автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Формирование культуры межнационального общения в западном регионе Белоруссии (на материалах конкретно-социологического исследования)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Богуш, Татьяна Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
Автореферат по социологии на тему 'Формирование культуры межнационального общения в западном регионе Белоруссии (на материалах конкретно-социологического исследования)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование культуры межнационального общения в западном регионе Белоруссии (на материалах конкретно-социологического исследования)"

АКАДЕМИЯ НШ БЕЛАРУСИ

На правах рукописи

БОГУШ Татьяна Александровна

УДК 37.034-057:316.014

СОРШРОЕАНИЕ КУЛЬТУРУ ЫЕЕНАЩОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ЗАПАДНОМ РЕГИОНЕ БЕЛОРУССИИ (на материалах яогигретно-социологтгеского исследования.)

Специальность 22.00.06 -социология культура,образования, каука

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических, наук

Работа выполнена в отдела социологии культуры Института социологии АН Беларуси.

Научный 'руководитель: доктор философских наук, профессор Э.К.Дорошевич.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор йпемнёв М.А. кандидат философских наук, старший научный сотрудник Лапич К.Г.

Ведущая организация: Мегфакультетская лаборатория образования и воспитания студенческой молодежи МГУ Ломоносова.

Защита состоится М^ иол 1992 года

в_часов на заседании специализированного Д.006.29.01

совета Института социологии АН Беларуси. -----------'

Адрес: 220600, г.Минск, ул.Сурганова, 1/2 Институт социологии, ауд. 202.

С диссертацией ыоано ознакомиться в библиотеке АН Беларуси.

Автореферат разослан Л-М " 'Х-С^^/^р 1992 г.

.' Ученый секретарь специализированного совета х

кандидат юридических наук ^^ —--.Барановский H.A.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Одной из острейших проблем в чрезвычайно сложной и многообразной сфере, какой являются национальные отношения, становится проблема национальной куль -туры, её возрождения. Касается она как больших, так и малых народов, но малых - в первую очередь. Дело в том, что е целом прогрессивные процессы интернационализации, охватившие человеческое сообщество, привели и продолжают приводить к утрате специфических черт национальной культуры.

Между тем, сравнительно недавно в теории, а, соответственно, и з массовом обыденном сознании было широко распространено представление, будто национальные проблемы вообще и проблемы", связанные с развитием национальной культуры, уже решены.Обозначилась тенденция полного отрицания проблемы в сфере национальной культуры и изображения ее развития, сближения и расцвета б самых мажорных тонах. Подкреплялась эта точка зрения мотцкой установкой на обоснование и укрепление как широко известного, так и глубоко бездоказательного тезиса о создании единой обгресги - советского народа. Замалчивались колос -сальные проблемы в области национальной культуры, связанные с существованием национальных языков, а, точнее, с медленны:.! их умиранием, с потерей национального самосознания, с забвением исторического и национального прошлого, с отрицанием национально особенного и своеобразного в искусстве, фольклоре, литературе и т.д. и т.п. Одновременно всячески подчеркивались я выпячивались те стороны в развитии культуры - единой "сб'.з -кости", которые были направлены на раздувание рол:: и восхваление существования этого социального "феномена".

Ензче говоря, тенденция лкпелирсвять и ослаблять роль национальной культуры а современном развитии челггечестза поепсднссплась хзк некая унипсрсальмзг рзкгнсмернссть. "-"С— рколспн? белорусской лациокпльнг 1 культуру, в чпстнгст:-, не поднимались зссб'ле.

Г^сльнгг »изчь пока.'«.':тп илл«зс;-неоть поа^К'л и глазлсе в судьбе каре дев - яге рс'71Пнг 1

:: сг-'т': пррсчг'' смысле сг.гт.и, ?»ч н--1 .••г!"'* у." "У'нг -:•:* *•- -

Vг.Ч;-.1 "> г 1'и --г' г- -- -

степенный характер, особенно в области околоти национальных культут. Решение на практике всей совокупности проблем, связанных с таззитием и вогрождением белорусской национальной куль-с формированием культуры межнационального общения з за--р.:кс:.! регионе Белоруссии имеет огромное значение и связано с р.-дсм теоретических проблем социлогии культуры и этноссциоло-гии. Изучение проблем формирования культуры межнационального Стенки в западном регионе имеет первостепенное значение з развит::;: и становлении белорусской национальной государственности, в возрождении национальной культуры, ее роли и места б систе:.:э сбаензциональных культурных ценностей, а также с ее вкладе в мирогун культуру.

Степень научной разработанности проблем:

Научная литература, посвяпенная проблеме развития национальной культурк, достаточно представительна, но весьма неоднозначна, а зачастую и тенденциозна. Тем не менее исследования таких ученых, как Ю.В.Еромлей, Т.'З.Еург.гпстрова, ".Н.Губоглс, :.!.С.Д--:унусов, Л.М.Дробижева, Е.И.Козлов, Г.С .Старовойтова и др., которые сделали немало для выявления тенденций и особенностей национальных процессов, представляют большой интерес1. Ими изучены процессы языковой жизни народов нашей страны, некоторые культурные традиции, школьная политика и т.д. В ряде работ этих авторов исследуются проблемы развития национальных культур, этнокультурных общностей, зашиты и возрождения языка и национальных традиций, восстановления памятников истории культуры, архитектуры, словом, весь тот необъятный спектр проблем, заложенный в понятии "культура межнационального общения" и "национальная культура" и связанной с социологической пробле-

т

1 Брсмлей ¡O.E. Очерки теории относа, -"сскза, 1933,

Бурмистрева Т.Э.г Дмитриев O.A. Доу_жбой сплоченные. -Москва, I3jd, Губогяо I/l.ti., Зеленчук B.C. 'йлциональкое и интернациональное в советском образе жизни. - Кипинев, IS79, Д--унусоз Ü.C. Введение в марксистско-ленинскую теорто наций-г Атх-габад, Ш.с. Дрсбижева I'.". Духовная общность кагюдов СССР, ¡.стсрнко-ссцнслогнческие очерки межнациональных отношений. -"сск:'2. 1974. Старовойтова Г'.С. О сот-гипсезкии таГалцксй отно-д:тсг.грсксГ; группы* в населении Петерб'/сгй-.^енинграда'// Ссцис-ксслелснзния. — I960 — 1".

матнкс* у обеспечением этих вопросов, "ченно анализу этих проблем пссвясаны монографии и коллектив».:» труды*. Зависело ото с: гсгс, что многие исследования не раскрывали существа взаимосвязи кнтернационэльнсго и национального, во-первых. Во-вторых, рассмотрение проблемы в большинстве случаев основывалось кг теоретических построениях концепции "развитого социализме", несовместимой с этнорегиснзльнкм самосознанием. Теоретические установки на форсирование сближения наций порождали одностороннее понимание культуры межнационального общения, системссбрззу~цим принципом которой признавался социалистический интернационализм как ценность более высокого порядка, чем ценность национального своеобразия и многообразия в яизни. В-третьих, преобладание классового подхода к рассмотрению проблем межнационального еб-пения имел с свои;.! следствием отождествление культуры ме-гнацио-нального общения с идеологией социалистического интернационализма. В-четвертых, недооценка культурно-языковых особенностей, исторических традиций, обычаев, специфических ценностно-нсрмэ-тибных регуляторов поведения различных национальных групп привела к утверждению унифицированных подходов к решению национальных проблем'.

I

"Зтносоциология: цели, mstoi^j и некоторые результаты исследования" - 1964, Козлов В.И. "Национальности СССР" - Москва, 19ь5, БэсмлеЯ D.3. "Национальное процессы в СССР: з поисках'новых подходов " -Москва, 1023, 'Современные отнстфии", Гоголабова S.B. "Культура и общество", "Национально? и интернациональное в современно:.; мире". "НачиональниЧ гз"к и национальная куг.ь-TV->n", "Сояэеменнке зтничесние процессы з СССР", П'бсгло М.Н'., Зеленчук B.C. "Национальное и интернациональное в советском образе жизни" - Ктоинег». I.V?, ,>оби-»езз Л.М. "Д'.'хсрнаг'сбэтость нагодсч ГССР. Гете-, "икс-социологический очерке ».»■•■нпциека льн:>х оттгаш-й'-"гс-сч, 11Ы, In Си »о-а Л.М., Ким М.П. ""нсгонацнона.ль-ц-о с°мь<- народов" - Москва, 107?, "iuP и националы«'»

-!.'сс):*а,1Х7. "Этнические процессы э сбог\т-г чи-ни 'на материалах исслетппани" населения го по дез ' гг~)'' оуко:1. ¡тс рдог.-мшя Бон датчик В Л. - У.пнои,

Сднакс, несмотря на значительное количество работ пс стой теме, дс сих пер кет специального, углубленного и всестороннего исследования, целикгм поселенного проблемам культуры межнацис-нг.тьнсго сбпения.

5 области социологии культуры, этносоциолегии начался процесс апробации новых методических приемов организации и проведения прикладных социологических исследований межнациональных отношения (социология культурно-языковых процессов, национально-исторического сознания, семейно-брачных отнеез -ний), выработки интегральных показателей, измеряющих степень взаимопонимания в межличностных и межгругшоЕых контактах с цель:о прогнозирования перспектив развития межнациональных отнесений^. Думается, что с усложнением социальной жизни, накопление:.; новой информации необходимость в соединении усилий разных наук в конкретном познании этнокультурного развития становится необходимой.

Цели и задачи исследования

Целью исследования является изучение состояния и путей оптимизации культуры межнационального обцения в полиэтническом регионе. Данный процесс исследуется в связи с зтноцнф-фузионными и этнодисперсиснными процессами, происходящий в . национальной культуре. Наиболее общие выводы из такого анализа национальных процессов касаются в первую очередь этноязыковых проблем, проблем национально-языковой идентификации, возрождения национального самосознания, этно-кон$ессиональной принадлежности и роли религии в сохранении национально-культурных ценностей.

Солдатова Г.У. Межэтническое обцение: когнитивная структура отншеского самосознания // Познание и общение. - U.",i98ö-C.III-I25. Гзпипов Я.Э. Тенденция национально-языкового развития // Социологические исследования. - I9C9. - ,'р 2, "{ельцов В.Б. Социснальная дистанция в межнациональном оо-сонуу.: о ли? постясения интегрального показателя // Социологические исследования. - 1959 - I? 2, Новикова Л.Г., Озе^нниксза A.A., Ротман Д.Г. Степеоптипы исторического сг.мссезнанкя (по матеоиалам межрегионального исследования // Социологические исследования. 1969. - и др.

для реализади;: стой целк ввтсэс« ставяте г е.- следу:™!"? зэдячи:

- ~ о сс 7 г с к 1' гнал'/в г.енг?'.':" "национальная " т------ ■

""Г-'ГЪГТГ/С !.'Р"!1!311''СЧаГЬНСПС С^^бННЯ", ^-."с-р-'еу/рэ т^г

: с "зрения 5! структуру; исследование зэкскометнссте,4. глг;: т:\-:: ац:'снз лькс.* культуры з условиях полккультурксЛ Ектер.-.кц:"/:

- исследование путей фср:.шрсзяния ссзтемоьзай стни-'^ек: Г структуры Грозненской области;

- анализ роли к геста белорусской, польсксЯ к руссхс" культур в системе межнационального общения в пслнзтн!г-гес:--с': регионе;

- рассмотрение. к выявление региональной типологии отне-культурноГ: структуры Гродненпзшк;

- изучение комплекса социокультурных проблем и региональных особенностей белорусского национального возрождения;

- определение путей совершенствования культуры межнационального общения з северо-западном регионе Республик:: Беларусь.

ОсноЕние положения, выносимые на защиту:

1. Силософско-социологическая концепция культуры мегна-цненальнего обпения исходит из понимания данного ^енсменз как системы, функциснирование и развитие которой обеспечивает определеннее этнокультурное качестзо процессз рпэпичнггх на-одов.

2. Универсальным механизыом в полиэтническом регионе, п-лолня'оцим ссгласоратсльнуя к проводниксвуп функции в ксязцис-нальном обцонии, выступает ценностно-нормативная структура "улътуры межнационального ебценря, "смысдгтизнгаа-з!" ядре." нетеге I*. является совокупность (¿унд^ментплышх сб^челсзечеок:"-'•ультупн^х г.енностеЛ. (^основание внутреннего едп'.отвч и не-"зргвно^ связи и ззлимсзагнскмости процессов, лрсисхсд-идих в ходе пс лкпультурнсго и полиэтнического ззаимодгЛстзия, долг,.-воз'.к'тплл гсуайотгаппж парохода от• фкяосс^е.'сс-сгциодсги"пск -гс и ¡'стоо;,кг--^'"ооо,'сксго сс!зсслсн;'.я .отого феномена я*л.

в виде социологической модели.

- б -

3. Реальное состояние культуры межнационального общения предстает через соотнесение ее субъективных и объективных характеристик, обусловленных прежде всего своеобразием региона. Ыы вправе говорить о существрвании субкультуры, основными несущими в ней является культуры трех славянских народов, при определенном влиянии литовской, татарской, украинской, еврейской культур.

Методологическим руководством в научном исследовании процессов, связанных с формированием культуры межнационального общения в полиэтническом регионе является теория наций и национальных отношений. В то же время мы отдаем себе, отчет, что эта теория не получила должного развития и нуждается в глубоком изучении и осмыслении, особенно в связи с бурными национальными процессами, происходящими в СНГ. Диссертационное исследование опирается на общую теории культуры, составной5 частью которой выступает теория национальной культуры. Источниковедческую базу исследования составляет современная отечественная и зарубежная социологическая, историческая, культурологическая литература.

Эмпирическую основу работы составили материалы статистического характера и результаты региональных социологических исследований по проблемам межнациональных отношений в 1988 г. и интернационального воспитания в 1989, а также социологичэ-. ского исследования па проблемам религии и атеизма, проведенного в 1988-1989 гг. в Гродненской области, в которых автор-принимал непосредственное участие, в работе использованы текущие архивы предприятий, где проводились исследования и архивы ЗАГСов. В работе использована методика директора института философии и социологии в Белостоке (Польша) доктора А.Садовского, а также отечественные методики по проблемам межнациональных отношений.

J

Общая характеристика выборки

Уникальность исследования состоит в том, что оно явилось, лз существу, первой в регионе попыткой выявить общественное

мнение представителей каждой из национальностей по вопросам межнационального обпрния (белорусов, поляков, русских, украинцев, литовцев, евреев, татар). Задача - наилучпим образом изучить общественное мнение каждой национальной группы - требовала наличия в выборке не менее 50 её представителей при сохранении рбщего объема выборочной совокупности. Это вызвало определенную "скошенность" выборки по национальному признаку з сторону увеличения представительства белорусов, поляков и русских. Однако,' на территории Гродненской области именно эти нации являются основными, поэтому определенный перевес их представительства в общем объеме оправдан. Например, в Кореличском районе, где проживает 93,6% белорусов, в Новогруцском районе, где проживает 92,352, в Слонимском - 91,3%, в Сморгонсксм -91,IX перевес в сторону представительства белорусов оправдан и необходим. А в Вороновском районе, где проживает 82,поляков, в %чинском - 49,8*, в Лидском - 48,12, в "Гродненском - 42,5* оправдан перевес в сторону поляков, в Гродненском районе проживает 7,б£ русских, а в Новогрудском - Z,Ъ%. Размещение национальностей по районам мы предлагаем в таблице I.

Такая скошенность не влияет на корректность информации при анализе всего массива респондентов, а позволяет выявить характерные, типичные черты в межнациональном общении в однородно-белорусских районах, смешанно-равновесных- белорусско-польских и польско-белорусских. Всего было опрошено 2426 единиц. В целом можно считать, что по расселения и этносоциальным характеристикам выборочная совокупность соответствует генеральной и квотной выборке отражает национальный портрет региона.

Научная новизна исследования и теоретическая значтаость. В диссертации предпринята попытка комплексного философско-социологического исследования формирования культуры межнационального общения в полиэтническом регионе.

Впервые сделана попытка социологического изучение в анализа состояния культур различна* народов, пр'дпркн."? тегэетк-ческкй анализ изучения содержания и'структуры нзционвльнг„1 культуры и кри-ериев ее развития. Автором исследугзтс» региональные особенности.вгррождения белорусской нвписнольнсй ь-туры, птнической структуры и типологии региона. Создчнл таг.".-

эти:—культурной типологии Гродненской области.

Методологические положения и выводы диссертации могут быть использованы в дальнейшей разработке широкого спектра современных социально-исторических, социально-психологических, этнокультурных проблем общественного развития, проволяют глубже познать диалектику становления и функционирования, развития и формирования культуры межнационального общения в условиях полиэтнического региона.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретический анализ проблемы культуры межнационального общения позволяет глубже и полнее познать ее специфику как социального явления, конкретную роль изучаемого объекта в жизнедеятельности этносоциальных общностей и их представителей, тенденции развития и стратегию совершенствования. Социологический анализ реального состояния межнационального общения делает возможным выявление противоречий в данной области и нахождение путей их ттр20,деления. Результаты, содержащиеся в работе, могут быть использованы в учебном процессе, в курсах социологии культуры и этносоциологии, а также в спецкурсах на факультетах белорусской культуры, русской и польской филологии. Результаты могут быть использованы в конкретной практической работе по оптимизации процессов формирования культуры межнационального общения, для активизации работы национальных культурных обществ, для осуществления областной программы "Родная мова", принятой в рамках Закона о языках Белорусской ССР, Закона аб ахове и зберажэнн1 г1сторыка~культурнай спадчыны', а также в качестве теоретической основы национально-культурной политики в полиэтнических регионах Беларуси.

Реальному осуществлении практических рекомендаций призван служить Центр по экологии национальных культур, созданный в январе 1992 г. Гродненским областным отделением Белорусского фзнда культуры и Отделом проблем ресурсосбережения АН Беларуси.

Апробаиия работы. Диссертация обсуждена на заседании отдела социологии культуры Института социология АКБ и рекомегадо-"¿нз к защите.

Основные изложения и выводы исследования содержатся в 20 публикациях, опубликованных статьях и тезисах докладов автора. Диссертент принимал участие в I международно Л, 2 ьсесерзкых и 12 республиканских конференциях.

Структура пакеты. Диссертация состоит из введения, двух глав (включающих шесть параграфов), заключения, списка литература'. Е качестве приложения к диссертации являются карт.; таблицы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность исследуемо;! проблемы, анализируется степень ее разработанности, дается характеристика основных направлений изучения вопроса, а тзкке формулируется цель, основные задачи и научная новизна исследования. . °

Первая глава "Национальная культура как объект фнлсссфско-ссциологическсго"исследования". 3 первом параграфе анализируется методологические подходы по изучаемой проблеме, раскрывается их значение для теоретико-методологических исследований понятия, содержания, структуры и закономерностей развития национальной культуры.

Выделяется ряд подходов к определению понятия "культура". Первый из них и наиболее распространенный состоит з выделении предметной стороны вопроса. Культура рассматривается как совокупность материальных и духовных ценностей, являющихся р;еуль-ггтом общественной истерической трудовз": деятельности челсьс-честаа. Ряд исследователей, и средн. них Д.И.ЧеснскоБ, считали необходима:-.! провести разграничение мсуду материальной культу-р:Л мятернгзлькы;.: производство:.:, о также ггграь-.:--.

ценности, :.оторь:з входят в культуру, во-вторых.

Понимание культуры к:.;: с-г-окупчост,: цеч'-ггет; Л с. : -

р;.-. :: поре:о".-сле;;о ?з сче." перенесения скпсптл ;:л ;; :. г-, куль турне-л деятельности, г, ходе которого ¡.ырчЗг:?;':. пределяптзя и потребляете.-: культурные ысн:!. стп. ••;о„'лл г'1тг-жс.'п:с 5 раб'гг.г. "чМ.Лс.жуегз;!, З.А.Бг'Л.чер. ••-•" • э-тоетьих.

Третья точка зрения, где определение понятия "культура" характеризуется как творческая деятельность людей, как воплощение творческих сил общества принадлежит Л.Н.Когану.

Все вышеперечисленные-подходы к понятию "культура" имеют одну общую черту - рассмотрение культуры как совокупности достижений общества, в связи с этим культура противопоставляется антикультуре, т.е. отрицательному, препятствующему развитию общественного прогресса и человека. В связи с этим Э.С.Маркарян ввдвинул свой подход к изучению культуры, основанной на преодолении аксиологического рассмотрения культуры. В своих работах он предлагает предельно широкое понятие культуры. По его мнению, "культура" есть то, что отличает человеческую деятельность от форы биологической жизни. В обществе человеческая деятельность программируется не наследственно, а, преимущественно, закрепленными в традициях типами поведения, которые усваиваются путем социализации. Исходным является понятие "социальная система", призванные выразить коллективный субъект человеческого действий, т.е. множество определенным образом друг с другом связанных и координирований действующих в отношении к внешней среде индивидов.

В данный момент культуру следует рассматривать как социал£ ное явление, как продукт деятельности различных социальных слоев общества. Развитие культуры определяется, с одной стороны, законами, свойственными ей как относительно самостоятельной целостности, а с другой - законами общества в целом и отдельных общественно-экономических формаций.

Во-вторых,"исследование культуры, ее строения, функционирования и развития необходимо осуществлять, имея ввиду, что культура связана с человеческой деятельностью, общие признаки которой (активность, '-социальность, преобразовательный характер свойственны и культуре.'.

В-третьих, человек выступает как творец культурных благ, как активное творческое начало культурно-исторического процесса, а не только как объект, на который воздействует культура, и носитель определенных ценностей, приобретенных им в процесс« социализации.

В-четвертых, понятие "культура", также, как и понятие "прогресс", "творческая деятельность", не может бьггь связано с какой-то определенной сферой жизни общества, поскольку сна присутствует во всех проявлениях этой жизни.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что культура есть качественная характеристика общества и его развития по цути прогресса с точки зрения активного, творческого участия в этом процессе индивида.

Необходимо подчеркнуть, что этнонациональные процессы в сфере культуры не сводятся лишь к изменениям ее уровня. Важно и само соотношение в культуре национально-особенного и интернационально-общего, этнически-специфического и межэтнического. Это соотношение не остается неизменным. Существенная роль в связи с этим принадлежит межнациональной интеграции, проявляющейся 'прежде всего во взаимопроникновений культур, в создании единого по содержанию, хотя и многообразного по форте "культурного слоя", единых черт в образе жизни. Следует заметить, что интенсивно идущие ныне процессы интернационализации культуры среди коренного населения республики нередко отождеств -ляятся с русской культурой. Меаду тем, при этом упускается из вкду, что на самой русской культуре в целом} процессы интернационализации сказались в большей мере, чем на культуре какого-либо другого народа страны.

В общении этносов, проживающих на территории Гродненской области, сложилась определенная культура, исторические, духовные традиции, свойственные региону и его жителям. Географическое, историческое положение области как пограничной, связывающей и одновременно пересеченной прочными нитями взаимоотношений различных народов, обусловило своеобразие социально-экономического развития. Но, пожалуй, особенно сложная ситуация проявилась в национальной культуре проживающих здесь белорусов, поляков, русских, украинцев, литовцев, татар, евреев. Во-первых, это касается в первую очередь состояния национальной культуры коренного населения белорусов, которая находится в чрезвычайно бедственном положении. Во-зтсрых, все вышесказанное относится в равной степени и к состояние национальных1

культур всех перечисленных народов. В-третьих, процессе интеграции каждой национальной культуры только тогда взаимообусловлен, когда он основан на созидательных, творческих процессах, происходящих у соседей. Толькс? при этом условии национальная культура будет обогащаться общечеловеческими, общенациональными ценностями. В-четвертых, складывающая своеобразная фор;.;а национальной культуры в Гродненской области несет в себе исторические, духовные традиции трех славянских'народов, обогащенных вкладом других народов, проживающих в этом рогионе.

Во-втспом параграфе дан анализ и выявлены особенности взаимодействия национальных культур в многонациональном регионе. Народы или этнические общности подвержены изменениям, обусловленным общим ходом социально-экономического и культурного раз- • вития человечества и особенностями их собственного существования. Эти изменения могут быть вызваны: социально-экономическими процесса.*!»;, непосредственно, связанными с развитием производительных сил я производственных отношений, перестройкой классово-профессиональной структуры, социально-культурными процессами, связанными с повышением культурно-образовательного уровня, распространением так называемой городской культуры и сыта, языковыми процессами, приводящими'к обновлению словарного запаса и т.д.

Двумя основными типами этнических процессов являются про-' цессы этнического разделения и этнического объединения. Процессы этнического объединения могут быть подразделены на консолидацию, ассимиляцию и межэтническую интеграцию. Взаимодействие культур различных-наций и национальностей, преодоление их национальной обособленности,ограниченности и обогащение сбщн:.'.и, интернациональными-чертами являются одной из наиболее общих закономерностей развития не только социалистической, но и всей мирово" культуры в целом. Единство и связь тндекций сближения национальных культур надо понимать как сложный, конкретно-псготический и диалектически противоречивый процесс, в котором телденцня к сближения наций и национальных культур приобретает

болое ведущее значение. Степень развития общезначимых черт национальной культуре стгла критерием ее прогресса, а также .:.-:':с;::/.ыггз сближения национальных культур, развития всей

культуры. Усиление процесса сближения культур лзляется движу--;5 силой з чрезвычайно сложном процессе интеграции культур различных народов. Одновременно с этим процессом в последнее время усилились и приобрели решающее значение прямо противоположна.:; процессы, направленные на отделение и обособление каждого народа, а, следовательно, и культуры.

Во-первых, в многонациональном регионе, где особенностью существования культуры нескольких наций и народностей является ее взаимодействие и взаимообогащение, очень задней является языковая проблема.

Во-вторых, это сохранение и самосохранение польской национальной культуры и ее традиций, в чем огромную роль играет католическая церковь.

В-третьих, проблема национальной культурной самобытности, с одной стсрсны, и проблема ассимиляции польской культуры в иной этнической среде, формирование, этно-конфессисяально-куль-турной триады.

Исследования, проведенные в Гродненской области, попытались выявить процессы развития и взаимодействия различных культур в этом регионе. Весьма актуальной представляется проблема, в силу сложившегося белорусско-русского двуязычия, отношения различных наций к белорусскому языку. Одним из важных аспектов межнациональных отношений является комплекс проблем, связанных с функционированием и взаимодействием национальных культур литовцев, украинцев, татар. Сюда входит и отношение к родной культуре, и степень владения родным языком и отношение к культуре другого народа.

Расширяющиеся межнациональные контакты" сопроаовдаотся взаимодействием культур, языков, традиций различных народен. При этом необходимо подчеркнуть, что общение не только один из важнейших видов формирования духовного мира людей, но я такой его компонент, без которого вез другие его фермы и виды не могут существовать.и творчески развиваться.

Ряд вопросов проведенного исследования был направлен на анализ состояния и тенденций национального самосознания национальных групп Гродненской области.

Сотрудничество и взаимообогащение народов осуществляется прежде всего в процессе непосредственного общения, формы которого многообразны: многонациональные трудовые коллективы, совместное обучение молодежи, туризм, кинофестивали и т.д. Все это стимулирует и формирует, ставит новые задачи в культуре межнационального общения.

В третьем параграфе автор рассматривает роль и место на -циэнальных культур (белорусской, польской, русской) в системе межнационального общения.

В национальных культурах народов, проживающих на территории Гродненщины, ярко отражается их история, психология, язык, традиции, достижения в науке, литературе, искусстве, вклад в мировую цивилизацию. В содержании культуры имеются и заимствования из культур других народов. Для западного региона Белоруссии зто традиционно русская культура и -несомненно значительная по своему влиянию культура польского народа, западного соседа белорусов. Большую роль и определенное место сыграла еврейская культура, нёсшая не только уэконациональное, но и напол -кешая полиэтническим, многонациональным содержанием. Все вышесказанное вполне приемлимо для украинской и литовской культуры.

Культура межнационального общения ускоряет внутренние и внешние процессы интернационализации национальной жизни. Наблюдается заметное повышение интереса к национальной истории каждого народа, к национальным особенностям культурного и исторического развития, к повышению уровня национального самосозна -ния.

Накопление трудностей в этой сфере национальной жизни в застойный. период и их резкое обострение в последние годы связана с те;.:, что установившиеся традиции политических и экономических взаимоотношений наций не всегда можно донести до индивидуального сознания.

В основе культуры межнационального общения заложена гуманистическая концепция взаимоотношений народов на основе принципов общения людей различных национальностей. Основной двилуцеЯ силой в этой сфере является духовная культура. Она неизмеримо

богаче и.многограннее, чем материальная культура и немыслима без субъективного вклада человека, реализуемого в его деятельности. Духовная культура включает мировоззрение и нраве-ность, науку и искусство, религию, воспитание я просв-^ени.н, знания и умения, производственные и профессиональные мазики, способы и формы общения людей з семье, в трудовом коллективе, обществе. При этом необходимо подчеркнуть, что общение не только один из важнейших видов формирования духовного мира ладей, но и такой его компонент, беэ которого все другие фермы и виды его недвижимы, попросту не могут существовать и творчески развиваться.

Представляем один из компонентов многонациональной культуры - межнациональные отношения в Западном регионе Белоруссии, мы полагаем, что они имеют свои особенности и в содержательном, и в функциональном плане. Обусловлено это наличием ряда различных культур и конфессий э этом районе.

Полиэтническим составом населения области и определяются те непростые задачи, спектр которых чрезвычайно широк: от создания и возрождения национальной шкодь, до особенностей развития промышленности и сельского хозяйства, характера и направленности этнопрсфессионалъной занятости населения, становления национальной интеллигенции. Отсвда и вытекают те проблемы, которые имеются в виду, когда мы говорим о роли и месте нацио -нальных культур в системе межнационального общения. Прежде всего речь идет о белорусско-русском культурном тандеме, затем о белорусско-польском, далее - о русско-польском и, наконец,. о белорусско-полинациональнсм. Безусловно, что своеобразие культуры Гродненщины не означает обособленности, а скорее подчеркивает интернациональный, полиэтнический характер национальной культуры этого региона.

Вторая глава - "Конкретно-социологическое изучение белорусской национальной культуры в Западном регионе". 5 первом параграфе! рассматривается и исследуется региональная типология этнокультурной структуры Гродненской области. В нем даны определения основных ключевых терминов "регион", "региональная струк-

~УРа"> "этнокультурная структура", "типология". При этом подчеркивается, что экономическая, политическая, культурная и др.структура общества могут рассматриваться как отдельные аспекты его социальной структуры. Онь может видеться б трех планах: а)функ-циональнок, б) организационном и в) как определенная система ориентации социальных действий. Основными факторами развития социальной структуры являются, во-первых, "горизонтальная" диф-■ференциация фикций между отдельными дополняющими друг друга сферам социальной деятельности; во-вторыхх, "вертикальная" иерархическая дифференциация функций между различными уровнями социального управления и, в-третькх, функционализация "посторонних" по отношению к данной системе социальных структур"*.

Уникальность данного региона обусловлена исторически и географически, что дает нам возможность считать эту территорию своего рода национальной лабораторией. Процессы, происходящие ь гтом регионе, носят, во-первых, ярко выражешуй полиэтнический характер, основанный на взаимодействии и взаимовлиянии трех славянских культур. Во-вторых, этноязыковая ситуация, в основа которой лежит трилингвизм. В-третьях , это сложная этно-конфессиональная картина, которая играла и играет, пожалуй что, решащув роль в стабилизации такого сложного процесса, каким является культура межнационального общения. В-четвертых, воз-' рождение, особенно в последнее время, национального самосознания и интереса к своей истории, языку, культуре у представителей всех народов, населяющих регион.

На территории Гродненской области можно выделить четыре типа этнических сред, которые сложились исторически, социально и географически. Первый из них белорусско-однородный, второй -белорусско-польский сувеличением числа польского населения, третий тип - белорусско-польский с приблизительно равным количеством населения и белорусской я польской национальности, обе из которых является преобладающими, четвертый тип - польско-белорусский с преобладанием польского населения. Исходя ив этого, мы имеем вполне слсеивеийся этнокультурный профиль За-

* С-иггсэфская скцкклопедия. - Ы.-1970. Т.5.-С.142.

здного региона республики. Основными и характерными чертами эторого являются: во-первых, одновременное существование трех лавянских культур: белорусской, польской и русской; во-вторых, едущую роль в этом триединстве занимает белорусская культура; -третьих, несомненное и неоднозначное влияние польской и рус-кой культуры и на культуру коренной нации имеет также неодно-начные последствия, которые выразились, в-четвертых, в сщути-:ой утрате исторических, национальных, языковых традиций белощекого народа, что привело, в свою очередь, особенно сейчас, I -пятых, к небывалому всплеску национального самосознания, юзрождению и поискам национальных корней в культуре и религии.

Значительное место в сфере сохранения и возрождения, охра-ш национальной культуры белорусского народа должно быть удэле-¡о особенностям этнокультурного взаимодействия, нациснально-сультурной общности народа, давшего название суверенному гссу-;арству с другими народами. Нам видятся очень Еажные ггроцес-:ы этнокультурной диффузии и процессы ассимиляции национальна культур. Зсли же говорить о конкретных проблемах региона, его особенностях, определяющих в значительной степени характер развития социально-экономической и этнокультурной структуры то, прежде всего, речь может идти о бинации, как явлении, распространенном именно в пограничных регионах.

Необходимр высказать следующее: географическое положение региона, его историческое развитие определило его своеобразный характер тленно в области культурно-национальной.

Во втором параграфе диссертантом рассматриваются конкретно-социологические проблемы развития белорусской национальной культуры. Одним из решающих факторов стабилизации ситуации з области межнациональных отношений должно стать возрождение подлинно демократической национальной политики, лишенной субъективизма,основанной на строгсд учете как национальных интересов каждого народа, так и интернациональных интересов ссего общества, на анализе объективных тенденции Бнутьри межнациональных прецэзеез •л прогнозе возможных путей их развития. Стремление к дсетезер-ной информации относительно этих процессов, их сесто.тния и тр— спектиз активизировало исследовательскую рчбету з сблпстп ссц".::-

логик межнациональных отношений. В ходе исследования решались четыре основные задачи. Во-первых, необходимо было выяснить об-цее состояние межнациональных отношений в области. Во-вторыхх, предполагалось определить языковую ситуацию ь регионе. В-тре -тьпх, необходимо было изучить отношение представителей различных этнических групп населения к национально-духовным ценностям и степень удовлетворенности их национальных запросов. Наконец, в-четвертых, представлял интерес.вопрос о состоянии интернационального воспитания и его проблемах. Выявленный спектр мнений и национальным отношениям в области показывает, что хотя они сего ня не чреваты какими-либо потрясениями, но вместе с тем, далеки от идиллического состояния.14& опрошенных респондентов утвержде ют, что сталкивались с хулиганскими действиями на национальной почве.

Представляется необходимым изучение удовлетворенности культурных потребностей представителями различных этнических групп области. Одной из актуальных проблем национальной жизни Гродненской области является языковая проблема. Речь идет о сохранении белорусского языка, расширении его социальных функций, развитии национальных языков других этнических груш населения. Какими объективными и субъективными факторами нэ объяснялось бы сокращение использования белорусского языка, сегодня этот процесс, равно как и его результат, оценивается негативно, В Белоруссии сложилась парадоксальная ситуация, при которой, с одной стороны, в республике существует богатая литература на национальном языке, белорусские писатели известны вовсем мире, однако, при этом белорусский язык не используется в делопроизводстве, незначительна его информационная роль, мало его испол: эование в быту, на работе. Подобное положение требует государс венной помощи языку, программы его возрождения. В целом реальн ..языковая ситуация среди жителей области свидетельствует о лов местном употреблении трех языков: белорусского, русского, поль ского. Учитывая то, что приобщение к родному языку происходит прежде всего в семейной среде, а также то, что белорусскоязычн семей среди прочих семей меньшинство, можно предполагать, что будет происходить дальнейшее сокращение числа молодых людей с ориентацией исключительно на белорусский язык. Однако он функ-

ционирует в сельской местности достаточно широко. Развитие белорусского языка, расширение его функций - это сложная, ксмгглехс-ная'проблема, содержащая и исторические, и психологические, и собственно лингзистические проблемы. Исследование показало, что у представителей всех национальностей есть желание изучать этот язык.

Принципиальное значение для гармонизации межнациональны:: отношений имеет правильная постановка интернационального воспитания. Одним из направлений этого процесса предстзвляется участие населения области в работе по сохранению памятников история и культуры. Подтверждением этому служит позиция 44,1% опрошенных представителей различных национальностей. Это не только принесло бы материальный результат, но повысило бы культурны." потенциал людей, способствовало бы их интернациональной консолидации, повысило бы интерес к общечеловеческим ценностям.

Исследования, проведенные в Гродненской области по указанной проблематике позволяют сделать следующий вывод. 3 духовной кизни западного региона Белорусски происходит активный процесс развития и взаимодействия национальных культур, населяющих его общностей. В этом взаимодействии проявляются такие тенденции ¡сак: во-первых, постепенная денационализация культур белорусов, поляков, литовцев, утрата ими национальной, самобытности. Этот процесс» во-вторых, протекает параллельно с усилением влияния русской культуры, носящим традиционный характер и имеяцим глу-5окиё исторические корни.

В-третьих, в силу ^всего вышеизложенного и как бы в противовес этому наметилась созидательная и продуктивная тенденция ■с возрождению культурных ценностей, исторического прошлого сзс-йх народов. "

3 третьем параграфе предлагается с помощью кснкретно-сс-зиолсгических методов изучение особенностей формирования культуры межнационального общения. Объектом исследования явилась «циональная культура, а проблемная ситуация, ставшая предметом^ изучения, состояла в том, чтобы выявить динамику и основ-гые тенденции в своеобразии развития поли- и мсно-нацнснэль-■¡ой культуры Западного региона Белоруссии. Целью исследования

является раскрытие механизмов оптимального развития культур всех народов, проживающих на данной территории. Исследование культурно-национальных процессов можно представить по крайней ::ере ь трех направлениях. Первое - изучение культурного фонда нации, выяснение того, как он меняется, как сочетаются в нем вертикальная информация (культура предшествующих поколений) и горизонтальная, все расширяющаяся под влиянием культурных межнациональных контактов. Другое направление связано с выяснением механизма распространения культурных ценностей, характера и интенсивности контактов и культуры общения между нациям. Третий аспект (решающий) - результат распространения культурного фонда, усвоение культура, выяснение того, в какой мере она становится реальным достоянием всего народа. Эти вопросы приобретают особенную актуальность в настоящее время, когда культурный фонд расширяется за счет профессиональных форм. Признаком же здорового развития национальной культуры является ее интернационализация, т.к. нации обладают мощным культурным потенциалом, который в состоянии вобрать в себя достижения мировой культуры, трансформируя ее в соответствии с исторически сложившимися собственными культурными достижениями.

Генеральная гипотеза определялась в данном случае идеей детерминации развития национальной культуры в полиэтническом рзгионе, взаимовлиянием и взаимообогащением существующих здеи культур. И, как следствие, своеобразие развития культуры запа; ного региона Белоруссии, что ведет к сохранению и упрочению н< циональной солидарности наций и народностей.

Необходимость дифференцированного подхода к формированию культуры межнационального общения обусловлена тем, что социал ные, профессиональные, демографические группы людей, которые являются элементами общественной структуры нации, различаются по характеру труда, материальному и культурному уровню, жизне кому опыту, уровню включенности в различные процессы сближен! наций, опыту непосредственного общения национальностей. В фо{ мировании кулыуры межнационального общения нам представляете немаловажную роль играют психологические, эмоциональные механизмы духовного мира человека. Это имеет непосредственное си

екие к мотивам поведения в общении, а проявлении определенных тнических установок. Для того, чтобы формировать культуру меж-ационального общения, важно представить структуру общения зы-елять, а каких компонентах его национальные особенности могут меть значение. Здесь можно выделить три ззаимосвязанных стороны:

1) коммуникативную, состоящую з обмене информацией;

2) рэгуляциснно-коммуникатизную, связанную с организацией заимодейстзия между людьми, т.е. з обмене не только знаниями, деями, но и действиями;

3) процесс восприятия друг друга партнерами и установление а этой основе взаимопонимания-

Знимание исследователей привлекают проблемы межкациональ-ого общения молодежи. В этом смысле нельзя не учитывать еще остатсчло сильную взаимосвязь религиознее и националистических редрассудков. На волке закономерного интереса молодых людей к стории Белоруссии, к памятникам старины происходит идеализация тдельных религиозных установок в национальной истории и куль-уре.

Итак, конкретно-социологическое изучение путей формирования -/льтуры мелкзциснальнсро общения в Гродненской области видится I следующем. Во-первых, это изучение проблем, связанных с развитием -.и образованием национальной культуры региона, состоящей из ¡яда культур. Во-вторых, это исследование проблем, связанны:: с ункционирсванием каждой национальной культуры в отдельности, ^-третьих, это изучение проблем взаимодействия национальных сультур региона. В-четвертых, все. вышеперечисленные гпзсоле: ш являются как бы фундаментом для изучения целого комплекса частик аопросов.

3 заключении изложены основные итоги а выводы диесертацпс:-:-юго исследования и показана общетеоретическая н практическая, значимость пслуче:-шых результатов.

Основные положения диссертации опубликаны ь следующие работах:

1. Национальные отношения в СССР к идеологическая борьба/. Диалектика социализма и современная идеологическая борьбе. Тезисы докладов. - Гродно, 1938.

2. Проблемы совершенствования.межнациональных отношений

б западном регионе Белоруссии Ска материалах конкретного социологического исследования) // 50 лет воссоединения Западной Белоруссии с Белорусской ССР. Тезисы докладов. -Гродно, 1969.

3. Диалектика русско-белорусского двуязычия: проблемы и перспективы // Противоречия современного общественного прогресса. Тезисы докладов. - Гродно, 1989.

4. Социологический аспект воспитания молодежи на героико-патриотической и интернациональной тематике // 45 лет Великой победы: итоги и уроки. Тезисы докладов. - Гродно, 1990.

5. Деятельность КП(б)Б по руководству культурно-националь-кым строительством в западных областях БССР (сентябрь 1939-ишь 1941 гг) и ее освещение в советской историографии // На пути борьбы и созидания. Тезисы докладов. - Гродно, 1990.

6. Традиции и инновации в языковой еизни Белоруссии // Москва-Звенигород, 1990.

7. Межнациональные отношения в зеркале социологии // Коммунист Белоруссии. - 1990. - * 7 в соавторстве.

8. Проблема интернационального воспитания студентов в вузе // Учитель в системе непрерывного образования. Тезисы докладов. - Гродно, 1990.

5. Состояние и тенденции развития национального самосознания населения Западной Белоруссии // Общественное сознание у. общественные отношения в условиях перестройки. Тезисы докладов. -Черновцы, 1990. в соавторстве.

10. Проблемы формирования национального самосознания старшеклассников (социологический аспект) // Пути разработки системы интернационального и патриотического воспитания детей и учащейся молодежи. Тезисы докладов. - Ы., 1990.

11. Некоторые особенности социо-культурного развития за-г-.д.-'ого региона Белоруссии // Взаимодействие и развитие яоь.-

.• :;, и литератур белорусско-польского пограничья. Сб.статей. -' . 1951. "

12. Национальная культура и национальное самосознание как объекты социологического исследования (на материалах Гродненской области) // Научно-исследовательский кружок и историческое краеведение. Сб.статей. - Гродно, 1990.

13. Особенности межнадаонального общения в западном регионе Белоруссии (социологический аспект) // Социализм: проблемы, перспективы развития. Тезисы докладов. - Гродно, 1990.

14. Деязбристские концепции национально-государственного устройства России и современность // I Декабристские чтения. Тезисы межвузовской конференции. - Гродно, 1990, а соавторстве.

15. Социально-психологические проблемы изучения белорусской национальной культуры // Проблемы психологик творчества з работе с лгдьми. - Гродно, 1990.

16. Некоторые проблемы интернационального воспитания трудящихся г.Гродно (по материалам социологического исследования)/7 Актуальные проблемы совершенствования национальных отношений, интернационального и патриотического зоспитания. Тезисы докладов. - Могилев, 1990.

17. Некоторые проблемы языковой жизни в условиях многонационального региона (социологический аспект)// Соотношение общей и политической культуритеоретические и прикладные аспекты. Тезисы докладов. -Комсомольск-на-Амуре, 1991.

18. Проблемы культурно-национальной традиции в советской белорусской философской литературе 60-70 гг.// Традиции отечественной философии. Тезисы докладов. -Гродно, 1991.

19. Не выкидывайте белый флаг. // Коммунист Белоруссии. -1991.-.? 8, в соавторстве.

20. Региональная типология этноструктуры Гродненской области.// Шанупчы спадчыну Я.Карскага. Сб.статей.-Гродно,1991.

21. Этно-культурные ценности в системе национальной кнте-ракции // Духовно-ценностыне ориентиры массовых действий людей. Тезисы докладов. - Гродно, 1992.

22. Современная языковая ситуация в Гродненской области (на материалах этно-социолсгического исследования) // Слово-сбразовзние и номинативная деривация в славянских яз;:ках. Тезисы докладов. - Гродно, 1992.