автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.08
диссертация на тему:
Философско-методологический анализ актуальных проблем биоэтики

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Силуянова, Ирина Васильевна
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.08
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Философско-методологический анализ актуальных проблем биоэтики'

Текст диссертации на тему "Философско-методологический анализ актуальных проблем биоэтики"

//

а

I/

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Диссертационный Совет Д.053.05.75 по философским наукам

На правах рукописи

Силуянова Ирина Васильевна

Философско-методологический анализ актуальных проблем бионики

Специальность 09.00.08.

Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук

':'Г-оезидиум ВАК Рос~

( от "¿^

; ■ у. :.г:удил ученую степень ДОК 1 О

не."

СОДЕРЖАНИЕ

Введение............................................................................................................................5

Глава 1. Этика и медицина: основания и формы взаимодействия............................25

1.1. Основания медицинского профессионализма........................................................25

1.2. Различие между этическими и правовыми формами регуляции медицинской

деятельности.........................................................................................................35

1.3. Формы этико-правового взаимодействия врача и пациента................................42

1.4. Основания взаимодействия нравственной философии и врачебной этики.......58

Глава 2. Исторические и логические модели биомедицинской этики......................71

2.1. Гиппократовская модель врачебной этики............................................................71

2.2. Модель Парацельса и основания патернализма в средневековой культуре......80

2.3. Деонтологическая модель профессиональной врачебной морали......................84

2.4. Биоэтика как современная модель профессиональной врачебной морали......87

Глава 3. "Общее" и "особенное" в биоэтическом знании............................................91

ЗЛ.Общецивилизационные основания биоэтического знания...................................92

3.2.Особенности "американской биоэтики" как исторически первой формы биоэтического знания.......................................................................................................96

3.3. "Общее" и "особенное" в развитии биоэтики в России.....................................101

3.4. Особенности "христианской биоэтики" в католицизме, протестантизме и право-

славии....................................................................................................................109

Глава 4. Соотношение "технического" и "этического" в биомедицине

130

4.1 .Уровни соотношения технических возможностей и этических принципов в сфере воспроизводства человеческой жизни.........................................................132

4.2. Противоречия "идеологии оправдания" репродуктивных технологий............166

4.3. Этическое измерение технологических вмешательств в геном человека.......186

4.4. Роль морального релятивизма в современной медицинской сексологии........203

Глава 5. Взаимодействие "метафизики" и "физики" смерти....................................229

5.1. Механизм формирования критериев смерти в медицине..................................229

5.2. Моральные и медицинские аспекты искусственного прекращения жизни (эвта-

назии)...............................................................,...................................................234

5.3. Нравственные принципы отношения к смерти в онкологии............................246

5.4. Этические аспекты донорства в трансплантологии...........................................249

Глава 6. Роль идеи справедливости в медицине и здравоохранении......................268

6.1. Роль идеи справедливости в формировании организационных структур здравоохранения ....................................................................................269

6.2.3начение идеи справедливости как неравенства для частного

здравоохранения............................................................................271

6.3. Роль понимания справедливости в становлении систем общественного здраво-

охранения..........................................................................................................277

6.4. Понимание справедливости как милосердия и его роль в деятельности

врача................................................................................................285

Заключение......................................................................................................................296

Список литературы

..................................................................307

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность темы. Во второй половине XX века в связи с усиливающимся технологическим давлением современного производства, истощением природных ресурсов, увеличением энергетических расходов, экологическими последствиями, происходят существенные изменения в отношении общества к науке. Сегодня не вызывают сомнения представления о неавтономном характере науки, т.е. о включенности науки в систему культуры, о влиянии этой включенности на процесс развития научного знания и на его перспективы. Позитивистская изоляция науки от других сфер духовной жизни общества равнозначна сегодня его рациональному самоуничтожению. Рассмотрение науки в контексте внутреннего единства целей и смысла существования общества определяет актуальность разработки этических проблем науки. Особое значение эти разработки имеют для тех направлений науки, которые объектно сориентированы на человека.

Развитие современной медицины непосредственно зависит от синтезирования достижений фундаментальных и прикладных отраслей естествознания. Но медицина изучает человека, знание о котором не ограничивается естествознанием, что не только допускает, но и предполагает включение этических факторов в состав объясняющих исследований. В конце XX века введение этического компонента в медико-биологическое знание приобретает особое значение в связи с интенсивным развитием и внедрением новых биомедицинских технологий. Такие реалии биомедицинской науки и практики, как реаниматология, трансплантология, генная инженерия, искусственное оплодотворение актуализируют социально-этические пробле-

мы не только для профессионального медицинского сообщества, но и для общества в целом. Среди них - определение социальной и моральной оправданности реанимационных процедур с последующей организацией медицинского умерщвления для трансплантологической практики; допустимость социально-этической неограниченности методик искусственного оплодотворения, включая размножение in vitro и клонирование; определение меры социальной и моральной приемлемости генетического диагностирования и прогнозирования и т.д.

Стремительный рост количества деклараций и документов этического характера, принимаемых национальными и международными профессиональными медицинскими ассоциациями, свидетельствует о понимании со стороны специалистов-медиков той ответственности, которая связана с современными социально-этическими проблемами, решение которых невозможно без комплексных исследований и подходов, включая философско-методологические разработки проблемы соотношения объективности и ценностно-целевом характере научной деятельности. Индикатором социальной оправданности и практической приемлемости современных биомедицинских технологий становится не только их технологическая эффективность, но и социально-этическая целесообразность. Включенность науки, и в частности современной медицины, в сложный многоуровневый социокультурный контекст определяет актуальность исследования философско-нравственных оснований науки. Формой осмысления и выработки подходов к решению всего круга социально-этических проблем современной медицины становится биомедицинская этика. Она формируется как область знания о границах допустимого манипулирова-

ния жизнью и смертью человека средствами современной биомедицины, содействующая осознанию специалистами и обществом ответственности при проведении научных исследований и их практическом применении в медицине.

Однако не только профессиональные, но и международные политические организации - ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы признают, что в области использования достижений современной медицины кроется угроза достоинству человека и как личности и как представителю биологического вида. Одним из последних свидетельств этого является "Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины", принятая Парламентской Ассамблеей Совета Европы в Страсбурге в ноябре 1996 года.

Новые возможности медицины связаны не только с лечением, но и с управлением человеческой жизнью. Это актуализирует вопрос о "правах человека" в области здравоохранения в государстве, конституционно принимающем на себя обязательства по обеспечению уважения человеческого достоинства. Согласно Конституции Российской Федерации "достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (статья 21)". Обеспечение этого права становится особенно актуальным в условиях прогрессирующего развития биомедицины и отсутствия должного регулирования со стороны общества и государства использования новых биомедицинских технологий, что способно привести к необратимым социокультурным и демографическим последствиям. В связи с этим особое значение приобретает развитие биомедицинской этики и ее включение в систему современного медицинского образования, которая призвана не только да-

вать знания, но и формировать образцы поведения специалиста в этических ситуациях, связанных, в частности, с применением новых технологий в медицине.

Теоретическая актуальность темы диссертационного исследования определяется необходимостью разработок методологических и морально-аксиологических оснований социального признания и социализации открытий и достижений медицинской науки.

Категориально-аксиологический аппарат, используемый при выработке этических рекомендаций регулирования биомедицинской деятельности, представляет собой весьма "пеструю" картину.

Актуальность предпринятого исследования непосредственно связана с определением критериев этичности научных исследований в области репродуктивных функций, стадий умирания, генома человека; с возрастанием роли морально-нравственной культуры медицинской деятельности; с необходимостью преобразований в области социально-гуманитарного блока медицинского образования; с выработкой законов, регулирующих деятельность в области биомедицины и здравоохранения.

В результате проведенного исследования установлено, что междисциплинарный характер биомедицинской этики обеспечивает не только регулирование отношений в системе современной биомедицины, но и в системе отношений "наука-общество", "наука-культура", "наука - религия"; обнаружены социально-философские основания выбора критериев этичности биомедицинской деятельности.

Актуальность полученного результата исследования определяется возможностью его использования при обосновании образовательных стратегий современного медицинского и фармацевтического образования; при проведении этических экспертиз научных биомедицинских исследований; при проведении этических экспертиз принимаемых законодательных актов; при разработке учебных программ по дисциплине "Биомедицинская этика" в медицинских вузах России и программ по подготовке научных кадров в области здравоохранения; при прогнозировании развития биомедицинской науки в целом, а также ее отдельных дисциплин.

Степень разработанности проблемы. Этическое измерение проблем современной медицины - качественно новый подход в границах традиционных философских исследований функционирования науки как социального института. Первой монографией, поставившей перед отечественной социальной философией проблему этики науки, стала книга И.Т.Фролова и Б.Г. Юдина "Этика науки: проблемы и дискуссии" (М.1986). В 1989 г. состоялся Всесоюзный научный симпозиум по проблемам глобальной нравственности, организованный Центром проблем экологии и коэволюции им. В.И.Вернадского, в документах которого признается приоритетная роль нравственности в решении стоящих естественнонаучных и технических проблем. В документах, проходившей в 1994 году Всероссийской Конференции по методологическим (философским) и этическим проблемам науки и техники, констатировалось, что данная конференция является первой, включающей рассмотрение этических проблем науки в комплекс философско-методологических исследований. В 90-е годы происходит становление такого направления в отечественной

философии науки как исследование механизмов социального признания и социализации открытий и достижений науки и техники.

Современный уровень развития отечественной философской науки применительно к философско-этическим проблемам науки и биоэтике как формы их решения в области биомедицины и здравоохранения, в частности, представлен работами А.Н.Бартко, А.А.Гусейнова, АЛ.Иванюшкина, В.Н.Игнатьева, Л.В.Коноваловой, Е.П.Михайловой, В.Н.Наследкова, А.П.Огурцова, П.Д.Тищенко, Т.А.Поку-ленко И.Т.Фролова, Б.Г.Юдина, и др.

О комплексном характере биоэтики как междисциплинарной форме знания свидетельствует включенность в обсуждение и разработку данной проблемы правоведов - H.A. Ардашевой, М.Н.Малеиной, С.В.Полубинской, Ю.Д.Сергеева, С.Н.Шишкова; психологов - Н.Д.Семеновой, биологов и профессионалов-медиков -А.П.Громова, А.М.Гурвича, В.И.Иванова, Ф.В.Кондратьева, Р.В.Коротких, И.И.Ко-сырева, Л.Ф.Курило, Ю.П.Лисицина, Ю.М.Лопухина, А.Н. Орлова, В.А.Тихоненко, Г.П.Червонской, М.Я.Яровинского и др.

В работе А.Я.Иванюшкина "Профессиональная этика в медицине" (М., 1990) анализируются проблемы профессиональной медицинской этики.

П.Д.Тищенко в ряде публикаций анализирует "феномен биоэтики", исследует причины его возникновения и возможные перспективы развития.

Е.П.Михайлова и А.Н.Бартко в работе "Биомедицинская этика. Теория, принципы и проблемы" (М.,1995) впервые в отечественной литературе излагают применительно к медицине этические теории утилитаризма, деонтологию И.Канта,

теорию моральных обязательств У.Д.Росса, теорию справедливости Дж. Ролза и т.п., а также анализируют структуру моральной аргументации и основные виды этических конфликтов.

Исследования правоведов - М.Н.Малеиной и Н.А.Ардашевой посвящены анализу правового обеспечения отечественного здравоохранения.

Работы, посвященные биоэтике и философско-этическим проблемам современной медицины специалистов-медиков, как правило, носят узко специальный характер и непосредственно связаны с их профессиональной деятельностью. Так, В.И.Иванов в ряде работ по этическим проблемам медицинской генетики, вскрывает характер этих проблем, особенности их решения в европейских странах, США, России под углом зрения перспектив и динамики развития медико-генетических исследований.

В работе "Этика практической психиатрии" (М.,1996) авторы В.Я.Евтушенко, А.Я.Иванюшкин, Т.А.Покуленко, В.А.Тихоненко (отв. ред.) рассматривают моральные проблемы психиатрической практики с позиций биомедицинской этики.

Работа, выполненная под руководством проф. А.Н. Орлова "Биоэтика. Избранные лекции" (Красноярск, 1996), представлена статьями медиков-профессионалов, где вычленяется этическая компонента их специализации.

Издание Российской Медицинской Академии наук под ред. акад. РАМН В.И.Покровского "Биомедицинская этика" (М.1997) также подготовлено в основном специалистами по отдельным медицинским специальностям. Это издание отличает принципиальная ориентация на "Конвенцию о защите прав и достоинства человека

в связи с использованием достижений биологии и медицины: конвенции о правах человека и биомедицине", принятой Советом Европы в 1996 году. В данной работе особое внимание уделено стандартам международных исследований биоэтических проблем современной медицины.

Ведущим зарубежным изданием по проблемам биоэтики является американская пятитомная Энциклопедия по биоэтике (Encyclopedia of Bioethics/Reich W. Th.,ed.in chief. N.Y.I995). В 1995 году было осуществлено второе издание данной Энциклопедии. Для американских ученых характерна детальность теоретических разработок и интенсивности изучения биоэтических проблем. Это касается не только количества публикаций, но и работы специальных научно-исследовательских центров и периодических изданий.

В Европе в биоэтические исследования вовлечены Великобритания, Франция, скандинавские страны, Италия и Германия. К особенностям биоэтических исследований континентальных европейцев относится предрасположенность к классическим этическим концепциям, к исследованиям религиозных и теологических оснований моральных рекомендаций и регламентации современной биомедицинской практики.

В начале 90-х годов Совет Европы предпринимает попытку обобщить накопленные разработки по социально-этическим проблемам медицины и издает книгу "Медицина и права человека. Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддисткой религиоз-

ной морали", с которой российская общественность ознакомилась в 1992 году. В данном издании отсутствовали рекомендации православного богословия.

В 1997 году Московский Патриархат издает книгу "Церковь и медицина" (Минск), в которой биоэтическая проблематика ограничивается проблемами "планирования семьи", аборта, вопросами полового воспитания юношества, психического здоровья.

Цели и задачи исследования. Цель предпринятого исследования заключается в выявлении теоретического статуса биоэтического знания в системе современной медицины как междисциплинарного образования, и в о�