl., 1980. - 216 s.
247. Schutz A.The structeres of the Life-World. London, 1974. - 335 p.
248. Schutz A. The problem of social reality// Collected papers. Vol. 1. Martinus NijhofF. The Hague, 1971. - 357 p.