автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Эстетическая составляющая современной молодежной субкультуры

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Малахова, Елена Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Диссертация по философии на тему 'Эстетическая составляющая современной молодежной субкультуры'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эстетическая составляющая современной молодежной субкультуры"

На правах рукописи

005058405

Малахова Елена Владимировна

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ (НА МАТЕРИАЛЕ ДВИЖЕНИЙ «ХИППИ», «ПАНКОВ», «ГОТОВ»)

Специальность 09.00.04 - Эстетика

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

Ц МАЯ 2013

Москва - 2013

005058405

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.ВЛомоносова» на кафедре эстетики философского факультета

Научный руководитель: Крутоус Виктор Петрович

доктор философских наук, профессор

Официальные оппоненты: Щербакова Елена Валерьевна

доктор культурологии, доцент, ГАОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт» (профессор кафедры музыки филологического факультета)

Рахимова Майя Вильевна

кандидат философских наук, ГОУ ВПО Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический университет» (старший преподаватель кафедры философии и социологии факультета социально-культурных коммуникаций)

Ведущая организация: ГБОУ ВПО Российский

национальный

исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова

Защита диссертации состоится 3 июня 2013 года в 15.00 на заседании Диссертационного совета Д 501.001.83 на базе ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» по адресу: 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4 («Шуваловский»), философский факультет, аудитория 518.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале отдела диссертаций Научной библиотеки МГУ имени М. В. Ломоносова по адресу: Ломоносовский проспект, д. 27, 8 этаж, А-812.

Автореферат разослан { » 13 года.

Учёный секретарь /si .

диссертационного совета Кедрова Марина Олеговна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем, что эстетика молодежной субкультуры - феномен, возникший в современной культуре и прочно связанный с ней — до сих пор не находит достаточного отражения в научных трудах. Между тем, выявив сущность и истоки этой эстетики, мы смогли бы, наконец, лучше понять, какое место занимает в культурном контексте сама молодежная субкультура, что ищут (и находят) те, кто обращается к ней.

Основной проблемой, волновавшей автора данной работы, было происхождение и значение эстетической составляющей молодежной субкультуры. И чем дальше продвигалось исследование, тем яснее становилось, что на вопрос о возникновении эстетического аспекта молодёжной субкультуры нельзя ответить, не выяснив, каковы истоки самой этой субкультуры.

Для изучения эстетики молодежной субкультуры нами были выбраны конкретные субкультуры: хиппи, панков и готов, примерами из которых мы иллюстрируем свои выводы. К субкультуре хиппи мы обратились потому, что именно они были едва ли не самым массовым, и, бесспорно, одним из наиболее значимых молодежных движений XX века. Субкультура хиппи, помимо всего прочего, оказала огромное влияние на многие другие, более поздние направления, в частности, на панков и готов. Субкультуры хиппи, панков и готов возникли последовательно и очень тесно связаны между собой. Каждая последующая явилась реакцией на предыдущие, пытаясь преодолеть их, но одновременно сохраняя преемственность по отношению к ним. И чтобы проследить, как видоизменялась молодежная субкультура, как влияли друг на друга различные течения внутри нее, мы рассматриваем все три перечисленные субкультуры в их взаимосвязи, охватывая, таким образом, период более чем в полвека.

Изучение этих трех отдельных субкультур позволило нам увидеть, как менялись воззрения молодых людей на собственную субкультуру, на

современное общество и их место в нем, а также, что наиболее интересно нам, - как видоизменялась эстетика молодежной субкультуры.

Надо сказать, что эстетика молодежной субкультуры, с одной стороны, так или иначе фигурирует в работах очень многих ученых, но, с другой стороны, почти никогда не становится предметом самостоятельного исследования. Едва ли не единственной известной нам работой, целиком посвященной эстетике молодежной субкультуры, является диссертация Э. А. Раманаускайте1, защищенная в Москве в 1991 году. Это интересное исследование, к сожалению, прошло почти незамеченным, несмотря на то, что содержащиеся в нем идеи о взаимосвязи семантики и эстетики молодежной субкультуры нашли отражение во многих более поздних и более известных работах.

Яркая, многоликая и внешне противоречивая молодежная субкультура уже давно стала объектом пристального внимания исследователей. Однако философы ее, как правило, не изучают. Этим занимаются, в основном, этнографы, социологи и психологи. Причём из всех перечисленных, пожалуй, только этнографы изучают молодёжную субкультуру как самоценную реальность, поэтому их исследования отличаются добросовестностью и богатством собранного материала. Остальные же видят в ней прежде всего проблему - общества или личности. И относятся к субкультуре как к проблеме, которую надо изучить для того, чтобы эффективнее решить. Для субкультуры же «решение проблемы» будет означать скорое или постепенное исчезновение.

Мы придерживаемся мнения, что для того, чтобы понять сущность феномена молодежной субкультуры, важно иметь в виду следующее: она -не болезнь общества, которую надо лечить и можно вылечить. Это - его нормальное состояние. Появление современной молодежной субкультуры связано с социализацией молодежи в обществе, с экономическими

1 Раманаускайте Э.А. Молодежная субкультура как эстетический феномен. М., Московский государственный институт культуры, 1991.

подъемами и спадами - но не напрямую, а косвенно. Точно так же оно косвенно связано и с изменением роли семьи для подростков, и даже не в последнюю очередь с секуляризацией мировоззрения в XX веке.

Молодёжную субкультуру можно рассматривать и с точки зрения её функций в современном обществе, и в исторической перспективе, а также как творчество, поиск, проявление той активности, которая совершенно сознательно противится всякой регламентации извне.

Степень разработанности проблемы

Что касается источников, посвященных молодежной субкультуре и позволяющих пролить свет на нее, то их условно можно разделить на две большие группы. Первая представляет собой исследования ученых, взгляд на субкультуру извне. Вторая - это мнения о субкультуре самих ее представителей. Работа с материалами второй группы определяется их спецификой. Они включают в себя фольклорные жанры: песни, стихи, анекдоты; руководства для новичков - историю и традиции субкультуры, принципы поведения в ней. Отдельно стоит выделить работы, написанные о субкультуре самими ее представителями и содержащие в себе ее критический анализ. Подобные материалы по жанру могут представлять собой эссе, литературные манифесты2, энциклопедии или даже полноценные научные труды. В последнем случае появляется уникальная возможность совместить взгляд «извне» и «изнутри», когда исследователь, долгое время сам связанный с субкультурой, предпринимает попытку теоретически осмыслить свой собственный, часто многолетний опыт .

2 Один из самых известных манифестов: Сталкер, Генерал, Воробей. Манифест (Москва, 1987) // Журнал «Вместе». 2005. № 3.

3 В пример можно привести следующие работы: Макнил Л., Маккейн Дж. Прошу, убей меня!: Подлинная история панк-рока в рассказах участников. М.: Альпина нонфикшн, 2012., Brill D. Subversion or Stereotype? The Gothic Subculture as a Case Study of Gendered Identities and Representations. Giessen, 2006. Matzke P. & Seeliger T. Das Gothic- und Dark Wave-Lexikon. Berlin, 2003.

Сами методы работы с молодежной субкультурой стали обсуждаться не сразу. Нужно было время, чтобы воспринять субкультуру молодых не как антикультурный феномен, а как полноправную часть культуры.

Молодёжные движения 1950 — 1960-х годов, с их резким и подчас вызывающим протестом против устоявшихся культурных норм, часто определялись учёными термином «контркультура», носившим выраженный оценочно-социальный характер (источники протестов - нежелание работать, служить в армии, употребление наркотиков и т. д.). Исследованию контркультурной составляющей молодежной субкультуры посвящен § 1 (подпараграф 1.1.) Главы II нашего исследования. Мы опираемся на работы Теодора Роззака4, Чарльза Рейча5, Герберта Маркузе6, Эриха Фромма7, Зигмунда Фрейда8, Дэниела Белла9, а также советских и российских ученых: Ю. Н. Давыдова и И. Б. Роднянской10, А. Ю. Мельвиля и К. Э. Разлогова11, П. С. Гуревича12, С. И. Левиковой13.

Появление молодёжной субкультуры также заставило задуматься о проблеме конфликта поколений. Этому вопросу посвящено исследования американского культуролога М. Мид14.

4 Roszak Th. The Making of a Counter Culture: Reflections on the Technocratic Society and Its Youthful Opposition. Anchor Books, Doubleday & Company, Inc. Garden City, New York, 1969.

5 Reich Ch. A. The Greening of America. Penguin Books, Cox & Wyman Ltd, London, 1972.

6 Маркузе Г. Эрос и цивилизация. М., Издательство ACT, 2003.

7 Фромм Э. Иметь или быть. М., ACT: Астрель, 2011.

8 Фрейд 3. Неудобства культуры //Художник и фантазирование. М., Республика, 1995.

9 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М, Academia, 2004.

10 Давыдов Ю. Я, Роднянская И. Б. Социология контркультуры. (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь). М., Наука, 1980.

11 Мельвшь А. Ю., Разлогов К. Э. Контркультура и «новый» консерватизм. М., Искусство, 1981.

12Гуревич П. С. Контркультура//Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. СПб.: Университетская книга, 1998.

13 Левикова С. И. Молодёжная субкультура. М, 2004.

14 Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями. // Левикова С. И. Молодежная субкультура. М., 2004.

Однако мы считаем, что этот фактор является не причиной, а скорее предпосылкой возникновения молодёжной субкультуры. Чтобы выявить непосредственные причины её появления, необходимо изучать её как специфическую «культуру в культуре». Данный подход позволяет и требует, с одной стороны, наблюдать субкультуру изнутри (использовать так называемый метод включённого наблюдения), а с другой стороны, искать связующие звенья между ней и основной культурой.

Так молодёжную субкультуру начали рассматривать в первую очередь этнографы. Им же принадлежат наиболее плодотворные разработки в сфере методологии - подход к изучению молодёжной субкультуры как коммуникативной системы с определёнными структурными характеристиками. Одним из примеров удачного использования данного метода в нашей стране стала монография Т. Б. Щепанской15. Вопрос метода интерпретации полученных данных о молодежной субкультуре рассмотрен в § 1 (подпараграф 1.3) Главы II данной работы.

Цель диссертационного исследования — выявить значение, а также причины и способы возникновения эстетической составляющей молодежной субкультуры.

Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:

- дать определение объекту и предмету исследования;

- дать феноменологическую характеристику объекта исследования;

- определить методологические основы изучения молодежной субкультуры;

- выявить сущность, причины и предпосылки возникновения эстетической составляющей молодежной субкультуры на примерах выбранных нами отдельных субкультур хиппи, панков и готов;

15 Щепанская Т. Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М., 2004.

- выяснить значение эстетической составляющей для молодежной субкультуры, а также проследить взаимосвязи с более обширным культурно-историческим контекстом;

- попытаться прогнозировать дальнейшее видоизменение объекта и предмета исследования.

Объектом исследования является сама молодежная субкультура, представленная здесь тремя отдельными субкультурами: хиппи, панков и готов.

Предметом исследования стала эстетическая составляющая молодежной субкультуры.

Теоретическая и методологическая основы исследования.

Многообразие проявлений молодежной субкультуры требует от исследователя выработки особого подхода к этому предмету. Понятие «молодежная субкультура» сформировалось постепенно, в процессе осмысления учеными этого феномена и его собственного развития и видоизменения. Употребляя термин «молодежная субкультура», мы тем самым заранее задаем как рамки, так и определенный ракурс рассмотрения проблемы. Обращаясь к происхождению употребляемой нами терминологии, мы получаем возможность намного глубже проникнуть в суть соотносимого с термином предмета.

Для начала проясним, что мы понимаем под субкультурой и кого относим к молодежи. Субкультуру в настоящее время чаще всего определяют следующим образом: как «особую сферу культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами»16. Как видим, данный термин охватывает достаточно широкий спектр объединений, общей чертой которых является обособленность внутри породившего их единого культурного пространства. Возможны и другие определения. В некоторых из них акцент

16 Гуревич П. С. Субкультура//Культурология. XX век: Энциклопедия. СПб., 1998. Т. 2. С. 236.

делается на динамическом аспекте субкультуры. Т. Б. Щепанская, например, определяет субкультуру как «знаковую и нормативную систему, воспроизводимую во времени»17.

Сейчас некоторые исследователи используют также термин «постсубкультура», на что указывает в своей книге Е. Н. Шапинская18, хотя область применения этого понятия пока довольно размыта.

Что касается понятия «молодёжь» применительно к нашему исследованию, то здесь на первый план выступает скорее не биологический, а социальный возраст, связанный с получением образования и приобретением специальности. К молодёжи с социологической точки зрения можно отнести старшеклассников, студентов ВУЗов и техникумов, а также тех, кто лишь недавно приступил к трудовой деятельности, но ещё не достиг максимальной степени участия в ней19. На базе социальной группы с перечисленными выше характеристиками и появилась современная молодёжная субкультура.

Под молодежной субкультурой мы понимаем особую форму организации молодых людей в сообщество, обладающую своим языком, обычаями, нормами, созданную молодежью для удовлетворения своих собственных потребностей и не несущую выраженной политической или религиозной направленности.

Экономической предпосылкой сё возникновения стал переход к постиндустриальному обществу. НТР середины XX века потребовала от специалистов более высокого уровня квалификации. Удлинившийся период обучения, сложность трудоустройства подростков сразу после школы, возросшая конкуренция на рынке труда - всё это затягивает период социализации молодёжи, благоприятствуя появлению субкультур. Способствует этому и развившаяся индустрия досуга, хотя, опять же, далеко

17 Щепанская Т. Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М., 2004. С. 15.

18 Шапинская Е. Н. Образ Другого в текстах культуры. М.: КРАСАНД, 2012. С. 130.

" Левикова С. И. Молодёжная субкультура. М., 2004. С. 21.

не все исследователи молодёжной субкультуры склонны считать её досуговым времяпровождением.

Прежде чем говорить об эстетической составляющей молодежной субкультуры, необходимо прояснить, что вообще мы понимаем под эстетическим. Здесь мы опираемся на труды Александра Баумгартена20, Иммануила Канта21, Серена Кьеркегора22, А. Ф. Лосева23. О них мы более подробно говорим в § 2 (подпараграф 2.1.) Главы II.

На основании рассмотренных концепций мы сформулировали рабочее определение эстетической составляющей объекта нашего исследования.

Эстетическая составляющая молодежной субкультуры — это все чувственно воспринимаемые аспекты субкультуры, отношение к которым строится на основании эмоционального одобрения или отвержения, связанного с их формой, и осуществляет не утилитарную, но мировоззренческую функцию.

Мы рассматриваем молодежную субкультуру в первую очередь как специфическую коммуникативную среду. Проследив процессы возникновения ее знаков, мы одновременно смогли бы приблизиться к пониманию того, что в действительности представляет собой ее эстетическая составляющая. Для изучения молодежной субкультуры и ее эстетической составляющей нами был выбран структурно-семиотический метод. Здесь мы опираемся на работы Яна Мукаржовского24, Ролана Барта25, Умберто

20 Баумгартен А. Г. Эстетика / А. Г. Баумгартен // История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: в 5-ти томах,- М.: Искусство, 1964. Т. 2.

21 Кант И. Критика чистого разума. М.: Эксмо, 2010; Кант И. Критика способности суждения СПб.: Наука, 2006.

22 Киркегор С. Наслаждение и долг. Киев: АО «АнЬапё», 1994.

23 Лосев А. Ф. Две необходимые предпосылки для построения истории эстетики до возникновения эстетики в качестве самостоятельной дисциплины // Эстетика и жизнь. М, 1979. Цит. по: Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. М., Гардарики, 2004.

24 Мукаржоеский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М.: Искусство, 1994.

25 Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М., 1989.

Эко26, Т. Б. Щепанской27. В § 1 (подпараграф 1.3.) Главы II дано описание структурализма как метода и его использования применительно к эстетике молодежной субкультуры.

Положения, выносимые па защиту:

- исследование молодежной субкультуры должно быть одновременно теоретическим и феноменологическим; для изучения феноменологии субкультуры необходимо использование метода включенного наблюдения, а для ее теоретического анализа следует учитывать как точку зрения ученых — сторонних наблюдателей субкультуры, так и бытующие внутри нее воззрения;

- молодежную субкультуру можно рассматривать как контркультуру только с рядом существенных оговорок, уяснив предварительно различные значения понятия «контркультура» (которое, по мнению отдельных авторов, может означать не только течения, привносящие в культуру новое, но и действия, направленные против культуры вообще);

-молодежная субкультура представляет собой знаковое поле, специфическую коммуникативную среду;

- эстетическая составляющая молодежной субкультуры напрямую связана с символикой и мифологией последней;

- эстетика символа и эстетика мифа в молодежной субкультуре существенно различаются по происхождению и значению и должны рассматриваться отдельно;

- присущее молодежной субкультуре мироощущение мифологично по своей природе, оказывает формообразующее влияние на возникновение знакового поля субкультуры и определяет значение ее эстетической составляющей;

26 Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 2004.

27 Щспанская Т. Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М., 2004.

- между субкультурой и основной культурой возможен «перевод», а также взаимопроникновение и разнообразные заимствования эстетических объектов, переходящих из одного контекста в другой;

- динамика молодежной субкультуры свидетельствует о возросшем количестве заимствований эстетических объектов из массовой культуры, проникающих в молодежную субкультуру, что может привести к постепенному «размыванию» последней.

Научная новизна работы

Эстетическая составляющая молодежной субкультуры представлена полноправным объектом философско-эстетического анализа и исследована с применением структурно-семиотического метода и метода включенного наблюдения. Выявлены конкретные механизмы появления и изменения этой составляющей на структурном уровне, а также ее значение для молодежной субкультуры в целом. Установлена прямая взаимосвязь между коммуникативным, эстетическим и мировоззренческим аспектами молодежной субкультуры и то взаимное влияние, которое молодежная субкультура и основная культура оказывают друг на друга.

Научно-практическая значимость диссертации

Формы взаимного влияния молодежной субкультуры и основной культуры позволяют, с одной стороны, вписать молодежную субкультуру в общекультурный контекст, а с другой стороны, лучше понять роль субкультуры в культурных процессах XX — начала XXI веков. Также, анализируя знаковую и эстетическую составляющую отдельных субкультур, мы сможем увидеть лежащее в их основе мировоззрение, что позволит сказать, какая часть молодежи и с какими устремлениями приходит в ту или иную субкультуру, и что надеется там найти. Все это — хороший индикатор состояния общества в конкретный момент времени, так как молодежная субкультура все же во многом является ответом на те или иные не удовлетворенные обществом запросы. Кроме того, при появлении в молодежной среде новых идей и символов, пользуясь данной работой, можно

будет попытаться спрогнозировать, в какое субкультурное направление это выльется и какой будет его эстетическая составляющая.

Апробация исследования

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры эстетики философского факультета МГУ имени М.В Ломоносова 12 ноября 2012 года. Основные положения диссертации отражены в публикациях по теме диссертации.

Объем и структура работы

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объем работы — 167 стр.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается актуальность и новизна темы, раскрывается степень теоретической изученности проблемы, определяются объект, предмет и методы исследования, цели и задачи, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

Глава I — «Молодежная субкультура: феноменология. Хиппи, панки, готы» — состоит из трех параграфов. В каждом параграфе освещается история одной из упомянутых субкультур, ее современное состояние, положение дел за рубежом и в России (и бывшем СССР).

Первый параграф — «Хиппи» — посвящен указанной субкультуре. Субкультура хиппи появилась в США примерно в начале 60-х годов XX века, чтобы затем распространиться по всему миру. Хиппи зачастую отрицали многие устоявшиеся социальные институты, критиковали ценности среднего класса, выступали против распространения ядерного вооружения и войны во Вьетнаме, против загрязнения окружающей среды. Одной из наиболее серьезных проблем этой субкультуры было употребление наркотиков, которое стало осуждаться только по прошествии многих лет, когда хиппи на собственном печальном опыте увидели, к чему оно способно привести.

Хиппи оказали очень заметное влияние на многие более поздние субкультуры. В страны бывшего СССР западные молодежные течения стали

проникать в 70-е годы, то есть примерно через десять лет после своего возникновения, переплетаясь с более ранними отечественными направлениями, такими, как стиляги, штатники и другие. Самой, на наш взгляд, примечательной особенностью отечественной молодежной субкультуры советского периода было возникновение Системы - сложного образования, включавшего в себя помимо хиппи множество смежных субкультур, противостоявших не столько мейнстриму, сколько официальной идеологии. Со временем субкультура хиппи значительно изменилась как за рубежом, так и в нашей стране, стала гораздо малочисленнее,. однако продолжает существовать и поныне.

Второй параграф -. «Панки». Само слово «панк»28 - жаргонное и изначально употреблялось в значении «грязь», «отбросы», «мелкие уличные хулиганы». В качестве названия для немногочисленного молодежного течения (тогда еще не субкультуры) это слово ввел в употребление Легс Макнил, который вместе с двумя друзьями в 1975 году начал издавать журнал «Punk» в США. Американский панк, однако, был не особенно заметен на фоне десятков других направлений. Не он повлек за собой возникновение той панк-субкультуры, которую мы можем увидеть и сейчас. Это произошло чуть позднее в Лондоне вместе с появлением одной из наиболее известных панк-рок групп - Sex Pistols. В конце 70-х в панк-роке появилось множество более мелких жанров. В плане своих убеждений панки также разделились. Тем не менее, почти всех их объединяет нонконформизм, антиавторитаризм, неприятие продажности (в которой они обвиняют практически все остальное общество и государственные институты), нигилизм. Рассматривая вопрос нигилизма панков, мы опираемся на работу советского ученого А. И. Новикова29. Как правило, панки также выступают против расизма, сексизма, всех форм дискриминации и ограничения свободы

28 Англ.: «рипк».

29 Новиков А. И. Нигилизм и нигилисты. Опыт критической характеристики. Лениздат, Ленинград, 1972.

личности. Сейчас среди панков довольно распространено направление Стрэйт Эйдж'0, подразумевающее отказ от алкоголя, табака, наркотиков и случайных связей. Появление такого направления особенно удивительно для этой субкультуры, которая в свое время прославилась как раз пристрастием ко всему перечисленному. В бывшем СССР панк-рок стал известен достаточно рано. Первый всплеск английского панк-рока пришелся на 1976 год, а пластинки с этой музыкой появились у нас уже в 1977 году31. Основные очаги панк-субкультуры в СССР сложились в Москве, Санкт-Петербурге (Ленинграде) и в сибирских городах: Омске, Новосибирске, Тюмени. Панк-рок считался «неблагонадежным», так как тогда был отчетливо политизирован. В 1990-е настроения отечественных панков стали меняться, потому что панк-рок и все, с ним связанное, уже никто не запрещал. Некоторые элементы атрибутики и внешнего вида панков были восприняты мейнстримом, стали появляться в клипах поп-музыкантов и коллекциях модельеров32. В результате сейчас панк-субкультура стала развиваться, постепенно отходя от внешнего эпатажа в сторону большей закрытости и «глухой обороны» против массовой культуры.

Третий параграф - «Готы». Название «готическая субкультура» или «готика» (современная) прижилось не сразу. Впервые оно стало появляться в музыкальных журналах конца 70-х, когда журналисты искали термин, чтобы описать музыку новых коллективов, звучавшую более мрачно, чем панк-рок. Если учесть, что появились эти группы в Англии, то ассоциации с викторианской готикой напрашивались сами собой. Обретя название, современная готика из аморфного и мало кому интересного феномена постепенно стала превращаться в субкультуру с очень большим потенциалом

30 Anr.n.:Straight edge - прямая кромка, линейка, правило. В данном случае - название ответвления панк-субкультуры, ценящего здоровый образ жизни.

31 Аксютииа О. А. Власть и контркультура в 1980-е — 1990-е годы. Панк как этика и эстетика противостояния в СССР, России и Беларуси // Культура и власть в условиях коммуникационной революции XX века. Форум немецких и российских исследователей /Под ред. К. Аймермахера, Г. Бордюгова, И. Грабовского. М.: АИРО-ХХ, 2002. С. 310.

32 Например, Жана-Поля Готье.

развития. К середине 80-х готика получила признание за пределами довольно узкого тогда круга её поклонников. Упоминания о готах стали встречаться в прессе. Музыка и поныне остаётся «цементирующим» фактором для готической субкультуры, однако теперь входит в разряд увлечений готов наряду с литературой, кино, дизайном, фотографией. Отдельного упоминания заслуживает чрезвычайно разнообразная и эффектная «готическая мода». Несколько слов стоит сказать и о специфике отечественной готики. Первые готы появились у нас примерно в середине 90-х, когда зарубежная готическая субкультура переживала новую волну популярности. К началу 2000-х годов готика была уже довольно известной и распространенной у нас субкультурой. Отечественные готы приобщились к уже развитой субкультуре, и в условиях относительного отсутствия запретов на ее проявления готика у нас стала развиваться примерно по тому же пути, что и за рубежом. Однако различия все же присутствуют: например, неразвитость соответствующей индустрии.

Глава II - «Молодежная субкультура: анализ и синтез» - состоит из двух параграфов.

Первый параграф - «Методологические подходы и принципы исследования молодежной субкультуры», в свою очередь, состоит из трех подпараграфов: «Молодежная субкультура и контркультура», «Проблема конфликта поколений», «Структурализм как метод изучения молодежной субкультуры».

Как мы уже упоминали, вначале протестные молодежные течения 19501960 годов часто обозначались термином «контркулыура». Изначально термину «контркультура» была присуща значительная аксиологическая составляющая. Если термин «субкультура» гораздо более нейтрален и означает, в первую очередь, тип структурной организации сообщества, то контркультура всегда подвергается оценке. Со временем попытки придать контркультуре мрачно-драматический характер борьбы против любой культуры вообще сменились более «мягкими» трактовками этого феномена.

В 1998 году в посвященной контркультуре статье П. С. Гуревич пишет, что это понятие используется в современной культурологии и социологии «для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре, а также отождествляется с молодежной субкультурой 60-х гг., отражающей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как "культуры отцов"»33. Молодежная контркультура XX века - это особое явление, не отрицавшее культуру вообще, но возникшее в ответ на определенные реалии своей эпохи.

Попытки осмыслить молодежную субкультуру с неизбежностью привели к изучению культурной динамики нашего времени - в частности, проблемы конфликта поколений. Американский культуролог М. Мид34 видела одну из причин этого конфликта в том, что опыт «отцов» в современном мире устаревает слишком быстро для того, чтобы «дети» могли им воспользоваться. Каждое новое поколение воспринимает мир иначе, чем их родители, что, кстати, сказывается и на авторитете последних.

Для того, чтобы объяснить смысл и значение всех вышеописанных феноменов молодежной субкультуры, нами был выбран структурно-семиотический метод. Здесь мы опираемся на работы Р. Барта, У. Эко, Я. Мукаржовского. Стремясь выявить структуру молодежной субкультуры, создавая некую интеллигибельную модель, мы пытаемся понять, что же из себя представляет субкультура, как она «работает», то есть возникает, развивается и видоизменяется. Наличие в молодежной субкультуре большого количества различных знаков не вызывает сомнений и заметно даже при беглом взгляде на нее. Более того, именно знаковая составляющая позволяет отделить субкультуру от всех остальных феноменов. Структурно-семиотический метод дает возможность понять, что представляют собой

33 Гуревич П. С. Контркультура // Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1. СПб.: Университетская книга,1998. С. 322-323.

34 Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями. // Лгвикова С. И. Молодёжная субкультура. М., 2004. С. 483.

знаки молодежной субкультуры, как они возникают и каким образом формируются связи, превращающие субкультуру в систему значений, которая успешно функционирует и воспроизводится во времени. Взаимосвязь знаковой и эстетической составляющей интересующего нас предмета мы имели возможность проследить, основываясь на исследованиях Яна Мукаржовского.

Кроме того, как следует из наиболее успешных работ, посвященных данному предмету, а также из личного опыта автора, изучение молодежной субкультуры неизбежно должно основываться на полевых исследованиях. Субкультуру, как мы считаем, необходимо наблюдать не только извне, но и изнутри в течение долгого времени, чтобы увидеть, что же в ней находят ее представители.

Второй параграф Главы II - «Молодежная субкультура: эстетика символа и мифа» — включает семь подпараграфов: «Эстетическая составляющая молодежной субкультуры», «Символ в молодежной субкультуре», «Мифы молодежной субкультуры», «Эстетика символа и мифа в молодежной субкультуре», «Хиппи-миф о любви», «Панки -манифестанты безграничной свободы», «Готы - символическое преодоление смерти».

На основе трудов А. Баумгартена, И. Канта, С. Кьеркегора, А. ФЛосева мы выводим определение эстетической составляющей молодежной субкультуры.

Эстетическое мы понимаем достаточно широко, как все те чувственно воспринимаемые объекты, суждение о которых можно выносить на основании эмоционального одобрения или отвержения, связанного с их формой и лишенного утилитарной составляющей. Однако неутилитарность не равна незаинтересованности. Было бы неверно говорить о полностью незаинтересованном созерцании там, где мы ведем речь о молодежной субкультуре. В ней эстетика напрямую связана с мифологией и выполняет практически миростроительную функцию. Универсум молодежной

субкультуры строится в соответствии с эстетическими критериями. Поэтому отношение к эстетике в субкультуре неутилитарно лишь на бытовом, обыденном уровне. На мировоззренческом же уровне оно бывает предельно заинтересованным. Итак, эстетическая составляющая молодежной субкультуры - это все чувственно воспринимаемые объекты субкультуры, отношение к которым строится на основании эмоционального одобрения или отвержения, связанного с их формой, и осуществляет не утилитарную, но мировоззренческую функцию.

Первыми знаками молодежной субкультуры, которые обращают на себя внимание, являются ее символы. Рассматривая специфику символа как знака, мы обращаемся к работам С. С. Аверинцева35, К. А. Свасьяна36, Э. Кассирера37, М. К. Мамардашвили и А. М. Пятигорского38, Ю. М. Лотмана39.

Из этих источников мы можем сделать выводы о значимости «символической» и «символизирующей» деятельности человека в культуре, а также об особенностях символа. Символы, в отличие от остальных знаков, способны иметь множество означаемых при наличии одного и того же означающего. Даже в рамках единой культуры прочтение символа может быть различным в зависимости от конкретной ситуации.

В молодежной субкультуре символ одновременно служит связующим звеном, соединяющим культурные тексты современности и прошлого, а также выполняет социальные функции (коммуникации, выделения «своих»).

35 Аееринцев С. С. Символ // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 607.

36 Свасьяи К. А. Проблема символа в современной философии (критика и анализ). Издательство АН Армянской ССР, Ереван, 1980. С. 19.

37 Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 1: Язык. М., Академический проект, 2011.С. 24.

38 Мамардашвили М. К., Пятигорский А. М. Символ и созиание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М., 1997.

39 Лопшаи Ю. М. Семиосфера. С.-Петербург: «Искусство—СПБ», 2001. С. 241.

Изучению социальной функции символа в молодежной субкультуре во многом посвящен труд Т. Б. Щенанской40

Говоря о мифах применительно к молодежной субкультуре, мы рассматриваем различные трактовки понятия «миф». Мы опираемся на работы М. Элиаде41, Ф. X. Кессиди42, А. Ф. Лосева43, В. М. Пивоева44 и других исследователей мифа. Из работ этих ученых мы заимствуем расширенную трактовку мифа, пригодную для целей нашего исследования -как своеобразного миропонимания, которое несет одновременно социально-практическую функцию и придает смысл конкретному личностному бытию. Кроме того, миф - отнюдь не только наследие архаического сознания, а постоянно воспроизводящийся в культуре механизм или, если угодно, способ примирения человека с реальностью и придания ей смысла.

Однако, согласно нашей гипотезе, в субкультуре есть ещё один вид объектов, которые можно классифицировать как знаки, но то же время эти объекты можно также считать частью мифологии субкультуры. Мы называем эти объекты современными мифами, за отсутствием другого термина, и для их рассмотрения используем работу Ролана Барта «Мифологии». Согласно идеям Барта, современные мифы - это своего рода знаки - знаки языка второго порадка, который говорит не о природе, а о культуре, используя ее же в качестве материала. В этом языке у одного означаемого может быть множество означающих - тех самых современных мифов. В этом их фундаментальное отличие как от символов, так и от мифов, выполняющих функцию миропонимания и осмысления реальности.

Вообще, если говорить о «строении» молодежной субкультуры, согласно нашей гипотезе мы выделяем три основных пласта. Первый - это

40 Щепанская Т. Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М., 2004.

41 Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Академический проект, 2000.

42 Кессиди Ф. X. От мифа к логосу (Становление греческой философии). СПб, Алетейя, 2003.

43 Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М., Академический проект. 2008.

44 Пивоев В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. - Петрозаводск: Карелия, 1991.

некий основополагающий миф, который может декларироваться открыто (как, например, у хиппи), а может подразумеваться. О его наличии и природе говорят символы субкультуры, образующие второй пласт. И третий, самый обширный пласт состоит из современных мифов, описанных Бартом.

В описанных мифах-знаках языка второго порядка эстетическая функция главенствует безусловно — ради нее они и возникают в субкультуре или проникают в нее. Что же касается символов, то эстетическая составляющая не является сущностно необходимой для них. О взаимосвязи эстетического и собственно символического пишет А. Ф. Лосев45. Однако, вполне возможно, что именно по эстетическому критерию символ изначально и выбирается или создается в молодежной субкультуре (иногда видоизменяется уже готовый). Эстетически значимая форма наполняется содержанием, часто весьма отличным от исходного, или же содержание обретает законченность и начинает транслироваться, будучи отлитым в надлежащую (опять же, эстетически значимую) форму.

Мифу, так же как и символу, эстетическая функция присуща не обязательно. Природу мифологического сознания рассматривает А. Ф. Лосев в своем фундаментальном труде об античной эстетике46. Мифологическое сознание мыслит сам космос в целом как высшее произведение искусства. Связь мифа с эстетикой рассматривает В. П. Крутоус47. Искусство, и, шире, эстетическое восприятие действительности имеет в мифологии свои корни и лишь позднее отрывается от нее, приобретая самостоятельное значение.

Как можно применить эти рассуждения к нашему предмету, к молодежной субкультуре? Эта область, казалось бы, невероятно далекая от того античного сознания, которое рассматривает Лосев, на деле обнаруживает некоторые схожие черты. А именно: все пространство молодежной субкультуры воспринимается ее носителями как по сути единый

45 Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995.

46 Лосев А. Ф. История аитичной эстетики. Ранняя классика. М.: ООО «Издательство ACT», 2000.

47 Крутоус В. 77. Эстетика и время. Книга взаимоотражений. СПб.: Алетейя, 2012.

и целостный эстетический объект. Именно специфическая организация пространства, как и античного космоса, определяет подобное отношение. Это пространство «разумно», то есть не хаотично, как это кажется при взгляде извне, а организовано вокруг основного мифа и системы символов как его отражения.

Далее в диссертации рассмотрена символика и мифология субкультур хиппи, панков и готов с учетом ранее сказанного об эстетической составляющей символа и мифа.

Субкультура хиппи буквально насыщена символами, допускающими разные уровни толкования. Наиболее известен из них «пацифик» (®). Стоит упомянуть также о цветах как символе хиппи и о моде на длинные волосы. Все символы хиппи ведут к одному мифу, лежащему в основе этой субкультуры - мифу о любви и мире. О нем многократно упоминают почти все авторы, близкие к субкультуре хиппи.

Однако помимо одного всеобъемлющего мифа о любви, в ней присутствуют и те современные мифы, о которых писал Ролан Барт. Это, к примеру, увлечение всем ориентальным, а также культурой кельтов, славян, американских индейцев. Несмотря на декларируемую «серьезность» этих самых увлечений, на деле они чаще всего — формы, наполняемые содержанием весьма произвольно, в соответствии с уже сформировавшимися предпочтениями тех, кто их использует.

Панк - одно из наиболее «протестно» и «контркультурно» окрашенных молодежных течений современности. Эти настроения нашли прямое отражение в символике данной субкультуры. «Анархия» (®) - наиболее распространенный символ панк-субкультуры. Этот символ указывает нам на основную ценность панк-субкультуры, ее стержень и основу — миф о свободе. Можно сказать, что свобода является ценностью во многих субкультурах, в том числе и у хиппи. Но едва ли в какой-нибудь иной субкультуре свобода будет настолько возводиться в абсолют, причем даже безотносительно всех остальных ценностей.

Что касается наличия современных мифов, то их в субкультуре панков на удивление мало. Более того, панки — одна из немногих субкультур, которая не столько брала от основной культуры материал для строения мифов, сколько сама его предоставляла. Это и мода панков, у истоков которой стояли Sex Pistols, Малькольм Макларен и Вивьен Вествуд. Внешний вид панков изначально создавался для них или ими самими, а уже затем его элементы вошли в мейнстрим. Это и жанры литературы (а также кино, изобразительного искусства и мультипликации): киберпанк и стимпанк, на возникновение которых панк-субкультура оказала значительное влияние.

Готическая субкультура является самой молодой из тех, что мы здесь рассматриваем. Именно в этой субкультуре эстетике уделяется особое внимание. Если хиппи и панки могут «остаться собой», даже сильно упростив всю внешнюю атрибутику и любую другую собственно эстетическую составляющую своих субкультур, то готика без своей эстетики просто перестанет существовать. При очень большом разнообразии религиозных и политических взглядов готов именно эстетические пристрастия в первую очередь объединяют представителей этой субкультуры.

Одним из основных символов готической субкультуры стал египетский «анх» (•?• ).Размышления о смерти и бессмертии, о жизни после смерти - все это в концентрированном виде представлено в одном знаке, которому уже несколько тысячелетий. Его использование в прямом смысле открывает для готов двери в историю. В готической субкультуре анх, напрямую связанный с тематикой смерти и одновременно символизирующий жизнь — ведет нас к стержневому мифу этой субкультуры, — мифу о смерти и бессмертии. Он выражается в ее символах, проглядывает во всей ее эстетике. Эстетические объекты этой субкультуры - это весьма часто заимствования, переработанные в соответствии с так называемым «готическим

мировоззрением» или мироощущением - все те же современные мифы, которых в готике больше, чем в остальных субкультурах.

Заключение. В каждой из рассматриваемых нами молодежных субкультур есть свой осевой, центральный миф, вокруг которого складывается субкультура. В субкультуре хиппи - это миф о любви, в субкультуре панков - миф о свободе, в субкультуре готов - миф о смерти и бессмертии. И каждый из этих мифов находит выражение в соответствующих символах.

Эстетическая составляющая символа чрезвычайно важна для молодежной субкультуры, особенно на ранних этапах, когда символы, попадая в субкультуру, еще не разворачивают полностью всего множества своих значений. На данном этапе основанием для выбора того или иного символа может стать как раз его пластическая форма, воспринятая эстетически, как «субъективная целесообразность», не отображающая ничего, кроме самой себя. Уже позднее те символы, значения которых раскрываются в субкультуре и связываются с ее основополагающим мифом, могут задержаться в ней и сформировать вокруг себя новый, доселе не существовавший контекст.

В то же время, во всех рассматриваемых субкультурах есть и те современные мифы-знаки (по сути, пустые), о которых писал Ролан Барт. Из них во многом состоит пространство субкультуры. Ведь субкультурные стили на самом деле являются, по большей части, эклектичным нагромождением заимствований, лишенных своего первичного значения и воспринимаемых как некие пустые формы, которые каждый волен наполнить содержанием по своему усмотрению.

Сам построенный вокруг мифа своеобразный «универсум» субкультуры воспринимается эстетически именно потому, что он определенным образом упорядочен, осмыслен, и новые знаки и эстетические объекты могут появляться в субкультуре только тогда, когда они соотносятся с этим мифом — например, в субкультуру, основанную на мифе о любви, не должны

проникать описания войны или насилия, они будут всеми силами отторгаться. Таким образом, миф организует и подчиняет своей логике весь контекст субкультуры.

Согласно Мукаржовскому, для эстетической функции важен в первую очередь знак сам по себе (как означающее), а не только то, что он означает. Он «способен обозначать общее, ни к какому конкретному факту не привязанное отношение человека к универсуму»48. Именно таковыми являются знаки молодежной субкультуры. Они в общем виде отражают самую суть мировоззрения приверженцев субкультуры, не всегда эксплицированную, но присутствующую в каждом знаке субкультуры. В этих знаках - действительность, именно такая, какой они ее видят. Без своей эстетики молодежная субкультура не смогла бы существовать. Эстетическое здесь вновь приобретает тот онтологический статус, которым оно наделялось в мифе.

Понимание механизмов функционирования субкультуры позволяет также исследовать динамику уже существующих направлений. Мы полагаем, что за этапом развития субкультуры, когда в ней начинают преобладать современные, описанные Бартом мифы, неизбежно следует размывание субкультурного стиля в массовой культуре. Чтобы избежать этого и не исчезнуть совсем, молодежная субкультура способна временно как бы замкнуться в себе. Однако ее развитие - это неизбежно усложнение, взаимодействие с иными культурными контекстами и постоянный поиск собственной эстетики как формы для выражения своего мировоззрения.

48 Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М.: Искусство, 1994. С. 126.

Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

Статьи, опубликованные в реферируемых журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикаций основных результатов докторских (кандидатских) диссертаций:

1. Малахова Е.В. Телесное в молодежной субкультуре: семантика и эстетика//Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2011. № 1. -М.: Издательство Московского университета. С. 74-88.-0,9 п.л.

Публикации по теме диссертации в других изданиях:

2. Малахова Е.В. Эстетическая составляющая молодежной субкулыуры//Материалы Международного молодежного научного форума «JIOMOHOCOB-2010» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев, A.B. Андриянов. [Электронный ресурс] - М.: МАКС Пресс, 2010. -0,1 п.л.

3.Малахова Е.В. Синхрония в эстетике современной молодежной субкультуры/Л/ Овсяшшковская Международная эстетическая конференция «Синхрония и модели смыслополагания в современной эстетике». Сборник научных докладов / Ред.: Е.А. Кондратьев - М.: Издатель Воробьев A.B., 2012. [Электронное издание] С. 263-267. - 0,3 п.л.

Подписано в печать:

24.04.2013

Заказ № 8413 Тираж -100 экз. Печать трафаретная. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferat.ru

 

Текст диссертации на тему "Эстетическая составляющая современной молодежной субкультуры"

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Философский факультет

Кафедра эстетики

04201357645

МАЛАХОВА Елена Владимировна

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОЙ

МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ (НА МАТЕРИАЛЕ ДВИЖЕНИЙ «ХИППИ», «ПАНКОВ»,

«ГОТОВ»)

Специальность 09.00.04 - Эстетика

Диссертация на соискание ученой степени кандидата

философских наук

Научный руководитель -Крутоус В. П., профессор, доктор философских наук

Москва - 2013

Содержание

Введение..................................................................................................................................................................3

ГЛАВА I. Молодежная субкультура: феноменология. Хиппи,

панки, готы........................................................................................................................................................19

§ 1. Хиппи................................................................................................................................21

§ 2. Панки............................................................................................................................................................37

§ 3. Готы..................................................................................................................................................................52

ГЛАВА II. Молодежная субкультура - анализ и синтез......................................73

§ 1. Методологические подходы и принципы исследования

молодежной субкультуры....................................................................................................................73

1.1. Молодежная субкультура и контркультура........................................................73

1.2. Проблема конфликта поколений..................................................................................83

1.3. Структурализм как метод изучения молодежной субкультуры... 84 § 2. Молодежная субкультура: эстетика символа и мифа................................94

2.1. Эстетическая составляющая молодежной субкультуры........................94

2.2. Символ в молодежной субкультуре..............................................................................103

2.3. Мифы молодежной субкультуры....................................................................................108

2.4. Эстетика символа и мифа в молодежной субкультуре..............................118

2.5. Хиппи - миф о любви....................................................................................................................125

2.6. Панки - манифестанты безграничной свободы................................................132

2.7. Готы — символическое преодоление смерти..........................................................140

Заключение..........................................................................................................................................................152

Библиография..................................................................................................................................................159

Введение

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем, что эстетика молодежной субкультуры - феномен, возникший в современной культуре и прочно связанный с ней - до сих пор не находит достаточного отражения в научных трудах. Между тем, выявив сущность и истоки этой эстетики, мы смогли бы, наконец, лучше понять, какое место занимает в культурном контексте сама молодежная субкультура, что ищут (и находят) те, кто обращается к ней.

Основной проблемой, волновавшей автора данной работы, было происхождение и значение эстетической составляющей молодежной субкультуры. И чем дальше продвигалось исследование, тем яснее становилось, что на вопрос о возникновении эстетического аспекта молодёжной субкультуры нельзя ответить, не выяснив, каковы истоки самой этой субкультуры.

Для изучения эстетики молодежной субкультуры нами были выбраны конкретные субкультуры: хиппи, панков и готов, примерами из которых мы иллюстрируем свои выводы.

Мы не случайно избрали именно эти три субкультуры. К хиппи мы обратились потому, что именно они были едва ли не самым массовым, и, бесспорно, одним из наиболее значимых молодежных движений XX века. Мы сейчас говорим о молодежном движении, потому что далеко не сразу умонастроения молодежи того периода оформились в субкультуру, которую мы можем наблюдать и сегодня.

Субкультура хиппи, помимо всего прочего, оказала огромное влияние на многие другие, более поздние направления, в частности, на панков и готов. И чтобы проследить, как видоизменялась молодежная субкультура, как влияли друг на друга различные течения внутри нее, мы рассматриваем все три перечисленные субкультуры в их взаимосвязи, охватывая, таким образом, период более чем в полвека.

Субкультуры хиппи, панков и готов возникли последовательно и очень тесно связаны между собой. Каждая последующая явилась реакцией на предыдущие, пытаясь преодолеть их, но одновременно сохраняя преемственность по отношению к ним. Так, пессимистичный и нигилистически настроенный панк выразил разочарование части молодежи в идеалах любви и мира, провозглашенных хиппи. От идеи создания коммун и попыток построить некое идеальное сообщество, свободное от жадности и насилия, панки обратились к локальному противостоянию массовой культуре. Они создают свои журналы, магазины, звукозаписывающие компании, стремясь отделиться не столько территориально, сколько экономически.

Что касается готической субкультуры, то она, в свою очередь, напрямую связана с субкультурой панков, от которой и ведет свое происхождение.

В конце 70-х годов из панк-субкультуры выделилось довольно немногочисленное направление - постпанк. Не особенно отличаясь от панков в плане музыки и имиджа, постпанки, однако, считали, что панк как направление изжил себя. От социального протеста и эпатажа они обратились к личным переживаниям и экзистенциальному поиску. Именно из этого направления и возникла современная готическая субкультура.

В этой среде появился интерес к мировоззренческим вопросам. Но протестный потенциал молодежной субкультуры проявился и здесь, даже в этой, казалось бы, далекой от социальных разногласий области. Готы обратили свое внимание в первую очередь на теневые стороны бытия, которые почти не находят отражения в современной массовой культуре, хотя их не чуждается культура высокая. Во многом именно это определило интерес готов к классической литературе и музыке.

Изучение этих трех отдельных субкультур позволило нам увидеть, как на протяжении почти полувека менялись воззрения молодых людей на собственную субкультуру, на современное общество и их место в нем, а

также, что наиболее интересно нам, - как видоизменялась эстетика молодежной субкультуры.

Надо сказать, что эстетика молодежной субкультуры, с одной стороны, так или иначе фигурирует в работах очень многих ученых, но, с другой стороны, почти никогда не становится предметом самостоятельного исследования. Едва ли не единственной известной нам работой, целиком посвященной эстетике молодежной субкультуры, является диссертация Э. А. Раманаускайте1, защищенная в Москве в 1991 году. Это интересное исследование, к сожалению, прошло почти незамеченным, несмотря на то, что содержащиеся в нем идеи о взаимосвязи семантики и эстетики молодежной субкультуры нашли отражение во многих более поздних и более известных работах.

Яркая, многоликая и внешне противоречивая молодежная субкультура уже давно стала объектом пристального внимания исследователей. Однако философы ее, как правило, не изучают. Этим занимаются, в основном, этнографы, социологи и психологи. Причём из всех перечисленных, пожалуй, только этнографы изучают молодёжную субкультуру как самоценную реальность, поэтому их исследования отличаются добросовестностью и богатством собранного материала. Остальные же видят в ней прежде всего проблему — общества или личности. И относятся к субкультуре как к проблеме, которую надо изучить для того, чтобы эффективнее решить. Для субкультуры же «решение проблемы» будет означать скорое или постепенное исчезновение.

Мы придерживаемся мнения, что для того, чтобы понять сущность феномена молодежной субкультуры, важно иметь в виду следующее: она -не болезнь общества, которую надо лечить и можно вылечить. Это - его нормальное состояние. Появление современной молодежной субкультуры связано с социализацией молодежи в обществе, с экономическими

1 Раманаускайте Э.А. Молодежная субкультура как эстетический феномен. М., Московский государственный институт культуры, 1991.

подъемами и спадами, - но не напрямую, а косвенно. Точно так же оно косвенно связано и с изменением роли семьи для подростков, и даже не в последнюю очередь с секуляризацией мировоззрения в XX веке.

Молодёжную субкультуру можно рассматривать и с точки зрения её функций в современном обществе, и в исторической перспективе, а также как творчество, поиск, проявление той активности, которая совершенно сознательно противится всякой регламентации извне.

Степень разработанности проблемы

Что касается источников, посвященных молодежной субкультуре и позволяющих пролить свет на нее, то их условно можно разделить на две большие группы. Первая представляет собой исследования ученых, взгляд на субкультуру извне. Вторая - это мнения о субкультуре самих ее представителей, которые называют себя «неформалами» (это название мы также будем использовать).

Работа с материалами второй группы определяется их спецификой. Они включают в себя фольклорные жанры: песни, стихи, анекдоты; руководства для новичков - историю и традиции субкультуры, принципы поведения в ней. Отдельно стоит выделить работы, написанные о субкультуре самими ее представителями и содержащие в себе ее критический анализ. Подобные материалы по жанру могут представлять собой эссе, литературные манифесты2, энциклопедии или даже полноценные научные труды. В последнем случае появляется уникальная возможность совместить взгляд «извне» и «изнутри», когда исследователь, долгое время сам связанный с субкультурой, предпринимает попытку теоретически осмыслить свой собственный, часто многолетний опыт3.

2 Один из самых известных манифестов: Сталкер, Генерал, Воробей. Манифест (Москва, 1987) // Журнал «Вместе». 2005. № 3.

о

В пример можно привести следующие работы: Макпил Л., МаккеГт Дэк. Прошу, убей меня!: Подлинная история панк-рока в рассказах участников. М.: Альпина нонфикшн, 2012., Brill D. Subversion or Stereotype? The Gothic Subculture as a Case Study of Gendered

Одной из особенностей созданных субкультурой текстов является то, что большая их часть никогда не печаталась. Самые основные тексты ходили в списках или же выходили в самиздате мизерными тиражами, что значительно затрудняет их поиск.

Ситуация несколько улучшилась, когда в нашу повседневную жизнь вошел Интернет. Значительная часть текстов перекочевала на созданные неформалами сайты. Это сделало информацию намного более доступной, а саму субкультуру в целом - гораздо менее «закрытой». О том, как процесс постепенного «сбрасывания покровов» отражается на динамике развития субкультуры, мы более подробно поговорим в Главе I.

На Интернет-источники мы ссылаемся лишь в том случае, когда необходимые материалы не существуют в печатных изданиях, приравнивая эти отсылки к устным свидетельствам, с которыми также приходится работать исследователю.

Что же касается методов работы с молодежной субкультурой, то они стали обсуждаться не сразу. Нужно было время, чтобы воспринять субкультуру молодых не как антикультурный феномен, а как полноправную часть культуры.

Молодёжные движения 1950 - 1960-х годов, с их резким и подчас вызывающим протестом против устоявшихся культурных норм, часто определялись учёными термином «контркультура», носившим выраженный оценочно-социальный характер (источники протестов — нежелание работать, служить в армии, употребление наркотиков и т. д.)

Исследованию контркультурной составляющей молодежной субкультуры посвящен § 1 (подпараграф 1.1.) Главы II нашего исследования. Мы опираемся на работы Теодора Роззака4, Чарльза Рейча3, Герберта

Identities and Representations. Giessen, 2006. Matzke P. & Seeliger Т. Das Gothic- und Dark Wave-Lexikon. Berlin, 2003.

4 Roszak Th. The Making of a Counter Culture: Reflections on the Technocratic Society and Its Youthful Opposition. Anchor Books, Doubleday & Company, Inc. Garden City, New York, 1969.

Маркузе6, Эриха Фромма7, Зигмунда Фрейда8, Дэниела Белла9, а также советских и российских ученых: Ю. Н. Давыдова и И. Б. Роднянской10, А. Ю. Мельвиля и К. Э. Разлогова11, П. С. Гуревича12, С. И. Левиковой13.

Появление молодёжной субкультуры также заставило задуматься о проблеме конфликта поколений. Этому вопросу посвящено исследования американского культуролога М. Мид14.

Однако мы считаем, что этот фактор является не причиной, а скорее предпосылкой возникновения молодёжной субкультуры. Чтобы выявить непосредственные причины её появления, необходимо изучать её как специфическую «культуру в культуре». Данный подход позволяет и требует, с одной стороны, наблюдать субкультуру изнутри (использовать так называемый метод включённого наблюдения), а с другой стороны, искать связующие звенья между ней и основной культурой.

Так молодёжную субкультуру начали рассматривать в первую очередь этнографы. Им же принадлежат наиболее плодотворные разработки в сфере методологии - подход к изучению молодёжной субкультуры как коммуникативной системы с определёнными структурными характеристиками. Одним из примеров удачного использования данного метода в нашей стране стала монография Т. Б. Щепанской. Вопрос о методе

5 Reich СИ. A. The Greening of America. Penguin Books, Cox & Wyman Ltd, London, 1972.

6 Маркузе Г. Эрос и цивилизация. М., Издательство ACT, 2003.

7 Фромм Э. Иметь или быть. М., ACT: Астрель, 2011.

8 Фрейд 3. Неудобства культуры // Художник и фантазирование. М., Республика, 1995.

9 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., Academia, 2004.

10 Давыдов 10. Н., Родпяпская И. Б. Социология контркультуры. (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь). М., Наука, 1980.

11 Мельвиль А. Ю., Разлогов К. Э. Контркультура и «новый» консерватизм. М., Искусство, 1981.

1 "7

Гуревич П. С. Контркультура // Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. СПб.: Университетская книга, 1998.

13 Левикова С. PI. Молодёжная субкультура. М., 2004.

14 Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями. // Левикова С. PI. Молодёжная субкультура. М., 2004.

поднимает и М. М. Соколов в статье «Как писать этнографию молодёжной субкультуры»15.

Вопрос метода интерпретации полученных данных о молодежной субкультуре будет более подробно рассмотрен в § 1 (подпараграф 1.3.) Главы II данной работы.

Цель диссертационного исследования - выявить значение, а также причины и способы возникновения эстетической составляющей молодежной субкультуры.

Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:

- дать определение объекту и предмету исследования;

- дать феноменологическую характеристику объекта исследования;

- определить методологические основы изучения молодежной субкультуры;

- выявить сущность, причины и предпосылки возникновения эстетической составляющей молодежной субкультуры на примерах выбранных нами отдельных субкультур хиппи, панков и готов;

- выяснить значение эстетической составляющей для молодежной субкультуры, а также проследить взаимосвязи с более обширным культурно-историческим контекстом;

- попытаться прогнозировать дальнейшее видоизменение объекта и предмета исследования.

Объектом исследования является сама молодежная субкультура, представленная здесь тремя отдельными субкультурами: хиппи, панков и готов.

Предметом исследования стала эстетическая составляющая молодежной субкультуры.

15Соколов М. М. Как писать этнографию молодёжной субкультуры // http://subculture.narod.ru/ 1ех18/иприЬП5Ьес1/5око1оу.Ыш

Теоретическая и методологическая основы исследования.

Многообразие проявлений молодежной субкультуры требует от исследователя выработки особого подхода к этому предмету. Одной из основных трудностей его изучении до сих пор является отсутствие единой методологической базы. Молодежную субкультуру изучают этнографы, социологи, психологи, философы и даже юристы. Все эти исследователи пользуются в своей работе различными и зачастую никак не пересекающимися методами.

Изучая молодежную субкультуру, прежде всего, следует задаться вопросом, что именно мы понимаем под этим словосочетанием.

Понятие «молодежная субкультура» сформировалось постепенно, в процессе осмысления учеными этого феномена и его собственного развития и видоизменения.

Употребляя термин «молодежная субкультура», мы тем самым заранее задаем как рамки, так и определенный ракурс рассмотрения проблемы. Обращаясь к происхождению употребляемой нами терминологии, мы получаем возможность намного глубже проникнуть в суть соотносимого с термином предмета.

Для начала проясним, что мы понимаем под субкультурой и кого относим к молодежи.

Субкультура. Субкультуру в настоящее время чаще всего определяют следующим образом: как «особую сферу культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами»16. Как видим, данный термин охватывает достаточно широкий спектр объединений, общей чертой которых является обособленность внутри породившего их единого культурного пространства.

16 Гуревич П. С. Субкультура//Культурология. XX век: Энциклопедия. СПб., 1998. Т. 2. С. 236.

Возможны и другие определения. В некоторых из них ак