автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Формирование образной концепции при проектировании коллекции современного костюма на основе использования этнических мотивов

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Самарханова, Рената Фаридовна
  • Ученая cтепень: кандидата технических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Формирование образной концепции при проектировании коллекции современного костюма на основе использования этнических мотивов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование образной концепции при проектировании коллекции современного костюма на основе использования этнических мотивов"

СЮ348ЬиЫз

На правах рукописи

САМАРХАНОВА РЕНАТА ФАРИДОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИЙ КОЛЛЕКЦИИ СОВРЕМЕННОГО КОСТЮМА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ МОТИВОВ

Специальность 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

2 С КОЯ ш

Москва 2009

003485063

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина» на кафедре «Художественного проектирования костюма»

Научный руководитель: доктор технических наук, профессор

Козлова Татьяна Васильевна

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор

Савельева Ирина Николаевна

кандидат технических наук Аксенова Анна Николаевна

Ведущая организация: ГОУВПО «РГУ туризма и сервиса»

/Г-

Защита состоится 10 декабря 2009 года в часов на заседании диссертационного совета Д 212.139.04 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина».

Адрес: 119071, г. Москва, ул. Малая Калужская, д. 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина».

Автореферат разослан « 7 *■» _ // 2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

диссертационного совета у (—.

д. искусствоведения, проф. -^с'^-¿eS) Стор И.Н.

Актуальность темы исследования

В современном обществе мировая мода находится в тесной взаимосвязи с этническими культурами, которые по праву являются одним из самых продуктивных источников возникновения новых стилей, форм и образов, способствующих обогащению современного костюма. Если иссякнет источник возникновения новых образов или элементов в моде, то перестанет существовать и сама мода.

Современный процесс художественного проектирования костюма связан с комплексом задач, решение которых предопределяется необходимостью прогнозной информации о закономерностях обращения мировой моды к этническим мотивам.

От модельеров требуется не только умение овладеть большим потоком информации о модных тенденциях развития формы, но, главным образом, способность создания новых форм костюма на основе научно обоснованного прогноза.

Существующие на данном этапе подходы к изучению развития костюма с использованием этнических элементов не выявляют совокупной целостности воздействий этнокультур на динамику моды в целом, а сводятся в основном к рассмотрению, по сути, частных случаев того или иного влияния, не раскрывая общей картины развития современной моды с использованием элементов этнокультур.

В ряде исследований имеются отрывочные данные об использовании традиций народного костюма, о характере влияния одного или нескольких этнических мотивов, однако они не обобщены и не имеют научной обоснованности. Кроме того, авторы, которые занимаются изучением народного искусства, не ставят задачи выявления цикличности обращения современной моды к этническим мотивам с возможностью прогнозирования. Не изучается также смысловой контекст этнических костюмов.

В современном проектировании одежды наблюдается большое разнообразие ориентации творческих поисков при проектировании костюма с использованием элементов этнокультур, однако все они основываются только на опыте и интуиции модельера.

Иными словами, на сегодняшний день к проблеме изучения обращения мировой моды к этнокультурам не применены в полной мере возможности системного подхода.

Отсутствие объективных научных данных о закономерностях обращения современной моды к этническим культурам позволило установить необходимость в научном подходе к рассмотрению вышеуказанных вопросов, выявлению закономерностей обращения мировой моды к этническим мотивам. Это значительно оптимизирует проектную деятельность процесса проектирования и повысит эстетический уровень изделий, выпускаемых предприятиями.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется потребностями современной науки в новом подходе к исследованию особенностей развития моды и обусловлена:

• недостаточной разработанностью понятийной базы этнографической теории, отражающей специфику современного уровня развития художественного проектирования костюма;

• значительным ускорением смены модных тенденций;

• сближением и взаимным проникновением культур благодаря глобальной информатизации общества, вследствие чего в моде появляется множество новых форм костюма, орнаментов, в том числе новые текстуры и фактуры тканей в нетрадиционных сочетаниях;

• появлением новых технологий производства одежды, которые делают возможным создание новых форм, орнаментов и материалов;

• потребностью определить закономерности обращения мировой моды к этническим мотивам и их периодизации;

• отсутствием системного похода к проблеме изучения процессов обращения мировой моды к этнокультурам.

Данная работа направлена на решение вышеперечисленных задач и является первым трудом, обращенным к изучению процессов влияния всех этнических мотивов на современную моду, и представляет собой не только теоретический, но и практический интерес, для повышения эффективности современного проектирования костюма. Цель диссертационного исследования

Целью диссертационной работы является выявление закономерности использования этнических мотивов в современной моде и создание прогностической модели взаимодействия этнокультур и моды в будущем. В диссертационной работе решаются следующие основные задачи:

• анализ процессов межкультурного взаимодействия и взаимовлияния, исследование причин влияния этнокультур на мировую культуру;

• выявление факторов, влияющих на процесс обращения мировой моды к этническим мотивам;

• создание понятийной базы для исследования этнографических материалов в области костюма;

• комплексный анализ механизма использования этнических мотивов в современной моде;

• исследование влияния циклических процессов исторического развития общества - циклов экономической конъюнктуры, социально-психологического климата общества, а также циклов глобализации и интеграции - на формирование циклов обращения современной моды к этнокультурам;

• выявление циклов и закономерности обращения мировой моды к этническим мотивам;

• создание прогностической модели влияния этнических мотивов на современную моду.

Объектом исследования являются процессы обращения моды к этническим мотивам, существующие в модном европейском костюме XX -начала XXI вв.

Предметом исследования являются модели европейского костюма prêt-a-porter и haute couture, созданные на основе использования этнических мотивов с 1905 по 2005 год.

Методы исследования:

Методологическую основу исследования составляет системный подход, теоретические и практические разработки в области проектирования костюма. Задачи, поставленные в диссертации, решались теоретическими и экспериментальными методами.

В качестве инструментария используется комплекс методов:

• литературно-аналитический метод;

• метод системного подхода;

• структурно-графический анализ и основные положения теории зрительного восприятия;

• статистический метод сбора информации;

• метод конкретно-исторического анализа;

• применены общенаучные методы анализа и формальной логики, необходимые для формулировки заключений и выводов, полученных в процессе теоретических и экспериментальных исследований;

• методы математической статистики;

• для разработки эксперимента использован метод решения нелинейного уравнения.

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:

• проанализирован механизм использования этнических мотивов в европейском модном костюме за период с 1905 по 2005 год;

• определены факторы, влияющие на процесс обращения мировой моды к этническим мотивам;

• осуществлено экспериментальное исследование механизма смены моды с использованием этнических мотивов и подтверждена гипотеза о существовании циклов влияния этнических мотивов на мировую моду;

• выявлена взаимосвязь циклов влияния этнокультур на моду с существующими циклами исторического развития общества;

• выявлена периодичность использования этнических мотивов в современной моде;

• определена закономерность циклического взаимодействия этнических мотивов и моды на основе построения графика выявления длинных и коротких циклов; определены периоды активного и пассивного влияния этнокультур на моду;

• построена прогностическая модель влияния этнических мотивов на современную моду на основе экстраполяции эволюционных зависимостей, построенных на ретроспективном материале.

Впервые в истории теории системного проектирования костюма на основе анализа и исследования разработана научная концепция формирования и прогнозирования процессов влияния этнокультур на мировую моду. Эти вопросы сегодня находятся среди самых актуальных в современной науке.

На защиту выносится:

1. Теоретическая модель закономерности циклического формирования модного костюма с использованием этнических мотивов.

2. Прогностическая модель циклического взаимодействия этнических мотивов и современной моды начала XXI века.

Теоретическая и научно-практическая значимость результатов исследования:

Результаты работы являются научной базой в текстильной и легкой промышленности для планирования новых коллекций одежды, художественного оформления ткани и проектирования аксессуаров.

Проектирование костюма на основе полученной модели влияния этнических мотивов на мировую моду значительно расширяет возможности модельеров, главным образом, позволяя создавать новые формы костюма и орнамента на основе научно обоснованного прогноза.

Результаты диссертационной работы также могут быть использованы в учебном процессе: при чтении лекций, при написании научно-методической литературы, рефератов по дисциплине «Художественное проектирование костюма» и «Основы теории системного проектирования костюма».

Апробация работы:

Результаты исследования апробированы в учебном процессе по курсу «Основы теории системного проектирования костюма» и «Основы художественного проектирования костюма» на четвертом курсе.

Публикации:

По теме диссертации опубликовано 2 статьи в изданиях, входящих в «Перечень...» ВАК РФ; 8 публикаций - в сборниках научных трудов.

Структура работы.

Диссертационная работа состоит из введения, 3 глав, выводов, заключения, списка литературы, приложений.

Объем диссертационного исследования.

Структура работы обусловлена целями и задачами диссертационного исследования. Диссертационная работа изложена на 218 страницах машинописного текста, содержит 10 рисунков, 9 таблиц, 22 иллюстрации. Список литературы состоит из 218 наименований; приложения представлены на 46 страницах.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы диссертационной работы, определена цель, сформулированы задачи, научная и практическая значимость исследования.

В первой глайе проведен анализ тенденций моды на протяжении последних нескольких столетий, который позволил сделать вывод, что этнические мотивы являются одним из самых продуктивных источников возникновения новых форм, способствующих обогащению моделей костюма и орнамента.

Межкультурные взаимодействия являются неотъемлемой частью человеческой истории и имеют важные политические, социальные, экономические и культурные последствия для всех стран и народов. В процессе работы выявлено две модели культурного взаимодействия -взаимодействие локальных культур друг с другом и взаимодействие локальных культур с общемировой культурой. Исследованы факторы влияния этнокультур на мировую культуру и на мировую моду.

К факторам относятся:

• ускорение темпа развития общества;

• межкультурные взаимодействия и взаимовлияния;

• научно-технический прогресс;

• политические события;

• социально-психологические аспекты;

• развитие культуры и искусства;

• состояние экономики;

• индивидуальные поиски модельеров, основанные на интуиции.

Определены основные этнографические понятия и термины. На основе

понятия «этнос», данного Л.Н.Гумилевым, анализа литературных источников и иллюстративного материала модных журналов за период с 1905 по 2005 гг., были выделены этнические мотивы, которые в определенной степени характеризуют костюм этого периода. Критерием отбора была частота встречаемости этнических мотивов в форме или материале костюма, украшений, обуви, головных уборов.

Получено универсальное множество, состоящее из 40 этнических мотивов, в результате классификации получено подгрупп.

Во второй главе была выдвинута и доказана гипотеза о том, что обращение моды к этническим мотивам имеет циклическую закономерность, а колебания отражают имманентные закономерности развития экономической, политической, социально-культурной систем, заключающиеся в попеременной смене противоположных начал.

Для доказательства в процессе работы был проведен комплексный анализ модных тенденций в костюме XX века; проанализированы циклические процессы истории развития общества - циклы экономической конъюнктуры (повышательные и понижательные волны), социально-психологического климата общества (аналитические и синтетические периоды), а также циклы глобализации и интеграции.

На протяжении XX века мы наблюдаем три периода активного влияния этнических мотивов на мировую моду (начало 1900-х— конец 1920-х гг., начало 1950-х - середина 1970-х гг., начало 1990-х - 2000-е гг.) и два периода

преобладания противоположной тенденции - когда западная мода сосредоточена на внутренних влияниях и обращается к историческим мотивам. Это периоды - начало 1930-х - конец 1940-х гг. и середина 1970-х -конец 1980-х годов.

Периодам активного влияния этнических культур на мировую моду свойственны открытость общества внешним воздействиям, языковое общение, преобладание добровольно-договорных начал в обществе, более открытое существование социально-экономической системы. Происходит расширение внешних контактов. Это состояние характеризуется высоким динамизмом (слабы депрессии, интенсивны подъемы), волной инноваций. Культивируется непохожесть, нестандартность, гуманизм как признание самобытности, самопроявления личности. Периоды характеризуются поиском новых идей и образов в костюме.

Периоды, демонстрирующие доминирование противоположной тенденции, характеризуются неустойчивым экономическим развитием большинства стран мира, исчерпанием возможностей для развития доминировавших прежде отраслей; в это время обостряются социальные конфликты, нарастает международная напряженность. Темп развития замедляется, социальная мобильность падает, система стремится к закрытому типу существования. Доминируют консервативные идеологии и традиционные ценности в культуре. Для стилей характерны чувствительность, склонность к причудливости и гротеску, преувеличенный декор, стремление скрыть конструкцию.

Анализ показал, что в эти периоды прослеживается свободная игра с «цитатами» из истории костюма (историзм в моде), обращенность в прошлое. Также смешиваются элементы, заимствованные из костюма и декоративного искусства других народов, определяя эклектический характер этнического стиля; преобладает доминирование испанских и латиноамериканских мотивов (соответственно для Западной Европы и Северной Америки), а также шотландских и древнегреческих мотивов, которые характеризуются как «оксидентальные».

Выделенные периоды активного влияния этнических мотивов на современную моду характеризуются как «экстравертные» («ориентация вовне»), для которых характерна готовность использовать элементы других культур, обращенность к внешним воздействиям. Периоды, характеризующиеся преимущественной сосредоточенностью современной моды на внутренних влияниях и слабым использованием элементов культуры других стран, - соответственно «интровертные» («ориентация внутрь»).

Для проведения эксперимента из множества этнических мотивов, выделенных в I главе данного исследования, были отобраны 16 этнических мотивов, к которым относятся - русские, японские, арабские, африканские, индийские, персидские, цыганские, индейские, мексиканские, китайские, монгольские, шотландские, испанские, древнегреческие, турецкие и египетские. Критерием отбора послужило наиболее частое обращение

мировой моды к этим мотивам и упоминание об этих мотивах в модных журналах за интересующий нас промежуток времени.

В результате исследования выделены «ориентальные» и «оксидентальные» мотивы (таблица 1). Таблица 1 - Перечень «ориентальных» и «оксидентальных» мотивов, оказывающих влияние на моду в «экстравертный» и «интровертный» периоды соответственно

Выделены длинные волны влияния

этнических мотивов на современную моду: «экстравертные» периоды - периоды активного влияния

«ориентальных» этнических мотивов на мировую моду, и «интровертные» периоды - периоды,

характеризующиеся преимущественной сосредоточенностью современной моды на «оксидентальных» влияниях и неохотным использованием элементов культуры других стран. В таблице 2 представлена датировка «эстравертных» и «интровертных» периодов. Таблица 2 - Датировка "экстравертных" и "интравертных" периодов

"ориентальные" "оксидентальные"

п/п мотивы п/п мотивы

1 Русские 14 Шотландские

2 Японские 15 Испанские

3 Арабские 16 Древнегреческие

4 Африканские

5 Индийские

6 Персидские

7 Цыганские

8 Индейские

9 Мексиканские

10 Китайские

11 Монгольские

12 Турецкие

13 Египетские

"экстравертный" период продолжительность "интровертный" период продолжительность

с 1904 по 1927 гг. 24 года с 1928 по 1952 гг. 25 лет

с 1953 по 1976 гг. 24 года с 1977 по 1992 гг. 16 лет

с 1993 по —-----гг. 24 года

В результате исследования определены доли влияния каждого этнического мотива на заданных промежутках времени. Согласно полученным результатам в «интровертный» период среднее значение и доли влияния каждого «ориентального» мотива имеют тенденцию к падению. На рисунке 1 представлены диаграммы, отображающие распределение долей влияния этнических мотивов в «экстравертный» и «интровертный» периоды.

Распределение частоты встречаемости, полученное путем вычисления среднего значения влияния мотива по десятилетиям, также доказывает ориентацию «ориентальных» мотивов на «экстравертный» период и отсутствие значительного влияния в «интровертный» период. На рисунке 2 представлена распределение частоты встречаемости русских и арабских мотивов.

"Экстраввртмый" период 1907-1927 гг.

"Ингровертный" период 1928-19Б2 гг.

Рисунок 1 - Распределение долей влияния этнических мотивов в «экстравертный» и «интровертный» периоды

распределение частоты встречаемости русских мотивов

10-е it. 20-е гг. 30-я гг. 40-е гг. 50-е гг. 60-е гг 70-е гг. 80-е (т. 90-е гт 2000-е гт

распределение частоты встречаемости арабских мотивов

Рисунок 2 - Распределение частоты встречаемости этнических мотивов по десятилетиям на протяжении XX - начала XXI веков

Итак, проведенное экспериментальное исследование показывает, что активное влияние «ориентальных» мотивов на мировую моду накладывается на «экстравертные» периоды: 1905 - 1927 гг., 1953 - 1976 гг., 1993 - 2016 гг. (периоды, характеризующиеся повышательными волнами экономической конъюнктуры и преобладанием аналитических умонастроений), а «оксидентальных» мотивов - на «интровертные» периоды: 1928 - 1952 гг., 1977 - 1992 гг. (периоды, характеризующиеся понижательными волнами экономической конъюнктуры и преобладанием синтетического стиля).

В третьей главе

Рассматриваемая выборка моделей с использованием всех этнических мотивов за период с 1905 по 2005 год содержала около 16000 элементов.

Таблица 3 - Этнические мотивы, относительные частоты встречаемости которых не ниже 10 % (с 1905 по 2005 г.)

В процессе обработки данных получены

относительные частоты встречаемости, которые были приняты в качестве оценки вероятности

появления этнических мотивов в костюме (таблица 3). Вычисления относительных частот встречаемости этнических мотивов выполнялись по формуле:

Е(х) = N / Р, где N - количество лет, в которые наблюдается

обращение моды к данному этническому мотиву, а Р -общее количество лет, рассматриваемое в данном исследовании.

Полученные частоты позволили выделить из множества этнических мотивов 16 существенно значимых. Вычисление коэффициента значимости позволило выделить наиболее значимые, значимые и наименее значимые этнические мотивы (таблица 4).

Выделено три наиболее значимых мотива, коэффициент значимости которых составил выше 0,1. Далее, получено множество значимых этнических мотивов, в этом случае коэффициент значимости находится в пределах от 0,05 до 0,1. Остальные этнические мотивы, коэффициент значимости которых не превышал значения 0,05, характеризуются как менее значимые этнические мотивы.

На базе обработки нормированных данных, характеризующих степень влияния этнических мотивов по каждому году, были построены графики по каждому из выделенных существенно значимых этнических мотивов, отражающих частоту встречаемости и степень влияния каждого мотива на современную моду. Построена таблица, в которой фиксировались максимальные значения, отражающие степень влияние этнических мотивов за короткий промежуток времени.

Согласно полученным графикам короткие циклы влияния этнических мотивов на моду имеют продолжительность, примерно равную для всех мотивов, 12 лет.

н/п этнические мотивы Испанские относительная частота встречаемости,в % 90,90909091

1

2 Шотландские 83,83838384

3 Русские 80,80808081

4 Арабские 81,81818182

5 Индийские 75,75757576

6 Японские 77,77777778

7 Китайские 75,75757576

8 Древнегреческие 50,50505051

9 Египетские 49,49494949

10 Турецкие 70,70707071

11 Мексиканские 38,38383838

12 Персидские 34,34343434

13 Африканские 39,39393939

14 Монгольские 23,23232323

15 Цыганские 18,18181818

16 Индейские 17,17171717

Таблица 4 - Существенно значимые этнические мотивы, коэффициент значимости которых не ниже 0,01 (за период с 1905 по 2005 год)

Для подтверждения полученных эмпирическим путем данных

использовались математические вычисления.

Данные по каждому этническому мотиву можно описать следующей

формулой:

F(x) = А * sin (D*x + С), где D = 1/В

А - амплитуда, В -частота, С - смещение фазы.

Используя метод

решения нелинейного

уравнения, мы получили параметры этой функции: А -const (значение А - бралось произвольно для каждого графика, в зависимости от степени влияния мотива), значения В и С представлены в таблице 5.

Таким образом, выделены короткие циклы влияния мотивов на мировую моду, продолжительностью 11-13 лет. По структуре каждый полученный цикл состоит из повышательной и понижательной волны или волны активации влияния и дезактивации, которые имеют примерно равный для всех этнических мотивов промежуток времени - 6-7 лет. На рисунке 3 представлена полученная цикличность на примере японских мотивов. Таблица 5 - Полученные с использованием метода нелинейного уравнения значения

п/п 1 этнические мотивы Испанские коэффициент значимости 0,204288774

2 Шотландские 0,115526942

3 Русские 0,10686139

4 Арабские 0,070728402

5 Индийские 0,081491419

6 Японские 0,063479839

7 Античные 0,050864908

8 Китайские 0,072566854

9 Турецкие 0,073379935

10 Египетские 0,025125481

11 Персидские 0,021526035

12 Мексиканские 0,017563369

13 Цыганские 0,018890194

14 Африканские 0,022294822

15 Монгольские 0,010382684

16 Индейские 0,010872844

Этнические

п/п мотивы А - const В - частота С - смещение фазы

1 Русские 35 1,9853 1,7427

2 Японские 24 1,9983 1,6636

3 Китайские 22 2,0001 0,8812

4 Арабские 25 2,0077 0,6771

5 Турецкие 20 2,0027 0,7872

6 Индийские 30 2,0017 2,232

Между циклами влияния рассматриваемых этнических мотивов есть определенные различия, которые сводятся к величине шага спирали и степени интенсивности. За величину шага спирали отвечает частота В и смещение фазы С. Разница между минимальными и максимальными значениями В и С составляет соответственно 0,02 и 1,35, что является оптимальным условием для незначительного смещения величины шага

спирали, которое при одинаковой периодичности для всех мотивов за рассматриваемые 100 лет, позволило выявить закономерность (попеременное чередование циклов) влияния всех этнических мотивов на моду.

О влияние японских мотивов Д циклы влияния

Рисунок 3 - Совмещенный график влияния японских мотивов на моду XX - начала XXI вв. и полученные циклы

Для подтверждения этой гипотезы полученные циклы влияния отдельных мотивов были объединены в один результирующий график, представленный на рисунке 4. Попеременное чередование циклов позволяет говорить о существующей закономерности влияния всех этнических мотивов на моду. Кроме того, полученный график позволил выделить короткие волны активного и пассивного влияния всех этнических мотивов на современную моду, а также периоды наиболее активного влияния.

Ороссия Dиндия i>арабы £1 Япония DКитай figтурция

Рисунок 4 - Попеременное чередование циклов влияния этнических мотивов на моду XX века

этнических мотивов на современную моду за период с 1900 по 2005 год

В результате была построена совмещенная модель эволюции коротких и длинных циклов влияния этнических мотивов на современную моду, представленная на рисунке 5.

Периоды пассивного влияния этнических мотивов характеризуются возникновением череды кризисов XX века: циклических и структурных (сырьевые, энергетические, продовольственные, экологические) - 1907-1907, 1918-1921, 1929-1933, 1940-1946, 1957-1958, 1969-1970, 1973-1975, 19801982, 1992-1996.

1913, 1962 и 2001 годы являются высшими точками доминирования тенденции активного влияния, - отражают наиболее активное обращение мировой моды к другим культурам (установка на реалистическое, оптимистическое искусство). 1942, 1982 характеризуются как точки наименьшего влияния этнических культур на моду (преобладание в моде противоположных тенденций - установка на синтетизм, интуитивность, пессимизм). Наблюдается историзм в моде.

Рисунок 6 - Совмещенная прогностическая модель коротких и длинных циклов влияния этнических мотивов на современную моду за периоде 1905 по 2021 год Посредством экстраполяции эволюционных зависимостей, построенных на ретроспективном материале за период с начала XX до начала XXI века, была построена совмещенная прогностическая модель влияния всех этнических мотивов на современную моду. Совмещенная прогностическая модель влияния коротких и длинных циклов всех этнических мотивов на современную моду, полученная в результате данного исследования, представлена на рисунке 6.

О индия О россия О япония £1 Турция арабы □ китай

Рисунок 8 - Прогностическая модель попеременного чередования циклов влияния этнических мотивов на моду за период с 1905 по 2021 год

Прогностическая модель, отображающая попеременное чередование циклов влияния этнических мотивов на моду за период с 1905 по 2021 год, представлена на рисунке 8.

Увеличение шага спирали влияния некоторых мотивов в прогностической модели приводит к увеличению периодов наиболее активного влияния, равных 5 годам.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ

1. Анализ тенденций моды на протяжении последних нескольких столетий позволил сделать вывод, что этнокультуры являются постоянным и одним из самых продуктивных источников возникновения новых форм и образов в современном костюме.

2. На основе исследования развития моды XX - начала XXI веков (с 1905 по 2005 год) были выделены этнические мотивы, которые в определенной степени характеризуют костюм этого периода, в результате получено универсальное множество, состоящее из 40 этнических мотивов.

3. Впервые на основе использования системного подхода доказана гипотеза о том, что обращение моды к этническим мотивам имеет циклическую закономерность, а колебания отражают имманентные закономерности развития экономической, политической, социально-культурной систем, заключающиеся в попеременной смене противоположных начал.

4. Выделены «ориентальные» и «оксидентальные» мотивы, а также дллнные волны влияния этнических мотивов на современную моду: «экстравертные» и «интровертные» периоды.

5. Впервые получены короткие циклы влияния этнокультур на моду продолжительностью 11-13 лет. Периодичность влияния за рассматриваемый промежуток времени с 1905 по 2005 год равна для всех рассматриваемых этнических мотивов: X = 8.

6. Доказана закономерность влияния этнических мотивов на современную моду на примере 6 наиболее значимых мотивов, т.е. выявлено попеременное чередование циклов влияние этнических мотивов; выделены короткие волны активного и пассивного влияние этнических мотивов на современную моду, а также периоды наиболее активного влияния.

7. Построена совмещенная npoi-достическая модель влияния всех этнических мотивов на современную м-«ду, демонстрирующая степень и периодичность влияния этнических мотиву на современную моду, что является чрезвычайно важным для проектирования костюма в производственных условиях.

Основное содержание работы опубликовано в Рвотах:

Статьи в журналах, входящих в «Перечень» ВАК РФ-.

1. Самарханова Р.Ф., Козлова Т.В. «Исследование корреляционной зависимости в использовании этническлх moi«.--~современной модой». Известия ВУЗов. Технология текстильной промы1и,..-.чости _ 2008,-№2-С. 103-105.

2. Самарханова Р.Ф. «Выявление цикличности влияния этнических мотивов на современную моду». Текстильная промышленность. 2009 г., №4 - С.67-69.

Статьи:

3. Самарханова Р.Ф., Козлова Т.В. «Функции элементов костюма: история и современность». Сборник статей. Всероссийская научно-техническая конференция студентов и аспирантов «Проблемы экономики и прогрессивные технологии в текстильной, легкой и полиграфической отраслях промышленности», СПб, 2009 г., С. 185191.

4. Самарханова Р.Ф., Козлова Т.В. «Экспериментальное исследование динамики циклов влияния этнокультур на современную моду». Сборник научных трудов аспирантов МГТУ имени А.Н. Косыгина, г.Москва, 2009 г., вып. 15, - С. 134-139.

5. Самарханова Р.Ф., Козлова Т.В. «Закономерность влияния русской культуры на мировую моду». Сборник научных трудов аспирантов МГТУ имени А.Н. Косыгина, г.Москва, 2008 г., вып.14, -С.143-145.

6. Самарханова Р.Ф., Козлова Т.В. «Взаимовлияние интернациональной моды и этнических культур». Сборник научных трудов аспирантов МГТУ имени А.Н. Косыгина, г.Москва, 2006 г., вып.12, -С. 127-131.

7. Самарханова Р.Ф. «Влияние социально-политической обстановки в мире на использование этнических мотивов в костюме». Материалы международной научной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт, новые технологии», СПб, 2006г., №9, -С. 252-257.

Тезисы:

8. Самарханова Р.Ф., Козлова Т.В. «Использование этнических мотивов в процессе формообразования костюма». Тезисы докладов. Международная научно-техническая конференция «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности». МГТУ имени А.Н. Косыгина, г.Москва, 2006 г., - С.304-305.

9. Самарханова Р.Ф., Козлова Т.В. «Использование этнических мотивов при проектировании коллекции современного костюма». Тезисы докладов. Всероссийская научно-техническая конференция «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности». МГТУ имени А.Н. Косыгина, г.Москва, 2005 г., -С.295-296.

Ю.Самарханова Р.Ф., Селезнева JI.H. «Formation of the image concept designing a modem costume collection on the basis of ethnic motifs». Тезисы докладов. Научно-практическая конференция аспирантов университета на иностранных языках МГТУ имени А.Н. Косыгина, г.Москва, 2005.,-С.11-12.

Подписано в печать 02.11.09 Формат бумаги 60x84/16 Бумага множ. Усл.печ.л. 1,0 Заказ 358 Тираж 80 ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 119071, Москва, ул. Малая Калужская, 1

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Самарханова, Рената Фаридовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1 ВЫВЛЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ СОВРЕМЕННОГО КОСТЮМА.

1.1 Анализ факторов, обусловивших актуальность диссертационного исследования.:.

1.2 Основные этнографические понятия и термины, используемые в костюме.

1.3 Место понятия «этнос» в системе этнографических понятий.

1.4 Анализ процессов межкультурного взаимодействия и факторов влияния этнокультур на общемировую культуру.

1.5 Влияние этнических культур на мировую моду.

1.6 Символика и функции этнических костюмов.

1.7 Выявление этнических мотивов, оказывающих влияние на современную моду.

1.8 Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2 ВЫЯВЛЕНИЕ СВЯЗИ ДИНАМИКИ ЦИКЛОВ

ПРОЯВЛЕНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ МОТИВОВ В МОДЕ С ФАКТОРАМИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.

2.1 Анализ циклов и волн исторического развития общества.

2.2 Процесс синхронизации, определяющий согласованное развитие различных областей.

2.3 Анализ факторов социально-экономического развития общества

2.4 Анализ модных тенденций в костюме XX века с точки зрения волновой теории.

2.5 Выявление больших циклов влияния этнических мотивов на современную моду.

2.6 Выводы по второй главе.

ГЛАВА 3 ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБРАЩЕНИЯ МИРОВОЙ МОДЫ К ЭТНИЧЕСКИМ МОТИВАМ В МОДНОМ

КОСТЮМЕ.:.

3.1 Выявление значимых этнических мотивов.

3.2 Выявление закономерности влияния этнических мотивов на современную моду.

3.3 Прогнозирование тенденций (построение прогностической модели влияния этнических мотивов на современную моду).

3.4 Выводы по третьей главе.

 

Введение диссертации2009 год, автореферат по искусствоведению, Самарханова, Рената Фаридовна

Актуальность темы исследования

В современном обществе мировая мода находится в тесной взаимосвязи с этническими культурами, которые по праву являются одним из самых продуктивных источников возникновения новых стилей, форм и образов, способствующих обогащению современного костюма. Если иссякнет источник возникновения новых образов или элементов в моде, то перестанет существовать и сама мода.

Современный процесс художественного проектирования костюма связан с комплексом задач, решение которых предопределяется необходимостью прогнозной информации о закономерностях обращения мировой моды к этническим мотивам.

От модельеров требуется не только умение овладеть большим потоком информации о модных тенденциях развития формы, но, главным образом, способность создания новых форм костюма на основе научно обоснованного прогноза.

В современной науке имеется значительное количество научных исследований по народной одежде. Важными для изучения традиционного костюма являются публикации искусствоведов, историков моды, художников, специалистов легкой промышленности: Т.В. Козловой [74], Г.С. Гориной [43], А.А. Васильева [29], М.Н. Мерцаловой [95], Н.М. Калашниковой [66], И.Н. Савельевой [117], Ф.М. Пармон [106], Т.К. Стриженовой [128], JI.H. Абуталипова [1], И.Ю. Буфеевой [28], В.М. Волковой [37], С.М. Темерина [127] и др.

В частности, существует значительное количество исследований по традиционной одежде народов России XIX - XX вв., выполненных на основе сравнительно-этнографической методики, рассматривающей костюм как важный источник изучения проблем этногенеза, этнической истории и межэтнических взаимовлияний. Это работы отечественных исследователейэтнографов: Г.С. Масловой, JI.A. Молчановой, Т.А. Николаевой, Г.Н. Прытковой, О.А. Сухаревой, JI.H. Чижиковой, Н.М. Шмелевой и др.

Что касается вопросов интеграции элементов этнических культур, в частности элементов костюма разных народов и цивилизаций, в современную моду, то здесь нет столь существенных исследований, раскрывающих полную картину обращения мировой моды к этническим мотивам.

Существующие на данном этапе подходы к изучению развития костюма с использованием этнических элементов не выявляют совокупной целостности воздействий этнокультур на динамику моды в целом, а сводятся в основном к рассмотрению, по сути, частных случаев того или иного влияния, не раскрывая общей картины развития современной моды с использованием элементов этнокультур.

В ряде исследований имеются отрывочные данные об использовании -традиций народного костюма, о характере влияния одного или нескольких этнических мотивов, однако они не обобщены и не имеют научной обоснованности. Кроме того, авторы, которые занимаются изучением народного искусства, не ставят задачи выявления цикличности обращения современной моды к этническим мотивам с возможностью прогнозирования. Не изучается также смысловой контекст этнических костюмов.

В современном проектировании одежды наблюдается большое разнообразие ориентации творческих поисков при проектировании костюма с использованием элементов этнокультур, однако все они основываются только на опыте и интуиции модельера.

Иными словами, на сегодняшний день к проблеме изучения обращения мировой моды к этнокультурам не применены в полной мере возможности системного подхода.

Отсутствие объективных научных данных о закономерностях обращения современной моды к этническим культурам позволило установить необходимость в научном подходе к рассмотрению вышеуказанных вопросов, выявлению закономерностей обращения мировой моды к этническим мотивам. Это значительно оптимизирует проектную деятельность процесса проектирования и повысит эстетический уровень изделий, выпускаемых предприятиями.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется потребностями современной науки в новом подходе к исследованию особенностей развития моды и обусловлена:

• недостаточной разработанностью понятийной базы этнографической теории, отражающей специфику современного уровня развития художественного проектирования костюма;

• значительным ускорением смены модных тенденций;

• сближением и взаимным проникновением культур благодаря глобальной информатизации общества, вследствие чего в моде появляется множество новых форм костюма, орнаментов, в том числе новые текстуры и фактуры тканей в нетрадиционных сочетаниях;

• появлением новых технологий производства одежды, которые делают возможным создание новых форм, орнаментов и материалов;

• потребностью определить закономерности обращения мировой моды к этническим мотивам и их периодизации;

• отсутствием системного похода к проблеме изучения процессов обращения мировой моды к этнокультурам.

Данная работа направлена на решение вышеперечисленных задач и является первым трудом, обращенным к изучению процессов влияния всех этнических мотивов на современную моду, и представляет собой не только теоретический, но и практический интерес, для повышения эффективности современного проектирования костюма.

Цель диссертационного исследования

Целью диссертационной работы является выявление закономерности использования этнических мотивов в современной моде и создание прогностической модели взаимодействия этнокультур и моды в будущем. Основные проблемы, решаемые в диссертационной работе:

• комплексный анализ моды на основе использования этнических мотивов за период с 1905 по 2005 год;

• исследование процессов обращения современной моды к этническим мотивам;

• выявление основных факторов, влияющих на процесс обращения мировой моды к этническим мотивам;

• изучение взаимодействия процессов обращения мировой моды к этническим мотивам с процессами, происходящими в экономике, политике и социальной сфере мирового общества;

• выявление периодичности влияния" этнических мотивов на современную моду;

• разработка модели влияния этнокультур на мировую моду.

В диссертационной работе решаются следующие основные задачи:

• анализ процессов межкультурного взаимодействия и взаимовлияния, исследование причин влияния этнокультур на мировую культуру;

• выявление факторов, влияющих на процесс обращения мировой моды к этническим мотивам;

• создание понятийной базы для исследования этнографических материалов в области костюма;

• комплексный. анализ механизма использования этнических мотивов в современной моде;

• исследование влияния циклических процессов исторического развития общества - циклов экономической конъюнктуры, социально-психологического климата общества, а также циклов глобализации и интеграции — на формирование циклов обращения современной моды к этнокультурам;

• выявление циклов и закономерности обращения мировой моды к этническим мотивам;

• создание прогностической модели влияния этнических мотивов на современную моду.

Объектом исследования являются процессы обращения моды к этническим мотивам, существующие в модном европейском костюме XX -начала XXI вв.

Предметом исследования являются модели европейского костюма pret-a-porter и haute couture, созданные на основе использования этнических мотивов с 1905 по 2005 год.

Методы исследования:

Методологическую основу исследования составляет системный подход, теоретические и практические разработки в области проектирования костюма. Задачи, поставленные в диссертации, решались теоретическими и--экспериментальными методами.

В качестве инструментария используется комплекс методов:

• литературно-аналитический метод;

• метод системного подхода;

• структурно-графический анализ и основные положения теории зрительного восприятия;

• статистический метод сбора информации;

• метод конкретно-исторического анализа;

• применены общенаучные методы анализа и формальной логики, необходимые для формулировки заключений и выводов, полученных в процессе теоретических и экспериментальных исследований;

• методы математической статистики;

• для разработки эксперимента использован метод решения нелинейного уравнения.

Теоретические основы исследования:

При проведении исследования были рассмотрены различные научные подходы к изучению моды, представленные в работах Т.В. Козловой, Т.В. Белько, Р.А. Гузявичуте, Е.В. Ильичевой, И.В. Каллаговой, J1.B. Смуровой, Н.А. Филатовой. В качестве теоретической основы исследования взяты также труды Н.Д. Кондратьева, С.Ю. Маслова, JT.H. Гумилева, содержащие выявленные ими закономерности взаимодействия элементов природных и социальных систем.

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:

• проанализирован механизм использования этнических мотивов в европейском модном костюме за период с 1905 по 2005 год;

• определены факторы, влияющие на процесс обращения мировой моды к этническим мотивам;

• осуществлено экспериментальное исследование механизма смены моды с использованием этнических мотивов и подтверждена гипотеза о существовании циклов влияния этнических мотивов на мировую моду;

• выявлена взаимосвязь циклов влияния этнокультур на моду с существующими циклами исторического развития общества;

• выявлена периодичность использования этнических мотивов в современной моде;

• определена закономерность циклического взаимодействия этнических мотивов и моды на основе построения графика выявления длинных и коротких циклов; определены периоды активного и пассивного влияния этнокультур на моду;

• построена прогностическая модель влияния этнических мотивов на современную моду на основе экстраполяции эволюционных зависимостей, построенных на ретроспективном материале.

Впервые в истории теории системного проектирования костюма на основе анализа и исследования разработана научная концепция формирования и прогнозирования процессов влияния этнокультур на мировую моду. Эти вопросы сегодня находятся среди самых актуальных в современной науке.

На защиту выносится:

1. Теоретическая модель закономерности циклического формирования модного костюма с использованием этнических мотивов.

2. Прогностическая модель циклического взаимодействия этнических мотивов и современной моды начала XXI века.

Теоретическая и научно-практическая значимость результатов исследования:

Результаты работы являются научной базой в текстильной и легкой промышленности для планирования новых коллекций одежды, художественного оформления ткани и проектирования аксессуаров.

Проектирование костюма на основе полученной модели влияния - этнических мотивов на мировую моду значительно расширяет возможности модельеров, главным образом, позволяя создавать новые формы костюма и орнамента на основе научно обоснованного прогноза.

Результаты диссертационной работы также могут быть использованы в учебном процессе: при чтении лекций, при написании научно-методической литературы, рефератов по дисциплине «Художественное проектирование костюма» и «Основы теории системного проектирования костюма».

Апробация работы:

Результаты исследования апробированы в учебном процессе по курсу «Основы теории системного проектирования костюма» и «Основы художественного проектирования костюма» на четвертом курсе.

Публикации:

По теме диссертации опубликовано 2 статьи в изданиях, входящих в «Перечень.» ВАК РФ; 8 публикаций - в сборниках научных трудов.

Структура работы.

Диссертационная работа состоит из введения, 3 глав, выводов, заключения, списка литературы, приложений.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Формирование образной концепции при проектировании коллекции современного костюма на основе использования этнических мотивов"

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ

1. Анализ тенденций моды на протяжении последних нескольких столетий позволил сделать вывод, что этнокультуры являются постоянным и одним из самых продуктивных источников возникновения новых форм и образов в современном костюме.

2. На основе исследования развития моды XX — начала XXI веков (с 1905 по 2005 год) были выделены этнические мотивы, которые в определенной степени характеризуют костюм этого периода, в результате получено универсальное множество, состоящее из 40 этнических мотивов.

3. Впервые на основе использования системного подхода доказана гипотеза о том, что обращение моды к этническим мотивам имеет циклическую закономерность, а колебания отражают имманентные закономерности развития экономической, политической, социально-культурной систем, заключающиеся в попеременной смене противоположных начал.

4. Выделены «ориентальные» и «оксидентальные» мотивы, а также длинные волны влияния этнических мотивов на современную моду: «экстравертные» и «интровертные» периоды.

5. Впервые получены короткие циклы влияния этнокультур на моду продолжительностью 11-13 лет. Периодичность влияния за рассматриваемый промежуток времени с 1905 по 2005 год равна для всех рассматриваемых этнических мотивов: X = 8.

6. Доказана закономерность влияния этнических мотивов на современную моду на примере 6 наиболее значимых мотивов, т.е. выявлено попеременное чередование циклов влияния этнических мотивов; выделены короткие волны активного и пассивного влияния этнических мотивов на современную моду, а также периоды наиболее активного влияния.

7. Построена совмещенная прогностическая модель влияния всех этнических мотивов на современную моду, демонстрирующая степень и периодичность влияния этнических мотивов на современную моду, является чрезвычайно важным для проектирования костюма производственных условиях.

 

Список научной литературыСамарханова, Рената Фаридовна, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"

1. Абуталипова Л.Н. Использование национальных элементов при разработке современной одежды: Учебное пособие Л.Н. Абуталипова, М.В. Свиринавичус. Казань: Изд-во Каз. гос. технол. ун-та, 2000.

2. Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М., 1979, - С. 174-192.

3. Азроянц Э.А. Ритмика природных явлений и социальные циклы // Полигнозис. 2001. - N 4. - С.3-28.

4. Албакова Ф.Ю. Роль символов в национально-эстетическом сознании. Автореферат дисс. д.ф.н. МГУ М., 2000, - С. 12-19.

5. Аль-Халлаб А. Эстетические основы исламского орнамента. — М., 1999,- С. 145-167.

6. Андреева А.Ю. История костюма. Эпоха, стиль, мода. СПб.: Паритет, 2004, - С. 34-48.

7. Антонов В.И. Символизация как социокультурная и познавательно-практическая проблема. -М.: Наука, 1992. С. 18-26.

8. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. — М.: Наука, 1989,-С. 136-158.

9. Асеев Ю.И., Малютина М.В., Гавриков А.Н. Узловые вопросы истории и теории кризисов и циклов в обществе // Циклы природы и общества. -Ставрополь, 1996.

10. Ахиезер А.С. Между циклами мышления и циклами истории // Обществ, науки и современность. 2002. - N 3. - С.122-132.

11. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований.- 1995,-С. 13-16.

12. Белько Т.В. Создание бионической модели функционирования моды в костюме. Дисс. .к.т.н.: 05.19.07. / МГТА.-М., 1996.

13. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. — М.: Республика, 1996, С. 204-231.

14. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.15,16,17,18,19