автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Фоностилистический аспект звуковой организации стиха

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Пинежанинова, Наталья Павловна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
Автореферат по филологии на тему 'Фоностилистический аспект звуковой организации стиха'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Фоностилистический аспект звуковой организации стиха"

САЖТ-ПЕГЕРБУЕГСКИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ШШШЕОЗА НАШИ ПАВЛОВНА.

аонослшсгачзский аспект авжовой онгАшащш стиха

(на матерзале поэзии а.Блока I

Специальность 10.02.01 - русский язык

автореферат диссертации на соискание ученой степени кандадата фмологических наук

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1592

Работа выполнена ка кафедре русского языка Дяя иностран-цез-фшологов факультета русистики Санкт-Петербургского государственного университета

Каучный руководитель: доктор (¡молсггяческих наук,

доден? Н.Л.Любимова

Официальные оппоненты: , доктор филологических наук,

профессор Л.А.Новиков

кандидат филологических наук, доцент Н.А.Сяепокурова

Ведупая органазапая: Институт русского языка

им.А.С.Пушкина

Заиита дассертацки состоится " 4 " к^ло^иИ 1992 года в часов ка заседании (¡педализированного совета К 053.57.4в го присуждению ученой степени кандидата гаук в Caratт-Пе торбургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-ШтерОург, на(5.Макарова, д.6, ауд.217.

С диссертагшей можно ознакомиться в научной библиотеке им. А.М.Горького Санкт-Петербургского государственного университета.

Автореферат разослан "¿0" 1992 г.

Ученый секретарь

саегдалаги ронянного совета

кандидат филологических нг.ук, •

доцент * Т*А.Иванова

Сталистаческий аспект исследования звуковой оргакизадаи стиха включает з себя метр, ритм, звукодовторы а звухосжшо-лазм в связи с проблемой содержательности звуковой формы к экспрессивности звуков.Однако метро-ритмические и фоническиа структуры имеют в поэтической рочи разную функциональную направленность. Метро-ритмические структуры рассекают речевой поток на вэашосопоставдаие синтагмы (строки.), а внутри них на интонационно равноправные (тоже сопоставимые) фонетические слова и слоги, обусловливая способы связи и соотнесенности фонических структур, которые приводят к семантическим контактам различных комбинаций звуковых повторов. Значение фоническая структур в поэтическом тексте состоит в создании звуковоЗ изобразительности и выразительности на основа звуко-ассовдати-вных связей. Поэтому, несмотря на тесную взаимозависимость метро-ритмичсских и Люнлческих структур, представляется возможна автономное описание роли звукового ассоиката как сти-леобразуюкего и форлообразуюшего компонента, а также коннота-тпвного компонента, доползшего представления о предаете и отражающего связь мелд/ значениями в семантической структуре слова.

Состояше разработки проблемы фо.чостилистики поэтической речи СВинарская, 1989; Гокчаренко, 1988; Григорьев, подготовило слудутаий этап в изучении звуковой организаиш стиха - системное описание взаимосвязи .-{юностидистических средств с другими элементами поэтического текста и отражение в поэтическом идиостиле функгаонально-ко.-.муникативншс особенностей звукового строя поэтической речи.Дальнейшее развитие идей стилистическо?. релевантности звуковых средств в поэтическом тексте определяет актуальность набранной те/.и исследования.

Цель работы - выявить многообразие >5юностилястачески:х средств как компонентов пдиостиля лирической поэзии А.Блока д объяснить стилнстаческув релевантность и полисемактачкость звуковкх элементов в их эстетической л яоьмуникативной фукад-ях.

Научная новизна-работы состоит в тем, что - рассмотрены основные- звуковые азобразительао-выразнтельнка

средства лирических стихов А.Блока как компоненты идиолекта;

- выявлены идаостилевне параметры звуковой организации поэтических текстов;

- классифицированы стилеобразувдяа элементы фонических структур;

- дано описание интерпретационных возможностей звукового ассо-гиата;

- предложен способ фоностили отеческого аш.иза методом установления мотивированности звуковой доминанты;

- рассмотрены смета и ¡геремежение основных стилеобразумцях приемов в диахронии с точки зрения связи звуковой организация с другими изобразительно-выразительными средствами поэтической речи.

Теоретическая и практическая значимость предпринятого исследования заключается в том, что результаты его могут дополнить известные способы комплексного анализа и содержательной интерпретации поэтического текста, поскольку для теоретической стилистики важно накопление таких малоизученных явление, как звуковая изобразительность и выразительность поэтической речи. Стилистическое значение экспрессивных звуковых средств определяется связями с ассоциатавно-образаой структурой произведения и обобиается сопоставлениями с функционально однотипней стилистическими приемами в других текстах того же автора, рассматриваемых как фрагменты идаостиля. Материалы и результаты могут быть использованы в курсе стилистики художественной речи, в переводах стихов А.Блока на иностранный язык, а также в теории и практике обучения русоксму языку как иностранному.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались я обсуядаляоь на международной, всесоюз-ео2, республиканских и межвузовских конференциях (.Ленинград, 1989, 1990, 1991, 1992; Владимир, 1990; Ростов-на-Дшу, 1990; Харьков, 1991; Киев, 1991).

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы я приложения, в котором представлены анализируемые тексты, их фонологаческая транскрипция, программа дая ЭВМ и результаты статистической обработки мате-

риала. НлиостратиншЛ материал прелотавлен 5 схемами и 2 таблицами.

Материал, методика исследования.Описание идиостилевых параметров звуковой организация стяха проводилось на материале поэзии А.Елока 1902-1910 гг., Зоиоствластаческий анализ - га материале восши произведений.

В работе попользовалась хомпяексная методика; транскрибирование текстов, статистическая обработка фонарного состава, лингвистическая янтерпретакяя результатов статистики , а также сравнительно-сопоставительный анализ стилистически значимые фантов звуковой организации стиха.

Основное содержание работы

"Во введении 0б0с!!0внвается актуальность избранной теин, определяется цель работы, кратко описывается ее структура.

В первой главе - "Принципы фоностилистического анализа поэтической речи" - рассматривайте« основные задачи фоностялн-стики, определяются структурно-гЕ>ушодовальные элементы звуковой организации,, выявляется вариативность соотношения метроритмических и фонических структур, классифицируются приезд звуковоЯ изобразительности и выразительности в поэтическом тексте.

Основная задача исследования ^онсстилиетиш в данной работе сводится к установлению стилистически значимых приеаов композиционного распределения повторявшихся звуков и выявлении шптадатного ком,1усткативного подтекста на основе ас-солиативяо-образной мотивированности звука в стихе в соотношения с другими алдаентамя поэтического текста. В основа рассматриваемой силлабо-тонической системы стихосложения лежит понятие метра. ГЪд метром понимается идеальный заяоя, упоря-дочнваювиП регулярное повшавие и понижение тоее и являвпзй-ся основой ритма, создавшего реальное распределение ударных и безударных слогов. Ме-^ячесгая схема является ксмтаекснкм аба-грактнщс структурированным средством (комплексна, так как состоит из последовательности малкх метрических единств ~ стоп, абстрактным, поскольку метрические еда на цв абстрактны -независимы от конкретно?, языковой реализации, наполняющей ко-

дель. Языковое наполнение и абстрактная метрическая ехала вступают во взаимодействие при воспоизведении поэтического текста. Со отношение стихового и речевого ритмов (сверхфразовое единство и стройа, фраза и период, синташа и строка, фонетическое слово и стою) создает разнообразные экспрессивные оттенки, нарупавлие привычный автоматизм восприятия речи, при этом речевой и стиховой ритм одновременно г разнонаправленно воздействуют на звуковую оболочку слов. Агентом экспрессии выступают здесь фонетические средства, характеризуйте физические свойства звука, - изменение длительности, мелодики, интенсивности, паузировка.Метрика предполагает определенное соотношение безударных и ударных гласных в стихе. Ударные гласные приобретают особую выделенность благодаря акустическим свойствам: длительности и силе. Дифференциальные признаки различных классов звуков и их оппозиции при этом не существенны. Корреляция стихового и речевого ритмов может быть представлена в виде следующей схемы:

ГОБТИЧЕСКИЯ ТЕКСТ единицы речевой композиции ( единицы стиховой кошгозицш

г-п-1---1

сверхфразовое единство строфа

Взаимосвязь метрической модели с реальными языковыми наполнителями (словами) в пределах синтагмы (строки; порождает особую интенцию отрезка речи, заключенного в пределы синтагмы. Это явление, получившее название ритшко-синтаксического клише (Иванов, 1980; Гаспаров, 1984) становится существенным факторе»! в исследовании случаев поэтических влияний: от семантической окраски размера к конкретный заимствованиям.

Фонические структуры обладают более сложным взаимодейст-

фраза синтагма фонетическое слово

период строка сто'па—

слог

дактиль амфибрахий анапест

двуслояцый метр— ямб хорей трехсложный метр-

вием и, за исключением повторное?«, не всегда отчетливо воспринимаются. ТЬвгор и композиционное распределение звуков предполагают знание кодифицированных приемов поэтической речи, а емоцаональная, оценочная, образная сторона звуковой организации предполагает умение интерпретатора текста устанавливать разнообразные звукосмысловне связи и приемы актуалззаши этих связей. Структурно-композиционные разряды можно представать в виде схемы:

____ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ____,

ошэшальш

(орнаментальные I

дистантные

анафора —

эпифора-

медиана-

фоническая-1 цепь -]----

простая

поаяедователькая

контактные

стык

КОНЗЕШОНАЛЬЩЕ цзафии

совпадение несовпадение звуков звуков

(точная ри;|5.'а) (неточная ри$ма;

-1

несовпадение согласных

несовпадение гласных

сложная-

обратная--

перекрестная-обхватная-су»яруигвя-|

Основные функции звукоповтора

— перестановка-

— отсечение --выпадение —

— чередование

экспрессивная, выделяемая

количественно, и '.[ункщя связности поэтического текста. Основная функшя ри^мы - быть основой строфической композиции, зависящей от последовательности расположения рифчочленов.

Основные приегн секантизаши звука в поэтическом тексте на основе ассоциативных сиязей можно представить следувщам образом:

пиши ззукооггаолгчтоп СЗ-ШПИЗАШИ перзичий ^гкооизожз« втотачкШ "задюошшз*

________(контекеттальныаI

звукоподражание лейтмотив

парснвмзческая аттракция

зятаополторн-ийатативы

слева- анаграмотрование ономатотш

КонтекстуалышЯ звукосимводизм (явление первичного звука.-

символизма, основывающееся на синестетической связи звука и значения, в данной работе не рассматривается> включает звучания в окказиональную фоносемантическую структуру текста на основе ассошативных связей, восприятие которых зависит от эмоциональной подготовленности читателя и от тезауруса общекультурного и лингвистического плана. Одним из наиболее расщ>о-странеквых приемов контекстуального звукогчмволизма является паронимическая аттракция (В тисках бесконечной тоски). Друпш,-дейшотив, т.е. такой повтор звуков, который проходя через

весь текст, совпадает со звуковыми комплексами ключевых слов. Иногда лейтмотив мотивирован не кяючевши словами, а семантемой, Разновидностью лейтмотива можно считать анаграммаровалее, т.е. звуковую подсказку (Глазницы воронок мне выклевал ворог;-• ворог-ворон). Лейтмотивные звуки могут вступать не только в отношения сходства, но я контраста. Звукоподражание может быть передано не только с помощью слов-ономатопов, но и звукового повтора. В этом случае звук получает значение благодаря взаимодействию: звукоподражательный комплекс + детерминативы обстановки. Существование разных звуковых комплексов для обозначения сходных звуковых явлений объясняется существованием синонимии на уровне имитативов.

Проведенный анализ коннотаций фонических структур показал, что звуки (фонемы) в стихе группируются в соответствии с приемами семантизацжи. Так группа щелевых согласных ( шипяшие и свистявд е) зачастую используется как имитативы, сонанты (/л/, /р//могут быть противопоставлены в структуре лейтмотива вда-нин ИЕПЯЕЦМ С/ж/./ш/; как развитие двух тем.Подобные группировки актуализируются в соответствии с семантикой или всего текста, или отдельных его фраментов. Идиостилевые параметры звуковой организация стиха зависят от преобладания тех или иных приемов построения композиции текста и отбора изобразительно-выразительных средств на основе повторяемости, соизмеримости и ассоциативности .

Вторая глава - "Стилистическая роль звуковых средств как компонентов идиостиля А.Блока" - посвящена исследованию ксмпо-зиодонных звуковых изобразительных средств и характерных приемов семантизавди звука в качестве идаостилевых параметров

звуковой организации.

Вопрос о том, насколько осознанно использует автор звуко-ассошативяые связи и насколько способен интерпретатор текста раскрыть дополнительную иифорлают сенсорно-элотивного характера, касается психологии творчества я восприятия эстетической информации. Линь в том случае, когда "поэтическая этимология" и "поэтическая мотивация" как ассоциативное ощущение образных представлений входят в творческое задание автора (его поэтический идиостиль) и вызывают адекватные интеллектуальные и эмоциональные реакции читателя, можно говорить о системности 337-ко-ассоциатквных средств. В этом плане не случайно использование звуко-ессоциативных сгязей в стихах А.Клока. Ш снидетель-ству поэта, размьшлвшего о законах поэтического творчества, звук (в широком, символическом смысле этого слова) является первоосновой стиха к предшествует слсвесно-тс-матаческой формулировке. Следутаай этап - приведение звука в единую гармонию со словом, т.е. попек звукового лейтмотива (Блок, 1932), где одним из средств отбора слов становится нгансировка знутриста-ховьк серекя)чек. Знутристяховые пореклнчхи звуков, семантизи-рудсь, вносят в поэтический текст определенные коннотаь^и и представлены интерпретатору своеобразными системообразужамя качествями. При этом (Торлативами звукогого ассодаата становятся акустические и артнкуляторнце свойства звуков.

Выбор параметров иякостп-гл для поста сводится к поиску индивидуальных языковых моделей, определенного типа референции и способа се^-аптяческой композит, про.чзляташх смену парадам поэтического язма, в соответствии с чем ода структура сменяется другой, или преобразуется единая структура. Описание ида-остяля в индивидуальной худояеетвенной системе предполагает определение установки, доминанты и функции в той вида, как они бшги сформулированы ».Тынянова (Тынянов, 197?;. Основанием для избрания тех или иных типологических признаков может служить отношение поэта к приему, которьй рассматривается, как обобщенная стилистачзская кооретната, определяюгая степень избирательности способов худояеетвеаной выразительности.

Наблюдения за употребительностью окказиональных звукопов-

- ю -

торов в стихах А.Блока показали разнообразие использования всех видов звукоповторов, респолагаюияхся, как правило, в клх>-чевых позициях стихотворного текста. Этим обеспечивается не только цельность и связность текста, но и интеграция текстового континуума. Строчной анафорический повтор (Кезснмл кликом аажкена; Гулкий город, полный дрожи) маркирует условное качало метро-ритмической единицы: слова, синташы, полустития. Наиболее употребительна в стихах А.Клока мекстръчная анафора, при которой звукоповторы располагаются по вертикали и одновременно имеют соответствия в строке, чем усиливается свнзность стиховых рядов (Странных и новых ищу на страницах / Старых испытанных книг; Выхожу я в путь, открыты;! взорам, / Ветер гнет упругие кусты). Межстрочная анафора маркирует условное начало синтаксической единицы, а меже трофическая анафора, усиливая связность отдельных фрагментов текста маркирует условное начало тематически единого фрагмента .Одним из ярких примеров меж-с трофической анафоры, поддержанной другими видами звукоповторов, может служить композиционное звуковое строение стихотворения "Русь" (190~> г.).2пифора может маркировать как слово, так и полустишие, стиховой ряд, несколько стиховых рядов. Лексемная эпифора, как правило, широко представлена в однородных членах, грамматические элементы которых - окончания - и являются формальнши показателями звукового совпадения ( Молодая, золотая, / Ярким солнцем залитая). Кроме того, эпифора, совмещенная с рафмай, может быть поддержана анафорой, что вовлекает в звукоподобные отноаения часть, стоящую за клаузулой влево (Он острым полоснет клинком. / К версте прикрутит кушаком >. В стихах А.Елока (особенно 1906-1908 гг. ;часто встречается комбинация анафор и эпифор, организованная по принщпу чередования и ■ сочетания (|йой южный голос томен. Стан / Напоминает стан газели, / А я пришел к тебе из стран, / Где вечный снег и вой метели). ~ ~

Медиана в стихах А.Блока токе может быть строчной (Вся яизнь, ненужно изжитая) шш межстрочной. Межстрочная медиана имеет несколько композиционных вариантов: I - середины строк имеют звуковые совпадения, образуя внутреннюю рифму (Открывая

- II -

окно, увидал я сирень./ Это бшго весной - в улетающий день);

2 - медиана может маркировать середину стихового ряда в соотнесении с анафорой и эпифорой предыдущей строки, а иногда и последующей:

Лицо дневное Арлекина-

Еще бледней, чем лик Пье^о, п р

И в угол ггрячет Коломбина

Лохмотья, свитке пестро. ~ п р

3 - середина стихового ряда может быть подчеркнута совгадекая-ми как о началом, так и с концом соседних строк:

И под окошком участились Прохожих быстрые шаги; стр

И в се£ых лужах ^сходились Под кагошма дождя круги.

Распространенный в поэзии А.Блока прием звукового подхвата (или стыка) необычайно усиливает плотность звукопоЕтора (Когда мыгвтретились с тобой). В стихотворениях 1908 - 19X0 гг. много примеров звукового подхвата, сконцентрированного в отдельных словах (аэжда, длительные, прохомх, ненужно - всего 12 в стихотворении "Я помню длительные муки"). Протяженность различим видов окказиональных звуковых повторов и их комбинаций, зачастую совгадающая у А.Глота с дайной всего текста, позволяет выделить в качестве самого распространенного приема использование фонической цепи, подчеркивающей звуковой состав ключевых слов (например, /к/,/р/,/с/ выделяют ключевое слово "красные" в стихотворении "Город в красные пределы..."), ила создающей звукосимволическую ономатопею (А над болотом - проклятый звонарь / Пи и будил колокольную медь.../ стала. О, люди!/ Пока не пробудитесь вы, - / Месяц будет вам - красный зловещй фонарь, / Сграиный колокол будет вам петь...).

Конвенциональные звуковые повторы (рифлы) у А.Блока в большинстве случаев точные, неточные ри;|мн связаны, как правило, со строчшии звуковыми соответствия!,;!!, поэтому воспринимаются как органичные и новаторские одновременно. Неточная ¡«ака А.Елока допускает комбинацию обычно не более двух фонетических явлений (перестановка я отсечение, вылздение и чередование) поэтической речи. (Он шакал так долго, / Что з

слезах изошло его око... В рифлочленах представлено чередование /г/ и /к/ и выпадение /л/, отсутствие которого компенсировано сквозным повтором в строке.

Плотное стяжение близких и повторяшдася звуков в стихах А.Бяока увели'шьает возможности ассоциативной соотносительности слов, что, с одной стороны, усиливает многозначность всего текста, а с другой стороны, - неопределенность зтачений взаи-мосопоставляемых слов. Ассоциативность слов на звуковой основе актуализирует связь слова с денотатом (иматативн и о.мыа-топы.), а также усиливает или изменяет значения слов при паро-ниуди. Расшрение возможностей паронимии в произведениях поэта происходит за счет включения в пароки кию, кроме синтаксически связанных пар. слов, представляющих собой глубокий звуковой повтор, дистантное расположение которых может определяться в объеме строфы, а также и всего стихотворного текста в случае, когда парошмия поддерживается звуковым лейтмотивом. Звуковой лейшотив представляется самым характерны,; и универсальна.! приемом, объеданяжкм композиционные классы звукоповторов и ' имеюаим в каждом конкретном поэтическом тексте окказиональные способы актуализации.

В третьей глазз - "Котивированяость звуковой домиианту в ассошативно-образиой структуре поэтического текста" - предлагается один из способов выявления звуковой доминанты в объеме всего текста и рассматривается ее связь с изобразительно-выразительными средствами поэтической речи.

Комплексная процедура определения звуксво?, доминанты (иначе, звукового лейтмотива) проводалась га материале ? стихотворений разных лет (1902-1910 гг.) и одного прозаического фрагмента в три эта га: транскрибирование текстов, вычисление коэффпдаанта встречаемости каждой фонемы в тексте, составление программы для 33.',! с целью сравнить полученные данные с эталонная! коэффициентами средней частоты встречаемости звуков в речи (Бондарко, Зшдер, Штерн, 1377) с помощью г? - критерия Стьюдекта. ^ограмма также суммирует парные фонемы по признаку твердость/мягкость, поскольку понятие зкукопсвтора предполагает нивелирование этого Аналогического признака. Результаты исследования показали, чк> Л.Кгок использовал различные щме-

- 13 -

мы звуко-ассоциативных связей в зависимости от установки на обисуп семантику текста. Основой звуко-ассоцгативных с&чзей является контекстуальная актуалязаи'.я фонических структур. Для установления соотношений между повторявшимися комплексами звуков необходимо определить приемы актуализадай: грамматичен кие, позиционные, а такяе звукосимволические (звукоподражания, лейтмотив или паронимия).

Так в стихотворении А.Клока "Запеваюиий сон, зацветающей цвет..." лейтмотивные звуки сконцентрированы в начальной строке, а затем, проходя через весь текст, окраиивают слова, включающие эти звуки, заметной экспрессаей.Ето особого рода экспес-сия, избранная автором дяя создания иллюзии независимости звуковой оболочки от того содержания, которое вкракают слова. Выбор и соединение слов основаны на общности звуко-ассоизативно-го поля и подчинены принципу амохдаонального внушающего воздействия, характерного дан стихов с неопределенной семантикой (поэзия символизма), когда предаетное значение в слове затушевано.Способ, которая достигается указанный эффект - дезактуа-лизацая семантических элементов (корневых морфем) и акцентуация звуковых элементов (анафор и эпифор}, совпадающих с грамматическими морфемами (приставками и суффзксами в соединении с окончаниями^ Гйтикрзтный повтор сочетания морфем -аюпий (запеваюиий, зацветающий, исчезающий, погасавший, улетаюшйI ставит его в центр внимания. Ослабляет восприятие смысла и тавтологический повтор (зацзетакшяй цвет). В> такому же принципу акцентируется морфема за- (запеваюшй, зацветавший, задыхалась, занималась, запевая), являвпаяся анафорой, которая проходит через весь текст, начиная и замыкая его, образуя рамочную ксМлозицаю.Евуковой лейтмотив в этом случае тесно связан с синтаксическим параллелизмом, а семантическая деэактуа-лизапия приводит к алогачной сочетаемости, которая в данном звуковом контексте порождает новую образность и может <3ыть охарактеризована как черта аюцаонального стиля.

Другая форма звуковой организации в стихотворении '"Балаган'.'. Здесь лейтмотивные звуки - глухие взрывные смычные в соединении с плавит дрожащпй сонантом -72-, -¡¡д.-, -к£-, что не отвечает закону благозвучия и приобретает отчетливую образ-

нооть, основанную на звукоподражании. Первая строфа (Над черной слякотью дороги / Не поднимается туман./ Везут, покряхтывая, дроги / Мой полинялый балаган) порождает звукообраз благодаря ономатопам покряхтнвая и дроги, отчетливо мотивированны.» акустическз-артикуляторными свойствами звуков.Возникший, звукообраз усиливает экспрессивность звука /чУ (черной) и консонантного сочетания /сл'а/ (.слякотью), которые благодаря артикуляции воспринимается как "чавкавшие", в результате чего создается звуковая динамическая картина движенья по разъегленной мокрой дороге з соответствии с общей семантикой строфы. Онома-топ покшхткздя связан звуко-ассошативно со словом дроги, последнее рифлекио-паронимически - со словом дороги. и образ поддержан зву! ¡изобразительно:* картиной первой строки, на основании чего можно выделить элемент "взрывной смычный+шавный дромший сонант", приобретающий в этом контексте значение "преодолевать с трудом, с усилием". Звуковой ассохдаат становится частью с&мантической структура и оказывает влияние на семантику слов, включашях этот комплекс, вноса в восприятие этих слов звуко-ассониативную коннотацию, которая, как эхо, напоминает о труднопреодолимости пути.Интерпретадая звуковой • доминанты становится одним из эффективных средст образной мотивировки и тесно связана с другими приемами структурирования смысла в поэтическом тексте.

В стихотворении "Л помню длительные муки..." премеуявтса доминантные звуки контрастного типа: с одной стороны, сонант /л/, с другой стороны, шумные /я/./ш/,/з/,/с/. Первш мотив задан ¡¡ачальной строкой (Я помню ^¿ительные муки;, второй -последней строкой строф>ы (Ее заломленные руки / Чуть брезнш! в луче дневном). Дальнейшие две строки (Вся яизнь, ненужно нажатая. / Пытала, утешала, кгла...) являются звуковой кульминацией, когда концентрация контрастного звука воспринимается как эмоциональный взрыв с оттенком назойливости и неприятности, т.к. звук /ж/ имеет собственную внеконтекстнув семантику как звукоподражательный элемент. тем звучность контраста постепенно уменьшается, /ж/ сменяется /ш/, а в последней строгие ла~-минарует /с/ - эмоционалз *ьй взрыв постепенно гаснет. В си.ан-твке стихотворения заложен мотив внутреннего кон^кктс, мучи-

- 15 -

тельностии длительности этого состояния. Мотивированность звуковой доминанты выявляет параллелизм о поэтической темой. 3 . процессе установления соотношений'между звуко-ассоциативной я лексико-тематаческой семантикой происходит осмысление фрагментов концептуальной информации поэтического текста.

Способы актуализации звуковой доминанты в текстах различны: она соотносится о заглавием, с ключевила словами, с рафло-членями, с первой строкой стихотворения, с эмфатически выделенными Фрагментами, а также с темой. 3 стихотворении большого объема может быть несколько звуковых тем, объединяющих семантически противопоставленные фрагменты (например, тема яви и ■ ска в стихотворении "Незнакомка").

В заключения подводятся итога исследования а обобщаются выводы о стилеобразуюиих факторах звуковой организация стиха и идиостилевых приемах композиционного соотнесения и семантиза-цяи звуковьос компонентов в поэзии А. Ел ока 1902-1310 гг.

Установлено, что преимущественное использование в творчестве поэта того или другого приема звуковой организации стиха коиет рассматриваться как индивидуальная стилеобразую-пая доминанта, представляюихя собой существенный компонент идиостиля поэта, ориентированного на использование звуко-ассоцяатявннх связей.

Результаты исследования показали, что несмотря на использование всех видов окказиогильньк зпуколовтароя (анафоры, эпифора, медааны, стыка), их расположение и плотность дают возможность считать наиболее распространенным видом звукоповтора фоническую цепь. Фоническая цепь позволяет локально актуализировать то анафору, то медиану, то стык, усиливая пра этом связность и цельность всего текста, а не отдельного фрагмента. Фоническая цепь семантизируется как звуковой лейтмотив.

Конвенциональные звукоповторы (ряф-ш) в стихах А.Клока неоднородны: преимущественно представлены традиционные точныа. ряфю, но использованы и многообразные способы создания неточных рийм - усечение, перестановка, замещение. В вариантах семантязацни рифмы использован прием паронимаческой аттракдая.

Ассоциативно-образные связи в стихах А.Блока устанаалвв»-втся реконструкцией приемов контекстуального звукосшволизма:

- те -

звукоподражания, парониыичесной аттракция и лейтаогава.Звукоподражание передается не только с пемояью слов-ономатопов. нои звукоповторов-ямнтативов, когда звук получает значение благодаря взаимодействии: звукоподражательный ксмпаекс+детемннатавн обстановки.Звуковой лейтмотив мотивируется ие только ключевьми словами, но и семантемой. Пря этом лейтмотивныо звуки представлены двумя фонпчгскшя цепями с вступают между собой не только в отношения сходства, но и контраста. Этот прием становятся определяющим для поэзии А.Блока в силу характерного для творчества поэта плотного стяжения близких или повторяющихся доминантных звуков, проходяизх через весь текст, и является одним из компонентов вдостнля А. Ел ока.

По теме я-ссертавди опубликованы сларуювде работы:

1. Аспекты фоностилиетики и структура стма/Лаловек. Природа. Общество. Актуальные проблемы.-Л., 1991. - С.77-78.

2. Звуковая метйфоро. в стихах Л.Клока // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. - Санкт-Петербург,1992.-С.59.

3. Евуповая мотивированность поэтической темы в стихах А.Блока// Изучение творческого наследия проф.Г.О.Винокура. -Киев, 1991. - 0.23.

4. О "звуковых юлвах" в стихах А.Еяока // Проблемы изучения художественной литературы в контексте советской культуры. - Л., 1989. - СЛ25-ПК.

5. Роль звукового ассоязата в яоэтвческом идиосткле А.Еяока // Лингвистика: взаимодействие концепций и.парадигм. -Вш.1, часть 2. - Харьков, 1.991. -С.455. (Соавт.: Й.А.Любимова к

6. Семантическая перспектива звука в стихе (на материале поэзии А.Блока) //Тез. докладов науч. хонф. - Ростов-яа-Дону, 1991. - С.12.

7. Смыелйвая п встетическая 2Н$ор.1ашя звуковых повторов в стихе // Проблемы оптимизации содержания-методов в средств обучения руо. яз. как иностр. на I курсе осн. факультетов. -Владамир, 1990. - С.57-58. •

8. Стилистичаскке цраемы звуковой изобразительности в поэтическом тексте (на материале поэзии А.Блока) // Вестник Санкт-Петербургского университета. -Санкт-Петербург, 1922. -Зып.1. - С. 22- 28.