автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Феномен танца (социально-философский и культурологический анализ)

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Куракина, Светлана Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Феномен танца (социально-философский и культурологический анализ)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Феномен танца (социально-философский и культурологический анализ)"

43 тепдмтяааий: коиита росойсгай * по вишу оерасчзванж

Специализировань-кЯ совет Д. 053. 52. О', по ?клосо'гс::нм и социологическим наукам

Курчккка Светлана КиколаеЕнга

Феномен танца /соцкальто-'^лософскиП к культурологически" анализ/.

. 02.00.И - социальная' ,лмосо%я

На правах рукописи

АВТОРЕФЕРАТ

. диссертации на соискание ученой' степени кандидата философских наук

Ростов-на-Дону 1694

Работа выполнена на кафедре философии Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук при Ростовском государственном университете.

Научный руководитель - Заслуженный деятель науки,

доктор философских наук, профессор, академик АГН Давидович В.Е.

Официальные оппоненты - Доктор философских наук,

профессор Поликарпов B.C.

- Доктор философских наук, профессор 1Ь..улевский В.О.

Ведущая организация - Волгоградский педагогический университет, кафедра Философии.

Защита состоится "__"________;__________1994 .г. в___час.

на заседании Специализированного Совета Д.063.52.01 по <6илосо*ским и социологическим., наукаи при Ростовском государственном университете.

/Адрес: 344006, Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160/.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ростовского государственного университета.

Автореферат разослан "___"______________т994 г.

Учений секретарь Специализированного Совета, доктор Философских наук, ~ ' профессор х"" Курбатов Б.И.

...

. :

ойпая ллрдктшсткка ра юте

АктуальноС1Ь__теиы__..Усвоение достижений

человеческого разут в гума^итаристике XX века обусловливает отход социально-философской уксли от идей евро-поцектекзт и нрогресокстсксго гидечия истории. Философская рефлексия XX века пытается найти иочые подходы к оценке качественного состояния общественно"? системы, И!/ея в качество отправного пункта ттробле»/у соотношения одновариг"-тного к шлнвариантчогс подходов к объяснению исгории.

йсягЛ стход от той и ли яной глобальной концепции предполагает еэ обоснованную к] ¡тику, или исторически определенное различение. Актуальным с зтой точки зрения оказывается различение "каукоу -еякя" к. "логики культуры". Б з п и с т е 1: с ло г и ч е с ;с ом поле сознания XX Бека ьлучно-вультз мое тождество Нового., времени различается таким образом, что, с одной _ стороны, обнаруживается их все большее несоответствие, а с другой стороны, выступает их очевидная дополнительность. ;

. Спроецированное на цвиден^е онтологического основания общества., это различение есть предге всего разлия. ченло исходных ''клеточек" дзиження общества, з качестве которьх выступают "товар". /Маркс/ и "субстанциальны)? характер зсемирно-историчееких индивидуумов" /Гегель/. Придание коренного онтологического различения влечет га собой приз»акие ^ункциогиров&ния общества в д»ух е"э'определениях: коллективный и индивидуальный субъект /Б.ВиС-иер/, признание ра?яичения общественного бытия до анти-

и

номических определений бытия движения и движения бытия.

Если движение определений "каукоученид" выступает движением абстрактных форм, то д&гахение культуры предполагает лаг ,то форму движения. Поэтому развертывание научне-культурного тождества Нового времени осуществлялось как. континуальное развертывание. К началу XX века, •достигнув кульу -нации развития, это тождество распадается на антиномические составляющие своего движения, обнаружив, с од,, гай стороны, ситуацию классического субъективизма, а с другой стороны, начало нового духовного движения культуры. Но что представляет собой начало духовного двииенил кул:туры?. В каких юкятиях можно выразить это духовное движение? Какие понятия, в эпистемологическом поле сознания XX зека представляют особую актуальность для решения данной задачи? .чакое понятие ' можно избрать в качестве отправного пункта' для размышлений?

Автор данного исследования полагает, что актуальным

здесь оказывается понятие ментальности. ьели сделать ак-»

цент при рассмотрении ментальности как инерции, как причини отставания и сопротивления переменам в социополи-тическоЯ и идеологической сферах, то уместно задаться вопросом: как это возмскно?

Автор считает, что решение вопроса возможно, если рассматривать движение структур ментальности как иное движение по сравнению- с гатериальнъш движением, по в каких понятиях можно выразить это иное движение?

исковное содержание диссертационного исследования по-

священо .пояску и обоснованию ответа на ' этот вопрос, тя исчерпывающий ответ на этот вопрос дать в пределах дарчо1"" философского исследования невозможно.

Структуры кенталыгости тесно связаны с ' мыслящим телок человека, двтор утверкдает это в своем диссертационном исследовании. Трудность этому у^вернденшо представляет ' классическое понимание действий человека как машино-образкого исполнен I команд /Б.И.Зинченхо/, признание деятельности человеческого . тела как материального субстрата, обеспечивающего деятельность человеческого мозга.

Б этих условиях автор настоящего исследования осуществляет попытку некласскческого ана-.лза движения чело.' веческой телесности, основываясь на рассмотрении классического взаимодействия . "точек" математического и физического континуумов, "странности" идеализация классической теоретической механики, сформулированных, по мысли В.Ьиб-лера, "в поразительной авантюре духа", странности абсолютно твердого тела классической теоретической механики. Что является .жизненным основанием абсолютно твердого Тела? Не является ли противоречие, сформулированное Ю. Ха-' бермасом, - "система - жисненннй мир" - подходом к социаль-но-философскоцу осмыслению "страннвстей"?

Обозначенные вопросы обращают нас прежде всего к классическим биомеханическим исследованиям. об-

ращения состоит в обнаружении двух понятий, наиболее общим образом характеризующих движение человеческой телесности:- сила и инерция. Предельное раз; ;чение двух названных антиномических определений движения человеческой телес-

ности предстает как: ритм и эмоциональное состояние ¿роса, что и было обосновано в данной диссертации.

Проблема развоенно осуществляющегося движения человеческой телесности рассматривалась в статье "О связи функционирования человеческой телесности в танце с актуализацией "точек" математического и физического континуумов". .. '

Предельное различение антиномических определений дв» кения человеческой телесности обращает философское внимание к "итыу и качеству эмоционального состояния Эроса, обозначая проблему неклассического подхода к рассмотрению фундаментальных категорий качеств?■ и количества. ...

Предельное различение характеристик раздвоенно осуществляющегося движения человеческой телесности находит

резонанс с "одним- и тем не" в философии Н. Кузанского

/

Здесь необходимо сформулировать рабочую гипотезу.

Автором данного . исследования выдвигается идея движения особого рода. 11ри самом общем рассмотрении движение особого рода е.сть эмоциональная аура, с которой политико-социо-экономическое "рацио" должно находиться » резонансе.

В противоположность сознательным целям системы полагается смысл движения особого рода. Цели и смысл выступают двумя антиномическими определениями движения системы. Субъект-объектний, целесообразный характер взаимодействий системы противопоставляется смысловому, субъективно-объективному движению Эроса. Ь противоположность сознательным целям смысловое движение есть не только

сфера бессознательного, но точнее - дологического, и маргинального. Если субъект-объектное движение системы есть дви~енп абстрактных тори, то" движение осооого рода есть живая форма движения. Являясь причиной самой себя, субстанция "всемирно-исторических индивидуумов" есть сфера чисто» самодеятельности. Б противоположность классическому приему отвердения тела с целью расчета характеристик его движения автор да: юго исследования осуществляет попытку раствердения движения человеческого тела. Реализуемый подход заявляет при этом дза антиномических определения движения человеческой телесности:- движение как неподвижная точка и движение как точка, вз. гая, вместе со своим движением. Зторое определение есть друге ^ выражение идеи движения особого .рода.

Рассмотрение духовного движения классического танца как социокультурного Феномена невозможно без введения понятий бытия полем волны и бытия • волной поля, посредством которых' выражена противоположность идеально-духовного и духовного движения человеческой телесности. Сшел исторической противопоставленности • двияения античных, скульптур Вснеш Милосской и Нике СамоФракийской выражен в этих двух понятиях.

Каждое из этих двух понятий в свою очередь представляет актуальность данной диссертации. Под бытием . полем волны аЕтор понимает бытие человеческих инстинктов, или эмоциональные состояния, а под бытием волной поля -■духовную самореализацию Эроса. Нозитикчая сторона а движении особого рода вырезается автором идеей космического смысла танца.

Актуальность идеи космического сьъюла танца конкретизируется через ряд идей: идею человеческого, тела как антропоморфного движения космических стихий, идею двойственного устроения человеческого тела и раздвоенно осуществляющегося движения человеческой телесности, идею пространства и деятельности особого рода, идею бытия полем волны и бытия волной шля, идею делимости ритмов 'эмоционального состояния Эроса, идею ощущений формы и- ощущений эмоционального состояния Эроса.

Каждая из идей, обусловившая конкретизацию рабочей гипотезы, обнаруживаем своп актуальность для целого ряда философских наук: философии мифологии, *млософсшы антропологии и онтолог"и, ■ философии жизни и экзистенциальной философии, философии культура и теории познания, от-. кривая новые пространства для социально-философского ос-' воешя Форм человеческой дейстзительности.

Отправной точкой для формулирования рабочей гипотезы явился анализ ситуации классического субъективизма в танцевальной культуре на руиеже Х1Х-ХХ веков. §мпирич§522 »

идея движения особого рода, .или идея космического смысла танца, была зафиксирована автором данного исследования как феномен звучащего тела. Теор§тическ2й предпосылкой явилась классификация искусств М.Кагана, один из моментов которой - слияние музыки и танца - избирается автором данной диссертации в качестве культурно-онтологической модели исследования.

Актуальность данной работы состоит в продуктивности неклассического подхода к анализу социокультурного феномена танца, что потребовало философского осмысления меха-

нического понимания силы, социально-философского осмысления принципов соответствия и дополнительности, характеризующих взаимодействие математического и физического континуумов, своеобразного разоблачения коренных идеализация, лежащих з основании классической теоретической механики.

Степень__научней__разработана зци__проблога.

Идея культурного бытия из могла ускользнуть от внимания ввдаж'ли.хсч исследователей социальио-филосо^скоЯ науки независимо от целей исследования, иркентитуясь на актуальность данного параграфа, необходимо сказать, что ак-. цент в исследовании степени каучнеЯ разработанности проблемы был сделан на исследовании не только классически понимаемого Октия, но, предполагал поиск моментов, когда "теоретик-классик" становился "странник" /в.Библер/ для са-'.."ого себя. Говоря другими словаки, ориентация в степени

I ■ ' ■ ■ •

исследования научной проблемы состояла, во-первых, .в обнаружении возможности перехода к идее дополнительности культуры, а во-зтерых, в рассмотрении самой идеи дополнительности.

Б качестве позитивных исследований здесь послужили труды ведающихся деятелей багетного театра, литературы, искусства: Л,.Д.Блок, А.Я.Еагановз«*, М. Волошина, Г.Ге?не, А.Д/нкан, С.Есенина, И.Грекова, В.У.КрасовскоЛ, Е.З.Уейер-"ольда, А.Мессерера, 0 .Неизвестного, К.С.Станиславского, И.Шнейдвра и др. Длл понимания философских осног движения человеческой телесности тз такие болыную ценность'

/

представляли груда Аристотеля, Гегеля, й.Куэаиского, Платона. При решении теоретических допросов автор опирался на тру-

ды К.М.Бахтина, Н.Еердяева, В.С.Вяблера, И.В.аатина, в.Е.Давидовича, О.Р.Дробчицкого, Е.АДцанова, Э.Б.Ильенкова, М.С.Ка-гана, Б.П.Кохаяовского, а.Т> .Лосева, Т.П.Ыатяш, М.Хайдеггера, а такие психологические исследования Е.Васи люка, Билюнаса,Выготского, В.П.Зинчеико, К.Изгрда и .др.

Теоретически__и__мето£слогкческу1о__22Й2Й.' диссертации

составили труды теоретиков классического балетного искусства, отнесенные к ситуации "мертвого Формализма", сложившейся в классическом балетном искусстве на рубеже Х.1Х-ХХ веко-, что определило необходимость изучения трудов "теоретиков-классиков" /ь.С.Вмблер/, пользуясь методом двойного__прочтения__текста.

__ЬЙЗЗДЬ . исследования была задана классификацией искусств м.С.Кагала, филосо$ско-куль-турологическими исследованиями В.С.Библера, А.1?.Лосева.

Энлирико^онтологической__основой диссертационного исследования явилось: I. осуществленное автором диссертации прочтение и осмысление "текста" двух великих античных скульптур - Венеры Килосской и Нике СамоЪракийской; 2. осмысление античных танцев, представленных Иваном Кфреиовым в его' историческом романе "Таис Афинская". Анализ движения античных скульптур и танцев осуществлялся под углом зрения его резонанса с общественным бытием, реконструированном А.!'.Лосевы!/ в его "Истории античной эстетики"* 3. социально- Ъилосо-Ясному осмыслению были подвергнуты танцы великой русской балерины Аннн Павловой, гениальной амери- •" кан.ской танцовщицы- 'босоножки" Айседоры Дункан и др.

Кроме культурно-онтологич'еского подхода к исследованию феномена танца в данном диссертационном исследовании

ческого тела обнаруживает определение его движения как движения идеально-космической массы, смысловым образом ориентированной к мифологическому "слиянию" с Космосом..

Теоретическая__к__практическая__значимость__работы.

Проьеденяое социально-философское и культурологическое исследование по проблеме культурного бытия, осуществленное на материале классического балета, может быть основанием для разработки курса "человеческое измерение теории движения", .а также курсов философии культуры, для всех курсов, посвященных самобытности и духовности культуры, ее регионального и общечеловеческого характера, в практике дискуссий о традиционном и современном в движении танца, в дальнейших социально-философских и культурологических исследованиях по проблемам человеческой телесности, бытия в культуре.

Апробация__работы.

Основные положения работы были апробированы в научной статье в форме депонирования "О связи ■функционирования человеческой телесности, в танце с а. гуализацией "точек" математического и Физического континуумов," а также при чтении учебных курсов по культурологии, истории ФилосоФии и социологии в Пензенском Технологическом ин-статуте. .

Объем__и__структура__работы. Дисеертационк.г исследование состоит из' введения, двух глав и заключения /объем стратн-ипы машинописного текста/, списка литературы, включающего 100 наименований.

2£Й22Ы28___рабсты.

Ьо введении обосновывается актуальность темы исследования, рассматривается степень ез разработанности, определяется цель и задачи диссертационного исследования, формулируется научная новизна и тезись, выносимые на защиту.

!]°Е£32__- "Общефилософские основы 'двихйния че-

лог^.ческо'Л телесности" - включает в себя ?р»! параграфа. Первый параграф - "и феномене звучащего тела. Идея космического смысла танца" - посвящен ачалкзу реформ, ноб-ыеств, экспериментов в классическом танцевальном искусстве на рубеж' ХХХ-ХХ веков, оказавшемся в ситуации "мертвого формализма". Историческая определенность все-• общего движения танцевальной культуры обнаружила себя как зручацее тело, со-бытийно осуществившееся на основе русской балетной школы, естественных танцев американок' Ч танцовщицы-босоножки" Айседоры Дункан и др.

Выявление Феномена звучащего тела сопряжено с 'трудностям классического подхода к изложению движения человеческой телесности в классическом танце. Потребовалась точка зрения Айседоры Дункан на движение танца, которая вэ главу угла ставила его "божественную непрерывность". Актуальность в рассмотоенми движения ее ■ганца представляг высказывания И.Волошина, С. РаФалови-ча о сауозвучАнии ее танца. Сакозвучание танца сличается ведуитеоретиком 'алета В.М.Красовской и в исполнения танца гениальной Анны Павловой. В своих реформах классического- балета в рассматриваемый период.

балетмейстер Михаил Фокин устремлялся' к низому движении . балетного представления.

Теоретическое исследование, представленное этим параграмм, осковывалось прежде всего на исследованиях клас-" сиков балетного искусства, но затем эти исследования подвергались вторичному прочтению в контексте зафиксированной идеи звучащего тела.

Диссертант исследует движение классического танца в его основополагающем функционировании, когда диктат музыки и балетмейстера незыблемы. Этот момент обозначает "жесткую площадку" для последующего "спуска" в классическую теорию танца для обнаружения феномена раздвоения

классического субъекта с обнаружением субъекта особого

о •

рода, продуцирующего духовное движение танца.

В диссертационном исследовании подчеркивается, что феномен звучащего тела предполагает соединение автора тан. ца и исполнителя в одном лице; ^

В этом парагэа-Те диссертантом выдвигается рабочая гипотеза, состоящая в идее существования движения особого рода, так что моменты ре!орм кзгссическогв балета начала XX века представляются условиями возможности движения особого рода, его максимального высвобождения.

Актуальными моментам, этого параграфа являются разлило чятий

чения бкгтия движения я движения бытия, бытия полем вол' л

ны и бытия водно» поля. Центральным моментом данного параграфа является вопрос о тоV, как возможно человеческое тело. Автор данного исследования полагает, что проблема человеческого тела может быть решена, если рассмат-

Т7

ривать функционирование человеческого тела под углом зрения его субъектнооти. Особенно актуальными при решении вопроса о субъектном движении человеческого тела оказываются высказывания й.Хайдсггера, 5.Неизвестного, касающиеся пространства и движения человеческой скульптуры.

При решении вопроса о т»../, как может дух осуществиться в материи, диссертантом выдвигается идея материи особого рода, или идеального' вещества, способного осущеая ствить духовно-Физический под-виг Эроса, ото обусловливает необходимость идеи пространства особого ' рода как духовно-физического ,■ ¿однородного пространства, родственно-, го с неоднородным пространством Космоса, человеческое тело предстает человеческим оформлением движения космических стиуП: земли, вода, огня и воздуха.

Пространство особого рода осуществляет синтетическую деятельность, предполагая в качестве различительной стороны своего Функционировам : деятельность особого рода, или ритыо-деятельноеттое созерцание. Пределом деятельности' особого рода, или '-способом о-лределивания пространс-ва особого рода, вкступг тс индивидуальный ритм человеческой субстанции. Слияние пространства особого рода как , субъективной стороны Зроса с косми .зскивд веществом кчк объективной . стороне.! Эроса кожно понять как мифологическое "родство" человека с миром. Идея танца есть идея космического смысла танца.

Духовное движение классического танца имеет смысл ' дпижвнич особого рода, находя свою предельную реализацию в .духовном движении человеческой телесности. Челове-

ческое тело есть 'духовно-смысловое . тело, изначально зафиксированное автором данного исследования как Феномен звучащего тела. , Ута идея, пройдя сквозь призму философского анализа, шражается в понятии ассоциативно-иьтсля-^ щего тела. Таким образом, рабочая гипотеза требует акт . туалазации ряда идей, основными из которых являются: идея двойственного устроения человеческого тела, идеи пространства и деятельности особого рода, понятий бытия полем волнк и бытия волной поля, идеи делимости ритмов, идеи человеческого тела как антропоморфного образа движения космических стихий, идеи субъективного и объ- . ективного пространств ароса, идеи космического смысла

танца, о

Второй,,параграф - ''Ритм и схематизация как два способа функционирования человеческой телесности в классическом танце" - посвящен вопросам Формирования универсальных геометрических схекатизмов классического танца, в которых воплощены те или иные человеческие эмо!.. .и. Ритмы движения телесности рассматриваются как носители живого, или духовного, движения ганца. С гобое внимание уделено, рассмотрению движения рук. Свободное движение рук противопоставляется "логическому построению" неестественного "костяка", движение которого имеет силовую обусловленность. Свободное движение рук связано^ с другим качеством движения, позволяющим осуществить выход за пределы действия сила с обнаружением антиномического соответствия со сферой ' дейс-вия силовбй обусловленности движения. Это иное качество движение есть инерция.

~ "Принцип биомеханической целесообразности к функциональный зако танца" - Фиксирует две установки на понимание движения человеческой телесности: классическую и кеклассическую. Основным вопросом в случае кеклассической установки является вопрос: каким образом инерция может определи ь , силовые точки как "точки действия на другое"? Под-виг садовых точек "изнутри" человеческой телесности /в рамках неклассической установки/ означает признание субъектности за самим двияупдомсч телом. И противоположность классическому приему "отвердения" тела автор осуществляет . попытку раствердения тела, обнаружив при этом, .что инерция выступает способом реализации эмоционального состояния Эроса, которое выходит за ,.• пределы действия... силы как иное ка' •ество движения. Существенное внимание, в этом параграфе уделяется сопоставлению двух методов исследования человеческой телесности - системного анализа , и синтеза и функционального методов. Это сопоставление осуществляется сначала на. основе биомеханиче«. .х исследований, затем обнаруживается то же положение дела *> -классичес1 м танцевальном искусстве. Функциональней метод внступает Функциональным законом т^-ца, без которого систе тшй метод лияшлся бы предмета исследов Чия. . ' ' ■

Вторая__глава - "Духовное движение классического 'тан-_

ца /социально-философский и культурологический анализ/ -состоит из трех параграфв.

1Ш:?ЕЙ_..ПЗШЕР§1' - "О связи функционирования человеческой телесности в классическом тачце с актуализацией

'¿О

"точьк" математического и физического континуумов" - имеет основной целью определение ' трех уровней антиномических определения, выражающих раздвоенно осуществляющееся движение человеческой телесности в духовном дви>онии классического танца: сила и инерция, механическая и идеальная инерция, ритм и эмоциональное состояние Эроса. Последней парой определений чнражается субъектное функционирование человеческого тела. Существенное внимание уцелено Функционированию принципов соответствия и дополнительности, характеризующих взаимодействие математического и Физического континуумов, в духовном движении классического танца. Детерминация движения классического тачцп принципом соответствия означает признание классической установки, на понимание движения танца, функционирование принципа дополнительности выражается как "декоративная надстройка" /Ш.Га-вердовский/, "неразложимый остаток" /Ъ.С.Библер/ или; вообще говоря, моментом ускорения движения танца, обусловлен ним отщеплением дгиаения особого рода от классически осуществляемого движения.

Второй „параграф - "Сила и инерция - два антиномических определения сущности движения человеческий телесности. Н.Кузанский. "Диалог о становлении." - Фиксирует двух субъектов движения человеческой телесности: классического субъекта и суб-ьекга особого рода, в сопряжении деятельности которых осуществляется становление человеческой Фигуры ввысь. Сила рассматривается как субъект изменения движения, а ритмическая самореализация Эроса - как "Форма всякой формируемой Форш" /Н.Кузанский/'. Женское начало, связанное преимущественно с инерционной стороной дви-

ченил, противостоит мужскому началу -'в движении телесности, связанному с силовой сторок й движения как условием возможности движения ос бого рода. Качество движения особого рсца для ".воей совершенной реализации гтредпо- -лапает индивидуальный ганский танец. Смысл движения особого рода предстает "уп^цобленчем абсолютному бытию", осущестатяотцимся ra основе "яркости" "расподобл. ния" приобщающихся к абсолзотно:/у бытию.

Отрицаний старух йюрм организации движения человеческом телесности в танце осуществляется - в нача." з XX ,]1-Эка в деятельности самоорганизующейся индивидуальности, которая закладь'чает новые соотношения инерции и силы как "мир возможностей", "Естественная, непрерывность", звучание танца, отрицание системы - танец а.Дункан, взятый со стороны этих характеристик, есть феномен инерционной обусловленности действия силы. Последний момент -четь выражение -освобождения женского начета, обозначившийся в истории танцевальной культуры на рубеже XIX-XX веков.

В__третьем__ПуэанрйФе - "Деятельность особого рода

как деятельность здесь-и-сейчас. Ассоциативно-мыслящее тело" - внделятотся три уровня различения системы классического танца: акатомо-физйохлГйческвго, физически-психического и ассоцигтивно-мнслящего тела. Свой предел Феномен звучащей человеческой телесности находит в *ор- • мс движения ассошативчо-шгткщего тела как знутрзнгей topve двпяения человеческой телесности. Континуум деятельности зцесь-к-сейчас выражается в двух антиномиче-

еких определениях: ■ пространство и .деятельность особого рода. Выход за пределы деятельности здесь-и-сейчас связан с появлением момента повтора, превращающим деятельность здеоь-и-сеЯчас в деятельность там-и-тогда. Деятельность здесь-и-сейчас, предполагающая постановку вопроса: как человек дан миру,- выступает в дополнение к классическому пониманию деятельности, предполагающей постановку' вопроса: как мир дан человеку?

В—2Ж!Ш§нии подводятся итоги исследования. . -исновное 'содержание диссертации отражено в статье.,., /в |*орме депонирования/:

I. Куракина О.Н. О связи .(функционирования человеческой телесности в танце с актуализацией "точек" математического и Физического континуумов /2 печатных листа/. Задепонировано в ЛНИОН. 1994. V 493096.

Подписано в пвча*й З.Х1.199* г. ворма* 60хЗ>/16. обвей 1,5 й«л.

Зака» 2132. Тирая IX. Госпредприятие "Подиграфяс!".