автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.03
диссертация на тему:
Формирование научного мировоззрения студентов (на опыте вузов Вьетнама)

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Хоанг Конг Тхоан
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Львов
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.03
Автореферат по политологии на тему 'Формирование научного мировоззрения студентов (на опыте вузов Вьетнама)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование научного мировоззрения студентов (на опыте вузов Вьетнама)"

> Г Б ОД

..ЛЬВОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.ФРАНКО

На правах рукописи

Хоанг Конг Тхоан

НОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ (на опыте вузов Вьетнама)

Специальность 23.00.03 - политическая культура и идеология

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на- соискание ученой степени кандидата политических наук

ЛЬВОВ - 1994

Работа выполнена на кафедре политологии Львовскс государственного университета им. И.Франко.

Научный руководитель - кадидат философских наук,

доцент Свита A.M.

Официальные оппоненты - доктор философских наук,

профессор Лысый В.П. кадидат философских наук, доцент Климлгакая Л. Д.

Ведущая организация - Украинский государственный

лесотехнический университет.

Зашита состоится "30" июня 1994 года в lb час 30 мин. заседании специализированного совета К 04.04.04 политическим наукам во Львовском государственном университ* им. И.Франко (290602, г. Львов, ул. Университетская, 1).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиок Львовского государственного университета им. И.Франко Львов, ул. Драгоманова, Б).

Автореферат разослан „lAA*ЪЯ. . 1994 г.

. Ученый секретарь специализированного совета

Свита A.M.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Проблема мировоззрения доследуется в разных науках. Однако в настоящее время особенно зажное значение приобретает социально-философский, галитолагичесюш анализ мировоззрения, позволяющий обобщить Чанные, накопленные современной наукой и поставить новые проблемы в понимании сущности морововареиия, это необходимо как исходная теоретическая основа для решения практических задач воспитания студенческой молодежи. Исторический опыт ползал, что административно-волевые методы управления социальными процессами, воспитательной работой слабо опирались на достигнутое научное понимание человека, не учитывали всей сложности его духовного мира, потребностей, интересов и мотивов поведения, сводили роль человека к исполнительским функциям, а его сознание к простому носителю готовых истин, которые в него вложены. Эти явления отрицательно повлияли на развитие теории и практики формирования научного мировоззрения, нового политического мышления.

В последние годы были деформированы и извращены мировоззренческие принципы. Это проявилось в догматическом тольковании мировоззрения, неизменности его теоретических структур; в сциентиэации мировоззрения, сведении его к одним только научным знаниям, принижении значения его ценностных характеристик; идеологизации мировоззрения, сведении его только к идеологическому уровню и недооценке психологического уровня осмысления ' общественного бытия, игнорировании общественного мнения; политизации мировоззрения, сведении его к.политическому сознанию, абсолютизации классовых критериев, приведших в конечном счете, к преследованию инакомыслящих; отождествлении человека с элементом командно-административной системы, "винтиком" социального организма, "функцией", орудием чьей-то воли, средством достижения "великих побед", и, наконец, в обесценивании человеческой жизни, уничтожении культурных ценностей.

Теоретический анализ особенностей и функций мировоззрения, проведенный с учетом противоречий и тенденций духовной жизни общества в последний период, позволил чакже

критически переосмыслить ряд ускоренившихся в общественны нь,ках и ' практике воспитательной работы убеждений предрассудков, которые за долгие годы обрели силу непреложных самоочевидных истин. Первым из этих предрассудков можно наават: ставшее уже традиционным полное отождествление мировоззрения I философией как мировоззренческой теорией. Такой взгляд весьм, неточен, хотя имеет свои исторические корни. В теории и н, практике, он означает пренебрежение различиями межд; мировоззрением в форме непосредственных жизненных уСелдени] людей и теоретическим обобщением мировоззренчески) представлений в философии и науке.

Подмена живого сознания его теоретической картиной былг неизбежным следствием и одновременно одной из причин живучеси просветительской традиции в идейном воспитании, основанной нг вере, будто социалистическую убежденность широких масс люд91 возможно сформировать исключительно путем пропагады и усвоениг ими основ марксистско-ленинской теории. Реальный опыт развития общественных процессов в Украине и во. Вьетнаме показал, чтс дело обстоит значительно сложнее. Просветительские иллюэш: оказались несостоятельными, в сознании людей теория не заменяет живых уроков практической жизни. Все зто требует иного видения мировоззренческих проблем, разработки новых методологических подходов, с помощью которых можно было бы решать многие проблемы в современных условиях.

Особенностью формирования ' научного мировоззрения студентов Вьетнама на современном этапе является то, что оно осуществляется в условиях плюрализма мнений. Это обуславливает колебание в выборе социальных приоритетов и духовных ценностей. В связи с этим возрастает роль к значение научного мировоззрения, которое вооружает регулятивными принципами стиль мышления и деятельности.

Актуальность темы исследования обуславливается не только велгюй ролью научного мировоззрения в жизнедеятельности людей, но и имеющимися существенными недостатками в процессе воспитания студентов в вузах Вьетнама как в прошлые годы, так и в настоящее время. В связи с этим можно констатировать, что проблемы мировоззрения принадлежат к числу наиболее сложных и недостаточно разработанных теоретическ гх проблем.

Степень разработанности проблемы. Проблема сущности и основного содержания научного мировоззрения привлекает все большее внимание ученых-философов, психологов, политологов, педагогов, представителей других специальностей. За последние годы по проблеме опубликовали интересные труды А.И. Афанасеьва, В.П. Иванов, С.М. Ковалев, Ю.И. Литюшкин, П.Н. Решетов, В.В. Шеляг. Анализу сущности, структуры, мировоззрения, проблемам его формирования посвящены работы В.И. Шинкарука, Н.И. Михальченко, P.A. Арцишевского, Л.В. Никоноровой, В.Г. Табачковского, A.C. Тонких, Т.Е. Старченко, В.А. Щербинина, Ю.А. Гусева и др.

Большое внимание изучению роли и взаимосвязи общественных наук в формировании у студентов научных мировоззренческих взглядов уделено в трудах И.А. Андреевой, Е.А. Ануфриева, Васила Ваккова, В.Д. Зотова, О.В. Лармина, В.П. Лысого, М.С. Логиновой, Петра Митева, Е.В. Попова, Курта Штаркс, А.П. Шептулина, H.A. Шитова и др.

Формированию у студентов научного мировоззрения в учебном процессе посвящены публикации Н.П. Волкова, А.Г. Данилова, Л.Д. Климанской, М.А. Кузнецова, A.A. Любимова, Г.М. Новикива и А.П. Печникова.

Существенным вкладом в теорию и практику исследуемой проблемы являются материалы конференции-семинара "Об идейно-политической работе и моральном воспитании-студентов в вузах", проведенного 10-12 октября 1909 года Министерством высщего и среднего специального образования СРВ.

Вопросы изучения методики формирования начного мировоззрения в процессе изучения естественно-матетатических и технических наук предприняты в работах В.И. Кузнецова, И.Л. Андреева, В.И. Бакштановского, С.Г. Барабанщикова, В.Д. Зотова и др.

В последние годы некоторые вопросы диссертационной темы освещены в публикациях, изданных в СРВ.

Анализ литературы свидетельствует о том, что проблемы научного мировоззрения требуют дальнейшего наследования. Нуждаются в разработке и конкретизации вопросы сущности научного мировоззрения, его структуры и социальных функций, изучения путей и средств формирования научного мировоззрения у

такой социальной группы как студенчество, обозначение критериев сформированное™ их мировоззренческих убеждений. Кроме того, явно недостаточно исследована система формирования научного мировоззрения у студентов Вьетнама, еще не в полном объеме изучен опыт работы по формированию научного мировоззрения студенческой молодежи Украины.

Цель диссертации. Исследовать сущность и проблемы формирбвания научного мировоззрения у студентов Вьетнама.

Реализация этой цели предполагает постановку и решение следующих основных задач:

- раскрыть мировоззрение как способ духовно-практического освоения мира и формы социального самосознания личности как важнейщего компонента ее духовного мира;

- вычленить основные структурные элементы, черты и функции научного мировоззрения;

- проанализировать работу по формированию научного мировоззрения будущих специалистов Вьетнама, раскрыть трудности и задачи воспитания студентов в условиях современной идейной и политической ситуации;

- на основе этого анализа обобщить теоретические выводы и выработать практические рекомендации по совершенствованию процесса формирования научного мировоззрения студентов.

Теоретической и методологической основой исследования являются основополагающие положения трудов античных мыслителей, произведений представителей средневековой религиозно-философской мысли, философии нового времени, а также работы К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина по рассматриваемой проблеме. Исследование процесса формирования научного мировоззрения основано на документах Вьетнамского правительства по проблемам формирования научного мировоззрения. Иопольвованы публикации научных и практических работников, данные отатиотики, а также анкетного опроса, проведенного в вузах Вьетнама.

\ При анадиве сущности и процесса формирования научного

мировоззрения автор опирался на основные принципы и законы диалектики.

Идейно-теоретическую основу работы • составляют также положения программы КПВ, рещения VI и VII съездов КТО,

январского (1986 г.) и июльского (1989 г.) Племумов'ЦК КТО.

В диссертации использованы результаты многих иследований украинских и вьетнамских ученых, ученых стран СНГ, относящихся к предмету данного диссертационного исследования.

Научная новизна диссертации состоит в постановке и содержательном анализе недостаточно разработанных вопросов, связанных 'с изучением сущности и процесса формирования научного мировоззрения.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие положения, которые обладают элементами научной новизны и выносятся на зашиту:

- содержание излагаемой в диссертации концепции сводится к тому, что мировоззрение представляет собой высшую, сущностную форму самосознания социального субъекта, определяющую его целостность, интегральное отношение к действительности и к самому себе и реализующуюся в различных формах его деятельности; .■

- уточнена сущность мировоззрения как динамичной системы теоретических и эмпирических знаний и представлений личности о наиболее глубоких закономерностях окружающего мира и человеческого бытия, опосредованной нравственно-экстетическими чувствами и избирательно-ценностными отношениями к этому миру и ориентированной на многостороннюю творческую деятельность по его преобразованию и преобразованию самого себя;

- определены основные эмпирические критерии научности мировоззрения: степень осознания и реализации свободы личности, адекватное отражение жизни в ее динамике; видение объекта во множестве гзаимосвязей; целостность и системность, гуманистичность, демократизм и др.;

- на основании гносеологического, социологического и аксиологического подходов рассмотрена структура мировоззрения, проанализованны его функции;

- исследовано студенчество как объект л субъект формирования научного мировоззрения;

- раскрыты характерные противоречия в формировании научного мировоззрения студенческой молодежи в 'условиях кризисных процессов общества в наших странах;

- на основе сравнительного анализа процесса обучения и

воспитания во вьетнамских вузах, использований данных социологических исследований разработан комплексный план мероприятии по формированию у студентов

научно-мировоззренческих взглядов.

Научно-практическая значимость__Гавоты. Результаты

проведенного иследования могут быть использованы в последующей разработке теоретико-методологических вопросов изучения процесса воспитания вьетнамских студентов. Определенную ценность представляет диссертация и в практическом плане. Выполнение предложенных рекомендаций будет способствовать специализации деятельности администрации и общественных организаций вузов, студенческого самоуправления по формированию научного мировоззрения.

Основные положения диссертации могуг быть использованы при чтении нормативных курсов и проведении семинарских занятий по философии, политологии и социологии, в частности по проблемам человека; при изучении вьетнамскими студентами таких тем курса социологии, как "Духовная культура", "Воспитание трудящихся", "Роль и место интенллигенции в обществе", "Зашитг Родины", "Образ жизни студентов" и др.

Апробация работы. Основные положения и результать диссертационного исследования докладывались автором нг региональной научно-практической конференции "ОС идейно-политической работе и моральном воспитании студентов I вузах" (Ханой, 1990), а также на заседании кафедры философш философского факультета Ханойского ' государственного университета. Основное содержание работы изложено в 4-у публикациях.

Структура работы определяется целью и основными задачам! исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы исследования и е< актуальность, дается краткий анализ состояния научно;

разработки проблемы, определяются цель и основные задачи исследования, указываются важные методологические принципы анализа, раскрывается научная новизна и практическое значение диссертации.

Первая глава - "Сущность и основное содержание научного мировоззрения, " его функции" - посвящена раскрытию предпосылок возникновения пЬнятия мировоззрения, его сущности, структуры, функций, определению критериев научности мировоззрения. В первом параграфе - "Понятие мировоззрения: предпосылки возникновения" - диссертант указывает на то, что при выяснении сущности мировоззрения важное значение имеет вопрос о преддверении и возникновении понятия " мировоззрение", понимание его содержание представителями различных направлений общественной науки.

Термин мировоззрения (миросозерцание) возник лишь в конце XVIII в., а широкое распространение он приобрел со второй половины следующего столетия. Но следует иметь в виду, что определенные представления о сэюм мировоззрении, отражающие его различные свойства и стороны, стали складываться намного раньше. Они выражались через содержание таких понятий, как мудрость, философия, метафизика, религия и некоторые другие, образуя отдельные грани их полисемантизма. Как правило, это были представления о некоем высшем знании, наиболее ценном и труднодостижимом, обладание которым делает человека мудрым, так как не только вооружает его пониманием всего происходящего в мире и в самом себе, но и учит его правильно жить, согласовывать свои действия с действиями всеобщих сил или начал с непреходящими законами, господствующими в мире и над самими людьми. Способность мировоззрения служит своеобразным компасом в жизни, человека признавали даже те философы, которые о сомнением относились к возможности постичь истину путем логического познания. Уже в античной философии начали складываться представления о качественном своеобразии и ценности мировоззренческих представлений о единстве познавательной и-регулятивной функции мировоззрения.

В философии нового времени центральными при рассмотрении мировоззренческих знаний становятся две проблемы: источник зтих представлений и знаний и метод их достижения. При атом, о

самого начала предпринимаются попытки подвести под них естественнонаучную основу. Изложенное дает основание сделать вывод, что проблема мировоззрения ставилась на разных этапах развития общественной мысли, однако, наиболее определнно она была поставлена в немецкой классифической философии, в которой было выработано само понятие мировоззрения. Так, И. Кант пришел к выводу, что если существует наука, дествительно нужная человеку, то это та, которая дает ему возмозность знать, как надлежащим образом занять свое место в мире и правильно понять, каким надо быть, чтобы стать человеком. Г. Фихте считал главной проблемой, решаемой мировоззрением, назначение человека вообще и какими средствами он может достичь своей цели. Особый интерес представляет понимание мировоззрения Г. Гегелем. Он рассматривает его как самосознание абсолютной идеи, которая на различных ступенях развития абсолютного духа осуществляется в различных формах, достигая все большей адекватности. Три основных этапа, которые проходит в своем развитии абсолютный дух, соответствует искуству, религии, философии - трем царствам абсолютного духа. Непременным условием научности мировоззренческих знаний Гегель считал их системность.

Понятие мировоззрение, унаследованное и переосмысленное основоположниками марксизма, наряду с другими достижениями немецкой классической философии, постоянно использовалось ими в разные периоды их деятельности. Уже в ранних работах К. Маркса четко прослеживается антирелигиозная, а затем и материалистическая трактовка его содержания. К. Маркс подошел к пониманию связи мировоззрения с интересами определенных классов, приступил • к выработке понятия буржуазного мировоззрения. Подчеркивая значение научного мировоззрения для развития рабочего движения, Ф. Энгельс считал задачей первостепенной важности формирование и распространение мировоззрения среди рабочих масс.

В трудах В.И. Ленина понятие мировоззрение получило дальнейшее развитие. Он употреблял это понятие при характеристике марксизма и враждебных ему буржуазных и мелкобуржуазных учений, раскрытии их содержания и классовой оущности, роли и места в идеологической борьбе во взаимосвязи с реальными действиями и интересами масс, классов, партий I:

- -11-

отдельных личностей в той или иной политической ситуации.

Таким образом, частичный анализ теоретического наследия позволяет сделать вывод, что теоретики разных времен часто пользовались понятием мировоззрение, раскрыли его место в духовной лизни общества и связь с различными сферами общественной деятельности. Вместе с тем наметились различные противоречивые тенденции в тракторовке мировоззрения.

Во втором параграфе - "Сущность и основные критерии научного мировоззрения" - подчеркивается, что недостатки и трудности, имевшие место в развитии философии, других общественных наук, отразились также и на понимании сущности мировоззрения.

В определении мировоззрения нашш- отражение преимущественно социальные и рациональные стороны человека при игнорировании его эмоционально-личностных и гуманистических качеств. Такое понимание мировоззрения воспроизводится во многих теоретических разработках, учебных пособиях.

Многосторонний взгляд на мир формируется у человека в процессе осмысления им динамики происходящих событий на фоне исторической и культурной традиции. Определение мировоззрения должно включать в себя не только научно-теоретическое отношение человека к миру, но учитывать специфику человека и наиболее глубинные закономерности, определяющие динамику процессов, протекающих в природе, в обществе и самом человеке. При таком подходе оказывается, что мировоззрение не есть что-то завершенное и раз навсегда данное. Это, скорее, процесс, включающий некоторые устойчивые компоненты. Процесс этот захватывает всю сознательную жизнь каждого человека.

Для выработки правильного подхода к проблеме мировоззрения необходимо учитывать также научные и философские тенденции, которые ориентируют на историческое' и перспективное видение социально-политической направленности личности.

Разрабатывая новые подходы к проблеме мировоззрения, необходимо также постоянно учитывать диалектику общечеловеческого и классового, что предполагает преодоление односторонней рационализации и абсолютизации классовых антагонизмов, детальное исследование реальных ситуаций б современном мире при осознании все- возрастающей роли человека

как в социальном, так и в планетарном масштабах.

Современный подход к проблеме мировоззрения предполагает, наряду с новым прочтением трудов основоположников марксизма, учет и творческое переосмысление всего духовского богатства различных историко-философских школ и направлений, несущих в себе интересные позитивные моменты, касающиеся человеческой природы и человеческого бытия.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что научное мировоззрение - это динамическая система теоретических и эмпирических знаний и представлений личности о наиболее глубоких закономерностях окружающего мира и сущности человеческого бытия, опосредованная нравственно-эстетическими чувствами и собирательно-ценностными отношениями к этому миру и ориентированная на многостороннюю творческую деятельность пс его преобразованию и преобразованию самого себя.

Исходя из приведенного понимания мировоззрения, диссертант попытался сформулировать некоторые эмпирические критерии, с помощью которых можно судить об уровне сформированности мировоззренческих позиций студента. Среди этил эмпирических критериев указываются следующие: степень осознания и реализации свободы личности, целостность и системность, гуманизм и демократичность, диалектичность, историзм, творческий характер, прагматизм, реализм и т.п.

В диссертации делается вывод,что мировоззрение позволяет человеку самоопределиться в мире, выбрать собственный жизненны! .путь. В этом, конечном счете, и заключается значение 1 социальная потребность в .мировоззрении. Мировоззрение рассматривается как атрибут человеческого сознания, как спосо? осмысления человеком своей человеческой сущности предметно-практического-освоения мира. Раскрытие этого свойств; мировоззрения происходит в реальном процессе становлени! человека не просто как человеческого существа, но, прежд! всегэ, как личности, как индивидуальности.■ Мировоззрение являясь отражением действительности, процессов духовноп освоения мира, находится в состоянии развития, обогащения : уточнения в ходе прогресса нйуки, техники, общественно практики. Вое это означает, что мировоззрение, как и сама жигя. людей в обществе, Носит исторический характер.

' -13В третьем параграфе - "Структура научного мировоззрения, его основные функции" - подчеркивается, что для теории и практики воспитательной работы небезразлично, какова внутренняя структура и функции мировоззрения, какие стороны сознания человека следует считать мировоззренческими.

Научное мировоззрение - специфическое явление духовной жизни, имеющее сложную структуру. В нее исследователи включают различные элементы, анализируют ее в разных планах.

Нам представляется, что рассмотрение структуры научного мировоззрения следует проводить в трех аспектах: гносеологическом, социологическом и аксиологическом. Это особенно важно для решения практической задачи - формирования научного мировоззрения студентов. Первый подход предполагает рассмотрение структуры мировоззрения под углом зрения отражения им действительности, раскрытие содержания мировоззрения, объекта и уровней отражения. Он позволяет выяснить объем и характер знаний и установить, что чрезмерное "гносеологирование" ведет к абсолютизации одного из элементов мировоззрения - знания.

Социологический подход помогает выявить особенности взглядов различных социальных групп, их цели, идеалы. Целостный анализ мировоззрения предполагает и оценочный, аксиологический подход, ибо мировоззрение - это не только система знания и представлений о мире, но и осознанные человческие интересы, идеалы, нравственно-правовые нормы, гуманистические ценности, определяющие поведение человека в жизни, его отношение к обществу и самому себе.

Основываясь на таком подходе, автор в стуктуре научного мировоззрения Еыделяет такой компонент как знания. При этом подчеркивает, что мировоззрение - это специфическое знание, обладающее определенной ценностной ориентацией, определяющей характер и направленность практической деятельности, принимающей форму целеустановок. В цели отражаются потребности, интересы действующего субъекта. Выражением единства знаний и целей в деятельности человека является идет. В ней находит отражение наличное содержание явлений действительности, тенденции их развития, не только сущее, но и должное. Важный компонент научного мировоззрения - принципы. Они позволяют

системативировать знание о мире, определить отношения к нему, придают научному мировоззрению системность, концептуальность. Совокупность идей и принцинов, находящихся в единстве и приобретающих концептуальный характер, составляет мировоззренческий взгляд. Это такая форма мышления, которая выражает мнение, точку зрения субъекта на . явления действительности.

Важным компонентом мировоззрения является идеал. Это целостный комплекс идей, принципов, взглядов о наиболее совершенной жизни, соответствующей интересам, желаниям, стремлениям индивида. Идеал воплощает в себе не только реально существующее, сколько желаемое, должное, идеальное, но не умозрительно созданное, а основанное на глубоком постижении объективных тенденций развития явлений или процессов. Идеал отвечает на коренные вопросы жизнедеятельности человека - о смысле и цели жизни, указывает на соответствующие образцы, эталоны поведения. По нашему мнению, при рассмотрении идеалов необходимо учитывать такие их характеристики, как научная обоснованность, практическая осуществимость, конкретность истины.

В структуре ■ мировоззрения важную роль играют убеждения. При всех разноречевых определениях, в убеждениях содержится общий момент: это определенное состояние знания. Знание может быть правильно усвоено, не став убеждением. Знания становятся убеждением при определенных условиях их восприятия. Убеждение характеризует степень, меру сознательности субъекта, способности к актуализации мировоззренческих знаний, воплощению их в поступки, действия - в поведение.

Автор делает вывод, что поведением человека управляет не только разум, но и его чувства и воля. Формирование научного мировоззрения возможно только при комплексном воздействии на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы сознания путем деятельности о учетом социально-психологических особенностей личности.

Важную роль в структуре убеждений играет вера. По мнению ряда авторов она рассматривается как антипод знания и противопоставляется убеждению. Иногда понятие верь ограничивается религиозным содержанием. Специфика веры состоит

-15в том, что усвоенная информация принимается эа истину априори. Принятые • на веру знания стают личным способом видения мира.Жизненносмысловая информация становится руководством к действию. Неверующий человек в сложных обстоятельствах может стать верующим в зависимости от того, какие знания определяют его жиэнедеятель*юе отношение к действительности. Вера выступает как способность воспринимать желаемое за действительное, Она становится определенным

чувственно-эмоциональным и психологическим настроем.

Нельзя также противопоставлять веру и убеждения. Вера, пройдя проверку жизненным опытом, может превратиться в убеждения. Последние при возникновении фактов, опровергающих правдивость знаний, могут превратиться в веру.

Понять существо мировоззрения, его структуру невозможно, если не раскрыть функции мировоззрения. Поскольку, вопрос о функциях научного мировоззрения в нашей литературе освещен недостаточно, диссертант сделал попытку проанализировать основные функции научного мировоззрения, высказал свое отношение к некоторым взглядам.

При рассмотрении функций научного мировоззрения в работе делается акцент на том, что оно дает возможность человеку наиболее точно раскрыть человеческую сущность в процессе разносторонней деятельности. Научное мировоззрение, становясь убеждением, способствует уяснению смысла, цели жизни, позволяет хорошо разбираться в процессах общественного развития, принимать правильные рещения, вести активную, целеустремленную работу. Оно определяет направленность всех духовных качеств личности, тесно связано со всеми сторонами жизнедеятельности человека. От него существенным образом зависит формирование потребностей и интересов, идеалов, взглядов на добро и зло, общественный долг и достоинство личности, эстетические вкусы и т.п.

Вторая глава - "Студенчества как объект и субъект формирования научного мировоззрения" - повящена рассмотрению вопросов взаимодействия субъект-объект мировоззрения, анализу студенчества как особой социальной группы, формирования научного мировоззрения в процессе учебно-воспитательной работы в вузах Вьетнама.

-16В первом параграфе - "Студенчество как особая социальная группа" - осуществлен анализ основных признаков, характеризующих студенчество как особую социальную группу. В диссертации подчеркнуто, что среди теоретических проблем формирования научного мировоззрения студентов важное место занимает научная разработка принципов взаимодействия субъекта и объекта мировоззрения. Субъект мировоззрения (личность, социальная общность) характеризуется творчеством (на основе познания и оценки реальной действительности), систематизацией, обоснованием, распространением, отстаиванием определенных мировоззренческих идей и взглядов.

Под объектом мировоззрения понимают адресаты - личность, социальные группы, коллективы, на которые направлено воздействие субъекта мировоззрения и ^которые воспринимают мировоззренческие взгляды, интерпретируют их, превращают в личные убеждения.

Исследована диалектика субъекта и объекта в самом человеке. Проявляя свою жизнь на существующих вне его действительных, чувственных предметах, т.е. выступая как субъект, человек одновременно является предметом этой, вне его существующей, действительности, выступает как объект. Таким образом., личность как саморегулирующая система представляет собой диалектическое единство субъекта и объекта. Только благодаря этому свойству возможно функционирование человека в системе общественных отнощений, управления, воспитания.

Диалектический характер объекта и субъекта воспитания отчетливо проявляется в самовоспитании как осознанной целеустремленной деятельноти человека, направленной на выработку или изменение, совершенствование своих социальных качеств в соответствии с ценностными представлениями и социальными ориентациями, складывающимися под воздействием общественных условий и воспитания. Самовоспитание понимается как сознательное принятие господствующих в обществе идеалов, ценноотей и норм поведения. Оно зависит не только от выбора главной жизненной цели, но и от поиска своей философии жизни, активнооти усвоения совокупности мировозренческих идей, которые импонируют индивиду и которые он склонен принять как свои собственные идеи.

' -17-

Среди обобщенных индивидов социальных общностей мы веделяем студенчество. Оно составляет особую группу, которая в силу своего социального положения нуждается в научном мировоззрении, необходимом для успешной прфессионалъной деятельности.

Студенчество возникло закономерно и развивается как ответ на объективную потребность общества в специалистах высшей квалификации.

В научной литературе студенческая молодежь нередко подразделяется на такие категории: студенчество как специфическая социальная группа в социальной структуре общества; социально-профессиональные группы (инженеры, педагоги, медики); студенчество как часть молодежи (демографическая группа); малые социальные группы (учебная группа, научный кружок, студенческая семья и т.д.); личность студента. Такое деление имеет не только теоретическое, но и практическое значение, прежде всего в системе воспитания. В нашей диссертации мы рассматриваем особенности студенчества как специфической социальной группы. К ним мы относим характер труда и роль в общественной организации труда, подготовку к выполнению функций интеллигенции; частичное участие в опосредованном производительном труде в форме учебы и т.п.

Студенческая пора - это вр^мя профессиональной подготовки молодежи, овладение ею навыками труда и управления, нахождения своего • места в жизни. Это одновременно и выработка мировоззренческих ориентаций, становления гражданских качеств. Определенный интерес в этом отношении представляет сделанный в диссертации социологический анализ отношения студентов вузов Вьетнама к реформированию общества. Высокую оценку получили изменения в сфере свободы слова и печати. Далее идут показатели, отражающие позитивную оценку перемен в области демократизации общественной жизни, затем - экономических реформ, перестройки высшего образования, правовой системы, реализации принципов социальной справедливости и, наконец, насыщение рынка потребительскими товарами. Анализ данных о характере мировоззренческих позиций, состоянии политического сознания студентов также показал, что в условиях ухудшающейся экономической ситуации в стране, обостряющихся межнациональных

противоречий у значительной части студенчества произошли существенные изменения в отношении идеологических и политических ценностей и норм социализма. Это объясняется определенным несоответствием между самой жизнью и знанием, которое оно отражает (например, приукрашивание действительности, замалчивание реальных проблем и т.п.), что привело к разрыву между знаниями и убеждениями, между теоретическим и духовно-практическим уровнями мировоззрения. Следовательно, со'студенческим возрастом, как правило, связано усвоение социального опыта (как общего, так и профессионального), выступающего в виде общеобразовательного и профессионального обучения. Поэтому проблема формирования научного мировоззрения выступает в значительной мере как проблема отношения студентов к учебе, овладению научными знаниями.

Во втором параграфе - "Формирование научного мировоззрения студентов в процессе изучения общественных наук", - отмечается, что мировоззрение студента формируется под воздействием различных факторов: окружающей среды, личного спыта, образования, воспитания, особенностей его характера. Но важное место в формировании научного мировоззрения принадлежит науке. Воздействуя на ценности личности студента через систему образования, наука формирует в структуре личности студента высокий ценностный статус научного знания и начной деятельности, делая тем самым науку одной из ведущих ценностей в структуре ценностного сознания. ОСэнание студентом ценностного статуса науки создает объективную возможность и потребность будущего специалиста в научном подходе к явлениям окружащей действительности.

Важная роль в процессе формирования научного мировоззрения принадлежит общественным наукам.

Общественные кафедры вузов СРВ большое внимание уделяют качественной подготовке к чтению лекций с использованием проблемного метода обучения, применение которого вызывает определенный интерес к изучаемой проблеме, побуждает, стимулирует самостоятельную творческую работу студентов.

Важным фактором дальнейшей интенсификации учебного процесса, повышения эффективности лекций и других форм занятии

является широкое использование технических средств обучения, наглядных пособий, художественной и публицистической литературы. Это усиливает убедительность изучаемых положений, помогает глубже раскрыть содержание общественных явлений и процессов. Важная роль в изучении общественных наук принадлежит самим студентам.. Они выступают не только как объекты воспитания, но и как его субъекты, готовящиеся к самостоятельной творческой деятельности.

Речь идет о самостоятельном изучении курсов общественных наук в учебном процессе (умение слушать и конспектировать лекции, работать над докладами, реферататми и другими выступлениями на семинарах, активно в них участвовать, готовиться к зачетам и экзаменам); о работе с научной книгой; о внеаудиторном изучении и разработке проблем общественных наук (участие в кзфедральных и факультетских исследованиях, в работе студенческих конференций, конкурсах студенческих работ, в пропаганде научных знаний среди трудящихся и др.). Объем передачи знаний, глубина их содержания, степень воздействия на мысли и чувства студентов во многом определяется составом кадров обществоведов.

В третьем параграфе - "Формирование научного мировоззрения студентов в ' процессе изучения естественно-математических и технических наук", - раскрыто воздействие на формирование научного мировоззрения студентов изучения естественно-математических и технических наук в вузе.

Важнейшей составной частью мировоззренческих знаний является материалистическая диалектика, рассматриваемая как теория познания. И, конечно, прежде всего, законы диалектики должны служить формирован™ научного мировоззрения в процессе изучения естественно-математических и технических наук.

В связи с этим в работе раскрываются принципиальные вопросы диалектики развития наук: о внешних (социально-экономических, социально-исторических,

общекультурных) и внутренних факторах развития наук; о научных революциях и эволюционных путях накопления научных знаний; об интенсивных и экстенсивных фазах движения' исследовательсгай мысли; об иерархии уровней научного знания; о случайности научных открытий и аакономерносиях развития теорий; о

ооотношении фундаментальных и прикладных исследований, а также естественных и технических наук; об эволюции основного понятийного аппарата науки и т.д. И адесь изучение истории науки становится в один ряд с анализом современного знания, превращается в обязательный объект комплексного исследования закономерностей развития науки.

Формирование научного мировоззрения нельзя рассматривать как простое прибавление новых знаний к тому миропониманию, которым уже обладает человек. Нередко прежнее миропонимание вступает в противоречие с той информацией, которую передает студенту преподаватель. Поэтому достичь успехов в формировании научного мировоззрения студентов в процессе изучения естественно-математически« и технических наук можно лишь тогда, когда специалист той или иной области науки или техники сам подготовлен, обладает не только широким научным кругозором, но и методом эффективного воспитательного воздействия.

Таким образом, современные достижения естественных, математических и технических наук расширяют и обогащают представления о мире, оказывает влияние на традиционные представления о нем, на логический строй и стиль мышления -внооят вклад в формирование научного мировоззрения.

Научное мировоззрение, которое должно быть сформировано посредством системы высшего образования, может быть осмыслено только как интегральный результат усилий, условий, средств и т.п., всех учебных предметов, которые, в соответствии с содержанием и уровнем развития, участвуют в необходимых для' этого межпредметных взаимодействиях. Синтез знаний из различных учебных предметов охватывает целостный процесс развития от эмпирии до выслих теоретических обобщений, лабораторных упражнений до целостного мировоззрения.

В четвертом параграфе - "Формирование научного мировоззрения отудентов во внеучебное время" - речь идет о таких его формах, как политическое информирование, клубы по интереоам, тематические вечера, научно-исследовательская работа И др.

Специфика воздействия политического информирования на мировозвренчеокоэ становление студентов заключается в его влиянии не только на рациональную, но и на

эмоционально-чувственные сферы духовного „мира, что, в свою очередь, способствует закреплению и распространению информационно-содержательных сведений политического характера как на теоретическом, так и на обыденном уровнях группового, индивидуального сознания. Функцию формирования научного мировоззрения система политического информирования может выполнять при условии . соблюдения следующих обязательных требований: правдивость, конкретно-исторический полход, связь с жизнью, научность и объективность, полнота, оперативность и новизна, актуальность и адекватная форма подачи, систематичность и лаконичность, дифференцированный характер, ясность, доходчивость и др.

Одним из средств воспитательного воздействия на студента вуза является научно-исследовательская работа. Она играет важную роль в овладении студентами стройной системой знаний, способствует формированию научного мировоззрения, воспитанию убежденности в истинности демократических идеалов, учит студентов самостоятельности и умению ориентироваться в огромном потоке научной информации, критическому мышлению.

Рассмотрение процесса формирования научного мировоззрения студентов как результат лишь учебно-воспитательной работы без учета всей совокупности социальных условий лишает воспитательную работу ее материальной базы и действенности. С другой стороны, абсолютизация значения объективных . условий может привести к существенному отставанию нравственного, культурного развития.

Успешное решение этой задачи обеспечивается деятельностью по совершенствованию социальных' условий жизни и повышением уровня учебно-вопитательной работы.

В диссертации раскрыты недостатки и противоречия в формировании научного мировоззрения студентов. В учебно-воспитательном прецессе еще слабо реализуются принципы и установки педегогики сотрудничества. которая предполагает переход от командно-административных методов обучения и воспитания к диалогу и подлиннпчу демократизму, к сочетанию меры внешнего воздействия, с развитием внутренней активности, с выработкой личностной мировоззренческой установки на деятельное овладение достижениями культуры. А это возможно при установке

на воспитуемого не только как объекта воспитания, но и как субъекта самовоспитания, что , в свою очередь, предполагает высокую культуру воспитания, доверительное общение, равноправный диалог.

В заключении содержится обобщение изложенных в диссертации положений, сформулированы выводы и практические рекомендации по дальнейшему совершенствованию формирования у студентов научного мировоззрения.

Основные положения работы отражены в следующих публикациях:

1. Формирование личности студента в прецессе преподавания естественных наук.

Журнал "Нган Ханг". Ханой, 1988. N 4. С 1Ь-21 (на Вьет.языке)

2. Студенты и студенческие проблемы. Журнал "Нган Ханг".

Ханой, 1988. N 6. С 63-66 (на Вьет.языке)

3. Вопросы . формирования мировоззрения у студенческой молодежи: Тезисы докл.науч.-практ.конф. "Об идейно-политической работе и моральном воспитании студентов в вузах".

Ханой, 1990 С 40-44 (на Вьет, языке)

4. Научное мировоззрение: понятие, структура, функция.

Журнал "Нган Ханг". Ханой, 1990. N 2. С 169-175 (на Вьет.языке)