автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Философия и эстетика эскейпизма в раннем творчестве Стига Дагермана
Полный текст автореферата диссертации по теме "Философия и эстетика эскейпизма в раннем творчестве Стига Дагермана"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
Пресс Наталия Александровна
Философия и эстетика эскейпизма в раннем творчестве Стига Дагермана
Специальность 10 01 03 - литература народов стран зарубежья (литература стран Европы, Америки и Австралии)
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
О 5 I • ^
Санкт-Петербург 2008
003168802
Работа выполнена на кафедре истории зарубежных литератур факультета филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета
Научный руководитель.
доктор филологических наук, профессор Куприянова Ирина Петровна
Официальные оппоненты, доктор филологических наук, профессор
Зачевский Евгений Александрович
Ведущая организация:
кандидат филологических наук, доцент Лисовская Полина Александровна
Институт мировой литературы им М. Горького
Защита состоится «22» _мая_ 2008 года в _часов на заседании
совета Д 212 232 26 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу 199034, г Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 11, ауд_
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета по адресу 199034, г Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9
Автореферат разослан « ¿у » г<ялтг-^,2008 года
Ученый секретарь совета, кандидат филологических наук, доцент
С. Д Титаренко
Общая характеристика работы
Стиг Дагерман (1923-1954) - одна из ключевых фигур в шведской литературе сороковых годов двадцатого века. Романы, новеллы и драмы, созданные Дагерманом, по праву считаются классикой шведской литературы, за пределами же Скандинавии творчество писателя известно в основном в Германии и Франции Творческое наследие Дагермана обширно и многогранно, несмотря на то, что наиболее продуктивный творческий период писателя длился лишь около пяти лет, Дагерман написал четыре романа, сборник рассказов, множество пьес, эссе и стихотворений Стиг Дагерман - ведущий представитель фюртиотализма - течения, появившегося в шведской литературе 1940-х годов и имевшего большое значение для формирования интеллектуально-творческого климата в Швеции в военный и послевоенный периоды
Творчество Стига Дагермана заинтересовало критиков и коллег писателя с момента выхода его первого романа Однако активное литературоведческое исследование наследия писателя в Швеции началось лишь в 80-ые годы XX века и продолжается по сей день. Среди наиболее серьезных исследователей творчества писателя следует упомянуть таких шведских литературоведов как Ханс Сандберг, Черстин Лайтинен, Карин Пальмквист, Лотта Лотасс и Клас Алунд За пределами Швеции исследованием творчества Дагермана занимались такие ученые, как американский скандинавист Лори Томпсон и бельгийский литературовед Жорж Перрье
В российском литературоведении творчество Стига Дагермана остается неизученным, главным образом в силу того, что ни одно из произведений автора, до сих пор не переведено на русский язык. Именно неизвестность автора для российского читателя и неизученность его творчества в отечественном литературоведении и определила выбор предмета диссертационной работы
Материалом исследования послужили ранние романы Дагермана «Змея» (Ormen, 1945) и «Остров осужденных» (De dómdas ó, 1946) Эти романы тесно связаны своей тематикой и общими лейтмотивами, что дает возможность для проведения целостного анализа и позволяет проследить эволюцию темы эскейпизма как на сюжетном, так и на идейно-философском уровне. Также в поле исследования был включен фрагмент романа «Тысяча лет у Господа» (Tusen ár hos Gud, 1954) Хотя этот фрагмент романа и не относится к раннему периоду творчества Дагермана, тем не менее, он знаменует собой возвращение Дагермана к темам и символам раннего периода, а, следовательно, может дополнить анализ творчества писателя в рамках выбранной темы
Цель исследования - раскрыть и проанализировать философское содержание произведений Стига Дагермана, выявить основные художественные особенности его романов, а также исследовать различные формы проявления эскейпизма в раннем творчестве писателя
Реализация этой дели вызвала необходимость постановки и решения следующих задач:
- охарактеризовать историко-культурную ситуацию и интеллектуальный климат Швеции в 40-ые годы XX века;
-определить место Стига Дагермана в литературном процессе Швеции; -дать определение понятию «эскейпизм» и выявить характерные особенности этого понятия в раннем творчестве Дагермана,
-провести текстологический и структурный анализ рассматриваемых романов,
-проанализировать символику романов
Научная новизна работы состоит в том, что впервые предлагается анализ творчества Стига Дагермана с исследовательской позиции, ориентирующейся на выявление аспекта эскейпизма как основополагающего мотива в раннем творчестве писателя
Актуальность исследования обусловлена тем, что творчество Стига Дагермана остается неизученным в отечественном литературоведении, в том числе в свете обозначенной проблематики.
Методологическая база исследования включает в себя комплексное использование приемов типологического и системного анализа материала, изучение типологии героев и нарративной структуры романов, обращение к феноменологии страха (Киркегор, Хайдеггер, Келер) Множество ценных методологических посылок было почерпнуто автором диссертации в специальных исследованиях творчества Дагермана, выполненных шведскими исследователями (психоанализ) Важным методологическим инструментом становится само понятие «эскейпизм» и его многоуровневая типология
Научно-практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что основные положения и результаты исследования могут быть использованы при подготовке и чтении общих и специальных курсов по истории скандинавской литературы XX века В первой главе дается описание и анализ литературной ситуации, сложившейся в Швеции в 1940-х годах. Вторая глава представляет собой биографический очерк, посвященный жизни и творчеству Стига Дагермана, а также обоснование понятия эскейпизм применительно к творчеству автора Третья и четвертая главы посвящены непосредственно текстологическому анализу ранних романов Дагермана и выявлению различных вариантов эскейпизма на разных уровнях текста Символика романов, место и особенности символа в творчестве автора рассматривается в пятой главе.
Апробация данной работы осуществлялась в ходе обсуждения отдельных аспектов диссертации на аспирантских семинарах кафедры истории зарубежных литератур СПбГУ, а также при обсуждении докладов, прочитанных автором на международных научных конференциях в Москве (июнь 2004) и Санкт-Петербурге (март 2005, март 2007).
Основные положения, выносимые на защиту:
- мотивом, объединяющим произведения раннего периода Стига Дагермана, является эскейпизм - бегство от действительности, которое принимает различные формы В ходе анализа ранних романов писателя «Змея», «Остров осужденных:», а также фрагмента неоконченного романа «Тысяча лет у Господа», были исследованы формы, которые принимает эскейпизм героев
- эскейпизм героев Дагермана, как правило, проходит три этапа развития межличностный, внутриличностный, экзистенциальный
- наиболее полно раскрыть тему эскейпизма Дагерману удается с помощью использования многозначных символов и развернутых метафор, в изобилии встречающихся в текстах трех романов Типичным для писателя является использование символов универсального значения, с приданием им новых коннотаций на основе личного опыта. Другим выразительным средством служат развернутые метафоры.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы (76 наименований) Объем работы составляет 162 страницы печатного текста.
Основное содержание работы
Во Введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность и научная новизна, определяются цели и задачи, излагается общий методологический подход, а также представляется обзор зарубежных трудов, посвященных творчеству Дагермана
В первой главе - «Историко-литературный очерк. Литература Швеции 1940-х годов Фюртиотализм» - дается краткая характеристика историко-культурной ситуации, сложившейся в Швеции в 40-ые года XX века, рассматривается литературное течение - «фюртиотализм» - к которому принадлежал Дагерман, а также рассматривается влияние на творчество писателя общеевропейского литературного контекста.
Фюртиотализм оформился как течение в тот период, когда исход Второй Мировой Войны был уже вопросом времени, и в шведском обществе начали появляться более оптимистические настроения Шведские писатели периода второй мировой войны, объединившиеся вокруг журнала «404а1» («40-ые»), позднее вошли в историю литературы под именем фюртиоталистов («людей сороковых годов»). Эта группа писателей формируется в первую очередь вследствие реакции отторжения по отношению к витализму и антиинтеллектуализму, являвшимся ведущими тенденциями в шведской литературе этого периода. Наиболее яркими представителями группы стали Ларе Алин, Стиг Дагерман, Сивар Арнер, Карл Веннберг
Характерной чертой мировоззрения писателей-фюртиоталистов был релятивизм, свойственный и предыдущему поколению писателей, но фюртиоталисты отличались от остальных глубоким интеллектуализмом, проявлявшимся прежде всего в их романах, которые зачастую носили философский характер, временами напоминая о эссеистике. Фюртиоталистам свойственно четкое восприятие современного им мира как эпохи крушения идеологий и философских систем, чем отчасти объясняется высокая степень субъективизма в их творчестве
Творчество Стига Дагермана, бесспорно, является частью традиции европейского романа середины XX века Наиболее четко прослеживается преемственность по отношению к Францу Кафке и французским экзистенциалистам, в первую очередь Жану-Полю Сартру и Альберу Камю. В литературе Швеции не было собственно экзистенциалистского течения, но влияние французского экзистенциализма на литературу сороковых годов сложно переоценить Однако, вряд ли можно говорить о прямом влиянии Сартра и Камю на творчество Стига Дагермана, так как первые романы шведского писателя написаны еще до того, как на шведский язык были переведены наиболее значительные работы французских экзистенциалистов
Другим примером для Дагермана, по его собственному признанию, являлся Франц Кафка Творчеству Кафки писатель, в частности, посвятил эссе
«Кафка — правдоискатель» Для героев Дагермана основополагающими являются те же проблемы человеческого бытия, с которыми сталкиваются и герои Кафки - экзистенциальное чувство вины, беспомощность перед лицом слепой судьбы, бесконечное одиночество - именно в этом для обоих писателей состояла правда жизни Как и другие фюртиоталисты, Дагерман восхищался беспристрастным анализом бытия, смелости, с которой Кафка обращался к самым болезненным для человека темам. В нем Дагерман видел писателя, идеи, которого были актуальны для современной ему Швеции.
Пытаясь определить место Дагермана в европейской литературной традиции, исследователь неизбежно сталкивается с проблемой соотношения индивидуального и традиционного в творчестве писателя. Представляется, что творчество Дагермана стало предметом пристального внимания как читателей, так и читературоведов, именно в силу сочетания этих двух факторов Какие бы идеи не исповедовал писатель, какую бы философскую тему не поднимал в своих произведениях, для него эта тема всегда была личной, прожитой на собственном опыте, а потому особенно глубоко и интенсивно раскрывалась в его произведениях
Вторая глава «Биография Стига Дагермана. Главные темы творчества Эскейпизм» посвящена обзору творческого пути писателя, выделению ведущих тем его произведений и определению понятия «эскейпизм», которое в дальнейшем используется в работе в качестве методологического инструмента
Биографический принцип изучения преобладал при написании шведскоязычных, а также англоязычных работ, посвященных писателю Это неудивительно, преждевременно оборвавшаяся, но яркая и творчески плодотворная жизнь писателя не могла не дать сильного импульса для применения именно биографического подхода, что, в свою очередь, привело к популярности психоаналитической трактовки его произведений
Стиг Дагерман (1923-1954) родился и вырос в местечке под названием Эльвкарлебю, недалеко от Упсалы Мать оставила его через несколько дней после рождения у родителей его отца, проживавшего в Стокгольме В возрасте 11 лет Дагерман переехал к отцу, и еще в юношеском возрасте стал активным участником движения синдикалистов. В 1945 году он становится редактором раздела культуры в синдикалистской газете «Рабочий» В том же году Дагерман дебютирует со своим первым романом «Змея», благодаря которому молодой писатель сразу же завоевал признание критиков и читателей Роман не оставил равнодушным никого тон рецензий на роман варьировался от возмущенного до восторженного Дагермана объявили молодым гением, его роман называли шедевром шведской прозы Сюжетно роман «Змея» основан на впечатлениях, полученных во время прохождения военной службы. Главной темой романа является страх - основополагающее, по мнению писателя, чувство для современного человека.
Год спустя вышел второй роман писателя «Остров осужденных», который, несмотря на не менее изощренный и насыщенный метафорами язык, закрепил первый успех писателя и сделал его наиболее почитаемым из молодых писателей-фюртиоталистов Сюжет романа традиционен - семеро человек оказываются брошенными на произвол судьбы и лруг друга б результате кораблекрушения Первая часть романа, «Потерпевшие кораблекрушение», рассказывает читателям о прошлом героев и причинах, которые привели их на корабль. Автор уделяет особое внимание раннему детству героев, отдавая должное популярному в то время интересу к психоанализу Всеми героями владеет страх, корни которого лежат, как правило, именно в их детстве В центре внимания во второй части, «Борьба за льва», находится противостояние двух оставшихся в живых героев - Луки Эгмона, альтер зго писателя, и капитана Уилсона, внешне жестокого, профашистски настроенного военного, на самом деле оказывающегося слабым человеком, страдающим интимофобией
В 1946 году выходит сборник эссе «Осень в Германии», посвященный переживаниям писателя во время его путешествия по послевоенной Германии Наиболее востребованная современным читателем книга Стига Дагермана -сборник рассказов «Игры ночи» - выходит годом позже, в 1947году Рассказы, вошедшие в этот сборник (например, наиболее известные «Где мой исландский свитер?», «Снег с дождем»), характеризуются высокой степенью автобиографичности, многие из них основаны на впечатлениях периода детства и юности
С 1948 года, несмотря на плодотворный творческий период, у Дагермана начинается личностный кризис, причины которого неоднозначно оцениваются как его современниками, так и исследователями творчества писателя Дагерман пишет еще два романа «Обжегшийся ребенок» и «Свадебные хлопоты», участвует во множестве разнообразных творческих проектов Но духовный кризис, отягчавшийся сложными взаимоотношениями с близкими людьми и материальными проблемами, постепенно приводит писателя к самоубийству. Дагерман скончался 4 ноября 1954 года в результате отравления газом Уже после смерти писателя был опубликован фрагмент романа «Тысяча лет у Господа», работа над которым занимала автора в последние месяцы жизни.
Объединяющей для ранних романов Дагермана и «Тысячи лет у Господа» является тема эскейпизма, которой посвящено данное исследование. Слово «эскейпизм» означает бегство, уход от реальности, или попытку сконструировать собственную реальность, параллельную действительной.
Многие темы, часто поднимаемые европейскими писателями периода после Второй мировой войны - одиночество (вынужденное или добровольное), страх и отчаяние, жестокость в современном мире, свобода, чувство вины, стремление к смерти (иногда перерастающее в явные суицидальные тенденции) - являются многообразными внешними проявлениями одного и того же
внутреннего психического процесса, заключающегося в уходе от реальности или в разных способах подавления в себе и окружающих ее внешних проявлений. Онтологическую важность эскейпизма как неотъемлемой черты человека XX века отмечают Альбер Камю («Миф о Сизифе») и Эрих Фромм («Бегство от свободы»).
Неразрывно связана с темой эскейпизма и тема страха, принимающего в творчестве Дагермана разнообразные формы На основе концепций страха Серена Киркегора и Мартина Хайдеггера представляется возможным выделить два типа страха, присутствующие в творчестве Дагермана - Страх Личный и Страх Абсолютный Личный и Абсолютный Страх - неразрывно связанные понятия, при их анализе наиболее сложным представляется установить причинно-следственную связь, так как зачастую эти явления взаимно обуславливают друг друга Под Личным Страхом понимается явление, имеющее причину в реальности, обусловленное действительными внешними или внутренними предпосылками Абсолютный Страх, в свою очередь, есть страх, необусловленный внешними предпосылками или внутренними переживаниями героев, страх экзистенциальный, уходящий корнями непосредственно в бытие как таковое. На онтологическом уровне Абсолютный Страх, безусловно, предшествует Личному, являясь неотъемлемой частью человеческого бытия, и в некоторой степени тем, что делает человека человеком На сюжетном же уровне Личный Страх всегда предшествует Абсолютному, являясь одновременно и следствием, и причиной Личный Страх характерен для героев прежде всего на внутриличностном и межличностном этапе эскейпизма, тогда как Абсолютный Страх соответствует экзистенциальному этапу
Эскейпизм, принимающий различные формы бегства и отчуждения, манифестируется и на стилистическом, и на сюжетном уровне романов Дагермана, что позволяет считать эту тему наиболее глубокой и основополагающей для раннего творчества писателя.
Третья глава работы «Роман Стига Дагермана «Змея» состоит из тринадцати параграфов и посвящена комплексному анализу романа
В первом параграфе, озаглавленном «История создания романа «Змея» Композиционные особенности», речь идет об автобиографическом материале, на основе которого был создан роман, а также о рецепции романа в критике 40-х годов XX века и современном литературоведении Сюжетно роман во многом базируется на воспоминаниях писателя о казарменной жизни периода «боевой готовности», но завоевал сразу же после выхода в свет подобную популярность совсем не благодаря сюжетной актуальности и реалистическим описаниям Внимание литературных критиков было привлечено прежде всего увлеченностью писателя непосредственной темой романа - человеческим страхом во всем многообразии его проявлений, а также необычайно плотно насыщенным символами и метафорами языком романа. Помимо этих
особенностей еще одним яблоком раздора для критиков стала композиция романа, отличающаяся внешней фрагментарностью, но при этом сохраняющая свою внутреннюю логику
Второй параграф - «Концепция страха в романе «Змея» - посвящен обзору точек зрений шведских литературоведов на феномен сграха в творчестве Дагермана и обоснованию типологии, состоящей из оппозиции Личный Страх - Абсолютный Страх Именно отношение героев Дагермана к своему страху дает им потенциальную возможность пройти этап эскейпизма, обретя при этом свободу В параграфе выделяется три основных типа «бегства» в романе «Змея» эскейпизм перед лицом Личного Страха, эскейпизм перед лицом Абсолютного Страха, «случайный» эскейпизм
В параграфах с третьего по шестой («Ирен», «Ирен - Мать», «Ирен -Билл - Вера», «Ирен - Мужчины») главное внимание уделяется пристальному текстологическому анализу первой части романа «Ирен», в первую очередь рассматривается образ главной героини и проявление его разных граней в отношениях с наиболее значимыми персонажами романа Все внешние события романа являются для писателя способом показать разнообразные проявления Страха в различных ситуациях, чтобы затем, в заключительной главе, устами одного из героев изложить свою теорию Страха и его места в жизни человека. Одним из основных мотивов во всем романе в целом, и в «Ирен» в особенности, является конфликт между эмоциональной и рациональной стороной героев перед лицом Страха.
Седьмой параграф («Эскейпизм в «Ирен») посвящен непосредственному анализу эскейпизма, характерного для главных героев первой части романа -Ирен и Билла В «Ирен» мы видим два возможных пути, которыми может пойти человек - пока оба возможных варианта обозначены лишь схематично, без какой-либо философской концепции, без анализа того, к чему может привести каждый из них - отдаться во власть эскейпизма, обращаясь в вечное бегство без цели или, по крайней мере, на секунду остановиться, давая себе таким образом потенциальный шанс. В части «Ирен» Дагерман выступает как «романтик страха», медленно подготавливая почву для непосредственно анализа Страха в последней главе второй части романа. И Ирен, и Билл находятся прежде всего во власти второго типа эскейпизма - эскейпизма перед лицом Абсолютного Страха, поскольку писатель на последних страницах части недвусмысленно дает читателю понять, что герои подсознательно ощущают, что страх, владеющий ими и повергающий их в бегство, есть нечто большее, чем Личный Страх
Параграфы с восьмого по тринадцатый («Мы не можем спать», «Зеркало», «Железный обруч», «Тряпичная кукла», «Змея», «Неудавшийся побег») представляют анализ второй части романа «Мы не можем спать», характеризующейся четкой структурной организацией и состоящей из шести глав Первая глава, носящая то же название, что и вторая часть романа,
является своеобразным введением, экспозицией к остальным главам, и, в свою очередь, также неоднородна по структуре в силу того, что внутри нее также содержатся четыре истории, которые могут быть рассмотрены как самостоятельные, Три последующие главы - «Зеркало», «Железный обруч», «Тряпичная кукла» - композиционно можно считать равноправными, так как все три являются рассказами об одном дне из жизни троих солдат. Глава «Змея» рассказывает отчасти об истории одного из солдат, Гидеона, с которым автор знакомит читателей еще в первой главе, отчасти рассказом об истинной сути таинственной змеи, связывая, таким образом, главу не только со второй частью, но и с первой, что придает роману внутреннюю целостность и единство. Последняя, шестая глава «Неудавшийся побег» - одна из наиболее часто обсуждаемых в критической литературе глав романа, что неудивительно, принимая во внимание два обстоятельства- идейную программу, изложенную автором именно в этой главе, а также открытый финал, оставляющий пространство для разнообразных трактовок. В целом вторая часть романа отличается, с одной стороны, композиционной фрагментарностью, с другой -идейной целостностью.
Первая глава второй части романа является своего рода введением к остальным главам, характеризующимся более гомогенной сюжетной линией. Тем не менее, первая глава, «Мы не можем спать», также представляет собой единое целое, но, в первую очередь, не на композиционном или сюжетном уровне (в относительно небольшой по объему - примерно 50 страниц - главе содержится несколько историй, объединенных композиционно и тематически), а на уровне тематическом Дагерман использует здесь довольно распространенную в мировой литературе сюжетную рамку, когда герои, под давлением тех или иных обстоятельств, вынуждены по очереди рассказывать истории Для восьмерых солдат, живущих в одной казарме, таким обстоятельством становится Страх, причина которого выяснится лишь намного позже, в предпоследней главе романа. Лишь тогда читагель узнает, что мифическая змея, которая вселяет в героев нечеловеческий первобытный ужас - обычный уж, которого принес из леса один из героев, интересовавшийся биологией Он держал змею в обувной коробке в казарме, но однажды обнаружил, что она исчезла Страх, не дающий солдатам спать, объединяет их в некое подобие сплоченного коллектива, но это единство всего лишь видимость, так как в действительности Страх лишь усиливает изоляцию героев и усугубляет их одиночество. Нарочитое использование автором исключительно местоимения «мы» только подчеркивает тщательно замаскированную разобщенность солдат
Роман «Змея» стал для Дагермана глубоким погружением в собственную душу, открыв читателю многогранность внутреннего мира писателя. В романе автор раскрывает такие темы, как сложность человеческих взаимоотношений, несправедливость общественного устройства, роль писателя в обществе Все
эти аспекты объединяются общей темой Страха, именно описание и анализ Личного и Абсолютного Страха героев служит связующим звеном между различными линиями повествования в романе.
В романе «Змея» ярко выражен интерес писателя к теме эскейпизма, характерный для него как на сознательном, так, видимо, и ка бессознательном уровне. Писатель показывает разное отношение героев к собственному бегству, придавая особое значение тому, осознанно ли оно героем, принимает ли герой свое бегство как часть внешней и внутренней реальности В романе читатель сталкивается и с фактическим бегством от реальной или воображаемой опасности (Ирен, Билл), и с бегством от самого себя (большинство героев второй части романа), бегством от общества (Эдмунд и его товарищи), бегством от реальности в творчество (поэт и литературный критик в главе «Неудавшийся побег») Описывая разные формы и проявления Личного и Абсолютного страха, Дагерман подчеркивает тесную, однако не всегда лежащую на поверхности, связь между внутренними и внешними факторами, побуждающими героя к эскейпизму.
Четвертая глава работы, озаглавленная «Роман «Остров осужденных», содержит анализ второго романа Стига Дагермана и состоит из трех параграфов
Первый параграф, «Многоуровневость текста Понятие «психодоминанта», раскрывает внутреннее построение текста романа, выделяя три основные составляющие- аргументирующую, описательную и нарративную, определяя особенности каждого из этих элементов в тексте Дагермана. Также в первом параграфе вводится понятие «психодоминанта», которое является одним из основных инструментов анализа романа, в особенности его нарративной составляющей Термин «психодоминанта» обозначает главную составляющую психической конституции самих героев романа, определяющую их отношение к внешнему и внутреннему миру, в большой степени предопределяющую их поступки В контексте анализа романа «Остров осужденных» особо важной представляется динамика развития психологической темы героя, Собственно, развитие каждой сюжетной линии романа, связанной с тем или иным героем, состоит из нескольких этапов
1. Формирование психодоминанты На сюжетном уровне это, как правило, описание детства и юности героев, полных травм и тяжелых психических переживаний.
2 Начало осознания героем своей психодоминанты до попадания на остров, невозможность полного понимания ее в условиях реальности, постоянно требующей соответствия определенным общественно-социальным нормам и участия в межличностных отношениях
3 Полное осознание психодоминанты в условиях изолированного существования на острове, вследствие чего внутренний конфликт обретает внешнюю, реальную форму
4 Неспособность героев (за исключением Луки Эгмона) принять свою психодоминанту, и, через полное осознание себя, разрешить свой внутренний конфликт, что, в результате, приводит их к гибели
Второй параграф «Галерея образов романа «Остров Осужденных» посвящен анализу образов героев романа, выявлению их психодоминанты. Жизнь всех героев романа «Остров осужденных» представляет собой бегство от своей психодоминанты Без осознания и принятия себя как личности герои не могут жить полноценной жизнью; постоянно пытаясь убежать от себя, они попадают в замкнутый круг, из которого нет выхода Наиболее важное для формирования психодоминанты героев событие, происходит еще в детстве или в ранней юности, становится первым толчком к бесконечному бегству, в котором герои проводят всю жизнь. Для Луки Эгмона таким событием становится конфронтация с детьми садовника и последовавшее за ней избиение собственным отцом Джимми Бааза повергает в бегство разочарование в морально-этических качествах своих родителей, Драга всю жизнь бежит от жестокости отца, все глубже погружаясь в невыносимое одиночество Для Боя Лару поворотным пунктом его жизни является предательство своих однополчан, а для Мадам - мучительная роль матери, ненавидящей своего родного ребенка Тим Солидер обречен всю жизнь помнить свое предательство по отношению к товарищам и избегать новых близких отношений из-за страха предать вновь Душа капитана Уилсона изуродована насилием, которому он подвергся в юности Именно эти обстоятельства повергают героев в бегство, приводя их в конце концов на необитаемый остров, сцену, на которой суждено развернуться последнему акту пьесы их жизни.
Третий параграф «Борьба за льва» посвящен одноименной второй части романа «Такой маленький вулкан для такого огромного огня» - так звучит эпиграф, которым Дагерман предваряет вторую часть романа, уже в нем намечая основной конфликт, внутренний конфликт главного героя романа Луки Эгмона Важное место во второй части занимают детальные описания внутренней борьбы, происходящей в каждом из героев и, вследствие неприятия ими своего страха, раскрытие психодоминанты, приводящее их к смерти Основное внимание в этом параграфе уделяется развитию сюжетной линии, связанной с образом главного героя романа, его противостоянию капитану Уилсону и, затем, окончательным разрешением внутреннего конфликта Луки Эгмона
Герои постоянно находятся в замкнутом круге своих внутренних проблем, обусловленных их психодоминантой, все их попытки сбежать изначально обречены на провал, так как никто из них не обладает достаточным внутренним мужеством, чтобы попытаться изменить постоянно повторяющиеся в их жизни «сценарии» Все герои умирают по причине каких-либо внешних обстоятельств, никому из них не дано даже выбрать себе смерть Лука Эгмон имеет неоспоримое преимущество перед капитаном Уилсоном - он честен с
самим собой, признавая свою слабость, и в этом заключается его главная сила, его «огромный огонь». В ходе этого противостояния капитан Уилсон погибает, и Лука Эгмон остается на острове в одиночестве без какой-либо надежды на спасение. Он понимает, что единственное, что ему остается в сложившейся ситуации, это оставаться верным самому ссбе (своей психодоминанте) и принести в жертву себя, искупая тем самым вину всего человечества Лука Эгмон оказывается единственным из персонажей, кто умирает «своей», добровольно выбранной им смертью, в чем, по мнению автора, и состоит его бесспорное превосходство над всеми остальными Лишь избранные люди способны на философское самоубийство — самоубийство, наполненное внутренним смыслом, которое является не бегством от реальности, а добровольным и полным принятием таковой Таким образом, Лука Эгмон, совершающий единственно верный поступок, остающийся верным своей психодоминанте, является для Дагермана на момент написания романа репрезентацией идеальных отношений человека со своим эскейпизмом
Пятая глава «Символика романов «Змея» и «Остров осужденных» посвящена анализу наиболее значительных символов, которыми насыщен текст этих романов Дагермана, и состоит из пяти параграфов.
Первый параграф, «Роль символов в ранних романах Дагермана», посвящен обзору различных теорий символа применительно к творчеству Дагермана. Ранний период его творчества некоторые исследователи, такие, как Кай Хенмарк и Жорж Перье, небезосновательно называют символистским, ограничивая при этом данный период хронологическими рамками с 1945 года (момента выхода первого романа «Змея») по весну 1947 года (включая в него, таким образом, роман «Остров осужденных» и пьесу «Осужденный на смерть») Данная проблематика освещается в пятой главе в двух аспектах -символ как характеристика произведения в целом (идейный уровень) и символ как троп (стилистический уровень). Особое внимание уделяется разным концепциям символа и понятию «символистский роман» в трактовке разных исследователей (Д К Купер, И Юнссон, Э Лагеррот, У. Тиндалл, Р Уэллек, О Уоррен).
Второй параграф, под названием «Образ змеи как доминирующий символ в романе «Змея», посвящен исследованию различных уровней проявления этого центрального для романа символа композиционного, стилистического и идейного. Змея как символ в текстах Дагермана является и частью биографического контекста автора, и частью универсального контекста общечеловеческой системы символов на идейном уровне. Кроме того, образ змеи также является важной композиционной образующей романа На стилистическом уровне образ змеи используется автором в многочисленных метафорах и сравнениях, которыми насыщен текст. Образ все время балансирует на тонкой грани между реальностью и внутренним миром героев, появляясь как в виде реальной змеи, так и в снах и галлюцинациях героев
В третьем параграфе, «Символика романа Дагермана «Остров осужденных», изучается символический ряд второго романа Дагермана Вводится понятие развернутая метафора, которое оказывается крайне важным как для стилистического, так и идейного содержания романа. Развернутые метафоры в тексте романа можно разделить на две большие группы метафоры, строящиеся на отождествлении человека или его свойств с неодушевленными предметами, и метафоры, строящиеся на описании тех или иных свойств животных, населяющих остров, и являющихся наиболее значимой частью системы символов романа Отдельное место отводится исследованию хронотопа «острова» у Дагермана и других писателей Символ является одним из главных художественных средств с помощью которых Дагерману удалось создать неповторимую, целиком поглощающую читателя, атмосферу в романах «Змея» и «Остров осужденных». Символ становится для писателя своеобразной стратегией текста, придавая ему многоуровневость и неоднозначность, давая повод для различных трактовок
В четвертом параграфе, под названием, «Символический суицид в романах «Змея» и «Остров осужденных», рассматривается феномен суицида на основе как биографического материала, так и двух первых романов автора Самоубийство Дагермана не могло не наложить отпечаток на рецепцию его творчества как исследователями, так и читателями Тема самоубийства занимает очень важное место в творчестве писателя В работе рассматриваются лишь случаи самоубийства героев романов «Змея» и «Остров осужденных», хотя, безусловно, не менее богатый материал представляют и другие произведения писателя романы «Обжегшийся ребенок» и «Свадебные хлопоты», сборник рассказов «Игры ночи»
Герои романов Дагермана находят свой конец по-разному, кому-то из них суждена естественная смерть, кого-то поджидает несчастный случай, кто-то становится жертвой намеренного или непреднамеренного убийства Но сложность отношения автора к смерти проявляется и здесь - лишь в редких случаях читатель может с полной уверенностью сказать, что именно послужило причиной гибели героя, границы между этими категориями размыты Философское самоубийство Луки Эгмона на последних страницах романа чаще всего трактуется шведскими литературоведами как манифестация идеи Дагермана о значении правильного поступка в жизни человека, о верности самому себе. Побег, который не удается Скриверу в романе «Змея», совершает Лука Эгмон, олицетворяя собой вершину экзистенциального этапа эскейпизма
Важную роль при рассмотрении символов и символистских тенденций в творчестве Дагермана играет роман «Тысяча лет у Господа», анализу которого посвящен пятый параграф «Новый символизм в романе «Тысяча лет у Господа» Роман «Тысяча лет у Господа», судя по всему, должен был стать самым масштабным и значительным произведением Стига Дагермана По замыслу автора сюжет основной части романа должен был основываться на
эпизоде из биографии шведского писателя Карла Юнаса Луве Альмквиста (1768-1846) Небольшой по объему фрагмент, опубликованный после смерти писателя, представляет собой описание искаженной реальности и насыщен фантастическими элементами и символическими образами. В романе Дагерман формулирует идеи, находившие выражение еще в первых двух романах писателя, доводя до высшей степени абстракции предельную степень человеческого одиночества, постоянное стремление обрести хотя бы некое подобие единства и взаимопонимания, заранее обреченное на неудачу Экзистенциальное отчаяние и страх, таким образом, достигают максимально возможных размеров не только для человека, но и для Бога невозможно успокоение, не только человек отвергнут Богом, но и Бог, в свою очередь отвергнут собственным творением Экзистенциальное отчаяние и страх, таким образом, достигают максимально возможных размеров
Проводя Бога по комнатам дома Ньютона и показывая ему три основные грани человеческого страдания, Дагерман одновременно с этим дает читателям аллюзию на три важнейших мотива своего собственного творчества- страх, в образе змеи, невинно осужденный, невозможность любви В своем неоконченном произведении Дагерман выводит максимальную квинтэссенцию эскейпизма, и, вероятно, эпилог романа мог бы дать ответы на многие вопросы не только будущим читателям, но и самому писателю, но этому проекту не суждено было завершиться - в ноябре 1954 года писатель покончил жизнь самоубийством
В заключении подводятся итоги исследования Мотивом, объединяющим произведения раннего периода Стига Дагермана, является эскейпизм - бегство от действительности, которое принимает различные формы. В ходе анализа ранних романов писателя «Змея», «Остров осужденных», а также фрагмента неоконченного романа «Тысяча лет у Господа», были исследованы формы, которые принимает эскейпизм героев После описания и анализа целой галереи образов героев, объединенных сходным типом психодоминанты, представляется необходимым сделать некоторые выводы, проследив этапы эволюции эскейпизма героев. Эскейпизм героев Дагермана обычно проходит три этапа развития межличностный, внутриличностный и экзистенциальный
По мнению Дагермана, верность своему страху (своей психодоминанте) представляет собой единственный путь обретения свободы и преодоления эскейпизма Герои Дагермана переживают страх двух типов- Личный и Абсолютный, рациональный и иррациональный. Эскейпизм перед лицом Личного Страха, эскейпизм перед лицом Абсолютного Страха, «случайный» эскейпизм - три основных типа «бегства» в романах представлены как «в чистом виде», так и в смешанной форме Эскейпизм перед лицом Личного Страха часто принимает непосредственно форму бегства, проявляющегося либо в действительности, либо в снах героев (в романе часто трудно отделимых от реального действия) Примером эскейпизма данного типа могут стать
поведение героя романа «Змея» Серенсона и других персонажей второй части романа «Мы не можем спать», а также большинства героев «Острова осужденных» Важное место в создании образов этих героев занимают детальные описания внутренней борьбы, происходящей в каждом из них, и, вследствие неприятия ими своего страха, раскрытие психодоминанты, приводящее их либо к бесконечным внутренним страданиям, либо к смерти
Эскейпизм перед лицом Абсолютного страха часто выливается в первую очередь в подавление, отрицание Абсолютного страха, в попытки бегства от предпосылок страха Личного, всегда сопровождающиеся у героев смутным подсознательным ощущением, что их бег - бег на месте Этот вид эскейпизма характерен для Ирен и Билла, главных героев первой части романа «Змея», так как они достаточно близко подходят к осознанию того, что же, собственно гонит их в это бесконечное бегство, если не на аналитическом, то хотя бы на интуитивном уровне
Эскейпизм третьего типа, «случайный», является наиболее сложным и парадоксальным, и представлен главным образом в истории Скривера, альтер эго писателя Единственный герой романа, способный вербализовать свое отношение к Абсолютному Страху, погибает, пытаясь доказать свою концепцию о принятии страха и бессмысленности бегства, именно в момент симуляции попытки бегства Скривер, несмотря на то, что он явно стоит на ступеньку выше остальных героев романа, еще не дошел до того уровня, чтобы воплотить свою теорию на практике в полной мере, и становится жертвой «случайного» эскейпизма
Освободиться от третьего типа эскейпизма может лишь главный герой «Острова осужденных» Лука Эгмон, совершающий в конце романа философское самоубийство, являющееся результатом следования собственной психодоминанте Лука Эгмон оказывается единственным из персонажей, кто умирает «своей», добровольно выбранной им смертью, в чем, по мнению автора, и состоит его бесспорное превосходство над всем остальными Лишь избранные люди способны на философское самоубийство - самоубийство, наполненное внутренним смыслом, которое является не бегством от реальности, а добровольным и полным принятием таковой
В своем неоконченном романе «Тысяча лет у Господа» Дагерман доводит эскейпизм героя до максимума. Если в первых двух романах Абсолютный Страх, одиночество и невозможность любви подробно описываются и анализируются на примере судеб разных героев, то в «Тысяче лет у Господа» Дагерман доводит все эти причины эскейпизма и его составляющие до предельной степени абстракции. Бог представляет собой образец высшей степени эскейпизма - это апогей одиночества, бегства от своей судьбы, разтождествленности с миром и человеком, им же самим и созданным
Эскейпизм стал для Дагермана всеобъемлющим мотивом, как в творчестве, так и в жизни Его многочисленные составляющие - страх, вина,
одиночество, невозможность любви, поиск смысла жизни - являются вечными темами для мирового искусства и литературы Объединив все эти темы общим мотивом, мотивом бегства, Дагерман обрел собственную философию жизни, которая нашла выражение в его ранних романах «Змея» и «Остров осужденных»
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях
1 Пресс Н.А Тема страха в творчестве Стига Дагермана // Материалы XV конференции по изучению истории, экономики, литературы и языка скандинавских стран и Финляндии. Тезисы докладов Часть II М, 2004 -С 404-406.
2 Пресс Н.А Тема детства в творчестве Стига Дагермана // Материалы XXXIV международной филологической конференции Выпуск 8, часть 3 СПб, 2005 -С 32-35
3 Пресс НА Мотивы эскейпизма в романе Стига Дагермана «Остров осужденных» //Вопросы филологии Выпуск 11 СПб, 2005 -С 115-121
4 Пресс Н А Роль символа в раннем творчестве Дагермана // Скандинавская филология = БсапсНгтчса. Выпуск 8. СПб, 2006. -С 172180.
5 Пресс НА Роман Стига Дагермана «Тысяча лет у Господа». // Известия российского государственного педагогического университета им А И Герцена Аспирантские тетради. № 14(37) СПб, 2007 -С 161-165
6 Пресс Н,А Стиг Дагерман и кинематограф // Вестник Санкт-Петербургского университета Серия 9. Выпуск 3 (Ч И) СПб, 2007. -С 5662
ОНУТ факультета филологии и искусств СПбГУ 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб, д И Подписано в печать 10 04 2008 Тираж 100 экз
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Пресс, Наталия Александровна
Введение.
Глава 1. Историко-литературный очерк. Литература Швеции 1940-х годов. Фюртиотализм.
Глава 2. Биография Стига Да герма на. Главные темы творчества. Понятие «эскейпизм».
Глава 3. Роман Стига Дагермана «Змея».
§ 1. История создания романа «Змея». Композиционные особенности.
§ 2. Концепция страха в романе «Змея».
§ 3. «Ирен».
§ 4. Ирен - Мать.
§ 5. Ирен - Билл - Вера.
§ 6. Ирен - Мужчины.
§ 7. Эскейпизм в «Ирен».
§ 8. «Мы не можем спать».
§ 9. «Зеркало».
§ 10. «Железный обруч».
§11. «Тряпичная кукла».
§12. «Змея».
§13. «Неудавшийся побег».
Глава 4. Роман «Остров осужденных».
§ 1. Многоуровневость текста. Понятие «психодоминанта».
§ 2. Галерея образов романа «Остров Осужденных».
§ 3. «Борьба за льва».
Глава 5. Символика романов «Змея» и «Остров осужденных».
§ 1. Роль символов в ранних романах Дагермана.
§ 2. Образ змеи как доминирующий символ в романе «Змея».
§ 3. Символика романа Дагермана «Остров осужденных».
§ 4. Символический суицид в романах «Змея» и «Остров осужденных».
§ 5. Новый символизм в романе «Тысяча лет у Господа».
Введение диссертации2008 год, автореферат по филологии, Пресс, Наталия Александровна
Стиг Дагерман (1923-1954) - одна из ключевых фигур в шведской литературе сороковых годов двадцатого века. Романы, новеллы и драмы, созданные Дагерманом, по праву считаются классикой шведской литературы, за пределами же Скандинавии творчество писателя известно в основном в Германии и Франции. Первый роман Дагермана «Змея» (Ormen) увидел свет в 1945 году, и, благодаря актуальной тематике и эмоционально насыщенному художественному стилю, сразу же поставил своего автора в один ряд с наиболее выдающимися писателями того времени. Годом позже появился его второй роман, «Остров осужденных» (De dömdas ö), после чего к Дагерману пришло окончательное признание. Творческое наследие Дагермана обширно и многогранно, несмотря на то, что его наиболее продуктивный период длился лишь около пяти лет: четыре романа («Змея» (1945), «Остров осужденных» (1946), «Обжегшийся ребёнок» (Bränt barn) (1948), «Свадебные хлопоты» (Bröllops besvär) (1949); сборник рассказов «Игры ночи» (Nattens lekar) (1947), множество пьес и стихов. Стиг Дагерман - ведущий представитель фюртиотализма - течения, появившегося в шведской литературе 1940-х годов и имевшего большое значение для формирования интеллектуально-творческого климата в Швеции в военный и послевоенный периоды. Фюртиотализм как явление относительно мало известен за пределами Швеции и совершенно не исследован в российском литературоведении.
Некоторые из произведений Дагермана переведены на английский, немецкий, французский языки, в то время как на русский пока не переведено ни одно произведение писателя. В Швеции Дагерман был и остается одним из самых читаемых авторов. Вскоре после самоубийства писателя в 1954 году интерес к его творчеству несколько уменьшился и возродился вновь в 80-х годах, что выразилось как в издании полного собрания сочинений Стига Дагермана, так и в зародившемся именно в этот период и не изжившем себя до сих пор интересе к творчеству писателя в литературоведческих кругах Швеции. В последние десять лет были переизданы, и пользуются большой популярностью романы и рассказы Дагермана, осуществляются театральные постановки его пьес. Последним крупным событием стал выход в свет полного собрания писем писателя, под редакцией одного из первых исследователей его творчества Ханса Сандберга и с его же обширными комментариями.
Большинство исследователей выделяет в творчестве Стига Дагермана две тенденции: символистскую (в основном до 1947 года) и реалистическую, расходясь во мнениях по поводу того, какая же из них была более значимой. Иоран Хэгг в «Истории шведской литературы» отмечает: «Несмотря на то, что все признают гениальность Дагермана, существуют существенные разногласия насчёт того, что является наиболее значительной составляющей его таланта - символизм романа «Остров осужденных», психологический реализм романа «Обжегшийся ребёнок», или же неоднократно появляющийся в его творчестве бурлеск и горький юмор. Возможно, он -создатель наиболее сильных поэтических образов после Тегнера, но вместе с тем и виртуозный толкователь настроений, царивших в современной ему Швеции»1.
Цель данной диссертации - раскрыть и проанализировать философское содержание произведений Стига Дагермана, выявить основные художественные особенности его романов, а также исследовать различные формы такого явления как «эскейпизм» в раннем творчестве писателя. Несмотря на то, что эта тема ранее не рассматривалась ни одним из исследователей творчества писателя, некоторые из них вскользь касаются сходной проблематики в рамках дискурса собственного исследования. Ранее изучавшиеся темы страха, свободы, падения, несостоявшейся встречи представляются частными случаями такого всеобъемлющего для раннего
1 Hügg, Güran. Den svenska litteraturhistorien. Sthlm, 1996. S. 577. 5 творчества Дагермана понятия как эскейпизм, то есть «бегство от реальности». Для анализа различных форм эскейпизма, присутствующих в творчестве Дагермана, целесообразным представляется остановиться- на раннем периоде творчества писателя, а именно - на романах «Змея» и «Остров осужденных». К раннему периоду творчества обычно относят произведения, созданные Дагерманом до конца 1947 года, включая в1 него, таким образом, два первых романа писателя, сборник путевых заметок «Осень в Германии», а также сборник рассказов «Игры. ночи». В рамках этой работы по двум причинам рассматриваться будут только романы, Дагермана «Змея» и «Остров осужденных». Во-первых, романы настолько тесно связаны тематикой и общими лейтмотивами, что дают возможность для проведения целостного анализа, и включение в поле анализа в данном исследовании других произведений автора не представляется уместным, хотя тема эскейпизма, безусловно, может быть проиллюстрирована- и новеллистикой Дагермана. Во-вторых, анализ ранних романов Дагермана позволяет проследить эволюцию темы эскейпизма как на сюжетном, так и на идейно-философском уровне.
В процессе пристального изучения творчества Дагермана была выявлена четкая взаимосвязь между первыми романами Дагермана и его последним крупным произведением, оставшимся незавершенным - романом «Тысяча лет у Господа». Хотя этот фрагмент романа и не относится к раннему периоду творчества Дагермана, тем не менее, он знаменует собой возвращение Дагермана к темам и символам раннего периода. После периода, обычно характеризуемого как период психологического реализма, Дагерман в своем неоконченном романе вновь обращается к символизму, но к символизму нового уровня, близкому к сюрреализму. «В романе «Тысяча лет у Господа», как и в остальных набросках к проекту, посвященному Альмквисту, автором используется новый стиль.Дагерман был на пути к обретению новой художественной формы» , пишет Юхан Кульберг в своей
2 СиНЬегд, 1о1тп. БкарагкпБег. Бй-тсШе^ ¡пГсгпо осЬ ОаеегтапБ. ЗМт, 1992. Б. 184. книге «Творческие кризисы. Ад Стриндберга и Дагермана». Таким образом, основным критерием отбора именно этих трех произведений Дагермана в качестве материала для данного исследования стала схожесть проблематики и значимость символики выбранных текстов.
В российском литературоведении творчество Стига Дагермана остается неизученным, главным образом в силу того, что ни одно из произведений автора, до сих пор не переведено на русский язык. За пределами Швеции исследованием творчества Дагермана занимались такие учёные, как американский скандинавист Лори Томпсон и бельгийский литературовед Жорж Перрье4, чьи работы носят достаточно общий, обзорный характер. Более же глубокие аспекты творчества писателя поднимаются в немногочисленных научных трудах шведских литературоведов в период с 1984 по 2002 год. Первым крупным исследователем творчества Стига Дагермана в Швеции стал литературовед упсальской школы Ханс Сандберг, в первую очередь интересовавшийся анархо-синдикалистской деятельностью писателя, и политическими темами, нашедшими отражение в его романах, рассказах и, в первую очередь, стихах «На злобу дня». Политическому аспекту посвящена, в частности, значительная работа Сандберга «Стиг Дагерман и политика. Три очерка»5.
Первой из целого ряда работ, опирающихся, главным образом, на психоаналитическое толкование, стала диссертация Черстин Лайтинен ««Лабиринты желания. Экзистенциальная тематика в текстах Дагермана»6 1986 года, которая положила начало более глубокому исследованию творчества Дагермана. Главной темой диссертации является определение понятия страха и его роли в творчестве Дагермана, а также сравнительное изучение биографического и художественного материала, часто
3 Thompson Laurie. Stig Dagerman. Boston, 1983.
4 Perilleux, George. Stig Dagerman et l'existentialisme. Paris, 1982.
5 Sandberg, Hans. Den politiske Stig Dagerman. Tre studier. Sthlm, 1979.
6 Laitinen, Kerstin. Begärets irrvägar. Existentiell tematik i Stig Dagermans tcxter. Umea, 1986. 7 переходящее в глубокий, выполненный на высоком уровне, психоанализ личности самого писателя. В 1989 году появляется диссертация► Карин Пальмквист «Писатель и действительность»7, в которой автор сосредотачивается главным образом на журналистской деятельности Дагермана. Дело в том, что Дагерман был редактором отдела культуры газеты «Рабочий», а также писал для других изданий, в общей сложности он является автором более 500 статей и эссе. Именно этот обширный материал анализирует в своей работе Карин Пальмквист, проводя также сравнение между публицистикой и беллетристикой Дагермана. Нельзя также не отметить работу литературоведа и психоаналитика Юхана Кульберга «Творческие кризисы. Ад Стриндберга и Дагермана», в которой автор подвергает психоанализу личность писателя, проводя аналогии с героями его произведений, выявляя схожие поведенческие схемы и закономерности развития.
В 1998 году была опубликована диссертация Класа Алунда «Закон падения и звезда «я». О творчестве Стига Дагермана», посвященная «трем более или менее постоянным и часто употребляемым Дагерманом структурам, в которых интенсивность и телесность его стиля- приобретает особенно интересные и характерные формы: падение, манифестация сознания в реальном мире и внезапно прерванная встреча»8. Алунд в своей работе уделяет большое значение стилистическому уровню текста и предлагает тщательный, в высшей степени интересный анализ образов и метафор, в основном на примере романов Дагермана. Наконец, необходимо упомянуть оригинальную работу 2002 года одной из известных современных шведских писательниц Лотты Лотасс «Обретая свободу. О творчестве Стига Дагермана»9, в которой Лотасс пытается посмотреть на творчество Дагермана новым, более оптимистичным взглядом и избежать штампов и клише, которых к этому времени успело накопиться достаточно много.
7 Palmkvist, Karin. Diktaren i verklighetcn. Journalisten Stig Dagerman. Lund, 1989.
8 Ahlund, Claes. Fallets lag och jagets stjärna. En Studie i Stig Dagermans författarskap. Uppsala, 1998. S. 14.
9 Lotass, Lotta. Friheten meddelad. Studier i Stig Dagermans författarskap. Göteborg, 2002. 8
Безусловно, важным вкладом в изучение творчества Стига Дагермана стала представленная шведской исследовательницей новая трактовка творческого кризиса, приведшего к писателя к самоубийству.
В силу малой исследованности шведской литературы 1940-х годов в российском литературоведении необходимо также предварить непосредственный анализ текстов кратким историческим очерком литературной ситуации этого периода в Швеции, остановившись на идейно-художественном своеобразии фюртиотализма, а также на сложном творческом пути Стига Дагермана. Большинство литературоведов в первую очередь руководствовались биографическим принципом (например, Улоф Лагеркранц и Лори Томпсон) или же избирали психоаналитический подход (Черстин Лайтинен и Юхан Кульберг). Использование этих подходов в данном случае предоставляет исследователям богатый фактологический материал, а также дает возможность для построения оригинальных и в высшей степени интересных теорий. Однако нельзя не отметить того, что подобные работы зачастую превращаются главным образом в попытку разгадать загадку личности самого автора, в то время как непосредственно тексты становятся скорее второстепенным, иллюстративным материалом. Несмотря на то, что в силу сложившейся традиции невозможно целиком и полностью абстрагироваться от биографического материала при изучении творчества Дагермана, в данной диссертации основной акцент сделан на пристальном аналитическом изучении романов и рассмотрении доминирующей в них темы эскейпизма.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Философия и эстетика эскейпизма в раннем творчестве Стига Дагермана"
Заключение
Материалом для данной работы послужило раннее творчество- Стига Дагермана, а именно первые два романа писателя «Змея» и «Остров осужденных». Эти два произведения объединяются! общей идейно-философской концепцией и сходной формой выражения, именно они" получили наиболее противоречивую трактовку в, шведском литературоведении и вызвали острые дискуссии в литературных кругах Швеции 1940-х годов. Мотивом, объединяющим произведения > раннего периода Стига Дагермана, является эскейпизм — бегство от действительности, которое принимает различные формы. В ходе анализа ранних романов писателя «Змея», «Остров осужденных», а также фрагмента неоконченного романа «Тысяча лет у Господа», были исследованы формы, которые принимает эскейпизм героев. После описания- и анализа целой галереи« образов героев, объединенных сходным, типом психодоминанты, представляется необходимым сделать некоторые выводы, проследив этапы эволюции эскейпизма героев;
Эскейпизм может находить выражение на трех уровнях существования человека, соответствующих трем типам изоляции (которая, собственно, и является непосредственным следствием эскейпизма), которые выделяет в своей работе «Групповая психотерапия. Теория и практика»243 экзистенциальный психотерапевт Ирвин Ялом. Ялом говорит о трех типах изоляции, которые обычно соответствуют трем уровням эскейпизма:
- межличностная изоляция, обычно переживаемая как одиночество, - это изоляция от других индивидуумов. Удовлетворяющему социальному взаимодействию могут препятствовать многие факторы: географическая изоляция, недостаток соответствующих социальных навыков; конфликтные
243Лдом, Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. Издательство Института психотерапии, Апрель Пресс, 2006. чувства по отношению к близости человека с другими людьми, личностный стиль (например, шизоидный, нарциссический, манипулятивный или критический).
- внутриличностная изоляция имеет место тогда, когда человек душит собственные чувства или стремления, принимает "нужно" и "следует" за собственные желания, не доверяет собственным суждениям или сам от себя блокирует собственный потенциал.
- Экзистенциальная изоляция связана с пропастью между собой и другими, через которую нет мостов. Она также обозначает еще более фундаментальную изоляцию - разделенность индивида и мира.
Эскейпизм героев Дагермана, как правило, проходит три этапа развития:
1. Межличностный этап. Герой сталкивается с теми или иными обстоятельствами в жизни, которые' приводят его к межличностной изоляции. Чаще всего важную роль при этом играет какое-либо событие из прошлого героя, послужившее основным фактором формирования его психодоминанты. На этом, этапе эскейпизм часто носит внешний характер, принимая,формы реального бегства.
2. Внутриличностный этап. Герой пытается реализовать себя в общественной жизни, сфере личных отношений или в творческом плане, и терпит крах. В результате этого возникают две основополагающие проблемы: проблема невозможности реализации творческого потенциала и проблема разграничения свободы как освобождения от внутреннего блокирования, и анархии, вседозволенности, принимающей форму агрессивной жестокости. На этом уровне герой пытается, осознано или подсознательно, «избежать» ситуаций, которые могут поставить его перед необходимостью осознать свою психодоминанту.
3. Экзистенциальный этап. Герой, оказавшись перед лицом априори нерешаемых проблем, наблюдает, как растворяются и исчезают все барьеры, преграждавшие путь экзистенциальному страху и отчаянию, что приводит героя к бегству, внешнему или внутреннему, часто оканчивающемуся «случайной» гибелью или самоубийством.
Том Карлсон отмечает эту предрасположенность к бегству у героев Дагермана, описывая ее прежде всего как роковую неспособность героев совершить «правильный поступок»: «Все они находятся в бегстве, пытаясь уйти от правильного поступка, который спас бы их, не дав погибнуть их человеческой сущности. Они выходят на сцену по очереди и избирают каждый свой путь бегства, ведущий к гибели»244. Ту же особенность, в частности у героев романа «Остров осужденных», отмечает американский исследователь Лори Томпсон: «Все они отягощены чувством вины и пытаются убежать от реальности - они осуждены на смерть задолго до того, как происходит кораблекрушение»245.
По мнению Дагермана, верность своему страху (своей психодоминанте) представляет собой единственный путь обретения свободы и преодоления эскейпизма. Герои Дагермана переживают страх двух типов: Личный и Абсолютный, рациональный и иррациональный. Эскейпизм перед лицом Личного Страха, эскейпизм перед лицом Абсолютного Страха, «случайный» эскейпизм — три основных типа «бегства» в романах представлены как «в чистом виде», так и в смешанной форме. Эскейпизм перед лицом Личного Страха часто принимает непосредственно форму бегства, проявляющегося либо в действительности, либо в снах героев (в романе часто трудно отделимых от реального действия). Примером< эскейпизма данного типа могут стать поведение героя романа «Змея» Сёренсона и других персонажей второй части романа «Мы не можем спать», а также большинства героев «Острова осужденных». Важное место в создании образов этих героев занимают детальные описания внутренней борьбы, происходящей в каждом из них, и, вследствие неприятия ими своего страха, раскрытие
244 Karlsson, Tom. Op cit. S. 30.
245 Thompson, Laurie Op. cit. S.37. психодоминанты, приводящее их либо к бесконечным внутренним страданиям, либо к. смерти.
Эскейпизм перед лицом Абсолютного страха часто выливается в первую очередь в подавление, отрицание Абсолютного страха, в попытки бегства от предпосылок страха Личного, всегда сопровождающиеся у героев1 смутным подсознательным ощущением, что их бег - бег на месте. Этот вид эскейпизма характерен для- Ирен и Билла, главных героев первой* части романа «Змея», так как они достаточно близко-подходят к осознанию-того, что же, собственно гонит их в это бесконечное бегство, если не на аналитическом, то хотя бы на интуитивном-уровне.
Эскейпизм третьего типа, «случайный», является наиболее сложным и парадоксальным, и представлен главным образом в истории Скривера, альтер эго писателя. Единственный герой романа, способный вербализовать свое отношение к Абсолютному Страху, погибает, пытаясь доказать свою концепцию о принятии* страха и бессмысленности бегства, именно в момент симуляции^ попытки бегства. Скривер, несмотря на то, что он явно стоит на ступеньку выше остальных героев романа, еще не дошел до того уровня, чтобы воплотить свою теорию на практике в полной мере, и становится жертвой «случайного» эскейпизма.
Освободиться от третьего типа эскейпизма может лишь главный герой «Острова осужденных» Лука Эгмон, совершающий в конце романа философское самоубийство, являющееся для него логическим, полностью осознанным поступком, результатом следования собственной психодоминанте. Лука Эгмон оказывается единственным из персонажей, кто умирает «своей», добровольно выбранной им смертью, в чем, по мнению автора, и состоит его бесспорное превосходство над всем остальными. Лишь избранные люди способны на философское самоубийство - самоубийство, наполненное внутренним смыслом, которое является не бегством от реальности, а добровольным и полным принятием таковой.
В своем неоконченном романе «Тысяча лет у Господа» Дагерман доводит эскейпизм героя до максимума. Если в первых двух романах Аюсолютный Страх, одиночество и невозможность любви подробно описываются и анализируются на примере судеб разных героев, то в «Тысяче лет у Господа» Дагерман доводит все эти причины эскейпизма и его составляющие до предельной степени абстракции. Эскейпизму подвержен не1 только человек, но и сам Бог. Непреодолимое стремление человека и Бога навстречу друг другу, взаимное желание единения Творца и Творения становятся главной темой пролога. Бог представляет собой образец высшей степени эскейпизма - это апогей одиночества, бегства от своей судьбы, разтождествленности с миром и человеком, им же самим и созданным.
Столь полно раскрыть тему эскейпизма1 на страницах своих романов Дагерману удается^ с помощью использования многозначных символов и развернутых метафор, в изобилии встречающихся в текстах трех романов. Типичным для писателя является, использование символов универсального значения, с приданием им новых коннотаций на основе личного опыта. Примером таких символов являются символы змеи и острова, задающие лейтмотив первых романов. Символ, без сомнения, является одним из главных художественных средств с помощью которых Дагерману удалось создать неповторимую атмосферу в романах «Змея» и «Остров осужденных». Использование символов, осознанно или нет, становится для писателя своеобразной стратегией текста, придавая ему многоуровневость и неоднозначность, что давало и дает исследователям творчества Дагермана повод для различных трактовок его произведений.
Другим художественным средством, применяемым автором наряду с символом, являются развернутые метафоры, которые делятся на две крупные группы: метафоры, строящиеся на отождествлении человека или его свойств с неодушевленными предметами, и метафоры, строящиеся на описании тех или иных свойств животных. Подобные метафоры автор начинает использовать еще в романе «Змея» и доводит их количество до максимума в романе «Остров осужденных». Однако в неоконченном романе «Тысяча лет у Господа», вновь возвращаясь к теме эскейпизма, но уже на новом уровне, Дагерман отказывается от развернутых метафор в пользу символа, что приводит к большей лаконичности и емкости текста, его прозрачности, но, вместе с тем, позволяет автору подчеркнуть универсальность темы произведения.
Эскейпизм стал для Дагермана всеобъемлющим мотивом, как в творчестве, так и в жизни. Его многочисленные составляющие - страх, вина, одиночество, невозможность любви, поиск смысла жизни - являются вечными темами для мирового искусства и литературы. Объединив все эти темы общим мотивом, мотивом бегства, Дагерман обрел собственную философию жизни, приведшую его к кризису и самоубийству. Роман «Тысяча лет у Господа» мог бы также носить название «Неудавшийся побег», но, если бы он был окончен, то мог бы стать самым значительным произведением Дагермана, которое помогло бы ему решить проблему эскейпизма не только на художественно-теоретическом уровне, но, возможно, и на уровне собственной жизни.
Список научной литературыПресс, Наталия Александровна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"
1. Dagerman, Stig. Ormen. Sthlm, 1990. 230 s.
2. Dagerman, Stig. De dömdas ö. Sthlm, 1990. 299 s.
3. Dagerman, Stig. Tysk höst. Sthlm, 1990. 162 s.
4. Dagerman, Stig. Nattens lekar. Sthlm, 2002. 283 s.
5. Dagerman, Stig. Bränt barn. Sthlm, 1995. 259 s
6. Dagerman, Stig. Bröllopsbesvär. Sthlm, 1949. 296 s.
7. Dagerman, Stig. Tusen âr hos Gud. Sthlm, 1954. 43 s.
8. Dagerman, Stig. Essäer och texter. Sthlm, 1990. 393 s.
9. Dagerman, Stig. Brey. Sammanställda och redigerade av Hans Sandberg. Sthlm, 2002. 335 s.
10. Андреев Л.Г., Косиков Г.К., Пахсарьян Н.Т. и др. \ под редакцией Л.Г. Андреева. Зарубежная литература второго тысячелетия 1000-2000: учебное пособие. М., 2001, 335 с.
11. Белянин, В.П. Психологическое литературоведение. М, 2006. 319 с.
12. Выготский, Л. Психология искусства. СПб, 2000. 410 с.
13. Кёлер, X. Загадка страха. М, 2003. 208 с.
14. Кьеркегор, С. Страх и трепет. М, 1993. 151 с.
15. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которым мы живем. М., 2004. 256с.
16. Мазин, В. Сновидения кино и психоанализа. СПб, 2007. 249 с.
17. Неустроев, В. Литература скандинавских стран, 1870-1970. М., 1980. 279 с.
18. Перрон, Р. История психоанализа. М, 2004. 159 с.
19. Сартр, Ж.-П., Камю, А. Две грани экзистенциализма. М., 2001. 352 с.
20. Сведенборг, Э. Мудрость ангельская о божественной любви и божественной мудрости. М, 1999.21,22,2326