автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Феноменология этносоциальных архетипов смерти в опыте философской интерпретации

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Польский, Анатолий Анатольевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ставрополь
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Феноменология этносоциальных архетипов смерти в опыте философской интерпретации'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Польский, Анатолий Анатольевич

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СТАТИЧНЫЕ ОБРАЗЫ СМЕРТИ В МИФАХ ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВ

1.1. Феноменологическая интроспекция мифа: смерть и жертвоприношение в визуализации онтологического парадокса

1.2. Смерть как результат противостояния двух Начал: абсолютный дуализм

1.3. Утрата изначального Единства и забвение себя: мифосоциальный аспект

ГЛАВА 2. РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ АРХЕТИПОВ СМЕРТИ В КОН-СТИТУИРОВАНИИ КАРТИНЫ МИРА

2.1. Метаморфозы Танатоса: смерть как экзистенциальная драма или как возможность самоосознания

2.2. Протоэкзистенциальные мотивы бунта против смерти и их концептуальные воплощения: феноменология процесса архаической десакрализации

2.3. Смерть и философские мифологемы: иммортологические утопии и их судьбы

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Польский, Анатолий Анатольевич

Актуальность темы исследования» В течение минувшего столетия (особенно, во второй его половине) в общественном сознании культивировались определенные взгляды, которые не позволяли вести открытый и откровенный разговор на тему смерти. Причины такого пренебрежения по отношению к размышлениям над проблемой смерти различны, но, прежде всего, их наличие заметно ощущается в смысложизненной и ценностной ориентации общества. Хорошо известно, что общественное мнение в нашей стране усиленно формировалось жесткой идеологической пропагандой, которая насаждала в массовом сознании свое «правильное» понимание смысла человеческого существования. Строитель коммунизма не должен был предаваться размышлениям о смерти, незачем ему заниматься и поиском иных смыслов. Ведь смысл жизни и без этого должен быть достаточно ясен. Даже упоминание о смерти табуировалось в средствах массовой информации. Практика такого запрета имела место вплоть до самого недавнего времени. В западном обществе, с его ориентацией на пуеристические стандарты, также не принято было открыто говорить о смерти, как, впрочем, и вести рассуждения о смысле жизни. Более того, подобные рассуждения считались признаком дурного тона, плохого вкуса. Все, что касалось темы смерти, «прагматичными» европейцами и американцами тщательно камуфлировалось, вытеснялось из пространства жизни, по аналогии с их погребальными обрядами, где живые люди «играли в прятки» с разукрашенными покойниками.

Так человечество, обманывая себя, пыталось спрятаться от смерти, создавая различные утопические проекты и аксиологические иллюзии, позволяющие на какое-то время забывать о своей неминуемой участи. Что ж, тем безысходнее становятся моменты отрезвления от господства когда-то и кем-то навязанных, суррогатных смыслов.

Но, в современном мире ситуация относительно проблемы смерти начинает заметно меняться. Наше напряженное и переменчивое время характеризуется заметным всплеском интереса к этой проблеме. Тема смерти все больше привлекает к себе внимание многих ученых и общественных деятелей. Выходят книги и публикуются статьи, посвященные данной теме, пользуются спросом древние и классические тексты, в которых нашли отражение переживания и размышления человечества, касающиеся смерти. Но, как правило, в этих публикациях, в основном, затрагиваются лишь какие-нибудь частные, прикладные аспекты смерти, составляющие предмет исследования демографической статистики, медицины, психологии, криминологии, социологии, культурологии, этнографии, археологии и пр. наук. Не нова проблема смерти и для истории философии и литературы. Однако, собственно, современных исследований в области философии, в которых бы присутствовал развернутый анализ темы смерти с позиций мировоззренческих, смыслообразующих, за редким исключением, практически нет. Данная ситуация характерна как для отечественной, так и для зарубежной философии.

Это обстоятельство заставило нас обратить внимание на столь важное в философском плане упущение. На общем фоне пока еще стихийных и концептуально неоформленных публикаций, посвященных проблеме смерти в целом, актуальность настоящего исследования представляется несомненной. Мы намерены, опираясь, на основные типы этносоциальных образов смерти, произвести их феноменологическую редукцию по отношению к онтологическим и аксиологическим смысловым компонентам мифологического сознания, и, далее, отмечая, и прослеживая последующую филиацию ставшей традиционной для европейского мировоззрения идеи смерти, показать влияние последней на формирование тех или иных философских и социальных учений. Диссертант фокусирует свое внимание на одной мало исследованной, но, весьма важной проблеме - проблеме формообразующего и смыслоопределяющего характера явления смерти, играющего заметную роль в складывании определенных жизненных стратегий человечества, получающих непосредственное воплощение в самых разных структурах социальной сферы бытия.

Степень научной разработанности проблемы. Как уже было сказано выше, в последнее время стало появляться множество публикаций, касающихся различных аспектов проблемы смерти. Среди авторов, занимающихся этой проблемой, абсолютное большинство составляют, так называемые, статисты смерти (или статисты свидетельств о бессмертии), компендиумы которых совершенно непродуктивны в философском плане. Их работы представляют, вероятно, интерес для социологов, криминалистов, психологов, религиозных проповедников и пр.

Однако необходимо отметить ряд имен ученых, которых по праву можно причислить к пионерам современной философской танатологии. Изучением проблемы смерти из зарубежных ученых занимались следующие: начиная с 70-х гг. - Ф. Арьес, С. Гроф, У. Шибл, Е. Шнейдман, затем, в 80-90-е гг. - Т. Вальтер, М. Вовелль, Р. Кастенбаум, М. Котхари, С. Левин, А. Лингис, Л. Мебта, А. Мирвиш, В. Перрет, В. Томас, К. Шабани и др. Среди отечественных исследователей, публикации которых были посвящены философским аспектам смерти и, увидели свет, преимущественно, в последнее десятилетие завершающегося столетия, следует назвать такие имена как: О. Л. Абышко, В. Н. Белов, О. В. Брейкин, В. М. Голубчик, М. В. Горелкин, А. Я. Гуревич, П. С. Гуревич, А. В. Де-мичев, Д. И. Дубровский, Т. И. Зайцева, К. Г. Исупов, М. Ю. Кели-гов, А. С. Кирилюк, В. Курицын, Г. Д. Левин, М. А. Малышев, Л. И. Морева, Э. В. Надточий, В. А. Подорога, В. Л. Рабинович, В. Ш. Сабиров, В. Р. Сапожников, А. К. Секацкий, Ю. А. Смирнов, В. И. Стрелков, Н. М. Тверская, В. А. Тихоненко, П. Д. Тищенко, Н. Н. Трубников, И. Т. Фролов и др.

Львиную долю среди публикаций вышеперечисленных авторов занимают статьи в различных периодических изданиях и сборниках, количество монографий пока еще минимально.

Проблемы темпорального характера образа смерти, исторической эволюции идеи смерти в общественном сознании, рассматривались в трудах Ф. Арьеса, Ж. Бодрийара, М. Вовелля, А. Я. Гуре-вича. Внушительная по объему книга французского историка и философа антропологического направления Ф. Арьеса «Человек перед лицом смерти», была переведена на русский язык и вышла в свет в издательстве «Прогресс» в 1992 г. Пожалуй, это одно из лучших изданий, в котором наиболее плодотворно и концептуально проанализированы трансформационные процессы, происшедшие в общественном сознании во взглядах на смерть.

Общим вопросам танатологии и иммортологии в их тесной связи со смысловыми компонентами определенной картины мира, посвящены работы П. С. Гуревича, К. Г. Исупова, Р. Кастенбаума, С. Левина, М. А. Малышева, В. И. Стрелкова, В. Томаса, Н. Н. Трубникова.

Исключительный интерес для нашего исследования представляет научная публикация петербургского философа-танатолога

Андрея Демичева, главного редактора философского альманаха «Фигуры Танатоса», выходящего под эгидой СПбГУ. В своей монографии «Дискурсы смерти», А. В. Демичев впервые в отечественной философской мысли рассматривает: 1. Статус философской танатологии как мировоззренческого и ориентирующего знания, в том числе в постмодернистской ситуации современной культуры; 2. Место и способы функционирования проблемы смерти как в системе культуры в целом, так и в современной российской культурной ситуации; 3. Способы тематизации проблемы смерти в ряде философско-антропологических и общегуманитарных построений XX столетия.

Вместе с тем, среди отечественных и зарубежных публикаций по философской танатологии, нет исследований, посвященных феноменологической интерпретации этносоциальных архетипов смерти, нашедших свое отражение в структуре древнейших мифологических представлений о мире. Отсутствуют также работы, где было бы показано и проанализировано то влияние, которое оказали, и продолжают оказывать, мифологические образы смерти на формирование философских доктрин и социальных учений.

Интерпретацию этносоциальных архетипов смерти автор будет осуществлять на материале мифологических и философских текстов, используя наработанный опыт исследования их мировоззренческих основ, с тем, чтобы в меру своих сил и способностей доказать детерминирующее, в аспекте продуцирования широкого спектра ментальных конструкций, значение представлений о смерти (бессмертии).

Выражаем надежду, что наш опыт философской интерпретации будет способствовать обнаружению истоков тех глубинных смыслов, которыми человечество наделяло явление смерти и послужит стимулом для дальнейших исследований в этой области.

Методология исследования. Теоретической и методологической основой для проведения исследования послужили принципы системности, целостности и историзма. Автор опирался на работы М. Элиаде и А. М. Пятигорского, посвященные методологическим аспектам исследования мировоззренческих структур общественного сознания. Это, соответственно, метод сравнительной реконструкции традиционных архетипических компонентов и феноменологическая редукция апостериорно фиксируемых состояний сознания.

Цель и задачи диссертационного исследования. Диссертант ставит перед собой цель показать процесс формирования и непосредственную зависимость основополагающих мировоззренческих устоев общества от воспринятых данным обществом мифологических установок по отношению к явлению смерти. Это предполагает постановку и решение следующих задач:

- исследуя и анализируя тексты классических мифов, представить их онтологическое разнообразие в мифологическом истолковании происхождения смерти, символики ее образов и атрибутов;

- опираясь на метод феноменологического исследования, показать единую для всех космогонических сюжетов мифов схему, в рамках которой разворачивается объяснение появления смерти в мире;

- проследить по линии историко-культурных влияний феномен отражения религиозно-мифологических архетипов смерти (бессмертия) на основные, ставшие традиционными, представления об онтологическом и социальном статусе личности;

- выявить коррелятивный по отношению к явлению смерти характер обратного процесса продуцирования ментальных новаций в процессе перехода от элементов архаического материализма к общесоциальным мотивам десакрализации;

- репрезентировать возможную классификацию моделей отношения к смерти в аспекте психологической и философской импликации;

- показать механизм формирования некоторых наиболее важных, в рамках европейской традиции, религиозных и философских мифологем, отталкивающихся в своей основе, от собственных интерпретаций явления смерти, в их тесной связи с репродуцированием широкого спектра иммортологических и социальных утопий.

Научная новизна диссертации может быть сформулирована следующим образом:

- на основе анализа наиболее интересных с точки зрения настоящего исследования текстов мифов показано их онтологическое разнообразие в мифологическом истолковании происхождения смерти. Дано описание генезиса, элементов и структуры мифологической картины мира, в которой смерти отводится определенное место;

- с помощью метода феноменологической интерпретации оригинальных мифологических текстов, где повествуется о появлении смерти, рассмотрено функционирование схемы, позволяющей мифологическому сознанию наделять определенным смыслом, случившиеся во время Оно события, благодаря которым смерть обрела свою власть над этим миром;

- в результате анализа древних религиозных и эпических текстов, догматически трактующих явление смерти (бессмертия), были выявлены важнейшие идейные истоки представлений, касающихся традиционных воззрений на природу человеческой личности в ее онтологическом и социальном измерениях;

- на конкретном примере показан процесс влияния элементов архаического материализма, появление которых обусловлено трансформацией традиционных взглядов на смысловую нагрузку события смерти, на дальнейшие тенденции к десакрализации, получившие отражение в самых широких слоях общественного сознания;

- в ткань дискурса настоящего исследования вплетена классификация моделей отношения к смерти. Представлены философские и психологические точки соприкосновения в сфере восприятия и интерпретации явления смерти, рассмотрен их взаимообусловливаю щий характер;

- показан механизм выстраивания здания основополагающих для европейской ментальности религиозных и философских учений, оперирующих набором тех или иных мифологем, которые, в свою очередь, базируются на определенных смысловых установках (традиционно-новационных) по отношению к явлению смерти. Эксплицирована проекция мировоззренческих мифологем на структуру иммортологических и социальных утопий.

На защиту выносятся следующие тезисы:

1. Сюжеты древнейших космогонических мифов, в которых повествуется о происхождении смерти, обусловлены онтологической неоднородностью их мировоззренческих обоснований. Монизм и дуализм - две основные онтологические позиции, наличествовавшие в мифологическом сознании. Дуалистическая онтология представлена изначальной оппозицией добра и зла, или же противостоянием персонификаций мужского и женского начал. От определенного характера мировоззренческой ориентации мифа в прямой зависимости находится мифологическая интерпретация образа и значения смерти.

2. Во всех мифологических текстах, касающихся креативного мироустроительного процесса, имеют место описания случившихся во время Оно, тех или иных «фатальных» событий, которые указывают на вполне закономерную причину появления смерти в мире. Это позволяет говорить о наличии определенной схемы, в рамках которой развивается мифологический сюжет о происхождении смерти. Смерть, согласно настоящей схеме, возникает в результате утраты сакрального Знания, появляется как следствие обнаружившегося несовершенства первого акта творения, в самом начале мира, на этапах смещения от центра к периферии, от начала к продолжению, от вечного к временному, в итоге - от сакрального к профанному, там, где Знание обнаруживает себя, и, затем, утрачивается во временном забвении. Но в мифе подразумевается и то, что всегда существует возможность вновь обрести когда-то утраченное Знание. Таким образом, в данной схематической структуре мифа о происхождении смерти (=феноменального мира) репрезентируется стройная функциональная цепь взаимосвязанных смыслов.

3. Понятие «личность» - есть исторически сформировавшийся компонент общественного сознания. Онтологический статус личности является производным от особенностей традиционно сложившейся мировоззренческой формы восприятия смерти. Смысл, придаваемый явлению смерти, проходя через испытание имморто-логическим искусом, оказывает затем непосредственное влияние на складывание определенных социокультурных установок по отношению к социальной роли и значимости личности.

4. Метафизическая проекция личностного начала на трансцендентный уровень обусловлена влиянием элементов архаического материализма, инкорпорированного в некоторые мифологические и эпические циклы повествования о смерти. Таким образом, с момента утверждения догматически закрепленного онтологического статуса личности начинает доминировать коррелятивный по отношению к явлению смерти механизм продуцирования ментальных новаций, ведущий, в конечном итоге, к дальнейшему углублению процесса десакрализации.

5. Между психологическими переживаниями человека, постоянно пребывающего в ситуации перед лицом неминуемой смерти и философскими установками в отношении к последней, несомненно, существует достаточно тесная взаимосвязь. Примирение со смертью, бунт против смерти и победа над смертью - вот основные психологические позиции по отношению к явлению смерти, которые нашли свое воплощение в бытийном опыте человеческого сознания. Философские, равно как и общемировоззренческие модели отношения к смерти, суть следующие: деструктивная, примирительная и конструктивная. Смысловая интенция каждой из этих моделей указывает на заметное присутствие и участие в их философском дискурсе тех или иных психологических параллелей.

6. Извечная человеческая потребность в бессмертии (или его суррогате), объясненном и понятном, прослеживается в качестве той красной нити, на которую нанизывается любой философский дискурс. Философия начинается с размышления о смерти. Собственно, сам смысл, которым наделяется смерть в результате ее философской интерпретации, не может претендовать на оригинальность, так как проистекает, в каждом конкретном случае, из давно устоявшихся архетипических данностей категорий предельных оснований. Следовательно, истоки всех новационных философских концепций, имеют прочное основание в традиционном религиозно-мифологическом сознании.

Древние и новые, традиционные и, производные от последних, новационные мировоззренческие мифологемы в совокупности оказывают конституирующее влияние на определенную картину мира, принимая, в свою очередь, активное участие в формировании широкого спектра иммортологических и социальных утопий.

Научно-практическая значимость исследования. Опыт, материалы и результаты диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях проблемы смерти в аспекте ее смысло-образующего характера, оказывающего заметное влияние на мировоззренческие компоненты, в целом, общественного и индивидуального сознания, для проведения занятий по темам «Человек перед лицом смерти», «Смерть как этическая проблема», «Человек и смерть: поиски смысла», а также для чтения спецкурсов по данным темам в рамках разделов социальной философии и философской антропологии.

Апробация. Положения и выводы диссертации использовались при проведении учебных занятий по теме «Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека» в Северо-Кавказском государственном техническом университете и Ставропольском филиале Пятигорского государственного лингвистического университета. Четыре статьи по теме исследования общим объемом 1,2 п. л. были опубликованы в сборниках научно-философских трудов.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, примечаний и заключения. Общий объем работы - 150 машинописных страниц. Библиография включает 167 наименований.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Феноменология этносоциальных архетипов смерти в опыте философской интерпретации"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Стрелков В. И. Смерть и Судьба // Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: «Наука», 1994. С. 34.

2. Гуревич А. Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии // Одиссей. Человек в истории. М.: «Наука», 1989. С. 114.

3. Там же, с. 114.

4. Стрелков В. И. Смерть и судьба // Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: «Наука», 1994. С. 34.

 

Список научной литературыПольский, Анатолий Анатольевич, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абышко О. Л. Человек: смерть экзистенции как рождение самости. Опыт онтологического анализа вхождения в неизвестное // Тема смерти в духовном опыте человечества. СПб.: «Издательство СПбГУ», 1993.

2. Авеста в русских переводах (1861-1996) / Сост., общ. ред., примеч., справ, разд. И. В. Рака. СПб.: Журнал «Нева» РХГИ, 1997.

3. Альбин. Учебник платоновской философии // Платон. Диалоги. М.: «Мысль», 1986.

4. Амусин И. Д. Иудаистическая мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. Т. 1. М.: «Советская энциклопедия», 1991.• 5. Амусин И. Д. Кумранская община. М.: «Наука», 1983.

5. Антология кинизма: фрагменты сочинений кинических мыслителей. М.: «Мысль», 1984.

6. Аполлодор. Мифологическая библиотека. М.: «Ладомир», «Наука», 1993.

7. Артсег. Владелец вещи, или Онтология субъективности. Йошкар-Ола-Чебоксары, 1993.

8. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: «Прогресс», 1992.

9. Афоризмы старого Китая. Пер. с кит. /В. В. Малявина. М.: «Наука», 1998.

10. Бадж Э. Легенды о египетских богах. Пер. с англ. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997.

11. Белов В. Н. Счастливая возможность умереть? // Тема смерти в духовном опыте человечества. СПб.: «Издательство СПбГУ», 1993.

12. Бердяев Н. А. Учение о перевоплощении и проблема человека // Переселение душ. М.: «Золотой Век», 1994.

13. Бибихин В. В. Язык философии. М.: «Прогресс», 1993.

14. Библейская энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Ни-кифора. 2-е изд. Korntal: «Licht im Osten», 1989.

15. Библия: Ветхий и Новый завет.

16. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 1994.

17. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. 2-е издание. М.: «Наука», 1993.

18. Брейкин О. В. Образ смерти как жизнеорганизующее начало в европейской традиции (на материале трудов Й. Хейзинга и М. М. Бахтина) // Творчество М. М. Бахтина и этика современного мира. Саранск, 1990. Рукопись деп. В ИНИОН РАН № 43281 от 21.11.90

19. Брянчанинов Игнатий. Слово о смерти // Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Том третий: Аскетические опыты. СПб., 1905.

20. Бхагавадгита. Книга о Бхишме. Перевод с санскрита. СПб.: «A-cad», 1994.

21. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М.: «Наука», 1977.

22. Волошина Т. А., Астапов С. Н. Языческая мифология славян. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.

23. Гассенди. Свод философии Эпикура // Гассенди П. Сочинения в двух томах. Т. 1. М.: «Мысль», 1966.

24. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 3: Философия духа. М.: «Мысль», 1977.

25. Гельвеций. О человеке // Гельвеций К.-А. Счастье. М.: «Сов. Россия», 1987.

26. Голубчик В. М., Тверская Н. М. Человек и смерть: поиски смысла (этические аспекты явления). М.: «Наука», 1994.

27. Гольбах. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного // Гольбах П. Избранные произведения в двух томах. Т. 1. М.: «Соцэкгиз», 1963.

28. Горан В. П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск: «Наука», 1990.

29. Гордон С. Ханаанейская мифология // Мифологии древнего мира. Пер. с англ. М.: «Наука», 1977.

30. Горелкин М. В. Смерть как философская проблема // Истина и ценности в научном познании. М., 1991.

31. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М.: «Прогресс», 1992.

32. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М.: «Изд-во Трансперсонального Института», 1996.

33. Гуревич А. Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии // Одиссей. Человек в истории. М.: «Наука», 1989.

34. Гуревич П. С. О жизни и смерти // Жизнь земная и последующая. М.: «Политиздат», 1991.

35. Дандамаев М. А. Государство и религия на древнем Ближнем Востоке // Древние цивилизации: От Египта до Китая. М.: «Ла-домир», 1997.

36. Демичев А. В. Дискурсы смерти. Введение в философскую танатологию. СПб.: «ИНАПРЕСС», 1997.

37. Демичев А. В. Тематизация смерти в современном культурном ландшафте России // Сфинкс. СПб., № 1.

38. Дидро. Статьи из «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел» // Дидро Д. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: «Мысль», 1991.

39. Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана). М.: «Политиздат», 1979.

40. Древнеиндийская философия. Начальный период. М.: «Мысль», 1963.

41. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т. 1. М.: «Мысль», 1972.

42. Древе Артур. Миф о Христе. М., 1924.

43. Дубровский Д. И. Смысл смерти и достоинство личности // Философские науки. 1990, № 5.

44. Дьяченко Григорий. Область таинственного. Репринтное воспроизведение издания 1900г. М.: Донской монастырь. Российский фонд мира. Издательство «Планета», 1992.

45. Евсюков В. В. Мифы о вселенной. Новосибирск: «Наука», 1988.

46. Елизаренкова Т. Я., Топоров В. Н. Мир вещей по данным Ригведы // Ригведа. Мандалы У-УШ. М.: «Наука», 1995.

47. Жуковская Н. Л. Ламаизм и ранние формы религии. М., 1977.

48. Зайцева Т. И. Образ смерти во французском средневековом менталитете: По материалам современной французской историографии. / Томский гос. ун-т. Томск, 1993. Рукопись деп. в ИНИОН РАН № 48070 от 24.05.93.

49. Законы Ману. Перевод с санскрита С. Д. Эльмановича. М.: «Наука», «Ладомир», 1992.

50. Закон Божий. Сост. прот. Серафим Слободский. Изд. 4-е. М., 1987.

51. Зеньковский В. В. Единство личности и проблема перевоплощения // Христианство и индуизм. / Сборник статей. М.: «Издательство Свято-Владимирского Братства», 1992.

52. Зиммель Г. Созерцание жизни. // Зиммель Г. Избранное в 2-х тт. Т. 2. М.: «Юрист», 1996.

53. Зороастрийские тексты. Суждения Духа разума (Дадестан-и меног-и храд). Сотворение основы (Бундахишн) и другие тексты. Издание подготовлено О. М. Чунаковой. М.: «Восточная литература» РАН, 1997.

54. Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства инков. Ленинград: «Наука», 1974.

55. Иоанн Дамаскин. Диалектика // Антология мировой философии в четырех томах. Т. 1, часть 2. М.: «Мысль», 1969.

56. Исаев Д. Н. Реакция детей и подростков на процесс умирания близких // Медицина. Культура. Философия. СПб., 1994.

57. Исаева Н. В. Слово, творящее мир. От ранней веданты к кашмирскому шиваизму: Гаудапада, Бхартрихари, Абхинавагупта. М.: «Ладомир», 1996.

58. Исупов К. Г. Русская философская танатология // Вопросы философии. 1994, № 3.

59. Исупов К. Г. Русская философия смерти (ХУШ-ХХ вв.) // Смерть как феномен культуры. Сыктывкар, 1994.

60. Каждан А. П. От Христа к Константину. М.: «ЗНАНИЕ», 1965.

61. Кацнельсон И. С. Художественная литература // Культура Древнего Египта. М.: «Наука», 1976.

62. Келигов М. Ю. Смерть как жизнеорганизующий феномен (о духовной ценности смерти) // Известия вузов Сев.-Кав. региона / Общественные науки. Ростов-на-Дону, 1993, № 4.

63. Керимов Т. X. Постмодернизм // Современный философский словарь. Лондон: «ПАНПРИНТ», 1998.

64. Кирилюк А. С., Парнюк М. А. Проблема смерти и бессмертия как предельное основание мировоззрения // Гуманистические аспекты биологического познания. Киев, 1991.

65. Кирилюк А. С. Универсалии культуры и семиотика дискурса. Миф. Одесса: Издательский Дом «Рось», 1996.

66. Кодзики Записки о деяниях древности. Свиток 1-й: Мифы. Пер., коммент. Е. М. Пинус. СПб.: «ШАР», 1993.

67. Кожев Александр. Идея смерти в философии Гегеля. М.: издательство «Логос», издательство «Прогресс-Традиция», 1998.

68. Косидовский 3. Библейские сказания; Сказания евангелистов. М.: «Политиздат», 1991.

69. Кузищин В. И. Культура Древнего Египта // История Древнего Востока. М.: «Высшая школа», 1988.

70. Кузнецов Б. И. Древний Иран и Тибет (История религии бон). СПб.: Издательство «Евразия», 1998.

71. Курицын В. Эпикриз // Фигуры Танатоса: Искусство умирания. СПб.: «Издательство С.-Петербургского университета», 1998.

72. Кхантипалло. Спокойствие и прозрение. М.: «Беловодье», 1994.

73. Кэмпбелл Д. Герой с тысячью лицами. К.: «София Ltd.», 1997.

74. Ламонт К. Иллюзия бессмертия. Пер. с англ. 2-е изд. М.: «Политиздат», 1984.

75. Левин Г. Д. Куда гонит человека "болезнь смерти"? // Свобода и справедливость. Нижний Новгород, 1993.

76. Левин С. Кто умирает? К.: «София Ltd.», 1996.

77. Леон-Портилья М. Философия нагуа. М.: «Издательство иностранной литературы», 1961.

78. Лепехов С.Ю. Идеи шуньявады в коротких сутрах Праджня-парамиты // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск: «Наука», 1991.

79. Ливрага Хорхе Анхель. Фивы. М.: «Новый Акрополь», 1995.

80. Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Миф Число -Сущность. М.: «Мысль», 1994.

81. Лосский В. Н. Догматическое богословие // Мистическое богословие. Киев: Издание христианской благотворительно-просветительской ассоциации «Путь к Истине», 1991.

82. Малышев М. А. Проблема смерти в истории нравственно-религиозной мысли // Отношение человека к иррациональному. Свердловск, 1989.

83. Малышев М. А. Проблема смерти в философии «несчастного сознания» // Философские науки. 1989, № 5.

84. Марк Аврелий Антонин. Размышления. СПб.: «Наука», 1993.

85. Махабхарата. Книга первая: Адипарва. Перевод с санскрита и комментарии В. И. Кальянова. М.: «Ладомир», 1992.

86. Младшая Эдда. М.: «Ладомир», 1994.

87. Мосс М. Об одной категории человеческого духа: понятие личности, понятие «я» // Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М.: «Восточная литература» РАН, 1996.

88. Надточий Э. В. О власти исчисления над жизнью и над смертью // Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989.

89. Наранхо К. Песни просвещения. СПб.: «Б. С. К.», 1997.

90. От начала начал, от дней сотворения мира. Сказание об Эн-ки и Нинмах // От начала начал. Антология шумерской поэзии. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 1997.

91. Песнь из дома усопшего царя Антефа, начертанная перед певцом с арфой // Поэзия и проза Древнего Востока. БВЛ. Т 1. М.: «Художественная литература», 1973.

92. Платон. Сочинения в трех томах. Т. 2. М.: «Мысль», 1970.

93. Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М.: «Ас1 Ма^тет», 1995.

94. Польский А. А. О феноменологическом подходе к интерпретации мифов о смерти // Сборник научных трудов СтГТУ / Серия «Гуманитарные и социально-экономические науки» /. Выпуск 1. Ставрополь, 1998.

95. Польский А. А. Смерть, инициация и возвращение к Знанию // Современные социально-философские и психолого-педагогические проблемы / Научные труды кафедры философии СтГТУ/. Выпуск 10. Ставрополь, 1998.

96. Польский А. А. Смерть забвение как результат креативной феноменализации: мифосоциальный аспект // Современные социально-философские и психолого-педагогические проблемы / Научные труды кафедры философии СтГТУ/. Выпуск 11. Ставрополь, 1999.

97. Попович М. В. Мировоззрение древних славян. Киев: «Нау-кова думка», 1985.

98. Пятигорский А. М. Мифологические размышления: лекции по феноменологии мифа. М.: «Языки русской культуры», 1996.

99. Рабинович В. JI. «.До смерти хочется жить» // СоцИс: Соц. исслед. М., 1994, № 2.

100. Рабинович В. JI. Зеркало и смерть // Фигуры Танатоса: Искусство умирания. СПб.: «Издательство С.-Петербургского университета», 1998.

101. Рак И. В. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана (зороастризм). СПб. Москва: Журнал «Нева» - «Летний Сад», 1998.

102. Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.: «Политиздат», 1990.

103. Редер Д. Г. Мифологическое мышление и зачатки научного мировоззрения в древнем Египте // Культура древнего Египта. М.: «Наука», 1976.

104. Ригведа. Избранные гимны. Перевод с санскрита Т. Я. Елиза-ренковой. М.: «Наука», 1972.

105. Рижский М. И. Книга Иова: Из истории библейского текста. Новосибирск: «Наука», 1991.

106. Робертсон Д. Первоначальное христианство. М., 1930.

107. Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга. М.: «Наука и религия», 1992.

108. Сабиров В. Ш. Проблема страха смерти в современной танатологии // Философский анализ явлений духовной культуры. М., 1984.

109. Сабиров В. Ш. Этический анализ проблемы жизни и смерти. М.: «Знание», 1987.

110. Сабиров В. Ш. Русская идея спасения: жизнь и смерть в русской философии. СПб.: «СПбГУ», 1995.

111. Сапожников В. Р. Нравственно-философские аспекты смерти и бессмертия // Смысл человеческой жизни. Нижний Новгород, 1992.

112. Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. М.: «Политиздат», 1987.

113. Секацкий А. К. Ускользание и обман в поединке со смертью // Фигуры Танатоса: Искусство умирания. СПб.: «Издательство С.-Петербургского университета», 1998.

114. Серафим (Роуз). Душа после смерти. М.: «MACAU & Со», 1991.

115. Смирнов Ю. А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследования, тексты, словарь. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997.

116. Соколов Б. Г. Соучастник пира. Комментарий (com-mort-arium) «Пира» Платона // Фигуры Танатоса: Искусство умирания. СПб.: «Издательство С.-Петербургского университета», 1998.

117. Стрелков В. И. Смерть и Судьба // Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: «Наука», 1994.

118. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М.: «Политиздат», 1989.

119. Тертуллиан. Избранные сочинения. М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994.

120. Тихоненко В. А. Жизненный смысл выбора смерти // Человек. М., 1992, вып. 6.

121. Тищенко П. Д. Самость и смерть // Постижение культуры: Концепции, дискуссии, диалоги. М., 1996, вып. 5-6.

122. Токарев С. А. Ранние формы религии. М.: «Политиздат», 1990.

123. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. 4-е изд. М.: «Политиздат», 1986.

124. Топоров В. Н. Космогонические мифы // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. Т. 2. М.: «Советская энциклопедия»,1992.

125. Топоров В. Н. Эней человек судьбы. Часть I. М.: «Радикс»,1993.

126. Трубников Н. Н. О смысле жизни и смерти. М.: «РОССПЭН», 1996.

127. Трубников Н. Н. Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни // Философские науки. 1990, № 2.

128. Трубников Н. Н. Проспект книги о смысле жизни // Квинтэссенция. М., 1990.

129. Федоренко Н. Т. Цюй Юань: истоки и проблемы творчества. М.: «Наука», 1986.

130. Фролов И. Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.: «Политиздат», 1989.

131. Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. 2-е изд. М.: «Политиздат», 1983.

132. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: «АБ МАЯВШЕМ», 1997.

133. Хейзинга Й. Осень Средневековья. Соч. в 3-х тт. Т. 1. М.: Издательская группа «Прогресс» «Культура», 1995.

134. Хисматулин А. А., Крюкова В. Ю. Смерть и похоронный обряд в исламе и зороастризме. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 1997.

135. Цонкапа Чже. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения. Том 2: Этап духовного развития средней личности. СПб.: «Нартанг» «Ясный Свет», 1995.

136. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М.: «Селена», 1994.

137. Шацкий Е. Утопия и традиция. М.: «Прогресс», 1990.

138. Шекх Пхойджулла. Победа Горокхо: Горокхо Биджой: Эпич. поэма. Пер. с бенг., вступ. ст., коммент. И. А. Товстых. М.: «Наука», 1998.

139. Шеллинг. Философские письма о догматизме и критицизме // Шеллинг Ф. Сочинения в двух томах. Т. 1. М.: «Мысль», 1987.

140. Шифман И. Ш. Ветхий завет и его мир (Ветхий завет как памятник лит. и обществ, мысли древней Передней Азии). М.: «Политиздат», 1987.

141. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: «Инвест-ППП», 1995.

142. Элиаде М. Космос и история. М.: «Прогресс», 1987.

143. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. СПб.: «Алетейя», 1998.

144. Элиаде М. Священное и мирское. М.: «Издательство МГУ», 1994.

145. Элиаде М. Священные тексты народов мира. Пер. с англ. В.Федорина. М.: «КРОН-ПРЕСС», 1998.

146. Эншлен Ш. Происхождение религии. М.: «Издательство иностранной литературы», 1954.

147. Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М.: «Наука», 1987.

148. Якобсен Торкильд. Сокровища тьмы: История месопотамской религии. М.: «Наука», 1995.

149. Я открою тебе сокровенное слово: Литература Вавилонии и Ассирии. Пер. с аккад. М.: «Художественная литература», 1981.

150. Buddhist scriptures. Selected and translation by Edward Conze. London, Penguin books. Copyright © Edward Conze, 1959.

151. Chabanis Ch. La Mort, un Terme ou un Commencement? P., 1982.

152. Kastenbaum R. Reconstructing Death in Postmodern Society // Omega. Journal of Death and Dying. N. Y., 1993, vol. 27(1).

153. Kothari M., Mebta L. Death: A new perspective in the phenomen of desease and dying. L., 1986.

154. Levine S. Healing into Life & Death. Gateway books, Bath, 1990. Copyright © Stephen Levine, 1987.

155. Lingis A. Deathbound subjectivity. Bloomington, 1989.

156. Mirvish A. Mort, contingence et genèse de la conscience de sai // Diogène. P., 1993, № 161.

157. O'Flaherty Wendy Doniger. The origin of heresy in hindu mythology // History of religions. Vol.10, No. 4, May, 1971. Copyright 1971 by the University of Chicago Press. Printed in England.

158. Perret W. Death and immortality. Nijhoff, 1987.

159. Schibles W. Death. An interdisciplinary analysys. Wisconsin, 1974.

160. Shneidman E. Deaths of Men. N. Y., 1973.

161. Thomas V. Death and the meaning of human existence: a phe-nomenological existentialist inquiry // Ind. philos, quart. N. S. Pune, 1989, vol. 16, № 2.

162. Vovelle M. La mort et l'Occident de 1300 à nos jours. P., 1983.

163. Walter T. Modem death: taboo or not taboo? // Sociology. Oxford, 1991. Vol. 25, № 2.

164. Zaehner R. C. Zurvan: A Zoroastrian Dilemma. Oxford, 1955.