автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Философские основания науки о языке

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Носенко, Татьяна Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Философские основания науки о языке'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Философские основания науки о языке"

КИЕВСКИЙ ИНСТИТУТ политологии И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

На правах рукописи

НОСЕНКО Татьяна Борисовна

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ О ЯЗЫКЕ

(Диалектический материализм — адекватная методологическая база исследования языка)

Специальность 09.00.01 — диалектический и исторический материализм

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Киев — 1991

Диссертация выполнена на кафедре философии, теории и истории социализма Киевского государственного педагогического института иностранных языков.

Научный руководитель — доктор философских паук, профессор Шубняков Б. П.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Попов Н. В.;

кандидат философских наук, доцент Скрипка П. И.

Ведущая организация — Киевский государственный университет им. Т. Г. Шевченко.

Защита состоится « $ »__1991 года

в /Ь часов на заседании специализированного совета К 151.13.03 в Киевском институте политологии и социального управления (252655, ГСП, Киев-119, ул. Мельникова, 36/1, зал заседании совета).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Киевского института политологии и социального управления.

Автореферат разослан « /¿¿. » )991 г.

Ученый секретарь специализированного совета

ТУПЧИЕНКО Л. С.

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность тзмы исследования. Базисом научного знания, как известно, являются идеалы и нормы исследования, научная казтина мира, а такге философские основания. Философия активно участвует в выдвизенаи а построении теорий, утверждении новых • ядзЗ, призванных к тому, чтобы раскрыть одну из стороа научной картины мира.

Философские основания развития науки различны. Существуют, как известно, диалектико - материалистические, метафизические, идеалистические, позитивистские основания и их разновидности.

Было Оы упрощением абсолютно противопоставлять вышеуказанные философские направления в науке. Идеалистические а позитивистские концепции зачастую вклгчают в себя интересные разработки отдельных проблем, они без сомнения могут слузгать и одаэд^леднь1« методологическим основанием развития конкретны! ааук. В свою очередь, догматические и схоластические явления, проавкаша в материалистическую философию, способны тормозить, логао оризати-ровать конкретные исследования частных ааук.

Учитывая сложность и мыогоаспектность проблемы философских основания науки, автор выделил задачу раскрытия места и роли ливь диалектико - материалистических олдованиа в развитии языкознания, не игнорируя и немарксистских направлений в методологии тан, где это имеет значение для рассмотрения главная проблемы исследования.

Проблема влияния на результаты познавательного процесса методологической подготовленности исследователя не нова. Однако, с появлением диалектико -материалистической ^илссо^ик ученые получили наиболее всесторонний методологический инструмент исследования действительности.

Fía последнем Есемирном философском конгресса в Брайтоне 19ЯЯ г./ философами Запада подчеркивалось, что марксизм ,тив8Т и развивается во мкогкх странах мира.'Яго *-ггодоло-гия / хотя часто она и яз называется марксистской / приканязтся многими философами мяра в контексте мировой общественно:! масли как одно из ее направлений, как досто.тие млроаоЯ культуры.

Это особенно г.аракте.рч*о длн исследователей с зирскам tboj-j-тэтзским кругозором, близким к методологии диагокт2чз';кого ."vre-риалкзма. Ко часто это делается не открыто, а исподволь, с оЗна-родованиэм " новых " методологических подходов, вкльчакд2; c¡.: ¡ ..." с ягаз8кткко-»атчоаааастхчвско2 методологией ядзалкст'.пег зсзитивястсхяе тсдаоды, не 1г>ах)5»а peaacijsa ролл a :ссзi:.. .

Разработка методологически! проблем научного дознания в навей стране сейчас особенно вагна, так как б период застоя и торкогения методологические осяоваиия науки были серьезно подорваны вследствие тег деформации, которым подверглись все стороны общественной зеизни. Одно из направлений действий в этой области - создание более совершенной методологии, которая поможет повысить культуру лингвистов, сформировать современный конструктивный стиль йх познавательней деятельности.

Преодоление деформаций в развитии философии долено привести ;; активизации развития науки и ее позитивному влияние на практику, сокращению затрат на ее развитие, так как цеиа методологической некомпетентности и неграмотности или просчета очень велика. Наличие неверных методетогических установок, но мнению большинства ученых, мог.ет дороге стоить е социальном, моральнопсихологическом, да и в экономическом плане. Поэтому формирование целостной системы •древ ильных методологических основании выступает часты) процесса подготовке советских исследователей.

Разработка методологических проблем развития науки в целом 1 ее хевкретных направлений актуальна и потому, что существует, как зт.чечрюсь,, к методология, уводящая исследователя в сторону от научно обоснованных путей, затрудняьщая и удорозшщая пути движения к объективной истине, без которое общество не моь-ет нормально гункциоиировать и развиваться. В то время, как развитая методологическая культура учечых позволяет превратить исследовательский процесс в свободную деятельность, основанную на знании закокомер- • яоетей, лкгь(ех в основе познания,и преобразовании действительности. Лингвист, не овладевший, например, диалектикой, не явяу.в*. я полноценным специалистов, он действует в исследовательской работе ка веось, по методу проб и ошибок, неподготовленный в мировоззренческом отношении человек имеет аесьиа сомнительные осаоюнин заниматься наукой, т.к. у него нет духовной стратзгик к тактики научного поиска, деятельность такого человека связана со случайность! и стихийностью в научных изысканиях. Именно из среды таких ладей выходят те, которые берут иногда на свое вооружение ту или иную еоьремеякуе теориг, не пытаясь установить ее -^илссофскуг, гносеологическую основу. Лингвисты с нйзкод мировоззренческой культурой стоят, как правило, на стихиако-материа диетических позициях. Такая некомпетентность, иедоученность не позволяв? исследователю научно обоснованно осуществлять познавательный процесс, правильно оценивать конкретную ситуацию г развитии науки .

Подобный исследователь не мсгет поставить под сомнение ту или иную концепции и преддохить собственную, эытекахкцуг» из законов я категории материалистической диалектики и объективных ¿актов.

_ разработанности проблемы.за последние годи а

аааей стране записаны книги, диссертации, боошгры, статьи, в которых прямо или косвенно затрагивались вопросы методологии «зыкознааил. Советскими языковедами достигнуты значительные успехи з рзгеаии методологические вопросов языкознания с марксистско-ленинские позиций. Б таких трудах, как "ленинизм и теоретические проблемы языкознания" / 1570 /, " Энгельс а языкознание " 1972 /, в работах В .3 .Панфилова " Взаимоотясше-ние языка и ии-делие ' / 1971 /, " Философскиа проблема языкознания" / 15г/7 / подробно рассматриваются проблема соотношения категории мышления и категорий языка, понятия системы а структуры языка в свете диалектического материализма, ирарода лингвистических абстракций в свете ленинской теории дознания, соотношение общеК методологии языкознания, спациаль; ых лингвистических методов и методики изучения языка, соотношение индукции и дедукции при исследовании я^ыка-я другие зосросн.1''

Особенного вникания на наш взгляд заслуживают труды Ф.М .Березина, Р .А.Будагова, Т.А.Заегинцава, А.А.Леонтьева, ВЛ.Мигирина, В.3.Панфилова, Б.А.Серебренникова а др., в которыг анализируются вопросы социальной обусловленности язика, его диалектика, гносеологохические и методологические аспекты философского учения о противоречии, количестве и качестве, форме и содержании, единичном и общей л т.д. з языке.

1.Еерезин Ф.М. История лингвистических учаниП.-М^Вь'сгая ок.1364;

2 .гудагов P.A. Горьба идеи и направлении в языкознании .чазего времени. - У..: Наука, ¿978,; НТР а процесс соверпенствования языка. - м.:чаука, 1977; Звегинцев В.А-Теоретическая а прикладная лингвистика.-

Н.:Пр ос ведение, 1967; нзик а лаагзиитичаекаа теория. [•!.: Ез-во Моск. у-та, 1973, Леонтьев A.A. Обцестгеннке функции языка. - М.'Науин, 195?;

¿:зык как социальное /,в»»:'ав / Лз^озаьяае, • сепия б, 1977; 1. Язы^'-а риз*и человека «.■•Политиздат 1965 г. Мигирин В.В. Карксистско- иаянская методсяогк» я личглиптика.

- Хкльаьз, 1274; ГГанфилоЕ В.З. Грамматика и логз.ча. - М.'-Яау:;а, 1563;

Эзаимоотнозеаия языка я мкллчак*. - '.-у< i;

Язык как социальное гвлалие, онтология лзвда zei:< обдестеаняого яглеии . - 11 С J

О влиянии языка »а мызленяе, scshühü к ху.г-т, •5алссо;.."оо?л змы лейкоз пани а. - M.irftjKü, iS'/T ; '»езгпзчя^коз ".А. С мат2огалзатичйс к оа гс-дходе к si.zh*~>..<м .■: з ь; к а.' - н.: На у ка, 1363.

>"ЗкачЕтедьаое &есто б советской к зарубежной-лктаратуре затпшыт проблемы взавмоотзовения философии а конкретавх ьаук; философии, науки и аирово-чзренЕ«; собственно инроаоззрдаЕя, его структуры и способа ^акционирована®.. В р&Сотах по этва врсблр.май таких, например, авторов, как П.Б.Алексеев. Р.к.Ардниавскив, В.У-БаОугкиа, Н.В.Ковяиа, А.С.Мздьничук, Е.АЛетров, .¡Ц.В.изгсз, Т.И-ОИзерьан, З.Ф.Чарнсвоюако,, Ф .Р.Фкдин, Е-К-^нкарук, Е.П .ШуОняков, А.Е.Яцечко и др., освацаетс.«! методологическое значение философии, специфическое от ля ч из философского нировоз- , зрения от других его ^орм, анализируется роль пауки и <злишсоз.ин-. формировании мировоззрения, указывается на свлзь методологии с шфовоззренисм.

. Гслыаое взимание удевяяюв раскритьв с

научного познания. Иг множества публикаций во\8ток. ¿теме, ожщет. вадоввть работы В.С.Готта, Н-В-Дучвнко, Л.Ф.КльЕчЬва, \З.М.Кедрова,. А-Т.йчЕвояосова, Б-А-Дектопского, М.В.Коотованеько, И .З-Пкв'. М .А .Парника, Г.В.Цлатоаова, М.В.ПравдиЕй., Ъ -С .С таль ¡¿а, ^¿у^ха,, Т!.Н.Федосеева, В .С .Швырева, А.П .Ев-Т^вина, В .Д-Штрффа в -др ., в ... которых дается определение суккоата фкдос.с^схсзметодологии, рассматривается ее структура и вриякгаш -роааязацЕВ. б науч. с;-,

познашш, указывается яа связь 14етододогяц с.■■мровоэррлиаа.'!

ученого. ОсредёяекЕое' есвсцевиа-волучига.-п, конкретные ач-^аи« ар«(Леиц,"которые всибовее остро к актуально отрауару.¿сзр^^сст!.-методологического СбОСЯСЕйЕИЯ.

Нельзя но увоаявуть раЗоти. киоаско^ Фвлосо^счоС мфла ьо лробаеивк кетодояогвв я ш-гзелоззрогжь. Среда якх. -сссссег-О. г:*'; - -,)ес тага о сЯсрЕИкв, как ^'•ЕровоззроЕческоз слэдархазие категорий а заводов •катерназвствческоа. дкзлзетпки ./137е/ •' Зоцзгатапо-гстоосческаа. в икроаоззренчзскик есьекты философских :гатвгоокг /197е/. ".Категории двахэктахи,". вг.'.разгктво -г. Фудкцвв" 1- " саках* в. ерквиваа кгхтзрсаякстячвокой ■лка.вакпш". Дзб&/.

*кссто о .Тб:г вопрос о фвдосо^сквг есяованвдг •алцгьаоткчэс-.:вх вауг: .к-к а«гоетзал вроолена' зсо-. *ае яа ааавл достаточного ■;тваускьл а пасе'.' литературе.2а вос.гедвев деоАТйлетгб во,. зтоП гЬоояемэ яз оиво зазадэао ви каадидатской, на 'докто^кон• -■' ¿зееврт&кгп.; виввувомянутые' едвшлтЫе. наиогрсфвв,'-* статье, ., лаввоанвыо в основное в допе. зстроэчкка ьоркод/ >:огда .единственно ЗАгчвоа вразваьавась товько марксистская истодологад, рас|;рйваат -¿аь отдзльаыз аспекта этой очень - »а*коЕ вроОЯ8мы..'._ >70 в иОуслоеква нодь в задачи настоящего всаЕедовавий.

_323Ь5_3523°2-Е®3£Тё явг-'ятсл привлечение.внимания научней и педагогической общественности к состоянии развитая современного советского язикознапя, т.к.лингвистика - ьто наука, оказывающая' . существенное воздействие на развитие общественного сознания, идеологии, Общества в целом. От научного понимания суцности, места и рол/ языка завнс„;т многое, потому что олово моьет способствовать а созиданию а разрулениэ социальных структур.

Для реализации той цели в диссертации ставятся следующие основные_з§зачИ2 обоснование основных методологических выводов, ■вытекающих из полрхзяий метериалистической философии,. способных оказать методологическую помочь исследователям и нреподазатадяы языка; -.выявление • специфики действия .законе- -матернапистичвокой диалектика в'развития языка я диалектике -материалистических оснований развития лингвистических наук; выявление причин все вар слабой.методологической оснащенности языковедчеоких исследований /я указание практически путей преодоления таковой.

Методологической основой диссертационного июледованид язлягтея . основополагающие пологеаия диалектико-матерпалистаческой философии о месте и,роли философии в хизни человеческою общества, ее. связи с. наукой и -оактикой. Зааное методологическое :.начение при написании диссертации имела идеи классиков наркоизма -ленинизма о мировоззренческой а методологической роличкяоеофиз в 'развитии естественных, технических, общественных я гуманитар лих. .• .наук. В качестве кетодо-огичеекпх установок диссертантом использовались а многочисленные сугдения основателей научной,фядосод.ни о языкз,■его неразрывной связи с сознание«, его социально" обусловленности и диалектике развития:

- состоит. атом, что в нем

- сделана попытка, всестороннего раскрытия пробляш марксистских философских 'основании лингв! -тических наук на аовремтто^-^тапе-'--развития научного знания: диалектика развития языка, мзгсдоаогЯ-* ческая рель в развитии языкознания основополагающих иировозерзн-ческих полотений. материалистической философии. в-даооертации . на вообще раскрывается р;ль -гплософаи в познании, а. конкретизируете я эта роль, прикладывается :: развитию лингвистических наук, без чего языкознание на моге? развиваться позитивно. В зсследова-•яяи прослежены основные этапы становлеячя марксистского языкознания в натай стране, раенры» механизм тгь^огительаого влияния

- б -

марксистское методологии на развитие лингвистических наук.

3 процессе исследования автор пришел к следующим выводам, . обладав®кк определенно К ^научной овизвой

- Механизм воздействия диалектикс-материалистической ч.ило-софик на исследовательскую деятельность вырагается, во -первых, непосредственно, т.к.направляет ученого - лингвиста на выявление противоречий в развитии языка, количественных и качественных его т&рактеристкк, причинно-следственных связей и т.д. Во- вторых,

'-тс воздействие происходит опосредованно, через общенаучные и чйстнояаучные методы исследоваяия, которые выражают собою требо-евнея принципов, законов и категория марксистской философии. *-> - третьих, марксистская философия включает в себя методы, нормы операции научного исс :вдовакЕя, а также формы организации научного знания. Б - четвертых, ока пологительно влияет на деятельность ученого путем формирования его идеалов и нравственного действия, свободного научного поиска, ответственного действия ученого в "нтерепах общества и всех его членов.

- Научная обоснованность и достоверность исследования языка озаспечизается не только двпгенкем мысли от конкретного к абстракт-лому, 'оно™ абстрактного к конкретному, от философского учения

') наиболее общей и существенном в мире, ориентирующего исследователя на изучение конкретной диалектики развития языка, что сплоиь и рядом игнорируется мнэги1:г лингвистами как путь сознательного и целенаправленного исследования языка.

—Чологенке дел ъ области марксистской обоснованности современного ученая о.языке, доставшиеся в наследство от недавнего прошлого, ке дол.тнс удовлетворять сейчас как ^илосо^ию, так к лингвистику. Существует настоятельная необходимость вооружения лингвистов передовым, современным диалектико - ттеркадисткческим мировоззрен>5ем, сознательного л целенаправленного проведения диалэктико-матерналисти-чйсхог линии в исследовании языка. Игнорирование или замедление этого процесса грозит возможностью еце дальше у;;ти в сторону от истинной научно - исследовательской работы.

- Вакнык направлением в формировании методологической культура лингвиста долгно стать постоянное возобновлен»V углубление и оа:?витие философского мировоззрения применительно к новый условиям развития науки и практики; учет измсняюзвйся структуры философских основании лингексткчьских наук; демократичность, укэнке вести диалог, учет плюрализма во мненьях по вопросам методологии ж теоретическое -разработки исследуемы., проблем.

■ • . - 7 -

- Научность марксистской ввтодологиа аа означает, что лишь она одна активизирует развитие науки Некоторые философские концепции «а Заиада несут-в' себа не только негативное начало, тормо-з>.цев развитие наука, ной позитивные концепции, выступаюцие источником развития различных наук, в том числе и лингвистических. Поэтому г.ри господстве ценностей диалектико - материалистической методологии необходим опрсделанный плюрализм в методологии науки.

- ЧаиСоазэ элективным путем формирования научного мировоззрения студентов, специалистов и всех советских людей является изучение философии черяз призму методологических аспектов избранных ими наук, социальное практика. Рассуядення вообце о философии в отрыве.от развитая науки и социальной практики -одна из причин застоя в формировании мировоззрения советских людей, догматизма •и схоластического теоретизирования.

П2актззесшя_значяаоста^кссдеаованаял Анализ философских осаоваяяя развитая яаыка имеет большое теоретическое и практическое значение для повышения методологической культуры лингвистов. Получеянуа в результата исследования вывода и рекомендации цспволягт полнее представить пути использования пологенаИ диалектического и исторического материализма в качества ''етодологаческах црияцнлов развитая лингвиста .аскях наук. Одутимов поактаческое значение дол;;яы товть сформулированные в дзооертзцаа пути формирования мировоззре шпскон- культуры лингвиста, пути иовыаания научного уровн.ч лк.€гвистгч1 ока* исследований. Результаты проведенного исследования так^а могут чцть использованы в процессе преподавания философам в лингвйстическлх вузах, для подготовка сиацкурссв, в локцпояноП пропаганде.

Основние пологаная диссертации излагались iBTcpoi: в процессе обсу/двза* на ка^одре ^язссо^аа и теории и истог)на ссцгалигма :{аеп;.жого государственного педагогического ' а-»стят.гт»»'-я юстза.ших изиков, на кафедре ^алосо^аз Каавсиого erwT^TjtivuoaiíTüsora* я социального уириЕдатаа', аа научно-гракт«-ччека •' кии^лронцнлх молоди:: уча «их -КПШл / Í98?, 13SC, 13S1 г.г./. ''• поотлплзяяин цель л за ;нvi часлудовап:и лзык".. стг ,'KTjpy paio-'u . Сна. состоят аз взадчяги, даух г.г-.ь, п-5кл!.ч«.1,чл я саяска ссяоч ;п}.* исиовьяомляо.! ллтэратури.

Глаза * - " ><ucco-, ч.ч как ecaauftaaw мзрвъаззрчпйски." и г.r>-Í"vjíuiíí заочного tjt'c лдооалзя язика" -соотJ!¡" из па:зй.-у.а,..сэ: 5 1 - " Дйпгяиг^-яатчрлаластзчдсча« ааям-гаьэчът г разза'-аа азитл § 2 - гитгк:«»

z ijt^-t я:? гра-цшо-} замдч-'л a Ba?j?up п «из wíiwxi¡ Ч.<ЛГ; Д.!.! 'жаагт «стэтас:»:«-: ¡му* 5 S « " На;»а;: 1«<г:-мч-4А

- в -

методология исследования языка ".

Глава п - " укрепление союза научной методологии и лингвисти-.. ческих наук - насущная необходимость развития науки р языке " -состоит из: 5 1 - " Основные направления развития методологической . оснащенности языковедческих исследований"; Г 2 - " Пути формирования мировоззренческой культуры лингвиста Г

_ П^бсноБное_сойе£5вние_диссе^тадии_

О во введении показано, что выбор т^мы. исследования,; зго актуальность обусловлены ,необ::рдимостьЕ Орлее, глубокого и всестороннего ..■ раскрытия методологической роли марксистской философии, которая помогет повысить культуру мышления лЕнгвистов, сформировать совре- . менный конструктивный стиль их познавательной деятельности, в соот-. ветствиь с темой определены даль,; задачи и методология исследована*, его новизна, теоретическая и практическая значимость.

__В_.пе£воИ__главе_- " Философия как основание мировоззренческих

з методологических принципов научного, исследования ¿зыка " - рассмотрена специфика философского и частнонаучного знания, осуществлен анализ действия абстрактных принципов, законов и категорий материалистической философии в языке, сделаны методологические выводы для развития лингвистических наук, проанализированы отдельные моменты позитивного влияния немаркои"ТскоИ методологии на исследование языка.

Обосновано, что язык, не являясь.изолированной системой, будучи всегда часты более крупной системы, вклвчащеВ латерналь-ные, духовные и социальные отношения, обнаруживает в себе спещвд* - ческие проявлений законов и категорий »¿атеркалистичесхоЕ диалектики. Из последних в. диссертации .йнарзкр,№^ следующие,

. Материальность округасчого мира вырагается в развитии, языка в материальной оболочке мысли, которая выступает в виде звуков и графического изобрагения слов. Б этой проявляется: объективность, независимость от гелазий лидеИ функционирования языке,..

Категория бытия, материи вырагается в грамматике через имя существительно; категория качества - через имя прилагательное : и нгречие; времени - через наречие; двюения - через глагол; пространства - через наречие; количества - через числительное; отношения - через, предлог, ооез.

Пространственная и временная иротя^еаность в развитии'языке проявляются в границах существования конкретного языка, в протяженности ЗЕуковой волны > т.д.

Принципы, законы и категории лингвистических наук раскрывают коякретиыа способы существования сознания.. Сознание как идеальная реальность.существует через язык, ояо есть действительное, практическое сознание, .поэтому.законы развития языка одновременно выступают и законами развития сознания.

Существуют многочисленные связи языка с явлениями общественной яизяи и многообразные связи, внутри системы языка. Язык непосредственно связан с обществом,, "о- надстройкой и базисом, он неразрывно связан с мыплеаием. Неразрывно связаны лексика и грамматика, лексика и стилистика, понятие и слово.

Принцип развития в языке обнаруживается в постоянном изменении азыка,.обогащении его лексики, грамматики, стилистики,

Ц диссертации показано, что абстрактные,наиболее общие , законы марксистской философия проявляются через частные в.различных формах двигвяия иате^ии, в различных процессах, вещах, явлениях, на рядом с частными законами,на псииио их, а в них самих, так, закон единства и борьбы противоцолотностей а в языке' выступает источником.ого развития.

Основным противоречием развитая языка, источником образования и накопления элементов аоього качества является противоречие, возникающее ийгду наличными средствами данного языка и растущими потребностями очмяна мыслями.

Основное щ.отаворвчзэ в развитая языка указывает за то, что ведущей сторочо!.' желаются потребности общения, потребности передачи мыслей». эмоций, образов в данном человеческом коллективе, а иярестрайвагг^ася стороной являются наличные средства или наличие рес/рсы' языка: оа обогащается, совершенствуется, .развивается, отвечая яа потреб .-госта общения людей. *•'". .'."".;

Развитие языка осуаоствляач'ая aa основе перехода количества в кичжтво'у. язык кизат cao» .кэ-чественпую определенность,

которая обеоппчлпаетея тем, что оя в процессе р^-татЯя в течение длительного ¡ipoMev.-утка времени не остается; тек so самый и . яз ста^орится совершенно инын. •

Но и но гиг языках качйствекниэ признаки предметов выражаются' посредством з^ччителького слоя...яексшш, относящегося к прилагать ль чым / тя'-элый, зысок Ш,'медный 'я т.д. / или наречиям / чята--яя;', гозор>д..л /.

Количественные предст^глэния в самых разных языках, варат-чютс/. числитель яшя как особой час~ьи-. póix. Средством аирааеягд кате-

гории " Количество•в.языке выступают лексические обозиачеггл количественных-'вонятии и категории грамматического'числа. Во везх. языках существует лексические обозначения определенных колачасть, т.е.чисел. При этом, если в некоторых языках этот разряд слов ограничиваете л несколькими или да:е одним названием чисел а" пределах первого десятка, то в .большинстве языков он волучЕд значительное развитие, эдделивиись в Саиостоятелькув часть речи -...числительное../ мало,- много и т.д /'.-Язык развивается и на основе "отридани а - отрицание". Подвергаются отоицанив многие слова, выходящие ¿з уиотрлблбни*,' вследствие изменения социальны;: ус ловив, отрицается старые грамматические значения и формы.

Существенные связи и отношения языка вырахайт сооое многообразные философские категории.

Исходя из сказанного, в диссертации отмечается, что гил'-гаатЕ-«йокое исследование диалектики развития языка - ва::нзгаез средство познания изучаемого объекта, выявления иго сущестьенвых св;.зе£. я законов. С другой стороны, это важ нейшим .суть открытия в дальва^ве;. -азработки принципов, гаконсв и категорий научной ^илосо^в.

Говоря о методологических выводах, следу ыи* из диалектике-материалистической философии, автор останавливается на овределеяиЕ понятия метод и на соотношении метода и теории в нь^ке.

Поскольку основанием метода является возканные закояомервостЕ, постольку методолопя развития не/к прямо пропорционально зависит от развивамвхся знании. С другой стороны, развитие наук невозможно без постоянно ралвввапщейся методологии.

в диалектическом материализме методологическую »ункцнв выполняет все законы и категории, отражение наиболее общие связи в свойства бктия; весь понятийный аппарат диалектического материализма функционирует как система теоретического и практического освоения действительности., Он способствует выработке в лингвистике прикцвиов и методов анализа, объясняет возникновение, развитие и существование многочисленных языков, позволяет правильно вонв-ать зависимость дви^у'дих сил и внутренних закономерностей развития языка от .ьсеобщих диалектических законов и категории.

Современен э^ав развития общества 1о.к 'икогда вовыиае" роль диалектико-катерйалис/,кчеек^В нвтодологи™ в развитии наук. Совре еггная наука все больле анализирует внутренни» струк' ;ры в функции, глуоинные связв, исследует статистические ьроцессы; е ней происходит математизация и логизация .¡на и1!, каблюдеятся интеграция наук, стала индустриальной ее экспериментальная база и т.д. Иначе гог~ря, содержание науки все более становится

- и -

д:.даек?2?0О*ям во сэсаму характеру а сущности, что, в свою

требует непосредстийкиого и сознательного использования философии. как науки о наиболее сбцих законах развития окрущавп'его ■ книг _

' плодотворное использование диалектико-материалистической

'¿и;.с-с04ии в качестве методологии редполагает наличие ,об ^ективних я субевктйвяых• условжИ. Обвективныг- условия - зто заинтересованное-^ с1~естга в философской методологии, наличие конкретных политически.:, оргачизацкоо'ых, ооцяальчо-полЕткчйскнл ьрвдьосидок.» Отсутствие, таковы е т.уадгсествумие десятилетия привело к тому, что наука стала слеаой, хилой. Особенно относится к общественным наукам, которые чв икели необ<одимых условии для творчества, поиска нового.

Субъективные условия - ^то хорошая а всесторонняя философская подготовка исследователей, высокий уровеаь гх мировоззрен-■ чеекоЯ г-.'льт.уры. 3 период культа личности и застоя субъективные условия так:з были иллюзорными. В обучении господствовали схоластика, дегкатизм, мехааическое, формальное заучивание отдельных истин. Общественные а^уки в наибольшей сгзкени постэад&ли от культа лич-гестз, всрократяческюс методов руководстга,' догматизма, некомпетентного вкевательства. , •

Загнув методологическую роль, особенно в настоящий период, играй? 'философское учение о человеке, как ценностн^ч компонента катаркаг&яого производства, социальных-, духовных и других отношении. Эта ароблема актуальна потоку, что все аб трактныя принципы, закози з категории диалектического материализма действуют в развитии обдчетга через стихииную и сознательную деятельность людей. Это же относятся и к языку. псе его изменения в лекские, фонетике, стилистике я т.д. связаны с деятельностью челов. .<а. Поэтому, нельзя исследовать язык, абстрагируясь от деятельности человека.

В аавеК философской литературе длительное время подчеркивалась лирь соцг 1льная обусловленность поведения человека и игнорировалась биология его, что нанесло серьезны!' урон развитию науки о человеке. Лингвисты почти не. гаяикались проблемой влияния наследственности, способностей, памяти и т.д. на развитие языка. Вакными методологическими ориентирами для лингвиста являются филосовские учения * смысле пизни, о смерти и бессмертии, о глобальном единстве человечества и др . как определяющие содер^лИе языковой деятельности пдеЕ. Гз сказанного следует, что учение о человеке - важное философское основание развития лингвистических наук.

Важную'методологическую роль в развитии науки о языке играет ." материалистическое решение основного вопроса философии,! он является таковым сотому, что все существующее относится к материальному . ' или идеальному, объективному или субъективному. Г">атому" принципа-, ально вахно ответить на вопрос, что из низе первично, и что вторично, т .к. от итого зависит рагаетае всех других вопросов. \

Уходя от прямого течения основного вопроса, философии, некоторые философы немарксистской ориентации йодкенлст зго. другими "основными вопросам ": смыслом :-изяи, .проблемой свободы, языка и т.д., что все ге не освобождает их от речения основного вопроса.философии, побу-дает их делать.это неосознанно или хе в скрытой.форка.

Основной вопрос философии необходимо отчетливо ставить каадому исследователь языка, ибо только это дает возмогяоеть от^зхеваться от идеалистическое концепции понимания языка, понять его объективную Природу.■-■;''.'.

Однако, говоря о двух направлениях в философии, нельзя делать . „вывод, который у нас длктальное время существовал на уровне массового сознания, что ватврвадвзм - ито ьоьиткв, а идеализм - цагатив. В соответствии с законом единстга к борьбы противоположностей материализм и идеализм - зто вротявовологяоетк, находящиеся в единстве / материя к < бланка, как известно, взаимодос твуют в . " развиваются на этой основе-V. всторкя иклосо^скод уысяа доказывает, что ее развитие во цк.)гом обязано сс1;зр.тачист-?у резвых вкол, течений- и направления, а особенно меаду стсоонникамг ййтерваацзва 'и идеализма. Марксистская философия выросла отезда. ь русле. течений формировалась и оточаствзяная ц,влосо.ска* мысль, Игнорирование развития идеалистических яков вело.к сЗедизнию патернализма, ибо в борьбе иротввоиолОЕЯоетвй при их отрицании друг другом берется все .положительное к ио-;иткваое.

Важные .метод¡¿¿огичеокв'о функции для я:»ыкозяанкн ышолвяз* философское учение о катарйв. Ленинской оирод^лззве материн икоет фундаментальное значение. Это опорное понятие, на которой оикоааиа .вся- система средставленкя о «аре, в том чк-ко и о эике

Особенно вахзо Д5л развития лкнгьисткчвеккх паук ч.плосо1с:;ос 'учение о соззаняв. СятологЕчаски.;, есостЕенноцаучяый, гносеологический, соц;тально-псторичс';к:;.; аспекты сознания опвзкткр/ьт лзяг--кстов исходит.' 23 вторичясстк сознааил, кг того, что созайике -; свойство Еысокиор глнЕзогияноа матер п« мозга; о«о есть- о ту с :еа;:е действЕтздьаости, язгното?. продукте:.: соцп^ль^о-цс^-срс'.йакого развития.

<<

ÍÍ3 учения об отрагении следует, что сознание и язык на есть нечто свёрхе'стественное, потустороннее, абстрактное, внешнее по отнопонив к материи.

В диссертации обосновывается важность для лингвистических коледоваяиМ. теории познания, а тайга уха упоминаемых ранее принцип jb всеобщей связи и развг.тт , основных законов' и категорий материалистической диалектики.

Существенно то, что язык, са;г развиваясь по законам диалектики, вместе с мышлением отрезает диалектикуокруга^щего мира. Это накладывает двойную,ответственность на лингвистов, которые призваны вооружать общество знанием внутри ihiix закон® развития языка и пониманием философского механизма адекватного отрагения в языке диалектики внешнего мира.

Теоретическую и методологическую базу развития языка составляет так:*е я социальная философия марксизма, распространение на ог55потканную жизнь материалистического решения основного зопросс ¡¿а'лософла,. коренным образом изменило методологию исследована я r?o3¿€MU сознания и языка, а ьрияцип социальной обусловленности развитая языка как основной для развития лингвистических наук ДЁтерциняроваа учением о первичной, определяющей роли общественного.бытия по отношению к общественному сознанию.

,т! связз с развитием общества, познания изменяется структуры философских оснований науки. Поскольку в языкознании последнего времени значительное место стали занимать вопросы человеческой коммуникации,, ролп языка в познании,., социальном развитии и развития культуры1, ..сстольку в контексте философских оснований . лингвистических наук на первое место, выдвигаются; „чение о человеке, о социальной обусловленности.языка, диалектике его развития, "рсблака.еознания и другие.

Лрп!!9ня;-:пз рассмотренных философских идеи предполагает особый тип 'исследований^-в рамках которых выработанные. философ-скйе, принципы, законы и. категория'ьрименявтея к изучаемым . стсроЕЗг^'Обгекта .исследования. В атом случав происходит конкретизация философских категорий и трансформация их в идеи и принцзтщ'копкретрых наук, превращение философской, теории в мето дологические, принцйгш, в норыЫ развития лгбой на^ки, в том числе'л языкознания; .

Следует иметь в "иду, что философские основания науки -зто -'е вса имеющиеся в данное время мировоззренческие знания, а ,только' те,-; которые -оиобенно работают на исследование коакрет-

■ , - 14 -

но го объекта. Исследование,- например .проблемы развиты« лексики требует опираться при ее изучении на принцип соцдаяьаоЗ обусловленности языка, закон перехода количественных измеианвс в качзст-

веачые, отрицание отрицания, философское уче :ча о дЬв.-ании,' развитии и относительности bOKoVi и т.д.

Рыгает и так, что в процессе ¡¿ориированил новых представлении исследовател» использует одни (¿илосоч-ские идее и принципы, а затем развитые им представления получают другую чилософску*. интерпретацию, и уге на этой основа они обротают признание и вкл;;чагтсд в культуру исследований.

кез сказанное о методологических ъри.чцпиах исследования языка, вытекающих нз карксЕстско - ленинской, философии, вовсе не означает, что в мире зет иных позитивных философских концепции, активизирующих развитие наук.

" периоды культа личности, застоя н гормоаания, как угз отмечалось, марксистско-ленинская философия абсолютизировалась, считалось, что это единственная самая универсальна« в мире тзорая и методология, указывающая наука адекватные вехи научного яссладо-вания. В период перестройки стало возможным всесторонне подойти к имеющемуся в мира философствования. Стала ясно, что некоторые филосовские концапц а на Эа^де несут в саба из только Hd-uiT-iuùe начало, торнозяцао разввтаа наука, но и позитивные концепции, выступав.дЕ8 источником pa^iîHTai раздача^ наук, в ток числа к .... лингвистических. Именно цо&тому еа 7Щ 1-!е;.'дународвг > конгрессе по логике, методологии и далосодии науки обнаругилаоь принципиальная ограниченность абсолютизации одной дз ц.илосо^сках икал / готя и научноз / и допустимость оаредаяашшго плюрализма в .ызтодология : науки. ■ ' • ...-...'."..■■'■

Кз сказанного следует, что нзобсодиио Днадчкткчаска отрицать философсказ концопцаа, поязиаяаеся в пояэгяъцквея на Яапяде, т.а.с уаарганиам пологатадьного в них. Налрвивр,' диааактака 'идеалист* " Гегеля, освобогдаяная Марксом .а.ЬЯгельгск о? идвалястичес.<* * ..счструхцкЯ, - яэалзтия е в вастол^э^ г?ч>., i-j—-а: » ш w и.и.т^у -том научного иссаздова.Ш яэики и ьси: ма'.ч г.ч >:»<.. : к

идааяьяаг ядлааал• •• •

'•Едзлзазм сригч^зт дол.?£лччоиТ!», с-релт с^чи-.ч^ч wons.;," газаздвя'га»в:1'5ста что лпл.ята ссуч-гао-ю^

ч :c4j.r уст ii-.a/.z','., Яа ера -tcî. сст^г^-:;^ с~: г. о* ¿зктив-ю;: сс-:л»л ссзШ1:к!Л. s i,:-: л:;-,'-. ч..

•.:•; • ; ;ло j •. • дучзалпй ьаита кдвйях/. л.:г. г- с < с;.; > : : v -

■ сj E.-a.^a.iO :ал:и пар s n-v:. -;>l реп и:;: и,

с^ : .

- 15 -

Агностицизм, отрицающий возможность познания округаглдего мира, б то зге гремя поставил вопрос о сложности процесса познания, что явилось ватной предпосылкой формирования марксистской гносеологии и методологическим принципом развития ьсех наук, в ток числе и лингвистических.

Структурализм, в свое время, сыграл пологительную роль в исследовании языка, сокркенткровав лингвистические науки на изучение его структуры. Не понимание им языка как системы знаков, связанны..; относениями, играющими решающую роль, привело структуралистов к игнорированию социально!: природы лзыка, узедо их в область абстракций и метацязики. При критике позитивизма оледует учитывать, что он принес с собой и положительное начало, утверждая загность омпирьческого познания, адекватного отражения того, что дается в опыте,оцузениях человека.

Несмотря на известный идеализм герменевтики, проблемы, которые оча рассматривает, реальны, действительно существуют. Отвергая ядеалпсткпзскуг сущность мировоззренческих выводов фялосо^счоИ геркекегтЕгя, марксисты отнюдь не отвергают плодотворность тех или Е1ШТ конкретных подходов и ревений отдельных проблем в геркешэгтгке, отмечают остроту и актуальность ряда теоратико-познавательяыг вопросов, поставленных герменевтиками.

В диссертации натали свое отрагение и некоторые конкретные негативные моменты влияния немарксистской методологии на исследование языка, хотя это непосредственно и на входило в основную задачу.работы. Например, крупнейший представитель оовренедноИ герменевтики X.Г.Гадамер открыто признает неспособность разума и науки познать мир, Он ведет открытую и скрытую борьбу против материализма и диалектики, используя в качестве аргументо-н деформации, появивЕиеся в нааеЯ стране в развитии философии и марксизма вделся, гада«ер абсолютно разрывает науку я философию. До его мнению филосЬ^-скиЯ опыт не входит в логику науки, лешт вне науки, предпествует ей, его нельзя верифицировать средствами научно»; методологии.

Итак, тотя и не вызывает сомнения, что некоторые немарксистские концепции могут- методологически верно ориентировать лингвистов в познании языка, очевидно, что позитивное з подобных, метод ■ югилх необюдимо уметь правильно выделять и грамотно использовать в исследовательской работе.

Вторая глава - " укрепление союза научной мето^тлогии и ■

лингвистических наук - насущная ваобт.оданоеть-развитая науки о языке " '- посвящера философскому'анализу основных направлений развития методологической оснащенности языковедческих вооледо- . ваняй, а такхе путей формирования мировоззренческой. культуры лингвиста. ■-. * '■'■'■•.

'. Автором показано, что в годы, предшествуиив -перестройке, развитие советского языкознания шло довольно противоречиво и слозгно. Ня"болеа 'активно в этой сфере работали .такие ученые, как Н.Я.Марр, П.И.Мешанияов, З.Л-П^тиванов, Л.В.Щербг, Л.В.Буб-ркк, К.Ф-Яковлев, И.Е .Крачксв ский^Ч.МХ.анов, Л-П.лкубовскик, З-У.^рмунский, Ф.Ц.Фядин к др..,,- . .

.-'. В диссертации отмечено, . чти успехи в. развитии диадактико-материалистического языкознания били'бы более ■весомыми.,, если бы в £0-50 г.г. не произоило диктаторского я налег ас.тьо-ян ого аторхе-нея в Сферу развития естественных,;обчастввннах, и гумааитаркь'х наук некомпетентных теорий ж теоретиков.. В атот, период сильный . удар по 00x37 философии и. част:-:ьх наук, нанесли механисты во главе с Л .Аксельродом и А-К.Тимирязевым., .которые .отрицали : . существование обособленной области философствования;, чугйздаа-гмяя ее с выводами конкретных наук./ чхо вело к отказу от фкдойсфокого анализа досткхеяий .естественных, общественных, в гуманитарных..:■ Наук.-'."; ;- _.:' --'-...'л"

' . '' Философия в период культа личности рассматривалась не как облаять знаний и научная методология, а как форма выражения классовых, групповых интересов, как форма вырахения идеологи-. ■'..'■ ческих устаяовск.ирогм Сталина. УеияилмнМ.Б.Митинг. и '..'■'..' П.Ф.Гдина философия была полаоотьь " 'политизирована", а ¡¿ало-.софские исследования подчияенк " командам" партийной бяюкратии. Вплоть до "XX сьз?ца КПСС в обществоведении господствовал . догматизм. Оилссофствование.в зтот период рассматривалось как пареизлохение и коменткрованиз трудов я идей -Сталина/ а то, что выходило за эти рамки,,пресекалось и даже преследовалось. В результате заметно умоньэидось' количество работ по -.рглрсодии, в - учебниках, монографиях, диссертациях и. статьям утверждалось,." что марксистская философия разила-вез проблемы, стоящие перед человечеством, наукой. Ь. этих усх^впях фи/.ссофия на ногла оказать сколько-нибудь серьезного методологического .ддклнкд.ва ".развитие частных, ааук.

Иослэ XX съезда КЬСС возросло'-внимание й ,произведениям

К.Маркса, ''.Энгельса и В.И.Леяиаа,'стала разрабатываться -мвдгие вопроса диалектического и исторического латермааязш, в то«' числа яетодслогвческие пробле>"ы различных наук. .Однако,- в наоту-пивзиа за'.этим период, с его командно-бюрократическими методами управления, творческая, филосоуско-ыатодологическад ыысл*, с^оса таки стала: тормозиться. На словах-- призывы к разработке методологических вопросов рааьвтия науки л практики^. i'¡i дохе-ггиори-рование всего, того,. что не служит интерес а бюрократической систекы. Философия сознательно отделялась, от практики, развития науки. Закономерным результатом этого стало '.-схоластическое тесоетЕзкрованве,' снигение кетодологйчеа^чх -^уакцай -ларкояотоко-хянинской философии. ■■ ' : ■-,"■''.-'■ . '-. .

. : , .Сегодня приходится с сязгагенкем'отмечать, что..посла-цхп- . телытого господства догматизма и схоластического теоратг,згрова-.Я2л, 3acv;-j и торммеаля среди советских, .^ялогогет 'значительно оедаяк-м :иаман»э к вопроса;-! ветчдогсгяп -вое ледова а- г .-лайковых ' .¡зг-зал;:'. .', как резухьтат этого, -ледгглось яв.ч?ктгчезксв ¡медова яиё раз^кчашч ллзгзиетическли тзчлггеи Запада, - асез^ии по езоеа аута йоззткзистекгй характер. Наступил аергод у.тра-щ ,ин--к 'с¿зефадософскк» карксгстскз.ч йатодояоггчеекгя-ароохвкам

.i3b'!.a. ^ сСгвязакп> заахокство .соызтокпл языковедов-л .тон, что laisyf íití',3.3 лпагзгети"/ аягзз а анерзкапекпа-,. -например / Ti с ■ оО'ьектявгса предстаиленяе о'зарубогно:; мнкдзиа-•njr. г;.:пс~од::? потому,, что ссгигскиз cócrar.!v?t rs некоторых сСорл. :ícs "когда яоясрхясстаий -адалжз яус1г?2<уе!;иг.-лиаг- -jestí" козаепцаа, яс' анализируют кг '^хлоссфских солсмдзЗ.

лазгаапе 'сборников л SaapsK'.cp, " Hosco в х-аг&гатлко*/.. ; дззоокэяткрует читателя,.т.к. ь философском, летодргогдчооком * урчзекотор^а зуЗли.-уекнё работа -дэ-.а.огы; г-; to?¡j re с:/г) зропззаги пда>.:!И пезгткзггма. Авторы стдсльпи:

а г.ослгслог:а2 созяательпо зли d~.cs.mEa?t»2bs.a об. :-тсы читаются представить• дело та:-:, чте а -ататьяг.

•:эяаютсл сс«стгеа:го -ае ягехст.ччсакко проблема, ао авязалцкз о г;?лософско-'.!ярсзозгрв.чческяи содзргаЕЕзм,- габУТ-ал*, что " ..., • зз чгезт. íbtcp з дпеезртацяг яоакр'етзо -образа-втоа-"■

отдзлыш;-: eScpайкай. Среди як: " Hosca з гарубеггнез д .¡¿ж--':' -. . маги я .Jaa-.ZTO, isra г./; " Методолсгачс.скЕз úpotoüii ■

снаакя"./ i?ea г./ п аскеториз другие., '.. -

- .16 -

Для них характерно " легкое ", дахе в некоторых случаях пренэбрзгвтэльное отношение к мэтодологическим проблемам. AsTOf анализирует подобное некомпетентное обращение с философскими принципами, законами и категориями.

Говор л о яинеянеы состоянии советского научного знания, необходимо отметить, что сейчас идет непростой процесс нормализации, т .е.восстановления истинного соотноаезия меуду философией z частными науками. Е усглвйлх нападок некоторых " доморощенных теоретиков" на марксизм идет процесс обновления самой философии, усиливается ее ориентация на реальности сегодняшнего дня, крепнет ее cbj-.зь со специальными, естественными,, общественными ж гуманитарными науками.

В соответствии с указанной в диссертация структурой мировоззрения / предлогенной Н.В.Поповым / автор указывает на следующие пути формирования научного мировоззрения лингвиста: 1/ овладэние мировоззренческими знаниями, которые составляет теоретически" фундамент исходных посылок научного мировоззрения; выработка навыков умения делать из теории мировоззренческие г практические выводы, без которые не могут позитивно функционировать на познание, ни практика; 2/ умение научно оценивать через призму теории и методологических выводов объект исследования, практику; превращение мировоззренческих знаний а принципов в глубокие внутренние убетдення, без чего индивид ае моет эффективно и свободно действовать в познании и практике; петарастанне отражательной и социально-практической информации в идэа, которые необходимо ведут хичность / по ее халанис / в своей деятельности со научно обоснован тму сути.

В исследовании показано, что ь своей познавательной деятельности ка.тдый человек, хочет оя того или нет, сознательно или бессознательно, использует самые разнообразные мет ды. Счзвичяо в атом случае, что'осознанное лркменеяие научных методов, основанное на понимании их возможностей и гриниц, делает познавать ль куп деятельность более рацзональкоЯ t активной.'

С целью более детального исследования этого вывода нами в 19Р9 —£0 г.г. проведено еоцко логкч-зское исследование • аа ,ка«-едраг £>:сстраанкг языков педагогических вузов Киева, яезкна, Кировоград!, Сум, четсмсра, Львова, йвазо-Франкоьская, Горловка, Дрсго-бача, ркдмцы / был овровеи SC1 преподаватель лингвистических д:.сде.:лин

- 19 -

На аопрос анкеты: " Испытывают ли респонденты потребность в хорошем знании марксистской методологии в процессе научной работы ?"—32? преподавателей ответили, что таковой не испытывают. На возрос: " Из какого философского учения следует методологический принцип социальной обусловленности языка и как соотносятся кехду собой законы диалектики и законы развития языка* ? " — более 20" респондентов дали неверные ответы. Ответ на об^ий вопрос: " Знаете ли Вы теорию и методологические принципы, которые следуют из принципов, законов и категорий марксистско-ленинской философии ? " - отражает ту те карткну: ответили " знаю хорошо " - 21а, " знаю удовлетворительно " - 61¿, " нэ знаю" - 20?.

На вопрос анкеты: " Приводилось ли вам в процессе научной работы опираться на основные методологические принципы, вытекающие из пологений диалектического а исторического материализма ? " - 62? респондентов ответили: " Не приходилось •' или " Преходилось / весоозасзЕО з нецзлекавразлено / ".

СЕ.'.'1дек1:э научным мировоззрением осуществляется главным образом б процесса индивидуальной работы по его изучению, углублению и сорервенствованию. 05 отношении лингвиста - псоладозателя к самостоятельной форме повышения своей методологической культуры свидетельствуют следующие данные диссертации, иолученныа нами в процессе анкетирования. На наш вопрос " Повышаете ли вы целе-яавравлзгпс и постоянно свою методслогичесгг,.'* культуру 4В% опрояеявых преподавателей иностранного языка из 11 вузов Украины ответили " нет ". Любопытно такзе и то, что 20¡ из них вообще не приходилось, по их словам, в процессе научней работы опираться на основные методологические принципы, вытекающие аз положений диалектического материализма.

Автор активно иоддергкгает мнение, что для формирования марксистском мировоззренческой культуры специалистов необходим строгий учет пробила .вуза, который дает больаой материал студентам для их сакостолтольразмышлений, нацеливает на практическое применение приобретенных философских знаний в учебкой и научной работе, общественное и лично!: гизяи. использование на занятиях данных прС4Ел::руюциу. наук позволяет раскрыть соотаоазние карксксгской илософик и частных наук как " оба.ее - единичное", покапать, что законы развития языка, например, ато те *.е диалектические закономерности, только действуюгве в развитии лига-

языкового процесса. На занятиях по философии и профилирующим дисцкалинам позтому очень вазяым является формирование даадекти-ко -материалистического мировоззрения через частные законы, которым подчиняется развитие конкретных явлений. Доктор философских наук К.Цехмистро справедливо пишет: " По данным социолог гических исследований, 65,2 студентов заявляет, что хотели бы усвоить истины философии через призму мировоззренческих, методологических и социально-политических аспектов избранных и мл наук".^

Это верное мнение актуализирует на наи взгляд значение всзх исследований,посвященных методологическим аспектам конкретных наук. Такие исследования могут стать хорошей идеИяо-научной базой формирования научного мировоззрения специалистов.

В диссертации конкретно определены меры для установления связи преподавания марксистско - ленинской ^илосошии с. профилем вуза и тем самым повышения уровня мировоззренческой подготовки будущих'прздодавателеК и молодых ученых - лингвистов. С атой те целью в работе описан опыт работы в Киевском государстваайсм институте иностранных языков методологического семинара аойжран-тов.и соискателей, в котором езегодно обучается около ?0 аспирантов и преподавателей лингвистических дисциплин.

3 заключении подводятся итоги исследования, формулируются

выводы, намечахтся задачи дальнейшей разработки -проблемы, подчеркивается, что целенаправленное повышение методологической культуры лингвиста - ватный фактор обогащения науки о языке.

Основное содержание диссертации' изложено в_следу1)^кс публи-

1 • Рс^ь демократизации и 4 -асяости в совершенствовании и овладений марксистско - ленинским мировоззрением// Углубление социалистическог демократии и подготовка учителя средней яколы. - Киев: КГЛЯ11Я, 1.3Р9. - с.50 -53. 2. Методологические основы науки о лзике//1'!,етодологическиз вопросы развития науки и практики. Киев: ХГШЗ'Я, 1951. "3. Мировоззренческая культура лингвиста//Методологические вопросы развитее пауки и практики. - киев: ХПШ!Ц, 1991.

1'' Известия " 1о *ая 1990 г.