автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Философская проблематизации социальной коммуникативности

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Табырца, Владимир Иванович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ставрополь
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Философская проблематизации социальной коммуникативности'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Табырца, Владимир Иванович

Введение

Глава 1. Эпистема социальной коммуникации

1.1 Социальная коммуникативность как основа социального взаимодействия в современном обществе

1.2 Условия формирования и функционирования причинности 34 в структуре социальной коммуникативности

1.3 Онтологическая проблематизация современной социальной коммуникативности

Глава 2. Обусловленность общественного развития 78 универсальным характером социальных противоречий

2.1 Информативная детерминированность социальной коммуникативности

2.2 Коммуникативность в пространстве социального конфликта

2.3 Коммуникативные. процессы и управленческая деятельность

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Табырца, Владимир Иванович

Актуальность темы исследования. Социальная коммуникативность обусловлена потребностью индивида и общества в преодолении противоречий и конфликтности совместного существования и развертывается в трех основных формах человеческой активности: деятельности, поведении и общении. Социальная коммуникативность обеспечивает воспроизводство и развитие всех компонентов общества. Искусственно созданная предметная среда, сложная система человеческих отношений, социальных институтов, обязывает каждого учитывать необходимость следовать традициям общения и деятельности, которые в своей совокупности образуют перспективное поле социальной коммуникации - гуманистически ориентированной и бесконфликтной.

Социальная коммуникативность, чаще всего, имеет адресный характер, однако в современных условиях ее важными особенностями стали социальный пессимизм, разочарованность и недоверие ко многим социально-политическим и экономическим институтам. Люди глубоко обеспокоены происходящими событиями, что выражается в тревожности, усталости, неуверенности в будущем, ожидании всевозможных бедствий. На этом фоне отмечается возвращение к отвергавшимся прежде религиозно-нравственным ценностям, повышение авторитета религиозных конфессий.

Система ценностей в представлениях о структуре коммуникативного взаимодействия в современном обществе складывалась исторически. Ее предпосылками были достижения культуры предшествующих эпох, обычаи и традиции социального взаимодействия. Ключевое значение имеет создание и становление науки об обществе, ее рациональное обоснование, формирование системы научных теорий о структуре и функциях социальной коммуникативности и преемственности социальных отношений. Открытия обществознания в эпоху античности, в европейском средневековье и в Новое время стали предпосылками дальнейшего прогресса европейской и мировой цивилизации.

Актуальность исследования современной социальной коммуникативности обусловлена, таким образом, потребностями анализа ее как разновидности творчества, как социального феномена, обеспечивающего позитивный характер социального изменения. Для того чтобы социальная коммуникативность была реализована как деятельность, которая порождает новые, оригинальные, качественно отличные от уже известных материальные и духовные ценности, необходимо формирование особого механизма. Разнообразные условия успешного функционирования такого механизма, в свою очередь, определяют формы социальной активности конкретного человека и группы. В самом общем случае, социальную коммуникативность следует рассматривать как результат функционирования и специфический продукт самодостаточно обыденного сознания, а также и как негативное отклонение от социальных норм. Однако, главное ее назначение в формирующемся гражданском обществе состоит в научно-информационном обеспечении социальных технологий, определяющих набор требований к нормальному функционированию как уже существующих, так и вновь создаваемых институтов гражданского общества.

Степень научной разработанности проблемы. Исследования социальной коммуникативности в философии исторически связаны с ориентациями на открытие новых закономерностей в развитии общества. Для каждого исследователя по данному направлению новые явления, описываемые социально-философской теорией, либо не имеют аналога в структуре научного знания, либо раскрывают совершенно новое видение за счет углубления и расширения знаний о социальных объектах разного масштаба. Так, вопросы общественного детерминизма раскрыты в трудах Т. Адорно, Э. Гуссерля, К. Поппера, П. Гайденко, Э. Хаан, В. Эйхгорна.

Наиболее общие эпистемологические предпосылки познавательного процесса, исследованные по отношению к конкретному социально-философскому знанию, имеют важное социально-культурное определение с позиций поиска новых свойств и взаимосвязей в ранее открытых закономерностях, явлениях и социальных конструкциях. Исходя из этого, механизм взаимодействия общества и личности раскрывается при исследовании воздействия на личность социальной среды, в том числе микросреды (Л.П. Буева, Ю.В. Сычев), коллектива (Г.М. Гак, П.Е. Кряжев,

A.К. Уледов), а также в анализе связи общественных отношений со структурой личности (Б.Г. Ананьев, A.B. Дроздов, К.К. Платонов), посредством выделения в личности социально значимых свойств, черт, имеющих массовую типизацию (Г.Л. Смирнов). При рассмотрении личности как элемента конкретных социальных структур, совокупности социальных функций (А. Мейер), исследования коммуникативности осуществляются с помощью анализа усвоения индивидом определенной системы социальных ролей (И.С. Кон), развития социальной роли личности (Е.А. Ануфриев), выделения и изучения ценностных ориентаций личности (Н.П. Медведев,

B.П. Тугаринов, З.И. Файнбург). Активно изучается деятельность личности в обществе, человека как субъекта общественных отношений: типы связей индивидов с миром (Т.Я. Ярошевский), становление индивида в личность посредством его деятельности и общественной позиции (П.Е. Кряжев), социальная деятельность (Л.П. Буева), источники деятельности личности (Д.А. Кикнадзе, H.A. Мосодавио, Л.М. Романовская), социальные роли (Л.В. Сохань), структура и прогнозирование (X. Кулов), проблема смысла жизни (Э. Керн, В.И. Шинкарук), свободы и ответственности личности (Г. Аптекер, В.Е. Давидович, Т.И. Ойзерман, Г.Л. Смирнов).

Учитывая очевидную связь теоретических построений социального взаимодействия и философской теории ценностей, при исследовании внутренних параметров ценностного отношения в социальной коммуникативности, а также во внешней детерминации обусловленных ею аспектов ценностного сознания, широко реализованы идеи, содержащиеся в трудах С.Ф. Анисимова, Ю.М. Бородай, В. Виндельбанда, П.П. Гайденко, О.Г. Дробницкого, A.A. Ивина, М.С. Кагана, И.О. Лосского, Л.А. Микешиной, Г. Риккерта, В.П. Тугаринова, С.Л. Франка и др.

Важными средствами, на основе которых можно построить методику управления социальной коммуникативностью, являются моделирование социальных фактов и социальный эксперимент. Такой подход требует рассмотрения социальных схем и проектов в статике, т.е. проверяя их действенность в готовом, законченном виде. Здесь в основу рассуждений положены отдельные аспекты общей теории социального моделирования, рассмотренные в трудах, В.В. Давыдова, Я.Г. Неймина, Н.Г. Салмина, В.А. Штоффа и др. Моделирование коммуникативности, в соответствии с заявленными в трудах перечисленных авторов подходами, реализуется как система действий, обеспечивающих адекватное усвоение моделируемых свойств, связей и отношений исследуемого социального объекта. Основной единицей организации взаимодействия и управления субъектом во всех случаях является социальный факт.

Исходные фактические положения для выявления социокультурной детерминации социальной коммуникативности сформулированы с учетом идей и выводов, содержащихся в трудах A.C. Ахиезера, С.Б. Борисова, П.С. Гуревича, JI.A. Когана, Н.И. Лапина, Э.Х. Салахова, A.M. Шишкова.

Диалектический подход к исследованию социальной коммуникативности реализован в диссертации на основании идей, разработанных в трудах И.Д. Андреева, И.Г. Герасимова, Г.А. Давыдова, K.M. Долгова, Ю.А. Жданова, A.A. Зиновьева, Б.М. Кедрова, В.А. Лекторского, Л.Н. Митрохина, И.С. Нарского, Н.К. Обуева,

B.И. Столярова, B.C. Тюхтина, Н.П. Французовой.

Важное значение в современных исследованиях социальной коммуникативности принадлежит трудам классиков мировой философии. Наиболее значимые для данного исследования теоретические положения содержаться в работах Н. Аббаньяно, А.Дж. Айер, Э. Кассирера,

C. Киркегора, Н.О. Лосского, Э. Левинас, X. Ортега-и-Гассет, Ю. Хабермаса, К. Ясперса.

Указанные работы отечественных и зарубежных ученых, тем не менее, не отражают всего спектра прогнозируемого и востребуемого философского знания о социальной коммуникативности. Здесь следует вести речь о поиске новых областей применения известных идей и решений, расширении сферы использования новых знаний с учетом как положительных, так и сопутствующих им негативных факторов.

Цель диссертационного исследования состоит в научно-философском анализе социальной коммуникативности, обусловленной направленностью общественного развития и универсальным характером социальных противоречий в меняющемся мире.

Достижение цели исследования предлагает выполнение ряда основных задач: рассмотреть современное содержание понятия «социальная коммуникация», определить его структуру и сущностные характеристики; раскрыть и философски обосновать различия между феноменами массовой культуры и феноменами образования, просвещения, т.е. социальной коммуникативности по поводу формирования новой цивилизационной ситуации; на основе анализа научной литературы и изучения типичных способов решения практических проблем в организации социальной коммуникативности, разработать критерии для построения теоретической концепции исследования культурно ориентированной деятельности человека; определить способы применения новых форм коммуникативного общения между людьми и социальными группами, основанные на смещении ценностных ориентиров и приоритетов; конструировать актуальные методики исследования социальной коммуникативности в тех условиях, когда увеличивается представительство социальных ролей на основе взаимоперехода научных парадигм и формирования гуманитарных перспектив цивилизации; анализируя итоги диссертационного исследования, оценить достигнутые результаты, обосновать индивидуально-всеобщие начала социальной коммуникативности.

Методологическая основа исследования образована совокупностью научных представлений о сущности социального коммуникативного взаимодействия как универсальной форме влияния социальных объектов друг на друга, сопровождающейся изменением их характеристик как на макро-, так и на микросоциальном уровнях. Социальная организация не может существовать без способности к коммуникативности между составляющими ее элементами и окружающими ее системами. Коммуникация в обществе, как в целостной системе, обусловливается взаимным отражением субъектами и группами свойств друг друга, в том числе и путем обмена некоторыми из таких свойств.

Философская методология позволяет применять к исследованию социальной коммуникативности совокупность познавательных средств, методов и приемов, обеспечивающих конструктивную работу сознания, воспроизводящего связи и отношения между людьми и группами. Применение в исследовании принципов историзма, системности, причинности, последовательности, взаимной связи и развития позволяет анализировать общие характеристики познавательной деятельности в системе выявления наиболее значимых прогностических и гносеологических свойств и признаков социальной коммуникативности.

Объектом исследования являются философские представления о социальном взаимодействии, как сущностной характеристике общества.

Предмет исследования - социально-философское определение проблемного содержания и основных функций социального взаимодействия в современном российском обществе.

Научная новизна диссертации состоит, прежде всего, в постановке научной проблемы, связанной с необходимостью исследования современного социального взаимодействия средствами социально-философского анализа.

В диссертации определены основные подходы к формированию актуальной концепции социальной коммуникативности в современных условиях, выявлена необходимость поиска критериев оценки разных ее видов; социальная коммуникативность рассматривается как фактор общественной жизни и ее важнейшая детерминанта; исследована онтология проблематики современной социальной коммуникативности, фиксирующей взаимную корреляцию, которая выражает связи между субъект-объектными и субъект-субъектными отношениями человеческой жизнедеятельности; представлен авторский подход к выявлению прогностически значимых признаков социальной коммуникативности, в том числе, с учетом потребности в формировании свободных и универсальных общественных отношений; показано влияние социальной коммуникативности на уровень и качество выработки и реализации управленческих решений в современном обществе; установлено, что универсалии социальной коммуникативности возникают, развиваются и функционируют как целостная система, где каждый элемент прямо или косвенно связан с другими, формируя основные грани человеческой жизнедеятельности.

Исходя из указанных пунктов новизны, на защиту выносятся следующие основные тезисы:

1. В современном значении понятие «социальная коммуникативность» должно употребляться, главным образом, для обозначения особой деятельности, ориентированной на осознанное, целенаправленное изменение и регулирование различных организационных структур общества, в том числе на проектирование новых социальных институтов с учетом количественных и качественных реформ и изменений.

2. Существенными признаками активизации жизнедеятельности личности и социальной группы являются, во-первых, организационные структуры, создаваемые в процессе переоценки содержания социальной коммуникативности, а, во-вторых, совокупность специальных средств, методов и технологий, создаваемых и используемых для решения социальных проблем, внедрения социальных новшеств.

3. Проблематизация онтологии социальной коммуникативности разворачивается в поле реальной и прогнозируемой социальной практики, ориентируемой на выработку и обоснование, как нового знания, так и новых типов практических действий, влияющих на создание и обеспечение функционирования и обслуживания социально-адекватных систем.

4. Прогностически значимые признаки социального взаимодействия охватывают широкий класс явлений и процессов. Свобода общественных отношений существенно ограничивается необходимостью постоянного регулирования неформальных внутригрупповых связей (кровно-родственных объединений, этнических общностей, культурно-демографических и традиционных групп и союзов).

5. Существенными коммуникативными свойствами процессов выработки и реализации управленческих решений в современном обществе являются: во-первых, целенаправленный характер организации и деятельности систем, возникающих и функционирующих на базе совместной деятельности людей; во-вторых, наличие ценностно-нормативного способа регуляции как внутренних, так и внешних связей (правовые и моральные нормы, правила, соглашения); в-третьих, конструктивно-функциональные возможности и ограничения, несоблюдение которых может нанести ущерб системе в целом.

6. Социальные институты, как наиболее высокий уровень реализации социальной коммуникативности, служат не только интересам специализации социальных ролей, но и обеспечивают сохранение наиболее значимых социокультурных образцов, как эталонов организации и координации коллективной деятельности.

Теоретическая и практическая значимость. Материалы диссертационной работы, полученные результаты и содержащиеся в ней выводы позволяют рассматривать социальную коммуникативность как особую деятельность, ориентированную на целенаправленное изменение и регулирование различных организационных структур общества.

В диссертации обобщены и упорядочены основные признаки социальной коммуникативности. Количественные и качественные характеристики исследуемого феномена позволяют сгруппировать полученные данные в интересах поиска наиболее общих тенденций в развитии изучаемого явления и выработки практических рекомендаций, актуальных для развития современного общества.

Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании социальной философии в вузе, а также при разработке факультативных курсов и учебных программ для аспирантов по философии и социологии.

Апробация диссертации. Основное содержание и выводы по диссертационному исследованию представлены в трех публикациях, общим объемом 6,7 п.л.

Отдельные результаты работы докладывались и обсуждались на межвузовских и региональной научных конференциях в 1999-2001 гг., на заседаниях проблемного совета СевКавГТУ по философским и социологическим наукам, на межкафедральных заседаниях вуза.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих 6 параграфов, заключения, примечаний и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философская проблематизации социальной коммуникативности"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследователь сложных феноменальных социальных явлений, к числу которых относится и социальная коммуникативность, не может дать объективную оценку степени достоверности получаемой научной информации, а без этого исследования взаимодействия превращаются в простой ритуал научного этикета. Основные трудности состоят здесь в том, что нередко данные и их интерпретация излагаются вперемежку и очень нелегко разобраться, где кончается результат взаимодействия и где начинается его истолкование. Более того, в самом языке научного сообщения не всегда различаются эмпирические и теоретические основания: исследователь должен понимать, что он регистрирует не силу конкретной системы, а всего лишь зависимость времени реакции от интенсивности стимула коммуникативности.

Выявленная интенсивность характеризует творческий потенциал личности. Что же касается нетворческой (репродуктивной) деятельности, то она повторяет определенные творческие достижения, распространяет, популяризирует их, закрепляет в фонде общественных ценностей. Степень способности и желания воспринимать как ценность те ориентиры, которые определены другими людьми (авторами), зависит от того, насколько человек (исполнитель) наделен репродуктивными способностями и умением усваивать определенные навыки и знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предустановленному образцу.

В ценностном ориентировании важны оба вида деятельности. Один без другого они не могут существовать. Творческая и нетворческая деятельность не встречаются в чистом виде, и даже простейшие виды отражения действительности в человеческом сознании, на уровне которых уже и начинается ценностное ориентирование, обнаруживают сочетание репродуктивного и нерепродуктивного начал.

В творческой по своему существу деятельности по выбору определенных ценностей из их общего количества можно обнаружить черты репродуктивного мышления (следование сложившимся традициям, стремление воссоздать мир привычных образов и т.п.). В свою очередь, и акт ориентирования (восприятия ценности) может быть представлен как творческий процесс. Ценностные ориентиры, воспринятые от окружающих, никогда не бывают точной копией «оригинала». Субъективность заведомо создает условия для искажения ценностной информации, как, впрочем, и любой другой. Поскольку наукой пока не открыты способы измерения количества творческих и нетворческих элементов в деятельности, в том числе и в такой специфической, как ценностное ориентирование, можно предположить, что оно в основном есть творчество. Однако соотношение творческой составляющей различно в деятельности того, кто конструирует систему ценностного ориентирования, и того, кто ею руководствуется.

В современном значении понятие «социальная коммуникативность» должно употребляться, главным образом, для обозначения особой деятельности, ориентированной на осознанное, целенаправленное изменение и регулирование различных организационных структур общества, в том числе на проектирование новых социальных институтов с учетом количественных и качественных реформ и изменений.

Итак, социальная коммуникативность проявляется и как результат оценки себя с точки зрения уже принятых в обществе ценностных ориентиров. Она словесно оформлена и выполняет важнейшую социальную функцию, обеспечивая самоутверждение личности, что и объясняет ее ценностную природу, зависимость от общественных идеалов, а также роль и значение в ценностном наполнении социума. С другой стороны, ценностный аспект сознания, трактуемый в определенном, «узком» смысле (не как всякое сознание значимости предметов и явлений) может быть понят лишь благодаря уяснению его связи с самосознанием личности и его социальными функциями, к важнейшим из которых относится выбор ценностных ориентиров.

В эмпирических исследованиях социальной коммуникативности изучение ценностей связано с выявлением ценностных свойств предметов и процессов. Утверждая это, мы не столько отдаем дань нашим исследовательским интересам, сколько следуем установившейся традиции в большинстве эмпирических философских исследований, отождествляющей потребности и ценности. Такой подход позволяет исследовать различные стороны деятельности, процессы формирования стереотипов общественного сознания, критериев оценки и условий ее формирования и т.п.

Прогностически значимые признаки социального взаимодействия охватывают широкий класс явлений и процессов, однако свобода общественных отношений существенно ограничивается необходимостью постоянного регулирования неформальных внутригрупповых связей (кровнородственных объединений, этнических общностей, культурно-демографических и традиционных групп и союзов).

Необходимость в совершенствовании практики социальной коммуникативности обусловлена следующими обстоятельствами.

Основная цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности - создание социальных проектов. Социальный проект как коммуникант представляет собой систему особых знаков, подобранно расположенных и связанных определенной зависимостью сознательно разработанных научно обоснованных характеристик, дающих конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса. Социальный проект предназначается для отражения будущего желаемого состояния системы, возникающего вследствие определенных действий людей, при наличии определенных финансовых, трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических, ценностных.

Это всецело относится и к развитию системных исследований, в интересах анализа коммуникативных свойств личности. Прежде всего, здесь, конечно, имеется в виду общефилософский принцип системности, согласно которому реальный мир представляется совокупностью систем. Отличие системы социальной коммуникации личности от других материальных и идеальных систем, на первый взгляд очевидно: она состоит из специфических социальных определений предметов и явлений окружающего мира. Однако выразить эту особенность в теоретической форме невозможно, не выявив ее сущностных характеристик.

Как известно, система ценностных ориентаций является частью надстройки над экономическим базисом общества и в значительной степени определяется им. Применение категории общественно-экономической формации дало возможность содержательного и теоретически конкретного определения системы социальной коммуникативности, что на длительный период может разрешить и проблему анализа общества как системы социализации оценок и переоценок.

Рассматриваемая в таком аспекте системность предполагает историзм, но не внешний, описательный, а генетический: когда речь идет не просто об изменении объекта, а о трансформации внутреннего механизма отношений между его компонентами, что требует признания направленности развития. В противном случае получается лишь некоторая совокупность различных типов систем ценностей. Но это описательная классификация, она не отвечает конечным целям познания социальных процессов, так как не вскрывает механизма изменений оснований коммуникативности, не объясняет прошлого и не позволяет предвидеть будущего.

Здесь следует учитывать, что системный стиль мышления, обладая свойствами реализуемости именно в каждом отдельном случае, тем не менее, характеризуется и высокой степенью общности. Он выступает как научно обоснованная стратегия действия по управлению сложными объектами любой природы. Отметим однако, что эта, достаточно общая практическиуправленческая ориентированность системного стиля мышления, вовсе не превращает его в особую философскую методологию, ибо как это можно видеть на примере анализа процесса образования и развития ценностных ориентаций культуры, системный подход дает лишь инструментарий решения сложных проблем.

В то же время системный стиль мышления помогает выводить системную проблематику социальной коммуникативности из методологической традиции современной науки, тем самым повышая теоретическую обоснованность системных разработок в исследовании различных аспектов социализации. В частности, именно при таком подходе удается наиболее полно проследить взаимодействие разных сторон социальной коммуникации личности как системы однородных элементов. Системный стиль мышления в аксиологии невозможен также и без ориентации на всеобщую концепцию развития через противоречия -диалектику.

Каждой стадии социального развития присущи системность и детерминированность жизни людей отношениями, возникающими между ними в трудовой деятельности, и поэтому данные признаки должны в первую очередь войти в содержание систем социальной коммуникативности. В ходе исторического развития социальные системы претерпевают изменения, что вызывает последовательные изменения и в системах веры, оценки и переоценки, присущих как всему обществу, так и сознанию индивида.

Системно-компонентное представление о ценностных ориентациях как совокупности оценок индивидов, обществ в их наблюдаемой взаимосвязи, является предпосылкой системно-структурного исследования совокупности отношений и функций коммуникации, для обнаружения которых нужно проникнуть в динамику процесса. При этом представление о системе ценностных ориентаций, как о совокупности оценок или отношений, зависит от целей предпринятого анализа и задач конкретного исследования. Важно, чтобы оно не было произвольным, отражало действительные связи, опиралось на общепринятые научные принципы и методы исследования коммуникативности.

Известно, что система существует во множестве связей. Из этого множества выделяются устойчивые, необходимые, повторяющиеся связи, которые, как известно, называются законами. Любой элемент системы, или даже вся она в целом, могут подчиняться нескольким законам одновременно. Чтобы отразить эту ситуацию, обычно говорят уже о закономерностях развития явления, рассматривая их как сумму или некоторое единство действия законов. При этом и между самими законами предполагается взаимодействие, различаются основные и неосновные, главные и неглавные законы. На эмпирическом уровне упорядоченность частей, связей и отношений объективного мира выявляется через понятие системы; в свою очередь, и законы - теоретический, по своей сути, уровень познания - как любая совокупность, тоже могут быть упорядочены. Их организационная целостность составляет структуру системы социальной коммуникативности. Будучи организованной, а не хаотической совокупностью социальных закономерностей, она является системой. Только это уже система законов, а не произвольных связей и отношений в процессе оценки. В качестве такой системы структура социальной коммуникативности имеет свои стороны, грани, узлы пересечения линий причинности, в ней выделяются различные иерархические уровни.

На наш взгляд, система социальной коммуникативности образована, во-первых, набором ценностей, и, во-вторых, наличием связей между ними, связей различного порядка и свойства. Определение приоритета ценностей (систем ценностей) в пределах системы социальной коммуникативности осложняется необходимостью аксиологического осмысления сущности общественной жизни. Следовательно, направления развития общества и индивидуальной веры, в конечном счете, должны соотноситься с мировоззренческими ценностями и целями, вырабатываемыми аксиологической теорией.

В диссертации установлено, что существенными коммуникативными свойствами процессов выработки и реализации управленческих решений в современном обществе являются: во-первых, целенаправленный характер организации и деятельности систем, возникающих и функционирующих на базе совместной деятельности; во-вторых, наличие ценностно-нормативного способа регуляции как внутренних, так и внешних связей (правовые и моральные нормы, правила, соглашения); конструктивно-функциональные возможности и ограничения, несоблюдение которых может нанести ущерб системе в целом.

В современной социально-философской и социологической литературе выделяются следующие параметры социальных коммуникаций:

- имеющие своей основой использование фундаментальных знаний;

- основанные на прикладных научных исследованиях;

- базирующиеся на практических знаниях;

- основывающиеся на различных комбинациях различных аспектов знания;

- связанные с использованием чего-либо принципиально нового или с использованием чего-либо в ранее недоступных областях;

- получаемые как рабочий результат какой-то целенаправленной деятельности; основанные на переносе какого-то продукта в иную область применения.

Принцип историзма, наравне с диалектическими принципами системности и развития, служит основой многостороннего рассмотрения социальной коммуникативности как сложной динамично развивающейся системы. Ведь рассмотреть явление системно - это значит, прежде всего, рассмотреть его многосторонне и в пространстве, и во времени. С позиций принципа историзма может быть рассмотрен и сам системный подход в изучении развития социальной коммуникативности.

Социальные институты, как наиболее высокий уровень реализации социальной коммуникативности, служат не только интересам специализации социальных ролей основных субъектов взаимодействия, но и обеспечивают сохранение наиболее значимых социокультурных образцов, как эталонов организации и координации коллективной деятельности.

Очень важной в социальных технологиях является фаза развития. Если нововведение создается в течение фазы разработки, то фаза развития - это применения и пробного

Исследования нововведения, проверки его адекватности и в случае необходимости процесс его доводки или переработки. Пробное использование означает применение на практике плана развития, в котором необходимо определить направленность воздействия на объект, выборку по определенным критериям, состав и последовательность операций, подготовить условия для пробного использования и оценочного тестирования.

В каждой крупной организации становится нормой управления разработка приоритетной стратегии ее социального развития, утверждение социального проекта, исследование главных социальных ресурсов и разработка пакета социальных технологий, направленных на своевременное разрешение возникающих конфликтов, развитие персонала управления и постоянное уточнение целей организации.

Существенными признаками активизации жизнедеятельности личности и социальной группы являются, во-первых, организационные структуры, создаваемые в процессе переоценки содержания социальной коммуникативности, а, во-вторых, совокупность специальных средств, методов и технологий, создаваемых и используемых для решения социальных проблем, внедрения социальных новшеств и реализации общезначимых норм.

Нормы несут в себе мощный «заряд» воздействия - предписания и стандарты поведения, ориентации и побуждения, информацию и социальные ценности, запреты, являющиеся элементами системы ценностных ориентаций. Понять истоки и мотивы поведения людей нельзя без уяснения его нормативных оснований и их соотношения между собой. А они меняются с изменением экономических, научно-технических, социально-политических условий. Процесс формирования личности включает в себя сложное взаимодействие ее индивидуально-психологических качеств, с одной стороны, и общественно-психологических - с другой. К первым относятся, как известно, темперамент, эмоции и чувства, способности, характер, а ко вторым - качества, соответствующие различным стадиям социально-возрастного становления личности, социальные чувства, ценностные ориентации, социальные установки, притязания, стереотипы. Развитие социальных качеств, социализация личности предстают как процесс ее вхождения в социальную среду. Например, освоение молодым человеком конкретных социальных ролей и функций зависит от образа жизни, влияния со стороны окружающих, индивидуально-психологических особенностей. Следствием совместного действия перечисленных факторов становятся многие социальные процессы. Важное место среди них занимает формирование феномена аксиологических настроений как сущностной характеристики обоснования социальной коммуникативности. В современной литературе аксиологические настроения определяются как субъективная оценка социальной действительности, рассматриваемая сквозь призму интересов, потребностей, притязаний и ожиданий людей.

Проблематизация онтологии социальной коммуникативности разворачивается в поле реальной и прогнозируемой социальной практики, ориентируемой на выработку и обоснование как нового знания, так и новых типов практических действий, влияющих на создание и обеспечение функционирования и обслуживания социально адекватных систем.

Результат социальной коммуникативности является продуктом не только общественного производства, но и общественного потребления. Он создается для восприятия и вне этой цели утрачивает свой социальный

165 смысл. Избранный способ коммуникации получает завершение лишь в контакте с воспринимающим субъектом, воссоздающим субъектом, воспроизводящим идеальный план окружающей реальности. Социальная норма, которой не следуют, которая не исследуется, есть результат взаимодействия в возможности, а не в действительности. Она проявляет себя как продукт социального производства, а обретает статус нормы только в акте потребления - в процессе коммуникативной социализации.

Организационное и материально-предметное обеспечение всех внешних и внутренних функций современного общества следует считать не только совокупным продуктом, основанием и источником взаимодействия конкретного человека в конкретном обществе, но и исходным положением для дальнейшего развития.

Итак, в социальной коммуникативности как индивида, так и общества продукт социализации - это упорядоченность нашего общества и создание условий для его полномасштабной деятельности. Успешность выполнения всех целей и задач заключается в искусстве организации, управления и материально-хозяйственного обеспечения социально-ориентированного духовного и материального производства.

 

Список научной литературыТабырца, Владимир Иванович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации (диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XX1.века). - М.: Владос, 1994.

2. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. 1989. - №4.

3. Авалмани С.Ш. Природа знания и ценности. Тбилиси: 1989.

4. Айламазьян A.M. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение // Вопросы психологии. 1990.- №4.

5. Айрапетов А.Г., Юдин А.И. Западноевропейский и русский утопический социализм нового времени. М.: Высшая школа, 1991.

6. Акулинин В.Н. Философия всеединства: от B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому. Новосибирск, Наука. Сиб. отделение, 1990.

7. Александров А.Д. Истина как моральная ценность // Наука и ценности.- Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1987.

8. Аникеева E.H., Семушкин A.B. Диалог цивилизаций: Восток-Запад // Вопросы философии. 1998. - №2.

9. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М.: Наука, 1970.

10. Антипов Г.С., Кочергин А.Н. Проблемы методологии исследования общества как ценностной системы. Новосибирск. 1988.

11. Арендт X. Ситуация человека. Разделы 24-26, главы V. // Вопросы философии. 1998. - №11.

12. Арефьева Г.С. Социальная активность. Проблема субъекта и объекта в социальной практике и познания. М.: Наука, 1974.

13. Аристотель. Соч. В трех т. Т. 1. М.: Политиздат, 1969.

14. Артемьева Т.В., Микешин М.И. Философия как судьба // Вопросы философии. 2000. - №2.

15. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Издательство МГУ, 1979.

16. Асмолов А.Г. Не пройденный путь: от культуры полезности к культуре достоинства // Вопросы психологии. - 1990. - №5.

17. Афанасьев В.Г. О системном подходе в социальном познании // Вопросы философии. 1973. - №6.

18. Афанасьев Ю.Н. Может ли образование быть негуманитарным? // Вопросы философии. 2000. - №7.

19. Ахиезер A.C. Об особенностях современного философствования (Взгляд из России) // Вопросы философии. 1998. - №2.

20. Ахиезер A.C. Философские основы социокультурной теории и методологии // Вопросы философии. 2000. - №9.

21. Ахиезер A.C. Ценности общества и возможности реформ в России // Общественные науки и современность. 1994. - №1.

22. Баженов Л.Б. Эволюция материи и ее структурные уровни // Вопросы философии. 1981. - №2.

23. Балл Г.А. Нормы деятельности и творческая активность личности // Вопросы психологии. 1990. - №6.

24. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии. 1989. - №1.

25. Барботько Л.М., Войтов В.А., Мирский Э.М. Тотальная идеология против тоталитарного государства // Вопросы философии. 2000. -№11.

26. Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие начала сойиально-философской антропологии. М.: Онега, 1994.

27. Баталов Э.Я. В мире утопии. М.: Политиздат. 1989.

28. Батурин H.A. Проблема оценивания и оценки в общей психологии // Вопросы психологии. 1989. - №3.

29. Белый А. Символизм как миропонимание // Сост., вступ. ст. и прим. JI.A. Сугай. М.: Республика, 1994.

30. Бердяев H.A. Воля к жизни и воля к культуре // Смысл истории. М.: Политиздат, 1990.

31. Бердяев H.A. Судьба России. Опыта по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990.

32. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: 1983.

33. Берлин И. Стремление к идеалу // Вопросы философии. 2000. - №5.

34. Бернстайн Р. Дж. Возрождение прагматизма // Вопросы философии. -2000. №5.

35. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляции поведения. М.: Наука, 1978.

36. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Издательство МГУ, 1982.

37. Бонецкая Н.К. К истокам софиологии // Вопросы философии. 2000. - №4.

38. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1969.

39. Борзых В.В. Моральная прогностика: методология, способы, проблемы. М.: Знание, 1986.

40. Боровик B.C. Социальные механизмы взаимоотношения интересов и политической активности советской молодежи. М.: Политиздат, 1990.

41. Борязь В.Н. Молодежь. Методология проблемы исследования. Д.: Наука, 1973.

42. Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Вопросы философии. 2000 - №4.

43. Бреховских С.М. Основы функциональной системологии материальных объектов. М.: Педагогика, 1986.

44. Бромлей Ю., Подольный Р. Человечество это народы. - М.: Мысль, 1990.

45. Булатов М.А. Диалектика и культура. Киев: Наукова думка, 1984.

46. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.

47. Валицкий А. Коммунистическая утопия и судьба социалистического эксперимента в России // Вопросы философии. 1998. - №8.

48. Варга В. Введение в предмет. Рыночная экономика для России // Мировая экономика и международные отношения. 1992. - №10.

49. Васков А.Г. Человеческое измерение прогресса. М.: Наука, 1990.

50. Васюков В.Л, Фундаментальный труд ученого // Вопросы философии. 2000 - №1.

51. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира// Избр. произв. М.: Политиздат, 1990.

52. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. 1990. - №4.

53. Виндельбанд В. Философия культуры. М.: Мысль, 1994.

54. Витгенштейн Л. Лекции о религиозной вере (предисловие к публикации З.А. Сокулер) // Вопросы философии. 1998. - №5.

55. Воробьева Л.И., Снегирева Т.В. Психологический опыт личности: к обоснованию подхода // Вопросы психологии. 1990. - №2.

56. Гаджиев К.С. Размышления о свободе // Вопросы философии. 1993. - №2.

57. Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума // Вопросы философии. 2000. - №6.

58. Гареев Э.С., Дорожкин Ю.Н. Молодежь индустриальной России: жизненные и социально-политические ориентации // Социологические исследования. 1993. - №1.

59. Геворкян А.Р. Пессимизм и религия // Вопросы философии. 1998. - №1.

60. Гегель Г. Философия права. М.: Мысль, 1990.

61. Гегель Г.В. Наука логики. М.: Политиздат, 1970.

62. Гивишвили Г. В. О сверхсильном антропном принципе // Вопросы философии. 2000. - №2.

63. Горбунов B.B. Идея соборности в русской религиозной философии: Пять избранных портретов. М.: Феникс, 1994.

64. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия -М.: Мысль, 1982.

65. Горшков В.А., Фролов С.Ф. Методика проведения некоторыхосоциальных исследований. Йошкар-Ола, 1968.

66. Гречаный В.В. Об аксиологическом аспекте философии. Л.: Наука, 1973.

67. Гулыга A.A. Кант. 3-е изд. М.: Соратник, 1994.

68. Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики // Вопросы философии. 2000. - №10.

69. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // В сб.: «Культурология XX века». Антология. М.: Наука, 1995.

70. Декарт Р. Сочинения: в 2 т. Т.2 / Пер. с латин., Фр. - М.: Мысль, 1994.

71. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. - №10.

72. Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственные развития личности в наследии русских философов конца XIX-начала XX в. / Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании. М.: 1994.

73. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. М.: Мысль, 1967.

74. Дротянко Л.Г. Социокультурная детерминация фундаментальных и прикладных наук. 2000. - №1.

75. Егоров И.А. Принцип свободы как основание общей теории регуляции // Вопросы философии. 2000. - №3.

76. Жданов Г.Б. Информация и сознание // Вопросы философии. 2000. -№11.

77. Жеребин А.И. О прошлом и будущем одной иллюзии // Вопросы философии. 2000. - №10.

78. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988.

79. Захарова A.B. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. - №1.

80. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Логос, 1995.

81. Зенкин A.A. Новый подход к анализу проблемы парадоксов // Вопросы философии. 2000. - №10.

82. Золотухина-Аболина Е.В. Философия обыденной жизни. Экзистенциальные проблемы. Ростов-на-Дону: Феникс, 1994.

83. Ивин A.A. Основная логика оценок. М.: Наука, 1970.

84. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник для вузов. 2-е изд. М.: Логос, 2000.

85. Иконникова С.Н. Молодежь. Социальный и социально-психологический анализ. Л.: Наука, 1974.

86. Иконникова С.Н. Становление и развитие личности молодого человека (социальный аспект). М.: Просвещение, 1972.

87. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. 2-е изд. - М.: Наука, 1984.

88. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Наука, 1991.

89. Иноземцев В.Л. Собственность в постиндустриальном обществе и исторической перспективе // Вопросы философии. 2000. - №12.

90. Иорданский В.Б. О едином ядре древних цивилизаций // Вопросы философии. 1998. - №12.

91. Каган М.С. Философская теория ценности. С.Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1997.

92. Каган М.С., Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопросы психологии. 1989. - №4.

93. Капустин Б.Г. Современность как принуждение и свобода // Вопросы философии. - 1998. - №4.

94. Каргалова М.В. Молодежь Европы в поисках выхода. М.: Молодая гвардия, 1990.

95. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права. Ростов н/Д: Феникс, 2001.

96. Качоха В. Проблема общего блага в современной демократии // Вопросы философии. 2000. - №9.

97. Кемеров В.Е. О философской моде в России // Вопросы философии. -2000 -№11.

98. Кессиди Ф.Х. О парадоксе России // Вопрос философии. 2000. - №6.

99. Киссель М.А. Экзистенциализм и проблемы «переоценки ценностей» // Проблемы ценности в философии. M.-JL: Наука, 1966.

100. Князева E.H. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе // Вопросы философии. 1998. - №4.

101. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984.

102. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для вузов. 3-е изд., Волгоград: Комитет по печати, 1996.

103. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. М.: Республика, 1991.

104. Кузнецов Б.Г. Ценность познания. М.: Наука, 1975.

105. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2001.

106. Кучуради И. Оценка, ценности и литература // Вопросы философии. -2000.-№10.

107. Лапин Н.И. Проблема социокультурной трансформации // Вопросы философии. 2000. - №6.

108. Ларошфуко Ф. Мемуары и максимы. М.: Политиздат, 1971.

109. Левин Г.Д. Свобода воли. Современный взгляд // Вопросы философии. 2000. - №6.

110. Лейбин В.Н., Новик И.Б. Критический анализ социально-философских предпосылок западной глобалистики // Элементы человеко-машинной системы моделирования процессов глобального развития. Вып. 3. - М.: Просвещение, 1983.

111. Лекторский В.А., Витгенштейн и некоторые традиции отечественной мысли // Вопросы философии. 1998. - №5.

112. Леонтьев A.A. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Наука, 1975.

113. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. М.: ДЕЛО, 2000.

114. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Наука, 1994.

115. Лосский Н.О. История русской философии. Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991.

116. Макаров А.И. Боэций о значении определения и описания для понимания категорий // Вопросы философии. 2000. - №5.

117. Максименко С.Д. Проблема в возрастной и педагогической психологии // Вопросы психологии. 1989. - №4.

118. Мамардашвили М.К. Из краткого введения в философию // Вопросы философии. 2000. - №12.

119. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Наука, 1990.

120. Маршакова-Шайкевич И.В. Анализ вклада России в развитие социальных и гуманитарных наук // Вопросы философии. 2000. - №8.

121. Маслов В.П. Томаш Масарик и роль личности в истории // Вопросы философии. 2000. - №8.

122. Матюшкин A.M. Основные направления исследований мышления и творчества // Психологический журнал. 1984. - №1.

123. Медведев Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен. Ставрополь: Издательство СГУ, 1995.

124. Медведев Н.П. Ценности и их роль в жизни общества. Ставрополь: Издательство СГУ, 1993.

125. Миголатьев A.A. О человеческих потребностях // Социально-политический журнал. 1998. - №6.

126. Мильдон В.И. Миллениумы русский западный: образы эсхатологии // Вопросы философии. 2000 - №7.

127. Миронов А.Ю. Историзм и теология // Вопросы философии. 2000. -№11.

128. Моисеев H.H. Философия истории и современность // Социально-политический журнал. 1993. - № 8.

129. Молодежь и демократизация современного общества: социологический анализ // Под ред. Щавеля С.А. Минск, 1990.

130. Монтель М. Опыты. Избранные главы: Пер. с фр. / Сост., вступ. ст., примеч. В.П. Яковлев. Ростов-на-Дону. - Изд-во «Феникс», 1998.

131. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Л.: Издательство ЛГУ, 1987.

132. Москаленко В.В. Социализация личности (философский аспект).- Киев: Hayкова думка, 1986.

133. Мшвениерадзе В.В. Философия политической культуры. М.: Прометей, 1989.

134. Народонаселение: энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.

135. Овчаренко В.И. Осознание бессознательного // Вопросы философии. -2000 -№10.

136. Ойзерман Т.И. К характеристике философии Шеллинга: принцип тождества необходимости и свободы // Вопросы философии. 1998. - №2.

137. Ойзерман Т.И. Опыт критического осмысления диалектического материализма // Вопросы философии. 2000. - №2.

138. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. М.: Наука, 1977.

139. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: Издательство МГУ, 1989.

140. Постмодернизм и культура (материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. 1993. - №3.

141. Пригожин А.И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. 1998.- №8.

142. Пригожин А.И. Сущность переходных процессов // Социология перестройки. М.: Республика, 1990.

143. Пуляев В.Т. О гуманизме, будущем России и социально-гуманитарном знании // Социально-политический журнал. 1998. - №3.

144. Ракитов А.И. Историческое познание. М.: Просвещение, 1982.

145. Рассел Б. Философский словарь разума, материи и морали / Пер. С анг. -М.: 1996.

146. Розанов В.В. Сумерки просвещения / Сост. В.И. Щербаков. М.: Педагогик, 1990.

147. Росси Ф. Дж. Общественный авторитет разума. Критика, изначальное зло и предназначение человечества // Вопросы философии. 2000. - №7.

148. Российская ментальность («круглый стол») // Вопросы философии. 1994.-№ 1.

149. Рубинштейн СЛ. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии. 1989. - №4.

150. Рылеева С.Н., Козлова Н.Д. Ценностные ориентации предпосылка программ переустройства общества // Общественные науки и современность. 1992. -№ 1.

151. Самсонов АЛ. На пути к ноосфере // Вопросы философии. 2000. -№7.

152. Семигин Г.Ю. Политическая стабильность и безопасность // Социально-политический журнал. 1996. - №3.

153. Синкевич З.В. Молодежная культура: «За» и «против». Заметки социолога. Л.: Наука, 1990.

154. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

155. Смирнова Е.Д. Логика и философия // Вопросы философии. 2000. -№12.

156. Современная западная философия. Словарь. М.: Политиздат, 1991.

157. Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. М.: Политиздат, 1989.

158. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. / Под ред., сост. И предисл. А.Ю. Согамонов: Пер. с английского М.: Политиздат, 1992.

159. Социальный менеджмент: Учеб. Пособие / Под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. М.: Высшая школа, 2001.

160. Степин B.C. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. - №10.

161. Степин B.C. Научное познание как опережающее отражение практики // Практика и познание. / Под ред. Д.П. Горького, A.A. Ветрова. М.: Наука, 1973.

162. Студенчество: социальные ориентиры и социальная практика. Актуальные очерки. / Под общ. ред. Иудина A.A., Овсянникова A.A. М.: Молодая гвардия, 1990.

163. Тахо-Годи A.A. Два фрагмента из «Дополнений к «Диалектике мифа» // Вопросы философии. 2000. - №3.

164. Теория организации: Учебник. / Под ред. В.Г. Алиева. М.: Луч, 1999.

165. Тиме Г.А. Пессимизм духа и оптимизм Абсолюта («Переживание» мысли Шопенгауэра и Гегеля в России XIX века) // Вопросы философии. 2000. - №7.

166. Титаренко А.И. Антиидеи. Опыт социально-этического анализа. М.: Политиздат, 1976.

167. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Политиздат, 1991.

168. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М.: Прометей, 1990.

169. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: Просвещение, 1990.

170. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой и H.A. Саломатина. 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 1999.

171. Фатхутдинов P.A. Управленческие решения: Учебник. 4-е изд., переработанное и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001.

172. Федотова В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения // Вопросы философии. 2000. - №4.

173. Фейгенберг И.М., Ровинский P.E. Информационная модель будущего как программа развития // Вопросы философии. 2000. - №5.

174. Фейербах JI. Избранные философские произведения. Т. 2. - М.: 1955.

175. Философия и ценностные формы сознания. М.: Политиздат, 1978.

176. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия, 1983.

177. Фомина А.П. НТР и измерение ценностных ориентаций. JL: Издательство ЛГУ, 1982.

178. Френч М. Премудрость в личности // Вопросы философии. 2000. - №4.

179. Фролов И.Т. Перспективы человека. М.: Политиздат, 1979.

180. Фролов И.Т. Прогресс науки и будущее человека. М.: Наука, 1975.

181. Фролов С.С. Социология организаций: Учебник. М.: Гардарики, 2001.

182. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. М.: Республика,1992.

183. Цыгичко В.Н. Руководителю о принятии решений. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 1996.

184. Швейцер А. Культура и этика. М.: Просвещение, 1973.

185. Щедровицкий Г.П. Очерки по философии образования. М.: Прометей,1993.

186. Эпштейн М. Поступок и происшествие. К теории судьбы // Вопросы философии. 2000. - №9.

187. Ядов В.А. Междисциплинарный подход к изучению соотношения ценностных ориентаций и наблюдаемого поведения. Тбилиси, 1970.

188. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Добросвет, 1998.

189. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Карл Ясперс. Смысл и назначение истории. Изд. Второе. М.: Политиздат, 1994.

190. Attitudes, conflict and social change // Ed. By R. King. New-York-London, 1972.

191. Dahrendorf R. Homo Soziologicus. Opladen, 1973.

192. Habermas J. Erkenntnis und Interesse. Frank furt on Main, 1968.

193. Habermas J. Legitimation Crisis. L., 1976.

194. Habermas J.Communication and EvoLution of Societi. L., 1979.182

195. Habermas J. The Theori of Communicative Action. Boston, Vol. 1-2.

196. Habermas J. The Philosophical Discourse of Modernity. Cambridge (MA) 1987.

197. Lapierre T. Social change. New-York, 1965.

198. Merton R.K. Social Theory and Social Structure. New York: Free press. 1957.

199. Social development and social change. New-York, 1980.

200. Toynbee A.D. A study of history. V. 1-12. 1934-1961.