автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Философия образования К.Д. Ушинского

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Бельский, Виталий Юрьевич
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Философия образования К.Д. Ушинского'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Бельский, Виталий Юрьевич

Глава I. Становление философско-антропологических взглядов К.Д.Ушинского

§1. Творческая эволюция К.Д.Ушинского: исторический и социальный контекст.

§2. Формирование мировоззрения и развитие философскоантропологических идей К.Д.Ушинского.

§3. Этап зрелости философии К.Д.Ушинского.

§4. Сравнительный анализ учений К.Д.Ушинского и Н.И.Пирогова.

§5. К.Д.Ушинский и философия образования в России.

Глава II. Формирование философской позиции в работах К.Д.Ушинского

§1. Социально-философские воззрения К.Д.Ушинского.

§2. Учение К.Д.Ушинского о труде как основе формирования нравственности.

§3. Система женского образования.

Глава III. Народность как основополагающий принцип философии образования К.Д.Ушинского

§ 1. История понятия "народность" и его роль в философии

К.Д.Ушинского.

§2. Россия и Запад. Общее и особенное в национальных системах воспитания.

§3. Народность как основа нравственного воспитания.

§4. Учение о языке как основе народности.

Глава IV. Антропологическая система социальной педагогики К.Д.Ушинского и ее нравственно-психологическое и философское содержание

§1. Цели, методы и средства нравственного воспитания.

§2. Роль психологических процессов в воспитании.

§3. Категории рассудка и разума в теории воспитания К.Д. Ушинского.

§4. Процесс формирования моральных принципов. Счастье и пути его достижения.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Бельский, Виталий Юрьевич

Актуальность темы

Характерной чертой современной эпохи, несомненно, является возросший интерес к истории русской философской мысли, отразившей глубинные искания русского человека, поиск им своего места в мире, а также важнейшие свойства русского национального самосознания. Человеку на рубеже тысячелетий крайне важно обратиться к истокам и традициям, сохранившим опыт многовековых философских исканий. Интерес к русской философии также связан с тяжелейшим кризисом нравственных ориентиров современного мира.

Можно утверждать, что ценность изучения русской философской традиции во многом определяется "человеческой" её доминантой. Поэтому, актуальность темы обусловлена, во-первых, возможностью усилить с помощью философского изучения наследия К.Д.Ушинского антропологическую проблематику в русской философии, т.к. его вклад в осмыслении данной проблемы является весьма значительным. Ценность антропологии К.Д.Ушинского состоит в соединении в ней психологического и философского подхода к человеку.

Во-вторых, актуальность темы связана с возможностью обозначить важное измерение антропологической проблематики в русской философии, связанное с построением философии образования, восходящей к именам С.С.Гогоцкого, который выступал с обоснованием исторической связи между философией и образованием, а также П.Д.Юркевича, В.В.Зеньковского. Изучение наследия К.Д.Ушинского сможет восполнить недостающие звенья философии образования. Как писал В.Зеньковский: "Я лично чувствую себя очень глубоко связанным с творчеством Ушинского, с его интуициями, с его основными идеями. Вне этих имён (Ушинский, Рачинский) у нас нет прямых предшественников"1. Известно, что В.В.Зеньковский очень сожалел о том, что ему не удалось написать работу, посвящённую К.Д.Ушинскому и

1 Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии М., 1996. С.26. показать влияние Ушинского на последующее развитие философии воспитания и образования .

Мы полагаем, что необходимо вернуться к проблемам философии образования и воспитания, всегда имеющими значение для истории русской философии и соприкасающимися с другими важными философскими вопросами. Так, В.В.Зеньковский считал, что свое осмысление теория воспитания может обрести не через науку, а только на почве религии, в системе христианской антропологии. В.В.Зеньковский также требовал систематического, целостного педагогического знания, усиления его теоретической стороны. Согласно В.В.Зеньковскому, провозгласившего Ушинского отцом русской христианской педагогики, воззрения последнего могут и должны быть исследованы в русле христианской теории воспитания3.

В-третьих, актуальность темы состоит в возможности с её помощью способствовать расширению круга имён, по праву относящихся к области русской философии. Известно, что в зависимости от политической ситуации в России круг рассматриваемых философов нередко изменялся. В последнее десятилетие XX века происходило переоткрытие и исследование наиболее фундаментальных работ русской философии, что привело к изменению круга рассматриваемых философов. В настоящее время с выходом фундаментальных работ по русской философии 4 представляется возможным более строго очертить круг имён, принадлежащих русской философии и, вместе с тем, включить в него некоторые значительные имена, к числу которых, несомненно относится имя К.Д.Ушинского. Мы считаем, что необходимо осуществить философское прочтение работ К.Д.Ушинского.

2 Там же. С.26.

3 Зеньковский В.В. Психолого-педагогические воззрения А.Нечаева // Вопросы философии и психологии, 1906. № 82. С.92 - 126, Его же. О сравнительной психологии // Вопросы философии и психологии, 1907. № 89. С.534 - 544; Его же. Принцип индивидуальности в педагогике и психологии // Вопросы философии и психологии, 1911. № 108. С.363 - 393, № 110. С.815 - 856.

4 Русская философия. Словарь ( под ред Маслина М.А.). М., 1995,. Маслин М.А. и др. Русская философии М„ 2002.

В-четвёртых, актуальность темы связана с возможностью по-новому прочитать и понять идеи К.Д.Ушинского в настоящее время. Известно, что издаваемые в советское время сочинения К.Д.Ушинского подвергались некоторым сокращениям, из них удалялись "ненужные" отрывки и фрагменты, К.Д.Ушинский рассматривался прежде всего как демократически настроенный учёный. Вместе с тем, можно увидеть, что К.Д.Ушинский является и глубоким религиозным мыслителем. Таким образом, актуальность работы обусловлена также необходимостью открытия малоизвестного К.Д.Ушинского. Тема, кроме того, предоставляет возможность соотнести идеи К.Д.Ушинского с наиболее влиятельными течениями и движениями его времени, а также со взглядами наиболее заметных представителей эпохи.

Степень разработанности проблемы:

Взгляды Ушинского на воспитание и образование, его философские и антропологические воззрения высоко оценивались многими авторами. К числу первых исследователей взглядов Ушинского следует отнести его современников, учеников и последователей: П.П.Блонского5, В.И.Водовозова6, Е.Н.Водовозову7, Н.К.Грунского8, В.Е.Ермилова9, В.Люстрицкого10, Л.Н.Моздалевского11, А.Н.Острогорского,

Ю.С.Рехневского, В.И.Семевского, В.Я.Стоюнина, которые в своих сочинениях делились воспоминаниями о великом педагоге, излагали его идеи.

5 Блонский П.П. Место К.Д.Ушинского в истории русской педагогики М., 1915.

6 Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1958.

7 Водовозова E.H. Дореформенный институт и преобразования К.Д.Ушинского М., 1908.

8 Грунский Н.К. Жизнь, деятельность т взгляды Ушинского // Сборник женской гимназии им. А.С.Пушкина в г.Юрьеве, т.1, Юрьев, 1906.

9 Ермилов В.Е.Наш родной учитель М.,1989; Ермилов В.Е. "Идеалы воспитания". К.Д.Ушинский. т-во И.Д.Сытина, 1907.

10 Люстрицкий В.Ф. Очерк деятельности К.Д.Ушинского и его взгляд на общественное воспитание. Казань, 1882.

11 Модзалевский Л.Н. О народности в воспитании по Ушинскому // Русская школа. 1895. №12.

Идеи Ушинского подробно анализировались многими исследователями в следующих аспектах: историко-биографическом (Н.К.Гончаров12, Н.К.Грунский13, С.Ф.Егоров14, К.В.Ельницкий15, В.Е.Ермилов16, В.К.Зажурило17, А.Н.Иванов18, Д.О.Лордкипанидзе19, М.Л.Песковский20, В.Я.Струминский21); у/у антропологическом (В.Игнатьев ) языковедческом (В.Масальский23, П.Орелкин и В.Ладыженский24) дидактическом (М.А.Данилов25, М.И.Демков26, Л.Н.Исаев27, И.А.Горячева.28); публицистическом (Е.Н.Водовозова29, В.В.Карпов и Т.В.Карпова30,

5 1

А.К.Романовский и И.Т.Барсук ), психологическом (Б.Г.Ананьев32, Т.Тажибаев33), методическом (В.Ф.Вдовин34, С.М.Ривес35), логическом (Л.И.Тихвинский , С.В.Фединшин ) и

12 Гончаров Н.К.Педагогическая система Ушинского М., 1974.

13 Грунский Н.К. Жизнь, деятельность т взгляды Ушинского // Сборник женской гимназии им. А.С.Пушкина в г.Юрьеве, т.1, Юрьев, 1906.

14 Егоров С.Ф. К.Д.Ушинский М.,.1977.

1515 Ельницкий К.В. Ушинский: его жизнь, деятельность и педагогические труды Спб., 1903.

16 Ермилов В.Е.Наш родной учитель М., 1989.

17 Зажурило В.К.Ушинский в Петербурге Л., 1979.

18 Иванов А.Н. К.Д.Ушинский 1824 - 1870. Биографические очерки Ярославль, 1949.

19 Лордкипанидзе Д.О. Классик русской педагогики К.Д.Ушинский. М., Знание, 1954.

20 Песковский М.Л. К.Д.Ушинский. Его жизнь и педагогическая деятельность. Спб., 1983.

21 Струминский В.Ф.Очерки жизни и педагогической деятельности К.Д.Ушинского М., 1960.

22 Игнатьев В. К.Д.Ушинский и его опыт педагогической антропологии М., 1914.

23 Масальский В. Русские революционные демократы и К.Д.Ушинский о языке и его изучении Киев, 1956.

24 Орёлкин П. И Ладыженский В. К.Д.Ушинский и "Родное слово" М., 1991.

25 Данилов М.А.Дидактика К.Д.Ушинского М.Л., 1948.

26 Демков М.И.История русской педагогики М.,1909 - 1913.

27 Исаев Л.Н. К.Д.Ушинский - основатель русской дидактической и методической школы М., 1999.

28 Горячева И.А.путь к родному слову. Обучение детей по книгам К.Д.Ушинского М., 2002.

29 Водовозова Е. Назаре жизни и другие воспоминания, т. 1-2., М.-Л., 1934.

30 Карпова T.B. и Карпов B.B. Великий русский педагог К.Д.Ушинский. Ярославль, 1975.

31 Романовский А.К., Барсук И.Т.Жизнь во имя будущего. Очерки научно-методической и литературно-публицистической деятельности К.Д.Ушинского.

32 Ананьев Б.Г. Педагогическая антропология Ушинского и ее современное значение// Вопросы психологии, 1969, №2.

33 Тажибаев Т. Психология и педагогическая психология К.Д.Ушинского. Алма-Ата, Каз. объед. гос. изд-во, 1948.

34 Вдовин В.Ф. Методическое наследие Ушинского в области школьного преподавания русского языка в дореволюционных и советских школах М., 1951.

35 Ривес С.М. Учение Ушинского о методах нравственного воспитания // Памяти К.Д.Ушинского. Уч. Записки МГПИ им. В.ИЛенина, т.ЗЗ. М., 1946.

36 Тихвинский Л.И. Логика К.Д.Ушинского и её значение в системе школьного образования Ярославль, 1952

37 Фединшин C.B. К.Д.Ушинский о предмете и задачах логики Львов, 1956. праксеологическом (А.Ж.Джумбаев38).

Вопросы нравственного воспитания в философии Ушинского затрагивались в работах таких исследователей дореволюционного периода как Н.К.Грунский39, К.В.Ельницкий40, В.Ф.Люстрицкий41, Л.Н.Модзалевский42, Л.Седов43, М.Цебрикова44, Н.В.Чехов45. В советский период к идеям Ушинского обращались Б.Г.Ананьев46, А.А.Лапшина47, Л.А.Стуканов48, М.И.Петров49, С.Н.Осипова50, С.М.Соколовский51, С.М.Ривес52, П.И.Горбулин53, А.Ж.Джумбаев54.

В последнее время К.Д.Ушинский нередко понимается и рассматривается как религиозный мыслитель55. Кроме того, К.Д.Ушинскому были посвящены конференции "К.Д.Ушинский и проблемы современного образования (Челябинск, 2000)56, а также "Принципы народности и православия в педагогической системе К.Д.Ушинского и развитие современного образования" (Курск, 2001) .

38 Джумабаев А.Ж. К.Д.Ушинский и проблемы всестороннего развития личности// К.Д.Ушинский и проблемы народного образования в Казахстане. Алма-Ата. 1975.

39 Грунский Н.К. Жизнь, деятельность т взгляды Ушинского // Сборник женской гимназии им. А.С.Пушкина в г.Юрьеве, т.1, Юрьев. 1906.

40 Ельницкий K.B. Ушинский: его жизнь, деятельность и педагогические труды. Спб., 1903.

41 Люстрицкий В.Ф. Очерк деятельности К.Д.Ушинского и его взгляд на общественное воспитание. Казань. 1882.

42 Модзалевский Л.Н. О народности в воспитании по Ушинскому // Русская школа. 1895. №12.

43 Седов Л. Ушинский о воспитании // Ушинский о воспитании // Вестник воспитания. 1901. №3.

44 Цебрикова М. Воспитание души и ее сил: опыт педагогической антропологии К.Д.Ушинского // Детский сад. 1872. № 1 - 12.

45 Чехов H.B. Национальное воспитание по Ушинскому // Педагогический листок, 1915, вып.2.

46 Ананьев Б.Г. Педагогическая антропология Ушинского и ее современное значение// Вопросы психологии, 1969. №2.

47 Лапшина A.A. К.Д.Ушинский и проблема нравственного воспитания // Вопросы истории педагогики. Материалы научн. конф., поев. 150-летию со дня рождения Ушинского, разд.2, Томск. 1975.

48 Стуканов Л.А. К.Д.Ушинский о роли труда в формировании личности // Там же, т.2.

49 Петров М.И.Вопросы семейного воспитания в педагогическом наследии К.Д.Ушинского // Там же. т.2.

50 Осипова С.Н. К.Д.Ушинский о воспитательном идеале // Вопросы обучения и воспитания в педагогическом наследии К.Д.Ушинского// Материалы научно-теоретической конф., поев. 150-летию со дня рождения К.Д.Ушинского. Владимир. 1974.

Соколовский C.M. К.Д.Ушинский о труде и его роди в развитии и воспитании личности // О педагогическом наследии К.Д.Ушинского. Материалы чтений памяти великого педагога. Ярославль. 1972.

52 Ривес С.М. Учение Ушинского о методах нравственного воспитания // Памяти К.Д.Ушинского. Уч. Записки МГПИ им. В.ИЛенина, т.ЗЗ. M., 1946.

53 Горбулин П.И. К.Д.Ушинский о средствах нравственного воспитания // Педагогическое наследие К.Д.Ушинского в современной практике воспитания и обучения. Киев-Одесса. 1980.

54 Джумабаев А.Ж. К.Д.Ушинский и проблемы всестороннего развития личности// К.Д.Ушинский и проблемы народного образования в Казахстане. Алма-Ата. 1975.

55 Куломзина С.С. Наша церковь и наши дети М.,1993

56 "Ушинский и проблемы современного образования" (материалы научной конференции) Челябинск, 2000.

57 "Принципы народности и православия в педагогической системе К.Д.Ушинского и развитие современного образования". Материалы Всероссийской научной конференции. Курск. 2001.

Вместе с тем, собственно философские воззрения Ушинского практически не изучались. Существенным научным исследованием в данной области была диссертация Н.А.Венгеренко "Философские и логические воззрения К.Д.Ушинского" (1953 г., научный руководитель профессор В.Ф.Асмус), но в ней исследовался, главным образом, лишь формальнологический аспект философских взглядов Ушинского. Таким образом, Д.О.Лордкипанидзе в свое время справедливо указывал: "Богатое философское наследие Ушинского. ждет своего специалиста-исследователя, и чем раньше это будет сделано, тем лучше для нашей отечественной философской науки в целом и педагогики в частности"58. Но за прошедшие несколько десятилетий сколько-нибудь значительных философских работ, посвященных воззрениям Ушинского, не появилось. Философии К.Д.Ушинского посвящены лишь статьи в справочных философских изданиях, что подтверждает интерес к его творчеству и является признанием его существенного вклада в сокровищницу русской философской мысли59.

Кроме того, ощущается явная нехватка исследований, посвященных месту К.Д.Ушинского в общем контексте русской философской мысли и в контексте русской философии воспитания. Не существует сколько-нибудь крупных работ, рассматривающих воззрения К.Д.Ушинского в процессе становления антропологических идей русской философии. Отсутствуют также исследования, посвященные месту К.Д.Ушинского в процессе нравственных исканий русской философской мысли. Исключением является работа В.А.Кравцова "Философия образования в истории русской мысли" (2002), в которой взгляды К.Д.Ушинского (весьма кратко изложенные) рассматриваются в свете становления целостной русской философии образования.

58 Лордкипанидзе Д.О.Педагогическое учение К.Д.Ушинского, Тбилиси., 1974. С. 15.

59 см., например: Философская энциклопедия: В 5 т. М., 1970., т.5. С.297, П.В.Алексеев. Философы России Х1Х-ХХ столетий. Биографии, идеи, труды. М., 2002. С. 1006.

Цели и основные задачи работы:

Основной целью диссертации является рассмотрение философской концепции К.Д.Ушинского. Данная цель предполагает решение следующих задач:

1) установить влияние на формирование позиции К.Д.Ушинского важнейших движений и течений русской философии XVIII - XIX вв., определить место философских идей К.Д.Ушинского в истории отечественной мысли;

2) показать эволюцию взглядов К.Д.Ушинского и ее влияние на разработку им мировоззренческих вопросов воспитания и образования;

3) осуществить сравнительный анализ философии образования К.Д.Ушинского и философской антропологии Н.И.Пирогова;

4) показать философский характер основных идей К.Д.Ушинского, обусловленность его философии образования философскими влияниями;

5) показать национальный, русский характер учения К.Д.Ушинского, основывающегося на идее органической целостности, противостоящей западному принципу раздробленности и разобщённости;

6) рассмотреть категорию народности у К.Д.Ушинского как своеобразную форму выражения идеи органической целостности;

7) показать вклад К.Д.Ушинского в формирование теории культурно-исторических типов через демонстрацию несоизмеримости национальных систем воспитания;

8) проанализировать учение Ушинского о языке как первую постановку вопроса о связи языка и национального духа в русской философии;

9) продемонстрировать вклад К.Д.Ушинского в теорию женского воспитания;

10) исследовать антропологические идеи К.Д.Ушинского и их место в русской антропологической традиции;

Теоретическая и методологическая основа исследования

Основой диссертации является использование исторического и логического методов. Так, исторический подход применяется при изучении генезиса взглядов Ушинского, а также при освещении общего хода развития русской философской мысли, преемственности поиска русской национальной идеи. Логический, проблемный подход используется для анализа теоретических проблем, поставленных К.Д.Ушинским, в частности вопросов антропологии. В работе используется и системно-структурный метод, применяемый для реконструкции целостного учения Ушинского. Диалектический метод применяется при изложении учения Ушинского об обществе.

Научная новизна диссертации

1) Доказано, что взгляды К.Д.Ушинского формировались в общем контексте русской философской мысли. Ушинский представлял вольную философию в России, не связанную жёстко с университетской и духовно- академической традицией.

2) Показано первоначальное влияние П.Г.Редкина на становление мировоззрения К.Д.Ушинского. Показано, что под влиянием П.Г.Редкина методологическая ориентация К.Д.Ушинского совершила переход от диалектики Гегеля к позитивизму.

3) Осуществлен сравнительный анализ позиций К.Д.Ушинского и Н.И.Пирогова по вопросам философии образования. Показано, что теории Ушинского и Пирогова, при сходстве их целей, различаются по вопросам соотношения содержания и формы образования.

4) Доказано, что основные идеи К.Д.Ушинского имеют философский характер: в его учении присутствует влияние философии Гегеля, позитивизма;

5) Показано, что взгляды Ушинского близки магистральной традиции русского национального философствования с её принципом органической целостности;

6) Показано, что определяющей для философии К.Д.Ушинского является категория народности, которая может быть рассмотрена как выражение принципа органической целостности в его философии.

7) Продемонстрировано, что К.Д.Ушинский, разработавший идею национальных, не сводимых друг к другу систем воспитания, вырастающих на национальной почве, может рассматриваться как один из предшественников теории культурно-исторических типов;

8) Показано, что Ушинский является родоначальником подхода к языку как основе национального мировоззрения;

9) Показана связь теории женского воспитания Ушинского с его идеей народности, основанная на учении о женском характере как носителе консервативного, охранительного начала. Продемонстрировано, что разработка Ушинским теории женского воспитания является вкладом в философию женственности.

10) Продемонстрировано, что в основе собственной антропологической теории К.Д.Ушинского широко привлекаются принципы естественных наук; его теория воспитания основывается на изучении и использовании психологических явлений.

Теоретическая и методологическая основа исследования

Основой диссертации является использование исторического и логического методов. Так, исторический подход применяется при изучении генезиса взглядов Ушинского, а также при освещении общего хода развития русской философской мысли, преемственности поиска русской национальной идеи. Логический, проблемный подход используется для анализа теоретических проблем, поставленных К.Д.Ушинским, в частности вопросов антропологии. В работе используется и системно-структурный метод, применяемый для реконструкции целостного учения Ушинского. Диалектический метод применяется при изложении учения Ушинского об обществе.

Практическая значимость исследования

Результаты диссертационного исследования способствуют философскому пониманию идей К.Д.Ушинского. Кроме того, результаты могут представлять ценность для развития философской антропологии и философии воспитания. Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании курса русской философии.

Апробация работы Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории русской философии 9 декабря 2003 года.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения и библиографического списка.

 

Список научной литературыБельский, Виталий Юрьевич, диссертация по теме "История философии"

1. Авроров В.Ф. Вопросы воспитания и народного образования в журнале "Современник" 60-х годов X1. века. Автореф. дис. М., 1951.

2. Азаров Ю.П. Педагогические идеи К.Д.Ушинского. Изд. Знание, М., 1971.

3. Актуальные проблемы нравственного воспитания. Новосибирск, 1987.

4. Алексеев В.П. Историческая антропология. М., 1979.

5. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1987.

6. Ан С.А. Светский и религиозный подходы к общему образованию в русской философско-педагогической мысли конца XIX начала XX века. Барнаул, 1993.

7. Ананьев Б.Г. "Педагогическая антропология" К.Д. Ушинского и ее современное значение. //Вопросы психологии. № 2,1969.

8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания: (Перспективы педагогической антропологии). //Советская педагогика. № 1,1965.

9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

10. Алексеев П.В. Философы России XIX XX столетий М., 2002.

11. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века М., 1987.

12. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX века. М., 1990.

13. Аржанухин С.В.Философские взгляды русского масонства Екатеринбург, 1995

14. Архив К.Д.Ушинского. В 4 т., М., 1959-1962.

15. Асмолов А.Г. Психология личности. М., Изд-во МГУ, 1986.

16. Бельский В.Ю. Особенности системы русского воспитания в России второй половины XIX века. Калуга, 2000.

17. Вельский В.Ю. Принцип народности в системе социально-философских воззрений К.Д.Ушинского. М., 2002.

18. Вельский В.Ю. Философские основания теории гражданского общества К.Д.Ушинского. //Закон и право. № 4, с.58-63,2003.

19. Вельский В.Ю. Философско-антропологическая теория К.Д.Ушинского. М., 2003.

20. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. М., 1956.

21. Блонский П.JI. Место К.Д.Ушинского в истории русской педагогики М., 1915.

22. Богданова О.С. Нравственное воспитание младших школьников. Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1975.

23. Богданова О.С., Черенкова C.B. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя. М., Просвещение, 1988.

24. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

25. Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1953.

26. Бушля А.К. Нравственное воспитание в педагогическом учении К.Д.Ушинского. //Советская педагогика. №12,1945.

27. Вазюлин В. А. Становление метода научного исследования К.Маркса (логический аспект). М., 1975.

28. Вазюлин В.А. Рассудочное и разумное мышление в развитии познания. //Марксистско-ленинская диалектика: В восьми кн. М., Изд-во МГУ, Кн. 3: Диалектика процесса познания, с. 173-197, 1985.

29. Вазюлин В.А. Логика истории. М., 1988.

30. Вазюлин В.А. Диалектика исторического процесса и логика его исследования М, 1978.

31. Великий русский педагог К.Д.Ушинский. Ростов н/Д., 1945.

32. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1958.

33. Волков Г.Н. Пансофия Ушинского и начальное образование Чебоксары, 1994.

34. Вопросы истории педагогики: Материалы научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения К.Д.Ушинского. Разд.2 /Томский пед. ин-т им. Ленинского комсомола. Томск, 1975.

35. Вопросы обучения и воспитания в педагогическом наследии К.Д.Ушинского: Материалы научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения К.Д.Ушинского. /Владимирский пед. ин-т им. П.И.Лебедева-Полянского. Владимир, 1974.

36. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. М., Изд-во АПН, 1960.

37. Гегель Г.В.Х., Энциклопедия философских наук: В 3 т., М., 1977.

38. Герцен А.И. Собр. соч.: В 30 т., М., 1956.

39. Гулыга А. Русская идея и ее творцы. М., 1995.

40. Григорьев A.A. Собр. соч. М., 1914 1916.

41. Громыко М.М., Буганов A.B. О воззрениях русского народа М., 1991.

42. Грунский Н.К. Жизнь, деятельность и взгляды К.Д. Ушинского. Юрьев, 1912.

43. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д.Ушинского. М., 1974.

44. Грановский Т.Н. Сборник статей. М., Советская Россия, 1970.

45. Григорьян Б.Г. Философия о сущности человека. М., Политиздат, 1973.

46. Данилов М.А. Дидактика К.Д.Ушинского. M.-JL, Изд. АПН РСФСР, 1948.

47. Добролюбов H.A. Избранные педагогические произведения. М., 1952.

48. Добролюбов H.A. Педагогические сочинения. М., 1949.

49. Добрынин Н.Ф. Развитие духовных потребностей. //Сов. педагогика. №6, с. 1721, 1969.

50. Достоевский Ф.М. Возвращение братства. М., 1989.

51. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М., Наука, 1977.

52. Дубко Е.Л. Риск морального выбора. //Моральный выбор. М., Изд-во МГУ, 1980.

53. Ермилов В.Е. "Идеалы воспитания". К.Д.Ушинский. т-во И.Д.Сытина, 1907.

54. Журавлева H.H. Проблема воспитания общественно активной личности в теоретическом наследии и практической деятельности революционных народников второй половины XIX века. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1985.

55. Зеньковский В.В. История русской философии. В 3 т. Л., 1991.

56. Зеньковский В.В.Русская педагогика в XX веке Париж, 1960.

57. Зеньковский В.В. О сравнительной психологии // Вопросы философии и психологии, 1907, № 89.

58. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996.

59. Зеньковский В.В.Принцип индивидуальности в психологии и педагогике // Вопросы философии и психологии, 1911, № 108.

60. Зеньковский В.В. Психолого-педагогические воззрения А.Нечаева // Вопросы философии и психологии, 1906, № 82.

61. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа М., 1997.

62. Золотарев С. Очерки по истории педагогики на Западе и в России. СПб, изд. Башмаковых, 1910.

63. Иванов А.Н. К.Д.Ушинский: Гимназист. Студент. Профессор. Ярославль, Верхне-Волжское кн. изд-во, 1973.

64. Иванова Ю.В., Иванова З.Я. Этнические процессы в контексте диалога культур. М., 1999.

65. Избранные социально-политические и философские взгляды декабристов. В Зт. М, 1951.

66. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. М., 1984.

67. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М., 1968.

68. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. //Наука и жизнь. №8, с.98-112, 1984.

69. История русской философии ( М.А.Маслин и др.) М., 2001

70. К 160-летию К.Д.Ушинского //Советская педагогика. №2,1984.

71. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры М., 1989.

72. Кавелин К.Д. Задачи этики. Учение о нравственности при современных условиях знания. //Философские науки. №4, с. 93-100, 1990.

73. Камоско Л.В. Политика правительства в области среднего образования в 60-70 гг. XIX века (гимназии, реальные училища). Автореф. дис. М., 1970.

74. Кант И. Критика практического разума. //Соч. в 6 т., т.4, ч.1, М., 1965.

75. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки: Теория образования Пг., 1915.

76. Каптерев П.Ф.История русской педагогики Спб., 1915.

77. Каптерев П.Ф., Музыченко Л.Ф. Современные педагогические теории М., 1913

78. Каспржак А.Г. Педагогическая гимназия. М., 1992.

79. Карпова Т.В., Карпов В.В. Великий русский педагог и демократ К. Д.Ушинский. Ярославль, 1975.

80. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979.

81. Киреевский И.В. ПСС, М., 1911.

82. Клаузевиц. Сочинения. М., 1938.

83. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. В 3 кн. М., 1993.

84. Ключевский В.О. Сочинения. М., 1990.

85. Колесников Б.В. Проблемы нравственного воспитания в общественно-педагогическом движении 60-х годов XIX века. Автореф. дис. Алма-Ата, 1971.

86. Кон И.С. Ребенок и общество. М., Просвещение, 1988.

87. Константинов H.A. Народность как основа педагогической системы К.Д.Ушинского. //Советская педагогика. №№4-5,1946.

88. Корчак Я. Педагогическое наследие. М., Педагогика, 1991.

89. Кравцов В.А. Философия образования в истории русской мысли М., 2002.

90. Кропоткин П.А. Записки революционера. М., 1966.

91. Крупская Н.К. Общественная сторона педагогических вопросов. //Пед. соч. в 6 т. М., Педагогика, т.1, с.43-49,1978.

92. Крупская Н.К. Позитивный метод в преподавании. //Пед. соч. в 6 т. М., Педагогика, т.1, с.43-49, 1978.

93. Крупская Н.К. К вопросу о воспитательной роли учителя. //Пед. соч. 6 т. М., Педагогика, т.З, с.259-264,1979.

94. Крупская Н.К. Избр. пед. произв., 2-е изд., М., 1968.

95. Кругов H.H. Мораль в действии. М., 1977.

96. Крылова З.П. Общественное воспитание как философская и социально-педагогическая проблема. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1985.

97. Левицкий С.А. Очерки по русской философии. М., 1996.

98. Ленин В.И. ПСС, 5-е изд., М., 1974.

99. Леонтьев А.К. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1977.

100. Лифшиц М. Карл Маркс. Искусство и общественный идеал. М., 1979.

101. Локк Д. Избранные философские произведения М., 1960.

102. Лосский Н.О. История русской философии М., 1994.

103. Лопухин И.В. Масонские труды М., 1997.

104. Лордкипанидзе Д.О. Классик русской педагогики К.Д.Ушинский. М., Знание, 1954.

105. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д.Ушинского. Тбилиси, Изд. Тбилисского ун-та, 1974.

106. Луначарский A.B. О народном образовании. М., 1958.

107. Люстрицкий В.Ф. Очерк деятельности К.Д.Ушинского и его взгляд на общественное воспитание. Казань, 1882.

108. Мазурова И.П. Философско-этические проблемы теории нравственного воспитания, автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1991.

109. Мальковская Т.Н. Нравственное формирование личности школьника и условия ее всестороннего развития. //Советская педагогика. №10, с. 17-28, 1980.

110. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.

111. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд.

112. Материалы Алтайской краевой педагогической конференции, посвященной К.Д.Ушинскому. Барнаул, 1947.

113. Медынский E.H. История педагогики. М., 1947.

114. Медынский E.H. К.Д.Ушинский. Сталинград, 1947.

115. Милль Дж. Система логики М., 1914.

116. Модзалевский Л.Н. К биографии К.Д.Ушинского. Тифлис, 1881.

117. Моральные ценности и личность. М., изд. МГУ, 1994.

118. Моральный выбор. М., изд. МГУ, 1980.

119. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. М., 1972.

120. Новое об Ушинском: Исследования и материалы о жизни, деятельности и педагогическом наследстве. //Межвузовский сб. науч. трудов. /Ярославский пед. ин-тим. К.Д.Ушинского; вып. 193. Ярославль, 1981.

121. Нравственная жизнь человека: искания, позиции, поступки. М., Мысль, 1982.

122. Нравственное воспитание. Проблемы теории и практики. М., 1979.

123. Нравственное формирование личности школьника. Л., 1981.

124. О педагогическом наследии К.Д.Ушинского: Материалы чтений памяти великого педагога. //Сб. науч. трудов. /Ярославский пед. ин-т им. К.Д.Ушинского; вып. 97. Ярославль, 1972.

125. О России и русской философской культуре. М., 1990.126. Очерки истории. М., 2002.

126. Памяти К.Д.Ушинского. //Уч. записки МГПИ им. В.И.Ленина; т.ЗЗ. М., 1946.

127. Педагогический поиск. М., Педагогика, 1990.

128. Педагогическое наследие К.Д.Ушинского. //Узб. НИИ пед. наук им. Т.Н.Кары-Ниязова. Ташкент, 1974.

129. Педагогическое наследие К.Д.Ушинского в современной практике воспитания и обучения: Сб. статей. Киев-Одесса, Вища школа, 1980.

130. Песковский М.Л. К.Д.Ушинский. Его жизнь и педагогическая деятельность. Спб., 1892.

131. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2 т., М., 1981.

132. Петрова М.В. Парадигмы национальной идеи в историко-философском контексте российской действительности XIX в. Ижевск, 1999.

133. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1953.

134. Платон (Левшин) "Из глубины воззвах к тебе, Господи". М., 1996.

135. Плеханов A.B. К.Д.Ушинский о роли труда в всопитании. //Школа и производство. №1,1966.

136. Плеханов A.B. Проблемы воспитания нового человека в педагогическом наследии русских революционных демократов второй половины Х1Хвека. Автореф. дис. Владимир, 1984.

137. Радищев А.Н. ПСС, М. Л., 1938.

138. Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии// В кн.: Введенский А.И., Лосев А.Ф., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. Свердл., 1991.

139. Редкин П.Г. Избранные педагогические сочинения. М., Учпедгиз, 1958.

140. Редкин П.Г. Новая библиотека для воспитания М., 1847

141. Реуль А.Л. Русская экономическая мысль 60-70-х годов XIX века и марксизм. М., 1956.

142. Рехневский Ю.С. К.Д. Ушинский. Некролог // Вестник Европы, №2, 1871.

143. Романовский А.К., Барсук И.Я. Жизнь во имя будущего: Очерк науч.-пед. и лит.-публ. деятельности К.Д.Ушинского. Киев, Рад. школа, 1984.

144. Рувимский Л.И. Самовоспитание личности. М., 1984.146. Русская идеяМ., 1992.

145. Руткевич М.Н. Демографическая катастрофа // Свободная мысль, № 6,2002.

146. Рыскина Ф.И. Воспитательные проблемы в трудах К.Д.Ушинского. Автореф. дис. Киев, 1945.

147. С чего начинается личность. М., Политиздат, 1979.

148. Сальникова Ю.В. Убеждение: (Ушинский): Ист. повествование. М., 1977.

149. Сборник женской гимназии им. А.С.Пушкина в г.Юрьеве. Т. 1. Юрьев, 1906.

150. Седов JI. Ушинский о воспитании. //Вестник воспитания. №3, 1901.

151. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М., 1980.

152. Сковорода Г.С. Соч.: В 2т., М., 1973.

153. Скрипник А.П. Нравственные отклонения и пути их преодоления. М., 1986.

154. Смирнов В.З. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX века. М., Учпедгиз, 1963.

155. Современная цивилизация и моральные ценности. М., Ин-т философии, 1982.

156. Согомонов Ю.В. Моральный феномен: трудности определения. //Что такое мораль. М., ФО СССР, 1988.

157. Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. М., 1986.

158. Сорока- Российский В.Н. Педагогические сочинения. М., Педагогика, 1991.

159. Социальная психология личности. M., 1979.

160. Страхов H.H. Борьба с Западом в нашей литературе Спб., 1890

161. Страхов Н.Н.Из истории литературного нигилизма 1861 1865, Спб, 1890

162. Страхов H.H. Мир как целое. Черты из науки о природе. Спб., 1872

163. Струминский В.Я. Основы и система дидактики К.Д.Ушинского. М., Учпедгиз, 1957.

164. Струминский В.Я. Очерк жизни и педагогической деятельности К.Д.Ушинского: (Биография). М., Учпедгиз, 1960.

165. Тажибаев Т. Психология и педагогическая психология К.Д.Ушинского. Алма-Ата, Каз. объед. гос. изд-во, 1948.

166. Тарле Е.В. Наполеон. М., 1957.

167. Титаренко А.И. Антиидеи. Опыт социально-этического анализа. М., Политиздат, 1984.

168. Титаренко А.И. Критерий нравственного прогресса. M., 1967.

169. Титаренко А.И. Семья и формирование личности. M., 1987.

170. Толстой Л.Н. ПСС., М., Л., 1928 1958.

171. Толстой Л.Н. Ясная поляна ( журнал), 1862.

172. Тургенев И.С. Собр. соч. в 11 т., М., 1956.

173. Уледов А.К. Структура общественного сознания. М., 1968.

174. Уледов А.К. Общественная психология и идеология. М., 1985.

175. Умом и сердцем. Мысли о воспитании. М., Политиздат, 1990.

176. Ушинский К.Д Пед. соч.: В 6 т., M., 1988.

177. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11-ти т. М.-Л., Изд-во АПН РСФСР, 1948-1952.

178. Ушинский К.Д.Проблемы педагогики М., 2002.

179. К.Д.Ушинский и проблемы народного образования в Казахстане: Сб. статей. /Нии пед. наук им. Алтынсарина. Алма-Ата, Мектеп, 1975.

180. К.Д.Ушинский и современность: Сб. науч. трудов. /ЛГПИ им. А.И.Герцена. Л., 1975.

181. Философская энциклопедия: В 5 т., М., 1960 1970.

182. Хайкин А.Л. К.Д.Ушинский о развитии логического мышления у учащихся начальных классов. Тамбов, Тамб. правда, 1955.

183. Харчев А.Г. Становление личности. М., Знание, 1972.

184. Хомяков A.C. ПСС, М., 1911.

185. Хомяков A.C. Соч. В 2 т., М., 1994.

186. Хомяков Д.А. Православие, самодержавие, народность. М., 1982.

187. Хрестоматия по истории педагогики. М., 1938.

188. Хрестоматия по истории СССР. М., 1953.

189. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений, т. 1, М., 1939.

190. Шамахов Ф.Ф. К.Д.Ушинский о воспитании. Томск, 1946.

191. Шварцман К.А. Философия и воспитание. М., 1989.

192. Шердаков В.Н. Иллюзия добра: Моральные ценности и религиозная вера. М., 1982.

193. Шестун Е. Православная педагогика М., 2001.

194. Ширяев В.И. Русские революционные демократы XIX века о воспитании молодого поколения в духе гуманизма. Автореф. дис. М., 1967.

195. Шпет Г.Г. Философское мировоззрение Герцена. Пг., 1921.

196. Щетинин М.П. Школа будущего рождается сегодня. //Новый мир. №3, с.111-124, 1981.

197. Экгольм И.К. Развитие мышления и речи учащихся в системе первоначального обучения К.Д.Ушинского. //Советская педагогика. №3,1974.

198. Эрн В.Ф. Сковорода. Жизнь и учение. М., 1912.

199. Юркевич П.Д. Будущность звуковой методы // Журнал министерства народного просвещения № 4, 1872.

200. Юркевич П.Д. Курс общей педагогики М., 1869.

201. Юркевич П.Д. План и сила для начальной школы // Журнал министерства народного просвещения, 1870, вып. 148 (3,4).

202. Юркевич П.Д. Философские произведения. М., 1990.

203. Юркевич П.Д. Чтения о воспитании М., 1865.