автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему: Фольклор как идиостилевой фактор в "Повести дивной" Владимира Трегубова
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Манакова, Екатерина Владимировна
Введение.
Глава I. Старообрядчество Зауралья. Историко-этнографический очерк.
1.1. Появление и распространение старообрядчества в Зауралье.
1.2. Формы протеста старообрядцев.
1.3. Книжная рукописная традиция.
1.4. Биография оренбургского казака-старообрядца В. Трегубова. .42 Выводы.
Глава II. Фолькпорно-мифологические основы хронотопа «Повести дивной».
2.1. Категория пространства - художественного текста и ее осмысление.
2.2. Дуалистическая пространственная картина мира.
2.3. Фольклорная символика границы.
2.4. Образ леса.
2.5. Фольклорные истоки образа Беловодья.
2.6. Семантическая парадигма дороги.
2.7. Категория художественного времени.
2.8. Темпоральная структура «Повести дивной» в ее взаимосвязи с фольклорной традицией.
Выводы.
Глава Ш. Фольклорная символика камня в "Повести дивной".
3.1. Полисемантичность камня в разных культурах.
3.2. Представления о связи камня со смертью.
3.3. Камень как символ опоры.
3.4. Сема крепости камня.
3.5. Камень - магическая сила.
3.6. Когнитивная символическая функция камня.
3.7. Сакральная семантика каменных гор.
Выводы..
Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Манакова, Екатерина Владимировна
Старообрядчество как общественно-религиозное движение сыграло значительную роль в истории Зауралья. В этой связи тезис о том, что ".осмысление истории края в общем невозможно без изучения старообрядчества как важной составной регионоведения"1, представляется бесспорным.
В последние годы наблюдается усиление интереса к старообрядчеству разных регионов России, в том числе и Зауралья. "Значительная консервация архаического фонда различных форм культуры в среде старообрядчества Зауралья"2 определила пристальное внимание исследователей к культурному потенциалу, нашедшему отражение в письменном слове и в различных формах обрядовой практики.
Современная постановка различных проблем старообрядчества обусловила наше обращение к "Повести дивной", написанной зауральским казаком - старообрядцем Владимиром Трегубовым во второй половине XIX века. "Повесть дивная" лишь недавно введена в науку H.H. Покровским. Ей посвящены публикации H.H. Покровского3 и В.П. Федоровой.4
H.H. Покровский рассматривает "Повесть дивную" в историческом аспекте - в связи с антифеодальным протестом сибирского крестьянства. Предметом изучения стала содержательная сторона произведения.
1 Савицкая О.Н. Старообрядцы // История Курганской области (Церковь Южного Зауралья в досоветский период). - Т.4. - Курган, 1998. - С. 295.
2 Федорова В.П. Свадьба в системе календарных и семейных обычаев старообрядцев Зауралья. - Курган, 1997.-С. 211.
3 Покровский H.H. Путешествие за редкими книгами. -М., 1984.; Он же. Биография оренбургского казака // Исследование по истории общественного сознания эпохи феодализма в России. - Новосибирск, 1984.
4 Федорова В.П. Свадьба в системе календарных и семейных обычаев старообрядцев Зауралья. - Курган, 1997. - С.27-39; Она же. Крестьянские писатели Зауралья//Наука и образование Зауралья. - 1997. - №1. - С. 54-59.; Она же. «Повесть дивная» В.ТрегубоваУ/Фольклор и литература Зауралья: Учебное пособие для учителей и учащихся: В 2тJ Сост. В.П. Федорова. - Курган, 2000. T.1. - С.48-59. 5
Обращение В.П. Федоровой к "Повести" продиктовано интересом к проблемам краеведения. Она сделала первые попытки рассмотреть произведение как памятник старообрядческой литературы Зауралья.
Этими работами ограничивается круг научной литературы о "Повести дивной". Художественная природа произведения еще не стала объектом специального исследования.
В изучении произведений старообрядческой письменности утвердились три подхода. Первый - исторический, второй - археографический, недавно стал утверждаться филологический. Первый и второй во многом перекликаются. Памятники письменности исследуются в соответствии с современными требованиями, выявляется их содержательная сторона. Внимание сосредоточивается на исторических, социальных, религиозных, мировоззренческих представлениях защитников старинных заветов, их исканиях, верованиях.1 Методологической основой таких подходов является убеждение в том, что созданное старообрядцами - не литература. Так Н.С. Гурьянова пишет: "Несмотря на то, что авторы-старообрядцы для выражения своих идей пытались использовать традиционные жанрово-стилевые формы древнерусской литературы, их сочинения нельзя назвать литературно-художественными". 2
Исторический и археографический методы подготовили возможность современного филологического аспекта исследования старообрядческой литературы. Названный аспект наметился в 50-е годы XX века в связи с
1Покровский H.H. Новые сведения о крестьянской старообрядческой литературе Урала и Сибири ХШвека // ТОДРЛ. - Л., 1976.T.30. -С.173-198.; Поздеева И.В. Верещагинское территориальное книжное собрание и проблемы истории духовной культуры русского населения верховьев Камы 11 Русская письменная и устная традиции и духовная культура. - Изд-во МГУ, 1982. - С. 91-127.; Никитина С.Е. Устная традиция в народной культуре русского населения Верхокамья // Русская письменная и устная традиции.-С.91-127.; Круглова Т. А. Обзор кириллических рукописных книг Молдовско-Украинской коллекции Московского университета//Русская письменная и устная традиции.-С.128-141.; Дергачева-Скоп Е.И. «Сердца болезна сестры убодающь остен. .»-рукописный плач середины XY111 в. // Научные библиотеки Сибири и Дальнего Востока.-Новосибирск, 1978.Вып. 14: Вопросы книжной культуры и Дальнего Востока,- С.45-51.; ГурьяноваН.С. История и человек в сочинениях старообрядцев XYIII веке. - Новосибирск, 1997.
2 Гурьянова Н.С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. - Новосибирск, 1988.-С.5. 6 изучением наследия протопопа Аввакума.1 Еще Н.К. Гудзий писал в свое время об Аввакуме, что его сочинения "стали выдающимся явлением старой русской литературы независимо от того идейного наполнения, которое им присуще".2
Сравнительно недавно наметился новый аспект филологического подхода: тщательный комментарий к старообрядческим произведениям, изучение дискурса старообрядческих памятников и книг священного Писания,' традиций отцов церкви, произведений византийских и других авторов.3
Специфика художественности произведений старообрядческой книжности справедливо отмечена О.Н. Бахтиной: "Сочинения старообрядцев не являются художественными с точки зрения новой европейской литературы, они продолжают традицию древнерусской книжности, которая также не являлась художественной в полном смысле этого слова. Основные жанры древнерусской литературы — проповеди, жития, послания, наставления, поучения, торжественные слова, нравоучительные слова, летописи и т.д. - создавались по другим законам, чем романы и повести. Само понятие художественности в приложении к старообрядческой литературе должно наполняться новым содержанием. Старообрядческая литература, несомненно - не только исторический или идеологический материал, но и проявление Слова. Слово в старообрядческой литературе можно определить как каноническое (обрядовое), но не художественное".4
Канонизм литературы старообрядчества во многом детерминирован общей установкой на традиционализм. Стержневым понятием в религиозной
1 Гусев В.Е. Заметки о стиле «Жития» протопопа Аввакума ¡1 ТОДРЛ. Т. 13,- М, Л., 1957. - С.273-281.; Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания: Исследования и тексты.-М. , 1963.; Малышев В.И. Заметки о рукописных списках Жития протопопа Аввакума // ТОДРЛ.Т. 10. - Л., 1954. - С. 43 5-446.
2 Гудзий Н.К. История древнерусской литературы. - М., 1966. - С.482.
3 Напр., Титова Л.В. Источники послания дьякона Федора сыну Максиму // Исследование по истории литературы и общественного сознания феодальной России. - Новосибирск, 1992,- С.70-79.
4 Бахтина О.Н. Книга и Слово в старообрядческой системе ценностей // Мир старообрядцев. Живые традиции: результаты и перспективы комплексных исследований русского старообрядчества. - М., 1988. -Вып.4. - С. 167. 7 и нравственной жизни старообрядцев, в том числе и зауральских, выступала верность традиции: учению, обрядам, обычаям, поведению и т. д. Менталитет сибиряков-старообрядцев охарактеризовал Л.Н. Толстой: "Сибирский крестьянин набожен, но эта набожность особого свойства. Она в уважении обрядов, традиций нашей крестьянской истории. Хранителем свойств крестьянского сознания является ретроспективность и исторический рационализм. «Чем древнее, тем подлиннее» - такова максима сознания сибирского крестьянства."1
То обстоятельство, что распространение старообрядчества оказалось исторически связанным с народной крестьянской средой, предопределило доминирующую функцию фольклорной традиции в произведениях старообрядческой книжности. "Старообрядчество представляло в русской культуре такое движение, которое объединило тенденции к демократизации духовной культуры христианства и к оцерквлению крупных пластов народной фольклорной культуры".2 В этой связи исследование "Повести дивной", написанной крестьянским писателем-старообрядцем, в аспекте взаимодействия ее с фольклором представляется закономерным.
Проблема литературного фольклоризма - одна из актуальных в фольклористике. Ее разработке посвящены работы П.С.Выходцева, Б.Н.Путилова, В.Г. Гусева, У.Б. Далгат, В.И. Чичерова, Д.Н. Медриша, А.И.Лазарева3 и других исследователей.
1 Толстой Л.Н. Сибирский крестьянин // Зауралье в панораме веков. - Курган, 2000. - С. 124.
2 Савицкая O.H. Старообрядцы // История Курганской области. Т. 4. - С. 296.
3 Выходцев П.С. Советская литература и устное народно-поэтическое творчество // Русский фольклор Материалы и исследования. - М., 1962.; Гусев В.Е.Типология фольклоризма // Понятия и явления фольклоризма: Докл. междунар. конф. фольклористов. -Кечкемет, 1981.; Путилов Б.Н. О некоторых прблемах фольклоризма // Вопросы советской литературы. Вып. 4. -С. 45-56.; Далгат У.Б. Литература и фольклор: Теоретическте аспекты. - М., 1981.; Медриш Д.Н. Взаимодействие двух словесно-поэтических систем как междисциплинарная теоретическая проблема // Русская литература и фольклорная традиция: Сб. статей. - Волгоград, 1983.; Лазарев А.И. Типология литературного фольклоризма: Учеб. пособие. Урал, гос. ун-т, Челяб. гос. ун-т. - Челябинск, 1991. 8
Долгое время вопрос о взаимоотношении литературы и фольклора решался путем выделения в том или ином произведении элементов устной народной поэзии - отрывков из былин и сказок, пословиц и поговорок. Недостаточность такой методологии стала осознаваться в 80-е годы XX века. Если раньше при изучении литературно-фольклорных связей исследователи уделяли особое внимание установлению источников, выявлению фольклорных элементов в литературных произведениях, то теперь акцент делается на "установлении самого типа фольклоризма, характера связей, логики отношений между литературой и фольклором на разных общественно-исторических и идейно-эстетических уровнях."1 У.Б.Долгат дала определение фольклоризма, близкое к его современной трактовке: "фолышоризм -сознательное отношение писателей к фольклорной эстетике".2
В середине 80-х годов появились работы Д.Н.Медриша, посвященные изучению "взаимодействия двух словесно-поэтических систем" - литературы и фольклора. Критикуя исследователей, в трудах которых "фольклоризм писателя сводится обычно к заимствованию (пусть даже с последующим переосмыслением и включением в новую художественную структуру) определенного, твердо установленного набора фольклорных элементов и свойств", Д.Н. Медриш в своей формуле фольклоризма выделяет следующее положение: "в реальное взаимодействие вступают не просто элементы одной системы с другой системой, а две целостные и взаимосвязанные системы -фольклор и литература".
В 90-годы определилась Челябинская школа изучения проблемы фольклоризма. Однако наблюдения заключительного характера сделаны в
1 Далгат У.Б. Литература и фольклор: Теоретические аспекты. - М. , 1981. - С. 4.
2 Там же.
3 Медриш Д.Н. Взаимодействие двух словесно-поэтических систем как междисциплинарная теоретическая проблема// Русская литература и фольклорная традиция: Сб. статей. - Волгоград, 1983. - С. 5-6. 9 одной работе - в учебном пособии А. И. Лазарева "Типология литературного фольклоризма".1 Исследователь предлагает свое понимание фольклоризма. Для него это "особый способ образного пересоздания жизни, основанный на народных принципах типизации и соответствующей им фольклорной л эстетике". А.И.Лазарев разработал историческую типологию фольклоризма, позволяющую охарактеризовать взаимоотношение литературного произведения любого направления с фольклором. Вместе с тем он говорит о сложности проблемы и о "необходимости вести частные изыскания для обобщающих выводов".3
Проблема фольклоризма остается открытой и далекой от своего завершения до сих пор. Одно из наиболее перспективных направлений в ее современной разработке - накопление материалов по исследованию взаимодействия литературы и фольклора на примере конкретных произведенй, позволяющее делать общетеоретические выводы (то, о чем говорил А.И.Лазарев).
Объектом исследования диссертации стала "Повесть дивная" В. Трегубова, датируемая второй половиной XIX века.
Предметом нашего изучения является фольклорная традиция, пронизывающая всю художественную структуру произведения и определяющая особенности идиостиля В. Трегубова. Под идиостилем мы понимаем "индивидуальный стиль автора"4 Доминанта фольклорной традиции, сохранившей "неизменную архаическую сущность"5,
1 Лазарев А.И. Типология литературного фольклоризма: Учеб. пособие. Урал. гос. ун-т, Челяб. гос. ун-т. -Челябинск, 1991. - С. 14.
2 Там же. - С. 16.
3 Там же.
4 Литературный энциклопедический словарь / Под общ.ред. В.М.Кожевникова и П. А.Николаева. - М., "Советская энциклопедия", 1987. - С. 165.
3Фрейденберг О.МВведение в теорию античного фольклора//Миф и литература древности.-М.,1978.~С. 25
10 рассматривается в ее взаимосвязи с архетипическими мифологическими элементами.
На наш взгляд, в формировании идиостиля В.Трегубова участвует комплекс фолыслорно-мифологических "ассоциаций", определяющих художественное своеобразие произведения и логику развития повествования.
Цель работы - в выявлении данных "ассоциаций" и в анализе их идейно-функциональной и сюжетообразующей направленности.
Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Провести ретроспективный анализ состояния проблем крестьянской старообрядческой литературы Южного Зауралья, ее связей с историческими, социальными, экономическими условиями края.
2. Выявить условия, способствовавшие широкому введению в "Повесть дивную" фольклора.
3. Выявить круг фольклорных жанров, оказавших влияние на "Повесть".
4. Установить элементы фольклорной традиции, обусловившие идейно-художественное своеобразие произведения.
5. Проанализировать связь "Повести" с фольклором на уровне хронотопа, показать народные принципы изображения пространства и времени.
6. Определить характер взаимодействия "Повести" с фольклором на основе анализа символики. Рассмотреть фольклорные истоки одного из сквозных символических образов "Повести" - камня.
7. Исследовать воздействие фольклора на уровень сюжетостроения.
Для достижения поставленной цели мы исходим из позиции Ю.М.
Лотмана, утверждавшего, что идейное содержание произведения представляет собой структуру в виде иерархии взаимосвязанных элементов: сюжетных, композиционных, образных и иных. Идея произведения, таким образом, есть сложно построенный смысл, реализованный в виде модели,
11 воссоздающей некий образ действительности.1 "Исследователь литературы, -писал Ю.М. Лотман, - который надеется постичь идею, оторванную от авторской системы моделирования мира, от структуры произведения, напоминает ученого-идеалиста, пытающегося отделить жизнь от той конкретной биологической структуры, функцией которой она является"2. Следовательно, при анализе художественной логики событий исследователь должен установить роль, место и значение всех, элементов произведения в их взаимосвязи. Заявленная нами проблема связана с определением художественной целостности и структурной функциональности произведения, обусловливающих реализацию идеи во всей ее полноте и незаурядности смысла.
Цель диссертации определила ее структуру. Первая глава посвящена рассмотрению истории старообрядчества Южного Зауралья, а также роли книжной традиции в ее среде. Данный подход позволяет осмыслить тот фундамент, на котором вызрело стремление Владимира Трегубова осмыслить в слове свою жизнь и жизнь сподвижников, высказать свою заветную мечту, рассказать о времени и о себе. В главе книжная традиция Зауралья рассматривается как основа мыслящего крестьянского писателя, верного "древлему" благочестию. Наблюдения и выводы по поводу старообрядческой ментальности, нашедшей отражение в книжности староверов, проясняют истоки такого широкого введения фольклора в "Повесть дивную".
Во второй главе диссертации в соответствии с концепцией Ю.М. Лотмана мы считаем целесообразным начать анализ "Повести дивной" с рассмотрения фольклорно- мифологических основ ее хронотопа как одного из основных уровней отношений художественных элементов текста.
Категории художественного пространства и времени организуют всю композицию художественного произведения в широком смысле - построения
1 Лотман Ю.М. Структура художественного текста. ~М., 1970. -С.19
2 Гам же.
12 сюжета и образной системы. Понять поведение людей, ритм жизни, отношение к ней, отражение человека в искусстве возможно только через конкретное познание пространства и времени. Через хронотоп мы изучаем представление писателя о мире и человеке, так как человек и все сущее определенным образом размещено в пространстве и времени. Поэтому обращаясь к человеку конкретного времени и пространства, писатель высказывает собственное отношение к происходящему, то есть к самой жизни. Хронотоп - мировоззренческий маркер произведения, помимо своей сюжетообразующей функции позволяющий делать выводы об его идейной направленности.
Рассмотрение архетипической модели хронотопа "Повести дивной", объединяющей сюжетно-композиционные и идейно-эстетические элементы структуры художественного текста, представляется основополагающим для выявления фольклорных "ассоциаций" в произведении. Древнее мифологическое противопоставление "своего" и "чужого" пространств, нашедшее разнообразное отражение в широком круге произведений фольклорных жанров, актуально для "Повести". Пространственная семиотика произведения, основанная на противопоставлении земного небесному, мирского - спасительному, святого - грешному совпадает с представлениями о мироздании религиозных жанров фольклора, в частности, духовных стихов. Нежелание пребывать в царстве Антихриста заставляет героя отправляться в дорогу в поисках "своей" стороны. Разнонаправленная и состоящая из множества малых отрезков дорога в "Повести дивной" метафорически оформляется в путь страдания и укрепления веры, а также путь поиска смысла жизни. Путь этот может быть назван "истинным" и "спасенным" в соответствии с топикой духовного стиха.
Анализ влияния фольклорной традиции на "Повесть дивную" продолжен нами в III главе. За основу сопоставления произведения с фольклором взята поэтика. Под поэтикой понимаем "совокупность средств,
13 приемов, методов, применение которых придает произведениям словесного искусства их специфический характер"1.
Сквозным в "Повести дивной" является образ камня. Он - один из наиболее значимых элементов поэтической структуры произведения. Данный образ определяет художественную специфику "Повести" как произведения, взаимодействующего с фольклорной традицией: основные фольклорные символико-семантические значения камня сохранены в "Повести". Камень в произведении несет в себе пучок фольклорных образных сем-значений. Он ассоциируется с загробным миром. Камень - символ твердости, крепости, магической силы, "истинного" знания. Наконец, общая сакрализованность камня нашла отражение в реализовавшейся в произведении мифологеме каменных гор - ''чистого" и "святого" пространства. Камень в "Повести" -основополагающий образ и в развитии сюжета. Он или заканчивает одну из сюжетных линий, или определяет магистральные направления развития сюжета. Таким образом, образ камня - элемент сразу нескольких уровней организации художественного текста, что позволяет определить его, исходя из позиции Ю.М. Лотмана, как маркер идейного содержания произведения. Поэтому этот образ был выбран нами в качестве объекта исследования для определения художественной природы "Повести дивной".
Актуальность темы настоящей диссертации обусловлена современными проблемами старообрядческой духовности, а также задачами краеведения. Актуальность связана и с неизученностью произведения в филологическом аспекте - конкретно в его связях с фольклором. Представляется, что рассмотрение художественной специфики "Повести дивной" расширит представление о старообрядческой традиции книжности Зауралья. Исследование проблемы фольклорного воздействия позволит увидеть "Повесть дивную" во всей полноте ее фольклорно-литературных связей, раскрывающих глубину и богатство смысловых коннотаций, что, в
1 Пропп В. Поэтика фольклора.-М.)1988.-С.24.
14 свою очередь, дополнит и расширит понимание авторского замысла и его воплощения в художественной ткани произведения.
Теоретическая значимость исследования заключается в дальнейшем развитии теории литературного фольклоризма. Впервые исследована творческая индивидуальность зауральского писателя В.Трегубова, опиравшегося на развитые фольклорную и книжную традиции края.
Практическая ценность работы состоит в том, что сделанные в диссертации наблюдения и выводы могут быть использованы в качестве материала для лекций, спецкурсов и семинаров по фольклору, древнерусской литературе, фольклорному и литературному краеведению.
В диссертации для сопоставления "Повести" с фольклорными текстами в качестве основных выбраны сравнительно-типологический и генетический методы. Кроме этого, использованы элементы семиотического, интертекстуального и структурного анализа.
Обсуждение работы осуществлялось на заседании кафедры истории литературы и фольклора.
По теме диссертации имеются 8 (восемь) публикаций.
15
Заключение научной работыдиссертация на тему "Фольклор как идиостилевой фактор в "Повести дивной" Владимира Трегубова"
152 выводы
Очерченные нами рамки контекста широкого круга произведений различных фольклорных жанров убеждают в преемственности "Повести дивной" по отношению к фольклорной традиции на уровне поэтики.
В выявлении фольклорных аллюзий на данном уровне организации художественного текста за основу был взят элемент фольклорной поэтической топики - образ камня, позволяющий выявить типологические связи Повести с большинством фольклорных жанров.
В результате проведенного анализа "Повести" и сопоставления ее с произведениями устного народного творчества обнаружено, что образ камня в исследуемом памятнике содержит в себе тот же символический подтекст, что и в фольклоре.
С фольклорной эстетикой объединяет "Повесть" основное семиотическое значение камня в фольклоре. Это сема, основанная на древних мифологических представлениях, - "принадлежащий загробному миру, пограничный с ним".
Употребление эпитета "кменны" в отношении умерших героев "Повести" обусловило наше обращение к мотиву окаменения в фольклоре. Выяснилось, что по своей семиотической наполненности авторский эпитет укладывается в смысловые рамки реализации указанного мотива в произведении устного народного творчества.
Объединяет "Повесть" с фольклором символическая ассоциация "камень - полифункциональный сакральный предмет". Просьба Владимира Трегубова даровать ему камень истолкована нами как восприятие героем камня во всем многообразии его фольклорных значений, связанных с реализацией данной ассоциации.
Представления о сакральности камня в "Повести" нашли отражение в
153 мифологеме гор как святого, "чистого" пространства - аналога "божьего мира".
Таким образом, мы пришли к выводу, что фольклорный образ камня в "Повести дивной" Владимира Трегубова несет в себе всю систему образно-символических ассоциаций, которые он реализует в произведениях устного народного творчества.
Образ камня в исследуемом памятнике определяет собой логику повествования: он намечает наиболее значимые для реализации идейного плана произведения сюжетные ходы и завершает "Повесть".
154
Заключение
В настоящем исследовании мы рассмотрели идейно-художественное своеобразие "Повести дивной" в аспекте ее взаимодействия с фольклорной традицией.
В процессе изучения были решены поставленные задачи и сделаны следующие выводы:
1. Историческими условиями, подготовившими появление "Повести", является своеобразие Южного Зауралья как крупного старообрядческого центра.
2. Изучение материалов позволяет говорить о значительности устной и рукописной традиций книжности Зауралья. Предметом особого внимания стали редкие рукописные книги, свидетельствующие о стремлении старообрядцев использовать поэтическое слово в отстаивании веры, обрядов. Бережное отношение к поэтическому слову метонимически обусловило высокую оценку книги как сакрального предмета.
3. В основе "Повести" лежат достоверные исторические события. Это позволяет рассматривать ее как средство изучения религиозного сознания и одну из форм антифеодального протеста, демонстрирующую осознание литературного творчества как способа борьбы в защиту своих убеждений.
4. Вместе с тем "Повесть" - ключ к пониманию личности крестьянского писателя-старообрядца. Социальный статус Владимира Трегубова и развитая фольклорная традиция - основы, на которых сложилось обращение писателя к фольклору. Публикации XIX века и собирание его в позднее время позволяет говорить о сильной фольклорной традиции в старообрядческой
155 среде Южного Зауралья. Подтверждение тому - богатые фольклорные коллекции кафедр литературы Курганского государственного университета и Шадринского педагогического института.
5. "Повесть дивная" в результате освоения писателем фольклора может быть рассмотрена как источник исследования народной культуры XIX века Зауралья.
6. По нашим наблюдениям, фольклор является одним из организующих компонентов идиостиля В.Трегубова. Взаимодействие "Повести" с фольклором проявляется на разных уровнях организации художественного текста.
7. На уровне хронотопа оно привело к типологии изображения пространства в "Повести дивной" и фольклоре.
Пространство в произведении организовано мифологической оппозицией "своего" и "чужого" пространств, получившей разнообразное воплощение в различных фольклорных жанрах. Семиотика основных пространственных образов в "Повести" -дороги, леса, реки - совпадает с символическими значениями, присущими им в фольклоре.
Нами установлена идентичность изображения времени в "Повести" и фольклоре. Время в "Повести" так же сакрально, качественно неоднородно, как и в произведениях устного народного творчества. Кроме того, концепция времени как трехчленной парадигмы основана на фольклорно-мифологической триаде, отразившей взгляды первобытного человека на мироздание.
8. Фольклорное воздействие в "Повести дивной" проявляется на уровне поэтики. За основу выявления типологической общности произведения с фольклором избран один из сквозных для последнего образ камня. Фольклорная полисемантичность камня
156 отразилась в «Повести дивной». Сохранены основные символические значения данного образа: сема связи с загробным миром, значения опоры, твердости, крепости, истинного знания, магической силы.
9. Уровень сюжетостроения "Повести" также отмечен влиянием фольклорной традиции. Сюжет произведения организуется по универсальной мифопоэтической схеме, принятой в фольклоре. Герой-медиатор В. Трегубое, способный противопостоять некоему тотальному деструктивному началу, вступает на путь открытой борьбы со своим антагонистом (в "Повести" - царем-Антихристом). Сравнительно-типологический анализ выявил, что пространственные передвижения героев - сюжетообразующий стержень для былин, сказок и большинства духовных стихов. В подобной функции выступают они и в «Повести дивной». Поэтические символы в произведении кроме своей художественной значимости становятся элементами сюжета. Так, образ камня направляет магистральное развитие сюжета, заканчивает одну из основных сюжетных линий и завершает "Повесть".
10. Идейно-художественное своеобразие "Повести дивной" позволяет рассматривать ее не только как памятник старообрядческой литературы Зауралья, но и как достояние культуры России в целом.
157
Список научной литературыМанакова, Екатерина Владимировна, диссертация по теме "Фольклористика"
1. Трегубов В. Повесть дивная. Рукопись хранится в Отделе редких книг СО: РАН.
2. Аввакум протопоп. Снискание и собрание о божестве и о твари и како созда бог человека // Пустозерский сборник (Автографы сочинений Аввакума и Епифания ) / Изд. подгот. Н.С. Демкова, Н.Ф.Дробленкова, А.И. Сазонова: Отв. ред. В.И. Малышев. Л. , 1975.
3. Агеева Е. А. Из истории старообрядческих центров // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1998. - С.6-14.
4. Азбелев С. Н. О подразделении несказочной прозы . М., 1986.
5. Аникин В. П. Теория фольклора: Курс лекций. М. , 1996.
6. Аникин В. П. Русское устное народное творчество. М. , 2000. .
7. Арутнюнова Н. Д. Путь по дороге и бездорожью // Логический анализ языка. Языки динамического мира. Дубна, 1999.
8. Архив кафедры литературы КГУ. Коллекция "Ильино-91".
9. Архив кафедры литературы КГУ. Колекция "Неонилино 94".
10. Архив кафедры литературы КГУ. Коллекция "Духовные стихи -Юргамыш".
11. Архив кафедры литературы КГУ. Коллекция "Ильино-87".
12. Архив кафедры литературы КГУ. Коллекция "Ирюм 88."
13. Архив кафедры литературы КГУ. Коллекция " Духовные стихи Курган". 14-Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. - М. , 1991 .1. Т.З.
14. Афанасьев А. Н. Языческие предания об острове Буяне // Афанасьев А.Н. Избранные сочинения. - М. , 2000.158
15. Байбурин А. К. Семиотический стату вещей и мифология // Материальная культура и мифология. Сборник музея антропологии и этнографии. JI. , 1981. Т. 37.
16. Байбурин А.К. , Левинтон ГА. К описанию организации пространства в восточнославянской свадьбе //Русский народный свадебный обряд: Исследования и материалы / Под ред. К.В. Чистова и Т.А. Бернштам. -Л.,1978.
17. Байдин В.И. Новые источники по организации и идеологии урало-сибирского старообрядчества конца XVIII первой половины XIX вв. // Сибирское источниковедение и археография. - Новосибирск, 1980. - С. 93109.
18. Байдин В. И. , Шашков А. И. Новые материалы к изучению биографии и творчества зауральского крестьянина М. И. Галанина // Культура и быт дореволюционного Урала: Сб. науч. тр. Свердловск, 1989. - С.52-61.
19. Байдин В. И. Старообрядчество Урала и самодержавие. Новосибирск, 1987.
20. Байдин В.И. Антихрист у власти // Уральский следопыт.- 1991 . №3. -С.39-12.
21. Байдин В.И. Исторические сочинения уральских старообрядцев XVIII -XIX веков // Историография общественной мысли дореволюционного Урала. Свердловск, 1988. - С.1 -9.
22. Баранова В. Народные рассказы о Боге в Тверской области // Живая старина. 1996. -№1 . - С. 51-54.
23. Бахтин M. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М., 1975.
24. Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000.
25. Бахтин М.М. Формы времени и пространства в романе // Вопросы языкознания. 1971 . - №3. - С.1 6-18.159
26. Бахтина О.H. Книга и Слово в старообрядческой системе ценностей // Мир старообрядцев. Живые традиции: результаты и перспективы комплексных исследований русского старообрядчества. М., 1988. Вып.1 . - С.167-172.
27. Белослюдов А. К истории "Беловодья" // Записки Западно-сибирского отделения Русского географического общества. Омск, 1916. - С.265-269.
28. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1971 .
29. Бердяев H.A. Судьба России. М.,1990.
30. Богатырев П. Г.Традиция и импровизация в народной культуре Моравской Словакии. М.,194 7.
31. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.,1940.
32. Вургафт C.B.,Ушаков И.А. Старообрядчество. Лица, предметы, события, символы. Опыт энциклопедического словаря. М.Д996.
33. ГААК, ф.З, св. 8, №131, л. 2.
34. Голубиная книга сорока пядень // Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым / Подг. текстов А. П. Евгеньевой и Б. Н. Путилова. М. , 1977.
35. Грязнова Т. А. Дорога или путь? // Русский язык в школе. 2000. - №5. - С. 51-54.
36. Гудзий Н.К. История древнерусской литературы. -М., 1966.
37. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.- "Искусство", M ., 1972.
38. Гуревич А.Я. Что есть время? // Вопросы литературы.-1968.-№ 11.- С.11-24.
39. Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск, 1988.
40. Гурьянова Н.С. История и человек в сочинениях старообрядцев XYIII в. -Новосибирск, 1997.160
41. Гурьянова Н.С. Крестьянский антимонархический протест старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск, 1988.
42. Гусев В.Е. Заметки о стиле «Жития» протопопа Аввакума // ТОДРЛ. Т. 13.-М., Л., 1957.
43. Даль В. Толковый словарь великорусского языка: Т. 1-4: Т.2. М.: Из-во "Прогресс", 1991.
44. Демиденко Е. Л. Значение и функции общефольклорного образа камня // Русский фольклор. T.XXIV. Л., 1987.
45. Дергачева-Скоп Е.И. «Сердца болезна сестры убодающь остен.»-рукописный плач сер. XYIII в. // Научные биб-ки Сибири и Дальнего Востока.-Новосибирск, 1978. Вып. 11: Вопросы книжной культуры и Дальнего Востока. С.15-51.
46. Дополнения к актам историческим. Спб. , 1862. Т. 8.
47. Елеонская E.H. Сказка, заговор и колдовство в России: Сборник трудов. -М.,1991 .
48. Емельянова Е. Н. Камень-оберег // Живая старина. 2000. №5. - С. 21-24 .
49. Еремина В. И. Историко-этнографические истоки мотива "вода-горе" // Фольклор и этнография. Сб. научных трудов / Под ред. Б.Н. Путилова. -С.15-28.
50. Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии, собранные П.С. Ефименком: В 4 ч. М. , 1978. Ч. 2.
51. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Иркутск, 1979.
52. Жуков С.А. Русский крестьянский эпос Алтая // Тезисы докладов I Международной конфекренции "Алтай. Космос. Микрокосм." Барнаул, 1993. -С.161-169.161
53. Зайцева Jl. Ю. История православной церкви Южного Зауралья в досоветский период // Православная церковь Южного Зауралья в досоветский период. Краеведческий сборник. Вып. 16. Курган, 1996. -С. 10-21.
54. Земля курганская: прошлое и настоящее. Краеведческий сборник.
55. Выпуск 1. Курган, 1990. 56.3олотова Г. А. Время в мире и тексте // Категоризаци^ мира: пространствои время. М., 1997. L
56. Зорин Н.В. , Лештаева Н.В. Погребальный ритуал русского населения Казанского Поволжья // Семейная обрядность народов Среднего Поволжья- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1990. С.11 0-120.
57. Иванов В.В.,Топоров В.Н. Славянские языыковые моделирующие семиотические системы . Древнейший период. М., 1965.
58. Калуцков В.Н. , Иванова A.A. , Давыдова Ю.А. , Фадеева Л.В. , Родионов Ю. А. Культурный ландшафт Севера: Пинежье, Поморье. М. , 1998.
59. Клибанов А. И. Народная социальная утопия в России XVIII века. М. , 1979. - С. 171 -182.
60. Ковальчук С.Ю. Старообрядчество на Алтае // Литература в школе. 1998.- №3. С.28-29.
61. Кондрашенков А. А. Очерки истории крестьянских восстаний в Зауралье в XVII-XVIII веках. Курган, 1962.
62. Котляревский А. А. О погребальных обычаях языческих славян. М. , 1968.
63. Краткая литературная энциклопедия. Т. 7. М., 1972.
64. Кресты // Шадринские села. Сост. Гаев И.М., Перунов И.К. , Иовлева В.Н.- Шадринск,1997.
65. Круглова Т.А. Обзор кириллических рукописных книг Молдовско-Украинской коллекции Московского университета // Русская письменная и устная традиции и духовная культура. Изд-во МГУ, 1982. - С. 128-131.162
66. Кукушкина Е. Ю. Дом в свадебных причитаниях и духовных стихах. М. , 2000.
67. Кулешов Е.,Тарабукина А. Современный прицерковный круг : рукописные тексты // Живая старина. 1995. -№1. - С. 13 -15.
68. ЛАИ УрГУ. V (Курганское собрание ). 99 р /11 06.
69. Легенды, предания, бывальщины / Сост. , подг. текстов , вступ. ст. и прим. Н. А. Криничной. М., 1987.
70. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред.
71. B.М.Кожевникова, П.А. Николаева. М ., 1987.
72. Лихачев Д.С. Великое наследие. М., 1986.
73. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М. , 1980.
74. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный процесс // Проблема канона в древнем искусстве Азии и Африки: Сб.ст. / Под ред.И. Ф. Мурман. М., 1973. - С. 19-27.
75. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М. , Изд-во "Искусство", 1970.
76. Лотман Ю.М. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах II Труды по знаковым системам. Тарту, 1965. Вып. 2. -С.210-212.
77. Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Н.В.Гоголя // Лотман Ю.М. Изб. соч.в Зт. Тарту, 1993. Т.З.
78. Лотман Ю.М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия. -М., 1980. С. 59.
79. Лотман Ю.М. Труды по знаковым системам. Тарту, 1965.Вып. II.1. C.211.
80. Мавродин В.В. Крестьянская война в России в 1773-1771 годах. Восстание Пугачва. Л. ,1961. Т. 1.
81. Майков Л. И. Великорусские заклинания. СПб., 1999.163
82. Малышев В.И. Заметки о рукописных списках Жития протопопа Аввакума // ТОДРЛ. Т. 10. Л., 1951.
83. Мангилев П. И. О круге чтения крестьян-старообрядцев Зауралья в середине XIX века // Уральский сборник. История. Культура. Религия.-Екатеринбург, 1998.
84. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М. , Наука, 1976.
85. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М. , 1991 .
86. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М. : Российский гос. гуманит. ун-т, 2000.
87. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М. ,1976.
88. Мельников-Печерский П.И. В лесах.- М., Современник, 1985.
89. Менцей М Вода в представлениях древних славян о загробном мире. М .: Международные отношения, 1997.
90. Менщиков В. В. Заселение русскими Южного Зауралья XVII XVIII вв. // Земля курганская: прошлое и настоящее. Краеведческий сборник. Выпуск 1,-Курган, 1990.-С. 51 -58.
91. Мильков В.В. Древнерусские апокрифы. Спб.: Изд-во РХГИ, 1999.
92. Минеева С.В. Актуальные проблемы преподавания и изучения древнерусской агиографии. Курган, 1997.
93. Миненко H.A. Русская крестьянская семья в Западной Сибири (XVIII -первая половинаХГХ века). Новосибирск, 1979.
94. Моление Даниила Заточника // Литература Древней Руси : Хрестоматия / Сост. Л.А. Дмитриев. М., 1990. - С. 133-141.
95. Морохин В. Н. Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия: Учебное пособие для филологических специальностей. М.: Высшая школа, 1983.
96. Народные русские сказки А Н. Афанасьева. М. , 1999.
97. Нехлюдов С. Ю. Время и пространство в былине // Славянский фольклор. Изд-во "Наука".- М. ,1972. С. 21-38.164
98. Никитина С.Е. О многозначности, диффузии значений и синонимии в тезаурусе языка фольклора // Облик слова. М., 1997. - С. 369-389.
99. Никитина С.Е. Роду предшественного.(о концепте пути в русских конфессиональных культурах) // Логический анализ языка. Языки динамического мира. Дубна, 1999. - С. 298-305.
100. ЮО.Никитина С.Е. Келья в три окошечка (о пространстве в духовном стихе) // Логический анализ языка. Языки пространств. М. , 2000. - С. 352-365.
101. Никитина С.Е. Устная традиция в народной культуре русского населения Верхокамья // Русская письменная и устная традиции и духовная культура. М.: Изд-во МГУ.- С.91-127.
102. Никифоровский А. Н. Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. Л. , 1977.
103. ЮЗ.Оборутова Г.Н. Философия мифа. -Вологда, 1998.
104. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М. , 1981.
105. Онежские былины, записанные А .Ф. Гильфердингом летом 1871 года. -М., 1950.
106. Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. -Екатеринбург, 2000. С. 25-39.
107. Памятники литературы и письменности крестьянства Зауралья. Т. 1. Вып.2. / Сост. А.Т. Шашков. Свердловск, 1991.
108. Ю8.Пихоя Р. Г. Общественно-политическая мысль трудящихся Урала (кон. ХУП-ХУШ вв.). Свердловск, 1997.
109. Ю.Плюханова М.Б. Гибель Петра 1 в реке Смородине // Единство и изменчивость историко-литературного процесса: Труды по русской и славянской филологии. Тарту , 1982. - С. 28-33.
110. Повесть временных лет.- М., 1950.
111. Подгорбунских H.JI. Семейные предания крестьян Южного Зауралья: Автореф. дис. .канд. фил. наук /МПГУ.-М.,1996.
112. ПЗ.Поздеева И.В. Верещагинское территориальное книжное собрание и проблемы истории духовной культуры русского населения верховьев Камы // Русская письменная и устная традиции и духовная культура. М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 91-127.
113. Покровский H.H. Скитские биографии II Новый мир. 1992. - №8. -С.152-168.
114. Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестян -старообрядцев в XVIII веке. Новосибирск, 1971
115. Покровский Н. Н. Биография оренбургского казака // Исследования по истории общественного сознания эпохи феодализма в России,-Новосибирск, 1981 . С. 95-159.
116. Покровский Н. Н. Урало-сибирская крестьянская община: УШвек и проблемы старообрядчества // Крестьянская община в Сибири XVII-нач.Х1Х в. Новосибирск: Наука, 1977.
117. Покровский H.H. Новые находки произведений крестьянской литературы Урала и Сибири XVIII века // Вопросы истории книжной культуры. Новосибирск, 1975. Вып. 15. - С. 51-59.
118. Покровский H.H. Путешествие за редкими книгами. М., 1981.
119. Покровский H.H. Новые сведения о крестьянской старообрядческой литературе Урала и Сибири ХШвека II ТОДРЛ. Л., 1976. Т.ЗО. -С. 173198.166
120. Полетаева Е. А. "Уход в пустыню" в древнерусской и старообрядческой книжности // Уральский сборник . История. Культура. Религия. -Екатеринбург, 1998. С. 196-205.
121. Попов А. Н. Влияние церковного учения и древнерусской церковной письменности на миросозерцание русского народа. Казань, 1883.
122. Потебня А. Слово и миф. М. , 1989.
123. Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. Издательство "Лабиринт", М. , 2000.
124. Пропп В. Поэтика фольклора.-М., 1988,- С.21 .
125. Пропп В .Я. Путь былинного богатыря // Живая старина. -1999. -№5. -С.16-18.
126. Путилов В. Н. Миф обряд - песня Новой Гвинеи. - М., 1980. С.282.
127. Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания: Исследования и тексты. М., 1963.
128. Родословие поморской веры на Урале и в Сибири. УрГУ, Курганское собрание.
129. Руденко М. Б. Курдская обрядовая поэзия (Похоронные причитания ) . -М., 1982.
130. Русский фольклор / Сост. и примеч. В. Аникина. М. : Худож. лит. , 1985.
131. Рыбаков Б. А.Язычество Древней Руси. М. , 1988.
132. Рыжкова С. И. Спит камешек без снов. // Живая старина. -2000. №3. -С. 13-11 .
133. Рязановский Ф.А. Демонология в древнерусской литературе. Лейпциг, 1971 . Репринт, воспроизведение с изд. 1915г.
134. Савицкая О. Н. Старообрядчество Южного Урала и Зауралья в XVII -XVIII веке // Земля Курганская: прошлое и настоящее. Краеведческий сб. Вып. 15. Курган, 1995. - С.21-35.167
135. Савицкая О.Н. История старообрядческого религиозного движения в Южном Зауралье в середине XVII второй половине XVIII вв.: Автореф. дисс. .канд. ист. наук . - Курган, 2000.
136. Савицкая О.Н. Старообрядцы // История Курганской области. Курган, 1998. Т. 4. - С.295-356.
137. Серман И. Чудо и его место в исторических преданиях XVII-XVIII веков // Русская литература. 1995. - №2. - С. 106-119.
138. Сесейкина И. В. Переделка сочинений Аввакума об Антихристе в сибирских рукописях. Новосибирск, 1989.
139. Сказки из разных мест Сибири / Под ред. М.К. Азадовского . -Иркутск, 196 8.
140. Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин. Очерки. -М., 1921 .
141. Славянские древности : Этимологический словарь в 6-ти т. томах / Под общ. ред. Н.И. Толстоого. М.,1999.
142. Славянский фольклор. Текты / Составители Н. И. Кравцов, А. В. Кулагина. М.: Изд-во МГУ, 1987.
143. Смирнов J1.C. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. Исследования из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, изданиям и ркописям. Спб.,1898.
144. Соболева J1.C. Апокриф "Сон Богородицы" в поздней рукописной традиции (по материалам территориальных собраний УрГУ) // Источники по истории народной культуры Севера. Сыктывкар, 1991. - С. 65-79.
145. Соболева J1.C. К вопросу о фольклоризации образа Бориса и Глеба в духовных стихах // Публицистика и исторические сочинения периода феодализма. Новосибирск, 1989. - С. 132-141.
146. Сорокин Ю.А. Текст и его пространство // Категоризация мира: пространство и время. М., 1997.
147. Сочнев М. Е. Шатровский район в досоветский период // Шатровский, Петухоский и Половинский районы и старообрядцы Зауралья в168досоветский период: Краеведческий сборник. Вып. 11: Земля курганская. -Курган, 1996. С. 12-21.
148. Список населенных мест Тобольской губернии. СПб. 1871.
149. Сравнительный указатель сюжетов. Восточная сказка. Л., 1979.
150. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры: Опыт исследования. -М., 1997.
151. Супинский А.К. Взгляды на загробную жизнь (Череповецкий краеведческий музей, рукопись 29).
152. Титова JI.B. Источники послания дьякона Федора сыну Максиму // Исследование по истории литературы и общественного сознания феодальной России. Новосибирск, 1992. - С.70-79.
153. Толстой Л.Н.Сибирский крестьянин // Зауралье в панораме веков. -Курган, 2000.
154. Топоров В. Н. Миф. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: "Прогресс" , 1995.
155. Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семиотика и структура. -М., 1983.
156. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семиотика и структура. -М., 1983.
157. Турилов А. А. Камень для вызывания дождя и ветра // Живая старина. -2000.-№3.-С. 17-19.
158. УрГУ. Шатровский собр. №78. р 55.
159. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982.
160. Успенский Б. Дуалистический характер русской средневековой культуры // Избранные труды. Т.1. Семиотика культуры : 2-е изд. 1996. -С.258-315.169
161. Успенский Б.А. Поэтика композиции: структура художественного текста и типология композиционной формы // Успенский Б.А. Семиотика искусства.-М., 1995
162. Успенский Б.А.Анти-поведение в культуре Древней Руси // Избранные труды . Т.1. Семиотика культуры : 2-е изд. 1996. - С. 1 67-189.
163. Фаткулина Л.В. Локальные зауральские сюжеты духовных стихов // Локальные традиции народ ной культуры в конце XX века: Материалы региональной научно-практической конференции. Курган, 2002. - С.27-34.
164. Федорова В. П. Свадьба в системе календарных и семейных обычаев старообрядцев Южного Зауралья. Курган, 1997.
165. Федорова В. П. Свадьба на Ирюме. Челябинск, 1991.
166. Федорова В.П. "Повесть дивная'Ъ. Трегубова // Фольклор и литература Зауралья: Учебное пособие для учителей и учащихся: В 2 т. / Сост. В.П.Федорова. Курган, 2000. Т.1. - С. 18-59.
167. Федорова В.П Заговоры в жанровой системе фольклора. Омск, 2000.
168. Федорова В.П. Крестьянские писатели Зауралья //Наука и образование Зауралья. 1997. - №1. - С. 51 -59.
169. Федорова В.П. Фольклор старообрядцев // История Курганской области. Курган, 1998. Т. 1 .-С.368-389.
170. Федорова В.П. Человек и слово в заговорах: Южное Зауралье. Конец XIX XX вв. - Курган, 2001.
171. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М .,1990.
172. Фрейденберг О.М.Введение в теорию античного фольклора // Миф и литература древности. -М., 1978. С.53.
173. Хохлов Т.Г. Путешествие уральских казаков в Беловодское царство (Записки Русского географического общества по отделению этнографии. Т.ХХУП, вып. I.). -СПб, 1901.
174. Чернышев С. Русские на Исети. Шатрово, 1995.170
175. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII-XIX вв. -М., 1967.
176. Шарапова Н. С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. М. , 2001.
177. Шашков А.Т. Сочинения Максима Грека в старообрядческой рукописной традиции и идеологическая борьба в России во второй половине XVII первой половине XVIII вв.: Автореф. дис.канд. ист. наук. -Новосибирск, 1982.
178. Шашков А.Т. "Послание сибирской братии" протопопа Аввакума и его адресаты // Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма: археография и источниковедение Сибири. Новосибирск, 1985.-С. 85-97.
179. Шевелев В. В. Конь камень // Живая старина. -2000. - №2. - С.1 9 - 21. 181 .Шелгунов Б.Н. Мифологический словарь. - Екатеринбург. , 2001. 182.Элиаде М. Аспекты мифа. - М. , 1995.1 ЯЧ
180. Энциклопедия православной святости. М., «Лик.пресс» , 1997. 184.Ясинская М. В. Похоронные обряды в Уржумском районе Кировской области // Живая старина . - 2000. - №1. - С. 16-19.