автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Феноменология жизни Макса Шелера

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Симаков, Станислав Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Феноменология жизни Макса Шелера'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Феноменология жизни Макса Шелера"

На правах рукописи УДК 1.091.4/9

Симаков Станислав Юрьевич

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЖИЗНИ МАКСА ШЕЛЕРА

Специальность: 09.00.03 — история философии

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Санкт-Петербург 2007 г.

003165129

Работа выполнена на кафедре истории философии государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

ГРЯКАЛОВ Алексей Алексеевич

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

ПОГОНЯЙЛО Александр Григорьевич кандидат философских наук, доцент ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ Кира Владиславовна

Ведущая организация: Санкт-Петербургская

академия постдипломного педагогического образования (СПб АППО)

Защита состоится 24 января 2007 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.199.10 Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по адресу: 197046, г. Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, д. 26, Факультет философии человека, ауд. 317.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Автореферат разослан« » ^¿¿аа^А- 2007 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук, доцент

А.Ю. Дорский

I. Общая характеристика работы Актуальность темы диссертационной работы

В ситуации языковой и дискурсивной множественности актуальность обращения к наиболее значимым идеям философии человека объясняется, с одной стороны, стремлением найти общие теоретико-методологические основания для философского осмысления проблемы человека, а с другой стороны, желанием актуализировать онтологически-ориентированные антропологические модели В этом отношении философия и феноменология жизни могут выступить своеобразной «моделью для сборки» различных дискурсивных практик и проектов Кроме того, философский интерес к проблеме жизни во всем многообразии ее проявлений (от идеологических конструкций до способов телесного существования) оказывается значимым потому, что при всех культурных, этническо-религиозных и субъективно-личностных различиях людей их объединяет факт принадлежности к жизни как таковой и вытекающая из этого факта убежденность в позитивной ценности (хотя и разной в разных культурных единствах) витального начала в человеке

Теоретическое осмысление жизни приобретает особую императивность, если принять во внимание специфический облик современного социального мира и характер его проблемных диспозиций Не секрет, что самые значительные кризисы современности (демографический, экологический), проблемы клонирования, биоэтики и образования так или иначе связаны с проблемой витальности Проблема жизни требует вдумчивого и ответственного обсуждения всего, что касается природы живого и способов его существования, для чего необходимо обращение к истории философского осмысления данных вопросов

Философия Макса Шелера является одним из самых интересных и поучительных примеров разработки указанной проблематики Вместе с тем, особенно в последнее время и преимущественно в западной традиции, исследователи обращаются в основном к практико-ориентированным сторонам учения Шелера (социология, этика, философия образования), тогда как антропологические и онтологические аспекты его философии все больше остаются без внимания, а ведь именно они могут быть названы основополагающими в его творчестве Этой же тенденции следуют и многочисленные конференции, посвященные осмыслению теоретического наследия Макса Шелера Возникает ситуация, при которой наследие мыслителя распадается на мозаику малосвязанных между собой проблем, вопросов и тем обсуждения Вследствие этого теряется основной лейтмотив его философского вопроша-ния - проблема витального и духовного существования человека, - из которого и произрастают, на первый взгляд, малосвязанные между собой сюжеты философии Шелера

Следует отметить, что до сих пор является дискуссионным и сохраняющим актуальность вопрос о преемственности различных этапов творчества немец-

кого мыслителя Всегда ли Макс Шелер оставался феноменологом или его поздние антропологические штудии знаменуют собой радикальный разрыв с феноменологией и переход на онтическую точку зрения?

До самого последнего времени в отечественных и зарубежных исследованиях творчества Шелера, в работах по философской антропологии было принято выделять два этапа в творчестве мыслителя - ранний феноменологический, преимущественно связанный с разработкой аксиологической проблематики, и поздний антропологический этап Иногда проводилось трехэтапное деление философской эволюции взглядов мыслителя (Ю М Бохенский, А Н Малинкин) философия жизни (работы, посвященные теме войны и идее национального духа и культуры), феноменология и аксиология, персоналисти-ческая философская антропология В данной диссертации предпринята попытка преодоления указанного разрыва в Шелеровой философии Именно феноменологическое прочтение поздних работ Шелера, последовательное соотнесение их с ранними шелеровскими текстами, позволяет говорить о принципиальном единстве философской задачи и замысла основателя философской антропологии, - замысла, сохраняющего свою значимость на протяжении всего творчества Шелера В качестве такой темы-проблемы, объединяющей разные периоды творчества мыслителя, в исследовании как раз и предлагается феноменология жизни

Во избежание возможных недоразумений и неправильных атрибуций, следует сразу сказать, что феноменология Макса Шелера в концептуальном плане относится к тому раннему этапу развития феноменологического движения, которое сегодня принято именовать реалистической феноменологией Она сознательно дистанцируется от известной гуссерлианской интерпретации сознания, проблематики трансцендентальной субъективности, идей кон-ституирования смысла и т п Это направление феноменологии в отечественной философской традиции изучено сравнительно слабо - в силу ограниченного количества переводов указанное направление философии оказалось малоизвестным Поэтому исследование творчества Шелера не только в контексте его антропологических, социологических или феноменолого-аксиологических изысканий, но и как ярчайшего представителя реалистического направления философии позволяет более объемно представить традиции философии XX века

Цель диссертации: раскрыть феноменологическое содержание понятия жизни в учении Макса Шелера Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи

- эксплицировать исторические и методологические предпосылки философии Макса Шелера;

- раскрыть особенности феноменологического метода Шелера, его понимание целей и задач феноменологии,

- проследить эволюцию понятия жизни в учении М Шелера,

- определить место и роль феноменологии жизни в универсуме

философского мировоззрения Макса Шелера, - определить место и роль теоретического наследия Макса Шелера в истории феноменологических и антропологических идей XX столетия и в общем интеллектуальном пространстве философии современности

Объект исследования - общие теоретико-методологические и феноменоло-го-антропологические взгляды Шелера в их философско-мировоззренческих истоках и основных этапах становления

Предмет исследования - теоретические и методологические основания философии жизни Макса Шелера, эволюция виталистических воззрений немецкого философа

Рабочей гипотезой данного исследования является предположение о том, что феноменология жизни является смыслообразующей темой творчества Макса Шелера и в этом качестве может служить адекватной эвристической моделью интерпретации наследия основателя философской антропологии

Методологическая база определяется поставленными целями и задачами В основе исследования лежат сравнительно-исторические, типологические, дискриптивно-феноменологические и герменевтические методы исследования, позволяющие наиболее полно раскрыть содержание философии Шелера

Степень научной разработанности проблемы

С самого начала философия Макса Шелера вызвала необычайный интерес в среде европейского философского сообщества, прежде всего, разумеется, в Германии Количество статей, монографий, полемических отзывов, рецензий, посвященных творчеству Шелера, еще при жизни философа было поистине огромно. Наиболее значимые исследования философии Шелера (примерно до 50-х годов XX века) на английском, французском и немецком языках приводит Герберт Шпигельберг в своем ставшем классическим сочинении «Феноменологическое движение» В отечественной философии знакомство с идеями Шелера происходило благодаря нередким упоминаниям его взглядов и их оценке в русской религиозной философии, общая антропологическая направленность которой не позволяла ей пройти мимо одного из самых глубоких европейских антропологических учений Кроме того, известно, что Шелер не раз принимал участие в заседаниях «Русской религиозно-философской Академии» в Берлине, имея возможность общаться со многими представителями русского философского зарубежья Связь учения Шелера с русской философией изучалась также и в западной традиции Здесь можно упомянуть исследование X Дама «Владимир Соловьев и Макс Шелер» (1971) Также устойчивое внимание к идеям основателя философской антропологии, иногда их жесткая критика сохранялись у мыслителей, испытавших влияние Макса Шелера (А Гелен, М Ландман, X Плеснер, Э Ротха-

кер, Г Э Хенстенберг и др) Вопросы, разрабатываемые Шелером в феноменологии религии, изучались в работах Й Зайферта, А П Забияко, Ю А Киме-лева, А И Красниковой, Ф Креппеля, К И Никонова, М А Пылаева, Э Ха-ральда В западной феноменологической и философской традиции социологические воззрения Шелера выступали предметом осмысления в работах М Ос-совской, М Фрингса, А Шюца, вопросы этики и аксиологии Макса Шелера исследовались в работах Д фон Гильдебранта, Н Гартмана, Э Штайн Наконец, философско-антропологические взгляды Шелера получили критическое осмысление и оценку у таких видных мыслителей, как М Бубер, М Хайдег-гер, К Ясперс Нередко к антропологическим идеям Шелера обращались и отечественные исследователи, занимающиеся проблемами педагогики и философии образования (В В Куликов, Г А Новичкова, О В Санникова) При этом следует, впрочем, заметить, что подавляющее большинство упомянутых исследований не ставило специальных историко-философских задач, а отражало перипетии интеллектуальной традиции и полемики При выполнении работы также оказался важным анализ историко-философских и методологических позиций отечественных авторов, исследования которых посвящены методологическим проблемам философии человека и современной культуры (А А Гря-калов, А А Корольков, А Г Погоняйло, А Г Черняков) Среди систематических историко-философских исследований творчества Шелера следует, прежде всего, отметить работы Михаэля Габеля, Мартина Куша, Ганса Иохима Либера, Карла Рейберга, Манфреда Фрингса, Иохима Фишера, Че-рунг Пака В обзорных сочинениях по философской антропологии таких зарубежных мыслителей, как Карлос Вальверде, Ю М Бохенский, Петер Шульц, Луис Фарре уделено достаточно места характеристике воззрений Макса Шелера В отечественной философии монографий, посвященных в целом творчеству немецкого мыслителя, к сожалению, пока нет В основном отечественные исследователи сосредоточивают свое внимание на отдельных аспектах философской деятельности Макса Шелера, а если и представляют эволюцию взглядов немецкого мыслителя, то подобная презентация, как правило, носит обзорный характер Среди исследований на русском языке, посвященных проблемам философской антропологии в целом и антропологическим воззрениям Шелера в частности, значительный интерес представляют работы Б Т Григорьяна, П С Гуревича, Б В Маркова, К С Пигрова, А Руткевича, С С. Хоружего, А В Чечулина Феноменологические взгляды Макса Шелера конструктивно были проанализированы в работах В Куренного, Н В Мотрошиловой, Н С Плотникова, Я А Слинина. Что касается исследований, специально посвященных философии Шелера, особого упоминания заслуживают работы А В Денежкина, Д Ю Дорофеева, М Л Хорькова, Л Чухиной. Следует также отметить работы по истории философской антропологии А Н. Красникова, С А Лохова, Н В Омельченко, Д И Роинашвили, С А Смирнова, Л А Черной Среди исследователей социологических воззрений Макса Шелера особого внимания заслуживают сочинения Ю Н Давыдова и А Н Малинкина

Специальные историко-философские исследования, посвященные проблематике жизни в творчестве Шелера и методологическим способам ее раскрытия, насколько нам известно, отсутствуют Тем не менее, рассматриваемая в диссертации тема (феноменология жизни), является одной из центральных в творчестве Шелера В диссертационном исследовании не только про-блематизированы принципиальные положения учения Макса Шелера, но и предлагается последовательный объединяющий способ интерпретации философских воззрений немецкого мыслителя

Источниковой базой диссертации послужили работы Макса Шелера В силу ограниченной доступности текстов Шелера на немецком языке (за исключением таких работ как «Der Formalismus in der Ethik und matenale Wertethik» (1916), «Die Transszendentale und die psychologische Methode» (1900), «Nation und Weltanschaung» (1923), отдельных фрагментов «Vom Ewigen in Menschen») материалом исследования выступали русскоязычные переводы сочинений немецкого философа «Философское мировоззрение», «Формы знания и образование», «Человек и история», «Человек в эпоху уравнивания», «Положение человека в Космосе», «Феноменология и теория познания», «Формализм в этике и материальная этика ценностей» (избранные главы), «Ordo Amons», «Ресентимент в структуре моралей», «О сущности философии моральной предпосылки философского познания», «Философские фрагменты из записных книжек последнего года жизни», «Социология знания», «Формы знания и общество», «Сущность и понятие социологии культуры», «О социологии позитивной науки»

Научная новизна исследования заключается в том, что последовательно прослежены роль и значение проблематики жизни в наиболее значимых разделах философии Макса Шелера (теория познания, философская антропология, теория ценностей, социология знания, теория и методология науки, философия и феноменология религии), обоснована фундирующая роль проблематики жизни на разных этапах становления философии Шелера, раскрыты возможности феноменологической интерпретации понятия жизни в учении Макса Шелера.

Научная новизна исследования выражена в следующих положениях'

- категориальной базой осмысления понятия жизни в философии Шелера должны служить идеи реалистической феноменологии (созерцание сущностей, интуитивный метод познания и т д ) и идея материального a priori,

- на всех этапах творчества Шелера действительность жизни осмысляется как момент более общей онтологической структуры, выстраиваемой по принципу иерархии,

- виталистические представления Шелера периода создания «Положения человека в Космосе» могут осмысляться в двух отношениях как вариант развития и приложения феноменолого-онтологических взглядов Шелера раннего этапа его философии, как сочетание феноменологических (в части проблема-

тики феноменологической психологии, понимания Другого, феноменологии тела, идеи Umwelt) и нефеноменологических методов осмысления явления жизни,

- философско-религиозные представления Шелера о становящемся Боге сообщают идее жизни универсально-онтологический характер и намечают возможность новой «неклассической» философии религии,

- антропологию Шелера следует рассматривать как переходный вариант от «классической» ессенциальной философии человека к «неклассической» бытийной или деятельностной феноменологической антропологии

Положения, выносимые на защиту

- проблема жизни является конституирующей для любого этапа творчества Макса Шелера,

- феноменологический метод сохраняет свою значимость на протяжении всего творчества Макса Шелера,

- феноменология Макса Шелера открывает возможности несубстанциалистской интерпретации человека,

- онтологическую основу философии Макса Шелера составляет принцип иерархии уровней бытия

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования

заключается в проблематизации понятия жизни в философии Макса Шелера и в выявлении возможностей феноменологической интерпретации данного понятия

Практическая значимость результатов диссертационного исследованш!

Содержание и теоретическая часть данной работы могут быть использованы при исследовании западной философии первой половины XX века Предложенный в диссертации способ интерпретации философии Шелера также может быть использован в дальнейших штудиях, посвященных творчеству немецкого мыслителя, в различных лекционных курсах Кроме того, содержание и теоретические выводы диссертационной работы могут быть полезны исследователям в области педагогики и антропологии образования Также исследование проблем феноменологии жизни в творчестве Макса Шелера может способствовать определению возможных направлений и стратегий социализации человека в современном поликультурном мире

Апробация результатов исследования

Основные положения и выводы, полученные в ходе исследования, изложены в ряде статей по теме диссертации. Материалы диссертационного исследования были использованы при подготовке курсов лекций и семинаров по истории философии и философской антропологии Кроме того, ряд идей диссертации был изложен на международной конференции «Россия и феноменологическая традиция» (Санкт-Петербург, 2004), научно-практической конференции «История философии классика и современность» РГПУ им Герцена

(Санкт-Петербург, 2007), на теоретических семинарах факультета философии человека РГПУ им Герцена

Структура и содержание диссертационного исследования отвечает логике раскрытия заявленной темы и соответствует поставленным целям и задачам Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы Объем диссертационного исследования составляет 141 страницу

II. Основное содержание работы Во Введении обоснована актуальность исследования, показана степень разработанности проблемы, сформулирована научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, проанализированы и разработаны методические основания и источники работы, сформулированы рабочая гипотеза, определены положения, выносимые на защиту Первая глава - «Понятие жизни в реалистической феноменологии Макса Шелера» В данной главе дан анализ основных категорий феноменологии Макса Шелера, последовательно раскрыто содержание идеи жизни на раннем этапе творчества немецкого мыслителя

Первый раздел главы «Историко-философские и гносеологические предпосылки философии Макса Шелера» посвящен анализу историко-философского контекста, в котором разворачивалась мысль раннего Шелера, формировался круг тем и проблем, условно объединяемый под титулом «Априорное понятие жизни» В качестве основных философских направлений, с которыми соотносится мысль Шелера, в диссертационном исследовании указаны феноменология и неокантианство, в числе же более или менее маргинальных течений мысли, оказавших влияние на философию Шелера, упоминаются учения М Вебера, Р Эйкена, Ф Ницше, гештальт-психология При этом, если феноменология рассматривается в диссертации как тот твердый фундамент, на котором стоял Шелер, то неокантианство (прежде всего мар-бургская школа), вполне в соответствии с основными интенциями философии немецкого мыслителя, - в качестве теоретического оппонента, в споре с которым феноменология должна была утвердить свое право именоваться «первой философией» Учитывая фрагментарность и принципиальную несистематичность философского стиля Макса Шелера, в диссертационном исследовании принимается сочетание двух методологических подходов наряду с прослеживанием «имманентной» логики мысли Шелера осуществлена проекция высказываний и суждений мыслителя на широкий историко-философский контекст, что намечает тем самым отсутствующие в реальном тексте связи и отношения В целом, анализируя феноменологические взгляды Макса Шелера, можно сказать, что его философия осталась верна исходной интенции феноменологической философии, заявленной Э Гуссерлем в известной лапидарной формуле «zu den Sachen selbst» («к самим вещам») Сформулированная Гуссерлем в «Идеях I» программа трансцендентального истолкования феномена, как известно, не была поддержана Шеле-

ром, равно как и другими известными феноменологами (А Райнах, А Пфендер, M Гайгер, Й Дауберт) Соответственно, исходными гносеологическими предпосылками философии Шелера во многом оставались феноменологическая дескрипция, интуитивный метод познания, метод созерцания сущностей (Wesenanschaung) и интенциональный характер сознания Тем не менее, в работе 1914 г «Феноменология и теория познания», многие разделы которой опираются на идеи Гуссерля периода «Логических исследований», можно проследить и определенное влияние Гуссерлевой трансцендентальной философии Это, прежде всего, касается метода ноэтико-ноэматической корреляции, применение которого может быть эксплицировано в ряде тезисов «Феноменологии и теории познания» В указанной работе Шелер определяет жизнь как «а рпоп созерцаемую сущность», что, в свою очередь, требует детального прояснения содержания таких понятий его философии, как «априорное знание», «сущность», «интуиция» и др При этом важнейшей характеристикой априорного опыта является, согласно Шелеру, самоданный характер присутствия его объектов. Обсуждая условия и характер самоданности предметов познания, Шелер неожиданно оказывается близок аристотелевским и - шире - античным гносеологическим построениям, отмечающим рецептивный, следующий за предметом характер истинного познания.

Во втором разделе первой главы «Понятие a priori в учениях И. Канта и М. Шелера» дается сравнительный анализ теорий априорного познания И Канта и M Шелера, позволяющий более глубоко и объемно представить гносеологические и онтологические взгляды основателя философской антропологии Обобщая взгляды Шелера в части его критических замечаний в адрес философии Канта, можно выделить три направления против формализма, трансцендентализма и субъективизма кантовского учения.

Во-первых, априорное знание, согласно Шелеру, есть чистое интуитивное знание, или созерцание чистых феноменологических фактов, и поэтому оно никогда не может быть результатом конституирующей деятельности рассудка Соответственно там, где сознание вынуждено что-либо конструировать, синтезировать, оно имеет дело не с самой вещью (die Sache selbst), а с собственной продуктивностью.

Во-вторых, противоположность априорного/апостериорного, по мысли Шелера, не имеет ничего общего с противоположностью формальное/материальное В этом смысле вполне возможны ситуации, когда материальные компоненты знания являются в каком-то отношении априорными, а формальные - апостериорными Так, например, положения математики, будучи материальны по отношению к законам логики как своей форме, сугь, тем не менее, всецело априорные положения С другой стороны, такие предметы сознания, как «единство», «вещность», «множество» и пр, являясь априорными, получают свое обоснование, согласно Шелеру, только в материи созерцания, в некоторой исполняющей интенции

Наконец, в-третьих, безусловной ошибкой является отождествление априорного с трансцендентальным, имеющее место в системе Канта Согласно

Шелеру, отношения «условия» и «обусловленного» отражают не метафизическое отношение двух стратов бытия - сознания и материи опыта, - а лишь определенную закономерность следования, фундирования сущностей, в соответствие с которой предметы всегда «исполняют» те законы, которые «содержатся» в сущностях этих предметов

Сравнительный анализ позиций Шелера и Канта в отношении природы априорного знания позволяет более детально и систематически представить не только методологические особенности философии Шелера, но и спроецировать данное образцовое для истории философии противостояние позиций на более широкий контекст, проясняя тем самым фундаментальные отличия любой трансцендентальной системы от учений интуитивистского типа В третьем разделе первой главы «Феноменологический и нефеноменологический опыты данности» дальнейшим образом раскрывается смысл априорного знания в философии Шелера, анализируются различные значения понятия «данного» в гносеологии мыслителя, уточнено место и значение феноменологии жизни в ранней философии Макса Шелера Для него основным признаком феноменологического опыта является самоданный, то есть априорный, сущностный и интуитивный характер объектов опыта. Однако в учении Шелера обнаруживается несколько значений понятия «данного» предмет может быть дан как адекватный/неадекватный, абсолютный/относительный и истинный/ложный В диссертации анализируются первые два способа данности

Следует отметить, что дифференция адекватного/неадекватного бытия предметов у Шелера вполне «классична» и в сущности воспроизводит Гус-серлеву трактовку идеи адекватности (учение о «пустых» и «наполненных» интенциях) Собственно же онтологическая постановка вопроса у Шелера возникает в связи с различением абсолютной/относительной данности предметов. Предмет в учении Шелера именуется «абсолютным», если он дан непосредственно, т е если невозможно усмотреть способа данности предмета познания В противном случае бытие познаваемого оказывается относительным к многообразию возможных орудий, или средств постижения предметного различных методов, форм, структур актов познания Следуя указанной дифференции, Шелер в своей феноменологии фиксирует существование различных, иерархически упорядоченных уровней бытия, получающих значимость, благодаря отношениям близости/дальности к абсолютному центру -идее Бога

При этом жизнь как раз и является одной их тех ступеней лестницы бытия, о которой ведет речь Шелер Огромное многообразие предметов, прежде всего предметные миры ассоциативной психологии и классического естествознания, полагает Шелер, только потому и получают свою определенность, что являются наличными для живых существ, (относительными к жизни), или, другими словами, лишь репрезентируют способ бытия живого, его внутреннюю структуру Любые предметности классической науки, в частности, такие как пространственностъ, причинность, тождество и т д теряют, согласно Шелеру, всякий смысл, если рассматриваются безотноси-

тельно к жизни и живым организмам Наука изучает предметы, относительные к жизни, и, следовательно, в каком-то смысле она, сама того не ведая, изучает жизнь (а не мир сам по себе) Если же учесть, что Щелер понимает жизнь как воплощенное существование, то весь мир науки становится относителен к телу и его бытийной организации

В четвертом разделе главы «Понятие науки в философии Макса Шелера» дан анализ основных представлений немецкого философа, касающихся проблемы науки и научного познания, осуществлена сравнительная характеристика взглядов Шелера с воззрениями других исследователей на феномен европейской науки и техники Анализ теории науки Макса Шелера позволяет утверждать, что наука, с одной стороны, вырастает из онтологии мыслителя, из его учения об уровнях относительности наличного бытия предметов, а с другой стороны, - что характерно для позднего этапа творчества Шелера - из его социологии знания Таким образом, оба подхода к толкованию феномена науки - социологический и априорно-рациональный - у Шелера дополняют друг друга социологическая интерпретация не релятивизирует сама по себе научные достижения, а рационалистическая - не отменяет факта исторической и социальной обусловленности развития института науки

Согласно Шелеру, генезис науки не может быть исключительно объяснен обращением к логике Механистическая картина мира, вопреки всем усилиям представителей неокантианства, утверждает Шелер, возможна не потому, что представляет собой единственный гарант логической непротиворечивости научных результатов, но потому, что свой исток она обнаруживает в том опыте мира, который свойствен живому существу В основании науки, даже если она и предполагает высокую степень моделирования и идеализации физических процессов (идеальный газ, идеальная жидкость, идеальное тело и т д), лежит пространственно-временной перцетуальный опыт и те предметности, которые оказываются коррелятивными всеобщим структурам данного опыта, и являются, настаивает Шелер, научными предметами

Подобная связь науки и «жизни» предоставляет возможность по-новому взглянуть на феномен научного знания, поскольку не только закладывает основы совершенно оригинального наукоучения, к сожалению, систематически не развитого в философии Шелера, но и дает в руки исследователя метод постижения жизни и жизненных феноменов Если верно, что предметы науки относительны к жизни и, значит, «отражают» жизнь и ее явления, то верно и то, что анализ феномена науки может сделать доступными и сущностные определения жизни Говоря феноменологическим языком, наука и жизнь находятся в учении Шелера в отношениях ноэтико-ноэматической корреляции, где ноэматическому, предметно-смысловому слою феноменов науки соответствует определенный ноэзис, то есть в данном случае — специфический для жизни способ структурирования и репрезентации содержаний мира

Таким образом, отнюдь не рассудок, мышление или чистое cogito являются, по Шелеру, трансцендентальными условиями «мира», но только живой, воплощенный субъект. Данная связь витального и научного в учении Шелера, несомненно, дает возможность рассматривать феноменологию жизни (как,

впрочем, и феноменологию тела) в качестве своеобразной региональной онтологии - онтологии мира и его данностей

При этом в учении Шелера о генезисе европейской науки речь идет об определенной системе витальных ценностей, выраженных и воплощенных в соответствующем этосе социальной группы или класса У Шелера можно выделить, по крайней мере, два источника формирования научного знания в Новое время Во-первых, становление науки, согласно Шелеру, инициируется и направляется позитивной идеей человеческой власти и человеческой свободы, во-вторых, - отрицательной идеей контроля и практической пользы Если за первой идеей стоит здоровая ценность утверждения жизни и наращивания ее мощи, то интересы второй идеи «представляют» и «лоббируют» упаднические формы жизни Наука, таким образом, представляет собой, по Шелеру, противоречивое единство духа жизни и духа смерти - тема, которая получит новое освещение в антропологии философа

Ведущая роль в становлении западноевропейской науки отводится Шеле-ром буржуа и буржуазной морали Именно возникновение в границах европейской ойкумены особого социального типа - буржуа - привело к тому, что в сфере мышления возобладала идеология, вызывающая потребность «управлять природой, обществом и человеческой душой» Этот новый для Европы этос характеризуется, - отмечает Шелер, - последовательным игнорированием и отодвиганием на второй план любых метафизических устремлении и установок, замещая их утверждаемой ценностью труда и экономии Не созерцательность, а действие, не философское удивление фактом бытия, а практический расчет становятся ведущими мотивами человеческой деятельности в эту эпоху Таким образом, наука приходит на смену метафизике не в результате - как это часто изображается в истории философии - трансформации «эйдетических парадигм», но, прежде всего, - полагает Шелер, - вследствие изменения господствующего социального типа и свойственной ему системы ценностей Именно ресентиментная установка, присущая буржуазному это-су, приводит к механической стагнации жизнедеятельности и, как результат, - к механистической картине мира и природы, являющейся «интеллектуальным символом восстания рабов в морали»

Таким образом, последовательное рассмотрение философии науки Макса Шелера позволяет сделать вывод о внутреннем содержательном родстве его социологического и феноменологического подходов к изучению сущности новоевропейской науки Именно понятие жизни является в учении Шелера тем объединяющим центром, в котором сходятся столь различные, на первый взгляд, траектории его мышления

Во второй главе диссертации «Феноменология жизни в антропологии Макса Шелера» анализируются историко-методологические предпосылки философской антропологии Макса Шелера, рассмотрены феноменологические аспекты антропологического учения немецкого мыслителя, изучаются феноменологические приемы его исследования В первом разделе второй главы «Исторические и методологические предпосылки антропологии Макса Шелера» предложен метод интерпретации антропологии М Шелера

(сочетание ретроспективной и проспективной техники чтения антропологических работ мыслителя), рассмотрены историко-философские и методологические предпосылки его антропологии

Известная эклектичность антропологии Макса Шелера, сочетание в одном дискурсивном пространстве разных в методологическом и идейном отношении систем мысли особо остро ставят проблему континуальности философскою метода Макса Шелера Кроме того, активно используемые Шелером в антропологии данные естественных наук, постоянные ссылки на исследования в области биологии, психофизиологии, этологии требуют определенной легитимизации феноменологического метода В этой связи следует учитывать следующее

- во-первых, наука, на которую опирается в своих изысканиях Шелер, не имеет никакого отношения к установкам классического механистического естествознания времен Декарта и Ньютона с ее идеалами достоверности и характерным для нее противопоставлением души и тела,

- во-вторых, как раз в противоположность подобной науке, Шелер исходит из принципа единства психофизической жизни и онтологического тождества психических и физиологических процессов в организме

Необходимо отметить, что антикартезианская направленность размышлений Шелера вполне укладывается в русло общих тенденций европейской культуры конца Х1Х-начала XX века Именно тогда бои за правильный метод наук о духе привели к тому, что во многих областях знания наряду с объективирующими методами стали применяться также и «понимающие», имманентные способы проникновения в предмет, а все науки стали соответственно подразделяться на «описательные» («понимающие») и «объясняющие» Элементы подобной «понимающей», или «описательной» феноменологии, легко обнаруживаются в антропологических работах Макса Шелера. Особенно убедительно данная феноменология проявляется в теории интерсубъективности Шелера и в его критике количественных методов анализа Поскольку же многие современные Шелеру биологические исследования также опирались на методы «понимающего» изучения предмета, это давало Шелеру право, с одной стороны, не только видеть в их лице естественных союзников в области изучения жизни, но, с другой стороны, использовать результаты подобных исследований в своей работе

Таким образом, можно утверждать следующее Феноменологический подход Шелера убедительно демонстрирует, что феномены жизни обладают совершенно особой природой, и потому наряду с естественнонаучными (хотя и не картезианскими) методами объяснения реальности можно и нужно применять понимающие, дескриптивные способы ее постижения. При этом допущение, что сама по себе феноменология не исключает применение методов естествознания, но, скорее, воспринимает их как альтернативные и равноправные способы проникновения в природу живого, как раз находит себе методологическое обоснование у Шелера в утверждаемом им тезисе психофизиологического единства жизни Антропология Шелера

представляет собой сочетание феноменологических и нефеноменологических подходов к объяснению явлений жизни и человека

Второй раздел второй главы «Феноменологические аспекты антропологии Макса Шелера: рЫШорИш рпта» посвящен анализу основных категорий философской антропологии Макса Шелера, выявлению феноменолого-онтологических оснований его антропологического учения

Базовыми категориями философской антропологии Макса Шелера являются жизнь и дух При этом человеческое бытие осмысляется Шелером в свете фундаментального онтологического конфликта между духом и жизнью, а сам человек предстает у Шелера ареной космической борьбы между рациональным и иррациональным, витальным и духовным Раскрывая смысл указанного дуализма и антагонизма духа и жизни, Шелер выступает одновременно как феноменолог и как метафизик

Собственно феноменологическая постановка вопроса связана у Шелера с рассмотрением природы темпоральности сознания, которое по ряду позиций оказывается близким учению А. Бергсона Обобщая результаты феноменологических исследований, Шелера следует выделить ряд принципиальных он-то-феноменологических положений Во-первых, именно жизнь - как поток переживаний - является в учении Шелера единственным источником темпоральности духа Солидаризуясь в этом пункте своей философии с Бергсоном, Шелер утверждает, что любая темпоральность привносится в сферу духа только жизнью, то есть тем началом, бытие которого имеет временной, процессуальный характер Во-вторых, Шелер не раз подчеркивал, что сознание времени и пространства как «пустых» трансцендентальных форм опыта возможно только для человека, как существа, имеющего, в отличие от животных, постоянный избыток неудовлетворенных влечений по сравнению с удовлетворенными В этом смысле именно желание, согласно Шелеру, конституирует модальности времени, поскольку желать - значит различать «настоящее» и «будущее» как «лишенность» и «возможное наполнение» Таким образом, не поток переживаний в качестве процесса конституирует время, но лежащий в его основании жизненный порыв как бесконечная «нужда» и стремление детерминирует саму сменяемость переживаний

В-третьих, упомянутые «пустота» времени и пространства, о которых ведет речь Шелер, являются следствиями вытесняющей и сублимирующей деятельности духа и в этом качестве маркируют собой тот самый глубинный уровень взаимодействия жизни и духа, на котором завязывается у Шелера история сущего как сущего

Таким образом, следует отметить, что проводимое Шелером во многом позитивистское различение жизни и духа в антропологии, имеет, тем не менее, вполне эксплицируемые онто-феноменологические основания, которые становятся явными при привлечении широкого круга «неантропологических» работ Макса Шелера Кроме того, анализ поздних работ немецкого философа позволяет говорить о наличии в его учении попытки виталистического обоснования ряда категорий познания Хотя систематически и невыраженная

данная попытка лишний раз подчеркивает особое значение феноменологии жизни в творчестве Макса Шелера

В третьем разделе второй главы «Феноменологические аспекты антропологии Макса Шелера: philosophia secunda» дальнейшим образом анализируется содержание антропологии Макса Шелера, раскрываются особенности и границы феноменологического метода в его антропологических исследованиях

Выделяемый Шелером ряд психических сил и способностей, составляющий логический объем понятия живого (чувственный порыв, инстинкт, ассоциативная память, практический интеллект), образует в его антропологии не просто своеобразную телеологическую структуру, дающую возможность априорных усмотрений и дедукций, но ряд, складывающийся в некоторую последовательность ступеней, в некоторый эволюционирующий ряд При этом последовательное соотнесение идеи лестницы бытия, представленной в ранних феноменологических работах Шелера («структура относительности наличного бытия видов предметов образует некое царство ступеней»), и идеи последовательности ступеней в антропологических работах мыслителя дает возможность установить несомненное типологическое сходство данных идей Это позволяет, в свою очередь, говорить о преемственности различных этапов творчества немецкого мыслителя Также и оппозиция жизни и духа, характерная для антропологии Шелера, в определенном смысле «прочитывается» в его феноменологических построениях

Таким образом, антропологию Макса Шелера можно рассматривать как своеобразный вариант развития и уточнения феноменологической позиции. Антропологическое понятие жизни при таком подходе оказывается детализацией и позитивной проекцией феноменологического тезиса о жизни как воплощенном существовании и ноэтическом корреляте мира пространственно-временных фактов Антропология здесь проясняет феноменологию, а последняя, в свою очередь, служит онтологическим основанием вполне позитивистских антропологических размышлений В четвертом разделе второй главы «Учение о Боге и человеке в философии Макса Шелера» проанализированы философско-религиозные представления Макса Шелера, обсуждены вопросы типологии его антропологического учения

Анализ религиозных идей антропологии Шелера позволяет констатировать, что в них возрождается прежняя, идущая от Спинозы, немецких мистиков и Гегеля, идея сообусловленности и связанности божественного и человеческого Бог в поздней философии Шелера утрачивает классические атрибуты транс цендентной причины творения и понимается как имманентный принцип становления мира, как возрастающее взаимопроникновение духа и порыва. В этом пункте Бог философов у Шелера явно одерживает верх над Богом Авраама, Исаака и Иакова, а «религия метафизики» над «метафизикой религии» В то же время изучение творчества Макса Шелера дает право утверждать, что религиозные взгляды немецкого мыслителя по существу всегда имели философский, феноменологический источник Указанное влияние фе-

номенологии прослеживается как на уровне терминологического использования традиционных феноменологических понятий (например, идеи «Священного», которое Шелер заимствует у Р Отго), так и в целом ряде феноменологических приемов и ходов мысли К числу последних, в частности, следует отнести

- возможность интуитивного познания природы Божественного, на которой настаивает Шелер,

- исследование религиозных актов, в которых даны проявления Божественного;

- опыт доказательства бытия Бога, фактически повторяющий ход мысли Декарта и отправляющийся от эйдетической сферы сознания,

- феноменологическое исследование ценностно-эмоциональной сферы сознания как открывающей доступ к мирам Священного

Следует также отметить, что в некоторых существенных моментах философия Шелера обнаруживает очевидные параллели с русской религиозно.! мыслью (например, с H А Бердяевым, Вл Соловьевым, С H Трубецким, П А Флоренским, С JI Франком), равно как и с восходящей к Августину западной мистической традицией Подобная связь, прежде всего, прослеживается в этике Шелера и в его философии любви Именно любовь у Шелера выступает тем первопринципом и «острием духа», который не только определяет развитие личной судьбы человека, но и направляет весь процесс космической драмы и человеческой истории Для Шелера человек - это «Ens amans» (любящее бытие), а не «ens cogitans» (мыслящее бытие)

На основании проведенных исследований в диссертации определено место антропологических идей Шелера в общем контексте философских учений о человеке XX века В этом отношении известная дифференция эссенциально-го и экзистенциального (феноменологического) дискурсов дает хорошую возможность проблематизировать и одновременно прояснить характер антропологического учения Макса Шелера Вопреки однозначному маркированию философии Шелера в качестве ессенциального дискурса (С С Хоружий) в диссертации обоснован переходный характер его антропологии, что предполагает одновременное осмысление бытия человека в терминах экзистенциальной событийности и в категориях ессенциального способа философствования

В заключении диссертации подведены основные итоги исследования, сформулированы выводы, намечены перспективы дальнейшей разработки проблемы Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы сравнительный анализ ранних текстов Макса Шелера по феноменологии и теории познания, социологии, а также исследований, посвященных вопросам европейского национализма и духовного единства Европы, и работ позднего этапа творчества мыслителя (преимущественно по философской антропологии) позволяет говорить о наличии методолого-тематической преемственности различных периодов творческой биографии немецкого философа,

- основной гносеологической доминантой философии Шелера является метод интуитивного созерцания сущностей, который в историко-типологическом отношении маркирует раннюю стадию развития феноменологического движения и часто именуется реалистической феноменологией В дальнейшем, впрочем, наряду с указанным феноменологическим рассмотрением реальности Шелер использует и другие приемы постижения действительности,

- именно феноменология жизни может выступать той эвристической моделью, которая позволяет «перебросить мостик» от ранней философии Шелера к его поздним работам по философской антропологии

В свою очередь, анализ понятия жизни в учении Макса Шелера позволил утверждать следующее

- интуитивный характер постижения жизни остается константным на разных этапах творчества Шелера,

- идея жизни носит априорно-материальный характер,

- сущность жизни раскрывается Шелером в терминах ноэтико-ноэматической корреляции,

- по отношению к совокупности живых организмов жизнь в учении Шелера может рассматриваться как вариант региональной онтологии,

- онтологическую основу феноменологии жизни Макса Шелера составляет принцип иерархии уровней бытия,

- философская антропология Макса Шелера в целом и его феноменология жизни в частности дают возможность несубстанциалистской интерпретации человека, позволяют рассматривать его антропологическое учение как занимающее промежуточное положение между ессенциальным и деятельностным подходом к человеку.

Основные положения диссертации представлены в следующих публикациях общим объемом 1,2 печатных листа.

1 Stanislav Simakov Phenoraenological sources of the anthropological ideas of Max Scheler // Russia and Phenomenological Tradition Proceedings of the international conference Samt-Petersburg, St Petersburg School of Religion and Philosophy, 2005 - 0,2 п.л., С 165 - 170

2 Симаков С Ю. Феноменологические аспекты антропологии Макса Шелера // Credo new Теоретический журнал СПб, 2005 № 3(43). - 0,5 п л , С 98-113

3 Симаков С Ю Феноменология детства // Философия образования и мир детства Материалы XI Международной конф «Ребенок в современном мире Государство и дети» СПб Изд-во СПбГПУ, 2004 -0,1 п л, С 196-198

4 Симаков С.Ю. Проблема феноменологии жизни в антропологии Макса Шелера // Вестник молодых ученых. № 7. Культура и искусствоведение. СПб., 2005. № 2. - 0,4 п.л., С. 80 - 84

Отпечатано с готового оригинал-макета в ЦНИТ «АСТЕРИОН» Заказ № 397 Подписано в печать 07 12 2007 г Бумага офсетная Формат 60x84'/16 Объем 1,25 П л Тираж 100 экз Санкт-Петербург,191015, а/я 83, тел /факс (812) 275-73-00,970-35-70 а$1епоп@а81егшг1 ги

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Симаков, Станислав Юрьевич

Введение.

1. Первая

глава. Понятие жизни в реалистической феноменологии Макса Шелера.

1.1 Историко-философские и гносеологические предпосылки философии

М. Шелера.

1.2 Понятие a priori в учениях И. Канта и М. Шелера.

1.3 Феноменологический и нефеноменологический опыты данности.

1.4 Понятие науки в философии М. Шелера.

2. Вторая

глава. Феноменология жизни в антропологии Макса

Шелера.

2.1 Исторические и методологические предпосылки антропологии

М. Шелера.

2.2 Феноменологические аспекты антропологии М. Шелера: philosophia prima.

2.3 Феноменологические аспекты антропологии М. Шелера: philosophia secunda.

2.4 Учение о Боге и человеке в философии М. Шелера.

 

Введение диссертации2007 год, автореферат по философии, Симаков, Станислав Юрьевич

Актуальность темы диссертационной работы

В современной ситуации языковой и дискурсивной множественности актуальность обращения к наиболее значимым идеям философии человека объясняется, с одной стороны, стремлением найти общие теоретико-методологические основания для философского осмысления проблемы человека, а с другой стороны, желанием актуализировать онтологически-ориентированные антропологические модели. В этом отношении философия и феноменология жизни могут выступить своеобразной «моделью для сборки» различных дискурсивных практик и проектов. Кроме того, философский интерес к проблеме жизни во всем многообразии ее проявлений (от идеологических конструкций до способов телесного существования) оказывается значимым и просто потому, что при всех культурных, этническо-религиозных и субъективно-личностных различиях людей, их объединяет факт принадлежности к жизни как таковой и вытекающая из этого факта убежденность в позитивной ценности (хотя и разной в разных культурных единствах) витального начала в человеке.

Теоретическое осмысление жизни также приобретает особую императивность, если принять во внимание специфический облик современного социального мира и характер его проблемных диспозиций. Не секрет, что самые значительные кризисы современности (демографический, экологический), проблемы клонирования, биоэтики и образования так или иначе связаны с проблемой витальности. Таким образом, проблема жизни требует вдумчивого и ответственного обсуждения всего, что касается природы живого и способов его существования, для чего необходимо обращение к истории философского осмысления данных вопросов. Бесспорно, философия Макса Шелера является одним из самых интересных и поучительных примеров разработки указанной темы. Вместе с тем, особенно в последнее время и преимущественно в западной традиции, исследователи обращаются в основном к практико-ориентированным сторонам учения Шелера (социология, этика, философия образования), тогда как антропологические и онтологические аспекты его философии все больше остаются без внимания, а ведь именно они могут быть названы основополагающими в его творчестве. Этой же тенденции следуют и многочисленные конференции, посвященные осмыслению теоретического наследия Макса Шелера. Возникает ситуация, при которой наследие мыслителя распадается на мозаику малосвязанных между собой проблем, вопросов и тем обсуждения. Вследствие этого теряется основной лейтмотив его философского вопрошания - проблема витального и духовного существования человека, - из которого и произрастают, на первый взгляд, малосвязанные между собой сюжеты философии Шелера.

Следует отметить, что до сих пор является дискуссионным и сохраняющим свою актуальность вопрос о преемственности различных этапов творчества немецкого мыслителя. Всегда ли Шелер оставался феноменологом или его поздние антропологические штудии знаменуют собой радикальный разрыв с феноменологией и переход на онтическую точку зрения? До самого последнего времени в отечественных и зарубежных исследованиях творчества Шелера, в работах по философской антропологии было принято выделять два этапа в творчестве мыслителя - ранний феноменологический, преимущественно связанный с разработкой аксиологической проблематики, и поздний антропологический этап. Иногда проводилось трехэтапное деление философской эволюции взглядов мыслителя (Ю.М. Бохенский, А.Н. Малинкин): философия жизни (работы, посвященные теме войны и идее национального духа и культуры), феноменология и аксиология, персоналистическая философская антропология. В данной диссертации предпринимается попытка преодоления указанного разрыва в Шелеровой философии. Именно феноменологическое прочтение поздних работ Шелера, последовательное соотнесение их с самыми ранними шелеровскими текстами, позволяет говорить о принципиальном единстве философской задачи и замысла основателя философской антропологии, - замысла, сохраняющего свою значимость на протяжении всего творчества Шелера. В качестве такой темы-проблемы, объединяющей разные периоды творчества мыслителя, в исследовании как раз и предлагается феноменология жизни.

Во избежание возможных недоразумений и неправильных атрибуций, следует сразу сказать, что феноменология Макса Шелера в концептуальном плане относится к тому раннему этапу развития феноменологического движения, которое сегодня принято именовать реалистической феноменологией и которая сознательно дистанцируется от известной гуссерлианской интерпретации сознания, проблематики трансцендентальной субъективности, идей конституирования смысла и т.п. Данное направление феноменологии в отечественной философской традиции изучено сравнительно слабо, равно как и широкой публике, в силу ограниченного количества переводов, указанное направление философии оказалось малоизвестным. Поэтому исследование творчества Шелера не только в контексте его антропологических, социологических или феноменолого-аксиологических изысканий, но и как ярчайшего представителя реалистического направления философии позволяет более объемно представить традиции философии XX века.

Цель диссертации: раскрыть феноменологическое содержание понятия жизни в учении Макса Шелера. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- эксплицировать исторические и методологические предпосылки философии Макса Шелера;

- раскрыть особенности феноменологического метода Шелера, его понимания целей и задач феноменологии;

- проследить эволюцию понятия жизни в учении М. Шелера;

- определить место и роль феноменологии жизни в универсуме философского мировоззрения Макса Шелера;

- определить место и роль теоретического наследия Макса Шелера в истории феноменологических и антропологических идей XX столетия и в общем интеллектуальном пространстве философии современности.

Объект исследования - общие теоретико-методологические и феноменолого-антропологические взгляды Шелера в их философско-мировоззренческих истоках и основных этапах становления.

Предмет исследования - теоретические и методологические основания философии жизни Макса Шелера; эволюция виталистических воззрений немецкого философа.

Рабочей гипотезой данного исследования является предположение о том, что феноменология жизни является смыслообразующей темой творчества Макса Шелера и в этом качестве может служить адекватной эвристической моделью интерпретации наследия основателя философской антропологии.

Методологическая база определяется поставленными целями и задачами. В основе исследования лежат сравнительно-исторические, типологические, дискриптивно-феноменологические и герменевтические методы исследования, позволяющие наиболее полно раскрыть содержание философии Шелера.

Степень научной разработанности проблемы

С самого начала философия Макса Шелера вызвала необычайный интерес в среде европейского философского сообщества, прежде всего, разумеется, в Германии. Количество статей, монографий, полемических отзывов, рецензий, посвященных творчеству Шелера, еще при жизни философа было поистине огромно. Наиболее значимые исследования философии Шелера (примерно до 50-х годов XX века) на английском, французском и немецком языках приводит Герберт Шпигельберг в своем ставшем классическим сочинении «Феноменологическое движение». В отечественной философии знакомство с идеями Шелера происходило благодаря нередким упоминаниям его взглядов и их оценке в русской религиозной философии, общая антропологическая направленность которой не позволяла ей пройти мимо одного из самых глубоких европейских антропологических учений. Кроме того, известно, что Шелер не раз принимал участие в заседаниях «Русской религиозно-философской Академии» в Берлине, имея возможность общаться со многими представителями русского философского зарубежья. Связь учения Шелера с русской философией изучалась также и в западной традиции. Здесь можно упомянуть известное исследование X. Дама «Владимир Соловьев и Макс Шелер» (1971). Также устойчивое внимание к идеям основателя философской антропологии, иногда их жесткая критика сохранялись и у мыслителей, испытавших влияние Макса Шелера (А. Гелен, М. Ландманн, X. Плеснер, Э. Ротхакер, Г.Э. Хенстенберг и др.). Вопросы, разрабатываемые Шелером в феноменологии религии, изучались в работах И. Зайферта, А.П. Забияко, Ю.А. Кимелева, А.И. Красниковой, Ф. Креппеля, К.И. Никонова, М.А. Пылаева, Э. Харальда. В западной феноменологической и философской традиции социологические воззрения Шелера выступали предметом осмысления М. Оссовской, М. Фрингса, А. Шюца; вопросы этики и аксиологии Макса Шелера исследовались в работах Д. фон Гильдебранта, Н. Гартмана, Э. Штайн. Наконец, философско-антропологические взгляды немецкого мыслителя получили критическое осмысление и оценку у таких видных ученых, как М. Бубер, М. Хайдеггер, К. Ясперс. Нередко к антропологическим идеям Шелера обращались и отечественные исследователи, занимающиеся проблемами педагогики и философии образования (В.В Куликов, Г.А. Новичкова, О.В. Санникова). Следует, впрочем, заметить, что подавляющее большинство упомянутых исследований не ставило специальных историко-философских задач, а, скорее, отражало перипетии живой интеллектуальной традиции и полемики. При выполнении работы также оказался важным анализ историко-философских и методологических позиций отечественных авторов, исследования которых посвящены общим проблемам философии человека и современной культуры (A.A. Грякалов, A.A. Корольков, А.Г. Погоняйло, А.Г. Черняков).

Среди собственно систематических западных историко-философских исследований творчества Шелера следует, прежде всего, отметить работы Михаэля Габеля, Мартина Куша, Ганса Иохима Либера, Карла Рейберга, Манфреда Фрингса, Иохима Фишера, Че-рунг Пака. В обзорных сочинениях по философской антропологии таких зарубежных мыслителей, как Карлос Вальверде, Ю.М. Бохенский, В. Брюнинг, Луис Фаре, Петер Шульц уделяется достаточно места характеристике воззрений Макса Шелера. В отечественной философии монографий, посвященных в целом творчеству немецкого мыслителя, к сожалению, пока нет. В основном отечественные исследователи сосредоточивают свое внимание на отдельных аспектах философской деятельности Макса Шелера, а если и представляют эволюцию взглядов немецкого мыслителя, то подобная презентация, как правило, носит обзорный характер. Среди исследований на русском языке, посвященных проблемам философской антропологии в целом и антропологическим воззрениям Шелера в частности, значительный интерес представляют работы Б.Т. Григорьяна, П.С. Гуревича, Б.В. Маркова, К.С. Пигрова, А. Руткевича, С.С. Хоружего, A.B. Чечулина. Феноменологические взгляды Макса Шелера творчески были проанализированы в работах В. Куренного, Н.В. Мотрошиловой, Н.С. Плотникова, Я. А. Слинина. Что касается исследований, специально посвященных философии Шелера, особого упоминания заслуживают работы A.B. Денежкина, Д.Ю. Дорофеева, М.Л. Хорькова, Л. Чухиной. Следует также отметить работы А.Н. Красникова, С.А. Лохова, Н.В. Омельченко, Д.И. Роинашвили, С.А. Смирнова, Л. А. Черной. Среди исследователей социологических воззрений Макса Шелера особого внимания заслуживают сочинения Ю.Н. Давыдова и А.Н. Малинкина.

При этом специальные историко-философские исследования, посвященные проблематике жизни в творчестве Шелера и методологическим способам ее раскрытия, насколько нам известно, отсутствуют. Тем не менее, рассматриваемая в диссертации тема (феноменология жизни), является одной из центральных в творчестве Шелера. В диссертационном исследовании не только проблематизируются некоторые стороны учения Макса Шелера, но и предлагается еще один способ интерпретации философских воззрений немецкого мыслителя.

Источниковой базой диссертации послужили прежде всего работы Макса Шелера. В силу ограниченной доступности текстов Шелера на немецком языке (за исключением таких работ как Der Formalismus in der Ethik und materiale Wertethik (1916), Die Transszendentale und die psychologische Methode (1900), Nation und Weltanschaung (1923), отдельных фрагментов Vom Ewigen in Menschen) материалом исследования выступали русскоязычные переводы сочинений немецкого философа: «Философское мировоззрение»; «Формы знания и образование»; «Человек и история»; «Человек в эпоху уравнивания»; «Положение человека в Космосе»; «Феноменология и теория познания»; «Формализм в этике и материальная этика ценностей» (избранные главы); «Ordo Amoris»; «Ресентимент в структуре моралей»; «О сущности философии моральной предпосылки философского познания»; «Философские фрагменты из записных книжек последнего года жизни»; «Социология знания»; «Формы знания и общество»; «Сущность и понятие социологии культуры»; «О социологии позитивной науки».

Научная новизна исследования заключается в том, что последовательно прослежены роль и значение проблематики жизни в наиболее значимых разделах философии Макса Шелера (теория познания, философская антропология, теория ценностей, социология знания, теория и методология науки, философия и феноменология религии); обоснована фундирующая роль проблематики жизни на разных этапах становления философии Шелера; раскрыты возможности феноменологической интерпретации понятия жизни в учении Макса Шелера.

Научная новизна исследования выражена в следующих положениях:

- категориальной базой осмысления понятия жизни в философии Шелера должны служить идеи реалистической феноменологии (созерцание сущностей, интуитивный метод познания и т.д.) и идея материального a priori;

- на всех этапах творчества Шелера действительность жизни осмысляется как момент более общей онтологической структуры, выстраиваемой по принципу иерархии;

- виталистические представления Шелера периода создания «Положения человека в Космосе» могут осмысляться в двух отношениях: как вариант развития и приложения феноменолого-онтологических взглядов Шелера раннего этапа его философии; как сочетание феноменологических (в части проблематики феноменологической психологии, понимания Другого, феноменологии тела, идеи Umwelt) и нефеноменологических методов осмысления явления жизни;

- философско-религиозные представления Шелера о становящемся Боге сообщают идее жизни универсально-онтологический характер и намечают возможность новой «неклассической» философии религии;

- антропологию Шелера следует рассматривать как переходный вариант от «классической» ессенциальной философии человека к «неклассической» бытийной или деятельностной феноменологической антропологии.

Положения, выносимые на защиту

- проблема жизни является конституирующей для любого этапа творчества Макса Шелера;

- феноменологический метод сохраняет свою значимость на протяжении всего творчества Макса Шелера;

- феноменология Макса Шелера открывает возможности несубстанциалистской интерпретации человека;

- онтологическую основу философии Макса Шелера составляет принцип иерархии уровней бытия.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в проблематизации понятия жизни в философии Макса Шелера и в выявлении возможностей феноменологической интерпретации данного понятия.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования

Содержание и теоретическая часть данной работы могут быть использованы при исследовании западной философии первой половины XX века. Предложенный в диссертации способ интерпретации философии Шелера также может быть использован в дальнейших штудиях, посвященных творчеству немецкого мыслителя, в различных лекционных курсах. Кроме того, содержание и теоретические выводы диссертационной работы могут быть полезны исследователям в области педагогики, антропологии образования. Также исследование проблем феноменологии жизни в творчестве Макса Шелера может способствовать определению возможных направлений и стратегий социализации человека в современном поликультурном мире.

Апробация результатов исследования

Основные положения и выводы, полученные в ходе исследования, изложены в ряде статей, некоторые из которых опубликованы, а другие находятся в печати. Материалы диссертации были также использованы при подготовке курсов лекций и семинаров. Кроме того, ряд идей диссертации был изложен на международной конференции «Россия и феноменологическая традиция» (Санкт-Петербург, 2004), научно-практической конференции «История философии: классика и современность» РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург, 2007), на различных научных семинарах факультета Философии человека РГПУ им. Герцена.

Структура и содержание диссертационного исследования отвечает логике раскрытия заявленной темы и соответствует поставленным целям и задачам. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Феноменология жизни Макса Шелера"

Заключение

В завершение диссертационного исследования еще раз укажем на те выводы и результаты, которые были получены в ходе работы. Сравнительный анализ ранних текстов Макса Шелера по феноменологии и теории познания, социологии, а также исследований, посвященных вопросам европейского национализма и духовного единства Европы, и работ позднего этапа творчества мыслителя (преимущественно по философской антропологии) позволяет говорить о наличии методолого-тематической преемственности различных периодов творческой биографии немецкого философа. Приверженность феноменологическому методу, с одной стороны, и устойчивый интерес к проблеме витальности, с другой, служат, как было показано, залогом указанной преемственности и делают сомнительными любые попытки жесткого деления творчества философа на «ранний» и «поздний» этапы. При этом основной гносеологической доминантой философии Шелера является метод интуитивного созерцания сущностей, который в историко-типологическом отношении маркирует раннюю стадию развития феноменологического движения и часто именуется реалистической феноменологией. В дальнейшем, впрочем, наряду с указанным феноменологическим рассмотрением реальности Шелер использует и другие приемы и способы постижения действительности. В диссертационном исследовании также достаточно подробно проанализированы феноменологические и историко-методологические аспекты и предпосылки антропологии Макса Шелера, эксплицирована связь антропологических работ Шелера с его ранними изысканиями в области теории познания.

Как было показано в диссертационном исследовании, именно феноменология жизни может выступать той эвристической моделью, которая позволяет перебросить мостик от ранней философии Шелера к его поздним работам по философской антропологии. В свою очередь, анализ понятия жизни в учении Макса Шелера позволил сделать следующие выводы:

- интуитивный характер постижения жизни остается константным на разных этапах творчества Шелера;

- идея жизни носит априорно-материальный характер;

- сущность жизни раскрывается Шелером в терминах ноэтико-ноэматической корреляции;

- по отношению к совокупности живых организмов жизнь в учении Шелера может рассматриваться как вариант региональной онтологии;

- виталистическая интерпретация науки в учении Шелера дает импульс и новое направление исследованиям в области философии науки;

- онтологическую основу феноменологии жизни Макса Шелера составляет принцип иерархии уровней бытия;

- связь жизни и темпоральности в философии Шелера фундирует большинство антропологических и феноменологических построений немецкого мыслителя;

- философская антропология Макса Шелера в целом и его феноменология жизни в частности дают возможность несубстанциалистской интерпретации человека, а его антропологическое учение, соответственно, - как занимающее промежуточное положение между ессенциальным и деятельностным подходом к человеку.

 

Список научной литературыСимаков, Станислав Юрьевич, диссертация по теме "История философии"

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.

2. Антология реалистической феноменологии. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006.

3. Апресян. Р.Г. Ресентимент и историческая динамика морали.// ИФРАН, Этическая мысль. 2001. Выпуск 2.

4. Аристотель. Метафизика / Соч. в 4-х тт., Т.1. -М., 1976.

5. Аристотель. О душе. / Соч. в 4-х тт., Т.1. М.: Мысль, 1976.

6. Бёме Я. Аврора или утренняя заря в восхождении. М.: Гуманус, 1990.

7. Бергсон А. Длительность и одновременность (по поводу теории Эйнштейна). СПб., 1923.

8. Бергсон А. Творческая эволюция. http://filosof.historic.ru/books

9. Больнов О. Философия экзистенциализма. СПб.: Лань, 1999.

10. Брентано Ф. Психология с эмпирической точки зрения / Избранные работы. М.: Дом интеллектуальной книги, 1996.

11. Бубер М. Проблема человека. / Два образа веры. М.: Республика, 1995.

12. Бультман Р. Избранное: Вера и понимание. М.: Росспэн, 2001.

13. Вагнер В.А. Избранные труды по зоопсихологии. М.: Наука, 2002.

14. Вальверде К. Философская антропология. http://www.agnuz.info/library/ Ьоокз/ апШгоро^у/.

15. Вебер Макс. Избранное: протестантская этика и дух капитализма. М.: Росспэн, 2006.

16. Вернадский В. Открытия и судьбы. -М.: Современник, 1993.

17. Вундт В. Душа человека и животных. СПб., 1886.

18. Табель М. Человек движение к божественному? // Историко-философский ежегодник. - М.: Наука, 2005.

19. Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. М.: Прогресс-Традиция, 2006.

20. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. -М.: Наука, 1954.

21. Гелен А. О систематике антропологии / Проблема человека в западной философии. -М.: Прогресс, 1988.

22. Гильдебранд фон Дитрих. Что такое философия? СПб.: Алетейя, 1997.

23. Гильдебранд фон Дитрих. Смысл философского вопрошания и познания / Антология реалистической феноменологии. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006.

24. Грякалов A.A. Письмо и событие. СПб.: Наука, 2004.

25. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т 1, Общее введение в чистую феноменологию. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.

26. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, 1998.

27. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб., 2004.

28. Гуссерль Э. Логические исследования. М., 2002.

29. Гуссерль Э. Основные проблемы феноменологии. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004.

30. Давыдов Ю. Н. Концепция науки в социологии Макса Шелера // Социологические исследования. 1984. № 4.

31. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. М.: Наука, 2001.

32. Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между душой и телом. Т. 2. М.: Наука, 1994.

33. Дильтей В. Собр. соч., Tl. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000.

34. Дриш Г. Витализм: его история и система. — М.: ЛКИ, 2007.

35. Зиммелв Г. Созерцание жизни. Т.2. М.: Юрист, 1996.

36. Зомбарт. В. Буржуа. М.: Мысль, 1994.

37. Кант И. Критика чистого разума. СПб.: Тайм-аут, 1993.

38. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. М.: Университетская книга, 1998.

39. Келер В. Исследования интеллекта человекоподобных обезьян. М.: Комакадемия, 1930.

40. Корольков A.A. Духовная антропология. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005.

41. Красников А. Н. Методология классической феноменологии религии. // Вестник московского университета. Сер. 7, философия. 2004. № 1.

42. Куликов В.В. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. Свердловск, 1988.

43. Куренной В. Метафизика моралей и общностей // «НЛО». 2001. № 48.

44. Куш М. Победителю достается все: философия жизни и триумф феноменологии // Логос . 2004. № 3-4 (43).

45. Ламарк Ж. Избранные произведения в 2-х тт. М., 1955.

46. Ландгребе Л. Интенциональность у Гуссерля и у Брентано. // Логос -2003. №2.

47. Левинас Э. Избранное: трудная свобода. М.: Росспэн, 2004.

48. Левинас Э. От существования к существующему / Избранное: тотальность и бесконечность. М.: Университетская книга, 2000.

49. Лейбниц. Г.В. Размышления о познании, истине и идеях // Соч. в 4-х тт. Т.З.-М., 1984.

50. Лилли Дж. Человек и дельфин. М., 1965.

51. Лохов С.А. Феномен тела как проблема философской антропологии: Автореф. дис. . канд. филос. наук. -М., 2003.

52. Лошакова И.И. htpp:// journal.seun.ru/ 2000 2г. Аксиологические аспекты социологии образования, 2000.

53. Малинкин А.Н. Макс Шел ер о реформе высшего образования в Веймарской республике. // Логос. 2005. № 6 (51).

54. Малинкин А.Н. Учение Макса Шелера о ресентименте и его значение для социологии // Социологический журнал. 1997. № 4.

55. Марсель Г. Метафизический дневник. СПб.: Наука, 2005.

56. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента, 1999.

57. Мотрошилова Н.В. Идеи I Эдмунда Гусерля как введение в феноменологию. -М.: Логос, 2003.

58. Наторп П. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2005.

59. Никонов К.И. Критика антропологического обоснования религии. -М.: МГУ, 1989.

60. Ницше Ф. Воля к власти. Посмертные афоризмы. Минск: Попурри, 1999.

61. Ницше Ф. К генеалогии морали. Полемическое сочинение. Соч. в 2-х тт., Т 2.-М.: Мысль, 1990.

62. Новичкова Г.А. Историко-философские очерки западной педагогической антропологии. М., 2001.

63. Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. СПб., 2004.

64. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М.: Весь мир, 2000.

65. Паскаль Б. Мысли. Малые сочинения. Письма. М.: Аст, 2003.

66. Плеснер X. Ступени органического и человек: введение в философскую антропологию. -М.: Росспэн, 2004.

67. Плотин. Сочинения. СПб.: Алетейя, 1995.

68. Плотников Н. С.Л. Франк о М. Хайдеггере. К истории восприятия Хайдеггера в русской мысли // Вопросы философии. 1995. № 9.

69. Плотников Н. Реабилитация историзма. Философские исследования Германа Люббе // Вопросы философии. 1999. № 4.

70. Плотников Н.С. Жизнь и история. Философская программа Вильгельма Дильтея / Вильгельм Дильтей. Собр. соч. Т. 1. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000.

71. Погоняйло А.Г. Метафизика механицизма в новоевропейской философии XVII XVIII вв.: Автореф. дис. докт. филос. наук / С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 2001.

72. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: КомКнига, 2005.

73. Пылаев М.А. Западная феноменология религии. -М.: РГГУ, 2006.

74. Разеев Д.Н. В сетях феноменологии. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004.

75. Райнах А. О сущности движения / Антология реалистической феноменологии. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006.

76. Райнах А. О феноменологии / Антология реалистической феноменологии. М: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006.

77. Реомюр Р. Ум животных. СПб., 1914.

78. Санникова О.В. Содержание образования как образовательное знание: феноменологический аспект. // Образование и общество. 2007. № 1.

79. Сартр Ж-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000.

80. Симаков С.Ю. Феноменологические аспекты антропологии М. Шелера // Кредо.-2005. №3(43).

81. Соина О.С. Пушкинская речь Достоевского. Опыт современного прочтения // Человек. 2001. № 3-4.

82. Спенсер Г. Основания науки о нравственности. СПб., 1880.

83. Тиллих П. Систематическая теология в 3-х тт. М.-СПб: Университетская книга, 2000.

84. Тищенко П.Д. О технологиях разбиения человеческого существа на душу и тело / Логос живого и герменевтика телесности. М.: Академический проект, 2005.

85. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Кн.1, 2. Тбилиси, 1991.

86. Хайдеггер М. Вопрос о технике / Мартин Хайдеггер. Время и бытие. -М.: «Республика», 1993.

87. Хайдеггер М. Наука и осмысление // Новая технократическая волна на Западе.-М., 1985.

88. Хайдеггер M. Преодоление метафизики / Мартин Хайдеггер. Время и бытие. -М.: «Республика», 1993.

89. Хайдеггер. Кант и проблема метафизики. М.: Логос, 1997.

90. Хаксли Дж. Удивительный мир эволюции М., 1971.

91. Хоружий С.С. Заметки к энергийной антропологии. «Духовная практика» и «отверзание чувств»: два концепта в сравнительной перспективе // Вопросы философии. 1999. № 3.

92. Хорьков М.Л. Ранний Хайдеггер и поздний Шел ер: прерванный диалог // Историко-философский ежегодник, 2005.

93. Чебанов C.B. Интерпретация тела и постижение жизни / Логос живого и герменевтика телесности. М.: Академический проект, 2005.

94. Черняков А.Г. Онтология времени. СПб.: ВРФШ, 2001.

95. Чер-Унг Пак. Ресентимент, оценка, знание и социальное действие в учении Макса Шел ера: опыт исследования социологии чувств // Социологический журнал. 1997. №4.

96. Шелдрейк Р., Фокс М. Физика ангелов. Там, где встречаются наука и Дух.-М.: София, 2003.

97. Шелер М. Ordo Amoris / Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994.

98. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994.

99. Шелер М. О социологии позитивной науки // Социологические исследования. -1984. №4.

100. Шелер М. Положение человека в Космосе / Избранные произведения. -М.: Гнозис, 1994.

101. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. СПб.: Наука, 1999.

102. Шелер М. Социология знания / Теоретическая социология. Антология. -М.: Книжный дом «Университет», 2002.

103. Шелер М. Феноменология и теория познания / Избранные произведения. -М.: Гнозис, 1994.

104. Шелер М. Философские фрагменты из записных книжек последнего года жизни // Историко-философский ежегодник. М.: Наука, 2005.

105. Шелер М. Философское мировоззрение / Избранные произведения. -М.: Гнозис, 1994.

106. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей / Избранные произведения. -М.: Гнозис, 1994.

107. Шелер М. Формы знания и образования / Избранные произведения. -М.: Гнозис, 1994.

108. Шелер М. Формы знания и общество. Сущность и понятие социологии культуры // Социологический журнал. 1996. № 1-2.

109. Шелер М. Человек в эпоху уравнивания / Избранные произведения. -М.: Гнозис, 1994.

110. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышления). Л., 1991.

111. Шопенгауэр А. О четверояком корне. Мир как воля и представление. Т1. Критика кантовской философии. -М.: Наука, 1993.

112. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Айрис, 2004.

113. Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. М.: Логос, 2002.

114. Штайн Э. К проблеме вчуствования / Антология реалистической феноменологии. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006.

115. Штайн Э. Отображение триединства в творении / Антология реалистической феноменологии. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006.

116. Шульц П. Философская антропология. Введение для изучающих психологию. Новосибирск: НГУ, 1996.

117. Шюц А. Теория интерсубъективности Шелера и всеобщий тезис альтер эго / Избранное: мир, светящийся смыслом. М.: Росспэн, 2004.

118. Экхарт M. Духовные проповеди и рассуждения. СПб.: Азбука, 2000.

119. Ясперс К. Общая психопаталогия. М.: Практика, 1997.

120. Ясперс К. Собр. соч., Т. 2. М.: Академия, 1996.

121. Bollnov О. Antropologische Padagogik. Stuttgart, 1959.

122. Cohen H. Kants Theorie der Erfahrung. В., 1885.

123. Eklund Harald. Evangelisches und Katholisches in Max Schelers Ethik. -Uppsala, 1932.

124. Gantke W. Der umstrittene Begriff des Heilegen. Marburg, 1998

125. H. Dahm. Vladimir Solov'ev und Max Scheler. Ein Beitrag zur Geschichte der Phänomenologie im Versuch einer vergleichenden Interpretation. München und Salzburg. 1971.

126. Klages L. Geist und Leben. Leipzig, 1934.

127. Kreppel Friedrich. Die Religionsphilosophie Max Schelers. -München, 1926.

128. Landmann M. Philosophischen Anthropologie. Berlin - New York, 1982.

129. Lowith K. Gott, Mensch und Welt in der Metaphysik von Descartes bis zu Nieztsche. Gottingen, 1967.

130. Netzeband Erich. Pädagogische probleme in der Philosophie Max Schelers. Berlin, F. Wessel, 1934.

131. Otto R. Das Heilige. Gotha, 1926.

132. Portmann A. Zoologie und neue Bild vom Menschen. Hamburg,1956.

133. Rotchacker E. Philosophischen Anthropologie. Bonn, 1964.

134. Scheler M. Der Genius des Krieges und der deutsche Krieg. Der Neue Geist Verlag. Leipzig, 1915.

135. Scheler M. Die Ursachen des Deutschenhasses. Der Neue Geist Verlag. Leipzig, 1919.

136. Scheler M. Krieg und Aufbau. Der Neue Geist Verlag. Leipzig,1916.

137. Uxkull J. Umwelt und Innenwelt der Tiere. Berlin, 1921.