автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Формирование национальных идентичностей в контексте глобализации: дифференциация идентификационных матриц

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Омер, Сабир Омер
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Новочеркасск
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
Диссертация по социологии на тему 'Формирование национальных идентичностей в контексте глобализации: дифференциация идентификационных матриц'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование национальных идентичностей в контексте глобализации: дифференциация идентификационных матриц"

На правах рукописи

Омер Сабир Омер

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ МАТРИЦ

22 00 04 - «Социальная структура, социальные институты и процессы»

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

ии^488971

Новочеркасск - 2009

003488971

Работа выполнена в ГОУ ВПО Южно-Российском государственном техническом университете (Новочеркасском политехническом институте)

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Дегтярев Александр Константинович

Официальные оппоненты

доктор социологических наук, профессор Бондаренко Ольга Васильевна доктор социологических наук, профессор Хугаров Айтеч Аюбович

Ведущая организация Педагогический институт Южного федерального университета

Защита состоится декабря в /¿О часов на заседании диссертационного

совета 212 304 10 по социологическим наукам при Южно-Российском государственном техническом университете (Новочеркасском политехническом институте) по адресу 346428, г Новочеркасск, Ростовской области, ул Просвещения, 132, ауд 107 главного корпуса

С диссертацией можно ознакомиться в научно-технической библиотеке ЮжноРоссийского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института) по адресу 346428, г Новочеркасск, Ростовской области, ул Просвещения,132

Автореферат разослан «А^» 'X 2009 г

диссертационного совета

Ученый секретарь

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования состоит в том, что наступивший XXI век можно назвать веком взрыва идентичностей Национальная идентичность как самоопределение, самопричисление индивидов и групп в координатах национальной общности, вопреки логике глобализации с моделями гражданства мира и транснациональной идентичности, воспроизводится и производится в глобализируемом мире, что проецируется на сферу международных, внутри общественных, межличностных отношений, затрагивая, таким образом, социальные мега-, мезо-, микроуровни Национальная Идентичность является не только последствием архаизации, локализации, но и способом, инструментом интеграции народов в современный мир Эти обстоятельства делают необходимым анализ и оценку национальной идентичности в социологическом дискурсе, сравнение и выявление объяснительного, аналитического и прогностического потенциалов, сформировавшихся теоретико-методологических подходов к национальной идентичности в контексте глобализационных процессов

Формирование национальной идентичности в условиях глобализации характеризуется, с одной стороны, обособлением, дистанцированием от других национально-этнических групп, поисками коллективного национального «Я», с другой - включением ресурса идентичности в качестве «приза» в соревновании за позиции в глобализируемом мире Современная национальная идентичность испытывает влияние «транснационализации», что делает затруднительным сохранение ее целостности, но остается по существу формой самоопределения, которая вбивает часто парадоксальные, но связанные с многообразием возможностей в определении национальной стратегии символы Таким образом, национальная идентичность в контексте глобализации является процессом дифференциации, фрагментаризации, комплиментарности системных и субъектных факторов Сложность процесса национальной идентификации состоит в многомерности критериев идентичности, актуализации политического, социального, культурно-символического капиталов

Итак, исследование национальной идентичности в современном глобализируемом мире содержит отчетливо выраженные теоретико-методологический и социально-когнитивный интересы и может быть сформулирована, как имеющая самостоятельный социологический дискурс

Степень разработанности темы Национальная идентичность, как объект социологического анализа, характеризуется структурно-функциональным подходом (Т Парсонс, Р Мертон), который состоит в интерпретации процесса интеграции социальных общностей в национальное государство Условиями формирования идентичности выступают социальная модернизация, формирование демократических институтов и выработка форм гражданского населения в политической жизни Т Тэджфелл, А Щютц, Дж Мид анализируют когнитивные и социально-ориентационные модели идентичности, исходя, из существования идентификационной матрицы как образца социальной деятельности

В постклассической социологии (Э Гидденс, 3 Бауман, Э Смит, У Бек) обосновывается конструктивистский характер национальной идентичности, которая является в контексте глобализации результатом интернализации «внешних структур» для реализации целей национального ренессанса, конкуренции с «другими» и выработки консолидирующих ценностей

Российские исследователи Н Покровский, В Дцов, Т Данилова определяют национальную идентичность в контексте глобализации, как способ организации общества в условиях перехода от традиционного общества к обществу позднего модерна В работах А Здравомыслова, В Тишкова, А Арутюнова глобализация представляется фактором, выполняющим противоречивую роль в формировании национальной идентичности Стимулируя воспроизводство и переопределение национальной идентичности, глобализация вызывает к жизни архаичные формы идентичности, которые в условиях социально дезинтегрированного общества усиливают этнополитическую дистанцию Глобализация продуцирует так называемые демонстрационные формы идентичности, которые в условиях российского общества становятся фактором марганизации социального поведения

Глобализация, несмотря на устойчивые теоретические схемы, содержит значительные «лакуны» в интерпретации и объяснении идентификационных процессов, что находит отражение в противоречивой оценке последствий глобализации как в теории позднего модерна, так и в концепции альтерглобализа-ции Можно предположить, что теоретико-методологический конструкт национальной идентичности, основанный на макросоциологическом понимании, заданное™ системы экономических и социальных отношений, не получил адекватного замещения в идее транзитивной идентичности, которая, скорее, исходит из процедуры «отрицания» и в меньшей степени из поиска конструктивных определений идентичности в эпоху глобализации Анализ процессов национальной идентификации показывает, что эффекты глобализации рельефизиру-ют коллективные национальные образы и обретение связи с обществом происходит на основе принятия модели самоопределения в национальном пространстве в контексте нахождения других национальных групп по критерию соревновательности Многомерность дифференциации национальной идентичности выражается в переориентации с устойчивой фиксации идентификационных матриц на перспективу перемены идентификационных стратегий в условиях динамически изменяющегося мира

Объектом исследования является национальная идентичность как процесс самоопределения этнических общностей в глобализированном мире на основе поиска и конструирования условий консолидации и интеграции на национально-государственном и глобальном уровне

Предмет исследования - дифференциация процесса формирования национальной идентичности как самоопределения национальных общностей, ориентированного на решение проблем национальной интеграции и повышения значимости национальных притязаний в глобальном масштабе

Цель диссертационного исследования состоит в анализе национальной идентичности как процесса, протекающего в условиях глобализации и ориентированного на многомерность социальной дифференциации, как процесса фраг-ментаризации идентификационных матриц

Исходя из указанной цели, в исследовании определяются следующие задачи

- проанализировать социологический дискурс национальной идентичности,

- охарактеризовать специфику формирования национальной идентичности в обществе Курдистана на основе социальной и политической дифференциации, соревнования диаспорной и родово-клановой идентификационных матриц,

- проанализировать трансформацию национальной идентификации, как процесс конструирования идентификационных моделей с целью усиления позиций в глобализируемом мире,

- рассмотреть подходы к национальной идентичности с позиции концепции позднего модерна,

- показать особенности постмодерниского видения национальной идентичности,

- выявить теоретические и социальные основы движения контридентичности как альтернативы системным национально-идентификационным матрицам

Теоретико-методологическую основу исследования составляют идеи и выводы структурно-функциональной теории и конструктивистской теории (Т Парсонс, 3 Бауман, Э Гидценс), в рамках которых дается анализ условий и тенденций воспроизводства, изменения и влияния глобализации на формирование национальной идентичности В осуществлении поставленных задач используются выводы российских ученых Т Даниловой, В Ядова, Н Покровского о нестабильном характере идентификационных матриц, связанном с дифференциацией идентификационных моделей в обществе позднего модерна

Эмпирической базой исследования выступают, во-первых, сформулированные отечественными и зарубежными авторами обобщения и оценки относительно формирования национальной идентичности в контексте глобализации, во-вторых, социально-статистические материалы международных организаций (ООН, ЛАГ, Исламская конференция, ИОМ) об интенсивности миграционных

потоков и диаспорном расселении курдского народа вне пределов этнического пространства

Научная новизна исследования определяется в совокупности полученных результатов и заключается в следующем

- рассмотрены концепции национальной идентичности в зарубежной социологии, показано, что национальная идентичность анализируется как реакция на процессы глобализации, являясь инструментом сохранения национального государства и национальной культуры в условиях глобальной унификации, и как инструмент социальной ориентации и консолидации этнических групп мобилизации и отстаивания интересов, что вносит новизну по сравнению с классическими моделями национальной идентичности, основанными на феномене национального самосознания и формирования национального государства.

- дан анализ становления и формирования национальной идентичности в обществе Курдистана, которое характеризуется определенным изоляционизмом в условиях рисков ассимиляции и дискриминации со стороны этнократических элит и движением к модернизации, выработке общенациональных идеалов, ориентированных на идею воссоединения, как следствие разделенное™ и диаспор-ности курдского народа, что смещает исследовательские акценты в сторону осмысления специфики формирования национальной идентичности в контексте «рассеянности»,

- охарактеризованы основные направления трансформации национальной идентичности в эпоху глобализации, которые состоят в конфликтности возрождения архаичных (клановых, племенных, конфессиональных) образцов идентичности и принятия демонстративных идентификационных моделей, что является определенной новацией по сравнению со структурно-функциональной и социально-психологической моделями идентичности,

- проанализированы теоретические и социально-практические экспликации концепции позднего модерна, согласно которой национальная идентичность является условием минимизации социальной неопределенности и нейтрализации последствий возрастания этнической неоднородности современ-

ных обществ, что является «шагом» в понимании многомерности формирования национальной идентичности по сравнению с описанным в классической социологии «набором» структурных и институциональных индикаторов,

- выявлены особенности постмодернистского видения национальной идентичности, включающей отрицание схемы «свой - чужой», как базисной, для определения идентичности и перевода идентичности в состояние постоянного изменения, что дает возможность исследования «плавающих» нестабильных идентичностей,

- охарактеризованы идейно-теоретические и социальные основы движений контридентичности, которые базируются на принципах неитегрированно-сти в государство и выбора наступательных стратегий в отстаивании и реализации интересов локальных и национальных сообществ в условиях глобализации, что ориентирует на принятие альтернативной, по сравнению с глобалистской теорией отмирания национальной идентичности

Научная новизна работы раскрывается в следующих положениях, выносимых на защиту

1. Национальная идентичность в системе социологического знания выявляет субъектно-деятельностный аспект общественной жизни, что подчеркивается, в существующих подходах к проблеме формирования и развития идентичности Несмотря на различия в анализе условий формирования и направленности национальной идентичности, базисным положением является понимание национальной идентичности, как акта самоопределения, самопричисления к определенной группе или сообществу и, соответственно, интеграции в современном мире

2. Национальная идентичность в курдском обществе формировалась в условиях отсутствия национального государства и политики ассимиляции со стороны правящих этнократических элит, что способствовало приданию курдской национальной идентичности значения инструмента сохранения курдской культуры и истории, так как курдский вопрос был табуирован на исторической территории курдского народа В условиях влияния евроцентризма, выработа-

лись положения, претендующих на объединение курдского народа посредством создания позитивного образа «прошлого» и национальной объединительной мифологии

3. Основные тенденции трансформации национальной идентичности в условиях глобализации состоят в нарастании оборонительной национальной идентичности, как механизма противодействия унифицирующим последствиям глобализации, и идентификационной мозаичности, связанной с культурной диффузией и перемещением идентификационных матриц в пространство глобальной конкуренции и культурной диффузии

4. Концепция позднего модерна содержит представление о национальной идентичности, как способе социальной консолидации и реализации национальных интересов, признавая возрастающую неопределенность идентификационного выбора, ограниченность удовлетворения базисных социальных потребностей в рамках классических идентификационных матриц

5. Особенность постмодернистского видения национальной идентичности связана с отказом от схемы «свой-чужой» и переводом идентификации в символическое пространство, в котором важен индивидуальный выбор и возможности перемены идентификационных образцов в культурно-историческом и политическом контекстах

6. Движения контридентичности опираются на теорию социальной периферии, согласно которой только коллективная деятельность вне интеграции с государственными институтами, отказ от задач их совершенствования способствуют выработке альтернативных матриц идентичности, удовлетворяющих интересам групп, ориентированных на понимание многообразия иден-тичностей и их равенства в обществе мультикультурализма

Научно-теоретическая значимость исследования. Диссертационное исследование определяется анализом методологического аспекта осмысления национальной идентичности, выявлением ее места в процессах глобализации Данное исследование направлено на углубление теоретического знания иден-

тификационных процессов и имеет прикладное значение в оценке современных этнополитических и региональных конфликтов

Практическая значимость Основные положения проведенного исследования заключаются в том, что выводы и положения, полученные автором диссертации, могут быть использованы в чтении курсов и спецкурсах общей социологии, социологии политики, спецкурсов по проблемам глобализации и социальной идентичности

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на кафедре «Социология и психология» ЮжноРоссийского государственного технического университета (НИИ) Были отражены в 5 публикациях общим объемом 2,18 п л Из них в изданиях перечня ВАК Ми-нобрнауки России 2 работы объемом 0,9 п л

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по три параграфа, заключения и списка литературы

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, освещается степень ее научной разработанности в отечественной и зарубежной литературе, определяются теоретико-методологическая основа, а также цель, задачи, объект, предмет, формулируются научная новизна и положения выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость полученных результатов

В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования национальной идентичности в условиях глобализации» анализируется теоретический дискурс, который сложился в социологическом значении по вопросу национальной идентичности Особое внимание обращено на разницу философ-ско-антропологического и социально-исторического подходов к понятию национальной идентичности

В первом параграфе «Социологический дискурс национальной идентичности» показано, что концепт национальной идентичности полагается на плотный слой общих допущений, которые принуждают извлечь некоторые изначальные признаки этого понятия Национальная идентичность по своей сути многомерна, она никогда не сможет быть сведенной к одному элементу Образование и формирование национальной идентичности по своей природе является субъективным процессом и подвержено изменениям во времени

Национальная проблематика вновь актуализирована в современном научном и общественном дискурсах Во многом, это связывается с глобальными инте-гративными процессами При этом автором рассматриваются самые противоречивые взгляды по данной проблематике - от полного исчезновения наций под влиянием глобальной культуры и экономики до приобретения ими новых качеств и их выхода на новые уровни нация в понимание национального государства

В работе дается обоснование определения нации, основной категории теории национальных отношений и процесса Поэтому автор представляет характеристику основных взглядов по данной проблематике, дополнив их теми концепциями, которые возникли параллельно

Примордиалистская подход связан с тем, что нацию можно идентифицировать на основе определенных объективных признаков, не зависимых от субъективных воззрений ее представителей Суть в том, что в основном нация складывается из сознательного соотнесения с ней реальных индивидов, в результате чею проявляется отношение к национальному, инонациональному в целом, самосознание, чувства и переживания О национальной принадлежности, как правило, судят по следующим параметрам Во-первых, по национально-государственным, культурным атрибутам, по той объективной символике, которая обозначает некоторую целостность (культурную, территориальную, хозяйственную) Во-вторых, по сознательной идентификации индивидов, по их субъективному отношению, их ценностной ориентации Каждый индивид национален, во-первых, объективно, во-вторых, субъективно, когда он признает себя частью той или иной общности, культуры

Исследователи, как правило, выделяют два типа национальной идентичности, причем дают им различные названия гражданский и этнический, политический и культурный, революционный и трайбалистский, либеральный и интеграционный, рационально-ассоциативный и органически-мистический, гражданско-территориальный и этнико-генеалогический, просто патриотизм и национализм В каждой паре первый ее тип рассматривается как «хороший», а второй - как «плохой»

В исследовании отмечается центральной фактор принадлежности к этнической группе - это собственное желание индивида принадлежать к ней, т е идентифицировать себя как члена группы Дефиниция со стороны основывается, как правило, на внешних приметах, таких как знание языка или внешний вид Происхождение - это второе условие принадлежности к группе Группа должна иметь некую социальную организацию, которая регулирует как взаимную деятельность собственных членов, так и отношения между этой группой и лицами, не входящими в нее

Таким образом, национальное самосознание включает в себя идеалы, взгляды, представления, связанные с важнейшими сторонами жизни, и коммуникаций общностей как социально-этнических организмов Поэтому оно выступает как сторона и форма духовно-психологического, нравственного, эстетико-культурного облика национальной общности

В целом системная разработка понятия национальной идентичности, во-первых, способна расширить социальные представления о процессе возникновения и становления наций Логика рассуждений в данном направлении достаточно плодотворна Во-вторых, если справедливо, что историю каждой страны делают люди, которые в своих действиях руководствуются среди прочего и представлениями о самих себе, о том, к чему они призваны, чему служат, то можно утверждать, что человек постоянно, в течение всей своей жизни, стремится к соответствию между собственным идеальным образом и действием национальной идентичности, задавая вектор развития личности и нации

Во втором параграфе «Национальная идентичность как матрица самоопределения курдского общества» отмечается, что концепция курдского национализма, рассматриваемая в современном национальном, историческом и политическом дискурсе является эссенциалистической Это характеризует разнообразие дискурсов и методов, которые определяют курдов как единую нацию, населяющую четыре суверенных государства Иран, Ирак, Сирию и Турцию

На основе данной концепции определяется общее национальное «происхождение», которое составляет основу политического устройства, включая образование государства Это трансцедентальное национальное происхождение отменяет существующие политические границы и структурное разнообразие курдских сообществ в регионе, характеризует историческое прошлое и эссен-циалистичесую концептуальную структуру национального дискурса

«Примордиалистская» концепция происхождения доминирует не только в национальных политических кругах, но также поддерживается и подпитывается официальной тенденцией в национальном гуманитарном образовании, которая с легкостью идентифицирует национальную идентичность с характером человека, как качество, свойственное личности и определяющее его или ее социальное и политическое существование

В этом смысле этнические категории являются общим составляющим элементом курдского национального происхождения и идентичности Эта однородная идентичность курдов для национального подхода является ядром национального политического устройства, средством выражения национальных претензий

В этой связи, следует отметить, что обе концепции курдского национализма, как примордиалистская, так и конструктивистская, являются историцистскими Историзм, таким образом, в значительной степени определил форму национального познания, со времени его зарождения около века назад

Таким образом, формирование курдской идентичности определяется историческим и социокультурным контекстами, что приводит к мысли о том,

что национальная идентичность как матрица самоопределения курдского народа имеет специфику, во-первых, влияния на становление идентичности эффекта национального угнетения, свойственного для народов, находящихся под давлением титульной нации Во-вторых, курдская идентичность включает идеи национальной суверенности и диаспорности, осознание рассеянности, что порождает противоречивое отношение к этатистской составляющей, связанной с перспективами формирования курдского независимого государства

Следовательно, раскрытие национальной идентичности в эпоху глобализации способствует раскрытию причин тех или иных социальных процессов и явлений во всем их конкретном многообразии и дает ориентиры в научном поиске ее решения

В третьем параграфе «Глобализация и основные направления трансформации национальной идентичности» подчеркивается, что глобализация и национальная идентичность - два отдельных, но важных понятия в современной социологии, однако, ни одно из них не является хорошо обоснованным Глобализацию можно рассматривать с разных точек зрения с экономической, социальной, психологической, политической, даже философской Существует почти столько же определений глобализации и национальной идентичности, сколько и авторов, занимающихся этими вопросами

Несомненно, что глобализация является основной отличительной чертой нашей современной жизни Еще менее подвергается сомнению вопрос, как долго данное явление существует, однако в данный момент мы признаем, что глобализация имеет эндемический характер Неотъемлемой частью глобализации являются конфликт и давление давление на то, что когда-то было традицией, давление на регионы, на отдельных людей и давление на целые нации-государства

Диссертант исходит из того, что для одних глобализация представляет опасность этим идентичностям, для других глобализация усиливает эти идентичности, а для третьих глобализация оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на идентичность в ее отношении к социальным реалиям

Поэтому трансформация национальной идентичности в эпоху глобализации рассматривается через разнообразные концепции, модели и подходы в современной науке - Я Келлер, ТЭденсор, ДХелд, ЭМакГрю, ШЯмашита, И Идее, У Бек

Следовательно, существует три направления мысли - три школы, по вопросу возраста концепции глобализации Автор считает, что, в общем, ученые склоняются к мнению, что глобализация - новое явление Глобализация не ведет к единообразию и не делает мир более однородным Напротив, глобализация приобрела разнообразный характер, который нельзя было предсказать

Итак, глобализация вносит в формирование идентичности конфликтность, что выражается в ослаблении привязанности к национальному государству и исчезновению подчас «территориальности» идентичности Очевидна многомерность идентификационных позиций и курдская идентичность в этом смысле не является исключением Испытывая влияние традиционных для общества механизмов национальной идентификации, актуализируются каналы дифференциального переноса, инвазии глобальных образцов культурно-символических и политических, которые ориентированы на определенный стандарт транснациональности

Во-первых, национальная идентичность связана с определенной идентификационной матрицей, включающей социальные и социокультурные основания Социологический анализ национальной идентичности, во-вторых, основывается на принятии когнитивных, социальноориентационных и социальнопси-хологических интенций идентичности В-третьих, дискуссии складывающейся идентичности курдского общества показывают многомерность идентификационного процесса, связанного с актуализацией как культурно-исторического контекста, так и реальной социально-стратификационной модели курдского общества В-четвертых, влияние глобализации на состояние идентичности курдского общества выявляется как в процессе унификации социально поведенческих установок, что очевидно в деятельности курдской диаспоры, так и в процессе осознания курдской идентичности в контексте транснационализма,

социального пространства в котором территориальные границы менее значимы, чем культурные различия

Во второй главе - «Национальная идентичность в концептах глобализации» дается попытка анализа процесса формирования национальной идентичности как проблемы социологического знания, связанной с раскрытием неоднозначного влияния глобализации на национальное самоопределение

В первом параграфе второй главы «Национальная идентичность и транснациональное социальное пространство» показано, что транснационализм и транснациональная область затрагивают многообразие взаимозависимостей между отдельными людьми, несмотря на географические, социальные и культурные границы более чем в одном государстве, в отдельно взятой области общественных отношений Автор обозначил ключевые моменты развития идей и формулировки, чтобы обозначить существующие тенденции описываются транснациональную деятельность как деятельность, периодически повторяющуюся во всех странах и требующую постоянного и значительного фиксирования во времени ее участниками

В диссертационном исследовании подчеркивается, что транснационализм выходит за рамки традиционных границ национальных государств Базисом консенсуса теоретиков транснационализма является, вероятно, понятие транснационализма как процесса или ряда процессов Процессы глобализации опираются на современные научно-технические, экономические, политические, культурно-ценностные основания Модифицированные национально-региональные и индивидуальные ценности вынуждены отступать или приспосабливаться к глобальным институтам Сторонники и адепты транснациональных, моидиелистических ценностей стоят на позиции дихотомичности национальным ценностям

Но очерченная тенденция не единственная Термин «глобализация» как бы камуфлирует то важное обстоятельство, что состояние сознания людей, вовлеченных в процессы глобализации, таково, что, согласно достоверным опросам, лишь малая часть населения, интегрирующихся государств приемлет «космополитические ценности»

Э Гидценс ставит и интерпретирует фундаментальные вопросы нации, национализма и национального государства С его точки зрения национальная идентичность и чувства принадлежности к нации не могут быть конструктивной силой, ибо национализм и националистические устремления, обычно воинственные, становятся причиной разрушительных конфликтов

Действительно, национальное выступает как важнейшая социальная константа в мире социальных переменных Одновременно рост национального самосознания можно представить и как естественную реакцию на стандартизацию социальной жизни Культурная многоукладность и национальная самобытность находятся сегодня под угрозой, человечеству стремятся навязать какую-то одну модель как единственно верную, нивелировать все его многообразие под один трафарет Отсюда естественная реакция народов - защитить себя, свою уникальность Нарастающие антиглобалистские тенденции связаны с тем, что люди хотят быть не представителями некоего общего безликого мира, а носителями конкретного этнокультурного, национального сообщества

Диалектика противоречий между процессами, происходящими на макроуровне и развивающимися на микроуровне процессами, порождает необходимость регулирования и разрешения этих противоречий на некоем пограничном, промежуточном уровне Этот промежуточный уровень позволяет адаптировать общие глобальные тенденции к местным специфическим условиям, что дает возможность в нарастающем процессе унификации и стандартизации сохранить разнообразие социального мира, защитить уникальность каждой культуры В отличие от макроуровня промежуточная ступень дает возможность операционального выхода на конкретную национальную самобытность, что повышает гарантии ее защиты и сохранения С другой стороны, на место государства единообразного большинства приходят мультикультурные государства, то есть государства различных меньшинств социальных, культурных, этнических, конфессиональных и других, оберегая исторические традиции и сохраняя этнокультурный плюрализм

Таким образом, роль среднего, промежуточного уровня диктуется необходимостью снятия противоречий между глобальными и локальными тенденциями, между социальной интеграцией и дифференциацией мирового сообщества, между унифицированной регламентацией всех сфер общественной жизни и местными историческими традициями

Если глобализация — это движение сверху вниз, от макро- к микроуровню, то регионализация - это движение снизу вверх — от микро- к макроуровню Во-вторых, отдельное этническое сообщество (мезоуровень), и человечество в целом (макроуровень) представляют собой, если не незыблемые, то, по крайней мере, готовые, завершенные формы социальной организации В-третьих, идентификационные модели в силу своей функции изменчивы и динамичны Логика постоянных перемещений через этот пограничный слой делает его гибким и подвижным

Во втором параграфе «Социологический постмодерн: проектирование национальной идентичности» обосновывается необходимость социологического анализа многочисленных изменений в процессах глобализации и транснационализма Многие теоретики постмодерна и глобализации предполагают, что действительно существует «новый всемирный порядок», включающий фунда-мен гальные изменения даже в нашем восприятии времени и пространства

В этом новом мировом порядке государство-нация имеет узкое понимание Автор отмечает в диссертации, что исследователи хотят не только выйти за рамки «национального положения вещей», которые толкуюг изгнание с мест проживания как ненормальное явление, однако считают, что нация-государство изжило себя, и предлагают начало нового транснационального сознания, «постнационального воображения»

Основной чертой, приписываемой постмодернизму, является перманентный и непреодолимый плюрализм культур, коллективных традиций, идеологии, ппи компетентность и признание этого плюрализма Никакое знание нельзя оценить вне контекста культуры, традиций, языка, что делает его возможным и наделяет значением Следовательно, нет никаких критериев подтверждения

правильности, которые сами по себе могли быть обоснованы контекстом Без объективных социологических ориентиров проблема мира постмодерна заключается не в том, как глобализовать превосходящую культуру, а в том, как способствовать взаимопониманию между культурами

Существует три главных формы давления снизу Это субгосударственный национализм, разделение языков и противопоставление центра и периферии Рамки, в которых они вырабатываются, - это глобализация субъектов Самым важным является то, что эти «суб-этнические» группы создают и видят свою идентичность

Таким образом, во-первых, каждое общественное действующее лицо не только имеет рефлексивно организованную биографию, но и живет ею в условиях потока социальной и психологической информации о возможном жизненном пути, утверждает постмодерн Формирование национальной идентичности, во-вторых — это своего рода вид социального действия, которое происходит в контексте внешних условий В-третьих, если модерн всегда допускал выбор между различными базисными идентификационными матрицами, рефлективность современной жизни последних лет делает этот выбор более трудным и более индивидуальным В-четвертых, существуют ожидания морально справедливых форм жизни, которые будут способствовать самоактуализации в контексте глобальной взаимозависимости

В третьем параграфе «Движения контридентичности: концепция действующего человека» обосновывается изучение общественных движений, которое имеет достаточно богатую и полную историю в конце прошлого века Существует много конкурирующих определений того, чем является общественное движение, развитию которого способствовали научные работы выдающихся социологов Г Блумера, Дж Маккартни, М Зальд, А Турена, А Мелуччи, М Кастелльса и Ч Тили

Транснациональные общественные движения сами по себе особенно не новы Транснациональный набор общественных движений включает организацию сети политических выступлений на большом расстоянии, увеличение воз-

можностей объединения ресурсов, усиление процесса создания объединений и союзов, оказание поддержки людям низкого социального статуса и налаживание контактов с «верхами», и усиление процесса умножения, посредством чего потоки давления питают друг друга на совокупной и взаимно укрепляющей основе

Так же, как и национальные или локальные аналоги общества транснациональных общественных движений должны выйти за стратегические рамки и поддержать контридентичности, которые побуждают своих членов к вовлечению в коллективное выступление, акцию Контридентичности представляют собой ячейку в цепи между личностью и системой культуры, или ряд позиций, обязательств и правил поведения, которые можно ожидать от тех, кто принимает идентичность и присоединяется к ней Такие идентичности обсуждаются и пересматриваются самими активистами по мере того, как члены группы активно работают, чтобы определить коллективное «мы» и его отношение к противникам

Внутри транснациональных организаций активисты более привилегированного происхождения чаще вступают в диалог (как прямой, так и косвенный) со своими оппонентами из бедных стран Такой обмен перспективами среди активистов, которые уже разделяют приверженность к определенным идеологиям, целям, и даже сами организации служат сенсибилизации активистов в пределах альтруистских понятий о транснациональном сотрудничестве и необходимости в более справедливой «транснационалистской» перспективе

Государство является тем, что придает неправительственным организациям законность и защищенность своим законом и уставом Неправительственные организации по правам человека, принявшие на себя роль «совести» человечества в контроле и информирует о нарушении прав человека, а также в защите жертв насилия, получают разрешения на свою деятельность в правовом поле государств

Одной из миссий международных организаций и основополагающими международными правовыми нормами явилось построение транснациональной

культуры, приписанной к нормам права В этом отношении неправительственные организации были чрезвычайно активны в движении к контридентичности в XX веке Они стремились положить конец, как военным, так и экономическим приемам ведения войны, потому что находящийся в невыгодном положении рабочий класс обычно платит самую высокую цену за государственные конфликты Они также стремились покончить с прерогативой каждого суверенного государства вести войну или ввязываться в другие действия, которые могут принести вред человеческому обществу Неясным остается, до какой степени международное право эффективно при формировании идентификационного поведения, идентификационных стремлений используется государствами в качестве навязывания идентификационных матриц этнического содержания

Миграция - далеко не новое явление, новой является идея закрепленной связи между группами людей и территорией, что было связано только за прошедшие несколько веков с установлением государств-наций Более того, способность связи и передвижения на большие расстояния облегчает эмигрантам сохранение своей изначальной культуры и помогает противостоять ассимиляции с культурой страны

Конфессиональная принадлежность может являться «почвой» для принятия контридентичности как альтернатива секулярной национальной идентичности государства и общества Хотя религию редко рассматривают как идентификационную матрицу, религиозное сознание в условиях, когда религия «национализируется», становится механизмом мобилизации масс и сплочения элит, конфессионалыюсть определяет движение к новому типу государственности или «устранению» государства для реализации проекта религиозной общины (умма в исламском мире)

Существуют еще и другие идентичности, конкурирующие с социологическими образцами государства и стран преступные синдикаты, террористы, революционеры - все стремятся или избежать государственной власти, или занять ее место используют контридентичность для достижения политических амбиций или консолидации собственных рядов

Таким образом, во-первых, транснациональное социальное пространство размывает основу традиционных идентичностей в виде локальных общностей или национальных государств, делая идентификационный выбор стратегией, диктуемой логикой «конкуренции или кооперации» в современном мире Во-вторых, эпоха постмодерна являет период взрыва идентичностей, как реализации определенного сопротивления или желания интеграции в современный глобализируемый мир В-третьих, усиливается тенденция образования движения контридентичности, которая в большей степени исходит из оппозиции существующим формам национально-государственной идентичности, но в перспективе определяет существование идентичности, связанной с выработкой форм социальной самоорганизации, что для анализа проблем идентичности курдского общества требует применения принципа многомерности идентификационных параметров

В Заключении подводятся итоги исследования, формулируются общие выводы

Основные положения диссертации отражены в следующих научных публикациях автора:

В изданиях перечня ВАК Минобрнауки России

1 Курдская национальная идентичность в Ираке // Гуманитарные и социально-экономические науки -2008 -№2 -С 160-163 (0,4пл)

2 Курдская диаспора национальная идентичность в условиях глоба-лизации//Социально-гуманитарные знания - 2009 - Кг 6 - С 245-252 (0,5 п л )

Публикации в других изданиях

1 Глобализация и общество кризис идентичностей // Социальное знание и практика сб науч ст / Юж -Рос Гос техн ун-т (НПИ) - Новочеркасск Лик, 2008 -Вып 3-С 73-79 (0,39пл)

1 Социологический дискурс национальной идентичности // Ученые ЮРГТУ (НПИ) к юбилею университета материалы 56-й науч -техн конф

профессорско-преподават состава, науч работников, аспирантов и студентов -Новочеркасск Оникс+, 2007 - С 276-280 (0,29 п л )

3 Глобализация национальных государств//Социальное знание и практика сб науч ст /Юж -Рос гос техн ун-т (НПИ) - Новочеркасск 2009 -Вып4 - С 10-20 (0,6 пл)

Омер Сабир Омер

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ МАТРИЦ

Автореферат

Подписано в печать 18 11 2009 Формат 60x84 Бумага офсетная Печать цифровая Уел печ л 1,5 Уч-изд л 1,02 Тираж 100 экз Заказ 690

Издательство ЮРГТУ (НПИ) 346428, г Новочеркасск, ул Просвещения, 132

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Омер, Сабир Омер

ВВЕДЕНИЕ.

Глава1. Теоретико-методологические основы исследования 12 национальной идентичности в условиях глобализации.

1.1. Социологический дискурс национальной идентичности.

1.2. Национальная идентичность как матрица самоопределения курдского общества.

1.3. Глобализация и основные направления трансформации национальной идентичности.

Глава 2. Национальная идентичность в концептах глобализации.

2.1. Национальная идентичность и транснациональное социальное пространство.

2.2. Социологический постмодерн: проектирование национальной идентичности.

2.3. Движения контридентичности: концепция действующего человека.

 

Введение диссертации2009 год, автореферат по социологии, Омер, Сабир Омер

Актуальность темы исследования состоит в том, что наступивший XXI век можно назвать веком взрыва идентичностей. Национальная идентичность как самоопределение, самопричисление индивидов и групп в координатах национальной общности, вопреки логике глобализации с моделями гражданства мира и транснациональной идентичности, воспроизводится и производится в глобализируемом мире, что проецируется на сферу международных, внутриобщественных, межличностных отношений, затрагивая, таким образом, социальные мега-, мезо-микроуровни. Национальная идентичность является не только последствием архаизации и локализации, но и способом, инструментом интеграции народов в современном мире. Эти обстоятельства делают необходимым анализ и оценку национальной идентичности в социологическом дискурсе, сравнение и выявление объяснительного, аналитического и прогностического потенциалов исследования^. сформировавшихся теоретико-методологических подходов к национальной идентичности в контексте глобализационных процессов.

Формирование национальной идентичности в условиях глобализации характеризуется, с одной стороны, обособлением, дистанцированием от других национально-этнических групп, поисками коллективного национального «Я», с другой - включением ресурса идентичности в качестве «приза» в соревновании за позиции в глобализируемом мире. Современная национальная идентичность испытывает влияние «транснационализации», что делает затруднительным сохранение ее целостности, но остается по существу формой самоопределения, которая вбирает часто парадоксальные, но связанные с многообразием возможностей в определении национальной стратегии символы. Таким образом, национальная идентичность в контексте глобализации является процессом дифференциации, фрагментаризации, комплиментарности системных и субъектных факторов. Сложность процесса национальной идентификации состоит в многомерности критериев идентичности, актуализации политического, социального, культурно-символического капиталов.

Итак, исследование национальной идентичности в современном глобализируемом мире содержит отчетливо выраженные теоретико-методологические и социально-когнитивные интересы и может быть сформулировано, как имеющие самостоятельный социологический дискурс.

Степень разработанности темы. Национальная идентичность, как объект социологического анализа, характеризуется структурно-функциональным подходом (Т.Парсонс, Р.Мертон), который состоит в интерпретации процесса интеграции социальных общностей в национальное государство. Условиями формирования идентичности выступают социальная модернизация, формирование демократических институтов и выработка форм гражданского населения в политической жизни. Г.Тэджфелл, А.Щютц, Дж.Мид анализируют когнитивные и социально-ориентационные модели идентичности, исходя из существования идентификационной матрицы как образца социальной деятельности.

В постклассической социологии (Э.Гидденс, З.Бауман, Э.Смит, У.Бек) обосновывается конструктивистский характер национальной идентичности, которая является в контексте глобализации результатом интернализации «внешних структур» для реализации целей национального ренессанса, конкуренции с «другими» и выработки консолидирующих ценностей.

Российские исследователи Н.Покровский, В.Ядов, Т.Данилова определяют национальную идентичность в контексте глобализации как способ организации общества в условиях перехода от традиционного общества к обществу позднего модерна. В работах А.Здравомыслова, В.Тишкова, А.Арутюнова глобализация представляется- фактором, выполняющим противоречивую роль в формировании национальной идентичности. Стимулируя воспроизводство и переопределение национальной идентичности, глобализация вызывает к жизни архаичные формы идентичности, которые в условиях социально дезинтегрированного общества усиливают этнополитическую дистанцию. Глобализация продуцирует так называемые демонстрационные формы идентичности, которые в условиях российского общества становятся фактором марганизации социального поведения.

Глобализация, несмотря на устойчивые теоретические схемы, содержит значительные «лакуны» в интерпретации и объяснении идентификационных процессов, что находит отражение в противоречивой оценке последствий глобализации как в теории позднего модерна, так и в концепции альтерглобализации. Можно предположить, что теоретико-методологический конструкт национальной идентичности, основанный на макросоциологическом понимании заданности системы экономических и социальных отношений, не получил адекватного замещения в идее транзитивной идентичности, которая, скорее, исходит из процедуры «отрицания» и, в меньшей степени, из поиска конструктивных определений идентичности в эпоху глобализации. Анализ процессов национальной идентификации показывает, что эффекты глобализации, рельефизируют коллективные национальные образы и обретение связи с обществом происходит на основе принятия модели самоопределения в национальном пространстве в контексте нахождения других национальных групп по критерию соревновательности. Многомерность дифференциации национальной идентичности выражается в переориентации с устойчивой фиксации идентификационных матриц на перспективу перемены идентификационных стратегий в условиях динамически изменяющегося мира.

Объектом исследования является национальная идентичность как процесс самоопределения этнических общностей в глобализированном мире на основе поиска и конструирования условий консолидации и интеграции на национально-государственном и глобальном уровнях.

Предмет исследования - дифференциация процесса формирования национальной идентичности, как самоопределения национальных общностей, ориентированного на решение проблем национальной интеграции и повышение значимости национальных притязаний в глобальном масштабе.

Цель диссертационного исследования состоит в анализе национальной идентичности как процесса, протекающего в условиях глобализации и ориентированного на многомерность социальной дифференциации, как процесса фрагментаризации идентификационных матриц.

Исходя из указанной цели, в исследовании определяются следующие задачи:

- проанализировать социологический дискурс национальной идентичности;

- охарактеризовать специфику формирования национальной идентичности в обществе Курдистана на основе социальной и политической дифференциации, соревнования диаспорной и родово-клановой идентификационных матриц;

- проанализировать трансформацию национальной идентификации, как процесс конструирования идентификационных моделей с целью усиления позиций в глобализируемом мире;

- рассмотреть подходы к национальной идентичности с позиции концепции позднего модерна;

- показать особенности постмодернистского видения национальной идентичности;

- выявить теоретические и социальные основы движения контридентичности как альтернативы базисным национально-идентификационным матрицам.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют идеи и выводы структурно-функциональной теории и конструктивистской теории (Т.Парсонс, З.Бауман, Э.Гидденс), в рамках которых дается анализ условий и тенденций воспроизводства, изменения и влияния глобализации на формирование национальной идентичности. В осуществлении поставленных задач используются выводы российских ученых Т.Даниловой, В.Ядова, Н.Покровского о нестабильном характере идентификационных матриц, связанном с дифференциацией идентификационных моделей в обществе позднего модерна.

Эмпирической базой исследования выступают, во-первых, сформулированные отечественными и зарубежными авторами обобщения и оценки относительно формирования национальной идентичности в контексте глобализации, во-вторых, социально-статистические материалы международных организаций (ООН, ЛАГ, Исламская конференция, MOM) об интенсивности миграционных потоков и диаспорном расселении курдского народа вне пределов этнического пространства.

Научная новизна исследования определяется в совокупности полученных результатов и заключается в следующем:

- рассмотрены концепции национальной идентичности в зарубежной социологии; показано, что национальная идентичность анализируется как реакция. на процессы глобализации, являясь инструментом сохранения национального государства и национальной культуры в условиях глобальной унификации, и как инструмент социальной ориентации и консолидации этнических групп, мобилизации и отстаивания интересов, что вносит новизну по сравнению с классическими моделями национальной идентичности, основанными на феномене национального самосознания и формирования национального государства;

- дан анализ становления и формирования национальной идентичности в обществе Курдистана, которое характеризуется определенным изоляционизмом в условиях рисков ассимиляции и дискриминации со стороны этнократических элит и движением к модернизации, выработке общенациональных идеалов, ориентированных на идею воссоединения, как следствие разделённости и диаспорности курдского народа, что смещает исследовательские акценты в сторону осмысления специфики формирования национальной идентичности в контексте «рассеянности»; охарактеризованы основные направления трансформации национальной идентичности в эпоху глобализации, которые состоят в конфликтности возрождения архаичных (клановых, племенных, конфессиональных) образцов идентичности и принятия демонстративных идентификационных моделей, что является определенной новацией по сравнению со структурно-функциональной и социально-психологической моделями идентичности; проанализированы теоретические и социально-практические экспликации концепции позднего модерна, согласно которым национальная идентичность является условием минимизации социальной неопределенности и нейтрализации последствий возрастания этнической неоднородности современных обществ, что является «шагом» в понимании многомерности формирования национальной идентичности по сравнению с описанным в классической социологии «набором» структурных и институциональных индикаторов;

- выявлены особенности постмодернистского видения национальной идентичности, включающей отрицание схемы «свой — чужой», как базисной, для определения идентичности и перевода идентичности в состояние постоянного изменения, что дает возможность исследования «плавающих» нестабильных идентичностей;

- охарактеризованы идейно-теоретические и социальные основы движений контридентичности, которые базируются на принципах неинтегрированности в государство' и выбора наступательных стратегий в отстаивании и реализации интересов локальных и национальных сообществ в условиях глобализации, что ориентирует на принятие альтернативной, по сравнению с глобалистской теорией отмирания национальной идентичности, концепции национально-культурного своеобразия.

Тезисы, выносимые на защиту:

1. Национальная идентичность в системе социологического знания выявляет субъектно-деятельностный аспект общественной жизни, что подчеркивается в существующих подходах к проблеме формирования и развития идентичности. Несмотря на различия в анализе условий формирования и направленности национальной идентичности, базисным является понимание национальной идентичности, как акта самоопределения, самопричисления к определенной группе или сообществу и, соответственно, интеграции в современном мире:

2. Национальная идентичность в курдском обществе формировалась в условиях отсутствия национального государства и политики ассимиляции со стороны правящих этнократических элит, что способствовало приданию курдской национальной идентичности значения инструмента сохранения курдской культуры и истории, так как курдский вопрос был табуирован на исторической территории курдского народа, в условиях влияния евроцентризма выработались позиции, претендующие на объединение курдского народа посредством создания позитивного образа «прошлого» и национальной объединительной мифологии.

3. Основные тенденции трансформации национальной идентичности в условиях глобализации состоят в нарастании оборонительной национальной идентичности как механизма противодействия унифицирующим последствиям глобализации и идентификационной мозаичности, связанной с культурной диффузией и перемещением идентификационных матриц в пространство конкуренции глобальных и национально-культурных образцов.

4. Концепция позднего модерна содержит представление о национальной идентичности как способе социальной консолидации и реализации национальных интересов, признавая возрастающую неопределенность идентификационного выбора, ограниченность удовлетворения базисных социальных потребностей в рамках классических идентификационных матриц.

5. Особенность постмодернистского видения национальной идентичности связана с отказом от схемы «свой-чужой» и переводом идентификации в символическое пространство, в котором важен индивидуальный выбор и возможности перемены идентификационных образцов в культурно-историческом и политическом контекстах.

6. Движения контридентичности опираются на теорию социальной периферии, согласно которой только коллективная деятельность вне интеграции с государственными институтами, отказ от задач их совершенствования способствуют выработке альтернативных матриц идентичности, удовлетворяющих интересам групп, ориентированных на понимание многообразия идентичностей и их равенства в ~ обществе мультикультурализма.

Научно-теоретическая значимость исследования. Диссертационное исследование определяется анализом методологического аспекта осмысления национальной идентичности, выявлением ее места в процессах глобализации. Данное исследование направлено . на углубление теоретического знания идентификационных процессов и имеет прикладное значение в оценке современных этнополитических и региональных конфликтов.

Выводы и положения диссертационного исследования могут быть использованы в чтении курсов общей социологии, социологии политики, спецкурсов по проблемам глобализации и социальной идентичности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Формирование национальных идентичностей в контексте глобализации: дифференциация идентификационных матриц"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Национальная идентичность в современном глобализируемом мире переживает неоднозначный процесс: с одной стороны, можно говорить об ускользающей национальной идентичности и формировании идентификационной матрицы на основе транснационализма, транснациональности территориальности, привязанности к исторической памяти и культурному наследию, но не определяемым национально-государственным дискурсом. С другой стороны, происходит процесс «взрыва» идентичностей, которые проявляют себя не только как реакция на процесс культурной унификации, но и как альтернатива глобализации.

Идентичность, таким образом, не может мыслиться, как только объективированный социальный конструкт. Анализ существующих подходов к проблеме национальной идентичности убеждает в том, что национальная идентичность изменяется не постепенно, а переживает периоды бифуркации, что не обязательно связано с образцами социального модерна. Структурный функционализм в этом контексте является наиболее «уязвимым», эволюционная парадигма идентичности должна неизбежно вести к её отмиранию, замещению глобальной моделью, но современная национальная идентичность часто строится на традиционных, ревайвалистских ценностях и не обладает большей степенью отвлечённости и аморфности по сравнению с традиционными установками.

Символический интеракционизм, акцентируя внимание на процессе понимания, допускает большую «свободу» в интерпретации идентичности. Однако, не ясным остаётся, каким образом национальные идентичности могут согласоваться, а не быть «яблоком раздора». Социологический дискурс национальной идентичности, таким образом, включает объективно-субъектные измерения, что означает анализ институциональных и структурных предпосылок идентичности как совокупности условий определяющих идентификационный выбор, как отдельных личностей, так и групп, и народов.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что современная национальная идентичность, являясь социальной идентичностью, создаётся и поддерживается рефлексивной деятельностью, и в силу её преднамеренности, соотнесения между индивидуальной и коллективной идентичностями, можно говорить о том, что национальная идентичность в условиях глобализации выполняет двоякую функцию. Во-первых, она закрепляет позиции определённой этнической общности по отношению к другим народам и государствам. Во-вторых, стимулирует деятельность по укреплению и возрастанию позиций в современном глобализируемом мире, который характеризуется инфраструктурой транснациональных институтов, но функционирующих в конкретном национально-государственном контексте. Можно отметить, что современная нация сталкивается с множеством вариантов выбора под влиянием взаимодействия локального и глобального. И национальная идентичность может рассматриваться как возможность переопределения места нации, в зависимости от разделяемых большинством территориальных, политических, культурных претензий и установок.

Рассматривая национальную идентичность как динамический процесс, как то, что имеет отношение к сознанию нации/народа и формируется им, представляется обоснованным, для реализации основной цели исследования, обращение к проблеме курдской идентичности. Во-первых, курдский народ находится в состоянии становления национальной идентичности, что даёт возможность эксплицировать богатый исторический и современный материал, показать, каким образом сталкиваются и взаимодействуют традиционные территориальные, политические и современные транснациональные установки. Во-вторых, курдская национальная идентичность формируется в условиях «рассеивания» курдского народа, который проживает не только на Ближнем Востоке (Турция, Ирак, Иран, Армения), но и в диаспорах в Западной Европе и США.

Современная курдская идентичность находится на стыке глобальных и локальных процессов: сохраняющиеся установки на формирование национального курдского государства и защиту и развитие курдской национальной культуры вступают в динамическое взаимодействие с культурной диффузией, с влиянием и проникновением образцов глобальной культуры. В этом процессе занимают место и идеология курдского национализма, и чувство консолидируемой этнической идентичности, и опыт сопротивления ассимиляции со стороны государственного большинства, и концепты унифицирующей идентичности, выдвигаемые представителями курдской диаспоры. Особенность этого процесса состоит в том, что существует достаточно сложная процедура согласования локальных вариантов курдской идентичности и «курдскости» как коллективной идентичности.

Можно сделать вывод о том, что для исследования курдской идентичности важно развести конфликтогенный потенциал нации и государства: учитывая ситуацию курдского народа, нужно определить пути формирования коллективной идентичности на основе ценностей гражданского национализма и глобализации, понимаемой как интегрированность курдского народа в современные экономические, политические и культурно-информационные процессы. Отстаивая позицию права курдов на создание собственного национального государства и осознания себя как единой нации, следует исходить из сознательного выбора как результата соглашения между политическими элитами и массой.

Иные варианты решения этого вопроса ведут к актуализации трайбализма или к идентичности «без национальности», имитационной идентичности, которая может разделяться интеллигентскими и космополитически ориентированными слоями, но встречать враждебность и непонимание со стороны традиционных массовых слоев курдского общества.

Анализ формирования курдской идентичности в условиях глобализации позволяет сформулировать значимые аналитические и прогностические допущения. Трансформация национальной идентичности выходит за рамки конфликта глобализации и идентичности. Взрыв идентичности, являясь результатом глобализации, содержит тенденции сопротивления, стимулирует поиск различий в глобализируемом мире. Но из этого обстоятельства следует вопрос: «Каким образом, формируются различия, и с какой целью мы осознаём эти различия?». Идентичность может использоваться в нарастании конфликтогенного потенциала, стать инструментом негативной социальной мобилизации, привести к волне национализма и ксенофобии, если различия через национальную идентичность, определяются как выбор изоляционизма или религиозного фундаментализма.

Допуская, что глобализация усиливает идентичности, содержит позитивное влияние на социальную сплочённость нации, стимулирует потребность в повышении интеллектуального, образовательного потенциалов и на стремление к репутации в мире, можно сделать вывод о неразделимости этих процессов, требующих запрета на оценочные суждения по принципу хорошо/плохо и дающих возможность аналитически определить условия и тенденции развития национальной идентичности как фактора, делающего современный мир многообразным. Данное суждение не является столь абстрактным, так как выявляет безальтернативность сотрудничества народов и рассматривает «единообразие» глобализации приемлемым в контексте предоставления равных условий для развития наций и народов и реализации принципов толерантности и социальной ответственности в диалоге наций и государств.

Данное положение имеет не только международный контекст; в условиях массовой миграции, этнической разнородности современных национальных государств, можно считать, что национальная идентичность становится ключом к солидарности и общему благу.

136

 

Список научной литературыОмер, Сабир Омер, диссертация по теме "Социальная структура, социальные институты и процессы"

1.Абалкин JL Система ценностей в российской экономической мысли // Вопросы экономики. - 1998. - № 9. - С. 148-152

2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Ин-т социологии РАН. М., 2001. - 288 с.

3. Асп К. Введение в социологию. СПб. : Алетейя, 2000. - 245 с.

4. Барлыбаев Х.А. Общая теория глобализации и устойчивого развития. М.: ГДРФ, 2003.-336 с.

5. Бек У. Что такое глобализация? (Ошибки глобализма -ответы на глобализацию). М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 301 с.

6. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: Характер народа и судьбы страны. СПб. : Лениздат, 1992. 142 с.

7. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. СПб.: СПбГУ, 1994.- 168 с.

8. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. -М.: Наука, 1987.-333 с.

9. Валентей С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность. -М.:ИЭ, 1998.- 130 с.

10. Гачев Г. Национальные образы мира. М.: Изд. центр Академия, 1998. -432 с.

11. Генисаретский О. Этнокультурная идентичность во всех возможных мирах // Вестник высшей школы = Alma mater. 1991. - № 9. - С. 46-51

12. Гидденс Э. Навстречу глобальному Риску // Отечественные записки.-2002.

13. Грани глобализации: трудные вопросы современного развития / М.С. Горбачев, О.Т. Богомолов, А.Г. Арбатов и др., М.: Альпина-Паблишер, 2003. -589 с.

14. Григорьева Т. Красотой Японии рожденный. М.: Искусство, 1993. -460 с.

15. Демель К. История и идентичность: итоги семинара // Общественные науки. Сер. Философия: РЖ / ИНИОН. 1996. - № I.

16. Душков А. География и психология: Подход к проблемам. М.: Мысль, 1987.-285 с.

17. Иоанн Павел П. Обращение к Папской академии социальных наук. Рим, 2001.

18. Кольев АН. Нация и государство. Теория консервативной реконструкции. М.: Логос, 2005. - 799 с.

19. Кувалдин В.Б. Глобализация, национальное государство и новый миропорядок // Полития. Анализ. Хроника. 2002. - № 2. - С. 37-57

20. Мамедов Н.М. Глобализация как современное состояние общественного развития. // Эпоха глобальных перемен (опыт философского осмысления). -М., 2004.

21. Моммзен Т. История Рима,- М.: Эксмо, 2005. 560 с.

22. Разуваев В.В. Внешняя политика и национальная идентичность // Вестник МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1994. - № 2.

23. Ромашов Р. А., Оль II. А, Нация (генезис понятия и вопросы правосубъектности).-СПб.: Изд-во Юрид. ин-та, 2002. 141 с.

24. Руткевич М. Н. Теория нации: философские вопросы //Вопросыфилософии. 1999. - №5. - С. 25-28.

25. Седова Н.Н. Человек этнический. - Волгоград, 1994.

26. Симонян Р.Х. От национально-государственных объединений к региональным (проблемы мезоуровня в организации общественных систем) // Вопросы философии. 2005. - № 3. - С. 20-28

27. Стиглиц Дж. Человеческое лицо глобализации // Политический журнал. -2004. -№7(10).

28. Толстых В. Глобальные вызовы и поиски ответа: социокультурный аспект //Грани глобализации: трудные вопросы современного развития. М., 2003.

29. Тойнби А. Постижение истории. Избранное. М., 1991. - 599 с.

30. Хюбнер К. Нация: от забвения к порождению. М., 2001.

31. Хантингтон С. Кто Мы? М., 2004. 635 с.

32. Abbas Vali, Essays on the origins of Kurdish Nationalism. Mazda Publishers, Costa Mesa, California, 2003. - P. 37.

33. Abbas Vali, Constructions of Nation and National Identity in Kurdish Historical Writing. Mazda Publishing, 2003. - P. 201.

34. Agger B. Critical Theory, Poststructuraiism. Postmodernism: Their Sociological Relevance//Annual Review of Sociology. 1991. P. 17

35. Ahmad, Kamal Madhar. Kurdistan during the First World War. London: Saqi Books, 1994.-P. 61.

36. Al-Ali, N. and Khoser K. New approaches to migration? Transnational communities and the transformation of home. London: Routledge, 2002.

37. Allan K. Jonathan H. Turner. A Formalization of Postmodern Theory//Sociological Perspectives. № 43. 2000.

38. Amir Hassanpour. Conception of Kurdish Nationalism. California. 1996.

39. Amir Hassanpour. The Making of Kurdish Identity. Mazda Publishers, Costa Mesa, California, 2003.

40. Amir Hassanpour. Nationalism and Language in Kurdistan. San Francisco: Mellen Research University Press, 1992.

41. Amir Hassanpour. Shahrzad M. Kurdish Diaspora-Springer US. Tornto 2005

42. Anderson P. The Origins of Postmodernity. New York: Verso, 1998.

43. Arfa Hassan, The Kurds: An Historical and Political Study. London: Oxford University Press, 1966.

44. Baker S. The Fiction of Postmodemity. New York: Rowman and Littlefield, 2000.

45. Basch L. N. Glick Schiller C. Szanton Blanc. Nations unbound: transnational projects, postcolonial predicaments, and deterritorialized nation-states. — Basel: Gordon and Breach Science Publishers SA, 1994.

46. Bauman Z. Is there a postmodern sociology? // Theory, Culture and Society. -1988.-№ 5 (205)

47. Bauman Z. Postmodern Ethics. Oxford & Cambridge, MA: Blackwell 1995.

48. Bauman Z. Life in Fragments. Essays in Postmodern Morality. Oxford &Cambridge, MA: Blackwell, 1995a.

49. Beck U. Redefining power in the global age: Eight theses. Dissent, fall 2001

50. Best S., Kellner D. The Postmodern Turn. New York: Guilford Press, 1997.

51. Beyer. J. Cooperative capitalism // Journal of sociology. British. 1996. - №. 2, Vol. 47,- P.205-231.

52. Boerner P. Concepts of National Identity: An Interdisciplinary Dialogue. New York. 1986.

53. Blumer H. Social Movements, Studies in Social Movements: A Social Psychological Perspective / edited by Barry McLaughlin, Toronto, Ontario: The Free Press, 1969.

54. Botwinick A. Postmodernism and democratic theory. Philadelphia: Temple University Press, 1993

55. Braduel F. History of sociology /University of Chicago.- Chicago, 1980.- P 69.

56. Bruinessen M. Agha, Shaikh and State. London: Zed Books Ltd. 1992.

57. Bruinessen M. Transnational aspects of the Kurdish question. Working paper, European University Institute, Florence. 2000.

58. Buell F. National Culture and the New Global System. New York 1994.

59. Castells M. The Power of Identity. Maiden, MA: Blackwell, 1997.

60. Clark J. Globalizing Civic Engagement // Civil Society and Transnational Action. James & James Ltd, 2003.

61. Cohen R. & Rai S. M. Global Social Movements. London and New Brunswick : Athlone Press., 2000.

62. C.J. Edmonds, Kurdish Nationalism // Journal of contemporary History. -1971.-№ 1

63. Cvetlcovich Ann, Kellner D. Articulating the Global and the Local: Globalization and Cultural Studies. Boulder, CO: West view Press, 1997.

64. Dallmayr F. R. Globalization from Below in International Politics, Contemporany sociology.-1999 Vol. 36, № 3

65. Delia Porta D., Kriesi, H. & Rucht, D. Social Movements in a Globalizing World Houndmills and London: Macmillan., 1999.

66. Delia Porta, D., Tarrow, S. Transnational Protest and Global Activism Lanham: Rowman and Littlefield., 2005.

67. Delia Porta, D., Dianni M. Social Movements: An Introduction. Maiden, MA: Blackwell Publishing. - 1999.

68. Edensor T. National Identity, Popular Culture and Everyday Life. Oxford: Berg, 2002.

69. Edwards M., John G. Global Citizen Action. Boulder: Lynne Reinner Publishers, 2001.

70. Entessar Nader. Kurdish Ethno-Nationalism. Boulder: Lynne Reinner, 1992.

71. Faist T. Transnationalism in international migration: implications for the study of citizenship and culture // Ethnic and Racial Studies, 2000.

72. Faist T. Social Citizenship in the European Union, Nested Membership, Journal of Common Market Studies-2001. 39

73. Featherstone Mike. Undoing Culture: Globalization, Postmodernism and Identity. London: Sage, 1995.

74. Featherstone Mike ed. Global Culture: Nationalism, Globalization and Modernity. London: Sage, 1990.

75. Fulbrook M. German National Identity after the Holocaust. Cambridge: Polity Press, 1999.

76. Gellner E. Nations and nationalism. Oxford: Blackwell, 1983.

77. Gibbins John R. and Bo Reimer, Postmodernism. New York: Oxford University Press, 1995.

78. Giddens A. The Constitution of Society: Outline of the Theory of Structuration. Cambridge: Polity Press. 1984.

79. Habermas, Jurgen. The Postnational Constellation: Political Essays.-Cambridge: Polity Press. 2001.

80. Hamel P., Lustiger-Thaler H., Pieterse J. N., Roseneil S.-Globalization and Social Movements. Houndmills and New York : Palgrave, 2001.

81. Harvey David. The Condition of Postmodernity: An Enquiry into the Origins of Social Change.-Oxford: Blackwell, 1989.

82. Held D., McGrew A. The great globalization debate: an introduction. -Cambridge: Polity, 2000.

83. Held D., McGrew A. Globalization/Anti-Globalization. London: Polity Press and Blackwell Publishers, 2003.

84. Held D., McGrew A., Goldblatt D., Perraton J., Global Transformations: Politics, Economics, and Culture Cambridge : Polity Pres, 1999.

85. Jameson F. Postmodernism or the Cultural Logic of Late Capitalism. -Durham, NC: Duke University Press, 1991.

86. Jusdanis G. Beyond National Culture? London. 1995.

87. Keane J. Global Civil Society? Cambridge and New York: Cambridge University Press, 2003.

88. Keck E., Sikkink K. Activist beyond Borders. Ithaca: Cornell University Press, 1998.

89. Kellner D. Media Culture. Cultural Studies, Identity and Politics between the Modern and the Postmodern. London: Routledge, 1995.

90. Kennedy P., Danks C. Globalization and National Identities: Crisis or Opportunity? Hampshire, UK: Palgrave, 2002.

91. Kolodko G. W. Globalization and Transformation: Illusions and Reality, Paris. 2001.

92. Kreyenbroek Philip G., Allison C. Kurdish Culture and Identity. London: Zed1. Books, 1996.

93. Levitt P. The Transnational Villagers. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 2001.

94. Lyotard J-F. The Postmodern Condition: A Report on Knowledge. -Minneapolis: Minnesota, 1984.

95. Lynch C. Social movements and the problem of globalization, Alternatives. New York 1998. 23(2)

96. McCarthy J. D., Zald M. N. Resource mobilization and social movements: a partial theory // American Journal of Sociology. 1977. - 82(6)

97. McAdam D., Sidney G. Tarrow, Tilly. Ch. Dynamics of contention. -Cambridge: U.K.; New York: Cambridge University Press, 2001.

98. Melucci A. What's 'new' in new social movements? Philadelphia, PA: Temple University Press, 1994,

99. Muhamad Amin Zaki. A brief History of the Kurd and Kurdistan : 2 vols. -Baghdad, 1937.

100. Muhamad Amin Zaki. Two Fruitless Efforts. Baghdad: Mariwani press, 1935. P145.

101. Munch R. Nation and Citizenship in the Global Age.- New York, 2001.

102. Nebez J. The Idea of the Kurdish Nation. Stockholm, 1984.

103. Nebez J. The Ideology of the petty-Bourgeois Nationalist Intelligentsia in Kurdistan. Stockholm, 1985.

104. Nebez J. Kurdish Nationalism in Mam-and-Zin of Ahmad Khani. Sweden, Uppsala, 1983.

105. Nebez J. The Kurds; History and Culture. WKA Publications, London, 2004.

106. Nebez J. Khani as a Kurdish nationalist in seventeenth century. Sweden, Uppsala, 1984.

107. Pieterse J. N., S. Roseneil. Globalization and Social Movements. -Houndmills and New York: Palgrave, 2001.

108. Polanyi K. The Great Transformation. Boston: Beacon Press, 2001.

109. Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. London: Sage, 1992.

110. Robertson R. Globality, Global Culture, and Images of World Order. // social change and modernity. Berkeley, 1992.

111. Robertson R., Chirico J. Humanity, globalization and worldwide religious resurgence: a theoretical explanation. // Sociological Analysis. 1985. - P. 219242.

112. Rossbach Udo Documenting publications related to the concept of national Identity. London. 1986.

113. Rucht D. Social Movements Challenging Neo-liberal Globalization in Social Movements and Democracy/ edited by P. Ibarra. New York: Palgrave Macmillan, 2003.

114. Rucht, D. The Transnationalization of Social Movements: Trends, Causes, Problems-London: Macmillan. 1999.

115. Sassen S. The State and Globalization, Interventions: international journal of postcolonial studies, №5. Taylor&Francis group. London. 2003.

116. Schaeffer Robert K. Understanding Globalization: The Social Consequences of Political, Economic, and Environmental Change. Lanham, 2003.

117. Scholte Jan A. Globalisation: A Critical Introduction.-Basingstoke: Macmillan. United Kingdom. 2000.

118. Slclair L. Social movements for global capitalism: the transnational capitalist class.-London, 1997.

119. Smith A. Theories of nationalism. London: Gerald Duckworth & Co Ltd, 1971

120. Smith A. National Identity. Reno: University of Nevada Press, 1991.

121. Smith J., Chatfield C. & Pagnucco, R. Transnational Social Movements and Global Politics: Solidarity beyond the State. Syracuse, NY: Syracuse University Press. - 1997

122. Soysal J. Limits of Citizenship: Migrants and Post national Membership in Europe. Chicago: University of Chicago Press, 1994.

123. Stiglitz J. Globalization and its Discontents.-New York, NY: Norton and Company. 2002.

124. Tarrow S. The New Transnational Activism. Cambridge: Cambridge University Press, 2005

125. Tilly Ch. Social Movements 1768-2004. Boulder: Paradigm Publishers, 2004.

126. Tomlinson J. Localization and Culture. Cambridge: Polity Press, 1999.

127. Wahlbeck O. (forthcoming) Kurdish Diasporas: A Comparative Study of Kurdish Refugee Communities.-London: Macmillan, 2006.

128. Waterman P. Globalization, Social Movements and the New Internationalisms. London and Washington, DC: Mansell, 1998.

129. Waters M. Globalization. London and New York: Routledge, 1995.

130. Woodward K. Understanding Identity. London: Arnold, 2002.

131. Yamashita Sh., Eades JS. Globalization and Southeast Asia, Local, National and Transnational Perspectives. New York: Berg Hahn Books, 2003.