автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Градостроительство Мавераннахра и Хорасана в IX - начала XIII вв.

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Сахеби Базаз Мансурех Мохаммадхосейн
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Градостроительство Мавераннахра и Хорасана в IX - начала XIII вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Градостроительство Мавераннахра и Хорасана в IX - начала XIII вв."

На правах рукописи

Сахебн Базаз Мансурех МохаммадхосеНн

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО_МАВЕРАННАХРА И ХОРАСАНА ВIX - НАЧАЛА XIII ВВ.

Специальность 07.00.02. - отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на сонскаипе ученой степени кандидата исторических наук

Душанбе - 2014

с.^--

005546803

Работа выполнена на кафедре истории таджикского народа Таджикского национального университета.

Научные руководители:

Научный консультант:

Официальные оппопенты:

кандидат исторических наук, доцент, Хакимов Н.

доктор исторических наук, профессор, Акрамов З.И.

доктор исторических наук, профессор, директор Национального музея древностей Республики Таджикистан, Бобомуллоев С.

кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории Таджикского государственного педагогического университета им.С.Айни Муродов А.

Ведущая организация:

Кафедра общественных наук Таджикского технического университета им. М. Осими

Защита состоится «16» апреля 2014 г. в 13 30 часов на заседании диссертационного совета Д 737.004.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора исторических наук при Таджикском национальном университете (734025, г. Душанбе, пр. Рудаки, 17).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Таджикского национального университета (734025, г. Душанбе, пр. Рудаки 17).

Автореферат разослан

«А

2014 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат исторических наук

Бозоров К. Дж.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Как известно, с конца VII до начала IX веков Мавераннахр и Хорасан были завоеваны арабами. В результате полуторавековой борьбы за овладение регионом, происходил упадок общей культуры и особенно культуры строительства. Многие города и сооружения городского хозяйства пришли в упадок: разрушались, оставались без присмотра и опустошались. Казалось, что регион долго не может оправиться от этой катастрофы. Однако в 1Х-ХШ веках в Центральной Азии началось формирование новой культуры - исламской, основной базой которой служили местные устойчивые традиции а также освоение и применение традиций и практики западного и восточного Ирана, имеющих богатую историю. Этому способствовало образование централизованных государств местной династий Тахнридов, Саффаридов и в особенности Саманидов. Культура в целом, а значит и градостроительство этого периода, развивались преимущественно в русле прежних традиций, используя достижения исламской культуры.

Именно в градостроительстве, через архитектурно-художественное оформление, более ярко прослеживается культурное наследие 1Х-Х1П веков. Это наследие явилось тем важным фактором, который на многие века определил культуру градостроительства в регионе. История временного упадка и дальнейшего развития градостроительной культуры 1Х-ХШ веков стала актуальной темой исследования. Следует особо подчеркнуть, что несомненное влияние ислама на развитие градостроительной культуры не уничтожило локальные мавераннахро-хорасански'е традиции, которые в конечном счете определили черты архитектурно-художественного своеобразия городов Мавераннахра и Хорасана. Также известно, что ислам не являлся преградой для разностороннего обмена строительно-культурного опыта между странами исламского мира. Исламскую строительную культуру в мечетах и Мадрасе не только в Мавераннахре и Хорасане 1Х-ХШ вв., но и сейчас можно проследить как одну из составных частей архитектурных построек.

Несмотря на то, что культура 1Х-ХШ веков достаточно хорошо отражена в письменных источниках своего времени и последующих поколений и также изучена представителями ряда наук, однако изучение культуры градостроительства этой эпохи позволит открыть новые страницы в истории культуры Маверанахра и Хорасана IX - начала XIII веков.

Известно, что социально-экономическая и политическая обстановка и традиции эпохи являются определяющими тенденциями в развитии того или иного вопроса. Так, Караханиды (982-1212) и Сельджукиды (10401186), правившие Мавераннахром и Хорасаном из - за исторического происхождения в общую культуру региона ничего нового не принесли, однако, вопреки их воле и желанию, строительство в целом, и градостроительство в частности, развивались довольно успешно. В этой

в

связи исследование истории градостроительства в средние века имеет научное и практическое значение.

Актуальность исследуемой темы заключается также в том, что в условиях независимой Республики Таджикистан возрастает роль более глубокого изучения исторического прошлого и культуры наших далеких предков, их вековых традиций и образов, без знания и применения которых вряд ли мы сохраним свою уникальность и национальный облик,

в том числе в современном градостроительстве.

Вышеперечисленные факторы, а также необходимость восполнить некоторый пробел в изучении вопросов формирования и развития градостроительстве предполагают целесообразность обращения к данной проблеме для специального научного исследования.

Такой подход позволяет более конкретно воссоздать подлинную историю градостроительства Маверуннахра и Хорасана. Все это в целом определило выбор темы диссертационной работы, которая до настоящего времени не была предметом специального научного исследования.

Таким образом, изучение, анализ и обобщение истории характерных черт и особенностей градостроительства средневекового Мавераннахра и Хорасана является актуальным, имеет не только научно-теоритическое, но

и практическое значение.

Степень изученности темы. История градостроительства в среднеазиатской историографии до настоящего время недостаточно изучена. Однако отдельные ее вопросы в частности, архитектура стали изучаться еще в конце XIX века в ходе археологических разведок и топографического (геологического) изучения как памятников прошлого. Последовательное изучение строительства средневековых городов как памятников материальной и духовной культуры Мавераннахра в IX-XII1 вв. начинается в советское время.

Результаты исследования истории городов региона неоценимы как в региональном, так и в историческом значении. Так как на их результатах оформилась целая серия научной проблематики для исследовании, в том числе и по истории градостроительства, древности и средневековья. Однако история градостроительства Мавераннахра и Хорасана IX - качала XIII вв. не стала объектом специального исследования.

Чтобы более подробно раскрыть степень изученности темы,

существующую литературу по истории градостроительства Мавераннахра и Хорасана, исходя из ее содержания, назначения и значимости для нашего исследовании, можно разделить на следующие группы.

В первую группу входят работы Хмельницкого С.Г., Пугаченьксвои Г., Прибьгтковой А., Массона В.М., Мукимова P.C., Мирбабаева А., Агаджанова С., Ставиского Б., Беленицкого, A.M., Бартольда В.В., Мукимовой С.Р.1 чьи труды затрагивают в основном социальио-

1 Хмельницкий С Меед- Саханклаыи и Монголами П. Архитектура Средней Ajhh XI- начала XIII в.. - Бсрлин-Рига., 1996, <». м: « «tan®,» Средней AimiIX-X .. Бери«. - Рига, 1992; Пугачениом Г. А. Хорасане™ маколе.

ЖЕ^^^-сЖа^К-ХШ „, - Ташкент: .990, Прцбьпкса-А .М. Арштсгтура Срелнеи Aim Х-

экономические и политические вопросы истории искусства, архитектуры городов. Вопросы градостроительства в названных работ отражаются через строительство отдельных городских сооружений, таких как цитадели, рабады, крепости, дворцы и другие объекты.

Вторую группу представляют авторы, которые прямо или косвенно занимались изучением истории архитектурного (градостроительного) искусства по материалам археологических раскопок или письменного наследия. Отметим, что наибольшие число работ по интересующему нас вопросу предоставляет именно эта группа. Известными в исторической науке и в археологии являются исследователи Е.М. Массон А Прибыткова., С. Хмельницкий, Р. Мукимов, А. Мирбабаев, С Мукимова А. Якубовский, X. Пирниё, Р. Бранд, К. Прайс, М. Наджи, М.Лембтон к' Казн, Г. Жалол, Г. Хотам, О. Гербер, Д. Райе, В. Нильсен, Н. Негмагов' У Пулатов, В. Воронина, которые затрагивают вопросы истории и теории искусство, (культуры) городов с точки зрения их историко - культурных ценностей и значения.

Третью специальную группу представляют работы, которые прямо или косвенно затрагивают отдельные вопросы нашей темы Это статьи монографии и диссертации, в которых идет речь о рабадах, мечетях' Мадраса, ханака, тимах, базарах, дворцах, крепостях, жилых домах' кварталах, шахристанах или просто о городе. Наиболее значительными из' авторов являются С. Мукимов, Р. Шнайдер, С. Хмельницкий, Мухаммади Ахмад, А. Мирбабаев, С.Р. Мукимова, Н.С. Аълом, В.А. Нильсен Гулом Жалол, Г. Пугаченькова, В.Л. Воронина, Н.Н. Негмагов, А. Поп А Прибыткова . Все эти работы написаны исключительно на основе археологического материала. Однако они не дают полное представление о средневековом градостроительстве Мавераннахра и Хорасана.

Другую группу исторических материалов представляют путевые записки путешественников, которые были представителями военных ведомств и экспедицией, востоковедами и лицами, посвящавшими территорию Центральной Азии. Например, сведения о ряде древних памятников Туркестанского края можно найти в материалах Ф. Короткова А. Соболева, П.А. Амином, ЕЛ. Маркова, Ф. Ефремова, В.Н. Липского,'

ХИва// МИА В 12 топы Т 8 - М.: Стъойиздлт 1969 С 219.2« Маггп» р м V . .

ЮТАКЭ - тхп л;гви. МЭССМГЕМ., Р^шВ А И^ Аф"~ ТГо^тГ-Т^^Т

О-Е*. Б.Я. ВведГннеГ^рГ^™ Н^,

город Средней Анш. - М , 1992. мпенпцят А. М. и др. Среджкковыи

Берднн-Рнга, ,996: Ахмад. ИР ¿^НЕ^ З^М^ТТ ? "

Мовсрапналра „ Хорасана. - Душанбе 1998.. он « Исторн» ""Г"

М«Р»с.. Происхождение . нсторн.о-.лдьтурнос р.^п.^Т^Л^У ^ Г - а,: Ш ^ Т7 Мот .«нта,тыи« зр-лтетра с,карского оазиса Х1-Х11 »в -Ташкент I«« • г..« г Нильсен ВА.

НС Искусства Среднего Востока 0 нсламсном периоде (на перс.я!). ~ Тегеран. 136« Вогюнииа В А иД™ г - .

М. !969 ,ф1НС™°,К,ЛСС™<М ^ ">• - АТ. Архитектура Средней АзнмХГОШ вв^МНА - Г »

НС Емухова Ходжентского уездного началышка, полковника А.А. Кушакевича редактора «Туркестанских ведомостей» майора Н.Мзсва; членов Туркестанского отделения Русского географического общества (ТОРГО), комитета для изучения Средней и Восточной Азии, и др. членов Туркестанского кружка любителей археологии (ТКЛА),

путешественников. „ ■ „

К особой группе относятся труды иранских ученых, таких как Пирние МК Заиуршади X., Бахроми А., Заррчнкуб А. и др., внесших определенный вклад в разработку истории и культуры эпохи Газ.тввдоп и Сельджукидов, что позволило им ввести в научный оборот большее количество трудов, особенно географических сочинении эпохи.

Таким образом, обзор имеющейся литературы по истории градостроительства средневекового Мавераннахра и Хорасана свидетельствует о том, что вышеуказанные работы внесли определенны вклад в научную разработку исследуемой нами проблемы. Однако при всей их несомненной научной ценности, следует отметить, что вопросы ■ градостроительства региона не были предметом самостоятельного исследования. Таким образом, в отечественной истории до настоящею времени отсутствует отдельное исследование, которое было бы посвящено анализу истории градостроительства Мавераннахра и Хорасана

В ^ Объестом исследования является история градостроения Мавераннахра и Хорасана в 1Х-ХШ вв. - период существенных изменении в социальной и культурной жизни народов Центральной Азии.

Предметом исследования является проблема эволюции городской культуры народов Центрально-азиатского региона в период средневековья в частности, развитие градостроительства, опирающегося на историческим опыт и древние традиции, формирование своеобразной мусульманской

а?Х'"^«пшковедчсскля база исследования. Источники, посвященные градостроительству Мавераннарха и Хорасана 1Х-начала ХШ вв. многочисленны ц разнообразны. Наиболее важное значение имели для

нас источники, характеризующие историю развития градостроительной

культуры, такие как «История Бухары» Абубакра Наршахи, «Масолик вал мамалик Истахри,'«История Масуда»Абулфазла Байхаки, «Зубдат-ат-

1 Абубакра Наршахи, История Бухары Тошкект 1901 ,

2 Истахрк, Кктаб Масолик ва-л иаиалнк Каир. 1397 С.49-51.;

3 Абулфаала Байхакн, Исторг Масула ШЗО-КМШсреводс персидского. Москеа 1969.

4.Али -ал- Хусайяи,; Зубдат-ат-гаварих. -М„ 1980.; Ибн Наднма .Ал-Фехрисх Техрогк

таварнх» Хусайни, «Ал-Фехрист» Ибн Надима, «Тарнх-и Йаминн» У.х€и, «Зайн-ул-ахбар» Гардизи, «Сиясатнаме» Низам-ул-Мулка, «История Систана», «История Байхака» Ибн Фундука, «Рохат-ус-судур» Рованди, «Ал- Комил-фи-т-тарих» Ибн- ал -Асира «Табакати Насири» Джузджани! «Муд-ут-таварнх вал касас» Казвини.

Из этих источников больше всего нами использовались данные по вопросам наименования, расположения, статусу Мавераннахрских и Хоросанских городов и некоторые сведения о политической, социальной и культурной жизни городов и в целом населения региона. Реже использовалось сведения по отдельным объектам городов: каравансараев, мечетей, Мадраса, мавзолеев и др. достопримечательностей городов региона.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является воссоздание полной и ясной картины истории развития градостроительства Мавераннахра и Хорасана 1Х-начала XIII вв. Так как ни один из городов 1Х-ХШ веков до наших дней не сохранился, основное внимание автора диссертации будет сосредоточено на наиболее ярких проявлениях архитектурных решений в градостроительстве на примере строительства монументальных сооружении. Такой подход и определил специфику данной темы. Поэтому главной задачей диссертанта будет изучение вопросов процесса эволюции (строительства) общественных, культовых, сооружений и жилищ городов, определения места и значения общей культуры градостроительства Мавераннахра и Хорасана.

Для осуществления поставленной цели необходимо было выполнить следующие задачи:

-изучить и выявить сведения об истории градостроительства Мавераннахра и Хорасана IX-начала XIII вв;

- выявить истоки градостроительной культуры и типологии гражданских и культовых зданий исследуемого региона в ХЬначале XIII вв.

- сопоставить особенности городского строительства Мавераннахра и Хорасана, выявить общность и различие в градостроительной культуре каждого из регионов;

- установить закономерности становления отдельных памятников и их значимость в современной градостроительной культуре Центральной Азии;

- проанализировать преемственность и взаимовлияние традиций в зодчестве Мавераннахра и Хорасана исследуемого периода;

- определить влияние городского строительства Мавераннахра и Хорасана 1Х-ХШ вв. на типологию гражданских и культовых зданий последующих эпох в регионе и в сопредельных государствах.

Теоретические основы диссертации. В качестве теоретической основы работы были использованы устоявшиеся в исторической науке

теория градостроительства вообще и

т,. развитие теоретиков

исследования кроме ТРгУрДадостроительной культуры и

материальной истории, в частности, град V - культуры „

архитектуры, для определения роли ^ужениймы опираюсь на

типологии гражданских=овых здании- ^^„^ Р^

труды Исследовательскую работу, в ходе

проводили масштаьщ Ю щ особо следует подчеркнуть

археологических раскопок В э™ отноше Мирбобоева А.К,

публикации акадекл П\'лато ваУ П Марофнева, которые исследовали Мамаджановои СМПулаТ0ВаУЛ М Р ^ и обосновали новыми

^строительства на Воске и в ИССЛе£;:ГГВиезнГ::сследоВан„я заключается в том, что в ней ^ТГ^ьная культура Мавераннахра и ^ ^Х-

„ач^хГив Лак —д—^

^Т^ою-ч——ся источником подражания и

оаионов, и, в " ■ -I—' . формирования и развития иии^

«"Гр.» —«„СТор„о.кУлЩр„ь.х

пам)гтников, а также литературных и „ тои, что

Мавераннахра и Хорасана IX начала______Г государств Центральной

практике стротельства городов » при

исследуемого периода. Методологической основой

обтеченных ценностей > «ы *сс„едо,ан,„

культуры на территории Мавераннахра и Хорасана, в 1Х-начале ХШвв., на натурное обследование памятников материальной культуры (городищ, построек и сооружений гражданского и культового строительства)рассматриваемой эпохи; на изучение архивных и литературных источников; обобщение и систематизацию результатов научных изысканий.

Основные положения, выносимые на защиту: -формирование самостоятельного явления градостроительной культуры Мавераннахра и Хорасана, гражданского и культового строительства в общей культуре народов Центральной Азии;

-преемственное развитие городской культуры и типологии гражданских и культовых зданий во взаимосвязи и взаимовлиянии с историко-архитектурными традициями сопредельных народов Центральной Азии;

-возникновение устойчивых местных особенностей городской культуры (гражданских и культовых зданий) и историко-культурных традиций в социально-географической среде стран Центральной Азии, в том числе и Таджикистана; '

-культурные взаимовлияния и связи на территории Мавераннахра и Хорасана в 1Х-ХШвв. привели к определенной преемственности традиций, что послужило базой для дальнейшего развития городского строительства и типологии гражданских и культовых зданий.

Хронологические рамки исследования определяются временем образованием на территории Мавераннахра и Хорасана государств Саманидов, Караханидов, Газнавидов, Сельджукидов в 1Х-начале XIII вв., ибо этот период с точки зрения градостроительства является одним из наиболее малоизученных в истории городов Центральной Азии.

Апробация работы. Основные положения диссертации в развернутом виде опубликованы в ряде статей. По теме диссертации были сделаны доклады на научных конференциях кафедры древней и средневековой истории ТНУ в 2011 и 2012 годах и преподавателей Тегеранского центра переподготовки кадров работников искусства в 2010 году.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Основное содержание диссертации О первой главе - «Развитие градостроительства Мавераннахра и Хорасана в 1Х-начале XIII веков»,- которая состоит из двух параграфов, рассматриваются вопросы состояния и развития феодальных городов региона.

В первом параграфе - «Состояние раннефеодальных городов региона» - исследуются вопросы состояния раннефеодальных городов Мавераннахра и Хорасана. В диссертации утверждается, что история

возникновения раннефеодальных городов Мавераннахра и Хорасана в принципе похоже на историю таких же городов западного Ирана, Ирака и Византии. Они сложились как центр земледельческой культуры (хозяйства) и политической жизни. В большинстве случаев вокруг замков-дворцов в 1У-У1веках, а в УП-УШ века* Я, градостроительной традиции появляются новые типы городов: города крепости и города-границы Города крепости создавались чаше всего как военные гарнизоны и связанными с их назначением городским хозяйством и типологии. Б раннем средневековье такими городами были Мервг и Термез, о 1А-ХШвеках города пограничные или находившиеся в пустыне, такие как Ханка (Харашкет), соответствовали свои назначениям - как торговой центр на караванном пути на северо-востоке Центральной Азии.

Прав Кристен Прайс, когда пишет, что Иран и иранские народы в развитие искусства в исламском мире внесли весомый вклад, особенно а градостроительство1. Этот вклад в развитие А. Мец называл «Мусульманским Ренессансом»2. В диссертации прослеживается культура градостроительства на иранском плато, особенно в его пограничных с кочевыми регионами местностях севернее Мавераннахра и Хорасана, что серьезно отражалось на градостроительстве этого региона. Мы согласны с общим мнением, высказанным С.А.Хмельницким, что «...несчастьем, _ если не проклятием средневековой цивилизации Средней Азии было сосуществование двух недружественных укладов- кочевого и оседлого» Потому что эти два уклада «мешали стабильности городской и

земледельческой культур этих районов».

Кроме того, в диссертации рассматривается градостроительная политика Саманидов, Караханидов и в особенности Сельджукидов.

Таким образом, основным .ггогом исследования состояния городов Мавераннахра и Хорасана является то, что если в 1У-УШ веках прослеживается процесс разложения городов: превращения их из центров хозяйственного, административного, военного, культурного значения в

поселения или замки правителей и дехкан, то в 1Х-Х111 веках прослеживается усиление, возвышение, укрупнение городов как хозяйственных, административных, религиозных и политических центров

Центрально-Азиатского региона.

' Комплексное изучение письменных источников и материалов археологических раскопок подтверждает, что если в Х-Х1 веках происходило бурное развитие градостроительства в оазисных и культурно-хозяйственных обжитых местностях региона, то в конце XI и по ХШвек в этих местах замедляется процесс градостроительства. Зато заметно усиливается процесс градостроительства в пограничных с кочевым населением районах региона. Это происходило в период Карахнидов в Илийской, Чуйской, среднем и нижнем течении Сырдарьи.

' Прайс К. Исламское «скуесто ("а псрс.*Л - Тегеран. 1364 - С 56-70.

5Мгц.А. Мусулмаяский реиенсанс.-МНаую 1973 -С.5. д Х1-ХП «в Ч I -Берлин-Рим.!!** - С 21.

■ХчсьнишшйС А.Мсжд, Самантами н мамголамн// Ар?ипскт>ра Срчлнч-н Аши М ХП 1>ср

10

Эти города крепости и города - рынки на торговых караванных путях Запада-Востока и Севера-Юга1.

К такому заключению пришли многие археологи Узбекистана, Кыргызстана и Казахстана. Также отмечается, что часть городов северного и северно-восточного Мавераннахра и Хорасана, особенно во второй половине XII века, из городов пограничных и торговых постепенно превращались в административно-хозяйственные центры, особенно в Ташкентском и Таласском оазисах. Основной причиной этой эволюции явилось усиление оседлости кочевого населения. Также в диссертации отмечается, что все эти процессы привели к тому, что на этом завершается переход от античности к средневековью.

Во втором параграфе - «Городское строительство Мавераннахра и Хорасана» - рассматриваются формы развития градостроительства, а также проблемы преемственности в технике средневекового строительства.

Из-за того, что ни один средневековый город региона не сохранился, градостроительство региона изучено на основе письменных и археологических материалов.

Данные письменных источников хотя в общих чертах характеризуют; города 1Х-ХШ веков, но они не могут дать нам представление о всем великолепии городов региона. Поэтому данный параграф более всего опирается на археологические материалы: раскопки замков, мавзолеев, мечетей и ряда других городских объектов.

В проведенном исследовании также отмечено, что одной из особенностей истории раннефеодальных городов Мавераннахра и Хорасана является то, что ни один город того периода из-за частых набегов завоевателей до наших дней не сохранился. Поэтому мы вопросы истории градостроительства и городского хозяйства изложили на базе рассказов очевидцев, историков, путешественников, данных посольских представителей и археологических материалов, выявленных в ходе раскопок или на основе случайных находок.

Диссертант, опираясь на общепринятый в исторической науке тезис о типологии средневековых городов в целом, основных их частей и назначении, делает попытку установить общее и особенное в становлении и развитии городов Мавераннахра и Хорасана 1Х-ХШ веков. В этом плане мы акцентировали внимание на становление исламского средневекового города. В культурной и религиозной оценке городов Азии и Европы (и мира) имелись общие сходства. Их особенности были связаны с континентальными, зональными, национальными, климатическими условиями. Общность их была как в хозяйственно-экономическом, так и в культурно-политическом назначении. Все средневековые города Запада и Востока появились и развивались как центры первоначально

'Б)ргаоа Ю.Ф. Генешс н этапы pauirru» городсгоЗ культуры Тайшетского ошисэ - Тгшкет, 1075 Абдамое» К Археологическое изучение городшка Каика (1869-1972) - Вып 12 - Ташкент, 1975 '

экономические, а потом как центры административной, религиозной, политической и культурной жизни на тех же континентальных, зональных, религиозных, политических, культурных, и прежде всего, национальных традициях.

Строительство мечетей, мавзолеев, крепостей, усадеб, невзирая на их названия, имел одно и тоже назначение. Различия, которые отмечают историки-археологи, - это месторасположение городов (возле рек ,долин, морей, пустынь, границ, гор- это не особенности градостроительства, а их географо-климатические особенности.

С учетом этих обстоятельств, в диссертации рассматриваются некоторые вопросы городского хозяйства, структура городов ( из каких частей они состояли) струюура этих частей, основные типы зданий, о которьк есть письменные данные, и они подкреплены археологическими материалами. В частности, в Диссертации исследуются процессы и мотивы градостроительной политики исследуемой эпохи: города-крепости, города-перевалочные пункты (в Европе города - ярмарки), города торговли, города - административные пункты, города-центры культуры и религии, города-центры производства и др. Таким образом, в строительстве городов Азии и Европы наблюдались как схожие, так и отличительные черты, связанные в основном с местом их географического расположения, а также их назначением в хозяйственно-экономической и культурно-политической жизни1.

Диссертант приходит к выводу,что все средневековые города, в мировом масштабе, выполняли функции экономических политических, религиозных, административных й культурных центров, у жителей которых постепенно складывался свой особый менталитет и культура поведения, основанная на своих традициях и обрядах, в том числе Мавераннахрские и Хорасанские города.

Во второй главе «Формирование типологии зданий, сооружений городов Маверанннахра и Хорасана» рассматриваются процессы формирования структуры городов и городского хозяйства (строительство в целом гражданских и культурных зданий и др. объектов жизнедеятельности). Изложений материал, главы разделен на два параграфа.

В первом параграфе - «Гражданские здания и сооружение городов» -рассматриваются структура городов и состояние гражданских зданий и сооружений, в которые входили жилища (дворцы), рынки, бани, водозаборы и другие городские сооружения. В данном контексте, города

1 Курбатов ГЛ. От подднеанличного к раннссрсдисвековому городу в Византии. - М., 1987. • С. 27-37.; Он же: К проблем-: типологии Вюаитниского города. -М . 1989 - С 3-18.; Стоклицкаж-Терешкович В Основные проб,-icuu истории средневекового города - М.: Содаклкт, i960 ; Развитие городостротельны* систем Северного Кавкааа. - Тбилиси, 1989.; Халпахчмн О л Саяанн Археологический виевнбл» Армении Х-ХШ вв. - Ереван. 1996.; Лавров В А. Градостроительна» культура Средней Usw.. - М.. 1950.; Среди»« Али - М 1985.; Попов ВВ., Пьявчснко Е В. Особенности развития Росто»а-на-Дону//Проблемы формирован!!« юродской среды - Р/Д. 1985. - С 22-26.; Вагнадзе Д 3. Дворцовая архитектура Грузии Аеторсфсрзтднсс на соискание учен. сл. кик - Тбилиси, 2006 - 26 с ; Керимов В И. Оборонительные соорудим* городр Тбилиси //Автореферат дисс. на соиск учел ctcncr.it к и и. - Тбилиси, 1996 -27 с , Ста» С М Некоторые актуальные вопросы гоучени« истории средневекового города //Средневековый город. - Саратов. 1992. - С. 3-19

рассматриваются и изучаются как архитектурный комплекс, т.е. из каких частей и типов сооружений состояли города региона.

В диссертации на основе обобщения изученных материалов показано, что все города региона по их назначению разделялись на: производственно-хозяйственные, административные, военные и торговые центры. Соответственно их назначению формировался и облик городов.

В диссертации особо отмечаются трудности воссоздания архитектурного облика городов. Сделан вывод, что основными общественными постройками [Х-ХШ века были жилищные, хозяйственные, административные, культовые военные и культовые здания.

В диссертации анализируется каждый из названых объектов на основа их планировки или археологических материалов. В качестве примера описаны данные по городам Бухарского, Зеравшанского, Хорасанского, Чачского, Хорезмского и Газнинского оазисов. Диссертант изучил опубликованные материалы по раскопкам городов Бухара, Самарканд, Варахша, Мерв, Термез,Ургенч, старый Ташкент, Ходженгг, Нишапур, Балх, Фирузкух, Теджен и др. Более подробному штализу подвергнуты цитадели, шахристаны и рабады, , как, основные части средневекового города региона1.

В диссертации изучается и обобщается также история формирования и развития этих трех частей средневекового города (цитадели, шахристаны и рабаты) и городских комплексы, В этих трех , частях городского хозяйства характерными элементами в их архитектуре, являются жилищные, дворцовые и общественные сооружения.

Изучив и обобщив эти материалы, диссертант приходит к выводу о том, что все жилищные сооружения ГХ-ХЩ. вв. можно разделить на 4 группы: ..

дворцы, дома-усадьбы,- жилища среднего и дома низшегосословия и культовые сооружения. В диссертации каждое из этих сооружений изучается и анализируется отдельно.

Из-за отсутствия необходимых письменных и археологических материалов в изучении жилищных сооружений . автор опирался на материалы раскопок известных дворцов, таких как Лашкарбозор, возле г. Буста, дворец Султана Масуда III в Газни, дворцы без имен в Термезе,

1 М.тссон Е М. К шучешцо прошлого Старого Мсрва. II Труды ЮТАКЭ. T.XII - Ашхабад, 1963.; Пугаченькова Г.А. Ртвеладзе

Э В Северная Бактрия- Токаристан. Очерки истории и культуры. Древность н средневековье - Ташкент; Фан, 1990. - 218 е.; Ремпеть ЛИ. Художественная культура Средней Азии IX- илч. XT It вв и преЗлека «Мусульманского искусства» // ХЧдожествснная культура Средней Азии IX- ХШ веков. - Ташкент, 1У83. -С. 3-43 , Негматов Н.Н. История Худжанда Древний, средневековый и новый периоды. И Худжанд. Энциклопедия. - Д\чпэнбе, 1999. - С. 17,; Пулиов У.П. Кахкаха П Археологические раскопки 1968 Г- - Дчланбе: Дониш, 1970. - С 26-33.; Туламова Э. Раскопки средневековых городищ Хулбука и Сайёд //Археологические работы Таджикистана. Вып 18. - Душанбе: Дониш, 1988. - С. 191-203.; Булатов М.С.Мавзолей Саманидов-жемчухнна архитектуры Средней Азии. - Ташкент. Фан, 1976: Его же. Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии IX-XV вв - ifu 2-е. - М. Наука, 1988: Засыпкнн Б.Н. Армггсктура Средней Ainu. - М_: АА СССР, 1948 ; Лавров В.А. Градостроительная культура Средней Азии - М : Госстройиздат. 1950. - С. 46-1 П .: Прноьггхова A M. Архитектура Средней Азии X1-XII вв. II МИА- Т.8. - М.: Наука, 1969.; Хыелницкий С. Между Саманнаамн н монголами. Архитектура Средней Азии XI-иачапа XIII вв. Берлин-Рига, 1996. Маньковская Л Ю. Типологические основы зодчества Средней Азии (IX-начало ХХвв.). -Ташкент Пи «фан», 1980. и др.

жилищный комплекс в Ханка (Ташкентский оазис), Бунджикатская крепость н дворец в Хульбуке и др.

В диссертации делаются соответствующие выводы по дворцовым зданиям, так как они пока являются наиболее хорошо изученными, а также по общим вопросам городского строительства: «....невозможно достаточно ясно представить себя, пишет А Мирбабаев как жили граждане Мавераннахра и Хорасана 1Х-ХШ вв., что они считали в своих жилищах необходимым, без чего могли обойтись, как общались между собой и с соседями...!»1. Однако, «преобладающая функциональность - выделять жилища в одну общую группу, а общее сходство бытового уклада дает нам право рассматривать их как части единого архитектурно-художественного комплекса независимо от места расположения в Мавераннахре, Хорасане»2, потому что они развивались в тесной связи и взаимодействии.

Таким образом, несмотря на отсутствие достаточных сведений о состоянии гражданских сооружений средневековых городов, можно сделать вывод о преобладании в них жилищ (дворцов для господствующего класса и скромных домов для ремесленников и торговцев), рынков, бань, водопроводов и др. городских сооружений. В целом каждый город состоял из трех обязательных частей: цитадели, шахрнстана и рабата, составляющих единый комплекс для организации жизнедеятельности городского населения.

Во втором параграфе - «Культовые и мемориальные здания городского строительства» - речь идет о городских зданиях культового назначения: мечетях, мадрасах, мавзолеях и минаретах. В подзаголовке «Мечети» прослеживается история развитии мечетей в 1Х-ХШ веках. Утверждается, что с точки зрения функции мечети разделялись на пятничные (джомеъ), намозгох (мусалла), квартальные (гузари) н поминальные. В диссертации каждая из названных характеризируетея в отдельности.

Мечеть в первую очередь - это молитвенное здание ислама, а потом один из важных объектов городской архитектуры и искусства. В качестве конкретных мечетей в диссертации рассматриваются мечети городов Бухара - Калон, Шамсобод, Мисриён (Шери Кабнр), Магоки Атгор; Мерва - Маджон, Самарканд - Афросиаб, Пенджикент - Мазари Шариф и мечети без в городах Термез, Ургенч, Кармина, Ходжент, Газна, Герат, Исфара, Сарахс, Казвин, Хулбук, Нишапур 1Х-ХШ веков. Прослеживается история их развития как архитектурных комплексов. В описании мечетей диссертант больше всего опирается на данные С. Хмельницкого, В. Нильсона, Негмата Сайда Аълома3.

'Мнрбабаев А.К., Мукимов P.C., МукимовдС.Р. Мгираса Маиераннахра и Хорасана. - Душанбе, 1998. : Ибн Хаукал. Сурзт-ул-арз... С. 253, Ибн Аснр. Совершенная история.... - Т.7. - С 421

i Хиелыашкнй С.А. Меж^ Саыанидами и монголами// Архитектура Средней Азии XI-XII вв. - Берлин-Рига, 1996. - С.! 17

Нильсоы ВА. Мусульманская архитектура Бухарского оазиса XI-XII вв - Ташкент, 1956 - С. 57-71; Нетаэт Саш Аь.юм

Искусство среднего Востока в исламском периоде (на перс.яз) Тегеран. 1367.-С. 121-123.

Мадраса IX-XIII вв. в диссертации рассматривается как один из особых видов городского сооружения IX-XIII вв. Нашим исследованием утверждается что Мадраса строились исключительно при или вблизи торговых мест и мечетей и в густонаселенных рабатах городов. Также в диссертации делается попытка проследить Мадраса не как учебные заведения, как этого делали Мирбабаев А.К., Мукимов P.C., Мукимова С.Р.', и не как археологи, которые провели археологические раскопки, а как архитектурные сооружение и часть городского строительства и градостроительное искусство. Прослеживается история развития культуры мадрасостроения и ходе строительства городов. Такой подход применяется к мавзолеям.

В диссертации рассматривается около двух десятков сохранившихся мавзолеев Мавераннахра и Хорасана. Среди них Ходжа Машхад (Таджикистан) Араб-ата (Узбекистан), Исмаил Самани (Бухара), Санджар (Мерв), Фахркддин Рози (Ургенч), Бобо Рушнои (Узбекистан), Абу Хайр (Балх) и особенно Санждар. Потому что, во-первых Мерв как культурно-стратегический оазис (район) в IX-XIII вв. иногда считается Мавераннахрским, а иногда Хорасанским. И, во - вторых, Мерв - это точка соприкосновения традиции восточного и центрального Ирана и, в -третьих, Мерв - это место слияния традиций, культуры исторического Мавераннахра и Хорасана. Поэтому культура, традиции градостроительства, и в том числе монументальных сооружений, таких как мавзолеи, определяет общую тенденцию двух культурных регионов -Мавераннахра и Хорасана. Это наше мнение подтверждает мавзолей Султана Санджара. В планировке, назначении архитектурно и проектном решении и во взаимосвязи частей мавзолея всюду можно заметить общее сходство назначений как культового, так и архитектурного назначения сооружения.

Как утверждается в диссертации, этот вид постройки в Мавераннахре и Хорасане, с точки зрения их сохранности, составляет основную часть городских сооружений, (с. 106).

В подзаголовке «Минареты» основное внимание уделяется развитию минаретов как одного видов из городской и сельской архитектуры, зодчества и искусства вообще.

Очень интересным является происхождение облика минаретов мечети от сторожевых башней. Однако генезис минаретов IX-XIII вв. как культовых сооружений безусловно местный. Из Мавераннахрских и Хорасанских минаретов 1Х-Х не сохранилось ни одного. Но традиция XI-ХШ веков сооружения минаретов при пятничных мечетях подтверждает их существование и в IX-X вв, и это бесспорно.

' Мирбабаев А.К.. Mvmuio« P.C., Муиоюм С Р. Мирка Мзаераннахра и Хорасана. - Душанбе. 199»,; Мукимова С Р. Мадраса: П^исчо-кденнс и историко в лт [мюе ранигтнс // Вестник ТНУ, - 2010 №2 - С

В диссертации рассматривается процесс появления минаретов ка основе письменных источников 1Х-Х1Н вв . и материалов археологических раскопок провезенные в 30-80 годах XX века . Мы убеждены, что минареты имели не только культовое, но и архитектурно-эстетическое назначение в городской жизни и искусстве.

Третья глава - «Особенности развития градостроительство в Мавераннахре и Хорасане»- также состоит из двух параграфов. В первом параграфе «Преемственность формирования структуры городов Мавераннахра и Хорасана»- в основном показана история развития городских сооружений региона, что дает возможность проследить развитие городов и традиций городского хозяйства и жизни той эпохи.

Проведенное исследование основано на данных археологических раскопок, произведенных на территориях исторического Мавераннахра и Хорасана в конце XIX и ХХвв. Раскопки руин городов и поселений IX-XIII вв. дали возможность археологам установить общую топографию городов региона. Во всех городах Мавераннахра и Хорасана 1Х-ХШвв. отмечается сходство в градоформировании: цитадель (диз, диж), регистан (городская площадь), рабат. Это один из показателей городов средневековья в регионе, корни которых уходят в глубь веков.

В параграфе кратко раскрывается градостроительство Центрально-Азиатского плато, с тем чтобы выявить традиции, особенности и влияние градостроительной культуры как всей названной территории, так Мавераннахра и Хорасана. Делается вывод, что здесь переход к эпохе феодализма происходил без крупных потрясений, которые могли бы затронуть сферу культуры строительства. Поэтому традиции древности служили основой для развития культуры строительства последующих1Х-XIII вв. Архитектура Мавераннахра и Хорасана с гибелью Самонидоз, как это было на Западе, не исчезла. Она вошла в средневековье как образец, как питательная среда в градостроительстве. Эти традиции и преемственность в диссертации изучаются на основе археологического материала и письменных источников и исследований Х1Х-начала XXI веков. Были изучены материалы из всех районов Мавераннахра и Хорасана: городов Нишапур, Ходжент, Хульбук, Мерв, Афросиаб, Герат, Кеш, Саразм и др; которые изучались археологами Кноблок (Нишапур), Негматов, Марофиев (Ходжент), Гулямова (Хульбук), Массон, Толстое, Прибыткова (Мерв), Воронина, Леви (Афросиаб), Сарнаниди (Герат), Аскаров (Кеш), Исхоки, Мандельштам (Пенджикент) и др .

1 Наршахи А История Бухары - Дчианбе Ирфок, 1479 (па тадж. «.).; Макдпси Ахсанлт-такасим фи »аърифат-вя-аьсл.™ Пережи с арабского Ал/шаккц Мунзави. - Тегеран: Ашфн Кабнр. 1?<Н.: Итвдям Али ибни Асир. Ал-Комн.т фи-т-.чцтч (Таьрихн комили в>*|>Г|| ислом м Эрон) Переводе арабского Али Хашими Хаири I.-. 14. I». !«. 19. 20. - Тегеран Ынгохп нашри китов, 1368. - 399 с.

: Захидов П. Архитектурные памятники Зеравшанской долины. - Ташкент, 1985. - С. 38

Худжанд. Энциклопедия. - ,Ъ и,------ . . - - -.............— - . -

//Археологические работы Таджикистана. Вмп 18 - Д>шан&- Доннш. 1988 - С. 191-203 : Массой E.MJC»4 нению;Ч»"£|»<о Старого Мсроа. // Труды ЮТАЮ Т XII. - Ашхабад, 1963; Прибыткова А М Архитектура Средней Азии XI-X1I а« // МИА т 8 -М.: Наука. 1969; Тольстов С П Древности верхнего Хоратма // Вестник древней истории <ВДИ). - 1939. - №3. - С. 1-6 в 2.-^1, Вороннна В Л Конструкции и х\ дожествсннын образ в архитекту ре Востока - М . - Стройиздат, 1977

Таким образом, проведенное исследование доказывает вывод о том, что история человечества не исчезает, даже если прекращают ¿вое существование целые империи и некогда великие государства. Города и городские сооружения оставались на карте этих регионов еще долгое время, являясь жильем и укрытием от непогоды и врагов их новым обт-ателям в лице нового поколения. Традиции в градостроительстве передавались отпоколения к поколению, сохраняя лучшие традиции и богатейший опыт Восточной цивилизации.

Во втором параграфе - «Общие и особенные черты архитектуры художественного облика городов Мавераннахра и Хорасана» -рассматриваются процессы градостроительства как в Мавераннахре, так и в Хорасане.

Как известно из научной литературы, городская строительная культура Среднего Востока, куда входит целиком Иран, а также Хорасан в 1Х-ХШ вв. вошла в историю Мировой культуры. Этот период в диссертации разделен на две этапа: 1Х-Х1 вв. -этап феодализации городов, XI-XIII вв. - этап становления своеобразия и особенностей городской архитектуры. Одной из особенностей градостроительной культуры Востока и исследуемого региона является процесс исламизации культуры, который специально рассматривается в данной диссертационной работе.

Относительно развития градостроительства раннего ислама отмечается, что этот процесс протекал не изолированно, а вобрал в себя все достижения, что показано на примере медресе, мечети, караван-сарая, дворцов и жилищ.Отмечается, что исламизация не уничтожила причины жизнестойкости некоторых стилей и модификации объектов, а наоборот их усовершенствовал.

В параграфе также рассматривается материал используемый в строительстве, в основном лес и кирпич. Прослеживается процесс вытеснения из строительства сырцового кирпича жженным, и это происходило постепенно. Сначала как укрепительные элементы, потом как облицовочные (1Х-Х вв.), а потом как основной (Х1-ХШ вв.). Также делается вывод, что все же жженный кирпич не смог вытеснить полностью сырцовый кирпич. В жилищах городских рабадов исключительно использовался сырцовый кирпич или пахса.

В диссертации дается перечень названий кирпичной кладки, таких как елочная, лесная, рельефная, парная, цепная. Эти формы кладки дали возможность укрепить и облегчить строения и т.д. Все эти усовершенствования строительною искусства не изменили архаику в исламской архитектуре Мавераннахра и Хорасана.

В диссертации определенное внимание уделено и другим строительным материалам, таким как ганч (алебастр), дерево и камень, которые традиционно использовались как в раннем средневековье, так и 1Х-ХШ веках.

Таким образом, делается вывод, что оформление построек - это не просто техническое, а также и художественное решение, чтобы придать объекту, улице, кварталу и городу эстетический колорит. Они использовались в пештоках (порталах) мавзолеев в соединения куполов с общим зданием, в медресе и мечетях. Все эти изменения, новшества и изобретения составляют особенности градостроительства Мавераннахра и Хорасана, лучшие элементы и традиции которых не потеряли своего значения и в наши дни, т.к. преемственность в градостроительстве и в архитектурном искусстве можно и нужно использовать в современном строительстве, что позволит сохранить в облике наших городов национальные элементы, наши древние традиции, чтобы избежать безвкусицы и однотипности в строительстве, прежде всего, административных центров Республики Таджикистан, создав их неповторимый облик и сделав их удобными и уютными для проживания всех граждан.

В заключенипдиссертации подведены итоги исследования, сделаны необходимые выводы и обобщения, которые сводятся к следующему:

1. В 1Х-ХШ веках в Центрально-Азиатском регионе началось формирование новой исламской культуры, в том числе и градостроительства, основой, которого служили местные традиции, а также строительные достижения Западного и Восточного Ирана, которые успешно использовались при возведении городских комплексов в эпоху правления династии Тахиридов, Саффавидов, Музавваридов, Саманидев и

др. ,.

2. В исследуемый период на территории Мавераннахра и Хорасана началось формирование самостоятельной градостроительной культуры, как составной части общеисторической культуры Центральной Азии, в которой наблюдалась преемственность в развитии строительной техники и архитектурного искусства во взаимосвязи и взаимовлиянии с традициями сопредельных народов, что послужило прочной базой для дальнейшего развития и благоустройства городского хозяйства в данном регионе.

3. Комплексное изучение письменных источников и материалов археологических раскопок показывает, что если в Х-Х1 веках наблюдалось бурное развитие градостроительства в осцовном в оазисных и обжитых людьми местностях исследуемого региона, то в конце XI-ХШ вв. в этих местах замедляется процесс строительства новых городов, зато заметно усиливается процесс градостроительства в пограничных с кочевым населения районах региона. Кроме того, часть городов северного и северовосточного Мавераннахра и Хорасана из городов пограничных и торговых постепенно превращались в административно-хозяйственный центры.

4. Изученные материалы свидетельствуют, что в облике азиатских и европейских городов прослеживаются, как схожие, так и отличительные черты, зависящие в основном от места их расположения и

назначения в хозяйственно-экономической и культурно-политичеркой жизни. В частности, процессы и мотивы градостроительной политики исследуемой эпохи приводили к созданию города-торговли, города-адмшшстративного пункта, города-центра культуры и религии, города-центра ремесленного производства и др.

5. Основными общественными постройками IX-XIII вв были жилищные, хозяйственные, военные, административные и культурные здания города состояли, как правило, из цитадели, шахристана и рабада, представляя собой обязательные составные части средневекового города как единого комплекса для организации жизнедеятельности городского населения.

6. Технология и методы средневековой городской строительной культуры Цешрально-Азиатских народов, признанные в мире как оригинальное мастерство высокого класса, занимают достойное место в истории, все более привлекая к себе внимание современных исследователей. Одной из особенностей восточной городской архитектуры является процесс ее исламизации, который не уничтожил прежние стили и формы в строительстве, а наоборот, развил и совершенствовал их.

7. Проведенное исследование по воссозданию внешнего облика городов Мавераннахра и Хорасана в 1Х-Х1П вв. показывает, что они, как правило, были единым архитектурно-художественным комплексом, причем их оформлению придавалось особое значение, учитывалось при этом не только удачное техническое решение в строительстве, но и их художественное своеобразие, чтобы придать строящемуся' объекту, улицам, кварталам и в целом городу своеобразный эстетический колорит! Эти принципы градостроительства не потеряли своего значения и в наше время.

Публикации автора по теме диссертации:

а) в рецензируемых журналах ВАК РФ:

1. Сзхеби Баз аз М. Тенденции строительства медресе// Вестник Таджикского национального университета 2011г., № 5. -Душанбе, -С. 227-231.

2. Сахеби Базаз М. Медное ремесло периода Сельджукидов // Вестник Таджикского национального университета. 2011г., № 5. -Душанбе, -С. 211-215.

3 Сахеби Базаз М. Алебастровые надписи в мехробах эпохи Сельджухидов (перс.яз.). //Изв. АН РТ. Отдел общественных наук

2011, № 5. -С.39-45.

4. Сахеби Базаз М. Культовые и мемориальные здания городов (мечети, медресе, минареты, мавзолеи) Мавераннахра и Хорасана // Вестник Таджикского национального университета 2014г., № 3/3(136).-Душанбе,-С. 45-52.

б) в других изданиях:

5. Сахеби Базаз М. Архитектурная письменность в здании периода Сельджухидов. // Исламская культура. 1389. №13. -С.69-88. (на фарси)

6. Сахеби Базаз М. Кирпичная кладка периода Сельджукидов. // Журнал исторических исследований Университета Фирдавси Мешхеда. 2009г., № 42-43. - Мешхед-С. 187-197. (на фарси)

7. Сахеби Базаз М. Стили кирпичной кладки периода Сельджукидов // Культура Таджикистана.. 2009г, № 1. -Душанбе, -С. 15-17. (на фарси)

Сдано в набор 06.02.2014 г. Подписано в печать 11.02.2014 г. Формат 60x84 '/¡6. Заказ №20. Тираж 100 экз. Отпечатано в типографии ТНУ, ул. Лахути 2.

 

Текст диссертации на тему "Градостроительство Мавераннахра и Хорасана в IX - начала XIII вв."

ТАДЖИКСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Сахеби Базаз Мансурех Мохаммадхосейн

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО МАВЕРАННАХРА И ХОРАСАНА

в IX - начале XIII веков

07.00.02. - Отечественная история

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата исторических наук:

Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Хакимов Н., научный консультант: доктор исторических наук, профессор Акрамов З.И.,

Душанбе-2014

1

СОДЕРЖАНИ

Введение.............................................................................3

Глава I. Развитие градостроительства в Мавераннахре и Хорасане в IX -начале XIII вв

1.1. Состояние раннефеодальных городов региона ..................25

1.2. Городское строительство Мавераннахра и Хорасана.............53

Глава II. Формирование типологии зданий и сооружений городов

Мавераннахра и Хорасана

2.1. Гражданские здания и сооружения городов (жилища, дворцы, рынки, общественные и инженерные здания и сооружения) ...............73

2.2. Культовые и мемориальные здания городов (мечети, медресе, минареты, мавзолеи)......................................................................96

Глава III. Особенности развития градостроительства Мавераннахра и Хорасана

3.1. Преемственность формирования структуры городов Мавераннахра и Хорасана.......................................................130

3.2. Общие и особенные черты архитектурно-художественного облика городов Мавераннахра и Хорасана..............................................147

Заключение ....................................................................168

Список использованных источников и литературы.............177

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Как известно, с конца VII по началоГХ веков Мавераннахр и Хорасан были завоеваны арабами. В результате полуторавековой борьбы за овладение регионом, происходил застой общей культуры и особенно культуры строительства. Многие города и сооружения городского хозяйства пришли в упадок: разрушались, оставались без присмотра и ремонта, опустошались. Казалось что, регион долго не может оправиться от этой катастрофы. Однако в IX-XIII веках в Центральной Азии происходило формирование новой культуры-исламской, базой которой в строительном деле, и в особенности в градостроительстве, служила местная устойчивая традиция с освоением и применением традиций и практики западного (Ирана) и восточного исторического Ирана. Этому способствовало образование централизованных государств местной династии Тахиридов, Саффаридов, Музаффаридов и Саманидов в особенности. Культура в целом, а значит градостроительство этого периода, развивалось преимущественно в русле прежней, но такжетеоретически объясняемой и на практике осуществляемой исламской культуры.

Именно в градостроительстве, через архитектурно-художественное оформление, более ярко прослеживается культурное наследие1Х-ХШ веков. Это наследие явилось тем исключительным явлением, которое на многие века определило культуру градостроительства. История этого застоя развития градостроительной культуры IX-XIII веков является темой нашего исследования. Следует особо подчеркнуть, что несомненноевлияние ислама на развитие градостроительной культуры не уничтожило локальные (Мавераннахро-Хорасанские) традиции, которые в конечном счете определили черты архитектурно- художественного своеобразия городов Мавераннахра и Хорасана. Также известно, что Ислам не служил преградой для различного обмена строительно-культурным опытом между странами исламского мира. Наоборот, исламская (уже местная) традиция обогатила эту

традицию своим содержанием. Багдад считался классическим исламским городом в Ал-Чазире, а Бухара - в Мавераннахре.

Так как основное внимание автора диссертации сосредоточено на наиболее ярких проявлениях архитектурных решений в градостроительстве (касри, мечети, мавзолеи, жилищные постройки), мы особо подчеркиваем, что особенности стиля и формы культуры строительства региона проявились в градостроительстве. Также особое внимание привлекала идея гармонии в строительстве городов (городское хозяйство: жилые кварталы, дома, общественные здания и постройки). Все это вытекало из идеи человеколюбиятой эпохи, которая ярко отражена в художественных решении здании и ансамблей. Это было свойственно Сасанидам (224-651)воспринята Саманидами (819-1005) и продолжено Караханидами и Сельджукидами.

Несмотря на то что культура эпохи Саманидов достаточна хорошо изучена представителями разных наук и отражена в письменных источниках своего и последующих поколении, мы убеждены что изучение культуры градостроительства как Саманидской так и последующих династии позволяет открыть новые страницы в истории культуры Маверанахра и Хорасана.

Потому что политическая среда и традиции господствующего династии являются показательными тенденциями в развитии того или иного вопроса. Краханиды (982-1212) и Сельджуниды (1040-1186), правившие Мавераннахром и Хорасаном из - за исторического своего происхождении в общую культуру регионаничего нового не привнесли, но даже вопреки их воле и желанию строительство в целом и градостроительство развивалось довольно широко. Поэтому есть необходимость изучения истории и этого факта.

Другим мотивом выбора данной темы послужило то чтокультура стран Центральной Азии и Ирана (исторические страны Мавераннахр и Хорасан) занимает особое место в истории мировой цивилизации. Развитие городского

строительства этих историко-культурных регионов является одним из важнейших разделов истории городов и городского хозяйства. Интерес к градостроительному искусству Мавераннахра и Хорасана определяется сложной историейрегиона в становлении культуры градостроительства, иногда связанной с влянием трансформации культур.

Городское строительство Мавераннахра и Хорасана (начиная с эпохи античности и раннего средневековья) за многие века выработало свои традиции, которые впоследствии стали основой для формирования городских центров не только в Центральной Азии, но и распространились далеко на восток и север.Другим немаловажным аспектом выбора даной темы является то, что если исследуемый нами регион входит в поле первого городского расселения и счтитается одним из очагов городской цивилизации со своими трациями и особенностями, то необходимо выяснить каким он стал в средние века, какую роль он играл в истории цивилизации 1Х-Х1П веков. Выявление этих традиций и причин является одной из задач исторической науки, в частности, отечественной истории, что важно для современной практики строительства новых городов в условиях Центральной Азии и Ирана.

Историческая среда городов IX- начала XIII вв., т.е. от эпохи Саманидов и до нашествия монголов, требует особого изучения закономерностей сложения и развития городского строительства, типологии зданий и сооружений. Так какархитектура гражданских и культовых зданий всегда была одной из главных градоформирующих сооружений феодальных городов. Именно в гражданских и культовых постройках изучаемой эпохи наиболее полно и рельефно выражены историко-культурные особенности региона. В этом отношении, исследование раннефеодальных городв вызывают особый интерес в связи с определением степени их влияния на последующее городское строительство Средней Азии, на формирование исламской градостроительной традиции также на определение степени влияния других регионов.

Для Республики Таджикистан данная проблема (городское строительство и типология городов IX- начала XIII вв.) является актуальной в связи с большим размахом строительства новых городов и исконно традиционных в прошлом общественных и культовых зданий (махаллинские советы, мечети, медресе, и др.)

Вышеперечисленные мотивы, а также необходимость восполнить некоторый пробел в изучении вопросов формирования и развития, творческих взаимосвязей в городском строительстве, а также возможность использования положительных историко-культурных традиций, в том числе архитектурно-художественных, определяют актуальность обращения к ней для специального научного исследования.

Степень изученности темы. История градостроительства Мавераннахра и Хорасана1Х - начала XIII вв. ранее не была объектом специального диссертационного исследования. Комплексное изучение (на основе архивного и письменного наследия) позволяет более конкретно воссоздать подлинную историю городской жизни и хозяйства региона. Все это в целом определило выбор данной темы как темы диссертационной работы. Поэтому «История городов» и градостроительство на историческом Мавераннахре и Хорасане является новой и неизученной темой. Историческая наука располагает огромным археологическим материалом по архитектуре, зодчеству, декорации, оформлении, планировке, отделке зданий1Х-ХШ веков, которые характеризуют степень культуры эпохи, но не градостроительства. Также огромное письменное наследие освещающее разные вопросы истории в1Х-ХШ веков, также не может расскрыть полноту городской жизни эпохи. При этом автор диссертации никак не умаляет того огромного вклада, который внесли востоковеды конца XIX и XX веков в изучение градостроительства. Однако в специальной литературе довольно много работ, посвященных истории и строительству домонгольского периода. Среди них следует назвать труды русских востоковедов, таких как

Бартольд В.В.1, Агаджанов С.Г.2, Гордлевскоий В.3, Хмельницкий С.Г.4, Петрушевскоий И.П.5, Массой В.М.6, Прибыткова A.M.7, Пугаченкова Г.А.,. Ремпель Л.И., Ртвеладзе Э.В.8, Караев О.9, Ставиский Б.Я.10, Мукимов Р.С, Мирбабаев А.К.11 др.

Все перечисленные труды авторовнаписаноисключительно на основе археологическогоа иногда письменного материала. Очень редко на основе историко-географических сведенийиногда их историко культурного значения для всего историко-культурного региона, таких как Центральная Азия, Средняя Азия, или в слишком узком сугубо региональном их назначении. Например, как города Туркмении, Узбекистана, Афганистана, Ирана и т.д.

В таком постановке вопроса можно заметить работы и по Таджикистану: города Северного Таджикистана, -Юга Узбекистана,Туркменистана северного Афганистана и северно-восточного Ирана и т.д. То есть, учёные Таджикистана также внесли свою лепту в изучение истории и строительной культуры Хорасана и МавераннахраГХ-начала XIII вв. Академик Гафуров Б.Г. в своих крупных трудах, применительно к территории современного Таджикистана. Однако эти работы также написаны на основе археологических раскопок. Только на

'Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия //Соч. М., ИВЛ, 1963. т.1. 758 с; Его же. Али-Тегин// Соч. M., ИВЛ, 1963. -T.2 (2). С. 491-492: Его же. Тохаристан// Соч. М„ Наука, 1965. T.3. С. 514-515; Его же. Хутгал // Соч. T.3. С. 555-557; Его же. Термиз // Соч. Т.З. С. 504-508; и др.

2Агаджанов С.Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX-XIII вв.- Ашхабад: Илым, 1969; Его же.

Государства сельджукидов и Средняя Азия в XI-XI1 вв. М.: Наука, 1991.

3Гордлевский В. Государства Сельджукидов в Малой Азии/Избр.: Соч. М., ИВЛ, 1960. Т. 1.

4Хмелницкий С. Между Саманидами и монголами. Архитектура Средней Азии XI- начала XIII вв. Берлин-

Рига, 1996.

5Петрушевский И.П. Ислам в Иране. Л., 1966.

6Масон В.М., Ромодин B.A. История Афганистана. -M., Наука, 1964. Т.1. -463 С.

7Прибыткова А.М. Памятники архитектуры XI в. в Туркмении. -М., 1953.

8Пугачёнкова Г.А., Пути развития архитектуры Южного Туркменистана поры рабовладения и феодализма. -M., 1958;. Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И., Выдающиеся памятники архитектуры Узбекистана. -Ташкент, 1958; Пугачёнкова Г.А., Ремпель Л.И.. История искусства Узбекистана (с древнейших времен до середины XIX века). - M., 1965; Пугачёнкова Г.А., Ртвеладзе Э.В. Северная Бактрия и Тахаристан. Очерки истории и культуры: древность и средневековье. -Ташкент, Фан, 1990.218 с. и др.

'Караев О. История караханидского каганата (X-начала XIII вв.). - Фрунзе,: Илым, 1983. - 301 с.

10Ставиский Б .Я. Введение в историю и культуры и искусств народов Средней Азии. - М., 1992.

"Мукимов P.C. История и теория таджикского зодчества. -Душанбе, 2002. -464 с; Он же. История и теория таджикского градостроительства. - Душанбе, 2009. - 540 е.; Мирбабаев А.К. Мукимов P.C., Мукимова С.Р. Мадраса Мавераннахра и Хорасана. -Душанбе, 1998. Мирбабаев А.К. История Мадраса Таджикистана. Часть I и II. -Душанбе, 1994 и др.

частные вопросы истории городов и градостроительства Средневекового Мавераннахраи Хорасана обратил свое внимание академик Гафуров Б.Г. в своих крупных трудах, таких как«История таджикского народа» (в кратком изложении), «Таджики» и др., исследовал историю государства Газневидов, Караханидов, Сельджукидов и Хорезмшахов. Автор наряду с изложением политической и экономической истории, дал историческую оценку культурной политике правителей и особенности ее формирования. По мнению Гафурова Б.Г., «вторая половина XI- начала XIII в. занимает в истории и культуре народов Средней Азии большое место. Объединение Маверанннахра, Хорасана и Тохаристана вокруг одного центра, происшедшее при Сельджукидах, возродило культурную деятельность в таких городах, как Нишапур, Мерв, Балх и частично Герат»1.

В специальной литературе довольно много трудов, посвященных исследованиям культуры домонгольского периода. Это, в основном публикации отдельных зданий или комплексов, но есть и монографии, материал которых ограничен определенным регионом или более широким временным пределом. Среди них следует назвать книги М.С.Булатова, В.Л.Ворониной,3 Б.Н.Засыпкина,4 В.Л.Лаврова,5 Л.Ю.Маньковской,6

ч о 1

Р.С.Мукимова и С.М.Мамаджановой, В.А.Нильсена, А.М.Прибытковой, М.А.Рузиева,2 С.Г.Хмельницкого3 и др.

'Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. -Душанбе, Ирфон, 1989. Кн. II. -С.163; см. также: История таджикского народа (в кратком изложении). - М.: Наука 1955 и др.

2 Булатов М.С.Мавзолей Саманидов-жемчужина архитектуры Средней Азии. - Ташкент. Фан, 1976: Его же. Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии IX-XV вв. - Изд. 2-е. - М.: Наука, 1988.

3 Воронина В.Л. Конструкции и художественный образ в архитектуре Востока. - М.: - Стройиздат, 1977.

4 Засыпкин Б.Н. Архитектура Средней Азии. - М.: АА СССР, 1948.

5 Лавров В.Л. Градостроительная культура Средней Азии с древнейших времен до второй половины XIX в. — -М.: Госстроийиздат, 1950.

6 Маньковская Л.Ю. Типологические основы зодчества Средней Азии (IX-начало ХХвв.). - Ташкент: Изд. «Фан», 1980.

7 Мукимов P.C., Мамаджанова С.М., Зодчество Таджикистана. - Душанбе: МАориф, 1990; Мамаджанова С.М. История национального зодчества. Учебное пособие. - Душанбе: Мерос, 1993; Мамаджанова С. Мукимов Р. Энциклопедия памятников средневекового зодчества Таджикистана. - Душанбе МЕрос, 1993; Мамаджанова С., Мукимов Р. Мечети Таджикистана - Душанбе: МЕрос, 1994; Они же. Мазары Таджикистана - Душанбе: Мерос, 1995: Мукимов P.C. История и теория таджикского зодчства. Душанбе: ТТУ, 2002; Мукимов Р., Хакимов H. - Строительная культура Гиссарской долины IX-XX вв. - Душанбе: Таджик НИИПАГ, 2003.

8 Нильсон B.A. Монументальная архитектура Бухарского оазиса XI-XII вв. - Ташкент. Фан, 1956.

Весьма многочисленны статьи и очерки, опубликованные в различных научных и научно-популярных изданиях, где освещались не только отдельные вопросы архитектурно-художественных и строительных особенностей отдельных памятников 1Х-Х вв., но и историко-культурные и социально-экономические аспекты формирования народного творчества. Проанализируем значимые и обобщающие труды исследователей, начиная с первых упоминаний о монументальном зодчестве 1Х-Х вв.

Наиболее ранние упоминания о ряде памятников раннего исламского периода мы встречаем в сообщениях арабоязычных, арабских, таджикских и иных ученых, путешественников, историков, библиографов, в трудах которых упоминаются памятники исследуемого нами периода. К ним следует отнести, например, таджикского историка Мухаммада Наршахи (899-959 гг.), который в своей книге «История Бухары» пишет о ряде памятников столицы Саманидского государства - Бухары, в частности, о мечети на базаре Мох, построенной Кутайба ибн Муслимом (828-889 гг.).4 Он пишет о строительстве визирем Джайхани в 918-919 гг. минарета в Бухаре.5 По письменным источникам известно об ансамбле дворца Саманидов в бухарской местности Джуи Мулиян,6 который окружали обширные сады, рощи, цветники и другие сооружения (гостиницы, сараи и пр.), письменные источники сообщают также о наличии дворцов и в Искиджкабе близ Бухары, в Самарканде, Худжанде, Бунджикате и в других местах. Великолепные дворцы существовали в Термезе и Хульбуке, подтвержденные нынешними археологическими раскопками. Здание бухарской дворцовой библиотеки Саманидского правителя описал Абуали

1 Прибытков A.M. - Строительная культура IX-XII вв. - M.: - Стройиздат, 1973.

2 Рузиев М.А. Резное дерево Чорку. - Душанбе: Дониш, 1975.

3Хмелвницкий С.Г. Между арабами и тюрками. - Рига: Гмаджун, 1992; он же. Между Саманидами и монголами. Архитектура Средней Азии IX-начала XIII вв. Часть первая. - Берлин-Рига: Гамаджун, 1996.

4 Наршахи М. История Бухары. - Ташкент, 1897. - С. 118

5Там же. - С. 66.; Cambridge History of Iran: Form the Arab unvas