автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.08
диссертация на тему: Философские представления о взаимосвязях природы и общества в исламской культуре
Текст диссертации на тему "Философские представления о взаимосвязях природы и общества в исламской культуре"
$/¿г*
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кафедра экологии и управления природопользованием
На правах рукописи
САХРОКОВ ВЛАДИМИР АСЛАНУКОВИЧ
ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЗАИМОСВЯЗЯХ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА В ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Специальности: 09.00.08 - Философия науки и техники, 09.00.06 - Философия религии
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Керимов Г.М.
Москва -1999 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Ислам о взаимодействии природы и общества
1.
2
Человек и природа в системе ценностей ислама
Характеристика взаимоотношений природы и общества в арабомусульманской и западноевропейской философии (краткий сравнительный анализ)
49
Глава 2. Экологическая проблематика в современном арабомусульманском мире
1. Социоэкологические проблемы в современных арабских
странах 69
2. Роль государства в разрешении экологической проблематики
и управлении природопользованием 102
3. Современные воззрения на социоприродные отношения в свете устойчивого экологобезопасного развития в
странах Ближнего Востока 110
Заключение
121
Литература
130
ВВЕДЕНИЕ
20 век характеризуется как никогда огромным экономическим потенциалом, приведшим сегодня ко многим благам с целью обеспечения довольно сносного существования мирового сообщества. Вместе с тем, наряду с положительными сторонами научно-технического прогресса, лежащего в основе экономического развития, в последние десятилетия стали наблюдаться и негативные явления, проявившиеся в первую очередь как результат нарушения баланса в социоприродных взаимоотношениях и превратившиеся сегодня в глобальную экологическую проблематику.
В настоящее время в научном сообществе утверждается мнение о том, что многие современные социальные, экономические, политические и экологические проблемы обусловлены несоответствием господствующего в умах людей мировоззрения, т.е. системы представлений о мире и месте в нем человека и реальным бытием мирового сообщества.
Как известно, в мире господствуют три мировоззрения: религиозное, научное и философское. Первое опирается на довольно жесткую систему религиозных догматов о мире и роли в нем человека. Второе строится на результатах научных открытий и достижений, что, естественно, способствует определению научной картины мира. Третье (философское) мировоззрение может строиться как на основании религиозных представлений, так и научных. Будучи наиболее рафинированной системой, философское мировоззрение стремится ассимилировать все достижения человеческой культуры, дать некую целостную систему представлений о мире и месте человека в нем.
Взаимоотношения между природой и обществом волновали человека еще с древних времен, а сегодня этой проблемой из-за ее
глобальной значимости интересуется все мировое сообщество, независимо от своего политического, социального и экономического развития и форм общественного сознания.
Одной из форм общественного сознания является религия, которая долгое время считалась моральным стержнем человечества. Сегодня, когда противостояние между человеком и природой достигло апогея, духовное развитие человека вновь приобретает одно из первостепенных значений.
На Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 году в Рио-де-Жанейро, была провозглашена ориентация на обеспечение устойчивого развития во всех областях и сферах жизни мирового сообщества, в котором духовные элементы экологичности могут играть определяющую роль.
Актуальность данного исследования заключается в том, чтобы на примере ислама определить, смогут ли мировые религии явиться действенным инструментом для решения одной из самых злободневных проблем мирового сообщества, от чего зависит ослабление международной экологической напряженности и выживание человечества.
Вопросы отношения к природе в исламе пока не находят еще должного отражения в соответствующей литературе, несмотря на то, что уже есть предпосылки к детальному изучению данной проблематики. Необходимо отметить, что философские, исторические истоки ислама, его морально-этические и правовые нормы мало интересовали представителей европейской культуры, а если и интересовали, то они рассматривались в основном под углом воззрения западных цивилизаций, т.е. рассматривались в преломлении христианской религии, а не мусульманской. А ведь в этом и состоит проблема наиболее полного и правильного толкования ислама и его установок, в том числе по отношению к человеку и природе и взаимосвязям между последними.
Универсальный характер ислама, наглядно проявляющийся в шариате, в том и состоит, что он не придерживается установившихся норм, а допускает отдельные изменения и дополнения в ходе развития общества и цивилизации в целом на том или ином этапе развития истории мусульманства и мусульманской религии.
В целом на сегодняшний день проблема взаимоотношений природы и общества в исламской культуре применительно к современным условиям экологического кризиса остается открытой, а проблема диалога религий в данном направлении недостаточно исследованной, несмотря на то, что вопросам экологии и религии уделяется определенное внимание.
В отличие от других религий, ислам не имеет разделения светских и духовных функций и повсюду способствует сохранению неразделимости религии и государства, политики и морали, правовых норм, экономических и социальных проблем, образа жизни. Рассматривая экологические вопросы в рамках исламских традиций как религиозную проблему, мы имеем возможность привлечь большую массу верующих мусульман в движение защиты природы, чтобы уберечь мир от экологической катастрофы.
Данная работа претендует на исследование взаимосвязи природы и общества, как это видится под углом религиозного мировоззрения в первую очередь представителей ислама, дабы выявить все стороны подобных социоприродных отношений, проанализировать подходы к природной и человеческой составляющим в мусульманской и христианской философиях, определить экологические проблемы в современных арабских странах, охарактеризовать роль государственных структур в решении вопросов экологической проблематики и управлении природопользованием и пролить свет на современные воззрения на пути обеспечения устойчивого экологобезопасного развития в странах Арабского мира.
Вопросы экологии и религии в социоприродном отношении, в рамках исламо-хриетианского диалога и в целом социоприродные аспекты исламской культуры отражены в трудах В.В. Антонова, В.В. Бартольда, П.А. Грязневича, A.B. Журавского, А.И. Ионовой, Г.М. Керимова, P.O. Курбанова и др., а также зарубежных авторов (А. Бабикира, Ф. Бормана, Камиля аль-Кайси, Ибрагима аль-Киляни, Р. Фрилинга, Г. Макдиси, С. Насра, А. Тойнби, Ал. Тора, В. Хесле и др.).
Проблемам экологии и религии в общепланетарном контексте посвящены работы К.Х. Делокарова, В.А. Коптюга, В.А. Лося, Н.М. Мамедова, A.B. Медведева, H.A. Трофимчука, A.C. Шилова и др.
Для современного понимания философии взаимодействия общества и природы в мусульманской культуре необходимо определить нишу, которую занимает человек в этом взаимодействии с точки зрения ислама. Тот факт, что эта проблема на сегодняшний день недостаточно изучена, и послужил выбору темы диссертационного исследования.
Глава 1. Ислам о взаимодействии природы и общества
1. Человек и природа в системе ценностей ислама
Подходя к вопросу человека и природы в системе ценностей ислама, необходимо остановиться на происхождении этой сравнительно молодой религии, определить нишу, каковую занимает в ней человек, и проследить взаимосвязь общества и природы, как это выражено в мусульманской религии.
Ислам наряду с христианством и буддизмом - мировая религия, которую исповедует население государств Ближнего и Среднего Востока, Азии и Африки.
По данным Всемирной исламской лиги, в различных странах мира, в том числе и в России, насчитывается около 1, 5 миллиардов последователей этой религии.
Ислам возник в начале 7 века в Аравии как религиозно-политическая идеология различных социальных слоев общества, стремившихся к политическому единству родовых племен и их объединению. Считается, что ислам получил свое начало в период разложения родового строя у арабских племен. Такое представление утвердилось в советском исламоведении о непосредственной связи возникновения ислама с разложением родоплеменного строя в Аравии. Однако источники, восходящие ко второй половине 6 - началу 7 веков, к доисламской эпохе, рисуют прямо противоположную картину: родоплеменной строй в этот период не только не разлагался, но быстрыми темпами укреплялся. Поэтому есть определенные основания рассматривать укрепление родоплеменного строя в Аравии накануне ислама как часть социоестественного процесса, т.е. процесса адаптации социально-политической системы ареала к изменениям естественной среды.
Чем характеризовался уже на то время социально-экологический кризис 6 века на территории Аравийского полуострова? Во-первых, по данным палеосейсмологов, 6 век нашей эры отличался аномально высокой сеисмическои активностью. Но большое значение имела вулканическая активность, сопровождавшаяся выбросами в атмосферу гигантских масс вулканического пепла, который распространялся на огромные территории, включая и Аравию.
Именно вследствие этих природных катаклизм произошел распад аравийских царств и вождеств, население которых было вынуждено покидать обжитые места, с одной стороны. С другой стороны, местные жители переселялись в другие места по причине начавшихся конфликтов и междоусобиц между вождями и поддаными, которые уже не были в состоянии сдавать подати в недородные годы из-за резкого снижения урожайности.
Несколько десятилетии спустя стал наблюдаться обратный процесс консолидации родоплеменных образований и возникновения надплеменных структур, но уже без жестких систем политической централизации, в свое время предполагавших принудительные отчуждения у населения дефицитных ресурсов, податей и т.п. Развитие подобных "мягких" структур сопровождалось развитием племенной культуры (через заключение межплеменных соглашений, неформальных договоренностей, развитие центров регулярного паломничества и т.д.), что в немалой степени способствовало воздержанию от нападений и насилия и урегулированию возникавших кофликтов.
Следовательно, в предисламский период мы можем наблюдать складывание в Аравии довольно гибкой сети консолидации и определенной политической централизации среди родовых племен, лишенной правда, государственной организации но по л/г*овню своего развития вполне сопоставимой со средним дои н ду стр и ал ь н ы м го суд ар ств о м.
Основателем ислама, что так или иначе подтверждается Священной книгой всех мусульман "Кораном", считается Мухаммад, которого, по преданию, Бог - Аллах избрал своим посланником, "пророком". В результате деятельности Мухаммада, его соратников и сподвижников после смерти Мухаммада возникло государство -халифат, в чьих руках на основании догм ислама сосредоточилась огромная светская и духовная власть.
В ходе завоевательных войн, которые вел халифат, ислам распространился на захваченных арабами территориях, в том числе и на части территории, относящейся сейчас к СНГ. В начале 7 века войска халифата покорили Среднюю Азию, в середине 7 века халифатом были завоеваны Азербайджан и часть Дагестана. Однако ислам утверждался в этих районах неравномерно, и местное население еще долго продолжало исповедовать наряду с новой религией традиционные религии, распространению ислама сиосоиствовали не холько военные успехи арабов, но и деятельность исламских миссионеров.
Говоря о Мухаммаде как основателе мусульманской общины и государственности, известный ученый М.Б. Пиотровский отмечал, что "свою мрхссию мусульманский пророк понимал как явление мировое, стремился к тому, чтобы его община росла постоянно и безгранично". 1
К созданию мусульманской общины и руководству ею Мухаммад шел через борьбу, но вместе с тем и через компромисы с традициями тогдашней родоплеменной Аравии. "Обращая людей в свою веру, -подчеркивал П.А. Грязневич, известный многими трудами в области арабистики и исламоведения, - Мухаммад создавал общество людей, которых объединяли не узы кровного родства, а духовная религиозная сущность, ставившая человека над родоплеменными отношениями" . 2
1 Пиотровский М.Б. Пророческое движение в Аравки 7 века. Ислам. Религия, общество, государство. Москва, 1984. С. 22
2 Грязневич П.А. Формирование арабской народности раннего средневековья. Москва, 1984.С 135
Если арабские племена традиционно вели свое происхождение от конкретных предков - родоначальников, то в исламе все человечество объявлялось имеющим единого первопредка - Адама. Если в родовом обществе черта раздела проходила между сородичами и "чужаками", то в хадисах (сказаниях) Мухаммада верх брал иной подход. Главным становилось то, исповедует ли человек веру в единого Бога, а если да, то как он относится к посланнику Аллаха, пришедшему ко всем - и к язычникам, и к обладателям Священного писания (Корана). Недаром в Коране провозглашалось: "О вы, которые уверовали ! Не берите своих отцов и братьев друзьями, если они полюбили неверие больше веры". 1
Расширение мусульманской общины продолжалось. Зона распространения ислама стала охватывать Сирию, Мрак, Египет, Ливию, Ир ан и другие страны.
Однако, прошло немного времени, и мусульман стали одолевать разногласия, которые привели к расслоению общества на шиитов и суннитов. И сунниты , и шииты признают первичность Корана и Сунны. Но для решения вопросов вне этих источников сунниты полагаются на соглашение в общине, а шииты - на непогрешимость имамов и признание верховной власти за халифатом.
Несмотря на внутримусульманские расхождения, сам халифат и его отдельные регионы не были обойдены "звездным" временем
/ Л Ач
расцвета наук ^осооенно махемахики, географии, астрономии, медицины и философии), искусств и ремесел. Многие достижения мусульманской культуры вошли в сокровищницу современной цивилизации. Общеизвестны имена таких философов, как Аль-Кинди, Аль-Фараби (910 века), Ибн Сина (11 век), Ибн Рушд (12 век), Ибн Араби (13 век) и другие.
■ ^......... 1. _,. | _ _ ^ 1
оальах иа!дада МОНГОлаМИ а и ВСКС ирбдреШИл надсНИб ХалИцтТа,
уже распадавшегося на отдельные государства. Пришел конец
1 ТГл^ О ТТ Рх/п О О 44 ТТ ГЧТГ О ПИНА" О ПТ О 1 1 XV С*!.*. . V/^ М У X X Ч/ ЛЛ. С« /11V у ал!
всемусульманской общности и государственности. Наступила эпоха переоценки ценностей, и в общественном сознании под влиянием развития колониализма и капиталистических отношений в странах Запада утверждалась новая система взглядов, что приводило порой к острым конфликтам, разделявшим общество на полярные силы, личным драмам и душевным травмам - настолько труден был переход из одного мира, где все держалось веками, в мир неведомый и непривычно динамичный. Это привело к тому, что на разных полюсах оказались ярые ревнители "старых добрых традиций" и те, кто надеялся быстро модернизировать мусульманское общество, следуя западным образцам. Одни выступали за приверженность мусульманским традициям, другие -за приобщение к современным достижениям в том числе и западной культуры, Например, король Саудовской Аравии Ибн Сауд, будучи противником европейской культуры, запрещая театры и кино, месяцами убеждал улемов в том, что применение лекарств западного производства не имеет ничего общего с колдовством и т.д.
Росла убежденность в важности духовных ценностей восточной культуры. По мнению видного арабского мыслителя начала 20 века Тахи Хусейна, открытое сближение с Европой не составит опасности для национальной самобытности, для прошлого, если восточная культура не станет европейской копией.
Начиная с 18 века, некоторые мусульманские богословы подчеркивали необходимость гармонии между исламом и современным западным обществом. Если Коран толковать с рационалистической точки зрения, утверждали они, то между человеческой жизнью и достижениями технологического, индустриального общества не возникает противоречий.
По их мнению, демократия является эквивалентом коранического принципа шуры (консультации правителя с другими людьми), который был введен королем Фахдом в Саудовской Аравии в 1992 году. Общественное мнение они рассматривали как решение, принятое всей
общиной. О науке они говорили, что она не противостоит исламу: Коран, как никакое другое монотеистическое Писание, поощряет интеллектуальный поиск и исследование.
Что касается защиты окружающей среды, то, согласно их доводам, она с