автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Становление и развитие чувашской повести
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Абрамов, Валентин Александрович
Введение.
1 глава. Повесть в системе повествовательных форм прозы.
1.1. Проблема дифференциации повести как жанра в эпическом ряду.
1.2. Повесть как целостная идейно-художественная система, типология ее жанрообразующих факторов.
2 глава. Основные этапы становления и развития повести в чувашской литературе.
2.1. Возникновение и становление чувашской повести в 80-е годы XIX века и в первое десятилетие XX века.
2.2. Формирование жанра чувашской повести в 20-е годы и в начале 30-х годов XX века.
2.3. Расцвет чувашской повести в 50-90-е годы XX века.
3 глава. Жанрово-стилевое многообразие чувашской повести 50-90-х годов XX века.
3.1. Жанровые разновидности чувашской фантастической повести.
3.2. Приключенческие и детективные повести и их жанровые виды.
3.3. Сатирико-юмористическая повесть и жанрово-стилевые поиски в ней.
Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Абрамов, Валентин Александрович
Актуальность исследования. Повесть как жанр, занимала и занимает большое место в истории чувашской литературы. Вопросы генезиса чувашской повести, этапы становления ее как жанра, поэтико-стилевые особенности национальной повести, ее жанровые разновидности - вот основные вопросы, которые подняты диссертантом в настоящем исследовании. Автором труда сделана попытка осмыслить повесть как художественное явление, имеющее свое жанровое содержание. Зто исследование продиктовано необходимостью дополнить корпус теоретических характеристик, обновить в ходе нынешнего перечтения некоторые традиционные понятия и критерии, бытовавшие в определении эстетической сущности повести. Между тем, работы, посвященные жанру повести в чувашской литературе, имеют или эпизодический, или поверхностно-обзорный характер.
Средний эпический жанр, как правило, и количественно, и качественно (уже около полувека) занимает ведущее место в чувашской литературе, в своем развитии он значительно обновился сугубо национальными особенностями, характерными стилевыми поисками. Следует отметить, что есть определенные исследования чувашского романа (Г.Я. Хлебников), рассказа (В.П. Никитин), некоторых жанровых форм повести (Г.И. Федоров, Ю.М. Артемьев). Но вплоть до настоящего времени нет полного теоретического и практического исследования жанра повести, т.к. факторы, которые координируют квалификацию повести как жанра весьма зыбки. Необходимо пересматривать также научные критерии литературной квалификации и классификации жанров. Рассмотрение и исследование повести, составляющей очень большой процент в национальной прозе, позволяет понять качественную структуру 3 чувашского национального эпоса. Думается, работа позволит в дальнейшем не только прояснить роль и значение повести вообще, но и поможет созданию более полной истории чувашской литературы. Тем более, что в истории литературы того или иного народа проблема жанра занимает одно из центральных мест. Это очень важно именно сейчас, когда исследователи говорят о размывании границ между жанрами, о взаимопроникновении одних жанрово-родовых признаков в другие, о качественном обновлении содержательных признаков любого произведения.
Цель диссертации - изучить общие жанровые закономерности чувашской повести, выработать некоторые положения ее теории. Главной задачей диссертант считает освещение вопросов, связанных с проблемой разграничения жанровых признаков, выявление ее типологических факторов. Важно также исследование теоретических аспектов жанра повести в сравнении с другими эпическими жанрами и родами литературы, установление истоков возникновения и путей становления национальных ее форм. Необходимо показывать общие тенденции и особенности развития чувашской повести, а через анализ конкретных произведений определить их национальное своеобразие. Следует раскрыть богатство и разнообразие конфликтов и характеров, отражаемых в повестях, установить основные типы жанрово-стилевого своеобразия чувашской повести. Необходимо обозначить приоритетные направления и пути развития жанра, ее научного исследования.
Научная новизна заключается в том, что впервые дается целостное историко-теоретическое изучение жанра повести в чувашской литературе. Впервые в исследовании проблемы повести широко рассматриваются в связи с основными стилевыми течениями современной национальной прозы. Учтены также современные подходы к оценке эстетического состояния исследуемого жанра.
Впервые изучены условия формирования национальной повести. Приоритетно и то, что в первый раз в научный оборот вводятся тексты многих чувашских повестей, рассматриваются вопросы истории жанра чувашской повести, системно анализируются такие разновидности чувашской повести, как фантастическая, приключенческая, детективная, сатирическая и некоторые повести со сложной жанрово-родовой и стилевой системой.
Методологической основой исследования являются труды наиболее крупных теоретиков жанрологии и исследователей природы повести: Д. Лихачева, Г. Фридлендера, В.Кожинова, М. Бахтина, В.Ковалева, В. Виноградова, Н.Утехина, Г. Белой, В.Синенко, М.Храпченко, Н.Буханцова, Н. Г ей, А.Коваленко, а так же труды чувашских литературоведов М.Сироткина, Г.Хлебникова, Ю.Артемьева, Г.Федорова, Е. Владимирова, В. Родионова, В.Эзенкина и др. Материал повести исследуется во взаимодействующей системе отношений содержания и формы, в частности, жанра и стиля. Учитываются при анализе конкретных произведений традиционное и новаторское. Конкретно-текстовой анализ подкрепляется сравнительно-историческими, типологическими и сравнительными подходами к материалу.
Материалом для диссертации послужила чувашская повесть с 80-х годов XIX века по конец 90-х годов XX века.
Научно-практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что материалы и выводы могут быть использованы в различных исследованиях по истории литератур народов РФ, в частности, Поволжья и Приуралья, в том числе и чувашской литературы, а так же их жанровых форм. Работа позволит углубить курс истории чувашской литературы новыми теоретическими положениями и выводами. Материалы диссертации могут быть 5 полезны при создании новых спецкурсов и спецсеминаров, учебников и учебных пособий для национальных факультетов ВУЗов и школ Чувашской Республики и за ее пределами.
Апробация исследования. Основные положения диссертации отражены во многих публикациях автора в виде статей, рецензий, тезисов. Многие выводы работы озвучены на научно-практических конференциях (на межвузовских и вузовских, республиканских и региональных). Материалы диссертации использованы на лекционных и практических занятиях по курсу «История чувашской литературы». Введен спецкурс «Чувашская повесть». Апробация проходила и на заседаниях кафедры чувашской литературы Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, а также на кафедре филологического факультета Московского государственного университета им. М. Ломоносова в 1988 году.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Структура работы предопределена логикой постановки задачи и раскрытием проблемы. Основное внимание диссертантом уделено таким жанровым разновидностям чувашской повести, как фантастическая, приключенческая, детективная, сатирическая из-за их неисследованности. Это обусловлено тем, что лирические, психологические, философские жанрово-стилевые формы чувашской повести отчасти рассмотрены литературоведом Г. Федоровым, Ю. Артемьевым и другими чувашскими литературоведами, а публицистические формы повести -А. Мышкиной.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Становление и развитие чувашской повести"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование путей становления и развития, формирования и расцвета чувашской повести показывает, что повесть сложилась как самостоятельное явление литературы. Находясь в эпическом ряду в середине, между романом и рассказом, новеллой и очерком, повесть представляет своеобразную систему художественного отображения действительности.
Повесть как никакой другой жанр, могла вобрать в себя как в систему многие художественные средства и особенности как литературных родов (эпичность, лиричность, драматичность), так и эпических жанров (романа, рассказа, новеллы, очерка). Повесть не развивалась исключительно самостоятельно: она испытывала активное влияние и рассказа, и романа, но при этом сохраняла и обогащала свою жанровую природу. И сама повесть, уже как определенно сложившаяся система, влияла на систему романного и малого жанра. Это характерно и чувашской повести. Особенно тесные связи чувашская повесть имеет с лиро-эпической поэмой (недаром поэмы К. Иванова «Нарспи», С. Эльгера «Под гнетом» иногда называют повестями в стихах), а так же с романом (например, роман В.Погильдякова «В царстве мертвых» состоит из семи самостоятельных повестей).
Из-за размытости жанровых границ многие произведения как-бы не имеют «жанровых имен», но все факты, относящиеся к жанровому содержанию, позволяют делать вывод, что так называемые романы А.Талвира «На буинском тракте», А. Артемьева «Саламби», М.Юхмы «Голубая стрела» являются повестями. Все чаще и чаще в чувашских романах появляется повествователь, который в субъективной форме (через определенные образы) вторгается в систему романа и делает их близкими к повестям. Например, многие чувашские романы о войне более близки к жанру повести. Чувашские военные романы больше
146 затрагивают проблему судьбы человека в экстремальных ситуациях, невольно используя приемы и подходы жанра повести к этому содержанию. Таковы романы - повести Л. Агакова «Надежда», А.Афанасьева «Дубрава не сбросила листьев». И некоторые чувашские рассказы, как и рассказ М. Шолохова «Судьба человека», иногда напоминают повесть, хотя по объему не дотягивают до срединного жанра эпоса. А по своему жанровому содержанию и жизненному материалу - эти произведения - скорее повести - нежели рассказа. Таковы рассказы А. Емельянова «Герасим -золотоискатель» и «Кузнец Прохор», написанные методом конспектирования. Их количественно-качественный объем сознательно сужен, они по жанровой природе скорее повести -конспекты.
Особенно актуален вопрос жанрообразующих факторов чувашской повести. Даже беглое рассмотрение современных чувашских повестей на основе подходов литературоведов к этим факторам, позволяет наблюдать бытоописание повседневной жизни в повестях Ф. Уяра, индивидуализацию героев и судеб в произведениях Ю. Скворцова, усиление роли рассказчика у А.Артемьева, М. Кибека, проявление документальности в повестях А. Емельянова, преобладание сюжетно-конфликтных коллизий в детективных и приключенческих повестях Л. Агакова, Г. Краснова и др. Усилению роли повести в чувашской литературе, углублению ее национальной особенности, обогащению жанровых разновидностей в 50-90 годы XX века повлияли такие факторы, как усиление внимания общества к отдельной личности; философизация и интеллектуализация, гуманизация изображения героя и среды; углубление историзма и психологического анализа, лиризация повествования. Чувашская повесть при становлении как жанр испытала большое влияние сказовых форм фольклора, легенды, былички, эпических песен с их системой сюжетосложения и образной системы. Нельзя отрицать и такого факта, как существование классической русской повести XIX века. Первые чувашские повести И. Юркина, Н. Кедрова и других авторов описывают в своих произведениях быт и нравы чувашской деревни, пытаются анализировать судьбы людей из различных социальных слоев, творчески осмысливая и используя опыт русских повестей.
Своеобразие чувашской повести заключается в том, что этот жанр усиливает свое влияние в определенные эпохи истории народа. Рассмотрение этапов становления и развития чувашской повести так же говорит в пользу этого. Если не считать этап зарождения и становления чувашской повести в конце XIX века, то эпохами относительного расцвета чувашской повести можно считать 20-е годы XX века и 60-90-е годы XX века. Ломка старого мира и изменение мировоззрения в эти годы способствовала этим процессам.
Первые подступы к освоению жанра сделаны И. Юркиным, Н.Кедровым, О. Романовым, С. Чунтеровым в 80-е годы XIX века - в первое десятилетие XX века. Ими формируется сюжетооснова повести, принципы построения повести как системы. Не чужды были им и некоторые аналитические подходы. Становлению повести способствовали эпические произведения фольклора, классическая русская повесть, религиозно-моральное мировоззрение и некоторые демократические традиции в среде чувашской интеллигенции.
Второй этап характеризуется относительным и примерным определением жанровых границ чувашской повести. Эпоха коренного перелома жизни страны, относящаяся к 20-м годам и к началу 30-х годов, позволила чувашской повести углубить социально-историческое содержание, включающая в себя такие явления, как взаимосвязь отдельной судьбы с историческими событиями, психологизацию и индивидуализацию стиля. Это наблюдается в повестях С. Фомина, Д. Исаева, М. Трубиной, В. Рзая, С. Эльгера.
После долговременного затишья из-за объективных причин (сталинские репрессии, война, послевоенная идеология «безконфликтности»), чувашская повесть во весь голос дала о себе знать только с конца 50-х годов. Оттепель и относительная демократизация подходов к творческим личностям поставили слово «человек» в центр внимания художников слова. Поднимая острые общественные проблемы, повесть глубоко поднимала и тему духовного искания современника. Именно в 50-90-е XX века повесть была в авангарде не только чувашской прозы, но и всей чувашской литературы. Пером таких мастеров повести, как Ф. Уяр, М.Кибек, А. Артемьев, Н. Ильбеков, Ю. Скворцов, А. Емельянов, Л.Таллеров, В. Апендей, В. Петров, Н. Максимов, Д. Гордеев, Т.Педеркки, Г. Краснов, В. Енеш, Г. Ефремов, Г. Федоров, Ю.Терентьев и другими были развиты такие ветви чувашской повести, как психологическая, лирическая, публицистическая, фантастическая, детективная, приключенческая, сатирическая.
Таким образом, изучение и знакомство с работами русских и советских, чувашских исследователей и литературоведов по поставленной в диссертации проблеме, анализ становления и развития чувашской повести, рассмотрение отдельных повестей, привели диссертанта к следующим выводам.
Во-первых, повесть как никакой другой жанр эпоса, сумела отразить и настроения самого автора, и настроения эпохи, и моральные устои народа, и ближе всех жанров затрагивала за живое читателя. Повести самый историей была уготована роль лидера в познании человека и окружающего его мира.
Во-вторых, чувашская повесть органично использовала достижения лирических и драматургических произведений, удачно вплетая их в свою систему. Да и сама повесть сильно влияла на природу романа, рассказа, новеллы, ведь в повести больше авторского субъективизма. Благодаря этому влиянию событийные романы уступили дорогу аналитическим романам, где автор-повествователь играет большую роль. И многие так называемые романы на самом деле являются повестями (именно из-за их аналитичности).
В третьих, роль повествователя в чувашских повестях больше относится к эпизодам описания и рассуждения, лирического отступления. Эти внесюжетные элементы, тем не менее, не обедняли, а обогащали повесть, органично сосуществуя с остроконфликтным событийным сюжетом. Таковы детективные, фантастические и приключенческие повести.
В четвертых, определенные виды чувашской повести в ходе развития подразделялись на другие жанровые подвиды. Так, например, чувашская фантастическая повесть имела такие подвиды, как историческая, приключенческая фантастики; фантастика космоса, будущей техники; фантастика научных открытий; фантастика-путешествие; фантастика поиска исследуемого; фантастика противостояния различных миров; мистическая фантастика и т.д.
В пятых, чувашская повесть как единая жанрово-стилевая система не стоит на месте, а все время обогащается новыми стилевыми поисками, усложняется. Например, в чувашских сатирических повестях главное место занимает не только смеховой пафос: ведь они написаны на злобу дня. Таким образом в них зримо чувствуется публицистическая струя. Автор-повествователь в сатирических повестях через смех, иронию, сарказм выражает свою оценку действительности, озвучивает свои взгляды и мировоззрение. Хотя в детективных и приключенческих повестях отстраненный повествователь, т.е. наблюдается минимальное присутствие автора, но здесь автор проявляет себя как мастер сюжета, как мастер авантюры и как мастер испытания героя в различных жизненных ситуациях. В фантастических повестях автор проявляется не только как мастер сюжета, но и как интеллектуал, и человек с большим воображением. Некоторая документальность фантастических повестей наблюдается в научно-информационных блоках и эпизодах, построенных на основе интеллектуальных интересов и уровня научных знаний. Ведь без усвоения и знания научных достижений написать фантастическую повесть невозможно.
Естественно, наши изыскания в диссертации не претендуют на истину в последней инстанции. Многие исследованные явления в чувашских повестях и затронутые проблемы в этой области требуют дальнейшего изучения и углубления. Чувашская повесть продолжает свое ускоренное поступательное движение вперед, и поэтому исследование популярного эпического жанра и впредь будет актуальной. Свою работу диссертант считает небольшим вкладом в процесс исследования богатой палитры чувашской повести.
Список научной литературыАбрамов, Валентин Александрович, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. -М.: Просвещение, 1970.-390с.
2. Адамов А.Г. Мой любимый жанр детектив. - М.: Сов.писатель, 1980-312с.
3. Анализ литературного произведения: Сб. статей АН СССР, Институт рус.лит. -Л.:Наука, 1976.-186с.
4. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования рядных лет. М.: Худ.лит., 1975.-502с.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.-445с.
6. Белая Г.А. История советской литературы: новый взгляд II Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. -1989.-№ 5. С.472-479.
7. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М.: Наука.-1983. -192с.
8. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т.1. - М.: Издательство АН СССР, 1953. - 739с.
9. Богданов А.Н., Юдкевич Л.Г. Методика литературоведческого анализа. М.: Просвещение, 1969.- 190с.
10. Ю.Борев Ю. Эстетика. М.: Политиздат, 1988.-496с.
11. И.Бритиков А.Ф. Детективная повесть в контексте приключенческих жанров // Русская советская повесть 20-30-х годов.-Л.: 1976.-С.408-453.
12. Буханцов Н.С. Типология русской советской повести: Диссертация.кандидата филологических наук. М.: 1971 .-275с.
13. Ванюков А.И. Русская советская повесть 20-х годов: Поэтика жанра.- Саратов, Изд-во Сарат.унив.,1987. -200с.
14. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. М.: Просвещение. - 1988.-528с.
15. Введение в литературоведение. Хрестоматия. М.: Высшая школа, 1997. -350с.
16. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989.-406с.
17. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М.: Худ. л ит., 1961.-612с.
18. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М.: Высшая школа, 1981. -320с.
19. Виноградов В.В. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика. М.: Изд. АН СССР, 1963.-254С.
20. Вулис А.З. В лаборатории смеха. М.: Худ.лит., 1960.-144С.
21. Вулис А. 3. В мире приключений. М.: Сов.писатель, 1986.-384с.
22. Гачев Г. Неминуемое: Ускоренное развитие литературы. М.: Худ.лит., 1989. -431с.
23. Гей Н.К. Художественность литературы: Поэтика, стиль.-М.: Наука, 1975.-471С.
24. Герцен А.И. Письма издалека. М.: Современник, 1981.-463с.
25. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.: Худ.лит., 1976.-448с.
26. Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. М,: Высшая школа, 1991. - 160с.
27. Грифцов Б.А. Психология писателя. М.: Худ.лит., 1988. -462 с.
28. Гуревич Г.Н. Беседы о научной фантастике. М.: Просвещение, 1991.-158с.
29. Ершов Л. Сатирико-юмористическая повесть // Современная русская советская повесть. Л.: Наука, 1975. - С.224-261.
30. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М.: Наука, 2000. - 247с.
31. Ефремов И. Наука и научная фантастика // В мире фантастики: Сборник статей. М.: Мол.Гвардия, 1989. - С.3-16.
32. Жирмунский В.М. Теория литратуры. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977.-407с.
33. ЗЗ.Замыгин С. Из записок минувшего года // Комсомольская правда.- 1991. 12 январь.
34. Кагарлицкий Ю.И. Что такое фантастика? М.: Худ.лит., 1979.-349с.
35. Зб.Как сделать детектив: Сборник. М.: Радуга, 1990,- 318с.
36. Коваленко А.Б. Жанры современной прозы. М. : Изд-во унив. Дружбы народов, 1988.-76с.
37. Кожинов В.В. Художественная речь как форма искусства слова // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение. Литературное развитие.-М.: Наука, 1965.-504с.
38. Копыстянская Н.Ф. Понятие «жанр» в его устойчивости и изменчивости // Контекст: 1986. М.: Наука, 1987. - С. 178-204.
39. Краткая литературная энциклопедия. Т.2.-М.: 1964.-С.914-918.
40. Кузьмин А.И. Повесть как жанр литературы. М.: Знание, 1984.-112с.
41. Лейдерман Н.Л. Закономерности формирования и развития прозаических жанров в советском историко-литературном процессе (1950-70-е годы): Диссертация. доктора филологических наук. Свердловск, 1982. - 451с.
42. Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов.энц., 1987.- 752с.
43. Лихачев Д.С. Закономерности и антизакономерности в литературе // Русская литература. 1990. - № 1. - С.3-5.
44. Лихачев Д. С. Введение. Русская литература // История всемирной литературы.Т.4. М.: Наука, 1987.-С.340-361.
45. Лихачев Д.С. Поэтика чувашской литературы. М.: 1979. - 352с.
46. Лихачев Д.С. О филологии. М.: Высшая школа, 1989. - 208с.
47. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Высшая школа, 1970.-227с.
48. Ляпунов Б.В. В мире фантастики. М.: Книга, 1975. - 207с.
49. Маймин Е.А., Слинина Э.В. Теория и практика литературного апакуя. М.: Просвещение, 1984.-160с.
50. Мандельштам О. Слово и культура.-М.: Сов.пис., 1987.-320с.
51. Мейлах Б.С. Введение // Русская повесть XIX века. Л.: Наука, 1973.-C.3-20.
52. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. М.: Искусство, 1985. - 318с.
53. Нагибин Ю. Вступительное слово // Советский рассказ 20-30-х годов. М.: Правда, 1990. - С.5-8.
54. Наумов А. Солнечное поле // Солнечное поле: Узбекские повести. Худ. Лит., 1978. - с.5-14.
55. Неелов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.-198с.
56. Огнев A.B. Русский советский рассказ 50-70-х годов. М.: Просвещение, 1978. -208с.
57. Парнов Е.И. Зеркало Урании. М.: Сов. Рос., 1982.-224С.
58. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1978.-351с.
59. Русская повесть XIX века. Л.: Наука, 1973.-566с.
60. Русская советская повесть 20-30-х годов: Сборник,- Л.: Наука, 1976.-454с.
61. Сакулин П.Н. Филология и культурология. М.: Высшая школа, 1990.-240с.
62. Синенко B.C. О повести наших дней,- М.: Знание, 1971.-48с.
63. Синенко B.C. Особенности жанровой системы современной советской литературы. Уфа, Изд-во БГУ, 1986.-84с.
64. Современная русская советская повесть: Сборник,- П.: Наука, 1975.-264с.
65. Соколов А.Н. Теория стиля. М.: искусство, 1968.-223с.
66. Тимофеев Л.И. Проблемы теории литературы. М.: Угпедиц, 1955.-302с.
67. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Искусство,1977.-57с.
68. Утехин Н.П. Современность классики. -М.: Современник, 1986.-383с.бЭ.Федь Н. Жанры в меняющемся мире. М.: Сов. Рос., 1989.-544с.
69. Фридлендер Г.М. Методологические проблемы литературоведения. Л.: Наука, 1984. -238с.
70. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма: Очерки о русской литературе XIX века. Л.: Наука, 1971.- 293с.
71. Хализев В.Е. Теория литературы,- М.: Высшая школа, 1999.-398с.
72. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа,- М.: Худ. л ит., 1982.-234с.
73. Чернец Л.В. Литературные жанры: Проблемы типологии ипоэтики. -М.: Изд. МГУ, 1982.-192с. 75.Чичерин A.B. Ритм образа. М.: Сов. Пис., 1980,-334с. 76.Эсалнек А.Я. Своеобразие романа как жанра. - М.: Изд-во МГУ,1978.-78с.
74. Эсалнек А.Я. Типология романа. М.: Изд-во МГУ, 1991.- 159с. 78.Якименко Л. Историческая реальность и миф // Вопросы литературы,-1971,- № 9. - с.24-31.1.. Литературно-критические издания и статьи.
75. Абашев В.Н. Чувашская поэма. Чебоксары: Чувашиздат, 1964.-148с.
76. Агивер Ф. Невыдуманная жизнь. (На чув.яз.) // Родная Волга. -1986. -№3.-с.5.81 .Александров С.А. Поэтика Константина Иванова. Чебоксары: Чув. Изд-во, 1990. - 192с.
77. Артемьев А.С. Жизненная правда и писательское мастерство (На чув. яз.) Чебоксары: Чув.кн.из-во, 1984.-304С.
78. Артемьев Ю.М. Долг человека. Сборник критических статей. (На чув.яз.)-Чебоксары: Чу в. кн. изд-во, 1980.-112с.
79. Артемьев Ю.М. Живые мысли. Критические статьи. (На чув.яз.) -Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1991 .-265с.
80. Артемьев Ю.М. Начало века: Чувашская литература на рубеже двух веков 1900-1917г.г. (На чув.яз.) - Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1996.-295с.
81. Артемьев Ю.М. Чарующие краски жизни. Статьи и зарисовки (На чув.яз.) Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1988.-127с.
82. Артемьев Ю.М. Что посеешь, то пожнешь (На чув.яз.) И Родная Волга,-1986. № 3. - С.62-64.
83. Баимов Р. Судьба Жанра. Взаимодействие и развитие жанровых форм башкирской прозы. Уфа: 1984.-320с.
84. Беляев Г.В. Проблемы современного развития прозы молодых литератур (Лит-ра Поволжья и Приуралья): Диссертация. кандидата филологических наук. М.: 1978.-181с.
85. Бигвава С.А. Жанровые особенности абхазкой повести (30-80-е годы): Автореферат диссертации. кандидата филологических наук. М.: 1987.-19с.
86. Васильев A.B. Становление и развитие жанров в дореволюционной чувашской литературе II Чувашская литература: тенденции развития, стилевые поиски. Чебоксары: Изд-во ЧНИИЯЛИЭ, 1983.-C.3-29.
87. Владимиров Е.В. Обретение традиций. Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1982.-272с.
88. Григорьев Н.Г. Положительный образ, образный язык. Литературоведческие и критические статьи. (На чув.яз.) -Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1990-240с.
89. Григорьев Н.Г. Писатель фантаст II Чувствуя силу слова (На чув.яз.)-Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1990.-С.50-59.
90. Григорьев Н.Г. глазами фантаста//Знамя.- 1990.- № 5.-С.31.
91. Дедушкин Н.С. Дорогой Великой Победы. Статьи и очерки. (На чув.яз.)-Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1985.-200с.
92. Дедушкин Н.С. И оружием, и пером. (На чув.яз.) -Чебоксары:Чувашиздат, 1970.-168с.
93. Дедушкин Н.С. Писатель солдат, (На чув.яз.) - Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1974.-72с.
94. Енеш В. Собранные бусы. (На чув.яз.) // Родная Волга.- 1983.-№3.-С.69-71.
95. Ефремов Г. В очереди за фантастикой // Советская Чувашия. 1987.-28 января.
96. Иванов Иг. Являются ли секс и детектив явлением нашего времени? // Знамя. № 10.-С.28-30; № 11.- С.22-24.
97. Илишева Р.Х. Жанровые и стилевые особенности башкирской повести 60-80г.г.: Автореферат диссертации. кандидата филологических наук. Уфа: 1997.-22с.
98. Искужина Р.Х. Современные башкирские повести: Традиция и новаторство: Автореферат диссертации. кандидата филологических наук. Уфа: 1998.-20с.
99. Канюков В.Я. Мастерство писателя. (На чув.яз.) -Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1986.-176с.
100. Канюков В.Я. Марфа Трубина. (На чув.яз.) Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1959.-92С.
101. Канюков В.Я. От фольклора к письменности. Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1971.-126с.
102. Канюков В.Я. Развитие литературы и народные художественные традиции: Проблемы литературно-фольклорных отношений. Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1979.-192с.
103. Литературная кузница. Статьи. (На чув.яз.) Чебоксары. Чув.кн.изд-во, 1986.-128с.
104. Лукианова А. Учат думать, мечтать II Знамя коммунизма. -1988. 14 октября.
105. Макушкин В.М. Основные закономерности и особенности развития мордовской советской прозы: Диссертация на соискание доктора филологических наук. Саранск: 1985.- 392с.
106. Метин П. Все время подниматься вверх. (На чув.яз.) /I Родная Волга . 1980. -№11.- С.72-74.
107. Метин П.Н. Историко-жанровое развитие комического в чувашской литературе: Автореферат. диссертация доктора филологических наук. Чебоксары: 2002. - 51с.
108. Мефодьев А.И. Алексей Талвир. (На чув.яз.) Чебоксары: Изд. пединст. им. И.Я. Яковлева, 1996.-96с.
109. Мышкина А.Ф. Внутренний мир чувашской художественно-публистической повести 50-90 годов: Диссертация на соискание кандидата филологических наук. Чебоксары: 2002. - 182с.
110. Никитин В.П. Чувашский рассказ. Учебное пособие. -Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 1985.-84с.
111. Никитин В.П. Чувашский рассказ. (1921-1941).- Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1990.-128с.
112. Николаев В. Волшебный родник. (На чув.яз.) // Знамя коммунизма. 1967. - 17 март.
113. Петров А. Нужная книга. (На чув.яз.) // Родная Волга. -1951. №4. - С. 166-168.
114. Родионов В.Г. Осенняя звезда // Элкер С.В. Черное и белое. (На чув.яз.) Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1994. - С.6-20.
115. Родионов В.Г. О типах чувашского национального мышления П Известия НАНИ ЧР,- 2000. №1. - С. 18-25.
116. Родионов В.Г. Чувашская литература 18 первой половины 19 в.в. (На чув.яз.) - Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 1999,-172с.
117. Семендер Ю.С. Дай руку, Акилема. (На чув.яз.) // Хыпар. -1997. -10 июнь.
118. Сироткин М.Я. Очерк истории дореволюционной чувашской литературы. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1948. -246с.
119. Сироткин М.Я. Очерк истории чувашской советской литературы. Чебоксары: Чувшгосиздат , 1956. - 352с.
120. Угольников А. Шутит, сильно задевает. (На чув.яз.) // Знамя коммунизма. 1983. - 7 апрель.
121. Улисов Г. Начиная разговор // Молодой коммунист. 1985. - 17 декабрь.
122. Ухсай Я.Г. К.В. Иванов. (На чув.яз.). Чебоксары: Чувашгосиздат, 1957. - 124с.
123. Уяр Ф.Е. Сила слова: Писатель. Литература. Жизнь. (На чув.яз.) Чебоксары: Чув.кн.из-во, 1980. - 221с.
124. Федоров Г.И. О национальном своеобразии чувашской литературы (некоторые аспекты) // Проблемы национальногоразвития чувашского народа: Сб.статей. Чебоксары: Изд-во ЧГИГН, 1999. - С. 182-240.
125. Федоров Г.И. Поиск изящной словесности. (На чув.яз.) -Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1996.-224с.
126. Федоров Г.И. Творчество Ивана Мучи и природа комического в чувашской литературе. (На чув.яз.) Чебоксары Изд-во ЧГУ, 2001,-60с.
127. Федоров Г.И. Теория художественной речи. Методические указания. (На чув.яз.) Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 1994. - 88с.
128. Федоров Г.И. Художественный мир чувашской прозы 19501990-х годов. Чебоксары: Чув.кн.изд., 1996. - 304с.
129. Федоров Г.И. Чувашская повесть 1967-1990г.г.: Вопросы теории и истории // Образ: Исследования. Чебоксары: Изд-во Гуманит.инст., 2000. - С.10-64.
130. Хлебников Г.Я. Метод и мастерство. Сборник статей. (На чув.яз.) Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1984. - 253с.
131. Хлебников Г.Я. Современная чувашская литература. -Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1971. 184с.
132. Хлебников Г.Я. Чувашская литературная классика и ее наследники. Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2001. - 302с.
133. Чувашская дореволюционная литература. До XX века. (На чув.яз.) Чебоксары, Чу в. кн. изд-во, 1989.-302с.
134. Чувашская советская литература. (На чув.яз.) Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1972.-511с.
135. Эзенкин B.C. Путь к роману. Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1976.-96с.
136. Эзенкин B.C. Теоретические основы чувашской литературной критики: 1917-1970-е г.г. Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 1992.-200с.
137. Яковлев И. Новая книга молодого автора. (На чув. яз) // Знамя коммунизма. 1968. - 13 января.
138. Яковлев Ю.В. Прозаическое творчество В.Рзая II Чувашская литература: Вопросы поэтики и стиля. (На чув. яз) -Чебоксары: Изд-во ЧНИИЯЛИЭ, 1989. С.64-84.
139. Яковлев Ю.В. Прозаическое мастерство Еллиева // Современная чувашская литература: Вопросы художественного мастерства. (На чув. яз.) Чебоксары: Изд-во Гуманит. Инст., 1990. -С.64-82.1.I. Художественные тексты.
140. Агаков Л.Я. Вырас каччи. (Русский парень). -Шупашкар: Чав.кён.изд., 1980. 181с.
141. Агаков Л.Я. Партизан Мурат. Шупашкар: ЧМваш издат, 1966. - 236с.
142. Агаков Л.Я. Пёрре, дуркунне. (Однажды весной). -Шупашкар: Чавашгосиздат, 1948. 268с.
143. Агаков Л.Я. Ылтан вйчара. (Золотая цепочка). -Шупашкар: Чав.кён.изд., 1991. 143с.
144. Агаков Л.Я. Юманлахра дапла пулна. (Мальчик из Дубовки). Шупашкар: Чав.кён.изд., 1993. - 285с.
145. Агаков Л.Я. Этем телейё. (Счастье человека). -Шупашкар: Чавашгосиздат, 1959. 472с.
146. Алендей B.C. Салтак чёри. (Солдатское сердце). Шупашкар: Чавашгосиздат, 1960. 176с.
147. Алендей B.C. Лаох. Шупашкар: Чав.кён.изд., 1970. -93с.
148. Артемьев A.C. Салампи. Шупашкар: Чав.кён.изд., 1991. - 256с.
149. Аслан С., Григорьев А. Варман кайакёсем. (Птицы лесные). Шупашкар: Чав.кён.издат., 1974. - 80с.
150. Аслан С., Григорьев A. Çëp кисренет. (Земля горит). -Шупашкар: Чйв.кён.изд., 1972. 160с.
151. Вутлан И.Д. Асамат кёперё. (Радуга). Шупашкар: Чав.кён.идз., 1982. - 192с.
152. Вутлан И.Д. Çyл пёрре. (Дорога одна). - Шупашкар: Чав.кён.издат., 1987. - 224с.
153. Вутлан И.Д. Кётмен утам. (Неожиданный шаг). -Шупашкар: Чйв.кён.изд., 1991. 198с.
154. Григорьев А.Г. Çëлeн санни. (Жало змеи). Шупашкар: Чавашгосиздат, 1970. - 215с.
155. Емельянов A.B. Катална yftäx. (Луна на ущербе). -Шупашкар: Чувашгосиздат, 1968. 178с.
156. Емельянов A.B. Ят. (Имя). Шупашкар: Чйв. кён. издат., 1992. - 477с.
157. Енеш В.Г. IlypçâH ййлмак. (Шелковая петля) // Знамя. -1990. №7. - С. 3-21.
158. Енеш В.Г. Пурдан ййлмак. (Шелковая петля). -Шупашкар: 4äB. кён. издат., 1995. 367с.
159. Енеш В.Г. ÇaKa çyTa тёнчере. (В светлом мире этом). -Шупашкар: 4äB. кён. издат., 1991. 159с.
160. Енеш В.Г. Чармавла Явал (Мешающий Явыл) // Капкан. 1984. №18-20.
161. Енеш В.Г. Ылтан хырам. (Золотой желудок) // Родная Волга. 1990. - №9. С. 32-57.
162. Енеш В.Г. Ятсар Михаля. (Безымянный Михаля) //Родная Волга. 1985. №7. - С.46-55; №8. - С. 58-68.
163. Ефремов Г.О. Акилема yça çmië. (Свежий ветер Акилемы) //Знамя. 1989. - №5. - С. 3-11.
164. Ефремов Г.О. Из железного плена. Чебоксары: Чув.кн.изд., 1985. - 160с.
165. Ефремов Г.О. Обертон-3 //Знамя. 1988. - №9. - С.2-11.
166. Ефремов Г.О. С^ёр тёнёлё. (Ось земли). Шупашкар: Чав.кён.изд., 1989. - 112с.
167. Ефремов Г.О. Тимёр тытканран. (Из железного плена). -Шупашкар: Чав.кён.изд., 1969. 346с.
168. Ефремов Г.О. Улшанна <?анталак. (Обновленный климат). -Шупашкар: Чавашгосиздат, 1950. 87с.
169. Иванов К.В. Нарспи. Шупашкар: Чав.кён.изд., 1976. -120с.
170. Исаев М. Хёрлё хунав. (Красная поросль). Шупашкар: Чав.кён.изд., 1989. - 136с.
171. Кабаков Г. Тётрери сукмак. (Тропинка в тумане) //Родная Волга. 2000. - №9. - С.5-40.
172. Кабаков Г. Шакал йёрёпе. (По следу шакала) // Родная Волга. №7. - С.4-27; №8. - С.12-37.
173. Кабаков Г. Ют юн. (Чужая кровь). Шупашкар: Чав.кён.изд., 1981. -- 110с.
174. Кедров Н. Адапа аннёне хисепле, хавнах аван пуле. (Чти своих родителей, тебе же будет хорошо) // Революцичченхи чаваш литератури. Т.1. (Дореволюционная чувашская литература). Шупашкар: Чав.кён.изд., 1984. -С.292-316.
175. Кибек М. £амрак ^ын. (Молодой человек). Шупашкар: Чавашгосиздат, 1964. - 265с.
176. Краснов Г.В. Асамла ^алкуд. (Волшебный родник). -Шупашкар: Чавашгосиздат, 1966. 84с.
177. Краснов Г.В. Ин9етри сасасем. (Далекие голоса). -Шупашкар: Чавашгосиздат, 1967. 96с.
178. Краснов Г.В. Катак чёлём. (Треснутая трубка). Шупашкар: Чав.кён.изд., 1972. 168с.
179. Краснов Г.В. Кавак шевлесем. (Голубые лучи) // Клич пионеров. 1989. 10 окт. - 6 ноябрь.
180. Краснов Г.В. Сарамат пёкки. (Радуга на рассвете). -Шупашкар: Чав.кён.изд., 1971. 160с.
181. Краснов Г.В. Урапа динчен уксен. (После падения с телеги) //Клич пионеров. 1987. 8 сент. - 3 ноябрь.
182. Краснов Г.В. Шыв типнё ка<?. (Ночь, когда исчезла вода) // Клич пионеров. 1988. - 15 окт. - 19 ноябрь.
183. Максимов H.H. Пёррехинче, XXIV ёмёрте. (Однажды, в XXIV веке.). Шупашкар: Чав.кён.изд., 1988. - 208с.
184. Максимов H.H. Homo SUPER// Знамя. 1991. - №1. -С.1-17; №2. - С.6-18.
185. Педеркки Т. Атлан. Шупашкар: Чйв.кён.издат., 1972. -123с.
186. Педеркки Т. £ил тйвйл. (Буря). Шупашкар: Чйв.кен.издат., 1967. - 114с.
187. Петров В.П. Инкеклё сунар. (Проишествие на охоте). -Шупашкар: Чав.кён.изд., 1987. 175с.
188. Революцичченхи чйваш литератури. (Дореволюционная чувашская литература). Текстсем. T.I. Шупашкар: Чав.кён.изд., 1984. - 464с.
189. Революцичченхи чйваш литератури. (Дореволюционная чувашская литература). Текстсем. Т.П. Шупашкар: Чав.кён.изд., 1988. - 431с.
190. Романов О. Ануш // Революцичченхи чаваш литератури. T.I (Дореволюционная чувашская литература). Шупашкар: Чав.кён.изд., 1987. - С.317-327.
191. Степанов В. Антйлу, е дёр тытканё. (Стремление, или плен земли) //Знамя. 1998. -№7. - С.4-33.165
192. Степанов В. Реципиент //Аван-и. 1989-1990.
193. Сунтал М. Алтар далтар шерпечё. (Притяжение Большой Медведицы) И Будь готов. 1981. - №9. - С. 12-19; №10- С.10-17.
194. Терентьев Ю. Касман Туртакассинчи чап-чап уйахё. (Медовый месяц в Туртакассах) // Родная Волга. 1992.- №5. С.25-37.
195. Терентьев Ю. Корриада, самурайсем тата анадран тухна хёвел. (Корриада, самураи и солнце, восходящая с запада) //Знамя. 1992. - №9. - С.8-17.
196. Терентьев Ю. Кремль сакки сарлака. (Широка скамья в Кремле) // Знамя. №10. - С.2-10.
197. Терентьев Ю. Манкун иртсен тунтикун. (В понедельник, после пасхи) // Знамя. - 1995. - №7. - С.44-62.
198. Трубина М. Собрание сочинений. Т.П. (На чув.яз.) -Чебоксары: Чув.кн.изд., 1975. 304с.
199. Федоров Г.И. Ай, мантаран хир мулкачи. (О, мой бедный полевой зайчик) // Родная Волга- 1996.-№10. С. 14-53.
200. Фомин С. Пирён вай. (Наша сила). Шупашкар: Чав.кён.издат., 1983. - 272с.
201. Фомин С. Воскресение Орфея. Чебоксары: Чув.кн.изд., 1987. - 220с.
202. Фомин С. Суйласа илнисем. (Избранные произведения). -Шупашкар: Чавашгосиздат, 1960. 235с.
203. Чаваш литератури: Октябрьти революцичченхи тапхар. Хрестомати. (Чувашская литература: дооктябрьский период. Хрестоматия). Шупашкар: Чавашгосиздат, 1951. - 294с.
204. Чунтеров С. Ман пурнад. (Моя жизнь) // Революцичченхи чаваш литератури. Т.П. (Дореволюционная чувашская литература). Шупашкар: Чав.кён.издат., 1988. - С.21-38.
205. Элкер С. Хён-хур айёнче. (Под гнетом). Шупашкар: Чав.кён.издат., 1993. - 192с.
206. Ярандай Р., Сунтал М. Йёрсем духалма^ё. (Следы не исчезают). Шупашкар: Чав.кён.изд., 1990. - 192с.