автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.01
диссертация на тему:
Формирование и развитие либеральной и демократической концепции общественного воспитания в России (нач. XIX в. - нач. ХХ вв.)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Сафаров, Роберт Аббасович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.01
Автореферат по истории на тему 'Формирование и развитие либеральной и демократической концепции общественного воспитания в России (нач. XIX в. - нач. ХХ вв.)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование и развитие либеральной и демократической концепции общественного воспитания в России (нач. XIX в. - нач. ХХ вв.)"

/-? О О

ШКГЛЕХЕРБЗРГСШ гос%арс1яя1нош университет

РАТИЧ-КСКОд КСЩЯЩИь ОБВЗСгДвИНОГР ВО а ¡ИТАЛИЯ 2 РОССИИ /нач. Ш з. - нач. ХЛ в./

Специально сгь 070001 - Исторкя общественных даизенгй

и поянгнческях парглй.

АВЕЗРЕйЕРАТ

диссергЕцяя на соискание ученой сгшенп кандидата исторических наук.

На правах рукописи.

с&еароэ роберт .ашсояя

формированиа и р/джтиз либерально»! и ;шок-

Санзг-йетерйург X*«

Ра бога выполнена на кафедра астатической история Санкт-Петербургского Государственного университета

Научный руководитель - кандидат исторических наук,

доцант А.Н.МЯШ

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор A.B. ТОГОЛЕВСШЙ кандидат истерических наук, доцеят ¿.Н. ЛУКШ.

Ведущее научное учреждение - .

Российский. ГосударственнаS педагогический университет яиеяи А„И«ГЗ?ЦША.

Защита диссертации евстоитса "Z'¿Iя CA/iZ/ttSi' 1992 г. в 16 часов на заседании специализврованного совета Д 063.S7.II по защите диссертаций на соискание ученей степени доктора истерических наук по специальности 07.00.01 - История общественных движений и политических партий в Санкт-Петербургском университете /199034. С-Петербург.Мендоявевскаа in, 5, ауд.67/ С диссертацией моано ознакомиться а Научной библяотере

ии. А.М.Горького университета^___

Автореферат разостн "З^-'-^Ь^^В-!992

/ченый севретарь специализяп ованного совета

доцент А.Н.ШЧЩ

ОБЩАЯ .ХАРАКТЕРИСТИК! РАБОТЫ.

^ Г «>.

{равнительяо-нсторический анализ демократической и либеральной концепций общественного воспитания очень ваяен для ос-цысяеиия истории общественно-политической мысли в стране и с&-эерпенно необходим для актуализации положительного шита, выработанного демохфагяческой а либеральной интеллектуальными традициями, с цель» использования з современной практике общественного развитии, оптимизации социальных, политических и обществен* но-педагогических процессов в стране.

Это определило выбдртема диссертационного исследования.

Ее актуальность определяете?} следующими причинами: . I. Вовлечение довольно нироких слоев населенна в политическую деятельность,значительное поашеяие их социальной аятиг-яоети, политизация образа гизни и мотивов поведения характеризуется такими негатголами моментами, как недостаточна!! политический опыт бояшпаства граздан, участвущих в различного рода общественнцг двикениах, входящих в политические партии к орга-яизадия, их низкая политическая культура. Узе это придает осо-буз актуальности исследованиям проблей гражданского, общественного воспитания, а том числе и историческим по сзозЦ направленности, гак как а России ситуации, связаняне с регатоы социальной активности масс я их недостаточной политической культурой возникали неоднократно.

2, Актуальность яаучнаго исследования проблем, связанных с общественным воспитанием объясняется гакхо наличием у значительной части граздан неправильных, антиобщественных погдг окш а поводеячесЕИх орденгациИ, сезранениеи у опр ад еденных социальных групя паяигичэскаа надяф$среягкости, приспособительной исяатипаской псхшэяогис.

л

3« В го же время в стране не проводятся действительная работа по формированию у населения правильных по сути п достаточных по своему содержанию навыков и умении политического характера. Это об"ясняегся отсутствием концепции общественного воспитания, 1

Перечисленные вше причины актуальности диссертационного исследования дополняются гак^е растущим интересом к истории российской общественно-политической мысли.

Наконец, необходимость н своевременность изучения история формирования и развития социально-педагогических концепций и теорий обусловлена сохранением ряда ошибочных и тенденциозных взглядов, которые заключаются, презде всего:

- в упрощенном характеризованик просветительной деятельности в России, смешивании деыо^атического и либерального направлений этой деятельности;

- в стереотипизированннх оценках славянофильства, идей либеральных мыслителей религяозно-веховской ориентации;

- в нивелировании взглядов представителей, революционного демократизма, особенно по вопросам общественного воспитания;

- в неправомерных, попытках охарактеризовать идеи демократического конституционализма как либеральные по сзоему характа-'

Р1- п • "' •

Степень научной разработекностд проблемы нельзя оценить '

однозначно. Это обгоняется тем, что исследования истории соДи-альяо-педагогических г с ар и* и их анализ проводимых в советская период содержали позерхностные, односторонние оценки. Тенденциозность, зависимость от партийных установок характерны для

глзогях историко-педагогических работ. 3 то хв время существует ряд интересных исследовании по истории различных концепций и теорий общественного воспитания, написанных з дореволкь ^ «

циояный период. Однако общий недостатком последних является

д

то, что сравнительны!! анализ дем01ртячесдих и либеральных идей по вопросам общественного воспитания занимал з них незначительное место. То, что з большинстве указанных рабог недостаточно проанализирована проблема демократической и либеральной тенденций в гражданском воспитании явилось одним из факторов в шре-делении те//ы исследоьлиия.

I« Cja. : Ист od на. педагогики. - М.: Просвещение, 1982.; Кснстантз-нов H.A., Стоумидскяй БД. Очерки по истории начального обоазованка в'Россия. - 2-е'изд. - М. : 1263: Зезян М.Р., Кошыак Л,В., Шульгин В.С, История русской культуры. - М.: ¿Зысиая щкола, 1990; Ковальченко H.a., Куче-оачко Г.С„ Цеоедозая общественно-политическая мысль России в з. - М. : Иолитиздаг. 1980; Комеяскдй З.А. &ялосойскяе идея Нп совещания,. - Й.: Наука, 1971; Лошаков Д.Г.,- Черняк ЕГ.М., я.И.Ленкя о личности и воспитания. - Й.: Политиздат, 1938; Сяадкевич Н.Г. Очепкя история общественной мысля Россия 5 к. 50 - н. 60 гг. лГХ зека. - Л.: лГУ, ISS2.; Цимбаез Н.И, Славянофильство. /У i"Î3 яоторяи русской общественно-политической мысли MÂ века. - М.: ГЯУ, 1986.

2. %«: Богомолов С.Г. Воспитание как главный (Ъакгод прогресса в усовершенствовании человека. - M., I9IÛ; ьооисовс-кяй П.&. Sero надо гелагь для яапего общественного вос-■ питания?- Могилев на Ачепре, 1895: Гольцев З.А. Воспитание, нравственность, право. -//Сб.статей. - ¿-е изд,-М. ; 1897; Дебол&ский й.Г. С-ялософскяе основы нравсгзагг-ного -воспитанкя. - CLiß., 1880; Корнилоз U.E. Задачи русского поосведаияя а его проплом и настоящем. - Ui6( Î90H; йдликов П.НЧ Очерки по истории русской культуры.-ч.П.- Шб, 1897; Ьадолодызеэ C.B. взгляды на в осп я та heb л обучение з Россия, //лрагкий псгооический очерк. -Харьков, 1898; Смяоноз A.B. Современные идеалы воспитания. - -Казань, 18Эо; Огопняа И.Б. Кз ист ори;: в осп ига.'.с з России а я. а. //древняя я нозая Россия. - 18,ь. - .'S I; ^bsdob G.G. О поеподазокии истории относительно к народному воспитанно; - Шб- I813ï йяминов A.G. 0 началах русского воспитания. - Cüd, 1330.

0<3"ектом исследования является теоретическая и практическая деятельность демидэатических я либеральных партии и срга-низаций России в период с н. XII в. по я. ^ а.

Дели диссертационного исследования заключайся в том, что-йы " ,' „

а. Определить путем истерического анализа основные концептуальные положения демократизма и либерализма по проблемам общественного воспитания.

2. Сделать выводы о характерных особенностях эволюция этих полоаений в ходе развития демократической и либеральной концепций.

3. Выявить наиболее суцествекние отличия в содерганьд данных концепций.

•а соответствии с этим автор ставит перед собой следупцие задачи; .

- изучить основные этапы формирования и развития демократической и либеральной концепций общесгвенноговоспатания;

ч ,

- проанализировать основные постулаты, системы целепола-гакия и ценностные ориентации данных концепций;

- исследовать интерпретация данными концепциями суб"ек-тов и сб"екгов общественно-воспитательного процесса и их взаимоотношений;

- изучить характерные для рассматриваемых концепций способы, средства и методы общественного воспитания;

- проанализировать практическую социально-педагогическую деятельность демократических й либеральных партий и организаций, ,

методологической основой диссертации является диалекта-8-ческяй. подход к рассмотрении явлений, соблюдение принципов ис-

торизма в об"ехтявности в оценке концепций общественного воспитания.

Новизна диссертационного исследования заключается в о/ обоснований Принципиальных различий мезду либеральной к деиозфагяческэя интеллектуальней традициями в обльсги теории и практически обгестзейного воспитания;

б/ .исследовании социально-педагогического аспекта деятельности политических партий и -организаций демогфаз'Вческой и либеральной направленности;

ц/ ввделен.ти в качестве-отдельного пр'едгдета исследования социально-либеральной теории общественняго воспитания каг заклз-чителькоро; этапа в развитии либеральной, концепции;

г/ обосновании взаимосвязи мезду славянофильским, религиоз-яш н социально-правовым направлениями либеральной кшцепцяи; • мезду просветительским, реаолюцишно-деыогоатическку и конституциональным направлениями демократической концепции общественного воспитания;

л/ вовсзчении в научный обсрот таких категорий как ценностная реннгерпретация при харакгеризованин либеральной кшцепции и дихотомяость развития при анализе эволюционных изменений демократической концепции общественного воспитания;

е/ рассмотрении ленинской концепции общественного воспитания в качестве эпифеномена по отнопеяи» к демократической общественно-политической глысяи.

Практическая значимость диссергациачлого яссдвх.»яап

Г еа плача егся а что:

¡[.материалы диссертации могут быть использованы в исторических исследованиях политических учений в России н. „ЩС в. ^ н. в.

й. данные материалы могут оказать помощь в истсрико-педа-гогических исследованиях, особенно при изучении социально-педагогической и просветительской мысли в России.

а. выводы диссертации могут найти применение при £>срыиро-вании современной концепции общественного воспитания.

в

4. рекомендации исследования могут быть использованы практической деятельности общественных и государственных институтов, наделенных функцией гражданского воспитания и просвещения.

Основные результаты работы апробированы в брошюре и трех научных, статьях общий об"емоы в 5 печатных листов, в научной сообщении на теоретической конференции профессорско-преподавательского высшего артиллерийского командного училища, в разработке курса по изучению отечественной история и организация. научно-педагогического процесса в данной учебном заведении.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, за-клвкения я списка источников и литературы.

ОСЙОШОЕ ООдЕРлАНЯЗ РАБОТЫ.

Во введении обосновывается актуальность, определяются цель и задачи исследования, даыгся источниковедческий и историографический обзор.

й первой главе - "Формирование и развитие либеральной концепции общественного воспитанна а России /&.Л1Х - а. XX вв./ анализируется историческая основа возникновения либеральных взглядов по проблемам духовного развития, страны, общественного

зоспиганяя граждан. Эгя эзглядорассмагриваотся дифференцированно, в соответствии с направлениями либеральной интеллектуальной традиции.

В первом параграфе на основе исследования социально-педагогических произведений ряда видных общестзенна-с олитическнх деятелей России были выязлены основные черты либерально-прос-зетательской теория общественного воспитания. Ряд этих черт двлялксь специфическими. К ним относятся сведение общественного воспитания к просвещению, преувеличение роли т.н. "образующего1' всазятзн&а. Другие лев особенности данной теории стали об-щекеяцептуальякми. В качестзе глазных следует ввделигь в их числе такие особенности либерального просветительства как пояснение о самодостаточности духовного мира личности, о непрер-рогатизноЁ системе общественного воспитания, главной цег.ыо, кс-тсрого является актуализация ¡шманенгнцх нравственных качал, проявлаеЕлых личность» а социальном поведении, о кеспеци^ичесглп; субнектах общественного воспитания, отчужденных от государст-

как

зенных просветительских учзеяденйб, гак деятельность поеледких тлеет шдоктрияациышкй характер.

Автор показывает, что представители либерально-яросзетк-теяьскоЗ: теории, несмотря на то, что лгл удалось сгфмулцровзть ■основные постулаты либеральной концепции воспитания, вместе с теы неоднозначно определяли ыотпвацпи "общественного оэразов^-няя? Под ней пснималась для аплеякцая к разуму личности организация ее самоубандеяия в преимуществах лояльного, "доо;.е-нравного" поведения; или актуализация яравственяо-реяпглозкоГ. данностн в человеке. Эгя две позиция послужили основой для развитии в дальнейшее соответственно двух значительная направлен сЗ з ягбералазив - социального я религиозного.

В параграфе рессштркваптся яс^оричасяяе причины возникав пения либерального просветительства. Одной иг них являлись конструктивные результаты просветительских процессоа в странах Западной Европы. Попытка добиться таких se результатов в России оказалась безуспешной . В западноевропейских государствах новио классовые отношения успели стабилизироваться и требовали своего конституциоилрсвакля. Поэтому всякое кодек-спрование социального поведения, а именно это составляет основу деятельности просветительских институтон,находпло в этих странах необходимую почву. Зтого не было в России, вследствие чего либеральное просветительство стало постепенно превращаться в эпифеномен европейских систем общественного воспитания.

Последнее обстаете,тьство стало причиной появления славянофильской теории общественного воспитанна, история itсрмиров а н ид и развития которой рассмотрена во второй параграфе. В нем проанализированы соцкальйо-педагогдч'ескае взгляды re еретиков сяазяло^лльстБа, которые исходили из того, что принятая в России система общественного воспитания, кззессво фаенгцроваа*-над и далеко отстоящая от интересов а сознания народных касс не t;o¿er принести огвдэеинх результатов.

Славянофилы выдвинули ряд ваншх идей, означающих собой заметный шаг в развитии либеральной концепции.Kami относятся идея об особой саыобитнос-гя русского народа, которая закачается в его т.н. "негосударственном" характере, глубинных природных нравственных началах, стремления к коммшотарнны Форман .--/.зля, естественном тяготении к религии. Соборность как ^yzoEHos качество нар еда, его христ дакская мента лыюсть дохг-нь; быть полокзна з основу общественного воспитания.

В параграфе проанализировано положение славянофилов об кнгея^геядии как суб"екте общественно-воспитательного процесса. Особая часть интеллигенции, называемая ими "образованным обществом", по взглядам славянофилов долгна била посвятить себя познании самобытных и самодостаточных основ народной духовности, решить слозяуа задачу об"екгивации этноконфессиональных ценя остеЗ, сущестзуодях внароде э яепроявленлом виде. В даль-яейзем "образованное общество", пр ониккутое духом народности и православия доля»о иьшульсировать духовное развитие народа. !Ь-кям образом механизм деятельности ото яеспецифического, депо-лягизированяого суб"екта общественного воспитания носит сложный, триадный характер.

Внедрение элементов идеалистической диалектики, попытка решения проблемы об"екгивацяи в общественном воспитании стрси-леяие уйти от либерального абстрактного схематизма - асе ото не находило достаточного ограаения в исследованиях славянофильства, когсрне фиксировались, главным образом на его одиозных сторонах.

Б сэддэаание параграфа вщло рассмотрение исторических • особенностей развития России в период активизации славянофильских идей. Последние складквалсиь и эволюционировали в услсзпях изменения характера социальной активности средних слоев населения, увеличения яапрязекности и отсвда-роста идеологизации и политизации в отнопениях «езду социальными группами; складывания интеллигенции в особый социальный слой, повышения ее мар-гинальности.

Все это привело л заметному отличию славяно^ильскол теории от просветительских взглядов.

*

Вместе с тем а данном параграфе проанализирована стибочные и тенденциозные полоаения славянофильской теории. Идеи о духовной автаркии русского народа, его мессианском предназначении не только приобрели^диозный характер; ео и были использованы в негативном плане. Особенности существующих з Россна в нач. ХХЯ -нач. ЛХ вв. форм общинности, отрицательно влияющие на личность,не получили в теории додхного освещения. Славян офиль-ские теоретика не сумели правильно оценить кснсерватяза общины, императивный характер ее норм, предписана^ а поведенческих ограничений.

Тенденциозность, гипертрофированное содераание требований национального реннесанса славянофильской теории воспитания были не единственными причинами инертного отношения кпеЛ со стороны российской общественности. Это об"асяялось и исторической ситуацией в России, слс&ивоейся к концу в. Теэис славянофилов о том, что реализация любой социально-педагогической идеи ыогет быть следствием длительной эволюции сознания народных масс не устраивал широкие круга российской антеляигенциа, которые стремились наСта вых<?ц из духовной стагнации общества. Общественное сознание стало испытывать возрастающее влияние демократических а псевдодемократических, радакаластских идей с одной отсооны, а с другой - идей религиозно-либерального толка. Вфазятелями последних были авторы курнала "Вехи;

5 третьем параграфе рассмотрен ряд аспектов формирования и развития религиозно-веховской тесрия общественного воспитания. 3 результате ее анализа была обнаружены серьезные отличия данной теории от славянофильстваих числу относятся:

«г- «т

- сгреаяениа реставрировать нравственной влияние православна, основанное не на трансформация его доги, а на яг глубоком философской осинслеиин;

- отказ от традиционных славянофильских ид ц о лог ей, в частности от преувеличения роли общшы э воспитания личности;

- переориентация общественного воспитания иа удовлетвср&-ние тех духовных ценностей, котерые внутренне присущи зоспи-гугыому и имепт не столько этнический, сколько реяигиозный характер.

Проведенное исследование религиозно-вехозской те го пи показало, что ее авторы не отрицали развития-личности, ее восг питуемости, но считали, что подлинные базисные изменения ее структурных образований является преррогативой Бога, творческого, надмирозого я в го зе время яагруяенного а каддуо чеяо-венескуэ личность Начала* Вне Бога процесс самореализации личности, то есть ев воспитания неэозмояен. Поэтому интеллигенция ыоаег претендовать на роль духовного руководителе общества, субпекта общественного воспитания при условии не только духовной интеграции с народом, на чем фиксировались славяно-. филы, но и глубокого освоения ею религиозно-нравственных ценностей.

Абстрактный характер религиозно-веховской тесрии, мистифицированное содернание основных категорий процесса общественного воспитанна были, как это показано в исследовании, одной из причин сяихения авторитетности либеральных идей и ценностей. Умонастроения в обществе создавали не либеральные теоретики и деятели, а авторы демократических взглядов и идей. Так,

вдеЯ об обществе, осн ованноы не власти демократического большинства приобретала растущее -число сторонников, рекрутируемых, причем, иг самых различных социальных слоев.

Реакцией российского либерализма на вто явилось возникновение и развитие социально-правовой теории общественного воспитания.

В четвертой параграфе автор, рассматривая основное содержание данной гефия приходит к' выводу, что ша ыскет быть охарактеризована как пшыткв философского и политического обоснования прав личности, кот ¿рыв ограничивали бы любую власть s обществе, включая власть демократического большинства. Ctaw-аяько-правовой либерализм выразил собой, таким образом, стрем' яение противодействовать народнической демократ а и сохранить основные либеральные ценности. "

Проведенное в рамках данного параграфа исследование позволило .обяарукить, что авторы социально-правовой теории, гак яе как я авторы предыдущих направлений либеральной донцепции^ ревизовали в свою очередь ценностное ориентиравансе и, соответственно цеяелояаганяе обществеяно-воспитагельЕг ч процесса, ведалив и охарактеризовав в качестве ключевых ¿о ценности, которые четко ориентированы на доминирование личностного над социальным.

И этнически и религиозно акцентуьрованные ценности содержат, строго говоря, значительный внеяичнocthhè момент. Этого •момента лишена подлинно имманентная ценность - право. Право-ощудеяие и правопояагание - ато интуитивные процессы, которые лв должны подвергаться социализации. Будучи самодостаточным право шмьет и дояано образовать ipaeyroлыш£ камень правовой го-

сударсгвекности. 3 правовом государстве либерального типа личность приобретает особое значение и будет защищена'от любых форм произвола политической власти, социального и морального давления сограждан. Главной задаче! социальной педагогика при этом является формирование общественных институтов, помогающих личности адекватно осознать езоа г.риредные празг и, а соответствии с этим, получить тег уровень развития, который в ней потенцирован, а это, в езоа очередь будет усиливать основы правовой государствеяноста. Такова, с точки зрения автора диссертационного исследования, суть основных положений социально-правового направления либеральной концепции общественного воспитания.

положительным моментов социально-правовой теория является попытка разработать альтернативу социально-педагогический взглядам авторов радикально-демо^атяческих теорий воспитания, в которых приоритеты общестзенно-зоспктательного процесса шре-деяяяись не личной, а групповой и социальной целесообразностью,

вместе с тем теоретики социального либерализма не пришли к пшкманпэ того, что на диффузном фундаменте интуитивных я сколь угодно-различных ценностей, невозможно построение государственности; что духовные ценности могут являться таковыми только в отношении дугих личностей, социальных групп и общества з целом.

качестве общего заключения об исторических особенностях развитая либеральной, концепции автором подчеркнуто то, что российскому либерализму /в рассматриваемом, социально-педагогическом аспекте/ был присущ такой. характерный способ эаоян>-ционироЕаяия как реингерпрегация своей ценностной системы с целыэ сохранения первичных постулатов.

- 1Б -

В второй главе "Формирование и развитие демократической конценции общественного воспитания в России" исследованы социально-педагогические теории демократической ориентации.

^втор покааывеет, что данную концепцию в ее. историческом развития могно рассматривать яак ряд последовательных этапов, которые, вместе с тем, дихотшкруют,при свзфаяенин центрального постулата о доминировании социальной мотивации в общественном воспитанника две ориентации — эволюционную и радикальную.

3 первом параграфе рассмотрена демократяческо-просветя-тедьскаа теория.

¡¿зученве пр ссветигельского демо1фагя5»£ г оказало, что его базисные полонениа значительно отличаются ут либеральных. К числу этих пояоаений преэде всего относятся:

- обоснование общественного характера восстания, приоритета'общественного, социального над яндЕЕДуальннм при форц-еированиЕ личности;- истолкование общественного воспитания как процесса, направленного на формирование основ грагданског* юзеденяя я рациональных сословных взаимоотношений;

» отставание-национальных и народопрйзных ослов общественного воспитания;

«. последовательная политизация этого воспитания. Общественное воспитание с точйи зрения авторов демократически-просветительской теория - это не гогшсо воспитаняв общественного в личности, но в го яе время я развитие згой якч-яостя, ее духовности, индивидуальных особенностей, способнов-гей. Аво этих -«дачи не прогдвфсчг друг другу, а образуют

необходимое единств, взаимно обусловливают общественно-воспитательный процесс. Личность а принципе язвозмоено реализовать себя в в том числе свое априорное содерзание вне социального целеяолягания н чем вше социальная активность згой личности^ тем выэе уровень ее саыоосуществленид. Этот постулат общественного воспитания является исходным к сохранивший свое определяющее значение во всех направлениях демократической концепция.

¿месте с тен необходим вывод о том, что эта концепция на пераш этапе своего развития характеризовалась преувеяиче- . нием роля просвещения, "научения" граждан правилам общественного, демократически кодекеярованного поведения.

Значительная часть россяДсяях просветителей — демократов не предполагала реаолгцяошшх преобразований в обществе в качестве необходимого условия подлинно демократического воспй-тання граждан. Они не связала своя взгляды по обоснованна прогрессивной системы общественного воспитания с требованием ре-волщяоняых преобразовании российской государственности нач. ¿XX в. ¿ругая яе часть деятелей демократического просвещения /А.Радищев я его стодоваакз/ развивали радикальную теории общественного аослятаняя. Просветительское полоденяе о необходимости реализация природного позягявного ссдерланяя в человеке согласно их взглядам могло быть осуществлено только при условия насильственного устранения социально-экономических и политических причин, препятствующих подлинному развитии личности.

Исследование показало, что демократический эволодионализа стал в дальнейшем методологической основой конституциональной теории общественного воспитания. На основе яе радикально-просветительских взглядов сформировалось револациадно-демократичес кое направление^рассмотренное ао втором параграфе данной главы.

Анвяиэ рва0яацН0НЕ0-дем01фаггческ0£ теория общественного воспитанна покавал нвсостоагельность попыток свести ее к "ряднкаль-ой форме русского просветительства; своеобразно;? вы-радению ."русского аягализма; Рад ревояационно-демохратнческах идей оказая известное влкакие на дсмофатичес^ус интеллектуальную традицию. Особенно важным для вее сказалось диалектическое истолкование В.Белинским личности, как явлен ад, в котором осуществлен синтез духовного и социального. С его точки зрения личность есть результирующее вцравение деух начал, суб"ектив-ного и об*екгнрчого по отношении к ней., которые нах-здятся не в субординационной, а координационной зависимости друг от друга. Дальнейшая разработка такого, позитивистского истолкования личности в современной социалено-педагогаческо!. теория мозет быть сяодогворяой.

На разьигие д ем статических взглядов оказа "з большое влияние и.вдеа А. Герцен а о недопустимости радикализма в выборе способов а средств общественного воспитанна.

Дихотсыяосгь данного направления деиократелесхой концепция сильнее всего проав]ЛШсь в определенна ее авторами принципов общ ест веян огс воспитания. Есяи А.Герцея счигс-^ в общественном воспитании необходим преаде всего прпнцип постепенности, а Е.Беяянский, исходя, из своих предстагсеясй о духовяосте личности, настаивал на принципе человечности п общегумави-гаряостя е воспитании, го взгляды Е.Черныаевского и ЕЛоброл©-аовв существенно, даае диаммвтрально отличаются. Общественное госдиЧ'анве дсявяо'бнть не поогепенным, а радвкальянм и спарагь-с£ на првнцшы 'революционного прагматизма и морального утшшга-визка, .

а третьем параграфе рассмотрено конституционально-демократическое направление концепции. 2-нём показано , что эта

•демократическая теория опиралась на собственную) научно-ме-тсдологаческув систему. Анализ последней позволяет сделать вывод, что данная теория принципиально отличается от либеральных теорий и взглядов я, что попытки смешивать их неправомерны и тенденциозна.

Исследование показало, что явно зьраяенная общественно-политическая направленность данной, теории вместе с тем лишена

та

радгкалистско! тенденции в истолковании целей, способов а среде, а также суб"ектигно-об|,ектЕнх отноиений воспитательного процесса.

3 построении современной концепции общественного воспитания большое значение могут иметь констятуционально^демо^а-тяческие теоретические яолоаения:

- о диалектическом взаимодействии правосознания и право-_ порядка в лизни и поведении челозега;

- о внеличностных началах правовой мотивации личности;

- о плюральной детерминации личности и ее гетерогенности в отноиеяии политических и социаль^бзначимйх качеств;

- о целесообразном яринундёнии как способе резульгирова-яия и оптимизации об"екгивных социально-педагогических влияний на личность;

- об общественно-воспитательной функции интеллигенции я механизмах реализации этой функции;

- с муниципализировании системы общественного воспитания,

»

предании местным самоуправленческим структурам общественно-во-снитательных преррогатив.

Как для теория, так в. для практикисоциально-дедагогячес-кой деятельности существенен обобщенный данным исследованием опыт воспитательной работы конституционных демозфатоа с населением, £ этом опыте м£&яо вцдеяигь следующее:

I» формирование кооперативного и других самодеятельных движений в стране;

2, разработку пропагандистских и агитационных способов е форм демократического воспитания;

3, широкое использование легальной печати, позволяющее мобильно и гласно реапфовать.на различные обцественяо-поли-тяческяе события в стране;

4» использование парламентские способа с "титрования общественного мнения к настроений;

5. организацию периферийных центров обще - веянонюляге-ческого просвещения..

Следует подчеркнуть, что в реализации деречшсяенных направлений практической социально-педагогической деятельности ЕЕС /ЦЦД/ отсутствовал ыоменг прямой яндоктрянацпл населения, содержание б?ой деятельноогя не носило е<егу •нтацяояного, дестабилизирующего дяй страны характера.

В делом исследование соцяально-иедагсгяч'-скоЬ деательносте коясвйгудиояяо-демокрагячэской партии позволяет сделать вывод о ток., что эта деятельность представляет собой попытку наиболее сястешо к последовательно реализовать постулаты деыок-рагязма в общественном воспитании.

Мсгорйчоокл их георяя воспитания была наиболее прогрессивной по сражена» с другими я отвечала .интересам сашх различных слоив населения. Соадщяьно-седагзгячсская тесрая ПНС /№/ яе биев реадязовав&.вв я' силу каких-яябо внутренняя яе-

роков или глубоких противоречий, 8 з силу об"екгивяых по отно-ценкю к ней причин. К числу последних следует отнести сначала резко оппозиционное отлсцеяие к политическим целям :»;.- Д рекомендации» ПК С со стороны самодержавия и его правительства, а затем, в период февральских революционных событий я сразу после них - постепенное падение автсритега партия а силу вынужденного отстаивания ео непопулярных среди населенна решений /з их числе особенно бояьауо роль сыграла пэддеряка требований продолаать войну с Германией це/ной. любых потерг/, а тенге из-за непоследовательности и осторогяости в решении аграрного вопроса.

3 четвертом параграфе рассмотрена концепция общественного воспитания, названная автором ленинской с определенной долей условности.В нем показано, что эта концепция явилась эпифеноменом по отнспекяо к рассмотренной демократической интеллектуальной традиция. Исходные методологические осноея ленинской концепция и ее практические зыводн и'резульгагы отличались такой гипертрофией дзхе радикалястских демократических идей; что привели ее к огрызу от демократической; общественно-политической мысли.

Ни по методологическим основаы, ни по цеяеполагани» я ценностным српенгациям, ни по выбегу способов, средств я мет.о-дов общественного воспитания, яи по характеру институтов этого воспитания дгннув концепцию нельзя упрощенно интерпретировать в кзчестве специфической разновядностя демократического радикализма.

В заключении работы псдводятса итоги, намечены проблемы, требующие дальнейшего изучения.

По теме диссертации опубликованы научные статье.

1. Проблемы непрерывного образования: аа и прогиц//с^. Новое мышление; сущность, тенденции я противоречия в формировании. Дел. в ШИШ # 45410 от 8.10.1991 /в соавторстве/.

2. Проблемы формирования культуры мекнацишального общения// сбор. Проблемы обновления советского общества. -Л.,1991

3. Методика воспитагельной работы. - Шб.: 1992.