автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Проблема генезиса интересов и ценностей в культурных традициях и общественной жизни Вьетнама

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Ву Ван Гау
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Проблема генезиса интересов и ценностей в культурных традициях и общественной жизни Вьетнама'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема генезиса интересов и ценностей в культурных традициях и общественной жизни Вьетнама"

На пропах рукописи

РГБ ОД

1 3 Ш 1938

ос

ВУ ВАН ГАУ

ПРОБЛЕМА ГЕНЕЗИСА ИНТЕРЕСОВ И ЦЕННОСТЕЙ В КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

ВЬЕТНАМА

Специальность 09.00.11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - 1996

Работа выполнена на Санкт - Петербургской канфедре философии Российской Академии наук.

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор ЕФИМОВ Ю.И.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор ГРОМОВ И.А. кандидат философских наук, доцент ТЯН Н.М.

Ведущая организация - Балтийский государственный технический унииерситет, кафедра культурологии и социологии.

Защита состоится "3.1."....Л.ик$1...Л996 г. в.//.£°.часов на заседании диссертационного совета К 113.05.10 по присуждению ученой степени кандидата философских наук в Российском государствиеном педагогическом университете им. А.И. Герцена по адресу :197046, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, 26, ауд .317.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке РГГ1У им. А.И. Герцена.

1996 г.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат философских наук, доцент

ЦУПКО т.в.

СВДЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Изучение генезиса и динамики изменения интересов всех слоев общества всегда было актуальным и важным для социально-философского анализа. Вопрос об интересе как неотъемлемом факторе активизиации и детерминации деятельности социальных субъектов весьма актуализируется з переломные периоды истории, во время крупных социальных перемен.

Взаимодействие человеческих интересов, их адекватное осознание и поиск наиболее действенных путей их реализации всегда двигало общество в мировой истории от варварского существования к цивилизованному, от кровнородственных связей - к госу ;арствен-но-политической организации, от хаоса всеобщей вражды и борьбы -к пордцку и гражданским отношениям. Поэтому проблема интереса весьма актуальная и с точки зрения обшей ситуации в мире, и с позиции решения конкретных задач по социально-экономическому и культурному переустройству в отдельных странах и регионах.

В этой связи весьма показательны существенные изменения интересов и традиционных ценностей, происходящие в общественной жизни современного Вьетнама, переживаниего период резкого подъема индивидуального и коллективного самосознания своеобразия своей культуры, ее национальной самобытности. Становление в нцнеынэм Вьетнаме новой культуры, которая стремится гармонично сочетать традиционные ценности с современностью, является сложной задачей, трудно решаемой в условиях коренных преобразований всех сфер общественной жизни, перехода на рыночные отношения, когда супестзен-но изменяется характер взаимодействия материальных и духовных потребностей и интересов в общем объеме социальных интересов. Поэтому проблема эволюции культурные ценностей, изменение соотношения традиционного и современного в новейшей культурной истории Вьетнама представляет значительный интерес для философского исследования.

Проблему культурной самобытности и специфичности вьетнамской культурной жизни нужно рассматривать в контексте изучения интересов во всем многообразии их проявлений, переплетений и столкновений с традиционными культурники ценностями, в контексте соотношения эгнонационольнэго и общечеловеческого характера культуры. ^

Основных ключом к пониманию уникальности духовик ценностей

вьетнамской культуры, национальной самобытности ее развития является исследование истории взаимодействия национальных народных традиций с влиянием господствующих религий (конфуцианством И буддизмом), выявление характерных особенностей их взаимопроникновения в национальный народный быт и нравы, традиционные культурные стереотипы и нормы, а также определение их места и роли в динамике культурной и общественной жизни современного Вьетнама.

Несомненный интерес для социально-философского аналгза представляет успешное решение Вьетнамом важнейшей социальной задачи взаимодействия экономических и политических интересов. Значительные успехи, достигнутые в решении этой задачи, свидетельствуют о том, что Вьетнам являет собой характерный пример на азиатском континенте, где, не отказываясь от социалистической ориентации во всех сферах общественной жизни, народные массы продвигаются по пути к рыночной экономике с государственным регулированием. Государство всецело содействует оптимальному сочетанию политических и экономических интересов различных групп и слоев населения, способствует развитию многоукладной товарной экономики при сохранении равноправия различных форм собственности.

Известно, что до недавнего времени многообразные противоречия реальных отношений социалистического общества сводились к весьма упрощенной трактовке противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Доминировала теория бесконфликтного, бескризисного развития, неантагонистических противоречий, поскольку считалось, что при социализме невозможно возникновение антагонизмов, так как экономические и политические интересы едины для всего общества.

Практика общественного развития е наши дни убедительно демонстрирует однобокость этих теоретических построений и показывает, что общественные отношения социглистического общества не лишены антагонизмов, политических конфликтов, острота которых в свое", основе определяется экономическими и политическими интересами.

Таким образом, мо%ко констатировать, что усиление внимания у проблеме интереса - свидетельство еще одного из проявлений об-сего поворота к человеческому язкерению истории. Более интенсивная, многосторонняя разработка про Слеш интереса существенна .для объеаинс, я ус::лий обтестЕ'^одо:: ? изучен»« человеке., .для углубления к ьо^ретчз&дни ггог-ги кулыурко-лсторического развития

обществу, она придает реальную паучно-объэктириую направленность мего.;олсгичэскому обоснован,ia практики управления ^циальпша процессами.

Степрщ. пяэгмботянкоот:! пробтемн. В современно,! соцлально-филоссфской литературе дан содеряатвльиыЛ и ь-нопоплановы!: анализ проблем» интереса. В отечественной литературе достижения в области исследования проблемы социального интереса связаны с именами А.И.Арнольдова, Г.М.Гака, Г.Е.Глезеру-ана, А.Г.Здразомыслова, В.К. Плетниковя, А.Г.Москйленко, В.П.Фофанова и других авторов.

Во Вьетнаме эти.мл вопросами плодотворно занижаются Дэо Суан Шам, Дао Зуй Тунг, Ле Хыу Тяиг, Занг Линь, Чмнь Минь Хо и др.

Проблемам ос:лысления роли традиций как универсального способа воспроизводства и передачи социокультурного опыта посвящены исследования Э.А.Баллера, З.С.Маркаряна, В.Д.Плахова, П.А.Зодо-пьянова, А.И.Зеленкова, З.Н.Мангасаряня.

Специфичность и самобытность культуры в определенной степени рассматривалась С.Н.Аргановским, И.К.Моисеевым, З.Н.Мазыряннм, Н.К.Никулиным, Данг Нгэм Ван, 5ам Хонг Тхаи, До Ха, Хо т Куч ч друг/,т.

Однако вопрос о роли социальных интересов и ценностей в общей динамике культурных традиций вьетнамского обшесгв-э специально, не рассматривался. Культурологический аспект проблемы генезиса интересов и ценностей не стал еше объектом всестороннего социально-философского анализа.

Б той или иной степени изучение проблемы шло з рамках социально-культурных исследований влияния буддизма и конфуцианства на вьетнамскую культуру ь прошлом и настоящем. Надо отметить в этой"связи работы By Кхиеу, Чан Ван Зау, Чан Д^нь Хыу, Чан Куок Выонг, Д-tнь за Хань, £.шг Тхань Лэ, а тагае коллективную монографию "История буддизма «о Вьетнаме", Ханой, 1988.

Среавторов, изучающих самобытную вьетнамскую культуру, сле.^ует особо отметить таких авторов, как Д.З.Дголлк, И.0.Князеву, 0.Л.Калмыкову, К.Ю.Леснока, З.З.Ремарчук.

Актуальность темы требует более тцательного анализа данной проблеш и ее всестороннего рассмотрения.

Твэретическу» и метоп.олсгическууз основу чсслз 10^ания сос- . тясяяют принципы материалистического понимания истс;..н, объек-ти^.^огп, -историзг.'д, всестороннего учета преемственности s раз-

витии культуры. Широко используются диалектико-материалистичес-кие принципы анализа социальных явлений, социально-экономической и политической структуры общества, природы интереса, диалектики взаимосвязи интересов и ценностей общества, коллектива, личности.

Цели и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является рассмотрение в историческом и социально-фи-лссофском плане динамики изменений интересов и традиционное ценностей в культурной и общественной жизни Вьетнама.

Основная цель исследования определила постановку и решение следующих задач:

- выявить отличительные черты вьетнамской культуры на основе краткого анализа осноеных исторических этапов социально-культурного развития вьетнамского общества;

- раскрыть природ интереса как ключевого элемента в механизме социальной детерминации общественных связей и непосредственной основы активизации деятельности социальных субъектов;

- охарактеризовать особенности буддизма и конфуцианства, провести сравнительное рассмотрение их влияния на изменение традиционных ценностей культуры Вьетнама;

- проанализировать своеобразие взаимодействия экономических и политических интересов в естественной 'жизни современного Вьетнама.

Научная новизна исследования определилась изложением б социально-историческом и социально-философском аспектах проблемы изменения интересов и традиционных ценностей вьетнамского общества .

В этой связи б диссертации:

- Сформулирована и развернута концепция социального интереса как существенного элемента развития обиестзенных отношений и активизации деятельности социальных субъектов.

- Расс: грены основные этно-историческиз характеристики со-цлальрс-культурнои эесящии вьетнамского общества, предложена и обоснована ее прзлодизация.

- Вылзлены отличительные черты утилитарных, нравственных и эстетических ценностей в культурных т-ради;;иях Вьетнама (в прошлом и кг

- Рассмотрены кульгурно-^.сторичзские особенности буддизма

у. конфл'цкякстьа, кг.к -\ъух сага« крупных религий, из рзна супест-

вутаих во Вьетнаме.

- Определена роль буддизма и конфуцианства в' процессе изменения традиционных духовных ценностей вьетнамской культуры.

- Установлено качественное своеобразий взаимодействия экономических и политических интересов в общественно?! жизни современного Вьетнама.

Положения и выводы, выносимые на защиту.

1. Интерес представляет собой ключееой элемент в механизме социальной детерминации процессов закрепления, хранения, трансляции и трансформации традиционных культурных ценностей.

2. Весьма существенная роль^нтереса как ведущего фактора развития обцественных отношений и активизации деятельности социальных субъектов обнаруживается при исследовании генезиса традиционного социокультурного опыта вьетнамского общества.

3. Своеобразие духовкой культуры Вьетнама формировалось иод сильным воздействием двух древнейших цивилизаций - китайской и индийской, - и утверждалось на основе традиционных народных культурных ценностей.

4. Рассмотрение этно- юторических характеристик основных этапов социально-культурной эволюции вьетнамского общества вклеило отличительные черты утилитарно-практических, нравственных и эстетических ценностей в культурных традициях Вьетнама, их самобытность и уникальность.

5. Анализ этой проблемы позволяет раскрыть специфический колорит прошлого и настоящего национальной культуры Вьетнама чо взаимодействии и взаимопроникновении культурных традиций с конфуцианством и буддизмом. Процесс формирования и изменения 'градационных духовных ценностей вьетнамской культуры под воздействием буддизма и конфуцианства несет в себе как положительные, так и отрицательные моменты.

6. Учет этого обстоятельства приобретает особое значэние для современного вьетнамского общестза, трудно рэшягаего серьезные социальные задачи по нозроядзнию своей национальной и духовной самобытности, по воссоздании своей экономической самостоятельности, в борьбе за сохранэние политической стабильности и свободы.

7. Сочетание социальных интересов, их согласование являет- , ся важнейшим условием успешного решения комплекса .?. пролз-г-чсгг"1 и ¡'лспризведотга обиесгва как целостного социокультур-

ного образования. Анализ диалектики взаимодействия экономических и политических интересов в общественной жизни современного Вьетнама выявляет определенные достижения относительного единства интересов, которое оказалось возможным лишь через усиление взаимосвязей различных политических и социально-экономических ферм.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в вузовских курсах философии, при подготовке и чтении спецкурсов по философии культуры, при организации философских исследований.

Апробация работы. Результаты работы обсуждались на Санкт-Петербургской кафедре философии Российской Академии наук, нашли свое отражение в опубликованных тезисах докладов на П Всероссийской конференции "Человек в мире диалога" (Санкт-Петербург, I9S3 г.). На мекдународной научно-практической конференции "Философия социального действия и перспективы демократии", секция 1У. Культура и ценности национального самосознания, Минск, 1994 г.

Материалы диссертации использовались автором при проведении занятий со студентами философского факультета университета Хошимина, в также в других вузах г. Хошимина (Вьетнам).

Мауириалы диссертации нашли также свое отражение в содержанки учебников для студентов философского факультета университета Хошимина "Общая китайская фллософия", написанных коллективом агторор; Ву Ван Геу, Члкь Зоан Чннь, Ву Тинь - Хишиминский университет. 1590 г.

Структура диссертации. Дюсертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОД5РЕАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, рассматривается степень ее научной разработанности, формулируются цель и задачи исследования. Указываются элементы новизны и практическая значимость полученных результатов, определяются теоретико-методологические основы исследования, его апробация.

Первая глава - "Взаимодействие социальных интересов в контексте традиционных культурных ценностей вьетнамского общества (генезис и специфика)" посвящена рассмотрению этносоциальных особенностей культурной эволюции вьетнамского общества, выявлению основных моментов ее исторической детерминации.

В первом параграфе дается краткий очерк истории формирования социальных, культурных и идеологических особенностей жизни вьетнамского общества с периода создания первого государства на территории современного Вьетнама вплоть до состояния общественной жизни Вьетнама, сложившегося к началу XX столетия.

Автор исходит из того, что своеобразие вьетнамской культуры формировалось в условиях сильного воздействия д^ух древнейших цивилизаций - китайской и индийской.

История вьетнамского народа насчитывает около четырех тысячелетий. И на всем ее протяжении огромную роль в генезисе традиционного социокультурного опыта играли религиозные воззрения. Обзор социально-политических, идеологических и культурных аспектов этносоциальной эволюции вьетнамского общества демонстрирует определенные типы культурной адаптации со своими особенностями и отличительными чертами в генезисе традиций. Культурная традиция оказалась одним из важнейших инструментов концентрированного выражения социального опыта., которая, подобно генетическому ко,1у ориентировала на существенно важные для выживания типы поведения: жизнь в согласии с природой, трудолюбие, доброту, отсутствие зависти к благам, терпимость, общинный характер человеческих'отн -шений. Мелкопроизводственный, аграрный тип общественного производства Есецело способствовал соединению и закреплению разнородных традиционных ценностей, представляющих собой важнейшее средство ■-•лмоорганизации и саморегуляции культуры как специфического способа человеческой деятельности.

Во втором параграфе автор рассматривает специфику взаимодействия основных интересов и ценностей традиционной-вьетнамской культуры.

Рассматривая культуру как сложное общественное образование, автор полагает, что ее необходимо воспринимать и как систему ценностей определявших интересы и практические действия людей. Ценности выражают общечеловеческое содержание и в то же время имеют конкретно-исторический характер. Вне определенных исторических рамок нельзя выявить существо ценностей, их развитие, кризис и появление новых ценностей. Объективное исследование ценностных отношений предполагает анализ их содержания в зависимости от субъектов деятельности: классов, наций, социальных'групп и др. Д1сс.ер-тант исходит из того, что ценностное отношение как существенная характеристика, объективной стороны исторического бытия и ценности ная ориентация как субъективный процесс формирования целеполагаю-шей деятельности людей, где ценность и оценка диалектически взаимодействуют, в своей основе детерминированы социальным интересом -.ключевым звеном в системе социальной детерминации и жизнеобеспечения традиционных культурных ценностей.

При исследовании генезиса традиционного социокультурного опыта вьетнамского обшества в полной мере обнаруживается весомая роль интереса как ведущего фактора развития общественных связей и отношений, и как катализатора активизации деятельности социальных субъектов.

Основные этапы социально-культурной эволюции вьетнамского общества демонстрируют образование и закрепление широкого спектра разнородных интересов и ценностей, составивших фундамент традиционной вьетнамской культуры. По мнению диссертанта, ценности в культурных традициях Вьетнама можно по;;разделигь на утилитарные, нравственные и эстетические. Представление совокупности материальных и .духовных ценностей в культурных традициях Вьетнама этими тремя основными формами имеет методологический смысл в контекста осознавания процесса разделения, отличия и взаимодействия ценностей в традиционной культуре, ьорыа утилитарных ценностей занимала основное место, (Торма нравственных ценностей - центральное, форма эстетических ценностей была выражением их развития, тогда как моральные ценности доминировали в содержании традиционной культуры, они выступали регуляторами прагматических и эстетических ценностей.

Основные черты традиционной вьетнамской культуры как своеобразные продукты истории отражают особенности формирования л социального развития вьетнамского сС^есТБа. Приоритетное место •?:гсэскэго фактора в духоп:з?. жизни нзрэця определилось: ьо-пер-

еых, общинно-сельским образом жизни и общинной психологией традиционного общества; во-вторых, кустарным, мелкопрокзводительным характером производства; в-третьих, спецификой общественной организации и управления.

Приспособляемость к невзгодам стала отличительной чертой характера вьетов, помогавшей им Еьгкивать в трудных природных условиях. Эта приспособляемость формировалась на протяжении многих поколений и обеспечила глубокую жизнеспособность культуры. Благодаря этому отличительному качеству, вьеты сохранились как нация, несмотря на бесконечные попытки их покорения и ассимилирования. В традиционной культуре вьетов любовь к родине, любовь к семье, к селу, к родной местности являются важнейшими культурными ценностями. Любовь к родине - это социальная философия и мировоззрение вьетнамцев, поистине деятельный патриотизм является самобытной религией Вьетнама.

Специфический колорит прошлого и настоящего национальной культуры Вьетнама обнаруживается при анализе взаимодействия культурна традиций с буддизмом и конфуцианством - двумя самыми крупными религиями, издавна существовавшими во Вьетнаме. Этому вопросу посвяиен третий параграф "Этнонаи.иональные особенности конфуцианства и буддизма в культурных традштиях вьетнамского общества".

Конфуцианство и буддизм по существу и характеру отличаются друг от .друга. Конфуцианство касается вопросов лолитико-; .оральных и вопросов долга человека перед правящими. Буддизм культивирует доброе в человеке и указывает путь освобождения 6т страданий. Несмотря на различие этих религий, они всегда сочетаются и дополняют друг друга.

Зтнонациональные особенности кснфуцианстЕа и буддизма в истории двухтксячелетнего их взаимодействия с национальной вьетнамской культурой проявились прежде всего, и, главным образом, в мировоззрении лкдей, воплотились в традиционном вьетнамском характере. Ритуалы богослужения, обряды и празднества этих религ , трэкторка их классических идей и их воплощений в практику повседневно? жизни оказались в значительной степени подверженными зоа-дейетете специфических интересов и ценностей традиционной вьетнамской ультуры. В свою очередь воздействие и,дай конфуцианства и буддизма на традиционные ценности вьетнамской культуры имело кяк гюло'штельные, так к отрицательные моменты.

Положительная сторона конфуцианотЕн проявились в том, что

б традиционной культуре Вьетнама оно выполняло воспитательную роль в общественной жизни, начиная с семейных отношений и заканчивая теорией управления государством. Конфуцианство упрочило систему представлений о человеке как о социальном субъекте, несущем ответственность за все происходящее на земле. Что же касается буддизма, то он ставит смысл жизни, мировоззренческие идеалы выше религиозных принципов. Традиционная культура не создала вьетнам-скукэ теорию буддизма, но влияние культуры буддизма стимулировало развитие духовных ценностей в стране. Когда буддизм входил в общественное сознание, возникали и актуализировались новые связи ценностей, особенно связь человека с природой, обращение к внутреннему миру человека. Концепции, опирающиеся на буддистскую мораль, сильно влияли на отношение между нравственными и художественными ценностями вьетнамцев. Буддизм глубоко проник в мышление и национальную культуру Вьетнама, он поддержал развитие народной художественной культуры.

Вторая глава - "Взаимодействие интересов и традиционных ценностей в социокультурной жизни совх^еыенного Вьетнама" - содержит два параграфа. В первом параграфе отмечаются трудности, которые переживаются современным вьетнамским обществом, решающим серьезные социальные задачи по сохранению своей национальной уникальности и духовной самобытности, по поддержанию своей экономической самостоятельности и политической стабильности.

Существенные изменения интересов и традиционных ценностей, происходящие в общественной жизни современного Вьетнама, свидетельствуют о значительном росте индивидуального и коллективного самосознания своей культуры, ее национальной самобытности.

Существенным принципом современной вьетнамской культуры является доминирование в ней общинной психологии, поскольку еще сохра-! няются реальные условия для ее существования. В диссертации рассматриваются некоторые основные черты традиционной общинной психологии, которые выступают в роли негативного фактора социокультурного процесса.

Диссертант считает, что строительство новой культуры требует всесторонних, глубоких знаний, умелого сочетания их с практикой. Однако до последнего времени частая, смена приоритетов в общественной практике сопровождалась' постоянными колебаниями в прз.;пачте-нпях тем или иным формам культурной жизни. Вместе с тем нельзя эчбывать о том, что ььетнамское общество г настоящее нремя •~,ся переходным, тенденции его развития недостаточно стабильны.

Устойчивость может быть достигнута за счет того, что вьетнамская культура будет заполнена национальным колоритом, не теряя связи с современностью.

Гармоничное сочетание традиций с современностью является приоритетным принципом современной культурной политики. Так, в культурной традиции вьетов имело место предпочтительное развитие морали, опора на обычаи и нравы. Традиционная культура считала общинные традиции и обычаи важнее закона, уважала привязанности, нежели таланты, использовала нормы "добра-зла" в качестве мерч справедливых ценностей. Новая культура - это культура, в которой люди живут и работают по закону, закон является движущей силой сохранения, поддержания морали и создания справедливых этических принципов.

Общинный характер традиционной культуры препятствовал развитию личности с ее индивидуальностью. Сейчас положение меняется, поскольку складывающаяся рыночная система ориентируется на личность с активной творческой индиви,дуальностью, не утратившей своей этнонациональной самобытности.

Конечно, прагматическая направленность ценностей жизни и культуры нередко обедняет л даже искажает многие традиционные отношения, начиная с семейных, братских, дружеских вплоть до общечеловеческих. Преодолению этого противоречия может послужить растущая практика соединения разнородных ценностей, посредством селекции их положительных черт и вытеснения крайне негативных, искусственно привнесенных, не отвечающих специфике культурно-исторического развития вьетнамского общества.

Во втором параграфе второй главы диссертации делается попытка определить основные факторы генезиса социальных интересов во всем многообразии их проявлений, переплетений и столкновений с традиционными культурными ценностями, с точки зрения решения ксн?:ретних задач по согласованию экономических и политических интересов как важнейшего условия стабилизации всех сфер общее, венной жизни.

Отмечается, что существенные сдеиги, происшедшие в последние тды в социально-экономическом развитии Вьетнама, еще раз с бон-:-. убедительностью подтверждают, что оптимальный путь существования и развития здоровой экономики возможен лишь там, где он соответствует традициям и психологическому укладу общества, его национальной специфике. Именно согласование всего многообразия социальных интересов является важнейшим условием успешного

решения комплекса задач производства и воспроизводства общества как целостного социокультурного образования.

Дальнейшая разработка научно-обоснованной стратегии социально-экономического и культурного развития предполагает учет и дч-намичную согласованность интересов общества в целом, с одной стороны, и интересов государственной власти, хозяйственных организаций и отдельных лиц, - с .другой. Причем основой интересов общества являются интересы индивидов. Человек всегда должен находиться в центре внимания, быть целью развития общества, всех .сфер его деятельности, так как способ удовлетворения человеческих потребностей есть вместе с тем и способ самоутверждения, самореализации общественного субъекта, реального воплощения его' ценностнгх ориентации.

Б отключении диссертации подводятся итоги исследования.

Основные положения.диссертации изложены в следующих работах:

1. Диалог как способ согласование национальных и религиозных интересов // Человек в мире диалога (Материалы П Всероссийской конференции). Санкт-Петербург, 1293 г.

2. Региональная специфика согласования национальных и религиозных интересов в общественной жизни // Международная научно-практическая конференция "философия социального действия и перспективы демократии". Минск, 1904 г.

3. Общая китайская философия. Хошикинский университет. 1590. (В соавторстве Чинь Зоан Члкь, Ву Тинь).