автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Феномен современного сериала в контексте дискурсов о свободе человека
Полный текст автореферата диссертации по теме "Феномен современного сериала в контексте дискурсов о свободе человека"
На правах рукописи
9 15-9/65 «ф^
Пеннер Регина Владимировна
ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО СЕРИАЛА В КОНТЕКСТЕ ДИСКУРСОВ О СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА
09.00.13 - философская антропология, философия культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Челябинск - 2015
Работа выполнена на кафедре философских наук Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств»
Научный руководитель:
Апухтина Нина Георгиевна, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философских наук федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств»
Официальные оппоненты:
Азарян Самир Генрихович, доктор философских наук, доцент, доцент кафедры телерадиовещания федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Краснодарский государственный университет культуры и искусств»
Кириллова Наталья Борисовна, доктор культурологии, профессор, профессор кафедры культурологии и социально-культурной деятельности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет им. Первого президента России Б. Н. Ельцина»
Ведущая организация:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет»
Защита состоится 01 октября 2015 г. в 15 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 210.020.01, созданного на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств» по адресу: 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36а, 1 корпус, ауд. 206 (конференц-зал).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке и на сайте Челябинской государственной академии культуры и искусств (http://www.chgaki.ru/).
Автореферат разослан__2015 года
Ученый секретарь
диссертационного совета, кандидат культурологии, доцент
Тарасова Юлия Борисовна
Введение
Актуальность темы исследования. Современного человека можно обозначить как homo faber, homo scriptus и homo descriptus, homo loquens и homo videns, homo electronicus и т. д. Все эти обозначения указывают на родовую характеристику человека XXI столетия - homo ludens. В «турбулентном» мире ключевой чертой, отличающей современного человека, является игровое отношение к действительности. Современный мир предоставляет человеку разнообразные возможности, многочисленные права и свободы. Но страшна не сама свобода, лежащая в основе существования человека - под вопрос ставится способность человека играющего «выжить в условиях полной свободы».
Человек издавна пытался осмыслить, что есть его свобода, завоевывал и отстаивал право на свободу, понимая ее как ценность. Не случайно в истории культуры существуют различные дискурсы о свободе человека. Свобода человека - одна из основных тем экзистенциалистской философии. Экзистенциальные проблемы всегда волновали не только философов, но и художников. Облекаясь в рационально-логические и художественно-поэтические формы, они «живут» в современной культуре. Представлены они и в дискурсе массовой культуры, одним из продуктов которой является современный сериал.
В эпоху постмодерна человек все больше вовлечен в консьюмеризм, в том числе, в активное потребление произведений массовой культуры. В этом кроется одна из причин особой популярности сериалов. В стремлении понравиться своему потребителю и закрепиться на телеканалах на длительный срок сериал стал гибким, многогранным, поливариантным и свободным от шаблонов. Заслуживает внимания точка зрения Э. Тоффлера, согласно которой не следует оценивать увеличение числа продуктов масс-медиа как фактор, обусловливающий лишь стандартизацию человека. Такая оценка была бы сопряжена с непониманием новых реалий.
Родиной сериала, возникшего немногим позже звукового кино и телевидения, являются США. Рост популярности американского сериала объясняется сложившимися традициями и огромным опытом съемки сериалов. Некоторые крупные компании («ABC», «НВО», «NBC», «CBS» и др.) специализируются на их производстве. Правообладатели американских сериалов размещают результаты работы многочисленных специалистов на крупнейших сайтах, доступных любому пользователю. Кроме того, в США впервые возникли так называемые «цифровые» сериалы, доступные только пользователям Интернет. Используя маркетинговые технологии, создатели сериалов собирают многочисленные аудитории. Популярность сериала, кроме того, обусловлена нетривиальностью, разветвленно-
стью, открытостью сюжетов, повороты которых все труднее предугадать; а главные герои сериалов со своими проблемами так напоминают современного человека, «запутавшегося» в своей «игровой» реальности.
У российских телекомпаний, как и у телекомпаний многих других стран, опыт съемки сериалов далеко не так богат. С распадом СССР традиции детективного, военного сериалов были забыты. Не без влияния американских штампов в 90-х гг. прошлого века и в первое десятилетие нынешнего появились многочисленные сериалы, изображающие полную противоречий российскую действительность («Улицы разбитых фонарей», «Бригада», «Бандитский Петербург», «Королевство кривых» и др.). Сегодня все большую популярность среди взрослой аудитории приобретают исторические сериалы («Столыпин... Невыученные уроки», «Брежнев», «Есенин», «Достоевский», «Орлова и Александров») и многосерийные постановки отечественной классики («Преступление и наказание», «Идиот», «Мастер и Маргарита», «Дни Турбиных»).
Помимо entertainment, современный сериал несет в себе еще не раскрытый созидательный потенциал. Современный сериал часто рассчитан на вдумчивого зрителя. Отвечая на культурные запросы зрителей, производители продуктов масс-медиа все чаще обращаются к смысложизнен-ным и экзистенциальным проблемам, в том числе, к проблеме свободы человека. Специфика «бытия» экранных персонажей, их опыт переживания «пограничных ситуаций», заданных авторами, выводят зрителей на вопросы о смысле собственной жизни, абсурде существования, о смерти, отсутствии творчества в условиях монотонного труда, о страхе, одиночестве и, конечно, о подлинной свободе.
Свобода человека, поставленная в настоящее время под вопрос всем содержанием и мощью созданного человечеством мира, остается объектом конкретно-научного, философского и художественного осмысления. Определенный потенциал в решении проблем, связанных со свободой человека, имеют философская антропология и философия культуры. Категориальный аппарат и методология этих областей знания позволяют, в том числе, обратившись к исследованию феноменов массовой культуры (например, сериалов), ответить на вопросы о том, способен ли человек справиться с вызовами современности, и могут ли ему в этом помочь произведения массовой культуры.
Степень разработанности проблемы. Апологетами идей свободы человека выступают мыслители экзистенциалистского толка. Ж.-П. Сартр, А. Камю, Н. А. Бердяев провозгласили свободу человека высшей ценностью. Религиозные экзистенциалисты (Н. А. Бердяев, М. Бубер, К. Ясперс) утверждали, что свобода человека прочно связана с непрерывным стремлением к Абсолюту. М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю, в свою очередь,
рассматривали человека в совокупности его конкретных поступков, решений, выборов в мире без Бога. Стоит отметить, что ярко выраженное противопоставление двух ветвей экзистенциализма наметилось только после Второй мировой войны, в том числе, благодаря особенностям философствования Ж.-П. Сартра и А. Камю, которые рассматривали свободу человека не в ее связи со стремлением к Богу, а в актуализации творческого потенциала.
В контексте исследования важность приобретают как работы мыслителей-атеистов, так и труды религиозных экзистенциалистов. Среди первой группы мыслителей следует назвать Ж.-П. Сартра («Бытие и ничто», «Экзистенциализм - это гуманизм», «Проблемы метода» и др.), М. Хай-деггера («Бытие и время», «Введение в метафизику»), А. Камю («Эссе об абсурде», «Падение», «Посторонний»). Среди второй группы - К. Ясперса («Духовная ситуация времени», «Разум и экзистенция», «Смысл и назначение истории», «Философское ориентирование в мире»), М. Бубера («Я и Ты»), Н. А. Бердяева («Смысл творчества», «Философия свободы», «О рабстве и свободе человека»).
Свобода человека находилась в центре внимания многих исследователей. Работы большинства из них охватили максимально широкий круг проблем, связанных с определением, выявлением оснований, атрибутов свободы человека, интерпретацией свободы в конкретные исторические периоды различными философскими течениями и школами; другие коснулись проблемы свободы человека «локально», например, анализируя ее в рамках конкретного философского направления.
Некоторые исследователи занимались изучением истории экзистенциализма и идей его представителей: В. В. Бибихин, П. П. Гайденко, А. Г. Зарубин, В. А. Карпушин, С. Курт, Н. В. Мотрошилова, А. В. Перцев, Г. Я. Стрельцова.
Свобода человека - предмет размышлений многих зарубежных и отечественных философов. Среди зарубежных авторов необходимо назвать Т. Адорно, К. Маркса, Г. Маркузе, X. Ортега-и-Гассета, Э. Фромма, Ф. Энгельса и мн. др. Среди отечественных авторов философских трудов, монографий и статей необходимо указать В. С. Баевского, С. А. Левицкого, Н. О. Лосского, В. В. Зеньковского, А. О. Кураптева, А. В. Каримова, Б. В. Яковенко и др.
Тема свободы человека в последнее время была представлена несколькими диссертационными работами по различным философским специальностям: О. В. Козлова рассмотрела проблему свободы человека в русской экзистенциальной философии; у В. Г. Трояна поле рассмотрения проблемы свободы ограничилось учением Э. Фромма; Г. В. Черногорцева проблему свободы рассматривала в работе о сущности человека в филосо-
фии экзистенциализма; С. Г. Чиркова на материалах французского экзистенциализма XX в. осуществила философско-антропологический анализ идеи свободы1.
Некоторые исследователи выявляли специфику понимания свободы человека тем или иным мыслителем. Среди них: А. Р. Бурханов,
A. В. Алексеева, Л. Брюнсвиг, В. А. Ковтун, И. А. Кушова, А. В. Овсянников, С. В. Приходько, С. В. Шатилов и др.
Сущностные черты массовой культуры, породившей кино и сериалы, в своих работах пытались выявить И. Хейзинга, В. Беньямин, М. Кастельс, X. Ортега-и-Гассет, В. В. Миронов, А. И. Павловский и И. Н. Пупышева, Е. П. Семишова, А. А. Стародумов, И. В. Троцук, А. М. Карпова и др.
Философские работы, посвященные анализу кинокультуры, немногочисленны. Среди них ключевыми в диссертационном исследовании выступили работы В. Беньямина, Ж. Делеза, Ю. М. Лотмана, Е. В. Батаевой, К. Метца, А. В. Павлова, М. Б. Ямпольского. Следует отметить, что Е. В. Батаева, К. Метц и М. Б. Ямпольский создали философскую концепцию о визуалистике и видийных практиках. В большей степени на данное диссертационное исследование повлияла статья Е. В. Батаевой «Фланерство и видеомания: модерные и постмодерные визуальные практики», опубликованная в журнале «Вопросы философии» в 2012 г. Проблематика многосерийного телефильма была разработана в коллективной монографии 1976 г. под редакцией Г. В. Михайловой «Многосерийный телефильм: истоки, практика, перспектива». Следует также выделить исследование
B. В. Трещева «Экзистенциализм. Репрезентация в художественной культуре Франции и Германии», в котором автор сделал вывод об аутентичности экзистенциализма культурным процессам XX в.
Философы долгое время не обращали внимания на сериал, хотя он стал заметным явлением в современном культурном пространстве. Большинство работ философского характера, посвященных сериалу, создано зарубежными исследователями. Их авторами выступают Р. Арп, Д. Голдб-латг, Г. Джейкоби, У. Ирвин, Р. Карвет, М. Т. Конард, Д. МакМахон, Р. Оксьер, Дж. Саут, Р. Хэнли. В некоторых исследованиях и статьях были рассмотрены функции сериала (Р. Аллен, М. Вандресен), в других - нарра-тивы сериалов (П. Брембилла, В. Инноченти, М. Клэрер, Дж. Коллинз, Дж. Пескаторе). Более того, в рамках диссертационного исследования возникла необходимость обратиться к идеям создателей сериалов, например, к работе известного американского сценариста и драматурга Р. МакКи, переведенной на русский язык как «История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только...».
1 Работа С. Г. Чирковой была защищена в 2006 г. по специальности 09.00.13 - Религиоведение, философская антропология, философия культуры
Сериал является предметом исследования и в отечественной гуманитарной науке. Сериал как феномен массовой культуры стал объектом диссертационных исследований А. 3. Акопова, Ю. М. Беленького и К. А. Шерговой. Значимой для темы данного диссертационного исследования является работа С. А. Зайцевой по теории и истории культуры, где автор рассмотрела сериал как культурный текст и изучила этот текст в разных аспектах. В статьях, посвященных сериалу, в большей степени затронуты проблемы искусствоведения, истории и социологии массовой коммуникации, нежели философии. Многие из этих статей опубликованы в журнале «Вестник ВГИКА». Авторами статей являются А. 3. Акопов, Ю. М. Беленький, С. А. Давыдов и Н. С. Селиверстова, А. В. Екимова, С. Н. Ильченко, М. Ф. Казючиц, И. Л. Кушнарева, С. В. Плевако, А. И. Харченко. Ключевым во многих работах был вопрос об изменении и улучшении нарративных стратегий в современных отечественных сериалах. Более того, сериал как самостоятельное, заметное явление современной культуры стал предметом дискуссий в телевизионном и Интернет пространстве: в программах телеканала «Россия - Культура» «Тем временем с Александром Архангельским» и «Белая студия», а также в лекции А. Тала-вер, прочитанной для канала YouTube.com «Смена».
Вместе с тем, нет четких ответов на некоторые важные вопросы: какова сущность и специфика новых жанров в культуре, являющихся полем репрезентации актуальных проблем существования человека XXI столетия? Каковы новые средства репрезентации экзистенциальных проблем человека в современной массовой культуре?
Объектом исследования являются дискурсы о свободе человека в культуре (искусство, массовая культура, философия экзистенциализма).
Предмет - сериал как средство репрезентации экзистенциалистской проблематики свободы человека в современной массовой культуре.
Цель диссертационного исследования - обосновать идею о сериале как феномене современной массовой культуры, обладающем гуманистическим, конструктивным по отношению к личности зрителя потенциалом.
Достижение поставленной цели возможно при последовательном решении следующих задач:
1. Выявить варианты репрезентации проблемы свободы человека в дискурсах искусства и культуры;
2. Обозначить основные способы интерпретации свободы человека в философии экзистенциализма;
3. Определить природу сериала, его место и функции в современной культуре;
4. Представить и проанализировать варианты репрезентации проблемы свободы человека в современных сериалах;
5. Выявить сущность и специфические черты видеограундинга как проявления свободы зрителя в коммуникации с аудиовизуальными произведениями (на примере сериала).
Теоретическая база исследования. В качестве теоретической базы исследования была использована концепция Ж. Делеза и Ф. Гватгари о префилософском знании, «плане имманенции», в котором «помещается» материал, впоследствии подвергающийся обработке посредством философского осмысления. В работе «Что такое философия?» обозначена одна из ключевых для диссертационного исследования посылка: философия не может зарождаться из самой себя - необходимы реалии объективного мира, на которых и способен выстраиваться философский анализ. Одним из основных элементов теоретической базы также является идея о смерти автора, возникшая в философии постструктурализма (М. Фуко, Р. Барт).
Теоретическим основанием понимания природы свободы человека в экзистенциализме является положение Ж.-П. Сартра об онтологическом статусе свободы: свобода человека лежит в основании человеческого бытия - она есть обязанность человека, а не возможность актуального его существования; положение А. Камю об «абсурдности» жизни человека.
Методология и методы диссертационного исследования. Методологическая база исследования связана с применением диалектического подхода; отношения сущности и существования, свободы - несвободы, свободы - зависимости, свободы - ответственности рассматриваются с точки зрения философско-антропологического, исторического, системного и социокультурного подходов. Кроме того, при анализе сериалов применялся герменевтический подход, а также метод контент-анализа.
Диссертационное исследование опирается на общенаучные методы теоретического познания: восхождение от мысленно-абстрактного к мысленно-конкретному, единство логического и исторического. В качестве общенаучных методов и приемов в работе были применены: абстрагирование, идеализация, анализ, синтез, индукция, дедукция и типологизация.
Научная новизна данного исследования заключаются в следующем:
1. Выявлень1 варианты репрезентации свободы человека в дискурсах искусства и культуры; определен потенциал массовой культуры (в сравнении с элитарным искусством) как посредника, способного транслировать широкой аудитории экзистенциальную проблематику.
2. Обозначены основные способы интерпретации свободы человека в ее связи с проблематикой экзистенциализма (свобода в условиях множественности выбора, пограничных ситуаций, абсурдности человеческого существования, возрастания степени ответственности человека за свои мысли и действия перед вызовами современного мира).
3. Сериал как феномен массовой культуры рассмотрен в исторической ретроспективе, позволившей выявить существенные изменения его природы; обозначены ключевые функции сериала и определено его место в современной культуре.
4. В результате анализа вариантов репрезентации темы свободы человека в современных сериалах обосновано, что современный сериал обладает гуманистическим потенциалом.
5. Представлен феномен видеограундинга как проявление свободы зрителя сериалов; определена сущность и выявлены специфические черты видеограундинга.
Положения, содержащие элементы новизны и выносимые на защиту:
1. В культуре проблематика свободы человека выражена не только в дискурсе философии экзистенциализма, но и в дискурсах искусства и массовой культуры. В различных произведениях присутствуют экзистенциальные темы, связанные с проблематикой свободы человека: существование «маленького» человека в жестоком мире, абсурдность бытия «винтика» системы, тревога и страх человека в «пограничных ситуациях», существование человека в «эпоху бездомности», без «инструкций», регламентирующих его жизнь. Культура каждой эпохи способна говорить с человеком о его свободе на современном для него языке, порождая для этого новые средства, адекватные времени, способы и варианты постановки, осмысления, переживания проблемы свободы человека, выражающие ее суть и содержание. Проблематика свободы человека, по преимуществу выражавшаяся в XX в. в философии экзистенциализма, в XXI в. воплощается в новом дискурсе - массовой культуре, новыми средствами - общедоступным языком повседневности.
2. Проблема определения сущности свободы человека в дискурсе философии экзистенциализма не решается в «чистом» виде, вне ее связи и отношения с иными экзистенциальными проблемами, актуальными для существования человека в современном «турбулентном» мире, информационном обществе, медиакультуре: поведением человека в условиях множественности выбора, «пограничными ситуациями», абсурдностью человеческого существования, самопроектированием человека и др. В экзистенциализме, вместе с тем, в определении свободы человека акцент ставится на тесной связи свободы с ответственностью. Эта связь, во-первых, касается ответственности человека за самого себя; во-вторых, соответствует характеру современной эпохи, где безответственность в отношении к миру, создаваемому человеком для самого себя, чревата угрозами для существования человека и человечества.
3. Современная массовая культура порождает собственные дискурсы о свободе человека. Сериал - это новый квалифицированный агент медийного пространства, способный стать предметом научных исследований и дискуссий. Помимо развлекательной и коммерческой функций современный сериал имеет коммуникативную функцию; он является продуктом сотворчества его авторов (сценаристов, режиссеров, продюсеров, актеров) и зрителей, способных индивидуально интерпретировать просматриваемый материал. При посредстве сериала зритель коммуницирует с Другим, как с конкретным персонажем, так и с изображенным «миром». В современной массовой культуре растет популярность современного сериала, эволюционировавшего от набора шаблонов до формирующего сознание мифа.
4. В современном сериале, как и во многих иных произведениях аудиовизуальной культуры, репрезентируются экзистенциальные проблемы, в том числе, проблема свободы человека. Сериал обладает гуманистическим потенциалом, поскольку воздействует на ценностный мир зрителя, предоставляет возможность обратиться к смысложизненным проблемам. Сериал подобен романной форме в культуре: сериалу, как и роману, присуща про-лонгированность, благодаря которой сюжетная линия «затягивает» зрителя; множественность персонажей, имеющих различные, иногда полярные, смысложизненные ориентации; многоплановость проблем, с которыми сталкиваются ключевые персонажи. Несмотря на то, что в сериалах нет прямых отсылок к трудам философов-экзистенциалистов, связь идей авторов того или иного сериала с различными темами философии экзистенциализма очевидна.
5. Отношения авторов и зрителей сериала достигают своей вершины в практике видеограундинга. Ключевыми в ней являются опыт мысленной «обработки» зрителем видеоматериала, введение зрителем элементов опыта персонажей в собственный жизненный мир, рефлексия над смысложиз-ненными проблемами. Современный сериал создает для зрителя возможность доверительной коммуникации. Сериал является средством, через которое различные проблемы современной культуры и человека переводятся в план индивидуальной человеческой жизни, прежде всего, различные аспекты проблемы свободы. Иными словами, видеоматериал «возделывает-ся» и «усваивается» современным человеком - видеограундером - субъектом медийной культуры; из зависимости человека, характерной для эпохи постмодерна, сериал помогает видеограундеру выйти в свободу. В феномене видеограундинга проявляется свобода зрителя, его способность к самосозиданию.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в теоретическом плане для дальнейшего исследования проблемы свободы человека в современной социокультурной ситуации, в том числе, ее экзистенциалистского понима-
ния; для осмысления новых средств и способов репрезентации смысло-жизненных проблем в многообразии произведений и продуктов современной культуры. В практическом отношении результаты исследования могут быть использованы в учебных курсах философии, культурологии, философской антропологии, философии и истории культуры, а также при разработке специальных курсов; в практике эстетического воспитания.
Достоверность результатов диссертации подтверждается использованием в качестве теоретической и методологической базы многих продуктивных идей, связанных с отношениями сущности и существования, свободы - несвободы, свободы - зависимости, свободы — ответственности, которые были рассмотрены с точки зрения диалектического, философско-антропологического, исторического, системного, социокультурного и герменевтического подходов; корректным использованием философской терминологии; опорой на междисциплинарную методологию и ряд общенаучных методов (абстрагирование, идеализация, анализ, синтез, индукция, дедукция и типологизация). Состоятельность понятия видеограундинга подтверждают результаты проведенного опроса челябинских студентов.
Апробация результатов исследования. Основные положения работы обсуждались на заседаниях кафедры философских наук и семинара-практикума аспирантов и соискателей регионального института философских и культурологических исследований Челябинской государственной академии культуры и искусств.
Отдельные положения и результаты диссертационного исследования были изложены автором на VI Российском философском конгрессе «Философия в современном мире: диалог мировоззрений» (Нижний Новгород, 2012) и на международных научно-практических конференциях «Динамика современной науки» (Прага, Белгород, 2014), «Дни философии в Санкт-Петербурге» (Санкт-Петербург, 2013), «Молодежь в науке и культуре XXI века» (Челябинск, 2011-2014), «Гармонично развитое поколение - будущее великой страны» (Бухара, 2014), «Культура и искусство как универсальный фактор духовно-нравственного совершенствования человека и общества» (Чебоксары, 2011), «Мировоззренческие основания культуры современной России» (Магнитогорск, 2014-2015), «Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук» (Челябинск, 2014). По теме диссертационной работы вышло 24 публикации тезисов общим объемом около 6 п. л., в том числе 5 - в журналах, включенных в реестр ВАК МОиН РФ.
Структура и объем работы соответствуют целям и задачам исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы, включающего 194 наименования, в том числе 42 - на английском языке. Объем работы составляет 175 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении раскрываются актуальность и степень разработанности темы диссертационного исследования, определяются объект, предмет, цель, задачи, методология исследования, обосновываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Дискурсы о свободе человека в культуре: история и современность» представлена ретроспектива идей в культуре, связанных с экзистенциальной проблематикой. Раскрыт тезис о том, что пика популярности философия экзистенциализма достигла в 60-70 гг. XX в., но обращение к проблемам существования человека, а главное - к проблеме свободы человека - можно обнаружить на более ранних этапах истории человеческой мысли; различные аспекты проблемы свободы человека выражались в различных дискурсах культуры.
Экзистенциальная проблематика, в том числе, проблематика свободы человека отражена во множестве дискурсов: мифологическом, религиозном, правовом, экономическом, политическом и других. Человеку свойственно размышлять о проблемах своего существования, о своем предназначении и месте в мире. В дискурсах культуры размышления о свободе человека имеют особое место и разнообразными средствами воплощаются во многих произведениях. В связи с особенностями объекта и предмета диссертационного исследования внимание акцентировано на дискурсах искусства, массовой культуры (поскольку сериал - ее феномен) и философии экзистенциализма.
В первом параграфе первой главы «Экзистенциальная проблематика в дискурсах искусства и массовой культуры» отстаивается точка зрения, согласно которой экзистенциальная проблематика выражена в различных дискурсах искусства и культуры. Проблема свободы человека и иные экзистенциальные проблемы, так или иначе связанные с ней (одиночество, отчаяние, тревога и страх человека в пограничных ситуациях, абсурдность бытия функционера системы), обладают устойчивостью во времени, периодически обостряясь в жизни людей в различные исторические эпохи. Культура же каждый раз пользуется новым языком, адекватным времени, средствами их осмысления и выражения, предлагая особые способы их разрешения.
Философами-постструктуралистами (М. Фуко, Ж. Деррида, Ю. Кри-стевой и др.) рассматривались проблемы, связанные с дискурсивными практиками. Постструктуралисты по-иному взглянули на человека: на «сцену» вышли homo loquens и homo scriptoris. Человек издавна размышлял и говорил о своей свободе на разных языках. В различных дискурсах использовались специфические наборы-языковых средств и способы «го-
ворения». Согласно позиции М. Фуко, в различные исторические эпохи люди говорят по-разному, т. е. их дискурсы отличны, поэтому можно утверждать, что одна и та же проблема на различных исторических этапах представлена в иных дискурсивных планах, укореняется в эпистеме той или иной эпохи. Для проблематики свободы человека характерна, по выражению М. Фуко, «междискурсивная зависимость», т. е. ее выход за рамки одного дискурса (М. Фуко, «Археология знания»).
В дискурсах искусства, массовой культуры и философии экзистенциализма проблематика свободы человека всякий раз выражалась специфическим языком, новыми способами и средствами репрезентации. В дискурсе искусства эта проблема выражена языком художественных образов и символов (например, языком поэзии или живописи); в массовой культуре -общедоступным языком повседневности (например, картинами поп-арта или сюжетами кинофильмов); в философии экзистенциализма - языком категориальных понятий, философских терминов.
Экзистенциальные идеи «живут» в самых различных произведениях искусства - живописи и поэзии, кинематографе и художественной литературе. Искусство имеет колоссальный спектр средств и способов репрезентации, сообщает читателю, зрителю и слушателю о коллизиях, перипетиях внутреннего мира человека, о поиске смысложизненных ориентиров, дисгармонии социального бытия, свободе и ответственности. В отличие от дискурса философии, дискурс искусства включает в себя идеи, которые зачастую очень быстро доходят до чуткого к их содержанию адресата, не требуя от него основательной подготовки.
При характеристике феномена массовой культуры, в параграфе выражена идея, согласно которой оппозиция высокой (элитарной) и низовой (массовой) культуры утратила актуальность сегодня. Экзистенциальные проблемы сегодня, в XXI в., репрезентируются новыми средствами - конкретными произведениями массовой культуры.
Проблема обнаружения человеком смысла своей жизни, понимание путей для реализации своей свободы и «горькое» осознание абсурдности своего бытия - все это темы, актуализированные в дискурсе искусства в различные эпохи его существования. Вместе с тем, концептуальные идеи, связанные с проблемой свободы человека в XX в., были выражены именно в философии экзистенциализма.
Во втором параграфе первой главы «Проблема свободы человека в философии экзистенциализма» сформулирована дефиниция свободы человека в ее прочной связи с ответственностью в контексте дискурса философии экзистенциализма; представлена ретроспектива идей философов-экзистенциалистов о свободе человека.
Философский тезаурус состоит из понятий, терминов и категорий. Именно в философском дискурсе возникают и активно используются категории, чего нельзя сказать об иных дискурсах. Как предельно общее понятие категория максимально абстрагирована от конкретной действительности, но вместе с тем она отображает наиболее существенные свойства предметов. Одной из категорий философского дискурса является категория свободы человека. С эпохи Античности и до современности категория свободы человека возникала в различных учениях и направлениях. Исторически сложилось, что категория свободы человека наиболее интенсивно использовалась в дискурсе философии экзистенциализма.
В конце XIX в. усиливается влияние иррационализма, обусловленное целым спектром причин (революционизированием действительности, демонтажем многих правящих режимов, межгосударственными военными конфликтами и, в особенности, Первой Мировой войной, усугублением отношений человека с техникой). Несколько поколений интеллектуалов находили в дискурсах иррационализма объяснение указанных и иных процессов. Поиск ответов мыслители начинали с акцентуации внимания на природе воли и веры человека. Рассматривая человека, прежде всего, как волевое существо, философы-иррационалисты с необходимостью приходили к проблеме определения границ воли и характера ее потенции. Поставленные вопросы были непосредственно связаны с проблемой определения свободы человека, обладающего волей. Многие философы XX столетия (атеистической и религиозной ориентации) пытались познать человека. Некоторые из них спорили, а некоторые соглашались с положениями философии иррационализма. Магистральным философским направлением XX столетия, представители которого актуализировали проблематику свободы и ответственности человека в стремительно меняющемся мире, стал экзистенциализм.
В параграфе обозначены причины актуальности проблемы свободы человека именно в философии экзистенциализма. Среди них выделяются идеи о «заброшенности» человека и абсурдности бытия, появление которых было вызвано, в числе прочего, мировыми войнами.
Проблема свободы человека в дискурсе философии экзистенциализма, в отличие от иных дискурсов, репрезентирующих ее проблематику, представлена на высоком уровне теоретизирования и абстрагирования. Категория свободы человека является одной из ключевых в экзистенциализме. Поэтому философы данного направления раскрыли ее суть и содержание на теоретическом уровне, используя строгую философскую методологию и сложившийся тезаурус. Вместе с тем, проблема свободы человека в дискурсе экзистенциализма вышла за рамки «кабинетного» исследования. Чтобы донести свои идеи до широкой аудитории, философы-
экзистенциалисты использовали художественное слово. В том числе, на примере философии экзистенциализма можно утверждать о метадискур-сивном характере проблемы свободы человека, который проявляется и в том, что огромное количество фильмов, театральных спектаклей, живописных произведений прямо или косвенно связаны с философскими идеями экзистенциализма.
Экзистенциалисты делали упор не на освобождении человека от чего-либо внешнего, но на свободе индивида от «внутренних оков». Человек должен и может освободиться изнутри, стать независимым от всех тягот и забот, от ряда соблазнов, исходящих из «лона» самой свободы. Поэтому экзистенциалистская трактовка свободы, будь она атеистической или религиозной, подразумевает не свободу плоти, но свободу духа, которая, в свою очередь, определяет подлинное экзистирование человека в предметном мире.
Экзистенциализм, будучи широким философским и культурным направлением, увязывал свободное начало в человеке с его творческой потенцией. В этой связи в ином свете предстают слова Ж.-П. Сартра о бремени, налагаемом свободой на человека: творец «обречен» на свободное воплощение своей мысли, «осужден» быть свободным, вынужден метаться в творческом поиске. Свобода - это благородное бремя, нести которое способен только человек.
Свобода в экзистенциалистской трактовке понимается нами как философская категория, фиксирующая преодоление человеком собственной эгоистической ориентации, самостоятельное создание человеком сознательно избранного жизненного проекта, непосредственно сопряженного с ответственностью субъекта за свершаемые им действия.
Различные аспекты проблемы свободы человека в экзистенциализме выявляются в связи с осмыслением иных экзистенциальных проблем (проблемы заброшенности человека, его отчаяния и тревоги, ответственности человека за свои поступки, абсурдности бытия). В этом смысле все эти аспекты могут быть выявлены из общего контекста всей совокупности переплетенных между собой идей, отражающих реальное существование человека. Например, человек не способен реализовать свою свободу в ситуации одиночества. В отношении с Другим человек не только открывает для себя другой мир и другого человека, но и раскрывается сам.
По мнению Г. Гегеля, история развивается по спирали. Каждый новый виток возникает из предыдущего. Философия экзистенциализма в этом контексте являлась очередным витком осмысления человеком самого себя. Тем не менее, в настоящее время дискурс экзистенциализма не имеет былой популярности и на смену ему пришли новые средства репрезентации проблематики свободы человека, например, дискурс массовой культуры.
Во второй главе «Сериал в современной культуре: репрезентация представлений о свободе человека и проблема свободы зрителя»
современный сериал рассмотрен как элемент плана имманенции. Обозначен ряд тезисов: во-первых, осмысление феномена сериала необходимо для рефлексии современного человека над самим собой и окружающей действительностью; во-вторых, сериал в современной культуре способствует осмыслению зрителем проблемы свободы человека, а главное - способствует утверждению свободы самого зрителя. Проанализированы посредством сопоставления с некоторыми идеями философов-экзистенциалистов аудиовизуальные произведения - современные сериалы, вторгающиеся в сознание зрителей и посредством этого вторжения изменяющие человека. Продемонстрирована метадискурсивность проблемы свободы человека, проявляющаяся, в частности, в том, что экзистенциалистские идеи о свободе человека можно проиллюстрировать на материале современных сериалов. Введено понятие видеограундинга, обозначающее новую зрительскую практику и указывающее на способность зрителя осмыслить современный сериал, в том числе, сквозь призму экзистенциалистских трактовок свободы человека и впоследствии использовать те или иные идеи в практическом плане, реализовать свою свободу.
В первом параграфе второй главы «Природа сериала, его место и значение в современной культуре» выражен иной, противоположный традиционному, взгляд на сериал. Сериал - это новый «квалифицированный агент» медийного пространства (позиция А. Талавер), ставший предметом научных изысканий и дискуссий.
В отечественной науке закрепилось представление о сериале как о низкопробном продукте масскульта. Это представление подкрепляется обращением к истории становления сериала как мелодраматического произведения, выполняющего исключительно развлекательную функцию. Однако сегодня все чаще в современном медийном пространстве фигурирует «новый» сериал, который, помимо развлекательной, обладает еще и коммуникативной функцией. Процесс коммуникации зрителя и сериала осуществляется на двух уровнях. На поверхностном уровне зритель «внедряется» в содержание сериала посредством, например, активной комментаторской деятельности (зритель оценивает персонажей, содержание отдельных эпизодов и сюжета в целом на форумах, чатах и в социальных сетях); а авторы сериала впоследствии используют эти комментарии. На более глубоком уровне происходит установление зрителем «подлинной» коммуникации с отдельными персонажами сериала или даже с реакцией этих персонажей на конкретные проблемные моменты (своеобразные «пограничные ситуации»). Сериал может быть представлен как текст, в интерпретации Р. Барта. Сериал - это продукт сотворчества его авторов и зрите-
ля, способного использовать просматриваемый материал в практике собственной жизни. Более того, сериал можно назвать мифом, который активно участвует в формировании сознания своего зрителя.
Современный сериал оказывается в «ситуации романа», т. к. он, как ни один иной продукт современной культуры, выражает романную много-аспектность: несколько сюжетных линий, эволюцию образов, внутренние движущие силы персонажа, которые постепенно раскрываются через внешние обстоятельства. Приближает сериал к роману и герой: магистральный персонаж сериала - это «неправильный герой», проблемная личность, близкая в своем опыте для просматривающего, т. к. в ней человек способен увидеть самого себя и свои проблемы, способен найти ответы на свои важные психологические вопросы. В герое сериала человек видит самого себя, в том числе и потому, что авторы сериалов используют архети-пические модели.
Сериал есть порождение массовой культуры, для понимания актуального состояния которого необходимо выйти за рамки обыденного представления, а значит встать на грани массовой культуры и элитарного искусства. И современный сериал, и существующие наряду с ним произведения современной культуры своими средствами воспроизводят традиции литературной классики средствами массовой культуры.
Современный сериал отражает проблемность мира и ориентирует зрителя на выработку самостоятельной системы отношений к актуальным проблемам действительности. В сериале, в том числе, репрезентируется экзистенциальная проблематика, общедоступным языком повседневности выражается проблема свободы человека, требующая, тем не менее, вдумчивого отношения зрителя.
Во втором параграфе второй главы «Тема свободы человека в современных сериалах» выявлена связь между содержательной линией сериалов и тезисами философов-экзистенциалистов о свободе человека.
В статье «О круге понимания» основатель «философской герменевтики» Г.-Г. Гадамер указывал на неразрывную связь части и целого, возникающую в процессе толкования текста. Части определяются целым и определяют целое. А понимание, в свою очередь, постоянно «переходит» от части к целому и наоборот. В том случае, если «взаимосогласия» частей и целого не возникает, понимания не произошло. Проблема понимая текста у Г.-Г. Гадамера прочно связана как с историческими условиями возникновения и функционирования текста, так и с бытием текста в условиях, современных интерпретатору. Текст - медиум во взаимодействии людей друг с другом, в «разговоре». В диссертационном исследовании был рассмотрен сериальный текст как целое, понимание которого возможно только в результате осмысления его частей. Одна из таких «частей» сериала -
проблематика, связанная со свободой человека. Однако понимание современного сериала через проблематику экзистенциализма возможно только опосредованно, с некоторыми оговорками.
Взгляд на сериал сквозь призму проблематики экзистенциализма есть одно из «предмнений». Но, вместе с тем, рассматривая сериал как культурный текст, вполне правомерно утверждать то, что сериалу, как и иным предшествующим культурным текстам (кино, роман), присуща экзистенциальная проблематика.
Темы экзистенциализма преломляются в сериалах и особое значение приобретают для зрителя тогда, когда он с ними знаком. Задумываясь о смысложизненных ценностях, скажем, о смысле жизни как таковом, вовсе не обязательно знакомиться с работами А. Камю. На обыденные, расхожие мнения влияют феномены массовой культуры, а не работы французского экзистенциалиста. Тем не менее, просматривая очередной эпизод сериала, зритель задает себе вопросы: «Не похожа ли моя жизнь на жалкое существование, подобное бездумному существованию Гомера Симпсона?». «Как избежать участи работника атомной станции Спрингфилда?».
В статье «О круге понимании» Г.-Г. Гадамер выделил три типа «разговоров», в рамках которых с наибольшей вероятностью возможно понимание людьми друг друга: деловое общение, беседа психоаналитика и пациента и интимный разговор. В условиях технического прогресса, карьеризма, увлеченности материальным благополучием и т. д. человек все реже вступает в подлинную коммуникацию с другим. Часто взаимодействие Я и Ты опосредовано техническими средствами, разрушающими ореол интимного. В свою очередь, интимные отношения могут возникать и возникают с теми или иными культурными текстами - романами, кинофильмами и сериалами. «Разговор способен преображать человека. Разговор, если он удался, оставляет что-то нам, он оставляет что-то в нас, и это "что-то" изменяет нас» (Г.-Г. Гадамер «О круге понимания», с. 86). Находясь в поиске Ты, человек, неудовлетворенный этим поиском, обращается к тем или иным произведениям культуры для удовлетворения своих духовных запросов. В такой ситуации сериал становится искомым Ты, способным «преображать» человека и «оставлять» что-то в нем.
В параграфе, согласно герменевтическому подходу, было проведено соотнесение экзистенциалистских трактовок свободы человека с содержательной линией некоторых современных сериалов. Однако затронуты не все экзистенциалистские учения о свободе человека. Из множества экзистенциалистских идей, рассмотрение которых имеет принципиальную важность, были выделены следующие: «обреченность» человека на свободу (Ж.-П. Сартр); единение человека с его ответственностью за свершаемые поступки и действия (Ж.-П. Сартр); абсурдность свободы современно-
го человека, заключающаяся в отсутствии искомого фундамента, жизненной опоры (А. Камю); специфика свободы человека в пограничных ситуациях (К. Ясперс); абсолютное проявление свободы в творчестве, направленном на возделывание человеком самого себя и окружающей его действительности (Н. А. Бердяев); проявление свободы человека во взаимодействии Я и Ты, в коммуникации с Другим (М. Бубер).
Сериал обладает гуманистическим потенциалом, воздействуя на ценностный мир зрителя, указывая на смысложизненные проблемы и касаясь их. В сериале взаимодействуют различные точки зрения, мировоззренческие позиции, пересекаются различные проблемы. Поэтому невозможно утверждать, что в каждом сериале с необходимостью доминирует одна тематическая линия, ценностная позиция. Наоборот, сериал есть калейдоскоп тем и сюжетов, актуализированных в проблемном поле «сегодня». Безусловно, не все из сюжетных линий сериалов могут быть рассмотрены в контексте экзистенциалистской проблематики. Сериалы представляют собой не только кальку действительности, но зачастую оказываются продуктивными, что выражается, в частности, в репрезентации способов существования современного человека, влияющих на последующие выборы зрителем сериалов тех или иных жизненных позиций.
В содержании просматриваемого сериала зритель способен усмотреть экзистенциальную проблематику, которая фундирована, в числе прочего, идеями философов-экзистенциалистов о бытии свободы человека: будь то постулат Ж.-П. Сартра об обреченности каждого на свободу или мысли К. Ясперса об актуализации свободного бытия человека в «пограничных ситуациях» и т. п.
Некоторые авторы сериалов признают влияние философских идей (в том числе, экзистенциалистских) на содержание сериалов. Экзистенциальные темы о свободе человека не лежат на поверхности сериалов. Обнаружение переклички сюжета сериала с идеями философов-экзистенциалистов может быть затруднительным, благодаря различию между понятийно-категориальным аппаратом философии и общедоступным языком повседневности. Но зритель сериала способен увидеть экзистенциальные проблемы, «пропустив» сюжет сериала через себя, отрефлексировав собственные проблемы посредством обращения к сериальному контенту. Осознание зрителем проблематики свободы человека, представленной в материале сериалов, выступает проявлением свободы самого зрителя, выводит его на новый уровень коммуникации с видео.
В третьем параграфе «Феномен видеограундинга как проявление свободы зрителя: сущность и специфические черты» введено понятие видеограундинга, которое указывает на качественно иной тип потребления видеопродукции; тип организации коммуникации зрителя с видео,
отличный от укоренившихся в эпоху постмодерна понятий видеомании и видеофилии; тип зрителя, который, будучи погруженным в поле видеоматериалов, не «утопает» в нем, не попадает в зависимость, а обнаруживает выходы в свободу, в том числе, посредством экзистенциалистского «прочтения» видеоматериала.
Исследователь визуальных практик Е. В. Батаева в обосновании актуальности для современного человека кинематографической продукции указала на популярность сериалов в эпоху иконического поворота. Икони-ческий поворот есть концепт конца XX века, обозначивший поворот масс-медиа, «обволокших» всех и каждого, к визуальным образам, своеобразным «иконкам». Начало иконического поворота кроется в абсолютизации «текстовой» реальности, характерной для постмодернистских практик. В современном мире визуальные практики осуществляются в двух ключевых режимах: mania и philia. Видеофил - это эстетик современного мира, рассматривающий видео- (фото-, теле-) материалы как предмет удовольствия. Видеообразы, во власти которых оказывается видеофил, манипулируют им (его сознанием, поведением). Указанное напоминает о позиции Ж. Делеза и Ф. Гватгари, выраженной в их совместной работе «Что такое философия?»: художественное произведение, то, что именуется «творением», «культурой», проецирует на окружающее своего рода некоторые «существа» (по выражению авторов) - перцепты и аффекты. Аффект, по оценке Ж. Делеза и Ф. Гватгари, подразумевает становление человека не человеком, не просто слияние с неорганическим, но поглощение органического неорганическим. Стать подсолнухом Ван Гога, Персефоной Пуссена, Вакхом Караваджо, березой Куинджи, стать богом или деревом, но не оставаться человеком, не ощущать себя только им, не думать о себе как о человеке (а о творении соответственно как о материале, редуцируя полотно до цело-купности красочных слоев и лессировки, а кинофильм до кадров и монтажа). Видеофил словно перестает быть человеком, отдается произведению и растворяется в нем. Как подсолнух «смотрит» на человека из окна (пример, использованный авторами работы «Что такое философия?»), так и кадр «смотрит» на видеофила. Иными словами, видеофил - это зритель, подверженный манипуляциям средствами видеопродукции.
Зависимое отношение человека от видео обозначается и понятием видеомании. Видеомания предполагает столь же стойкую приверженность человека к видеоматериалам, столь же сильное погружение человека в виртуальное пространство кинореальности. Видеоман, как «губка», впитывает в себя медийные образы, транслируемые видеоэкранами. Для видеомании характерна «визуальная жажда», по причине которой наблюдатель видео не может насытиться предоставленными ему видеообразами, все «поглощая», он «жаждет» еще. Однако видеомания принципиально отличается от видео-
филии, так как в ее контексте не видеообразы манипулируют человеком, а сам видеоман стремится манипулировать видеореальностью.
Оба понятия - «видеомания» и «видеофилия» - иллюстрируют крайнюю степень привязанности человека к теле-, кино-, видеообразам, указывают на человека эпохи постмодерна, попавшего в зависимость от массовой культуры. В диссертации было введено новое понятие - видеограундинг -указывающее на иной тип зрителя, который посредством просмотра видео (в том числе, сериалов) обнаруживает свои выходы в свободу. Видеограун-дер не пассивно воспринимает просматриваемый им видеоматериал, а осуществляет рефлексию и одновременно саморефлексию, стремится к мысленной обработке этого материала, к использованию результатов собствен1 ного опыта переживания, анализа, осмысления увиденного. Видеоматериал для видеограундера превращается в возделанное и усвоенное.
Видеограундер - тот, кого привлекают видеообразы, и кто в процессе их «потребления» преобразует свое мировидение и понимание себя. Видеограундер - это человек, который явно обнаруживает свойства критически и творчески мыслящего и воспринимающего субъекта, а не просто пассивного потребителя.
Видеограундинг есть процесс возделывания человеком медийной «почвы», обусловленный характером «обрабатываемого» материала и личными установками субъекта, обрабатывающего этот материал. Несмотря на то, что человек зачастую просматривает видеоматериалы для отдыха и развлечения, видеограундинг как мыслительная деятельность зрителя всегда направлен на культурное развитие, самосовершенствование субъекта. Понятие видеограундинга имеет связи с иными понятиями, иными концептами, к примеру, с концептом культуры, созданным римским оратором, мыслителем, общественным деятелем Цицероном, и концептом Другого у Ж. Делеза и Ф. Гватгари.
Видеограундер есть «возделыватель», сериал помогает ему перевести общие проблемы современного человека, современной культуры, в план индивидуального существования. Продуктом деятельного отношения становится его понимание себя и жизненного мира. Сериал выступает для видеограундера феноменом, вторгшимся в сознание. Интенциональность сознания влечет за собой его игру: видеограундера «выбрасывает», но только вместо «пыльной дороги» (пример, приводимый Ж.-П. Сартром в одной небольшой статье о феноменологии) видеограундер выброшен в мир персонажей, в мир виртуальности, поглощен калейдоскопом образов. Собственно, эту поглощенность Ж. Делез и считал аффектом. Человек становится «нечеловеком», сериалом, персонажем, скользит по линии сюжета.
Неудивительно, что подражание персонажу, влюбленность в ту или иную сюжетную линию, коллизию, поглощенность образами (а не только
поглощение образов) есть ответ видеограундера, отвечающего посредством цепей эпизодов на смысложизненные вопросы. Среди этих вопросов особое место занимают вопросы, напрямую связанные с существованием человека как самотрансцендирующегося существа, обладающего разомкнутыми границами, не имеющего устойчивой целостности.
С опорой на данные, полученные в ходе анкетирования студентов высших учебных заведений, был сделан вывод, согласно которому в среде современных студентов г. Челябинска, просматривающих сериалы, присутствуют те, кого с большой вероятностью можно назвать видеограундерами.
Понятия видеомания и видеофилия фиксируют зависимость современного человека от потребляемых видеоматериалов в условиях постмодерна. Понятие видеограндинга, в свою очередь, предполагает свободу зрителя; не свободу человека от видео, а свободу для целей самосозидания на основе видеоконтента. Поэтому интерпретация нарративных стратегий современных сериалов с точки зрения репрезентируемых в них экзистенциалистских трактовок свободы так актуальна в границах видеограундинга.
В заключении подводятся основные итоги исследования, рассматривается феномен видеограундинга как осмысление зрительных практик современного человека, намечаются перспективы дальнейшего изучения проблемы.
Содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных ВАК
МОиН РФ:
1. Пеннер, Р. В. Свобода человека и человекоподобных существ (на материале фантастических литературных и аудиовизуальных произведений) [Текст] / Р. В. Пеннер, А. А. Дыдров // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2013. - № 1 (33). - С. 87-91. (доля авторского участия 50 %, 0,1 п. л.)
2. Пеннер, Р. В. Свобода «Второго пола»: теоретический и практический аспекты (на материале работы С. де Бовуар) [Текст] / Р. В. Пеннер // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 387. - С. 128-131.
3. Пеннер, Р. В. Философия мультсериала: свобода и бегство от нее (в интерпретации создателей «South Park») [Текст] / Р. В. Пеннер, А. А. Дыдров / Вестник Таджикского национального университета. - 2014. - № 3/9 (154). - С. 47-51. (доля авторского участия 50 %, 0,1 п. л.)
4. Пеннер, Р. В. Новое о свободе в немецкой философской традиции: И. Кант - Г. Гегель - К. Маркс [Текст] / Р. В. Пеннер, А. А. Дыдров // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 25 (354). - С. 25-28. (доля авторского участия 50 %, 0,1 п. л.)
5. Пеннер, Р. В. Novatio и traditio: свобода выражения смысла (фи-лософско-этимологический ракурс) [Текст] / Р. В. Пеннер, А. А. Дыдров // Вопросы культурологии. - 2015. - № 2. - С. 31-35. (доля авторского участия 50 %, 0,1 п. л.)
Другие публикации:
1. Пеннер, Р. В. Постановка проблемы свободы в современной культуре [Текст] / Р. В. Пеннер // Молодежь в науке и культуре XXI века. Материалы Международного научно-творческого форума. 2-3 ноября 2011 г. Сост. Е. В. Швачко / ЧГАКИ. - Челябинск, 2011. - 343 с. - С. 62-63.
2. Пеннер, Р. В. Воздействие киноиндустрии на современного человека [Текст] / Р. В. Пеннер // Культура и искусство как универсальный фактор духовно-нравственного совершенствования человека и общества: Материалы Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции (с международным участием). - Чебоксары: Чувашский государственный институт культуры и искусств, 2011. - 301 с. - С. 217-219.
3. Пеннер, Р. В. Обоснование философской концепции фильма [Текст] / Р. В. Пеннер // Многоликий дискурс: монография / под общей редакцией В. Е. Хвощева, М. А. Малышева. Россия-Мексика. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, Изд-во НОЦ «КПОН», 2012. - 671 с. - С. 598-605.
4. Пеннер, Р. В. Свобода и предвидение [Текст] / Р. В. Пеннер // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. - Челябинск. -2012,-№4.-С. 77-84.
5. Пеннер, Р. В. Соотношение обыденного понимания свободы и попытка синтеза юридического и психологического ракурсов ее рассмотрения [Текст] / Р. В. Пеннер // Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы международного научно-творческого форума. 1-2 ноября 2012 г. Сост. Е. В. Швачко / ЧГАКИ. - Челябинск, 2012. - 4.1 - 359 с. - 43-49.
6. Пеннер, Р. В. Размышления античных философов о свободе человека [Текст] / Р. В. Пеннер // Вестник Курганского государственного университета. - 2012. - № 4 (26) - С. 76-80.
7. Пеннер, Р. В. Актуализация проблемы свободы человека в российской действительности [Текст] / Р. В. Пеннер // Философия в современном мире: диалог мировоззрений / Сб. материалов VI Российского философского конгресса. Том 3 / ред. коллегия В. С. Степин, А. А. Гусейнов, В. А. Лекторский, А. В. Блонин, А. В. Дахин. / Издательство Нижегородского госуниверситета. - Нижний Новгород, 2012. - 565 с. - С. 548-549.
8. Пеннер, Р. В. Иконический поворот и иконическая повседневность: очередной сдвиг в социокультурном пространстве XXI столетия [Текст] / Р. В. Пеннер // Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы
международного научно-творческого форума. 1-2 ноября 2013 г. Сост. Е. В. Швачко / ЧГАКИ. - Челябинск, 2013. - 430 с. - С. 52-54.
9. Пеннер, Р. В. Видеограундинг как новый способ осмысления визуальных практик [Текст] / Р. В. Пеннер // Медиакультура и медиаобра-зование. Современные информационные технологии / Сб. материалов I Международной научно-практической конференции в рамках «Дней философии в Санкт-Петербурге» / ред. коллегия А. Д. Евменов, Д. П. Барсуков, П. П. Иванцов. / Издательство «Книжный Дом». - С-Пб, 2013. - 450 с. - С. 77-82.
10. Пеннер, Р. В. Художественный и многосерийный кинофильмы: префилософское знание или же недостаточный объект для философского исследования? [Текст] / Р. В. Пеннер // Мировоззренческие основания культуры современной России / Сб. материалов V Международной научной конференции / под редакцией Жилиной В. А. / Издательский центр ФГБОУ ВПО МГТУ. - Магнитогорск, 2014. - 194 с. - С. 129-132.
11. Пеннер, Р. В. «Маленький человек» в кино как выразитель проблематики экзистенциализма [Текст] // Материали за 10-а международна научна практична конференция «Динамиката на съвременната наука», Т. 5. История Философия - Болгария, г. София : «БялГРАД-БГ» ООД, 2014 г., 88 с. - С. 55-57.
12. Пеннер, Р. В. Перверсия знака как атрибут идеологии (на примере аудиовизуального произведения «Изобретение лжи») [Текст] / Р. В. Пеннер, А. А. Дыдров // Знак: проблемное поле медиаобразования. -2013. - Т. 2. № 12. - С. 52-55. (доля авторского участия 50 %, 0,08 п. л.)
13. Пеннер, Р. В. Свобода в эпоху Возрождения: отдельные положения учения Н. Макиавелли (на материале трудов «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия») [Текст] / Р. В. Пеннер // Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы международного научно-творческого форума. 6-8 ноября 2014 г. Сост. Е. В. Швачко / ЧГАКИ. - Челябинск, 2014. - Т. 1. - 222 с. - С. 73-74.
14. Пеннер, Р. В. Сериал как реликварий «зон касания» [Текст] / Р. В. Пеннер, А. А. Дыдров // Философия человека в контексте культуры (межвузовский сборник научных статей) / - Челябинск, 2014. - 195 с. - С. 179-184. (доля авторского участия 50 %, 0,1 п. л.)
15. Пеннер, Р. В. Воскрешение субъекта: гуманистический потенциал айег-роз1тос1епшт [Текст] / Р. В. Пеннер, А. А. Дыдров // Республика илмий-амалий анжумани материаллари «Баркамол Авлод - Буюк Юрт Истикболи» - Бухара, 2014, 428 с. - С. 142-143. (доля авторского участия 50 %, 0,04 п. л.)
16. Пеннер, Р. В. Новые способы трансцендирования современного человека [Текст] / Р. В. Пеннер, А. А. Дыдров // Паёмномаи фарханг.
2014. 'Г. 4. № 4 (28). С. 48-53. (доля авторского участия 50 %, 0,1 п. л.)
17. Пеннер, Р. В. Свобода «по-калифорнийски» или восприятие «онтологического понимания» свободы видеограундером [Текст] / Р. В. Пеннер // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2014.
- № 1 (13).-С. 94-101.
18. Пеннер, Р. В. Свобода человека: reale или absurd? [Текст] / Р. В. Пеннер, А. А. Дыдров // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук / Сб. материалов региональной научно-практической конференции с международным участием / под редакцией Биче-оол В. К. / Издательский центр ФГБОУ ВПО УралГУФК. - Челябинск, 2015. - 390 с.
- С. 100-102. (доля авторского участия 50 %, 0,06 п. л.)
19. Пеннер, Р. В. Экзистенциальная проблематика в трудах Б. Паскаля [Текст] / Р. В. Пеннер // Мировоззренческие основания культуры современной России / Сб. материалов VI Международной научной конференции / под редакцией Жилиной В. А. / Издательский центр ФГБОУ ВПО МГТУ. - Магнитогорск, 2015. - 370 с. - С. 185-187.
Пеннер Регина Владимировна
ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО СЕРИАЛА В КОНТЕКСТЕ ДИСКУРСОВ О СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА
09.00.13 - философская антропология, философия культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Формат 60x84 1/16. Объем 1,0 п. л. Тираж 100 экз. Заказ №1493 Отпечатано в Челябинской государственной академии культуры и искусств
454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36а
2015673620
2015673620