автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Философский анализ истинности человеческой духовности

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Канапацкий, Никита Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Философский анализ истинности человеческой духовности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Философский анализ истинности человеческой духовности"

На правах рукописи

КЛ11АПЛЦКИЙ НИКИТА АЛЕКСАНДРОВИЧ

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ИСТИННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУХОВНОСТИ (ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Специллыюсн. 09. 00. 01 - онтология н теория пошлин«

АВТОРЕФЕРАТ 1 О ДЕК 2009

диссертации на соискание ученой степени кандидата фитософских на> к

Уфа - 2009

003488469

Работа выпо таена на кафедре философии, социологии и политологии ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им М Акмуллы»

На} 4111.1И ру ководитель: Хатев Валерии Семенович - доктор фило-

софских наук, проф , зав кафедрой и профессор кафедры философии, социологии и политотопш ГОУ ВПО «Башкирского государственного педагогического университета им М Акмуллы», г Уфа

Официальные онпонепты: Авдонин Александр Николаевич - доктор философских наук, доц , профессор кафедры философии ГОУ ВПО «Уфимского государственного нефтяного технического университета», г Уфа,

Теплых Дмитрии Анатольевич - кандидат философских наук, доцент кафедры философии ГОУ ВПО «Магнитогорского государственного университета», г Магнитогорск,

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Башкирский государственный

ai рарнын л ннверентет»

Защита состоится «24» декабря 2009 года в 13 00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212 112 02 в Магнитогорском государственном университете по адресу 455038, Челябинская область, г Магнитогорск, пр Ленина, 114,ауд 211

С диссертацией можно ознакомиться в бибтиотеке ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» Текст автореферата опубликован на официальном cairre ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» http //science masu ru «23» ноября 2009 года

Автореферат разослан «JV9» ноября 2009 г

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат философских наук, профессор

Дегтярев Е В

ОБЩАЯ ХЛРЛКТЕРИС ГИКЛ РАБОТЫ

Актл д.н>нос1ь темы исследования обусловлена целым рядом обстоятельств

1 Духовность, проблема сс генезиса и онтологической истинности имеет самое непосредственное отношение к решению гтобальных проблем современности Взятая в своей онтологически истинной данности, духовность в состоянии не только противостоять разрушительным глобальным тенденциям, направленным на масштабную трансформацию традиционных антропогенных пространств и гуманистических традиций, но и поддерживать и корректировать новые созидательные и прогрессивные тенденции, ценности и приоритеты в развитии человеческой цивилизации

2 Обращение к истинности духовности особенно актуально в ситуации ее дефицита и ощущения стожившейся в обществе атмосферы бездуховности Современный человек остается один на один с гнетущим чувством смыслоутраты и потери жизненных ориентиров, когда ему не с чем себя соотнести, не во что верить Выход из этой, во многом драматичной ситуации, видится в обращении к духовности Приоритетность данной задачи определяется, в первую очсреда, интересами развития отдельной личности, для которой духовность составляет условие ее нормального самочувствия, продуктивного развития и самореализации

3 В современном динамично развивающемся мире цена истинных знании или знаний об истинном положении и состоянии вещей резко возрастает как, впрочем, и цена расплаты за допущенные ошибки - следствия заблуждении Знание истинной природы вещей в форме истинных знаний необходимо для человека, чтобы делать свою жизнь более совершенной, красивой и доброй Истинность того, что создает человек, зависит от истинности его знаний Без истинного знания прогресс во всех сферах жизни общества просто невозможен В связи с этим вопрос об истинности человеческой духовности приобретает сегодня чрезвычайно актуальное значение

4 Возможность получения истинного знания о человеческой духовности, вопрос о способах обоснования ее достоверности и значимости для жизни человека - актуальная философская проблема, поскольку касается оснований человеческой нравственности и культуры Истинное знание - есть величайшая ценность Истина в человеке может 1штерпретироваться не только как результат познавательных усилий, но и как кристаллизация повседневною, духовно напряженного опыта Достижение истины, выступая целью философского познания, является одновременно и основополагающей целевой установкой духовно развитой личности Стремление к истинному и достоверному знанию о духовности призвано, в конечном счете, помочь человеку в ег о становлении как духовною, а не только природного, биологического существа Оно необходимо

и для понимания самой сути духовности, чтобы человек «не выламывался» из развития современной цивилизации, сохраняя способность целенаправленно изменять (одухотворять, духовно обновтять) социокультурную реальность

Степень разработанности проблемы. Интерес мировой и отечественной философии к проблеме духовности, ее возникновению и функционированию, культурной, социальной и личностной значимости был и остается чрезвычайно великим В корпус философских материалов, на которые опирается исследование истинности человеческой духовности, необходимо включить работы великих мыслителен различных эпох Сократа, Платона, Аристотеля, Плотина, Августина Блаженного, Фомы Аквинского, Б Спинозы, Р Декарта, Ф Бэкона, М Монтеня, Н Кузанского, А Камю, С Кьерксгора, Г Гегеля, Н Гартмана, И Канта, И Фихте, Э Гуссерля, Ж-П Сартра, Э Фромма, М Хайдеггера, К Ясперса и др

К настоящему времени философия и социально-гуманитарные науки располагают достаточно мощным интеллекту альным полем и обширным материалом по теме исследования «духовности» Общетеоретические и методологические аспекты духовности рассматриваются в работах А В Ьотвиновой, ЛП Буевой, МС Кагана, В И Ксенофонтова, А Д Косичева, С Б Крымского, Р Л Лившица, В А Лекторского, А В Лукьянова, А Б Невелева, Н А Некрасовой, Г В Платонова, ИВ Силуяповой, 3 В Фоминой

Духовность, как фундаментальное, основополагающее качество человека и его потенциальная сущность, рассматривают М Ф Калашников, Г В Осипов, И Б Чернова, как высшее нроя&тсние нравственности - А Иванова, В А Ремезов, М Г Тайчинов, как систему личностной активности и отношении к различным сферам жизнедеятельности человека - В А Бачшпш, Н В Гавриленко, Л А Савенкова, Т В Холостова, как стремление личности к высшему идеалу и сфере трансцендентного - В Н Щердаков, В И Красиков, В И Ксенофонтов, как выход за пределы замкнутого феноменального мира - С Л Рубинштейн, В И Слободчиков, как ориентацию на решение смысло-жизпенных проблем -3 Я Рахматуллина, 311 Хабибуллина, как особое душевное и интеллектуальное состояние - Г А Аванесова, А А Какурин, Д В Пивоваров, как ценностное содержание сознания - В Ф Барановский, Г Э Бурбулис, С С Авсринцев, Д С Лихачев, С А Нижииков, В Г Федотова, как особый слой сознания -В П Зинченко, А Г Спиркин, Б С Братусь, как личностное социально-психологическое образование и психологическое явление - ИМ Ильичева, Н А Коваль, Г М Пурынычева, как феномен человеческой реальности в ее субъективном проекции - Е И Исаев, как способность - Н К Бородина, В В Пронин, как актуализацию глубинных резервов души и тела, как воля к жизни-ДБ Богоявленская, А.П Лизогуб, В Н Пономаренко, как потребность - П В Симонов, П М Ершов, Ю П Вяземский

В целом ряде исследований духовность раскрывается в контексте ее кон-ституирования (Л В Карлова), неотъемлемого имманентного богатства души человека (В С Барулин), многомерности бытия человека и характеристики его

внутреннего мира (ММ Бахтин, Л И Казакова), осмысления бытийных основ мироздания и утверждения приоритета духовных начат в четовеческом существовании, в юризонте повседневности и за его нредетами (С Б Токарева)

Рядом фитософов исс те дуется такой компонент духовности и духовного мира человека, как знание и его виды (Л А Лекторский, В Г Федотова), как вера и убеждение (В П Лндрющенко, II К Бородина, И И Дубинин, П В Коп-нин), вочя (ИМ Ильичева), милосердие, любовь, совесть, добротюбие, дотг, стыд, раскаяние (В В Зеньковский, В С Сотовьев), преодоление эгоцентризма и «одуховтення» жизни (Н А Бердяев, Л Н Толстой), жизнь души в дуле (И А Ильин, С Л Франк) Идеи богоподобия, своеобразия и уникальности духовных возможностей человека раскрываются в трудах С Н Бутгакова, НО Лосского, В В Розанова, Е Н Тру бецкого и С Н Трубецкого Ряд мысти-телей интерпретирует духовность как приобщение человека к универсальному одухотворенному начату мира - космическому принципу, наделенному сверхъестественными силами - В И Вернадский, Н К Рерих, Н Ф Федоров, К Э Ци-отковский, АЛ Чижевский

В постедние десятилетия отечественная фитософия активно разрабатывает вопросы, связанные с исстедованисм онтологии духовности, ее онтотогиче-скич оснований, истоков и внутренней архитектоники (Н К Бородина, А А Ка-курин, А Я Канапацкий, Г И Меньчиков, В И Мурашов, С В Протеев) Значительный вктад в формирование концепции онтотогической истинности четове-ческой духовности внесли современные российские методотоги (И Л Кулиш, МА Лифшиц, АМ Коршунов, В С Хазиев) и философы-представитети уфимской философской шкоты «онтотогической истины» (Ю Ф Абдрашитов, А Р Ахметов, Д И Бахтизина, А Р Гареев, А М Рудаков, Е В Хазиева, И В Хазиева) Ценные потожения дтя осмысления теоретических аспектов онтологической истинности человеческой духовности содержатся также в трудах ВН Бондаренко, УС Вильданова, ПП Гаиденко, Л А Доброхотова, А М Максимова, Л А Микешиной, С А Мухамедьянова, Е М Удовиченко

Обобщая степень разработанности проблемы в современной отечественной и зарубежной титературе, можно еде тать вывод, что избранная тема в качество специального самостоятельного исследования пока еще не рассматриваюсь Вместе с тем, если говорить в цетом об общеи тенденции в области исследования духовности, она все же заключается в движении ко все ботее целостному, системно-концешуальному предстаатению духовности человека как онтологически истинного явтения Систематизация и анализ исследований по проблеме духовности и ее генезиса свидетельствуют о целесообразности философского анализа онтологического аспекта истинности человеческой духовности

Целыо исследования является философский анализ истинности человеческой духовности в ее отологическом аспекте Цель определила задачи

1 Исследовать эволюцию взглядов и логику накопления исторически формировавшихся представлении об истинности человеческой духовности в эпоху античности и Средневековья

2 Раскрыть эволюцию взглядов на проблему истинности человеческой духовности в философской мысли Нового времени

3 Исследовать проблему истинности человеческой духовности в русской религиозной философии

4 Выявить онтологический статус человеческой духовности и се философские реминисценции

5 Исследовать специфику познания истинности духовности человека в ее онтологической данности

Объектом исследования выступает истинность человеческой духовности

Предметом исследовании - истинность человеческой духовности человека в ее онгологичсски предметной данности

Методологическая основа диссертационного исследовании. В качестве методологической основы выступает концепция, в соответствии с которой духовность не потребляется до конца, а вечно осваивается Методология исследования основана на историческом, диалектическом и онтологическом подходах с использованием методов системного, структурно-функционального и морфологического анализа, метода феноменологической редукции и принципов единства исторического и логическою, а также восхождения от абстрактного к конкретном)

Теоретическою основ} исследовании составляют труды классиков мировой и отечественной философии, а также современных философов, исследующих социально-философские проблемы онтологии духовности человека

Налчная новизна исследования заключается в осуществлении оригинального философскою анализа онтологического аспекта истинности человеческой духовности

На защиту выносятся следующие положении, содержащие научною повишу

- обосновано, что человеческая духовность порождас! ся своими онтологическими основаниями, посредством которых она воплощается в содержании социокультурного поля, а также в стремлении личности к укоренению своего «я» в этом мире при «строительстве» своего личностного духовного бытия,

- доказано, чю духовность человека определяйся соотношением двух измерении внутреннего измерения личности, се духовного ядра, сокровенного центра к ее внешнему трансцендентному измерению,

- выявлено, что онтологическая ценность и истинность человеческой духовности проявляются в том, что она есть бытие, опосредованное нравственным духом,

- обосновано, что познание истинности человеческой духовности в ее онтологически предметной данности осуществляется через выявление степени

соответствия се конкретных реалий существования се же собственной сущности

Теоретическая значимость исследования состоит в обнаружении основополагающих структурных элементов и oirro тогических основании человеческой духовности, определяющих ее как реальность онтологического плана, а кроме того, в выявлении особенностей функционирования духовности в ее онтологически истинно и данности как феномена личностного бытия человека

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть полезны при разработке курсов лекции по дисциплине «Онтология и теория познания», а также в процессе подготовки соответст-ву ющих спецкурсов

Апробация работы: Основные положения и выводы диссертации были использованы в сообщешгах и докладах автора на различного рода конференциях (международных, всероссийских, республиканских и тп), а также опубликованы в 9 статьях и монографии автора Материалы диссертации применялись при чтении лекций по философии в БашГПУ им М Акмуллы Диссертация обсуждена на заседаниях кафедры философии, социологии и политологии БашГПУ им М Акмуллы, кафедры философии Магнитогорского государст-вешшго университета и рекомендована к публичной защите По теме диссертации опубликовано 14 работ общим объемом 10,7 печатных листов

Crp) leIX ра диссертации: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, дается степень ее научной разработашюсти, формулиру ется объект и предмет, основная цель и задачи, определяется методологическая основа и принципы исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются основные положения, выносимые на защиту, приводятся данные об ее апробации

В первой главе «Аналитическая ретроспектива истинности человеческом духовности» рассматривается генезис историко-фсноменологического осмысления истинности человеческой духовности и поиска се истинных критериев в системе философского знания

Аргументируется гипотеза, что к исследованию истинности человеческой духовности в ее онтологически предметной данности следует подходить с учетом специфики данного явлсшы и искать истину на «пересечении» идей, так как духовность человека, отражая содержание онтологического многообразия мира в контексте собственной жизни, развивается, уточняется, переосмысливается и обогащается во всех культурно-исторических сферах человеческой жизнедеятельности Такой подход, по мнению автора, дает возможность не только выявить особенности и специфику конкретно-исторического понимания опто-

логической истинности духовности человека, но и утвердиться в такой ее онтологической истинно сущностной данности

В первом параграфе «Ретроспективный анализ истинности человеческом духовпосш в античной и средневековой философии» анализируется система взглядов и представлешш мыслителей древности и средневековья о сущности, истоках, основаниях и содержании человеческой духовности В качестве схемы анализа автором выделяется целый ряд концепций, которые в смысловой ориентированности на проблему отологической истинности духовности не вызывают особых разночтений и характеризуются соответствующими качественно-специфическими предстаатениями о духовном По мнению автора, основы исследования истинности человеческой духовности закладываются в качестве философской традиции в творчестве античных философов, высказавших много ценных идей относительно истинности духовности, наметивших основные направления се исследования, обозначивших средства, способствующие ее развитию и описавших явления, непосредственно связанные с ней Идея истинности духовности в системе философского знания античности связывается с попытками осознать сущность человека, смысл его жизни, способы организации бытия, проблемы самопознания и самосознания Первые дошедшие до нас исследования духовности трактовали ее, как внутренний опыт, извлекаемый из недр души посредством воли Так, Пифагор считал, что целью человеческой жизни является катарсис - очищение души через восприятие гармонической структуры космоса Пифагорейцы полагали, что внутреннюю гармонию можно обрести, нацелив душу на добро, соответствие которому и явтя-ется предпосылкой истинности духовности человека

По мнению автора, рассмотрение истинности духовности человека в ее онтологическом аспекте логично начать с Сократа и софистов, философские размышления которых о мире явились «первой ступенью самосознания духа» (А Ф Лосев) Причем взгляд на духовность, как на форму самосознания, это не просто какой-то «ментальный редуктивизм», а понимание истинной природы духовного явления, чежащею в сфере смысла, идеи, ценностей, мышления Душа для Сократа - это «Я», сознающее и мыслящее подлинного человека, нуждающееся в особой заботе, во «взращивании» и воспитании Этот путь «взращивания души» позже назовут духовным развитием, а стремление человека стать как можно лучше - духовностью По Сократу содержание духовного мира человека составляют «истинные» и «правильные» знания, количество и качество кошрых становится мерой отологической исшшюсш человеческой духовности

Особый вклад в понимание духовного, духовного опыта и человеческой духовности внес Платон Он вывел явление духовности за границу субъективного, личностного мира в космос Дул у него как первооснова всего - это мировая душа, душа космоса, творческая сила, заставляющая вещи подражать идеям Незыблемый и неизменный каркас онтологического основания человеческой духовности, по Платону, составляют идеи абсолютных качеств - благо,

истина, добродетель, прекрасное, соразмерное, справедливость, совершенство, мужество, гармония и т д , которые, будучи имманентны духовности, «передают» ей свои су щностные признаки - точность, объективность, несотворимость, неуничтожимость, независимость, безусловность, безотносительность Неже та-ние, неумение или неспособность видеть идеи абсолютных качеств - есть отсутствие духовности у четовека Л соответствие функционирования духовности человека идеям абсолютных качеств и составляет ее онтологическую истинность

Существенный вклад в разработку проблемы истинности человеческой духовности внес Аристотель, выделяя в структуре души ее добредететьную, те нравственную составляющую Папрааленность человека, выражающаяся в актуализации ею возможностей и в раскрытии истинной духовной природы, можно рассматривать как один из аспектов онтотогическои истинности человеческой духовности Начатом же движения в душе, по мнению Аристотеля, с тужит Абсолютный и бессмертный дул Отсюда духовность человека обладает онтологически присущим ей внутренним источником действия, без которого она не может быть онтолопяееки истигаюи Принцип действия, выражающий и определяющий онтологическую суть человеческой духовности, выступает одним из ведущих, принципов духовного развили человека По мнению Аристотеля, духовные качества, формируемые активностью человеческой дулпи, должны приносить, с одной стороны, пользу и удовольствие самому человеку, а с другой - обществу в целом Критерием онтологической истинности духовности че ювеха выступает, разумеется, возможность личностного самосовершенствования и служения общему б тагу

Сенека утверждал, что ценность и благородство человека зависят от добродетели, которая доступна каждому Смысл благородства состоит в истинной духовности, которая завоевывается в неустанных усилиях по самоопределению Сенека отстаивает деятельностиый подход к духовности Критерием истинности человеческой духовности является отношение к ближнему, воплощающее в себе любовь и снисхождение, братство и дружбу, а также родство человеческих чувств п Боге

Онтологическим основанием человеческой духовности по Плотину является процесс эманации, т е истечение, исхождение идей из Единого Человек настотько одухотворен, а его наличное бытие настолько духовно, насколько в нем присутствует «след» духовного начала Духовное, как совокупность идеальных смыслов и ценностей, является основой, критерием и подтверждением человеческого существования Плотин признавал за душой потенциальную возможность вознестись к духовному началу, к истинной добродетели и достичь очищения от всего телесного, от страстей и пороков Однако для этого человеку необходимо приложить усилия, волю и обладать любовью к духовному

Формирование представлений о человеческой духовности в средневековой философии происходит, с одной стороны, на фоне все большего разделения сфер духа и души, а с другой - на фоне «открытия» феномена личности, нося-

щсго теологический характер Благодаря этому, стала возможна разработка учения о Духе и духовности в «чистом виде» Путь духовного развития, духовного возрастания и обновления ума средневековым мыслителям представляется в сопричастности Святому Дулу посредством исповеди, чистоты сердца, смирения и покаяния Реализация личности возможна в той мерс, в какой отражен в ней божественный прообраз Диссертант отмечает, что тсоцснтричность средневекового мышления, однако, не помешала духовности становиться все более индивидуальной, личностно переживаемой Именно Августин в своей «Исповеди» закрепляет сложившуюся традицию «расширения» сферы человеческой духовности за счет «открытия» в ней рефлексии, акцентирующей внимание человека на своем внутреннем духовном мире, тем самым увеличивая удельный вес духовного Таким образом, помимо веры, неотъемлемым условием достижения духовности являлись высокая степень самосознания и рефлексия - это те «идеальные» требования к духовности человека средневекового общества, определяющие непосредственно ее истинность

Во втором параграфе «Эволюция взглядов на истинность человече-скои духовности в философии Возро/кдсния и Нового времени» анализируются взгляды европейских философов на проблему духовности

В эпоху Возрождения тема духовности расцвела в обстановке интереса ко всему земному и человеческому Творческая, преобразующая активность личности стала главным критерием истинности духовности человека Эпоха Возрождения подарила человечеству мысль о том, что разумность и истинность отнюдь не всегда сочетаются с добром и красотой, чье существование никогда не вписывается в лотку рационализма Философские изыскания привели к безоговорочному единству в понимании сущности человека как размышляющего субъекта, высокоактивного и самопознающего, морального и культурного существа, направленного на поиск истины и смысла жизни (Т Компанелла, Б Спиноза, Б Телизио)

Эпоха Нового времени подарила истории множество славных имен, среди которых выделяется имя французского философа Репе Декарта Мыслитель утверждал, что разум человека должен являться критерием истинности духовности Его принцип «Я мыслю, следовательно, существую» определяет мышление и самосознание как единственное в су ществовании чего не стоит сомневаться В своей философии Декарт поднимал также проблемы трансцендентального сознания, интуитивного познания, отношения души и тела Автор показывает, что истинность индивидуальной духовности, по Декарту, определяется занимаемым местом души человека, как частицы бесконечной мыслящей субстанции в «пространстве» божественного мышления

Рассматриваются философские системы И Канта, ИГ Фихте, Ф Шеллинга и Гегеля, в работах которых проблема духовности трактуется как особое сущностное определение человека, его имманентный атрибут, диалектическое противоречие бытия и существования, должного и сущего, долженствования и деятельности, конкретной реальности и абстрактного идеала Духовность впер-

вые была представлена как самостоятельный содержатечьныи процесс, ассоциируемый с совершенствованием человека, обретением им позиции гражданина и высоконравственного существа Согласно И Канту, человеческая духовность являет собой отологическое образование Она есть «принцип жизни в материи», интегрирующим в себе душу как внутреннее чувство и душу как мыслящую субстанцию Их единство и образует онтологическую истинность четовеческой духовности Истинность духовности индивида по Гегелю определяется, прежде всего, тем, каким образом она вписывается в общественный дул, в то всеобщее, что роднит всех людей Духовное развитие философ представляя как процесс самопознания «мирового духа»

Автору бтизка позиция Лейбница о том, что духовность человека, как целое, ботыне суммы своих составляющих Это не агрегат духовных феноменов, идей и высших ценностей, а совершенно новая, отличная от природной, самоценная и самоцетьная реатьность Лейбниц, обращаясь к пробтеме истинности четовеческой духовности, рассматривает ее через такие понятия, как «моральная необходимость», «свобода», «разум», «Бог» и «субстанции» Степень обладания человеком духовными истинами (благо, совершенство, бесконечность, справедливое, нравственное, дотжное) и принадлежности его к духовному миру говорит об истинности человеческой духовности

Датский философ С Кьеркегор форму тирует новый принцип изучения духовности в ее истинности он рассматривает проб тему духовности в контексте проблемы фундаментального выбора че говеком пути своего личностного развития и нравственного самосовершенствования

В своей работе диссертант анализирует духовность «ницшеанского» «сверхчеловека» Автор показывает, что истинность человеческой духовности согтасно Ф Ницше выражается в активном действии «от противного», то есть в противоположном направлении закономерностям развития современного им общества

В третьем параграфе «Проблема истинности человеческой духовности

в русской релпгпозион философии» диссертант обращается к духовной традиции отечественной фитософии XX века Автор пришет к выводу, что критерием истинности духовности в ее онтологической данности выступает «сердце», как духовное средоточие мыштсния и духовной жизни человека Сладость «сердца» и любовь есть основа и начало всему сущему Показано, что русские мысчители, обращаясь к данной проблеме, постигали се не стотько рациона чь-ным, скотько интуитивным, эзотерическим, мистико-художественным способом

Истинная сущность духовности по В С Сотовьеву выражается в приоритете высшего духовного начала над природным, состоящим в том, «чтобы осуществить во всем нашем бытии разумную идею добра»1 Н А Бердяев указывает на то, что духовная жизнь не является реальностью, существующей парал-

Сотогьев В С Сочинения в 2-х тт -М 1988 Т 1 -С 140

лельно с действительностью физической и психической По мнению философа, духовность, в которой тонет неповторимость личности, в которой отсутствует свобода и любовь к человеку, невозможно признать христианской Одухотворение мира, по Н А Бердяеву, - это «снятие» его чуждости и «инаковости» человеку, обретение родства с ним, общение в симпатии и любви, преодоление отчужденности, персонализм, выражение лично-индивидуального характера всякого существования, переход в царство свободы, победа над рабством необходимости, преобладание творчества над приспособлением В этой непосредственной конкретизации внутреннего высшего в маюрнальном и действительном проявляется истинность человеческой духовности Дух есть истина, красота, добро и свобода, идущая из 1лубины человека - ею глубинного «Я» и наполняющая бытие человека смыслом По И А Ильину, духовность есть абсолютное основагше каждого человека Человеку следует искать себя не в источниках чувственного опыта, открывающего доступ к материальным вещам внешнего мира, а в той субъективной глубине, которая сама спрашивает, желает, мыслит, воображает, чувствует и творит Именно в этой субъективной глубине человек есть по существу своему живои личный дух С Л Франк в своем христианско-метафизическом учении доказывал, что человек - носитель духовного опыта, открытого к незримой внутренней реальности бытия и переживанию мира неявленного Духовная реальность (в ее соотношении с материальной реальностью) философ считал первичной сущностью, более полновесным и значительным родом бытия дтя нас С Л Франк у бежден, что религия и ду човность нерасторжимы Однако, автор делает попытку расширить концепцию русского религиозного философа и допускает возможность внсконфессионалыюй, светской интерпретации духовности Духовность человека, взятая в ее индивидуально-личностном аспекте, выражается в том, чтобы оставить след в человеческой культуре, внести свой вклад в общее гуманитарное усилие человечества

Во второй главе «Познание онтологической нстшшости человеческой духовности» обосновывается онтологический статус человеческой духовности и раскрывается специфика познания истинности духовности в се отологическом аспекте

В первом параграфе «Онтологические основания длховносш человека н се философские реминисценции» диссертант ставит перед собой несколько вопросов Что есть духовность человека как реальность в своей сущности и онтологических основаниях, личностно-индивидуальных и социальных значениях'' В чем ее истинный смысл, истоки и содержание'' Наскотько духовность онтологически реальна, истинна, подлинна в факте сноси объективной и субъективной данности''

Автор отмечает, что проблему духовности чрезвычайно трудно ставить и решать в строго академической манере Ведь философия (за исключением религиозных ее направлений) не разработала для анализа духовности специальной методологии Эго осложняется еще и тем, что предметом изучения служит целостный и бесконечно многообразный духовный опыт личности, вырастаю-

щий из духовных интенции, яшшощийся субъективным и индивидуальным и в ситу этого невыразимым в виде системы научного знания Это является одной из причин многообразного определения (порой диаметрально противоположных) понятия «духовности» н вместе с тем служит отправной точкой для многих исследователей в познании духовной жизни человека

Анализ показал, что на ссюдпяшнии день отсутствует общее понимание в вопросах духовности человека Многие исследователи придерживаются методологической установки на обстоятельное изучение отдельных аспектов, сю-рон, форм, типов, видов и компонентов духовности Это, несомненно, представляет научную важность и интерес Однако, как считает автор, каждое познавательное или практическое деяние, относящееся к духовности, должно начинаться с ответа на вопрос об истинной ее содержательной сущности В проливном случае любые знания о духовности будут лишены своей основы, то есть будут произвольными, случайными, «фиктивными» (НА Бердяев) Чтобы уменьшить степень неопределенности во все более возрастающем потоке теоретических исследований, необходимо направить усилия на определение онтологических оснований духовности и содержательных границ данною феномена, обнаружение истоков и внутренних параметров, «родовой опоры» (М Хай-деггер) Такая установка предполагает необходимость рассмотрения и анализа самого «факта» реальности онтологической действительности человеческой

,tyXOBIIOCTII

Предпринимается попытка уточнения смыслового содержания двух составляющих человеческой духовности дула и души Автор исходит из того, что онтологическая истинность человеческой духовности определяется соответствием их сущности Более того, истинная духовность может проявиться топко в чеювеке как союзе dyum и духа Это позволяет говорить о внутреннем, глубинном и интимном мире человеческой души и о духе, сокрытом в ней Мы обращаемся к происхождению слова «духовность», которое рассматривается через понятия руах (евр) и пнэума (греч ) Автор приходит к выводу, что духовность человека понимается как полярная структура отношение человеческой личности (ее внутреннего измерения, дула, духовного ядра, сокровенного центра) к трансцендентному измерению Личный дул становиюя самим собой, благодаря врастанию индивида в область объективного дула - в духовную сферу, в культуру, цешюсти которой он усваивает с помощью воспитания и образования Обращаясь к происхождению слова «душа» (анима, псюхе, нсфеш, нафс), диссерыш пришел к выводу, чю душа понима ысь в качеиве оубсинциалыю-го ядра, структурирующего чувства человека, интегральной формы, систематизирующей информацию о внутренних и внешних интенциях чувств и координирующей связь чувств с сознанием и социумом В бытии человека субъективное есть необходимая предпосылка духовного Духовность человека концентрирует в себе потенции души и нравственного сознания (самосознания) человека Онтологическая ценность и истинность духовности проявляется в «пре-

восхождении» эмпирических чувств человека, в том, что она есть бытие, опосредованное нравственным духом

Автор обращается к проблеме разделения духовности на «положительную» и «отрицательную», где в качестве границы между ними выступает общественно-историческое представление о добре и зле Диссертант исходит из понимания духовности как истинно потожшелыюй характеристики бытия человека, как направленности на высшее человеческое «Я» и как главенство высших духовных интересов над материальными Проблема поиска и обретеши духовности должна задаваться абсолютными ценностными ориентирами

Диссертант дискутирует по вопросу светского и религиозного толкования духовности Признавая, что наибольшее развитие вопросы духовности получили именно в религиозных учениях (христианство, ислам, буддизм и т д ), тем не менее, автор делает попытки выйти за рамки религии Духовность, как сущностная характеристика внутреннего мира человека, принадлежит всему человечеству вне зависимости от конфессиональной принадлежности

Во втором параграфе «Специфика познания онтологической истинности духовности человека» обосновывается положение о том, что онтологическую истинность духовности человека необходимо рассматривать через соотношение сущности и существования Сущность мыслится как внутреннее содержание вещи, инвариантно, стабильно и константно проявляющееся в динамике конкретного явления Последнее же представляет внешнее проявление сущности, не охватывающее сущность вещи во всей ее полноте и отражающее лишь какие-то характерные или вариативные особенности внутреннего ее содержания или строения Для нас важно отметить, что определяющим фактором при определении истинности вещи является ее сущность, поскольку объективно, автономно и независимо от каких-то внешшк свойств может осуществлять свое внутреннее развитие При этом необходимо отметить, что о сущности вещи судят по се явлению ведь существование выступает как проекция вещи во времени и пространстве В проблемном поле онтологии духовного истинность человеческой духовности заключается в ее бытии-долженствовании, которое актуализирует потенции, направленные на достижение ценностного рода Однако, если определение истинности духовности строить на индуктивной основе, нам необходимо будет определять истинность всех ее элементов Такой путь не всегда оправдан, ибо не всегда целое равно сумме частей Функции целого не сводятся только к сумме функций образующих ее частей Автор приходит к выводу, что истшшость целого должна не просто соответствовать истинности образующих его частей, а определяться через соответствие своей особой целостной сущности, которая имеет эмерджентный характер, т е не сводима (не редуцируется) полностью к сумме свойств частей Дальнейшее рассмотрение диалектики целого и частей приводит автора к мысли, что духовность есть результат сознательно-волевой деятельности человека, вырабатывающего в борьбе со своей низшей природой свои высшие качества и претворяющего их в практику

человеческой жизни Ile существует конкретных и установленных параметров, которым соответствовало бы «эталонное» понимание человеческой духовности В методологическом отношении необходимо отметить, что способы определения истинности свойств, характеристик и критериев че ювеческой духовности должны быть достаточны гибкими, сочетающими в себе единство стабильности и изменчивости Однако эта сложность не должна подменяться схоластическими конструкциями, скрывать субъективизм, ироизво i в оценке духовности и ее отдельных моментов Дело еще и в том, что невозможно установить ни пределов разумности, ни красоты, ни доброты, ни любви, ни беспристрастности, ни щедрости, ни честности они безграничны, их можно умножать до бесконечности При движении к идеалу, тек положительному полюсу, духовность входит в неограниченное пространство и время, в бесконечность, в вечность

В работе подчеркивается, что онто готическая истинность духовности состоит в соответствии существования духовности своей естественной сущности Только в этом случае получается, что духовность истинна, те огга такая, какой должгга быть сама по себе Более того, духовность выступает критерием онтологической истины самого человека Как следствие этого, истинны его чувства, мыс ш, слова и дела

Жизненно важным гга сегодняшний деггь яатяется то, что духовность представляется «ценностным домостроительством тчности» Огга есть призыв сверху сделать то, что гге делается естественным гглгг эмпирическим образом Духовность человека есть сложггое, идеальное образовагггге, гармонизирующее состояние «множественности» и «всеобщности» Огга выражается в свободе воли, этичности разума, сакралытости жизненных принципов, возвышенности мотивов поведения, несводимости жизни только к удовлетворению физиологических потребностей, ответственности перед тем, что происходит, уважении к другой жизни и другой личности В пей сшггезируется ценность, смысл гг назначение человеческой жизни Сущность духовности сводггтся к конкретно направленному содержательному действию - качественно улучшать, ггаправлять, организовывать, корректировать деятельность человеческой жизни, определять гг конструировать индивидуальное и социальное быгие

Автор отмечает, что духовность это та сила, с помощью которой человек объективно утверждает свою специфическую родовую особеггггость - духовное начало Именно духовное ггачало, пронизывая и пропитывая вего человеческую деятельность, связывает индивида с родом человеческим, дает ему возможность разобраться в смысле жизни, встраивает в царство предметно! о, материально-вещественного мира и является ядром духовной жизни В своем «чистом виде» духовное ггачало есть то качество, которое служит демаркационной линией между животным царством гг миром разума

В рамках определения проблемного поля духовности нас интересует в большей степени то, что огга есть некий инвариант, остающийся неизменным в различных культурных формах гг разных исторических эпохах Духовность, как

абсолютная ценность, автономна и принадлежит самой себе, а не суждениям и выводам о ней Она именно есть и в том, что она есть, она есть само совершенство

В работе отмечается, что критерием онтологической истинности духовности, такой же, как и критерий гносеологической истины - практика Именно человек определяет в своей практической жизнедеятельности истинность как знаний о духовности, так и духовности самой по себе В практике и через практику человек познает истинность или ложность духовности (их онтологическую истинность или ложность)

Познание истинности духовности человека представляет собой задач} чрезвычайной сложности, поскольку она, будучи связанной с самой человеческой индивидуальностью и индивидуально-личностными импульсами человека, не поддается обычному познанию через какой-то определенный и специфический родовой признак или общий род Духовность, как метко заметил С Л Франк, это реальность, невидимая и неощущаемая Она (духовность) находится за пределами объективной действительности, т е недоступна объективному наблюдению и «улавливается» лишь самим субъектом Если реально в действительности духовности в ее истинно сущностной данности нет, то, сколько не называй это духовностью, это не духовность Кому бы она ни принадлежала, как бы ею ни пользовались, она остается сама собой, пока соответствует своей сущности, те пока она есть сила самосозидания и саморазвития каждого члена общества в отдельности и общества в целом Именно такая духовность истинно действительна и разумна Осознание человеком истинности духовност и в ее онтологической данности укрепляет саму духовность в качестве гуманистической силы индивидуального развития и социального бытия

В Заключении диссертант подводит итоги исследования, формулирует выводы и намечает дальнейшие перспективы работы но данной проблеме

Основные положении диссертации нашли отражение и следующих публикациях ак юр л:

1 Канапацкий АЛ , Канапацкии Н А Теоретические аспекты исследования феномена человеческой духовности монография. - Уфа Изд-во Баш-ГПУ им М Акмуллы, 2008 - 113 с

2 Канапацкии А Я , Канапацкий НА К вопросу об онтологическом статусе духовной жизни // Социально-гуманитарные знания 2006 -№9 - С 251256 (Перечень ВАК).

3 Канапацкий НА Актуализация концептуального осмысления онтологической истинности человеческой духовности // Социально-гуманитарные знания 2007 -№12 - С 436-441 (Перечень ВАК).

4 Канапацкии Н А «Без меры я влюблен» и «Что восхвалять''» // Наследие М Акмуллы взгляд через века материалы Ме/вду народной научцо-нрактнчсскои конференции 14-15 декабря 2006г - Уфа, 2006 - С 128129

5 Канапацкий ПА, Каримова Л И Актуализация проблемы воспитания духовности специалиста в системе профессионального образования // Стратегия и пути развития национального образования п России сб научных трудов по материалам Мели} наро июи конференции - XXVIII научно-методическая конференция КемГУ, г Кемерово, 1-2 февраля 2007 г / сост ЗВ Крецан, Д Л Мурышкип, под общей ред БП Невзорова, ГОУ ВПО «Кемеровский госуниверситет» - Кемерово Кузбасс вузизда г, 2007 -С 222-224

6 Канапацкий НА К вопросу об актуализации проблемы подготовки духовно развитого учитетя // Педагогика в глобализирующемся пространстве науки мд1ериллы Всероссийской научно-пракшческои конференции, посвященной 60-легшо кафедры педагопжи ТГПИ им Д И Менделеева (6-7 апреля 2007 г г Тобольск) / Отв ред Т А Яркова Тобольск ТГПИ им ДИ Менделеева, 2007 -С 31-32

7 Канапацкий II А Актуалшация познания истинности духовности // Гуманистическое наследие просветителей в кутьтуре и образовании материалы Международной нл}чно-прак1ической конференции 13 декабря

2007 - Уфа, 2007 - С 82-86

8 Канапацкий Н А Проблема онтологии духовности в системе философского дискурса // Научные доклады региональной конференции «Неделя науки - 2007» В 3-х частях 4 2/ Изд-е Сибайского института (филиала) БашГУ Уфа РИЦБашГУ, 2008 -С 108-114

9 Канапацкий АЯ, Канапацкий ПА Системный подход в исследовании духовности // Социально-гуманитарные и культурологические вопросы современного образоваш!я Материалы Всероссийской научио-нрдктнческон конференции (9-10 апреля 2008 г) - Уфа Изд-во БГГГУ,

2008 -С 29-34

10 Канапацкий ПАК вопросу об онтологической истинности феномена человеческой духовности // Наука и молодежь материалы IX Всеросснп-скон научно-практической конференции студентов и аспирантов (23 мая 2008г)"-Н Новгород ВГИПУ, 2008 -С 117-119

11 Канапацкий Н А К проблеме поиска истинности че ювеческой духовности // Наука и молодежь материал),г IX Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов (23 мая 2008) - II Новгород ВГИПУ, 2008 -С 114-116

12 Канапацкий Н А Феномен человеческой духовности как самостоятельное проблемное поле исследовании // Социально-экономические проб гемы Уральского региона Республики Башкортостан Республиканская научно-практическая конференция (26 сентября 2008 г) В 2-х частях Ч 2 Уфа РИЦ БашГУ, 2008 С 66-69

13 Канапацкий ЛЯ, Канапацкий НА Поиск истинности человеческой духовности // Философские вопросы естественных, технических и I ум унитарных наук сборник статей Международной научной конференции в 5т/ иод ред Е В Дегтярева, Д А Теплых - Магнитогорск МаГУ, 2009 -Вып 4 -Т4 -С 84—90

14 Канапацкий НА О специфике исследования онтологической истинности феномена человеческой духовное га II Ф!шософские вопросы естественных, технических и гуманитарных паук сборник статей Между народной научной конференции в5т / под ред ЕВ Дегтярева, Д А Теплых -Магнитогорск МаГУ, 2009 -Вып 4 -Т 4 - С 91-94

Регистрационный № 0250 от 27 07 2006 г Подписано в печать 19 11 2009 г Формат 60х84'/!б. Б> мага тип № 1 Печать офсетная >сл неч. л 1,00 Уч -изд л 1,00 Тираж 100 экз Заказ №663 Бесплатно

Издательство Магнитогорского государственного университета 455038, Магнитогорск, пр Леиина, 114 Типография МаГ"У

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Канапацкий, Никита Александрович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА ИСТИННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУХОВНОСТИ

1.1. Ретроспективный анализ истинности человеческой духовности в античной и средневековой философии

1.2. Эволюция взглядов на истинность человеческой духовности в философии Нового времени

1.3. Проблема истинности человеческой духовности в русской религиозной философии

ГЛАВА 2. ПОЗНАНИЕ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ИСТИННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУХОВНОСТИ

2.1. Онтологические основания духовности человека и ее философские реминисценции

2.2. Специфика познания онтологической истинности духовности человека

 

Введение диссертации2009 год, автореферат по философии, Канапацкий, Никита Александрович

Актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена целым рядом обстоятельств.

1. Духовность, проблема ее генезиса и онтологической истинности имеет самое непосредственное отношение к решению глобальных проблем современности. Взятая в своей онтологически истинной данности духовность в состоянии не только противостоять разрушительным глобальным тенденциям, направленным на масштабную трансформацию традиционных антропогенных пространств и гуманистических традиций, но поддерживать и корректировать новые созидательные и прогрессивные тенденции, ценности и приоритеты в развитии человеческой цивилизации с учетом изменившихся социальных и культурных реалий мирового развития.

2. Обращение к истинности духовности особенно актуально в ситуации постмодернистского хаоса, культурного коллапса и абсурда, «угнетения первичных ценностных систем» (К. Касьянова) и «цивилизационной дезориентации народа» (А.С. Панарин), «всеобщей дезориентации и распада» (К.Г. Юнг). Разработанные в рамках постмодернизма «деконструкция», «шизоанализ», «номадология» переполнены образами «тела без органов», «дерево без корней», «текста без автора», «мира как хаоса». Среди этих конструкций постмодернистского сознания удобно заниматься интеллектуальной эквилибристикой, но нет места живой, переживающей, универсально чувствующей душе. Подобно тому, как проблема рациональности «впервые формулируется в эпоху, когда пошатнулась вера в разум» [19, с. 249250], к необходимости осознания истинности человеческой духовности в ее онтологической данности приводит чувство ее дефицита, ощущение сложившейся в обществе атмосферы бездуховности.

3. В настоящее время человек ориентируется на принцип «иметь», а не «быть» [169]. Люди ориентируются на принцип обладания вещами, материальными благами и услугами; но тем «ничтожнее становится их бытие»

104, с. 131], угасает дух и иссякает духовная энергия (Н.А. Бердяев). Современный человек остается один на один с гнетущим чувством смыслоутраты и потери жизненных ориентиров, когда ему не с чем себя соотнести, не во что верить. Выход из этой трудной и во многом драматичной ситуации автору видится в обращении к духовности, к проблеме увеличения ее производства, воспроизводства и аккумуляции. Только так можно остановить духовную деградацию человека до уровня усложненного человеческого животного, оправдывающего с помощью напыщенных идеологий наихудшие из своих действий. Приоритетность данной задачи определяется, в первую очередь, интересами развития отдельной личности, для которой духовность составляет условие ее нормального самочувствия, продуктивного развития и самореализации.

4. В современном динамично развивающемся мире цена истинных знаний или знаний об истинном положении и состоянии вещей резко возрастает, как, впрочем, и цена расплаты за допущенные ошибки — следствия заблуждений. Знание «истинной природы вещей» [3, с. 711] в форме истинных знаний необходимо для человека, чтобы делать свою жизнь более совершенной, красивой и доброй. Истинность того, что создает человек, зависит от истинности его знаний. Без истинного знания прогресс во всех сферах жизни общества просто невозможен. В связи с этим вопрос об истинности человеческой духовности в ее онтологической потенциальности приобретает сегодня чрезвычайно актуальное значение. Конечно, мы никогда не достигнем всей полноты охвата истинности знания о духовности, но стремление к нему послужит своеобразным прокладыванием «тропинок» к ее более глубокому и истинному познанию. Связь истины и духовности выражается не только в том, что «постижение истины . есть . Свободный творческий выбор» [29, с. 261], но, прежде всего в том, что без объективно истинного знания невозможно «планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей» [183, с. 116]. В связи с этим возникает следующий вопрос: «Что такое духовность в ее онтологически истинной данности?». Этот вопрос сегодня приобретает актуальное значение, поскольку современный человек и современный социум озабочен поиском истоков оптимизации социокультурного бытия.

5. Вопрос о возможности получения истинного знания человеческой духовности, способах обоснования ее достоверности и значимости для жизни человека — актуальная философская проблема, поскольку касается оснований человеческой нравственности и культуры. Истинное знание есть величайшая ценность. Стремление к нему и достижение его через преодоление множества преград — увлекательное и необходимое для человека занятие. Истина в человеке может интерпретироваться не только как результат познавательных усилий, но и как кристаллизация повседневного, духовно напряженного опыта. Достижение истины, выступая целью философского познания, является одновременно и основополагающей целевой установкой личности, достигшей духовного бытия. Стремление к истинному и достоверному знанию о духовности призвано, в конечном счете, помочь человеку в его становлении как духовного, а не только природного, биологического существа. Оно необходимо и для понимания самой сути духовности, чтобы человек «не выламывался» из развития современной цивилизации, сохраняя способность целенаправленно изменять (одухотворять, духовно обновлять) социокультурную реальность.

6. Осознание истинной сущности духовности, ее генезиса и онтологических оснований приводит к пониманию философии не только как профессии, но и самой жизни, способа существования человека, его глубоких размышлений о мире и высших переживаний, напряженного труда поисков самого себя и путей самосовершенствования и саморазвития. Причем любая тематизация духовности - философская, религиозная, культурологическая, психологическая, педагогическая и т.д., «погружает» человека в сферу гуманизма, нравственности и культуры, поиска смыслов и способов самореализации. В духовной жизни человека происходит выбор идеалов и ценностей, осуществляемый им не путем простого усвоения знаний, а на основе личностного, согласно своему внутреннему нравственному закону, рефлексивному переживанию. В результате этого духовность органичным образом находит свое воплощение в структуре личности, делая ее достаточно автономной и суверенной.

7. Осмысление истинности человеческой духовности актуально как с теоретической, так и с жизненно-практической точек зрения. «Познание истины, - как утверждал Н.А. Бердяев, - есть посвящение в тайны бытия [19, с. 112]. По словам А. Швейцера, единственная возможность придать своему бытию какой-либо смысл состоит в том, чтобы приподнять свое естественное отношение к миру до уровня истинно духовного отношения. Диссертация имеет практическую актуальность и потому, что «истинная» и «подлинная» человеческая духовность связана с благополучием материальным и духовным, причем как отдельного человека, так и всего общества, государства и народа в целом. Онтологическая истинность духовности - один из философских показателей (критериев) того, что общество в целом благополучно, что в нем нормальные люди могут достичь нормальным человеческим трудом подлинного человеческого счастья, реализации своих жизненных потенций.

Степень научной разработанности проблемы. Диссертационное исследование выполнено в проблемном поле онтологии, которая рассматривает духовность как то, что есть, бытийствует, существует, имеет внутренний, интимно-личностный смысл и обладает силой бытия в самом социокультурном бытии.

Интерес мировой и отечественной философии к проблеме духовности, ее возникновению и функционированию, культурной, социальной и личностной значимости был и остается чрезвычайно великим. В корпус философских материалов, на которые опирается исследование истинности человеческой духовности, необходимо включить работы классиков мировой философии. Индивидуально-этическая сторона духовности представлена в трудах Сократа, Аристотеля, Эпикура; религиозные основания - Ф. Аквинского, Августина

Блаженного и Плотина; рациональное понимание - Б. Спинозы, Р. Декарта, Ф. Бэкона; мотивы гуманизма и общекультурного характера - М. Монтеня, Н. Кузанского, Салютати; гуманитарно-антропологическое направление — В. Дильтея, О. Шпенглера, Г. Плеснера, Э. Фромма, М. Шелера, П. Тейяр де Шардена, Ф. Ницше; экзистенциальные стороны — А. Камю, С. Кьеркегора, М. Марселя, X. Ортега-и-Гассета; феноменология внутренней жизни и индивидуального бытия духа - Э. Гуссерля, Э. Мунье, Ж.-П. Сартра; укорененность человеческого духа и онтологические основания духовности — М. Хайдеггера, К. Ясперса; теоретические основания и аспекты духовности в плане исследования идеи «трансцендентного субъекта» - Г. Гегеля, И. Канта, И. Фихте.

К настоящему времени философия и социально-гуманитарные науки располагают достаточно мощным интеллектуальным полем и обширным материалом по теме исследования «духовности». В частности, общетеоретические и методологические аспекты духовности рассматриваются в работах А.В. Ботвиновой, Г.Э. Бурбулиса, Л.П. Буевой, М.С. Кагана, А.Я. Канапацкого, В.И. Ксенофонтова, А.Д. Косичева, С.Б. Крымского, Р.Л. Лившица, В.А. Лекторского, А.Б. Невелева, Н.А. Некрасовой, Г.В. Платонова, И.В. Силуяновой, З.В. Фоминой.

Духовность, как фундаментальное, основополагающее качество человека и его потенциальная сущность, рассматривают М.Ф. Калашников, Г.В. Осипов, И.Б. Чернова; как высшее проявление нравственности - А.Иванова, В.А. Ремезов, М.Г. Тайчинов; как систему личностной активности и отношений к различным сферам жизнедеятельности человека - В.А. Бачинин, Н.В. Гавриленко, Л.А. Савенкова, Т.В. Холостова; как стремление личности к высшему идеалу и сфере трансцендентного - В.Н. Щердаков, В.И. Красиков,

B.И. Ксенофонтов; как выход за пределы замкнутого феноменального мира —

C.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков; как ориентацию на решение смысло-жизненных проблем - З.Я. Рахматуллина, З.Н. Хабибуллина; как особое душевное и интеллектуальное состояние — Г.А. Аванесова, А.А. Какурин, Д.В. Пивоваров; как ценностное содержание сознания - В.Ф. Барановский, С.С. Аверинцев, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, С.А. Нижников; как особый слой сознания - В.П. Зинченко, А.Г. Спиркин, Б.С. Братусь; как личностное социально-психологическое образование и психологическое явление - И.М. Ильичева, Н.А. Коваль, Г.М. Пурынычева; как феномен человеческой реальности в ее субъективной проекции - Е.И. Исаев; как способность - Н.К. Бородина, И.М. Дугин, В.В. Пронин; как актуализацию глубинных резервов души и тела, как волю к жизни - Д.Б. Богоявленская, А.П. Лизогуб, В.Н. Пономаренко; как потребность - П.В. Симонов, П.М. Ершов, Ю.П. Вяземский.

В целом ряде исследований духовность раскрывается в контексте ее конституирования (Л.В. Карлова), неотъемлемого имманентного богатства человека (B.C. Барулин), многомерности бытия человека и характеристики его внутреннего мира (М.М. Бахтин, Л.И. Казакова), осмысления бытийных основ мироздания и утверждения приоритета духовных начал в человеческом существовании, в горизонте повседневности и за его пределами (С.Б. Токарева).

Рядом философов исследуется такой компонент духовности и духовного мира человека, как знание и его виды (А.А. Лекторский, В.Г. Федотова), как вера и убеждение (В.П. Андрющенко, Н.К. Бородина, И.И. Дубинин, П.В. Копнин), воля (И.М. Ильичева), милосердие, любовь, совесть, добролюбие, долг, стыд, раскаяние (В.В. Зеньковский, B.C. Соловьёв), переживание человеком Бога, стремление к совершенству и состоянию благодати (B.C. Соловьев), преодоление эгоцентризма и «одуховления» жизни (Н.А. Бердяев), жизнь души в духе (С.Л. Франк, И.А. Ильин). Идеи богоподобия, своеобразия и уникальности духовных возможностей человека раскрываются в трудах Н.О. Лосского, С.Н. Булгакова, В.В. Розанова, Е.Н. и С.Н. Трубецких. Следует при этом выделить ряд ученых, интерпретирующих духовность как приобщение человека к универсальному одухотворенному началу мира - космическому принципу, наделяющему его сверхъестественными силами — В.И. Вернадский, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, A.JI. Чижевский, Н.К. Рерих.

Сегодня появляется всё больше публикаций, ставящих вопрос о необходимости разработки проблем онтологии сознания, исследования бессознательных и иррациональных пластов внутреннего мира человека (В.У. Бабушкин, А. Гулыга, В.И. Ксенофонтов, В.А. Кутырев). Эволюция взглядов на сознание и представление о внутреннем мире личности не могла не отразиться на содержании понятия духовности человека, которая всё более стала утверждаться в качестве особой реальности человеческого бытия и целостной характеристики личности.

В последний десятилетия отечественная философия активно разрабатывает вопросы, связанные с исследованием онтологии духовности, ее онтологических оснований, истоков, внутренней архитектоники, статуса и самоопределения как явления, существующего объективно и подчиняющегося своим внутренним законам, своей логике бытия, становления и развития (А.А. Какурин, А.В. Лукьянов, Г.П. Меньчиков, В.И. Мурашов, С.В. Пролеев). А.Я. Канапацким непосредственно выполнено диссертационное исследование по проблематике онтологической истинности духовности.

Значительный вклад в формирование концепции онтологической истинности человеческой духовности внесли современные российские методологи (П.Л. Кулиш, М.А. Лифшиц, A.M. Коршунов, B.C. Хазиев) и философы-представители уфимской философской школы «онтологической истины» (Ю.Ф. Абдрашитов, А.Р. Ахметов, Д.И. Бахтизина, А.Р. Гареев, A.M. Рудаков, Е.В. Хазиева, Н.В. Хазиева). Ценные положения для осмысления теоретических аспектов онтологической истинности человеческой духовности содержатся также в трудах В.Н. Бондаренко, У.С. Вильданова, ГШ. Гайденко, Л.А. Доброхотова, A.M. Максимова, Л.А. Микешиной, С.А. Мухамедьянова, Е.М. Удовиченко.

Обобщая степень разработанности проблемы в современной отечественной и зарубежной литературе, можно сделать тот вывод, что избранная тема в качестве специального самостоятельного исследования пока еще не рассматривалась. Вместе с тем, если говорить в целом об общей тенденции в области исследования духовности, то она все же заключается в движении к все более целостному, системно-концептуальному представлению духовности человека, как онтологически истинного явления.

Целью исследования является философский анализ истинности человеческой духовности в ее онтологическом аспекте.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

1. Исследовать эволюцию взглядов и логику накопления исторически формировавшихся представлений об истинности человеческой духовности в эпоху античности и Средневековья.

2. Раскрыть эволюцию взглядов на проблему истинности человеческой духовности в философской мысли Нового времени.

3. Исследовать проблему истинности человеческой духовности в русской религиозной философии.

4. Выявить онтологический статус человеческой духовности и ее философские реминисценции.

5. Показать специфику познания истинности духовности человека в ее онтологической данности.

Объектом исследования выступает истинность человеческой духовности.

Предметом исследования - истинность человеческой духовности в ее онтологически предметной данности.

Методологическая основа диссертационного исследования. В качестве методологической основы выступает концепция, в соответствии с которой духовность не потребляется до конца, а вечно осваивается. Методология исследования основана на историческом, диалектическом и онтологическом подходах с использованием методов системного, структурно-функционального и морфологического анализа, метода феноменологической редукции и принципов единства исторического и логического, а также восхождения от абстрактного к конкретному.

Теоретическую основу исследования составляют труды классиков мировой и отечественной философии, а также современных философов, исследующих социально-философские проблемы онтологии духовности человека.

Научная новизна исследования заключается в осуществлении оригинального философского анализа онтологического аспекта истинности человеческой духовности.

На защиту выносятся следующие положения, содержащие научную новизну:

- обосновано, что человеческая духовность сущностно порождается своими онтологическими основаниями, посредством которых она воплощается в содержании социокультурного поля, а также в стремлении личности к укоренению своего «я» в этом мире при «строительстве» своего личностного бытия;

- доказано, что духовность человека определяется соотношением двух измерений: ее внутреннего измерения личности, ее духовного ядра, сокровенного центра к ее внешнему трансцендентому измерению;

- выявлено, что онтологическая ценность и истинность человеческой духовности проявляются в том, что она есть бытие, опосредованное нравственным духом;

- обосновано, что познание онтологической истинности человеческой духовности осуществляется через выявление степени соответствия ее конкретных реалий существования ее же собственной сущности.

Теоретическая значимость исследования состоит в обнаружении основополагающих структурных элементов и онтологических оснований человеческой духовности, определяющих ее как реальность онтологического плана, а кроме того, в выявлении особенностей функционирования духовности в ее онтологически истинной данности как феномена личностного бытия человека.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования будут полезны при разработке курсов лекций по дисциплине «Онтология и теория познания», а также в процессе подготовки соответствующих спецкурсов.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были использованы в сообщениях и докладах автора на научных конференциях и семинарах, а также опубликованы в статьях и монографии. Материалы диссертации применялись при чтении лекций по философии в БашГПУ им. М. Акмуллы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии, социологии и политологии БашГПУ им. М. Акмуллы, кафедры философии Магнитогорского государственного университета и рекомендована к публичной защите. По теме диссертации опубликовано 14 работ общим объемом 10,7 печатных листов.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего в себя 195 наименований. Общий объем диссертации составляет 161 страницу.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философский анализ истинности человеческой духовности"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во «Введении» к нашей работе мы поставили цель проанализировать предметно-проблемное поле истинности человеческой духовности в аспекте ее онтологической данности. В результате проведенного исследования мы получили нижеследующую информацию и сделали следующие выводы.

Проблема истинной сущности духовности всегда была в центре внимания и относилась к числу фундаментальных и вечных философских проблем. Зародившись в античной философии, она, трансформируясь в соответствии с требованиями времени, занимала умы философов, в большей или меньшей мере, на протяжении всего периода существования философии. Проблемы истинности человеческой духовности, истинности знаний или знаний об истинном положении и состоянии вещей продолжают существовать и по сей день.

Необходимость, с одной стороны, противостоять разрушительным глобальным тенденциям, направленным на масштабную трансформацию традиционных антропогенных пространств и гуманистических традиций, с другой — поддерживать и корректировать новые созидательные и прогрессивные тенденции, ценности и приоритеты в устойчивом развитии человеческой цивилизации, актуализировала вопрос об истинности человеческой духовности. К тому же расширение информационного, культурного пространства и нарастающий массив знаний в области духовной проблематики требует концептуального осмысления и поиска методологических оснований, на которых строилось бы исследование истинности человеческой духовности. При этом для философии важнейшим всегда было и остается выявление и анализ онтологических аспектов исследуемого феномена. Только в этом случае исследование человеческой духовности может быть естественным образом вплетено в общий проблемный узел современной философии. Именно в силу этого наше исследование мы посвятили выявлению, философскому осмыслению и анализу истинности человеческой духовности, которое преследует цель не только выявить особенности и специфику конкретно-исторического понимания истинности духовности человека, но и выявить всеобщие структурные элементы и онтологические основания данного явления, определяющие его как реальность сугубо онтологического плана.

В философии античности проблема истинности человеческой духовности в аспекте ее онтологической данности рассматривалась наряду с проблемой выяснения подлинного содержания и назначения человеческого бытия, ценности и цели самой жизни, стремления к совершенству качеств души, умения найти собственную неповторимую природу и жить в согласии с самим собой.

Понимание истинности духовности в греческой философии постепенно приходит к связи с постепенным развитием идей Божественного Единства как такого целого, который приемлет и впитывает в себя множества сущностей, сил, проявлений, различных ступеней и уровней иерархии.

Духовность человека связывалась с присутствием в мире человека некоего надмирного, надындивидуального и сверхъестественного начала, привносящего в жизнь смыслообразы сакральности, истины, красоты, добра и объединяющего людей в созидании, сотворении бытия. Истинность духовности и есть жизнедеятельное сопричастие человека с этим началом, интенциональное следование ему в своих поступках и помыслах.

В средневековой философской парадигме акцент в интерпретации истинности человеческой духовности падает на субъективность, на желание, на волю, на любовь. Истинность духовности человека связывалась с состоянием любви к Богу. Вместе с тем духовность становиться все более личностной, индивидуальной, трепетно переживаемой, человеческой. Рефлексия объявляется реальностью более достоверной и более открытой, чем все другие сферы и акты человеческого существования. Самосознание оказалось сближено и переплетено с богопознанием. «Идеальными» требованиями к духовности человека средневекового общества, определяющие непосредственно ее истинность, становятся высокая степень самосознания и рефлексия.

Духовное бессмертие человека, немыслимое вне его связи с социокультурным бытием, есть важнейшая ценность, которую пытались обосновать средневековые философы. Стремление человека к нравственному и духовному - главный критерий его духовности и ее онтологической истинности.

В философии Нового времени представления об истинности человеческой духовности формируются на основе понимания сущности человека как размышляющего субъекта, высокоактивного и самопознающего, морального и культурного существа, направленного на поиски истины и смысла жизни. Истинность духовности стала рассматриваться с позиции осознания личностью фундаментальных ценностей человеческой жизни и способностью субъекта обрести самого себя. А тем самым и свою самодостаточность как важнейшую предпосылку личностной самореализации.

Проблема истинности человеческой духовности философской мысли Нового времени трансформировалась в проблему сознания как уникальной способности человеческой души не только ощущать и мыслить, но и рефлексировать все свои акты и состояния с неопровержимой достоверностью.

Анализ универсалии «духовного бытия» приводит к пониманию истинности духовности не как чувства, а как нравственного благоволения, имеющего своим следствием благодеяние.

Человеческая духовность есть порождение человека «человеческим трудом» (К. Маркс). Эта человечность труда есть предпосылка развития человеческой духовности и ее онтологической истинности.

Анализ идеи истинности «духовности» в русской философии показывает, что данная идея направлена против исчерпания социальной и духовной действительности какой-либо логической схемой. Русская религиозная философия постоянно «подпитывалась» примерами «высокой» Веры, Подвига,

Жертвы и Любви, примерами достигнутого уровня развития духовных потенций личности и по своему духу обращена к «сердцу» человека. Сладость «сердца» и любовь есть основа и начало всему сущему. Духовность есть начало всему: ее всепроникающая сила охватывает макрокосм, микрокосм и мир философско-культурной символикой. Истинная сущность духовности выражается в приоритете высшего духовного начала над природным и в осуществлении во всем бытии разумной идеи добра.

Онтологический статус человеческой духовности выражается в стремлении личности к укоренению своего «Я» в социокультурном мире.

Человеческая духовность сущностно определена своими онтологическими основаниями, посредством которых она воплощается в содержании социокультурного поля и в стремлении личности к укоренению своего «я» в этом мире и «строительству» своего личностного бытия в инобытии.

Истинность духовности в ее онтологическом статусе есть, по существу, то, что связано с проблемой существования того, что есть. При этом то, что есть, часто превосходит все то, что только может быть. Духовность обладает, поэтому потенцией самоопределения, что и составляет предпосылку ее онтологической истинности.

Духовность в значении истинности всегда и везде одинаково истинна. Независимо от ее оценки и общественной значимости духовность истинно существует и истинно бытийствует. Духовность никогда не исчезает из сферы человеческого бытия и не меняется с течением времени. Она есть некий инвариант, остающийся неизменным в различных культурных формах и разных исторических эпохах.

Духовность человека концентрирует в себе потенции души и нравственного сознания человека. Но «духовность» не сводится к «душевному» миру; ее онтологическая истинность - в превосхождении эмпирических чувств человека, в том, что она выступает как бытие, опосредованное нравственным духом;

Духовность человека определяется соотношением двух начал: отношением человеческой личности (ее внутреннего измерения, духа, духовного ядра, сокровенного центра) к измерению трансцендентному (конечная реальность, конечная цель). Духовность есть та идеальная (не содержащая ничего эгоистического, чувственного, агрессивного) реальность, которая выходит за пределы личностного проявления духа и за границы всякого возможного культурного опыта.

Духовность человека - это сложное идеальное образование, гармонизирующее категории «множественности» и «всеобщности». Во «всеобщем» стремлении человека к любви и ценностям рода, скрывается экзистенциальное стремление к «увековечиванию» ценности любимого «лица», то есть индивидуального начала.

Познание онтологической истинности человеческой духовности осуществляется через определение соответствия ее конкретных реалий существования ее же собственной сущности.

Онтологическая истинность духовности не определяется через соответствие духовности наличным в ней психофизиологическим основаниям. Духовность проявляется в практических формах взаимодействия человека с внешним миром. При этом степень осознания человеком онтологической истинности духовности формирует и саму духовность в качестве гуманитарной силы индивидуального развития и становления социокультурного бытия.

Основным перспективным направлением исследования истинности человеческой духовности выступает анализ самых различных ее проявлений, имманентно содержащихся в каждой межличностной установке, в действительном выходе установки человека к «Другому Я».

148

 

Список научной литературыКанапацкий, Никита Александрович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Абросимова, Б.Н. Цивилизационный смысл преемственности культуры и развития духовности личности / Б.Н. Абросимова // Перспективы самоорганизации общества в стратегиях глобального развития. Саратов, 2006.-Ч. 1.-С. 91-95.

2. Аванесова, Г.А. Духовный проект Н. Бердяева (опыт системного подхода к наследию) / Г.А. Аванесова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. -2005.-№4.-С. 37-57.

3. Аль-Кинди. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока: антология / Аль-Кинди М.: Соцэкгиз, 1961. — 711 с.

4. Андрусенко, В.А. Возможности контент-анализа при работе с гуманитарными текстами / В.А. Андрусенко, Г.Р. Валиулина. Оренбург: ООИПКРО, 2002. С. 51-53.

5. Арзамасцев, A.M. Смысл жизни / A.M. Арзамасцев // Ценности интеллигибельного мира. — Магнитогорск: МГТУ, 2004. С. 68-90.

6. Аристотель. Сочинения в 4-х т. / Аристотель. М.: Мысль, - Т.1. 1976. - С. 63-367.

7. Аристотель. Соч. в 4-х т. / Аристотель М.: Мысль, 1978. - Т. 4. - С. 53294.

8. Аркан, Ю.Л. Бытие как воля и принцип основания / Ю.Л. Аркан // Философия науки. 2004. - № 3. - С. 63-75.

9. Бабошина, Е.Б. Гуманизм как основа духовности современной личности / Е.Б. Бабошина // Ценности интеллигибельного мира. Магнитогорск, 2007. Вып. 4.-С. 18-33.

10. Байдаков, M.IO. Антиномия свободы и ответственности (духовная воля как необходимое условие осуществления подлинной свободы и ответственности) / М.Ю. Байдаков // Соврем, гуманит. исслед. М., 2008. -№ 1. — С. 56-58.

11. Балтина, Е.А. Духовность как основа целостности бытия человека // Человек и общество в современном мире / Е.А. Балтина. Казань, - 2006. - С. 14—21.12.