автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Формирование мировоззрения личности и массовая культура

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Костриков, Константин Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Формирование мировоззрения личности и массовая культура'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование мировоззрения личности и массовая культура"

Г6 ОА

3

{

• РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТБ1ШЙ СОЦЩЩЬЙ ИНСТИТУТ

На правах рукописи

• КОСТРЖОВ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ

ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ : И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Специальность 09.00,11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учено": степени кандидата философских наук

Москва - 1594 г.

Работа заполнена на кафедре культуры Российского государстве; ного социального института.

Научный руководитель - ВОЛОДШ Э.Ф., доктор философских наук,

профессор

Официальные оппоненты: МИГУНОВ A.C., доктор философских наук,

профессор

СТЕПНОВ П.П., кандидат философских наук, доцент

Ведущая организация - кафедра теории кульгуры, этики и эстетики

Московского государственного института культуры.

Защита состоится "16" июня 1994 г. в 12 часов на заседании специализированного-совета в РГСй по адресу: Москва, ул.Лосиноостровская, д.24 в зале Ученого Совета.

С диссертацией иопно ознакомиться в библиотеке института. Автореферат разослан "16" мая 1994 г.

Ученый секретарь

специализированного совета кандидат философских каукт\ у

доцент Данченко Б.Т.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность теми исследования.

Проблема роли массовой культуры, в том числе и музыкальной, з становлении формирования мировоззрения личности мало исследова-1а в современной философской, эстетической и музыковедческой литературе. Во многой это определяется тем, что в настоящее время только намечаются подходы к исследованию в целом структуры созка-1ия личности, места в нем мировоззрения и влияния на него различ-1ых элементов сознания.

Понимание сознания как исторического процесса смены типов гознавательной деятельности позволяет диссертанту выявить особен-юсти взаимосвязи исторических форм практики и соответствующего лм тина познания, а также рассмотреть связи структурных компонентов общественного сознания /обыденного сознания и науки, идеологии и философии/ с общественно-исторической практикой своей эпохи *ерез музыкальную культуру.

Помимо вышеизложенного актуальность темы определяется следующим обстоятельствами:

I/ В настоящее время происходят серьезные изменения как в общественном сознании, так и в процессе становления человеческой личности.

Использование музыки как средства идеологического воздействия и регулятора социального поведения и морали требует серьезного пересмотра критериев его оценки.

2/ В известной мере выбор проблеск продиктован современной социокультурной ситуацией, когда наблюдается усиление процессов интеграции и синтеза в сфере искусства, что в значительной степе-

ни влияет на обновление различных уровней системы искусства. Поэтому необходимо обращение эстетики к вопросам морфологии искусства, которая основывается Н2 философской методологии и дополняется методами различных: наук - лак не связанных с изучением искусства непосредственно / математика, психология, кибернетика, семиотика и т.д./, так и искусствоведческими.

3/ В период формирования новых видов, родов и канров искусства, с которыми музыка вступает в контакт, выявление существенных признаков внутренней структуры художественных образований, одним из которых является музыка, становится ванной актуальной задачей эстетической науки.

Именно поэтому основное место в диссертации уделяется анализу эстетического сознания, его связи с другими мыслительными формами и практикой. Это позволяет увидеть значение и роль массовой музыкальной культуры в йорлироЕании определенных эстетических "стереотипов", которые, в свои очередь, воздействуют на составлявшие мировоззрения и в целом сознания личности.

4/ Когда человеческое общество вступило в новую постиндустриальную эпоху, когда создаются условия для развития личностного начала в человеке, меняется и отношение к массовой культуре.

Речь идет о продукте всеобщего труда, то есть о таком общественном богатстве, которое может быть одновременно достоянием всех и каждого.

5/ Массовая культура в состоянии играть сегодня и"положи-тельную роль, приобщая массы населения к сложнейшим духовно-нравственным проблемам в адаптированном виде. Дальше все зависит от самой личности: продолжит ли она дальнейшие поиски или будет довольствоваться обретенными суррогатами массовой культуры.

Здесь исключительная роль принадлежит уровню образования, эстетическому воспитанию.

Степень -разработанности проблемы Вопросы общественного сознания, его структуры, вопроси духовной сферы общества широко освещены в современной философской литературе. I/

I. См.: Бурдина А.И. Общественное сознание как проблема диалектического и нсторичесдоро материализма. - М.:"Высшая школа"» 1979.

Гак Г.М. Избра"Н'о философские труды. - |М.,'"/шсль",1981.: Уледов Л.К, Структура общественного сознание. _ М.: "Мысль" 1968.:

его ке - общественная психология и идеология. - М. "Мысль", • 1985.

его же - Духовная казнь общества. - Î.Î. "Мнсль" 1980 г. Чагин В.А. Структура и закономерности общественного сознания. - Л.: "Наука". 1932.

Горшков М. Общественное сознание и ого развитие на современном этапе. - М. : "Полит,самобр." 19У5. - 11> 5; Дубровский Д.И. Стратегия перестройки и проблема сознания.// Философские науки. - 1987, 15 I.

Уледов А.К. Психологическая перестройка как условие совершенствования социалистического общества// Вопросы философии. -1986. - Jf- 12.

Б этих работах* наряду с другими, затрагивается некоторые вопроси эстетического сознания, массовой культуры.

Специальных работ по этой теме сравнительно немного. ^

В большинство своем они рассматривают проблему массовой культур!' недостаточна полно, не учитывая, что сегодня объективное изучение социальной наукой повседневности и обыденного практического сознания касается и массовой культуры.

Диссертант подчеркивает, что в отличие от специализированных видов идеологии массовая культура по природе"своей синкретична.

Она контаминируег и растворяет' в себе к философские, и политические, к нравственные, и религиозные и т.п. идеи. Это обеспечивает ей целостное агаяние на всю систему сознания личности, в том числе и на мировоззрение. К тому же благодаря своей художественной форме массовая культура воздействует не только на интеллектуальную сферу сознания, но и на сферу чувств, подкрепляя проповедуемые ею идеи мощны® зарядами эмоциональной энергии. А это усиливает э|фект мировоззренческих акций, делает его более длительным и прочным. Теоретическая структура мировоззренческих концепций делает их труднодоступными для широких масс. Из-за этого они б своей непосредственной форме, как правило, вообще не проникают в орбиту массовнх коммуникаций, замыкаясь в сфере восприятия ученых-специалистов.

И только в 90--е годы в научных работах наших исследователей стал прослеживаться поиск новых подходов к анализу данной проблемы. 2//___

1. ЧХнапр.:Массовая культура - иллюзии и действительность. Сб. ст. - М. 197о: Массовая литература и кризис буржуазной культуры Запада. - Сб.ст. -М.1974.

2. Разумная организация жизни личности:проблемы воспитания и само-регулироЕания// РЕ. Общественные наука в СССР.-1990 -К 5.;

Цель и задачи исследования. Цель диссертации состоит в попытке осуществить философски": анализ мировоззренческого аспекта обыденного эстетического сознания и влияния на него шссоеой культуры. Никогда не познать и не понять личность, если приоритетное внимание будет уделяться только ее совершенствованию вне учета негативных сторон процесса, постижения детерминант деградации личности, ее падения и распада.

Целостное формирование личности человека, воспитание каждого человека как хозяина жизни, созидателя и гуманиста долины включить в себя и разумное отношение к культуре прошлого. Равнодушие к ценностям, доставшимся нам в наследство от гениальных мыслителей прошлого, - это не что иное, как дилетантизм по отношению к будущему. Соприкосновение с вида вдайся достижениями культуры минувших времен помогает ощутить неполноту своего знания.

Прошлое такг в себе огромные резервы для обогащения будущего, газ сознания глубоких связей с народом, с его культурным наследием щ стираем смысл деятельности предыдущих поколений, заново открывая уже известные истины и повторяя оизибки проилого.

Человек в своем духовном развитии проделал долгий и чрезвычайно сложный путь. Однако свидетельством наиболее полного развития человеческого духа всегда было я есть степень нравственного сознания, проявляемого в исторически прогрессивных деяниях.

Бушуев A.M., Слепцов Н.С. Диалектика творческой деятельности к развитие человека.// РЕ Общественные науки в СССР. - 1990 г. -

® 6.; Трубияа Е.Г, Посттоталитарная культура: "Все дозволено" или "Ничего не гараятишвадо?"// Вопросы философии. - 1993. - 3.: Трубников H.H. Без'четверти двенадцать, / к вопросу о преодолении духовного" кризиса европейской культуры// Вопросы философии.

Иначе говоря, историческое становление личности можно рассматривать и как становление ее нравственного сознания - специфического -и свойственного только человеку способа понимания им своей роли и места в обществе, его отношений с другими людьми.

В данной диссертации предлагается решение следующих задач:

- рассмотреть сущность обыденного эстетического сознания, его функции и гносеологические особенности;

- выявить общие и специфические черты обыденного эстетического сознания и научного мировоззрения;

- проанализировать содержательную сторону данного явления;

- показать, как может быть использовано массовой культурой обыденное эстетическое сознание в процессе формирования личности, ее эстетического вкуса.

Научная новизна исследования состоит в философском анализе обыденного эстетического сознания, его источников и противоречий и отражение этих противоречий в массовой культуре. Диссертант вносит суцесгвенные коррективы в понимание соотношения обыденного эстетического сознания и мировоззрения личности. При это-м получены следующие результаты выносимые к защите:

- на основе диалектики исторического и логического предпринята попытка уточнить роль и место (философии в мировоззрении;

- по - новому определено обыденное эстетическое сознание;

выявлена и доказана системность этого сознания;

- определены источник и специфика массовой культуры, ее

суть.

- выявлено воздействие массовой культуры на обыденное эстетическое сознание,

Теоре тидо -ме годологической основой диссертации служит системный подход, который позволяет представить развитие как процесс роста системной организованноски, укрепление целостной системы, а не его разрушения и гибели.

Ценны® для методологии исследования явились работы 1:1.Н.Афа синева, Д. Белла, Ю.В.Бромлея, Э.Ф.Володина, П.С.Гуревича, А.В.Кукаркина, И.С.Куликовой, Г.И. Кужелевой, Г.Г.Некнова, о.Ш. Розенталя, А.М.Яковлевой.

Методологические основания для изучения исследуемой проблемы заложены в трудах авторов музыкальной литературы: А.Н.Сохора, И.А. Хижняка, д.д.йостаковича.

Теоретическая база исследования была обогащена идеях® и разработка™ зарубежных авторов, занимающихся этой проблематикой: Л.Альсира, Ю.Хабермас, Р.Итефамак.'

В раооте тзкке использовался метод сравнительного анализа научной литературы и периодической публицистики.

Теоретическая и практическая значимость исследоЕашю заключается в актуальности научного подхода к анализу процесса формирования мировоззрения личности, а также воздействия массово:" культуры на обыденное сознание, взаимодействия личности и музыкальной культуры. Полученные результаты могут быть частью дальнейших исследований в области данной проблемы.

Материалы исследования' способны найти свое применение в

научно-педагогической работе при разработке спецкурсов, лекционных и семинарских занятий в рамках предметов социальной философии и культурологии. Положения и выводы диссертации имеют ценность и для использования их государственны!,га структурами, партиями и движениями.

Апробация работы,- Основные положения и выводы диссертации обсуждены на заседаниях экспертной группы кафедры философии, кафедрк культурк, отражены в ряде печатных публикаций.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, рассматривается степень ее разработанности в научной литературе* формируются цели и задачи, научная новизна, дается теоретико-методологическая основа, а также теоретическая и практическая значимость диссертационной работы,

В первом разделе - "Эстетическое обыденное сознание и его роль в формировании мировоззрения личности" - анализируются сущность а некоторые особенности обыденного эстетического сознания, что является важным моментом ддя выявления основных компонентов мыслительной деятельности .личности.

Диссертант считает, что одним из элементов эстетического сознания являются его познавательные способности, которые выступают в виде структуры мыслительной деятельности, развитость которой зависит от развитости всех форм человеческой деятельности. Основными элементами мыслительной деятельности личности являются эмоциональный, образный и понятийный компоненты. Развитость

основных компонентов мыслительной деятельности и характер связи между ними составляют основу структуры творческих способностей личности . которая, в сбою очередь, выступая в единстве таких элементов эстетического сознания, как творческое воображение и логическое мышление определяет стиль творческого эстетического мышления личности.

Доминирование логического мышления у субъекта эстетического познания говорит об аналитическом, а эмоционального, интуитивного - о синтетическом, творческом стиле, которые формируются в процессе обучения и воспитания. '

Выявить характерные черты мировоззрения личности модно не только на основе установления специфики обыденного эстетического сознания, но также путем сравнительного анализа его с другими элементами сознания личности.

В этой СЕ^зи диссертант считает необходимым проанализировать, как обыденное эстетическое сознание взаимодействует с мировоззрением, так как человек является не только пассивным партнером социальных взаимодействий, но эктиенкм творцом процесса собственного развития. Здесь необходимо учитывать два момента в процессе формирования личности: влияние среды или внешних обстоятельств п внутренние духовные силы самой личности. Еедь мировоззрение личности есть такая форма отражения мира, с помощью которой реализуется ее мыслительные побуждения к деятельности, вызревают новые мотивы. Именно через мировоззрение осуществляется реальное единство познавательной и регулятивной функций эстетического сознания.

Бесчисленные мифы и легенды, религиозные учения' и философские системы, рапные предположения и фантастические утопии порок-

дены человеком в попытках найти ответ на мучительные вопросы, познать себя, свое предназначение, И как награду после долгих поисков, надежд и разочарований принимает современный человек - не сразу и не .без сомнений - открывающуюся ему истину: прогресс науки и культуры - вот ключ к пониманию человеческих проблем.

При анализе роли ценностных ориентации автор поднимает следующие вопросы: является ли наука определяют,йв развитии и ;;;изни человека и какую роль в формировании личности играет обыденное эстетическое сознание? Является ли наука сферой исключительного поглощения сущностных сил человека? Какую роль играет здесь музыкальное искусство, массовая культура? Как взаимодействуют они сегодня с научно-техническим прогрессом и способствуют воплощению идеала всесторонне развитой личности? Речь вдет, следовательно, о месте научного мировоззрения и обыденного эстетического сознания в системе культуры человечества, о гуманистической оценке всего того, что они несут человеку и что требуют от него сегодня и в будущем.

Знание, фиксируемое обыденным сознанием, является одним лз простерших видов человеческого знания. С него начинается и к нему, в конечном счете, возвращается познавательный контакт человека с щром.

Знания побуждают к поиску. К сожалению, как показывает практика, социальный инстинкт мыслительной деятельности истинного поиска у отдельной части людей сегодня атрофирован. Все это подспудно приводит к деформации социального еизния-и поведения, формируя в массовом сознании убевденность во второсортности общечеловеческих ценностей и идеалов - ценностей свободы, нравственности и гуманизма, утрате положительных эстетических эмоций, потребное-

?ей.

Вся проблема заключается сегодня в том, что становится все труднее, когда с ускорившимся развитием цивилизации, с одной стороны, широкие массы не успевают приобщиться к традиционной :ультуре, с другой, рыночные отношения ставят границы этому приобщению.

Диссертант утверждает, что сегодня существует реальная опасность : массовой серости, посредственности, безнравственности в различна сферах общественной жизни.

Начать работу над данным исследованием автора побудило б.здение, что в плане включенности в познавательный процесс -.ецифически человеческих факторов и параметров мокво проследить ; леко идущую аналогию между обыденныхл эстетическим сознанием, явственным восприятием и более сложными видам! познания.

Уде в эпоху научно-технической революции выявились и неЕедоще ■ нее проблеглы, связанные с социально-гуманистическими проблемами; учного прогресса, с непосредственным влиянием последнего на •дьбы людей. И многие результаты науки и техники уже не могут ."ениваттся однозначно полохдателыго лишь в силу их научного !оисхокдения. Они оказываются включенными з контекст слохнейгаих еще очень далеких от гармонии социальных, процессов, которые ротокают в современном мире.

В этом нонтексте традиционное понимание науки как источника озуслоЕНо полезного человеку знания, как гаранта рациональности просвещения нуждается в уточнении и переосмыслении. Поэтому опросы о целях научного поиска, об этической ответственности ченых, о путях гуманизации науки оказались ныне в центре филс-офских дискуссий.

- 12 -

С другой стороны, в настоящее время уже ясно, что попытки до предела "онаучить" жизнь потерпели неудачу, деятельная природа человека, проявляющаяся в изменяющихся на протяжении истории формах человеческой практики, общения, духогной жизни, реализуете в развитии культуры, в том числе научного познания и искусства, которые предстают, следовательно, как разные,но взаимосвязанные содержательно творческие аспекты человеческой деятельности. С этой точки зрения они являются такие и формами развития этой деятельности, а следовательно, и разЕитяя человека как деятельного существа. Человек как мыслящее и чувствующее существо еще раз доказал, насколько он сложнее тех сциентистки ограниченных представлений о нем, которые когда-либо создавались в прошлом, существуют в настояцем и, наверное, будут создаваться в будущем.

Искусство е присущих ему формах стремиться выразить это неповторимое своеобразие человека: оно должно культивировать глубоко творческое начало во всем - и в постижении истины, и в преобразовании мира.Открывая внутренний мир личности, искусство приобщает нас к наиболее развитым формам ее жизнедеятельности, к некоему личностному и социальному идеалу. В этом смысле искусство -самая человечная форма общения и приобщения к вершинам человеческого духа.

Во втором разделе - "Место массовой культуры в духовной жизни современного обществя" - осуществляется переход от общей характеристики обыденного эстетического сознания и взаимодействие его с научным познанием к массовой культуре.

На основе анализа используемой литературы, касающейся проблемы массовой культуры, автор работы делает вывод, что теории "массового сознания" возникли в 30-е годы и получили

свое наибольшее распространение и развитие после второй мировой войны.

Новые теории "массового сознания", а такке "массового общества", в известной мере продолжающие традиции Ф,Ницше, Г.Лебона, О.Шпенглера, остаются в центре внимания социологов. Вместе с тем они ищут и применяют новую, более гибкую тактику воздействия ка обыденное сознание масс.

При рассмотрении процесса формирования мировоззрения личности в современном обществе, диссертант подчеркивает, что обыденное сознание, обработанное специальным образом, как показывает практика современного общества, нередко становится удобным объектом манипулирования. О манипулировании говорят как о новом социальном явлении нынешней эпохи, которая будто-бы независимо от социального строя с неизбежностью унифицирует и нивелирует духовную жизнь лвдей, превращает их в легко возбуждающиеся массы, подверкенные любому влиянию.

В диссертации анализируются сущность, природа и роль массовой культуры в духоыгоЛ низ ни современного общества.

Современным обществом созданы объективные предпосылки для возникновения массовой культуры. Ь их основе лежат экономическая экспроприация непосредственных производителей и превращение их з личностей, лишенных связей с традициоиюй народной культурой: относительное увеличение свободного времени, некоторое повышение образовательного уровня трудящихся масс.

Автор подчеркивает, что обыденное сознание, будучи в определенной мере ограниченным, некритичным, консервативным, содержащее в себе противоречивые воззрения на мир, может оказаться благодатной почвой для воздействия со стороны массовой

культуры, которая, применяя достижения современной науки и техники располагает в настоящее время широким и разнообразным арсеналом средств и методов и использует их в полную силу для антигуманных целей.

Воспитывая стандартизированного потребителя и навязывая ему свою продукцию, современная "индустрия развлечения" получает огромные прибыли, присваивая тем самым не только рабочее, но и свободное время трудящихся. В связи с этим становится понятной и социально-экономическая задача массовой культуры: опромыш-ливание и эксплуатация духовного производства, переброс капитадо вложений в сферу досуга и потребления с целью создания новых сфер приложения капитала и новых рынков сбыта.

Предприятия массовой культуры, выполняя стратегические цели капитала б сфере свободного времени путем коммерциализации культуры, искусства, спорта, отдыха, создают всего лишь мираж, видимость удовлетворения потребностей трудящихся. В действительности они являются институционализированной формой "недопотребления" личности, искусственно тормозят развитее и удовлетворение подлинно необходимых потребностей в образовании, здравоохранении в пользовании социальными благами, в возможности социально-активного проявления, в творческш труде. В этом смысле массовая культура есть способ снижения издержек на капитал путем моно-полъно-регулируемого воспроизводства рабочей силы и уменьшения ее стоимости.

Свободное время становится не только необходимым условием удовлетворения потребности трудящихся в отдыхе, образовании и развлечении, но оказывается в потенции полем образования и нежелательных дая капиталиста тенденций, противоречащих его

штеросам и развивающих самосознание и политическую организованно! ь людей труда. Поэтому массовая культура есть попытка со стороны предпринимателей-монополистов превратить резерв свободного времени из сферы свободной деятельности в традиционное общение ю поводу вещи.

По утверждению диссертанта, массовая культура - это плановая 'культура" идеологии правящей элиты современного общества, являющегося сродстЕом манипуляции сознанием народных масс, исключающим ¡го естественные психологические и ценностные установки и не ;вязанная с общечеловеческими понятиями гуманизма, нравственности, улътурн. Ее основные задачи: формирование в массовом и обыденном юзнании представление об исключительности западного образа жизни, ивелирование духовной жизни людей, торможение интеллектуального >азвитня личности.

Диссертант на конкретных примерах, в частности на работе юссш'ского телевидения, показывает, каким образом средствами гассорой информации внуиается сегодня так называемая "новая" иссовая культура.

При рассмотрении основной проблемы диссертации, а именко-)орш1рования личности в современных условиях, автор неоднократно :одчеркивэет, что демократизм культуры нельзя отождествлять с I ассовостью распространения ее продуктов. Массовость выступает :редпосылкой демократической культуры лишь при условии, что |бъектом массового распространения становится подлинные культур-не ценности, потребление которых служит целям духовного развития щдей. Демократизм культуры и выражается в том, что она делает 1ти ценности творческим достоянием масс, способствует привлечению IX к созданию, обеспечивает обмен культурными ценностями, создан-

ними в процессе творческой деятельности всех социальных групп, всех наций и народностей, составляющих каше общество. Этот культурный обмен и укрепляет социальное и интернациональное единства общества и умножает его духовное богатство, создавая тем самым все более благоприятные условия для реализации гуманистических идеалов.

Уровень и состояние духовной культуры в современных условиях должны обрести параметры, определяющие отличительные особенности ее проявления во всех сферах политической, мировоззренческой, эстетической науки, образования, просвещения, культуры труда.

В третьем разделе - "Идейно-политическое воздействие на художественную культуру" - приводится ряд конкретных рекомендаций по поводу того, каким образом должно развиваться современное искусство, учитывая особенности обыденного эстетического сознания, а также идейно-политического воздействия на художественную культуру в настоящий момент, через музыкальную культуру.

Роль искусства многосложна, и ее нельзя сводить к одному лишь отображению действительности или рассматривать чисто потребительски, хотя произведения искусства действительно способны помочь человеку с пользой и удовольствием провести досуг. На самом деле искусство, являясь духовным достоянием народа, выполняет многообразные функции, в том числе, и формирование мировоззрения человека.

Как же должно развиваться дальше современное искусство, чтобы соответствовать величию выполнять главное свое предназначение - нести примат прекрасного своему народу.

Вопрос о том, как искусство может и должно служить людям, -- вопрос не новый, Он неоднократно ставился предшествующими поколениями художников. И разрешался тогда, когда они обретали под-

инную свободу творчества, потому что подлинная свобода, свобода ворчества не сводится к свободе формального экспериментирования, ак иногда представляют ее себе некоторые служители искусства. одяинная свобода творчества - это свобода художника служить свое:! одияе, быть ее гражданином, служить своему народу.

В данном разделе автор счел необходимым показать на примере узнкального искусства значение мировозренческого воздействия ичности на культуру.

Анализируя состояние музыкальной культуры в современном Зществе, диссертант показывает, какую роль в формировании миро-эззрения личности, в воспитании в ней глубоких и благородных увств играет музыка с ее способностью вызывать живой, непосредст-знный эмоциональный отклик, воздействовать на формирование ду-эвного мира людей, возвышать их этически и пробуждать к активно-{ творческому действию.

Автор подчеркивает, что сегодня общество вступило в период зобой, принципиально новой роли музыкального искусства в форми-звании духовного и нравственного облика многомиллионных слуша-:г.ьских масс. Как только радио, телевидение, звукозапись обрели :обальное распространение, люди попали в своего рода океан му-•:ки. Его звуковые валы непрерывно обрушиваются на аудиторию, звдый день по нескольку часов звучит музыка, безотносительно тому, воспринимают ли ее люди сердцем и душой, или она оказы-зется неким развлекающим, а нередко и остро раздражающим звуко-ш фоном. Но при этом, помимо желания слушателя, она сильнейшим 5разом фондирует его эстетические вкусы и пристрастия, а значит духовный, нравственный и эмоциональный мир человека.

И чем активнее музыка вторгается в жизнь общества, проникая сущность человеческих отношений, тем сложнее становится ее

язык, формы. Здесь диссертант утверждает, что в современных условиях постикение музыкальных образов требует от слушателя и чувства современности, и воспитанного вкуса, и в определенной степени образованности в области распознавания художественных форм и жанров. Иначе произведение не окажет на него необходимого воздействия. Талант художника, его профессионализм и связь с народной /традиционной/ культурой определяют качество искусства, подготовленность слушателя - эффективное использование искусства в целях развития культуры человека.

При анализе "противоборства" содержания и формы музыкального произведения автор склоняется к тому, что ведущим является содержание. Оно более подвижно, революционно, менее связано ограничениями »инерцией мышления.'Признаком не высокохудожественной форш всегда являлась ее способность быть "незаметной". В лучших стихах Пушкина, Есенина, Блока, мы, как правило, не думаем о том, как поэты добились такого воздействия на читателя - мы просто впитываем в себя музыку их стихов, и это лучшее потверк-дение виртуозности их формы.

В работе отмечается, что музыкальный язык развивался и развивается по внутренним законам в связи с развитием народного музыкального искусства в его борьбе с антикородшшк тещ.енцшли, привносимыми в искусство представителями массовой культуры.

Диссертант подчеркивает, что музыкальный язык является продуктом длительного исторического развития, на протяжении которого музыкальный язык не ликвидируется и не заменяется новым, а оформляется, обогащается, шлифуется, развивается. Вековая шлифовка народом своих песен направлена на совершенствование мелодического языка, с помощью которого создаются эти песни и неотрывно от которого существуют образы этих песен, отражающие

щесткенте, коренные черты духовного строя народа и его жизни.

Эта ке закономерность развития характеризует и музыкальный шк профессионального творчества. Представители не массовой гльтуры, подчиняя' музыкальное искусство своей выгоде, приходят разрушению специфического музыкального языка: к отказу от мело-ш и замене ее хаотической "звуковой линией", к отказу от нццио-шьной характерности музыкального произведения, к подмене гармо-1И режущими слух невропатическими звукосочетаниями, к однотонное-I музыки вместо ее • полифонического богатства, к ликвидации )мпозиционкой структуры или к подмене ее рассудочным комбиняро-1нием звуковых сочетаний, к замене инструментовки Шиловым эф-¡ктами.

В работе автор показывает зарождение, и развитие рок-музыки, ¡к молодежной культуры, и ее постепенное подчинение массовой гльтуре.

Каково место музыкального воспитания личности? Какие научные 5инщигы могут стать основой для формирования мировоззрения лич->сти, для создания современной программы музыкального воспитания? ;е эти проблемы рассматриваются диссертантом в третьем разделе ¡боты.

Музыка - такая же часть исторической памяти народа, как п'ерятура, живопись, архитектура, театр, способствующая духов-эму развитию человека, морально-эстетическому формированию лич-

)сти,

В заключении диссертации подведены итоги проведенного ^следования, выделены нозке аспекты проблемы, сформулированы зновные выводы о формировании мировоззрения личности в современных зловиях, в том числе и под воздействием массовой культуры.

- '¿С ~ X X X

Содержание диссертационного исследования отражено в публикациях:

1. Актуальные проблемы музыкальной культуры и нравственность Сб.: Мораль и политика. - М,, - 0,5 п.л.

2. У бездуховности корни мощные// Встреча. - 1991. - $ 9.

- 0,5 п.л.

3. Широким фронтом - на инстинкты?// Литературная Россия.

- 1991. - А; 48. - 0,3 п.л.

4. Личность: проблемы становления // Класть. - 1993. - £ 5.

- 0,5 п.л.