автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.10
диссертация на тему:
Физика Средней Азии в IX-XIII вв.

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Комилов, Абдулхай Шарифович
  • Ученая cтепень: доктора физико-математических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.10
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Физика Средней Азии в IX-XIII вв.'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора физико-математических наук Комилов, Абдулхай Шарифович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ЭЛЕМЕНТЫ ФИЗИКИ В НАУКЕ ДРЕВНЕГО МИРА.

§1. Физические представления на Древнем Востоке.

§2. Физика в натурфилософии античности.

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЗИКИ

В СРЕДНЕВЕКОВОЙ СРЕДНЕЙ АЗИИ (IX-XV вв.).

§1 . Краткий историко-политический обзор Средней Азии в IX-XIII вв.

§2. Общие замечания о физике в странах ислама.

Основные направления и периодизация.

§3. Классификация наук и место физики в ней.

§4. Источники и литература.

ГЛАВА III. МЕХАНИКА.

§1. Динамика. Учение о пространстве, времени, движении и его источнике.

§2. Кинематика.

§3. Статика.

ГЛАВА IV. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА И АКУСТИКА.

§1. Геометрическая оптика.

§2. Вопросы акустики.

ГЛАВА V. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТЕПЛОТЕ, ЭЛЕКТРИЧЕСТВЕ И

МАГНЕТИЗМЕ.

ГЛАВА VI. ЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВ УЧЕНЫХ СРЕДНЕЙ АЗИИ IX-XIII вв.

В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКОЙ НАУКИ.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по истории, Комилов, Абдулхай Шарифович

Настоящая работа посвящена одному из малоизученных этапов истории физики («науки о природе») — периоду ее формирования и становления на средневековом мусульманском Востоке в целом, и в особенности, в Средней Азии в IX-XIII вв., достижения которого оказали большое влияние на дальнейшее развитие средневековой науки как на Востоке, так и на Западе.

В истории мировой культуры Средней Азии в средние века (IX-XIII вв.) принадлежит особое место. Этот регион на протяжении IX-XV вв. был центром интенсивного развития культуры и науки. Литературно-поэтическое и философское наследие ученых названного периода изучено достаточно подробно. Однако, этого нельзя сказать о естественнонаучном наследии этой эпохи, что в первую очередь, относится к физико-математическим дисциплинам, и в особенности к физике.

Классическим периодом развития науки в мусульманских странах в средние века принято считать IX-XV вв. Известный историк науки и востоковед Г. Зутер (1848-1922 гг.), подробно изучив труды мусульманских ученых VIII-XV вв., выделил три периода в развитии науки этого региона [167; 168 ]. Первый период назван им периодом переводческой деятельности и освоения научного наследия древнегреческих и древнеиндийских народов. А временной интервал этого периода определяется им с 750 по 900 гг. Второй период, по Зутеру, продолжается с 900 по 1275 гг. Этот период подразделяется им на два подпериода: а) от 900 до 1100 и б) от 1100 до 1275 гг.

Зутер утверждает, что в течение первого подпериода, т. е. с 900 по 1100 гг., наука развивалась при дворах арабских халифов, Саманидов, Газневидов, Бундов, Фатимидов, Сельджукидов и т.д. Второй подпериод (1100-1275 гг.) связывается им с марагинской обсерваторией и научной деятельностью Насир ад-Дина ат-Туси (1201-1274 гг.) и его учеников и последователей. Временной интервал третьего периода, охвативает по Зутеру, 1275-1600 гг. Третий период, в основном, связан с деятельностью Самаркандской научной школы.

Мы полагаем, что здесь необходимо ввести небольшую поправку. Классическую эпоху развития «науки о природе» в странах ислама с большим основанием следует заменить на следующие три периода:

Первый — 750-825 гг.

Второй — 825-1275 гг.

Третий —1275-1600 гг.

Причем второй период подразделяется следующим образом: а) с 825 до 1000 и б) с 1000 до 1275 гг. Первую половину первого периода можно назвать эпохой переводов, осмысления, синтеза античных и древних знаний с местными традициями. Первый подпериод второго периода — это начало эпохи так называемого Мусульманского, или Ирано-мусульманского ренессанса. Это соответствует времени правления таджикской феодальной династии Саманидов. Второй подпериод (1000-1275 гг.) — постсаманидский период — как раз и является вершиной развития науки и культуры Средней Азии и Хорасана.

Физика — одна из важнейших отраслей естествознания, как в современности, так и в античном мире и в средние века. В истории науки достаточно широко освещена история «науки о природе» (так понимали физику в античном, эллинистическом и Восточно-средневековом мире). Имеется также немало работ, посвященных истории физики эпохи европейского Возрождения. Однако, в истории физики до сих пор существует некое, если можно так выразиться, «белое пятно», расположенное между античным и европейским средневековьем. Это — «физика» на средневековом мусульманском Востоке, и в первую очередь, в Средней Азии и Хорасане, при этом физические представления ученых указанного региона оказали большое влияние на развитие этой науки и философской мысли в целом в эпоху научной революции XVII в. в Европе. Поэтому исследование истории развития «науки о природе», так же как и математики, астрономии и механики средневековой Средней Азии и Хорасана, составляет одну из чрезвычайно важных и интересных проблем современной истории науки. В настоящее время ее изучение привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Поэтому круг проблем, которому посвящена настоящая работа, весьма актуален. Их исследование позволяет приблизиться к пониманию некоторых общих черт, характерных для истории физики на средневековом мусульманском Востоке.

Рассмотрение настоящей темы также позволяет осветить остававшиеся до сих пор неизученными стороны всемирной истории физики.

В рамках всего периода средневековья для Средней Азии (IX-XV вв.) исследователи особо выделяют IX-XI вв. — период, который принято считать «золотым веком» развития науки и культуры в средние века. Этот период в литературе называют по-разному: эпоха мусульманского, ирано-мусульманского, таджикского ренессанса и т.п. [153; 81; 85; 86; 112; 185; 186 ]. Действительно, этот период в истории развития таджикского народа для Средней Азии и Хорасана был «золотым» периодом - развития науки и культуры, эпохой бурного развития физико-математических дисциплин в том виде, как они понимались в средние века.

Однако следует сказать, что этим, т. е. завершением XI века не заканчивается интенсивное развитие физико-математических наук в трудах ученых - естествоиспытателей. Наоборот, именно начиная с XI века и далее до XV в. многие отрасли естествознания вступают в период самостоятельного развития.

Когда речь идет об истории науки Средней Азии и Хорасана в средние века, имеются в виду труды ученых, писавших преимущественно на арабском языке — языке науки того времени. Несмотря на то, что арабский язык был государственным языком на территории огромного культурного региона, простиравшегося от Северной Индии на Востоке до Пиренейского полуострова на Западе, некоторые ученые Средней Азии и Хорасана наряду с тем, что большинство своих сочинений писали на арабском языке, также писали и на персидском (таджикском), т.е. своем родном языке. В качестве примера можно привести «Донишнома» («Книги знания») Абу Али Ибн Сины, «Китаб ут-тафхим ли аваил сина-ат-таджим» («Книга вразумления начаткам науки о звездах») Абу-р-Райхана ал-Бируни, «Дар маърифати таквим» («О познании календаря»), «Бист боб дар маърифати устурлоб» («Двадцать глав о познании астролябии») Насир-ад-Дина ат-Туси и т. д.

Большинство ученых — математиков, физиков, механиков и астрономов, вошедших в список, составленный в начале XX столетия Г. Зутером, а в 80-е годы - Б. А. Розенфельдом и Г. П. Матвиевской, составляют уроженцы Средней Азии и Хорасана, которые работали преимущественно на территории своей родины

Абу-р-Райхан ал-Бируни, Ибн Сина, Омар Хайям, Абд-ар-Рахман ал-Хазини, Насир-ад-Дин ат-Туси, Кутб-ад-Дин аш-Ширази, Гияс-ад-Дин ал-Каши, Али Кушчи Самарканди, Кази-заде Руми и др.).

Именно уроженцы Средней Азии и Хорасана (Мухаммад Муса ал-Хорезми, Абу Бакр Мухаммад Закарии ар-Рази, Абу Наср Мухаммад ал-Фараби, Юхан ибн Юнус ал-Бухари, Яхя ибн Аби Мансур, Абу Махмуд ал-Худжанди и др.) составили костяк Багдадской научной школы IX-X вв., деятельность которой на несколько столетий определила основные направления развития цикла физико-математических дисциплин на средневековом мусульманском Востоке. Рассмотрение настоящей темы позволит также осветить до сих пор не изученные стороны истории «науки о природе» в средневековой Средней Азии и Хорасане.

Актуальность темы во многом определяется также и значением истории физики для развития физических наук в целом, так как с развитием истории физики всегда было связано развитие других естественнонаучных дисциплин: математики, геометрии, астрономии, механики, космологии и даже философии и медицины. Изучение истории физики названного периода позволит заполнить значительный пробел в истории науки и может оказаться весьма полезным для наиболее полного освещения всеобщей истории культуры.

До настоящего времени еще нет ни одного специального труда, освещающего всю историю физики средневекового Востока. Благодаря трудам зарубежных и отечественных историков науки — Э. Видемана, Г. Зутера, К. Броккельмана, П. Крауса, Ю. Рушки, Э. Кеннеди, Д. Кинга, Б. А. Розенфельда, А. П. Юшкевича, М. М. Рожанской, Г. Собирова, У.Х.Садикова А. Ахмедова, М. Шерматова, Г.П.Матвиевской И. Ходжиева, X. Ф. Абдулло-заде,

Г. Е. Куртика, X. Бобоева и других, математика и астрономия на средневековом Востоке изучены больше, нежели история физики. Так, например, ни во «Всемирной истории физики» Я. Г. Дорфмана [31], ни в «Курсе истории физики» П. С. Кудрявцева [68], ни в одноименных работах «История физики» Б.И.Спасского [108], М. Лауэ [69], М. Льоцци [71] почти нет данных по истории физики средневековой Средней Азии и Хорасана. Имеются лишь отдельные статьи и тезисы докладов, касающиеся научного творчества отдельных ученых средневекового мусульманского Востока по физике. Однако, они представляют собой не более, чем всего лишь первую попытку изучения истории физики на средневековом мусульманском Востоке и не более.

Среди причин малоизученности естественнонаучного наследия народов Средней Азии и Хорасана в средние века следует выделить две. Во-первых, многие средневековые трактаты, написанные, в основном, на арабском и персидском (таджикском) языках, были утрачены, уничтожены в результате многочисленных войн и нашествий. Во-вторых, большую роль сыграла и некомпетентность востоковедов в области естествознания, а также естествоиспытателей в области востоковедения. Основной целью настоящего исследования является анализ физического наследия крупнейших ученых-энциклопедистов средневековья — Абу Бакра Мухаммада Закарии ар-Рази (865-925 гг.), Абу Насра Мухаммада ал-Фараби (873-950 гг.), Абу-р-Райхан ал-Бируни (973-1048 гг.), Абу Али ибн Сины (980-1037 гг.), Омара Хайяма (1048-1123 гг.) и др. Основная задача — осветить роль этих ученых в истории физики.

В соответствии с поставленными задачами в настоящем исследовании применялись методы источниковедческого, историко-научного и историко-физического анализа, включая:

• физический анализ основных научных результатов, полученных различными авторами в различное время;

• историковедческий анализ, позволяющий дать сравнительно-историческую оценку в изучении настоящей темы;

• историко-научный анализ, в задачу которого входит выявление роли и места исследуемых авторов в истории науки и культуры;

• историко-методологический анализ, на основе которого обоснована предложенная периодизация истории физики указанного периода.

Анализ исследуемого материала позволяет проследить основные закономерности развития физических представлений на средневековом мусульманском Востоке, определить роль и место средневековых ученых Средней Азии и Хорасана в истории мировой науки и культуры. Это — первое в СНГ и за рубежом исследование, охватывающее историю развития физических представлений эпохи мусульманского Ренессанса.

Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения, приложения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Физика Средней Азии в IX-XIII вв."

Заключение

Творчество средневековых ученых Средней Азии и Хорасана оставило заметный след в истории мировой науки и культуры. В их произведениях, написанных преимущественно на арабском языке — языке науки на средневековом мусульманском Востоке выразительно представлена картина общественно-политической и научной жизни эпохи мусульманского Ренессанса.

В результате изучения истории науки средневековой Средней Азии и Хорасана можно выделить два особо важных момента.

Во-первых, разрыва между античной традицией и наукой Хорасана и Средней Азии вообще не существовало.

Во-вторых, наиболее крупные ученые естествоиспытатели всего средневекового мусульманского Востока были уроженцами Средней Азии и Хорасана.

Начиная с эпохи средневековья научные труды Абу Бакра ар-Рази, Абу-р-Райхана ал-Бируни, Абу Али ибн Сины, Омара Хайяма, Абд ар-Рахмана ал-Хазини, Насир ад-Дина ат-Туси, Кутб ад-Дина аш-Ширази много раз переводились и издавались на многих языках мира.

Это сыграло заметную роль в становлении таких известных европейских ученых как Аверроэс, Альберт Великий, Жан Буридан, Роджер Бэкон (1214-1294 гг.), Вителло, Рене Декарт (1596-1650 гг.) и ДР

Таким образом, творчество ученых Средней Азии и Хорасана оказало самое плодотворное влияние на формирование и развитие средневековой физики («науки о природе») и науки и культуры вообще. В особенности это относится к периоду европейского Возрождения, но это влияние сказывалось вплоть до эпохи революции в естествознании XVII в.

Мы рассмотрели творчество некоторых крупнейших ученых-энциклопедистов средневековья — Абу Бакра ар-Рази, Абу Насра ал-Фараби, Абу-р-Райхана ал-Бируни, Абу Али ибн Сины, Омара Хайяма, Абд ар-Рахмана ал-Хазини и других в области физики, или, употребляя терминологию эпохи, в области «науки о природе».

На основе изученного материала можно сделать следующее заключение. Значение физических взглядов исследуемых ученых на развитие физических представлений безусловно весьма велико. Их творчество, с одной стороны, играло роль комментатора и передатчика результатов античной физики в Западную Европу, находясь хронологически в промежутке между этими двумя культурами. С другой стороны, значение физических трудов этих ученых заключается в том, что они внесли свой личный вклад в историю возникновения и развития классической физики.

Влиянию трудов средневековых ученых Средней Азии и Хорасана на формирование физических взглядов ученых последующих поколений Востока и Запада мы посвятили специальную главу.

Следует отметить, что они фактически первыми в истории физики поставили точку в споре о выходе лучей из глаза или из светящегося тела.

Если Абу Бакр ар-Рази разработал свой метод определения удельных весов, отличный от метода Архимеда, что в дальнейшем получило свое развитие в трудах ал-Бируни, Омара Хайяма, ал-Хазини и других, то Ибн Сина разработал теорию движения брошенного тела и его источника, которая в дальнейшем нашла свое развитие в трудах западноевропейских ученых (в первую очередь, в работах Жана Буридана), что освещается в третьей главе.

Ибн Сина впервые в истории физики попытался (поскольку о более ранних попытках физической интерпретации этого явления у нас нет никаких сведений) объяснить природу шаровой молнии (см. приложение II), которая и до сих пор не имеет полного и окончательного объяснения в физике. Он также впервые высказал мнение о разнице скоростей света и звука и объяснил на простом и общедоступном примере тот факт, что свет распространяется быстрее, чем звук.

Таким образом, творчество средневековых ученых Средней Азии и Хорасана оказало самое плодотворное влияние на формирование и развитие средневековой «науки о природе» и науки и культуры в целом.

Можно утверждать, что достижения таких ученых средневековья как Абу Бакр ар-Рази, Абу Али ибн Сина, Абу Али ибн ал-Хайсам, Абу-р-Райхан ал-Бируни, Омар Хайяма, Фахр ад-Дин ар-Рази, Насир ад-Дин ат-Туси и Абд ар-Рахман ал-Хазини можно рассматривать как один из существенных этапов предыстории классической физики.

 

Список научной литературыКомилов, Абдулхай Шарифович, диссертация по теме "История науки и техники"

1. Движение имеет предшествующие и последующие моменты, которые являются его частями. Время как раз и есть количество и мера предшествующих и последующих моментов движения.

2. Это — посредствующее звено между двигателем (естественным, психическим или внешним) и движением.

3. Абдулла-заде Х.Ф., Негматов Н.Н. Абу Махмуд Худжанди.-Душанбе: Дониш, 1986. — 112 с.

4. Абу-р-Райхан Мухаммед ибн Ахмед ал-Бируни. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия). Пер. A.M. Беленицкого. Под. ред. Г.Г. Леммлейна. — М. —Л.: Изд-во АН СССР, 1963.

5. Айни С. Шайхурраис Абуали Сино. Чопи 2 бо ислох ва иловахо. — Сталинобод — Ленинград: Нашрдавточик, 1941. — 84 с. (на тадж. яз.)

6. Ардашникова А.Н., Рейснер М.Л. История литературы Ирана в послемонгольское время (Х111-ХУ11 вв.). — М.: ИСАА при МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996. — 142 с.

7. Аристотель. Физика (Перевод В. П. Карпова). — Изд. 2-е. — М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937.— 230 с.

8. Аристотель. Физика (Пер. В.Н. Карпова). — Сочинения. Т. 3. — М.: Мысль, 1981. — С. 59-262.

9. Архимед. Сочинения (Перевод, вступительная статья и комментарии И.Н. Веселовского, Перевод арабских текстов Б.А. Розенфельда). — М.: Физматгиз, 1962. — 640 с.

10. Асмус В.Ф. Античная философия. Изд. 2-е доп. — М.: Высшая школа, 1976. — 543 с.

11. Ахадова М.А. О физико-математических работах Ибн Сины. // Уч. зап. Бухарского госпединститута, вып. 2 (14). — Бухара — Ташкент, 1966.— С. 101-103.

12. Ахадова М.А. Трактат Абу Али ибн Сины «Мерило разума». В сб.: Из истории точных наук на средневековом Ближнем и Среднем Востоке. — Ташкент: Фан, 1972. — С. 42-57.

13. Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. — М.: Наука, 1988. — 208 с.

14. Бахманъяр аль-Азербайджани о некоторых основоположениях философии Ибн Сины // Вопросы философии, 1980, №5.— С.121-134.

15. Беков К. Масъалаи нафсдар фалсафаи Мухаммад Закариёи Рози // Изв. АН Тадж. ССР, Серия: Философия. Экономика. Правоведение, 1988, № 2. — С. 16-21 (на тадж. яз.).

16. Бернал Дж. Наука в истории общества. — М., 1956. — 736 с.

17. Беруни и Ибн Сина. Переписка (Пер. Ю. Н. Завадовского). — Ташкент: Фан, 1973. — 36 с.

18. Бируни. Избранные произведения. Памятники минувших поколений. («Хронология»). — Ташкент, 1957.

19. Бируни. Геодезия (Пер., статья и коммент. П.Г. Булгакова). — Избранные произведения. Т.З. —Ташкент: Фан, 1966.

20. Болтаев М.Н. Акидахои фалсафии Абуали ибни Сино. — Душанбе: Ирфон, 1969. — 156 с. (на тадж. яз.).

21. Булгаков П. Г. Астрономы из научного окружения ал-Хорезми // Мухаммад ибн Муса ал-Хорезми. К 1200-летию со дня рождения. — М.: Наука, 1983. — С. 9-16.

22. Булгаков П.Г., Розенфельд Б.А., Ахмедов А.А. Мухаммад ал-Хорезми. — М.: Наука, 1983.

23. Визгин В.П. Механика и античная атомистика // Механика в истории мировой науки. Сб. научных статей (Отв. ред. В. С. Кирсанов). — М.: Наука, 1993. — С. 3-81.

24. Витрувий Марк Поллион. Десять книг об архитектуре. — М.: Изд. Всес. Акад. Архитектуры «Образования», 1936. — 331 с.

25. Гафуров Б. Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. — М.: Наука, 1972. — 664 с.

26. Григорян А.Т., Рожанская М.М. Механика в средневековой Европе // История механики с древнейших времен до середине

27. ХУ111 в. — М.: Наука, 1971. — С. 45-65.

28. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. — М.: Наука, 1966. — 352 с.

29. Гурова А.К. Учение Ибн ал-Хайсама о распространении света и механизме зрения // Труды XII и XIII научн. конф. асп. и мне. Института ист. естест. и техн. АН СССР. Секция ист. физики. — М., 1969-1970. — С. 94-99.

30. Джаныбеков Е. Физические воззрения ал-Фараби // Труды XII и XIII научн. конф. асп. и мне. Института ист. естест. и техн. АН СССР. Секция ист. физики. — М., 1969-1970. — С. 90-93.

31. Джаныбеков Е. Экспериментальный метод у ал-Фараби в «Большой книге музыки» // Труды XII и XIII научн. конф. асп. и мне. Института ист. естест. и техн. АН СССР. Секция ист. физики. — М., 1969-1970. — С. 13-18.

32. Джибладзе Г. Системы Авиценны. — Тбилиси: Мецниереба, 1986.—200 с.

33. Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины. — Душанбе: Дониш, 1985. —256 с.

34. Дорфман Я. Г. Всемирная история физики с древнейших времен до концаХУ111 века. — М.: Наука, 1974. — 352с.

35. Дубнищева Т. Я. Ретрофизика в зеркале философской рефлексии. — М.: Инфра-М., 1997. — 334 с.

36. Есенов Ш.Е., Касымжанов А.Х. Проблема классификации наук у ал-Фараби // Труды Х111 Междунар. конг. по истории науки .-18-24 августа. — М.: 1974. — 177-180.

37. Жуковский В.А. «Омар Хайям и его странствующие четверостишия». В кн.: «ал-Музаффарийя», сб. статей учеников В.Р. Розена. — СПб., 1897, — с. 325-363.

38. Завадовский Ю.Н. Абу Али ибн Сина. — Душанбе: Ирфон, 1980. — 340 с.

39. Закариеи Рози. Мунтахаби осор. —Душанбе: Адиб, 1989. — 158 с. (на тадж. яз.).

40. Зарубин И.И. Население Самаркандской области. — П., 1926.: Всесоюзная перепись населения 1926 года. Т. 15.

41. Зикриллаев Ф.З. Боболаримиз табиат хакида // Фан ва турмуш, 1969. — № 12. — С. 29-31 (на узб яз.).

42. Зикриллаев Ф., Саидмурадов М., Усманов М. Вопросы физики в книге «Куразаэ таби'ият» Ибн Сины // Труды XIII Международного конгресса по истории науки, секция III, IV. — М., 1974.— С. 152-154.

43. Ибн Корра. Математические трактаты (сост. Б. А. Розен-фельд; отв. ред. А. П. Юшкевич). — Научное наследство. Т. 8. — М.: Наука, 1984.

44. Ибн Сина. Книга знания (Дониш-намэ). Пер. и вступит, статья А. М. Богоутдинова. — Сталинабад: Таджикгосиздат, 1957.

45. Ибн Сина. Дониш-намэ. — Абу Али ибн Сино. Избранные произведения. —Душанбе: Ирфон, 1980. — Т. 1.

46. Ибн Сина. Переписка Беруни и Ибн Сина. // Абу Али ибн Сина. Избранные произведения. — Душанбе: Ирфон, 1980. —

47. Ибн Сина. Канон врачебной науки. Кн. 3, часть 1 (Перевод У. И. Каримова, М. А. Салье; под ред. В. Н. Терновского и А. К. Арендса). —Ташкент, 1958.

48. Ибн Сина. О душе, об образовании гор и минералов, отрывки из «Книги спасения» и «Книги исцеления» (Перевод А.В. Сагадеева) // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. Под ред. и с вступ. статьей С. Н. Григоряна. — М., 1961.

49. Ибни Сино. Дар зикри сабабхои раъд. — Абуали ибни Сино. Осори мунтахаб. Ч. 2. —Душанбе: Ирфон, 1983 (на тадж. яз.).

50. Ибни Сино. Курозаи табииёт. — Абуали ибни Сино. Осори мунтахаб. Ч. 2. —Душанбе: Ирфон, 1983 (на тадж. яз.)

51. Ибни Сино. Меъёр-ул-укул дар фанни чарри искол. — Абуали ибни Сино. Осори мунтахаб. Ч. 2. Душанбе: Ирфон. — 1983 (на тадж. яз.).

52. Идлис Г.М. Революции в астрономии, физике и космологии. — М.: Наука, 1985. — 232 с.

53. Исхаки Ю.Б. Ибн Сино и медицинская наука. — Душанбе: Ирфон, 1984.

54. Каримов У.И. Неизвестное сочинение ар-Рази "Книга тайны тайн". — Ташкент: Изд. АН УзССР, 1957. — 264 с.

55. Каримов У.И. Классификация наук по Ибн Сине // Материалы первой Всесоюз. науч. конф. востоковедов. — Ташкент, 4-11 июня 1957 г. — Ташкент, 1958. С. 981-990.

56. Кедров Б.М. Классификация наук. В 3-х кн. — М.: Мысль, 1961-1965.

57. Комилов А.Ш. Вопросы физики в «Курозаи табииёт» // Изв. АН ТаджССР. Серия: Востоковедение. История. Филология, 1988. № 1. — С. 21-25.

58. Комилов А.Ш. Абу Бакр ар-Рази — физик // Изв. АН ТаджССР. Серия: Востоковедение. История. Филология,. 1988 №1. — С. 21-25.

59. Комилов А.Ш. Об одном малоизученном трактате Ибн Сины // Изв. АН ТаджССР. Серия: Философия. Экономика. Правоведение. 1991. № 1. — С. 64-68.

60. Комилов А.Ш. Физическая часть трактата Ибн Сины «Курозаи табииёт». —Душанбе: Дониш, 1990. — 40 с.

61. Комилов Абдулхай. Физика ар-Рази и Ибн Сины. — М.: МГУ, 1999. — 159 с.

62. Комилов А. Ш. Физика в эпоху Саманидов // Изв АН РТ Сер.: Фил. Экон. Прав., 1992. — № 4. — С. 40-45.

63. Комилов А.Ш. Определение удельного веса вществ в истории физики средневекового Ближнего и Среднего Востока. // Материалы респ. науч.-прак. конф. мол. уч. и спец. Тадж. ССР. (сек. Филос., ист., прав., востоковед.). — Душанбе, 1987. — С. 124-125.

64. Комилов А.Ш. Из истории естествознания XII-XIV вв. // Эпоха Камола Худжанди. —Душанбе: Дониш, 1996. — С. 76-82.

65. Комили Абдулхай (Комилов А.Ш.) Илм дар ахди Сомониен // Сомониен ва эхеи тамаддуни форсии точики. — Душанбе: Пайванд, 1998. — С. 279-306 (на тадж. яз.).

66. Комили Абдулхай (Комилов А.Ш), Салимов Н. Сахми Ибни Сино дар илми физика // Аз Авесто то Хамадони. — Кулоб: Сада, 1994.-С.126-133 (на тадж. яз.).

67. Крючкова В.П. Взаимодействие структуры и цвета тел у Насир ад-Дина ат-Туси // Труды 21-22 науч. конф. асп. и молод, спец. по ист. естест. и техн. Секция ист. физика. — М., 19781979. — С.78-84.

68. Крючкова В.П. О рассеяние и поглощении света в «Оптике» Ибн ал-Хайсама // Труды 21-22 науч. конф. асп и молод спец. по ист. естест. и техн. Секция ист физика.-М, 1978-1979. — С. 29-34.

69. Кубесов А. Инфинитезимальные методы Насирэддина Туси. — Изв. АН АзССР, Сер. Физ-мат и техн. наук, 1963, № 4.

70. Кубесов А.К. Математическое наследие ал-Фараби. —Алма-Ата: Наука, 1974. —247 с.

71. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. Изд. 2-е, исправл. и допол.: — М. : Просвещение, 1982. — 448 с.

72. Лауэ М. История физики. — М.: Технико-теоритические литературы, 1956. — 231 с.

73. Левинова И.С., Рожанская М.М. У истоков механики машин // Исследования по истории механики. — М.: Наука, 1983. — С. 101-114.

74. Льоцци М. История физики. — М.: Мир, 1970. — 464 с.

75. Маковельский А. О. Досократики. 4.1. — Казань, 1914.

76. Маковельский А. О. Досократики. 4.2. — Казань, 1915. — 250 с.

77. Маковельский А.О. Древнегреческие атомисты. — Баку: Изд. АН Азербайджанской ССР, 1946. —402 с.

78. Марупов Н.К. Работы Беруни по определению удельных весов // Уч. записки Душанбинского Госпединститута. — 1970, 72.— 4.2.— С.54-79

79. Марупов Н.К., Розенфельд Б.А. О работах иранских ученых IX-X вв. Ал-Ираншахри и ар-рази по физике // Вопросы истории естествознания и техники. — 1980, № 2. — С. 106-111.

80. Матвиевская Г.П. Арабские средневековые энциклопедии как источник по истории математики и астрономии Ближнего и

81. Среднего Востока // Математика на средневековом Востоке. — Ташкент: Фан, 1978. — С. 88 — 96.

82. Матвиевская Г.П. К истории математики Средней Азии IX — XI веков. — Ташкент: Фан, 1962.

83. Матвиевская Г. П., Розенфельд Б.А. Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды (VIII — XVII вв.). кн. 1-3. — М.: Наука, 1983.

84. Матвиевская Г.П., Розенфельд Б.А. Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды (VIII — XVII вв.). кн. 2. — М.: Наука, 1983. — 652 с.

85. Мец А. Мусульманский ренессанс. — М.: Изд-во «ВиМ», 1996.— 538 с.

86. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. — М.: Изд. МГУ, 1990.— 287 с.

87. Найдыш В.М. Концепция современного естествознания: Учеб. Пособие. — М.: Гардарики, 1999. —476 с.

88. Научное наследство. Т. 6. Из истории физико-математических наук на средневековом Востоке. Трактаты ал-Хазини, ал-Бируни, Ибн ал-Хусайна, аш-Ширази. — М.: Наука; 1983. — 336 с.

89. Негматов Н.Н. Государство Саманидов. — Душанбе: Дониш, 1977, —280 с.

90. Негматов Н. Н. Таджикский феномен. —Душанбе, 1998.

91. Нуралиев Ю. Н. Медицинские трактаты Авиценны. — Душанбе: Ирфон, 1981. — 191 с.

92. Нуцубидзе Ш. И. Рустави и Восточный Ренессанс. — Тбилиси, 1947.

93. Петров Б. Д. Ибн Сина (Авиценна). — М.: Медицина, 1980. — 152 с.

94. Полосин В.В. «Фихрист» Ибн ан-Надима как историко-культурный памятник X века. — М.: Наука, 1989. — 160 с.

95. Рожанская М.М. Ибн Сина — как механик // Абу Али ибн Сина к 1000 летию со дня рождения. — Ташкент: Фан, 1980. — С. 163-183.

96. Рожанская М.М. Механика Ибн Сины. В кн.: Абу Али ибн Сина и естественные науки. Материалы юбилейной научной сессии, посвященной 1000-летию со дня рождения Авиценны.

97. Ташкент: Фан, 1981. — С. 127-134.

98. Рожанская М.М. Механика на средневековом Востоке. М.: Наука, 1976.— 324 с.

99. Рожанская М. М., Куртик Г. Е. Механика и наука средневекового Востока // Механика в истории мировой науки. Сб. науч. статей (Отв. ред. В.С.Кирсанов). — М.: Наука, 1983. — С. 3-81.

100. Рожанская М.М., Левинова И.С. Ал-Хазини и его «Книга весов мудрости». — Научное наследие. Т. 6. — М.: Наука, 1983,1. С. 229-275.

101. Рожанский И.Д. Анаксагор. У истоков античной науки. — М.: Наука, 1972.— 320 с.

102. Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. Ранняя греческая наука «о природе». — М.: Наука.1979.—486 с.

103. Рожанский И.Д. Античная наука. — М.: Наука, 1980. — 200 с.

104. Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. — М.: Наука, 1988. — 448 с.

105. Розенфельд Б.А., Юшкевич А.П., Омар Хайям. — М.: Наука, 1965. — 192 с.

106. Розенфельд Б.А., Рожанская М.М., Соколовская З.К., Абу-р

107. Райхан ал-Бируни. — М.: Наука, 1973. — 272 с.

108. Розенфельд Б.А., Юшкевич А.П., Теория параллельных линий на средневековом Востоке IX — XIV вв. — М.: Наука, 1983. — 126 с.

109. Рубайят Омара Хайяма в комментариях философа-мистика Парамхансы Йогананды. — Челябинск: «Урал LTD», 1999. — 408 с.

110. Руссо Ж.-Ж., Избранные сочинения. Т. 1. — М., 1961.

111. Сагадеев А.В. Ибн Сина (Авиценна). — М.: Мысль, 1980. —240 с.

112. Семенов А.А., Абу Али ибн Сина (Авиценна). — Сталинабад, 1953.

113. Сирочов Ф. Масъалахои фалсафаи хасти дар китоби «Начот»-и Ибни Сино. — Душанбе: Дониш, 1980. — 138 с. (на тадж. яз.).

114. Спасский Б.И. История физики. Часть первая. — М.: МГУ, 1963.— 331 с.

115. Султонов У. Акидахои фалсафи, ичтимои ва ахлокии Абуали ибни Сино. — Душанбе: Дониш, 1975. — 17 с. (на тадж. яз.).

116. Султонов У. Муосирони Абуали ибни Сино. — Душанбе: Дониш, 1980. — 128 с. (на тадж. яз.)

117. Терновский В.Н. Ибн Сина (Авиценна), (980-1037). — М.: Наука, 1969. — 190 с.

118. Турсунов А. Эхёи Аджам (Возрождение Аджама). Душанбе, 1989. (на тадж. яз.)

119. Хайруллаев М.М. У истоков классификации наук в Средней Азии. // Общественные науки в Узбекистане, 1965. — №2. — С. 30-38.

120. Хайруллаев М.М. Фараби и его философские взгляды. М.: Знание, 1975. — 304 с.

121. Хайруллаев М.М., Бахадиров P.M., Абу Абдаллах ал-Хорезми. — М.: Наука, 1988. — 143 с.

122. Хайям Омар. Трактаты (Пер. Б. А. Розенфельда. Вступ. Статья и коммент. Б.А. Розенфельда и А.П. Юшкевича.) — М.: Изд-во вост. лит., 1964.

123. Хоанг Мишель. Чингисхан (Перевод с французского М. Д. Оленич-Гнененко). — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 352 с.

124. Чалоян В. К. Армянский Ренессанс. М., 1963.

125. Шахиди Мунира. Ибн Сино и Данте. — Душанбе: Дониш, 1986.— 127 с.

126. Шерматов М. Конуни бако дар осори Абуали Сино // Мактаби совети. — 1987, №11. — С. 40-42 (на тадж. яз.).

127. Шоберлайн-Энгел Дж. Перспективы становления национального самосознания узбеков // Восток, 1997, № 3. — С. 52-63.

128. Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Т. 4. — М.: Наука, 1967. — 599 с.

129. Эль-Даввах Дж. Развитие инфинитезимальных методов на средневековом арабском Востоке. Автореф. дисс. канд.физмат. наук. — М.: МГУ, 1966.

130. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1897, Т. 42, С. 927-928 и СПб., 1903, т. 73. — С. 149-152.

131. Якубовский А.Ю. Ибн Сина // Материалы научной сессии АН Уз. ССР, поев. 1000 летнему юбилею Ибн Сины.-Ташкент: Изд. АН Уз. ССР, 1953. — С. 5-29.

132. Afnan S.M. Avicenna. His life and works. — London, 1958. — 298 p.

133. Ahmad Hasnaoui. La dinamique d'lbn Sino. Etudes der Avicenne. — Paris, 1984.

134. Al-lsarat wa al-tanbihat, ed. S.Dunya. — Le Caire, 1971.

135. Aslam Khan M., Optics of Ibn al-Haitham // Ibn al-Haitnam.-Karachi, 1970. — pp.151-153.

136. Banu Musa ibn Shakir. Kitab al-Hiyal. Crit. ed. of Arabic Text by A. Y. al-Hassan in Collabor. with M.A. Khayyata. Aleppo, Syria, Inst. For the Hystory of Arabic Science, 1981.

137. Bown H.V.B. Avicenna and the christian philosophers in Baghdad. — In.: Islamica philosophy and classical tradition. — Colombia, 1973.

138. Clagettt M. Science of Mechanics in the Middle Ages. — London: Oxford University Press, 1959.

139. Clement-Mullet J.J. Recherches sur I'histoire naturolle et la physique chez les arabes. Journal asatique, 6-eme ser., 1958, vol. 11, p. 379-406.

140. David C. Lindberg. The Western reception of Arabic optics // Encyclopedia of the History of Arabic Science. Volium 2. Mathematics and the physical scienes. — London and New York, 1996, —pp. 643-671.

141. Duhem P. Les origines de la statique. v. 1 -2. Paris, 1905-1906.

142. Epitre de Beruni contenant le repertoire des ouvvages de Muhammad b. Zakariya ar-Razi, publice per Paul Kraus. — Paris, 1936.

143. Farrington B. Science in Antiquity. — London, 1936.

144. Goichon L. La pensee reliqiuse d'Avicenne. -Paris, 1951.

145. Gul A. Russell. The emergence of phisiological optics. // Encyclopedia of the History of Arabic Science. Volium 2. Mathematics and the physical sciences. — London and New York, 1996.— pp. 672-715.

146. Ibn Abi Jaqub el-Nadim. Kitab Al-Fihrist. Hrgs G. Fluegel, I. Roediger, A. Mueller, Ed. I-II. — Leipzig, 1871-1872.

147. Ibn Sina (Avicenna). Live des directives et remarques. (Kitab al-isarat wa-tanbihat.) — Paris, 1951. — p. 80.

148. Hameed Askari. Ibn al-Haitham: The Greatest Muslim Physicist // Ibn al-Haitham. — Karachi, 1970. — pp. 77-78.

149. Heron von Alexandrie. Mehanik und Katoptrik // Hrsg. und ubers. von L. Nix und W. Schmidt. — Leipzig, 1900. — 567 s.

150. Kennedy E.S. Al-Biruni (al-Beruni). Dictionary of Scientific Bibliography, v. 3. N. Y. 1971, p. 141-158.

151. Khadim Ali Hashmi. Ibn al-Haitham: The Father of Optics // Ibn al-Haitham. — Karachi, 1970. — pp. 106-108.

152. Komili A. (Komilov A. SH.) Sciences in the epoch of Firdowsi // Shahname Firdowsi 1000 year after. — Dushanbe-Monesotta, 1998. — pp. 127-135.

153. Komili A. (Komilov A.Sh.) Dari-Persian: Language of Science. — Dushanbe, 1994. — pp. 9-10.

154. Komili A. (Komilov A. Sh.) Problems of Physics in the Wore of ar-Razi and Ibn Sina // XX-th International Congress of Histori ofScience. — Liege (Belgium), 1997. — p. 50.

155. Krause M. Die Spharik vo Merelaos aus Alexandrien in der verbesserung von Abu Nasr Mansur b. Ali b. 'Irak mit untersuchungen zur Geschichte des textes beiden islamischen Mathematiker. — Berlin, 1935.

156. Liber mafatih al-ulQm. autore Abu Abd'Allah Mohammad ibn Ahmad ibn Jousouf al-Katib al-Knowaresmi, Ed. G. Van Vloteni, Lugduni Batavorum, 1895.

157. Mez A. Die renaissance des islam. — Heidelburg, 1922.

158. Moody E. A., Clagett M. The medieval Science of Weights. — Madison, 1952.

159. Nasr S. H. Science and Civilization in Islam. — Cambridge. Massachusetts, 1968.

160. Needham I. Science and Civilization in China, v. 1-7. With the research assistance by Wang Ling. — Cambridge University Press, 1954-1963.

161. Pines S. Quelques tendances antiperipateticiennes de la pensee scientifique islamique. — Thales, Les annees, 1937-1939 (1940). — p. 210-219.

162. Pines S. Etudes sur Awhad al-Zaman Abu-I-Barakat al-Baghdadi. — Revue des etudes juives, New series, 3, 1938, 3-64; 4, 1938, 1-33.

163. Pines S. Les precurseurs muslimans de la theorie de I'impetus. — Archion, 21, 1938, 298-309.

164. Pines S. What was original in Arabic Science? — Scientific Change / Ed. A.C. Crombie, New-York, 1961, 181-205.

165. Pines S. Notion in the void and the Principle of Inertia in the Middle Ages. — Isis, 55, 1964, 265-292.

166. Roshdi Rashed. Geometrical optics // Encyclopedoa of the History of the Arabic Science. Volium 2. Mathematics and the physical sciences. — London and New York, 1996. — pp. 643-671.

167. Ruska I. Uber das Fortleben der antiken Wissenschaft in Orient. — Arch. Gesch. Math. Naturwiss. Techn., X, 1927, 112-135.

168. Ruska I. Die Alchemie ar-Razi's der Islam, Bd; 22, Heft 4, 1935.

169. Stefan Weinfeld. Awicenna. — Warszawa, 1985. — 120 c.

170. Suter Heinrich. Die mathematiker und astronomen der Araber und ihre werke. — Leipzig, 1900. — 278 s.

171. Suter H. Die Mathematiker und Astronomer der Araber und ihre werke. Abhandlungen zur Geschichte der Mathem. Wissenschoften, vol. 45, heft. X. — Leipzig, 1900.

172. Suter H. Die Mathematiker und Astronomen der Araber und ihre werke. — Abhandi. Gecsh. Mathem. Wiss., 1900; Ann. Arbor, 1963.

173. Suter H., Wiedemann. Uber al-Biruni und sene Schriften. Beitrage zur Geschichte der Naturwissenschaften, LX, Sitzungsberichte der phys.-med. Sozietat in Erlangen, 1920-1921, Bd. 52/53, S. 55-96.

174. The Banu Musa bin Shakir. The Book of Ingenious Devices. (Kitab al-hiyal). Transl. D.R. Hill. — Dordrecht. — Boston, 1978.

175. Wiedemann E., Einleitungen zu arabischen astronomischen Werken. Das Weltall, 1919, Bd. 20, № 314, S. 21-26.

176. Wiedemann Eilhard. Uber die Uhren im Bereich der islamischen Kultur. — Leipzig, 1915. — 272 s.173. .wrv ro^Vi cL.^• — 11. IV /ЛГ