автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Фольклорные традиции в калмыцкой поэзии

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Лиджиев, Мингиян Алексеевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Элиста
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Фольклорные традиции в калмыцкой поэзии'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Лиджиев, Мингиян Алексеевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

КАЛМЫЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА

§1. Теоретические аспекты проблемы взаимодействия литературы и фольклора в российском литературоведении.

§2. Теоретические аспекты проблемы взаимодействия литературы и фольклора в калмыцком литературоведении.

ГЛАВА II. ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИСТОКИ ЖАНРОВ КАЛМЫЦКОЙ ПОЭЗИИ

§1. Возникновение и формирование жанра лирической песни в калмыцкой поэзии 1920-1940-х гг.

§2. Развитие песенной традиции в калмыцкой поэзии 1960-1980-х гг.

ГЛАВА III. РОЛЬ ЭПИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ В СТАНОВЛЕНИИ ЖАНРА ПОЭМЫ В КАЛМЫЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

§ 1. Эпические жанры калмыцкой поэзии 1920-1940-х гг.

§ 2. Преемственность эпических традиций в калмыцкой поэзии 1960-1980-х гг.

§ 3. Эпические традиции в поэзии Д. Кугультинова 1960-1980-х, гг.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по филологии, Лиджиев, Мингиян Алексеевич

Актуальность темы исследования. Каждая эпоха имеет свою систему социокультурных и философских воззрений. Вместе с общим развитием познавательной способности человека развиваются, обновляясь и совершенствуясь, его образное мышление и художественные представления, являющиеся одними из важнейших факторов познания мира. Отсюда -постоянно меняющийся облик литературы, постоянно новые требования к ней.

В последние десятилетия на пространстве полиэтнической России возрос интерес к историческому прошлому, национальным корням, к своей культуре и традициям. Все это позволяет народам, проживающим в Российской Федерации вдумчиво относиться к духовно-культурным истокам своих литератур. В настоящий период богатое идейно-эстетическое наследие определяет новые аспекты в решении проблем национальных традиций и художественного новаторства, формирования творческого метода как эстетического отношения - к действительности, к творческой индивидуальности, исторической обусловленности национальной картины мира.

Социокультурные изменения, начавшиеся в российском государстве в конце XX века, деидеологизация общественной жизни, в том числе и практики научных исследований, открывают возможности иных подходов изучения литературы советской эпохи. Время требует нового осмысления многих проблем литературы, через которые можно глубже понять национальный характер, жизнеспособность этноса.

История калмыцкой литературы дает возможность ставить и решать существенные проблемы становления, развития и нынешнего состояния поэзии в современной литературе народов России в целом. Насущность одной из проблем этого ряда обусловлена многообразной проблематикой взаимодействия поэзии с устным народным творчеством. Изучение роли и места фольклорных тем, мотивов, образов, фольклорной символики в художественной литературе требует глубоких и целенаправленных исследований, в том числе в аспекте изучения поэтических жанров. Закономерно, что на современном этапе своего развития богатейший фольклор и уходящая корнями в глубокое историческое прошлое литература калмыцкого народа оказались перед настоятельной необходимостью интенсивного изучения в плане их взаимосвязей, определившего актуальность настоящего исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема взаимодействия современной литературы и фольклора1 была и остается в центре внимания многих исследователей, сохраняя свою актуальность и сложность на сегодняшний день. Она теоретически осмыслена и практически рассмотрена в работах В.П. Адриановой-Перетц, В.Г. Базанова, П.С. Выходцева, У.Б. Далгат, Д.Н. Медриша, Н.И. Савушкиной, В.А. Смирнова и других исследователей фольклора и литературы.

Изучение специфики фольклора приводит к выводу о том, что народное творчество, являясь одним из видов искусства, имеет высокое эстетическое значение и оказывает неоспоримое воздействие на литературное творчество. Таким образом, одной из важнейших задач является изучение устного народного и индивидуального литературного творчества в их взаимодействии.

Калмыцкая литература в период своего формирования складывалась в русле общемонгольской художественной традиции XIII-XVII вв. На основе национальной письменности «тодо бичиг» («ясное письмо»), созданной в XVII веке выдающимся просветителем Зая-Пандитой, сформировалась ойратская литература. Опираясь на национальное. устно-поэтическое наследие и используя опыт сложившихся общемонгольских литературных традиций, она развивалась довольно быстро, приобретая за сравнительно короткий срок характерные черты средневековой литературы. Получив мощный импульс к дальнейшему развитию (наличие письменности, связавшей этнос с религиозно-философской и литературной традицией буддизма), калмыцкая литература прошла путь от средневековой ойратской литературы и устного поэтического творчества (как ее источника и составного элемента) до литературы современного периода.

С начала XX века калмыцкая литература, как и литературы многих народов Российской Федерации, начинает свое развитие в новых исторических условиях. Традиционное развитие общества было прервано, и с первых дней существования советской власти кардинально меняется подход к целям и задачам литературы. Идеология новой власти предполагала, что национальная литература должна не просто выражать свою лояльность по отношению к советскому строю, но служить главным его целям и задачам. Программным для этой направленности, по мнению исследователей, становится стремление не только эстетически утвердить революционное начало, но и переоценить явления дореволюционного прошлого, добиться максимального «идейно-эстетического воздействия на массы».

Калмыцкая литература в ходе своего ускоренного развития достигает определенного художественного уровня, творчески унаследовав художественные традиции богатейшего национального фольклора и синтезировав эстетический опыт иноязычных и, прежде всего русской, литератур. Она освоила многие жанры письменного словесного искусства и сложилась в эстетическую систему, способную осваивать и воплощать многообразную и изменчивую действительность и решать сложные идейно-художественные задачи.

Современная калмыцкая литература постоянно находится в поле зрения исследователей - как в республике, так и за ее пределами. Многие работы посвящены вопросам становления и развития калмыцкой литературы, изучению литературных памятников, эволюции жанровых форм в поэзии, развитию романа и прозы. В них, в соответствии с общим замыслом авторов и характером исследования, рассматриваются либо общие теоретико-методологические проблемы, связанные с формированием типологии жанровых систем в калмыцкой литературе (труды В.Д. Пюрвеева, Р.А. Джамбиновой), либо сугубо конкретные особенности процесса этого формирования и поэтики жанров (в работах А.В. Бадмаева, Н.Н. Мусовой, А.Г. Салдусовой и др.).

Изучение фольклорных традиций в литературе, проблема фольюторизма в творчестве того или иного писателя - одна из наиболее актуальных и сложных задач современного калмыцкого литературоведения. Наблюдения над современной литературой устанавливают ее неразрывную связь с устным творчеством калмыков. В трудах исследователей национальной литературы содержатся ценные и плодотворные наблюдения по интересующей нас проблематике, однако в калмыцком литературоведении нет отдельного исследования, посвященного проблемам взаимодействия литературы и фольклора. Между тем формы воплощения фольклорного влияния, усвоение литературой народно-поэтического наследия и способы его освоения - проблема, остающаяся применительно к калмыцкой литературе актуальной, теоретически осознанной недостаточно и требующей своего конкретного развернутого изучения.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили концепции выдающихся отечественных исследователей литературы и фольклора. В своей работе мы опирались на предшествовавшие им подходы, определенные еще в трудах В.Г. Белинского, А.Н. Веселовского, Н.А. Добролюбова и др. Из работ литературоведов советского периода, так или иначе касавшихся проблем литературно-фольклорных взаимосвязей, мы стремились руководствоваться положениями известных трудов М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Г.И. Ломидзе, Г.Н. Поспелова, М.Б. Храпченко и др.

Теоретико-методологические и историко-литературные аспекты проблем взаимодействия фольклора и литературы получили особенно глубокое осмысление в области изучения русской поэзии. Прославленная школа русской фольклористики восходит к ряду дореволюционных научных направлений и представлена плодотворными положениями интересующих нас трудов В.П. Адриановой-Перетц, В.П. Аникина, A.M. Астаховой, В.Г. Базанова, П.С. Выходцева, Л.И. Емельянова, Д.С. Лихачева, Д.Н. Медриша, Н.И. Савушкиной, А.Д. Сидельникова, В.А. Смирнова, Б.М. Соколова, Ю.М. Соколова и др.

Специфика фольклора и литературы калмыков обусловлена тем, что они, являясь художественным достоянием монголоязычного народа на территории Российской Федерации, принадлежат обоим культурным мирам -миру центральноазиатской монголоязычной общности и миру многонациональной России. Поэтому, в нашей работе учитываются исследования фольклора и литературы монгольских народов как научное направление, сформировавшееся в XIX-XX веках в трудах Б.Я Владимирцова, С.А. Козина, В.Л. Котвича, A.M. Позднеева, Н.Н. Поппе и др.

В исследовании литературно-фольклорных взаимосвязей калмыцкой поэзии теоретико-методологическую основу составили труды известных фольклористов В.М. Гацака, Ц. Дамдинсурэна, В.М. Жирмунского, Е.М. Мелетинского, Г.И. Михайлова, С.Ю. Неклюдова, В.Я. Проппа, Б.Н. Путилова и др.

Определяясь в русле обеих высоких научно-исследовательских традиций, мы в своем исследовании также учитываем положения трудов, заложивших основу изучения литератур народов Российской Федерации: северо-кавказской - А.Г. Агаева, В.Б. Агрбы, А.И. Алиева, К.Х. Акимова, С.Х. Ахмедова, Н.М. Байрамуковой, Х.И. Бакова, Л.А. Бекизовой, A.M. Вагидова, Ф.И. Вагабова, A.M. Гадагатль, Г.Г. Гамзатова, У.Б. Далгат, Ш.Ф. Джикаева, А.И. Караевой, P.M. Кельбеханова, А.Х.' Мусукаевой, У.М. Панеш, К.К. Султанова, А.А. Схаляхо, В.Б.Тугова, З.Х. Толгурова, Р.Б. Унароковой, С.М. Хайбуллаева, Ш.Х. Хута, Т.В. Чамо^ова, П.К. Чекалова, К.Г. Шаззо и др.; татарской - Ф.В. Ахметовой, Т.Н. Галлиулина, К.М. Миннулиина, Н.Ш. Хисамова; башкирской - А.Х. Вахитова, М.Г.

Рахимкулова; якутской - В.Т. Петрова, Н.Н. Тобурокова; алтайской - Н.М. Киндиковой, В.Т. Самыкова; тувинской - Д.С. Куулара, С.Б. Самдан.

Основные методы данного исследования определяются принципами системного подхода и описательного анализа, на которых базируется сравнительно-типологическое изучение поэзии. Главное внимание уделяется проблеме взаимодействия поэтического произведения с теми или иными жанрами устного народного творчества - как «в литературно-неопределившейся», так и в «литературно-определившейся» системах (термины У.Б. Далгат).

Цель и задачи исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является определение места и роли жанров фольклора в творчестве калмыцких поэтов, выявление особенностей и тенденций взаимодействия таких художественно-эстетических систем, как литература и фольклор, в калмыцкой поэзии, изучение характера и форм влияния фольклорных традиций на становление и развитие литературного художественного слова. Основная цель обусловила разрешение следующих задач:

- определить влияние фольклорных традиций на формирование и развитие калмыцкой поэзии;

- выявить основные типы фольклорных заимствований в калмыцкой поэзии;

- уяснить функцию эпических традиций в становлении жанра поэмы;

- рассмотреть диалектику традиции и новаторства в индивидуальном творчестве калмыцких поэтов;

- установить роль и направления развития фольклорных традиций на современном этапе литературной эволюции.

Материал исследования. Основным материалом диссертационного исследования являются поэтические произведения калмыцких авторов 19201980-х гг., опубликованные на калмыцком языке и в переводах на русском, а также песенные сборники и фольклорные материалы, опубликованные в республиканских газетах и журналах.

Объектом исследования, в плане изучения взаимодействия литературы и фольклора, является калмыцкая поэзия.

Предметом исследования стали основные тенденции взаимодействия калмыцкой поэзии с фольклором.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней, впервые в калмыцком литературоведении, осуществлено исследование проблем взаимодействия литературы и фольклора на разных этапах литературного процесса и обобщены важнейшие аспекты этих взаимосвязей.

Результаты исследования выразились в следующем:

- определено влияние устного народного творчества на развитие калмыцкой поэзии и характер ее взаимодействия с традиционными жанрами устно-поэтического творчества;

- выявлено, что основными типами фольклорных заимствований являются структурное, мотивное, образное и художественное; они воплощают стремление к обобщению и осмыслению действительности с позиции традиционных нравственных категорий и форм художественного мышления;

- показано, что идеи, образы, структура жанра, принципы сюжетосложения эпического цикла «Джангар» послужили определяющим фактором в развитии жанра эпической поэмы;

- рассмотрены традиционные и новаторские тенденции в калмыцкой поэзии: обращение авторов к традиционной фольклорно-поэтической символике и образности обусловливает характер и своеобразие современного этапа развития калмыцкой поэзии;

- установлено, что обращение к богатому фольклорному материалу существенно определяет становление творческой индивидуальности поэта. Как прямое включение устного народного слова в литературное произведение, так и творческое осмысление автором народно-поэтической образности обусловливает диалектику традиций и новаторства в калмыцкой поэзии.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Современная калмыцкая поэзия представляет богатый источник для изучения воздействия фольклора на индивидуальное творчество авторов. Традиции устного народного творчества определяют как многообразное влияние тематики и жанра, стилистики и художественной образности, так и глубинные нравственно-философские принципы народной мудрости и национально-эстетического идеала для современной калмыцкой поэзии. Используя систему устно-поэтической традиции, поэты обогащали свое творчество - от замысла к его воплощению.

2. Представляется возможным выделить следующие основные типы фольклорного заимствования: структурное заимствование, обусловленное тем, что автор (осознанно или неосознанно) применяет в своем произведении ту или иную структурную модель фольклора; мотивное заимствование, предполагающее использование отдельных мотивов фольклора; образное заимствование, выражающееся в двух основных формах: прямое перенесение фольклорного образа в художественное произведение и ассоциативно-образное присутствие, когда создаваемый автором образ лишь ассоциируется с народно-поэтическим, имея фольклорный подтекст; усвоение различных художественных приемов и тропов устного народного творчества (эпитет, инверсия, анафора, антитеза, параллелизм и др.).

3. Жанр калмыцкой поэмы с момента своего зарождения опирается на идейно-художественную проблематику и эстетические достижения фольклорного эпического повествования. Творческое освоение эпического опыта имеет многообразный характер и определяется индивидуальностью поэта. На основе эпических традиций калмыцкими поэтами создавались историко-революционные, героико-романтические и социально-бытовые поэмы.

4. Национальные традиции и новаторство калмыцкой поэзии тесным образом связаны с историко-культурным своеобразием развития народа. Обновление национальных традиций в калмыцкой поэзии, обогащение содержания и совершенствование формы обусловлены временем, и его социально-идеологической проблематикой. Связь с народным художественным словом позволяет выявить не только национальные традиции поэтического творчества, но и глубинные истоки творческой инициативы поэта.

5. Обращение к народному творчеству обогащает произведения современной калмыцкой поэзии национальным колоритом и духовной достоверностью. Обращение к устному народному творчеству не ограничивает автора, а высвобождает ему пути к поэтическому изображению действительности. Анализируя фольклорные традиции в калмыцкой поэзии, возможно выделить два направления их развития на современном этапе: прямое включение фольклорных материалов и обработка фольклорных элементов в качестве поэтико-стилистических средств и приемов.

Практическая значимость работы. Основные положения данного диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке лекционных и специальных курсов, создании учебных пособий по истории калмыцкой литературы как в вузовской, так и в школьной практике. Результаты исследования могут быть учтены для последующих исследований по близкой и смежной тематике, в работах теоретического и историко-литературного характера.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждена на кафедре калмыцкой литературы Калмыцкого государственного университета и рекомендована к защите по специальности 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации.

Основные результаты исследования апробированы, на международных, межрегиональных, республиканских научных конференциях. В том числе: Международная научная конференция «Монголоведение в новом тысячелетии» (г. Элиста, 2003 г.); Международный конгресс: Азия в Европе: взаимодействие цивилизаций «Язык, культура, этнос в глобализованном мире: на стыке цивилизаций и времен» (г. Элиста, 2005 г.); I Межрегиональная научная конференция «Молодежь в науке: проблемы, поиски, перспективы» (г. Элиста, 2002 г.); Межрегиональная научно-практическая конференция «Вклад народов Северного Кавказа в победу над фашизмом в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.» (г. Элиста, 2005 г.) и др.

Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в восьми публикациях общим объемом 2,1 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и библиографического списка, включающего 255 наименований. Общий объем диссертационной работы - 151 страница машинописного текста.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Фольклорные традиции в калмыцкой поэзии"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Устное народное творчество, с его идеалами и устоявшимися, отшлифованными в течение веков художественными формами, стало одним из сильнейших импульсов формирования и развития калмыцкой поэзии 19201980-х гг. Как и для других молодых литератур, непосредственная связь с народно-поэтическим творчеством характерна для начального периода калмыцкой поэзии.

Формируясь на основе, а затем в тесной связи с народными устно-поэтическими традициями, калмыцкая поэзия, начиная с 20-х годов XX века, ориентировалась на разветвленную систему жанров национального фольклора. Героический эпос «Джангар», народные предания и легенды, богатейший сказочный и песенный фольклор - все это питало творчество калмыцких поэтов. Образы, приемы и средства фольклора служили первоосновой для дальнейшего творческого поиска выразительных средств. Прямая связь поэтических произведений с фольклорной традицией была воплощена в эпическом характере обобщения действительности, в повествовательности сюжета, в лирико-драматическом звучании стихов.

Особая роль в развитии национальной поэзии принадлежит народной песне. Традиционные народные песни (протяжные, лирические, сатирические) являлись действенными элементами художественного мышления, входя то прямой цитатой, то явной реминисценцией в тексты поэтических произведений 1920-1930-х годов. Обращаясь к образам героев, к языку и поэтической системе народной устно-поэтической традиции, поэты обогащали свое творчество, причем каждый из них осваивал из фольклорного наследия то, что было близко ему по идейно-художественной проблематике и в соответствии со своим творческим замыслом.

В период становления калмыцкой поэмы воздействие фольклора определяется как неопосредствованное воздействие жанровых традиций и структурных принципов героического эпоса «Джангар» и связанного с ним ряда эпических преданий, жанров магтала (восхваления) и йоряла (благопожелания), образно-семантических принципов народной песни и паремиологии. Народно-поэтическая традиция являлась для начинающих поэтов и средством познания жизни, и школой поэтического мастерства, и источником эталонных, но вместе с тем живых и актуальных образов героев, обладавших большой действенной силой.

Унаследованная устная поэтическая культура продолжала сохранять свое значение для калмыцкой поэзии и во второй половине XX века. Песенная народная поэзия оказала огромное воздействие на творчество калмыцких поэтов, обусловив национальное своеобразие произведений поэтов-песенников и определив их творческий подход к освоению традиций фольклора. Песенная поэзия 1960-1980-х годов значительно расширила свой жанрово-тематический диапазон, обогащенный творческим общением уже зрелой калмыцкой лирики с фольклорным наследием'. Жанры народной песни, продолжая оставаться источником новых художественных находок, в свою очередь обогатились личным поэтическим опытом автором.

Разнообразие творческих индивидуальностей определяет в 1960-1980-е годы динамику дальнейшего развития лирического и эпического начал в калмыцкой поэзии. На новом этапе развития калмыцкая поэзия продолжает постоянно и плодотворно взаимодействовать с фольклором, воспринимая его традиции уже не столько как живые и действенные, сколько как актуальные и плодотворные. Активное обращение поэтов к различным приемам, формам, сюжетам и образам фольклора способствовало утверждению культурной преемственности и возрождению национального своеобразия литературы по возвращении народа из депортации - и в целом во второй половине XX века.

Многообразие форм и способов выражения лирики и эпики взаимосвязано с нарастанием психологизма и напряженным интересом к философским проблемам и, таким образом, определяет вклад поэтов в стремительно развивающуюся систему поэтических жанров. Центральное место в этой обновленной жанровой системе занимает поэма. Созданные в

1960-1980-х гг. поэмы, отличаются особым качеством историзма, углублением социального анализа национальной истории, свидетельствуя о возросшем уровне художественного сознания. Тенденция развития эпических и лироэпических жанров определяется синтезом достижений прошлого и современности.

Традиции фольклора предоставляют неиссякаемые возможности для развития жанра поэмы в аспекте типизации героев, для воспроизведения исторического и этнографического антуража, для создания национально-психологического колорита в пространстве сюжета. Словом, речь идет о создании характеров, действующих в определенных обстоятельствах. Развитие поэмы как жанра лироэпического и сюжетно-повествовательного на данном этапе обусловлено обогащением ее поэтики благодаря совмещению приемов литературного и фольклорного повествования, закономерно поэтому, что принципы изображения характера уже содержат элементы психологического анализа героев, поведение которых обусловлено средой и временем. Функция автора-повествователя, восходящая к эпической функции сказителя, в зрелых жанровых формах является одной из ведущих в художественном мире калмыцкой стихотворной эпики.

Случаи литературной обработки поэтами разных поколений многих произведений различных фольклорных жанров (сказки, песни, предания, благопожелания), а также переосмысления некоторых традиционных образов, демонстрируют различные формы усвоения и обработки произведений народного творчества: перифраз, цитирование, реминисценция, стилизация. Гибкость слога и образность стиля поддерживается традиционными средствами: постоянными эпитетами, параллелизмами, олицетворениями. Активно включаются парные слова, усиливающие эмоциональность, вносящие своеобразные лексические элементы, придающие поэтической речи благозвучие. Употребление этих элементов устного народного творчества указывает на прямую связь литературы и фольклора.

Наряду с этим в калмыцкой поэзии 1960-1980-х гг. преобладает «скрытый», усложненный характер обращения к фольклорной традиции. Фольклор и сегодня остается для калмыцкой поэзии одним из важнейших источников вдохновения, и влияние его поистине неисчерпаемо. Исторически меняется лишь характер этого влияния. В целом же эволюция фольклорного начала в калмыцкой поэзии позволяет обозначить его как путь от отработки фольклорного текста через имитации и стилизации к целостному и сознательному осмыслению всей предшествующей народнопоэтической традиции.

Быстрое и успешное развитие калмыцкой пЬэзии в XX веке обусловлено не только влиянием высокого художественного мастерства народного творчества и накопленного в нем за многие века огромное художественного опыта. Калмыцкая литература и поэзия в минувшем столетии, как и другие литературы народов России, опиралась на богатейший опыт мировой и русской поэзии. Усвоение этого бесценного наследия способствовало успешному развитию реалистических тенденций и новаторским открытиям в области поэтики, обогащая национальную поэзию новым содержанием, которое воплощается в своеобразных формах.

В процессе своего становления и развития калмыцкая поэзия выработала систему собственных художественно-изобразительных средств, усложнились ее формы, дифференцировались жанры и стили. В своем современном виде калмыцкая поэзия - сплав сложного взаимодействия различных художественных традиций и поэтических школ, результат творческого синтеза унаследованного опыта и новых эстетических исканий. Создание новых поэтических структур не в отрыве, а в тесной связи с укрепившимися в национальном искусстве традициями и устойчивыми образными системами позволило калмыцкой поэзии подняться на значительный уровень, ускоренно пройти многие этапй своего развития и воплотить в себе черты, присущие многим развитым литературам.

Творческое обогащение калмыцкой поэзии под воздействием устного народного творчества представляет собой непрерывный процесс, который явно проявляется на различных этапах литературного строительства. Без идейно-эстетических богатств национального фольклора калмыцкая литература не достигла бы того уровня развития, который позволяет ей чувствовать себя равной другим литературам народов Российской Федерации. Это непрерывное и плодотворное влияние народно-поэтического творчества на профессиональную поэзию в значительной степени обусловило широту проблематики, актуальность художественных задач, оригинальность творческих решений в произведениях калмыцкой поэзии XX столетия.

 

Список научной литературыЛиджиев, Мингиян Алексеевич, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абрамов A.M. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. - М.: Советский писатель, 1972. - 672 с.

2. Абрамович Г.А. Введение в литературоведение. М.: Изд-во Министерство Просвещения РСФСР, 1961.- 403 с.

3. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. Л.: Наука, 1974.-171 с.

4. Андреев Н.П. Русский фольклор. М-Л.: Учпедгиз, 1936. - 496 с.

5. Астафьева Л.А. Параллелизм в лирических песнях // Художественные средства русского народного поэтического творчества. Фольклор как искусство слова.-М.: Наука, 1971.-Вып. 5.-С. 87- 101.

6. Бадмаев А.В. Зая-Пандита. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1968. - 75 с.

7. Бадмаев А.В. Калмыцкая дореволюционная литература. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1984.- 171 с.

8. Бадмаев А.В. Лунный свет: Калмыцкие историко-литературные памятники. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2003. - 477 с. •

9. Базанов В.Г. От фольклора к народной книге. Л.: Наука, 1983. - 342 с.

10. Ю.Базанов В.Г. Фольклор и русская поэзия начала XX века. Л.: Наука,1988.-400 с.

11. Баков Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп, 1994. - 253 с.

12. Балданмаксарова Е.Е. Бурятская поэзия: традиции и новаторство (20-80-е годы). Улан-Удэ.: Изд-во Бурятского ун-та, 1999. - 135 с.

13. Балтии П.И. Из истории карачаевской поэзии. Черкесск: Карачаево-Черкесское книжное изд-во, 1961. - 84 с.

14. Баранов С.Ф. Русское народное поэтическое творчество. М.: Учпедгиз., 1962.-307 с.

15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -423 с.

16. Бекизова JI.А. Черкесская советская литература. Ставрополь: Ставропольское книжное изд-во, 1964. - 198 с.

17. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9-ти тт. М.: Художественная литература.-Т. 5. 1979,-631 е.; Т. 6. 1981,-678 е.; - Т. 9. 1982,-863 с.

18. Бестужев-Марлинский А.А. Сочинения в 2-х тт. М.: Художественная литература, 1981. - Т. 2. - 591 с.

19. Биткеев Н.Ц. Калмыцкий песенный фольклор. Элиста: АПП «Джангар», 2005.-214 с.

20. Биткеев Н.Ц. Поэтическое искусство джангарчи. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1982. - 96 с.

21. Бичеев Б.А. Влияние письменных памятников и фольклора на развитие калмыцкой литературы 20-30 гг.: Автореф. . дис. канд. филол. наук. -М., 1992.-21 с.

22. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971.-544 с.

23. Богданов А.Н., Юдкевич Л.Г. Методика литературоведческого анализа. -М.: Изд-во просвещение, 1969. 190 с.

24. Борев Ю.Б. Комическое. М.: Искусство, 1970. - 269 с.

25. Бочаров А.Г. Советская массовая песня.,- М.: Советский писатель, 1956. -218с.

26. Бурятский фольклор. Улан-Удэ: Изд-во полиграфии и книжной торговли Совета Министров Б АССР, 1975. - 93 с.

27. Бушмин А.С. Наука о литературе: Проблемы. Суждения. Споры. М.: Современник, 1980. - 334 с.

28. Василенок С.И. Фольклор и литература Белоруссии: эпоха феодализма XIV-XVIII вв. М.: Изд-во Московского ун-та, 1961. - 279.

29. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. -406 с.

30. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М.: Высшая школа, 1991.-448 с.

31. Владимирцов Б.Я. Монгольская литература // Литература Востока. Вып. 2.-СПб., 1920. с. 90-115.

32. Владимирцов Б.Я. О Джангаре: Ойратско-калмыцком героическом эпосе. Элиста: Калмгосиздат, 1967. - 98 с.

33. Владимирцов Б.Я. Ойрат-калмыцкий героический эпос. Элиста: Калмгосиздат., 1967. - 98 с.

34. Вопросы народно-поэтического творчества. М.: Наука, 1960. - 170 с.

35. Выходцев П.С. В поисках нового слова: Судьбы русской советской поэзии двадцатых тридцатых годов XX века. - М.: Современник, 1980. -318 с.

36. Выходцев П.С. Земля и люди: Очерки о русской советской поэзии 194070- х годов. М.: Современник, 1984. - 366 с.

37. Выходцев П.С. Новаторство. Традиции. Мастерство. Л.: Советский писатель, 1973. - 335 с.

38. Выходцев П.С. Русская советская поэзия и народное, творчество. М-Л.: Изд-во АН СССР, 1963. - 548 с.

39. Гадагатль A.M. Память нации. Идейно-тематическое и художественное своеобразие героического эпоса «Нартхэр» адыгских народов. Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. - 440 с.

40. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М.: Наука, 1975.-471 с.

41. Герасимович Л.К. Литература Монгольской Народной Республики 19211964 годов. — Л.: ЛГУ, 1965. 310 с.

42. Герасимович Л.К. Монгольское стихосложение. Л.: ЛГУ, 1975. - 127 с.

43. Глинин Г.Г. Поэта настоящего прозренье. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1972.- 103 с.

44. Глинин Г.Г. Путь исканий: Современная литература Калмыкии. Проблемы и характеристики. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1987. - 96 с.

45. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в восьми томах. М.: Правда, 1984. - Т. 1.-382 с.

46. Горбачев В.В. Заветное слово: О народности литературы М.: Современник. 1986. - 398 с.

47. Горький М. Собрание сочинений в 30-ти томах. М.: Художественная литература. - Т. 27. 1953. - 589 с.

48. Грачев М.О. Песни на слова калмыцких поэтов. М.: Советский композитор, 1972. - 50 с.

49. Гринцер П.А. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология. М.: Восточная литература, 1974. - 287 с.

50. Гудошников Я.И. Очерки истории русской литературной песни XVIII-XIX вв. Воронеж: Воронежское книжное издательство, 1972 - 170 с.

51. Гусев В.Е. Проблема фольклора в истории эстетики. М-Л.: Наука, 1963. -204 с.

52. Гусев В.Е. Слова, стихи, песни, пьеса. М.: Советская Россия, 1975. -318 с.

53. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. JI.: Наука, 1967. - 319 с.I

54. Гутов A.M. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса. М.: Наука, 1993.-205 с.

55. Далгат У.Б. Литература и фольклор: Теоретические аспекты. М.: Наука,1981.-301 с.

56. Далгат У.Б. Фольклор и литература народов Дагестана. М.: Институт литературы, 1962. - 206 с.

57. Джамбинова Р.А. Дыхание современности. Элиста: Калм. кн. изд-во,1982.-112 с.

58. Джамбинова Р.А. Литература Калмыкии: Проблемы развития. Элиста: АПП «Джангар», 2003. - 240 с.

59. Джамбинова Р.А. Писатель и время. Элиста: АПП «Джангар», 1996. -208 с.

60. Джикаев Ш.Ф. Фольклор и осетинская советская поэзия (1917-1941 гг.). -Орджоникидзе: «Ир», 1972. 100 с.

61. Джимгиров М.Э. Писатели Советской Калмыкии. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1966.-223 с.

62. Добролюбов Н.А. Собрание сочинений в трех томах. М.: Гослитиздат, 1950. -Т.1. - С. 586.

63. Дорджиев Б.Б. Смена времени. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1983. - 141 с.

64. Емельянов Л.И. Изучение отношений литературы к фЬльклору // Вопросы методологии литературоведения. М-Л., 1966. - С. 256.

65. Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. СПб.: Азбука-Классика, 2001.-486 с.

66. Жирмунский В.М. Теория литературы: Поэтика, Стилистика. Л.: Наука, 1977.-407 с.

67. Жирмунский В.М. Фольклор Запада и Востока: Сравнительно-исторические очерки. М.: Наука, 2004. - 463 с.

68. Закономерности формирования и развития калмыцкой советской литературы. Элиста: Типография СМ КАССР, 1980. - 165 с.

69. Залыгин С.П. Мастерство писателя фольклориста // Вопросы литературы. -М., 1962.- №6.-С. 167-168.

70. Замалетдинов Л.Ш. Татарская народная сказка и литературные сказки Г. Тукая. Авторефер. . дис. канд. фил. наук. Казань, 1993. - 24 с.

71. Из истории русской советской фольклористики. Л.: Наука, 1981. — 276 с.

72. История бурятской советской литературы. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1967. - 473 с.

73. История калмыцкой литературы: Дооктябрьский период, Элиста: Калм. кн. изд-во, 1981.- Т. 1. 335 с.

74. История калмыцкой литературы: Советский период. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1980. - Т. 2. 445 с.

75. История русской советской литературы: Учеб. Пособие /Е.П. Бахметьева, В.В. Бузник, П.С. Выходцев и др. Под. ред. П.С. Выходцева. М.: Высшая школа, 1986. - 630 с.

76. Калмыцкая народная поэзия. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1984. - 164 с.

77. Калмыцкие народные и современные песни. М.: Советский композитор, 1962.-70 с.

78. Калмыцкий фольклор. Элиста: Типография СМ КАССР, 1985. - 125 с.

79. Каляев С.К. Библиографический указатель. Элиста: АПП «Джангар», 2004.-311 с.

80. Каляев С.К. Под необъятным небом. М.: Советская Россия, 1961. -142 с.

81. Каляев С.К. С тобою, Россия. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1959. - 52 с.

82. Караева А.И. Становление карачаевской литературы. Черкесск: Карачаево-Черкесское книжное изд-во, 1963. - 157 с.

83. Килганова З.И. Поиски и находки. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1977. - 77 с.

84. Килганова З.И. Поэзия и жизнь. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1973. - 101 с.

85. Килганова З.И. Поэты и время. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1971. - 123 с.

86. Ким И.А. Бурятская советская поэзия 20-х годов. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1968. - 252 с.

87. Кичиков А.Ш. «Джангар». Малодербетская версия сводный текст, перевод, вступительная статья, коментарии, словарь А.Ш. Кичикова. -Элиста: АПП «Джангар», 1999. - 272 с.

88. Кичиков А.Ш. Героический эпос «Джангар»: сравнительно-типологическое исследование памятника. М.: Восточная литература, 1997. -319.

89. Коваленков А.А. Практика современного стихосложения. М.: Молодая гвардия, 1962. - 159 с.

90. Козин С.А. Джангариада. Элиста: АПП «Джангар», 1998. - 240 с.141 1

91. Коккьяр Дж. История фольклористики в Европе. М.: Изд-во иностранной литературы, 1960. - 690 с.

92. Костер в степи: О жизни и творчестве С.К. Каляева. / Сост. и предисл. А.Г. Салдусова Элиста: Калм. кн. изд-во, 2005. - 335 с.

93. Кугультинов Д.Н. Поэт ровестник человечества // Вопросы литературы. -1968.- №2.-С. 83 -94.

94. Кугультинов Д.Н. Поэзия испытание будущим // Литературная газета. -1975. -22 января.

95. Кугультинов Д.Н. Сар-Герел. М.: Детская литература, 1970. - 141 с.

96. Кугультинов Д.Н. Собрание сочинений в 3-х тт. М.: Художественная литература, 1988. -Т.1. - 558 е.; Т.2.-447 с.

97. Кугультинов Д.Н. Утоление жажды. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1966. -221с.

98. Кузнецов Ф.Ф. Перекличка эпох. М.: Современник, 1976. - 414 с.

99. Кутушова К.В. Евразийский ренессанс музыкальной культуры калмыков. Краснодар-Элиста: АПП «Джангар», 2001. - 127 с.

100. Куулар Д.С. Тувинская поэзия: Очерки истории. Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 1970. - 140 с.

101. Леджинов Ц.О. Песня двух времен. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1964. -103 с.

102. Леонов Б.А. Поэзия судьбы народной. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1970. -104 с.

103. Леонов Л. Талант и труд // Правда. 1956. - № 92.

104. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки (на материале русской литературы 1920-1980 х годов). - Свердловск: Изд-во Уральского унта, 1992. - 184 с.

105. Литература и писатели Кабарды. М.: Советский писатель, 1958. -381 с.

106. Литература Калмыкии на современном этапе: Проблемы идейно-художественного развития. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1987. - 126 с.

107. Литературные портреты. Вестник института .№ 8. Элиста: Типография Совета Министров КАССР, 1973. - 122 с.

108. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Наука, 1967. -372 с.

109. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII вв. Л.: Наука, 1973.-С 73.

110. Ломидзе Г.И. В поисках нового. М.: Советский писатель, 1963. -350 с.

111. Ломидзе Г.И. Интернациональный пафос советской литературы. М.: Советский писатель, 1967. - 372 с.

112. Ломидзе Г.И. Ленинизм и судьбы национальных литератур. М.: Современник, 1974. - 328 с.

113. Ломоносов М.В. Поэзия. Проза. Письма. Воронеж: Изд-во Центр Черноземья, 1986. - 334 с.

114. Манджиев Н. Горькая правда. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1979. - 218 с.

115. Мацаков И.М. Аксен Сусеев. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1962. - 42 с.

116. Мацаков И.М. Ветераны Калмыцкой литературы. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1976. - 157 с.

117. Мацаков И. М. Калмыцкая советская художественная литература 20-30 годы. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1967. - 68 с.

118. Мацаков И.М. Нимгир Манджиев. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1962. -35 с.

119. Мацаков И.М. Писатель и время. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1987. -160 с.

120. Мацаков И.М. У истоков. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1981. - 153 с.

121. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики. -Саратов: Саратовское книжное изд-во, 1980. 296 с.

122. Медриш Д.Н. О системно-типологичнском изучении литературно-фольклорных связей в области поэтики // Фольклор народов РСФСР. -Уфа: Изд-во Башикирского гос. ун-та, 1985. с. 102.

123. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. - 407 с.

124. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. М.: Изд-во Восточная литература, 1963! - 461 с.

125. Мижаев М.И. мифологическая и обрядовая поэзия адыгов. Черкесск: Ставропольское книжное изд-во, 1973. - 207 с.

126. Микола Бажан. В степи Джангара // Слово о Давиде Кугультинове. -Элиста: Калм. кн. изд-во, 1983. С. 51-58.

127. Михайлов Г.И. Проблемы фольклора монгольских народов. Элиста: Типография Совета Министров КАССР, 1971. - 235 с.

128. Михайлов Г.И., Яцковская К.Н. Монгольская литература. М.: Наука, 1969.-221 с.

129. Найдаков В.Ц. Традиции и новаторство в Бурятской советской литературе. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1976. - 424 с.

130. Национальные традиции и генезис социалистического реализма в калмыцкой литературе. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1977. - 183 с.

131. Неклюдов С.Ю. Героический эпос монгольских народов: Устные и литературные традиции. М.: Восточная литература, 1984. - 309 с.

132. Нечаев А.Н. О тождестве литературы и фольклора // Вопросы народнопоэтического творчества. М.: Наука, 1960. - С. 127.

133. Новикова A.M. Александрова Е.А. Фольклор и литература. Семинарий. Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1978. - 144 с.

134. Оконов Б.Б. Фольклор в общей системе литературного образования в калмыцкой национальной школе. Элиста: АПП «Джангар», 2001. - 317 с.

135. Оконов Б.Б. Этнопедагогические миниатюры калмыков. Элиста: Типография министерства образования и науки Республики Калмыкия, 2002.- 134 с.

136. От мифа к литературе. М.: Российский ун-т, 1993. - 350 с.

137. Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. Майкоп, 1990. - 278 с.

138. Петров В.Т. Роль фольклора в зарождении якутской литературы. -Якутск: Якутское кн. изд-во, 1972. 95 с.

139. Пиксанов Н.К. Горький и фольклор. Л.: Художественная литература, 1938. - 192 с.

140. Поляков Н.Н. Герои войны герои литературы. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1973. - 100 с.

141. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение. М.: Высшая школа, 1976.-422 с.

142. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1978. - 351 с.

143. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976. - 325 с.

144. Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л.: Наука, 1976. - 242 с.

145. Путилов Б.Н. Пародирование как тип эпической трансформации // От мифа к литературе: Сборник в честь семидесятилетия Е.М. Мелетинского.- М.: Российский ун-т, 1993. 352 с.

146. Пушкин-критик: К 100-летию со дня гибели А.С. Пушкина (1837-1937).- М-Л.: Academia, 1934. 679 с.

147. Пюрбеев Г.Ц. Эпос «Джангар»: Культура и язык (этнолингвистические этюды). Элиста: Калм. кн. изд-во, 1993. - 128 с.

148. Пюрвеев В.Д. Драматургия Баатра Басангова. Волгоград: Областная типография, 1971.-45 с.

149. Пюрвеев В.Д. Жанровое движение. Эволюция жанровых форм и внутренние закономерности развития калмыцкой поэзии XX века. -Элиста: Калм. кн. изд-во, 1996, 322 с.

150. Пюрвеев В.Д. Обретение зрелости. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1976. -172 с.

151. Пюрвеев В.Д. Октябрь и калмыцкая литература. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1988.- 191 с.

152. Пюрвеев В.Д. От фольклора к литературе. // Творческая индивидуальность писателя и фольклор. Элиста: Типография Государственного комитета КАССР, 1985. С.106.

153. Пюрвеев В.Д. Поэзия мысли //Теегин герл. Свет в степи. Элиста: АПП «Джангар», 1997. - №2. - С. 4 - 25.

154. Пюрвеева Н.Б. Поэтика героического эпоса «Джангар». Элиста: АПП «Джангар», 2003. - 240 с.

155. Развитие и обогащение социалистического реализма в калмыцкой литературе на современном этапе. Элиста: Типография государственного комитета КАССР, 1985. - 146 с.

156. Рахимкулов М.Г. Народной мудрости родник. т Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1988. 184 с.

157. Розанов И.Н. Литературные портреты. М.: Советский писатель, 1990. -462 с.

158. Розенблюм Ю.Б. Давид Кугультинов. М.: Сов. Россия, 1969. - 144 с.

159. Розенблюм Ю.Б. Песнь степи обновленной. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1980.- 114 с.

160. Розенблюм Ю.Б. Сквозь пламя костров. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1970.-339 с.

161. Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. М.: Наука,1975.-246 с.

162. Русская критика XVIII-XIX веков. М.: Просвещение, 1978. - 447 с.

163. Русская литература и фольклор. /Первая половина XIX в./ Л.: Наука,1976. 453 с. /АН СССР. Ин-т русской литературы. Пушкинский дом/.

164. Савушкина Н.И. Русская поэзия начала XX века и фольклор. М.: Изд-во Московского ун-та, 1988. - 80 с.

165. Сангаджиева Б.Б. Калмыцкий чай. Стихи и поэмы. М.: Советская Россия, 1978. - 192 с.

166. Сангаджиева Б.Б. Цветы перстни. М.: Советская Россия, 1968. - 63 с.

167. Сангаджиева Н.Б. Поэтика фольклорных жанров: Эволюция жанровых форм калмыцкой народной поэзии. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998. -128 с.

168. Сангаджиева Н.Б. Эпический репертуар Джангар'чи М. Басангова. -Элиста: Калм. кн. изд-во, 1976. 76.

169. Сарангов В.Т. Калмыцкое народное поэтическое творчество. Фольклористика: Уч. пособие. Элиста: Калм ГУ, 1998. - Ч. 1. - 92 е.; Ч. 2. - 70 с.

170. Семь звезд: Калмыцкие легенды и предания. // Сост. Д.Э. Басаев. -Элиста: Калм. кн. изд-во, 2004. 415 с.

171. Современный литературный процесс и литературная критика в Калмыкии. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1977. - 159 с.

172. Соколов Ю.М. Русский фольклор. М: Учпедгиз, 1932. - 112 с.

173. Сумароков А.П. Избранные произведения. JL: Советский писатель, 1957.-608 с.

174. Суржоков А.И. Торлонг из Цаган-Нура. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1985.-73 с.

175. Сусеев А. Избранное. Поэмы и стихи. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1975. - 199 с.

176. Сусеев А. Сын степей. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1962. - 151 с.

177. Схаляхо А.А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. Майкоп, 1992. - 280 с.

178. Сян-Белгин X. Два Брата. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1971. - 155 с.

179. Сян-Белгин X. Новая легенда. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1964. - 103 с.

180. Твардовский А. О литературе. М.: Современник, 1973. - С.45.

181. Творческая индивидуальность писателя и развитие калмыцкой советской литературы. Элиста: Типография Совета Министров КАССР, 1987.- 143 с.

182. Творческая индивидуальность писателя и фольклор. Элиста: Типография Гос. комитета КАССР, 1985. - 169 с.

183. Теунов Х.И. Литература и писатели Кабарды. М.: Советский писатель, 1958.-С. 18.

184. Тимофеев Л.И. Слово в стихе. -М.: Советский писатель, 1982. 342 с.

185. Типологические и художественные особенности «Джангара». Элиста: Типография Совета Министров КАССР, 1978. - 128 с.

186. Тритуз М.Л. Музыкальная культура Калмыцкой АСССР. М.: Изд-во «Музыка», 1965. - 110 с.

187. Унарокова Р.Б. Народная песня в системе традиционной культуры адыгов (эстетико-информационный аспект). Автореф. . дис. д-ра фил. наук. - Махачкала, 1999. - 44 с.

188. Унарокова Р.Б, Народная песня в системе традиционной культуры адыгов (эстетико-информационный аспект). М.: ИМЛИ РАН, - 2004. -216с.

189. Урбан А.А. Возвышение человека. Л.: Художественная литература, 1968. - 251 с.

190. Урбан А.А. Образ человека-образ времени: Очерки о советской поэзии. Л.: Художественная литература, 1979. - 324 с.

191. Федин К.А. Писатель, искусство, время. М.: Советский писатель, 1961.-610 с.

192. Фольклор народов РСФСР. Уфа: Изд-во Башикирского гос. ун-та,1985.- 152 с.

193. Фольклор поэтика и традиция. М.: Наука, 1982. - 342 с.

194. Фольклор. Поэтическая система. М.: Наука, 1977. - 343 с.

195. Фрейденберг О.М. Миф и литература'древности, -г М.: Наука, 1978. -603 с.

196. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М.: Изд-во политической литературы,1986. 703 с.

197. Хабунова Е.Э. Калмыцкая свадебная обрядовая поэзия. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998.-223 с.

198. Хадеева А.А. Б.Б. Сангаджиева //Литературные портреты. Элиста: Типография Совета Министров КАССР, 1977. - С. 92.

199. Хамаганов М.П. Очерки истории бурятской афористической поэзии. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1959. 265 с.

200. Харчевников В.И. Поэтический стиль Сергея Есенина (1910-1916). -Ставрополь: Изд-во «Ставропольская правда», 1975. 246 с.

201. Харчевников В.И. Традиции русской народной песни в стиле раннего Есенина. Ростов на-Дону: Изд-во гос.педагогического института, 1974. -111с.

202. Храпченко М.Б. Историческая поэтика: основные направления исследований // Вопросы литературы. 1982. № 9. с. 78-83.

203. Художественные средства русского народного поэтического творчества. М.: Изд-во Московского ун-та, 1981. - 126 с.

204. Цебиков Л.И. Сто калмыцких народных песен. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1991.- 127 с.

205. Чамоков Т.Н. В созвездии сияющего братства. М.: «Современник» 1976.-253 с.

206. Чекалов П.К. Абазинское стихосложение: истокй и становление. -Ставрополь, 2000. 214 с.

207. Чекалов П.К. Страницы истории абазинской литературы. Черкесск, 1995.-97 с.

208. Чернышевский Н.Г. Пол. Собр. Соч. М.: Гослитиздат, 1949. - Т.2. -944 с.

209. Числов М. Современная советская поэма // Современный литературный процесс и критика. М.: Наука, 1975. - С. 109.

210. Чонкушов П.О. Песни. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1980. - 80 с.

211. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси: «Мецниереба», 1978. - 240 с.

212. Эпитет в русском народном творчестве. М.: Изд-во Московского унта, 1980,- 142 с.

213. Яцковская К.Н. Народные песни монголов. М.: Наука, 1988 - 253 с.

214. Литература на калмыцком языке

215. Балакан Алексей. Ьольшг дун. Элст: Хальмг дегтр haphan, 1978. -196 х.

216. Доржин Басц. Уяц11 айс. Элст: Хальмг дегтр haphan, 1988. - 143 х.

217. Доржин Басц. Цагин селгэн. Элст: Хальмг дегтр haphan, 1972. - 137 х.

218. Дуулцхатн. 0мн цага болн едгэ цага хальмг дуд // Цуглулж haphcHb Сан,11жин Бося. Элст: Хальмг дегтр haphan, 1962. - 115 с.

219. ЖацЬр. Хальмг баатрлг эпос. Элст: Хальмг дегтр haphan, 1990. - 287 с.

220. Инжин Лиж. Хойр ботьта суцИгдсн уудэврмудин хурацЬу. Элст: Хальмг дегтр haphan, 1992. 1-гч боть. - 288 х.

221. Калян Санж. Ьурвн ботьта уудэврмудин хурацЬу. Элст: Хальмг дегтр haphan, 1981. 2-гч боть. - 379 х.

222. Калян Санж. Ьурвн ботьта уудэврмудин xypaH,hy. Элст: Хальмг дегтр haphan, 1980. 1- гч боть. - 360 х.

223. Калян Санж- СуцЬсн шулгуд болн поэме. Элст: Хальмг дегтр haphan, 1968.-345 с.

224. Калян Санж- Тамара. Элст: Хальмг дегтр haphan, ,1979. - 155 с.

225. Калян Санж. Теегин булг. Элст: Хальмг дегтр haphan, 2005. - 239 с.

226. Кануков Х.Б. Шин дуудин булг. Элст: Хальмг дегтр haphan, 1964. - 49 х.

227. Кеглтин Дава. Алтн зуркн. Элст: Хальмг дегтр haphan, 1961. - 91 х.

228. Кеглтин Дава. Ьурвн ботьта уудэврмудин хурацЬу. Элст: Хальмг дегтр haphan, 1981. 1-гч боть. - 420 х.

229. Кеглтин Дава. Ьурвн ботьта уудэврмудин хурацЬу. Элст: Хальмг дегтр haphan, 1981. 3-гч боть. - 384 х.

230. Кеглтин Дава. Ьурвн ботьта уудэврмудин хуранЬу. Элст: Хальмг дегтр haphan, 1982. 2-гч боть. - 445 х.

231. Кичгэ Теле. Баатрлг дуулвр «Ж,ан,Ьр». Элст: Хальмг дегтр ЬарЬач, 1974.- 159 с.

232. Кичгэ Телэ. Келен уг керчен модн. - Элст: Хальмг дегтр ЬарЬач, 1983.- 171 с.

233. Леежнэ Церн. Уунд би терлэв. Элст: Хальмг дегтр ЬарЬач, 1990. -197 х.

234. Манжин Нимгр. Ьашута унн. Элст: Хальмг дегтр hapha4,1975. - 229 х.

235. Оконов Б.Б. Тврскн Ьазрин дуд. Элст: Хальмг дегтр hapha4, 1989. -308 х.

236. Пурбэн Григорий. Ж^ацЬр дуулвр: сойл болн келн. Элст: АПП «Джангар», 2004, - 126 х.

237. СацЬжин Бося. Хевм шулг белглв. Шулгуд болн поэме. Элст: Хальмг дегтр hapha4,1974. - 249 х.

238. СацЬжин Бося. Ээжин цэ. Элст: Хальмг дегтр ЬарЬач, 1980. - 257 х.

239. СацЬжин Бося. Ятх. Элст: Хальмг дегтр ЬарЬач, 1965. - 102 х.

240. Сусен Аксен. Иньг минь, бичэ март. Элст: Хальмг дегтр ЬарЬач, 1965.- 142 с.

241. Сусен Аксен. Теегин урн. Элст: Хальмг дегтр ЬарЬач, 1980. - 192 х.

242. Сусен Аксен. Терскн тег. Элст: Хальмг дегтр ЬарЬач, 1959. - 128 х.

243. Сусен Аксен. Терскнэ магтал. Элст: Хальмг дегтр ЬарЬач, 1970. - 341 х.

244. Сусен Аксен. Хомутниковин туск ухаллЬн. Элст: Хальмг дегтр ЬарЬач, 1982. - 87 х.

245. Сусен Аксен. Шин жирЬл угтад. Элст: Хальмг дегтр ЬарЬач, 1976. -167 х.

246. Сян-Белгин Хаср. Эмд заль. Элст: Хальмг дегтр ЬарЬач, 1972. - 169 х.

247. Сян-Белгин Хаср. СуцЬсн шулгуд болн поэме. Элст: Хальмг дегтр ЬарЬач, 1969.-376 х.

248. Тачин Анжа. Her уйин кевуд. Элст: Хальмг дегтр ЬарЬач, 1987. - 105 х.

249. Хальмг урн угин литератур. Элст: Хальмг дегтр ЬарЬач, 1967. - 443 с.

250. Хальмг хуучна болн едгэ цагин дуд. Калмыцкие старинные и современные народные песни Перевод М. Лапирова. М.: Сов. композитор, 1962. - 72 с.

251. Шугран Вера. 0дрин шинрлт. Элст: Хальмг дегтр hapha4,1977. - 107 х.

252. Эрнжэнэ Константин. Мецк байр. Элст: Хальмг дегтр haphan, 1959. - 164 х.

253. Эрнжэнэ Константин. Цецн булг. Элст: Хальмг дегтр haphan, 1980. -188 х.