автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Философия Ф. В. Й. Шеллинга и мировоззренческие основания романтизма

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Шумкова, Тамара Леонидовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Нижневартовск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Философия Ф. В. Й. Шеллинга и мировоззренческие основания романтизма'

Текст диссертации на тему "Философия Ф. В. Й. Шеллинга и мировоззренческие основания романтизма"

' О /С"

о

/

Нижневартовский государственный педагогический институт

Шумкова Тамара Леонидовна

ФИЛОСОФИЯ Ф.В.И.ШЕЛЛИНГА И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

РОМАНТИЗМА

(На материале философско-художественных произведений немецкого романтизма 10-х и русского романтизма 30—40-х годов XIX века)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.03 — «история философии».

?

Научный руководитель: кандидат философских наук, профессор Р.А.Бурханов.

Нижневартовск 1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................3

Глава 1................................................................................................8

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ ФИЛОСОФИИ

Ф.В.Й.ШЕЛЛИНГА.....................................................................................8

§ 1. Предпосылки трансцендентальной философии

Ф.В.Й.Шеллинга.............................................................................8

§ 2. Основоположения теоретического разума: развитие

самосознания Я...........................................................................16

§ 3. Основоположения практического разума: мораль,

право, история.............................................................................34

Глава 2..............................................................................................58

ФИЛОСОФИЯ Ф.В.Й.ШЕЛЛИНГА И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ

ОСНОВАНИЯ НЕМЕЦКОГО РОМАНТИЗМА.......................................58

§ 1. Философия Ф.В.Й.Шеллинга и ранний немецкий романтизм (на материалёфилософско-художественных

произведений 10-х годов XIX века).......................................58

§ 2. Философия искусства Ф.В.Й.Шеллинга.........................72

§ 3 Мировоззренческая конструкция романа Бонавентуры

«Ночные бдения»...................................................................94

Глава 3............................................................................................111

ФИЛОСОФИЯ Ф.В.Й.ШЕЛЛИНГА И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ

ОСНОВАНИЯ РУССКОГО РОМАНТИЗМА........................................111

§ 1. Философия Ф.В.Й.Шеллинга и русский романтизм (на материале философско-художественной прозы

30—40 годов XIX века)..............................................................111

§ 2. Мировоззренческая конструкция романа

В.Ф.Одоевского «Русские ночи».................................................125

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................139

БИБЛИОГРАФИЯ...................................................................................143

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тем, что в XX веке усилился интерес к проблеме взаимосвязи различных форм мировоззрения. Исследование инобытия философии в сфере искусства, особенно в художественной литературе, и инобытия искусства в философской форме мировоззрения, способствует выявлению синкретической сущности культуры, в частности, культуры России.

«Связь философии и художественной литературы присуща всей мировой истории культуры. Однако нигде их взаимодействие не было столь постоянным и плодотворным, как в России. Здесь оно превратилось в национальную традицию,— пишет российский ученый Л.Н.Коган.— ...Почти все вошедшие в золотой фонд национальной культуры литераторы были одновременно и философами. ...Великие творения художественного слова использовались русскими философами... как важный источник познания бытия, как родник новых эвристически ценных философских идей»1.

В любой философской системе всегда имеется особое проблемное поле, определяющее собой всю совокупность мыслительных актов, внутри которой в понятийной форме выражено отношение человека к миру. Подобного рода проблемное поле, где посредством художественных образов выражается отношение человека к миру, существует и в сфере искусства, в частности, в художественной литературе.

Эти мировоззренческие основания искусства как целостного фило-софско-художественного феномена имеют много общего с мировоззренческой конструкцией любой философской системы.

Степень разработанности проблемы. Все работы, посвященные взаимосвязи философии Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга (1775— 1854) и мировоззренческих оснований немецкого и русского романтизма можно разделить на четыре группы.

Прежде всего, это работы, непосредственно обращенные к философии Шеллинга. К ним относятся труды В.Ф.Асмуса, Г.Н.Бархалова, В.В.Блудовой, О.Брауна, И.Бура, Л.Буссе, В.Виндельбанда, В.Вундта, П.П.Гайденко, С.П.Галенко, И.И.Гарина, Г.Геффдинга, А.В.Гулыги,

1 Коган Л.Н. В четвертом измерении: Философские идеи русской литературы. Нижневартовск, 1994. С. 3—5.

Г.Иррлитца, В.Н.Кузнецова, В.В.Лазарева, Е.С.Линькова, А.Ф.Лосева, К.Н.Любутина, М.Ф.Овсянникова, Д.В.Пивоварова, П.С.Попова, В.С.Соловьева, К.Фишера, М.Хайдеггера (М.Не1с1姧ег), В.Якобса и др.

Немецкий романтизм как явление исследуется в работах А.А.Андрияускаса, М.И.Бент, В.Беньямина, Н.Я.Берковского,

A.Б.Ботниковой, О.Брауна, О.Б.Вайнштейн, В.В.Ванслова, Р.М.Габитовой, П.П.Гайденко, Р.Гайма, М.М.Гиршмана, В.А.Грехнева,

B.И.Грешных, А.В.Гулыги, А.С.Дмитриева, В.М.Жирмунского, Р.А.Зобова, А.В.Карельского, В.Н.Кожинова, В.П.Лега, А.ФЛосева, В.М.Марковича, Е.Г.Милюгиной, Л.А.Мирской, А.М.Мостепаненко, В.О.Пигулевского, А.Э.Соловьева, Д.Х.Томаса (ГН.ТИотаз), К.Г.Ханмурзаева и др. Особо следует отметить труды Ф.П.Федорова, в которых немецкий романтизм рассматривается с точки зрения выявления мировоззренческих оснований2.

Русскому романтизму как художественному явлению посвящены работы В.Г.Белинского, В.С.Виргинского, А.Г.Гачевой, В.Гиппиуса, В.Д.Днепрова, В.В.Зеньковского, В.И.Егоровой, И.К.Канунниковой, Ф.З.Кануновой, С.Ф.Касумовой, Л.И.Крекниной, Ю.А.Кремлева, Н.Корнуэлла (1Ч.Сопш\уе11), Л.С.Левитан, А.Ф.Лосева, Ю.В.Лотмана, Ю.В.Манна, В.М.Марковича, М.И.Медового, Н.М.Михайловской, П.Н.Сакулина, В.И.Сахарова, С.Г.Семеновой, С.А.Соколовской, В.Я.Струминского, Е.Ю.Хин, Л.А.Ходанен, И.Ф.Худушиной, О.Цехновицера, Л.М. Цилевича, Е.Д.Чхатарашвили, М.С.Штерн и др.

Влияние философии Шеллинга на становление романтизма как типа культурного сознания в России рассматривается в трудах В.Г.Белинского, Л.Я.Гинзбург, А.А.Григорьева, А.В.Гулыги, И.И.Замотина, В.В.Зеньковского, Б.В.Емельянова, З.А.Каменского, И.В.Киреевского, М.Ковалевского, Ю.М.Лотмана, Ю.В.Манна, В.М.Марковича, Ф.Степуна и др.

Вместе с тем практически отсутствуют работы, где бы все указанные проблемы были сведены воедино и исследованы с точки зрения выявления их мировоззренческих оснований.

Отсюда исходит цель диссертационной работы, которая состоит в выявлении взаимосвязи философии Шеллинга, мировоззренческой кон-

2 См.: Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988. 456 е.; Федоров Ф.П. Человек в романтической литературе. Рига, 1987. 118 с.

струкции немецкого романтизма 10-х годов и русского романтизма 3040-х годов XIX века. Для достижения поставленной цели автором решаются следующие задачи:

- рассмотреть творчество Шеллинга как целостный философско-художественный феномен и показать его антропологическую направленность;

- выявить мировоззренческую конструкцию немецкого романтизма 10-х годов XIX века и показать ее антропологическую направленность;

- выявить мировоззренческую конструкцию русского романтизма 30-40-х годов XIX века и показать ее антропологическую направленность;

- обосновать тождество и различие философской конструкции Шеллинга и мировоззренческой конструкции романтизма;

- исследовать мировоззренческую конструкцию романа Бонавентуры «Ночные бдения» и на основе этого показать связь философии Шеллинга и художественного мира романа;

- показать влияние философско-художественного творчества Шеллинга на формирование бинарных и тернарных моделей русской романтической прозы 30-40-х годов XIX века;

- рассмотреть мировоззренческую конструкцию романа В.Ф.Одоевского «Русские ночи» и осмыслить влияние философии Шеллинга на художественную систему данного произведения. Методология исследования определяется задачами диссертации. В

своих исследованиях диссертант ориентируется на современное понимание диалектико-материалистической философии. В частности, в диссертационной работе используется ряд формальных и содержательных методов: метод восхождения от абстрактного к конкретному, типологический метод, герменевтический метод и метод моделирования.

Теоретической базой диссертационной работы являются произведения немецкой классической философии, в частности, труды И.Канта, И.Г.Фихте и Ф.В.Й.Шеллинга, сочинения теоретиков романтизма — В.Г.Вакенродера, Новалиса, Ф.Шлегеля, Ф.Баадера, В.Ф.Одоевского.

Научная новизна работы состоит в том, что философия Шеллинга, мировоззренческая конструкция немецкого романтизма 10-х годов и русского романтизма 30—40-х годов впервые в отечественной философии исследуются как целостный философско-художественный феномен.

— В диссертационной работе философские произведения Шеллинга рассматриваются во взаимосвязи с его художественным творчеством и романтической практикой в целом. При этом предпринята попытка выявить тождество и различие немецкой классической философии, в частности, трансцендентальной философии Шеллинга, и романтизма как типа культурного сознания в их диалектическом движении и развитии.

— В диссертационном исследовании впервые предпринята попытка анализа романа Бонавентуры «Ночные бдения» с точки зрения выявления мировоззренческих оснований. Герой произведения представлен как активное разумное существо, как индивидуум, моделирующий и созерцающий художественный мир. Одновременно осуществляется конструирование концептуально-перцептуального пространства-времени, организующих и упорядочивающих художественный мир романа.

— На материале русской художественной прозы 30—40-х годов XIX века, малоизученной в философском отношении, выявлено, каким образом философские идеи Шеллинга воспринимались сознанием русских романтиков, и на основе этого показана роль философско-художественных идей немецкого мыслителя в формировании бинарных и тернарных моделей русской прозы 30—40-х годов XIX века.

Апробация работы. Выводы и положения диссертационной работы отражены в 12 публикациях автора общим объемом 12,3 п.л., а также излагались диссертантом в докладе на научной межвузовской конференции «Критика и публицистика в системе духовной культуры» (Тюмень, 1993), в докладе на региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы подготовки специалистов в высшей школе» (Нижневартовск, 25-27 октября 1994 года), в докладе на республиканской научно-теоретической конференции «Человек в философско-культурологическом измерении» (Нижневартовск, 6—7 февраля 1998 года), в докладе на региональной научно-теоретической конференции «Философская и педагогическая антропология (Первые Соколовские чтения)» (Нижневартовск, 25—27 мая 1998 года). Тезисы докладов опубликованы.

Содержание работы изложено на 152 страницах машинописного текста. Библиография включает в себя 190 наименований.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертационной работы могут быть использованы при разработке и чтении общих курсов по истории философии, специальных курсов, посвященных фи-

лософии Шеллинга и теории немецкого и русского романтизма, а также при создании учебных и учебно-методических пособий по данной тематике. Предложенные выводы представляют интерес для исследовательской практики в области отечественной и зарубежной философии.

Гпава 1

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ ФИЛОСОФИИ

Ф.В.Й.ШЕЛЛИНГА

§1. Предпосылки трансцендентальной философии

Ф.В.Й.Шеллинга

Как форма мировоззрения философия представляет собой «целостное миропонимание, освещающее сущность, смысл и значение Вселенной»3. Но как форма общественного сознания она зависит от социально-исторического развития человечества и определяется той эпохой, в которой возникает и существует.

Эпоха Нового времени в корне изменила отношение человека к миру. По верному замечанию Фридриха .Шлегеля (1772 — 1829), человек пробудился «от смутных снов к сознанию» и на основе свободно-познавательного отношения к миру как бы перешел в другое измерение, преодолев «застывшие формы» прошлого4. Поэтому в своем теоретическом выражении эпоха Нового времени утверждала активное, творческое, сознательное отношение человека к миру.

Смещение акцента из теоретической сферы философии в практическую сферу в самом способе философствования явилось закономерной реакцией на неспособность догматической метафизики осуществить рефлексию ее основополагающих принципов. Отсюда движение философской мысли к решению проблем априорного и трансцендентального, необходимо возникающих на путях создания новой философии.

Уже в работах Рене Декарта (1596 — 1650), открывающего историю европейской философии Нового времени, во многом предвосхищались основные постулаты европейского трансцендентализма. Основное декартовское положение — «cogito ergo sum»5 — мыслю, следовательно существую, «служило как бы заклинанием, замкнувшим философию в

3 Буссе Л. Мировоззрение великих философов Нового времени. СПб., 1912. С. 5.

4 См.: Шлегель Ф. «Мировая душа» Шеллинга // Поэзия немецких романтиков. М.,1985. С. 97—98.

5 См.: Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 269

сфере субъективного, в факте субъективного сознания»6. «Я — субстанция, вся сущность, или природа которой состоит в мышлении и ко-тораядля своего бытия не нуждается ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи»7,— пишет Декарт.

Сомнение в качестве изначального тождества бытия и мышления, ставшее отправным пунктом картезианской философии, устанавливало зависимость существования вещей самих по себе от мыслящего субъекта, сомневающегося в их непосредственной достоверности. «То есть Декарт как бы говорит нам: в мире есть основания... для строгого, точного и последовательного мышления, и эти основания... таковы, что не только оставляют место для нашей воли и свободы выбора, но и делают их необходимыми в составе общей гармонии мира»,8— пишет М.К.Мамардашвили.

Само стремление Декарта знать о существовании вещей самих по себе, ставило его у истоков трансцеденталъного идеализма, хотя вопрос о том, как вещи существуют в человеческих представлениях, в учении философа оставался открытым. При этом человеческое Я рассматривалось Декартом как «мыслящая духовная вещь, существо имматериальное, не содержащее в себе ничего телесного — духовная субстанция»9,— отмечает Л.Буссе.

Отсюда важнейший аспект учения философа — идея абсолютной противоположности духа и тела. «Мое я, душа, которая делает меня тем, что я есмь, совершенно отлична от тела,— считает он,— и ее легче познать, чем тело»10. Шеллинг по этому поводу замечает: «Обычно под дуализмом понимают такую систему, в которой наряду с исконным благим началом утверждается столь же исконное злое начало, причем последнее утверждается то как совершенно равное по своему могуществу

6 Шеллинг Ф.В.Й. К истории новой философии (Мюнхенские лекции) // Соч.: В 2 т. М.,1989. Т. 2. С. 392.

7 Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 269.

8 Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993. С. 40.

9 Буссе Л. Мировоззрение великих философов Нового времени. СПб., 1912. С. 21.

10 Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 269.

первому, то как во всяком случае столь же исконно существующее»11. Картезианский дуализм иного порядка, считает немецкий мыслитель.

Материя для Декарта не источник зла, а протяженная, телесно организованная вещь, для которой законы духа неприменимы. Однако, несмотря на их очевидную связь, исходящую из человеческого опыта (возникновение духовных страданий вследствие физического недомогания, или, напротив, телесное недомогание, связанное с духовным напряжением), Декарт прибегает к механистическому объяснению проблемы духа и материи: тело человека — хорошо отлаженная машина, выполняющая естественные функции; дух же — сфера божественных влияний, божественных импульсов, действующих окказионально.

Иммануил Кант (1724 — 1804), размышляя над проблемой познаваемости мира, приходит к выводу, что необходима критика самой способности человеческого разума. Подобно Николаю Копернику, обосновавшему вращение планет вокруг Солнца, «он прежде всего коренным образом перевернул представление, согласно которому воспринимающий субъект пребывает в бездеятельности и покое, а предмет деятелен, — переворот, проникший, подобно электрической искре, во все отрасли знания»12,— отмечает Шеллинг.

Кантовский трансцендентализм явился выражением его антропологических воззрений. Исходя из понимания человека как существа, принадлежащего двум различным мирам — природной необходимости и нравственной свободы,— Кант разграничил антропологию в «физиологическом» и «прагматическом» отношении: первая исследует то, «что природа делает из человека», вторая — то, «что он, в качестве свободно действующего существа, делает или может и должен сделать из с�