автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Представления о смерти как детерминант социальной практики
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Губанова, Наталья Дмитриевна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИДЕЯ СМЕРТИ В ТРАДИЦИИ ЕВРОПОЦЕНТРИЗМА
1.1. Методологические принципы и гносеологические основания изучения проблематики смерти.
1.2. Общие представления и отношение к смерти в христианской традиции
1.3. Трансформация представлений о смерти в новоевропейский период.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ПОЛИВАЛЕНТНОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СМЕРТИ
2.1. Представления о смерти в сознании современного человека
2.2. Особенности восприятия и отношения к смерти в российском обществе
2.3. Коррелятивные связи ощущения конечности личного существования и поведенческой модели
Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Губанова, Наталья Дмитриевна
Актуальность темы исследования. В последние десятилетия XX века в силу уникального комплекса социальных, экономических, политических, экологических и прочих причин проблема смерти стала весьма актуальной в современном мире. Проблеме смерти уделяется большое внимание на страницах научных и теологических журналов. Ей посвящаются конференции и труды историков, философов, психологов и др. Определенная популярность и даже неестественно болезненный ажиотаж вокруг этой проблемы уже становится заметным препятствием серьезным танатологическим исследованиям, обвиняемым, в том числе и в конъюнктурной ориентированности. Возникает потребность подвести черту под этапом недифференцируемой всеядности в обращении к теме смерти, когда казалось, что вездесущность смерти, ее символов, знаков, следов открывает необъятность возможностей работы с ними, когда казалось, что простое собирательство ее атрибуций откроет новые перспективы ее понимания.
Апология смерти и «метафизика» ужаса занимают видное место в культуре XX века. Это связано, прежде всего, с такими трагическими событиями как первая и вторая мировые войны.
Возведение смерти в Абсолют выросло до масштабов гигантского социального явления, стало феноменом массовой культуры. Демонстрируемые в фильмах многочисленные сцены насилия и убийства вольно или невольно воспитывают зрителя в духе философии «бытие перед лицом смерти», т.е. постоянной обращенности сознания к смерти.
Осмысление человеком перспективы небытия формирует у него особое отношение к настоящему. Значимость настоящего возрастает, оно оказывается тем ограниченным временем, которое есть у личности для реализации ее потенциала.
Осознание собственной смертности - индикатор человеческой принадлежности. Переживание события смерти, обустройство его в культуре сопутствуют человеческой жизни, делая ее именно человеческой. В настоящее время тема смерти выпала из структуры ориентационных регулятивов жизненных стратегий. Более того, познавательная фиксация внимания на ней стала идентифицироваться с признаками девиантной маргинальное™ и даже социальной психопатологии. Немыслимая тема, между тем, интенсивно задействована в структуре социально-политических детерминаций.
Существуют и другие особенности исследовательской ситуации. Как показывает ряд текстов, тема смерти в русской ментальности имеет ряд специфических особенностей. Обустройство России в цивилизованном мире западного образца предполагает осуществление определенных изменений сознания, в том числе сознания смерти, необходимо обретение культуры смерти, переживания тяжелой утраты, выработки отношения к этим событиям как естественным, а кроме того, обладающим специфической человеческой значимостью.
Таким образом, тема смерти предстает сегодня многогранной призмой, отражающей не просто культурно-философскую ситуацию времени и провоцирующей в связи с этим серьезное и многослойное культурологическое и философское осмысление своего содержания. Проблема смерти требует большей устойчивости, проясненности и группированности своих философских, культурологических оснований.
Отсутствие современных исследований в области социальной философии, в которых бы присутствовал развернутый анализ темы смерти с мировоззренческих позиций на основе не только ретроспективной информации, но и современных эмпирических материалов, оказывается важным упущением в разработке данной проблемы. Данная ситуация характерна в большей степени для отечественной науки, хотя и в зарубежной литературе преимущественно рассматривается теоретический аспект проблемы.
Это обстоятельство заставило нас обратить внимание на столь важное упущение. На общем фоне пока еще стихийных и концептуально неоформленных публикаций, посвященных проблеме смерти в целом, актуальность настоящего исследования представляется несомненной.
Диссертант обращает свое внимание на мало исследованной, но, весьма важной проблеме - проблеме детерминирующего характера представлений о смерти, существующих в обществе по отношению к социальной практике.
Степень разработанности проблемы. Как уже было сказано выше, в последнее время стало появляться множество публикаций, касающихся различных аспектов проблемы смерти. Наряду с классическими исследованиями темы смерти, принадлежащими истории философской мысли (Платон, Августин, Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше, Шпенглер, Фрейд, Хайдеггер, Федоров, Шперк, Булгаков, Карсавин и др.), высокий статус приобретают современные поиски, в которых историческая проблематика смерти, Апокалипсиса, Конца истории и культуры анализируется в контексте современной социокультурной ситуации.
Сегодня мы можем уже с полной уверенностью говорить о таком направлении в танатологии как философская танатология. Отражением этого исследовательского периода в отечественной литературе стали такие издания как Лав-рин А. Хроники Харона. Энциклопедия смерти. М., 1993; Рязанцев C.B. Танатология - наука о смерти. СПб., 1995, а также четыре выпуска философского альманаха «Фигуры Танатоса» (СПб., 1991, 1992. 1993 и 1995 гг.). Однако собирательно-энциклопедическая стратегия в итоге ведет к рассеиванию признаков и характеристик функционирования смерти в ее предметной разнородности и тем самым к отсрочке серьезного анализа проблемы. Так возникает необходимость сужения исследовательского горизонта.
В связи с этим, представляется необходимым отметить ряд имен ученых, которые внесли весомый вклад в разработку комплексных проблем танатологии. Из зарубежных ученых, изучающих проблемы смерти еще с 60- 70-х гг., хотелось бы особенно отметить французских танатологов: Е. Морина, JI.-B. Тома, Г. Кори и Ф. Арьеса, позже их идеи подхватили М. Вовель и К. Рабье. В целом же, говоря о заслугах зарубежной танатологии, должны прозвучать еще следующие имена: П. Тиллих, С. Хук, С. Гроф, Е. Шнейдман, Т. Вальтер, Р. Кастенбаум, Ржевский Л.Д., С. Левин, Грэм Б., Л. Мебта, А. Мирвиш, В. Пер-рет, К. Шабани и др. Среди отечественных исследователей, публикации которых были посвящены комплексным проблемам смерти и, увидели свет, преимущественно, в 90-е годы XX века, следует назвать такие имена как Аванесов С.С.,Антоненко В.З., Балашов Л.Е., Бородай Ю.М., Гуревич А.Я., Гуревич П.С., Демичев A.B., Исупов К.Г.,Конева A.B., Красненкова И.П., Полосухин Б.М., Рязанцев С., Рашидов С.Ф., Перова Л.И., Абышко О.Л., Белов В. Н., Горелкин М.В., Зайцева Т.П., Левин Г. Д., М. А. Малышев, Надточий Э.В., По дорога В. А., Рабинович В.Л., Сабиров В.Ш., Сапожников В.Р., Секацкий А.К., Смирно-вЮ.А., Стрелков В.И и другие.
Значительную долю среди публикаций вышеперечисленных авторов занимают статьи в различных периодических изданиях и сборниках, количество же монографий пока еще минимально.
В 1999 году издательством Русского Христианского Гуманитарного института города Санкт-Петербурга был выпущен, сборник «Идея смерти в российском менталитете», под редакцией Ю.В. Хен. На сегодняшний день эта коллективная работа является, пожалуй, лучшей, среди аналогичных сборников. В проведенном исследовании авторы пытались отразить и проанализировать не навязываемые извне идеологические клише, а реальное состояние современного российского менталитета в отношении к смерти. К работе над проектом был привлечен широкий круг и философов-профессионалов и специалистов из самых разных областей. В многообразии подходов к рассматриваемой теме можно выделить три основных направления, три группы. Авторы одной группы статей делают акцент на роли представлений о смерти в культуре, прослеживают связь этих представлений с искусством. Другая группа статей обращена к исследованию естественнонаучного аспекта темы смерти. И, наконец, третья группа сориентирована на анализ самих представлений о смерти как концептуальных образований определенной эпохи. Однако, при всех положительных моментах данной работы социальные аспекты проблемы смерти оказались, к сожалению, практически не разработанными.
Проблеме темпорального характера образа смерти, исторической эволюции идеи смерти в общественном сознании, посвящены труды Ф. Арьеса, Ж. Бодрийара, М. Вовелля, А. Я. Гуревича, М. Федоровой и Л. Перовой. Монография Ф. Арьеса «Человек перед лицом смерти» до сегодняшнего дня остается лучшим изданием,в котором наиболее плодотворно и концептуально проанализированы трансформационные процессы, происшедшие в общественном сознании во взглядах на смерть.
Общим вопросам танатологии, посвящены работы П. С. Гуревича, К. Г. Исупова, Р. Кастенбаума, С. Левина, М. А. Малышева, В. И. Стрелкова, В. Томаса, Н. Н. Трубникова.
Отдельное направление формируют врачи-философы, которые во второй половине XX века сосредоточили свое внимание на проблеме умирания и посмертных «видениях» людей, переживших клиническую смерть. Здесь особый интерес представляют работы доктора Р. Моуди, профессора психиатрии и психологии Э Кюблер-Росс, А. Бейли, Е. Роудин, Р. Ноеша и других.
Исключительный интерес для нашего исследования представляет научная публикация петербургского философа-танатолога Андрея Демичева. Одну из глав автор посвятил рассмотрению проблемы смерти в ряде философско-антропологических и общегуманитарных построений XX столетия, что для настоящего диссертационного оказалось весьма ценным. Пожалуй, из всех публикаций на сегодняшний день, Демичев в своей монографии один достаточно близко подошел к социальной области танатологии.
Таким образом, несмотря на кажущиеся изобилие литературы по танатологии, среди отечественных и зарубежных публикаций, нет исследований, посвященных анализу коррелятивных и детерминирующих связей поведенческой модели социума и существующих в нем представлений о смерти. Отсутствуют также работы, где была бы показана и проанализирована роль, которую играли и продолжают играть, образы смерти в кризисном социуме.
Цели и задачи исследования. Диссертант ставит перед собой цель показать процесс формирования современных представлений о смерти и их влияние на поведенческую модель социума.
Это предполагает постановку и решение следующих задач:
- исследуя и анализируя труды европейских мыслителей, проследить поэтапно процессы формирования и трансформации представлений о смерти;
- опираясь на метод феноменологического исследования, показать единую для Европы и России схему изменения типа сознания и как следствие изменение восприятия и отношения к смерти;
- проследить по социально-временным срезам эпохи характер связей между существующими представлениями о смерти и конкретной социальной практикой;
- обозначить специфические особенности звучания темы смерти в русской ментальности;
- показать особенности отношения к смерти различных социальных групп современного российского общества;
- проследить зависимость формирования поливалентных представлений о смерти в обществе и переживание им кризисных явлений.
Методологическая и теоретическая основы работы. В диссертации были использованы методологические принципы современной социологии, что позволило рассмотреть проблему восприятия и отношения к смерти с качественно новых позиций. Использование феноменологического метода исследования сделало возможным рассмотрение коррелятивных связей восприятия смерти и социальной практики. При анализе проблемы автор также опирался на скептический метод, и такие принципы как подтверждение, верификация, аналитическая ясность и эмпирическая проверка. В исследовании были использованы работы Пола Куртца, О.В. Суворовой и Т.В. Карсаевской, посвященные методологическим аспектам исследования проблематики смерти. В своих поисках диссертант опирался на диалектико-материалистический метод познания, руководствовался принципами историзма, конкретности и развития.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
- при анализе процессов формирования современных представлений о смерти выявлен характер зависимости отношения к смерти и трансформации уровня сознания;
- с помощью скептического метода рассмотрены проблемы поливалентности представлений о смерти в современном обществе, что позволило, оставаясь на научных позициях, уделить внимание нетрадиционным и еще недостаточно изученным мировоззренческим концепциям;
- в результате сравнительного анализа европейского и российского пути формирования и трансформации представлений о смерти были выявлены общие идейные истоки отношения к смерти;
- на основе эмпирического исследования был показан ряд специфических особенностей восприятия смерти в русской ментальности, которые свидетельствуют о не совсем обычном отношении к ней, выражающееся в чрезмерной болезненности или дорефлексивной отстраненности.
- в настоящем исследовании сделана попытка показать детерминирующий характер бытующих в социуме представлений о смерти по отношению к наблюдаемой социальной практике;
На защиту выносятся следующие положения: 1. Развитие индивидуального уровня самосознания привело к усиленной рефлексии над темой места смерти в жизни человека, что в свою очередь породило проблему поливалентности представлений о смерти. В процессе социально-исторического развития общества можно наблюдать, как постепенно происходила трансформация человеческого сознания. От уровня коллективного сознания, когда человек как бы растворялся в социуме, до появления, развития и абсолютизации индивидуального. Всем этим трансформациям соответствовали и мировоззренческие изменения, которые главным образом затрагивали основные бытийственные проблемы - проблемы жизни и смерти.
2. Знание о смерти всегда выступало важным фактором социализации: «великая битва со смертью», облаченная в ритуальную форму инициации, является обязательным условием для вхождения подростка в жизнь «настоящих» людей племени. Человек воспринимает бытие не только как жизнь в настоящем, но и в прошлом, и в будущем его ожидает превращение в нечто неведомое. Такое понимание судьбы и порядка мира одновременно дает небывалую власть социуму над индивидом, вынуждая его жить в соответствии с заведенным обычаем и установленным порядком.
Этот механизм в современном обществе постепенно начинает отказывать, так как по мере усложнения социума и развития систем морали, контроль за поведением индивида перемещается из сферы непосредственного общинного регулирования в область интимных отношений человека с богом, а в тех случаях, когда доминирующем оказывается атеистический взгляд на мир, источником морального поведения человека становится его совесть. В условиях общественного кризиса нравственные императивы оказываются весьма зыбкими, что приводит к дезорганизационным процессам в сознании индивида.
3. Несмотря на принципиальные социально-культурные различия Европы и России, эволюционные процессы отношения к смерти развиваются по одному сценарию. Два суперэтноса фактически параллельно, но совершенно по-разному, пережили процессы формирования и трансформации представлений о смерти. Первые этапы складывания картины мира фактически идентичны: и один и другой суперэтнос прошли период оформления совокупности понятий, представлений, образов и воззрений, общий смысл которых можно рассматривать как содержательную предпосылку философского взгляда на мир; потом начался длительный период главенства христианской традиции и произошло фактически первое «разветвление» дерева представлений о смерти, причем каждая ветвь сохранила свою самобытность до сегодняшнего дня. Таким образом, генезис отношения к смерти оказывается общим, что дает право рассматривать российское восприятие смерти в традициях европоцентризма.
4. Процесс трансформации отношения к смерти в России имел свои важные особенности. Главным водоразделом здесь будет являться то, что в мировоззрении русского народа длительное время окажутся незыблемыми общинные установки, препятствующие развитию индивидуального сознания. Таким образом, процесс десакрализации, всегда сопровождающий индивидуализацию, в сознании русского народа начнется гораздо позже и обусловит кризисные дез-организационные процессы в сознании современного социума.
5. Процессы и явления, происходящие в современном обществе, можно объяснить, зная характер связи между мировоззренческими установками и практической деятельностью. В период формирования мировоззренческой картины, социальная и природная действительность детерминировала складывание определенных представлений о смерти. Однако в современных обществах, мы можем наблюдать обратные процессы: в условиях неустойчивой, размытой социальной действительности существуют многообразные концепции миропонимания. Таким образом, теперь уже представления о смерти играют роль детерминанты социальной практики.
Практическая значимость работы заключается в том, что основные положения и выводы данного диссертационного исследования могут быть использованы:
- в дальнейших исследованиях по социальной танатологии;
- в преподавательской деятельности в рамках курсов по социологии личности, социальной психологии, культурологии; спецкурсов «Социальные изменения и социальная стабильность», «Социальное развитие и социальный прогресс» и т.д.
12
- как рекомендации в моделировании собственного жизненного сценария;
- при составлении прогнозных сценариев поведенческой модели человека в условиях кризисного социума;
- в работе геронтологических и психо-реабилитационных центров;
Апробация работы. За время работы над диссертационным исследованием, автором был апробирован ряд его смысловых компонентов. Положения и выводы диссертации обсуждались на краевых и межрегиональных научных конференциях, научно-методологических семинарах кафедры социологии и социальной работы СевКавГТУ, использовались при проведении учебных занятий по теме «Традиции русской народной культуры» в Северо-Кавказском государственном техническом университете. Четыре статьи по теме исследования общим объемом 1,5 п. л. были опубликованы в сборниках научно-философских трудов.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, примечаний и заключения. Общий объем работы 150 машинописных страниц. Библиография включает 212 наименований.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Представления о смерти как детерминант социальной практики"
Результаты исследования, проведенного диссертантом, позволяют выявить некоторые корреляции и детерминанты представлений о смерти и поведенческой модели социума.
Вопрос о времени и ходе складывания представлений о конечности бытия приобретает важное значение в понимании проблемы поливалентности таких представлений. Так, подавляющее число респондентов отметили, что впервые осознали присутствие смерти в этом мире в детском и подростковом возрасте (87%). Примерно в это же время у них сформировались и общие представления о смерти и ее «последствиях». Это, в общем, соответствует результатам исследований психологов, которые отмечают наличие определенных «сенситивных периодов» (3-5, 7-8, 9-12 лет, подростковый возраст), в которые у ребенка появляются, и изменяется представление о смерти. Важным оказывается то, что первые свои знания о смерти дети и подростки получают преимущественно от родителей (57%), которые сами не имеют четких представлений о смерти и том, что за ней следует (92%). Таким образом, взрослый человек в течение жизни вынужден корректировать свои представления с учетом накопленного опыта и знаний о мире. Поэтому не удивительно, что достаточно большая часть респондентов хоть раз, но изменяли свое восприятие смерти (46%). Как правило, такие трансформации были обусловлены фактом собственной близости к смерти или близости к ней любимого, родного человека. При этом, на первый план выходят религиозные представления, часто измененные до не узнаваемости, но с обязательным наличием веры в потусторонний мир.
Представления о смерти до столкновения с фактом смерти в процентах, %) [-] 29
Представления о смерти после факта столкновения со смертью (в процентах, %)
Ш естественно-научные ■ религиозные □ космические И неопределенные
Ш 67
Далее мы наблюдаем наличие трагической по своей сущности психологической проблемы и в то же время очень опасной социальной проблемы. Дело в том, что большинство респондентов и экспертов (69%) согласились с тем, что вера в жизнь после смерти наделяет смыслом существование человека в этом мире, но в то же время, к любым идеям жизни после смерти они отнеслись недоверчиво, или затруднились в ответе. Поэтому, с одной стороны, мы видим, как разрушение идеалов повлекло за собой неверие в хорошее, благополучное, оптимистическое будущее. «Мы все умрем раз и навсегда!» - таков окончательный приговор нашей эпохи. И человек трепещет при осознании этого, что порождает для него массу психологических проблем. С другой стороны, пессимистические прогнозы бытия, порождают либо социальную пассивность, либо протестующую активность, проявляющуюся, как правило, в агрессивном ключе.
Эта проблема тесно связана с вопросом о бессмертии человека. При рассмотрении этого вопроса, опять обнаруживаются колебания, сомнения в построении мировоззренческой картины: большинство, веря в различные формы бессмертия, предпочитают выпить волшебный Эликсир Бессмертия, чтобы жить вечно, несмотря на психологические последствия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема смерти никогда не возникает как самостоятельное, ни от чего не зависящее явление жизни. Своим существованием она обязана множеству событий жизни, среди которых, возможно, самое незначительное и вроде бы весьма отдаленное от этой проблемы на первый взгляд вдруг оказывается последним. Наиболее сильно проблема смерти сказывается на воле к жизни, на тех интуициях, которые утверждают ценности личной жизни человека. Несмотря на то, что смерть уже «поселилась» в сознании, указывая на неизбежность предела жизни, интуиция, тем не менее, старательно охраняет жизнь, стараясь вселить надежду на то, что событие смерти случится не вот-вот, а много, много позже.
Проблема смерти медленно наполняет жизнь неподвижным и плотным сумраком, пробуждает в душе глухой протест, который сохраняется в течение всего времени оставшейся жизни, и невозможно к нему привыкнуть. Но коль скоро этот протест против ничто, пустоты и зла, которые несет в себе смерть, приобрел право на свое существование, коль скоро человеку приходится с ним считаться, то именно он становится причиной поиска средств противодействия смерти. Иначе говоря, не решить проблему смерти, а выразить в себе и для себя смысл смерти как смысл итога всей жизни.
Переживание неизбежности собственной смерти, становясь жизненной проблемой, приводит человека к поиску личной формулировки смысла смерти. В ней, этой формулировке, должна отразиться та жизненная конкретность, которая будет свободна от растворения в бесконечности и тем более превращения в безликое ничто. Присутствие жизненной конкретности в формулировке смысла смерти подобно посоху в руке странника, на который он опирается и без которого дорога кажется слишком утомительной.
Смысл идеи смерти заключается для человека в том, чтобы найти или создать для себя такое предельное понятие, при помощи которого он смог бы усвоить не только всю глубину прекращения жизни, но и весь пафос исцеления и
172 спасения. Иначе говоря, «и Жизнь воспеть, и Смерть возвысить» . Это значит, что необходимо построить всю «после-опытную» жизнь таким образом, чтобы неизбежность смерти не присутствовала в настоящем, но всегда оставалась бы на своем строго отведенном ей месте в будущем.
Человек в культуре, несмотря на ту или иную степень свободы мышления и действия, рефлексивно обнаруживает себя в ситуации нормированности своих эсхатологических оснований жизни. При этом одним из главных определяющих принципов этой структуры является, как уже неоднократно отмечалось, отношение к смерти. Даже в культурах с явным аксиологическим предпочтением жизни смерть играет роль экранирующего элемента, формирующего горизонт желания и действия. Смерть как финал и как итог жизни придает культурному образованию завершенность ее структуры, окончательность конфигурации, весомость ее общего значения. «Смерть есть закон, императив нашего существования»173.
Современное понимание смерти участвует в современном матричном представлении об устройстве нашего сущего мира. В широком философско-культурологическом аспекте она уподобляется тому, что никогда, по своему определению, смертью не бывает. Фронтальная амбивалентная функциональность смерти в современной культуре и философии опознается и маркируется, прежде всего, сосуществованием взаимосвязанных, но различающихся концепций смерти, которые условно можно обозначить как традиционную концепцию и нетрадиционную.
Различие концепций смерти совпадает и в известной мере участвует в различии классических философии и ментальности, основанных на картезианских рационалистических установках, и неклассических ментальных, философских и общегуманитарных стратегий, делающих ставку на экзистенцию, бессознательное.
Для классической концепции характерно понимание смерти как безусловного органического конца макросуществования. Отдавая предпочтение модели естественной смерти, традиционная концепция размещает смерть в конце линейно-гомогенного жизненного континуума. Смерть представляется неизбежным концом не сама по себе, а в силу предельности жизни. Смерть приходит тогда, когда исчерпанбы жизненные ресурсы. Традиционная парадигма стремится увидеть естественный позитивный момент умирания именно в его своевременности и мгновенности, в целом же вменяя смерти абсолютную негативность, бессмысленность, в связи с чем внутрижизненная стратегия устремляется к максимальному усложнению и удлинению биографической траектории, упрочению жизненного запаса, укоренению смысла. Открытая, бесхитростная, предельно серьезная, оснащаемая научными, медицинскими и прочими прожектами овладением бессмертием, война со смертью движет в целом традиционными представлениями о жизни и смерти.
Нетрадиционная концепция смерти становится следствием ряда обстоятельств общей трансформации мышления; сама задает и ориентирует перспективы неклассического мышления. Современную неклассическую концепцию смерти отличают три взаимосвязанные содержательные пункта ее понимания: смерть сосуществует с жизнью; смерть - глобальный результат частичных смертей; модель «насильственной» смерти предпочтительней модели «естественной» смерти174. Таким образом, смерть предстает, прежде всего, как внут-рижизненное событие, микрособытие, событие не затрагивающее бытийные основания. Такой подход к событию смерти представляется более продвинутым в своей попытке ухватить двойственную природу смерти и ее антропологическое значение в связи с этим.
Современная цивилизация, предоставляя человеку широкие демократические свободы, технологически обеспеченные возможности, вместе с тем про-блематизирует человеческую самость, самойдентифицированность. Нынешняя скоростная, дальнодействующая динамика жизни, социальное пространство, пронизанная электоронно-симуляционными средствами коммуникации, компьютерная и виртуальная реальности разламывают человеческую индивидуальность, разбирают структуру личностного присутствия в мире. Смерть становится последним прибежищем, стержневой осью человеческого бытия.
Обращенность к смерти, экзистирование за пределы наличного бытия дает возможность человеку спроектировать свою самость, исключив помехи повседневной размытости.
В XX веке объем медицинских знаний о смерти, как и о возможностях реанимации, о путях увеличения продолжительности жизни качественно возрастает. Но смерть по-прежнему остается непреодолимой, и современный человек с его рационализированным мышлением, с его сциентистскими и технократическими установками, с его верой в безграничность научно-технического прогресса никак не может смириться с этим. С другой стороны, «священное искусство умирания», которому обучали все религии и многие философские системы прошлого, оказались для большинства населения утраченным. В результате происходит своего рода вытеснение смерти из сознания - индивидуального и общественного, из сферы культуры.
Утрата смертью ее традиционного места в общественном сознании оказывает, в свою очередь, огромное воздействие на всю современную культуру. Кризисное состояние общества имеет причиной то, что «мы разучились осмысливать фундаментальную для нас соединительно-разъединительную дизъюнк1 цию Жизнь-Смерть» , а в результате смерть превратилась в грозный и необъяснимый фактор, разрушающий все, что сделал человек за всю свою жизнь. Во всей истории человечества современная культура оказалась единственной, лишенной приемлемого для всего населения объяснения смерти.
Это явление, таким образом, предстает как один из факторов, оказавших влияние на многие трагические события XX века. Например, оно имеет определенное значение для объяснения геноцида, характерного для тоталитарных режимов176. Однако и в демократических государствах происодит обесценивание смерти, и здесь имеет место возрастание некрофильских тенденций.
Вместе с тем оборотной стороной деперсонализации смерти становится увеличение трагизма в ее восприятии. Именно этим. Видимо, объясняется характерный для нашего времени синкретизм в способах защиты от страха смерти, возрождение всех ее форм, созданных в истории культуры - как западной, так и восточной. Сложившаяся ситуация стимулирует возобновление интереса к феномену смерти - интереса, все в большей степени проявляющегося и в массовом сознании, и в искусстве, и в философии.
Принятие той или иной позиции в восприятии смерти детерминируется личным опытом, особенностями мировоззрения и наличными компонентами личностного знания. Вместе с тем в результате такого принятия само личностное знание может быть подвергнуто качественным преобразованиям, переструктурированию, вполне вероятными являются существенные изменения в ценностных ориентирах и жизненных приоритетах. А это является основанием для утверждения о том, что накопление явных и неявных представлений об умирании, смерти, возможностях бессмертия, может рассматриваться как один из важнейших системообразующих факторов формирования личностного знания в целом. В обыденных ситуациях знания о смерти оказываются в области неосознаваемого, тем не менее, они оказывают существенное, хотя и неявное, влияние на поведение и целеполагание человека. Актуализация же таких знаний происходит в ситуациях выхода за пределы повседневности. Именно в эти чрезвычайные периоды они приобретают первостепенное значение для определения человеком смысла и ценности жизни и смерти.
В рамках настоящей научной работы мы попытались прояснить и классифицировать лишь некоторые смыслополагающие грани многоликого явления смерти, отразившиеся в различных сферах индивидуального и общественного сознания. В результате произведенного диссертационного исследования детерминирующих оснований представлений о смерти были решены следующие поставленные задачи:
1) на основе анализа трудов европейских мыслителей, удалось проследить поэтапно процессы формирования и трансформации представлений о смерти;
2) благодаря использованию феноменологического метода исследования, стала очевидной единая для Европы и России схема изменения типа сознания и как следствие изменение восприятия и отношения к смерти;
3) определены по социально-временным срезам эпохи характер связей между существующими представлениями о смерти и конкретной социальной практикой;
4) выявлены специфические особенности звучания темы смерти в русской ментальности;
5) показаны и проанализированы особенности отношения к смерти различных социальных групп современного российского общества;
6) выявлен характер зависимости формирования поливалентных представлений о смерти в обществе и переживание им кризисных явлений.
Важнейшие новации работы при этом связаны с:
1) выявлением характера зависимости отношения к смерти и трансформации уровня сознания путем анализа процессов формирования современных представлений о смерти;
2) рассмотрением проблем поливалентности представлений о смерти в современном обществе с помощью скептического метода, что позволило, оставаясь на научных позициях, уделить внимание нетрадиционным и еще недостаточно изученным мировоззренческим концепциям;
3) выявлением общих идейных истоков отношения к смерти европейского и российского социума;
4) определением ряда специфических особенностей восприятия смерти в русской ментальности на основе эмпирического исследования, которые свиде
121 тельствуют о не совсем обычном отношении к ней, выражающееся в чрезмерной болезненности или дорефлексивной отстраненности;
5) определением детерминирующего характера бытующих в социуме представлений о смерти по отношению к наблюдаемой социальной практике;
Полученные результаты позволяют сориентироваться в перспективах дальнейшего философского исследования проблемы смерти. Философские и культурологические основания изучения проблематики смерти должны помочь человеку войти в смерть достойно и гармонично. Знание и принятие неизбежности, осознание позитивности и придание суверенности собственной смерти должно явиться предельным витальным основанием самоидентификации личности, выступить ориентирующим и проектирующим началом человеческой жизни, придать суверенной жизни человека образ смысловой завершенности.
Список научной литературыГубанова, Наталья Дмитриевна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Абрамович Н.Я. Смерть и художники слова//Смерть: Альманах. - СПб., 1910.-С. 209-284.
2. Абэ Сигэру Религия материалиста. Вселенская жизнь человека. М.: Аспект-Пресс, 1993.
3. Аванесов С.С. Философия суицида. Томск, 1998.
4. Актуальные проблемы философского атеизма. Свердловск - Вып. 1. -1989.
5. Алексеев H.A. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. -Новосибирск, 1980.
6. Анохин A.B. Материалы по шаманству у алтайцев. М., 1924.
7. Антоненко В.З. Происхождение и эволюция идеи о посмертном существовании. -Казань, 1980.
8. Баксанский O.E., Васина Л.В. Эпитафия как выражение портрета эпо-хи//Идея смерти в российском менталитете/Под ред. Ю.В. Хен. СПб.: РХГИ, 1999.
9. Балашов Л.Е. Жизнь. Смерть. Бессмертие. М.: Прогресс, 1996.
10. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Academia, 1990.
11. Бейли А. Проблема смерти: Выдержки из произведений А.А.Бейли и Тибетского Учителя Джуал Кхула. М.: ЛОРИЭН: Фирма С.Е.Т., 1995.
12. Белов В.Н., Липидин Р.Г. Жизненное пространство в воззрениях русских философов серебряного века. //Жизненное пространство человека и об14