автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Философские и культурологические основания современной танатологии
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Демичев, Андрей Витальевич
ВВЕДЕНИЕ.
I.СМЕРТЬ В СОЦИО-КУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ.
1.Культурогенность смерти.
2. Ребенок и смерть.
3.Смерть в социально-художественном пространстве.
П.ЧЕЛОВЕК НА ПОРОГЕ ВЕКА: ФИЛОСОФСКО
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ
ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРОБЛЕМЫ СМЕРТИ.
1. Бытие и Ничто.
2. Эрос и Танатос.
3. Человек, Автор: смерть с продолжением.
4. Смысл и Растрата.
Ш. СОВРЕМЕННОСТЬ СМЕРТИ.
1. Гармония жизни и смерти.
2. Современное понимание смерти.223.
Введение диссертации1997 год, автореферат по философии, Демичев, Андрей Витальевич
Осознание собственной смертности - индикатор человеческой аутентичности. Осмысление и переживание события смерти, "вживление" и обустройство его в культуре сопутствует человеческой жизни, делая ее именно человеческой. Неотвратимость смерти - самое достоверное, самое надежное, но и самое тайное из знаний, отливающееся в формах-версиях "вечной темы" философии, искусства, религии. Однако, "вечная тема" не дает вечных рецепций своего понимания, рефлексивного структурирования. Так, если на протяжении долгих столетий смерть осмысливалась в сознании и культуре как "другая жизнь", то, начиная с Нового времени проблема личного бессмертия или перспектива утраты личностности встала перед ужаснувшимся человеком в своем полном объеме и угнетающем весе. Размышлениям о смерти, как правило, стал сопутствовать не очищающий катарсис трагического переживания, а страх и трепет, подавляющий волю. Тема смерти выпала из структуры ориентационных регулятивов жизненных стратегий. Более того, познавательная фиксация внимания на мрачной теме стала идентифицироваться с признаками дивиантной маргинальности и даже социальной психопатологии.
Страх смерти" оказался в подсознании - в подсознании общества, подсознании культуры, подсознании индивида. В этих неосвещенных тупиках нашего неотрефлексированного "Я", он неустанно производит свою разрушительную работу, погружая общество в пучину стресса, культуру в декаданс, давая человеку возможность лишь сублимировать невротические позывы, но не наслаждаться жизнью.
Сегодня каждый ищет собственные варианты "спасения", ментального "оформления", упреждения или, по-прежнему, вытеснения, суггестируя себя мнениями, которые вынужден принимать не иначе, как аксиомы. Еще не так давно проблема смерти была "немыслима" или, по крайней мере, "неудобообсуждаема" в "приличном обществе"; она эпатировала, вызывала чувство дискомфорта или даже негодования. Не то же ли самое говорили в свое время о сфере пола, пока не стало ясно, насколько она определяет нашу жизнь.
В условиях длительного господства сверхоптимистической коммунистической идеологии в нашей стране событие смерти вытеснялось, блокировалось, тема смерти была под негласным запретом. "Праздники смерти" разворачивались лишь с уходом Вождей, когда погребальные "торжества" получали мифологическое звучание, когда Власть демонстрировала свою "распорядительность" по отношению к пространствам жизни и смерти, когда она обыгрывала, представляла смерть Вождя как переход в бессмертие. Иначе говоря, единственное, что угрожает власти превышающей ее полномочия силой - смерть, стремились либо замолчать, либо предъявить от имени жизни. Правовое оспаривание современной (XX века) властью пространства смерти, впрочем, имеет гораздо более универсальный характер, не замыкаясь в уникально-национальных границах или политически схожих режимах. Согласно известному авторитету в области политической генеалогии Мишелю Фуко: "Усердие, с которым стараются замолчать смерть, связано не столько с той неизвестной ранее тревогой, которая якобы делает ее невыносимой для наших обществ, сколько с тем фактом, что процедуры власти неизменно от нее отворачиваются. Будучи переходом из одного мира в другой, смерть была сменой владычества земного на другое, несопоставимо более могущественное; пышное зрелище, которым его обставляли, было из разряда политической церемонии. Именно на жизнь и по всему ее ходу власть устанавливает теперь свои капканы; смерть же теперь - ее предел, то, что от нее ускользает; смерть становится самой потаенной точкой существования, самой "частной" точкой."1 Иначе говоря, смерть в условиях тотальных притязаний власти, возможно, остается последним надежным прибежищем/укрытием частной суверенности.
Сегодня, можно сказать, уже сформировалось относительно толерантное отношение к философской и культурологической тематизации проблем смерти, умирания, самоубийства, эвтаназии и проч. Тема смерти в духовном опыте человечества стала предметом академических занятий, научно-теоретических и научно-практических конференций, семинаров, философских,
1 Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности Работы разных лет. М., 1996, С.242. литературных, художественных акций, научных и ненаучных изданий.1 Подобно интересу к сфере половых отношений пришел интерес и к проблеме смерти, особенно в части посмертных прогнозов, иммортологических ожиданий. "Табу, -пишет американский исследователь Д.Голдберг, были сняты не
Только в Санкт-Петербурге в девяностых годах Ассоциацией танатологов Санкт-Петербурга проведены, к примеру, две международные конференции под общим названием "Тема смерти в духовном опыте человечества" (ноябрь 1993 и ноябрь 1995 гг., см. обзоры второй конференции в "Вестнике СПбГУ", 1995, сер.6, вып.1 и в "Вестнике Псковского вольного университета", 1995, N1-3), круглые столы: "Смерть в новой архаике" (декабрь 1990, см. стенографические материалы в "Фигурах Танатоса", вып.1, СПб, 1991), "Смерть как проблема междисциплинарных исследований" (декабрь 1992 г.), ""Смерть Ивана Ильича": стратегии чтения" (апрель 1993 г., см. стенографические материалы в "Фигурах Танатоса", вып.З, СПб, 1993), "Смерть накануне ХХ1 века" (май 1994 г.), "Кладбище в жизни города" (июнь 1995 г.); изданы четыре выпуска философского альманаха "Фигуры Танатоса" (СПб, 1991, 1992, 1993 и 1995 гг.), пятый выпуск находится в печати; проведены художественные акции: "Кладбище, или разговор с вечностью" (автор - В.Савчук, галерея "Борей", август 1994 г., см. его: "Проект "Кладбище, или разговор с вечностью" // Художественная воля, N6, Консервирование, сс.36-37), "Философия + Искусство = Смерть" (авторы - А.Демичев, В.Кустов, галерея "Death's megaphone", апрель 1996 г.). Начиная с 1990 года в Санкт-Петербургском государственном университете и других вузах города читаются специальные танатологические курсы "Введение в философскую танатологию" (А.Демичев), "Тема смерти в духовном опыте человечества" (Т.Артемьева), "Проблемы жизни и смерти в русской религиозной философии" (М.Уваров) и т.д. только для ученых и поэтов, но также и для каждого рядового индивида, который вдруг почувствовал, что он имеет право требовать, добиваться и лучшего секса, и лучшего умирания."1 Любопытен, кстати, факт объединяемости, связываемости в современной культуре проблем секса и смерти, что быстро стало достоянием потока кинопродукции, популярной литературы и mass media. Определенная популярность и даже неестественно-болезненный ажиотаж вокруг этих проблем уже становятся заметным препятствием серьезным танатологическим исследованиям, обвиняемым в том числе и в конъюнктурной ориентированности.2 Вместе с тем, следует зафиксировать и то, что в академических кругах эта первая и естественная стадия ажитации, эта "танатологическая околдованность дней" (А.Грякалов) подходит, на мой взгляд, к концу. По крайней мере, чувствуется потребность подвести черту под этим этапом недифференцированной всеядности в обращении к теме смерти, когда казалось, что вездесущность смерти, ее символов, знаков, следов открывает необъятность возможностей работы с ними, л
1. Goldberg J. Death and His Brother, Sex: Mechanisms of Death-Denial and Consciousness-Raising in the Literature of "Love" // Communicating issues in Thanatology. N.Y., 1976, P. 106. л
См., например, в целом любопытную реакцию Вячеслава Курицына на выход в свет в Санкт-Петербурге трех танатологических сборников "Фигуры Танатоса" (1991, 1992, 1993 гг.), опубликовавшего в газете "Сегодня" (N96, 1993, с. 10) статью под названием "Философские-де размышления на тему смерти. Раз, два, три." когда казалось, что уже простое собирательство ее атрибуций откроет новые перспективы ее понимания. Отражением этого исследовательского периода в отечественной литературе, на мой взгляд, стали такие издания как: Лаврин А. Хроники Харона. Энциклопедия смерти. М., 1993; Рязанцев C.B. Танатология -наука о смерти. СПб., 1995, а также, отчасти, четыре выпуска философского альманаха "Фигуры Танатоса" (СПб., 1991, 1992, 1993 и 1995 гг.) Однако, собирательно-энциклопедическая стратегия, необходимая, видимо, в определенной дозировке, в итоге ведет к рассеиванию признаков и характеристик функционирования смерти в ее предметной разнородности. Таким образом, возникает необходимость сужения исследовательского горизонта, например, до его философско-культурологических очертаний с целью удержания событий смерти и умирания в их относительной качественной определенности, иначе говоря, возникает потребность в длинном разговоре в более или менее едином дисциплинарно-языковом пространстве. Собственно, эта ситуация показательна для современной танатологии в целом, развивающейся преимущественно в регистре междисциплинарно-прикладных исследований.
Существуют и другие особенности исследовательской ситуации. Как показывает ряд текстов (А.Голов, К.Г.Исупов, Л.Седов), тема смерти в русской ментальности имеет ряд специфических особенностей, которые свидетельствуют о не совсем "нормальном" отношении к ней, выражающемся в чрезмерной болезненности или дорефлексивной отстраненности. "Оживление" России, обустройство ее в цивилизованном мире западно-европейского образца предполагает осуществление определенных изменений сознания, в том числе сознания смерти. Необходимо обретение культуры смерти, умирания, переживания тяжелой утраты, выработки отношения к этим событиям как естественным, а кроме того, обладающим специфической человеческой значимостью.
Имеется и еще одна сложность, связанная с общекультурной ситуацией конца XX века. Наряду с классическими исследованиями темы смерти, принадлежащими истории философской мысли (Платон, Августин, Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше, Шпенглер, Фрейд, Хайдеггер, Федоров, Шперк, Булгаков, Карсавин и др.), высокий статус приобретают современные поиски, в которых историческая проблематика смерти, Апокалипсиса, конца истории и культуры анализируется в контексте современной социо-культурной ситуации. Именно к такого рода трудам относятся работы зарубежных теоретиков: Ф.Арьеса, Ж.Батая, В.Беньямина, М.Бланшо, Ж.Бодрийяра, М.Вовелля, Г.Горера, Б.Гройса, Ж.Делеза, Ж.Деррида, И.Калчева, Р.Кастенбаума, А.Лингиса, Ж.-Ф.Лиотара, Л.Томаса, М.Фуко и др.; отечественных философов и культурологов:
A.А.Грякалова, А.Я.Гуревича, П.С.Гуревича, В.А.Мазина, М.М.Мамардашвили, Б.В.Маркова, В.А.Подорога,
B.Л.Рабиновича, В.В.Савчука, А.К.Секацкого, Н.Н.Трубникова, Г.Л.Тульчинского, И.Т.Фролова, М.Ямпольского и др. Происходит закономерный процесс "вписывания" идеи смерти в текст современной культуры, переживания ее в качестве индикатора "слома письма", кризиса авторствования в европейской цивилизации на рубеже XX и ХХ1 веков. Смерть предстает как символический код культуры, требующий каждый раз своей расшифровки и интерпретации. Культура постмодерна с ее ироническим и чуть нарочитым отношением к классическим философским проблемам (среди которых находится и сама по себе проблема смерти) усугубляет и "тонирует" подобную постановку вопроса. Усталость и укоризна, непритязательная и симуляционная критичность, исходящие от постмодернистских установок, дают избыточную возможность еще раз, подчас в гротесковых формах, пережить паузу культуры, возродить "гоголевское письмо"(В.А.Подорога) и удивиться его живучести. Происходит не просто "слом письма", выражением которого становится жгучий интерес к проблеме телесности (в ущерб классическому "cogito") и смерти (в противовес "традиционной" идее витальности), но и смена этических установок, снижение морального пафоса. Постмодернисткие стратегии своеобразным образом тематизируют смерть в качестве универсального инструментария умертвления больших идей, высоких смыслов, длинных идеологий.
Таким образом, тема смерти предстает сегодня многогранной призмой или (используя, возможно, более уместный и красивый, в данном случае, образ геометрического многогранника) пирамидой, отражающей непростую культурфилософскую ситуацию времени и провоцирующей в связи с этим серьезное и многослойное культурологическое и философское осмысление своего содержания, своей краеугольной фундаментальности. Проблема смерти, начиненная известной взрывоопасностью, "просит" большей устойчивости, "обезвреженности", проясненности и группированности своих философских, культурологических оснований.
Предлагаемая работа и стремится ответить на этот запрос, на эту ситуацию современности. Тема смерти представлена в ней именно в философско-культурологическом аспекте, а именно, с опорой на современные философские и культурологические стратегии. На мой взгляд, смерть, как предмет исследования, действительна, прежде всего, как феномен культуры и нашей мысли. Встреча со смертью происходит прежде всего на уровне знака, символа или размышления. Прямая и безоговорочная ее онтологизация сомнительна и малоперспективна в рамках философского анализа.
Работа состоит из трех частей-глав первой культурологической, второй - философской. В третьей главе предпринимается попытка подвести итоги работы, хотя взаимодействие письма и смерти, как известно, чревато инверсией результирующего и результируемого (см. сюжет, связанный с темой "смерти автора", во второй главе), т.е. риском самому подпасть под ее итог. Поэтому итоги применительно к данной теме всегда "условны", носят, скорее, характер версий, схем-гипотез, нежели безукоризненных и окончательных теорем.
Основной целью диссертационного исследования является экспликация философских и культурологических оснований современной танатологии, как науки об умирании и смерти. При этом современная танатология мыслится мною как выходящее за рамки курируемоего медицинскими науками знания широкое междисциплинарное пространство исследований.
Достижение основной цели исследования разворачивается посредством постановки и решения серии следующих задач:
- проанализировать место и способы функционирования проблемы отношения к смерти в системе социо-культурных детерминаций, в том числе в современной российской культурной ситуации;
- проанализировать способы тематизации проблемы смерти в ряде философско-антропологических и общегуманитарных стратегий XX века, отрабатывающих ситуацию неклассической парадигмальности;
- прояснить основные содержательные моменты реконструкции концепции смерти в контексте трансформации философско-антропологического, культурологического и танатологического знания; раскрыть статус философской танатологии как мировоззренческого и ориентирующего знания, в том числе в горизонте постмодернистского задания современной культуры;
- исследовать возможное значение философской танатологии в системе "death education".
Методологически диссертационное исследование философских и культурологических оснований танатологии связано с попыткой реконструкции и обобщения установившихся в современных философских и культурологических стратегиях схем тематизации смерти с использованием особых методологических регулятивов, адекватных, с одной стороны, универсальности события смерти, и, с другой стороны, учитывающих гносеологическую нерепрезентируемость объекта исследования.
Существенную методологическую роль в диссертационном исследовании сыграли следующие философские концептуальные моменты:
- идея проективности человеческого бытия как "бытия-к-смерти" М.Хайдеггера, позволяющая интерпретировать отношение к смерти как способ личностной самоидентификации;
- интерпретация З.Фрейдом инстинкта самосохранения как регулятора имманентности собственного пути организма к смерти, как конечной цели своего существования;
- идущее от стоиков различение реального и аффективного состояний бытия и связанная с ним и развиваемая Ж.Делезом идея расщепления телесной событийности на события "глубины" и "поверхности";
- идеи суверенности/самовластности личности и трансгрессии Ж.Батая, основанные на понимании смерти как абсолютной негативности.
Новизна работы следует из постановки и решения проблемы экспликации философских и культурологических оснований современной танатологии, что само по себе означает новационное исследование обобщающего характера, выводящее на новый философский уровень понимания современных антропологических проблем жизни и смерти. Конкретные формулировки философских и культурологических оснований современной танатологии приводятся в разделе "Заключение".
Теоретическая значимость диссертационного исследования связана с его отношением к разряду фундаментальных вопросов философии. Прояснение современного уровня понимания проблемы смерти в ее сопряженности с проблемой жизни и включенности в нее способствует развитию современного философско-антропологического и философскокультурологического знания. Материалы диссертации могут быть использованы в исследованиях современной западноевропейской, а также русской философии и культуры.
Идеи и обобщающие положения диссертации имеют также и практическое применение, в частности, в образовательной и просветительной стратегиях, направленных на становление культуры смерти, культуры умирания, культуры переживания тяжелой утраты, культуры утешения и т.п. Результаты исследования могут быть использованы при чтении лекций, формировании учебных планов и программ по курсам философской антропологии, культурной антропологии, философской танатологии, культурологии, современной зарубежной философии, разработке спецкурсов для студентов и аспирантов философских факультетов университетов.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой философской антропологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
Основные идеи исследования отражены автором в монографиях и других публикациях.
Достигнутые результаты работы неоднократно обсуждались также на международных и всероссийских конференциях и семинарах, на которых автор выступал с докладами и сообщениями, в том числе на:
- Международной научно-практической конференции "Русские в Прибалтике" ("Типология отношений к смерти". Таллинн, 1991);
- Всероссийской научной конференции "Символы в культуре" ("Символы смерти в культуре". Санкт-Петербург, 1992);
- Всероссийской научной конференции "Русская философия: преемственность и роль в современном мире" ("Событие смерти в русской ментальности (история и современность)". Санкт-Петербург, 1992);
Первых Карсавинских чтениях ("Смерть как тема междисциплинарного анализа". Санкт-Петербург, 1992);
- Международной конференции "Ребенок в современном мире. Философия детства" ("Ребенок и смерть". Санкт-Петербург, 1993);
- Первой и Второй международных конференциях "Тема смерти в духовном опыте человечества" ("Реа^нейленд". Санкт
Петербург, 1993; "Гармония жизни и смерти". Санкт-Петербург, 1995);
- Международной конференции "Современная философия ориентирования" ("Тема смерти в посткоммунистических культурных ориентациях в России". Грайфсвальд, Германия, 1995);
- Международной конференции "Философия и ориентирование человека в мире" ("Ориентация-к-смерти". Санкт-Петербург, 1995);
- Международной конференции "Стратегии ориентации в постсовременности" ("Между жизнью и смертью". Ювяскюля, Финляндия, 1996);
- Международной научной конференции "Смыслы культуры" ("В горизонте шизофренического диагноза". Санкт-Петербург, 1996);
- Симпозиуме "Век 20 - явление насилия" в рамках Первого Российского философского конгресса "Человек - Философия -Гуманизм" ("Смерть без насилия? Насилие без смерти". Санкт-Петербург, 1997) и других.
Материалы диссертационного исследования апробированы также при подготовке учебных программ спецкурсов и чтении этих спецкурсов студентам и аспирантам философского, экономического, социологического факультетов Санкт-Петербургского университета.
1. СМЕРТЬ В СОЦИО-КУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ.
Список научной литературыДемичев, Андрей Витальевич, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"
1.Августин Блаженный. Творения Блаженного Августина. 4.1. Киев, 1880.З.Авитал Ронелл. Телефонная книга // Митин журнал. СПб., 1994, NN50,51.
2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957.
3. Арто А. Театр и его двойник. М., 1993.
4. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.
5. Барт Р. Избранные работы: Семиотика, Поэтика. М., 1989. в.Батай Ж. Жертвоприношения // Комментарии. М., 1993, N2. Э.Батай Ж. Литература и зло. М., 1994.Ю.Батай Ж. Из "Внутреннего опыта'7/Комментарии. М.,1994,№3.
6. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. М., 1979
7. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.
8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
9. Белоусов В.А., Демичев A.B. Гармония: противоречие, связь. Владивосток, 1991.
10. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М., 1996.
11. Бердышев Г.Д. Реальность долголетия и иллюзия бессмертия. Киев, 1989.
12. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
13. Бессмертный Ю.А. Жизнь и смерть в Средние века. М., 1991.
14. Биша М.-Ф. Физиологические исследования о жизни и смерти. СПб., 1865.
15. Бланшо М. Литература и право на смерть II Новое литературное обозрение. М., 1994, N7.
16. Бланшо М. Умиреть довольным // Родник. Рига, 1992, N 4.
17. Бовуар С.де. Очень легкая смерть. М., 1992.
18. Богомолец A.A. Загадка смерти. 1927.
19. Бодрийяр Ж. Злой демон образов // Искусство кино. М., 1992, N10. БодрийярЖ. Система вещей. М., 1995.
20. Бодрийяр Ж. Фрагменты из книги "О соблазне" // Иностранная литература. М., 1994, N1.
21. Брянчанинов И. Слово о смерти. М., 1991. Булгаков С.Н. Жизнь за гробом. Париж, 1935.
22. Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х томах. М., 1993.
23. Бурдо Л. Вопрос о смерти и его различные решения. СПб., 1911.
24. Буржуазная философская антропология XX века. М., 1986.
25. Бюрократия и общество. М., 1991.
26. Вайнгортен Л.М. К истории обществ борьбы с детской смертностью в России. М., 1954.
27. Велецкая H.H. Языческая символика славянских архаичных ритуалов. М., 1978.
28. Венера в мехах. Л. фон Захер-Мазох. Венера в мехах. Ж.Делез. Представление Захер-Мазоха. З.Фрейд. Работы о мазохизме. М., 1992.
29. Видимость незримого. СПб., 1996.Зб.Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. Новосибирск, 1990.
30. Волков А.Б. Ветхий Завет о жизни и смерти. М., 1996.
31. Вышеславцев Б. Достоевский о любви и бессмертии // Русский Эрос, или Философия любви в России. М., 1991.
32. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.ЗЭ.Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
33. Гайденко П.П. Смерть // Философская энциклопедия. Т.5. М., 1970.
34. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб., 1992.
35. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х томах. М., 1977.
36. Голов A.A. Понимание факта смерти в условиях человеческого контакта // Методологические проблемы исследования культуры. Культура и критика психоанализа. М., 1987.
37. Голов A.A. Черты русской религиозной ментальности // Сознание в социокультурном измерении. М., 1990.
38. Голубчик В.М., Тверская Н.М. Человек и смерть: поиски смысла (этические аспекты явления). М., 1994.
39. Горелкин М.В. Смерть как философская проблема // Истина и ценности в научном познании. М., 1991.
40. Горичева Т. - Кузнецова А. Письма о любви // Беседа. Петербург-Париж, 1993, N11.
41. Гройс Б. Да, апокалипсис, да, сейчас // Беседа. Ленинград-Париж, 1987, №5.
42. Гройс Б. Ленин и Линкольн - отношение к смерти // Искусство кино. М., 1992, N1.
43. Гройс Б. Русский авангард по обе стороны черного квадрата // Вопросы философии, М., 1990, N11.
44. Гройс Б. Утопия и обмен. М., 1994.
45. Грякалов A.A. Структурализм в эстетике (Критический анализ). Л., 1989.
46. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.
47. Гуревич А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии // Одиссей. М.,1989.
48. Гуревич П.С. Тайна человека // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Х1Х век. М., 1995.
49. Давыдов Ю.Н. Миф о "танатосе", или Диалектика субстантивированного "нет" // Идеалистическая диалектика в XX столетии. М., 1987.
50. Дастр А. Жизнь и смерть. СПб., 1914.
51. Делез Ж. Логика смысла. М., 1995.
52. Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип. М.,1990.
53. Деррида Ж. Золы угасшъй прах // Искусство кино. М., 1992, N8.
54. Деррида Ж. Нет, Апокалипсис, нет не сегодня // Вопросы философии. М., 1993, N3.
55. Деррида Ж. От экономии ограниченной к всеобщей экономии // Комментарии. М., 1993, N2.
56. Деррида Ж. Позиции. К., 1996.
57. Деррида Ж. Театр жестокости и закрытие представления // Общественные науки за рубежом. Сер.З. Философия. М., 1992.
58. Деррида Ж. Шпоры: Стили Ницше // Философские науки. М.,1991. NN2,3.
59. Джойс М. Примечания к ненаписанному нелинеарному электронному тексту "Конец печатной культуры" // Искусство кино. М., 1993, N10.
60. Доброхотова Т.А. "Посмертный опыт" или "вспышка пережитого" //Человек. М., 1991, N2.
61. Долгих E.H. Метафизика зла в русской религиозной философии (В.С.Соловьев и С.Л.Франк). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. СПб., 1994.
62. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. Л., 1974.
63. Драгомощенко А. Ксении. СПб., 1993.
64. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. СПб., 1912.
65. Ершов Г.Г. Смысл жизни и социальное бессмертие. Л., 1981.
66. Ефименкова В.Б. Северные народные байки, колыбельные песни. М., 1977.
67. Жак Деррида в Москве: деконструкция путешествия. М., 1993.
68. Жизнь земная и последующая. М., 1991.
69. Жизнь после смерти М., 1990.77.3арубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.78.3орза Р. и В. Путь к смерти. Жить до конца. М., 1990.
70. Исаев С.А. Теология смерти. Очерки протестансткого модернизма. М., 1991.
71. Исупов К.Г. Русская философская танатология // Вопросы философии. М., 1994, N3.
72. Исупов К.Г. Русская эстетика истории. СПб., 1992.
73. Кабинет. Приложение 2 (Жан-Франсуа Лиотар). СПб., 1993.
74. Кавелин К.В. Собрание сочинений. Т.4. СПб., 1990.
75. Каган М.С. Время как философская проблема // Вопросы философии. М., 1982, N10.
76. Калиновский П.П. Переход: Последняя болезнь, смерть и после. М„ 1991.
77. Камлерер П. Смерть и бессмертие. М.-Л., 1925.
78. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
79. Камю А. Избранное. М., 1969.
80. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. М., 1989.
81. Капитализм и шизофрения. Беседа Катрин Клеман с Жилем Делезом и Феликсом Гваттари // Ас! Магдтет'ЭЗ. Ежегодник. М., 1994.
82. Капица О.И. Детский фольклор: Песни, потешки, дразнилки, сказки и проч. Л., 1928.
83. Карсавин Л.П. Поэма о смерти. Л., 1991.
84. Кирсанова Л. И. Проблема символического в философии постмодернизма. СПб., 1996.
85. Кирсанова Л.И. Смерть и розы // Ступени. Философский журнал. СПб., 1992, N2(5).
86. Клименкова Т.А. Концепция "смерти человека" или новый гуманизм // Концепции человека в современной западной философии. М., 1988.
87. Колыбельные песни, записанные в курганской области / Составитель - М.Н.Чебыкина. Курган, 1990.
88. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях // Современник. 1860. Т.1.ХХХШ.
89. Крестьянская лирика. Л., 1935.
90. Критика метафизики в постструктурализме (по работам Ж.Дерриды 80-х гг.) Научно-аналитический обзор. М., 1983.
91. Кузьмин Н.В. Круг царя Соломона. М., 1991.
92. Курицын В. Философские-де размышления на тему смерти. Раз, два, три. // Сегодня. М., 1993, N96.
93. Левинас Э. Время и Другое // Патрология. Философия. Герменевтика. Труды Высшей религиозно-философской школы. СПб., 1992, N1.
94. Левинас Э. Значение и смысл // Онтология. Эстетика. Религиозная философия. Труды Высшей религиозно-философской школы. СПб., 1993, N2.ИЗ.Лийв А. Приглашение к пляске смерти // Наука и религия. М., 1988, N3.
95. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Ad Marginem'93, Ежегодник. М., 1994.
96. Лифтон Р., Ольсон Э. Жизнь и умирание // Буржуазные психоаналитические концепции общественного развития. М., 1980. Иб.Лихтенберг-Эттингер Б. Матричная пограничность. СПб., 1993.
97. Лорка Ф.Г. Об искусстве. М., 1971.
98. Майнот Ч.С. О бессмертии и о развитии смерти // Новые идеи в биологии. СПб., 1914, N3.
99. Э.Малахов B.C. Смерть // Современная западная философия. Словарь. М., 1991.
100. Малышев М.А. Проблема смерти в истории нравственно-религиозной мысли // Отношение человека к иррациональному. Свердловск, 1989.
101. Малышев М.А. Проблема смерти в философии "несчастного сознания" // Философские науки. М., 1989, N5.
102. Малявин В.В. Мифология и традиция постмодернизма // Логос. Ленинградские международные чтения по философии культуры. Кн.1. Разум. Духовность. Традиции. Л., 1991.
103. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.
104. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеал рациональности. Тбилиси, 1984.
105. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте. М., 1995.
106. Мамардашвили М., Пятигорский А. Символ и сознание. Иерусалим, 1982.
107. Маркиз де Сад и XX век. М„ 1992.
108. Марков Б.В. Разум и сердце. СПб., 1995.
109. Мельников М.Н. Русский детский фольклор Сибири. Новосибирск, 1970.
110. Мендельсон М. Федон, или о бессмертии души. СПб., 1837.
111. Мечников И.И. Академическое собрание сочинений. ТТ. 11,12. М„ 1956.
112. Минеев В.В., Нефедов В.П. От смерти - к жизни: Идеи русского космизма и проблемы нового понимания смерти и бессмертия. Красноярск, 1989.
113. Михайлов A.B. Мартин Хайдеггер: человек в мире. М., 1990.
114. Монтень М. Опыты. М.-Л. 1958.
115. Муди Р. Жизнь после жизни. Исследование феномена выживания после физической смерти. Л., 1991.
116. Набоков В. Николай Гоголь // Новый мир. М., 1987, N4.
117. Набоков В. Приглашение на казнь. Романы, рассказы, критические эссе, воспоминания. Кишинев, 1989.
118. Надточий Э.В. Власть насилия над жизнью и смертью // Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989.
119. Немилов Л.В. Что такое смерть. Л., 1925.
120. Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. М., 1990.
121. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
122. Новик И.Б. Система: жизнь - смерть. М., 1992.
123. Новикова O.A. К вопросу о восприятии смерти в средние века и Возрождение (на материале испанской поэзии) // Культура средних веков и Нового времени. М., 1987.
124. Новое в современной западной культурологии. М., 1983. 145.0 бессмертии, бутулизме и банках (Опыт русской вечерней беседы)//Художественная воля, N6, Консервирование. 146.0 страшной тайне бытия. Киев, 1993. 147.0браз человека XX века. М., 1988.
125. Пазолини П.Л. Смерть как смысл жизни // Искусство кино. М., 1991, N10.
126. Парамонов Б. Чевенгур и окрестности // Искусство кино. М., 1991, N12.
127. Партэ К. Метаморфоза смерти у Л.Н.Толстого // Русская литература. СПб., 1991, N3.
128. Паскаль Б. Мысли о религии. М., 1902.
129. Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. Т.2. М., 1993.
130. Платонов А. Течение времени. М., 1971.
131. Платонов А. Возвращение. М., 1989.
132. Платонов А. Чевенгур//Дружба народов. М., 1988, N4.
133. Подорога В.А. Власть и познание (археологический поиск М.Фуко) // Власть. М., 1989.
134. Подорога В.А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: С.Киркегор, Ф.Ницше, М.Хайдеггер, М.Пруст, Ф.Кафка. М„ 1995.
135. Подорога В.А. К вопросу о мерцании мира // Логос. М., 1993, N4.
136. Подорога В.А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре Х1Х-ХХ вв. М., 1993.
137. Подорога В.А. Проблема "косвенного" общения (Опыт анализа произведения С.Кьеркегора "Страх и трепет") // Диалектикаобщения. Гносеологические и мировоззренческие проблемы. М., 1987.
138. Подорога В.А. Событие: Бог мертв. Фуко и Ницше // Комментарии. М., 1996, N10.
139. Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М., 1995.
140. Попович М.В. Мировоззрение древних славян. Киев, 1985.
141. Постмодернизм и культура. М., 1991.
142. Постнов О.Г. Тема смерти в ранней лирике А.С.Пушкина // "Вечные" сюжеты русской литературы. "Блудный сын" и другие. Новосибирск, 1996.
143. Проблема человека в западной философии. М., 1988.
144. Рабинович В.Л. Авангард как нескончаемое начало (к со-че(чи)-танию русской футуристической книги // Вопросы литературы. М., 1996, N1.
145. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979.
146. Рабинович В.Л. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. М., 1991.
147. Рабинович В.Л. Человек в исповедальном жанре // О человеческом в человеке. М., 1991.
148. Розанов В.В. Семья как религия // Русский эрос, Или философия любви в России. М., 1991.
149. Розанов В.В. Сочинения в 2-х томах. М., 1990. Розенберг О.О. О миросозерцании современного буддизма на Дальнем Востоке. Пг., 1919.общения. Гносеологические и мировоззренческие проблемы. М., 1987.
150. Подорога В.А. Событие: Бог мертв. Фуко и Ницше // Комментарии. М., 1996, N10.
151. Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М., 1995.
152. Попович М.В. Мировоззрение древних славян. Киев, 1985.
153. Постмодернизм и культура. М., 1991.
154. Постнов О.Г. Тема смерти в ранней лирике А.С.Пушкина // "Вечные" сюжеты русской литературы. "Блудный сын" и другие. Новосибирск, 1996.
155. Проблема человека в западной философии. М., 1988.
156. Рабинович В.Л. Авангард как нескончаемое начало (к со-че(чи)-танию русской футуристической книги // Вопросы литературы. М., 1996, N1.
157. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М„ 1979.
158. Рабинович В.Л. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. М., 1991.
159. Рабинович В.Л. Человек в исповедальном жанре // О человеческом в человеке. М., 1991.
160. Розанов В.В. Семья как религия // Русский эрос, Или философия любви в России. М., 1991.
161. Розанов В.В. Сочинения в 2-х томах. М., 1990. Розенберг О.О. О миросозерцании современного буддизма на Дальнем Востоке. Пг., 1919.
162. Руткевич A.M. "Анатомия деструктивности" Э.Фромма // Вопросы философии. М., 1991, N9.
163. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.
164. Рыклин М. Медгерменевтика. Инспекция культуры // Флэш Арт. Русское издание. М., 1989, N1.
165. Рыклин М. Террологики. Тарту-Москва, 1992.
166. Рязанцев С. Танатология - наука о смерти. СПб., 1994.
167. Сабиров В.Ш. Критический анализ философско-этических оснований современной танатологии // Философские науки. М., 1985, N3.
168. Сабиров В.Ш. Проблема страха смерти в современной танатологии // Философские аспекты духовной культуры. М., 1984.
169. Сабиров В.Ш. Этический анализ проблемы жизни и смерти. М., 1987.
170. Савчук В.В. Кровь и культура. СПб., 1995.
171. Савчук В.В. Проект "Кладбище, или Разговор с вечностью" // Художественная воля. N6. Консервирование.
172. Сартр Ж.П. Бытие и ничто // Философские науки. М., 1989, N3.
173. Сартр Ж.П. Бытие и ничто. Заключение II Философский поиск. Витебск, 1995, N1.
174. Сартр Ж.П. Слова. М., 1966.
175. Седов Л. Пестрая душа. Об отношении к смерти // Родина. М., 1992, N1.
176. Секацкий А.К. Онтология лжи. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. СПб., 1995.
177. Секацкий А. Покойник как элемент производительных сил // Комментарии. М., 1996, N9.
178. Семина К.А. Археология и социология смерти (Анализ исследований 80-х гг.) II Личность и общество в религии и науке античного мира (Современная зарубежная историография). М., 1990.
179. Серафим (Роуз). Душа после смерти. М., 1991.
180. Случаенко И.С. Детская смертность. М., 1976.
181. Смерть. Альманах. СПб., 1910.
182. Соловьев B.C. Оправдание добра. СПб., 1897.
183. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х томах. М., 1990.
184. Стратегии ориентации в постсовременности. СПб., 1996.
185. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
186. Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб., 1994.
187. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
188. Терц А. Прогулки с Пушкиным. СПб., 1993.
189. Тибетская книга мертвых. СПб., 1992.
190. Тимофеев И.В. Терминальные состояния (клинико-лабораторные, патофизиологические и патологоанатомические аспекты). Спб., 1997.
191. Тол стой Л.Н. Исповедь. М., 1992.
192. Тол стой Л.Н. Повести и рассказы. М., 1952.
193. Толстой Л.Н. Путь жизни. М., 1993.
194. Трегубов Л.З., Вагин Ю.Р. Эстетика самоубийства. Пермь, 1993.
195. Трубников H.H. Проблемы смерти времени и цели человеческой жизни // Философские науки. М., 1990, N2.
196. Трубников H.H. Проспект книги о смысле жизни. //
197. Квинтэссенция: Философский альманах. М., 1990.
198. Тульчинский Г.Л. Самозванство. СПб., 1996.
199. Тупицын В. Идеология mon amour // Беседа. Ленинград-Париж, 1988, №7.
200. Тупицын В. Инспектирование инспекторов: Интервью с членами группы "Медгерменевтика" Сергеем Ануфриевым, Юрием Лейдерманом, Павлом Пепперштейном // Флэш Арт. Русское издание. М., 1989, N1.
201. Тупицын В. Сигнатура времени (реабилитация подлога) // Место печати. М., 1995, N7.
202. З.Уваров М.С. Бинарный архетип. СПб., 1996.
203. Уильяме Б. Случай Макропулос: размышления о скуке бессмертия // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
204. Унамуно Мигель де. О трагическом чувстве жизни. К., 1996.
205. Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982.
206. Федорова М.М. Образ смерти в западно-европейской культуре // Человек. М., 1991, N5.
207. Философия бессмертия и воскрешения. Вып.1,2. М., 1996.
208. Философия Мартина Хайдеггера и современность. М., 1991.
209. Фигуры Танатоса. Вып.1. Символы смерти в культуре. СПб., 1991.
210. Фигуры Танатоса. Вып.2. Философские размышления на тему смерти. СПб., 1992.
211. Фигуры Танатоса. Вып.З. Тема смерти в духовном опыте человечества. Материалы международной конференции. СПб., 1993.
212. Фигуры Танатоса. Вып.5. Вторая международная конференция "Тема смерти в духовном опыте человечества." СПб., 1995.
213. Фихте И.Г. Назначение человека. Спб., 1905.
214. Форд А. Жизнь после смерти как об этом было рассказано Джерому Элиссону. Л., 1991.
215. Франк С.Л. Мертвые молчат. М., 1917.
216. Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. Париж, 1956.
217. Франк С.Л. Сочинения. М., 1990.
218. Фрейд 3. Зловещее // РЖ Философия. Сер.З. М., 1994.
219. Фрейд 3. Мы и смерть // Рязанцев С. Танатология - наука о смерти. СПб., 1994.
220. Фрейд 3. "Я" и "Оно". Труды разных лет. В 2-х томах. Тбилиси, 1991
221. Фролов И.Т. О жизни, смерти и бессмертии // Вопросы философии. М., 1983, NN1,2.
222. Фролов И.Т. О смысле жизни, смерти и бессмертии человека: научный реальный гуманизм и нравственно-философские искания в истории русской культуры. М., 1985.
223. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
224. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
225. Фрэзер Д.-Д. Золотая ветвь. М., 1980.
226. Фуко М. Археология знания. К., 1996.
227. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М., 1996.
228. Фуко М. Слова и Вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.
229. Фуко М. Что такое автор? // Лабиринт-Эксцентр, Екатеринбург, 1991, N3. ж
230. Фут Ф. Эвтаназия // Философские науки. М., 1990, N6.
231. Фюлеп Т. Социальные и культурные факторы, влияющие на детскую смертность. М., 1967.
232. Хайдеггер М. Вещь // Историко-философский ежегодник. М., 1989
233. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993.
234. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993.
235. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991.
236. Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
237. Хайдеггер М. Язык. СПб., 1991.
238. Хаймоне Ж.-М. Жертва: зрелище смерти // Ступени. СПб., 1993, N1.
239. Хёйзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988.
240. Цыпин А.Н. История русской этнографии. Т.2, СПб., 1891.
241. Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне). М., 1992.
242. Шестов Л. Сочинения в 2-х томах. М., 1993.
243. Шопенгауэр А. Собрание сочинений в пяти томах. Т.1. М., 1992.
244. Шор Г.В. О смерти человека. Введение в танатологию. Л., 1925.
245. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность. М., 1993.
246. Шпенглер О. Закат Европы. Т.2 // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.
247. Шперк Ф.Э. О страхе смерти и принципе жизни. СПб., 1895.
248. Штейн П.В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п. Т.1, вып.1, СПб., 1898, N31.
249. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
250. Ямпольский М. Демон и лабиринт (Диаграммы, деформации, мимесис). М., 1996.
251. Ямпольский М. Жест палача, оратора, актера // Ad Marginem'93. Ежегодник. M., 1994.
252. Ямпольский M. Смерть в кино II Искусство кино, М., 1991, N9.
253. A safer Death: Multidisciplinary aspects of terminal care. N.Y., L., 1989.
254. Aries Ph. Images of Man and Death. L., 1985.
255. Baudrillard J. L'change symbolique et la mort. P., 1976.
256. Davidson H. The Lexicon of Death // Communicating issues in thanatology. N.Y., 1976.
257. Deleuze G. Foucault. Minneapolis, 1986.
258. Deleuze G. Schizophrenic and Language: Surface and Depth in Lewis Carroll and Antonin Artaud // Textual Strategies. Perspectives in Post-structuralism. N.Y., 1981.
259. Deleuze G., Guattari F. Nomadology: The War Macnine. N.Y., 1986.
260. Demske J. Being, man and death. A key to Heidegger. Kentucky, 1970.
261. Foucault M. Madness and civilization. A History of Insanityin the Age of Reason. N.Y., 1973.
262. Foucault M. Naissance de la clinique. P., 1993.
263. Goldberg J. Death and His Brother. Sex: Mechanisms of Death-Denial and Consciousness-Raising in the Literature of "Love" // Communicating issues in Thanatology. N.Y., 1976.
264. Gorer G. The Pornography of Death // Death: Current Perspectives. Mayfield, 1976.
265. Heidegger M. Being and Time. N.Y., 1962.
266. Калчев И.П. Етюди за смъртта. София, 1989.
267. Калчев И.П. Метафизика на смъртта. София, 1993.
268. Kastenbaum R. Reconstructing Death in Postmodern Society // Omega. Journal of Death and Dying. N.Y., 1993, vol.27(1).
269. Kluge E. The practice of death. L., 1975.
270. Koestenbaum P. The vitality of death. Essays in existential psychology and philosophy. Westport, 1971.
271. Kothari M., Mebta L. Death: A new perspective in the phenomen of desease and dying. L., 1986.
272. Levinas E. Totality and infinity. Pittsburgh, 1969.
273. Life After Death. L., 1977.
274. Lingis A. Deathbound subjectivity. Bloomington, 1989.
275. Mirrors of Mortality: Studies in the Social History of Death. L., 1981.
276. Mitford J. The American Way of Death. N.Y., 1963.
277. Perret W. Death and immorality. Nijhoff, 1987.
278. Perspektiven des Todes. Interdisziplinares Symposion 1. Heidelberg, 1990.
279. Poster M. The Mode of Information. Poststructuralism and Social Context. Chicago, 1990.
280. Russian Necrorealism: Shock Therapy for a New Culture. Bowling Green, 1993.
281. Salladay S. In the Event of Death // Omega. Journal of Death andDying. N.Y., 1982-1983, vol.13(1).
282. Sartre J.-P. Letre et le neant. P., 1977.
283. Shneidman E. Deaths of Men. N.Y., 1973.
284. The Sociology of Death: theory, culture, practice. Oxford, 1993.
285. Thomas L.-V. La Mort. P., 1985.
286. Thomas V. Death and the meaning of human existence: a phenomenological existentialist inquiry // Ind. philos. quart. N.S. - Pune, 1989, vol.16, N2.