автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Формирование общественно-просветительской мысли Садриддина Айни (1895-1917 гг.)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование общественно-просветительской мысли Садриддина Айни (1895-1917 гг.)"
АКАДЕЛИЯ . НАУК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН .. ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА им. И.М.МУМШОНА
?го сл
На правах рукописи /ДК 891.550(092) КА£ШОВА Рульнора Хакимовна
ФОРМИРОВАНИЙ ОБЩЕСТВЕННО - ПРОСВЕШЕЛЬСШ!' МЫСЛИ ШРШ'Ш АЙНИ (Т8Э5-Т917 г.г.)
09.00.03 - История философии АВТОРЕФЕРАТ.
дяссврташш на соискание ученой степе«« кандидата философских наук
ТАШКЕНТ - 1537
.Работа выполнена на кафедре фи лее оголи Ташкентского технического,университета ил. Еерунн.
Научны!! руководитель
Официальные оппоненты:
Ведущее учреждение -
академик АН РУз, доктор о'апоссф-екдх наук, профессор ХАЙРУЛЛАЕВ М.М.
доктор философских наук, профессор
послов Р;Н. ' '.
кандидат филоссгТскяа ¡ОТА'ШЛИНРСВ О.Ю.'
наук, доцент'
Тагшеятский государствеьяьш у ли верситет им. М.Улугбека
л
Защита состоится " О " -Х>/ 1997 г. з ¡£_
.(/О
часов
на заседании спегиаляявровакяого Совета Л 015.03.С2 гго защита ддесертапай на соискание ученой степени доктора наук б Институте Философия и права имени' ¡Т.ьГ.Муминога Академии наук Республики Узбекистан,по адресу: 7СГ17С, г.Ташент,'ул.,' Муминоэа, 9.
С диссертаплзй можно ознакомиться в Супдаыеитальнои библиотеке АН Республики Узбекистан (г.Тетаелт, ул.Мушно-ва, 13). • ' . _
. Автореферат разослан -/4 " Л/ _ 1997 г.
Ученый секретарь специализированного совета, •Доктор (Тилософских наук, профессор -
АЛИКУЛОВ Х.А.
ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЕОТЦ
А8Ш2М^1ь^еми_иссдеаомнкя. Приобретение Узбекистаном
независимости привело к. более глубокой возможности аухояного еа ~ мопоапания. сбращенад к историческому пвоидойу, исследования ро ли центральнсй'^атскоК гуяьт/вы в миг. оной цивилизации. "Для всех ' нас,- говорил И.А.Каркко?,,-является актуальной задачей)'и?учепио . священного ласдеаот ислама- философской науки, в чьсгности,восточной ^илосо^ии и-на ло:. основе оживление 'корней нашем великой культура к национальных ценностей, освобождения от кдестга недавнего прошлого , восстановления нашей национальной идеологии-.и.мышления ".
Норы! объективный подход требует еоослзповлснил и научного . ссмксленкя тех обцеста^н^с- ^.илосо^¡ских и нравственно- остетических ценностей, которые ъ течении '/С -уц лет либо не изучались по идеологическим сссбозцеллАН, либо били запрещены. Било обоепшнято об-ьу.нять в ро&кц-лог.нпсти и национализме здадидизн, который получил очень широкое распространение р начале века . Именно росгоку ис' -следование с точки зрения идей -и идеологии независимости-духовных ценностей, определяющих нашу близкую и далекую историю , представ-лнетск весьма актуальным ,
Одним из ярких представителей культурной жизни региона н начале XX иена был Садрпдин Айни . В общественно" политических ус -.ловиях тоталитарного режима, безраздельного господства коммунис - , тическок идеологии, классового подхода к ученым и их взгляда!. , а также-научного атеизма,-творчество 'С. АГши оценивалось исследователями лишь с вышеуказанны* позиикг: . Сри атом основное внимание исследователей творчества' С. Айни' концентрировалось лишь на поздних етапах его творческой деятельности , з ущерб исследованию на-* чальных 'этапов . _.''"'•..-''...-•
Вышеперечисленное, побудило у нас интерес к проблеме и вызвало необходимость .выбора ее 53 качестве объекта Диссертационного-исследования . . . ' : .
Г.Каримов И. а,;'Узбекистан. НйцЯокальн&я не^висимость.ькономикр.,
политика, идеология. Ташкент Узбекистан Д95б.г.1, о. _
Степень изученности тени исследования. Ранее социально-политическое мировоззрение .и взгляды Мни изучались аао при ого ' жизни. Так, например, .были опубликованы различные статьи, бропю-рн, тексты речей,'докладов,- по.свяаеш1ых' определошйш''годовщинам его рождения к т.п. К'ции-относят'ся публикации таких Повесмых современников ¿{¡пи, гак Гауур Гулом, Абдулла Каххор, лбдуллов, А0ди'Абдуллоходна, Салкии _ Мирз о Салиибек и др.?.
иозле била создана целая, школа айинводошщ. Однако в условиях болылевистского режииа внимание акцентировалось иииь па поздних этапах иизнодеятзльноми ученого в уиерб изучению начальных этапов. Это таи болов касается "джадидскох'о прошлого", которое квалифицировалось как "ошибка молодости".
По раниеиу этапу заорчвсгл^ Аиы; изданы научные труды академиков ИЛ.Ууминова,. А.М.Богоутдшмва, .профессора З.И.'Радкаб'ова ' ДР- '
Ценность эт;к исследований заключается .в том, что в них собраны очень интересные материалы и сделан ряд существ синих выводов относительно, начального периода деятельности АГиш. .
Б пооледнио годы , по таорчвсяву Айви опубликованы статьи и исследования Косииова Б., Каримова Г., Валихуджаеэа Б., Юсупова. . Э.Э., Каримова Э., Алиева А., Алиева 0'., Косшова С., Тоирова А. и др.2
- Гадур Гулом. Агонли олим за ёзувчп//К,изил.Уз0окксгон.-1353.
- 20 aap.;.Дбдулла Каххор-. Шданияшинг' аго^ли арб об и// Кизил Узбекиаюи.- 1353.- 27 апр.; Абдулло В. Атркли.ёзувчи' иа фан ар-боби// Ленин.Кули.-. 1953.-15 апр.; Абди-Абдуллдхока. АКни;-Таз- . кираи иуар.о' иутаахиршш Бухоро. :Нусхаи киюбхонаи Институт;! шаргвдиоси'АФ FCC Узбеккоин, !йб4.120 а.-121 -с.;Салкки Ltepso Са-лиибвк. Айнв. Тазкираи возех. Тухват-ул-ахбоб фа тазклрат-ул-ас-. ХО0; .Човя,,савГИ.Токагд.-..• 1932332t-333',,c.v.,.
Коох;иов.;Б1,кад(идч;шш/Д111лик.-г jasO,Карииов F.* Даар --йдеби!!. };аётига бир нагар. Упгошщ ла >збек ^илологилои1 васаЛаиа4• ри,- Т.:Уш!£ерс1!тог, TS93.- 4-8 б.; Ваяяхужазз Б .Мни галоши öMtp4t//• Jэбеккосоа-адабиёви в'а^ашшзги.,-1Э8й.- 4 нонб.;-Крудов ' D.,]£&ршо? 3, Объектов-баад беркш пайтн келди// ?збекистои адат, ■бкёги за оаиъагн.- 1920.- 19 я:;э.; Узбек насри ирихидан.- Т.:
Очередная задача,, продолжая нол(ое направление а исследовании,, еще более углубиться в изучение.формирования обыественно-4клосп,;:ского пиров оз зрения раки его' С .Лкни, который оставил глубоки!: след а духовно!'. квзии узбекского народа. •
Цель н Задачи исследования:' Осноанан ць^ь раоош сое юнг и исследовании процесса становления основ обаесте ¡шо—алс-чоф-скйХ'О'мировоззрения иолодого Садриддина А пни.
Для реализации дайной цели рэ вались слздуюсио задачи:
- определить влиянио исторической обстановки в Бухарской аинрцто в конце XIX - начале XX вв. на формирован 1:э обЕастаеннот философского мировоззрения раннего Л1иш;
- раскрыть Iоршео-хроиологичоскую последовательноеТ|> процесса становления феномена ыцелмеля, роль в этой ¡¡римессе А. До-чипа, Ш.Похяна, А.Сав?.о, /Л.ХеЛ:пата а др:;
■ - выявить :{Ш1оео'$ско-зстегическуп цешюсга первих пропзве-динии С.Л;'ни, их просветительские и дмднгакие идеи, определить ш: идеПнуп направленное», ы^азать обаии курс дальнейшей творческой овилюцн";
- проследить становление, развитие и фуигционированпе свободомыслия иолсдого С.АГпш,-его борьбу о ортодоксальностью и консервативной;
- проанализировать зарождение и особенности обонзсгввнао-по-литических идеП С.Аиш, обосновать из значение для философского осмысления оЗаих политических процессов в Центральной-Азии начала XX ьека; ...
- исследовать влияние просветительства в пелен, даадидизиа, идеологии иладобухарцеа на становлении цнровогз{яння и.А'лш;
- исследовать ыесто и роль демократических тенденций в становлении обязотзеино-гполияическоро «нроаоззрелая С.Апни.
Фан, 1982.т-195 б/; Алиев А. Адаби!! «оросва вааоншшйлик,- Т.: Адвбиёт за саньат,1583.- 160 б.;. Алиев С. ¡/нуталпш иуэллиф//
1'улистсн.-' 1989'й 10.- 8-12 б.; Чоиро.ча'А. Садриддпн А^ниакн?
биркнчи узбекча аеьрп.- АдабШ герое,- Т., 1962.- 2-сои.- 75-76 б,;
Косииов С. Ве^будиГг.-ва кадидчилик// ?гбекнс«оз а:;йбцугв за•саига-
2И,- ЬйО.- ¿0 я.чз.
■ 1.!ато/(ологичеоко1' основой исследования sucsïK'JS флорин идеология иеаавиоимост,' поаволяюцли рассиагравать духплмос наследие узбекского народа как с ос cao кую часг'ь обиечеловеческих цвииоа*в%. Идоояок'ия яоиавасшюити да.Зт Еозиох.иосгь косого подхода и объективного научного исследоигииш ;лзантка обшеииеп.чо-фцлоаофскоИ иыоли Туркестана конца XIX и начала XX никои. ,'Juïo-дойогячэокой основой исследовав я ссслр-алм икав груды воду: ta ученых -, философов ¿ историков, литературоведов, искуссязовздо.:.
Научная новизна диссертации: ■
' - на примера творчаскоН деятельности раннего A¡:hb ' осуществить новый подход к анализу и оценка обшоекЕоННо-филосомской иисли народов Туркестана конца XIX - начала XX веков;
« исходя из логики социального днначния и философских идей того'времени, сделана'иошика дать новую одкюдазацш просвиви-гельахва« которая рассматривав асrç в работе как закономерный итак . культ; лю-падорического процесса;
- предпринята подцтка пересмотра с новых псзици" нокоторих-искаженных ноторико-филозофских оценок отдельных представителей проаветительско!: идеологии, окружавших Ai.ни /J.l'ioxitH, А.Савдо, М.ХаЕрат и др./;
' - на примере'творчества Айии, с noamiaii сравнительно-ис то-ршшского йетода проведен соиоставитилыш' анализ таких важных теоретико-практических проявлений просветительства, как д*:адидиг;.: и движение «ладобухарцеа; .
-..вовне наториали творчества раннего Аини ню вопросам, ико-ли, просноцсния, пауки и искусства виордыз анализируются и оцениваются как больгае досттае^ие обаес гаанло-^илосой-ско!! .«ислп народов Туркестана начат XX столетня, направленные на срвераен-ствование человеческо;; личности;
. ' - детально проаи&лизпроьаино первое прозаическое произведение- учебник "Воспитание юноаестьа" /lüÓ¿, первое издание, 1917, второе издание/,, пзрвко. публицистические д;або»н. в .саыар-кандекок журнале "СШна" .11 бухарской газем "Еухор'ои '
- прослежено еханоялвшю и разылие демократических тен-деиций.Аорт'.родаыш -ийрсвоазрвьия Ai.nu. •
- б -
,прйк1иаескея_аь'аи1:исс1ь_райй1и состоит б тон, что она оценивается с точки г рения идеологии независимости прссветитольс -
rc.i.-i и топ культурно- исторического процесса г Центральной Азии, место F ней молодого'Сг дриддип;; АПни, чьи общественно- философские идем снгралп опроде.чонну-о рола в духовном развитии народа. Материал!.' диссертации могут быть использованы в дальнейшем иссле-ло?а>та oôtecïiîom-ro- t,'twr.cciигОЛ иыеаи Туркестана. Пололсйия, факты, вивоак ¡пстоячего -лсслзд^гг.ния могут быть испольоо'спни при чте::кн гузо^сгпх пурги1 история общестгонно- философской мысли н'а-подоз Центральной'Азии, остстиси, 'культурологии, отгт.и, релпгпо-.гпдспкя. ' '
¿ррсбпцгя. диссертации. Диссертация обе;,ъдвнч и рекомендована к защите го гпс-ддгли кафедр;; философии Ташкентского государственного Технического унивсрситеть икенк Лбу Ра5хсш Ееруни, и от,-еле 1'стсрии философии и .права шени' И.М. Мумгнст-ч' Академии неук Республики Узбекистан, па научно- исследовательском семинаре кафедры философии Бухарского Государственного Университета имени §аузул.*о Ходмаева, на Проблемном Совете по истории философии !'1'ститу';и ммес'.-фиг к право имени, К.¡1. Мумичога Академии Неук Республики Узбекистан. .
Северные рвэульклн исследования докладывались на Первых и Зторых Бухарских философских чтениях ( 19л2, 199'» годн), на Маирпбовсккх чтениях ( 1994 год),на научно- теоретических,конфе-рсь. аспирантско- преподавательского состава Таикентсксгр • Технического университета ( ISf?~I9S5 годн), на мероприятиях пое-'вя;яссеткх 25СС -летии древнего города, Бухари, .120 -легки Мох--мудходжи 'Бехбуди,( )год, IIO.-летию Абдурауфа Фитрттэ-(I--?1"" год), ICI - летки Файзулло'Ходжаева (. IÎ96 год),-на-.Четвертой'--, Геспублп:санско.". научно- теоретической конференции Ь Институте философии и права имени й. М. Муминова'. Не-котэрче-пел^.еккя диссертации излагались в:» з.'.мсткг.х, Спублккохог-кге гепотакк "Бухарские изхестия", " Нухорс хпкнкпгк " . ' '" ■ • ' * -
Структура диссертации. Диссертация.состоит из Впадения, двух глаз, Заключения к Списка использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Бо введении обосновывается актуальность темы, раскрывав гея теороаическа.ч и'практическая значимость работы, анализируется степень ее разработанности, определяются цели и задачи исследования, его научная новизна. .
Первая глава навивается "Влияние исторической обстановки в Бухаре коц эмирате з конце XIX - начале XX в.в..на' ¿орцкроааиио обааствешю-фицоао^ского мировоззрения раннего С.А'.лп." .
Со второй половины XIX века в Бухарской.зипрате^ как и во виай Центральной Азии, совериалясъ хозяйственные сдвиги, трансформация и разложение феодальных обаесхвойных отпо'лекип и социально-политических институтов,. Развертывался процесс первоначального накопления, постепенно набирал силу капиталистический уклад. Все это, безусловно, оказывало определенное воздействие на материальную я духовную еизнь шшлио.чоз люден, ломало ео привычные рэмки, вызвало к жизни новые обнес твешше потребности, обостряло старые и продолжало новые социальные противоречил и антагонизмы.
Сдвиги в экономической и'социально-политической сферах, ■ острые -социальные катаклизмы этого периода были тесно связаны с . глубокими изменениями в духовной культуре, в'общественном сознании. Успехи в научных .знаниях, иирркий процесс- взаимодействия культур, постепенно расшатывали унаследованные от средних веков .•еодальяо-теологические Зоззрония на природу, на человека и его место в космическом VI социальном универсуме. На сиену им утверждалось козое мировоззрение, отвечавиео требованиям вромени.
Объективный процесс, становления новых буржуазных огцошшиь" в'условиях колониальной зависимости-саши парадоксальный образом отразился дп судьбе народов Бухарского ош-рата. Старыймир был уяа практически утерян, а новый оае не обретен. Была создана весьма слодяая "на стыке двух культур"',' то есть маргинальная ситуации, которая сама по себе .уко создавала, почву для социальных п национальных брожений..
е -
Социально-экономическое к политичесноо наложение в Бутар-. с кои зыарэке конца XIX - начала XX вн. отличалось рядом особенностей, вызванных установлением протектората царской России. Среди этих особенностей: начало перевода экономики на квпталио-^ тическиЗ путь развития, пояалешю наемных рабочих и буржуазных зле..:снтов, о'Тиана рабства,
иошесиенно-филооофокая шаль в укааанное вреан носила на сеое отпечаток оормш изкду официально!'. феодально-клерикальной и демократической, прослагигельокой идеологией.
Наиболее виднши прсдставителяик обиесгЕенно-филосощской кисли данного периода в Бухаре бнли Ахмад Дониш, Кора Рахн^'тулло Базах, Щамсиддин Еохин, Абдулкодир Савдо, ¡iapao Азии Бус тонн и 'другие, кто ясно псниыал, что в условиях колониальной изолкро- • вакаости, невежества и нетерпимости, очень слоено вкидать духовного пробуждения народа.
Политическая, идейная обегакозкз в Бухаре поз'цеи&во влияла па .•.проьоззрониа ислодого Аиш. Он отодел от ранних сснглмекзгальшнс наслроенкй; в его произведениях стали звучать соцкально-уилосош-с кие !¿02iiuU и просзезигехьскиа вдев. Дальнейшая деятельность -дхадлдоа Ьухарц, з юв числе- а АПни, приводила к болыали ¡"«временам ь обиегтзеннои деятельности и шсл.ч народов эмирата.
Стацовлгни-з обшеотвенко-.г.нлосо^сного иг.ровоззрощм Айни на ранней этапе его творчества виранено в ого ранних произведениях, которые.включились в так называете тазкира, то есть антологии другцх авторов. Начало просветительской деятельности Ai ¡и а, на наш взгляд, относится' к периоду 1ЙЭ5-В05 гг. Этот период наиеЛ свиа наиболее яркое вйрааение в пропаганда акольноЦ реформа. Ai.ни вздел путь к прргрессу ъ распространении новой скотеш образования, научных знаний, светской культуру. В соотзатетвии о этими воззрениями он и определял проблешл своей творческой деятельности.
Просветительская идеология .оказала очень сильное влияние на все творчества Ашш: Поэюиу .мы регаили но-^озио^ноатп детально разобраться л э*о£ проблеме. • • .
Просветительство; будучи сфокусировало в идеологии и являясь ао проиаукаокву идеологически) фепоиойси, оказывает влпяаио ва
все стороны общественно!! жизни, Рассматривая его структуру, мы пришли к следующий выводам. Во-первых, просветительство по своэ-иу суаеству- национально, ибо его формирование совпадало с процессом консолидации.наций. Нот просветительства вненационального. Существует конкретно французское,• английское, болгарской, польское, русское, татарское, турецкое, узбекское и т.д. просзет::-тольскиэ течения, идеология ко/.чрйх, иаоя обзке закономерные черты, присушке проавотитсльству а целой, пагуг существенно различаться^ силу .своеобразия соштльнс-зкоио1н14ееких," националь-■ но-псНхологпческЯл особенностей.развития данных культур. •
Во-зторцх, просветительство, еознмшя и развиваясь в разные исторические сроки, .в соиераанно разных исторических условиях, ' иокет подвергаться значительной трансформации в зависимости от региональных и конкротно-исторических факторов: '
Б-трай>их, несмотря на все это, просветительство в целом является закономерным этапом в развитии культурно-исторического . прочена. ...
Прооаэтитзльская идеология моает"различаться не только национально,. но. и регионально. Это позволяет паи выделить нроовэ-титвльотво дальнего, Среднего и Ближнего Востока, западноевропейское, американское, центрашюааиаюкое и другие просветительства..
; Проаэзтительзкая идеология каждого.региона имеет 'свои особенности. Восток породил свое эпоху просветительства. Но внутри'' ррроветительокюс дзикьний каждого региона, з зависимости от урозарсоциально-зкономического развития, от степени зависимости от. европейских государств, от характера и специфики господствующих религиозных систем /ислама, буддизма, индуизма/ имеются и существенные различия. Более того,они наличествуют внутри как- .. дого националами просветительства. Поэтому необходимо 'учиты- • вать различие типов просветительокой идеологии в зависимости от
г0го, какова отепзнь ее оппозиционности.по отношению к коренным основам феодального строя и его идеологии. .
Необходимо отметить, что просветительство /будучи антифеодальный, явлением, иовавпсшо от ¡геста и вреаснк своего возникновения, в основе, своей отражает идейные процессы, связанный
с вовлечением общества в орбиту капиталистичосйкх отношений. . Этз выступает обшей закономерностью развития просзотительс'тза. '
Причем, отражение в -каздой национальной' кулыурэ процесса ломки оЗеодальннх и ссзнозления капиталистических отношений, протекая з разные исторический .сроки и в разных условиях, имеет, ряд своих особенностей, характэрных для той или иной культуры. ' Эти особенности, естественно, не могли не иалояить свой опечаток на то или иное национальное просветигельотв.о, его структуру и содержанке. ' . . ■•..•■ Как отаечаевся в работе, централъноазиатское.просветительство имеет свои глубоки? корни. Его традиции восходят к Алкиеру Навои /1441-1501/,. Последователем просветительских, идэР. на Вое-, токе являлся Мирз о Абдуллкодир Бед и ль /1644-1721/ - персоязыч-ный позт Индии, который бил очонь популярен среди бухарских поэтов,, практически являзгаихся его "подражателями". По словак Айяи: "Это становилось обязательным". Именно ранние произведения-Айни и писались з духе восточного просветительства прошлых времен. А'Пни посвятил специальный труд творчеству Бедклп, где он .попытался раскрыть гуманистическую направленность своего творчества.
Как отмечается в работе, почти вся деятельность Айни в ранний .период была-связана с проблемами воспитания. Необходимо отметать, что проблемы воспитания находились в фокусе нравственно-эстетических воззрений культурно-исторического процесса в, Цент-•ральной Азии, начиная уже с раннего средневековья. В профессО-нальной культуре и з фольклоре сложился в известной- степени канонизированный тип нравственно-эстетического.идеала. Дидактика становится традиционной' формой передачи и усвоения культуры. Многие столетия1поучительность служит одним из действенных способов воспитания человека. Ка Востока без нравственного поучения не считалось законченным ни одно произведение культуры. Таковыми были эпос Фирдауси, поэзия Саади, наследие Дайки и Навои,
а также творчество Руми и сочинения Ахмада Дои йога, Фурката Му-кшпг, Авлоии^ Вавки, Фитрата и Айни.
Таким образом, лгак подчеркивавтей в работе, центральноази-атская культура была з сущности свое" ориентирована на воспитание. Это обеспечивало преемственность процесса усвоения, зна*(и-
тельно облегчало задачу.духовного формирования личности в новых исторических условиях.
С другой стороны, траднгая поучешш хорошо ыщсывалась в духовой клаыат иентральасазивтсксй культуры, просветительство не выдвинуло яеоо'хсшшооть поисков более убедительных йсрм воспатаная
А!"на, разделяя, просветительские убехденая, ке йог остаться в стороне, В 12С9 году он напасал учебник, то есть кнагу для чтения под названием "Тахсаб ус-сабьён" ("Воспатэнде юноиества"). Этот учебнак обязательно входил в программу иовокетодноС школы. 3 работе подробно анализируется этот учебник, дастся его перевез на русский язык дассертантом.
Таким образом, как покезано в первой главе, ьлаяние соуяаль-нс'-нолятических перемен в казна. узбекского народа, частично перБо: русской реьолюиад, на общестБешю-пслатлческае взгляды раннего АГ'ш: выразились з вятдвоззпйя его гражданскойпоялгаа, • что в сво.с очередь с£сршяось ь тем, что АШш вступил в &то вре/ля в тарное просветительское общество '"ВосЬатонае детей" (1X5), напасал учеб нйк11 для новрыетедных сшол.
В. атот период своей .творческой деятельности, А«на выступал как просветитель. При'атом, как подчеркивается ъ дассертзили, одной аз ьэязеСашх черт просветительства является свойственно ему сочетание буржуазных и общечеловеческих интересов.
Именно острота протпворечйЯ ме:;;ду с" еода ли г;.:см а нарсуда ючн.м-оя капитализмом, неразвитость внутреннах антогоьйз:/.оь бур;:.уаансг общества' да ля $озмошость представителя;.! просветительской адеоло гдй выступать в.качестве представителей всех .угнетенных социальных сил, расишряла их аопаальнуп базу. 1
Все это способствовало тому, что просветительство сыграло г тот период весьма позитивную роль, оказало значительное елиянлз на последу ад!) ход развитая шрсьс!' сбместьенно:! /лес л» л сохраняет свое актуальное значение в настоящее время.
т
1:*А.')яя С. Тахсаб-ус-сибъйн. Табъа ду'ввум.-Фмарквнд: ,1йГ?.-88с
АР но С. А'1Ъори муПтахаб.-Сталййобод, 1953. С.236.,
Э' А!"М1 С. Куллиёт.Избр.соч.в 15 тт.-Т.6.-йуганбе,1931. С.24£.
Зо второй главе "Становление обиествеано-подитичепного мировоззрения Atian", раскрывается прсцосо-формирования обшесг-венно-филосо^ского и политического мировоззрения АИни, роль в этом процессе дкадиддама, а также демократических тенденций в развитии общество.
Конец XIX - начало XX веков период возникновения и разлития днадидиэма л Туркестана, Хиве, Бухарэ, представляется в наших глазах в а;,-ним историческим этапом становления узбекской культуры и национального самосознания, опрзделпвиих в немалой «опеки черти современного обносим-в Узбекистане. Речь идет не только о npní.'oii, прзеистзеиносх'л ~ех или. иных идей, взглядов, теоретических учении. Более иааная традиция, езявынаваап век иннеиш:!! и вен.проильШ, стала носителем особого стиля
шшлоаия, квторий как раз и проявил себя в полно!' мере в первые десятилетия века.
Как подчеркивается- и диссертации, дкадидизм остался в иа-' горка общественно-философской щели Узбекистана как объективно -возникшая в ходе развития исторического процесса лаборатория духовной культуры. • ■ . • •
Термин "джодад" происходит от арабского язика и означает " "новин" Первоначально движение джадидоэ зародилось в Татарин,-затеи в Закавказье, позко э Туркестане, б Хиве и Бухаре, Собь--1 ия в Турции, Египте, Афганистана, АзербаКд^аао, Татарии, .а таете активное вмешательство русских чиновников з жизнь цент-' раданоазиасских народов вызвали о глотнув реакции национальной интеллигенции. Для дальизьеюго социального и культурного развития региона в новой русло диадиди предложили ряд реформ в области экономики, образования, историографии, печати, религии» искусства, языке, праве, политики и т.д. По cy'-'H osoеИ.дяадида били реформаторами. . '..V ,
Известно отличие дмдидизма, о одно*- стйроны в Туркестане, с другой - в Бухаре и Хиье. Это отличие проистекало из различив в обпезтвешю-полктпческои строе. Дладиды двух ха.чстз л основном боролись за свержение абсолютизма, их туркестанские же братья акцентировали сдои усилия на борьбу о царизмом. ■
. Главная цель деятельности младобухароез в период с I&C5 гол - это реформа' старой сиотемы .мусульманского обрэзоьания и создав новсмётодных гкол.-Младобухарш настаивали на уравнивании в праы местных купцов с представителями русской.Луркуазадна отмене ус; ленной и чрезвычайно?, охраны Туркестанского края, прекращении не. ремещенся сюда русских крестьян, ограничении податей с населения л .т.д.1 .
Как отмечается в дяссерггрян, свои основные вдеГше взгляды дкадиды вырвавла на странипах печати. Тая с 1*»06 года в данном р гвоке начали издаваться газеты ""Таражки"., "Хурмд".' С IQC? по ХЭ08 года "Е!ухратн, "ТУлкор", с 1913 -по 1015 годы покат/лея ряд г; зет и куриалов. Это -"Ссиё", "Садси Туркястон"., "Садои .¿аргона", "ОЛна" (1913), "Эл-Батраш", -"Ллпд^(1С>Т0-ТС<Т4 -годы) я другие.
На страницах этих журналов л газет публиковались ьллософск'о-просветительские, публицистические статьи видных деятеле:! -вдлди-ллзш. Има были йунаввар Кора, .'Лэхгдул Ходка Еехбудн, Абдуоауф Зли трат, Садряддин Шел и другие. '..-.■.Общественно-политическое,' отчасти философское., мироЕоззренд дяадидов сформировалось лод бояьшш влиянием идеология татарских а турецких едянсмыплешшов, с которыми установилась постоянная связь. '
Культурно-историческое развитие'напего региона, впрочем как л многих регионов Востока, сложилось таким -образом, что ямпбртер слиядвлдохся в бур&уахноГ, секуляризированной Евоолн Нового време ни научно-рационалистических форм мышления и организации человеческой деятельности выступили институты европейского колониализма, в на л ем варианте - .российского. ;
■ Пря srow, при .всех уродлавых .сбоях проявлешшх, яолоядалнзм знаменовал собой Еесьма Напряженных процесс взаиу.одегствия меогяых форм общеждмя с различными проявлениями я нашюналь- :
Aiiни С. Тарихи инкллоби Бухоро.//.Ниязов Х.Н. Путь Садслддпна •AiiHii - поэта.- Москва: Наука,1^65.-0412. f
о
2- А"ни С. Бехбуди хазратлари тугрислда // Зарафшоя.- Самарканд, . 1222.2Q март.
- Т4 -
кыш вариантам европейской буржуазной иивялдзания. Зто напряженность взаимодействия, связанная с обновлением производительных , s.'i.î, с окнупзплон,ЕК!.1П нетсдама подавления одних элементов жизни (регламентация хозяйственной деятельности и т.д..) а а здианистра-тдевим noogpsaaea других .(внедрение элементов светского, [европейского образования и т.д.), неизбежно проводили к ситуаппл соиис-культурасго брсккешш. Црачем особую роль в этом брожении играла цестнис, образованные силы с'их неоднозначным социальным статуссм. Эго s была г;:-адпды, оссзвэешю, что. в Европе сфсргларосаявя новый тип мыплз.чнй л значения, который теперь уае ирснндает в ах регион.
Кап отмечается а работе, один из' стерхневкх тезлсов дгадид-ckoü (¡-члосстнл таков: Туркестан яе выйдет аз своего яультуряо-эко-нсыаческогс кризиса, не сможет присбгфться .на'к более совершенному шру, ни к духовному наследию своего ze собственного-прошлого, не ссеслв оле;леп.?н европейской образованное M и европеСояяе навыка î.jj:г.ченля.'Причем, ото - довольно стандартная ситуапая.в разви-г та а просветительства на-Бостоне.
Идентичная ситуация прослеживается в просветительстве стран Арабского Востока, Турпаи, ГГндаи/л'т.д. Осеопть$-усвоить,.-,.то. есть сделать частьп собственного опыта, 'собственной исторической про--е:.!стьел.'!сстн все то лучиее, что ";;:е было пережито Европой,-чтобы ' вернуть себе и достопнствс л'память,- - является одноЗ яэ вахней' эдх'черт гак называемого "восточного просветительства";
Ярки!! граацансклй nafee был в-иелоы присущ всей культуре 'эпохи Просвещения. Дидактизм, гражданственность а публицистичность - Еот"трн ката" просветительски"! культуры. Творчество Айни, как ; показано'в .рабву^ не (5ыло здесь ясилотеяяем, аз общего .-контекста реального npcneqc'är; * , ■ . • • ' -. .
Aîïни вместе é'другими ыладсбухарпамл, добивался серьезных. азл-ененаГ;-в обшествй посредством прогрессивных реформ,'направлял все своя усилия прегя^ консерватдзиа духовенства и схоластики, борясь за 'возможность претворения сбщестЕониб-правсвых лдеалов в :::нзнь обшества.
'Реформаторская деятельность'Aiвя выразилась в его непссред-ственпом участии' s деятельности первого'.тарного обдествя -;'•
At'ua С. Коротко о моей ajtaaa. Собр'.ссч. Т.I,--.Москва: Ууда«Ьт-. ве-яная жвгература, TS74.- С.84. ' '• ■ '
• - 1Ь -
ь Бухаре "Тарбияи агфол". Дини, подобно другим джадалам, принимал активное участие в открытии ноиочзтоднц« школ, сам преподавал в них, сам писал учебники для своих дкол, сам написал ^елую серию статей под иьзаакием " Иактуб" С 'Тигдг.с") газете "Бухорон ша -риф" о пользе образования, прогрессивно;" печати и так далее,5 о есть.Айни ч данныЛ период споеП деятельности всеми доступными средствами и методами пытался просветить своп народ .
Как подчеркивается а-- работе, начало XX века в Центрально/. Азии характеризуется бурным, г.роиоссоу х-.лЕ.лтлл -'.сты'.я культур . Во воой Центральной Азии в обращении очень I него "креполь-
ной " литературы из Турции, Йрана, Баку, Тиф лит, Кагкни^к Ба;:чн-серья . 3 огог период существовало какое- то обцис Анзхрщурнсс пространство, иояпо сказать даьс инре - общая культурная среда .
Шал, таким обрати:, довольно глубоп.: культурный обмен, который, в свою очередь, был вызван широких сгцоесн. Примером этого могут служить широко распространенные брповры иранского тос -ветияал Абд Ор -Рахима Телибоаа, и крымскотатарского просветители ИсмаиАа бой Гаспринского. и многих других . Что касается Гас-прииского, то, .как отмечается в диссертации, он оказал очень серозное влияние па развитие циадидизма в целом .- Из ого вдохновенных идей черпали свои убеждения М.^ахбуди, А.Накури, Лл;итраг, С.Айни и друпие ,
Бскоре после дворцового переворота в Турции, совершенного младотурками в 1й'7б г., и таким образом, провозглашения младогу-.' р-31; к о К "КонституцииМипхата", Исмаил Гаспринский выступил со своей,
■ получиЭ'ией широкую известность брошюрой "Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина". Брошюра эта, изданная а Симферополе и получившая очень ыирокое распространение в Тур—
■ кестана и Бухарском эмирате, положила собой начало прогрессивно: му движению среди "русских мусульман ".
• Уевральская революция резко политизурует все общество, йо-лодая национальная узбекская буржуазия питается коноозидлрозать-оц. В этогн период возникает множество национальных.полктичес -ких организаций, 'которые на гаррнгор:« Туркестана были, чаще всего, легальными, с ъ Бухарском и Хивинском ханствах- чаша всего нелегальными ,
'Демократические настроили нладобухарцел -¡шли..ись п подготовке ь ироавдеиаи ппрегдско'Д V'. г;Г' года) мкнк^естаиип в Бухаре, Ьдэгроы манифестантов привел к аросту и пыткам Аани, ч?о я пилось
... ig -
очень серьезный исльтпикем i- его н;изни, оказал сильное влияние на ^орммройЕнкс oCa,ccT2t:/t.o- ([■!.'лосифского мирозоззреиия раннего Айни. •
Лп| e.ibCK'io ссС'цзпл .ISI7 года в Гухпро привели к полному отказу Айни от монархических, настроений. Излюбленная идея просвети- ■ ■г у л .эй ьс-з< врехЬн и игровою- "щш-ветвппого монархе" болеэ не привлекала Айни. Вышеперечисленны« события развернули Айни к подлинно демократически!', гуманистическим воззрениям.
-В_зг,г.дачзнии исслсаоракия на основе идей и ипаологии независимости дается £м»Г'Дк.1Ш проблем сганотлония• общественное Философского мировоззрения ^адриццинна Мин . (18?5-1917г.г.)
В исследован-/-; укаэоио," что- в конца XIX -начале XX Веков ,в Центральной Азии, в частности в Бухарском имирате, довольно ин-'' Tüur.:ii<iw развивалось буржуазная общественна)? мысль, которая гш~ рая.вл? г ту гору нв только устремлонин формировавшейся буржуазии,' но и исторические потребности общества в целом. С ростом капи -диетического уклада в Центральной Азии пробивала себе.дорогу и особая струя - осмасллнче человека и общества с позиций идей зиг.ч-дидкзка. Одним из представителей данной идеологии был молодой Садриддинн'Айни . Выработанная им' система ценностей решительно ' противостояла официальным идеологическим устроям современного, чму общественно- лолитичоекег» строя Бухарского эмирата. Зсей ово-
i деятельностью а дачннй период Алии пытался доказать,-что общество может быть перестроено согласно требованиям разума в соответствии с естественными кеотъмлеиими правами человека. Си у-бо.<лен, что эти реформы могут бить осуществлены в самое Злижай-шее время . ' '
Исследспамио мировоззрения Айни дореволюционного периода . показало, что он г иер/.гд с 1895 по 1917 годы, пропел чрезвычайно сломчнй путь от попагох школьной ре^орик, до реформы полити- ■ чоскок, 5и антиколониальной борьбы. Этот путь начался с разоча- ■ рования в ицеол'ншческоЯ трактовке сущесгвуюцей- действительности , с усвоения новых рацикалышх ^илссс^сгих и политических идей.
Изученные кагерпалу тэсрчоской ¡имгй.-.ьчостп Айни, их тщательный нсучн:.:;; ав«л*з позволяет на» ;зцдел;«ь следудапе Периоды tsov-чеспа АГпи дореволюционного Diane его жизни .
I период: год и -сугубо. просветительский, где ре-
<5ор«и претендовали па кссчкчесх;« изменения в обществе. Ссноеноо еничкнио I] это-время уделялось школьной реформа, Сорьбо со схоластикой г философпч, литературе и религии.
II период: 12.05-1510 годы-, реформа торскквда?о&терггуэи;ц'шп *!.р1'т!1Ко;. существующей системы просвещения, теегр£.,гп'сь::::-',--',ет::,й также пропагандой рационализма и нерелигиозной логики, Годного истолкования догиатолСаскоик-гд-ДгпО.то есть рпобо",о!:'.!с-л,'.я.
Шпэриод: 1°ЮтХ914 годы-рсдикельпл: клл дьадмскпК, »¿меч*»! кий острой социальной рлпози»:«»!!, б -когоро/; очень сильно выражена антифеодальная направленность,о кшхкга схсхесгсет: соссдсгаоза.ю с гуиэнизпом V. роль с»-- е зк г ст'Ы). О го г период характеризуется сиюлйгкз:.-рсганкс;.; рел:: ••.ктг.-лкрг'.-ц::., вера в возможность ят.юсгстигсльсш; путеп дсогигеппя общественного бда,гз и прогресса.
1У период:1915-1917 годы-постд'.;;адидскип,особенностью которого является пеявленко йн1кксясниал'ьиых идс«, сФор'гпрозсли: протес.; протпн национального угнетения.
У перисц:1917 год,-фев'раль~октябш.-либералыш-демскратичес-киЕ.в кстс рок реопубликанско—конституционные идеи сочетались о' ас-лпмехики воззрениям: на природу ;; сб-^Стгс-,' обращением к пеосдсги.. философским учениям современности.
Деятельность Садриддинна Айни продолжалось и после ривгинлп:! 1917 года вплоть до 1954 года-до' конца его жизни и имела свои с-тс.-пы,которые уже выходят за ракки нашего исследования. • По томе диссертации опубликовано следуп^яе:
1. Просветительские идеи в формировании мировоззрения Сзг,р;п;г;и-: А и гн;. Брошю ра Л 99 4. -С. 1-Х'!. • \
2. Айни дастлабта асарларышнг эсю гикаси.//!1кг.инчи Бухоро фалса-фахонлнги.-Бухоос>199';.-С.36~39. . . .
3. Машраб Садриддикн Айни галкинида.//Маираб фалсафаси ва лирика« -БухороД?94.т0.24-25. . '
Проблемы просвещения в' произведениях Садриддинна АГши.-БрошюрЕ Бухара,1995.-С.£9. •
5. Садриддипн Лини о великих мыслителя^ Алииоде Навои и Абдурахып» Дхошьехыок 1!оций ва Някибанди::- таълтг.юти.-Бчхооо, 1?95.-V-О фплссцфско-нреЕственг.ых идадх С.ЛИни б его книге "?ахснб~ус-1.чн:'.с!-;"С"Воспитание ано'лес.тьа.").//М^стакнлик УзбекисТок 'Голсш+п 4: яишшг. 50дзп5гб муаимодари.1У.-Тоиквкг,1(-Г-7.-1Ь2-1'>'1 б. •
7. Дяадидизи а становление общественно-философских воззрений С.Айни,//Обшественние науки в Узбекистане.-Т.,1997.» К» 5.-С. 49-52.. • '
8. Седая наша древность,Ц Экономика и статистика.- Т., 1997.-.V- 10.-С. 76-77.
Коаииовв ГД.наыг "Садриддии Айкиг.-нкнг ижтииоий-цэърифий гояларанинг ыакллаашаи (IRS5-I9I7 Кй.)" иавзуи-дага ноизодднк даооархацлясиш;нг к^окрча баени
( ГШИЕСИ)
Бу ноиаодлшс дисоархацияса XX аср боаларлда шшхакэийэдв ыаари$аи1арвэрлщс гоялара гаракдиёхнга хисса куаган Садриддин Аанайнииг иьодии хахлклига багилланган.
Днооархшш кнрнк, акна боб, хулооа, фойдвланллгаи адабн-11 tiup pjiixâi.i ьа .иовадьн nöopai. .
Садр'идднн Айнкй томэнидан илдвб чицилган крдраятлар тлзи-uat ушв паиадаги Бухоро омирлагада иавиуд булгаи икмиолй-саё-ohU хуэуикивг uaíxypaaaít тузилиаигв дораа эди.
С. A tin nil HK>tH орьда бу исдохохларакиг т.:яч <дул билан хал буллшнга к^хтй шаиар зди. С.АШши дунок^рылининг хадк^крхи ¡ujiik куроатадиии, бу давр - яьны I6S5 йллдвн хоки 1УХ7 аилгача öJju-üh давр (шхояхда ыураккаб йуд оулиб, öj аул узага цакхаб иолохмидни оа.алиб, сиаонй ва цусгеилекачиликка карий курад бораоадйгл иолохосларни уз ичига слада. Бу уша пейтдо кавяуд бувгва и&5к у panoli оииаий го^на^га аид йулаб, яъиа ty6 ianca$a¿ ва oaëcali i'OHflap узгариишни такого ахарда.
С.Аилай бошка "ёш бухоролаклзр" иаърифий иолохотлир оркдла яаыанхда губ уагариа pyööra чледрди, унинг хаклиф калган иолохох дврииинг йуналишзари шънавий коноервахорлак ва схолаохякага адэран к^рэхилгын ад и. Бу дэврда у ys фаолаяхндаги иакллаиган уояубларнкнг Оарчасана, ошксра ва иахфий «шконинхларана бу ас-дохохлерни аиадга ошараада нулледи.
Садриддин Айннй уз Х8ли>ши ыаързфахга чорлади, Ёа Аанай-иаиг ижхаиокй-фалоафий дуаёк^рааииинг аакллашишда вёа бухоро-аикдарининг дваокрахик кайфияхй «уде к учли хаьсир к^лди.
SUMuART
FOHIíIIJ'j l'EB -SajIAL-BEUOAXIVB. IDEA 0?
SAEHIDDIH All!!--.- • "■'-■•
/1895 - 1917 /
y'JIi/OKA Kli. KAZTUOVA
Sadriddin Aini waj oca of of. tho TiYid roprsaantati-res of the XX century. Tho theaio cormieta of an introduction,1 2 chapters , a conclusion, a rdforenae-liat and an apposition.
The aj'atoa of y*1u;w norfeed out by S.Ainl cu raaolutely opposed to the official ideological principias of ooniataprorary to ■ him a social-political system in Bukhara «mírate. S. Ainin tried to prove with all hie activity that the sooisty can and must be rebuilt ncoTrdin^: to tbs demand« of iñtilléot in cooforaity with the ' natural and inyreacribed .'rights of a ®sn. S. Atr.i firaly convinced that allt these reforoa can "00 realised In tho nearest future peaoefully. ' ■ '
i'he ruBsarch' of 8. Aini'a outlook of pre-rovolutionary period aho.ved that he / 1895 -1917 / traveled particularly a ooopliosted wyy from attempt of aohóoi raforua till those of political, till anticolonial atraerle. This way be^au *ith diasapalntuxent' i« »-ao-logioal interpretation of th-f ¿¿¡.xtis^; ioallt;-, »¿tit raaatie ring and■ affiraing the new radical philosophical íná political ideas.
3. ,\ir.i alédobukhsrins haw uohieved Uhe
aerioa caant;s3 iri tun aooiaty by'añmis o£■progr«s»iva reforn* put-' ting all tb'ji-' 'efforts ft0-sinat oonservatissi a.?' priesthood &n<i sohik-lestioiBau He fought for opportunity to realiza-the aooidl-legal ideals into a sooi«ty. At that'period of hla aotivlüjf a.Mnl'-tried to educate- his people by all available ways -end nethi>:& using all le.^al and non-lee;»? 1 opportunitio3. Tho democbafcio aobda of olodobukhs kh&rina influar.ced strongly on - orminG tho eocial-sdiicatiya outlook. of young Sadriddin Aini.