автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Актуальные проблемы эстетического воспитания в развитом социалистическом обществе
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Матиец, Евгения Евгеньевна
Введение
Глава I. Возникновение эстетического воспитания как результат развития эстетических отношений человека к действительности
§ I. Особенности развития эстетического воспитания в докапиталистических общественно-экономических формациях.
§ 2. Эстетическое воспитание в условиях развития и кризиса капиталистического, становления социалистического общества
Глава П. Методологические основания целостной общей теории эстетического воспитания
§ I, Предмет и структура целостной общей теории эстетического воспитания
§ 2. Категориально-понятийный аппарат целостной общей теории эстетического воспитания
§ 3. 0 закономерностях и принципах эстетического воспитания.
Глава Ш. Единство теории и практики эстетического воспитания в развитом социалистическом обществе.
§ I. Некоторые методологические вопросы взаимодействия теории и практики эстетического воспитания
§ 2. Практика эстетического воспитания в гуманитарном вузе
Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Матиец, Евгения Евгеньевна
На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС было отмечено, что "совершенствование развитого социализма немыслимо без большой работы по духовному развитию людей""''. В условиях бурного развития науки и техники, повышения уровня материальной культуры общества особенно возрастает значение этой работы на тех рубежах коммунистического строительства, где она органично связана с формированием "всесторонне развитых и всесторонне подготовленр ных лкщей" , способных творчески использовать достижения общества для дальнейшего повышения материального благосостояния советского народа, и, что крайне важно, для более глубокого развития и совершенствования самого человека, так как "всестороннее проявление индивида лишь тогда перестанет представляться как идеал, как призвание и т.д., когда воздействие (выделено нами - Е.М.) внешнего мира, вызывающее у индивида действительное развитие его задатков, будет взято под контроль самих индивидов, как этого я хотят коммунисты" .
С первых дней советской власти началось формирование нового исторического типа личности. Однако задача интенсификации процесса воспитания личности коммунистического типа поставлена партией впервые. Решение поставленной задачи требует огромных усилий Коммунистической партии, социалистического государства, всего советского народа. Эта задача находится в центре внимания ведущих ученых и научных коллективов, работающих в разных областях
1. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г., М., 1983, с.18.
2. Ленин В «И. социал-демократов? - Полн.собр.соч., т.41, с.33.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. - Соч., т.З, с.282. знания, в том числе в области теории эстетического воспитания, составной части марксистско-ленинской эстетики. В Программе КПСС организация широкого эстетического воспитания народа определяется как общегосударственное дело. Партия должна заботиться, говорится в Программе, "о создании всех условий для наиболее полного проявления личных способностей каждого человека, об эстетическом воспитании всех трудящихся11^".
На современном этапе эстетическое воспитание в стране предстоит поднять на качественно новый уровень. Достигнутая степень зрелости социалистических общественных отношений, комплексный характер задач совершенствования развитого социализма требуют создания эффективной, научно обоснованной системы эстетического воспитания советского народа.
Такая система, которая обеспечила бы координацию эстетического воспитания на всех уровнях, может создаваться и эффективно управляться лишь на основе глубокого знания сущности, закономерностей, принципов эстетического воспитания. Поэтому актуальными становятся углубление и систематизация теоретических исследований эстетического воспитания.
Богатый практический опыт, который в настоящее время накоплен в области эстетического воспитания, нуждается в серьезном обобщении и систематизации. Практика эстетического воспитания в стране требует уже не эмпирически найденных, а теоретически, научно обоснованных методик этого сложного процесса. Актуальность научного обоснования практических рецептов эстетического воспитания особенно повышается в связи с тем, что в настоящий момент в стране разворачивается широкая реформа системы образования.
I. Программа КПСС. М.f Политиздат, 1982, с.130.
В настоящее время важнейшим условием создания эффективной системы эстетического воспитания является глубокое и разностороннее развитие теории эстетического воспитания. Эта теория развивается не на пустом месте. В марксистско-ленинской эстетике, научном коммунизме, психологии, педагогике, социологии и других дисциплинах предприняты (прежде всего в последние десятилетия) исследования многочисленных конкретных аспектов эстетического воспитания. Они в совокупности составляют незаменимую основу для теоретических обобщений.
Однако развитие конкретных исследований эстетического воспитания силами отдельных дисциплин, по признанию многих специалистов, тормозится в последнее время из-за отсутствия целостной общей теории эстетического воспитания. Ощущается недостаточная разработанность методологии и концептуального аппарата исследований эстетического воспитания, а также малая изученность истории эстетического воспитания. В существующей литературе отсутствует четкая субординация подходов к эстетическому воспитанию с позиций разных дисциплин. Междзу тем в марксистско-ленинской эстетике созрели необходимые теоретические предпосылки для того, чтобы создать общую теорию эстетического воспитания, призванную выполнить методологические функции в отношении всех исследований в области истории, теории и практики эстетического воспитания. х х х
Помимо марксистско-ленинской эстетики, исследования эстетического воспитания ведутся в теории научного коммунизма, педагогике, психологии, социологии, клубоведении и теории культурно-просветительной работы, искусствоведческих и других дисциплинах.
Часть этих исследований носит прикладной, часть - теоретический характер.
С методологической точки зрения важен вопрос о том, в каком соотношении друг с другом находятся эти узкодисциплинарные исследования эстетического воспитания, какую частицу вносит каждое из них в разностороннее осмысление этого многогранного явления.
Предпринимая обзор научной литературы по исследованиям эстетического воспитания, мы предполагаем выделить специфические ракурсы рассмотрения эстетического воспитания различными дисциплинами.
Исследования эстетического воспитания в рамках педагогической науки отличаются, как показывает анализ общих работ по истории и теории педагогики, рассмотрением эстетического воспитания как процесса, подчинешогдз§дачами закономерностям, лежащим вне сферы эстетического.
Преимущественно прикладное, вспомогательное использование эстетического воспитания в рамках педагогики может быть проиллюстрировано распространенным в исследованиях по педагогике призывом использовать воспитание красотой для более тесного сближения детей в коллективе, выработки навыков коллективного (в данном случае художественного) действия и т.п. Эстетическое воспитание при этом оказывается средством для решения иных педагогических задач. Такой подход объективно содержится и в приведенных в исследовании "История педагогики" наставлениях К.Д.Ушинского, одного из классиков педагогической науки, ставить эстетическое воспитание в прямую связь и даже зависимость от задач нравственного воспитания^.- Подобным образом в современной работе В.И.Чай
I. История педагогики/,под ред. М.Ф.Шибаевас/. М., 1971, с.67-68.
КОВСК0Й "О целостности этико-эстетического воздействия на молодежь"^ "целостность" оборачивается фактическим подчинением эстетического воздействия задачам нравственного воспитания.
Как прямо указывается в пособии "Педагогика" Ю.К.Бабанско2 го , эстетическое воспитание рассматривается с позиций педагогики как частный компонент общей системы воспитания, воспитательной деятельности.
Для педагогического ракурса рассмотрения эстетического воспитания характерно сосредоточение на взаимодействии воспитателя емого» а не на процессах развития личности воспитуемого и не на его практической деятельности.
В упомянутой работе Ю.К.Бабанского, например, эстетическое воспитание определяется как "процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры" (см. гл.22, § I). Сходным образом Б.П.Есипова в пособии "Педагогика" определяет эстетическое воспитание как "организацию деятельности учащихся в создании прекрасного в мире вещей и человеческих отношений" . Здесь заметно четкое разделение на воспитателя и воспитуемого, организация эстетической деятельности практически полностью доверяется педагогу, понимается как рационально и строго направленный процесс. Близкую трактовку мы встречаем и в педагогическом пособии, изданном в 1976 г. украинским издательством "Вища школа", где целью эстетического воспитания называется "развитие у учащихся художествен
X. Чайковская В.И. О целостности этико-эстетического воздействия на молодежь. - Искусство и эстетическое воспитание молодежи. М., 1981, с.11-33.
2. Педагогика/.под ред. Ю.К.Бабанского,. М., 1978, гл.22.
3. Есипова Б.П. Педагогика. М., 1967, с.З. т но-творческих и организаторских способностей".
Опасность одностороннего подхода к эстетическому воспитанию с позиций педагогической теории и практики заключается, в частности, в том, что оно сводится к педагогическому воздействию на воспитуемого и недооценивается тот факт, что человека эстетически формирует вся окружающая действительность, условия его жизни, его собственная деятельность в окружающем мире. При этом отступает на второй план принцип сознательности, самодеятельности и активности воспитуемых, выдвинутый В.И.Лениным в р его речи на Ш съезде комсомола .
Можно констатировать, что специфический ракурс рассмотрения эстетического воспитания педагогической наукой заключается в выделении момента целенаправленного и институционализированного формирования эстетического сознания, эстетических навыков, в отличие от спонтанного их формирования в ходе соприкосновения с окружающей действительностью и в результате самодеятельности индивида. Педагогическая наука изучает те формы эстетического воспитания, в которых возможно достаточно четкое выделение воспитуемых и воспитателей, а само эстетическое воздействие вплетено в общий контекст воспитания. При этом целью, конечным "продуктом" эстетического воспитания для педагогики выступает не столько само становление эстетического начала личности, сколько его благотворное влияние на общий процесс социализации индивида.
Названные проблемы сами по себе чрезвычайно важны и составляют самостоятельный ракурс педагогических исследований эстетического воспитания, однако они не могут заменить собой всего
1. Педагогика/ под ред. А.П.Кондратюка . Киев, 1976, с.135.
2. См. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. - Полн.собр.соч., т.41, с.309-310. разностороннего рассмотрения эстетического воспитания. Более того, педагогический подход к эстетическому воспитанию не может рассматриваться не только как единственный, но и как ведущий метод исследования, так как он концентрируется не столько на том, что формируется в человеке, сколько на том, как формируется, по какой методике, и является с этой точки зрения вторичным, вспомогательным ракурсом рассмотрения эстетического воспитания.
Наиболее распространенным является отнесение проблем эстетического воспитания к конпетенции теории научного коммунизма и прежде всего теории коммунистического воспитания как составной части научного коммунизма. При этом исследования эстетического воспитания не получают самостоятельного статуса теории эстетического воспитания, а осуществляются с использованием понятийного аппарата и законов теории коммунистического воспитания.
В сборнике лекций "Теория и практика коммунистического воспитания", подготовленном Академией общественных наук при ЦК КПСС, подчеркивается, что задачи, структура и средства эстетического воспитания должны определяться спецификой общественных отношений коммунистической формации. "В условиях коммунистической формации, - пишут авторы, - эстетическое воспитание оказывается объективной необходимостью, вытекающей из природы нового общества""'".
С.М.Ковалев, автор монографии "Формирование социалистической личности", также подчеркивает, что с позиций теории коммунистического воспитания эстетическое воспитание при социализме должно изучаться не как самоценный процесс, а как средство ре
I.Теория и практика коммунистического воспитания /Редкол.: Ж.Т.Тощенко и др. М., 1980, с.261. шения широких социальных задач - совершенствования социалистического и построения коммунистического общества (см., например, раздел "Задачи и средства эстетического воспитания")^.
Преимущественно социально-идеологический смысл эстетическому воспитанию придается и в работе белорусских авторов Х.В.Бодакова и С.Д.Лаптенка "Всесторонне, гармонически развитая лич-р ность"* и в ряде других работ.
Нетрудно заметить, что специфика рассмотрения эстетического воспитания в теории коммунистического воспитания заключается в том, что здесь изучаются закономерности лишь одной - высшей -стадии эстетического воспитания в период развития социалистического общества и построения коммунизма.
Многовековая история эстетического воспитания, а также современная практика эстетического воспитания в капиталистическом обществе остается за рамками рассмотрения. Такой подход диктуется спецификой самого научного коммунизма, который изучает закономерности становления и развития только одной - коммунистической - формации.
Следует отметить, что в теории коммунистического воспитания эстетическое воспитание рассматривается не столько как самостоятельный объект исследования, сколько как одна из сторон целостного процесса коммунистического воспитания.
В ракурсе исследований эстетического воспитания, который реализуется теорией научного коммунизма, в целом отсутствует подмеченный при рассмотрении педагогической литературы недостаток в изучении эстетического воспитания, заключавшийся в том,
1. Ковалев С.ГЛ. Формирование социалистической личности. М., 1980, с.176-180.
2. Бодаков А.В., Лаптенок С.Д. Всесторонняя, гармоническая личность. Минск, 1982, с.78. что слабо учитывалось непосредственное эстетическое воздействие объективной реальности на человека. Напротив, важнейшей особенностью изучения эстетического воспитания здесь является сосредоточение на рассмотрении объектившхсоциальшхусловии, которые в основном препятствуют (при капитализме) или в основном способствуют (при социализме и коммунизме) эффективному эстетическому воспитанию. Само эстетическое воспитание рассматривается прежде всего как общественное отношение в системе общественных отношений коммунистической формации, изучается его классовый, партийный характер*.
В этой связи необходимо отметить, что помимо теории коммунистического воспитания, в рамках научного коммунизма эстетическое воспитание рассматривается тавхже как фактор становления социалистического образа жизни^, формирования потребности в тру
3 4 де ; изучаются идеологические аспекты эстетического воспитания .
Во всех этих исследованиях в полной мере присутствует специфический "социальный" ракурс рассмотрения эстетического воспитания научным коммунизмом.
В психологической науке специфиче
1. См., напр.: Теория и практика коммунистического воспитания /Редкол.: Ж.Т.Тощенко и др. М., 1980, с.261-264.
2. Умаров Э., Пал И. Роль эстетического воспитания в совершенствовании социалистического образа жизни. - Коммунист Узбекистана, Ташкент, 1982, № 8, с.72-78; Дорошенко М.&., Носко-ва Е.Д. Роль эстетического воспитания в Формировании социалистического образа жизни. - По пути, завещанному Лениным. Одесса, 1980, с.34-37; Мехтиева P.M. Эстетическое воспитание и совершенствование социалистического образа жизни. - Зрелый социализм и развитие социалистического образа жизни. Баку, 1981, с.147-160 и др.
3. Казначеева Т.Н. Формирование эстетической потребности в трудовой деятельности. - Развитие духовных потребностей. Л., 1980, с.153-164 и др.
4. Хлупач М.В. Эстетические и художественные аспекты идеологической работы. - Эстетические аспекты социалистического образа жизни. Свердловск, 1981, с.87-91 и др. ский ракурс исследования эстетического воспитания заключается в рассмотрении его сквозь призму психологии восприятия и психологии творчества. Речь в психологических исследованиях идет об изучении механизмов индивидуального эстетического восприятия и разработке эффективных методов формирования эстетической чувственности, эстетических эмоций, восприимчивости к средствам эстетического воздействия^. Психология использует свои специфические средства для изучения психологии творчества, в том числе форми2 рования навыков художественного творчества .
Наконец, психология способна изучить роль бессознательных психических процессов в эстетическом воспитании и роль самого эстетического воспитания в формировании так называемых "генера»-лизованных способностей" - воображения, наблюдательности, нестандартности мышления, богатства ассоциативного ряда и т.п.
Специфический ракурс рассмотрения проблем эстетического воспитания в литературе по теории культурно-просветительной работы и к л у б о -ведению заключается в функционально-организационном подходе к эстетическому воспитанию, сосредоточении на его ин
1. См.: Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982; Асеев А.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976; Лук А.Н. Эмоции и личность. М., 1982 и др.
2. См.: Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М., 1983; Давыдов В.В. Принципы обучения в школе будущего. - Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981, с.296-301 и др.
3. См.: Рубинштейн Л.С. Проблема способностей и вопросы психологической теории. - Вопросы психологии, I960, J& 3; Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии. -Советская педагогика, 1974, 8 и др. ституциональных аспектах1. В историческом ракурсе эстетическое воспитание рассматривается этой дисциплиной как компонент культурной революции в нашей стране и соответствующей перестройки целей и форм функционирования культурных и просветительских учреждений. На современном этапе эстетическое воспитание рассматривается в контексте утверждения социалистической, развития коммунистической культуры в обществе. Типичным является предложение рассматривать "эстетическое воспитание как социальныйинр ститут очень большой важности" . Институциональный акцент в трактовке эстетического воспитания приводит также к сосредоточению на просветительско-образовательной стороне эстетического воспитания. "Организующим началом" системы эстетического воспио тания объявляется "эстетическое образование" .
Особый интерес представляет рассмотрение эстетического воспитания в литературе по марксистско-ленинской э с т е т и -к е. Логично было бы ожидать, что в рамках эстетики существует самостоятельный комплексный подход к проблемам эстетического воспитания. Тем не менее, анализ эстетической литературы показывает, что авторы философских эстетических исследований при рассмотрении эстетического воспитания нередко становятся фактически на позиции уже рассмотренных нами подходов.
1. Такой подход характерен, в частности, для работ: Клубные объединения. Учеб.пособие/Смирнова Е.И. - М., 1977; Клубо-ведение/Под ред. С.Н.Иконниковой, В.И.Чепелева. М., I960; Любительские объединения и клубы по интересам.- Клуб и художественная самодеятельность, 1982, J& 2; а отчасти и для работы: Основы марксистско-ленинской теории культуры. Учеб. пособие/Под ред. А.И.Арнольдова. М., 1976.
2. Новикова Л.И. Эстетическая культура социалистического общества. - В кн.: Основы марксистско-ленинской теории культуры. М., 1976, с.196.
3. Там же, с.197.
Например, Д.В.Михновский в одной из глав учебного пособия "Марксистско-ленинская эстетика" прямо воспроизводит подход с позиций теории коммунистического воспитания. Он пишет: "Эстетическое воспитание, осуществляемое. в масштабах всей страны и с учетом специфики различных групп и возрастов населения, является особой формой воспитательной работы, составной частью коммунистического воспитания"*. В другой главе того же издания указывается: "В теории марксизма эстетическое воспитание рассматривается как органическая составная часть коммунистического воспитания, в едином ряду с его важнейшими сторонами, направлениями - нравственным, политическим, трудовым, атеистическим, физи-р ческим и др."
Подобные суждения, несомненно, оправданны, особенно, если учитывать весь контекст глав, из которых они взяты, однако, как представляется, недостаточно акцентируют специфически эстетический взгляд на изучаемую проблему. Специфически эстетический подход присутствует в работе Ю.А.Лукина и В.К.Скатерщикова "Основы марксистско-ленинской эстетики", где они пишут: "Смысл и цель эстетического воспитания состоят в пробуждении и развитии определенного эстетического отношения человека к действительности."3
Оригинальные разработки в области теории эстетического воспитания содержатся в работах Н.И.Киященко, А.Мелик-Пашаева
1. Михновский Д.В. Эстетические аспекты социалистического образа жизни. - Марксистско-ленинская эстетика, с.518.
2. Крутоус В.П. Эстетическое воспитание. - Там же, с.518.
3. Лукин Ю.А., Скатерщиков В.К. Основы марксистско-ленинской эстетики. - М., 1977, с.256. Т и др. авторов . К их оценке и анализу мы обратимся ниже. Можно, однако,констатировать, что пока в литературе преобладают фрагментарные построения в области теории эстетического воспитания, вопрос же о создании целостной теории эстетического воспитания разработан недостаточно. Изучаются скорее отдельные аспекты эстетического воспитания - формирование эстетического вкуса (как это делается в работах Е.Г.Яковлева, А.С.Молчановой, С.И.Долуха-р нова и др. ), эстетических ценностей (см. работы Б.Н.Абросимова, о
С.Г.Чиликова) , эстетических потребностей (работы А.В.Мялкина, М.Свободы)^. В.А.Разумный в монографии "Эстетическое воспитание. Сущность, формы, методы" приводит обширный обзор именно такого рода работ, где эстетическое воспитание понимается преимущественно в одном из своих аспектов .
Советскими специалистами в области эстетики предпринят обстоятельный анализ идей эстетического воспитания. Результатом исследований в этой области является двухтомное издание "Идеи
1. Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М., 1971; его же. Эстетическое воспитание и научно-техническая революция. М., 1981; Мелик-Пашаев А. Личность и эстетическое отношение к действительности. - Коммунист, 1984, & 3, с.67-78.
2. Яковлев Е.Г. Эстетический вкус. - Марксистско-ленинская эстетика, раздел I, гл.З, § 5; Молчанова А.С. На вкус, на цвет. М., 1966, с.198; Долуханов С.И. Формирование эстетического вкуса творческой личности. Вестник МГУ, сер.Философия, 1981, Jfe 3, с.36-41.
3. Абросимов Б.Н. Проблема ценности в эстетике и эстетическое воспитание. - Эстетическое воспитание студентов: опыт, проблемы, перспективы. - Саратов, СГУ, 1982, с.10-15; Чиликов С.Г. Активность субъекта и объекта эстетического воспитания и специфика ценностного отношения. - Проблемы социального познания. М., 1981, c.IOI-III.
4. Мялкин А.В. Способности и потребности личности. М., 1983, с.259.
5. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность, формы, методы. М., 1969, с.29-42. эстетического воспитания"^, ставшее своего рода хрестоматией по данной проблеме. Представления, идеи, идеалы в отношении эстетического воспитания разных веков и народов исследуются (в контексте более широкого анализа истории эстетической мысли) в подготовленном Институтом философии АН СССР многотомном издании "История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли" (М., 1962-1968), исследованиях А.Ф.Лосева "История античной эстетики" (М., 1963), "Эстетика Возрождения" СМ., 1978), в известных работах М.Ф.Овсянникова и З.Ф.Смирновой "Очерки эстетических учений" (М., 1963) и М.Ф.Овсянникова "История эстетической мысли" (М., 1978), а отчасти и в подготовленных ленинградской эстетической школой (коллективом под руководством М.С.Кагана) "Лекциях по истории эстетики" (выпуски 1976-1979 гг.). Развитию идей эстетического воспитания в Советской России посвящена содержательная монография Н.Л.Лейзерова "В поисках и борьбе" (М., 1971).
При этом следует подчеркнуть, что в рамках истории эстетики ракурс рассмотрения заключается в изучении не самих объективных процессов эстетического воспитания, а их субъективного отражения в эстетических идеях и концепциях, в эстетическом сознании.
В таком же ракурсе рассматривают эстетическое воспитание некоторые уже не историко-эстетические, а теоретико-эстетические работы. В частности, в монографии "Эстетическое сознание 2 и процесс его формирования рассматривается часть процессов эстетического воспитания, связанных с формированием субъективно
1. Идеи эстетического воспитания. Антология в 2-х томах. М., 1973.
2. Эстетическое сознание и процесс его формирования / Отв. ред. Н.И.Киященко, Н.Л.Леизеров. М., 1981. эстетического. В монографии "Процесс эстетического отражения"* предпринимается весьма интересная попытка разъяснить формирование эстетических потребностей, способностей, навыков в терминах объективации-субъективадаи, рассмотреть этот процесс с точки зрения теории отражения и теории познания.
По иному пути идет А.В.Мялкин^, который, изучая воспитание разумных человеческих потребностей (в гл.1У) и формирование способностей личности (в гл.Ш), рассматривает потребности и способности как прежде всего объективные отношения, лишь вторично отраженные в сознании, в том числе эстетическом сознании в виде субъективно осознанных потребностей и способностей.
Анализ многочисленных узких аспектов эстетического воспитания, прежде всего в ракурсе изучения практических методов, единства теории и практики эстетического воспитания, осуществлен в сборниках "Эстетическое воспитание студентов" СМ., 1973), "Эстетическое воспитание студентов'ЧМ., 1980), коллективной монограQ фии "Эстетическое развитие и воспитание молодежи" и др. работах.
Следует отметить, что решению задачи создания общей теории эстетического воспитания весьма способствует разработка эстетических категорий и их систематизация в современной литературе, создающая базу для построения развернутого категориально-понятийного аппарата теоретических исследований эстетического воспитания. В книге А.Ф.Лосева и В.П.Шестакова "История эстетических категорий" (М., 1965) и в вышедшей через полтора десятилетия, но во многом дублирующей ее основные идеи книге В.П.Шеста-I^iL категории" содержится важный материал.
1. Зеленов Л.А. Процесс эстетического отражения. М., 1969.
2. Мялкин А.В. Способности и потребности личности. М., 1983.
3. Эстетическое развитие и воспитание молодежи / под ред. О.В.Лармина. М., 1978.
Описание ключевых эстетических категорий в главах и параграфах М.Ф.Овсянникова, В.П.Крутоуса, Е.В.Волковой, А.С.Мигуно-ва, В.М.Хоминской, Т.В.Кузнецовой, Г.П.Турука, Е.Г.Яковлева в книге "Марксистско-ленинская эстетика" (под ред. М.Ф.Овсянникова. М., 1983) представляет .богатый материал для выявления и определения категорий и понятий, используемых при анализе эстетического воспитания. Книга Е.Г.Яковлева "Проблема систематизации категорий в марксистско-ленинской эстетике" (М., 1983) представляет собой дальнейший важный шаг в деле упорядочения, уточнения координации и субординации эстетических категорий, в том числе используемых для теоретического осмысления эстетического воспитания.
Только эстетический ракурс рассмотрения эстетического воспитания при помощи категорий и понятий "объективно и субъективно эстетического", "эстетического субъекта и объекта", "эстетической деятельности", "эстетического отношения", "эстетического сознания" и т.д., позволяет вскрыть именно специфические закономерности эстетического воспитания, которые не могут быть осмыслены при помощи категориально-понятийного аппарата педагогики, психологии и др.дисциплин.
Все упомянутые эстетические работы вносят важный вклад в изучение истории эстетического воспитания, его закономерностей, понятийного аппарата исследований по эстетическому воспитанию. Однако они не объединяют этот аппарат и эти закономерности в системное единство - в развернутую целостную теорию эстетического воспитания. Между тем, специфика эстетического подхода • должна, как представляется, заключаться именно в разработке общей теории эстетического воспитания, способной стать методологическим стержнем, "центром притяжения" для всех исследований эстетического воспитания средствами и методами различных наук.
С методологической точки зрения вопрос о статусе общей теории эстетического воспитания - это не пустой спор о "сферах влияния" различных наук, а реальный, назревший в ходе исторического развития эстетического воспитания вопрос о том, как систематизировать широкие и многогранные исследования эстетического воспитания, которые сегодня ведутся во многих областях знания, вопрос определения методологической основы этих исследований на современном этапе.
В результате подключения все новых наук к осмыслению эстетического воспитания, а также развития марксистско-ленинской эстетики объективно назрела необходимость выделения общей (в одной из дисциплин) и частных (во всех других смежных дисциплинах) теорий эстетического воспитания, выстраивания определенной иерархии исследований эстетического воспитания.
Комплексное изучение эстетического воспитания означает "не только требование подходить к сложным объектам как к системам, но требование адекватной им. последовательности методов научных дисциплин, применяемых к исследованию"*. Речь идет о том, что с необходимостью привлекая к изучению эстетического воспитания науки, исследующие личность и социальные общности, следует верно, исходя из природы эстетического воспитания как явления^ определить порядок, приоритетность применения к нему методов этих дисциплин.
Ключевым положением, разработке и доказательству которого посвящена данная работа, является положение о том, что методо
I. Асбасижев М.Н. Предмет и задачи марксистско-ленинской эстетики. Марксистско-ленинская эстетика /Под ред. М.Ф.Овсянникова. М., 1983, с.6. логическое и теоретическое изучение эстетического воспитания в рамках общей теории эстетического воспитания, составной части марксистско-ленинской эстетики, адекватно современному уровню требований к практике эстетического воспитания и уровню развития научного знания о процессах эстетического воспитания. В свою очередь общая теория эстетического воспитания должна рассматриваться как методологическая основа для изучения эстетического воспитания разными науками. х х х
В большинстве случаев, как это демонстрирует осуществленный обзор литературы, своеобразной "призмой", сквозь которую воспринимается процесс эстетического воспитания, оказывается понятие "воспитание". Нередко случается, что исследователи, посвятившие свои усилия изучению отдельных частей или сторон целого (то есть пытаясь вычленить из объекта науки свой специфический предмет изучения), утрачивают представление о целом. Применительно к эстетическому воспитанию, в частности, следует отметить, что в настоящее время исследователи мало внимания уделяют взаимосвязи эстетического воспитания и феномена собственно "эстетического". Между тем такой подход допустим лишь при построении частных теорий эстетического воспитания в рамках педагогики, теории коммунистического воспитания и пр. Что же касается методологического основания для определения предмета общей теории эстетического воспитания, выступающей частью марксистско-ленинской эстетики, то им должна стать основная категория данной дисциплины, категория "эстетическое". Эстетическое воспитание должно рассматриваться как аспект развития эстетического в социальной форме движения материи.
Эстетическое (эстетическую сторону действительности) мы рассматриваем как то целое, с позиций которого можно уяснить его отдельные аспекты, одним из которых и является эстетическое воспитание. Здесь уместно вспомнить, что К.Маркс определял целое как исходный пункт теоретического анализа именно потому, что оно представляет для исследователя явление, с которого начинается проникновение в сущность предмета*. Рассматривая эстетическое воспитание как аспект эстетического, мы понимаем, что эстетическое воспитание имеет свою структуру, функции и законы развития, отличные от соответствующих характеристик эстетического в целом. Однако, по нашему мнению, в исследованиях эстетического воспитания в рамках общей теории эстетического воспитания отправным моментом должна стать специфика эстетической стороны действительности. Именно специфика целого ("эстетического") явится ключом к пониманию специфики проявления его аспекта (эстетического воспитания) .
Категория "эстетическое" сравнительно недавно заняла подобающее ей место в системе понятий марксистско-ленинской эстетики, чему немало способствовали дискуссии начала 60-х годов о сущности эстетического (соответствующие материалы широко публиковались в I96I-I964 гг. в журналах "Вопросы философии", "Вопросы литературы", отдельных сборниках). Основные точки зрения на сущность эстетического группируются как бы между двумя полюсами. Ряд авторов полагает, что только субъективное человеческое восприятие, сформированное в процессе социализации, привносит эстетику в мир человека и в общественные отношения (так называемая "общественническая" точка зрения на эстетическое). Другие авто
I. См.: Энгельс ф. Анти-Дюринг. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.35-36. См. также: Маркс К. Из экономических рукописей 1857-1858 гг. - там же, т.12, с.715. ры, напротив склонны рассматривать эстетическое как комплекс особых объективных свойств и закономерностей бытия.
Авторы учебника "Марксистско-ленинская эстетика" признают, что "предельно широкое понятие эстетики как науки - "эстетическое" - охватывает почти не поддающийся строгому ограничению круг предметов, явлений природной и общественной действительности"-1-. При подведении итогов исследований по марксистско-ленинской эстетике за последние десятилетия в журнале "Вопросы философии" отмечалось: "Отсутствие удовлетворительного решения проблемы эстетического осложняет решение многих других проблем. В конечном итоге это, однако, стимулирует теоретическую мысль, а не свидетельствует о "непознаваемости" сферы эстетического и р слабости" сегодняшней науки" .
При этом рабочее, незавершенное состояние определений понятна "эстетическое" во многом компенсируется разработанностью категорий "прекрасное", "возвышенное" и др., понятий "эстетическое сознание", "эстетическая деятельность" и других, в которых конкретизируется "эстетическое" как наиболее общая категория. С этой точки зрения разработка системы понятий теории эстетического воспитания способна внести не меньший вклад в уточнение категории "эстетическое", нежели использование последней может дать для построения общей теории эстетического воспитания.
В марксистско-ленинской эстетике, как свидетельствует обзор литературы, проведено весьма подробное и глубокое теоретическое осмысление сущности и проявлений таких ключевых эстетических феноменов, как эстетическая культура, идеалы, оценки, эстетиче
1. Овсянников М.Ф. Основные этапы развития эстетической мысли. - - Марксистско-ленинская эстетика, с.21-22.
2. Исследования по марксистско-ленинской эстетике. - Вопросы философии, 1980, № 12, с.121. ский вкус, эмоции, чувства, эстетическое сознание и др. Теория эстетического воспитания требует изучения всех этих объектов с точки зрения их формирования, как в контексте исторического развития человеческого рода в целом, так и в индивидуальном развитии личности при освоении ею в ходе эстетического воспитания всего богатства эстетической культуры. Эстетическое понимается в данной работе как единство объективных и субъективных проявлений таких универсальных закономерностей бытия и сознания, как мера, гармония, целостность, упорядоченность, целесообразность, совершенство и др. (а также их противоположностей), выступающих в форме конкретных свойств и отношений объектов и субъектов*. Ставя задачу изучить эстетическое воспитание как аспект объективного процесса формирования, развития, разворачивания эстетического во всем богатстве его конкретных проявлений в социальной форме движения, мы имеем в виду, что человек на протяжении своей общественной истории принял важнейшее участие в формировании и воспроизводстве эстетической стороны окружающей нас действительности, существующих эстетических отношений. Люди вступают с действительностью в развернутые эстетические отношения^, которые представляют собой процессы и результаты взаимодействия человека с природой, другим человеком, социальной общностью по поводу освоения эстетической стороны действительности.
Следовательно, для построения теории эстетического воспи
1. См.: Овсянников М.Ф. Эстетическое. - Марксистско-ленинская эстетика, с.66; Мартынов Ф.Т. Эстетическая деятельность. -Там же, с.69.
2. В эстетической литературе даже встречается мнение, что "цель эстетической деятельности в ее полном объеме есть производство и воспроизводство эстетического отношения".! Новикова Л.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция? Эстетическая деятельность в системе общественной практики. М., 1976, с.122.) тания необходимо изучить тот круг эстетических отношений, в которые человек вступает с действительностью на разных этапах исторического развития. Нужно выявить средства, которые общество использует для этого. Формирование эстетических отношений протекает в определенных социальных условиях - значит, надо проанализировать общественные и индивидуальные формы организации эстетического воспитания. Наконец, эстетические отношения закрепляются в результате формирования сложных психофизиологических механизмов. Необходимо выявить эти механизмы, которые материализуют, закрепляют результаты эстетического воспитания. Все это возможно лишь на основе изучения реальной истории эстетического воспитания в человеческом обществе, ибо становление богатого арсенала эстетических отношений, средств эстетического воспитания, соответствующих механизмов человеческой психики и деятельности протекает постепенно, в естественном развитии, и представляет собой объективный процесс формирования, развития, разворачивания эстетического в условиях социальной формы движения, процесс, центральным звеном которого выступает творчески деятельный человек, а высшей на сегодняшний день фазой - эстетическое воспитание в развитом социалистическом обществе.
Уяснив степень разработанности проблематики эстетического воспитания и определив специфику избранного подхода, мы считаем целью данного диссертационного исследования дальнейшую разработку целостной общей теории эстетического воспитания как составной части марксистско-ленинской эстетики и изучение путей практического применения этой теории.
Для достижения данной цели в работе будут решаться следукъ щие задачи:
В первой главе - рассмотреть узловые моменты истории эстетического воспитания и выявить исторически сложившиеся в ходе развития человечества средства и формы эстетического воспитания, механизмы эстетического освоения действительности.
Во второй главе - определить предмет, прояснить категориально-понятийный аппарат, сформулировать некоторые закономерности и принципы общей теории эстетического воспитания как составной части марксистско-ленинской эстетики.
В третьей главе - исходя из принципа единства теории и практики применить общую теорию эстетического воспитания к практике эстетического воспитания на этапе совершенствования развитого социализма.
Список научной литературыМатиец, Евгения Евгеньевна, диссертация по теме "Эстетика"
1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма, документы КПСС и Советского государства.
2. Маркс К. Английская буржуазия. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.10, с.645-650.
3. Маркс К. Введение (Из экономических рукописей 18571858 гг.). Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.12, с.709-738.
4. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.42, с.80-212.
5. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.1-338.
6. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.339-626.
7. Энгельс Ф. Конспект первого тома "Капитала" К.Маркса.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.16, с.240-266.
8. Энгельс Ф. Письмо В.Боргиусу. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.39, с.174-177.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.390-457.
10. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. -.Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.З, с.7-544.
11. Ленин В.И. Великий почин. Полн.собр.соч., т.39, с.20-25.
12. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч., т.41, с.301-314.
13. Ленин В.И. 0 смешении политики с педагогикой. Полн, собр.соч., т.10, с.355-358.
14. Ленин В.И. О пролетарской культуре. Полн.собр.соч., т.41, с.236-337.
15. Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде по просвещению. Полн.собр.соч., т.37, с.74-78.
16. Ленин В.И. Речь на Всероссийском совещании политпросве-тов губернских и уездных отделов народного образования. Полн. собр.соч., т.41, с.398-408.
17. Ленин В.И. Философские тетради. Полн.собр.соч., т.29, с.3-358.
18. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Полн.собр.соч., т.1, с.125-346.
19. Ленин В.И. 0 культурной революции. М.: Госполитиздат, 1967. - 197 с.
20. Конституция (Основной закон) СССР. М.: Политиздат,1977.
21. Программа Коммунистической партии Советского Союза. -М.: Политиздат, 1976. 144 с.
22. Материалы ШУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1974.- 320 с.
23. Материалы Ш съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. -256 с.
24. Материалы ХШ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1982.- 223 с.
25. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 57 с.
26. Материалы Пленума ЦК КПСС, 10 апреля 1984 г. М.: Политиздат, 1984. - 48 с.
27. Монографические исследования и сборники,
28. Актуальные вопросы коммунистического воспитания студенческой молодежи в условиях развитого социализма. Йошкар-Ола, 1981. - 198 с.
29. Актуальные проблемы эстетического воспитания студентов. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1980. - 117 с.
30. Актуальные проблемы теории и практики коммунистического воспитания студенческой молодежи. Тбилиси: Изд-во Тбилисского ун-та, 1980. - 393 с.
31. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учеб.-метод, пособие. М.: Высш. школа, 1980. - 368 с.
32. Баграмян С.А. Эстетическое воспитание и формирование активной жизненной позиции студентов. В кн.: Природа искусства и теория эстетического воспитания. - М.: Высш.школа, 1980. -172 с.
33. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М.: Советский художник, 1981. - 350 с.
34. Баронас А.Н. Социально-деятельностные основания теории эстетического воспитания личности. В кн.: Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1982, с.55-76.
35. Барсуков В.Н. Об основных направлениях эстетического воспитания студенческой молодежи. В кн.: Научн.тр.Курского пед. ин-та. - Курск, 1981, т.211, с.39-49.
36. Бобрынин И.А. Социалистическое искусство и эстетическое воспитание. В кн.: Политическая система развитого социализма.- Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1979, с.84-91.
37. Бедова Н.С. Эстетическое воспитание важнейшее условие формирования гармонически развитой личности. - В кн.: Социализм и культура. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1982, с.24-38.
38. Бодаков А.В., Лаптенок С.Д. Всесторонне, гармонически развитая личность. Минск: Беларусь, 1982. - 78 с.
39. Валицкая А.П. Русская эстетика Ш1 века. М.: Искусство, 1983. - 230 с.
40. Волкова Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа. - М.: Наука, 1976. - 260 с.
41. Волкова Е.В. Произведение искусства в сфере художественной культуры. М.: Знание, 1979. - 64 с.
42. Герман Ш.М., Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике. -М.: Знание, 1982. 224 с.
43. Грамши А. Формирование человека: Пер. с ит./Под ред. К.И.Салимовой. М.: Педагогика, 1983. - 224 с.
44. Гряколов А.А. Эстетическое воспитание в системе духовной культуры. В кн.: Социологические проблемы познания и культуры. - Новочеркасск: 1981, вып.2, с.178-193.
45. Готт B.C., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки. М.: Мысль, 1984. - 267 с.
46. Гуткина И.М. Комплексный подход как способ оптимизации эстетического воспитания. В кн.: Эстетическое воспитание студентов: опыт, проблемы, перспективы. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1982, с.15-20.
47. Диалектика научного познания /Рук.авт.колл. Д.П.Горский. М.: Наука, 1978. - 478 с.
48. Егоров А.Г. Проблемы эстетики. М.: Искусство, 1974. - 278 с.
49. Зеленов JI.А. Процесс эстетического отражения. М.: Искусство, 1969. - 175 с.
50. Зюзин Д.И. Качество подготовки специалистов как социальная проблема. М.: Наука, 1978. - 165 с.л
51. Казначеева Т.Н. Формирование эстетических потребностей, в трудовой деятельности. В кн.: Развитие духовных потребностей в системе социалистического образа жизни. - Л.: Изд-во Лен.ун-та, 1980, с.153-164.
52. Карабаева 3.3. Эстетика 20-х гг. о видах и методах эстетического воспитания трудящихся. В кн.: Вопросы философии и социологии. - Л.: Наука (лен.отд.), 1980, с.125-129.
53. Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М.: Искусство, 1971. - 219 с.
54. Киященко Н.И. Эстетическое воспитание и воздействие искусства. В кн.: Эстетика, искусство, человек /Под ред. М.Ф. Овсянникова и др. - М.: Наука, 1977, с.76-93.
55. Киященко Н.И. Эстетическое воспитание и научно-техническая революция. М.: Знание, 1981. - 64 с.
56. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Теория отражения и проблемы эстетики. М.: Искусство, 1983. - 224 с.
57. Клубоведение: Учеб.пособие /Под ред. С.Н.Иконниковой и В.И.Чепелева. М.: Просвещение, 1979. - 397 с.
58. Ковалев С.М. Формирование социалистической личности.- М.: Мысль, 1980. 228 с.
59. Козлов Н.А., Антонова Л.А. 0 системе эстетического воспитания в вузе. В кн.: НТР и формирование нового человека.- Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1980, с.146-151.
60. Коммунистическое воспитание трудящихся /Под ред. С.И, Никишова и др. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1980. - 224 с.
61. Кондратенко Ф. Коммунизм и эстетическое воспитание.- В кн.: Эстетика и жизнь. Вып.5 /Ред.колл.: М.Ф.Овсянников и др. М.: Искусство, 1977, с.143-203.
62. Красин А.Н. Социально-философские проблемы становления коммунистического типа личности. М.: Высш.школа, 1981. -176 с.
63. Лармин 0.В. Искусство и молодежь. Эстетические очерки.- М.: Мол.Гвардия, 1980. 191 с.
64. В.И.Ленин и проблемы коммунистического воспитания. Дез. докладов научно-практ.конф. Витебск: Пед.изд-во БССР, 1981. - 344 с.
65. Лейзеров Н.Л. В поисках и борьбе. Из истории эстетических воззрений и эстетического воспитания в Советской России.- М.: Искусство, 1971. 191 с.
66. Лихачев Б.Т. Теория коммунистического воспитания. (Опыт методологического исследования). М.: Педагогика, 1974.- 496 с.
67. Лифшиц М.А. Карл Маркс. Искусство и общественный идеал. 2-е изд. М.: Худож.лит., 1979. - 471 с.
68. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978.- 622 с.
69. А.В.Луначарский о коммунистическом воспитании. Киев: Радянська школа, 1977. - 143 с.
70. Лукин Ю.А. В.И.Ленин и современная эстетика. М.: Знание, 1980. - 112 с.
71. Марксистско-ленинская эстетика: Учеб.пособие для вузов /Под ред. М.Ф.Овсянникова. М.: Высш.школа, 1983. - 544 с.
72. Материалистическая диалектика. В 5-ти т. Т.2. Субъективная диалектика /Под общ. ред. Ф.В.Константинова и В.Г.Мара-хова. М.: Мысль, 1982. - 285 с.
73. Материалистическая диалектика как научная система /Под ред. проф. А.П.Шептулина. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1983. -296 с.
74. Мехтиева P.M. Эстетическое воспитание и совершенствование социалистического образа жизни. В кн.: Зрелый социализм и развитие социалистического образа жизни. - Баку: 1981, с.147-160.
75. Молчанова А.С. На вкус, на цвет. Теоретический очерк об эстетическом вкусе. М.: Искусство, 1965. - 200 с.
76. Момов В. Человек, мораль, воспитание /Теоретико-методологические проблемы/ Пер. с болт. /Под научн.ред. А.Г.Харчева. М.: Прогресс, 1975. - 162 с.
77. Мухамедянова Г.В. Формирование коммунистического мировоззрения учащихся в процессе эстетического воспитания. Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1980. - 175 с.
78. Мялкин А.В. Способности и потребности личности: диалектика формирования. М.: Мысль, 1983. - 260 с.
79. Немцова B.C. Художественная критика в системе эстетического воспитания. В кн.: Марксистская философия, идеологичеекая борьба, современность. Л.: Наука (Лен.отд.), 1982, с.166-171.
80. Образ жизни современного студента /Под ред. В.Т.Лисовского. Л.: Изд-во Лен.ун-та, 1981. - 204 с.
81. Овсянников М.Ф. Искусство и капитализм. М.: Искусство, 1979. - 343 с.
82. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. Учеб. пособие. М.: Высш.школа, 1978. - 352 с.
83. Овсянников М.Ф., Новикова Л., Средний Д. Борьба идей в современной эстетике (по материалам международных конгрессов).- В кн.: Теории, школы, концепции (критические анализы). Художественный процесс и идеологическая борьба. М.: Наука, 1975,с.98-137.
84. Основы марксистско-ленинской теории культуры. Учеб. пособие /Под ред. А.И.Арнольдова. М.: Высш.школа, 1976. -301 с.
85. Петрова Г.А. Эстетическое воспитание фактор формирования активности студентов в учебно-воспитательном процессе.- В кн.: Вопросы активности студентов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982, с.13-19.
86. Проблемы воспитания нравственной и эстетической культуры студентов. Сб. научн.трудов. Ленингр.гос.ин-т культурыим.Крупской. Л.: 1981, т.60. - 164 с.
87. Развитой социализм и личность: Вопросы формирования всесторонне развитой личности. Киев: Вища школа, 1983. - 238 с.
88. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность, формы, методы. М.: Мысль, 1969. - 189 с.
89. Рубина Л.Я. Советское студенчество. Социологический очерк. М.: Мысль, 1981. - 207 с.
90. Симонян Е.А. Единство теории и практики. Философский анализ. М.: Наука, 1980. - 239 с.
91. Свобода М. Природа эстетических потребностей и мировоззренческий характер эстетического воспитания. В кн.: Человек как философская проблема и мировоззрение. - Владимир: 1982, с.106-114.
92. Система эстетического воспитания в школе. М.: Педагогика, 1983. - 264 с.
93. Смирнова Е.И. Клубные объединения. Учеб.пособие. -М.: Просвещение, 1977. 160 с.
94. Сороф М.Я. Эстетическое содержание спортивной деятельности. М.: Знание, 1981. - 200 с.
95. Студенческая группа /Сост. В.Грошев, В.Угорелов. -М.: Мол.Гвардия, 1980. 190 с.
96. Суворов Л.Н. Материалистическая диалектика. М.: Мысль, 1980. - 264 с.
97. Суна У.Ф. Эстетическая культура студента. Опыт социологического анализа. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1977. - 69 с.
98. Сысоева Л.С. Искусство как средство эстетического воспитания студенческой молодежи. В кн.: Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания. - Томск: 1982, с.125-131.
99. Теория и практика коммунистического воспитания /Ред. колл. Ж.Т.Тощенко и др. М.: Мысль, 1980. - 367 с.
100. Федосеев П.Н. Философия и научное познание. М.: Наука, 1983. - 464 с.
101. Филиппов Ф.Р. Социология образования. М.: Наука, 1980. - 197 с.
102. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека.- М.: Знание, 1982. НО с.
103. Хлупач М.Н., Эстетические и художественные аспекты идеологической работы по коммунистическому воспитанию личности.- В кн.: Эстетические аспекты социалистического образа жизни. -Свердловск; Изд-во Урал.ун-та, 1981, с.87-91.
104. Художественное творчество, эстетическое воспитание трудящихся и принципы управления ими. В кн.: Духовная культура зрелого социализма: проблемы развития и управления. - Саранск: 1980, с.61-79.
105. Цукерман B.C. Художественная самодеятельность как сфера и средство развития личности. В кн.: Культура и всестороннее развитие социалистической личности. - Свердловск: Изд-во Урал.ун-та, 1980, с.99-108.
106. Чайковская В.И. 0 целостности этико-эстетического воздействия на молодежь. В кн.: Искусство и эстетическое воспитание молодежи. - М.: Изд-во Моек.ун-та, 1981, с.122-136.
107. Черепанова С.А. Возрастание роли эстетического воспитания в реализации комплексного подхода к воспитанию строителя коммунизма. В кн.: Этика и эстетика. - Киев: Вища школа, 1983, с.3-9.
108. Штарке К. Студенты. Становление личности. Пер. с нем.- М.: Прогресс, 1982. 136 с.
109. Щербо А.Б., Джола Д.Н. Красота воспитывает человека. -Киев: Радянська школа, 1977. 103 с.
110. Эстетика и современность. Книга для учителя /Под ред. С.Е.Можнягуна. М.: Просвещение, 1978. - 192 с.
111. Эстетическое воспитание студентов. Материалы Моск. гор.конф. /Отв.ред. М.Ф.Овсянников. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1973. - 179 с.
112. Эстетическое воспитание студентов: Сборник статей /Под ред. М.Ф.Овсянникова. М.: Высш.школа, 1980. - 248 с.
113. Эстетическое воспитание студентов: опыт, проблемы, перспективы. Межвузов.сборник. Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 1982. - 86 с.
114. Эстетическое воспитание школьной молодежи. Пер. с нем. М.: Педагогика, 1981. - 272 с.
115. Эстетическое развитие и воспитание молодежи /Под ред. О.В.Лармина. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1978. - 324 с.
116. Эстетическое сознание и процесс его формирования /Отв.ред. Н.И.Киященко, НЛЛейзеров. М.: Искусство, 1981. -255 с.
117. Яблокова Г.А. Психология коллектива и личность (лекv ,ции). М.: Изд-во Моск.ун-та, 1977. - 93 с.
118. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии (система искусств в структуре мировых религий). М.: Высш.школа, 1977. - 224 с.
119. Яковлев Е.Г. Проблема систематизации категорий в марксистско-ленинской эстетике. М.: Искусство, 1983. - 167 с.
120. Ярышкина В.В. Свободное время и эстетическое воспитание личности в условиях развитого социализма. В кн.: Природа искусства и теория эстетического воспитания. - М.: 1980, с.109-117.
121. Ястребова Н.А. Тип личности как актуальная проблемаэстетического воспитания молодежи. В кн.: Искусство и эстетическое воспитание молодежи. - М.: Искусство, 1981, с.11-33.
122. Ястребова Н.А. Формирование эстетического идела и искусство. М.: Искусство, 1973. - 302 с.3. Статьи
123. Амантаев Б.А., Славин Л.М. Культура развитого социализма и новый человек. Вопросы философии. М., 1980, № 8, с.36-43.
124. Гизатов К. и др. Коммунистическое воспитание: задачи, размышления, суждения. Вопросы философии, 1980, № 9, с.165-170.
125. Джафарли Т.М. Активная жизненная позиция и духовное развитие личности. Вопросы философии, 1981, & 6, с.70-83.
126. Долуханов С.И. Формирование эстетического вкуса творческой личности. Вестник МГУ, сер.Философия, М., 1981, № 3, с.36-41.
127. Куравлев В.В. 0 прогрессе художественной культуры. -Вопросы философии, 1983, }£ 7, с.126-134.
128. Кемеров В.Е. Методология обществознания: перспективы и проблемы. Вопросы философии, 1983, № 12, с.41-53.
129. Корольков Н.А. Музыкальйо-эстетическое воспитание и научно-техническая революция. Вестник Белорусского ун-та, Минск, 1981, сер.З, Л 2, с.38-42.
130. Любимова Т.Б. Теория и практика эстетического воспитания. Вопросы философии, 1980, J5 3, с.157-162.
131. Мелик-Пашаев А. Личность и эстетическое отношение к действительности. Коммунист, М., 1984, J& 3, с.67-78.
132. Овсянников М.Ф. Карл Маркс и коренные вопросы эстетики. Коммунист, 1983, № 12, с.30-40.
133. Панкевич Г.И. Художественный процесс и методология его исследования. Вопросы философии, 1980, № 6, с.124-133.
134. Плетников Ю.К. Специфика законов развития социалистического общества. Вопросы философии, 1980, № 2, с.16-23.
135. Румянцев A.M. Культура развитого социализма и воспитание нового человека. Вопросы философии, 1981, № 12, с.37-46.
136. Семенов B.C. Учение о развитом социализме и его перерастании в коммунизм. Вопросы философии, 1980, В 7, с.3-16.
137. Тавризян Г.М. Проблема преемственности гуманистического идеала человека в условиях современной культуры. Вопросы философии, 1983, J& I, с.73-81.
138. Умаров Э., Пал И. Роль эстетического воспитания в совершенствовании социалистического образа жизни. Коммунист Узбекистана, Ташкент, 1982, JS 8, с.72-78.
139. Ходаковская О.И. Об основном принципе и средствах эстетического воспитания. Изв. Акад.Наук КазССР, сер.Общественные науки. Алма-Ата, 1981, № 5, с.68-73.
140. Чехарин Е.М. Социализм и развитие личности. Вопросы философии, 1983, JS 7, с.108-119.
141. Шермухамедов С.Ш. Культура, человек, нация в условиях зрелого социализма. Вопросы философии, 1983, Jfc 8, с.75-86.
142. Библиографическая литература, антологии и хрестоматии.
143. Демина Н. Эстетическое воспитание в процессе обучения. Справ.библиогр.материалы, 1950-1970. Рига: Изд.Риж.ун-та, 1975,- 76 с.
144. Идеи эстетического воспитания. Антология в двух томах /Сост. В.П.Шестаков. М.: Искусство, 1973, т.1. - 407 е.; т.2.- 367 с.
145. Вопросы эстетического воспитания учащихся. Рек.список литературы. 1960-1978 /Под ред. М.А.Верб. М.: Просвещение, 1978. - 47 с.
146. Пискунов А.й. Хрестоматия по истории зарубежной педаIгогики. М.: Просвещение, 1981. - 317 с.
147. Турич И.М. Эстетическое воспитание детей. Рек.указ. лит. /Под ред. В.К.Скатерщикова. М.: Просвещение, 1966.
148. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И.И.Ильясова, В.ЯДяудис. М.: МГУ, 1981. - 304 с.
149. Диссертационные исследования.
150. Агирбов С.Р. Формирование и развитие эстетических потребностей в условиях развитого социализма. Дисс. . канд.филос. наук. М.: 1983. - 178 с.
151. Аллаяров М. Особенности эстетического воспитания личности средствами художественной культуры в условиях развитого социализма. Дисс. .канд.филос.наук. М.: 1983. - III с.
152. Гогуадзе В.В. Человек как эстетический феномен. Дисс. .канд.филос.наук, Тбилиси: 1983. - 122 с.
153. Канарский A.G. Диалектика эстетического процесса. Дисс. .докт.филос.наук. Киев: 1982. - 327 с.
154. Карабаева 3.3. Проблема теории и практики эстетического воспитания в советской эстетике 20-х гг. Дисс. .канд.филос. наук. Л.: 1981. - 173 с.
155. Макарская Т.В. Основные этапы формирования теории эстетического воспитания. Дисс. . .канд.филос.наук. М.: 1983.- 171 с.
156. Саснаускене Я.С. Социально-историческая обусловленность идей эстетического воспитания личности. Дисс. .канд.филос.наук.- Вильнюс: 1980. 153 с.
157. Фомичев Ю.К. Активная гражданская позиция личности и эстетическое воспитание личности в обществе развитого социализма. Дисс. .канд.филос.наук. Л.: 1982. - 132 с.
158. Чхартишвшш А.'Г. Труд и проблема эстетического воспитания. Дисс. .докт.филос.наук. М.: 1983. - 372 с.