автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Философские проблемы теории и практики эстетического воспитания
Полный текст автореферата диссертации по теме "Философские проблемы теории и практики эстетического воспитания"
жжнтдаша ордаш Ленина и ордена трудового красного знамши гссудшя'вешып университет
На прапа" рукописи
ДЕНИСОВА йздчя Борнеогна
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМУ ТЮРИ! И ПРАКТИКИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Специальность 09.00.04 - Эстетшса
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учзноп степени кандидата философски наук
Ленинград 1991
Работ ЕШолнена на ¡сафгдро философии культуры, отики и естетики философского факультета Ленинградского государственного университета
Ноучный руководитель - докгор философских наук,
доцонт Г.Й.ШШШ
Официальна оппоненты: докгор философских наук,профессор В.В.СЕЛИВАНОВ кагщэдат философски: наук,доцент И.Л.НОСОВА
Еодущая организация - Высшая профсоюзная школа.
Защита состоится "_ М-1991 г. Е ¿С
часов на васедании специализированного совета К 063.57.38 по присуедениа ученой степени кандидата философских наук в Ленинградском государственной университете по одрасу:193034. Лзшшград. Менделеевская лши ,д.5. Философский факультет ЛГУ (ьуд. ).
С диссергациэй «ояно ознакомиться в Научной библиотека ш.Л.Ы.Горького Ленинградского государственного университета
Автореферат разослан "Лс " ^ 1531 г.
УЧЕНИЙ СЕКРЕТАРЬ специализированного совета,докгор фшософскик наук.доцонт
В.Л.АШШ0Н0В
- 3 -
ОБЩАЯ ХАРА1СГ ЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность тещ. Современный период общественного азвития замечателен обостреннш вниманием к проблема чело-яка. Выдвижение человека в качестве важнейшего субъекта ¡ультурной жизни требует не только теоретического осмысле-1ия проблемы общественного бытия, но и ориентации на Прак-■ическое обновление всей духовной сферы общества. Для пере-:ода современного советского советского общества в качест-)енно новое состояние необходимы революционные преобразована во всех областях жизни: в политике,экономике, социаль-юД к духовной сферах. Назрела необходимость подобных пре-)бразований и в воспитании подрастающего поколения.
Система воспитания в советском обществе сложилась в отрыве от культуры. Опираясь на факты,мояно утверждать, что ¡едостаток профессионально зрелых специалистов в народном созяйстве порождает негативные социальные последствия, от-зетственность за которые во многом ложится на существующуи а нашей стране соответствующую систему • образования. Формирование профессиональной зрелости личности тесно связано ; решением проблемы преодоления профессионального инфанти-шзма, которой нередко наблюдается среди учащихся профтехучилищ и проявляется в безразличии к избранной профессии, х своему будущему. В более широком социальном и культурном контексте профессиональный инфантилизм выступает как одно «з следствий распространившихся в молодежной.среде социаль-юй апатии,конформизма,потребительства,равнодушия к идеа-иам и ценностям культуры.
Этим объясняется необходимость философского осмысления эстетического воспитания,его специфики,структуры и функциональных особенностей,это в свою очередь диктует потребность к разработке многих узловых вопросов теории,г5о прак-гика педагогической работы сегодня сталкивается с Целым рядом неразрешенных проблем. С другой стороны,усиливающийся интерес общества к проблемам развития человека приводит к юниманип роли духовного фактора в решении социально-экономических задач, а отсюда - к осознание необходимости увяз* ки эстетического воспитания с решением конкретных проблей
развития общества. Новая ступень социального развития ставит в ряд валшейших задачу существенных изменений в самом содержании процесса воспитания подрастающего поколения.
Развитие способности восприятия ценностей во всех без исключения сферах жизни должно быть неразрывно связано с трудовым,нравственным,физическим воспитанием человека.Особую значимость в современных условиях приобретает взаимосвязь эстетического и трудового воспитания,ее роль в решении производственных задач, так как именно взаимодействие различных видов воспитания обеспечивает усиление его эффективности в процессе формирования человека, способствует его совершенствованию.
Создание совершенного типа специалиста в любой области возможно только на широкой социально-культурной основе. Процесс формирования личности включает в себя развитие потребности человека в разнообразных видах деятельности,способности находить эстетические ценности и в природе, и во всех сферах общественной жизни. Особое значение сегодня приобретают социально-психологичзекпе аспекты теории эстетического воспитания, пренебрежение и невнимание к которым кожет нанести серьезный уцср<5 всей системе воспитания. Недостатки в сфере осте'.-ичоского аосчитания сопряжены прежде ВСб.ю с технократическим уклоном в системе народного образования, преодоление которого на дело открывает возможность гуманизации образования и воспитания.
Сказанное вше позволяет сделать вывод об актуальности темы исследования, связанной с проблемами эстетического воспитания, необходимости расширения его сферы сегодня.
Состояние разработанности проблемы. Б отечественной науке за последние два десятилетия проделана значительная работа по указанной нами проблема,как в теоретическом,так и в практическом плане. Круг проблем, связанных с эстетическим воспитанием, тщательно исследован в работах советских философов, социологов, педагогов,психологов: Г.З.Апресяна, Ю.Б.Борзва, В.Р.Бунина, Л.С.Выготского, Е.С.Громова, Н.А.Дштрневой, М.С.Кагана,Л.Когон, Н.Л.Лейзерова, Л.Н.Ло-онтьева, Б.С.МеЙяаха, Г.Н.Поспелова,Л.Н.Ратляну,П.М.Якобсона и др. Достойное место среди них занимают работы В.Т.Ди-
гева, М.В.Верба и др..обобщающие практический опыт эстетичного воспитания.
Необходимо отметить,что для развития исследований в дан-1 области большое значение имели работы, посвященные исто-1 эстетического воспитания (В.Ф.Асмус, Н,Л.Лейзеров,М.Ф.Ов-«ин,В.П.Шзстаков).
70-80-е годы характеризовались значительной активизаци-усилий ученых в разработке проблем эстетического воспи--шя. Этот период принес немало новых результатов в изучен данной проблемы в различных областях обществоведения.В це работ утверждалась неправомерность сужения функций эс-гического воспитания, отождествления его с воспитанием цожественным.
Анализу механизма художественного воспитания посвящены боты С.С.Гольдентриха, М.П.Гальперина, М.С.Кагана, В.В.Се-ванова, Б.С.Мейлаха. Следует также отметить интересный уд О.Н.Органовой "Специфика эстетического тспр$сзг4Пп, в тором влэтриятие анализируется как активный творческий про-сс. Кроме того, существует рад работ, посвященных возмоя-сти применения методов кибернетики, теории информации в юцессе художественного воспитания (Л.Гриффен, М.А.Сапаров, А.Филипьев и др.),
За последние годы бьшо высказано немало ценных еообра-ний о сущности и содержании эстетического воспитгчия,рас-ютрен ряд проблем, касающихся формирования эстетического ;уса, соотношения рационального и эмоционального в восприя-1И природы эстетических ценностей. Однако многие исследо-1ния в этой области носят фрагментаршй характер, не приве-!ны в целостную систему, охватывающую весь процесс эстетичного воспитания.
Что касается работ, посвященных практической реализации эинципов эстетического воспитания, то они зачастую не име-• серьезного теоретико-методологического фундамента, У гдельных авторов нет даже четкого разграничения таких по~ ггий.как "эстетическое" и "художественное"эстетическое
- 6 -
образование" и "эстетическое обучение".
Обзор литературы показывает,что проблемы эстетического воспитания разработаны недостаточно, их анализу не хватает обоснованных общефилософских обоснований, осмысления его универсальных общественных функций. Это дает основание говорить о перспективности исследований прикладного характера, которые непосредственно связаны с практикой эстетического воспитания.
Цель и задачи исследования: рассмотреть философские аспекты. эстетического воспитания как целенаправленного процесса в единстве его структуры и функционирования. Для достижения поставленной цели автор поставил к решению следующие задачи:
- обосновать методологические принципы исследования феномена эстетического воспитания;
- проанализировать взаимосвязи форм, методов и средств эстетического воспитания в системе профессионального технического образования;
- изучить специфику эстетического воспитания как целостной системы;
- раскрыть роль субъективно-объективных отношений в структуре эстетического воспитания;
- выявить особенности музыкального восприятия и его влияния на проблему эстетического воспитания;
- разработать практические рекомендации для создания оптимальных условий развития системы эстетического воспитания с учетом сегодняшнего дня.
Методологической и теоретической основой исследования является диалектический метод философии, разработанный в трудах философов, классиков марксизма, постановлениях творческих союзов, ^современной научной литература.
Научная новизна исследования определяется поставленными задачами. Автор считает возможным осветить следующие положения, постановка и обоснование которых претендуют на исследовательскую новизну:
- анализ . сферы эстетического воспитания в контексте культуры в качестве общего методологического принципа
- обоснование специфической структуры эстетического воспитания как системы с позиций диалектики и логики, а также определение диалектической связи теории и практики как исходной предпосылки его структурирования;
- выявление специфической роли музыки в эстетическом воспитании и предпосылок наиболее целенаправленного использования музыки в формировании культурных потребностей личности;
- определение динамики эстетического воспитания в системе Боепитания в целом как критерия оценки деятельности пе-
одагогов в плане социальной значимости ее результатов.
Практическая значимость диссертации в том,что содержащиеся в ней научные результаты могут быть использованы в преподавательской деятельности при изучении тем: "Человек и природа", "Проблема общения", "Творческое развитие личности" и др.; в практике музыкально-воспитательной работы педагогов общеобразовательных школ, коллективов художественной самодеятельности.
Материалы исследования могут найти реализацию в лекционной работе по линии общества "Знание", в системе просвещения, в научно-педагогическом процессе в высшей школе. Теоретически е обобщения и практические рекомендации могут использоваться при подготовке методических пособий.
Материалы диссертации апробированы: в ходе изложения и обсуждения их на Всесоюзных теоретических конференциях в Москве (1985) и Петрозаводске (1984); на семинаре кафедры философии ИПК при ЛГУ, а также в научных публикациях автора. Результаты исследования реализуются автором в практической деятельности в училище,в пропагандистской работе, в работе методических семинаров преподавателей системы профтехучилищ.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Диссертация состоит из введения,двух глав, за ¡сличения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность,новизна избранной темы,раскрывается состояние ее научной разработанности,
- в -
формулируются цели и задачи, стоящие перед автором; проведен обзор литературы,связанной с предметом исследования.В основе разработки проблемы - анализ особенностей теоретической и практической сторон эстетического воспитания.
В первой главе - "Методологические принципы исследования эстетического воспитания" осуществлен категориальный анализ проблемы,исследуются основные подходы в определении понятия "эстетическое", рассматривается сущность эстетического на фоне сравнительного анализа категорий эстетического и художественного; предложено авторское определение эстетического воспитания как единой целостной системы.
В главе определяется содержание категории эстетического и его сущность. Анализируются философские проблемы теории и практики эстетического воспитания. Подвергаются анализу существенные определения, имеющиеся на вооружении практических работников, в практике эстетического воспитания. Предлагается авторское определение этого понятия: целью эстетического воспитания является развитие творческого начала личности, способной, с одной стороны, к преобразованию действительности по законам красоты, а с другой - к осмыслению своих ценностных установок, а следовательно, к саморазвитию на основе познания законов общественного развития -развития неповторимого сочетания универсальных и уникальных черт человека.
Важным принципом методологии воспитательного процесса является формирование человека. На основании рассмотрения подходов ученых к проблеме эстетического воспитания - философов, психологов и педагогов - обосновывается проявление социальной Природы эстетического воспитания. Сложность этого феномена определяется мерой реализации гармоничного единства социального и индивидуального, личностного. Эстетическое воспитание автором рассматривается как процесс, цель и содержание которого заключаются в развитии у индивида такого отношения к деятельности, при котором любая деятельность в любой сфере проходит на уровне эстетического творчества.
Автор,в частности,полностью солидаризируется с мнением К.Горанова, М.С.Кагана, Н.И Диященко, Л. Н. Ко гона и др.ученых о той,что эстетическое воспитание не следует отоадествлять
с художественным; при подмене одного другим происходит ограничение и сужение задач воспитательного процесса, ибо они сводятся к формированию взглядов и убеждений по отношению к искусству и оно провозглашается единственным срздством эстетического воспитания.
/лализ методологической основы эстетического Боепитания имеет большое значение для определения его моста и роли в системе воспитания личности. В главе рассматривается со-дерзанне эстетического воспитания .в плане становления личности как субъекта различных сфер культури,
В результата анализа диалектики эстетического выделяете;! необходимость рассмотрения проблем эстетического воспитания как назревшей исторической задачи. Автором утверждается необходимость проведения теоретико-методологического анализа эстетического воспитания как единого феномена на основе диалектического метода познания. По шению диссертанта, первостепенное значение вопроса о целях и задачах эсто~ тического воспитания заключается в том, что ответ на него дает возможность определить эстетическое воспитание как систему объективных и субъективных факторов педагогического воздействия на личность.
Изучение взаимосвязи мевду элементами этой системы оп~ рэделяет возмокность и необходимость осуществления процесса комплексного эстетического воспитания. С этим предметом исследования связано получение научнообоснованных критериев эффективности и качества эстетического воспитания, цели и задачи которого выступают в целостной системе кап звенья, в диалектическом единстве всех компонентов системы общественного воспитания.
В главе рассматривается теория эстетического воспитания как часть эстетической науки. Суть эстетическою воспитания - развитие способности человека полноценно и всесторонне осваивать мир. Эстетическое и художественное освоение человеком действительности диалектически взаимосвязаны, и формы этой взаимосвязи следует рассматривать на уровне сознания,на уровне деятельности и на уровне функционирования воспитания Эстотичоскг е освоение действительности - это связь (отношение) еубгокта, воспринимающего и оценивающего
мир, и объекта,который воспринимается и оценивается в том случае, когда это освоение превращается в практическую преобразующую деятельность по законам красоты. Результатом такой деятельности является качественно новый объект, обладающий эстетической ценностью. Потребности в освоении и преобразовании мира широки и многогранны. Вудучи субъектом и объектом, человек участвует в преобразовании природных и социальных потребностей. .
Действительным содержанием целостной системы воспитания и всех его подсистем становится сам человек.Так,по существу, проблему рассматривал К.Маркс, полагая, что предметное богатство общества, создаваемое людьми,есть ни что иное, как предметно-развернутое богатство, т.е. абсолютное выявление творческих дарований человека, развитие всех его сил как таковых. Эстетическое воспитание, будучи социально организованным средством формирования первоначальной эстетической »сультуры, есть сложный процесс,цель которого - развитие у человека эстетического сознания, эстетического отношения к действительности, способности к эстетической деятельности.
Основой формирования эстетического сознания,всей эстетической культуры являются эстетические чувства, эмоции, вкусы человека. Эстетическое чувство традиционно определяется как способность личности воспринимать, познавать и оценивать окружающий мир на чувственном уровне. В развитии интеллектуальной стороны эстетического сознания определенное место отводится воспитанию эстетического идеала, выработка которого - не законченный акт идеального осмысления, а конкретно-исторический социально обусловленный процесс непрерывного уточнения и приближения к исторической и художественной истине.
Эстетический идеал призван внести в мировоззрение человека элементы совершенства, достигаемые творческим отношением к труду, высоким моральным сознанием, широкой эрудицией и культурой.
Степень развитости личности в современном обществе проявляется и в том, в какой мере эстетические взгляды,оценки человека влияют на его реальное поведение, насколько они определяют взаимоотношения личности и общества, способству-
- II -
г раскрытию эстетических и этических аспектов повседневной зятельности. На всех этапах формирования гармонически раэ-итой личности существенной стороной воспитательной работы вляется руководство процессами развития эстетических по-ребностей. Такой подход к сущности эстетического воспитания гсределяет его конкретное содержание, цели и задачи, средст-а в тех* или иных условиях. ' : .
В зависимости от аспектов исследования в понятие "эс-етическое воспитание" можно вкладывать различное содержа-ие. Так, на уровне функционирования эстетическое воспита- • ие в своем сущностном выражении определяется нами как фор-ирование и развитие эстетической культуры в единстве эсте-ического отношения к действительности, эстетического соэна-ия и эстетической деятельности.
Для дальнейшего определения сугцностных характеристик эстетического воспитания следует исследовать его как цел ост-¡уо систему.
В главе показано ,чтсг эстетическое воспитание выступает шк конкретное проявление теории и практики. Рассматривая :истеыу эстетического воспитания как процесс, мы исходим но грироды системы,из методологических принципов системного юдхода. Для обозначения взаимодействия элементов (сторон) »стетического воспитания в развитии применим термин "отношение", поскольку система всегда является системой отношо-[ий, способом взаимосвязи мэаду элементами системы.
Среди имеющихся концепций в теорий систем наиболее приемлемым рабочим определением системы,на каш взгляд,является зледущее: система - это способ связи, совокупность отноше-1Ий между элементами,сторонами системы,составляпщими по от-тошенив друг к другу противоположности и создащими устойчивое единство, опосредованное промежуточными звеньями. Эффективное и полезное функционирование системы эстетического воспитания человека неотделимо от Практического использования принципов эстетического воспитания в их взаимосвязи и в единстве с общими принципами педагогической деятельности.
В данной главе изучается структура и функции системы, при этом используется принцип историзма. Автор кратко ана-
- 12 -
лизирует элементы структуры эстетического воспитания, осо-бешюсти их взаимосвязи. В качестве методологической основы Бцделения уровней субъекта эстетической деятельности выступает диалектика единичного,особенного и всеобщего.
Структура эстетического воспитания может быть представлена в двух плоскостях.В эстетическом воспитании как в целостном процессе нужно ввделить исходную "модель" и проанали-аировать конкретизацию этой теоретической модели в реальности, что явится методологической основой для анализа механизма действия эстетического воспитания,управления его содер-санием и структурой. При этом важны практические познаватель ныв возможности эстетического воспитания.
В народной педагогике показано,что люди каждого поколения включаются в жизнь,в мир предметов и отношений, знаков и символов, созданных предшествующими поколения«« - так образуется традиция,социальная по своему механизму форма передачи человеческого опыта. Автор обращается к этой проблеме, поскольку социально-экономическое развитие в современной обществе приводит к существенной трансформации культур народов. Научно-технический прогресс,с одной стороны,открывает простор интеграционным процессам,а с другой - становится стимулятором роста национального самосознания.
В главе рассмотрена разнообразная палитра национальных методов воспитания.
Современное состояние разработки темы характеризуется противоречивым толкованием природы традиции философами, культурологами, литературоведами, представителяш конкретных отраслей искусствоведения,что отражает важность проявлений и функционирования традиций. Поскольку многоаспекг-ность традиции заключается в том,что она выступает как принцип изобразительно-выразительных средств искусства и как накопленный в прошлом опыт, как отдельный Прием.наконец, (юэтому Э.С.Мяркпрян предлагает ввести понятие "традиция", рассматривая культуру,как некий феномен, а традиции, как механизм действия этого феномена.Эти понятия дополняют Друг друга. Для обобщения богатого эмпирического материала большое значение имеет работы,рассматривающие традицию в контексте теории раэвитияСС.Н.Аргяновский, !0.Б.Борев,В.В. Ванфов, А.Б.Ладыгина, Ю.Н.Даввдов, А.Ф.Еремеев, Ы.С.Каган,
С.Х.Раппопорт,А.Г.Спиркин). Традиция в их работах рассматривается как реализация преемственных связей между этапами исто-рико-художественного развития. Для понимания традиции как отношения между современной художественной деятельностью и прошлой культурой важны работы, трактующие традиции как природу субъективно-обтективного отношения и в особенности той его разновидности,что имеет рефлексивный (вторичный) отраженный характер (М.С.Каган, В.А.Лекторский,Л.Н.Столович и др.).
Богатый материал по традиции, понимаемой как способ сохранения и передачи стереотипированного прошлого опыта, содержится в исследованиях по теории культуры Ю.В.Бромлит.Э.С. Маркаряна, Э.В.Соколова, Н.З.ЧавВа^цдзе и др.авторов. Изуче-' ниго традиции на конкретном материале истории искусства посвящены работы Е.С.Аверинцева, М.М.Бахтина, Л.Я.Боткина,Б.Ы. Бернштейна, А.Я.Гуревича, А.В.Гулыги,Д.С.Лихачева, в которых вычленяется многоаспектность традиции и многообразие форм существования, полифункциональность.
В главе рассматривается роль традиции в становлении и развитии культуры, а также исследуется понятие преемственное- ; ти; определяется сущность традиции в "народной педагогике", высказывается мысль о том,что вне традиции,без традиции не может быть развития культуры, ее прогресса; рассматриваются • общие черты обычаев и традиций воспитания. Понятие"народная педагогика" употребляется автором в значении педагогических . сведений, распространенных устно, т.е. понимается как устное педагогическое творчество народа. Народное педагогическое творчество - одна из важнейших сторон многовекового развития культуры. Это - область эмпирических педагогических знаний и опыта народных масс, выражающихся в господствующих в народе воззрениях на цели и задачи воспитания в совокупности народных средств, умений и навыков воспитания и обучения.'
В исследовании обращается внимание на то, что "народная педагогика" является результатом коллективного творческого вклада многих поколений в духовную культуру народа. Основными направлениями "народной педагогики" являются: трудовое воспитание - передача подрастающему поколению производственных навыков и умений; эстетическое воспитание (песни, пляски, игры, сказки, калядки, былины, потешки, частушки,поело-
- 14 -
вицы, загадки, которые донесла до нас народная память, являются неотъемлемой частью педагогического наследия).
Автор в исследовании обращается к памятникам древнерусской педагогики,которая большое значение придавала воспитанию как нравственных, так и эстетических качеств. Основным методом исследования данной проблемы был анализ.этнографических материалов и педагогической литературы,ведь философ-ско-эстетическая литература по традициям народной педагогики более чем скромна, а педагогическая литература дает богатейший материал.
Рассмотрев различные точки зрения по проблеме "народной педагогики", автор считает,что это система принятых в данной местности данным народом приемов и методов воспитания, которые передаются от одних поколений к другим и усваиваются ими прежде.всего как определенные знания,умения и навыки,приобретенные, людьми в процессе, жизни. Арсеналом воспитательных средств была сложившаяся испокон веков система отношений между членами крестьянской семьи в быту и в друдовой деятельности. В главе показано ,что традиции способствуют формированию как эстетического вкуса, так и таких социально значимых качеств, как трудолюбие, честность, дисциплинированность,исполнительность .
Автором уточнено содержание понятия "традиция" и характерные особенности функционирования традиции в культурно-исторической среде. Традиция, являясь ценностью, переданной по наследству предшествующими поколениями, свидетельствует о влиянии прошлого на образ жизни современного общества. Традиции задают аксиологическую общность создаваемой в процессе общественного производства материальной и технологической опредмеченности культуры, поддергивают ее единство. Основой (функционирования традиций является опыт, актуализирующий следы прошлой деятельности и ставящий цели будущей деятельности. Именно в опыте через постоянно осуществляемый процесс опредмечивания и распредмечивания проявляется репродуктивная функция культуры, ее преемственность. Воздействуя на человека,формируя его естетический потенциал, его духовно-нравственный облик, эстетическая культура выступает и эффективным средством универсального развития всех человеческих способностей,
_ - 1Ь -
юторые формировались на протяжении веков.
Поскольку сущность человека есть совокупность всех об-' цественннх отношений, становление сущи о стных свойств личности обусловлено воздействием на нее (в большей или меньшей степени опосредованности) всех сторон общественной яизни.Поэтому в новых условиях надо так организовать эстетическое воспитание, чтобы наши достижения, ценности, идеалы, принципы органично включались в процесс в рамках целостной системы общественного воспитания, совершенствования и развития сущностных сил человека. Обновление системы комплексного эстетического воспитания связано с ее поэтапным внедрением.• Эта система не может существовать и развиваться без человеческого фактора. В связи с вышесказанным возникает необходимость рассмотрения конкретных сторон феномена эстетического воспитания в теоретическом и практическом плане,что и осуществляется во второй главе диссертации - "Компоненты эстетического сознания и эстетического воспитания".
Б главе рассматриваются проблемы индивидуальности и процесс художественного воприятия. Автор исследует различные уровни восприятия как художественного, так и эстетического, обращая внимание на то, что в структуре индивидуальности эстетический момент связан с глубинными слоям! духовной жизни человека, с его чувствами и переживаниями. Чем более развиты эмоциональная и интеллектуальная сферы личности, чем гармоничнее их взаимосвязь, тем выше способность личности гс эстетическому восприятию. Главная психологическая особенность эмоционально-интеллектуального типа художественного восприятия заключается в том, что у индивида развита эмоциональная активность, обусловливающая относитель- ' но равное развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер личности. Это способствует целостности воспрттия во всех его коиюнентах и связях. В последнее время проблема худогест-вшшого воспитания исследуется с точки зрения теории информации, при этом авторы исходят из того, что в этом случае коммуникативная функция искусства является определяющей.Такой принцип автору кажется неприемлемым для определения ценности эстетических объектов.
Дало в том,что восприятие иудопаственного произведения
сложный и противоречивый процесс. Зта сложность и противоречивость обусловлены, с одной стороны, многокачественностью субъекта восприятия,а с другой - тем фактом, что субъект эстетического воспитания с необходимостью является и субъектом познания. Процесс восприятия художественного произведения определяется не только особенностями объекта и субъекта, но и спецификой их соотношения в каждом конкретном акте эстетического восприятия.
Эстетическое воспитание является необходимым условием восприятия творческого потенциала музыкального произведения. В специальном параграфе главы: "Музыка в системе эстетического воспитания" автор исследует специфику музыки как средства эстетического воспитания. В художественной культуре каждой конкретно-исторической эпохи представлены средства эстетического воспитания,социальной функцией которых является формирование способностей человека. Перед воспитателем стоит проблема выработки таких художественных средств,которые способствовали бы не только развитию вкусов, но и утвер-ащению эстетических ценностей, определению норм, убеждений и идеалов.
В практической деятельности важную роль занимает эстетическое воспитание средствами искусства. Восприятие рассматривается как один из узловых моментов связи эстетического и внеэстетического в многообразных процессах культуры. На современном этапе музыка - один из наиболее популярных ввдов искусства, особенно среди молодежи, поэтому автор обращается именно к проблеме восприятия музыки, связанной с выявлением уровня культуры восприятия музыкального произведения. Осознание специфики восприятия и сложности восприятия музыки вызвало значительный рост исследований в этой области. В связи с этим делается попытка рассмотрения проблемы с точки зрения зависимости совершенствования эстетического воспитания средствами музыки. С зтой целью анали-аируются психологические, педагогические, литературоведческие, методологические подходы к ней.
Цель указанного параграфа - в определении влияния объективных и субъективных факторов на восприятие музыки как одного из аспектов формирования высокоразвитого слушателя,
а также раскрытие аотивнодеятельного характера процесса восприятия музыки, его соответствия структуре человеческой до-ятелыгости.
Эффективность воспитательной роли музыки,а также направленность и характер ее социального воздействия в значительной степени определяют общественную значимость музыкального искусства л его места в системе духовно-культурных ценностей. Изучение воспитательных аспектов музыки имеет долгую историю и довольно большой опыт, однако меняющиеся условия, функционирования музыкального искусства, развитие средств музыкального воздействия, следовательно, происходящие изменения в музыкальном сознании современного слушателя требует дальнейшей разработки отой темы.
Для достижения целей музыкально-эстетического воспитания молодежи главном условием является целостное изучение процесса функционирования музыки в обществе. Необходимо выделение приоритетных управленческих принципов в данном процессе, тем более, что популярюсть музыки среди молодежи, как показывает исследование, все возрастает. Вместе с тем, совершенствование управленческого механизма, регулирующего процесс функционирования музыки в педагогической деятельности обеспечивает повышение ее воспитательной роли. Автор определяет взаимозависимость субъективных и объективных факторов восприятия музыки как один из моментов музыкальной культуры слушателя. Рассматривается активный деятельный характер процесса восприятия музыки. Анализ специфики музыкального восприятия по называет, что познавательный аспект реального восприятия реализуется на трех уровнях: интуитивном, эмоциональном и ценностном.
Познавательная деятельность как внутренний процесс осуществляется на основе способности к переживанию черзз ос поение музыкального языка произведения, что дает возможность Еьделить в анализе эмоциональный и интуитивный уровни восприятия,неразрывно связанные в реальном восприятии.
Ценностный уровень включает в себя объективную и субъективную стороны. Оценка произведения слушателем объективна, она зависит от традиции восприятия, от культуры. Субъективна г.е она постольку, поскольку зависит от индивидуаль-
ного жизненного и музыкального опыта человека. Вариантность восприятия музыки большей частью связана с субъективным моментом, она характеризует творческую сторону восприятия слушателями) активность.
В настоящее время эстетическое воспитание посредством цуэыки становится чрезвычайно сложной задачей,поскольку расширилась сфера стихийного общения личности с музыкой,а в обеденной жизни человека стал преобладать способ солутству- . ющего ее восприятия. Именно это обстоятельство в известной степени вызвало изменение в жанровых ориентации массового слушателя, поскольку сложные музыкальные произведения не всегда приемлемы для сопутствующего прослушивания.
Специфика музыкально-эстетического воспитания эксплицируется в процессе философского анализа природы человека и природы музыки в контексте отношения человека и общества. Вместе с тем важнейшие принципы материалистической диалектики дают ключ к более глубокому рассмотрению процесса формирования музыкальных способностей.
Выявив важнейшие закономерности становления и развития . музыкальных способностей человека и установив главные особенности музыкального воздействия, можно придти к принципиальному обновлению системы музыкально-эстетического воспитания. Ученые, уделяя внимание вопросам систематизации процесса музыкально-эстетического воспитания, должны направить усилия на совершенствование системы музыкально-эстетического воспитания дошкольников и учащихся общеобразовательных школ. Среди исследований, посвященных данной проблеме, следует упомянуть работы В.Ю.Белобородовой, Н.И.Ветлугиной, Д.Б.Кабалевский, А.Н.Сохор и др. В музыкально-педагогической литературе рассматриваются пути приобщения подрастающего поколения к музыке (в работах А.Г.Дукова, Б.И.Сапунова) .Известностью пользуются работы по философско-эстетичес-. кии проблемам музыки и музыкального воспитания Б.В.Асафьев, А.Г.Костюка, А.Ф.Лосева, С.Х.Раппопорта, Т.В.Чередниченко, Н.П.Шахназаровой, В.П.Шестакова и др.
На основе предпосылок и теоретических выводов предпринимается попытка автором раскрыть закономерности музыкально-воспитательного процесса, способствующие более эффектив-
нону Приобщении личности к музыкальна ценностям и их использованию в формировании эстетического сознания и духовного мира общества. В исследовании показывает си необходимость тесной диалектической связи теории и практики музыкально-воспитательного процесса, выявляются предпосылки наиболее целесообразного использования музыки в становлении и развитии личности• В диссертации показывается, что включение в понятие музыкальности, наряду с традиционными комюнентами -музыкальным слухом и эмоциональны!:! реагированием на музыку, ладовым чувством, чувством ритма, музыкальной памятью и воображением, музыкально-творческими способностями,таких свойств, как способность к целостному восприятию произведения, музыки и умению определить ее культурную ценность,дает возможность анализа взаимодействия музыкально-художественного сознания личности и ценностей музыкально-художественной культуры общества.
Среди вагшейлих проблем совершенствования систем эстетического воспитания одной из главных является определение условий целенаправленного педагогического воздействия на воспитуемого, вовлечение его в художественную деятельность .
В главе проводится анализ специфики содержания эстетического воспитания учащихся системы профтехобразования,рассматриваются его особенности, формы и методы. Автор определяет его как целенаправленный процесс формирования эстетического отношения к действительности и готовности к эстетической деятельности.
Задачу эстетического воспитания в Профтехучилищах автор видит в обеспечении необходимого уровня культуры современного рабочего.усиления творческого аспекта профессиональной деятельности, что достигается формированием способности переносить впечатления от прекрасного п сферу трудовой деятельности, органическим щелочением эстетического начало во все виды трудовой и познавательной деятельности, разшттизи представления о социально-культурной ценности продуктов труда. Автор считает,что эстетическое воспитанно возгагно и необходимо во всех видал деятельности .На теоретической уросио это обосновывается представлением об эстетической воепктенип
как о гармонизирующим принципе всей воспитательно!» системы.
В диссертации ставится задача конкретизации теории эстетического Боепитания непосредственно в воспитательных процессах, обладающих рядом особенностей и системе профтехучилищ. Специфика воспитательной деятельности в системе профтехучилищ обусловлена тем,что учащиеся ориентированы на получение образования и'профессии, включены непосредственно в трудовую деятельность, и мы можем говорить о смысле доминирующей формы деятельности. Учащиеся приближены к трудовой деятельности и поэтому диссертант особое внимание уделяет соединению теоретического обучения и практической деятельность.
Автором приводятся примеры прагаической реализации различных методов и принципов эстетико-воспитательной работы и выполняется анализ результатов социологических исследований, проведенных среди учащихся профтехучилищ.
В заключении диссертации сформулированы выводы по основным результатам проведенного исследования.
Основные положения диссертации изложены автором в следующих публикациях:
1.Некоторые особенности восприятия музыкального произведения. Деп.в ИНИОН АН СССР I? 35692 от 30,09.88 (в соавт.)
2.Специфика эстетического восприятия.Деп. в КНИОН АН СССР fê 35590 от 30.09.88,
3.Становление культуры личности (Методическое пособие). Мурманск: Знание,1990.- 1£ с.
• с-р.глис^П
Рот-Ï ЛШК Зек. 206. Т. 100. 16.01.91